Но легко сказать «найти»,3 а где её сыщешь теперь,4 когда столько дней прошло. Выставка «Видим, рисуем, говорим…

Они помогают нам, когда не хватает слов выразить собственные эмоции.

Аргументы: примеры междометий из текста «Ах,ой,ох,ау,а-а-а,у-у» и что они выражают.

    «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог,поскольку основное назначение их-поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».

Вопросы, оформленные в виде вопросительных предложений, употребляются при разговоре двух лиц,т.е. в диалоге.

Аргументы:предложение,где ожидается ответ в утвердительной форме;предложение,где не ожидается ответ.

    « Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить сильное потношение говорящего к высказываемому».

Экспрессивная лексика-это слова,выражающие сильное проявление чувств, переживаний(ласку,шутку,иронию,неодобрение,пренебрежение и т.д.)

Аргументы:слова и выражения,демонстрирующие те или иные переживания героев и их отношение к ним.

    «Язык-удивительное орудие,посредством которого люди передают друг другу свои мысли».

Язык-основа основ социальной жизни любого человека, его культуры и истории.

Аргументы:глаголы в повелительном наклонении и их значение в предложении;восклицательные предложения,передающие эмоции героев.

    «Мысль формирует себя без утайки,во всей полноте;поэтому-то оналегко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис,и грамматика,и знаки препинания охотно ей повинуются».

Язык-лучший инструмент для осуществления мышления,а грамматически связанные и оформленные при помощи знаков препинания слова и предложения и есть способ выразить мысль.

Аргументы:словосочетания с различными видами связи;сложное предложение с комментарием функции знака препинания,передающего интонацию героя;использование метафор как сильного инструмента передачи мысли.

    «Заставляя героев говорить друг с другом,вместо того чтобы передать их разговор от себя,автор может внести соответствующие оттенки в диалог.Тематикой и манерой речи он характеризует их разговор».

Диалог-это общение персонажей, которое ярко отображает их мысли и желания,передаёт суть разговора и вносит оттенки в беседу.

Аргументы: предложения, оформленные в диалог,передающие эмоции и желания героев.В них, художественные средства.

    «Нет таких звуков,красок,образов и мыслей,для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

В нашем языке есть обилие различных художественных средств, способов передачи чужой речи,знаков препинания и т.д.,которые выражают самое необъяснимое.

Аргументы:всё вышеперечисленное.

    «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы».

Такие языковые единицы,как слово, словосочетание и предложение, формируя и дополняя друг друга,связываются в текст. Таким образом,они позволяют читателю(автору) в произведении,а нам в речиосмыслить и передать ту или иную ситуацию ярко и образно.

Аргументы: словосочетания, слова, характеризующие героев,предложения,связанные при помощи личных местоимений и лексических повторов.

    «Грамматика позволят нам связать между собой любые слова,чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Грамматика позволяет нам правильно употребить слова,связать их в словосочетания,а словосочетания в предложения. Таким образом каждая языковая единица встаёт на своё место.

Аргументы: см.тему 8.

    «Язык не есть только говор,речь:язык есть образ всего внутреннего человека,всех сил,умственных и нравственных».

Речь человека-это его сущность,характер,культура,мировоззрение.

Аргументы:различная лексика,слова героев,выражающие что-либо,восклицательные предложения,предложения с многоточием.

11. «Придание образности словам совершенствуется…посредством эпитетов».

Эпитеты позволяют слову приобрести некоторый оттенок,красочность,насыщенность.

Аргументы: подбор ярких прилагательных в предложении,например,ПРЕКРАСНОЕ ЖИВОТНОЕ.

12.«В устной речи чувства передают не только слова,но и выражение лица,жесты,звучание голоса. В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит восклицательный знак».

Именно этот знак завершения позволяет читателю представить эмоции героя произведения,а также в собственном сочинении передать свои чувства.

Аргументы: предложения с восклицательным знаком,передающие радость или отчаяние героя.

13. «Обладая и лексическим и грамматическим значением,слово способно объединяться с другими

другими словами,включаться в предложение».

См.темы 8и9.

14. «Местоимённые слова-слова вторичные,слова-заместители.Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова,без наличия которых существование местоимений обесценено».

Местоимения указывают на предмет,помогают избежать повтора,а также служат для связи предложений в тексте.

Аргументы: предложение,где местоимения замещают имя героя; предложение,где местоимение служит для связи предложений.

15. «Что же в языке позволяет ему выполнить его главную роль-функцию общения.Это синтаксис».

Синтаксис-структура построения предложения.Слова связываются в словосочетания,а словос очетания в предложения.Так формируется текст.

