Перспективное и текущее (годовое) финансовое планирование предприятия. Виды планирования

Методологическое обоснование перспективного планирования воспитательного процесса содержится в трудах А.С. Макаренко. «Воспитать человека, – подчеркивал Антон Семенович, – значит воспитать у него перспективные пути». В своей педагогической деятельности и научно-методических публикациях великий педагог наглядно и убедительно показал большое значение выдвижения индивидуальных и групповых перспективных линий для развития личности ребенка и формирования детского коллектива. Под перспективой он понимал завтрашнюю радость, к которой стремится коллектив и его члены. Перспективы могут быть, по мнению А.С. Макаренко, разными по продолжительности их достижения (близкая, средняя, далекая) и социальной ценности («от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но каждая из них играет значимую роль в обеспечении личностного роста воспитанников. В контексте рассматриваемой нами проблемы становится очевидной педагогическая целесообразность не только оперативного, но и среднесрочного и долгосрочного планирования.
Теперь необходимо разобраться, какой вид планирования называется перспективным. Чаще всего его выделяют при классификации видов планирования в соответствии с длительностью планируемого периода. Перспективным, как правило, называют такой вид планирования, в ходе которого составляется план воспитательной работы на длительный промежуток времени. Названия плана и вида планирования в большинстве случаев совпадают, поэтому план, разрабатываемый в процессе перспективного планирования, именуют также перспективным.
Какой должна быть длительность планируемого периода, чтобы можно было вести речь о перспективном планировании? Существуют два наиболее распространенных варианта ответа на этот вопрос. Сторонники первого варианта ограничивают длительность планируемого периода одним годом. Перспективным они считают план воспитательной работы образовательного учреждения или классного руководителя на учебный год. Нам ближе вторая точка зрения о перспективном планировании, в процессе которого составляется план действий на более длительный промежуток времени – от двух до десяти лет. Мы согласны с мнением П.И. Третьякова, утверждающего, что «для упорядочения планирования можно придерживаться следующей системы планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные (на месяц); индивидуальные планы работы сотрудников на неделю». Вслед за этим специалистом педагогического менеджмента предлагаем классифицировать виды планирования воспитательного процесса в соответствии с критерием длительности планируемого периода таким образом:

  • текущее или календарное (до одного года);
  • среднесрочное (более года, но не более пяти лет);
  • долгосрочное (более пяти лет).

И сразу поясним, что среднесрочное и долгосрочное считаем перспективным планированием.
Наверное, не все педагоги, особенно практические работники, положительно отнесутся к нашему предложению существенно увеличить временной промежуток, на который необходимо планировать воспитательную деятельность. Сразу же в их сознании появятся контуры очередного документа, составление которого вскоре станет обязательным и потребует дополнительных затрат времени и сил. Мы, конечно, тоже выступаем против бумажного бума (бумаготворчества), охватившего в последнее время образовательные учреждения, но отчетливо понимаем, что за один год невозможно воспитать ребенка, развить личность, сформировать коллектив, создать воспитательную систему школы или класса. Для достижения таких целей требуется более продолжительный промежуток времени, и педагогические действия на этот период, разумеется, должны планироваться. Трудно себе представить учителя-предметника без образовательной программы на 4–7 лет, а встретить классного руководителя без перспективного плана можно, как будто воспитательный процесс осуществлять легче, чем обучение.
И нас радует, когда педагоги составляют свои авторские программы воспитания детей, или разрабатывают концепции воспитательных систем образовательных учреждений и их структурных подразделений, или готовят вместе с учащимися социально-педагогические проекты продолжительностью более года, используя такие методы планирования, как моделирование, программирование и проектирование. Это помогает обеспечивать на протяжении нескольких лет преемственность в воспитательном взаимодействии педагогов с детьми, делать процесс воспитания более продуманным, упорядоченным, результативным.
Но не только продолжительностью планируемого периода следует характеризовать перспективное планирование. Еще одной важной характеристикой является масштабность преобразований (новшеств), осуществление которых должно произойти в планируемый промежуток времени. В.С. Лазарев и М.М. Поташник называют три вида возможных новшеств в образовательном процессе:
1) локальное;
2) модульное;
3) системное.
Чаще всего стратегические преобразования модульного и системного характера выступают предметом перспективного планирования. Не случайно И.Н. Герчикова в учебном пособии «Менеджмент» рассматривает стратегическое и перспективное планирование в качестве синонимов.
Определив основные характеристики перспективного планирования, надо уделить внимание технологическим аспектам его применения в практике воспитательной работы. Главными инструментами педагога, составляющего перспективный план, являются моделирование, программирование и проектирование. Эти методы используются и в краткосрочном планировании, но наибольший эффект они приносят при разработке перспективных планов воспитания школьников.
В настоящее время еще не в полной мере выявлены общие, особенные и единичные черты названных методов, определена сущность каждого из них. Нередко научные и практические работники используют понятия «моделирование», «программирование» и «проектирование» как синонимы, поэтому в публикациях можно встретить выражения: «проектная модель», «проектируется программа», «моделируется проект» и т.п. На наш взгляд, такое употребление понятий не всегда является корректным, ведь между этими методами в процессе воспитательной
деятельности устанавливаются более сложные взаимосвязи, чем отношения сходства. Например, петербургские ученые Е.С. Заир-Бек и В.Е. Радионов справедливо рассматривают моделирование как средство и метод педагогического проектирования, с помощью которого:

