Библиография аркадия гайдара. Аркадий Гайдар

ГАЙДАР Аркадий Петрович ; наст. фам. Голиков - прозаик, публицист, киносценарист .

"Гайдар" в переводе на русский значит "всадник, скачущий впереди".

Отца писателя звали Петр Исидорович Голиков. Он был учителем, выходцем из крестьянско-солдатского рода. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, - дворянка, дочь офицера. По словам самого Аркадия Гайдара, она была фельдшером.
Родители помогали революционерам, участвовали в революционных событиях 1905 г. В 1909 семья спешно покинула Льгов из-за опасности ареста, а в 1912, после нескольких переездов, обосновалась в Арзамасе.

Когда Аркадию было десять лет, грянула мировая империалистическая война. С первых дней войны его отца забрали в солдаты. Сам он только что поступил в первый класс Арзамасского реального училища, а через месяц сбежал пешком к отцу на фронт. На станции Кудьма, в 90 верстах от своего города, его задержали и вернули домой.

Рос Аркадий в Арзамасе. 1914-1918 – годы учебы в реальном училище, где давалось основательное образование. В этом же городе он познакомился с большевиками. Аркадий был еще подростком и не до конца понимал, кто они и чем занимаются, но для себя уже решил, что это хорошие люди. Он принимал участие в митингах, постепенно ему стали доверять важные задания. Октябрь 1917 года - неспокойное время для страны, время революции. Тогда ему впервые разрешили взять винтовку, а уже через год в ноябре 1918 года, когда Аркадию Голикову не было и 14 лет, он ушёл в Красную Армию. Он был высокого роста, крепкого телосложения, и поэтому его приняли на курсы красных командиров, хотя и не без некоторых колебаний. Возраст себе он прибавил сам, сказав, что ему исполнилось 16.

Уже четырнадцати с половиной лет он командовал ротой бригады курсантов на петлюровском фронте. «После недолгой побывки дома в 1920 (в связи с контузией и ранением) продолжает учебу в Москве - в Высшей стрелковой школе» , а «в семнадцать лет был командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом, - это на антоновщине» . И когда писателя спрашивали, как ему удалось в столь юном возрасте стать молодым командиром, он отвечал: «Это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время» .

Службу в армии ему пришлось оставить в 1924 в возрасте двадцати лет по причине болезни. И с этого времени он начал писать. «Первую свою повесть «В дни поражений и побед» Гайдар писал на фронтах в 1922- 1924; она была показана К. А. Федину, М. Л. Слонимскому, С. А. Семенову (редактору, принявшему наибольшее участие в начинающем литераторе) и вышла в 1925 под собственным именем автора в ленинградском альманахе «Ковш». Автор попытался обобщить свои впечатления, передать настроения красноармейцев, мирных крестьян… Осенью 1925 переезжает в Пермь, сотрудничает в газете «Звезда». Тогда же создает рассказ «Р. В. С.» и новеллу «Угловой дом», впервые подписанную «Гайдар». . «Гайдар» в переводе на русский значит «всадник, скачущий впереди» .

Аркадий Голиков в бытность его сотрудником архангельской газеты "Волна". 1929 год

Своими лучшими книгами он сам считал «Р. В. С.» (1925), «Школу» (1930), «Четвертый блиндаж» (1930) и «Дальние страны» (1931), а также «Военную тайну» (1933).
Повесть «Школа» была начата в 1928 году, когда писатель жил в Архангельске и сотрудничал в газетах «Волна» и «Правда Севера». А вышла эта повесть в московском журнале «Октябрь» под названием «Обыкновенная биография». В самом деле, в основу этой повести легли автобиографические материалы, а главный герой – 15 летний Борис Гориков – и возрастом, и фамилией указывал на сходство с самим автором. «Школа» - самое значительное произведение Гайдара о революции и гражданской войне.

Рассказ «Четвертый блиндаж» был написан специально как рассказ для радио в 1930 г.
Повесть «Дальние страны» Гайдар заканчивает в крымском пионерском лагере «Артек» в 1931 г.
Большинство его произведений адресованы детям и подросткам. Аркадий Петрович печатал свои рассказы в журнале «Пионер». Его очень интересовали мнения юных читателей, присылавших свои письма в редакцию с отзывами о произведениях. Редакция журнала организовывала также и творческие встречи читателей с полюбившимся автором

В 1936 г. Гайдар публикует рассказ «Голубая чашка» и начинает работать в кино для детей, редактирует чужие сценарии, готовится к экранизации повести «Р.В.С.» и рассказа «Четвертый блиндаж».

Аркадий Гайдар много путешествовал по стране, изъездил её вдоль и поперёк: от западных границ до Дальнего Востока, границ с Монголией; от Кавказа до Архангельска, много видел, встречался с разными людьми. «Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда» .

Гайдар погиб в 1941 году, сражаясь с фашистами. Шла Великая Отечественная война, Гайдар добровольцем ушел на фронт. Он снова стал солдатом. В июле 1941 он уезжает на фронт военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», пишет очерки, статьи. Его заметки придавали сил тем, кто сражался на передовой или работали в тылу, помогая фронту. Они вселяли в людей веру в победу. В августе - сентябре в журнале «Мурзилка» была напечатана сказка Гайдара «Горячий камень». Это «последнее произведение для детей, которое он успел опубликовать за два месяца до гибели. Сказка эта как бы прощальный завет детям – жить честно и смело, - так, чтобы никогда не захотелось начинать жить сначала» . Основная мысль сказки сводится к тому, что «всякий человек в ранние или зрелые годы непременно обжигается о «горячий камень», каждый когда-то должен ответить на вопрос о смысле жизни» .

