Какие документы можно сделать через мфц. Еще одним действенным способом борьбы с подделкой документов является наличие официальных правил оформления всех официальных документов

Развивая тему, поднятую С. Лизиным (Эволента), рассмотрим для начала теорию хранения электронных документов в МФЦ.

Согласно закону 210-ФЗ «многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) - это российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), … уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

Из приведенного определения можно сделать вывод, что одной из основных задач МФЦ является прием у заявителей документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе и документов личного хранения.

Правила организации деятельности МФЦ установлены постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 года № 1376. Ст. 21 этого постановления содержит перечень задач, выполняемых автоматизированной системой МФЦ, п. «ж» устанавливает, что система должна обеспечить «формирование электронных комплектов документов, содержащих заявления (запросы) о предоставлении государственной или муниципальной услуги в форме электронного документа, электронные образы документов, необходимых для оказания государственной или муниципальной услуги», а п. «к» обязывает систему обеспечить хранение сведений об истории обращений заявителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к программно-аппаратному комплексу информационных систем персональных данных.

Процедура такого сбора и хранения документов, а также получения согласия на обработку персональных данных регламентирована не четко.

Многие органы местного самоуправления приняли регламенты МФЦ. В этих регламентах установлен порядок приема, выдачи и хранения документов, принятых от заявителя.

В отличие от административных регламентов предоставления услуг, общепринятого шаблона такого регламента не существует, поэтому процедуры описаны в них по-разному.

Например, в Регламенте МФЦ Мясниковского района Ростовской области установлено, что при приеме документов от заявителя сотрудник МФЦ: «Задаёт параметры поиска сведений о заявителе в ИПС МФЦ, содержащей информацию о получателе государственных (муниципальных) услуг, (в случае повторного предоставления (продления срока предоставления) государственных (муниципальных) услуг)». Итак, регламент предусматривает хранение в Системе некой информации о заявителе, а возможно и о представленных им ранее документах.

В том же Регламенте МФЦ, в разделе, озаглавленном «Хранение документов», описано хранение результата исполнения услуги. Положительный результат хранится 3 месяца и передается на дальнейшее хранение в орган, выдавший результат. Отказ хранится в течение 21-го рабочего дня, после чего направляется заявителю по почте. Результаты следует хранить в «металлических бухгалтерских шкафах и сейфах» о хранении документов в информационной системе в регламенте больше ничего не сказано.

Другой пример. Регламент МФЦ города Троицка (ныне Москва), содержит перечень основных и обеспечивающих видов деятельности МФЦ. Хранение и архивирование документов отнесено к обеспечивающим видам деятельности. Хранение документов в МФЦ описано следующим образом «7.1. Документы, полученные от Заявителя, результаты услуг, иные документы (заявления, запросы, справки, переписка) полученные в бумажном и (или) в электронном виде формируются в дело Заявителя и хранятся в МФЦ пять лет».

Итак, МФЦ уполномочен хранить документы, полученные от заявителя и использовать хранящуюся у него информацию при повторном обращении заявителя, и может не требовать у заявителя эти документы повторно.

Ничего не сказано о том, как МФЦ должен заверять, полученные от заявителя документы.

Если предполагается полностью освободить заявителя от предоставления «документов личного хранения» то важно создать механизм проверки достоверности и актуальности представленной заявителем информации, в том числе и «документов личного хранения».

Рассмотрим последовательно перечень документов содержащийся в 210-ФЗ.

1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

Перечисленная в п.1 группа документов весьма обширна.

Срок действия перечисленных документов установлен соответствующим законодательством. Нельзя исключить так же порчу и утрату документов, в этом случае производится замена документа и утраченный документ перестает действовать. Поэтому, в любом случае, должна существовать возможность проверки действительности документа, избавляющая сотрудника МФЦ от необходимости сверять каждый раз предъявленный документ с имеющийся копией.

В указанной группе документов особо можно выделить паспорт гражданина РФ и заграничный паспорт гражданина РФ. Действительность этих документов уже сейчас может быть проверена через запрос в ФМС РФ, хотя пока на сайте указано, что ответ на запрос носит справочный характер и не является юридически значимым.

Действительность остальных документов в этой категории отследить не так просто.

Документы, удостоверяющие личность иностранных граждан очень разнообразны и трудно поддаются проверке, требуется взаимодействие с иностранными государствами. Эти документы могут быть проверены, в случае создания базы миграционного учета, а, следовательно, базы документов, удостоверяющих личность, всех иностранных граждан въехавших на территорию РФ. Документы, удостоверяющие личность военнослужащего, беженца, лица без гражданства, моряка и т.д. также требуют дополнительной систематизации и создания соответствующего сервиса ФМС России и других ведомств, выдавших документы.

Итак, один из наиболее востребованных документов (паспорт гражданина РФ) может быть «введён в электронный оборот».

2) документы воинского учета

Военные комиссариаты создаются в субъектах РФ и имеют структурные подразделения отделы. (П.2 «Положения о военных комиссариатах» утв. Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609).

