Гильфанов рустам халэфович - основатель отрасли современных технологий зимней уборки. Рустам Гильфанов сейчас

Перечень вопросов к зачету:

    Литературоцентричность русской культуры. Периодизация истории русской литературы и культуры. Проблемы периодизации.

    Мифологические верования древних славян. Славянские языческие боги в искусстве и литературе. Проблема двоеверия.

    Система жанров устного народного творчества. Привести примеры и дать характеристику основных жанров.

    Своеобразие литературы и культуры Древней Руси. Периодизация древнерусской литературы и культуры.

    Жанровый состав древнерусской литературы. Привести примеры и дать характеристику основных жанров (летопись, воинские повести, житие и др.).

    Принципы изображения человека в литературе Древней Руси (на примере конкретных произведений).

    «Слово о полку Игореве»: идейно-художественное своеобразие. История открытия и публикации, жанровые особенности, система образов, идея и ее реализация в сюжете и композиции.

    Храм и икона как образ мира. Архитектурные памятники. Новаторство А.Рублева («Троица»).

    Общая характеристика литературы и культуры XVIII века. Классицизм в литературе, живописи и архитектуре XVIII века. Основные представители, своеобразие эстетической концепции.

    Эволюция жанра оды в литературе XVIII века (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и др.).

    Сатирические и воспитательные традиции в литературе русского Просвещения и просветительского реализма (Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, И.А. Крылов и др.). Тема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

    Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Тема крепостного права.

    Сентиментализм – идейно-эстетическое своеобразие. Творчество Н.М.Карамзина.

    XIX век – классический период русской литературы. Черты классицизма, сентиментализма, просветительского реализма в произведениях русских писателей XVIII – первых десятилетий XIX века. «Горе от ума» А.С.Грибоедова – смысл названия и жанровое новаторство пьесы.

    Эстетика и типология русского романтизма. Романтизм и реализм в русской литературе и культуре первой половины XIX века.

    Романтическая модель мира в поэзии русских лириков XIX века. Общая характеристика поэтического творчества В.А. Жуковского.

    Отражение романтического мировоззрения в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя (произведения по выбору).

    Тематическое и жанровое многообразие творчества А.С.Пушкина. Принципы художественного построения романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина: соотношение эпического и лирического начал, образ Автора, феномен литературной игры, проблема поиска смысла счастья. Портрет Пушкина кисти Кипренского и Тропинина.

    “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова как социально-психологический роман. Своеобразие композиции. Лермонтовские сюжеты и образы в русском искусстве.

    Н.В.Гоголь как сатирик. Жанрово-композиционное своеобразие «Мертвых душ» Гоголя. П.А.Федотов – «Гоголь в русской живописи».

    «Национальный театр» А.Н.Островского.Пьесы «Гроза» и «Бесприданница», смысл названия, роль символики. Психологический, социальный и исторический смысл конфликта Катерины с «темным царством».

    Развитие реализма как художественного метода во второй половине XIX века. Основные принципы «натуральной школы» (В.Г.Белинский, Н.А.Некрасов, Д.В.Григорович, А.И.Герцен, И.А.Гончаров и др.). Тема «маленького» человека в русской литературе XIX века.

    Реалистическое искусство и феномен передвижничества в русской культуре XIX века. Значение крестьянской темы в русской литературе и искусстве.

    «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И.С.Тургенева. Базаров – тип «нового человека» в русской литературе. Своеобразие художественного метода в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» («тайный психологизм»). Смысл названия романа.

    Тематическое многообразие лирики Н.А.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо»: широта тематического и стилевого диапазона поэмы.

    Идейно-художественное своеобразие философской лирики Ф.И.Тютчева и идея красоты и вечных ценностей в лирике А.А.Фета.

    Романы И.А.Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как трилогия о судьбе России.

    Христианская проблематика и христианские мотивы и образы в творчестве русских писателей и художников XIX века (2-3 произведения по выбору). Нравственно-философская проблематика произведений Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

    «Преступление и наказание» как социально-философский роман. Роль символики в романе. Теория Раскольникова.

    «Война и мир» Л.Н.Толстого как роман-эпопея. Мысль семейная, мысль народная в творчестве Толстого.

    Реальное и фантастическое, гротеск и сатирическая типизация, пародия и стилизация, трагическое и комическое в сатире М.Е.Салтыкова-Щедрина. Эзопов язык. («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», сказки – по выбору).