  • проигрываются, сравниваются и оцениваются варианты возможных решений;
  • имитируются реальные процессы развития;
  • принимаются решения о выборе одного из альтернативных путей;
  • предъявляются проектные решения заказчику.

В публикациях В.С. Безруковой, М.П. Горчаковой-Сибирской, И.А. Колесниковой моделирование выступает частью, этапом проектирования педагогических систем. В методическом пособии «Как создать программу воспитания в образовательном учреждении» И.В. Цветкова называет моделирование и программирование видами проектирования. Исследователь А.Н. Дахин обращает внимание на схожую логику и последовательность действий субъектов моделирования и проектирования. Не случайно практические работники затрудняются ответить на, казалось бы, простой вопрос: «Чем вы занимаетесь: моделированием или проектированием?»
Мы полагаем, что нельзя забывать и об отличиях моделирования, программирования и проектирования. К примеру, существуют два важных отличия между моделированием и проектированием: во-первых, с помощью метода моделирования формируются представления о прошлом, настоящем и будущем изучаемого явления, а проектирование ориентировано только на будущее состояние, на создание опережающей проекции предстоящей деятельности; во-вторых, моделирование предполагает обязательное установление связей аналогии между моделью и ее прототипом, а в проектировании возможно даже отсутствие этих связей (например, при использовании метода фантастических проектов), если создается то, что не имеет аналогов в настоящей реальности и не будет иметь их в будущем.
Перечисляя общие и отличительные черты методов перспективного планирования, следует заметить, что ученым еще предстоит более детальное и глубокое изучение сущности каждого из них, возможностей и условий применения в педагогической деятельности. Важную роль в этом могут сыграть успешные попытки практиков-экспериментаторов использовать моделирование, программирование и проектирование в процессе планирования и осуществления процесса воспитания детей.
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург, 1996.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1997.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. 2003. № 4.
4. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.
5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2008.
6. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Т. 5. – М., 1958.
7. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
8. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004.
9. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. – М., 1997.
10. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995.
11. Цветкова И.В. Как создать программу воспитания в образовательном учреждении. – М., 2006.

Классификация планов на перспективные, текущие и оперативно календарные в определенной степени носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата при неизменном объекте планирования. Все виды планирования взаимосвязаны и представляют собой

систему планирования, которая связывает в единый комплекс весь механизм управления предприятием.

Основой для разработки перспективного плана является годовой план объема продаж (программа сбыта) или план реализации продукции, который формируется в натуральных и стоимостных показателях.

Перспективный план состоит из следующих основных разделов:

1) План производства (производственная программа) представляет собой перечень пвидов производимой продукции (товаров, услуг). Этот план выпуска продукции обосновывается расчетом производственных мощностей, причем обязательно учитываются выработка, качество продукцииЮ структура выпускаемой продукции и движение мощностей (ввод и вывод);

2) План технического развития и организации производства включает в себя следующие подразделы:

– освоение новых видов и повышение технического урповня выпускаемой продукции;

Внедрение прогрессивных технологий;

Повышение уровня механизации, автоматизации производства;

Совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии.

При реализации инновационной деятельности в управленческой и производственной сферах разрабатываются конкретные мероприятия, проводятся расчеты обхъемов инвестиций и ожидаемого экономического эффекта.

3) План капитального строительства. Определяются объемы и сроки ввода в действие основных фондов, производственных объектов и других объектов капитального строительства, а также определяются объемы инвестиций и их источники.

4) План закупок (материально-техническое снабжение). В соответствии с объемом производства продукции (товаров, услуг) определяются потребность в материальных ресурсах, поставщиках, производственной кооперации, наличие долгосрочных договоров о поставке, кроме этого, рассматриваются вопросы хранения и повышения эффективности использования сырья и материалов.