Воинский учет осуществляют органы местного самоуправления (ОМСУ) и организации-работодатели. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 22.03.2012) «Об утверждении Положения о воинском учете»).

Работодатель обязан:

  • В двухнедельный срок направлять в соответствующие отделы военных комиссариатов и (или) ОМСУ сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений).
  • По запросам соответствующих отделов военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимую информацию о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
  • Ежегодно, до 15 сентября, представлять в соответствующие отделы военных комиссариатов списки граждан мужского пола в возрасте 15 и 16 лет
  • Ежегодно, до 1 ноября, сотрудники, осуществляющие воинский учет в организации, представляют списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.
  • В установленном порядке вносить сведения об изменениях данных работника (семейное положение, ФИО, состояние здоровья и т.д.) в личные карточки работников.
  • Не реже одного раза в год проводить сверку.

Работодатель сверяет сведения, внесенные в соответствующий раздел Личных карточек работников с документами воинского учета, находящимися на руках у работников.

Затем, (следствие логично, но необязательно) не реже одного раза в год в порядке, установленном Минобороны, дата и время для этого устанавливаются органом, осуществляющим воинский учет на территории, в пределах которой находится организация, сверяется сведения личных карточек работников, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих отделов военных комиссариатов (структурных подразделений военных комиссариатов по муниципальным образованиям) и (или) органов местного самоуправления.

Итак, из правил ведения воинского учета следует, что изменения данных документов воинского учета в основном вторично и спонтанно или связано с достижение гражданином определенного возраста. Данные о таких изменениях могут отражаться во многих других документах. Это такие данные как ФИО, семейное положение, рождение детей, состояние здоровья, факт увольнения в запас, изменение звания, должности ит.д.

Логично создать базу данных воинского учета, в которую будут поступать сведения от военных комиссариатов каждого субъекта РФ. Обновляться данные базы будут несколько раз в год. Списки граждан до 15 сентября и 1 ноября каждого года и установить единую дату сверки всех прочих данных базы.

Тогда, заявителю можно будет указать в порядке информирования, на то, что он должен представить документы воинского учета, если они и (или) данные в них были изменены после конкретной даты.

Итак, документы воинского учёта подвергаются изменениям между ежегодными проверками, поэтому их можно, хотя и сложно «вводить в электронный оборот».

3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

Акты гражданского состояния это:

  • рождение;
  • заключение брака;
  • расторжение брака;
  • усыновление (удочерение);
  • установление отцовства;
  • перемена имени (собственно имени, фамилии и отчества);
  • смерть гражданина.

Акты гражданского состояния изменяются не слишком часто, как правило, максимум несколько раз в жизни. Однако их изменение и соответствие личности человека данным этих документов имеет решающее значение при совершении юридически значимых действий, например оформление наследства, установления законных родственных отношений между гражданами.

Дату рождения можно сменить, только если допущена ошибка, т.е. вероятность этого весьма мала. Остальные данные сменить можно, хотя в этом случае придется менять и все остальные документы, в которых указаны эти сведения. Все остальные данные совершеннолетний гражданин может изменить через органы Загса по своему желанию при этом старые свидетельства о регистрации актов гражданского состояния должны быть уничтожены, и вместо них выдаются новые.

Нельзя исключить возможность утраты и порчи свидетельств.

Свидетельство о смерти может быть аннулировано, если гражданин, признанный судом умершим, явится в суд и будет установлено, что он жив.

Каждый такой документ оформлен на специальном бланке, имеющем номер и серию.

Хранится сам документ (заверенная копия) может в МФЦ, и должен быть создан механизм проверки действительности документов по номеру и серии.

В некоторых субъектах РФ уже сейчас создаются базы хранения сведений из актов гражданского состояния. До создания базы можно сделать указание для заявителя, что если данные были изменены, документы нужно предъявить снова.

Итак, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния могут быть внедрены в «электронный оборот» при условии проверки действительности этих документов.

4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;

Могут меняться достаточно часто, в зависимости от образа жизни гражданина. В соответствии с новой редакцией ст.4 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 30.12.2012) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которая вступает в силу с 1 января 2014 года, функции по контролю и учету граждан РФ по месту жительства и пребывания полностью переходят от ОМСУ, к органам осуществляющим контроль и надзор в сфере миграции, т.е. УФМС. Таким образом, станет проще ведение единой базы регистрации граждан по месту жительства и пребывания.

5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;

При каждом использовании водительских прав для оказания услуг в МФЦ, необходимо будет проверить их подлинность и действительность. Т.к. права могут быть аннулированы. Должен существовать доверенный сервис проверки действительности и подлинности прав в ГИБДД бесплатный для МФЦ.

6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;

Для того чтобы пройти техосмотр с 1 января 2013 года необходимо обращаться к операторам ТО (а именно к аккредитованным юридическим лицам, или же к индивидуальным предпринимателям).

Абсолютно все операторы техосмотра в обязательном порядке должны быть подключены к автоматизированной информационной системе ТО (ЕАИС ТО).