    Тема «футлярного» существования и ее разработка в «маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») и др. «Романное» содержание чеховского рассказа («Ионыч» и др.).

    Новаторство драматургии А.П.Чехова. Принципы «новой драмы». Чехов и МХТ.

    Казань и русские писатели (Г.Р.Державин, Е.А.Баратынский, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Горький и др.).

    Своеобразие историко-культурной ситуации рубежа ХIХ – ХХ вв. Понятие «серебряный век». Основные темы и мотивы поэзии «серебряного века» (И.Анненский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, З.Гиппиус, А.Белый, И.Северянин, О.Мандельштам, М.Волошин и др.).

    Символизм как литературное направление и стиль: теория и художественная практика. Поэтика и типология русского символизма. Основные этапы творческой эволюции А.Блока.

    Эстетика акмеизма. Основные представители акмеизма (Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам и др.).

    Футуризм как одно из течений авангарда. Основные представители русского футуризма (И.Северянин, В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Б.Пастернак и др.).

    Трагедийно-протестующие мотивы в поэзии В.Маяковского: авангардистские тенденции и их эволюция. Образ героя-бунтаря.

    Человек и природа в лирике С.Есенина. Народно-поэтические истоки творчества.

    Проблема человека и цивилизации в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    Тема любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна (произведения по выбору).

    Проза М.Горького: конфликты, характеры, авторская позиция. Идейно-художественное своеобразие пьесы М.Горького «На дне».

    Человек перед лицом смерти (на материале произведений Л.Андреева).

    Революция 1917 г. и ее влияние на литературный и культурный процесс. Феномен литературы русского зарубежья.

    Образ революционной эпохи в поэме А.Блока «Двенадцать». Художественное своеобразие поэмы.

    Творчество М.Цветаевой: осмысление эпохи, гражданской войны, тема Родины.

    Творчество А.Ахматовой: характер лирической героини, тема любви, поэзии, гражданские мотивы лирики; тема исторической памяти в поэме «Реквием».

    Тема революции и гражданской войны в поэзии, прозе (М.А.Шолохов, И.Э.Бабель и др.) и живописном искусстве 1920-х гг. Окна РОСТА, политические плакаты.

    Жанр антиутопии и антиутопические тенденции в литературе 1920-х гг. («Котлован» А.Платонова, «Мы» Е.Замятина и др.).

    «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова как философский роман.

    Своеобразие «Тихого Дона» как романа-эпопеи. Трагедия казачества в осмыслении М.А.Шолохова.

    Идейно-художественное своеобразие лирики Б.Л.Пастернака.

    Тема мужества и героизма в прозе и поэзии периода Великой Отечественной войны. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как энциклопедия военных лет.

    Роль «шестидесятников» в отечественной культуре. Темы и образы лирики одного из поэтов-«шестидесятников».

    Идейно-художественное своеобразие рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

    Проблема человека и его выбора в трагических обстоятельствах эпохи в произведениях В.Астафьева («Пастух и пастушка»), В.Быкова («Сотников»), Б.Васильева («А зори здесь тихие»), В.Распутина («Живи и помни») (на выбор).

    «Деревенская проза» как литературный феномен. Этическая проблематика и художественное своеобразие рассказов В.Шукшина («Срезал», «Чудик» и др.). Мифологические и библейские мотивы в повести В.Распутина «Прощание с Матерой».

    Изображение тоталитарного режима в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова.

    Художественное своеобразие драматургии II половины XX в. (А.Арбузов, Л.Леонов, В.Розов, А.Вампилов и др.) (на выбор).

    Тема молодого поколения и вечных нравственных ценностей в русской литературе 20 века(«Дети Арбата» А.Рыбакова, «Обмен» Ю.Трифонова, «Плаха» Ч.Айтматова и др.) (на выбор).

    Литературно-общественная ситуация в 1980–1990-е гг. «Реабилитация» подпольной и эмигрантской литературы. Литература русского зарубежья: возвращенные имена (В.Набоков, В.Аксенов, С.Довлатов, В.Войнович и др.) (по выбору).

    Идейно-художественное своеобразие поэзии И.Бродского: новаторство и традиции.

    Поиски новых форм в литературе последних десятилетий ХХ и начала XXI века: сочетание и противоборство реалистических, модернистских и постмодернистских тенденций (А.Битов, Вен.Ерофеев, В.Токарева, Л.Петрушевская, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Маканин и др. – по выбору).