Аргументы: словосочетания с определением видов связи;предложения с вопросительным или восклицательным знаком с комментарием для чего служат,а также сложное предложение с союзом с комментарием,что простые предложения связаны по смыслу и грамматически.

16. «Пунктуационные знаки имеют своё назначение в письменной речи. Как и каждая нота,пунктуационный знак имеет своё определенное место в системе письма,имеет свой неповторимый характер».

Пунктуационные знаки,обладая функциями завершения,разделения и выделения,упорядочивают предложение,делая его стройным и завершённым.

Аргументы:показать выделительную функцию в предложении с вводными словами,разделительную-сложное предложение,завершение-точка,вопросительный или восклицательный знаки.

17. «При помощи абзацного отступа (или красной строки),выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Абзац-это сигнальный знак,служащий для оформления начала мысли и подтверждающий завершение предшествующей.

Аргументы:предложение,которое начинается с красной строки и входит в состав микротемы,объединённой общей мыслью-сказать какой.Предложение с оформлением реплик диалога.

18. «Выразительность-это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя,производить на него сильное впечатление».

Выразительность-это эмоциональность и образность речи, её способность воздействовать на слушателя и собеседника.В письменной речи нам в этом помогают художественные средства,глаголы в повелительном наклонении,а также восклицательные и вопросительные предложения.

Это брать и в аргументы,использовать слова: с радостью,сердито и т.д.

19. «То,как мы говорим,рисует наш речевой портрет.Этот портрет,как и наше лицо,может быть привлекательным и непривлекательным.

То,как,что и когда мы говорим,как нельзя лучше характеризует нас как личность.

Аргументы:вежливая и грубая лексика,возмущение,радость и т.д.Всё это выражается различными частями речи и художественными средствами в тексте.Это обязательно говорить.

20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

См.9.+сказать,что есть 3 способа связи слов в словосочетании,назвать их.

В аргументы брать хотя бы 2 способа связи и продемонстрировать.

21. «Языком человек не только выражает что-либо,он им выражает и самого себя».

22. «вернейший способ узнать человека-его умственное развитие,его моральный облик,его характер-прислушиваться к тому,как он говорит».

23. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то,что сказано,но и как сказано».

Создавая текст,писатель стремится передать живо и экспрессивно свой замысел.А в этом ему помогают различные художественные средства,синтаксис и лексика.

Аргументы:сравнительные обороты,эпитеты,метафоры,олицетворение,фразеологизмы-сказать для чего,а у фразеологизма-что он значит.Глаголы в повелительном наклонении-что значат. Односоставные предложения-цель использования.

24. «Художник мыслит образами,он рисует,показывает,изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

См.23.+использовать выражение «при помощи…создаётся образ…»

25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами».

Слова по смыслу и грамматически связываются в словосочетания,а они логически в предложения.

Аргументы:словосочетания со связью согласование и управление;предложения с обращением(сказать,что оно выделяется запятой и находится в именительном падеже).

26. Самое удивительное в том,что писатель-мастер умеет,взяв обычные,всем известные слова,показать,сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях,чувствах».

27. «Я понял,что человек может знать великое множество слов,может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении.Всему этому учит нас грамматика».

28. «Язык подобен многоэтажному зданию.Его этажи-единицы:звук,слово,словосочетание,предложение…И каждая из них занимает своё место в системе,каждая выполняет свою работу».

29. «Русский язык богат глаголами и существительными,разнообразен формами,выражающими оттенки чувств и мыслей».

Глагол и существительное-самые распространённые и богатые по значению,смыслу и формам части речи. Без глагола нельзя рассказать ни о каком событии.

Аргументы:подбор глаголов,выражающих яркие и образные действия;существительные желательно продемонстрировать в назывных предложениях,но можно взять о собенные понтия,например, кораблекрушение и прокомментировать.

30. «словарь языка свидетельствует,о чём думают люди,а грамматика-как они думают».

Лексика отражает наше мировоззрение,а грамматика помогает верно создать высказывание.

Аргументы:яркие слова,например,лоботряс,молчальник и т.д.-это дексическое явление;однородные члены,простые предложения-грамматические явления,позволяющие описать речевую ситуацию.

31. «Язык-это то,благодаря чему,с помощью чего мы выражаем себя».

32. «Фразеологизмы-неизменные спутники нашей речи. Мы часто …»

Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов,имеющие единое лексическое значение.Они разнообразят нашу речь,делая её более красочной и ёмкой.

