Корпорация в законодательстве рф. Государственные корпорации и государственные компании

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящим Федеральным законом определяются правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (далее - Государственная корпорация "Ростехнологии").

Статья 2. Правовое положение Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Государственная корпорация "Ростехнологии" является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации.

2. Государственная корпорация "Ростехнологии" имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также геральдический знак - эмблему и флаг.

3. Полное наименование Государственной корпорации "Ростехнологии" на русском языке - Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии". Сокращенное наименование на русском языке - Государственная корпорация "Ростехнологии".

4. Полное наименование Государственной корпорации "Ростехнологии" на английском языке - State Corporation for Assistance to Development, Production and Export of Advanced Technology Industrial Product "Russian Technologies". Сокращенное наименование на английском языке - State Corporation "Russian Technologies".

5. Место нахождения Государственной корпорации "Ростехнологии" - город Москва.

6. Государственная корпорация "Ростехнологии" имеет банковский счет в Центральном банке Российской Федерации, а также вправе открывать банковские счета в иных кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Цель деятельности и основные функции Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

2. Государственная корпорация "Ростехнологии" вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи, и соответствует этой цели. Прибыль Государственной корпорации "Ростехнологии", полученная в результате ее деятельности, подлежит направлению исключительно на достижение цели, указанной в части 1 настоящей статьи.

3. Основными функциями Государственной корпорации "Ростехнологии" являются:

1) содействие организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции;

2) обеспечение продвижения на внутренний и внешний рынки и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;

3) участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения;

4) привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;

5) осуществление в интересах организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции гражданского, военного и двойного назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами;

6) оказание содействия организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок высокотехнологичной промышленной продукции, сокращения сроков и стоимости ее создания;

7) оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

8) осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

Статья 4. Правовое регулирование деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Деятельность Государственной корпорации "Ростехнологии" регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также решениями Президента Российской Федерации.

2. На Государственную корпорацию "Ростехнологии" не распространяется действие пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регламентирующих порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

3. На Государственную корпорацию "Ростехнологии" не распространяется действие Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Статья 5. Имущество Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Имущество Государственной корпорации "Ростехнологии" формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых Государственной корпорацией "Ростехнологии" от использования своего имущества и осуществляемой деятельности, регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), решения о которых приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации, от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности, федерального и иного имущества, передаваемого Государственной корпорации "Ростехнологии" в ходе осуществления ее деятельности, за счет других законных поступлений и является собственностью Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. Государственная корпорация "Ростехнологии" не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Государственной корпорации "Ростехнологии". Государственная корпорация "Ростехнологии" отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

3. Государственная корпорация "Ростехнологии" использует свое имущество исключительно для достижения цели, указанной в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Государственная корпорация "Ростехнологии" формирует в составе своего имущества резервный фонд и иные целевые фонды в порядке и размерах, которые определяются наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 6. Взаимоотношения Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления с Государственной корпорацией "Ростехнологии"

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Государственной корпорации "Ростехнологии", за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а также законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

2. Президент Российской Федерации:

1) назначает председателя и иных членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии", прекращает их полномочия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии";

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Полномочия Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Государственная корпорация "Ростехнологии" вправе:

1) участвовать в государственных и иных проектах и программах, предусматривающих разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, производство, продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции товаров, а также продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции результатов интеллектуальной деятельности;

2) совершать все виды сделок, приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, а также выдавать поручительства за третьих лиц и предоставлять займы на достижение цели, указанной в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами;

4) участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы на территории Российской Федерации и за ее пределами и целью деятельности которых являются разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного и двойного назначения;

5) осуществлять инвестиции в российские и иностранные организации. Инвестирование временно свободных средств Государственной корпорации "Ростехнологии" осуществляется на принципах возвратности и прибыльности приобретаемых Государственной корпорацией "Ростехнологии" финансовых инструментов. Направления, порядок и условия инвестирования, а также предельный размер инвестируемых временно свободных средств Государственной корпорации "Ростехнологии" определяется наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии";

6) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации доходы в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации;

7) создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, а также направлять своих представителей для работы в иностранных государствах в составе дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации без включения этих представителей в штатную численность указанных представительств и учреждений в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Содержание указанных представителей осуществляется Государственной корпорацией "Ростехнологии" с использованием счетов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации;

8) участвовать в формировании внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;