Список литературы

«Повесть временных лет»

«Слово о полку Игореве»

«Сказание о Борисе и Глебе»

Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«Повесть о Горе-Злочастии»

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 года», «Разговор с Анакреонтом».

Г.Р.Державин. «Фелица», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Евгению. Жизнь Званская», «Памятник».

Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (2-3 главы).

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» «Наталья, боярская дочь» (по выбору).

В.А.Жуковский. Лирика.

А.С.Пушкин. Лирика. «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Евгений Онегин». «Медный всадник». «Капитанская дочка» или др. пр-ние по выбору.

М.Ю.Лермонтов. Лирика. «Мцыри» (или «Демон»). «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь. «Шинель». «Мертвые души».

Ф.И.Тютчев Лирика.

А.А.Фет. Лирика.

Н.А.Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо».

А.Н.Островский. «Гроза» (или «Бесприданница»).

И.С.Тургенев. «Отцы и дети».

И.А.Гончаров. «Обломов».

Л.Н.Толстой. «Война и мир» (или «Анна Каренина»).

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» (или «Идиот»).

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» и др. рассказы по выбору; «Чайка» (или «Вишневый сад»).

А.А.Блок. Лирика. «Двенадцать».

А.А.Ахматова. Лирика. «Реквием».

В.В.Маяковский Лирика.

С.А.Есенин. Лирика. «Анна Снегина».

М.Цветаева. Лирика.

О.Мандельштам. Лирика.

Б.Пастернак. Лирика.

М.Горький. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др.рассказы по выбору; «На дне».

Л.Н.Андреев. «Жизнь Человека».

А.И.Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет», «Штабс-капитан Рыбников»; «Поединок» (на выбор).

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» и др.рассказы по выбору. Рассказы из цикла «Темные аллеи» (2-3 по выбору).

И.Бабель «Конармия» («Письмо», «Соль», «Мой первый гусь»).

М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (по выбору).

Е.И.Замятин «Мы».

А.Т.Твардовский. Лирика. «Василий Теркин».

М.А.Шолохов «Донские рассказы» («Родинка»). «Тихий Дон». «Судьба человека».

Е.А.Евтушенко. Лирика.

А.Вознесенский. Лирика.

Н.Рубцов. Лирика.

Б.Окуджава. Лирика.

В.Высоцкий. Лирика.

А.Вампилов. «Прощание в июне», «Старший сын» «Утиная охота» (по выбору).

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». «Матренин двор».

В.Шаламов. «Колымские рассказы» («Ночью», «Сгущенное молоко», «Последний бой майора Пугачева»).

В.Быков («Сотников»), Б.Васильев («А зори здесь тихие»), В.Распутин («Живи и помни») (на выбор).

В.М.Шукшин. «Чудик», «Срезал», «Алеша Бесконвойный», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам» (2-3 рассказа на выбор).

Ю.Трифонов. «Обмен».

В.Распутин. «Прощание с Матерой».

Вен.Ерофеев. «Москва - Петушки».

Ч.Айтматов. «Плаха».

И.А.Бродский. Лирика.

Т.Толстая «Йорик», «Сюжет». «Кысь» (на выбор)

Л.Петрушевская «Новый Гулливер», «Медея», «Гигиена».

Учебники, учебные пособия

История русской литературы XI – XIX веков: в 2 ч. / под ред. Л.Д.Громовой, А.С.Курилова. – М., 2000.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. - М., 2006.

Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Высш. шк., 1998

Прохорова Т.Г. Постмодернизм в русской прозе: учеб. пос. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2005.

Русская литература 19 – 20 вв.: учеб.пос. для абитуриентов. – Казань: Казан.гос.ун-т, 2006. – 504 с.

Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 века. – М.: Высш. шк.; Академия, 2000.

Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Хрестоматия по древней русской литературе / сост. Н.К.Гудзий. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

Дополнительная литература

Анализ драматического произведения. - Л.: ЛГУ, 1988. - 366 с.

Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. – Л., 1985.

Голубков М.М. Русская литература ХХ в. После раскола: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

Громова М.И. Русская современная драматургия. – М.: Флинта: Наука, 2003.

Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца 19 – начала 20 века. – Л.: Б.и., 1985.

Келдыш В.А. Русский реализм начала 20 века. – М.: Наука, 1975.

Колобаева Л.А. Русский символизм. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: в 2-х т.: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001.

Литература и культура Древней Руси: слов.-справ. – М.: Высш. шк., 1994.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб.: Искусство СПБ, 1994.