По произведениям Аркадия Гайдара снято множество кинофильмов, наиболее известные из которых: «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Чук и Гек», «Школа мужества», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «На графских развалинах», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Дальние страны», «Комендант снежной крепости», «Бумбараш», «Судьба барабанщика», «Будёновка», «Р. В. С.», «Школа», «Лето на память».
А также мультипликационные фильмы: «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Горячий камень».

«В мировосприятии Гайдара существовали только два состояния страны и народа - война и мир как передышка между войнами; при этом на войне человек живет мирными заботами, а после войны в его душе не утихает боевая тревога. Его главные герои, как правило, не привязаны к дому и всегда готовы на решительный поступок. Такие люди, по оценке автора, достойны уважения. Только женщинам приходится оставаться на месте и ждать своих казаков. Дети растут как новые бойцы, для них очень важен пример сражающихся отцов. Даже пейзажи и интерьеры у Гайдара чаще всего строятся на контрасте: спокойствие и тревога» .

Использованная литература:

  1. Гайдар, А. П. Обыкновенная биография в необыкновенное время / А. П. Гайдар // Гайдар А. П. Горячий камень: Сказка и быль / А. П. Гайдар; рис. Селизарова; фотоработы А. Короля. – Ленинград: Детская литература, 1982. – С. 20.
  2. Гайдар Аркадий Петрович [Текст] // Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. и сост. П. А. Николаев; редкол.: А. Г. Бочаров, Л. И. Лазарев, А. Н. Михайлов [и др.]. – М. : Большая Российская энциклопедия; Рандеву – АМ, 2000. – С. 173.

  3. Аркадий Петрович Гайдар // Кроссворд-кафе. URL: http://www.c-cafe.ru/days/bio/4/008.php (дата обращения 15.01.2014).

Фотогалерея

Фото А. Короля из книги Гайдар, А. П. Горячий камень: Сказка и быль / А. П. Гайдар; рис. Селизарова; фотоработы А. Короля. – Ленинград: Детская литература, 1982. – 45, с. : ил. – (Читаем сами).

Известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Родился 22 января 1904 года в Льгове, Курская губерния, Российская империя.
Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905 года. Опасаясь ареста, в 1909 году Голиковы оставили Льгов, с 1912 года жили в Арзамасе. Работал в местной газете «Молот», где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 года - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 году учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 году - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против «императора тайги» И.Н. Соловьёва, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего «светлого царства социализма», отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы "РВС", 1925, "Серёжка Чубатов", "Лёвка Демченко", "Конец Лёвки Демченко", "Бандитское гнездо", все 1926–1927, Дым в лесу, 1935; повести "Школа", первонач. назв. "Обыкновенная биография", 1930, "Дальние страны", 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время "Сказку о Военной тайне", "Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове", 1935, "Бумбараш", неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника («Снились люди, убитые в детстве»).

Псевдонимом (тюркское слово - «всадник, скачущий впереди») впервые подписал новеллу "Угловой дом", созданную в 1925 году в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - "Жизнь ни во что" (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете «Звезда» и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга.
С 1927 года жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть "Лесные братья" (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести "Жизнь ни во что").

Летом 1927 года, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть "На графских развалинах" (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н. Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л. Кассилем, Р. Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 века (в т.ч. рассказы "Голубая чашка", 1936, "Чук и Гек", повесть "Судьба барабанщика", оба 1938, рассказ для радио "Четвёртый блиндаж"; вторая, незавершённая часть повести "Школа", оба 1930).

Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных, а порой трагических событий ("Судьба барабанщика", где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая «аура», доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской» чести товарищества и взаимопомощи - всё это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришёлся на 1940 год - время создания повести и одноимённого киносценария (кинофильм реж. А.Е. Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого «тимуровского» движения по всей стране, особенно актуального в 1940–1950-е годы.
В 1940 году Гайдар пишет продолжение Тимура - "Комендант снежной крепости", в начале 1941 года - киносценарий продолжения и сценарий фильма "Клятва Тимура" (постановка 1942, реж. Л.В. Кулешов).

В июле 1941 года писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 года в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников ("Василий Крюков", "Поход", "Маруся", "Совесть", 1939–1940).
Автор киносценария "Прохожий" (1939), посвящённого Гражданской войне.

Аркадий Гайдар погиб в бою около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 года.

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы "Чук и Гек", 1953, реж. И.В. Лукинский; "Школа мужества", 1954, реж. В.П. Басов и М.В. Корчагин; "Судьба барабанщика", 1956, реж. В.В. Эйсымонт, и другие).

Аркадий Петрович Голиков (9 января 1904 – 26 октября 1941) – русский писатель рассказов, преимущественно для детей и подростков. Участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Детство

Аркадий Петрович родился 9 января в городе Льгове, располагавшемся в Курской губернии. Его отец работал учителем в местной школе, а мать, по происхождению дворянка и дальняя родственница самого Михаила Юрьевича Лермонтова, являлась фельдшером, поскольку окончила медицинские курсы сразу после средней школы. Оба родителя Гайдара были революционерами и принимали участие в выступлениях 1905 года, поэтому вынуждены были скрываться от властей и жить подальше от столицы.

