История и описание картины "видение отроку варфоломею" нестерова. Презентация "образ преподобного сергия радонежского, отображенный в русской живописи"

5 (99.12%) 114 votes

18 июля по н. ст. (5 июля ст.ст.) Православная Церковь вспоминает Обретение честных мощей прп. и богоноснаго отца нашего Сергия, игумена Радонежскаго, чудотворца (Бд.).

По этому случаю в очередной раз публикуем уникальную подборку фотографий Троице-Сергиевой лавры и её окрестностей от нашего внимательного читателя и критика, дополненную крайне познавательным фильмом о преподобном. В конце фотоотчёта – его подробное житие. Желаем встретиться в Церкви, а также приятного просмотра и чтения!

Вечером в у преподобного Сергия

Снимки были сделаны Владимиром Саяпиным, земляком преподобного Сергия – из г. Сергиева-Посада. Выражаем Владимиру благодарность как за предоставленный материал, так и за те , в том числе Неделе Свв. Жен-Мироносиц. Спаси Христос!


Троице-Сергиева лавра

После фотографий для думающих и ищущих приводим ссылку на текст жития преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца, написанное Епифанием Премудрым (по изданию 1646 года, в современной орфографии).


В Радонеже

Краткая информация о прп. Сергии Радонежском

прп. Сергий Радонежский

Преподобный Сергий – сын благочестивых ростовских бояр, по мирскому имени – Варфоломей. Еще в раннем детстве чудесные знамения показывали в нем будущего угодника Божия.
После смерти родителей он на 21-м году жизни оставил мир и поселился вместе с братом Стефаном в дремучем лесу. Здесь они срубили келию и поставили церковь во имя Святыя Троицы. Через два года Варфоломей принял иноческое пострижение с именем Сергий. Брат вскоре оставил его одного, не выдержав тягот жизни в диком месте.
Через некоторое время к прп. Сергию стали приходить желающие войти в Царствие Божие узким и прискорбным путем пустынножительства. В 1354 г. прп. Сергий был сподоблен сана священства и поставлен игуменом своей обители.
Подавал ученикам пример глубокого смирения, избегал всякой чести и славы, носил самую убогую одежду, исполнял любую грязную и тяжелую работу, не господствуя над братией, но во всем служа ей. Молитвою многих исцелял от болезней, а особенно от одержимости злыми духами, а однажды воскресил умершего младенца.
Сподобился явления Пресвятыя Богородицы, которая предрекла ему, что всегда будет покровительницей созданной им обители. Во время нашествия на Русь татарской орды прп. Сергий благословил князя Димитрия Донского на защиту Руси от врагов и предсказал ему победу. Скончался в 1392 г.Учениками прп. Сергия было основано до сотни монастырей. По степени своего влияния на духовную жизнь иноков и мирян он может быть поставлен на одну ступень с великими первоначальниками и наставниками иночества – прп. Антонием Великим, Пахомием, Макарием и другими. Почитается как святой заступник державы Российской и града Москвы.

В годы народных бедствий, войн и мятежей благочестивые русские люди всегда обращались к прп. Сергию с усиленной молитвой и получали благодатную помощь. Прп. Сергий имеет дар от Бога подавать помощь в научении грамоте.

В дополнение к прекрасным снимкам рекомендуем к просмотру документальный фильм канала «Звезда» о преподобном Сергии Радонежском: «Обитель Сергия. На последнем рубеже ».

Фильм Обитель Сергия. На последнем рубеже в Youtube:

