Понятие системы экологического менеджмента.

Общая информация.

Система экологического менеджмента (СЭМ) - это часть общей системы управления предприятием, которая включает в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и развития политики предприятия в области экологии.

При принятии решения Руководством Вашей Компании о разработке и внедрении системы экологического менеджмента следует четко понимать, что СЭМ дает преимущества как с финансовой точки зрения (повышение эффективности производства, экономия средств и ресурсов, развитие потенциальных возможностей на рынках, как внутренних так и внешних, привлечение инвесторов и Клиентов, повышение вероятности получения банковского кредита), так и со стороны преимущества с точки зрения управления рисками, связанными с отношением к экологическим аспектам функционирования Организации, которое СЭМ позволит в корне изменить (предупредить аварии и инциденты, санкции регулирующих органов, ответственность и компетентность персонала, и т.д.).

Экологический менеджмент - это системный подход к решению экологических проблем в функционировании Вашей Компании, а также в стратегии развития бизнеса.

Плюсы внедрения системы экологического менеджмента.

Можно выделить ряд важнейших факторов, позволяющих принять решение о внедрении системы экологического менеджмента (ISO 14001):

I. Требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды

Действующее законодательство и механизмы контроля его соблюдения, постоянно возрастающее количество политических решений, законов, а также требования других нормативных актов внешнего происхождения (Политика банков, инвестиционных Компаний, Клиентов, и других заинтересованных сторон) и механизмов контроля соблюдения содержащихся в них требований - все это, несомненно, требует мониторинга и управления.

II. Конкурентоспособность

Экологические аспекты, связанные с продукцией и технологиями производства, играют существенную роль в конкурентоспособности Вашей Компании, как на внутреннем рынке, так и на международном. Соответствие Вашей продукции высоким требованиям международных стандартов в области охраны окружающей среды, несомненно, повысят конкурентоспособность Вашей Компании.

III. Финансы

Отрицательное влияние на успешность предприятия оказывают:

  • аварии;
  • недостатки в производственном экологическом контроле (вопросы ответственности за прошлое загрязнение, расходы на реабилитацию загрязнения, приостановление производственных операций);
  • внедрение экономических (финансовых) инструментов, таких как налоги или платежи за выбросы, сбросы и отходы, для стимулирования снижения уровня загрязнения;
  • дополнительные стимулы со стороны государства (лицензирование), банков (более привлекательные условия выдачи кредитов) и страховых компаний (более привлекательные условия страхования);
  • экономия затрат за счет внедрения методов чистого производства и повышения экологической эффективности.

IV. Внимание заинтересованных сторон, информированность и репутация

В настоящее время потребители, их организации, широкая общественность (в соответствующем регионе), третьи стороны (финансовые институты и страховые компании), а так же акционеры и сотрудники предприятий уделяют особое внимание воздействию Предприятия на окружающую среду.

Грамотно разработанная система управления охраной окружающей среды позволит Вашей Компании повысить репутацию в деловых и общественных кругах и создать имидж «зеленой» Компании.

Этапы разработки и внедрения системы экологического менеджмента:

Этап I. Проведение обучения для руководства и менеджеров Компании основным принципам системы экологического менеджмента по стандартам серии ISO 14001. Проведение вводной презентации для руководства и специалистов Вашей Организации по системе управления охраной труда и стандарту ISO 14001.

Этап II. Проведение оценки исходного состояния существующей системы экологического менеджмента Компании. Диагностическая оценка проводится с целью получения объективной информации о состоянии системы экологического менеджмента в Вашей Компании. Проведение оценки и диагностики состоит из следующих этапов:

  • анализ организационной структуры Компании (обязанности, ответственность, оценка функций и роли каждого работника);
  • определение экологических аспектов;
  • оценка мотивации и заинтересованности персонала Компании.

Результатом оценки рабочих процессов в организации является отчет о проведенной проверке, перечисляющий слабые и сильные стороны состояния системы экологического менеджмента, и содержащий рекомендации по улучшению деятельности организации, который передается руководителю Компании. Результаты диагностической оценки служат основой для дальнейшего Проекта по созданию системы экологического менеджмента.

Этап III. Идентификация законодательных и прочих требований

Идентификация законодательных и прочих нормативных требований осуществляется в соответствии с технологическими процессами Компании, а также в соответствии с выявленными опасными факторами и рисками на рабочих местах.