Аргументы:фразеологизмы и их значения,например, «не сомкнуть глаз»-не спать.Показывает физическое состояние героя.

33. «Союзы,будучи служебными словами,то есть не употребляясь ни самостоятельно,ни в состве словосочетаний,остаются всё же словами,то есть имеют не только форму,но и значение».

Союзы связывают части сложного предложения,делают его осмысленным,а также соединяют однородные члены предложения или противопоставляют их.Союзы-полноправные слова.

Аргументы:сложносочинённое и подчинённое предложения;однородные члены с и,а,но.

И-соединяет,а,но-противопоставляют.

34. «У каждой части речи есть свои достоинства».

В языке есть самостоятельные и служебные части речи.Самост.обозначают предмет,действие,признак,явление.У них есть лексическое значение.Это сущ.,глагол,прилагательное,причастие,дееприч.,наречие,местоимение,числительное.

Служебные ч.речи,такие как:союзы,частицы,междометия,предлоги-помогают связать слова и словосочетания,выразить эмоции.

Аргументы:употребление однородных сказуемых глаголов,существительных в роли дополнений.Показать предлог в словосочетании,союз при однородных членах.

35. «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

См.17+Абзац-отрезок письменной речи,имеющий логической завершение,а скрасной строки начинается новая микротема.Все микротемы связаны по смыслу.

Аргументы:показать,при помощи чего связаны абзацы:повторы,личные местоимения,вводные слова(во-первых,следовательно и т.д.) Эти слова могут быть не в начале абзаца,а в середине.

Рисунки, машинально нарисованные во время разговора по телефону.Согласно необычному исследованию, проведённому немецкими психологами, две трети абонентов, беседуя по телефону, машинально рисуют ручкой на бумаге всевозможные фигуры, которые в символической форме выражают их внутреннее состояние. Попав в руки опытного специалиста, эти произвольные орнаменты и каракули, иначе называемые психографией, могут рассказать очень многое о "художнике": подчас даже то, о чём человек и не догадывается. Впрочем, бросив взгляд на произвольные рисунки, немало узнать о характере их автора способен не только специалист.

Спирали, круги, волнистые линии.

Чужие проблемы не слишком заботят автора, кажутся ему обременительными. Его внимание сейчас полностью сосредоточено на собственной персоне. Возможно, он переживает какой-то кризис и должен принять серьёзное решение. В таком состоянии человек легко может вспылить и обидеть собеседника..

Цветы, солнца, гирлянды.

Сетки.

Человек ощущает, что попал в рискованное или неловкое положение. Каждая решительная жирная линия - это атака, которую он не решает предпринять. Если под конец рисунок обводиться - значит, с проблемой покончено, по крайней мере, внешне. Скорее всего, автор склонен проглатывать обиду и раздражение.. Это опасно: в душе накапливается разочарование, чем дальше, тем более несчастным чувствует себя человек.

Узоры, как на обоях.

Острые углы и плавные овалы соединяются в мотив, повторяющийся до бесконечности. Такой узор говорит о том, что вам скучно, надоел разговор, а может быть - вообще весь ваш образ жизни. Можно начать с пустяка: скажем, позволить себе нечто экстравагантное, такое, чего вы всегда хотели, но не разрешали себе это сделать. Это нарушит однообразие, действующее на вас угнетающе.

Кресты.

Кресты выражают чувство вины, возникшее, скорее всего, в ходе разговора. Что-то вас тяготит: или вы себя укоряете сами, или вас упрекнул собеседник. Надо непременно обсудить причину, иначе вам предстоит ещё долго мучиться.

Человечки.

Пусть их весёлый вид не вводит в заблуждение. Это изображение - признак беспомощности или желания уклониться от какой-то обязанности. Люди обычно рисуют человечков в момент, когда им следовало бы сказать решительное "НЕТ", но они не могут заставить себя произнести это слово. Так что человечка надо воспринимать как предупреждение и сказать себе: "Не сдавайся! Откажись, иначе потом будешь сокрушаться из-за собственной слабости!".

Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры.

Ясно одно: вас легко не проведёшь. У вас чёткие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения. Вы редко испытываете страх перед противниками и конкурентами. Чем более угловатые геометрические фигуры, тем более вы агрессивны, хотя внешне это и не всегда заметно. Это качество сковывает вашу фантазию и не позволяет расслабиться. Постарайтесь смотреть на вещи проще.

Соты.

Они говорят о стремлении к спокойствию, гармонии, упорядоченной жизни. Они могут и означать желание создать семью. Не исключено, что ваша проблема - в нежелании осознать существование такой мечты.

Шахматные поля.