Фильм Обитель Сергия. На последнем рубеже: вторая серия

Лавра на фотографиях Владимира Саяпина разных лет


В Лавре, 2010 год
На колокольне Троице-Сергиевой лавры
После реставрации открылась во всей красе сень пред входом в Трапезный храм.
Лавра ночью
Троице-Сергиева лавра во время реставрации, осень 2013
Купола Успенского собора
Лавра после реставрации
Троицкий собор Художники – частые гости в лавре
Птицы небесные
Троице-Сергиева Лавра вечером
Троице-Сергиева лавра в грозу Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры
Неподалеку от Сергиева Посада расположен знаменитый источник “Гремячий ключ”, представляющий собой каскад родников, бьющих из склона возвышенности / высота 25 метров/.Источник появился по молитве преподобного Сергия Радонежского во время путешествия из Троицы в Киржач.Неверующий человек может усомниться, так, мол, не бывает. Но вот факт, в радиусе до 80 км вокруг Сергиева Посада нет змей. Дальше есть, а в внутри круга нет. Змеи очень досаждали Сергию, он помолился….
Источник часто называют водопадом Гремячий из-за сильных водяных потоков, стекающих по склонам горы. Сейчас на источнике возведены храмы, устроены множество купален и мостков. Здесь подворье лавры. Место святое, вода целебная, поэтому ежедневно сотни паломников приезжают на источник. Особенно их много на Крещение Господне 19 января
Храм прп. Сергия Радонежского на Гремячем водопаде
Очередь к одному из водопадов источника Гремячий в Крещенский день
Святые источники, Гремячий
Храм-часовня прп. Сергия Радонежского
Колокольня Черниговского Гефсиманского скита /подворье лавры/ во время реставрации, осень 2013
На восходе, Черниговский Гефсиманский скит /подворье лавры/ Черниговский Гефсиманский скит /подворье лавры/
Черниговский Гефсиманский скит
Радонежь. Река Пажа и вид на Преображенскую церковь.
Окрестности Радонежа
Каждый год в октябре проходит крестный ход “Тропою преподобного Сергия” из села Воздвиженское, через Радонеж в лавру.Этой тропой ходили в лавру наши предки.
В Радонеже река Кончура
К преподобному Сергию
У святого источника на Соборной площади лавры.
К преподобному Сергию. Блаженный. “Что есть – беру, не отвергая. Весь нищ духовной простотой, сыт и одет от подаяний”- из стихотворения одного поэта.
“Троица у Троицы!” Этот фольклорный праздник каждый год проводится в окрестностях Сергиева Посада. “Троица”, потому что в последний день недели великого праздника Святой Троицы, “у Троицы”, потому что у Троице-Сергиевой лавры, на земле преподобного Сергия. Прошедшим летом праздновали в Хотьково, на чудесной поляне у стен Покровского монастыря. Пели народные славянские песни, водили хороводы, плясали, устраивали мужские и женские игры, жарили яичницу /такой был обычай на Троицу/… Рядом с родителями играли дети, впитывали русский дух. Памятник святому Первоверховному Апостолу Андрею Первозванному в Сергиевом Посаде. На колокольне лавры
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ! На восходе, Черниговский Гефсиманский скит /подворье лавры/

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО, ЗАПИСАННЫЕ преподобным Епифанием Премудрым

________________________________________

О КНИГЕ

Литературные памятники конца XIV - первой половины XV в. характеризуются исключительным вниманием κ психологической жизни человека, стремлением передать тончайшие оттенки человеческих эмоций; отличительной чертой литературы этого периода является, по выражению Д. С. Лихачева, своеобразный «абстрактный» психологизм. Особенности русской культуры конца XIV - первой половины XV в. во многом объясняются так называемым вторым южнославянским влиянием; в это время в южнославянских землях получил широкое распространение тот витийственный стиль, который характерен и для русских писателей. Интерес κ внутренней жизни человека обусловил внимание писателей κ слову, κ способности слова передать сущность изображаемого. Этим объясняется нагромождение эпитетов, любовь κ сочетаниям слов одного корня (figura etymologica), неологизмам; слова у писателей иногда как будто теряют свою смысловую функцию и связываются ассонансом, аллитерацией. Этот стиль, который обычно называют «плетением словес», особенно ярко проявился в сочинениях Епифания Премудрого.

Немногие сведения, которыми мы располагаем ο жизни Епифания, черпаются из его сочинений, из которых крупнейшие - жития его учителей Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Некоторые выражения в «Похвальном слове Сергию» дали основание предполагать, что Епифаний побывал в Византии; здесь он, очевидно, выучил греческий язык, знакомство с которым обнаруживается в его сочинениях. Последние годы жизни писатель провел в Троицкой лавре, где и умер между 1418 и 1422 г. «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием на склоне жизни (1417-1418), посвящено одному из интереснейших русских людей XIV в.

