Каковы основные характерные черты демократических режимов. Сущность и отличительные черты демократического политического режима

Каталог заданий.
Типология политических режимов, демократия и ее основные ценности и признаки

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Особой характеристикой демократического государства является

1) наличие аппарата управления

2) слаженная работа государственных органов

3) политический плюрализм

4) отсутствие коррупции во властных структурах

Пояснение.

Политический плюрализм - это многопартийность, а значит существование выбора граждан.

Ответ: 3

Что из перечисленного ниже необходимо для реализации принципа политического плюрализма?

1) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

2) свобода участия в политических движениях и партиях

Пояснение.

Плюрализм - многопартийность - разные взгляды, идеалы, интересы. У народа есть свобода выбора.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Петр Дмитриевич Садовский

Социальный институт слишком широкое понятие, чтобы делать такой вывод; в большинстве обществ, на разных исторических этапах существовало разнообразие социальных институтов: семья, государство, религия, образование. Конечно разнообразие социальных институтов необходимо для общественной организации, но это разнообразие не гарантирует политического плюрализма.

Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

2) тоталитарного

3) теократического

4) демократического

Ответ: 4

Что из перечисленного является исключительным признаком демократического государства?

1) наличие правоохранительных органов

2) суверенитет в определенных территориальных границах

3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения

4) парламентаризм

Пояснение.

Парламентаризм - система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к др. государственным органам.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется

2) волюнтаризмом

3) тоталитаризмом

4) абсолютизмом

Волюнтаризм - деятельность людей, не считающихся с объективными законами исторического процесса.

Абсолютизм - форма монархического правления, самодержавие.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Что является одним из обязательных условий реализации принципа политического плюрализма?

1) многопартийность

2) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

3) слаженная работа государственных органов

4) наличие сильного политического лидера

Пояснение.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

1) наличие единственной общеобязательной идеологии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) наличие правоохранительных органов

Пояснение.

2. Относится ко всем режимам

3. Относится к демократическому режиму

4. Относится к демократическому режиму

1. важный признак тоталитаризма, например, СССР, Фашистская Германия

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Какой признак отличает демократический политический режим?

1) наличие однопартийной системы

2) ограничение свободы слова и свободы печати

3) контроль государства над частной жизнью граждан

4) подчинение политического меньшинства большинству

Пояснение.

Демократия предполагает наличие выборов. Побеждает тот, кто набирает больше всего голосов, тот побеждает.

Все остальное относится к тоталитарному режиму.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что от­ли­ча­ет демократический режим?

1) периодические сво­бод­ные выборы

2) наличие пред­ста­ви­тель­ных органов власти

3) однопартийная система

4) государственная цен­зу­ра СМИ

Пояснение.

Демократия пред­по­ла­га­ет плюрализм и во­ле­изъ­яв­ле­ние народа по­сред­ством выборов в пред­ста­ви­тель­ные органы и на пред­ста­ви­тель­ные посты.

Все осталь­ные подходят для тоталитарного, второе - и к де­мо­кра­ти­че­ско­му ии тоталитарному.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что отличает тоталитарное государство?

1) деятельность свободных СМИ

2) наличие правоохранительных органов

3) наличие политической оппозиции

4) одна общеобязательная идеология

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает наличие одной единственной идеологии.

1, 3 - демократический режим

2 - любой режим

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Политический режим характеризует

1) административное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форму государственного правления

Пояснение.

Политический режим - это методы и способы осуществления государственной власти.

Административное устройство государства - государственно-территориальное устройство государства.

Функции гос. власти - это направления деятельности государства.

Форма государственного правления - форма организации высших органов государственной власти.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению

1) демократическому

4) республиканскому

Пояснение.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Авторитари́зм - форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны {правлению}

Что характеризует тоталитарный режим?

1) наличие развитого гражданского общества

2) регулярное проведение свободных выборов

3) отсутствие обязательной государственной идеологии

4) всесторонний контроль государства над жизнью об щества

Пояснение.

Тоталитари́зм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?