По-видимому, вы оказались в неприятном или затруднительном положении. Вы мечтаете о ясном и надёжном пути, который выведет вас из него. Если такие изображения появляются часто, то вы вероятнее всего страдаете от скрытых комплексов.

Переплетение кругов.

Мысль о стабильных личных связях? Возможно. Но чаще такой рисунок означает желание участвовать в чём-то. В настоящий момент вы чувствуете, что находитесь вне событий. Может быть, хотите кому-то помочь, но не знаете как. Постарайтесь уяснить, почему вы "вне игры", и исправить положение.

Флекс

Сложные рисунки, которые не поддаются никакой расшифровке ввиду большого количества совершенно не связанных символов, которые "уживаются" на одном листе. Такие рисунки были названы "флексом"

Спирали и пружины

Спирали, пружины и другие похожие на них формы часто рисуют люди, обладающие эгоистическим и честолюбивым характером. Они могут быть мстительны и злобны, в особенности когда окружающие не признают из них лидера. Сами рисунки символизируют вращение вокруг собственной персоны, воспринимаемой как нечто очень значительное. Спирали нередко чертят люди влиятельные - "сильные мира сего" - или же считающие себя таковыми.

Волнистые и "пиковые" линии

Волнистые и "пиковые" линии чаще всего - временное явление, вызванное обстоятельствами, которые на данный момент вышли из-под контроля. Чем резче обозначен пик, тем труднее проблема. По мере разрешения задачи линии приобретают всё более округлую форму и иногда переходят в пружины, означающие: вызвавшие кризис обстоятельства остались позади.

Углы и ёлки

Углы, ёлки и подобные им знаки сообщают о том, что человек занят делом, которое ему не нравится, но он вынужден заниматься им в силу определённых обстоятельств. Отсюда и острые углы, нередко объединённые в одну линию-цепь. Этот вид автоматического рисунка может быть связан с внутренней несобранностью и "ершистостью" человека, из-за которых у него возникают трудности в общении с людьми иного склада.

Звёзды и салют

Звёзды и салют чертят личности, стремящиеся достичь чего-то в жизни: счастья, славы, богатства. Но также они могу свидетельствовать о мечтательности, склонности к полёту мысли и т.п.

Цветы и листья

Цветы, особенно если они нарисованы размашисто, говорят о романтическом складе натуры, о чувственности и склонности к фантазёрству и преувеличениям. Чем округлее формы лепестков и листьев, тем больше проявляются эти качества у человека. Цветы с заострёнными лепестками или имеющими форму клешней и ромбов рисуют обычно натуры, склонные к мистике и оккультизму. Также они могут свидетельствовать о нервозности и эксцентричности.

Солнце и облака

Солнце - это жизнелюбие и радость, знак человека, с оптимизмом глядящего в будущее. А появляющиеся возле солнца облака нередко сигнализируют о каком-то препятствии, омрачающем жизнь, особенно если они заштрихованы или нарисованы вместе с дождём.

Круги

Круги и вообще округлые формы, пересекающиеся и касающиеся друг друга, недвусмысленно свидетельствуют о непризнании и обделённости. Человек, рисующий подобные фигуры. стремится вместе со всеми участвовать в каком-нибудь деле, но его незаслуженно (с точки зрения автора рисунка) обходят вниманием и лишают дружбы. Множество кругов - это тоска, одиночество и, быть может, неразделённая любовь.

Решётки и сетки

Нарисованная с сильным нажимом сетка означает, что человек чувствует себя подобно зверю, загнанного в угол. Каждая линия - это отпор, который, однако, остаётся лишь на бумаге. С точки зрения характера в целом, решётка выдаёт человека не глупого, которому не хватает решительности заявить о себе.

Шахматные клетки

Шахматные клетки - признак забывчивости, короткой памяти. Чертящий их человек всё время старается не потерять нить разговора и в тоже время обдумывает ответ на вопрос, заданный намного раньше. Каждая клетка - это несказанное слово, невыраженная мысль. Обычно рисуют простую шахматную доску, но бывает, составляют из заштрихованных квадратиков сложные узоры, свидетельствующие о невнимательности, быть может, навеянной скукой.

Домики и симметричные фигуры.

Симметричные фигуры символизируют аккуратность, расчётливость и любовь к порядку даже в мелочах. Человек, рисующий их, умён и умеет отстаивать свою точку зрения. Он чётко видит поставленную перед собой задачу и никогда не будет делать того, чего делать не хочет, если, конечно, это не обязательно для достижения цели. Подчас такой человек бывает очень упрям, а если попытаться сбить его с намеченного "курса", то потом можно и пожалеть об этом.