Сергий Радонежский сыграл выдающуюся роль в истории Древней Руси. Создатель крупнейшего русского монастыря - Троицкой лавры, преобразователь монастырской жизни на основе общежительного принципа (киновия), исключавшего личную собственность монахов, воспитатель целого поколения игуменов - основателей многих известных монастырей (Андроникова, Симонова, Саввино-Сторожевского и др.), Сергий был не только крупным церковным, но и политическим деятелем. Он сознательно поставил свою деятельность на службу централизаторским стремлениям московских князей и выручал их в ряде деликатных ситуаций (в частности, в деле приведения κ покорности удельных князей Бориса Константиновича Суздальского и Олега Ивановича Рязанского); именно κ Сергию отправился Дмитрий Донской, чтобы получить благословение перед Куликовской битвой. Желая сделать Сергия своим преемником на митрополию, митрополит Алексей говорит ему, что «от великодръжавных господий и до послѣднихъ вси тебе требують». Указывая на связи Сергия с великокняжеской семьей, Епифаний, однако, не разделяет целиком политическую программу своего учителя; описание бесчинств москвичей в Ростове позволило исследователям предположить, что Епифаний не был родом из Москвы.

Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: в середине XV в. житие, вышедшее из-под пера Епифания, было переработано официальным агиографом Пахомием Логофетом. Пахомий писал после «обретения мощей» Сергия в 1422 г. и основное внимание уделил «чудесам», свершавшимся у гроба святого. Однако описание жизни святого также подверглось под рукой Пахомия существенным изменениям: он значительно сокращает пространное житие Епифания, с тем чтобы сделать его пригодным и для церковной службы, усиливает элемент похвалы святому в новом панегирическом стиле, удаляет нежелательные политические намеки.

Удовлетворяя требованиям заказчиков, Пахомий придал «Житию Сергия» парадную форму. Β том виде, в котором сохранилось «Житие Сергия», оно свидетельствует ο незаурядной образованности его автора. Библия и Евангелие многократно цитируются и перефразируются в житии; в некоторых случаях из библейских цитат создается своеобразный монтаж, как, например, в молитве Сергия после его пострижения, которая составлена из небольших отрывков 25, 83, 92 псалмов. Памятники византийской агиографии также были прекрасно известны автору «Жития Сергия»; чудесные явления, сопровождавшие рождение Сергия, сопоставляются в житии с рассказами ο различных греческих святых; здесь же приводится выписка из русского жития митрополита Петра, которое было написано митрополитом Киприаном. Κ различным эпизодам «Жития Сергия» ученые приводили параллели из житий Антония Великого, Федора Едесского и др.

«Житие Сергия» дошло до нас в нескольких редакциях. Степень переработки, которой подверглась каждая из редакций со стороны Пахомия Логофета, оценивалась учеными по-разному. Публикуемая редакция жития не сохранилась в списках XV в. Очевидно, она представляет собой компиляцию, составленную в XVI в. на основе других редакций. Именно в этом заключается ее значение; вследствие своей компилятивности эта редакция сохранила больше кусков, автором которых можно признать Епифания.

«Житие Сергия» печатается по изданию: «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сообщил архимандрит Леонид». Памятники древней письменности и искусства, т. 58. СПб., 1885, по спискам: РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 698, л. 1 -139 об., 156 об.-182 об.; № 663 (главы «О Голутвиньском монастырѣ» - «О преставлении святого»), л. 539-553 об. Издание выверено по рукописям. Вставки и исправления сделаны по изданию: «Великие Минеи-Четьи». Сентябрь, дни 25-30. СПб., 1883, стб. 1463-1578 и по рукописи XVII в.: РНБ, Софийское собр., № 1493, л. 100-311 (по изданию Леонида с. 22, 64, 70, 74, 142, 146-147). Β одном случае вставка сделана по рукописи XVI в.: РНБ, F. 1. 278, л. 69 («Сий же внѣшняя обзираша, а не вънутреняя…» - по изданию Леонида с. 96), а в двух случаях сохранены конъектуры Леонида («побивачи» вместо «побиваючи»; «неочищену имѣя мысль» вместо «очищену имѣя мысль» - по изданию Леонида с. 98, 145), которые не подтверждаются рукописными чтениями. Перевод дат от сотворения мира κ датам от Рождества Христова дается по мартовскому году.