9) контролировать соблюдение организациями требований проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием Государственной корпорации "Ростехнологии";

10) выполнять в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечивать защиту таких сведений;

11) привлекать на договорной основе иностранных физических лиц и иностранные организации для оказания посреднических и иных услуг в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации, в том числе в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также для защиты интересов организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс;

12) оказывать содействие в подготовке, финансировании и осуществлении проектов, программ и внешнеторговых контрактов российских экспортеров, предусматривающих разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, производство, продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции товаров, а также продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции результатов интеллектуальной деятельности;

13) осуществлять мониторинг финансового состояния организаций, участвующих в реализации проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием Государственной корпорации "Ростехнологии" и (или) организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Порядок осуществления указанного мониторинга утверждается наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии";

14) осуществлять иные полномочия по реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации вправе определять иные полномочия Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 8. Отчетность Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Отчетный период Государственной корпорации "Ростехнологии" устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" подготавливается ее правлением и утверждается наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" подлежит до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на сайте Государственной корпорации "Ростехнологии" в сети Интернет, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

3. Годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" включает в себя:

1) отчет о деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" за прошедший отчетный период, в том числе в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также показатели деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

2) годовой бухгалтерский баланс Государственной корпорации "Ростехнологии";

3) отчет о прибылях и об убытках Государственной корпорации "Ростехнологии";

4) отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов Государственной корпорации "Ростехнологии";

5) отчет о формировании и об использовании фондов Государственной корпорации "Ростехнологии";

6) аудиторское заключение.

4. Достоверность годового бухгалтерского баланса Государственной корпорации "Ростехнологии", отчетов, указанных в пунктах 3-5 части 3 настоящей статьи, подтверждается аудиторским заключением.

5. Годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации до 1 мая года, следующего за отчетным периодом.

Статья 9. Аудит Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Государственной корпорации "Ростехнологии" наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" определяет на конкурсной основе аудиторскую организацию и размер ее вознаграждения за оказанные услуги.

2. Аудиторская организация проводит обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Государственной корпорации "Ростехнологии" до утверждения ее годового отчета наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии".

3. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" вправе принимать решения о проведении внеочередной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 10. Органы Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Органами управления Государственной корпорации "Ростехнологии" являются наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии", правление Государственной корпорации "Ростехнологии" и генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. Органом внутреннего финансового контроля Государственной корпорации "Ростехнологии" является ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 11. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии "

1. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" является высшим органом управления Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. В состав наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" входят девять членов: четыре представителя Президента Российской Федерации, четыре представителя Правительства Российской Федерации, генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии", являющийся членом наблюдательного совета по должности.

3. Члены наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет.

4. Председатель наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" назначается Президентом Российской Федерации из числа членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" одновременно с назначением членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии".

5. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" не может являться председателем наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии".

6. Члены наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии", за исключением генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии", работают в Государственной корпорации "Ростехнологии" не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство в наблюдательном совете Государственной корпорации "Ростехнологии" с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.

7. Полномочия председателя и иных членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" прекращаются Президентом Российской Федерации.

8. Заседания наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" созываются его председателем или по инициативе не менее одной трети членов наблюдательного совета по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

9. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов наблюдательного совета. Решения наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов наблюдательного совета. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании наблюдательного совета является решающим.

10. Заседание наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" проводится его председателем или лицом, им уполномоченным.

11. Протокол заседания наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" подписывается председательствующим на заседании наблюдательного совета. Мнения членов наблюдательного совета, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

12. Организация обеспечения деятельности наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" возлагается на генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 12. Полномочия наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. К полномочиям наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" относятся:

1) утверждение направлений деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" на очередной год;

2) утверждение организационной структуры Государственной корпорации "Ростехнологии";

3) утверждение положения о правлении Государственной корпорации "Ростехнологии";

4) утверждение положения о ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии";

5) принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств Государственной корпорации "Ростехнологии";

6) утверждение положений о филиалах и представительствах Государственной корпорации "Ростехнологии";

7) утверждение годового отчета Государственной корпорации "Ростехнологии";

8) утверждение показателей деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии";

9) утверждение аудиторской организации;

10) заключение трудового договора с генеральным директором Государственной корпорации "Ростехнологии";

11) принятие решений о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Государственной корпорации "Ростехнологии";

12) принятие решений о назначении на должность и об освобождении от должности членов ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии";

13) принятие решений о создании резервного и иных фондов Государственной корпорации "Ростехнологии", определение порядка их формирования и использования;

14) принятие решений о заключении сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения Государственной корпорацией "Ростехнологии" имущества, балансовая стоимость которого составляет 1 и более процента балансовой стоимости активов Государственной корпорации "Ростехнологии" на последнюю отчетную дату, предшествующую дате принятия решения о заключении таких сделок;

15) утверждение финансового плана доходов и расходов Государственной корпорации "Ростехнологии", а также направлений использования прибыли Государственной корпорации "Ростехнологии";

16) заслушивание отчетов генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии" по вопросам деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии";

17) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. По решению Президента Российской Федерации наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" может рассматривать иные вопросы ее деятельности.

3. Передача предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" иным ее органам не допускается.

Статья 13. Правление Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Правление Государственной корпорации "Ростехнологии" является коллегиальным исполнительным органом Государственной корпорации "Ростехнологии". В состав правления Государственной корпорации "Ростехнологии" входят одиннадцать членов. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" и заместители генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии" являются членами правления по должности. Деятельностью правления Государственной корпорации "Ростехнологии" руководит генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. Решения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Государственной корпорации "Ростехнологии" принимаются наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии" по представлению генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии".

3. На должность члена правления Государственной корпорации "Ростехнологии" могут назначаться работники Государственной корпорации "Ростехнологии", представители организаций, акции которых находятся в собственности Государственной корпорации "Ростехнологии" либо в отношении которых она является аффилированным лицом. Указанные представители вправе совмещать свое членство в правлении с замещением должностей в этих организациях.

4. Правление Государственной корпорации "Ростехнологии" руководствуется в своей деятельности настоящим Федеральным законом и положением о правлении Государственной корпорации "Ростехнологии", которым устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. Положение о правлении Государственной корпорации "Ростехнологии" утверждается наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии".

5. Проведение заседаний правления Государственной корпорации "Ростехнологии" организует генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" или лицо, им уполномоченное.

6. На заседании правления Государственной корпорации "Ростехнологии" ведется протокол, который подписывается председательствующим на заседании и предоставляется членам наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии", членам ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии" и аудиторской организации по их требованию.

Статья 14. Полномочия правления Государственной корпорации "Ростехнологии"

Правление Государственной корпорации "Ростехнологии" осуществляет следующие полномочия:

1) подготавливает предложения о направлениях деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" на очередной год и представляет их на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии";

2) подготавливает годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" и представляет его на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии";

3) подготавливает и вносит на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" финансовый план доходов и расходов Государственной корпорации "Ростехнологии";

4) представляет в наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" предложения о направлениях использования прибыли Государственной корпорации "Ростехнологии";

5) подготавливает предложения о показателях деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" и представляет их на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии";

6) разрабатывает положение о ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии" и представляет его на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии";

7) утверждает штатное расписание Государственной корпорации "Ростехнологии", определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации условия приема на работу и увольнения, права и обязанности работников Государственной корпорации "Ростехнологии";

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" является единоличным исполнительным органом Государственной корпорации "Ростехнологии" и осуществляет руководство ее текущей деятельностью.

2. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

3. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" может иметь пять заместителей, в том числе одного первого заместителя.

4. Заместители генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии" назначаются на должность и освобождаются от должности генеральным директором Государственной корпорации "Ростехнологии" по согласованию с наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 16. Полномочия генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии"

Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии":

1) действует от имени Государственной корпорации "Ростехнологии" и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями, другими организациями;

2) возглавляет правление Государственной корпорации "Ростехнологии" и организует реализацию его решений;

3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии";

4) назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии";

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) представляет в наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" предложения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Государственной корпорации "Ростехнологии";

7) принимает на работу и увольняет работников Государственной корпорации "Ростехнологии";

8) по согласованию с наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии" принимает решения об утверждении устава открытого акционерного общества, являющегося государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, о внесении в него изменений, о назначении на должность и об освобождении от должности генерального директора, членов совета директоров и членов ревизионной комиссии указанного акционерного общества, а также об осуществлении иных полномочий Государственной корпорации "Ростехнологии" в отношении указанного акционерного общества в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;

9) выдает доверенности, открывает банковские счета в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) отчитывается о деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" перед Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации;

11) утверждает размер и формы оплаты труда работников Государственной корпорации "Ростехнологии" в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает решения по иным вопросам деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии", за исключением вопросов, отнесенных к полномочиям наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" и правления Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 17. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" создается в количестве пяти членов для контроля финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. Решения о назначении на должность и об освобождении от должности председателя и иных членов ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии", в том числе о досрочном освобождении их от должности, принимаются наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии". Срок полномочий членов ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии" - не более пяти лет. Члены ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии" не могут одновременно занимать какие-либо должности в иных органах Государственной корпорации "Ростехнологии".

3. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" действует на основании настоящего Федерального закона и утверждаемого наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии" положения о ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии".

4. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" за календарный год. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" вправе проводить внеочередные проверки финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" по собственной инициативе или по требованию не менее чем одной трети членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии".

5. По результатам проверки ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" составляет заключение и направляет его в наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 18. Реорганизация и ликвидация Государственной корпорации "Ростехнологии"

Государственная корпорация "Ростехнологии" может быть реорганизована или ликвидирована на основании федерального закона, определяющего условия, порядок и сроки ее реорганизации или ликвидации. Федеральный закон о ликвидации Государственной корпорации "Ростехнологии" должен определять порядок использования имущества Государственной корпорации "Ростехнологии" после ее ликвидации.

Статья 19. Заключительные положения

1. Правительство Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона определяет состав, порядок, срок и форму внесения имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию "Ростехнологии".

2. Государственная корпорация "Ростехнологии" считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

3. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" образуется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пятнадцатидневный срок со дня государственной регистрации Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Феномен российских государственных корпораций заключается в поиске средств реализации идеи государственно-частного партнерства. Одним из целевых направлений создания госкорпораций является решение системных стратегических социально-экономических задач, имеющих общегосударственное и общественное значение, для решения которых необходимы огромные капиталы, исключительные организационные усилия, значительные сроки и административные полномочия. Кроме того, решение данных задач, возложенных на госкорпорации, не имеет быстрой коммерческой отдачи. При этом для существующих в настоящее время госкорпораций характерно то, что они, исходя из целей создания и специфики деятельности, отличаются не только от других коммерческих и некоммерческих организаций, но и друг от друга, имеют разный порядок управления, реорганизации и ликвидации, использования имущества и форм отчетности.

Возникновение новой организационно-правовой формы юридического лица – государственной корпорации – связано не только с необходимостью создания оптимальной модели управления государственным имуществом, но и с развитием экономики страны в целом как высокотехнологичной, инновационной, прогрессивной, наукоемкой системы.

В настоящее время особенности правового положения госкорпораций, цели ее деятельности, порядок управления, назначения должностных лиц, использования имущества, полномочия, функции и другие вопросы, касающиеся создания и организации деятельности и ответственности госкорпораций регулируются отдельно принятыми специально для этих целей федеральными законами.

Законы о государственных корпорациях:

  • Федеральный закон от 1.12.2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
  • Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»
  • Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (государственная корпорация «Олимпстрой»);
  • Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»;
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» (Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк));
  • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Агентство по страхованию вкладов);
  • Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
  • Деятельность государственных корпораций регулируется также принятыми в соответствии с вышеназванными законами нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Общие вопросы, касающиеся имущества, обязательств, ответственности госкорпораций, регламентируются Главой II Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 7.1). В данном законе дается понятие государственной корпорации, под которым понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

В законе также предусмотрено, что имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации. Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом, предусматривающим создание госкорпорации, не предусмотрено иное.

Законом о некоммерческих организациях установлено ограничение по использованию имущества госкорпорации: госкорпорация вправе использовать свое имущество исключительно для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Госкорпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Годовой отчет публикуется и размещается на официальном сайте госкорпорации с учетом требований законодательства о государственной тайне. На официальном сайте госкорпораций также должна быть размещена стратегия деятельности госкорпорации. Опубликованный и размещенный в Интернете годовой отчет должен содержать информацию о выполнении данной стратегии деятельности госкорпорации.