В 1912 году отца Аркадия отправляют в Арзамас, где серьезно обостряется ситуация из-за постоянных революционных движений против существующей власти. Мать едет с ним, поскольку местная больница также запрашивает дополнительных добровольцев для оказания медицинской помощи. Так, Гайдар едет вместе с родителями в Арзамас, где и живет вплоть до окончания Первой мировой войны.

К слову, он тоже пытается помочь отцу, которого через два года отправляют на фронт. Маленький мальчик укрывается в одном из военных фургонов, следовавших на границу с новыми солдатами, но на половине пути его обнаруживают и высылают обратно в Арзамас.

Юность и военная служба

В возрасте 14-ти лет революционно настроенного Аркадия принимают в коммунистическую партию. С этого момента его жизнь переходит на «военные рельсы», чему парень искренне рад, поскольку хочет быть похожим на отца.

Благодаря его активной жизненной позиции и уверенности в собственных силах, Гайдара принимают в ряды Красной армии, а через год он идет на курсы по командной подготовке, которые проходят на тот момент в Москве.

Выучившись в столице, он становится начала помощником командира взвода, затем самостоятельным командиром полка и, в конечном счете, командиром батальона.

Со своими солдатами, о которых, к слову, Аркадий Гайдар заботился лучше остальных офицеров, он присутствует на нескольких фронтах Гражданской войны, где одерживает множество побед. К несчастью, во время одной из финальных битв его ранят, и он, стараясь добраться до командного пункта, получает тяжелую контузию.

В феврале 1922 года Гайдар возвратился на службу и, будучи командиром полка, расположился в Енисейской губернии, где ему поручили разобраться с местными «бандитами», которых, по его мнению, поддерживала большая часть населения. Однако после тяжелой контузии во время Гражданской войны у Аркадия начались проблемы с алкоголем, в чем он никогда и никому не признавался. Будучи в нетрезвом состоянии, он допустил ряд ошибок, в том числе приказал своим солдатам расстрелять нескольких «бандитов» при попытке к бегству. К слову, не жалел Гайдар и собственных ребят.

После небольшой ссоры с командиром несколько человек были отосланы им в штаб без личных вещей, которые комбат в наказание конфисковал. Подобное поведение вызвало недовольство, на Гайдара было возбуждено уголовное дело, и 18 августа 1922 года его отстранили от военной службы без права на обжалование.

Творчество

Осознав, что офицером ему уже не быть, Гайдар начинает писать небольшие повести. Дебютным становится произведение «В дни поражений и побед» (1925), которое писатель просит опубликовать в знаменитом на тот момент альманахе «Ковш». Но по прошествии недели он понимает, что повесть оказалась слишком слаба, чтобы претендовать на положительные отзывы читателей и литературных критиков. Повесть была напрочь раскритикована, а Гайдару даже посоветовали больше не заниматься литературным творчеством, с чем он, конечно же, категорически не был согласен.

В 1932 году Аркадий Гайдар едет в Дальневосточный край и устраивается на работу в известную газету «Тихоокеанская звезда». Поскольку штатных вакансий на тот момент организация предоставить не могла, они предложили Аркадию должность специального корреспондента, которая подразумевала постоянные поездки по другим городам. Гайдар с радостью соглашается, и в течение долгого времени публикует в газете свои статьи о развитии животноводства, сельского хозяйства, садоводства и т.д.

В это же время у Гайдара начинается самый плодотворный период его жизни. Он увлекается написанием детских повестей и рассказов, которые получаются у него невероятно интересными и не слишком наивными. Так, результатом его работы становятся такие произведения, как «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940) и многие другие. Именно они стали наследием русской литературы и до настоящего времени являются популярными и востребованными.

Личная жизнь

В 1921 году Гайдар, прибывший с фронта тяжело контуженным, знакомится в госпитале, где проходит реабилитацию, с медсестрой Марией Николаевной Плаксиной. Через полгода они венчаются. В браке рождается сын Женя. Но позже Аркадий вынужден оставить жену и маленького ребенка, уехав по службе в другой город. Некоторое время они активно общаются, а затем молодой отец узнает о смерти своего ребенка, уходит в себя, и семья распадается.

В начале 1920 года Аркадий встречает журналистку Лию Лазаревну Соломянскую, на которой женится во второй раз. Супруга дарит ему замечательного сына Тимура, но и этому браку не суждено продлиться долго. Будучи молодой и наивной, Лия уходит от мужа к более перспективному мужчине.

В 1938 году, работая специальным корреспондентом и приехав в Клин, Гайдар останавливается у хозяина Чернышёва, где и знакомится с его дочерью Дорой. Спустя полгода он просит её руки. Они женятся.

26 октября 1941 года погиб от фашистских пуль военный корреспондент «Комсомольской правды» знаменитый писатель Аркадий Гайдар.

В начале разрушающих 1990-х годов в поиске сил для подъёма духа в геройском прошлом страны бывала я в Красногорске, в Государственном архиве кинофотодокументов. Однажды в фотолаборатории застала момент, когда фотореставратор окунал поочерёдно какой-то чёрный негатив в ванночки с растворами. Спроецированный на экран, он отразил поначалу чьё-то зачернённое наполовину, неузнаваемое изображение, которое по мере омовения стало высветляться, явив, наконец, знакомое, родное многим в стране лицо любимого писателя Аркадия Гайдара. И от нахлынувших вдруг воспоминаний о его храбрых бескорыстных героях стало на душе бодро и весело и за своё слабодушие стыдно.