Тема: Слово. Кто с кем говорит.

Как мы говорим. Рисование бордюров, волнистой линии.

Цель урока: развитие навыков слушания, говорения; связной речи на материале сказок, прививание любви к слову через сказки; развитие внимания, памяти, логического мышления; подготовка руки к письму: рисование, раскраска предметов.

Ход урока

1. Слово учителя.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

- Почему люди понимают друг друга? С помощью чего передают свои мысли? Что помогает им общаться, т.е . разговаривать? Все, что мы говорим - это наша речь. Слово - это часть нашей речи. Каждое слово будем отмечать полосочкой. См.: солнце (слово). Обведи рисунок. Дом - слово, нарисуй полосочку. Цветок - слово, нарисуй полосочку.

3. Развитие связной речи.

Работа по картинкам (с. 8-9): 1) развитие диалогической речи: сюжетная картинка: о чем говорят дети? (Рассказывают о своих рисунках.) Речь нам нужна для того, чтобы выразить все свои мысли и чувства. Составь разговор девочки, которая рисует солнышко и мальчика, который рисует машину. О чем они сообщили друг другу?

2) Развитие монологической речи: по картинкам учащиеся составляют рассказ (выбери картинку для своего рассказа): «Я пошла в школу» или «Как девочка прощалась с игрушками»; «Как мы ходили на рыбалку. Что мы поймали»; «О чем я говорю по телефону», «Поздравляю с днем рожденья!»

3) Игра «Кто с кем и о чем говорит?», с. 14: мама-сын - робот-папа- бабушка-внучка-мама. Придумай, о чем они могли говорить друг с другом. Разыграй ситуацию « У меня зазвонил телефон». Вспомни стихи К. Чуковского: «У меня зазвонил телефон». Чтение наизусть строчек из стихотворения К. Чуковского.

4. Физкультминутка.

Три - руками три хлопка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть.

5. Письмо.

Рисование бордюров и волнистой линии.

6. Развитие связной речи. (см. «Спутник букваря»)

Слушание рассказа «Пелле один на свете» (по И. Сигсгорду).

Беседа-размышление по содержанию: Почему Пелле остался один? Можно ли общаться с самим собой?

7. Подведение итогов урока: - что нового вы узнали? речь, слово, схема слова; 2) все, что мы говорим и пишем, - это наша речь. Наша речь состоит из слов. Слово мы отмечаем полосочкой. Это схема слова.

8. скоро прозвенит звонок.

Собери портфель, дружок!

Аккуратно по порядку

Книги, ручку и тетрадки.

Грамота

Цель урока: развитие навыков слушания, умения соотносить звуки нашей речи; развитие внимания, памяти, логического мышления; подготовка руки к письму: рисование, раскраска предметов.

Ход урока

I. Вводная беседа.

Ребята! Мы отправимся с вами в путешествие в Волшебную страну звуков! На чем можно отправиться в путешествие?

Учащиеся называют различные виды транспорта и средства передвижения, а учитель вывешивает на доске картинки с их изображением и просит произнести звук, исходящий от этого предмета.

И вот мы в пути! Кто может встретиться нам в дороге?

Учащиеся называют различных животных и подражают их голосами.

А вот и вход в Волшебную страну!

Учитель прикладывает палец к губам: ш-ш-ш.

II. Физминутка. Игра «Волшебная страна звуков».

Учитель называет действие, а учащиеся голосами и движениями изображают его. Игра проводится стоя.

Мы входим в красивые ворота, высокие – до самого солнца. Учащиеся высоко поднимают и разводят руки.

Мы идем тихо-тихо. шагают на месте. Учащиеся на цыпочках

Оглянулись по сторонам. Оглядываются.

И пошли смелее. Учащиеся хлопают руками по коленям.

Побежали... Хлопают быстрее.

Тихо... Ученики прикладывают палец к губам, произносят «ш-ш-ш»

и тихо садятся на места.

III. Работа по теме.

Вот мы и попали в Волшебную страну! Вы удивлены, почему мы ничего не видим? Ведь это страна Звуков! А их мы можем только слышать.

Учитель предлагает учащимся установить в классе полную тишину и послушать звуки улицы. Учащиеся рассказывают, что они слышали, как это звучало и от кого (чего) исходил этот звук.

Тысячи разных звуков окружают человека: шорох камышей, лай собаки, завывание ветра. Но нас окружают и особые звуки, которые не с чем сравнить –
звуки человеческой речи. Только они, объединяясь, создают слова, значение которых мы пониманием.

Учитель предлагает детям игру «Волшебный звук». Учитель или ребенок произносит один звук, а остальные придумывают слова на этот звук (5–6 звуков).

В – ворота, ворона, велосипед и т.д.

А – арбуз, абрикос, аист, артист, автобус и т.д.

Р – рот, рука, ракета, рыба и т.д.

IV. Работа по Букварю.

А вот мы на картинке в Волшебной стране! Кто узнал себя? Какой ты, что делаешь?

Учитель предлагает дать имена всем детям на картинке.

Какое время года в Волшебной стране звуков? Почему? Докажи.

Чем занимаются ребята? О чем разговаривают?

Что нарисовала девочка, сидящая на коленях, с двумя хвостиками?

О чем думает девочка с тремя бантиками на голове?

Как определить, кто разговаривает, а кто молчит?

Главными символами страны Волшебных звуков являются ухо и рот (учитель показывает картинки: герб – ухо, флаг – губы).

Почему в этой стране главные ухо и губы? (Потому что звуки мы слышим и произносим.)

V. Работа в прописи.

1) Учитель предлагает ребятам нарисовать предметы, звуки которых мы слышим.

«Мозговой штурм». Какие предметы нарисуешь ты? (опрос учеников).

После рисования спросить учащихся, что они нарисовали, и назвать, какие звуки издает этот предмет.

2) Рассмотреть «флаг» Волшебной страны, вспомнить, почему там нарисованы губы (рот) и предложить нарисовать предметы. (Вариант: на определенный звук.)

«Мозговой штурм». Произнеси звуки, какие издает тот предмет, который ты нарисуешь (опрос учащихся).

Что вы нарисовали. Вариант: предложить учащимся обменяться прописями и назвать, что нарисовал сосед по парте.

4. Физкультминутка.

Поднимает руки класс - это раз.

Завертелась голова - это два.

Три - руками три хлопка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть.

VI. Работа по Букварю.

Рассматривание «теремка» и животных, расположенных вокруг. Определить, в какой комнате, на каком этаже может жить какое животное. Нарисовать животных в пустом «окошке».

Рассматривание картинок. Учитель предлагает вспомнить сказки, их краткое содержание. Предложить учащимся в парах подготовить диалог главных героев всех сказок, а по желанию озвучить диалог перед всем классом одной сказки.

Вспомните сказки, которые вы знаете, и коротко напомните их содержание или назовите героев сказки.

Игра «Отгадай героя сказки».

1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Побеждал не раз злодея

И пирата Бармалея.

Он известен, знаменит,

Это доктор... (Айболит).

2. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?… (Буратино).

V I I. Работа в прописи.

Подготовка к письму.

1) Соотнесение предметов и персонажей: кому принадлежат данные предметы. Раскрашивание предметов (яичко, ключик, Буратино, курочки и др.).

2) Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу расположены герои сказок и их предметы. Курочка справа, Буратино слева, ключик вверху, яичко внизу.

VIII. Работа в прописи. Знакомство с рабочей строкой (маленькая волна) и нерабочей строкой (большая волна).

VIIII.Итог

- что нового вы узнали? – чему научились?

Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лёвка и Серёжа решили украсть кота у Марьи Павловны?»

1) Марья Павловна была злой старухой и не нравилась ребятам.

2) Марья Павловна считала, что дети играют в плохую игру, и обещала пожаловаться родителям.

3) Лёвка и Серёжа решили, что таким поступком покажут умение «постоять за себя».

4) Кот орал днём и ночью и поэтому не нравился ребятам.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1)Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь!

2) А вредная всё-таки, – он покрутил головой.

3) – Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка.

4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 36 – 45 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 49 – 60 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «примостившись» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «городской рынок» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишитеграмматическую основу предложения 30.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 22 – 28 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами.

Ответ: __________________________________________.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Как ты думаешь,1 куда он мог деться?

– Ну что я могу думать, 2 – усмехнулся отец. – Может, 3 пошёл кот погулять, 4 вот и всё. А может, 5 украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 41. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Надо найти старушку,1 которой мы отдали кота,2 – решили они.

Но легко сказать «найти»,3 а где её сыщешь теперь,4 когда столько дней прошло.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчинённое предложение споследовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 46 – 52 найдитесложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя, современного лингвиста М.А. Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.А. Кронгауза. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вот-вот, берегите речь... Фото Владимира Захарина

По мнению Максима Кронгауза, доктора филологии, одного из крупнейших российских лингвистов, русский язык переживает те же самые проблемы, что и большинство других языков. При этом Кронгауз, стремящийся рассматривать все проблемы с двух точек зрения - лингвиста и «просвещенного обывателя» - убежден, что в решениях языковых вопросов нет универсальных формул. Иногда верх берет мнение профессионалов, иногда - «народа». Такое отношение к языку позволяет Кронгаузу считать себя скорее лингвистом-либералом, чем лингвистом-консерватором. Обо всем этом Максим КРОНГАУЗ рассказал Григорию АРОСЕВУ .

Сегодня, спустя шесть-семь лет после первого издания вашей книги «Русский язык на грани нервного срыва», в каком состоянии находится русский язык - нервный ли это срыв, расцвет, увядание?

В русском языке уживаются совершенно противоположные тенденции. С одной стороны, наступила легкая стагнация - пик острых процессов, о которых я писал в книге, пришелся на 90-е годы и начало 2000-х. А что будет дальше - не очень понятно. Язык зависит от внешних обстоятельств - и от социально-политической обстановки (в политической сфере явнейшим образом идет процесс поиска нового адекватного языка), и от технического прогресса. Кажется, что новых открытий не должно быть. Такие «взрывы», как сам Интернет, а также внутри него - блогосфера и социальные сети, уже произошли. Но вдруг придумают какое-то новое суперустройство, которое повлияет на язык, как на него повлияли собственно компьютеры и Интернет? Делать прогнозы сложно. Мы не понимаем, как будет развиваться мир, а язык развивается вслед, а не самостоятельно.

Находятся ли другие языки в такой же ситуации, что и русский?

Конечно. В русском языке не наблюдается никаких уникальных процессов. Все языки, которые активно представлены в Интернете, так же активно подвергаются его влиянию - эти переживания выпали не только на долю России. Кроме Интернета, на языки повлияли и перестройка с распадом СССР, и распад стран соцлагеря. Но каждый язык переживал все эти события в зависимости от особенностей и собственно языковых, и культурных.

Судя по книге «Русский язык на грани нервного срыва», вы предпочитаете поначалу описывать какую-либо проблему (к примеру, изменение правописания слова «парашют» на «парашут») очень лояльно, как будто одобряя возможные модификации. А потом, в конце каждой главы или части, однозначно заявляется, что вы против перемен и за устоявшуюся норму. Как, по-вашему, должны фиксироваться изменения в языке?

В этой книге я всячески демонстрировал раздвоенность своего сознания. С одной стороны, я выступал как культурный носитель языка, а с другой - как лингвист. Лингвист смотрит на все, полагая, что любые перемены могут быть обоснованы, а культурный носитель языка плачет, прося о том, чтобы все оставили как раньше. Разное отношение ко всем явлениям - контрапункт книги. Для меня это было важно, потому что плач по русскому языку несется по всей земле русской, и я не хотел к нему присоединяться. Но позиция классического лингвиста «все перемелется» мне тоже чужда - ее фальшь в том, что все, конечно, перемелется, но мы теряем вкус и чувство языка. Мы теряем комфортную среду. Конечно, «парашют-парашут» - мелочи. Но ради чего нам терять комфорт и свои привычки? Язык ведь вообще построен на привычке и на языковой интуиции. А языковая интуиция построена на языковом опыте. И если мы меняем опыт, мы меняем интуицию. Но каковы мотивы и аргументы, ради которых мы должны это делать? Что касается фиксации изменений - это больной лингвистический вопрос. Есть лексикографические культуры, где изменения вносятся путем анализа устной и письменной речи. В Японии, к примеру, проводится традиционный эксперимент - людям на шеи вешаются диктофоны, на которые записывается все сказанное «подопытных» и их собеседников. Затем лингвистами проводится анализ, что изменилось в языке по сравнению с предыдущим экспериментом. Если нечто может назваться однозначной тенденцией, это фиксируется в словарях. У нас же они составляются по старинке - автор опирается на ранее изданные словари и собственные мнение и интуицию, а если авторов много, им надо искать компромисс. А эта процедура гораздо менее объективная. Поэтому наша лексикографическая традиция очень условна и зыбка.

Но если в русском языке следовать за тем, как говорит большинство, неизбежным будет изменение нормы на «звонит» и «одевать» в значении «надевать». Как с этим быть?

Считается, что норму формирует не сам народ, а его образованная часть, при всей условности этого понятия. Конечно, более половины населения говорит «звонит», а также путают «одевать» и «надевать». Но возникает вопрос, что считать «истиной в последней инстанции» - словарь или живую речь. Можно считать и то, и другое. Если вы лингвист, то будете ссылаться исключительно на словарь. Но иногда кажется, что позиция лингвиста смешна. К примеру, долгое время в словарях значилось, что нужно говорить «фОльга» (с ударением на «о»), хотя все носители языка говорили «фольгА». Словарная норма выглядела нелепо. Сейчас это исправлено. Лингвист не может сопротивляться бесконечно - если все перейдут на новое ударение или новую форму слова, лингвист будет вынужден подчиниться.

Вы неоднократно заявляли, что используете «Яндекс» и другие поисковые сайты для проверки написания какого-либо слова, если его нет в словарях. Насколько этот прием - проверка через Интернет - оправдан, стоит ли его брать на вооружение?

Ясно, что словари не успевают за всеми изменениями, и некоторых слов там просто нет. И если я их найти не могу, чем мне руководствоваться? Тем, как пишут люди. Еще можно спросить уважаемого человека, то есть заменить авторитет словаря авторитетом носителя языка. Но не у всех есть такая возможность. Поэтому проще набрать слово в поисковой системе. Хотя иногда лингвисты, руководствуясь некими системными соображениями, фиксируют как нормативное не самое распространенное написание. И таким образом лингвист влияет на ситуацию и даже переламывает ее. Пример - написание слова «шоппинг/шопинг». Поначалу преобладало двойное «п». Однако потом на сайте gramota.ru было объявлено, что правильное написание - «шопинг», с одной «п». И через год или два оба варианта сравнялись по частоте употребления, то есть авторитет лингвиста (словаря) переборол тенденцию.

Часто ли вы встречаете незнакомые слова, если речь не идет о специализированной литературе?

Встречаю. Не могу сказать, что часто, но бывает. Раньше было чаще. Однажды я вернулся в Москву после длительного пребывания за границей, взял газету и увидел следующее объявление: «Растамаживаю а/м». Я остолбенел, потому что ничего не понял - не знал, что такое «а/м», и не знал, что в русском языке есть корень «тамаж». Более того, интуитивно близкий корень «тамож» не является глагольным. Однако в этом случае русский язык, ничего не заимствуя, породил слово, которое я сразу не смог интерпретировать. Обычно же русский язык, создавая новые слова, дает подсказки в виде приставок, суффиксов и тому подобных. А здесь не хватало в том числе контекста.

Случается ли порой, что вы неправильно говорите?

Есть нормы, которые я знаю, но которые не хочу соблюдать, так как это идет вразрез с моими привычками. Я просто стараюсь избегать произнесения таких слов. К примеру, мне не хочется говорить «по средам», потому что мой языковой опыт подталкивает меня к иному произношению - «по средам». Поэтому я не использую множественное число и говорю «в среду» или «каждую среду».

А как быть со склонением топонимов?

Правильнее, грамотнее, конечно, их склонять. Но в некоторых ситуациях мне это тоже неловко делать, поскольку я привык к несклоняемым вариантам. Наверное, я сказал бы «Приземляемся в Шереметьево», а не «в Шереметьеве».

Какими аргументами следует оперировать, предлагая людям следить за своей речью? Ведь контраргумент чаще всего такой: «мы же не на уроке русского» и «главное - ты меня понимаешь».

Язык - это не только средство коммуникации, но и инструмент установления определенных социальных связей. Надо понимать, что то, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным. Я понимаю, что и очень умный человек может выразиться неграмотно. Но в силу воспитания нас может оттолкнуть от человека, который делает грубую ошибку - к примеру, «ихний» вместо «их». Это лишь одна черта человека, но она не очень приятная. И если в речевом портрете человека таких черт много, может начаться отторжение речи собеседника. Равно как и в других ситуациях отторжение поведения, внешности, манеры одеваться. Язык - одна из важных, если не самая важная характеристика человека, и это может быть самой важной причиной следить за своей речью. Если вы хотите сблизиться с человеком, не надо его отпугивать своим речевым портретом. Понятно, что люди общаются с представителями своей же социальной среды - достаточно вспомнить «Пигмалиона» Бернарда Шоу, где герой начинает строительство человека со строительства его речи. Лингвист меняет речь женщины до такой степени, что влюбляется в нее. Влюбиться в торговку цветами, найденную на улице, он не мог бы - в первую очередь мешал бы язык.

Есть ли какие-нибудь советы для тех, кто живет не в России, но хочет хранить (возобновлять, спасать) свой русский язык?

Рецепт всегда один: максимальное использование русского языка. Надо говорить дома на русском языке, не подстраиваясь под тех, кто не хочет его использовать. Необходимо читать по-русски, в том числе с детьми, необходимо практиковать культуру письма.