1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.

2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.

3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.

4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.

Пояснение.

В такой форме правления, как военная диктатура, не существует неприкосновенности частной собственности и равных условий в чем-либо между военными, обладающими всей властью, и простыми гражданами. А основа демократии, напротив - это равенство прав и неприкосновенность частной собственности.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.

1) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

2) всеобщий контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

3) свободное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

4) формирование органов власти выборным путём

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. Ему соответствует ответ 2.

Все остальное характерно для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Для тоталитарного политического режима характерно

1) существование единственной обязательной официальной идеологии

2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

3) формирование органов власти выборным путём

4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

Пояснение.

Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Существует три режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. При тоталитарном режиме существует единственная обязательная официальная идеология.

Ответы 2, 3, 4 характерны для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Высший орган законодательной власти в государстве Д. избирается населением выборным путем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом?

1) Выборы депутатов проводятся в определённые законом сроки.

3) Кандидаты в депутаты вносят значительный избирательный залог.

4) Выборы осуществляются в условиях реальной альтернативы и конкурентной борьбы кандидатов.

Пояснение.

Кроме тайных выборы в демократическом государстве должны быть еще и всеобщими, прямыми, равными.

Важен принцип состязательности.

Принцип состязательности предполагает, что выборы проводятся на альтернативной основе, существует конкурентная борьба между кандидатами. При отсутствии оппозиции можно организовать и тайные выборы. К примеру, в 1936 году в СССР по Конституции были введены тайные выборы, хотя режим демократическим не был.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Определить по­ли­ти­че­ский режим в го­су­дар­стве можно на ос­но­ва­нии информации о (об)

1) ме­то­дах осуществления го­су­дар­ствен­ной власти

2) по­ряд­ке взаимоотношений цен­траль­ной власти и вла­стей на местах

3) раз­ме­ре территории го­су­дар­ства и ко­ли­че­стве населения

4) административно-территориальном устройстве

Пояснение.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Что яв­ля­ет­ся характерным при­зна­ком демократического государства?

1) в стра­не существует не­сколь­ко правительственных пе­чат­ных изданий

2) вы­бор­ные процедуры имеют фор­маль­ный характер

3) го­су­дар­ствен­ные органы фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве принципа раз­де­ле­ния и не­за­ви­си­мо­сти властей

4) граж­да­не обязаны пла­тить налоги

Пояснение.

Принципы демократии:

−признание на­ро­да источником власти

−равноправие граждан

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и свобод, их при­зна­ние и га­ран­ти­ро­ван­ность и за­щи­та со сто­ро­ны государства

−наличие прин­ци­па большинства, оно вы­ра­жа­ет свою волю

−наличие права мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей, при ко­то­рой различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы и урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению дик­та­ту­ры (система сдер­жек и противовесов);

1) про­фес­си­о­наль­но­го аппарата управления

2) раз­но­об­раз­ных негосударственных организаций

3) все­сто­рон­не­го контроля за жиз­нью общества

4) раз­де­ле­ния властей

Пояснение.

Политический режим - со­во­куп­ность методов и спо­со­бов осуществления в стра­не государственной вла­сти и управления.

Обществоведы вы­де­ля­ют три вида по­ли­ти­че­ско­го режима: демократический, ав­то­ри­тар­ный и тоталитарный.

Демократический режим - режим, ос­но­ван­ный на при­зна­нии народа в ка­че­стве источника власти, ши­ро­ко­го участия на­ро­да в управ­ле­нии государством, при­зна­нии прав и сво­бод человека.

Тоталитарный режим - режим, при ко­то­ром государство стре­мит­ся установить пол­ный (тотальный) кон­троль над всеми сто­ро­на­ми жизни граждан.

−равноправие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

−принцип боль­шин­ства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

−право мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей

−гласность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

мвыборность ос­нов­ных органов вла­сти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

−развитая си­сте­ма органов мест­но­го самоуправления.