Этап IV. Разработка документации системы экологического менеджмента. В "стандартный" комплект документов системы экологического менеджмента входит:

  • Политика и цели в области экологии;
  • Необходимые документированные процедуры:
  • Идентификация, оценка и управление экологическими аспектами;
  • Идентификация и управление требованиями законодательных нормативно-правовых актов в области экологии;
  • Управление документацией;
  • Управление записями;
  • Обучение персонала в области охраны окружающей среды;
  • Управление операциями;
  • Планирование, разработка и управление действиями при возникновении ЧС;
  • Управление несоответствиями;
  • Корректирующие и предупреждающие действия;
  • Внутренние аудиты;
  • Анализ функционирования Системы экологического менеджмента со стороны Руководства;
  • Разработка Целей и Программ в области охраны окружающей среды;
  • Руководство СЭМ;
  • Приказы и другие распорядительные документы.

Этап V. Распределение ответственности в системе экологического менеджмента.

Этап VI. Подготовка в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001 менеджеров и персонала, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды и другие смежные вопросы.

Этап VII. Организация деятельности Компании в системе экологического менеджмента, включая мониторинг, операционный контроль, систему проверок и корректирующих действий, внутренний аудит.

Этап VIII. Разработка и активизация процедур анализа и пересмотра системы экологического менеджмента со стороны руководства Организации.

Этап IX. Разработка системы взаимодействия Организации с внешними заинтересованными сторонами с целью демонстрации результатов деятельности в области охраны труда и производственной безопасности.

Этап X. Проведение предсертификационного аудита системы экологического менеджмента.

Этап XI. Оказание консультационной помощи при подготовке Организации к прохождению сертификационного аудита в выбранном органе по сертификации.

Мы предлагаем как сопровождение проекта от начала до конца, так и консультации по отдельным этапам разработки из выше перечисленного, внедрения и сертификации системы экологического менеджмента компании по стандарту ISO 14001.

«Рациональное использование природных ресурсов - одно из приоритетных направлений деятельности ООО „Газпром трансгаз Югорск“. Компания стремится к минимизации вредного воздействия на окружающую среду и совершенствует собственную систему управления природоохраной. В ноябре 2012 г. ООО „Газпром трансгаз Югорск“ успешно прошло международный сертификационный аудит СЭМ на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 и корпоративным требованиям ОАО „Газпром“., П. М. Созонов, генеральный директор ООО „Газпром трансгаз Югорск“.

Безусловно, для любой компании главной задачей является получение прибыли. От этого зависит ее благосостояние. В этом заинтересованы и властные структуры, так как чем успешнее бизнес, тем больше поступает доходов в государственную казну, тем проще решать социальные проблемы. Но есть принципы, через которые нельзя переступать ни власти, ни бизнесменам. Это, прежде всего, вопросы экологии. На страницах сайта мы расскажем, как строится система экологического менеджмента в нашей компании.

Приоритеты деятельности Общества

Никакие соображения экономического, технического или иного плана не могут быть приняты во внимание, если они противоречат интересам обеспечения безопасности персонала Общества, населения, проживающего в районах размещения объектов Общества и охраны окружающей природной среды. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности являются:

  1. Обеспечение надежной и эффективной работы газотранспортной системы.
  2. Рациональное использование природных ресурсов.
  3. Развитие кадрового потенциала.
  4. Социальная ответственность.

Приоритеты деятельности Общества в области охраны окружающей среды

Общество уделяет большое внимание вопросам охраны окружающей среды, в которых также выделены приоритетные направления:

  1. Снижение вредного воздействия на окружающую среду в процессе производственной деятельности.
  2. Обеспечение качественного производственного экологического контроля, аудита, мониторинга источников воздействия на окружающую среду и состояния природных объектов.
  3. Соблюдение действующего природоохранного законодательства.
  4. Совершенствование системы управления природоохранной деятельностью в соответствии с требованиями международных стандартов.

Цели внедрения СЭМ

В число корпоративных экологических приоритетов входит экологический менеджмент как эффективный инструмент, который обеспечивает системный подход к вопросам, связанным с состоянием окружающей среды, позволяет включать экологически значимые цели в стратегические направления, а также является инструментом достижения стратегической цели Общества - стать лучшей газотранспортной компанией Газпрома.

С целью совершенствования системы управления природоохранной деятельностью, в соответствии с графиком ОАО «Газпром», и решением высшего руководства, в Обществе в 2011 году внедрена система экологического менеджмента (СЭМ) в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004 и корпоративными требованиями ОАО «Газпром». В настоящее время область применения системы экологического менеджмента охватывает все основные виды деятельности Общества. Цели внедрения СЭМ:

  • снижение негативного воздействия на окружающую среду в зоне производственной деятельности компании;
  • достижение стратегических целей ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
  • упорядочение системы оценки экологических рисков, определение их значимости;
  • определение экологических показателей, контроль их выполнения. Рассмотрение их динамики при анализе со стороны руководства;
  • совершенствование системы экологического планирования. Контроль выполнения мероприятий;
  • интеграция положений охраны окружающей среды в общепроизводственную систему управления предприятия;
  • повышение уровня экологического образования и ответственности руководителей и специалистов.