5) План по труду и кадрам. Определяются потребность в трудовых ресурсах с учетом анализа динамики производительности труда, намечаются источники набора трудовых ресурсов, способы повышения квалификации кадров, осуществляется расчет фонда оплаты труда при повременной оплате или рассчитывается норматив заработной платы при иных формах оплаты труда.

6) План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства. Проводится анализ динамики издержек производства, рассчитываются резервы снижения себестоимости, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность, расчет ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам.


7) Финансовый план (бюджет). В этом плане составляется баланс доходов и расходов предприятия, осуществляется расчет отчислений, определяются кредитные взаимоотношения.

8) План по охране окружающей среды – разработка мероприятий экологической направленности.

Перспективный план разрабатывается в несколько этапов:

1) Уточнение данных маркетинговых исследований, выполненных при разработке стратегического плана, анализ динамики продаж за предыдущие годы, состояние и наличие производственных мощностей, после чего разрабатывается производственная программа и план реализации по годам на рассматриваемый период. На базе производственной программы разрабатываются инвестиционная деятельность с учетом расходов на охрану окр.среды, определяется потребность в материальных и финансовых ресурсах.

2) Анализ динамики себестоимости производства продукции, возможности ее снижения, расчет прибыли и рентабельности.

3) Составление финансового плана.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всœех странах. Оно орга­нически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что - сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проб­лему, крайне важно рассмотреть виды планирования.

Расширение свободы субъектов хозяйствования в плановой деятельности и накопленный отечественный и зарубежный опыт в области теории планирования позволяют классифици­ровать виды планов по признакам, представленным в табл. 1.

Таблица 1 - Классификация видов планирования

Признаки классификации планов Виды планирования
Содержание плановых решений Стратегическое; тактическое; оперативно-календарное; бизнес-планирование
Обязательность плановых заданий Индикативное; централизованное
Время действия и степень детали­зации плановых расчетов Краткосрочное (текущее); среднесрочное; долгосрочное (перспективное)
Степень охвата Общее; частичное
Содержание планируемых показа­телœей Экономическое; техническое; организационное; социальное
Сфера применения Межцеховое; внутрицеховое; бригадное; индивидуальное
Стадии разработки Предварительное; уточненное
Глубина планирования Агрегированное; детальное
Очередность во времени Упорядоченное; скользящее; внеочередное
Координация частных планов во времени Последовательное; одновременное

Рассмотрим отдельные виды планирования.

Стратегическое планирование ориентировано на разра­ботку общей стратегии предприятия и установление его основ­ных целœей, управление стратегически важными факторами деятельности, определœение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив фи­нансирования капиталовложений и т.д. Основная цель страте­гического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющих­ся внешней и внутренней сред.

Тактическое планирование предполагает обоснование за­дач и средств, необходимых для достижения стратегических целœей (к примеру, завоевание лидирующего положения на рын­ке и т.д.). В результате тактического планирования составляет­ся план экономического и социального развития предприятии, представляющий собой комплексную программу его производ­ственной, хозяйственной и социальной деятельности на соот­ветствующий период.

Оперативно-календарное планирование представляет со­бой выбор средств для решения задач, которые определœены вышестоящим руководством, а также являются традиционны­ми для предприятия (распределœение продукции по объёму, но­менклатуре, срокам и др.). Основная задача данного планиро­вания состоит в конкретизации показателœей тактического пла­на с целью организации повсœедневной планомерной и ритмич­ной работы предприятия и его структурных подразделœений.

Бизнес-планирование предназначено, как правило, для оценки целœесообразности внедрения того или иного мероприя­тия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций, и др.

Индикативное планирование представляет собой государ­ственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровнязаработной платы и др.

Централизованное планирование предусматривает уста­новление вышестоящим органом управления подчинœенному предприятию плановых показателœей натуральных объёмов производства продукции, номенклатуры и сроков поставки то­варов и других имеющих обязательный для него характер.

Краткосрочное (текущее) планирование осуществляется на период до одного года, включая полугодичное, квартальное, ме­сячное, недельное (декадное) и суточное планирование. В рамках данного планирования разрабатывается программа движения продукта и всœех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определœены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предпри­ятия (распределœение продукции по объёму, номенклатуре, сро­кам и т. д.). Такое планирование обычно является краткосроч­ным . Оперативные планы составляют на месяц, сутки и смену.

Среднесрочное планирование охватывает промежуток от 1 до 5 лет и конкретизирует ориентиры, определœенные дол­госрочным планом. На некоторых предприятиях среднесроч­ное планирование совмещается с текущим. В этом случае со­ставляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой, по сути, краткосрочный план.

Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет. Такое планирование создает основы для экономического обоснования развития субъекта хозяйствова­ния на определœенный период, и его результатом являются пла­ны предприятия по различным видам его деятельности (про­изводство, реализация, финансы и т.п.).