Следовательно от­ли­чи­тель­ная черта - га­ран­ти­ро­ван­ная свобода слова и печати.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Принципы демократии:

1) при­зна­ние народа ис­точ­ни­ком власти и но­си­те­лем суверенитета;

2) рав­но­пра­вие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

3) на­ли­чие фундаментальных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

4) прин­цип большинства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

5) право мень­шин­ства на оппозицию

6) по­ли­ти­че­ский плюрализм

7) пра­во­вое государство

8) си­сте­ма разделения вла­стей (различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы, урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению диктатуры).

9) глас­ность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

10) вы­бор­ность основных ор­га­нов власти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

11) раз­ви­тая система ор­га­нов местного самоуправления.

Реализация вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных пунктов не­воз­мож­на без га­ран­тии свободы средств массовой информации

Верховенство су­деб­ной власти над за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной противоречит п. 8.

Наличие раз­ветв­лен­ной системы законов, раз­лич­ных средств мас­со­вой информации не опре­де­ля­ет сущность по­ли­ти­че­ско­го режима (и то и дру­гое было в гит­ле­ров­ской Германии)

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

а. федеративное устройство;

б. право на взимание налогов;

в. гарантии прав и свобод граждан;

г. наличие публичной власти.

18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют:

а. Государственная Дума;

б. Правительство Р.Ф.;

в. Совет Федерации;

г. общественная палата.

В некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли Вы с таким подходом. Приведите два аргументы в обоснование своей точки зрения.

20. Высшим органом законодательной власти в Р.Ф является:

а. Правительство Р.Ф.;

б. Федеральное Собрание Р.Ф.;

в. общественная палата;

г. Конституционный суд.

21. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества:

а. экономической;

б. социальной;

в. политической;

г. духовной.

22. В нашей стране подписывает и обнародует законы:

а. глава правительства;

б. Президент;

в. Председатель Совета Федерации;

г. Генеральный прокурор.

23. Президент Р.Ф. является главой:

а. государства;

б. политической системы;

в. законодательной власти

г. судебной власти.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России

План урока: Работа с Конституцией РФ и заполнение таблицы. Анализ и вывод

1. Вставить пропущенные слова в предложения .

1.1. Конституция Российской Федерации - это основной закон Российской Федерации, имеет _______ юридическую силу, ___________ действие и применяется на всей территории РФ. Принята на всенародном референдуме _______________________, закрепляет Основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, систему высших органов государственной власти.

1.2. Гражданство РФ - это устойчивая _____________ связь человека с _______________, выражающаяся в совокупности их взаимных ______________, _______________. Отношения по поводу российского гражданства регулируются _________________ законом.

1.3 Российская Федерация - демократическое ____________________ государство с ________________формой правления.

1.4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на_______________, ______________ и ______________.

1.5. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти _______________

1.6. Каждый гражданин имеет права: ______________, ___________, ____________, _____________, _______________

2. Ответить на вопросы:

2.1. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации?

2.2. В соответствии, с чем приобретается и прекращается Гражданство Российской Федерации?

2.3. Как осуществляет свою власть народ?

2.4. Что является высшим непосредственным выражением власти народа?

2.5. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?

2.6. Кто осуществляет Государственную власть в субъектах Российской Федерации?

Заполнить таблицу права и свободы человека и гражданина

Права Свободы

При всем разнообразии политических проблем, выдвигаемых современной жизнью, общим является демократическое их решения. В демократии определяется тот тип власти и тот механизм ее осуществления, что позволяет каждому человеку наиболее безболезненно достичь цивилизованного, нормальной жизни. Однако в мире в современных условиях нет государств, где бы демократия реализовывалась полностью и могла бы считаться относительно идеальной, образцовой формой государственного строя, механизмом осуществления власти. Из 226 стран мира в 79 странах уже установился демократический политический режим. Основу демократического режима составляет экономически независимая личность, которая обладает свободным выбором сфер деятельности и связывает свое бытие с результатами собственной деятельности. Такая независимость достигается только в условиях социально закрепленного приоритета личности перед обществом и частной собственности перед собственностью государственной. Экономически независимые граждане путем тайных, равных и прямых выборов избираются на определенные сроки представителей в органы местного и государственного управления. Конкуренция между гражданами по проведению представителей в органы власти отражается в соревновании политических партий. Политическая партия, представители которой составляют большинство в избранных органах, становится правящей, получая большинство мест в различных представительных органах и занимая ключевые посты в структурах исполнительной власти. Другие политические партии могут вступать в блок партии, что правит, или создавать политическую оппозицию. Так обеспечивается прочная легитимация (законность) власти, преодолевается политическое отчуждение граждан, что способствует стабильности всей политической системы.