В 1933 году тревожная весть о приходе к власти в Германии Адольфа Гитлера , угрожавшего новым натиском на восток, навеяла ему «Сказку о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Её читали и заучивали наизусть ребята советской страны. И выросшее на мужественных книгах поколение Мальчишей-Кибальчишей дружно пошло добровольцами с первых дней фашистского нашествия на фронт. Это оно совершало беспримерные подвиги. Это оно вместе со старшими братьями и отцами, сильно поредев в боях, победило.

А повесть «Тимур и его команда», главами публикуемая в 1940 году в «Пионерской правде», и законченный в первые дни нашествия киносценарий «Клятва Тимура», тоже публикуемый в «Пионерке», создали по всей стране тимуровское движение - школьники заботились о семьях бойцов и командиров, о пожилых и одиноких людях.

Конечно, писатель такой гигантской мощи воздействия на миллионы молодых людей не мог не стать мишенью для ненавистников нашей страны. Но если при жизни и после гибели лишь распускались слухи о его болезни, связанной с военной контузией, то после победы буржуинов в перевороте 1991 года его стали открыто называть «убийцей и карателем» в годы Гражданской войны - в статьях, книгах, телефильмах. Однако очищение его имени неизбежно.

Литературный псевдоним никогда не бывает случайным. Хотя сам Аркадий Петрович никому и нигде тайну его не раскрывал. Самое распространённое объяснение из пяти известных - перевод якобы с монгольского или хакасского - «всадник, скачущий впереди», оказывается, означает на хакасском всего лишь вопрос «куда?». При этом остаётся незамеченным шестое предположение, высказанное в предисловии к книге «Сказки кота Мурлыки» знаменитого в нач. ХХ века русского Андерсена Николая Вагнера , известного профессора зоологии Казанского, а затем Петербургского университетов. В книге, выдержавшей в нач. ХХ века семь изданий (!) и первое в Советском Союзе ещё в 1923 году, которой зачитывались и гимназисты с реалистами, и советские школьники, среди многих умных и странных философских фантастических сочинений: о Папе-прянике, фее Фантасте, разудалом Курилке, дяде Пуде и других - есть «Сказка о принце Гайдаре» («Великое»)…

О том, как бросил юный принц королевские покои и комфорт, после того как красавица царевна Гудана попросила его узнать, что такое есть «великое». И ушёл он странствовать по свету один без свиты, встречал многих бедных людей с их горестями и бедами, страдал за них, забыв о красавице Гудане. Понял было, что великое - это любовь ко всем людям. Однако встреча с человеком, который мечтал отомстить врагу, но, увидев его больного, умирающего, пожалел, простил и полюбил, показалась ещё более Великим. И от сострадания ко всем встреченным людям «его сердце затрепетало свободно и радостно. Оно расширилось. Оно захватило всё земное, всё сотворённое Великим… и разорвалось…»

Едва ли бы мужественный человек, каким был Гайдар, признался, что выбрал псевдоним по такой трогательной сказке… Хотя сам он пространствовал всю свою недолгую жизнь. Не заводя имущества, гардероба одежды - в гимнастёрке и сапогах, с рюкзаком за спиной или походной сумкой.

…Он вырос в семье, исповедующей взгляды «созидательных народников». Так назвали в русской истории начатое в 1870-е годы массовое «хождение в народ» образованных молодых людей, не желавших мириться с бесправием и повальной неграмотностью людей труда, требующих равных прав для всех сословий. Отец Аркадия Пётр Исидорович, правнук крепостного крестьянина князей Голицыных, которому придумана была при выходе на волю похожая на княжескую фамилия Голиков , стал учителем. Мать Наталья Аркадьевна Салькова вышла за него замуж против воли родителя, небогатого дворянина, офицера. Работала фельдшером, затем тоже учителем. После революции оба ушли в Красную армию. Кем мог стать их сын, ученик 5-го класса Арзамасского реального училища, оставшись один, без родителей, в 14 лет?

Он принимает участие в январе 1918 года в защите Арзамаса от нападения разгулявшихся банд, дежурит с патрулём по ночам. Получает первое ранение - ножом в грудь. В декабре 1918 года вступает в Красную армию, прибавив себе, крепкому, плечистому, годков. Проходит военное обучение, строй, стрельбу. Пишет позже в автобиографии: «Был на фронтах: Петлюровском (Киев, Коростень, Кременчуг, Фастов, Александрия)… командиром 6-й роты 2-го полка отдельной бригады курсантов».

Тут уместно вспомнить строчки из повести «Школа» о том, что Советская Россия воевала в Гражданскую не с одними белыми: «Мир между Россией и Германией был уже давно подписан, но, несмотря на это, немцы наводнили своими войсками Украину, впёрлись в Донбасс, помогая белым формировать отряды».

И красноармейцы вглядывались в наступающие цепи, угадывая, кто идёт: белые, петлюровцы, немцы? Все пытались отторгнуть Украину от России. Ещё тогда.

«Потом был на Польском фронте под Борисовом, Лепелем и Полоцком - 16-я армия. Полк забыл, потому что у меня было три болезни сразу – цинга, контузия в голову и сыпной тиф. Опомнился в Москве. Был отправлен на Кавказский фронт и назначен командиром 4-й роты 303-го (бывшего 298-го) полка 9-й армии. После захвата остатков деникинцев под Сочи стоял с ротой, охранял границу от белогрузин (а мы и не знали, что такие грузины были! - Л.Ж.) - мост через реку Псоу за Адлером. …был переброшен в горы, воевал против банд генерала Геймана и Житикова, поднявших восстание на Кубани».