Все эти виды планирования позволяют комплексно учиты­вать внутренние и внешние изменения в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, создавая предпо­сылки для повышения уровня его экономического потенциала, и лежат в базе плана социально-экономического развития предприятия. Этот план предусматривает планирование про­изводства и реализации продукции, потребности в производ­ственных ресурсах, социально-трудовых показателœей, себе­стоимости продукции и цен, формирования и распределœения прибыли, экономической эффективности и инвестиционной деятельности, мероприятий по охране природы и др.

Стратегическое, тактическое, бизнес-планирование. Порядок разработки бизнес-пла­на. Основные разделы бизнес-плана.

Виды планирования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды планирования" 2017, 2018.

  • - Виды планирования

    Принципы планирования Таблица 13 Принципы Краткая характеристика Единство науч-но-технических, социальных и экономических задач развития организации Находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах... .


  • - Виды планирования.

    Планирование и прогнозирование в системе менеджмента Сущность и классификация функций менеджмента Функции и методы менеджмента 1. Сущность и классификация функций менеджмента 2. Планирование и прогнозирование в системе... .


  • - Сущность, принципы, методы и виды планирования

    Раздел 4. Экономический механизм функционирования предприятия Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ План лекции 1. Сущность, принципы, методы и виды планирования 2. Долгосрочные и текущие планы 3. Производственная программа 4. Разработка бизнес-плана... .


  • - Общие принципы планирования, виды планирования

    Лекция №5. В условиях централизованной плановой системы вся деятельность строительных организаций полностью подчинялась заблаговременно подготовленным и утвержденным планам. Система планирования производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажные... [читать подробнее]

    Теория Схема Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективу развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения... .


  • Целью данной работы является изучение текущего планирования в организации.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Определить понятие и виды планирования в организации;

    Определить понятие и содержание текущего планирования;

    Актуальность темы обусловлена тем, что любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно распределения ресурсов, координации деятельности между отдельными подразделениями, координации с внешней средой (рынком), создания эффективной внутренней структуры, контроля за деятельностью, развития организации в будущем и т.п.

    Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

    В зависимости от направленности, характера решаемых задач и длительности планового периода различают три вида планирования:

    1) стратегическое, перспективное (долгосрочное) планирование (от 3 до 10 лет);

    2) среднесрочное планирование (от 1 года до 3 лет);

    3) текущее, краткосрочное планирование (до 1 года).

    В данной работе рассматривается в основном текущее планирование организации, находящее воплощение в краткосрочных и оперативных планах, в которых увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.


    1. Понятие и виды планирования в организации

    Планирование – “одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения” , то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Планирование, по сути, это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. То есть, посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов.

    В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

    Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

    Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных принципов планирования выделяют – принцип единства, принцип участия, принцип непрерывности, принцип гибкости и принцип точности .

    Принцип единства заключается в том, что организация - это целостная система, ее составные части должны развиваться в едином направлении, то есть, планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.

    Принцип участия означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется “парситипативным”.

    Принцип непрерывности означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, что необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, и, соответственно, фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений.

    Принцип гибкости заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

    Принцип точности заключается в том, что любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна.

    Часто к данным принципам добавляют принцип комплексности (зависимость развития организации от комплексной системы плановых показателей - уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов), принцип эффективности (разработка такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшей эффективности деятельности), принцип оптимальности (необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив), принцип пропорциональности (сбалансированный учет ресурсов и возможностей организации), принцип научности (учет последних достижений науки и техники) и другие .

    Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

    По степени охвата сфер деятельности выделяют:

    Общее планирование (планирование всех сфер деятельности предприятия);

    Частное планирование (планирование определенных сфер деятельности).

    Стратегическое планирование (поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок);

    Оперативное (реализация возможностей и контроль текущего хода производства);

    Текущее планирование (планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год).

    По объектам функционирования выделяют:

    Планирование производства; - планирование сбыта;

    Планирование финансов; - планирование кадров.

    По периодам (охвату отрезка времени) выделяют:

    Краткосрочное или текущее (от месяца до 1 года)

    Среднесрочное, (от 1 года до 5 лет)

    Долгосрочное планирование (больше 5 лет).

    По возможности внесения изменений выделяют:

    Жесткое (не предполагает внесения изменений);

    Гибкое (при таком планировании внесение изменений возможно).

    Стратегическое планирование - “это построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное конкурентное преимущество организации в области менеджмента” . То есть, стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

    Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них “формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжении” . Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

    Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

    2. Текущее планирование в организации

    Текущее планирование, как уже было отмечено, это планирование на срок до одного года.

    Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки на срок до одного года оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению .

    Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала. Таким образом, текущее планирование находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах, в которых увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.

    Краткосрочные планы на уровне предприятия разрабатываются в виде производственных программ на срок от нескольких недель до года. Они касаются объема выпуска продукции, материально-технического снабжения, порядка использования оборудования и пр. При изменении спроса, сбоях в поставках, нарушениях в процессе производства программы могут корректироваться.

    Производственная программа основывается на прогнозе сбыта, который исходит из поступивших заказов, величины продаж за истекший период, оценки рыночной конъюнктуры и прочее, а также на имеющихся кадрах, производственных мощностях, запасах сырья, материалов. Она является основой составления текущих смет (бюджетов) расхода ресурсов с учетом их имеющихся резервов, ожидаемых поставок, возможностей маневра.

    В сущности, производственные программы содержат решения в том, как эксплуатировать технологическую систему предприятия в зависимости от меняющегося рыночного спроса и обеспечить производство необходимой продукции и услуг с минимальными затратами.

    Оперативные планы - собственные производственные программы, задания участкам и бригадам, то есть формируемые подразделениями на основе касающейся их части программы. Элементами такого плана чаще всего определяют:

    1) календарный план, определяющий последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска каждого вида изделий и их партий по дням недели; маршруты их движения, загрузку оборудования; потребность в инструментах и т. п.;

    2) сменно-суточные задания, содержащие сведения об объеме на конкретных видах продукции, которая должна быть произведена в данном и смежных цехах;

    3) план-график движения изделий и их отдельных частей в рамках технологического процесса.

    Кроме того, во многих источниках указано, что текущее, или оперативное, планирование - это и то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Это зависит от стратегических и тактических целей предприятия .

    Текущее планирование, как правило, вызывается необходимостью реагировать на многие факторы. Например, должна быть мгновенной реакция менеджера на факт наступления форс-мажорных обстоятельств, которые могут вызвать гибель людей. К ним относятся стихийные бедствия (наводнение, пожар, землетрясение и т.д.). К форс-мажорным обстоятельствам относят и забастовки. Менеджер должен быстро реагировать на возникшие нештатные ситуации, на изменения во внешней или внутренней среде предприятия с целью предотвращения нежелательных последствий или извлечения максимальной пользы для предприятия. Сюда можно отнести и разрешение текущих проблем и задач, например таких, как конфликты.

    При текущем планировании, в отличие от стратегического, отсутствует существенный временной разрыв между фиксацией на уровне сознания действия, подлежащего исполнению, и осуществлением такого действия в реальном режиме. Менеджер должен знать, что реакции оперативного планирования и оперативного действия могут иметь весьма важные стратегические последствия. Он должен уметь продлевать последствия оперативного решения, текущего планирования, оперативного действия на будущий временной период. В противном случае могут возникнуть весьма опасные для предприятия явления или ситуации.

    В данном случае процесс текущего планирования состоит из нескольких стадий:

    Выявление проблемы;

    Определение возможных действий;

    Предварительный выбор одного из определенных возможных действий;

    Анализ возможных последствий;

    Окончательный выбор действия .

    Причем менеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период. То есть здесь имеется ввиду, что менеджер должен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическое планирование и заниматься текущим планированием.

    То есть, главное для текущего планирования - его взаимозависимость со стратегическим планированием. Необходимо учитывать базовые ценности и миссии компании при составлении текущих планов, но и реакции текущего планирования и оперативного действия могут иметь весьма важные стратегические последствия. Кроме того, после выполнения стратегической цели необходима ее заменена на следующую стратегическую цель и соответствующая организация текущего планирования.

    Успешное стратегическое планирование неразрывно связано с текущим планированием, представляющим собой детальную работу по конкретизации стратегии. Ежедневная работа менеджера заключается в постоянном принятии множества решений, каждое из которых сопровождается процедурой текущего планирования хода их реализации.

    3. Модели текущего планирования

    Как было сказано в предыдущей части работы, текущее планирование акцентируется в непрерывности процесса планирования, являющегося неотъемлемой частью обычной работы организации. То есть модели текущего планирования не имеют предсказуемых точек отсчета и окончания, а также не исходят из предположения о том, что каждый шаг процесса планирования определяет последующий. При данном подходе используется концепция стратегического соответствия, согласно которой различные компоненты планирования должны соответствовать друг другу и составлять единое целое.

    Одним из моделей планирования, в том числе и текущего, определено линейное планирование – «каждая деталь в процессе планирования должна иметь возможность влиять на все другие детали. В результате, все составляющие планирования - формулировка миссии, определение задач, постановка целей и заданий, планы действий, реализация и оценка деятельности - должны осуществляться непрерывно таким образом, чтобы информация, поступающая из одной области, могла влиять на решения и выбор, осуществляемые в другой области” .