Демократический режим, однако, не сводится к защите прав большинства, а обеспечивает права меньшинства и в избирательной системе, и в представительных органах власти. Общегосударственные решения принимаются не только большинством, но и путем достижения консенсуса с меньшинством и оппозицией. Критика власти и любых ее представителей - атрибут демократического режима. Но консенсус, взаимодействие и согласие, направленные на предотвращение конфликтов, составляют основу выработки мирных форм решения социальных коллизий путем постоянного диалога противоборствующих сторон. Вне рыночной экономикой демократический режим невозможен, поскольку именно рынок определяет заинтересованность граждан в деятельности, свободной от политической власти, и образует различные структуры гражданского общества. Гражданское общество - предпосылка демократической политической системы. В гражданском обществе представлены и конкретные интересы людей, и баланс их реализации. Опираясь на принцип разделения властей и взаимных противовесов законодательной, исполнительной и судебной власти, демократический режим сам является их продуктом, который возводит до ранга нескороминучого задача защита законными средствами интересов лица. В защите интересов лица, как стрижневій основе демократии, фокусируется разнообразие демократических форм, средств человеческой деятельности.

Демократический режим реализуется через две основные формы демократии: представительную и непосредственное. Представительская форма - основная форма осуществления государственной власти в демократическом обществе, когда через конкретных лиц и выборные органы граждане осуществляют свое конституционное право участвовать в политической жизни общества. Система таких органов является народным представительством. Непосредственная форма демократии допускает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений. Это - разного рода референдумы, опросы, народные собрания, митинги, демонстрации и тому подобное. Граждане демократического государства, непосредственно выражаясь или где-легуючи к власти своих представителей, принимают на себя обязанность уважать и поддерживать ее, подчиняться ее решениям. Власть же ответственна перед народом и подконтрольна ему. Естественно, политический режим существует как система взаимных политических обязанностей" связей власти и народа.

Представительная демократия - "правление народа, избранное народом и для народа". Такой политический режим демократии должен отвечать трем требованиям: честные, соревновательные выборы, регулярно проводятся; правительство формируется в результате выборов;

демократия защищает права личности и меньшинства. Но демократические политические системы делятся на две: президентскую и парламентских ку. Здесь возникает некоторое недопонимание, потому что и президентская модель допускает наличие законодательного органа - парламента, однако в ней исполнительная власть не подчинена непосредственно парламента. Классический пример президентского режима - США. Президент выступает как глава государства и как непосредственный руководитель исполнительных структур. Но президент не становится диктатором, потому что его полномочия строго определены, и не обладает законодательной властью, ограничен в действиях решениями Конгресса. Парламентский вариант демократической политической системы базируется на том, что исполнительная власть в той или иной степени существенно вытекает из парламента. Разные страны реализуют три основных типа парламентского режима правления однопартийного большинства, коалиционное правление и консенсусное правление. Эффективность и гибкость управления, основанного на совмещении идеи самоуправления и политического участия, во многом нейтрализует негативные тенденции отчужденности людей от политического процесса. Основной механизм, с помощью которого достигается представительство интересов различных групп (партийных, корпоративных и этнических), - парламентаризм как система правления, основанная на принципе разделения властей и верховенстве выборных органов. Конечно же, современная парламентская демократия далека от идеального народовластия.