Законом предусмотрена возможность инвестирования свободных средств госкорпораций на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). При этом порядок и условия инвестирования временно свободных средств госкорпораций, а также формы отчетов об инвестировании и порядок раскрытия данных отчетов устанавливает Правительство РФ. Предельный объем инвестируемых свободных средств и порядок принятия решения об инвестировании определяется высшим органом управления госкорпораций, который предусмотрен особым законом о конкретной госкорпорации. Так, Законом о «Росатоме» предусмотрено, что высшим органом управления данной госкорпорации является наблюдательный совет, в состав которого входят представители Президента РФ и Правительства РФ. Генеральный директор госкорпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью госкопорпораций. Специальными законами о государственных корпорациях предусматривается, что на госкорпорации не распространяется действие федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Из анализа действующего законодательства усматривается, что под госкорпорацией понимается особый вид юридических лиц, который аккумулирует определенное имущество, переданное ему государством для использования в поставленных целях. Государственная корпорация выступает органом управления денежными средствами, имеющими строго целевую направленность. Кроме того, государственная корпорация при осуществлении экономической деятельности уполномочена увеличивать объем переданных ей государством средств путем эффективного размещения активов фондов. Регулирование деятельностью госкорпораций осуществляется через высший ее орган управления – наблюдательный совет, который принимает все ключевые решения и включает в себя представителей Президента РФ и Правительства РФ.

Таким образом, госкорпорация наделена особым статусом, находящимся на стыке публичного и частного права, поскольку она создается государством в распорядительном порядке, оформленным специальным законом, является носителем прав и обязанностей публичного характера, наделяется властными полномочиями, в результате чего выступает носителем государственной воли, государственных прав и обязанностей. Госкорпорация имеет обособленное имущество для решения публичных задач и реализации общественных интересов, несет публично-правовую ответственность, обладает специальной целевой правоспособностью и предполагает преимущественную направленность на реализацию общественных, общегосударственных интересов, задачи госкорпораций закреплены на законодательном уровне.

Однако на сегодняшний день закрепление особого статуса госкорпорации, обладающего признаками публичного юридического лица, отсутствует в законодательстве Российской Федерации.

Таким образом, на данный момент возникла необходимость реформирования законодательства о госкорпорациях. Принятие одного лишь закона о госкорпорациях не позволит всецело законодательно закрепить их самостоятельный статус. В случае законодательного оформления такого вида юридического лица, госкорпорации должны быть выведены из состава некоммерческих организаций, так как их основные функции не совпадают с их основными критериями.

Вместе с тем, в настоящее время в правотворческой деятельности наблюдаются тенденции к развитию гражданского законодательства в Российской Федерации, предложены некоторые законодательные инициативы. Так, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» подготовил и опубликовал проект изменений в Гражданский Кодекс РФ (проект был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении). В этом проекте предлагается установить закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, сохраняется деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, а также вводится их новое разграничение на корпоративные и унитарные организации. Юридические лица, учредители которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью, являются корпоративными организациями (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации. Таким образом, участники корпораций, в отличие от участников унитарных организаций, обладают правом на участие в управлении деятельностью организации (правом членства). Причем деление на коммерческие и некоммерческие для корпораций сохранится, а унитарные организации будут существовать только в форме некоммерческих юридических лиц. Некоммерческим организациям предлагается дать наименование «Некоммерческие корпоративные организации» и «Некоммерческие унитарные организации», к первым из которых предполагается отнести потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы (с подробной регламентацией их статуса), а ко вторым – фонды, учреждения и религиозные организации.

Проектом изменений в ГК РФ упраздняется общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Вместо открытого акционерного общества (ОАО) и закрытого акционерного общества (ЗАО) предлагаются: акционерное общество и публичное акционерное общество. Согласно предложенным изменениям в статью 97 ГК РФ, публичным будет признаваться акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, предусмотренных законом о ценных бумагах. К созданию и деятельности таких обществ предъявляются особые требования (к размеру уставного капитала, ведению реестра акционеров и т. д.).

Законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» предлагается заменить законом «О хозяйственных обществах».

При этом, как видим, закрепление института госкорпораций в новом проекте ГК РФ не предусматривается. В закрытом перечне некоммерческих организаций, предусмотренном Проектом изменений в ГК РФ, государственная корпорация как одна из форм некоммерческих юридических лиц отсутствует.

Таким образом, на сегодняшний день наблюдаются две прямо противоположные тенденции: с одной стороны Совет при Президенте РФ разработал «Концепцию развития гражданского законодательства», в которой констатируется необходимость анализа и коррекции таких организационно-правовых форм юридических лиц, как «госкорпорация» и «госкомпания». Однако в Проекте изменений в ГК РФ, направленном Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в Государственную Думу на обсуждение, данный вид юридических лиц не закреплен. За пределами регулирования гражданского законодательства по-прежнему остаются такие юридические лица, наделенные особым статусом, как «Росатом», «Ростехнологии», «Олимпстрой», фонд «Сколково» и т. д., поскольку разработчики проекта изменений в Гражданский Кодекс РФ обошли вниманием этот вид юридических лиц, наделенных особым статусом. При этом госкорпорации регулируются отдельными законами, принятыми исключительно в целях закрепления особого статуса данных юридических лиц.

Следовательно, сохраняется прежний порядок законодательного закрепления уникального статуса государственных корпораций в законах, специально принятых для этих целей. Так как в окончательной редакции проекта изменений законодательства в РФ не нашлось места для объяснения особого правового статуса госкорпораций. В настоящее время в РФ назрела необходимость официального закрепления статуса госкорпораций в законодательстве на уровне Гражданского Кодекса РФ и принятия федерального закона «О государственных корпорациях»: на сегодняшний день госкорпорации существуют в РФ «де факто» в виде особых форм юридических лиц, функционируют на основании отдельных федеральных законов в форме фондов, инновационных центров, корпораций и т. д. При этом вряд ли они в ближайшее время будут упразднены или преобразованы в более традиционные для гражданского законодательства организационно-правовые формы. Эти формы юридических лиц не вмещаются ни в одну из существующих форм коммерческих или некоммерческих организаций, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ.

Наталья Жукова, ведущий юрист Департамента юридического и налогового консалтинга Группы компаний «АКИГ»

1. Состояние действующего законодательства

1.1. Существование государственных корпораций как организационно-правовой формы некоммерческих организаций предусмотрено ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», которая предусматривает, что госкорпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерации на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Это определение почти дословно соответствует определению учреждения в п. 1 ст. 120 ГК, согласно которому учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

1.2. Вместе с тем, госкорпорации не являются ни корпорациями (не имеют членства), ни государственными организациями (будучи частными собственниками своего имущества) и в ряде случаев создаются преимущественно или даже исключительно для осуществления предпринимательской деятельности.Главную особенность статуса этих юридических лиц составляет то обстоятельство, что каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, а потому в отличие от всех других юридических лиц не имеет учредительных документов.

1.3. В настоящее время имеется семь таких госкорпораций: «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»; «Агентство по страхованию вкладов»; «Российская корпорация нанотехнологий» («Роснанотех»); «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; Госкорпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции («Ростехнологии»); ГК по атомной энергии («Росатом»); Госкорпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой») 25 .

1.4. Имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, в том числе безвозмездно или на чрезвычайно льготных условиях, становится собственностью госкорпорации, т.е. является частной, а не государственной (федеральной) собственностью (иначе говоря, приватизируется). При этом для госкорпораций законом устанавливается правило о целевом характере их имущества, присущее учреждениям (ср. п. 2 ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 1 ст. 296 ГК).

Источниками формирования имущества госкорпорации могут являться также и регулярные и/или единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом. В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание госкорпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества госкорпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

1.5. Общие нормы о статусе госкорпораций подвержены различным многочисленным исключениям из общего статуса юридических лиц.

Так, общее правило п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязывающее всякую некоммерческую организацию представлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, не распространяется на государственные корпорации Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию «Олимпстрой», Госкорпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Госкорпорацию «Ростехнологии», Госкорпорацию по атомной энергии «Росатом».

В соответствующих федеральных законах для тех же государственных корпораций предусмотрены изъятия из сферы контроля, осуществляемого финансовыми и налоговыми органами, органами по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В изъятие из общего правила об осуществлении банковской деятельности на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, право на осуществление банковских операций предоставлено госкорпорации Внешэкономбанк на основании Федерального закона «О банке развития». Иными словами, эта госкорпорация не подвержена процедуре лицензирования, применимой ко всем прочим коммерческим банкам, что ставит ее в явно неравноправное положение и дает необоснованные конкурентные преимущества перед прочими коммерческими банками.

Эта же госкорпорация обладает специальной правоспособностью в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, причем приобретение такой правоспособности для нее было основано лишь на прямом указании в специальном законе, что также создает условия для нарушения равноправия субъектов соответствующего рынка и нарушения конкуренции (ср. ст. 4 и 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и ст. 3 Федерального закона «О Банке развития»).

1.6. Специальными законами о госкорпорациях могут быть парализованы и некоторые общие правила ГК, в частности, положения п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК о ликвидации госкорпорации вследствие признания ее несостоятельной.

Пункт 10 ст. 37 Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» содержит изъятие из общего правила о реорганизации юридических лиц (ст. 60 ГК) для кредиторов федеральных государственных унитарных предприятий, имущественные комплексы которых передаются Государственной корпорации «Росатом» в качестве имущественного взноса Российской Федерации, а также требований кредиторов федеральных государственных учреждений, передаваемых Государственной корпорации «Росатом», которые подлежат удовлетворению в соответствии с условиями и содержанием обязательств, на которых они основаны, но без предоставления гарантий, предусмотренных пп. 1 и 2 ст. 60 ГК.

1.7. Некоторые вопросы статуса и полномочий госкорпораций содержатся в федеральных законах, не относящихся прямо к регулированию статуса той или иной госкорпорации. Так, права органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, принадлежащие им как акционерам, ограничиваются в пользу госкорпораций, если таковым переданы в управление акции акционерных обществ (ст. 94 Федерального закона «Об акционерных обществах»). При этом основанием передачи акций в управление является не договор, а соответствующий федеральный закон, а природа отношений между собственником и такого рода «управляющим» не укладывается ни в отношения представительства, ни в отношения доверительного управления. Если же основывать эти отношения на ст. 125 ГК, то придется приравнять статус госкорпорации к статусу органов власти.

2. Оценка действующего законодательства

2.1. Фактически госкорпорации обладают не только исключительным статусом (в сравнении с другими юридическими лицами, особенно некоммерческими организациями), но и принципиально различными полномочиями, иногда публично-правового характера.

2.2. Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» переданы властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти (ст. 10, 20, 23 и др. Закона о госкорпорации «Росатом»). В силу ст. 8 указанного закона «Росатом» принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также может признавать не действующими на территории Российской Федерации акты органов власти Российской Федерации и бывшего СССР.

Статья 241 Бюджетного кодекса РФ «Росатому» предоставлены полномочия в области распоряжения бюджетными средствами.

Названной государственной корпорации не только переданы в полном объеме полномочия, составляющие компетенцию органов государственной власти (см. ст. 7 - 14 указанного закона), включая и компетенцию в области нормативно-правового регулирования, но также и право иметь собственные военизированные охранные подразделения. По существу данная госкорпорация выступает в качестве органа государственной власти.

При этом властные полномочия осуществляются «Росатомом» в отношении других участников рынка – субъектов гражданского права (ст. 23, 33, 38 – 40 названного закона). Вместе с тем, формальные препятствия к существованию «Росатома» именно в таком виде, которые можно было обнаружить в законодательстве о конкуренции, были сняты (см. п. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»).

2.3. Исключительным положением обладает и госкорпорация Внешэкономбанк. Будучи, с одной стороны, коммерческим банком (но отнюдь не некоммерческой организацией, как большинство других госкорпораций), имеющим возможность осуществлять основную массу банковских операций (ст. 3 Закона о Банке развития), эта госкорпорация, с другой стороны, не подвержена каким-либо процедурам контроля со стороны ЦБ РФ, как это имеет место в отношении других коммерческих банков. Вместо этого Правительство РФ утверждает для нее меморандуме, определяющий основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий (ст. 4 данного закона). Данная ситуация по сути нарушает принцип единства банковской системы Российской Федерации, подконтрольной ЦБ РФ.

2.4. Агентство по страхованию вкладов по преимуществу занимается коммерческой деятельностью, фактически представляя собой страховую компанию. Особенностью является лишь то обстоятельство, что страхование в данной страховой компании дает соответствующему страхователю – коммерческому банку – право и возможность осуществлять один из видов банковских операций, а именно привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

Это положение явно противоречит статусу госкорпорации как некоммерческой организации. Кроме того, вызывает сомнения соответствие этого порядка принципам лицензирования и развития конкуренции на страховом рынке. 26

2.5. Российская корпорация нанотехнологий в соответствии с законом о ней призвана в целом на коммерческих началах финансировать деятельность третьих лиц в весьма широко очерченной области «нанотехнологий». Трудно установить, чем отличается ее деятельность от целевого бюджетного финансирования (или от деятельности специализированного коммерческого инвестиционного банка). Вместе с тем, ей предоставлена ничем не ограниченная возможность выступать в роли управляющей компании любых акционерных обществ и тем самым фактически ставить их под свой полный контроль.