    Графически линейное планирование выглядит следующим образом:



    Рис. 1. Линейная модель планирования


    При линейном планировании поток информации имеет тенденцию протекать в одном направлении. Так, информация о миссии компании обуславливает формулирование задач компании, а не наоборот. Задачи определяют цели, цели определяют стратегию и т.д. При текущем планировании информация передается в различных направлениях, поскольку каждая составляющая планирования является взаимозависимой и может влиять, а также испытывать влияние со стороны других составляющих. Миссия организации сложнейшим образом связана с ее действиями, а также с оценкой этих действий; с имеющимися ресурсами, которые часто определяют стратегию, а также с потребностями клиента, как следует из определения многочисленных задач и т.д. В итоге, информация о текущем планировании должна сообщаться посредством непрерывного сбора информации, осуществляемом различными способами. Недостаточно собрать информацию для определенной стадии планирования только единожды. Процесс сбора информации должен осуществляться непрерывно, в то время как на других этапах планирования происходит новое осмысление первоначально заданных вопросов.

    Другая модель текущего планирования – «модель колеса». Графически данная модель выглядит следующим образом:




    Рис. 1. “Модель колеса” текущего планирования.


    Координатор планирования или координирующая группа находятся в центре данного колеса, собирая информацию и передавая ее по всему периметру колеса посредством спиц. По периметру колеса находятся различные лица, которые работают над осуществлением конкретных заданий. Одна группа может заниматься оценкой текущей деятельности, другая - анализом формулировок цели, третья - рассмотрением состава организации для формулирования новых задач на будущее, четвертая может осуществлять контакты с потенциальными учредителями, пятая группа может работать над бюджетным финансированием для осуществления конкретного плана действий и т.д. Для того чтобы колесо крутилось - что в данном случае представляет собой поступательное движение организации в процессе планирования - процесс координации планирования должен быть сосредоточен в центре. При этом, он предполагает три вида деятельности: сбор информации от групп планирования, находящихся по периметру колеса, обратную передачу необходимой информации данным группам и, наконец, сбор всей информации для составления логически последовательного плана.

    Текущее планирование по своей сути является непрерывным процессом. Подобно колесу, которое выступает в качестве наглядной метафоры данного процесса, у него нет начала и конца и оно постоянно находится в движении. По этой причине по данной модели текущее планирование делает акцент на самом процессе планирования. В этом - одно из его преимуществ над линейным планированием.

    Текущее планирование с детализацией по кварталам и месяцам имеет несколько форм. Чаще всего выделяют - процесс разбивки среднесрочных планов на краткосрочные, разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем и бюджетное планирование .

    Процесс разбивки среднесрочных планов на краткосрочные, с более детализированными отрезками. При этом обычно на год составляются производственный и финансовый планы, по маркетингу.

    Разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем. Так, необходимо уже заранее определить возможную политику компании в случае возникновения забастовки.

    Бюджетное планирование. Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями. Обычно разрабатываются несколько видов бюджетов или даже их групп:

    Смета доходов и расходов;

    Смета затрат времени, материалов;

    Смета капитальных расходов;

    Кассовый бюджет;

    Балансовая смета.



    Заключение

    Как уже было отмечено, планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

    Часто долгосрочное планирование ассоциируется с чем-то устойчивым, хорошо продуманным и наиболее важным видом планирования в организации. Это подтверждает и на порядок большее количество специализированной литературы, посвященной основам стратегического планирования в менеджменте, нежели литературы, посвященной текущему планированию.

    Однако в действительности руководители сегодня должны не меньшее внимание уделять ориентации на текущее планирование, чтобы лучше реагировать на нужды своей организации. Кроме того, это позволит самой организации более чутко отзываться на изменение потребностей клиентов и быстро удовлетворять их пожелания, что позволит согласовать текущие задачи и перспективные цели.

    Текущее планирование - это нечто большее, чем оперативное реагирование на изменения среды. Ориентируясь на поддающуюся количественному определению информацию, текущее планирование базируется не на предположениях, а на фактах. Это планирование, которое по определению находится под влиянием рынка; в процессе взаимодействия с клиентами руководители вносят те или иные коррективы в работу своих компаний.

    При постепенном продвижении вперед имеется возможность быстро исправлять ошибки, не допуская, чтобы они выросли до размеров катастрофы.

    Поэтапное и незамедлительное документирование результатов позволяет накапливать опыт, необходимый для реализации новых проектов.