С разнообразными подходами к определению сущности и содержания демократического режима и самой демократии связана и неоднозначность их толкований. Издавна существуют два подхода: нормативный и описательно-эмпирический (опытный). Формирование идеальной модели демократического режима, обоснование его преимуществ по сравнению с другими формами управления обществом и допускает нормативный подход. Исходя из надлежащих требований политического сознания, политической культуры и строится реальная политическая жизнь. Анализ демократии, демократического режима в реалиях жизни, опыта существования и деятельности с помощью описательно-эмпирического подхода позволяет определить их свойства, уточнять, а иногда и просматривать их суть и содержание. Конечно же, демократия - власть народа или "правление народа, избранное народом и для народа" - выступает нормативным идеалом, а не характеристикой реальных демократических государств. Тут-то и заключаются внутренние противоречия. Суть противоречий заключается в том, что власть народа означает самоуправление народа, а отсюда вытекает и отрицание политического господства властных структур, средств и форм принуждения и других атрибутов государства. Конечно же, подлинное народовластие несовместимо с существованием государства. Но в реальной жизни демократия нигде и никогда не существовала без государства. I отмирание государства в современных условиях (как и в ближайшей перспективе) - иллюзия, утопия. Демократия как народовластие выступает ориентиром, целью политического развития общества.

В повседневной жизни, учитывая разнообразие общественных явлений, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений, устремления разных людей, социальных общностей, а также необходимость социальной системы управления, реальная демократия - власть большинства над меньшинством. Проблема соотношения власти большинства и защиты интересов меньшинства - важное условие понимания демократии. Определяя содержание демократии, известный английский философ Карл Поппер, отвергая вопрос о правлении народа, сосредоточивает внимание на проблеме сведения к минимуму вреда, который могут нанести обществу недостойные правители, и какие необходимо создавать политические, социальные институты и механизмы, способные свести к минимуму возможные потери. Исходя из моральных установок, Карл Поппер считает, что вообще никто не может быть сувереном, то есть обладать правом использовать власть по собственному желанию и усмотрению, отвергает концепции демократии, которые определяют особую мудрость или безошибочность "гласа народного". Идеал народовластия предусматривает, что граждане должны иметь возможность влиять на политику тогда, когда того пожелают, бюрократы, а также избранные лица должны считаться слугами народа и вести себя соответственно, что законы и политика правительства должны отражать ценности, желания и приоритеты большинства уважать меньшинство. Демократия - система, в которой правители могут быть заменены мирно, а тирания - система, где смена правителя без кровопролития не обходится. Авторитет власти, государства базируется на принципе обеспечения государством равной защиты прав и свобод всех граждан и на подчинении их законам. И хотя разнообразные современные демократические государства отличаются друг от друга различными чертами, свойствами, особенностями, но всем демократическим государствам присущи общие определяющие черты: во-первых, признание народа источником власти, сувереном государства; во-вторых, равноправие граждан; в-третьих, подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их реализации; в-четвертых, избрание основных органов управления государства.

Демократически организованное общество

Черты социальной жизни

Сложность социальной структуры и обусловлена ею разнообразие социальной жизни. Плюрализм социальных организаций и форм ее жизнедеятельности.

Развитие социальной активности масс. Демократизация и организация социальной жизни. Самопроявления интересов социальных общностей. Сознательная, свободная, открытая социальная борьба, результатами которой являются реформы.

Развитие демократических форм жизни социальных сообществ как условие социальной эволюции.

Черты политической жизни

Разнообразие форм политической жизни различных социальных общностей. Плюрализм политических организаций, разнообразие форм их политической деятельности. Развитие политической активности масс. Демократизация и организация политической жизни.

Волеизъявления политических интересов социальных общностей. Открытая политическая борьба, осуществляемая путем демократических реформ. Поиск мирных путей ослабления остроты конфликтов.

Развитие политической демократии как устранение возможности политической революции.