Кроме того, диагностическая карта, которую выдают по результатам техосмотра, существует не только на бумаге, но и в электронном виде. Страховщик всегда может проверить, проходила та или другая машинатехосмотр.

Для проверки сведений можно дать МФЦ доступ к системе ЕАИС ТО. МФЦ должны иметь возможность запрашивать хотя бы дату последнего ТО по номеру ТС.

Сроки прохождения ТО (сроки, в течение которых актуальны документы о прохождении техосмотра):

  • новые легковые и грузовые автомобили массой до 3,5 тонн - раз в 3 года (диагностическая карта выдается сроком на 36 месяцев без осмотра автомобиля);
  • ТС возрастом не более 7 лет, включая год выпуска, - раз в 2 года (диагностическая карта выдается сроком на 24 месяца);
  • ТС возрастом старше 7 лет, а также все ТС категории «С» - ежегодно (диагностическая карта выдается сроком на 12 месяцев);
  • ТС категории «Д», грузовики, перевозящие опасные или крупногабаритные грузы, а также ТС, используемые в коммерческих пассажирских перевозках (в том числе такси), - раз в полгода (диагностическая карта выдается сроком на 6 месяцев).

7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;

Для проверки указанных документов должна существовать хотя бы возможность, проверки, состоит ли указанное ТС на учете и, возможно некоторых других параметров.

8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина;

Документы, указанной категории очень сложно подвергнуть систематизации и автоматизировать. Их источником, как правило, является работодатель, которым может быть организация или индивидуальный предприниматель. Копия трудовой книжки, справка о заработной плате остаются актуальными неопределенный промежуток времени. Поэтому в законодательных актах установлен срок действия таких документов в конкретных случаях.

В новом, еще не вступившем в силу Постановлении Правительства РФ от 21.05.2013 N 425 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». Установлено, что в некоторых случаях (получение пособия лицами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком) можно приложить копию трудовой книжки, если подписать ее квалифицированной электронной подписью.

Итак, введение в «электронный оборот» данного вида документа прблематично.

9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Документы об образовании не меняются, и не теряют своей актуальности с течением времени. Однако множество документов об образовании в наше время являются подделками. Для проверки подлинности диплома МФЦ при приеме таких документов, может сделать запрос в выдавшую диплом организацию, и в дальнейшем, использовать копию диплома при предоставлении услуг гражданину.

Технологически выстроить систему учёта такого рода документов представляется реальным.

10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность и входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;

Организация, выдавшая документ, должна вызывать доверие у органа, предоставляющего услугу. Может возникнуть необходимость проверки достоверности данных и надежности организации, выдавшей документ. В этом случае требуется письменное согласие граждан.

Сведения, связанные с состоянием здоровья граждан относятся к специальным категориям персональных данных, определенным ст. 10 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

Перечень случаев, в которых такие данные могут разглашаться определен п.4 ст. 13 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и получение государственных услуг в этот перечень не входит.

Срок действия медицинских документов часто определен административными регламентами предоставления услуг, для получения которых они требуются.

Выписки и заключения действуют предположительно неограниченное количество времени, если состояние здоровья гражданина не изменится.

В виду слишком большого разнообразия организаций, выдающих данный вид документов, и необходимости повышенной защиты медицинских сведений, введение их в «электронный оборот» кажется нецелесообразным.

11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

Архивные документы не меняются с течением времени, если не рассматривать возможность подделки, то их можно спокойно принимать и хранить в МФЦ. То есть МФЦ может стать точкой сбора указанных сведений и обеспечить постепенный перевод этих документов в электронный вид.

12) решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

Решения судов актуальны до тех пор, пока не будут отменены, например, в результате рассмотрения дела в суде следующей инстанции. Важно не пропустить этот момент и, при необходимости убедиться в актуальности, имеющегося в МФЦ решения суда.

С 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», обязывающий публиковать на сайтах судов почти все выносимые ими решения, приговоры и иные акты. Тем не менее, на практике найти решения судов на их собственных сайтах затруднительно.

В настоящее время в интернете существует множество баз данных, содержащих решения судов. Информация, опубликованная там, носит рекомендательный характер и не может быть использована при сборе документов МФЦ.

Создание доверенной государственной базы судебных решений могло бы решить эту проблему.

13) учредительные документы юридического лица;

Изменения в учредительные документы вносит при необходимости само юридическое лицо.

Информация, содержащаяся в учредительных документах, практически полностью дублируется в полной выписке из ЕГРЮЛ, которую МФЦ может получить, направив запрос в ФНС. Тем не менее, для ряда услуг, требуется предоставить оригиналы учредительных документов в этом случае их предъявление в МФЦ обязательно.

Учредительные документы актуальны все время существования юридического лица до внесения в них изменений. Итак, данный тип документов может поступить в «электронный оборот».

14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;

Срок действия документов, выдаваемых органами опеки и попечительства, установлен в НПА, для каждого конкретного случая.