    Сосредоточившись на информационном потоке, который формируется в процессе текущей деятельности, можно обеспечивать организацию свежими идеями, вовремя корректировать ее работу, всегда находиться на современном уровне и извлекать выгоду из перемен.



    Список литературы:

    1. Александров И.И., Планирование деятельности организации, СПб: Аванта, 2008, 134 с.

    2. Афоничкин А.И., Основы менеджмента, СПб.: Питер, 2007, 522 с.

    3. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент, М.: Вузовский учебник, 2008, 192 с.

    4. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., Основы менеджмента: учебное пособие для вузов, М.: Центр, 1998, 429 с.

    5. Лихачев А.А., Орехов Н.А., Ерохин Е.В., Мамбетшаев Э.С., Основы прогнозирования и планирования в организации, М.: МГТУ, 2003, 304 с.

    6. Панин А.С., Планирование в организации, М: Лист, 2007, 97 с.

    7. Электронный учебник, Абакумова В.В., Голубева А.А., Кустарева В.П., Подлесных В.И., Прохорова Ю.К., Тюленева Л.В., Менеджмент, СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007.

    8. Материалы Интернет. Сайт: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> А.С. Панин, Планирование в организации, М: Лист, 2007, 97 с. – С. 43.

    Материалы Интернет, сайт #"#_ftnref3" name="_ftn3" title=""> Там же.

    В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев Стратегический менеджмент, М.: Вузовский учебник, 2008, 192 с. – С. 34

    А.И. Афоничкин, Основы менеджмента, СПб.: Питер, 2007, 522 с. – С. 158.

    О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. Радугин, Н.И. Рогачева, Основы менеджмента: учебное пособие для вузов, М.: Центр, 1998, 429 с. – С. 312.

    А , Основы прогнозирования и планирования в организации, М.: МГТУ,2003, 304 с. – С. 213. Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


    Вопрос 1. Планирование: понятие, сущность, назначение, задачи. Виды планов. Основные этапы и методы планирования. Бизнес-план: понятие, сущность, назначение, структура.

    Основой эффективной деятельности предприятий является планирование. Планирование -это разработка и обоснование планов экономического и социального развития предприятия и путей их реализации. Планирование позволяет обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, учитывая все внешние и внутренние факторы.

    В условиях рынка центр тяжести планирования перенесен на уровень основного хозяйственного звена (предприятия). Предприятие самостоятельно определяет цель деятельности, объем и структуру деятельности, потребность в экономических ресурсах, методы и способы решения поставленных задач, осуществляет контроль за ходом их реализации.

    Основными задачами планирования деятельности предприятия являются обеспечение финансовой устойчивости предприятия, достижение более высокой рентабельности по сравнению с рентабельностью конкурентов, увеличение объема оборота и доли на рынке за счет формирования конкурентоспособной структуры оборота, ценовой политики и эффективного использования ресурсов.

    Планирование выполняет ряд функций:

    Обеспечение сбалансированности хозяйственно-финансовой деятельности и всех структурных подразделений;

      обеспечение безопасности предприятия. При планировании учитываются факторы риска, чтобы избежать их или свести до минимума;

      внутрихозяйственная координация и интеграция различных сфер деятельности;

      создание условий для формирования ответственных, эффективных работников;

      осуществление эффективного контроля за производственно-хозяйственной деятельностью.

    Планирование деятельности предприятия основывается на использовании таких принципов, как непрерывность, органическое единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность и экономичность.

    Принцип непрерывности планирования означает сочетание и взаимную увязку долгосрочных и краткосрочных планов. Планирование должно осуществляться постоянно, а долгосрочные планы должны корректироваться в ходе реализации текущих планов.

    Принцип органического единства предполагает систему взаимосвязанных между собой элементов, имеющих единую направленность развития.

    Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей и разделов планов и направлений деятельности предприятия.

    Выделение приоритетов предполагает необходимость определения в планах главных задач или направлений развития, требующих первоочередного решения и выделения средств, в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

    Принцип гибкости планирования означает изменение и уточнение планов в процессе их реализации с учетом изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

    Принцип оптимальности и экономичности предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плана развития предприятия и выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов.

    Принцип контроля позволяет своевременно обнаружить недостатки в работе предприятия, предупредить возможные диспропорции развития, а также выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия.

    Виды (формы) планирования и виды планов различают по содержанию и форме проявления.

    1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное.

    Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Директивное планирование было присуще социалистической (командно-административной) системе народного хозяйства. В рыночных условиях оно может быть средством решения многих общенациональных задач, в частности в области охраны окружающей среды, обороны, структурной перестройки экономики и т. п. Директивное планирование имеет адресный характер, поэтому оно может использоваться на предприятиях при текущем планировании и принятии конкретных ре­шений.