В современных условиях демократизация общества имеет глобальные масштабы и включает в свое содержание не только изменения в политической сфере, но и изменения в обществе, что влечет за собой глубокие сдвиги в структуре власти. Власть же путем различных экономических, политических и культурных преобразований делает социальную эволюцию человечества не только более стабильной, но и более динамичной. Одним из важных условий неотвратимости демократизации выступает заложена в природе человека постоянная тяга к личному, творческого самоутверждения; тяга, что впоследствии делает неизбежным установление такого социального и политического порядка, который считался бы с ней. Человеческая природа не поддается перекуванню и переплавке, это базовое положение уже нельзя игнорировать: политические режимы, пытавшиеся это сделать, позорно сошли с политической арены. Естественно, демократизация - незво-ротный процесс. Неотвратимость вовсе не исключает временных торможений и откат в различных сферах общества, идущего по пути демократизации. Не секрет, что, начиная с конца 80-х годов xx века, в политике происходит крутой поворот направо. Это попытка формирования полномасштабного конкурентоспособного производства на приватновласницькій капиталистической основе, что ведет к значительной неровности за доходами различных социальных слоев. Естественно, это означает глубокие сдвиги в политическом курсе (ориентация общественного развития, его движение рассчитаны на удовлетворение интересов мощных социальных слоев и других общественных групп), то есть происходит капитализация общества и в политическом режиме, организация социальных взаимодействий внутри общества, между ним и государством, и внутри государства. Принципиальное значение имеет принятие оптимального политического курса, потому что политический курс - главная предпосылка максимально демократического режима. Развернутый демократический режим реализуется только при таком политическом курсе, который создает широкий социальный консенсус.

Для политической жизни ХХ века, в отличие от предыдущих веков, характерно то, что в современных условиях стало возможным политически регулировать динамику экологического жизнь, переориентировать направления экологической деятельности, достигать максимума эффективности экономического развития. Почти до середины ХХ века. имущественное положение масс, а, следовательно, и экономическую жизнь играло значительную роль и выступало в основном определением политической деятельности. В современных условиях теряет актуальность вопрос бедности для почти двух третей населения мира. Понимание классового подхода, классового интереса как исходного в оценке политических событий неприемлемо для современных оценок многих проблем, самобытности культур и др. Эти проблемы уходят корнями в не классовых отношений, не существования эксплуатации, капитализма, а природы современной цивилизации, индустриальной и постиндустриальной. Широкого развития в странах Запада и в ряде регионов Востока приобрела демократия. Это способствовало тому, что политические партии, выражающие интересы большинства, получили возможность завоевать власть. Большинство политических партий отходит от своей исходной социальной базы. Общество социально становится многослойным, разнообразным. Численно растут межклассовые, маргинальные группы, возникают группы рабочих-собственников, которые владеют недвижимостью, акциями и др. Широкого развития набирают массовые общественные движения как фактор сближения людей разного социального происхождения, что само по себе тоже в какой-то мере консолидирует деятельность политических партий.

Государственная деятельность как вид политической деятельности становится политическим и правовым инструментом, средством осуществления реформ в интересах большинства общества. Интересы широких масс, - экологические, национальные, групповые, - ощутимо влияют на политику, ее реализацию, утверждение мира на планете. Фактором сближения людей разного социального происхождения выступают и массовые движения, вступают в современных условиях широкого развития сближение различных социальных общностей людей, что также консолидирует деятельность политических партий. Разнообразное и разноцветное политическую жизнь мирового сообщества, которое в современных условиях не сводится к необходимости социальной революции. Новой своеобразной реальностью, условием выживания становится для человечества глобализация политической жизни. Возникают возможности договоренностей, поиска путей мирного решения проблем политических, социальных, экономических, духовных, установление консенсуса взаимодействия. Все это условия существования человечества, движущая сила политического процесса. Политическая жизнь, благодаря росту осведомленности, становится достоянием широких народных масс, которые активно включаются к политике, к общественной жизни. Особенности развития политики и политической жизни способствовали стабилизации общественной жизни, целостности, единства, социальной упорядоченности, плюрализма, своеобразия политического пространства, активности и др. Политическая стабильность общества - такое состояние равновесия политической жизни, для которого характерны в основном постоянство и сохранение функционирования политических институтов, сравнительно стабильный ход политических процессов, отсутствие влияния конфликтных ситуаций на качественные изменения в политической сфере.

