Орисса, восточная индия - короткий групповой тур! Орисса (Одиша) Штат орисса индия.

Орисса – удивительный штат в восточной части Индии. С туристической точки зрения Орисса, возможно, не так популярна, как другие штаты, например, Гоа, Керала или Кашмир. Этот регион Индии стоит особняком. Он отличается рядом достопримечательностей – от религиозных памятников до естественных красот природы. Если вы - путешественник, который не любит проторенных дорог, то Орисса как раз для вас. Здесь вы сможете увидеть и посетить несколько замечательнейших мест. Вот некоторые из них.

Очевидно, что главная причина, по которой люди посещают Ориссу - чтобы увидеть храм Джаганнатха в городе Пури. Это один из самых больших храмов в Индии и он постоянно привлекает толпы индуистских паломников. Лучшее время для посещения этого места - во время проведения фестиваля Ратха (Rath Festival), проходящего здесь во второй половине августа. Однако учтите, что город в эти дни будет переполнен толпами людей. Поэтому, если такой вариант вас не устраивает, приезжайте в любое другое время.

В Ориссе понравится и любителем пляжного отдыха. Пляж Сваргдвар в городе Пури, несомненно, лучший во всем штате. Кстати, в переводе с хинди Swargadwar означает «Небесные врата». Любой, кто захочет спокойно провести время на песчаных берегах Бенгальского залива, сможет найти умиротворение в стенах этого гостеприимного города. Здесь есть превосходные многозвездочные отели и курорты. Пища довольно хороша, хотя, главным образом, состоит из вегетарианских блюд. Причина в том, что население города Пури весьма религиозно и поклоняется божеству Джаганнатха. Пляж славится своими морскими раковинами и крабами. Здесь можно покататься на пони или заняться другими традиционными видами морских развлечений. В этой части света вы сможете любоваться также самыми прекрасными восходами и закатами солнца.

Этот храм является достопримечательностью 13 века. Он знаменит своей архитектурой и богатым историческим наследием. Храм спроектирован безупречным образом и по форме напоминает колесницу (на хинди – «rath»). Он находится в маленьком городке Конарк, недалеко от Пури. Туда можно лег""ко добраться на автомобиле. Вся местность здесь как бы окутана безмятежным спокойствием. Среди уникальных резных украшений храма можно увидеть и такие, которые имеют эротическую направленность. Они очень похожи на резьбу, изображающую сцены из Камасутры в знаменитом комплексе храмов Кхаджурахо (Khajuraho) в штате Мадхья-Прадеш.

Если вы любитель природы и вам нравится наблюдать за птицами, лучшего места, чем озеро Чилика, вы не найдете во всей Индии. Оно считается одним из самых красивых и фотогеничных. Это солоноватое озеро является крупнейшим на территории Азии и занимает площадь более тысячи квадратных километров. Само собой разумеется, что это место привлекает к себе множество видов птиц, в том числе и несколько мигрирующих видов. Здесь вы можете наслаждаться катанием на лодке. А если повезет, то даже увидите одного-двух дельфинов. Да-да, озеро Чилика является местом обитания некоторых здешних видов дельфинов.








Озеро Чилика (Chilika Lake)


Орисса вовсе не туристический штат. Белые путешественники попадают сюда, совершая индийскую кругосветку, по пути из Варанаси , Бихара или Калькутты в Мадрас . Как правило, европейцы ограничиваются посещением Пури, Конарка и Бхубанешвара . Некоторые отправляются в непродолжительный трип на юг штата в земли адиваси — древних, сохранивших архаический традиционный уклад и обычаи племен, населяющих холмы Раягады, Корапута и Малкангири.

Орисса (Orissa), но правильнее говорить и писать Одича (Odisha ). В ноябре 2010 года Парламент Индии, вытирая следы колониального прошлого, утвердил новое, исторически и лингвистически более верное название. Odisha происходит от санскритского Odra Vishaya или Odra Desa — народ Одра . Именно так называли эти земли в своих хрониках Птолемей, китайские путешественники древности, буддийские хроники и мусульманские источники. Лично мне старое название намного милее — оно романтичнее и женственнее.

Орисса известна легендарными Храмами и , пещерами , южных гор. В Ориссе яркая и замечательная кухня, изобилующая рыбой и морепродуктами, неповторимая школа танца Одисси, живопись и гравюра на пальмовых листьях и знаменитое куттакское филигранное серебро. В Ориссе самое большое в Азии озеро, единственное населенное пресноводными дельфинами. Бесконечные песчаные пляжи и ревущие волны Бенгальского залива, множество легендарных древних храмов, холмы Восточных Гат, населенные древними экзотическими первобытными племенами. Орисса — совсем не туристический штат, но для тех, кто хочет увидеть настоящую Индию и совершать настоящие открытия, для тех, кто в путешествиях предпочитает формат adventure and exsciting, Орисса превзойдет все самые смелые ожидания.

Древняя Орисса , Одра Деса, была населена дравидскими племенами, многие из которых до сих пор сохранили традиционный быт и обряды. Самый известный эпизод древней истории Ориссы связан с Ашокой, императором династии Ганга, и войной с империей Калинга. В 261 году до новой эры Ашока одержал кровавую победу над Калингой и, потрясенный ужасами войны, принял буддизм и концепцию ненасилия, которая была увековечена в знаменитых наскальных эдиктах Ашоки . Буддизм оказался не вполне пригодной идеологией для управления империей, и еще при жизни Ашоки империя пришла в упадок и распалась. Новый расцвет Ориссы связывают с именем Императора Каравелы, в царствование которого были построены знаменитые пещерные храмы . Знаменитые в Пури и заложены в царствование императора Яяти Кесари, объединившего империи Косала и Уткала и перенесшего столицу в земли Ориссы.

Последний индуистский царь Ориссы был убит в бою при Гохиратикири войсками империи Моголов в 1576 году. Мусульмане разделили земли Ориссы на шесть административных округов. Британцы установили контроль над Ориссой в 1761 году и в 19 веке упорно боролись с человеческими жертвоприношениями в культах местных племен. Надо заметить, весьма успешно.

Когда-то европейцы называли его Черной пагодой. Храм Солнца является высшим архитектурным достижением штата Орисса и считается шедевром мирового уровня.

Строительство храма началось в XIII веке, во время правления царя Нанарасимха. Когда-то в этих местах плескалось море, но за семь столетий оно отступило от берега на несколько километров. Ансамбль храма включает в себя три части: танцевальный павильон для выступлений храмовых танцовщиц, джагамохана – зал для молящихся, а также деул – святилище. По задумке древних архитекторов, два ритуальных помещения являлись частью огромной двухколесной колесницы. Каменная скульптура, изображающая семь коней в прекрасной сбруе перед входом в храм символизирует дни недели. А 12 пар колес под массивной колесницей соответствуют числу месяцев в году. Но основной мотив, который прослеживает по изображениям и скульптурам – Любовь, ведь старинная поговорка гласит: «Желание – основа Вселенной». Скульптурные композиции представляют собой любовные пары, а дополнительную интригу создают эротические сцены, изображенные на стенах.

Руины святилища окружают каменные изваяния слонов, лошадей и чудищ. Но скульптурной изюминкой является статуя юного воина – бога Солнца, тончайшая работа скульпторов, вызывающая подлинный восторг и восхищение.

Храм Джаганнатхи в Пури

Храм Джаганнатхи является главной святыней и достопримечательностью города Пури. Согласно писаниям, храм был возведен на том месте, где Кришна закончил свои земные игры. Ежегодно сюда приезжают паломники со всех концов Индии, чтобы провести у стен храма три дня и три ночи.

Макушка храма украшает ярко-красный флаг и "колесо дхармы". Залы храма, которые именуются "мандапа" напоминают вершины гор и имеют пирамидальные своды. Внутреннее пространство состоит из трех залов: джагомонаха (зал собраний), ната мандир (танцевальный зал) и бхога-мандапа (зал подношений). С восходом солнца сотни верующих идут к храму, чтобы попасть к Господу Джаганнатхе на даршан (приветствие).

В течение уже многих веков, храм ежегодно организует и проводит пышный «фестиваля колесниц» Ратха-ятру, в ходе которого храмовые божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры везут по главной улице города Пури в огромных, пышно разукрашенных колесницах.

Храм Джаганнатхи открыт для верующих каждый день кроме воскресенья с 10 до 12 дня и 16 до 20 часов вечера. Однако попасть туда могут не все, для иностранцев вход запрещен, а если вы хотите принять участие в богослужениях, то это можно сделать с крыши Библиотеки Рагхунандан, расположенной напротив центральных ворот храма.

А какие достопримечательности Ориссы вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Озеро Чилика

Озеро Чилика является крупнейшей лагуной в Азии. В этом месте лучше всего наблюдать за птицами, которые собираются здесь с октября по март. Они прилетают сюда зимовать из Сибири, Ирана, Гималаев и других европейских и азиатских мест. Здесь можно увидеть пеликанов, розовых фламинго, цапель, аистов, орликов и других птиц.

Максимальная площадь озера - более 1100 квадратных километров. На нем располагаются несколько островов, на которых представлена прекрасная флора и фауна, а также на которых удобней всего наблюдать за птицами. На острове Налбана располагается заповедник.

В озере обитает 225 видов рыб, а также редкостный Ирраваддский дельфин. На восточном берегу располагаются рыбацкие деревни и храм Калиджаи.

Добраться до озера можно автобусом или такси из Пури до деревни Сатапада (45 километров). В деревне находится главная пристань, откуда отплывают прогулочные лодки.

Когда-то порт Гопалпур вошел в историю как центр торговли между Индией и странами Юго-Восточной Азии. Здесь были многочисленные склады для прибывших грузов, а товары настолько разнообразны, что пальцев рук не хватит сосчитать все наименования. Но когда торговцы покинули здешние места, порт пришел в запустение и окрестности превратились в небольшую деревушку, промышляющую рыболовством.

Еще буквально несколько лет назад здешние пляжи были излюбленным местом богачей, но, не устояв в конкуренции с Пури, опустел и превратился в тихое уютное местечко.

Пляжи порта с чистым мелким песком и зарослями кешью позволяют расслабиться. А во время прогулки можно посетить немногочисленные достопримечательности в виде старого маяка и парочки храмов.

Пляжи Пури

Хотя пляжи Пури считаются лучшими в Ориссе, официально песчаную полосу вдоль океана нельзя назвать пляжем, поскольку она для этого не приспособлена: большие волны и сильное течение, сбивающее с ног даже умелых пловцов, множество крабов, которые так и норовят цапнуть вас за палец, а также обилие рыбацких лодок и сетей.

Но путешественников привлекает не возможность поплавать в водах Индийского океана, а потрясающие виды, которые здесь можно наблюдать. Закаты и рассветы под шум волн Бенгальского залива, местные девушки, бегающие по песку в мокрых сари, приливы и отливы - все эти красоты пляжей Пури не оставят равнодушными никого.

Местами пляж оборудован для туристов. Мелкие чайные и кафе, сувенирные лавки и простые деревенские жители, торгующие жемчугом.

Если вы хотите уединиться и проникнуться настроением полудикой природы Индии, пляжи Пури, несомненно, лучшее для этого место.

Храм Солнца

Хотя в мире и достаточно мест, посвященных солнцу, но храм Сурьи - один из самых известных.

Место является жемчужиной Конарака. Построен храм был в 1250 году и, согласно мифам, был задуман как гигантская каменная колесница - тому подтверждение - прямоугольное в плане основное здание храма, обилие каменных колес в декоре, а также 7 скульптур лошадей, ведущих колесницу: 3 - с северной стороны, и 4 - с южной.

Храм Сурьи состоит из целого комплекса построек, не уступающих по красоте один другому. Это павильон для ритуальных танцев, исполнявшихся в дни равноденствия или для обращений к солнцу. Это святилище и церемониальное здание. Также храм имеет при себе множество более мелких сооружений: колодцы, алтари, павильоны.

Особой популярностью у туристов пользуется статуя Сурьи - богини солнца. Гигантская фигура поражает посетителей искусностью своего исполнения. Лицо, одежда, украшения - абсолютно все проработано в мельчайших деталях, отчего богиня выглядит как ожившая.

Храм Парсурамешвара

Храм Парсурамешвара находится в священном городе Бхубанешвар, административном центре индийского штата Орисса. Он является одним из 7 тысяч храмов, имевшихся когда-то в городе, и самым старым из 500 сохранившихся до наших дней.

Храм представляет собой небольшую, но богато украшенную важнейшую святыню Бога Шивы, датируемую VIII веком и прекрасно сохранившуюся до нынешнего времени. Он располагается в «Роще совершенных существ» в окружении 20 буддийских храмов небольшого размера.

Здание храма Парсурамешвара имеет необычный цветовой оттенок, получаемый благодаря сочетанию красных, оранжевых, пурпурных камней, из которых выложены его стены. Его украшают скульптуры, изображающие животных, любовные пары, а также цветочно-растительный орнамент и изящные решетки. Украшенный резными фигурами танцовщиц алтарь храма с 44-футовой башней отделяет от церковного вестибюля арочный зал.

Озеро Чилка

Идеальная экология, удивительная флора и фауна озера Чилка привлекают туристов и любителей природы со всего мира.

Озеро является самой большой лагуной Индии, его площадь достигает тысячи квадратных километров, на которых есть еще и небольшие острова.

Уникальный животный и растительный мир поражают глаз. С октября по март здесь находят себе пристанище перелетные птицы, прилетающие из Сибири, Ирана, Ирака и Афганистана. Также здесь много и постоянно обитающих птиц, среди которых - прекрасный розовый фламинго. Вся территория озера взята под охрану Птичьим заповедником, который заботится о пернатых.

Еще одной достопримечательностью озера Чилка является храм Калиджаи, находящийся на одном из островов. Согласно преданиям, он возведен в честь девушки, которая бросилась в озеро по дороге на собственную свадьбу, она слышала духов рыбаков, звавших ее со дна. Ежегодно храм становится центром паломничества верующих со всей Ориссы и Бенгалии.

Деревня Рагхураджпур

Деревня Рагхураджпур находится на восточном побережье Индии, в Ориссе. А именно - в 14 километрах севернее храмового Пури, неподалеку от Бхуванешвар – столицы штата и прибрежного Конарака. В деревне всего 2 улицы, дома расписаны традиционными орнаментами. Рагхураджпур славится во всем мире техникой Патта Читра – рисунками на ткани в неповторимом орисском стиле.

Расположенная на берегу реки, эта небольшая деревушка является объектом творческого наследия. Здесь проживают ремесленники, мастерство которых глубоко почитается и передается из поколения в поколение. Каждый дом Рагхураджпура - мастерская и жилище художника. Жители занимаются росписью по ткани (Патта Читра), на пальмовых листьях (Талапатра Читр), по чесучовому шелку (Матха Читра), резьбой по дереву, изготовлением каменных статуй, масок из папье-маше, игрушек из коровьего навоза, игральных карт (Ганджифа), расписыванием кокосовых орехов.

Рагхураджпур привлекает туристов и тем, что здесь сохраняются и почитаются традиции Готипуа - исполнительского искусства, древней формы одисского танцевального стиля.

Самые популярные достопримечательности в Ориссе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Ориссы на нашем сайте.



Достаточно удобно в Ориссу ехать (и, соответственно уезжать) из Колкаты или Райпура ночными поездами.

Столица штата - город Бхубанешвар. Железнодорожные пути чётко отделяют "Старый Бухбанешвар" от громадного нового города, построенного за последние полвека по строгому плану.

Главная улица Старого городе - Льюис Роад с массой магазинчиков и отельчиков. И даже супермаркетами -



И самой обычной торговлей арбузами -




Бхубанешвар знаменит своими древними храмами, выполненными в своеобразном стиле индийской культовой архитектуры. Когда-то их было 7 тысяч, большая часть была уничтожена мусульманскими захватчиками на пару с временем. Сейчас насчитывают то ли 400, то ли 500.

Наиболее крупные и известные находятся в южной части Старого города, осмотр лучше начинать с перекрёстка Льюис Роад и Танкапани Роад.

Налево вскоре будет Раджарани Мандир, единственный из храмов Ббс, который является музеем, открыт от рассвета до заката, 100 рупий.




По сторонам 18-метрового деула (башни храма) размещены статуи дикпалов со свитой.




Дальше по Танкапани, будет комплекс шиваистского храма Брахмешвара, над которым развевается шафрановый флаг.




И храм Бхаскарешвара в красивом парке.




Направо с перекрёстка за несколько минут доходим до Бинду Сагар ("Капля океана") – вырытого ещё в раннем средневековье пруда, содержащего воду из всех священных рек Индии.




На его берегах и стоит главный храм города – 54-метровый Лингарадж Мандир или Трибхубанешвара ("Повелитель трёх миров"). Нехинду туда не пускают, в своё время даже Индиру Ганди не пустили, так как жената она была на иноверце-парсе.

В окрестностях Бинду Сагар есть храмы менее известные, но более интересные.

Самый красивый из ранних орисских храмов - Парашурамешвара Мандир, построенный около 650 года.




И правда, очень интересные скульптуры. Вот, например, эти, на стенах джагомаханы, ещё не имевшей пирамидальной крыши.




Один-в-один медитирующий в позе лотоса Будда. Так здесь изображён шиваитский проповедник Лакулиша, вернувший Ориссу к истинной вере в 5-м веке. И в оформлении храма нередок сюжет "лев, побеждающий слона" – олицетворяет победу индуизма над буддизмом.

Ближе к Льюис Роад будет ещё один симпатичный парк. В нём имеется небольшой Муктешвара Мандир (около 900 года) с богато украшенными скульпутрой входными воротами (торана).




На той же террасе стоит в лесах Сиддхешвара Мандир, недостроенный в XI веке.




Из Бхубанешвара съездил в Удайгири и Кхандагири – джайнские пещерные монастыри, вырубленные пару тысячелетий назад в склонах песчаниковых холмов в окрестностях тогдашней столицы Калинги, Сисупалгарха.

Расположены они в 6 километрах северо-западнее современного Бхубанешвара, недалеко от хайвея на Колкату. Ехать от Калпана Сквер на авторикше где-то с полчаса, 120 рупий в один конец.

По высадке на дороге с массой лавчонок справа у нас будет Удайгири, а слева – Кхандагири. Сначала идём направо, где яркий газон приветствует нас.




Вход – 100 рупий.

От входа идти направо к самому большому и впечатляющему сооружению всего комплекса – пещере № 1 Рани Ка Наур ("Дворец царицы").




Двухэтажный пещерный комплекс известен резными фризами с разными зверями и джайнскими святыми.




Вторая по интересности пещера будет ещё дальше направо - № 10 Ганеш Гумпха ("Пещере Ганеши").




От пещеры Ганеши ступеньки налево ведут на вершину холма, где будет фундамент главного зала из чёрного камня.




Напротив входа в Удайягири широкая лестница ведёт вверх на Кхандагири, на вершине которого белеет джайнский храм Парсванатха, построенный в начале XIX века – он хорошо виден с вершины Удайгири.




Лестница оккупирована мартышками, корм для которых (в виде газетных кулёчков с орешками) продают за рупию мальчишки в начале подъёма. Мартышки оказались на редкость спокойны и воспитаны (не в пример индийцам) – вежливо брали протягиваемые им кулёчки, аккуратно их надрывали и не спеша поедали орешки.




В общем, всё чинно – очевидно, мартышкам на жизнь хватало за глаза, поэтому сами к туристам они не лезли.

Лестница выводит к серии пещер – довольно тусклых и невзрачных после Удайгири.




Из Бхубанешвара полтора часа автобусом до Пури на берегу Бенгальского залива Индийского океана, местного Сочи и местной Мекки (храм Джаганатха) в одном флаконе.




Местная туристическая инфраструктура сосредоточена на идущей парралельно берегу Чакратиртха Роад (сокращённо – Си-Ти Роад).




С неё пару минут ходьбы до океана.

Пляж в Пури – широкая песчаная полоса по берегу океана, тянущаяся на многие километры от рыбацкой деревни на запад.




Пляж не сильно обустроен. Несколько забегаловок под пальмовыми крышами, отдельные лошади и верблюды предлагают на себе покататься.

Немногочисленные белые загорают, многочисленные индусы больше бродят вдоль берега, фоткаются с белыми, кое-кто лезет в океан. Там сильнейшая прибойная волна.

Да, ещё по пляжу бродят отдельные подозрительные граждане, именующие себя "фишерменами", и знакомые с азами русского. Начинают свои предложения с катания на рыбацких лодках, затем – жемчуг, чёрный жемчуг, алмазы (качество демонстрируется на месте разрезанием стекла). И последний уровень предложения – марихуана, девочки, мальчики.




Погода летом в Пури описывается одним словом – "сауна". Под + 40 с безоблачным небом и почти 100 % влажности. Все вещи моментально становятся влажными и наотрез отказываются сохнуть. Ещё по расписанию, с 10-ти до 12-ти отключают электричество.




На восточном конце Си-Ти Роад заканчивается в рыбацкой деревне – нагромождение пальмовых хибар с вытащенными на берег лодками.




Так что в рационе местных жителей и гостей города большое место занимает рыба и морепродукты




Ещё с 2-х до 5-ти местные заведения закрываются на сиесту. И при входе в магазины (даже интернетни) в Пури положено разуваться, оставляя обувь у входа. Наверное поэтому в Пури царит довольно расслабушная атмосфера провинциального курорта.

Из Пури час езды автобусом до Конарака, храмового комплекса в честь Сурьи, бога Солнца, самой известной достопримечательности штата, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО




Комплекс открыт от рассвета до заката, вход для иностранцев – 250 рупий.

За главным входом будет бхога-мандапа, лестницу на которую сторожат два колосса – львы-на-слоне.




Главный храм выполнен в традиционном орисском стиле, но если портик-джагамохана сохранился в целостности, то башня-деул рухнула более века назад.

Платформа храма представляет собой колесницу бога Солнца.




Так что самый запоминающийся элемент декора храма - громадные резные колёса.




Храм обильно украшен резной скульптурой, изображающих богов, героев, музыкантов, танцовщиц, животных, батальные и эротические сцены -




Конечно, не Кхаджурахо, но кое-что имеется, во всяком случае в ряде мест индийцы дружно останавливались и пальцами показывали.




С западной стороны над громадной кучей камней рухнувшего деула возвышаются ниши над маленькими дверцами с разными статуями.

Средний – сам бог Солнца Сурья из зелёного хлорита, в сапогах для верховой езды.




Помимо главного храма, есть на территории комплекса останки ещё пары храмов поменьше, а так же громадные статуи животных-хранителей.


На неспешный осмотр комплекса ушло около полутора часов, в сопровождении толп индийских туристов.



I. Россия – Индия

Индия является одной из самых древней сохранившихся цивилизаций. Выдающиеся умы прошлого века говорили о грядущем гармоничном сочетании древней мудрости Индии с творческой энергией исторически молодого народа России (СССР):

Свами Вивекананда – выдающийся индийский философ и общественный деятель, говорил: "Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия". В его работах указывается, что будущее возрождение планеты начнется с России.

Е. И. Рерих говорила: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира".

Н. К. Рерих называл Индию духовной сестрой России.

Махатма Ганди : «Россия спасет мир, но путь ей укажет Индия».

Движение России и Индии навстречу друг другу – это движение к собственным истокам :

Предками большинства населения Северной и Центральной Индии были арии , начавшие миграцию в Индостан с территории нынешней России и Средней Азии во II тысячелетии до нашей эры.

Первым европейцем, достигшим берегов Индии, стал именно русский человек, тверской купец Афанасий Никитин .

Индия – естественный геополитический союзник России. На протяжении веков между ними никогда не было никаких конфликтов, никаких противоречий, никаких столкновений интересов, а лишь инстинктивно – глубинная тяга друг к другу.

II. Благословенная Орисса

Штат Орисса на карте Индии

Уникальность штата Ориссы в следующем:

1. В Ориссе впервые прозвучало Учение Шамбалы Калачакра-тантра , которую не только можно, но и нужно рассматривать не только как технику достижения просветления (состояния Будды), но и как учение о счастливой семье на уровне всей цивилизации. Человеком, вернувшим Учение Шамбалы людям, стал индийский мастер Чилипа из Ориссы. Он много путешествовал в поисках Шамбалы, долгими часами размышлял о ней и Калачакре. В итоге, в 966 году он возвращается в Индию, получившим одно из высших посвящений и ставший одним из величайших знатоков тантры за пределами Шамбалы. Как явное доказательство посещения "земли святых" он принес с собой свитки с "Великим комментарием" кулики Пундарики, одного из правителей Шамбалы, к Калачакре-тантре. Если взглянуть на это учение без монашеских установок, его суть будет заключаться в гармоничном союзе двух начал, т. е. мужского и женского. В переводе с санскрита, «Шамбала» означает «источник счастья» . С точки зрения развития всей человеческой цивилизации, личное и семейное счастье является главным. Без продолжения рода любая цивилизация быстро вымирает. Живя в современном мире, имея семью и работая над собой для построения гармоничных отношений, человек проделывает не меньшую духовную работу, чем ушедший из мира гималайский монах.

2. Орисса – это часть древнего королевства Калинга . Первый индийский император Ашока после завоевания этой страны принял буддизм с его главной идеей гармонии и ненасилия. В 261 году до нашей эры Ашока вторгся в пределы Калинги и подчинил ее. Но эта победа досталась ему ценой такого страшного кровопролития, что царь изменил свои убеждения, принял буддизм и остаток жизни проповедовал мир и ненасилие. Остатки построенной в Ориссе колонны Ашоки, на которых были высечены его указы и наставления народу, сегодня превращены в лингам Шивы в храме Бхаскарешвары в столице Штата. А венчающая эту колонну львиная капитель Ашоки (являющаяся гербом современной Индии), сейчас находится в Государственном музее. В Дхаули, который находится у главной дороги в Пури, находится наскальный эдикт Ашоки, увековечивающий битву 260 г. до н. э., которая дала императору власть над восточными морскими портами и позднее позволила его миссионерам распространять буддизм (государственную религию Ашоки) по всей Азии. В свое время дед Ашоки – Чандрагупта служил Александру Македонскому . После смерти Александра в Вавилоне в 323 году До нашей эры, Чандрагупта завоевал престол Магадха – древней страны в Индии, на побережье Индийского океана, часть ее территорий сегодня занимает штата Орисса. В конце жизни Чандрагупта отказался от трона и принял аскезу, закончив жизнь от самоголодания.

3. Владимир – древняя столица Руси и Бхуванешвар – нынешняя столица штата Орисса имеют общий смысл названий, связанный с владением миром: Владимир означает «Владеющий миром» , а Бхуванешвар – «Властелин мира» . Между Владимиром и Бхуванешваром ведется работа по официальному оформлению статуса этих городов как городов-побратимов.

4. Орисса является одним из самых почитаемых священных мест индуистов. Ее можно назвать сердцем Индии , в ней сохранились самые древние традиции этой страны.

5. Существуют версии, что Иисус Христос был в Ориссе и проходил обучение в Пури в Храме Джаганат («Создатель Вселенной»), который является одним из четырех самых почитаемых храмов Индии:

В 1894 году русский журналист Николай Нотович опубликовал загадочную и дерзкую книгу под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа », в которой изложил содержание найденной им в 1888 году древней рукописи, хранившейся в буддийском монастыре Хемис , расположенным на Севере Индии, в Ладаке , который является частью Кашмира. Ладак является западной частью Тибетского плато и закрыт высочайшими горными массивами нашей планеты – Главным Гималайским хребтом с юга и Каракарумом с севера. Переведенная на русский язык, загадочная рукопись называлась «Жизнь святого Иссы – лучшего из сынов человеческих». Это была рукопись на языке пали, переведенная, в свою очередь, с санскрита. Копии этого манускрипта находились во дворце Далай-ламы и в нескольких монастырях, включая Хемис, в который Николаю Нотовичу посчастливилось добраться в 1887 году. Русский журналист, естественно, захотел увидеть этот документ, но лама наотрез отказался. Однако так случилось, что когда Нотович уже уезжал из монастыря, он упал с лошади и повредил ногу. Он был вынужден вернуться и за ним стал ухаживать лама. Желая как-то утешить своего гостя, лама принес ему желанную рукопись. Нотович также сумел найти переводчика и записал с его слов всю историю Иссы. Именно на основе этих записей он опубликовал свою книгу.

Следует отметить, что в Коране Христос именуется Иссой, и вообще, «иша» – это корень санскритского слова «Ишвара», что означает буквально «Верховный Повелитель». Это слово не случайно присутствует в названии столицы Ориссы городе Бхуванешвар («Властелин мира»). Из древней рукописи, найденной Нотовичем, явствует, что Иисус в течение шести лет изучал священные книги Индии (Веды), а также учил других, в том числе в Пури. Именно там начала формироваться его философия. Он увидел, что ведические знания имеют огромную ценность, однако могут быть неправильно использованы. Так, жрецы-брахманы эксплуатировали низшие классы, особенно шудр, проповедуя, что ведические знания предназначены только для высших сословий. Иисус взял на себя задачу исправить положение и стал распространять ведические знания среди шудр. Так началась его деятельность как религиозного реформатора. Тогда, движимые желанием отомстить, брахманы из нынешнего штата Орисса организовали заговор с целью убить Иисуса. Было совершено несколько покушений на жизнь Иисуса, которые не удались. В результате он покинул Пури, чтобы никогда туда не возвращаться. Затем Иисус совершил путешествие в Непал. Там, высоко в Гималаях, он провел еще шесть лет, преподавая духовную науку. Потом отправился в Персию, где выступал против концепции двух богов: бога добра и бога зла. «Есть только один Бог, - учил Иисус, - и это Отец наш Небесный». В рукописи найденной Нотовичем также утверждалось, что могила Иссы находится тоже в Индии.

Следующим человеком, кто оповестил всему миру о существовании рукописи об Иссе, был Абхедананда Свами – ученик Рамакришны (1836 – 1886 гг.) – одного из наиболее почитаемых религиозных лидеров Индии. Другим учеником Рамакришны был Свами Вивикананда , сказавший, что «Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия ». Абхедананда Свами был знаком с книгой Нотовича, однако он не верил ей. В 1922 году он сам отправился в Гималаи и посетил тот самый буддистский монастырь. Какого же было его удивление, когда он воочию увидел эту рукопись, и когда он попросил перевести ее на бенгали (его родной язык), ее содержание практически не отличалось от книги русского журналиста. Абхедананда Свами написал о своем путешествии в книге "Из Кашмира в Тибет ".

Однако на Западе все равно продолжали оставаться скептики, поскольку и Нотович, и Абхедананда не знали пали и пользовались лишь переводами. Данный вопрос раз и навсегда решили Николай Константинович Рерих и его старший сын Юрий . Последний был известным ученым-языковедом, знавшим несколько десятков языков и наречий. В 1925 г. они также увидели и перевели «Тибетское Евангелие », о чем сохранились записи в дневниках экспедиции и в изданных впоследствии ее материалах. Н. К. Рерих написал в книге «Алтай-Гималаи » о пребывании Иисуса Христа в Тибете и Индии : «Буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться В существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в свое время несториане и сколько, так называемых, апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы! Ламы знают, что Иисус, проходя по Индии и Гималаям, обращался не к браминам и кшатриям, но к шудрам – к трудящимся и униженным. Записи лам помнят, как Иисус возвеличил женщину – Матерь Мира. Ламы указывают, как Иисус отрицательно относился к так называемым чудесам. Записи лам говорят, что Иисуса убил не еврейский народ, но представители римского правительства. Империя и богатые – капиталисты – убили Великого Общинника, несшего свет и трудящимся и бедным. Путь подвига Света!».

В книге американского автора Леви Х. Доулинга «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея» середины XIX века также утверждается, что Иисус Христос был в Пури , куда его пригласил некий принц из Ориссы по имени Раванна, путешествовавший по миру в поисках мудрости. Иисуса принимают учеником в вышеуказанныЙ храм Джаганнатх, в котором он изучает Веды и основные законы Индуизма. Иисус проводит в храме Джаганнатх 4 года, причем не только в качестве ученика, но и, в свою очередь, разъясняя брахманам свое понимание истины, мудрости, спасения и веры. Возможно, действительно в Пури, в храме Джаганнатх, пересеклись древний индуизм и раннее христианство, у которых главная идея одинакова – «Бог есть Любовь».

Кашмирская гипотеза утверждает, что после распятия Иисус вернулся в Индию. Немецкий журналист А. Фабер-Кайзер был настолько уверен в правильности этой гипотезы, что написал захватывающую книгу «Иисус умер в Кашмире », в которой повествуется о том, что после распятия Иисус остался жив и снова отправился на Восток, на этот раз под именем Юз Азаф. Поселившись в Кашмире, Иисус женился, прожил долгую жизнь и умер своей смертью в преклонном возрасте. Еврейская община в Шринагаре, столице Кашмира, из поколения в поколение сохраняет благоговейное отношение к склепу, считая, что в нем захоронен Иисус.

Другой немецкий автор Хольгер Керстен в своей книге «Иисус жил в Индии » (2006) предоставил множество теологических, археологических и исторических доказательств, реконструируя неизвестную жизнь Иисуса до его распятия и после. Автор пытается понять, кем был этот человек на самом деле, откуда пришел и куда ушел. Действительно, что делал Иисус между 12 и 30 годами своей жизни? В Евангелиях нет никакой информации об этом, а между тем каждый год человека, который изменил историю всей планеты, достоин самого пристального внимания и изучения.

6. Первыми учениками Будды стали два купца из Ориссы – Тапусса и Бхаллукха.

7. В Ориссе переплелись индуизм, буддизм и христианство.

8. Имея процветающие морские порты на побережье, Орисса уже с V века до нашей эры несла по всей Юго-Восточной Азии достижения блистательной индийской цивилизации. Считается, что первый царь Цейлона Виджая был родом из Ориссы .

9. Столица штата Орисса город Бхубанешвар – важный центр индуистского паломничества. Его часто называют «столицей храмов Индии ». Почти за две тысячи лет – в период с III века до нашей эры по XVI век нашей эры здесь было построено более 7000 индуистских храмов . Сегодня сохранилось лишь порядка 500 из них. Главный храм Бхубанешвара посвящен Шиве, о чем можно догадаться даже из его названия – Шивалингам . Само название города – «Владыка мира» является эпитетом Шивы. В индуистской религии лингам или фаллос, или мужской детородный орган в стадии эрекции является символом созидательной силы мироздания, символом неизбежного торжества жизни над смертью. Кратко, суть индуизма – это фраза «бог – это любовь », но не только и не столько эротика и сексуальность, а любовь детей к родителям и родителей к ребенку, любовь мужчины к женщине, супруги к мужу, слуги к господину, любовь к природе. Более того, в любви женщины и мужчины на первый план выдвигается нежность, почитание, чистота чувств.

10. Орисса – родина танца Одисси , или иначе Орисси. Орисса славилась своими танцовщицами, создавшими особый стиль танца, который существует и поныне. В наше время проходят ежегодные фестивали танца Одисси / Орисси – потрясающее и неповторимое зрелище.

11. В Ориссе расширяется не только культурное, но и экономическое сотрудничество между Россией и Индией в частности в области производства титана и других металлов, используемых в космической и других сферах. Как известно, Титаны – боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана. Имя "титаны" – догреческого происхождения и связанно с солнечным жаром или владычеством, т. е. не случайно в Ориссе был построен Храм Бога Солнца в Канораке, а ее столица была названа Бхубанешвар, что означает «Властелин мира». Если углубиться в истоки нашей цивилизации, выросшей из Шумера, то само название «Титан» происходит от шумерского слова ТИ.ТИ.АН , имеющее два значения – «Дыхание жизни Ану» (сыновья Ану – Нефелимы), а также «Духи Звёзд» (Звёздные Люди).

III. Священный город Пури

Храм Джагонат в Пури

1. В Пури, расположенном на берегу Индийского океана, находится один из четырех самых почитаемых храмов Индии , посвященный богу Джаганат и носящий его имя. Построен в ХI – ХIII веках нашей эры, т.е. в период становления Владимирской Руси . Бог Джаганат – «Создатель Вселенной » – одно из проявлений бога Кришны , открывшего миру учение о Йоге на Курукшетре.

2. Ежегодно в Пури проводят фестиваль колесниц или Ратха-ятра, который является одним из древнейших праздников на планете . Его возраст, согласно ведическим писаниям, составляет, по меньшей мере, 5000 лет, хотя представители современной индологии помещают датировку начала традиции в III век до нашей эры. Шествие колесниц символизирует возвращение Кришны в образе Джаганата, а также Его брата Баларамы и Его сестры Субхадры во Вриндаван , где прошло Его детство. В фестивале принимают участие до миллиона человек. Уже много лет подряд этот праздник проходит во Владимире , чье название, как и Джаганат, означает «Владеющий Миром». Шествие по улицам Владимира сопровождается пением ведических гимнов и разбрасыванием с колесницы фруктов и сладостей. По традиции, Ратха-ятра приурочивается ко Дню индийской культуры, проводимому ежегодно во Владимире. Для шествия наряженной Колесницы с шатром высотой около 7 метров, на которую водружается алтарь Господа Вселенной, власти предоставляют аллею в центральном парке. В России, помимо крупных городов, Ратха-ятры проводятся даже на Кавказе , что, по мнению устроителей праздника, должно способствовать гражданскому примирению в регионе.

3. Многие верят, что Пури – это один из городов, где обретают спасение (мокша-пури) и как считается, одна из обителей Бога на Земле.

Дворец Махараджи в Пури

4. Во Дворце Махараджи можно увидеть огромный портрет Махараджи Кералы, выполненный нашим соотечественником Николаем Рерихом .