Михайлов О.Н Литература русского зарубежья. – М.: Просвещение, 1995.

Пайман А. История русского символизма. – М.: Республика, 2000.

Пашкуров А.Н., Разживин А.И. История русской литературы XVIII века: в 2 ч. - Елабуга, 2010.

Предромантизм и романтизм в мировой культуре: в 2 ч. - Самара, 2008.

Русские писатели в Казани и Татарстане. – Казань: КГПУ, 1995.

Русские поэты 20 века. – М.: Флинта: Наука, 2005.

Русские поэты 20 века: собрание биографий/ М.Б.Богославский и др. – Челябинск: Урал ЛТД, 2001.

Черняк М.А. Современная русская литература. – СПб.; М.: САГА: Форум, 2004.

Штейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. – М.: Высш. шк., 1994.

В литературе наиболее полно и отчетливо проявился творческий гений русского народа. Она отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских философов, литература является также и нашей философией, способом постижения мира. Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников.
Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим образом повлияло на место и роль литературы в истории руской культуры.
Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников, а через их посредство - и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Позже русские книжники теоретически обосновали идею единства Русской земли и национально-религиозного своеобразия русского царства. Таким образом русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием. При этом, благодаря обилию переводов, она никогда не замыкалась в узко-национальных рамках.
К наиболее значительным произведениям киевского периода относятся поучения митрополита Илариона (XI в.), "Повесть временных лет" (XI-нач. XII вв.), "Поучение князя Владимира Мономаха" (XI-нач. XII вв.), сочинения епископа Кирилла Туровского (XII в.), "Слово о Полку Игореве" (XII в.), "Хождение Даниила Заточника" (XII в.). Все они свидетельствуют о живом поэтическом творчестве. Это была пора оживленной литературной деятельности, создавшей образцы литературных форм и жанров для последующих веков.
Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение избранности (теория Москвы - третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв. придали литературе характер религиозно-политической публицистики. В ряде случаев эти произведения поднимаются до высокого художественного уровня. Таковы "многошумящие" послания Ивана Грозного и "Житие протопопа Аввакума", своеобразно соединившие церковный, книжный язык с живой народной речью. Одновременно большой силы, красоты и выразительности достигла устная народная поэзия, но древнерусские писатели почти не использовали этот источник. Зато с конца XVI в. бурно развивается светская бытовая повесть, как правило перерабатывавшая бродячие сюжеты западной и восточной литератур.
С конца XVII в. русская культура испытывает стремительное вторжение в нее западноевропейских ценностей. Мировоззренческий переворот, совпавший с реформой языка и правописания, обусловил культурный кризис XVIII в. Писатели того времени колеблются между безусловным подражанием французским образцам и поисками собственных тем, языка и стиля. Стремление придать литературе национальное своеобразие прослеживается на протяжении всего периода: В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов создают теорию правильного русского стихосложения; А.В.Сумароков, несмотря на желание быть российским Расином и Вольтером, пишет песни в народном стиле; Д.И.Фонвизин создает комедии с русским бытовым содержанием и живым разговорным языком; Державин предвосхищает "священный жар" позднейшей русской лирики. Драматургия и поэзия прочно удерживают первые места в иерархии жанров; причем поэзия понимается как приятная забава.
Окончательное оформление русский литературный язык нашел в творчестве Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского и А.С.Пушкина , а его обособление от церковнославянского языка получило теоретическое обоснование в полемике "Арзамаса" с "Беседой любителей русского слова".
Александровское время явилось периодом великого творческого напряжения, когда русскими писателями была пережита первая радость самостоятельного творчества, вполне национального по духу и стилю. Поэзия сделалась бесспорным духовным подвигом и призванием, приобрела значение "священнодействия". В литературном творчестве чувствуется какая-то особая сила жизни, "торжество и радость художественного обладания" (И.Аксаков), высшим выражением которой стало творчество А.С.Пушкина. Проблематика западноевропейской культуры была усвоена и продумана; в следующих поколениях уже крепнет "славянофильская" оппозиция - не только национально-психологическая, но и культурно-творческая.