Затем он - командир отдельного 58-го полка по борьбе с антоновщиной в Тамбовской губернии. И вот ни странность ли, что командующего боевыми действиями Михаила Тухачевского , скакнувшего при наркомвоенморе Льве Троцком из поручика в маршалы, применившего против восставших крестьян артиллерию и химические газы, восхваляют как великого полководца? Комполка Аркадия Гайдара винят в участии в подавлении и этого мятежа, и другого - на юге Красноярского края, в Хакасии (Тана-Тува).

В книге «Солёное озеро» перекрасившегося в монархиста писателя Владимира Солоухина , изданной на деньги АО «Хакасинтерсервис» в недоброй памяти 1994 году, внушается, что вовсе не банды «императора тайги» Ивана Соловьёва , стремившегося отделить этот дальний край от Советской России, держали в страхе и русских, и хакасов, в подавляющем большинстве неграмотных. А «каратель-чоновец Аркадий Гайдар» боролся «с партизанским отрядом Ивана Соловьева, последним очагом вооруженного сопротивления большевикам на всей территории бывшей России»…

«Последним очагом», потому что новую власть поддержало и приняло большинство народа в гигантской стране! И среди первостепенных задач этой власти числились ликвидация безграмотности и развитие здравоохранения даже в самых далёких уголках республики, таких как Хакасия. Разве этого не знали спонсоры клеветнической книжки и её автор из крестьянской неграмотной среды?

Но ставший при Советской власти в Хакасии учёным, кандидат исторических наук Александр Шекшеев посчитал своим долгом расследовать обвинения в адрес писателя. Он опубликовал в газете «Хакасия» 14 декабря 2005 года статью под названием «Гайдар и красный бандитизм: последняя тайна». Теперь эта статья, превращённая автором в объёмистый научно-исследовательский труд, выложена в Интернете. Учёный на материалах архивов обобщает: «Красный бандитизм, прямым предшественником которого являлось деструктивное поведение партизан, был обусловлен жестокостью белой военщины, крестьянских повстанцев; в ответ у сторонников советской власти появлялось стремление мести».

Пересказав описанные многими исследователями архивов действия местных советских властей в Енисейской губернии, квалифицируемые ныне как «красный бандитизм», автор делает вывод: «Но Гайдар к этим преступлениям отношения не имел». И далее: «В том, что Гайдар не принимал участия в приписываемых ему преступлениях, убеждают хронологические границы нахождения его в Енисейской губернии… Обнаруженная в архиве справка говорит о том, что он был здесь с ФЕВРАЛЯ ПО СЕНТЯБРЬ 1922 г. Сводки событий, посланные чоновцами в свои штабы, позволяют создать хронику деятельности отряда Голикова… Судя по имеющимся документам, отряд Голикова занимался разведкой, поиском и преследованием «банд», которые не приносили ему положительных результатов… Констатируя его «инертность», проверяющая комиссия сделала вывод о необходимости снятия Голикова с должности… уже 10 июня 1922 г. он был снят с должности и находился при губернском штабе ЧОН… Но в июне Минусинский уисполком был извещен (кем?), что комбат Голиков произвел расстрелы людей. Побросал трупы в реку, и дело его расследуется… После решения его вопроса Голиков покинул Красноярск. Учитывая переживаемое им состояние травматического невроза, Реввоенсовет 18 ноября предоставил больному командиру полугодовой отпуск. В январе 1923 г. ему как ветерану Златоустовской дивизии были вручены денежная премия и малиновые галифе (!)».

Сам Аркадий Петрович об этом коротком периоде в районе Тана-Тува в автобиографии сообщает: «…тут я начал заболевать (не сразу, а рывками, периодами.) У меня нашли травматический невроз. Несколько раз лечился… В апреле 1924 г. был зачислен в резерв. В ноябре уволен по болезни. Только через два года, в 1926 г., то есть через 8 лет после того, как я вступил в армию, пришёл срок призыва моего 1904 г.».

В старину мальчиков с 14 лет до 18 называли отроками, то есть без права речи при взрослых (речь-рек-рок), недорослями (не доросшими до взрослости), а ныне - подростками. Хотя сама жизнь во время революций и войны рано взрослит ребятню. И 18-летний Аркадий Гайдар, с ранениями в разное время в спину, руку, ногу, голову, в поисках дальнейшего дела своей жизни неслучайно выбрал стезю детского писателя. Он проживал своё взрослое отрочество ещё раз вместе со своими героями-мальчишками и передавал им свои несбывшиеся мечты, свои пристрастия и увлечения, свою любовь к людям и к родине, свою готовность пожертвовать, если будет нужно, своей жизнью ради жизни страны. Сегодня это самопожертвование новое сословие очень грамотных потребителей цинично называет «инфантилизмом».

Автор памятника Аркадию Гайдару в Хабаровске, где родилась «Сказка о Мальчише-Кибальчише», скульптор Галина Мазуренко , начитавшись «Солёного озера», признаётся в мемуарах: «…поехала в Москву, познакомилась с Тимуром Гайдаром, и он мне добавил ненависти к Аркадию Петровичу. Я не могла вдохновиться на такого монстра. …Успокоила себя тем, что он был просто инфантилом. Не повзрослел, и жизнь для него была игра».

Однако совсем неинтересно обсуждать мнения о великом Гайдаре как разучившихся читать потребителей, так и его «однопсевдонимщиков», делавших под крышей знаменитого литературного имени карьеру, но скрытно, как оказалось, ненавидящего его единственного законного носителя. А вот о дальнейшей жизни странника Гайдара можно узнать ещё много интересного.