Экологическая политика

Производственно - хозяйственная деятельность ООО «Газпром трансгаз Югорск» затрагивает интересы тысяч людей. Воздействие на окружающую среду, оказываемое предприятием при осуществлении своей деятельности, определяет его ответственность перед обществом. Сознавая эту ответственность и отвечая возрастающим требованиям в области экологической безопасности, Общество установило стратегические цели в области охраны окружающей среды, приняло на себя обязательства и определило механизмы их выполнения.

Стратегические цели в области охраны окружающей среды:

  • минимизация удельного негативного техногенного воздействия на природную среду (на единицу товарной продукции);
  • достижение статуса лучшей дочерней компании ОАО «Газпром» в области охраны окружающей среды.

Обязательства:

  • гарантировать соблюдение требований законодательных норм РФ и международных стандартов в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивать ресурсосбережениеи повышение энергоэффективности процессов производства на всех егостадиях;
  • уменьшать негативное воздействие на окружающую природную среду,обеспечивая приоритет предупреждающих действий;
  • расширять и поддерживать взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными сторонами в области охраны окружающей среды;
  • учитывать права коренных и малочисленных народов на сохранение исконной среды обитания;
  • мотивировать, обучать и вовлекать персонал Общества в процессы экологического менеджмента;
  • обеспечивать широкую доступность информации о деятельности Общества в области охраны окружающей среды;
  • устанавливать свои цели и задачи в области охраны окружающей среды на основе Экологической политики и мероприятий по снижению экологических рисков;
  • выделять достаточные организационные, материальные, кадровые и финансовые ресурсы для обеспечения принятых обязательств.

Механизмы реализации Обязательств:

  • внедрение и поддержание в рабочем состоянии эффективной системы экологического менеджмента, основанной на требованиях международного стандарта ISO 14001 и корпоративных требованиях ОАО «Газпром»;
  • целевое планирование действий по снижению экологических рисков и мероприятий по реализации Экологической политики;
  • применение эколого-экономических и природоохранных аспектов при разработке проектов и их реализации;
  • выделение достаточных организационных, материальных, кадровых и финансовых ресурсов для обеспечения выполнения принятых обязательств;
  • проведение технических и организационных мероприятий по недопущению экологических ущербов;
  • применение наилучших доступных технологий во всех сферах производства;
  • учет экологических факторов при закупках технологий, материалов и оборудования, выполнении работ и услуг подрядчиками;
  • проведение и стимулирование научных исследований, направленных на повышение энергоэффективности, снижение негативного воздействия на окружающую среду и экологических рисков;
  • страхование высоких экологических рисков;
  • совершенствование системы экологического обучения;
  • мотивация персонала в целях максимального использования потенциала каждого работника Общества при реализации мероприятий по ресурсосбережению и снижению экологических рисков;
  • закрепление в договорах с поставщиками работ и услуг Общества обязательств в области охраны окружающей среды;
  • совершенствование системы планирования с целью предотвращения экологических рисков.

Основные положения Экологической политики Общества разработаны в соответствии с Экологической политикой ОАО «Газпром» и основаны на федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, корпоративных требованиях ОАО «Газпром».

Экологические цели

В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004 и корпоративными требованиями ОАО «Газпром», Обществом были оценены экологические аспекты и определены природоохранные риски. На их основе установлены Экологические цели на 2012–2013 гг:

  • Сокращение выбросов метана в атмосферу.
  • Снижение удельных выбросов NOx в атмосферу, в том числе при проведении реконструкции КС.
  • Снижение платы за сверхнормативное воздействие как интегрального показателя негативного воздействия на окружающую среду.
  • Сокращение удельного потребления природного газа на собственные технологические нужды при неизменных условиях транспорта газа.
  • Снижение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в природные водные объекты.
  • Снижение доли отходов, направляемых на захоронение.
  • Обеспечение функционирования системы экологического менеджмента в соответствии с ISO 14001:2004, СЭМ ОАО «Газпром», интеграция систем менеджмента.

В рамках выполнения этих целей ООО «Газпром трансгаз Югорск» будет принимать самое активное участие на всех этапах снижения антропогенной нагрузки, обеспечивая вместе с тем выполнение поставленных задач.