С 1840-х гг. в литературе нарастает нравственная и метафизическая тревога, нашедшая теоретическое отражение в романтизме. Люди искусства чувствуют себя в жизни неуютно, точно не на месте. В литературе возникает тема "лишнего человека". М.Ю.Лермонтов дал незабываемое изображение тогдашних душевных состояний, сплава экзальтации и сомнения. Н.В.Гоголь со всей остротой обозначил религиозно-нравственную проблематику русской культуры, которая сделалась преобладающей на всем протяжении XIX в. Одновременно выявляется еще одна характерная особенность русского творчества - неотделимость творческого пути от личной судьбы художника.
Эпоха "великих реформ" 1860-1870-х гг. пробудила внимание литературы к социальным вопросам. Вопрос о преодолении трагического одиночества человека в мире решается писателями в виде поиска той или иной формы гармоничного социального общения, главным образом в приобщении к жизни народа. В то же время намечается болезненный разрыв между эстетическим подъемом и новым философско-религиозным пробуждением. Обозначаются две творческие магистрали русской литературы. Сторонники "чистого искусства" (А.Григорьев, А.В.Дружинин, А.А.Фет) решительно восстают против морально-утилитарной функции литературы, в то время как Л.Н.Толстой ставит целью "разрушение эстетики" ради нравственного преображения людей посредством искусства. Религиозное осмысление русского опыта XIX в. нашло выражение в произведениях Ф.М.Достоевского , который с потрясающей художественной силой и выразительностью показал как одинокая человеческая свобода оборачивается рабством или саморазрушением. Преобладание в литературе философской проблематики обусловливает расцвет русского романа. Однако философские мотивы отчетливо звучат и в лирике (Ф.И.Тютчев).
В предреволюционные годы в литературе происходит новый культурный подъем, получивший название "серебряного века". Изменяется само чувство жизни. "Все более и более нарастает чувство чрезвычайности" (А.Белый). В человеке открываются новые глубины и часто темные бездны. В событиях ощущается суровый апокалиптический ритм.
С 1890-х гг. начинается новый расцвет русской поэзии. Символизм стал не только литературным движением, но также и новым духовным опытом. Поэзия и литература снова получают особую жизненную значимость, как путь к вере и вечности через искусство. Это был рецидив романтизма в русском сознании. В противоречивом сочетании бунта и усталости, самоутверждения и тоски, художники стремятся стать "по ту сторону добра и зла", преодолеть этику эстетикой. "И зло, и благо - два пути, ведут к единой цели оба, и все равно, куда идти" (Д.С.Мережковский). Мистика В.С.Соловьева находит гениальный поэтический комментарий в творчестве А.А.Блока . Реакцией на религиозную возбужденность символизма, на понимание поэта как медиума высших, иррациональных сил, становится акмеизм (Н.С.Гумилев) с его установкой на разумное волевое усилие в поэтическом творчестве. В то же время А.П.Чехов и И.А.Бунин продолжают классическую линию русской литературы, обогащая ее новейшими достижениями в области формы.
Революция 1917 г. вызвала искусственное разъединение русской литературы на отечественную и эмигрантскую, причем за рубежом оказались наиболее видные писатели. Однако в целом литература сохранила единство, основанное на причастности к традициям классической русской культуры, которые в той или иной степени присутствуют как в творчестве И.А.Бунина, В.В.Набокова, И.И. Шмелева, Г.И.Газданова, Г.В.Иванова, В.Ф.Ходасевича, так и О.Э.Мандельштама, М.А.Булгакова , Б.Л.Пастернака , М.Горького , М.Шолохова. Именно эта линия русской литературы заслужила в XX в. мировое признание.
Вместе с тем принадлежность к традиции не исключала формальных поисков. "Приключения письма", характерные для современной литературы Запада, сохранили всю свою увлекательность и на русской почве. Послереволюционная проза и поэзия продемонстрировала невероятное многообразие стилистических и др. новшеств.
Последние великие образцы русской прозы дал А.И.Солженицын, сумевший придать второе дыхание класcическому русскому роману. В области поэзии мировое признание получило творчество И.Бродского.
Путь, проделанный русской литературой в XX в., свидетельствует о ее непреходящем мировом значении и неиссякаемых творческих возможностях.

Золотой век русской культуры - это прежде всего Пушкин - начало и вершина Золотого века, явление русской и мировой культуры. Именно с Пушкина и благодаря его влиянию на все виды творчества Россия вышла на уровень мировой культуры и превзошла его. Он не только гениальный поэт, запечатлевший в прекрасных поэтических формах русского человека. Пушкин - создатель совре­менного русского литературного языка, который и сегодня может считаться эталоном. Благодаря Пушкину был преодолен тот разрыв, который существовал между «верхами» и народом, между культурой и народом. С него самого русское чтение стало достоянием всех дворян и простых людей, и детей и взрослых.