В мирной послевоенной жизни он продолжал странствовать по разным краям большой страны: Пермь, Архангельск, Свердловск, Хабаровск… работая корреспондентом областных газет, задерживаясь в городах не больше года-двух. Сына Тимура увидел впервые в Архангельске, когда тому исполнилось два года. Домашнего очага не создал - жена Лия Соломянская ушла к другому, журналисту Самсону Глязеру .

Каким семьянином, журналистом и человеком был 22-летний Аркадий Голиков, можно представить из воспоминаний коллег по архангельской газете «Правда Севера». Они рассказывают, что Гайдар жил в постоянных разъездах, часто «менял» профессию: вместе с лесорубами валил лес, работал на сплаве, тянул с рыбаками невод. Однажды вышел из дома купить к мясу солёных огурцов, а вернулся через три недели! С очерком о весеннем сплаве леса. Оказывается, на базаре встретил артель плотовщиков, увлёкся их рассказами, пошёл с ними до пристани, а там и попросился в артель, отплыл с ними на пароходе. Собирал багром брёвна в плоты, варил пищу на берегу по дежурству, кормил комаров, мёрз холодными ночами. А ещё «чтобы не быть белой вороной среди сплавщиков», как объяснял он бухгалтеру, оформлявшему задним числом командировку, «пришлось играть в карты, проигрывать и выпить столько-то водки». «Вопрос компенсации считаю принципиальным», - то ли шутя, то ли всерьёз говорил командировочный. Выплатили, конечно, - очерк получился блестящим.

…Весной 1926 года Гайдара вновь позвала в путь его любимая муза дальних странствий. Он отправился с другом Николаем Кондратьевым в путешествие по Средней Азии, с осмотром песков Кара-Кума, верблюдов, саксаула, но главное - кардинальных изменений в этих краях, где недавно ещё правили баи и ханы, женщины ходили в чадре, а дехкане обрабатывали скудную землю мотыгой. Гайдар посылал о своих наблюдениях и встречах с новыми людьми Азии путевые записки, рассказы, фельетоны (и очень смешные!) в пермскую газету «Звезда». В ней же опубликовал написанный в дороге рассказ «Р.В.С.» и повесть «Жизнь ни во что» («Лбовщина») ещё под фамилией Голиков. С деньгами напряжёнка, и Аркадий Петрович пишет для ташкентской газеты «Правда Востока» несколько фельетонов.

На полученный гонорар друзья добираются до Туркмении. В Полторацке, пока не переименованном в Ашхабад, печатаются в газете «Туркменская искра», снова публикациями зарабатывая на дальнейший путь. Добравшись до Красноводска, омываются в Каспии, отряхивают от песка пропылённые рюкзаки. Переплывают море на пароходе, узнают, как добывается «чёрное золото» - нефть, любуются кавказскими горами. Мне, читающей эти очерки в юности, мечтающей о журналистике, непонятно было, как, постоянно переезжая, собирая материал для газетных публикаций «ради хлеба насущного», Аркадий Петрович при этом писал крупные литературные произведения: повесть «В дни поражений и побед», «Всадники неприступных гор», «Р.В.С.», «Дальние страны» и другие.

На примере одного из очерков, замеченного газетой «Правда», представим себе жизнь не ищущего покоя журналиста.

После публикации в пермской газете «Звезда» фельетона Гайдара «Шумит ночной Марсель» о пристрастии местного следователя Филатова к ночным посиделкам в низкопробном кабачке, где он на скрипке наигрывал за деньги пьяной публике фоксы и танго, следователь подал на автора в суд, и его осудили… В защиту журналиста выступила свердловская газета «Уральский рабочий», а следом и главная газета страны.

В «Правде» 5 апреля 1927 года статья «Преступление Гайдара» подвергла критике действия пермского суда, опираясь на мнение народа: «Общественное мнение восстало против приговора суда. Общественное мнение оказалось на стороне Гайдара. Рабочие ряда крупных заводов, рабселькоровское окружное совещание, областная газета «Уральский рабочий» высказались в защиту Гайдара».

Общественное мнение и теперь за Гайдара, пока ещё живут его книги. И некоторые частные скромные издательства продолжают их печатать.

Однако закончить своё слово о любимом писателе хочется всё-таки упоминанием о его последнем мужественном поступке - уходе в действующую армию наперекор запретам медиков, потому что то были слишком трудные дни отступлений и оставления наших городов. Никак не мог Гайдар отсиживаться дома!

Евгения Аркадьевна Голикова-Гайдар, дочь его любимой жены Дарьи Кузнецовой , вспоминает: «Пришёл папа с биноклем и походной сумкой, которые купил на Арбате в комиссионке. Очень рад был: «Это как раз то, что мне нужно. Арбатия - страна необыкновенная. А это для тебя». И протягивает мне тонкий свёрток. А в нём книга, сказки!

А теперь придумаем, что бы в ней написать. Ведь я уезжаю на фронт, и может так случиться, что долго не увидимся. Он открыл книгу и сразу написал:

«Папа едет на войну
За Советскую страну…
Женя книжку прочитает
И о папе помечтает.
Он в далёкой стороне
Бьёт фашистов на войне».

И подпись - Арк. Гайдар. Июль 1941 г.».