Структура системы экологического менеджмента

Система экологического менеджмента, действующая в ООО «Газпром трансгаз Югорск», внедрена и обеспечивает соблюдение требований ISO (ГОСТ Р ИСО) 14001, экологической политики, выполнение экологических целей и задач, требований природоохранного законодательства, применимых к деятельности Общества, а также порядок и последовательность решения экологических вопросов посредством рационального размещения ресурсов, распределения обязанностей и постоянной оценки методов, процедур и процессов. Она определяет полномочия и ответственность руководителей соответствующих структурных подразделений и границы их взаимодействия в вопросах экологического менеджмента.

На сегодняшний день СЭМ Общества имеет следующую организационную структуру:

  • генеральный директор - руководитель комитета по совершенствованию систем управления (ССУ), осуществляющий координацию и общее руководство деятельностью совещательного органа. Комитет ССУ является совещательным органом по вопросам, связанным с постановкой и анализом достижения стратегических целей Общества, внедрения, развития и интеграции элементов эффективной системы менеджмента (СМК - система менеджмента качества, СУР - система управления рисками, СЭМ - система экологического менеджмента, СМПБОТ - система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда).
  • главный инженер - представитель руководства по системе экологического менеджмента. В его функции входит организация и руководство проектированием, внедрением и функционированием СЭМ в Обществе, обеспечение соответствия процессов требованиям ISO 14001 и ОАО «Газпром»;
  • рабочая группа по совершенствованию СЭМ. Является постоянно действующим органом Общества и создана с целью разработки, последовательного улучшения функционирования СЭМ в структурных подразделениях и в Обществе в целом. В ее состав входит руководство: отдела охраны окружающей среды, группы организационного развития, отдела внутреннего аудита, технического отдела.
  • главные инженеры филиалов - уполномоченные по СЭМ филиалов. Их деятельность направлена на обеспечение результативного функционирования и постоянного улучшения СЭМ филиалов.
  • инженеры по ООС филиалов - ответственные исполнители по внедрению процедур СЭМ. Их функция - обеспечение внедрения, функционирования всех процедур СЭМ.

Результаты внедрения системы экологического менеджмента

Для обеспечения функционирования СЭМ перед Обществом стояла задача разработать основные процедуры системы, провести сертификацию и обеспечить ее совершенствование с учетом существующей практики в Обществе.

На момент внедрения СЭМ, в Обществе уже была внедрена и функционировала система менеджмента качества, что явилось положительным моментом в формировании и документировании процедур СЭМ.

С целью внедрения СЭМ было выполнено следующее:

  • разработана, утверждена и введена в действие Экологическая политика Общества;
  • разработаны, утверждены и введены в действие Экологические цели Общества;
  • разработана, утверждена и введена в действие процессно-ориентированная модель СЭМ;
  • идентифицированы и оценены экологические аспекты филиалов и Общества в целом;
  • разработаны реестры значимых экологических аспектов филиалов и Общества в целом;
  • определены законодательные и другие требования;
  • разработаны стандарты Общества по СЭМ;
  • принято заявление о соответствии внедренной системы экологического менеджмента Общества требованиям ISO 14001;
  • подготовлен Отчет по анализу (о внедрении) системы экологического менеджмента Обществ;
  • проведено пять консультационно-информационных семинаров для руководителей, специалистов и внутренних аудиторов Общества;
  • обучено более 310 руководителей и специалистов;
  • подготовлено 45 аудиторов СЭМ;
  • проведено 17 аудитов СЭМ в администрации и филиалах Общества.

Результатами внедрения СЭМ стало, в первую очередь, выявление значимых экологических аспектов и управление ими. Следствием управления экологическими аспектами является снижение экологических рисков, более качественное планирование природоохранных мероприятий и затрат на них и, в целом, прямое или косвенное снижение негативного воздействия на окружающую среду и повышение имиджа организации.

По итогам 2012 года Обществом были достигнуты все экологические цели:

  • Снижение удельных выбросов оксидов азота по товаротранспортной работе на 10,3% и по топливному газу на 2,2%.
  • Сокращение удельного потребления природного газа на собственные технологические нужды на 7,2%.
  • Снижение сверхлимитной платы на 17,6%.
  • Снижение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в природные водные объекты на 9,6%.
  • Снижение доли отходов, направленных на захоронение на 4,1%.

В результате плодотворной работы всего коллектива, в ноябре 2012 года Общество успешно прошло международный сертификационный аудит СЭМ на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 и корпоративным требованиям ОАО «Газпром».

Международная Организация Стандартизации (the International Organisation for Standardisation) - федерация, объединяющая национальные организации стандартизации всего мира, в которой Российскую Федерацию представляет Госстандарт. ИСО разрабатывает и выпускает международные стандарты, относящиеся к различным областям деятельности. Обычно каждую группу документов, объединенных единой идеей, разрабатывает соответствующий технический комитет.