Пушкин был та звезда, на которую ориентировались, свет которой вдохновлял литераторов, художников, музыкантов. Очень характерны в этом отношении горестные слова Гоголя. Получив в Италии печальную весть из России о гибели поэта, Гоголь писал П.А. Плетневу в Петербург: «...Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не пред­принимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое, вот что меня только занимало и одушевляло мои силы...» (6; 597).

Место и роль Пушкина в истории русской культуры, истории России вообще наиболее точно охарактеризовал В.О. Ключевский. Этот выдающийся историк ставит рядом две «знаковые» фигуры в истории России: Петра Великого - императора и А.С. Пушкина - поэта. Петр I сумел разглядеть мощные материальные и духовные силы, таившиеся и невостребованные в Руси, и начал с первых, призвав на помощь технические знания Запада, обеспечил России международную и политическую мощь, «выдвинул Россию в семью европейских держав и народов». Такую же роль в отношении духовной жизни России сыграл Пушкин. Поэзия Пушкина «впервые показала нам, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался овладеть всем поэтиче­ским содержанием мировой жизни, и восточным и западным, и античным и библейским, и славянским и русским. Этой широтой поэтического захвата она дала нам почувствовать, какие нетронутые силы таятся в глубине выразившего ее народного духа, ожидая своего призыва на общечеловеческое дело» (7; 311).

Ключевский подчеркивал глубокую народность Пушкина. Эту народность он видел не в особенностях языка, не в выборе предметов из отечественной истории, а в том, что во взглядах поэта на жизнь, во всем складе его мировоззрения впервые обозначился духовный облик русского человека, в особом образе его мыслей и чувствова­ний. В поэзии Пушкина образно и ясно отразилась эта физиономия русского народа. Это народ восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, терпеливый и исполненный терпимости, чуждый сомнений и непритязательный, благодарный судьбе за радость и за горе, умеющий ценить хорошее чужое и шутить над дурным своим, простодушно и задушевно отзывчивый на все человечное, незлопамятный и осторожный, мирный и примири­тельный (8; 312).

Другой великий русский - писатель Федор Достоевский выде­лял особо два главных момента гения Пушкина, как и Ключевский, он отмечал общечеловеческий характер его творчества и подчерки­вал пророческое значение Пушкина. Ни один из великих гениев других стран - Шекспир, Сервантес, Шиллер и т. д. не обладали такой способностью всемирной отзывчивости, как Пушкин. В этом свойстве Пушкинской поэзии отразилась главнейшая способность нашего народа. Всемирная отзывчивость поэта нашла свое глубокое воплощение в его произведениях и образах из жизни других народов и всех времен («Фауст», «Скупой рыцарь», «Дон Жуан», «Пир во время чумы», «Египетские ночи» и т. д.). И в этой изумительной способности - пророческий смысл Пушкина и его творчества. Именно в этом более всего выразилась народность его поэзии, сила духа русского народа в его стремлении ко всемирности, ко всече-ловечности (9; 399).

Золотой век русской культуры означал разрыв с подражательст­вом Западу в литературе и искусстве. Началось возвращение к народным корням, к национальным традициям. Это стало одной из главных основ расцвета литературы и искусства, одной из их сильных сторон. Уже в первой половине XIX в. идет постепенный переход от классицизма, сентиментализма, отвлеченности через кратковременное увлечение романтизмом к реализму, к проблемам реальной жизни. Этот переход происходил во всех сферах художе­ственной культуры. Раньше и быстрее он совершался в литературе. В литературу и, прежде всего, в поэзию все более широко врывается живая жизнь. От «чувствительных» романов и повестей второй половины XVIII в., заполнивших книжный рынок, являвшихся развлекательным чтивом, в начале XIX в. в литературе все явствен­нее намечается поворот реальной жизни.

На литературную арену ворвалось молодое поколение поэтов - выпускников Царскосельского лицея - однокашников Пушкина. Первоначально предметом поэзии стали товарищеские пиры, лю­бовные похождения. Но постепенно и в поэзии, а затем в прозе все большее место начинают занимать проблемы российской действи­тельности. На поэтическом небосклоне появилась плеяда блестящих поэтов-современников и последователей Пушкина. Это: Евгений Баратынский, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Михаил Лермонтов. Это также Рылеев, Дельвиг, Вяземский, Денис Давыдов, Веневитинов и др. Продолжали творить патриархи русской поэзии Г.Р. Дер­жавин, В,А. Жуковский. Ярко зазвучали голоса поэтов - выходцев из третьего сословия - Никитина, Кольцова, Языкова.