5. В прошлом, Пури был центром паломничества буддистов , которые прибывали почтить зуб Будды .

6. Сегодня здесь находится популярный бальнеологический курорт.

IV. Храм Солнца в Конараке

В 33 километрах от Пури и в 66 км. от столицы Ориссы города Бхуванешвара, находится местечко Конарак, где расположен знаменитый Храм Солнца (Сурьи), считающийся одним из красивейших религиозных сооружений мира и входящий с 1984 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Храм Солнца в Конараке, или Черная пагода , как называли ее раньше европейцы, считается высшим достижением архитектуры штата Орисса и шедевром мирового значения. «Конарак» на санскрите значит «угол солнца», то есть угол Ориссы, где почитают бога Солнца.

Храм напоминает гигантскую колесницу, в которой бог солнца, Сурья, каждый день совершает путешествие по небу с востока на запад . В основании колесницы, представляющей собой платформу четырех метров толщиной, вырублено 24 больших колеса, 12 с одной и 12 с другой стороны колесницы. Одни утверждают, что колеса призваны символизировать 24 часа , составляющие сутки, другие – что это напоминание о 12 месяцах года . Изначально впереди храма стояли статуи семи лошадей – по количеству дней в неделе . Ежегодно в апреле в Храме проходит фестиваль колесниц, называемый Ашокаштами.

Главным архитектором и главным скульптором был Садасив Самантарай Махапатра , местный житель, как и большинство мастеров.

Как и комплекс храмов в Кхаджурахо, Храм Солнца в Конараке называют в путеводителях "храмом любви" из-за их барельефов, посвященных теме раскрытия любви. И люди, и боги на стенах храма заняты или любовью, или приготовлением к ней. В их каменном послании из глубины веков звучит ясная мысль – земная любовь угодна богам. Эротические скульптуры украшают многие храмы Ориссы, построенные в X–XIII веках. В то время тантризм с его эротическими ритуалами оказал влияние на все направления индуизма, а Орисса является одним из самых священных городов многочисленных последователей этой религии. С другой стороны, эротические барельефа Храма Солнца не сильно вписываются а Тантру, если исходить из предположения тантриков о космическом единстве, макрокосмоса и микрокосмоса, достигаемого во время полового акта мужчины и женщины. Сцены группового секса, а также присутствие слуг, поддерживающих главных участников действия, не отвечают главной цели этого тантрического ритуала - превращение мужчины и женщины как бы в один неподвижный энергообменный узел с переходом обоих в некое психическое состояние. Вероятно, что в декоре храма Солнца в Конараке и храмов в Кхаджурахо нашло отражение что-то иное, возможно тайное, известное только узкой группе лиц. Возможно, что они решили по какой-то причине вынести на стены храмов тайное учение или подать знак потомкам. Никто толком не знает, почему храм был воздвигнут именно в этом месте, но известно, что еще до начала строительства храма это место считалось священным. Быть может это одно из мест сосредоточия древней мощной энергии, способной пробудить, как дремлющие духовные способности, так и дать мощнейший импульс к обновлению и восстановлению человеческого тела?

Бог Сурья в сапогах

Самым банальным было бы представить эти барельефы как представление людей того времени о счастье, здоровье, молодости, а еще хуже – жизнь и нравы царского двора. Но тогда зачем все это было нужно изображать на стенах храмов? Более того, фигуры не только выполнены с огромным мастерством, но их создателей еще отличало и чувство юмора . Например, на одном барельефе изображены три женщины , каждая на свой лад ублажавшая стоявшего мужчину, который избрал так и оставшийся непревзойденным метод стимулирования их изобретательности – в поднятой руке он держал мешочек с деньгами.

Индийские ученые говорят о влиянии на архитектуру Храма Солнца культуры скифов-солнцепоклонников , пришедших в Северную Индию в I веке и ожививших забытый к тому времени ведический культ Солнца в Индии. Историков удивляют сапоги бога Солнца - подобные носили скифы.

В связи со скифским следом в архитектуре Храма Солнца, заслуживает более пристального внимания само имя основателя буддизма, который был из сословия кшатриев (воинов). Будда Шакьямуни был родом из индоарийского (скифского) племени сакьев. Шакья (Сакья) – название рода, муни – мудрец. Таким образом, Шакьямуни (Сакьямину) переводится как мудрец из рода Шакьи (Сакьи).

Женоподобная фигура бога Сурьи, как и дошедшие до нас барельефы египетского фараона-реформатора Эхнатона, говорят о достижении ими уровня создания, выходящего за дуальность, в которой пребывает этот мир. Это – интеграция в своем сознании двух великих нераздельных начал Мироздания.

Высота Храма составляла не менее 70 метров (как символ вечной любви мавзолей Тадж-Махал ). Видимо не зря верхней частью святилища являлся круглый плоский камень, а завершала купол калаша – каменная ваза (чаша). Камень и чаша всегда были символами высокого служения эволюции человеческого сознания. Как подтверждение своей высокой миссии Рерихи получили от Гималайского Белого Братства и Камень Чинтамани – дар Ориона и Чашу Будды, содержащую в себе высокочастотную психическую энергию.

Свод Храма Солнца в Конараке поддерживают железные балки длиной более 10 метров, которые за 700 лет не тронула ржавчина . Многие восхищаются Железной колонной в Дели в Кутб-Минаре, а ведь ее высота чуть меньше 7 метров. Древний секрет выплавки нержавеющего железа, известный нашим предкам, нами пока не еще не раскрыт.