    Индикативное планирование в отличие от директивного планирования носит направляющий и рекомендательный, но необязательный для исполнения характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. На микроуровне оно, как правило, ис­пользуется при составлении перспективных планов развития предприятия.

    2. По срокам, на которые разрабатываются планы, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

    Долгосрочное (перспективное) планирование осуществляется на период более пяти лет. Эти планы определяют долговременную стратегию экономического, социального, научно-технического развития предприятия. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование - это процесс предвидения, который основывается на вероятностном научном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.

    Оно позволяет определить различные варианты развития планируемого процесса и обосновать наиболее приемлемый вариант. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная функция управления. Это прогнозы социально-экономического развития, составляемые на уровне страны и отдельных регионов. На уровне предприятия могут прогнозироваться объемы продаж и их доля на рынке, требуемые капитальные вложения и другие показатели.

    При среднесрочном планировании, планы разрабатываются на период от одного до пяти лет.

    Текущее планирование осуществляется на год, включая полугодие, квартал, месяц, неделю (декаду), день. Текущее планирование является одним из инструментов реализации перспективных среднесрочных планов.

    Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу. Оно представляет собой выбор перспективных целей и способов достижения этих целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

    Тактическое планирование - это процесс создания предпосылок для реализации стратегических целей. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Объектами тактического планирования являются объемы продаж, затраты, прибыль и рентабельность, материально-техническая база, бюджеты предприятий и др.

    Оперативно-календарное планирование - это конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

    Бизнес-планирование осуществляется при создании нового предприятия или освоении новых видов деятельности.

    4. По сферам различают планирование:

      сбыта (на предприятиях торговли и питания - планирование объемов оборота);

      производства (на предприятиях питания - разработка производственной программы);

      персонала (потребность, подбор, подготовка, переподготовка, увольнение);

      потребностей (потребности в товарах, сырье, в материально-технической базе и т. д.);

      инвестиций, финансов и т. д.

    По уровню управления выделяются планы предприятия в целом и планы структурных подразделений.

    Для решения наиболее важных проблем разрабатывается программы. Общие программы разрабатываются для решения стратегических задач. Например, программа стимулирования труда работников, программа финансового оздоровления, программа развития материально-технической базы.

    Планирование деятельности предприятия может осуществляться двумя подходами: ресурсным и целевым.

    При целевом подходе плановые показатели деятельности предприятия определяются исходя из поставленной цели. Например, целью предприятия может быть получение прибыли. Исходя из этого определяются объем и структура оборота, затем потребность в использовании ресурсов (основных и оборотных средствах, численности работников), необходимых для достижения поставленной цели.

    При ресурсном подходе основой разработки планов объема и результатов деятельности предприятия являются имеющиеся на начало планируемого периода экономические ресурсы.

    Разработка планов предприятий торговли и питания осуществляется с использованием различных методов. Основные методы, применяемые при планировании деятельности предприятий, - это балансовый, нормативный, экстраполяции, экспертных оценок и экономико-математические методы.

    Наиболее распространенными являются балансовый, нормативный методы и метод экстраполяции. Использование балансового метода позволяет обеспечить необходимые пропорции развития различных направлений и показателей деятельности предприятия. Для обоснования планов составляют­ся натуральные балансы, стоимостные, балансы рабочей силы и рабочего времени.

    Натуральные балансы составляются в натуральных единицах (тонны, штуки, литры и т. п.). Например, на предприятиях питания составляют продуктовый баланс, на основе которого определяется потребность в сырье для производства собственной продукции.

    Нормативный метод планирования основан на использовании различных норм и нормативов. Различают государственные экономические нормативы, межотраслевые, отраслевые и местные.

    Государственные экономические нормативы - это ставки налогов, размеры налоговых пошлин, минимальный размер оплаты труда, нормы продолжительности рабочего времени и др.

    Межотраслевые нормативы действуют в различных сферах и отраслях деятельности. Например, нормы эксплуатации и обслуживания оборудования, используемого в различных отраслях.

    Отраслевые нормы применяются на предприятиях одной отрасли. Это нормы расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.

    Местные нормы и нормативы разрабатываются непосредственно на предприятиях, если в силу специфики деятельности невозможно применение межотраслевых и отраслевых. Это нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания рабочих мест, нормы оплаты труда (сдельные расценки), нор­мы расходов на оплату труда, нормы амортизации основных средств, нормы товарных запасов (в торговле), сырья (на предприятиях питания) и др.

    Метод экстраполяции может быть использован только при кратксрочном планировании. Суть этого метода состоит в перенесении выявленных устойчивых тенденций развития за предплановые периоды на будущий период.

    Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела.

    Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

    Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальными инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла.