Гармоничное сочетание цветов таблица. Теория цвета

Дорогие друзья,

при работе с цветом цель художника, дизайнера заключается в создании цветовой гармонии .

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

По характеру психофизиологического восприятия принято подразделять гармонические сочетания на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

  1. Монохромные гармонические сочетания построены на основе одного цвета. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

Монохромная гармония

В зависимости от поставленных задач цветовая гармония может быть организована в разных светлотных диапазонах. Например, использование полного светлотного диапазона выражает покой, стабильность. Подбор цветов, отделенных друг от друга разными интервалами способствует проявлению активности, напряженности цвета. Для выражения динамичного контраста выбирают два цвета с небольшим тональным интервалом между ними и третий – с бо́́льшим интервалом. Равномерное соотношение площадей, занятых в сочетаемых цветах, утверждает статику, неравномерное – динамику.

Монохромная гармония в природе

  1. Гармонические сочетания родственных цветов достигаются благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов (или на легком их противопоставлении по цветовому тону) и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия.

Гармония родственных цветов

Введение в сочетания родственных цветов незначительного количества белого или черного цвета приводит к гармонии, усиливает эмоциональную выразительность композиции. Гармониям родственных цветов присущ активный светлотный контраст, способствующий выразительности тональных сочетаний. Например, равнонасыщенные три цветовых тона одинаковой светлоты не образуют тонких цветовых сочетаний. Как только к двум из трех сочетаемых цветов добавить черный или белый цвет, цветовые сочетания приобретают согласованность.

Гармония родственных цветов в природе

  1. Гармонические сочетания контрастных цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном.

Гармония контрастных цветов

Приступая к созданию контрастных гармонических сочетаний, сначала выбирают исходный цвет, затем определяют соответствующий ему контрастный цвет. Создавая гармонию контрастных цветов, можно добавить к каждому из сочетаемых цветов ахроматические цвета.

Гармония контрастных цветов. Квадрат

«Квадрат» – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, равноудаленных друг от друга.

Гармония контрастных цветов. Тетрада

«Тетрада» – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга.

Гармония контрастных цветов в природе

  1. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов – наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие, нежели сочетание просто двух дополнительных цветов.

Гармония родственно-контрастных цветов

Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является присутствие в сочетаниях одинакового количества главного и контрастирующего цветов.

Гармония родственно-контрастных цветов в природе

  1. 5. Гармонические сочетания «Триада» – сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Гармонические сочетания «Триада» демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде, один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

Триада в природе

Однако следует помнить, что в создании цветовой гармонии большое значение имеют не только сами цвета, но и конфигурация пятен, размер площадей сопоставляемых цветовых тонов. Между различными цветами любой композиции существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической, цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.

Эта статья продолжает серию материалов "Полное руководство по теории цвета для вязальщиц". Если Вы не читали предыдущие статьи, то рекомендую ознакомиться с ними прежде чем продолжить чтение этой статьи.

Часть 3. Гармоничные сочетания

В первой и второй частях мы рассмотрели цветовой круг, узнали что он состоит из первичных, вторичных и третичных цветов, разобрались с характеристиками цвета. В этой статье мы рассмотрим основные цветовые схемы, которые наилучшим образом сочетают цвета и примеры использования этих схем в работах дизайнеров с популярного сайта вязальщиц ravelry.com.

Традиционные цветовые схемы

Существует шесть основных цветовых схем гармоничных сочетаний. Рассмотрим, как могут они помочь в подборе пряжи для вязания наших изделий.

О комплементарных цветах мы уже говорили в первой части руководства. Напомню, комплементарными, или дополнительными, цветами называются те цвета, которые находятся в противоположных лучиках цветового круга. Например, это фиолетовый и желтый, красный и зеленый, зеленый лайм и красно-фиолетовый и так далее. Эти цвета прекрасно дополняют друг друга, подчеркивая и усиливая цвет. Наибольший контраст этих цветов проявляется в чистых спектральных оттенках цвета. Чаще всего такие цвета используют не в равном соотношении, а только в качестве акцента в виде отделки или небольших вкраплений. Используя размытые или более темные оттенки из дополнительных цветов можно сочетать эти цвета, не боясь вырвать глаз, и в большей или почти равной пропорции.

Taiga by Svetlana Volkova

В этом примере мы можем видеть, как дизайнер использовала в равной пропорции комплементарные цвета, но в их размытом виде, цвета на цветовом круге находятся близко к центру. Помните, что Вы можете использовать любой оттенок из лучей комплементарных цветов.

Разделенные комплементарные цвета - это использование цвета из лучика, примыкающего к дополняющему, как с одной стороны от него, так и с другой. Использование такой цветовой схемы имеет также очень сильный цветовой контраст, но уже с меньшим напряжением для глаз. Выбор таких цветов можно использовать и в паре в любой комбинации, и в тройке цветов, выбирая один цвет как основной, а два других для раставления акцентов в узоре. Эта цветовая схема особенно хороша для начинающих, так как всегда выглядит великолепно!

The Life Aquaticby Serena Murphy

В этом примере дизайнер использовал один из разделенных комплементарных цветов как основной, а второй из его пары и противоположный в качестве акцента для составления узора для кокетки. Свитер выглядит свежо и не перегружен цветом.

Аналогичными называются цвета, находящиеся в тройке рядом расположенных лучиков. Так аналогичными цветами будут красно-фиолетовый, красный и красно-оранжевый или красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый. Отсчет тройки аналогичных цветов можно начинать с любого цвета. Подытоживая, схемой аналогичных цветов будут любой цвет из лучика цветового круга и два рядом стоящих цвета. И здесь можно выбирать любые оттенки из этих лучиков.

Kiyomi by Barbara Gregory

В этом примере наглядно видно, как очень похожие цвета сочетаются между собой. Для того, чтобы вязать жаккард из таких цветов, обратите внимание, чтобы они были контрастными по степени светлоты (яркости). Если Вам не хватит этого контраста, то узор контраста просто потеряется. Если Вы сомневаетесь в правильности выбора цвета, то просто свяжите образец, сфотографируйте его и преобразуйте в любом редакторе в черно-белое изображение. Если узор будет ярко выражен, то Вы не ошиблись и можете смело вязать изделие выбранным узором в выбранной цветовой комбинации!


Схема триадной цветовой гармонии использует три цвета, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Если соединить равноудаленные от центра точки в лучиках этих цветов, то получится равносторонний треугольник. Комбинации этих цветов получаются довольно яркие, даже если Вы используете ненасыщенные или блеклые тона из этой цветовой схемы. Поэтому триадные цвета в узорах должны быть тщательно сбалансированы, пусть один цвет доминирует, а два других используется в качестве акцента.

Byzantine Pullover by Tanis Lavalee

В этом примере мы видим, что в триадной цветовой схеме орнамента сине-зеленый цвет был выбран в качестве доминирующего, а желтый и лиловый цвета были выбраны для акцента на орнаменте. Чтобы свитер не был перегружен цветом, дизайнер поместил орнамент на нейтральный серый цвет.

Тетраидная гармония использует четыре цвета и состоит из двух комплементарных пар. Если соединить линией точки на этих лучах, то получится прямоугольник. Это очень богатая цветовая схема. Но надо быть осторожным при выборе такой схемы в работе, чтобы не перегрузить работу. Цвета из этой цветовой схемы трудно согласовать между собой в равной пропорции, поэтому лучше выбирать один доминирующий цвет, а остальные для его смягчения. Кроме того, Вы должны обратить внимание на баланс теплых и холодных тонов.

Summer In Tokyo by Marianne Isager

В этом примере Вы видите, что доминирует оранжевый цвет, хотя его использовано совсем немного. Остальные цвета уравновешивают его своей пропорцией. Кроме того мы видим здесь баланс теплых и холодных тонов: прохладный бледно-голубой и фиолетовый сбивают интенсивность теплого оранжевого и желтого цветов.

Монохромная гармония сочетает в себе все цвета из одного лучика цветового круга, это оттенки одного чистого спектрального цвета разной степени яркости (светлоты и темноты). Это мягкая, сбалансированная цветовая схема, всегда дающая прекрасный результат, при использовании цветов любой степени контраста.

Teal Colorblock Sweater by Melissa Leapman

В этом примере использованы три монохромных оттенка. Самое примечательное в том, что эту цветовую схему можно с легкостью использовать и не ошибиться при использовании разных текстур и толщины пряжи, различной пряжи по составу: пушистые и гладкие виды пряжи, рыхлые и плотные вязки, использование люрекса для отделки.

Итак, обобщим все вышесказанное. Мы рассмотрели шесть основных цветовых схем, которые представляют гармоничные сочетания.

1. Дополнительные, или комплементарные цвета - два цвета, расположенных друг напротив друга в цветовом круге. Довольно смелый выбор для сочетаний, нужно использовать в неравной пропорции или разбавленные оттенки.

2. Разделенная комплементарная гармония - три цвета, два цвета из которых расположены рядом с противоположным цветом на цветовом круге. Более мягкое, чем комплементарная гармония, сочетание.

3. Цветовые схемы аналогичных цветов очень гармоничны и используют три рядом расположенных на цветовом круге тона.

4. Триадная цветовая схема образует треугольник равноудаленных цвета. Сочетания из этой цветовой схемы, как правило, яркие и драматичные.

5. Тетраидные цветовые схемы используют два набора дополнительных цветов. С этой цветовой схемой, может быть, трудно работать, но при правильном подходе получаются довольно богатые сочетания.

6. Наконец, монохромная гармония - мягкая и беспроигрышная, использует оттенки из одного луча цветового круга.

Мы рассмотрели основы цветовой теории характеристики цвета и цветовые схемы гармоничных сочетаний. В следующей статье поговорим о, так называемых, нейтральных тонах, которые используются в дизайне одежды, и о том, как использовать цвета и нейтральные оттенки вместе в нескольких классических комбинациях.

Теперь мы знаем как образованы цвета, вторая наша цель - узнать о том, как цвета сочетаются друг с другом. Почему некоторые цветовые схемы работаю, а некоторые нет? Есть определенные методы, которые позволяют выбирать цвета так, чтобы они гармонично сочетались друг с другом. Для работы нам понадобится цветовой круг.

Первое гармоничное сочетание цветов монохромное (одноцветное). Выполняется оно на основе цвета и его оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

Почему эта схема работает? Монохромные сочетания цветов работают, потому что они просты и понятны. В этой схеме присутствует чувство единства, потому что все оттенки являются производными от одного цвета. В таком сочетании визуальный интерес может быть направлен к конкретному элементу за счет выбора более яркого и насыщенного оттенка. Взгляните на шесть образцов выше. Ваши глаза, блуждая по оттенкам синего цвета, неизменно возвращаются к образцу №2, так как он здесь самый яркий. Это прекрасный пример того, как выделить какой-то объект в однотонной цветовой гамме.

Используйте монохромную схему, когда вам хочется достигнуть чувства единства, сплоченности. Когда вам нужно объединить множество конкурирующих друг с другом деталей. Кроме того, эта схема полезна тем, кто только учится работать с цветом, так как она наиболее проста и понятна.

Второе гармоничное сочетание - это сочетание соседних цветов на цветовом круге. Такие цвета называют аналогичными или родственными . А цветовую схему называют аналоговой или гармоничной .

В аналоговой цветовой схеме используются несколько цветов, находящихся рядом на цветовом круге. Например: оранжевый/желто-оранжевый/желтый или желто-зеленый/зеленый/бирюзовый. Вы можете выбрать два, три или четыре цвета.

Почему эта схема работает? Аналогичные цвета переходят друг в друга постепенно и гармонично путем соединения близких вторичных и третичных цветов. Для нашего восприятия это имеет смысл. Родственные цвета образуют сочетания, которые знакомы нам с детства как сочетания цветов радуги. Мы знаем, что за красным следует оранжевый, а за зеленым - голубой, синий и фиолетовый. Кроме того, родственные цвета имеют в своем составе какой-то общий цвет. Например, у зеленого, желтого и оранжевого это желтый.

Используйте аналоговую схему тогда, когда вы хотите создать комбинацию из более чем одного цвета, но все еще стремитесь к чувству единства. Кроме того, если вы хотите создать модель классической гармонии. Используйте один наиболее яркий оттенок цвета, чтобы привлечь внимание к определенной части вашего образа.

Вариацией аналоговой схемы является расщепленно-аналоговая схема. В этой схеме по-прежнему используются несколько цветов, но цвета выбираются через один. Такая схема становится более динамичной и интересной.

Следующая цветовая схема называется контрастной . Ее образуют комплиментарные (дополняющие) цвета, т.е. цвета, находящиеся на цветовом круге прямо напротив друг друга. Использование таких цветовых сочетаний требует достаточного опыта, так как схемы получаются очень смелые и яркие. Примеры таких схем: красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый и т.д.

Почему такие схемы работают? Дополняющие цвета усиливают друг друга, проявляются во всей своей красе. Красный никогда не выглядит более красным, чем рядом с зеленым, и наоборот. Кроме того, в такой паре теплый цвет сочетается с холодным, что является естественным противоречием и интригующим фактором для нашего сознания. Наш разум бессознательно стремится к гармонии во всем, в том числе и в цветовых сочетаниях, поэтому, когда мы видим естественную напряженность между комплиментарными цветами, наш разум заставляет нас остановиться и посмотреть.

Используйте дополняющие цвета тогда, когда вы хотите добиться максимального контраста, желаете привлечь внимание к образу в целом. Изменение степени осветленности и (или) насыщенности одного из цветов пары, сделает такое сочетание более гармоничным, так как два ярких цвета в образе сочетать достаточно трудно.

Вариация на тему контрастной схемы - расщепленно-контрастная схема. В этой схеме мы выбираем не тот цвет, который расположен прямо напротив выбранного нами, а цвета, которые находятся рядом с ним по обе стороны. Таким образом вместо красный/зеленый мы выбираем схему: красный/желто-зеленый/сине-зеленый.

Рекомендации по использованию данной схемы такие же, как и по использованию предыдущей. Кроме того, вы можете применять расщепленно-контрастные цвета, если не хотите выглядеть банально, хотите добавить немного больше драмы или хотите просто поиграть с цветом.

Следующая схема, о которой я хочу вам рассказать, называется триада . В этой схеме используются три равноудаленных на цветовом круге цвета. Например: красный/желтый/синий или красно-фиолетовый/желто-оранжевый/сине-з еленый.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Важным условием для обучения грамотного художника является закрепление базовых правил и основ, на которых держится все изобразительное искусство. Основой такого предмета как живопись является понятие гармоничные сочетания цветов . Что это такое, как получается и используется, мы разберем в этой статье.

Ключевым для понятия гармония является определение, которое в сжатой форме полностью передает весь смысл. Существует много описаний, версий, известных еще из древнегреческих источников, начиная с V века до н.э., где Гармония описывалась как — согласование противоположных элементов, нечто цельное, образующиеся от сочетания разнородных сущностей . Не даром это понятие (до закрепления за ним слова «гармония») описывалось как concordia discors , что переводится с латинского как «разногласное согласие ».

Сама возможность определять, является ли то или иное сочетание цветов гармоничным, появилась только после того, как система цветового круга прочно закрепилась в художественном образовании (о том, как это было, подробно написано в статье ). Художники стали уверенно оперировать такими фразами как: контрастные сочетания, противоположные сочетания, триады цветов и т.д. Для того, чтобы разобраться с каждым понятием по отдельности, на помощь придет все тот же цветовой круг, на котором легко продемонстрировать и объяснить любое действие.

Существует несколько основных видов гармоничных сочетаний:

  • Монохромная (одноцветная) схема
  • Комплиментарная (контрастная) схема
  • Аналоговая (аналогичная) схема
  • Расщепленная-аналоговая схема
  • Расщепленная-контрастная схема
  • Триадическая (триады) схема

Каждая из этих схем представляет гармоничное сочетание, основанное, в первую очередь, на физическом и эмоциональном восприятии цвета нашими глазами. Разберем подробно каждую схему.