Государственная корпорация «Ростехнологии» по своему статусу во многом схожа с госкорпорацией «Роснанотех» (отличие состоит в сфере деятельности указанных корпораций). Так, «Ростехнологии» осуществляет деятельность в целях содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, в то время как «Роснанотех» действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

2.6. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой) также не может считаться некоммерческой организацией, ибо такой статус ни в коей мере не соответствует поставленным перед ней законам целям и переданным ей функциям: деятельность по инженерным изысканиям, проектированию, строительству и реконструкции, а также по организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также деятельность, по развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

При этом имущественный взнос Российской Федерации лишь отчасти является источником финансирования деятельности данной госкорпорации. Так, в пп. 1, 5, 6 и 8 ст. 5 соответствующего закона несколько раз прямо упоминается возможность получения корпорацией прибыли и направления ее использования, что в совокупности с самим характером деятельности корпорации, не позволяет квалифицировать деятельность корпорации как характерную для некоммерческой организации.

Кроме того, в силу п. 4 ст. 6 закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпорации, за исключением случаев, предусмотренных этим законом, что нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом.

Наконец, корпорация в порядке, устанавливаемом в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 12 соответствующего закона, осуществляет за счет собственных средств финансирование мероприятий по изъятию в соответствии с законодательством Российской Федерации в федеральную собственность объектов недвижимости в целях строительства олимпийских объектов (что противоречит правилам ГК и других законодательных актов об изъятии земли для государственных нужд).

2.7. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, напротив, не является коммерческой организацией. Соответствующим законом прямо определен размер имущества фонда (ст. 5), направления расходования средств фонда, правила распределения предоставляемых фондом субсидий (гл. 5, 6 и 6.1. Закона), а также случай ликвидация фонда (ст. 25) - по факту распределения всех средств или по наступлении установленной законом даты.

Здесь речь действительно идет о классическом фонде (хотя и не благотворительном), который должен распределить выделенные учредителем средства дестинаторам (в качестве которых выступают муниципальные образования и субъекты Российской Федерации, которые далее распределяют полученные средства на установленные законом цели – капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья), а по завершении этой деятельности прекратиться. Причины придания фонду формы госкорпорации в данном случае остаются непонятными.

3. Предложения по совершению действующего законодательства

3.1. Госкорпорации в действительности не составляют единого вида юридических лиц, отличающегося какими-то общими чертами. В форме госкорпорации могут существовать как некоммерческие (Фонд), так и коммерческие организации (Ростехнологии, Роснанотех, Агентство по страхованию вкладов, ВЭБ, Олимпстрой), а также образования, объединяющие в себе функции коммерческих организаций и компетенцию органов государственной власти (Росатом и частично Олимпстрой).

3.2. Госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частно-правовому и публично-правовому) статусу. Оценка необходимости их создания и функционирования выходит за рамки гражданского права.

Вместе с тем, использование особого, исключительного статуса госкорпорации возможно по отношению к тем действительно уникальным юридическим лицам, которые не укладываются в какую-либо классификацию, но необходимы в экономике (например, Центральный банк).

3.3. В связи с этим представляется целесообразным упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти (Росатом и Олимпстрой), фонд (Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства), хозяйственные общества со 100%-ным государственным участием (Роснанотех, Ростехнологии, Олимпстрой, Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов).

3.4. В качестве первого шага на этом пути целесообразно установление законодательного запрета на создание новых госкорпораций. Следует отметить, что в отсутствие таких ограничений появляются проекты создания новых аналогичных по статусу юридических лиц, например, «государственной компании «Российские автомобильные дороги», создаваемой для «доверительного управления государственным имуществом» и выполнения иных «функций государственного значения», которая, подобно госкорпорациям, никоим образом не укладывается в установленную ГК систему юридических лиц и никак не соответствует общим нормам закона об их статусе.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.

Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из- под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).
Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон "О некоммерческих организациях".

Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).

Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.

В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций - Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии ("Росатом") и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой"). Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.

В марте 2009 года в СМИ появилась информация о том, что такая форма юридических лиц, как госкорпорации, может быть упразднена. Как написала 19 марта газета "Коммерсант" , эта идея содержалась в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах", подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года.

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику - начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций . По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация , учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам . Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц , подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.

Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.

Организационное единство . По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов . Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления , в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущественная обособленность . Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал , который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов .

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Самостоятельная имущественная ответственность . Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).

Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».