Например, Заключение о возможности быть опекуном (попечителем), приемным родителем, патронатным воспитателем, усыновителем) действительно в течение 2-х лет или менее в случаях, установленных законодательством см. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (ред. 14.02.2013) и Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 14.02.2013) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

В случае возникновения сомнений в подлинности представленных документов, проще всего сделать запрос. Или создать базу решений органов опеки и попечительства, хотя бы в пределах субъекта РФ с учетом принципа экстерриториальности МФЦ.

15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Срок действия возникшего права должен быть установлен договором. Т.е срок действия документа установлен в нем самом, например, договор аренды до года, хотя после внесения изменений в ГК РФ с 1 марта 2013 года, некоторые юристы советуют регистрировать договор аренды, не зависимо от срока.

Не подлежали регистрации права, возникшие до 31 января 1998 года. Такие документы действительны до тех пор, пока обладатель права не решит передать или ограничить свое право. В случае ограничения или отчуждения право нужно будет зарегистрировать и оно не будет больше относиться к этой категории.

Итак, современные краткосрочные (менее 1-го года) договоры не стоит переводить в электронный вид, а «старые» правоустанавливающие документы можно начать накапливать в электронном виде.

16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

За предоставление сведений медико-социальной экспертизы ответственно Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). Агентство разработало формат сервиса предоставления сведений из документов МСЭ. Сервис, согласно формату, должен позволять получать данные об установленной группе инвалидности и сведения, содержащиеся в программе реабилитации инвалида SID0003188.

Срок каждого следующего переосвидетельствования устанавливает бюро МСЭ. В ряде случаев инвалидность может быть установлена бессрочно. В этом случае, можно просто хранить справку МСЭ и программу реабилитации в МФЦ, пока не возникнет необходимость внесения изменений и не будет проведено переосвидетельствование.

То есть данный вид документов можно выводить из состава документов личного хранения (в случае работоспособности сервиса).

17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;

18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.

По п.п. 17 и 18. Граждане, обладающие соответствующим правом, имеют «корочки» и справки подтверждающие их. Важно отслеживать, не утратил ли гражданин право на льготы и социальную поддержку, не лишен ли наград, и избежать предоставления поддельных документов и свидетельств. С этой целью МФЦ может сделать запрос в орган, выдавший документ. Перевести подобные запросы в электронный вид представляется довольно затруднительно из-за большого разнообразия ответственных ОМСУ, органов власти субъектов и федеральных органов.

Общий вывод:

«Документы личного хранения» изменяются довольно редко. Их изменение влечет за собой множество разнообразных последствий. Для того чтобы освободить заявителей от необходимости повторно предоставлять документы лично, необходимо создать механизм проверки действительности и актуальности сведений и документов.

Документы, о которых сказано выше, как правило, оформлены на специальных бланках и имеют особые реквизиты (серию, номер и т.п.). Хранение документов в МФЦ позволяет не передавать сами документы и сведения, содержащиеся в них. Достаточно только создать механизм проверки действительности по реквизитам.

Кроме того, необходимо в законодательном порядке прописать механизм заверения копий таких документов в МФЦ их действительность при оказании услуг в органах государственной власти и юридическую силу в судебных спорах.



Из этой статьи вы узнаете, с какой целью создавались многофункциональные центры, на каких принципах основана их работа, и какие услуги они предлагают. В статье подробно освещается процедура обращения граждан в МФЦ, а также рассказывается, как центры взаимодействуют с другими госорганами.

Многофункциональные центры появились в России всего несколько лет назад, благодаря принятому в 2010 году закону, регламентирующему предоставление различных услуг государственными учреждениями и муниципальными органами.

Принцип работы

По сути, МФЦ является посредником между гражданами и вышеуказанными органами. МФЦ заключает с последними договора на оказание услуг, в связи с чем набор услуг, предоставляемых тем или иным центром, может существенно варьироваться. Практика показывает, что в крупных городах уже сегодня существует множество МФЦ, обслуживающих большинство районов населенного пункта и предоставляющих гражданам действительно широкий спектр услуг в одном месте.

Именно принцип «единого окна» является основополагающим в работе любого МФЦ. Это означает, что лицо, обратившееся в такой центр, предоставляет первичный набор документов для получения того или иного ответа из государственной или муниципальной инстанции, после чего формирование полного пакета документов с рассылкой соответствующих запросов ложится на плечи сотрудников МФЦ. Сформировав пакет, МФЦ передает его в тот орган, который отвечает за выполнение госуслуги. Исполнитель совершает необходимые действия и передает ответ (отказ в оказании услуги или выполненную услугу) в МФЦ. Центр приглашает заявителя и выдает ответ, благодаря чему процесс получения нужной услуги для заявителя фактически сокращается до двух визитов в МФЦ.

Таким образом, в функции центра входит взаимодействие со всеми государственными и муниципальными органами, участвующими в процессе оказания услуги, вместо лица, обратившегося в МФЦ.

Какие услуги можно получить в МФЦ

Как уже упоминалось выше, спектр услуг, предоставляемых каждым конкретным МФЦ, зависит от договоров, заключенных данным центром с непосредственными исполнителями услуг. Сейчас практически через любой многофункциональный центр можно оформить паспорт (внутренний или заграничный), получить временную или постоянную регистрацию, зарегистрировать рождение или смерть, оформить материнский капитал или субсидии, получить охотничий билет и документы из БТИ, подать документы на приватизацию и встать на учет по улучшению жилищных условий.

Это далеко неполный список услуг, ведь многие МФЦ сегодня предоставляют более сотни услуг, связанных с выдачей всевозможных официальных документов: справок, лицензий, выписок, свидетельств, сертификатов и т.д. До 80% существующих госуслуг можно получать через многофункциональные центры.

Важным положительным моментом в организации работы МФЦ является наличие дополнительных услуг, которые также существенно помогают экономить силы и время. Все центры оснащены банкоматами, позволяющими оплачивать госпошлины и осуществлять другие необходимые платежи на месте. Кроме того, в МФЦ можно сделать ксерокопии документов и даже сфотографироваться.

Как работает МФЦ

Получить информацию об услугах, предоставляемых в каждом конкретном МФЦ, можно по телефону или на официальном сайте. По телефону, в онлайн-режиме или при личном обращении к консультантам МФЦ можно узнать и всю необходимую информацию о порядке предоставления услуги и требуемых документах. На сайтах многих центров предусмотрена запись на прием через Интернет, а также возможность отслеживать наличие или отсутствие очередей. Кроме того, можно узнавать об этапах оказания услуги онлайн.

Однако предварительная запись не является обязательной. Гражданин, пришедший в МФЦ и оформивший заявление на предоставление услуги, получает талон в специальном терминале («Электронная очередь»). В талоне указываются фамилия посетителя, его номер в очереди и номер окна, в котором он сможет получить услугу. Для всех МФЦ обязательным требованием является наличие комфортабельной зоны ожидания для посетителей. Дождавшись вызова, посетитель получает возможность подать документы или получить ответ по своему заявлению в одном окне, где работает универсальный специалист или специалист в конкретной области. Такой принцип работы значительно упрощает получение госуслуг, причем без дополнительных затрат, так как услуги МФЦ бесплатны.

На нашем сайте вы можете найти адреса, телефоны и другие контактные данные всех действующих МФЦ на территории России, что также поможет вам сэкономить силы и время.



В России у современных граждан должно быть довольно много документов. Некоторые из них постоянно используются. Например, паспорт, СНИЛС и медицинский полис. Но с частью документов население знакомится после трудоустройства. К таким бумагам можно отнести ИНН. Он должен быть у каждого работоспособного гражданина. Многие задумываются, можно ли получить ИНН в МФЦ. Что вообще необходимо для изготовления данного документа? Зачем он нужен? Разобравшись в этих вопросах, можно будет без проблем заказать ИНН.

Описание

О какой бумаге идет речь? И зачем она нужна?

ИНН - это индивидуальный номер налогоплательщика. Документ представлен бумагой, на которой написана информация о ее владельце, а также соответствующий номер. Последний присваивается при рождении и на всю жизнь. Он не меняется ни при каких обстоятельствах.

ИНН нужен:

  • при трудоустройстве;
  • для открытия ИП;
  • чтобы быстрее искать информацию о налогоплательщике.

Без этого документа гражданин не сможет воспользоваться рядом государственных и муниципальных услуг. ИНН есть у всех, но свидетельство имеется не у каждого. Где и как его получить? Можно ли сделать это в МФЦ?

Выдающие органы

Ответить на этот вопрос не так уж и трудно. Для этого достаточно разобраться в том, как организации в России занимаются изготовлением и выдачей соответствующей бумаги.

Можно ли получить ИНН в МФЦ? Этот документ может быть выдан:

  • в ФНС;
  • через "Госуслуги";
  • путем обращения к компаниям-посредникам;
  • во многофункциональных центрах.

Отсюда следует, что в МФЦ ИНН можно оформить. Как первично, так и повторно. Сегодня многофункциональные центры в разных регионах наделены разнообразными возможностями. Но можно с уверенностью сказать, что ИНН они выдают во всех городах страны.

Роль прописки

Некоторые полагают, что оформление изучаемой бумаги возможно только в организациях, расположенных по месту прописки. Именно учреждения по регистрации человека зачастую занимаются оформлением соответствующих гражданских документов.

Но так ли это в случае с ИНН? Или населению предоставлена некая свобода выбора? Можно ли получить ИНН в МФЦ не по месту прописки?

Да. До 2012 года граждане должны были обращаться только в учреждения по месту прописки. Но после указанного периода людям разрешили приходить для оформления некоторых документов в органы по фактическому месту жительства. Этот факт значительно облегчил жизнь.

Временная регистрация

А можно ли получить ИНН в МФЦ (Москва) по временной регистрации? Что говорят об этом граждане и государственные служащие?

По временной регистрации действительно можно получить ИНН. Как правило, необходимо обращаться с некоторыми документами в ФНС по месту временного пребывания. С МФЦ ситуация обстоит аналогичным образом.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что граждане могут оформлять ИНН в любом регистрирующем документ органе. Правило распространяется как на первичное получение бумаги, так и на выдачу его дубликата.