Он всегда так подписывался - Арк. Гайдар, будто предчувствовал, что придётся отмежёвываться от недостойных приватизаторов его литературного имени.

Людмила ЖУКОВА

А.П. Гайдар

У великого полководца Суворова есть высказывание «Возьми себе за пример героя, стремись догнать его, догони его, обгони его, и слава тебе...». 22 января 2014 года легендарному человеку, писателю-воину, навсегда связанному с армией, Аркадию Петровичу Гайдару исполнилось 110 лет со дня рождения.

Пройдем же боевыми и литературными тропами замечательного писателя А.П. Гайдара.

Что означает имя Гайдар?


А.П. Гайдар

Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.

Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар - Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе этот звучный и много говорящий псевдоним. Псевдоним - вымышленное имя.

Гайдар - впередсмотрящий, всадник, скачущий впереди. Сын Гайдара Тимур предположил, что псевдоним его означает: Голиков Аркадий - друг армии.

Из других источников следует, что литературный псевдоним «Гайдар» расшифровывается как «Голиков АркадиЙ Д"АРзамас» (по подражанию имени Д"Артаньяна из «Трёх мушкетёров» Дюма). Автор третьей версии - школьный товарищ Гайдара Адольф Голдин. В школьные годы Аркадий Голиков был большим выдумщиком, романтиком, любил военные игры. Вот и зашифровал своё имя следующим образом. Г - первая буква фамилии «Голиков». А и Й - первая и последняя буквы имени «Аркадий». Д - по-французски означает «из». АР - начальные буквы названия города Арзамаса.

Семья

Он родился 22 января 1904 г. в г. Льгове Курской губернии, откуда вскоре семья Голиковых переехала в Арзамас. Отец его, Петр Исидорович, был внуком крепостного крестьянина, благодаря упорству и настойчивости пробился к образованию, работал учителем. Мать писателя, Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода. Окончив гимназию, она ушла из дома, порвала со своей средой, решив посвятить жизнь просвещению народа.

Работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после Аркадия появилось еще трое детей - его младшие сестры.

Самообразование

Родители много занимались самообразованием, изучали иностранные языки. В свободные часы пели народные песни, читали друг другу вслух стихи, а детям - сказки. Подражая отцу и матери, Аркадий рано начал «говорить в лад». Первое свое стихотворение он сочинил, не умея читать.

В доме Голиковых было много книг. Аркадий рано пристрастился к чтению и мог пересказывать слово в слово целые главы из любимых книг.

Воспитание рыцарства

С малых лет Аркадия приучали к самостоятельности и рыцарству. Никто в семье не помнил, чтобы он капризничал по пустякам или жаловался на своих товарищей. В его обязанности входило заботиться о младших сестрах. Когда однажды Аркадий разбил стекло и убежал, мама ему объяснила, что сильный и смелый человек никогда не лжет и не прячется за спины других людей. С той поры он всегда сознавался в своих ошибках и проступках. Побеждая боязнь наказания, Аркадий воспитывал в себе смелость и волю.

Фронт

Необыкновенное время рождало небывалые биографии. Когда взметнулись красные флаги революции, Аркадий пристал к людям, которые боролись за равенство, светлую жизнь для всех людей. Их называли большевики. Мальчику стали доверять разные мелкие поручения: сбегать туда-то, отнести то-то, вызвать кого-то. Было ему в ту пору 13 лет. Однажды, выполняя поручение революционного Арзамасского штаба, он был ранен ночью на улице ножом в грудь.

Он все успевал: и охранять по ночам город, заниматься самообразованием, писать в ученическую газету. А кроме всего этого, Аркадий старательно проходил военную подготовку и даже учился ездить верхом на старой водовозной кляче. Он твердо решил попасть на фронт. В ноябре 1918 Голиков поступает добровольцем в Красную Армию. Был он широкоплечий, не по годам рослый. Когда спросили, сколько ему лет, ответил, что 16 (хотя ему было 14). Служил адъютантом командира батальона. Но штабная работа его мало привлекала. Голиков просится на фронт. Желая уберечь мальчишку, командир посылает его на Московские командирские курсы Красной Армии. Но эти курсы вскоре перевели в Киев, а это был Петлюровский фронт. Очень часто лекции прерывались и слушателей бросали то против белых, то против банд зеленых.

Разгром банды Битюга

Во время одной такой экспедиции Голикова назначили командиром небольшого отряда и поручили уничтожить банду атамана Битюга. Враг оказался хитрым и коварным, операция срывалась. Но однажды был пойман человек, которого Битюг послал всыпать яду в колодец, из которого брали воду курсанты. Голиков решил пойти на хитрость. Он приказал старосте готовить подводы, потому что люди якобы заболели. Ночью, когда в село ворвался Битюг, уверенный, что все умерли, в небо взвилась ракета. Банда Битюга была разгромлена. Об этом и других эпизодах вы сможете прочитать в книге А. Гайдара «В дни поражений и побед». Вскоре ситуация на фронте изменилась, курсы закрыли. Голиков назначен командиром роты и отправлен на фронт.

Командир полка

Ему было 16 лет! Голиков проявил блестящие способности командира: был смел, вдумчив, пользовался авторитетом среди бойцов. Поэтому Аркадию доверили командовать Воронежским полком в 5 тысяч сабель и штыков.

Голиков принимает участие в ликвидации антоновского мятежа на Тамбовщине, ловит в Сибири сильного и коварного атамана Соловьева (события положены в основу фильма «Конец императора тайги»).

Голиков прошел большой и славный путь по фронтам гражданской войны. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, и окрыляющую радость побед.