Эта схема также называется одноцветной , образуется на основе одного цвета с добавлением в него черного и белого цвета. На цветовом круге такое сочетание помещается в пределах одного сектора.
Монохромное сочетание самое простое и понятное для визуального анализа. Используется только один базовый цвет, и на его основе создается множество других оттенков. Такая схема используется в живописи и композиции, когда необходимо выделить один объект на фоне других, но при этом сохранить цельное впечатление от работы, просто выполнив его чистым цветом (без добавления белил или черного). Чистый цвет, расположенный среди производных от него оттенков, сразу привлекает внимание, но, в целом, композиция смотрится собранной, а сочетание выглядит изысканно.

Комплиментарная схема.

Данную схему еще называют контрастной или дополняющей , так как в ней сочетаются полностью противоположные цвета. Основой для создания гармоничного сочетания является положение цветов в круге. Одно то, что в конструкции круга они расположены друг напротив друга, показывает, насколько они взаимосвязаны и уравновешены. Любое контрастное сочетание, взятое из круга, поражает тем, что цвета, в которых нет ничего общего, дополняют и подчеркивают друг друга. Рекомендуется оставить один цвет чистым, а другой немного пригасить, так как два сильных контрастных цвета вместе смотрятся резко. Если убавить интенсивность одного цвета, то в таком виде сочетание выглядит более естественным и приятным для глаз.

У этой схемы есть еще несколько названий – аналогичная и родственная . Такие названия она получила потому, что в ней используются соседние по положению в круге цвета. За основу берется любой цвет, и, к нему добавляются окружающие его цвета, таких цветов может быть несколько. Например, красный – основной, дополнительные: оранжевый, светло-оранжевый, желтый и розовый, с другой стороны.
Для создания гармоничного сочетания подбираются не просто соседние цвета, а цвета, которые плавно перетекают один в другой, то есть в каждом цвете присутствует частичка соседнего цвета. Такое сочетание работает, потому что оно хорошо нам знакомо и привычно: в цветах радуги, в раскладке цветных карандашей в упаковке. В аналоговой схеме можно создавать яркие доминанты используя один чистый цвет, например, синий, а в окружение к нему взять светло-синий, голубой, сине-фиолетовый – это будет гармоничная схема цветов с выраженным центром.

Усложненный вариант аналоговой схемы, здесь также используются близкие по положению в круге цвета, только для подбора гармоничного сочетания выбирается подходящая зона цветового круга, и из нее берутся цвета через один. Получаются более динамичные и интересные комбинации, за счет того, что нет промежуточного цвета, создаются оригинальные, нестандартные подборки.

Данная схема является более сложным вариантом контрастной схемы. В отличии от контрастной схемы здесь подбираются цвета не прямым противопоставлением в круге. За основу берется один цвет, находится противоположный к нему, и берутся соседние с ним цвета. Получается не красный – зеленый как в контрастной схеме, а более живописное красный – сине-зеленый и желто-зеленый.
Это не является полной противоположностью, но по художественному восприятию очень близко к ней. Расщеплено-контрастная схема подходит для работы в декоративной технике, для создания тонких живописных рефлексов и эффекта глубины цвета. Одна из самых востребованных схем в живописи.

Такую схему иногда называют просто цветовая триада , так как в ее состав входят три равноудаленных друг от друга цвета. Цветовой круг позволяет подобрать триады на любой вкус и под любую задачу. Сильной стороной такой схемы является ее устойчивость и гармония, так как соблюдается баланс удаления и в то же время относительного родства цветов. Для нашего глаза - это очень удобное и хорошее сочетание. Часто используется в ДПИ и монументальной живописи.

Мы кратко рассмотрели основные гармоничные сочетания цветов, которые напрямую используют художники. Информация о правильном подборе цветов накапливалась поколениями, в начале XX техника позволила научно доказать правильность выводов, построенных только на визуальной оценке. Каждое сочетание соответствует естественному положению цветов в природе. Уверенное владение художником навыками составления цветов значительно облегчает работу и творческую деятельность.

В нашей студии проходят по такому же принципу, теория имеет свое воплощение на практике, ученики сразу могут закрепить полученную информацию на деле.