Стоимость

Следующий весьма важный вопрос касается стоимости изготовления документа. Можно ли получит ИНН в МФЦ? Да. Такая услуга предлагается во всех регионах страны. Во сколько обойдется изготовление свидетельства с индивидуальным номером налогоплательщика?

Первичная выдача бумаги не требует никаких затрат. Услуга предоставляется бесплатно во всех перечисленных ранее регистрирующих органах.

Изготовление дубликата ИНН требует от гражданина определенных затрат. Государственная пошлина на сегодняшний день составляет 300 рублей. Именно столько стоит дубликат с индивидуальным номером налогоплательщика. Больше никаких особых трат нет. Исключение составляют случаи оформления ИНН через посредников. Тогда придется платить за услуги соответствующей компании. Ценник везде разный. В среднем отдать придется от 1 000 до 3 000 рублей.

Документы

Можно ли получить ИНН в МФЦ? Да, это довольно распространенная услуга, предлагаемая в многофункциональных центрах. О том, как именно действовать, будет рассказано позже. Для начала предстоит понять, какие бумаги пригодятся для реализации поставленной задачи.

Все граждане, которым нужен ИНН, должны подготовить:

  • паспорт (или иное удостоверение личности);
  • справки о прописке (если представляется паспорт, в документе нет необходимости);
  • заявление на выдачу ИНН.

Больше ничего не нужно. Заявление, как правило, заполняется прямо в регистрирующем органе.

Для детей

Можно ли получить ИНН в МФЦ? Москва, Питер или любой другой регион - это не так важно. Главное, что выдачей индивидуальных номеров налогоплательщиков занимаются многофункциональные центры всех регионов. Можно ли получить дубликат ИНН в МФЦ? Да!

Несколько иной пакет документов пригодится, если речь идет об изготовлении ИНН для несовершеннолетних. Детям необходимо подготовить:

  • паспорт одного из родителей;
  • заявление от лица законного представителя;
  • справку о прописке;
  • свидетельство о рождении.

Если ребенку уже исполнилось 14 лет, то дополнительно нужно предоставить паспорт несовершеннолетнего. На этом список документов для изготовления ИНН можно закончить.

Иностранцы

Трудно поверить, но иностранные граждане тоже могут оформить себе индивидуальный номер налогоплательщика. Это довольно распространенное явление.

Можно ли получить свидетельство ИНН в МФЦ? Да, это может сделать любой желающий. Иностранец должен принести с собой:

  • паспорт (копия перевода, заверенного нотариусом);
  • миграционную карту;
  • свидетельство о временной регистрации;
  • заявление.

Для несовершеннолетних также потребуется свидетельство о рождении. Все предложенные перечни бумаг актуальны как для первичного изготовления ИНН, так и для получения дубликата.

Порядок действий

Можно ли получить ИНН в МФЦ СПБ? Без проблем. Главное - собрать определенные документы и придерживаться некоторых инструкций. В целом оформление ИНН не требует от гражданина никаких существенных знаний и навыков.

Чтобы получить изучаемый документ, нужно:

  1. Собрать пакет бумаг, необходимый для того или иного случая.
  2. Занять очередь в МФЦ. Для облегчения операции можно записаться на пример через интернет.
  3. Написать заявление на выдачу индивидуального номера налогоплательщика (или его дубликата). Предъявить подготовленные документы.
  4. Получить расписку, указывающую на принятие документов.
  5. Подождать. После оповещения о готовности ИНН можно прийти в МФЦ и забрать документ, предъявив удостоверение личности.

Обращение во многофункциональные центры имеет ряд преимуществ. Например, вместе с ИНН можно оформить другие документы. Также сотрудники МФЦ работают быстрее, а отделения учреждений обладают большим комфортом.

Срок оформления

Можно ли получить копию ИНН в МФЦ? Легко! Достаточно придерживаться предложенной инструкции. Оплачивать государственную пошлину рекомендуется непосредственно перед визитом в МФЦ. Так удастся свести вероятность повторного визита в учреждение к минимуму.

Сколько будет изготавливаться индивидуальный номер налогоплательщика? Точный срок назвать трудно. Но можно с уверенностью говорить о том, что изготовление не отнимет много времени.

Сотрудники МФЦ говорят, что ИНН изготавливается около 7-10 дней. Но чаще всего рекомендуется ориентироваться на 5 суток. Столько же выдают свидетельство с индивидуальным номером налогоплательщика в ФНС. В любом случае, как только документ будет готов, сотрудники быстро оповестят гражданина о необходимости получения ИНН.

Срок рассмотрения заявления может увеличиваться. Такое возможно, если гражданин обращается в организацию по месту фактического жительства, а не по прописке. Иногда приходится ждать ИНН 30 дней. К счастью, это довольно редкое явление.

Особенности

Есть ли у изучаемой процедуры какие-нибудь особенности? Нет. Единственное, о чем должен помнить гражданин - это о том, что ИНН не меняется на протяжении всей жизни. Даже при смене личных данных номер налогоплательщика будет прежним.

Получать/обменивать документ необходимо:

  • при трудоустройстве;
  • если планируется открывать ИП/ООО;
  • после смены фамилии;
  • при изменении личных данных;
  • если в ранее выданном ИНН найдены ошибки;
  • при порче документа;
  • вступление в наследство;
  • после утраты действующего ИНН.

Также гражданин в любое время может по собственному желанию изготовить изучаемую бумагу. Это довольно редкое, но имеющее место на практике явление.

Соответственно, нет минимального возраста, в котором ИНН оформляется в обязательном порядке. Свидетельство разрешается выдавать как новорожденным, так и любым другим гражданам.

ИНН можно получить в МФЦ не только после личного обращения в соответствующую организацию. Такое право предоставляется всем гражданам, работающим с порталом "Госуслуги". Во время заполнения заявления человек должен будет выбрать организацию, которая выдаст ИНН. Например, ФНС или МФЦ. В остальном порядок действий будет прежним.

Выводы и заключения

Разрешается ли гражданам оформлять ИНН в МФЦ? Да. Все желающие могут обратиться во многофункциональные центры как для первичного изготовления документа, так и для запроса его дубликата. В первом случае никаких затрат не нужно, во втором придется оплатить государственную пошлину.

Свидетельство с индивидуальный номером - документ, который может быть оформлен как гражданами РФ, так и иностранцами. Бумага установленного образца выдается и взрослым, и детям. Всего за несколько дней можно воплотить задумку в жизнь.

В какой конкретно МФЦ идти? Сегодня население может обратиться в любой многофункциональный центр для получения ИНН или его дубликата. Соблюдение предложенного вниманию порядка действий значительно облегчит жизнь.

Стоит ли приносить с собой копии тех или иных бумаг? Делать это не обязательно. Дело все в том, что в МФЦ копии документов могут сделать на месте. Поэтому многие предпочитают приходить только с оригиналами бумаг. Исключение составляют ситуации, когда документы нужно заверять у нотариуса. В таком случае копию придется принести с собой.

Вот и все. Отныне понятно, можно ли получить ИНН в МФЦ и как это сделать. Если гражданин решил обратиться в ФНС, порядок действий будет точно таким же. Разница заключается только в том, что в налоговых органах обычно свидетельство ИНН изготавливают быстрее.

Предложенная вниманию информация действительна во всех регионах РФ. Можно не беспокоиться за то, что МФЦ не выдаст свидетельство с индивидуальным номером. Все многофункциональные центры наделены подобной возможностью без исключений. Следует ли обращаться в МФЦ за данной услугой? Да, если хочется быстро и с комфортом получить свидетельство с индивидуальным номером налогоплательщика. Можно ли получить ИНН через МФЦ? Легко!

В своей деятельности Отделение по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка руководствуется определенными правилами оформления документов. Они имеют целью упорядочение работы Отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка в сфере поддельного документооборота.

В соответствии с ГОСТ 6.38-90 при оформлении документов используются реквизиты: «код организации по классификатору предприятий и организаций; код документа по классификатору управленческой документации; наименование ведомства; наименование организации; индекс предприятия связи, почтовый и телеграфный адрес, номер телефона, номер счета в банке; наименование вида документа; дата; индекс; заголовок к тексту; текст; подпись; печать и др. ».

В процессе подготовки и оформления состав реквизитов может быть дополнен другими реквизитами, если того требует назначение документа, его обработка и т.д.

Наименование организации указывается в точном соответствии с ее уставом или положением. Сокращенное наименование помещается вслед за полным наименованием. Сокращенное наименование применяется в том случае, если оно официально зафиксировано в уставе или положении.

Заголовок к тексту документа должен кратко и точно отражать содержание документа, отвечать на вопрос «о чем».

Датой документа является дата его подписания, представляется она должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Датой документа принимаемого коллегиальным органом, является дата его принятия; для утверждаемого документа - дата его утверждения; для протокола - дата проведения заседания. Для документов, составленных совместно несколькими организациями, датой документа является дата подписания его последней организацией.

Согласование проекта документа осуществляется, как правило, двумя способами - визированием и проставлением грифа согласования. Вообще согласование является способом предварительного рассмотрения, оценки проекта документа. Виза включает подпись визирующего и дату согласования, при необходимости указывается должность визирующего, расшифровка его подписи. Визы проставляются на первом экземпляре документа и на лицевой стороне последнего листа.

Внешне согласование может быть оформлено грифом согласования справкой о согласовании, листом согласования или представления протокола обсуждения проекта документа на заседании коллегиального органа. Реквизит «Гриф согласования» располагают ниже подписи, или на отдельном листе согласования, при этом делается отметка на документе: «Лист согласования прилагается». Если документ имеет два грифа согласования, то они располагаются на одном уровне, при большом количестве - их размещают двумя вертикальными рядами.

Документ, как правило, подписывает одно должностное лицо, в состав подписи входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и ее расшифровка с указанием двух инициалов и фамилии.

При подписании документа несколькими должностными лицами организации их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности. Две или более подписей ставятся в том случае, если за содержание документа несут ответственность несколько лиц.

Документ, подлежащий утверждению, приобретает юридическую силу только с момента утверждения. Утверждение документа оформляется по средствам грифа утверждения или соответствующего распорядительного документа. Распорядительный документ необходимо составлять в тех случаях, когда требуются дополнительные разъяснения по утверждаемому документу. Гриф утверждения располагается в правом верхнем углу первого листа документа.

Документы адресуют организациям, их структурным подразделениям или конкретному лицу. При адресовании документа руководителю организации, наименование организации входит в состав наименования должности адресата. В состав реквизита «Адресат» может входить почтовый адрес. Порядок и форма записи сведений о почтовом и телеграфном адресе организации должны соответствовать почтовым правилам. При адресовании документа частному лицу вначале указывается почтовый адрес, затем фамилия и инициалы получателя.

Если к документу имеются приложения, то об этом указывается в тексте или после текста перед подписью. Приложения, оформленные в организации, должны иметь все необходимые для документа реквизиты.

«На документах, удостоверяющих права должностных лиц, фиксирующих факт расходования денежных средств и материальных ценностей, а также содержащих обязательства и гарантии и предусмотренных правовыми актами, подпись ответственных лиц заверяется печатью. ». Печать, воспроизводящая наименование организации, проставляется также на следующих материалах: копиях документов, направленных в другие организации, размноженных экземплярах распорядительных документов, на справках, подтверждающих факты, связанные с трудовой деятельностью работников.

Оттиск печати следует проставлять таким образом, чтобы он захватывал часть наименования должности лица, подписывающего документ. Место хранения печати и лицо, ответственное за ее хранение, определяется руководителем организации.

Заверение копии документа производится для придания ей юридической силы. Копия должна быть заверена должностным лицом, удостоверяющим полное соответствие подлиннику. При пересылке копии с документа в другие организации или выдаче ее на руки заверительная подпись должна удостоверяться печатью.

В каждом исходящем документе должна быть указана фамилия исполнителя. «Отметка о поступлении документа наносится на него штемпелем, располагается в нижней части первого листа документа и включает сокращенное наименование организации, дату поступления документа и его индекс ».

Официальные документы составляются исходя из требований конкретности в определении целей и задач, средств их достижения, определения исполнителей и сроков исполнения, назначения лиц, ответственных за контроль исполнения документов. Кроме того, к составлению документов предъявляется требование своевременности, включающее в себя доведение документов до исполнителей в установленные сроки, их исполнение и осуществление контроля за их реализацией, отмену утративших силу решений.

Текст документа располагается между заголовком и отметкой о наличии приложения. Текст документа должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований.

Документы, составляемые на основе документов вышестоящих органов, должны содержать ссылку на них с указанием названия, вида документа, наименования органа, издавшего документ, даты, номера, заголовка к тексту документа. При ссылке в тексте на другой документ необходимо соблюдать следующую последовательность: наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дата (издания, подписания, утверждения), номер, заголовок к тексту.

Документы, составляемые на основании других документов, должны содержать в тексте ссылку на них или иметь в конце приписку «Основание» с указанием наименования, даты, номера и заголовка документа.

Проекты решений - акт, принимаемый в коллегиальном порядке в целях разрешения наиболее важных вопросов, должны иметь следующие реквизиты: наименование органа, издающего решение, место издания, заголовок к тексту (краткую формулировку содержания), текст, подписи, визы, приложения (если они имеются). Проект решения независимо от того, каким органом принимается, должен быть завизирован составителем, руководителем структурного подразделения, вносящего проект решения.

Приказ - акт, издаваемый руководителем организации, действующим в целях разрешения задач, стоящих перед данной организацией. Проекты приказов составляются на основе тщательного и всестороннего изучения затрагиваемых в них вопросов с тем, чтобы содержащиеся в проектах предложения были конкретными и реальными. В приказе не допускается дублирование ранее изданных актов, указания актов, подлежащих отмене или утративших силу. Приказы подписываются руководителем организации, а в его отсутствие заместителем.

Приказы, издаваемые совместно с другими организациями, готовятся и подписываются в двух и более экземплярах, имеют наименования и номера всех организаций, руководители которых подписывают данный документ.

Подготовка и оформление указаний - актов, издаваемых преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и т.п., производится в соответствии с установленным порядком подготовки и оформления приказов.

Таким образом, вышеперечисленные требования к оформлению официальных документов способствуют упорядочению работы органов, борющихся с подделкой, сбытом и незаконным использованием поддельных документов. В ранее действовавшем законодательстве не существовало единого нормативного акта, содержащего вышеперечисленные требования и образцы документов, а были лишь недостаточно согласованные акты, в которых отсутствовало единство терминологии, затрудняющие правоприменительную деятельность, приводящие к сбоям механизм реализации уголовной ответственности за преступные посягательства в сфере обращения документов. Соответственно, единые правила оформления официальных документов, установленные на законодательном уровне, существенно облегчают деятельность инспекторов Отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД района.