В 1991 году Международная Организация Стандартизации сформировала так называемую Группу стратегии по окружающей среде. Позднее, в 1993 году был сформирован технический комитет по экологическому менеджменту ISO/TC 207.

Комитет ISO/TC 207, в настоящее время возглавляемый госпожой Маргарет Керр, разрабатывает стандарты серии ISO 14000 в области экологического менеджмента. Серия ISO 14000 тесно связана с выпущенной ранее серией ISO 9000, устанавливающей международные стандарты всеобъемлющего менеджмента качества (TQM).

Таким образом, международные стандарты серии ISO 14000 устанавливают требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям (компаниям, предприятиям, производителям) инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.

По мнению разработчиков (технического комитета ISO/TC 207) стандарты ISO 14000 применимы в деятельности любой организации, ставящей целью свой деятельности.

внедрение, обеспечение устойчивого функционирования и улучшение эффективности системы экологического менеджмента;

обеспечение соответствия разработанной самой организацией и открыто декларированной экологической политике;

демонстрацию такого соответствия другим сторонам (прочим организациям, потребителям, партнерам, населению);

получение сертификата соответствия или официальную регистрацию системы экологического менеджмента специально уполномоченными органами;

самостоятельную оценку деятельности и степени ее соответствия международным стандартам в области экологического менеджмента.

Во всех документах серии ISO 14000 используются понятия и определения, специфицированные в Глоссарии (ISO 14050). Часть терминов, трактующихся не совсем привычным образом, помещена в сборник раздаточных материалов.

Необходимые понятия и определения

Постоянное улучшение (постепенное) - процесс улучшения системы экологического менеджмента (далее EMS), направленный на достижение лучших экологических показателей деятельности организации в соответствии с ее экологической политикой. Подразумевается, что процесс такого улучшения не обязательно должен происходить во всех областях деятельности организации одновременно.

Окружающая среда - среда, в которой организация функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. Отметим, что в Постатейном комментарии к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" термин окружающая природная среда трактуется как естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле слова включает природу (естественные экосистемы) и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате человеческой деятельности. Таким образом, в контексте ISO 14000 окружающая среда понимается как среда, окружающая собственно организацию (предприятие), а общество (жители) рассматривается как элемент среды, на который оказывается, как и на другие элементы, воздействие.

Воздействие на окружающую среду - любое изменение в окружающей среде (как отрицательное, так и положительное) полностью или частично являющееся результатом деятельности организации или производимых ею продукции и услуг. Толковый словарь по охране природы трактует воздействие на окружающую среду (отрицательное антропогенное воздействие на окружающую среду ) как любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или планируемые в результате антропогенной деятельности и приводящие к отрицательным изменениям окружающей среды и последствиям этих изменений.

Система экологического менеджмента (EMS) - часть общей системы менеджмента, которая включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки.

Аудит системы экологического менеджмента - процесс систематической документированной проверки и оценки объективным путем установленных показателей, предпринимаемый с целью установления соответствия характеристик EMS специально установленным организацией критериям такой оценки; результаты аудита EMS должны быть доведены до менеджеров.

Экологический аудит - систематический документированный процесс проверки, заключающийся в получении объективным путем и оценке свидетельств аудирования: экологический аудит направлен на установление соответствия экологически значимых видов деятельности, событий, условий, систем менеджмента или информации по этим вопросам критериям аудирования; результаты этого процесса доводятся до сведения клиента. В Российской Федерации вышел ряд публикаций, посвященных вопросамэкологического аудирования . В этих работах экологическое аудирование определено как квалифицированный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности, проводимые небольшими группами специалистов в сжатые сроки. Отметим, что в английских текстах используются два термина, а именно environmental и audit environmental auditing. Причем аудит означает собственно процесс проверки, а аудирование скорее относится к виду деятельности. Например, стандарт ISO 14010 назван "Guidelines for environmental auditing - General principles", то есть речь идет о руководстве для проведения экологических аудитов, то есть для развития этой деятельности.

Экологическая цель - общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная экологической политикой этой организации, степень достижения которой оценивается в тех случаях, когда это практически возможно.

Экологические показатели деятельности организации - измеряемые результаты функционирования системы экологического менеджмента, относящиеся к вопросам контроля воздействия на окружающую среду в соответствии с целями и задачами организации, установленными ее экологической политикой.

Экологическая политика - определенная организацией совокупность намерений и принципов в отношении экологических показателей ее деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы дано следующее определение: "Политика экологическая - совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач". При этом экологическая стратегия определена как совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и сроки их достижения, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели.

Заинтересованная сторона - личность или группа лиц, озабоченных или подвергшихся воздействию, связанному с экологическими показателями деятельности организации.

Организация - компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, орган власти, их часть или комбинация, объединенная с другими или нет, частная или государственная, которая выполняет свои функции и имеет систему управления. В том случае, если в организацию входят несколько структурных единиц, такие единицы (подразделения) могут рассматриваться как организации.

Предотвращение загрязнения - использование процессов, материалов, практических приемов, продукции таким образом, чтобы избежать, сократить или принять контрольные меры в отношении загрязнения; включает рециклирование, переработку, изменение технологических процессов, механизмы контроля (извлечения загрязняющих веществ, улавливания, очистки, но не наблюдения и/или измерения параметров), эффективное использование ресурсов, замену сырья и материалов. Выгодность предотвращения загрязнения определяется возможностью сокращения воздействия на окружающую среду, увеличения эффективности и уменьшением затрат на производство (продукции, услуг и т.п.).

Основные принципы и элементы системы экологического менеджмента (EMS)

Принцип первый: Обязательства и политика

Организация должна определить свою экологическую политику и обеспечить выполнение обязательств в отношении функционирования EMS.

Принцип второй: Планирование

Организация должна разработать план (программу) достижения целей и выполнения задач экологической политики.

Принцип третий: Реализация

Для эффективной реализации экологической программы организация должна определить и изыскать возможности и механизмы, необходимые для достижения целей и выполнения задач экологической политики.

Принцип четвертый: Оценка и измерение

Организация должна обеспечить необходимые оценку, мониторинг и измерение экологических показателей своей деятельности.

В этом смысле систему экологического менеджмента следует рассматривать как организующую структуру, которая должна находиться под постоянным наблюдением.

Принцип пятый: Проверка и улучшение

Организация должна проверять и постоянно улучшать свою систему экологического менеджмента.

Центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента", который устанавливает требования к системе экологического менеджмента, которые позволяют любому предприятию сформулировать экологическую политику и цели в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства своей страны. В стандарте приведены основные термины и определения, а также изложены рекомендации в области экологической политики, планирования, целей и задач, программы и системы экологического менеджмента. В соответствии с приведенными рекомендациями любое предприятие может создать систему экологического менеджмента, развивать функции экологического менеджмента и обеспечивать подтверждение соответствия системы экологического менеджмента требованиям стандарта.

Система экологического менеджмента - часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач

Оговоримся сразу, в "чистом" виде системы экологического менеджмента на российских предприятиях не существуют. Заключение, вероятно, выглядит слишком категоричным. Практически все руководители, посещающие семинары и конференции по вопросам организации экологического менеджмента, аудита, более чистого производства, с легкостью заявляют, что все эти приемы, методы, инструменты, системы в России давно известны... Напрашивается окончание предложения типа "...и с успехом используются". Не совсем так. Есть интересные инициативы (рацпредложения были всегда), в порядке экономии ресурсов проводится строгий учет использования сырья и материалов, в том числе и особо опасных, временами организуются взаимные проверки состояния техники безопасности сотрудниками соседних цехов...

Системы нет. Но есть все предпосылки для развития деятельности в области экологического менеджмента. И прежде всего, есть стремление к улучшению ситуации. Об этом свидетельствует позиция руководителей и персонала заводов, которым далеко до совершенства. Об этом задумываются и те, к кому не предъявляют претензий ни общественность, ни государственные природоохранительные органы.

Cистема экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от экономических и других обстоятельств.

Интеграция экологически значимых направлений деятельности в общую систему менеджмента может привести к эффективному внедрению системы экологического менеджмента, а также сказаться на повышении эффективности организации в целом и на уточнении распределения обязанностей, позиций в менеджменте.

Основной принцип, заложенный в систему экологического менеджмента (ЭМС) - постоянное последовательное улучшение (см. модель ЭМС на рисунке).

Последовательное улучшение - процесс развития системы экологического менеджмента, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой.

При всей гибкости, относительности международных стандартов в области экологического менеджмента они содержат одно абсолютное требование - следование принципу последовательного улучшения. Немедленное декларирование полного соответствия деятельности всем внешним нормам и условиям, максимальная экологическая эффективность производства не являются обязательными требованиями. В большинстве случаев подобные заявления, если они делаются, так и остаются заявлениями; кроме того, ничего идеального в этом мире не бывает. Конечно, необходимо собрать воедино все законодательные и нормативные требования, имеющие отношение к рассматриваемой деятельности, определить потенциальные возможности развития, подобрать и оценить примеры решения тех же проблем коллегами, конкурентами. Стремление соответствовать и поэтапное приближение к этой заветной цели, выбор реальных целей и времени их достижения гораздо более эффективны и результативны, особенно в условиях российских, с жестким и изменяющимся законодательством, нестабильной экономической ситуацией.

Многие могут здесь возразить, что улучшать экологические (и любые другие) показатели эффективности до бесконечности нельзя. По мере приближения к пределу сегодняшних технических и организационных возможностей предпринимаемые усилия будут приносить все меньший результат. Но это относится лишь к ситуации, где прочие условия статичны. В последние годы научно-технический процесс значительно ускорился, быстрая смена информационных технологий обуславливает рост темпов развития и других областей знания. Поэтому в реальном времени достижение очередного результата означает, что нужно двигаться дальше, только оценив, насколько изменились возможности, требования и ресурсы за время прошедшего этапа.

Кстати, в Нидерландах предприятия, достигшие высокого уровня эффективности системы экологического менеджмента декларируют и демонстрируют не ухудшение ситуации.

Вывод: принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однако принятие настоящих стандартов само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с окружающей средой. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Управление окружающей средой охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрации успешного внедрения этого стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления окружающей средой

Но вернемся к перспективам и предпосылкам развития экологического менеджмента в России.

Предпосылка первая, она же и главная: человек ищет, где лучше.

Предпосылка вторая: менеджмент качества может стать основой для развития экологического менеджмента.

Несмотря на всю противоречивость процесса вовлечения российских предприятий в сертификацию в соответствии с требованиями стандартов систем менеджмента качества серии ISO 9000, не следует недооценивать его потенциал с точки зрения развития систем экологического менеджмента. Практически все руководители, придерживающиеся концепции менеджмента качества, готовы к обсуждению перспектив добровольной экологической деятельности.

Однако в российских условиях возможен и другой вариант развития ситуации, известный, впрочем, и в Великобритании. Системы экологического менеджмента как инструмент не только внутренний, но и внешний, помогающий выяснить отношения, обсудить проблемы и возможности природоохранной деятельности предприятий с заинтересованными сторонами, имеют социально более высокую значимость, чем системы менеджмента качества. Более того, при наблюдаемом сегодня росте заинтересованности общественных организаций, высшей школы, специалистов к системам экологического менеджмента и учетом их значительной открытости, прозрачности, можно ожидать, что стимулы для внедрения подобных подходов будут весомы настолько, чтобы предприниматели серьезно отнеслись к вновь открывающимся возможностям. Наконец, внедрение систем экологического менеджмента может повлечь за собой разработку и внедрение систем менеджмента качества, обеспечения производственной безопасности и т.д. Обратный ход событий, изменение порядка действий? - В данном случае не возбраняется.

Обязательное условие

Экологическая политика

Осень. Подмосковье. Городок, выросший из рабочего поселка, но в полном смысле этого слова так и не ставший городом. Разбитые дороги, переезды, базары. На окраине - легкие конструкции современных производственных корпусов. Сверкающая чистотой стоянка для автомобилей в обрамлении рябин. Со вкусом выполненные вывески, ощущение ухоженности и продуманности в каждой черте ландшафта. Отечественное предприятие. Сертифицированное по стандарту менеджмента качества ISO 9002.

Вернемся в Подмосковье. На промплощадке чисто, хотя одновременно с производством продукции осуществляется возведение новых корпусов. Ни соринки, ни окурка. "Простите, то, что у Вас не курят, является частью политики предприятия в области обеспечения безопасности, охраны труда и окружающей среды?" - вопрошает с надеждой затвердивший принципы ISO 9000 и ISO 14000 посетитель (так сказать, заинтересованная сторона). После короткой паузы главный инженер уверенно отвечает: "Какая политика? Я так сказал!"

С неуклонностью паровоза эксперт искал доказательства того, что предприятие ставит природоохранные задачи, не обязательные с точки зрения простого соответствия законодательству, решает их и оценивает достигнутые результаты. Найдено было многое. Оказалось, что в неявном виде политика предприятия в области обеспечения безопасности, охраны труда и окружающей среды есть. Осталось не только сформулировать, а принять решение об организации систематической деятельности, заявив об этом в широко доступной, специально декларированной политике.

Экологическая политика - совокупность основных принципов, намерений и обязательств предприятия, создающая основу для разработки собственных экологических целей и задач. Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам. Но есть нюанс, в российских условиях чрезвычайно значимый. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.

Заинтересованная сторона - личность или группа лиц, проявляющих интерес к экологическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или подвергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами.

В самом общем случае такой интерес может проявить кто угодно. Поэтому компании Запада и Востока широко используют все возможные средства для распространения экологической политики: выпускают отдельные буклеты, включают текст в ежегодные отчеты, рекламные проспекты, размещают на сайтах в сети Интернет. Например, работающая в различных странах мира компания, 27 из 47 площадок которой сертифицированы в соответствии с международными стандартами, устанавливающими требования к системам экологического менеджмента, декларирует экологическую и прочую информационную прозрачность. Компания выпускает ежегодную экологическую отчетность, рассылает в крупные информационные агентства, библиотеки, организации (выпуски можно также заказать по почте), проводит экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В буклетах представлена экологическая политика с комментариями основных заявлений, описаны новшества, позволившие компании снизить прямое воздействие на окружающую среду или опосредованное - через сокращение потребления ресурсов. Кстати, вся эта информация не только аккумулирована в специальном центре компании по работе с общественностью, но и доступна практически в каждом отделении производства. Рабочие и служащие компании в первую очередь должны знать и понимать принятую руководством стратегию, действовать сообща для достижения общей цели.

Известны и иные подходы (разнообразие - залог устойчивости). Экологическая политика одной из европейских компаний была выпущена в виде памятки размером с кредитную карточку, чтобы служащие могли носить ее в бумажнике и всегда иметь при себе.

В российской ситуации часто обозначить традиционным образом границы между уже упомянутыми секторами общества (предпринимательским, государственным и общественным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор комитета по охране окружающей среды и работники районной администрации - это общественность поселка городского типа; предприниматели - выпускники местных школ, где работают экологические кружки. При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтересованными сторонами. Для большинства российских предприятий забота о местном населении естественна, так как, оказывая поддержку населению, участвуя в развитии просвещения и образования, компании создают лучшие условия для работы своих сотрудников, готовят будущий персонал.

Однозначного ответа на вопрос, как проинформировать заинтересованные стороны о принятой предприятием экологической политике, нет. Надо или нет создавать страницу в сети Интернет, выпускать буклеты или размещать текст политики в районной газете, - подходы могут быть разными. Все определяется конкретными условиями. Наш опыт свидетельствует о том, что более впечатляющих успехов в добровольной экологической деятельности добиваются в ряде случаев российские заводы "районного масштаба". Выполнение взятых обязательств здесь оценивается постоянно и внимательно. Но при всей локальности их влияния предприятия стараются оформлять документально экологическую политику и обсуждать ее с общественностью, рассматривая это не только как род современной инициативы, но и задумываясь о выгодах. Но об этом - позже, в разделах, посвященных планированию действий и разработке программ.

Экологическая политика должна рассматриваться как первичный двигатель процесса внедрения и развития, улучшения системы экологического менеджмента в организации, которая нацелена на улучшение экологических показателей деятельности организации. Поэтому экологическая политика должна отражать приверженность высшего руководства, его обязательства в отношении соответствия требованиям законодательных, нормативно-технических и других требований, а также принципу последовательного улучшения

Политика составляет необходимую основу установления целей и задач организации. Политика должна быть ясной настолько, чтобы ее понимали как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны; политика подлежит периодической оценке, пересмотру с тем, чтобы она отражала изменяющиеся условия и новую информацию. Оценка и пересмотр политики, целей, задач, процедур должен осуществляться руководителями того уровня, которые изначально определили и сформулировали их.

Производственное экологическое управление включает в себя деятельность предприятий, в первую очередь направленную на соблюдение обязательных государственных требований в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Экологический менеджмент можно определить как процесс и результат инициативной деятельности экономических субъектов, направленной на достижение собственных экологических целей, реализацию собственной экологической политики .

Понятие системы экологического менеджмента (Environmental Management Systems или EMS) в организации (предприятии или компании) является ключевым понятием серии ISO 14000. Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» – предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации. Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные – например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001 и соответствие которым означает, что организация имеет систему управления охраной окружающей среды, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику – специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например отраслевые кодексы).


3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они основываются на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений») и определяются для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента , в которой определяются ответственные, средства и сроки для достижения целей и задач.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы выделяются достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого входит периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала , а также по подготовке к нештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Устанавливаются процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности .

Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом принимаются во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план – осуществле-

ние – проверка – пересмотр плана». Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. документируются.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Рис. 3.3. Структура менеджмента

Экологический менеджмент представляет собой не столько выполнение определенных формальных требований, сколько разнообразную активную практическую деятельность, понятную и доступную для всех специалистов и персонала предприятия в целом (рис. 3.3).