Болезнь и выбор жизненного пути

Шесть лет пробыл Аркадий Петрович в Красной Армии. Он полюбил ее всем своим чистым и беспокойным существом, сроднился с военной семьей. Будущее для него было ясно - он навсегда останется в армии.

Но тут его сразила болезнь. Сказались ранения, контузия головы, безостановочные, жесточайшие перегрузки. Аркадий Петрович терпеливо лечится, но врачи неумолимы. Диагноз: непригоден к военной службе. Это был ноябрь 1924 г. Голикову 20 лет.

Сразу возник вопрос: что делать, как жить дальше? Голиков решает стать писателем. Этот его выбор не случаен. У Аркадия рано пробудился интерес к слову, потребность писать. В школе он сочинял стихи, создал рукописный журнал. На вопрос «Ваше любимое занятие?» - отвечал: «Книга». Среди прочитанных и любимых авторов: Пушкин, Гоголь, Толстой, Гончаров, Шекспир, Жюль Верн, Марк Твен.

Вдоль и поперек изъездил он нашу страну, много видел и обо всем ему хотелось рассказать детям. В одной из автобиографических заметок Гайдар напишет, что стал детским и юношеским писателем, потому что в годы гражданской войны сам был еще мальчишкой, и ему захотелось рассказать нынешним мальчишкам и девчонкам, как начиналась революция, в каких суровых боях завоевывалась новая жизнь.

Первый рассказ «РВС» и темы творчества

Но не сразу добился Аркадий Петрович удачи на новом для него поприще. Первые свои повести сам Гайдар считал слабоватыми (1925-1927 гг.). Но уже в 1926 г. написан рассказ, определивший истинно верный путь писателя. Это был рассказ «Р.В.С.».

Если внимательно прочитать маленькие рассказы Гайдара, можно сказать, что их писал человек веселый, с открытым сердцем и твердым характером, человек, повидавший в жизни многое. Гайдар любил смелых, правдивых людей, преданных революции, Родине. Он показывает героев, взрослых и детей, в самые трудные, решающие минуты жизни. В такие минуты человек собирает все свои силы, весь свой ум, чтобы поступить правильно, достойно. В такие минуты видно, на что способен человек, чего он стоит. Итак, выбор сделан: писать о детях и для детей.

Другие известные произведения Аркадия Гайдара: «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», рассказы «Горячий камень», «Голубая чашка»… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Ляплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. Захоронен в г. Каневе.

Значение

Счастливый ли человек А.П. Гайдар?

В книге «Чук и Гек» читаем: «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить эту огромную и счастливую землю, которая зовется Советской страной». Гайдар не только оставил нам такой завет. Он жил так, как учил.

И погиб Гайдар с оружием в руках, следуя по пути своих героев, до последней минуты своей жизни делом подтверждая правду каждого написанного им слова.

Ему было 37 лет. Он всегда был настоящим командиром. Для взрослых и для детей. Он знал, как применять военную хитрость, ходить в разведку, как стать выносливым и сильным. Как сберечь силы в трудном походе. Как вовремя придти на помощь. И еще он знал главное: кого любить и кого ненавидеть.

Нужен ли Гайдар теперешним мальчишкам и девчонкам? Думаем, что да. Со страниц своих книг он ведет с юными читателями прямой, честный и откровенный разговор.

Многие политические оценки А.П. Гайдара устарели, но сам дух его повестей не устареет никогда. Убирать его книги с полок библиотек нельзя. Гайдар учит любить свою страну, людей, ценить дружбу, пробуждает в душе добрые чувства, ответственность за других.

Чем Гайдар ценен для нынешнего поколения детей и подростков? У Гайдара есть такие герои, с которых можно брать пример, они совершают поступки, на которых можно учиться.

В своих книгах он доказал - лучший способ воспитать настоящего человека: научить говорить правду.

Когда-то из небольшой повести «Тимур и его команда» родилось и вошло в нашу жизнь замечательное тимуровское движение. Оно охватило миллионы детей. В дни Великой Отечественной войны тимуровцы заботились о раненых, опекали семьи ушедших на фронт, помогали всем, кто нуждался в помощи.

Тимуровское движение не ушло, просто гайдаровская идея переросла рамки пионерского отряда и стала достоянием людей постарше. Тех, кто сегодня реставрирует памятники, собирает игрушки для детских домов, ухаживает за стариками, приводит в порядок наши подъезды, улицы, очищает от мусора леса…

При жизни удостоенный «Знака Почета», Аркадий Петрович Гайдар посмертно награжден в 1963 году орденом Отечественной войны I степени. Его имя увековечено в названиях сотен улиц, школ, Дворцов пионеров, библиотек. Гордое имя Гайдара носят суда и тепловозы, село в Казахстане и далекий-далекий астероид.

Любимому писателю детворы присуждена премия Ленинского комсомола. А.П. Гайдар - Почетный гражданин ряда городов страны.

В Москве на Воробьевых горах высится скульптурное изображение гайдаровского героя Мальчиша-Кибальчиша. Во Льгове, где он родился, выложена из камня его бессмертная книга «Тимур и его команда».

Увлекательные и обаятельные произведения Гайдара переживут любые времена и любые перемены. Только читать их надо вовремя.

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой -
Гайдар ее писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - Гайдар...
(С. Михалков)

Наш Гайдар

Имя А.П. Гайдара мы носим с гордостью с 1968 года, с момента открытия библиотеки.