Символами литературы этой переходной эпохи стали Чацкий, Онегин, Печорин. Это герои безвремья, поднявшиеся над окруже­нием и не понятые им (10; 74). Постепенно реализм становится высшей задачей литературы и искусства. Социальный роман стал господствующей формой литературы. Одной из характерных и сильных сторон такого романа было философское осмысление нравственных проблем жизни, человеческих отношений. Литерату­ра освобождается от исключительного служения высшему классу. Скоро она становится потребностью читателя из других обществен­ных слоев. Круг таких читателей, по мере развития образования, все более расширяется. Литература становится трибуной, с которой выносятся на суд общественности больные вопросы жизни россий­ского общества.

Вслед за Пушкиным и под его духовным влиянием выступил Н.В. Гоголь с его «Мертвыми душами», «Ревизором» и другими произведениями, в которых была представлена неприглядная кар­тина некоторых сторон жизни России. И сегодня не устают цити­ровать, к месту и не к месту, гоголевские слова, что беда России - плохие дороги и дураки. И очень редко вспоминают другие слова, выражавшие веру писателя в великое будущее России, в ее народ:

«Еще пройдет"десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках» (11; I; 97).

Россия в XIX в. подарила миру такие великие имена, как Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Тургенев, Грибоедов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Островский, Чехов, Горький, Успенский. В произведениях великих русских писателей нашли глубокое отраже­ние все пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами. Не осталось ни одного уголка российской жизни, который не был бы охвачен литературой. И что еще харак­терно: классики беспощадно критиковали все, что было темного в стране, но делали это, любя Россию, веря в ее народ.

Расцвет русского классического романа в 60-70-е годы связан прежде всего с именами Достоевского, Тургенева, Толстого. Главная тема произведений Ф.М. Достоевского - боль за униженных и оскорбленных, вера в человека. В романах «Униженные и оскорб­ленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подро­сток», «Братья Карамазовы» глубоко раскрываются нравственные проблемы взаимоотношений людей, столкновение сильных само­бытных характеров, одиночество человека в чужом и безжалостном мире.

В художественных произведениях, публицистике и философ­ских работах Достоевский постоянно возвращается к проблеме исторического предназначения русского народа, к его всечеловеч-ности, всеотзывчивости и всепониманию. В «Дневнике писателя» (12), над которым он работал с перерывами ряд лет, представлено многообразие тем: политика, религия, проблемы воспитания и образования, интеллигенция и народ и многое другое. Но в конеч­ном счете, это всегда глубокие размышления о России и ее народе. Это дало основание известному русскому философу Н. Бердяеву говорить, что Достоевский является наряду с Пушкиным одним из тех гениев, которые выражают дух народа (13; 81).

В прекрасных романах И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо» встает картина переломного вре­мени в жизни России. Выведены новые для русской литературы герои - разночинцы и демократы. И грусть по уходящей эпохе, и тревожное ожидание нового, не очень ясного грядущего. Тургенев представил нам русских женщин, самоотверженных и духовно красивых. В его «Записках охотника», как ранее ни в одном другом произведении русской литературы, даны образы русских крестьян, их высокая нравственность и одаренность.

Главное содержание великого романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» - судьбы народа и страны. В романах «Анна Каре­нина», «Воскресение», в других произведениях - жизнь русского общества 70-х годов. Автор показывает крушение традиционных моральных устоев под натиском наступающей буржуазной эпохи. Пушкин, Достоевский, Толстой оказали огромное влияние на раз­витие мировой литературы. Их произведения остаются и сегодня самыми читаемыми не только в нашей стране.

Богатейшее наследие оставил А.Н. Островский (1823-1886). В его пьесах («Доходное место», «Гроза», «Волки и овцы», «Горячее сердце», «Бесприданница» и многие др.) исследуется мир купечества и жизнь маленьких подневольных людей в этом мире. Драматургия Островского сыграла решающую роль в становлении русского реа­листического театра. Его пьесы и сегодня не сходят со сцены. Блестящий талант М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) раскрыл­ся в непревзойденной сатире. В своих произведениях «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина», «История одного города», «Господа Головлевы» он дал убийственную сатиру на существующие бюрократические порядки и тупоумие начальников всех рангов, дремучую отсталость жизни помещиков в различных «медвежьих» углах страны. В мировой литературе найдется немного таких ше­девров сатиры, как произведения Салтыкова-Щедрина. Тема наро­да, его исканий и надежд - главное в творчестве Н.А. Некрасова (1821-1877/78). Психологически тонкое и лирическое творчество А.П. Чехова (1860-1904), приходящиеся уже на конец века, отра­зило искания русской интеллигенции, ее потерянность и смятение.

Значительное влияние на художественную жизнь второй поло­вины XIX в. оказала революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены В.Г. Белинским. В своих многочис­ленных статьях он последовательно отстаивал идеи свободы и независимости человеческой личности и подчеркивал, что главным критерием ценности литературы должна быть верность действитель­ности и народность. А его цикл из 11 статей, посвященных творче­ству А.С. Пушкина, сыграл большую роль в развитии пушки­новедения. Дальнейшее развитие революционно-демократической эстетики связано с именами Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролю­бова. В их работах последовательно проводилась идея обществен­но-преобразующей роли литературы и искусства, подчеркивалось, что литература способна и должна быть не только средством ото­бражения и познания действительности, но и ее изменения, борьбы с общественным злом. Литературно-критическая деятельность этих выдающихся людей оказала большое влияние на творчество многих писателей и художников, в особенности из среды разночинной интеллигенции.

Уже в начале века начинает меняться и отношение читающей публики к литературе: из предмета развлечения и отдыха она стала сферой поиска ответов на жизненно важные вопросы, будила мысль и споры вокруг этих вопросов.

Именно в этот период сформировались великие традиции, которые стали характерными чертами русской классической лите­ратуры на все времена: гуманизм, сострадание к человеку, высота нравственных идеалов, пристальное внимание к больным вопросам народной жизни, транснациональный, вселенский характер русской литературы. На русской классической литературе - детище XIX в. - воспитывались все последующие поколения россиян. Вобрав в себя духовные достижения русского и других населяющих Россию народов, русская классика стала яркой, богатейшей и неповторимой частью мировой литературы.

I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

«Русская литература» - (набережная Макарова, 4), ежеквартальный историко литературный журнал Института русской литературы АН СССравни Издаётся с 1958. В журнале публикуются статьи по истории русской и советской литературы; обзоры историко литературных трудов, выходящих … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (набережная Макарова, 4), ежеквартальный историко литературный журнал Института русской литературы АН СССР. Издаётся с 1958. В журнале публикуются статьи по истории русской и советской литературы; обзоры историко литературных трудов,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

См. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДО 1917 ГОДА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ 1917 ГОДА ЛИТЕРАТУРА История русской литературы, тт. 1 3. М. Л., 1958 1964 История русской поэзии, тт. 1 2. Л., 1968 1969 Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969 Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969… … Энциклопедия Кольера

Русская литература - это прежде всего литература русского народа и людей другой нации, воспитанных в традициях русской культуры и веры и живущих интересами и чаяниями русского народа и творящих во славу его. Русская литература – это культура особого типа мышления и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Древнерусская литература (конец X—XVII вв.)Литература XVIII векаЛитература 1‑й половины XIX векаЛитература 2‑й половины XIX векаЛитература конца XIX — начала XX вв.Русская советская литература (1917—1987)Мировое значение русской… …

- («Русская литература»,) советский историко литературный журнал. Выходит четыре раза в год, с 1958 в Ленинграде при Институте русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Публикует статьи по вопросам истории и теории русской и русской… … Большая советская энциклопедия

См. Россия … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Историко литературный журнал РАН, с 1958, Санкт Петербург. Учредители (1998) Отделение литературы и языка РАН и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. 4 номера в год … Энциклопедический словарь

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» - «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА», историко литературный журнал. Издавался в Ленинграде с 1958 (4 выпуска в год). Орган Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Освещает проблемы теории, истории, национального своеобразия русской классической и… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Русская литература , А. А. Кайев , На протяжении своей истории русский народ создал богатейшую устную поэзию: разнообразные сказки, легенды, предания, былины, исторические песни, песни лирические, частушки, пословицы,… Категория: Литературоведение Издатель: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР ,
  • Русская литература , Н. М. Северикова , Н. М. Архипова , В. В. Трофимова , В пособии дается общая характеристика развития русской литературы второй половины XIX - начала XX века, советской литературы 20-70-х годов. Монографические главы посвящены творчеству… Категория: Литературоведение Издатель: Вища школа ,