Демократические политические режимы - это системы управления политикой, которые формируются после проведения итогов парламентских и/или президентских выборов в Такие режимы являются отражением партийной системы и представляют собой институциональное закрепление политической воли народа - так называемого народного суверенитета. Связка с партийной системой осуществляется через регламентируемые Конституцией процедуры формирования правительства, парламентского большинства и меньшинства, а также системы контроля над властью со стороны оппозиции. В том случае, если на выборах одна политическая сила, создается монопартийное правительство, в случае отсутствия однозначного победителя - коалиция. При этом правительство, сформированное большинством, подотчетно парламенту.

Признаки демократического политического режима

Демократия по своей сути - это правление институтов. Поэтому выборы являются всего лишь электоральным обозначением текущих общественных настроений. Ни одна личность, даже обладающая значительной харизмой, не может персонифицировать работу таких институтов. Для этого вводятся защитные механизмы - система противовесов, сдерживающая влияние человеческого фактора или фактора организации.

Основные черты демократического политического режима:

Народ - это источник и конструктор Суверенитет народа - это механизм обеспечения легитимности, то есть признания справедливыми и соответствующими нормам закона результатов голосования на выборах. Кроме того, институционально закрепляет практику народного контроля за властью, преимущественно через систему референдумов, партийных «праймериз» и работу депутатов в своих округах. Именно по результатам «праймериз» можно судить о степени радикализации/либерализации общественного мнения. Примечательно, что демократические политические режимы предполагают институционализацию работы общественных организаций и СМИ, которые включаются в партийную и страны, а потому вправе оценивать (в том числе и с экспертной точки зрения) работу депутатского корпуса и институтов.

Неприкосновенность личности. Это означает, что ее интересы признаются более значимыми, чем интересы государства, правящей группы, партий и отдельных организаций. Таким образом, демократические политические режимы призваны инструментально, посредством конкретных правовых механизмов, защищать права и свободы граждан.

Введение принципа конкуренции. Он пронизывает всю структуру власти и государственного управления, начиная от введения института свободы слова и заканчивая плюралистическими выборами всех уровней.

Иными словами, все демократические политические режимы располагают одной особенностью: институциональной деперсонализованной властью при ориентации на защиту социальных, экономических, культурных и иных интересов граждан, а также других лиц, проживающих на территории данного государства.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д.р . основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях Д.р . народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти.

Характерные черты демократического режима: 1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. 2)Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. 3)Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства.4)Равенство прав граждан на участие в управлении информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Признаки демократии:

1. Гарантии основных прав человека каждому индивидууму по отношению к государству и власти, любой социальной группе (в особенности религиозным институтам), и другому индивидууму.2. Разделение властей:

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть

3 . Свобода слова и выражения собственного мнения, свобода собрания, свободная пресса.4 . Свобода вероисповедания.5. Право избирать и быть избранным (один человек, один голос).6. Равенство всех перед законом.

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.

5. Политический режим современной России.

После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима, во второй половине 80-х - начале 90-х годов в России начался переход к демократическому политическому режиму.

С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ.

В президентской республике России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения ветвей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.

К примеру, законодательная власть Федерального Собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов. В связи с концентрацией власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства, парламент отходит на задний план.

Отсутствие «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений, конфронтации между различными группами населения и властью, вызывает массовое нарушение элементарных прав и свобод граждан России, их права на жизнь, удовлетворение элементарных прав и потребностей в еде, одежде, жилье.

Становление демократизма в России далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами:

Во-первых , наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.

Во-вторых , переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима, десятилетиями господствовавшего в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.

В-третьих, в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства - расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.

Наконец, в менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопическое ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок, изменит жизнь к лучшему.

Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью .