Грамматическое значение слова и способы его образования. Значение и грамматические признаки глагола

Глагол разряд слов, которые обозначают действие, состояние и т.д. как процесс и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога (все эти категории имеют отношение к выражению процесса), а также категориями числа и рода (в формах прошедшего времени единственного числа и в формах сослагательного наклонения единственного числа). Уже из этого перечисления видно, что глагол – самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи. Основная функция глагола – функция сказуемого.

Грамматическое значение глагола

· действие (играть, охотиться, изучать );

· состояние (лежать, спать, страдать );

· отношение (соседствовать, принадлежать ).

Все перечисленные значения могут быть выражены и другими частями речи (разбег; скучно, сосед ), однако для семантики глагола определяющим является граммема процессуальности.

По словам Б. Тошовича, «глагол − это часть речи, которая выражает концептуальный сплав, состоящий из динамики, статики и реляции, в котором всегда по-разному сочетаются эти три суперденотата».

Выраженность морфологических категорий

Инфинитив

Инфинитив (от лат. infinitivus - "неопределенный") – это исходная форма глагола, которая называет действие, состояние и т.д. безотносительно к лицу, времени, наклонению.

Сам по себе инфинитив не обладает категориями лица, времени, наклонения. Однако в конкретных речевых условиях инфинитив может выражать значения, свойственные тому или иному времени и наклонению. Например: "Быть бычку на веревочке". В этой поговорке инфинитив употребляется в значении будущего времени с оттенком безусловности осуществления действия. Ср. и в газетных употреблениях: "Одним словом, быть венскому чемпионату интересным" (Комс. пр. 1987.14 апр.); "Итак, новогоднему городскому празднику – быть " (Лен. пр. 1989. 10 янв.). В случае, если при инфинитиве есть отрицание, идея безусловности реализуется как условная невозможность, неосуществимость действия: "Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа" (Ес.); "Не заслонить вам свет дневной тревожной тенью ночи" (Марш.). То же значение – убежденность в неосуществимости действия – выражается и при использовании вместо отрицания конструкции где + дательный падеж (обычно местоимения): "– Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых же шагах он тебя сбросит..." (Л.). Очевидно поэтому, что употребление инфинитива, подобное приведенному ниже, неудачно. Так, под рубрикой "Тревожный сигнал" газета дала заголовок "Где быть бассейну?" (Веч. М. 1987. 10 июня). Оттенок уверенности в осуществлении действия, который свойствен инфинитиву (в значении формы будущего времени) явно не соответствует данной конкретной ситуации. Ведь и название рубрики ("Тревожный сигнал"), и вопросительное "где" заголовка говорят о том, что места для бассейна нет.

Инфинитив может выражать и значение, свойственное формам прошедшего времени. Например: "Разыграть такого дурака. Стрелять два раза и не попасть. Этого я себе никогда не прощу" (Ч.); "Татьяна – ах! – а он реветь " (П.). То же значение имеет инфинитив в конструкции с как (же) не: "А скажите, – обратилась Марго... к Азазелло, – вы его застрелили, этого барона?" – "Натурально, – ответил Азазелло, – как же его не застрелить ?" (М.Булг.).

С соответствующей интонацией (о которой на письме сигнализирует восклицательный знак) инфинитив способен выразить значения, свойственные повелительному наклонению, обычно категорический приказ, категорическое требование: "Встать !", "Молчать !", "Не разговаривать !", "Не курить !" Ср. также: "Но не успели они сделать и десяти шагов, как с балкона понеслись новые оглушительные крики. "Ай-яй-яй! Мне! Хочу-у! А-а-а! Д-а-й! Позвать !" (Купр.). Ср. и значение пожелания, передаваемое формой инфинитива: "... человек в капюшоне, пересек площадку сада, вступил на мозаичный пол балкона и, подняв руку, сказал высоким приятным голосом: "Прокуратору здравствовать и радоваться " (М.Булг.).

В сочетании с частицей бы инфинитив может передать и значение желательности действия, характерное для сослагательного наклонения (но с оттенком понимания того, что это трудноосуществимая мечта): "Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье!" (П.); "Улететь бы вольною птицей от всех вас" (Ч.); "Ах, мне бы уйти на дорогу свою, достоинство гордо храня, но, старый солдат, я стою, как в строю, – вот так она любит меня" (Б.Ок.). В сочетании с отрицанием инфинитив + бы выражает предостережение от совершения какого-то действия: "Только бы нотки неверной нам невзначай не пропеть " (Б.Ок.); "Но из грехов своей Родины вечной не сотворить бы кумира себе" (Б.Ок.). Так что "безликий" по форме инфинитив в живом употреблении может быть очень выразительным.

Многообразны синтаксические функции инфинитива; он может быть не только сказуемым (подобно спрягаемым формам глагола), но и подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством. Например: "Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, – это большое удовольствие" (Ч.)(подлежащее ); "Пашню пахать – не руками махать " (пог.)(подлежащее и сказуемое ); "Григорий дал коню отдохнуть " (Шол.); "Она [песенка] возникает с рассветом вдруг, медлить и лгать не обученная" (Б.Ок.)(дополнение ); "Наташа привычно рассмотрела туалеты дам, осудила манеру держаться " (Л.Т.); "Ты клятву давал, Санька, – сказал он, – бороться и искать, найти и не сдаваться " (Кав.) (определение ); "Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру" (Гог.)(обстоятельство ).

Подавляющее большинство глаголов имеет инфинитив с суффиксом -ть, причем некоторые из них кончаются на - сть, -зть. Среди глаголов на -сть, -зть есть как литературные, так и нелитературные, просторечные. Просторечны те глаголы на -сть, -зть, ккоторым есть однокоренные синонимы на -сти, -зти, например: месть – мести ; несть – нести ; привезть – привезти .

Примечание. В XIX веке, особенно в его первой половине, инфинитивы несть, цвесть и под. были широко распространены и не имели просторечного характера.

Небольшая часть глаголов имеет инфинитив на -ти и -чь : брести, обрести, плести, везти, ползти и др.; беречь, лечь, мочь, печь, стеречь, течь и др.

ОСНОВЫ И КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ. ВЛИЯНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ КЛАССОВ НА НЕПРОДУКТИВНЫЕ, ОЦЕНКА ВАРИАНТНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ НЕПРОДУКТИВНЫХ КЛАССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).

От основы настоящего времени * образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида , например: держ(ат) (основа настоящего времени глагола держать ) → держи(те), держ-ащ-ий, держ-а; направля[j]**(yт ) (основа глагола направлять) → направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя) и т д.

* Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать → держат → держ-; вести → ведут – вед- и т. д.

** Буквы е, я, ю , стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтомую в форме 3-го лица множественного числа направляют – это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут , a j – это последний звук основы.

От основы инфинитива * образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа(ть) → державш-ий; направи(ть) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.

* Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать → держа-; направить → направи-; оцепенеть → оцепене- и т. д.

У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на -чь, -сти (и-сть) и на -ну (если суффикс -ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени : беречь → берёг → берёг-ш-ий; нести → нёс → нёс-ши-й; класть → кла(л) → клав-ш-ий; высохнуть → высох → высох-ш-ий) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу.

Класс глагола это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам ) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам) . Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ:

Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл.) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться – Ч.; вымечтать – Цвет.; недолауреатить – Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"– П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного: "Сюда во всей пустыни стекаются страждущие в поисках исцеления от всевозможных недугов" (Н.Вав.). Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу), рыскать (рыскаю и рыщу) и др. (подробнее о них и различии между их синонимическими формами см. "Категория лица").

Общее грамматическое значение. Глаголы называют различные действия: действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.; действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.; действия, называющие перемещение и положения в пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и др.; действия, называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.; действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.

Слайд 3 из презентации «Признаки глагола» . Размер архива с презентацией 340 КБ.

Русский язык 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Проблемы экологии русского языка» - Этикет речевого общения. Общение и речевой этикет. Глубокое знание родного языка. Экология языка. Причины кризисного состояния языка. Хорошая речь должна быть правильной. Коммуникативная функция. Аккумулятивная функция языка. Номинативная функция языка. Культурные условия. Необходимость экологии русского языка. Сознание человека. Функции языка. Культура общения в современном мире. Осознание причин кризисного состояния языка.

«Новый учебник русского языка» - Русский язык. От практики – к теории. Условия для успешной подготовки к экзамену. Учебники для 10, 11 классов. Создание развивающей среды. Ключевые положения. Кандидат педагогических наук. Работа с поэтическими текстами. Культуроведческий подход. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Памятки. Организация учебного материала. О музыке Шостаковича. Формирование способности к самооценке.

«Сочинение части С в ЕГЭ» - Основные проблемы. Пишем вступление. На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Требования к части С. Формулируем вывод. На что способно настоящее искусство. Формулируем позицию автора. Сформулировать – значит растолковать. Позиция автора. Учимся писать сочинение-миниатюру. Пишем основную часть. Совет. Что у нас получилось.

«Грамматические нормы» - Выберите правильную форму слова. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных. Предлог должен быть употреблен с существительным. Два студента. Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм. Ошибки в форме слова. Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам. Существительные мужского и среднего рода. Отметьте примеры с ошибкой в форме слова. Числительное ОБА имеет две формы рода.

«Часть С в ЕГЭ по русскому языку» - Соблюдение фактологической точности. Число допустимых ошибок четырёх видов. Часть С: критерии оценивания сочинения. Блок «Человек и язык/речь». Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Соблюдение пунктуационных норм. Требования к содержанию части С. Позиция автора по прокомментированной проблеме. Часть С: проблема прочитанного текста. Структурные компоненты задания. Часть С: аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

«Способы связи слов в словосочетании» - Задание В3. Виды связи в словосочетаниях. По своему значению все словосочетания отнесены к одной из групп. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний. Как определить словосочетание. Отточенная художественно. Мой мозг. Записать предложения, выписать из них словосочетания. Тесты. Грамматическая основа. Согласование. Сколько простых словосочетаний со связью управление. В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола.

Глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета как процесс.

Предметные характеристики выражаются в нескольких планах: а) статических признаков или принадлежности, обозначаемых прилагательными и местоимениями; б) количественных и порядковых определений, обозначаемых числительными; в) динамических признаков, обозначаемых глаголами.

По своему значению глагола противопоставляются прежде всего прилагательным, а также другим именным частям речи, как слова, выражающие признак в процессе ее становления, продолжения или развертывания. Сравните, например: белый снег и белеет снег, письменный стол и писал за столом; два глаза и двоится в глазах; свое мнение и усвоить мысль. В названных парах слов общего корня одни обозначают стали признаки предмета или количество их, а другие выражают динамические признаки, связанные с деятельностью человека или с активностью предмета.

По грамматическим признакам глагола также отличаются от других частей речи. Так, прилагательные, связываясь с существительными, выражающими значение признака в грамматических категориях рода, числа и падежа, зависимых от существительных. Глагол также может иметь категории рода (по связям с местоимением) и числа, зависящие от существительного, но оно должно еще присущие только ему категории вида, переходности / непереходности, состояния способа и времени, характеризующих признак предмета в процессуальном выражении.

Процессуальность, или динамизм, - это становление или развертывания признаки во временной перспективе. Различные модальные, видовые оттенки, указание на активного или пассивного деятеля и другие дополнительные характеристики своеобразно проявляются в глаголе, тесно связываясь с его семантикой.

Особенностью глагола также сочетание в его парадигме различных грамматических форм: диевидминювани личных (пишу, писать, пиши и др.) И родовых (писал, писал, писал бы и др.); падежных (пишущий, написанный) и неизменяемых - деепричастных (писал, написав) и инфинитивной, или неопределенной, форм (писать, написать).

Диевидминювани формы действительного, условного и повелительного способов (личные и родовые) выполняют в предложении предикативную функцию, выступая в роли сказуемого: Поезд тронулся; Скоро липа зацветет; Пусть будет мир. Отдельные глагольные формы выполняют атрибутивную функцию (прочитанная книга, закрытое окно) и функции обстоятельств (Отдохнув, приступил к работе). Неопределенная форма глагола (инфинитив) входит в систему его парадигмы как начальная форма, в которой сказывается действие (динамическая признак) безотносительно к деятелю или предмета. Грамматические значения наклонения, времени, лица (рода) и числа выражаются диевидминювани формами глагола; в инфинитиве выражаются только значение вида, переходности / непереходности, состояния. Именно этими значениями отличается глагольная форма инфинитив от существительных с обобщенным значением действия. Сравните, например привыкать-привычка, послать - послание, думать - думает, соревноваться -змагання. В синтаксическом употреблении заметно больше общего с существительным: инфинитив может быть подлежащим (Жить - значит работать), приложением (Приказано отозвать), несогласованным определением (умений есть желание работать), обстоятельством (Сын уехал учиться).

Все глагольные формы объединяются в одну стройную систему на основе общего лексического значения процессуальной и загальнодиесливних категорий вида, переходности / непереходности и состояния, а также способностью их управлять именных формой косвенного падежа и сочетаться с обставиннимы словами, например: ехал к отцу, пойду к школы, прочитала бы вечером, выполненный давно, сказав умышленно, обежать вокруг.

часть речи

глагол

выражающий

Действие или состояние предмета

морфологические признаки

Диевидминювани слова. Начальная форма: неопределенная форма. Имеют вид, переходность или непереходность, способ, время. Диевидминюються за лицами и числами (настоящее, будущее время действительного образа и повелительное наклонение).

Глагол образует также формы причастия и деепричастия. Причастие изменяется по родам, падежам и числам. Имеет состояние, вид и время. Деепричастие - неизменяемой форма. Имеет вид и время

синтаксическая роль

Основная: сказуемое (личные формы всех трех способов). Неосновная: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство - для неопределенной формы; определение и именная часть составного сказуемого - для причастия; обстоятельство - для деепричастия

Глагол может означать:

а) реальную физическую действие лица: идти, писать, рисовать;

б) состояние, в котором находится предмет: лежать, спать, стоять;

в) становление предмета: гнить, расцветать, стареть;

г) отношение лица к кому-либо, чего-либо: любить, уважать, почитать;

г) желание: хотеть, желать, хотеть;

д) речи: говорить, рассказывать;

е) мышления: думать, мечтать; т.

Формы глагола:

а) неопределенная форма;

б) личные (неинфинитивни) формы;

в) причастие;

г) деепричастие;

г) безличные формы на -но, -то.

Неизменяемой глагольная форма, называет действие, но не называет ни времени, ни лица, ни числа, ни рода, называется неопределенной форме (инфинитиве).

Форма инфинитива отвечает на вопрос что делать? .что Делать?

Например: Можно выбрать друга и по духу брата, Но нельзя родную мать выбирать (В. Симоненко).

Неопределенная форма глагола употребляется тогда, когда нужно назвать действие вообще, безотносительно к тому, кто ее выполняет и когда: пока не вспотеть, до тех пор уметь (Нар. Творчество). Инфинитив является начальной формой глагола.

Инфинитива свойственны такие грамматические признаки, как переходность (строить) и непереходность (идти), вид (совершенный или несовершенный: белить - побелить, стучать -стукнуты).

Инфинитив имеет суффикс ти (ть). Суффикс ть чаще употребляется в устной речи, художественной литературе. К примеру:

Ой вишенка, Черешенька, Почему обильно нерождающая? Молодая дивчинонько Почему гулять не ходишь?

(Род. Творчество)

Глаголы неопределенной формы по значению близки к существительных и в предложении могут замещаться ними.

Например: писать грамотно - грамотное письмо: курить вредно - курение вредно.

Слова покушать, питонькы, баиньки (а также исткы, источкы; пытка, питочкы; в постель, спаточкы, спатунечкы) представляют собой глаголы, эмоционально окрашенные с помощью грамматических средств. Поскольку эти слова называют действие (покушать, питонькы) или состояние (баиньки), но не указывают на время, лицо и число, отвечают на вопросы что делать?, то их надо считать неопределенную форму глагола. Есть основания рассматривать эти слова как таковые, в которых суффикс ти расторгнут вкраплением ласкательных суффиксов -к-, -оньк-, -очк- и под.: ис-т (очк-) и, пи-т (-оньк-) и.

Итак, покушать, питонькы, баиньки - глаголы в неопределенной форме.

Инфинитив может выступать в функции любого члена предложения, однако чаще всего выступает в роли главного члена в безличном предложении: Или разумное говорить, или совсем молчать (Нар. Творчество). Кроме того, инфинитив может означать уверенность, решительность, приказ и тому подобное.

Грамматическое значение глагола.

2. Видовой характер глагола.

5. Система видо-временных форм.

А) основной разряд;

Б) длительный разряд;

В) перфект;

Г) перфектно-длительный разряд.

6. Так называемое согласование времен.

7. Наклонение.

А) изъявительное наклонение;

Б) повелительное наклонение;

В) сослагательное наклонение.

А) действительный залог;

Б) страдательный залог;

В) проблема возвратного залога.

9. Инфинитив.

А) причастие второе;

Б) причастие первое и герундий.

Глагол – часть речи, выражающая грамматическое значение действия, т.е. признака динамического, протекающего во времени. Синтаксическая функция личных форм глагола однозначна – они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; глагол – единственная часть речи, имеющая аналитические формы. С другой стороны, словообразовательная структура глагола довольно бедна: аффиксация представлена очень малым количеством суффиксов. Наиболее распространенные суффиксы: (германского происхождения –en: to redden, to strengthen ; романского происхождения –fy: to magnify, to dignify; -ize: to fraternize, to mobilize ).

Глаголы делятся на знаменательные и служебные (пояснить) (лексическая семантика которых утрачена; отсюда возможность сочетания несочетаемых лексически глаголов I have lost my umbrella ).

Модальные глаголы передают отношение агенса к действию; - возможность, долженствование и т.п. Модальные глаголы имеют ущербную парадигму. Совершенно отсутствует у них категория лица и числа, не все модальные глаголы имеют формы прошедшего времени; формы будущего времени у них отсутствуют, значение будущего передается описательными оборотами.

2. Видовой характер глагола.

Видовой характер глагола – это зависимое грамматическое значение, объединяющие глаголы по отношению обозначаемого ими действия к пределу. Глаголы подразделяются на этом основании на предельные и непредельные. Предельные – это глаголы, обозначающие такое действие, которое по достижении предела не может продолжаться (to arrive, to catch, to break, to discover ). Непредельные глаголы не содержат семантики предела в обозначаемом ими действии; предел может мыслиться как поставленный извне, но не как вытекающий из семантики глагола: to sleep, to enjoy, to live. Группа непредельных малочисленна. Границы между этими группами неустойчивы.

Между этими двумя группами находится многочисленная группа глаголов двойственного характера, способных выступать в том или ином значении в зависимости от контекста: to laugh, to move, to look, to walk .


Видовой характер глагола в английском языке это не грамматическая категория т.к. она не имеет соответствующих формальных признаков, и она не совпадает с русским совершенным и несовершенным видом (непредельные гл. соответствуют несовершенному виду, предельность же в рус. яз. может передаваться как СВ, так и НСВ he approached, he was approaching ).

3. Грамматические категории глагола.

Английский глагол имеет очень развитую систему видо-временных форм, противопоставление действительного и страдательного залога, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом. Кроме того, существуют остаточные, ущербные категории лица и числа; можно ли их отнести к категориям, вопрос спорный. Все указанные категории действуют в пределах личных форм. Но существуют, кроме того, неличные формы: причастие, герундий, инфинитив, имеющие особые функции и передающие иные отношения, чем личные формы.

В английском языке категории лица и числа выражены весьма слабо. Так, в претерите (past indefinite) всех глаголов, кроме глагола бытия, нет форм лица и числа (came, stopped ), получают отнесенность к лицу и числу только через местоимение или существительное.

Глагол бытия в претерите имеет формы числа, но не лица: was, were .

В презенсе глагол бытия имеет асимметричную парадигму: в ед.ч выражены первое и третье лицо, мн.ч. не имеет форм лица: am, is, are . Остальные глаголы имеют одну единственную форму, передающую значение третьего лица ед.ч. comes, looks . Морфологическая парадигма здесь совершенно асимметрична: окончание –s не передает категории числа, так как существует форма, обозначающая единичность, но не имеющая окончания -s: I look (отнесенность к 1 лицу передается местоимением). Окончание –s не передает также категории лица, ибо существует глагольная форма, которая может быть отнесена к 3 лицу – they look – и не имеющая окончания –s.

6. Система видо-временных форм.

Ведущей категорией в системе видо-временных форм является категория времени. Глагольные времена (tenses) в реальной речи могут отражать реальное время, когда точкой отсчета является действительный момент речи. Но глагольные времена отражают и условное время, при котором точка отсчета не совпадает с реальным моментом речи.

Грамматическая категория времени (tense) – отношения действия к моменту отсчета, которым является, в первую очередь, условный момент речи. Отрезок времени, включающий момент речи, - настоящее время; этот отрезок может иметь саму разнообразную протяженность, от минут до бесконечного временного пространства. Прошедшее – отрезок времени, предшествующий настоящему и не включающий момент речи; будущее – отрезок времени, ожидаемый после настоящего, также не включающий момент речи. Прошедшее и будущее никогда не соприкасаются: они разделены настоящим.

Грамматическая категория вида обычно определяется как формальная категория, передающая характер протекания действия. Специфика английских видовых форм заключается в том, что видовое значение обязательно сопряжено с указанием на отрезок времени, в котором протекает действие и, соответственно, выражено в рамках времени. Поэтому видовые формы названы видо-временными, чтобы подчеркнуть неразрывную связь вида и времени в английском языке.

Английская видо-временная система включает 4 парадигматических разряда: основной разряд (Indefinite), длительный разряд (Continuous), перфект (Perfect), перфектно-длительный (Perfect Continuous). Все разряды, кроме презенса и претерита основного разряда, выражены аналитическими формами.

А) основной разряд.

Разряд Indefinite является стержневым во всей видо-временной системе Презенс основного разряда может обозначать неограниченную длительность, вытесняя или поглощая прошедшее и будущее (Water boils at 100 C ). Он может употребляться в любом высказывании, констатирующем что-то обычное, а также действие, происходящее в условный момент речи или относить действие к будущему (when the term b e g i n s, we’ll discuss our plans ).

Претерит основного разряда указывает на то, что действие происходило в отрезок времени, не включающий момент речи, т.е. в прошедшем времени. Информация о характере протекания действия поступает из контекста. Это ведущая форма повествования. Он может предавать повторные действия, смену действий.

Отрицательная и вопросительная форма презенса и претерита основного разряда образуется аналитически, утвердительные формы презенса и претерита оказываются в изоляции; это единственные синтетические личные формы глагола. Такая явная асимметрия могла поставить под удар дальнейшее существование синтетических форм, но они настолько прочно интегрированы в системе глагола, что в современном языке совершенно отсутствует тенденция к их вытеснению. Вероятно, это объясняется именно их функциональной важностью на фоне остальных форм.

Будущее время основного разряда указывает на действия, еще не совершившиеся, планируемые на период времени после настоящего. Дискуссионным является вопрос, содержат ли эти формы чисто временное значение или имеют модальную окраску. Многие лингвисты считают, что и сохраняют присущее им модальное значение долженствования и желания. Однако преимущественное употребление вместо ’ll , а также употребление will в первом лице свидетельствуют о тенденции к устранению формальных различий в выражении будущего действия; форма ’ll не несет модального содержания, а will выражает модальность только тогда, когда оно стоит под ударением: We’ll try anything, but the chances are against us .

Б) длительный разряд.

Длительный разряд – видо-временная форма, выражающая процессуальность действия. Значение настоящего времени длительного разряда видоизменяется в зависимости от видового характера глагола. Непредельный глагол указывает на процесс ненаправленный к достижению предела; при употреблении предельного глагола видовой характер его противоречит значению формы; в результате возникает значение отсроченного предела: the bus is coming. I’ll have to run for it.

Непроцессуальными являются следующие глаголы: to belong, to consist, to contain, to possess, to resemble, to know, to comprise, to conflict, to date, to seem, to love, to hate, to like, to see, to hear.

Прошедшее время длительного разряда не может употребляться без указания на время в прошлом. Это указание может быть выражено лексически, или упоминанием другого прошедшего действия

Претерит длительного разряда сходен с презенсом, так же взаимодействует значение формы и видового характера.

Будущее время длительного разряда употребляется нечасто. Оно приобретает значение предположения, модальности, следствия, вытекающего из тех или иных предпосылок: she will be waiting up for me, he said. I shall hurt her beyond words.

В) перфект.

Место перфекта в системе видо-временных форм вызывает наибольшее количество споров среди англистов. Проблема его соотнесения к категории вида или к категории времени, а также его основного грамматического значения до сих пор не нашла однозначного решения. Разумеется, эти два вопроса неразрывно связаны между собою. Одни ученые рассматривали перфект как форму времени, другие как значение результативного вида, третьи как формы связи между прошедшим и настоящим (ретроспективный вид).

Значение предшествования, несомненно имеющееся у перфекта по-разному функционирует в перфекте настоящего и прошедшего времени. Наиболее важным фактором является то, что в английском никакие видовые формы не существуют вне сочетания с временным значением. Соотнесенность во времени обязательна, и видовые отношения только накладываются на временные.

В то время как отношение во времени, передаваемое длительным разрядом, является значение одновременности, значением перфекта является предшествование. Но это значение вытекает из другого – законченности, завершенности действия, являющегося видовым значением. Это сочетание видового и временного значений может реализовываться по-разному, с перевесом одного или другого. В этом отношении формы настоящего и прошедшего неодинаковы.

Перфект настоящего времени передает завершенность отдельного, изолированного действия в сфере настоящего времени; поскольку речь идет о завершенности, действие происходит до момента речи или, при особом указании в контексте, продолжается до момента речи (так называемое инклюзивное значение перфекта). Основная сфера функционирования настоящего времени перфекта – прямая речь.

В форме настоящего времени, где в контексте нет прямого указания на соотношение с точкой отсчета во времени, преобладающим оказывается видовое значение; в прошедшем времени обязательно соотнесение с временным центром прошедшего времени (как правило это глагол в форме претерита основного разряда, являющийся повествовательным центром текста.). Временное значение выступает четко, нередко затемняя видовое значение завершенности.

Видовое и временное значения – завершенность и предшествование – настолько переплетены в перфекте прошедшего времени, что трудно определить, которое из них преобладает; они взаимосвязаны.

Перфект будущего времени соотнесен с временным центром будущего времени; он передает действие, которое должно завершиться к моменту, взятому как временной центр. Перфект не приобретает никакого дополнительного значения, встречается чрезвычайно редко и носит характер книжной речи: I’ll see you tomorrow night. I shall have thought over your business by then.

Г) перфектно-длительный разряд.

Различные авторы пытались установить, принадлежит ли перфектно-длительный разряд к длительным формам или к перфекту. Синтез двух различных видовых значений оказывается возможным, ибо перфектно-длительный разряд передает процесс, протекающий в течение периода, законченного до определенной точки отсчета. Процессуальность идет от длительного разряда, а законченность процесса или его продолжение от перфекта. для этого разряда гораздо более характерно употребление непредельных глаголов, чем предельных.

Форма прошедшего времени перфектно-длительного разряда, как и все видо-временные формы, соотнесена с временным центром прошедшего времени и поэтому имеет четко выраженное значение предшествования, как и перфект в прошедшем времени; в остальном, значение формы не отличается от ее значения в настоящем времени.

В форме будущего времени употребление перфектно-длительного разряда не наблюдается.

7. Так называемое согласование времен.

Тема: Глагол (общее грамматическое значение, вопросы что делать? Что сделать?)

Задачи :

    Дать понятие о глаголе, как о самостоятельной части речи, познакомить с общим грамматическим значением глагола, учить ставить к ним вопросы, отличать от других частей речи.

    Корректировать и развивать мелкую моторику мышц руки пальцев посредством пальчиковой гимнастики.

Корректировать и развивать внимание, память, мышление – умение анализировать обобщать, сравнивать.

Развивать речь: уточнение и обобщение словаря учащихся по лексической теме, корректировать лексико-грамматический строй речи.

формировать самостоятельность.

    Воспитывать навыки саморегуляции, управления, формировать навыки продуктивного взаимодействия в коллективе класса.

Содержание урока.

    Организационный момент.

Психологический настрой

    Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие, куда именно вы узнаете, отгадав загадку.

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)

Куда же мы полетим?

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам...

Мы полетим на Луну спасать Незнайку. Его ракета рассыпалась на кусочки и нам надо помочь собрать её, что бы он вернулся в свой город.

    Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму).

Начинаем колдовать,

Двери в космос открывать.

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы сперва его покрутим.

А потом три раза дунем.

Покачаем раз, два, три.

Дверь, замочек, отомкни.

Двери открываются,

Путешествие начинается.

Приготовились, взлетаем!

    Оформление тетради. Минутка чистописания.

- Напишем буквы Кк. Запишем слово космос.

Возьмите свои космические ручки. Сядьте в космические кресла, выпрямите спинки, положите правильно космические тетради.

Составьте и запишите 2 слова с корнем «космос». (космонавт, космолет, космический)

Звуковая разминка.

Выделите первый звук в словах. (к). Охарактеризуйте его.

К - согл., тверд, глух, парн. /г-к/

    Повторение изученного правила.

Вот и долетели мы до Луны. Посмотрите, кто нас встречает? (Незнайка) А на лунной поляне лежит его рассыпавшаяся ракета. Давайте поможем её собрать. Для этого нужно выполнить несколько заданий. Первое задание: вспомните какие части речи вы изучили на уроках русского языка. Помогут нам в этом загадки.

Все что существует, оно обозначает,

На вопросы КОТ? И ЧТО? Верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Он всегда имеет и число и род.

Расскажите все, что вы знаете об имени существительном. Приведите примеры.

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Расскажите об имени прилагательном. Приведите примеры.

Вот и нашелся первый кусочек ракеты.

    Сообщение темы урока. Целеполагание.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно записать словарные слова, которые приготовили лунатики и прочитать первые буквы.

Г а зета, л и са, а вт о бус, г о рох, о дежда, л о пата.

Вот и второй кусочек нашелся.

Сегодня мы начнем изучать глагол. Вы узнаете, на какие вопросы отвечает эта часть речи и что она обозначает. Научитесь отличать глаголы от существительного и прилагательного.

    Работа над новой темой.

Прочитайте статью в учебнике на стр. 149. Ответьте на вопрос, почему эта часть речи необыкновенная и мы получим еще один кусочек ракеты .(с его помощью мы обозначаем действия…)

Расскажите, чем занимается космонавт в космосе? (исследует, изучает космос, наблюдает). Задайте вопросы к этим словам. (что делает?)

Давайте сформулируем правило о глаголе и получим еще часть ракеты .

Учащиеся с помощью учителя формулируют правило, проверяют по учебнику. Стр. 149

Кто же стал первыми космонавтами, вернувшимся на Землю живыми и невредимыми, вы узнаете разгадав загадку:

Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал - (Собака)

- Это были две собаки- Белка и Стрелка.(фото)

Готова ли наша ракета? Нет. Нужно достроить её. Для этого выполним еще одно задание. Из рассказа о Белке и Стрелке нужно выписать глаголы.

Ровно 50 лет назад собаки Белка и Стрелка отправились в космос. Они провели сутки в условиях невесомости. Звездные дворняжки стали первыми живыми существами, которые вернулись на Землю после космического полета. Одного из щенков Стрелки по кличке Пушок подарили жене американского президента Жаклин Кеннеди.

Физминутка

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
(Наклониться.)
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны.)

А какие еще профессии вы знаете? (Учитель, повар, строитель, врач,)

Давайте поиграем в игру: «Оживи картинку». Вам нужно подобрать глаголы к картинкам и оживить людей разных профессий. За это задание вы получите последнюю недостающую часть ракеты.

    Обобщение.

Ну вот наша ракета для Незнайки готова. Для того, чтобы лететь обратно надо выполнить последнее задание. Выполнить тест.

    Глагол обозначает

    действие предмета

    признак предмета

    предмет

    Глагол - это

    часть слова

    часть речи

    член предложения

    Глагол отвечает на вопросы*

    какой? какая? какое?

    кто? что?

    что делать? что сделать?

    Какое слово является глаголом

    сторож

    сторожит

    сторожевая

9 Рефлексия.

На доске слова. Продолжите фразу .

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Открытый урок русского языка

Тема: «Глагол(общее грамматическое значение, вопросы что делать? что сделать?

Разработала и провела

учитель начальных классов

Попова И.В .

Г. Темиртау 2015г.