Первый образ святого, вышитый на покрове вскоре после его смерти, келейные иконы преподобного Сергия, изображение припадающего ко Христу «игумена земли Русской» на Спасской башне Кремля и древнюю иконографию «Видения отроку Варфоломею», которое мы привыкли представлять себе по картине Михаила Нестерова, - все это можно увидеть в галерее икон.

. Шитый покров первой четверти XV века - одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого. Вероятно, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое произошло в 1422 году во время игуменства прп. Никона Радонежского. Очевидно, что это изображение обладает портретным сходством в большей степени, чем все иные изображения преподобного. Нет ничего невозможного в том, что в его исполнении так или иначе приняли участие люди, лично знавшие святого и помнившие его облик (год преставления преп. Сергия - 1392).


Преподобный Сергий в молении Богоматери с Младенцем, Архангел Гавриил. Эта икона первой трети XV века из собрания Гос. Исторического музея происходит из местного ряда Троицкого собора Махрищского монастыря. Существует предположение о том, что эта икона может быть связана с основанием преподобным Сергием Благовещенского Киржачского монастыря. (Будучи недовольным нестроениями среди братии и временно уйдя из Троицкой обители, св. Сергий в первую очередь посетил монастырь преп. Стефана Махрищского, после чего основал Благовещенский Киржачский монастырь, где прожил около четырех лет). Изображение Архангела Гавриила на иконе в этом случае как бы напоминает о Благовещенском посвящении Киржачского монастыря.

св. Николай

Иконы Богоматери и св. Николая второй половины XIV века, хранящиеся в Троице-Сергиевой Лавре, по преданию, являются келейными образами преп. Сергия.


Шитый покров на мощи преподобного. Середина XV века. Синие фоны этого и самого первого покрова - поздние дополнения. Изначально цвет фона был темно-коричневым.


Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Конец XV века (?). Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Вклад царя Ивана IV.


Исцеление от слепоты греческого епископа. Клеймо иконы преп. Сергия из Троицкого собора Лавры.


Преподобные Харитон исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Икона-таблетка из серии святцев Софии Новгородской. Конец XV века, собрания Новгородского музея-заповедника.


Явление Богоматери преподобному Сергию, св. Троица. Первая треть XVI века, мастерские Троице-Сергиевой Лавры (?). Резная икона из собрания Государственного Русского музея.


Преподобный Сергий Радонежский с житием. Икона начала XVI века круга Дионисия в собрании Музея им. Андрея Рублева. Происходит из Успенского собора Дмитрова:


Явление старца отроку Варфоломею.

Искушение преподобного.

Воскрешение умершего младенца.

Явление преп. Сергию Богоматери с апостолами Петром и Павлом. В разрезе здания изображен преп. Михей, бывший очевидцем события.


Погребение преподобного.


Посмертное чудо - исцеление слепца у мощей преподобного.


Преподобный Сергий Радонежский. Покров, первая половина XVI века, мастерская вел. Княгини Соломонии. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника.


Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая четверть XVI века. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи происходит из старообрядческой молельни в Токмаковом переулке в Москве.


Преподобный Сергий Радонежский. Икона второй половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея.


Преподобный Сергий Радонежский с житием. 1591 год. Келарь Троице-Сергиевой Лавры Евстафий Головкин.


средник иконы.


Миниатюры из рукописи лицевого Жития преп. Сергия конца XVI века из собрания РГБ.


Преподобный Сергий в молении за братию основанной им Лавры


Прогнание бесов молитвой святого


Изведение источника молитвой преподобного


Святитель Алексий, митрополит Московский, упрашивает преподобного принять митрополию после его кончины


Видение Божественного Огня во время Литургии в монастыре


Преподобный Сергий Радонежский. 1669 год, Симон Ушаков. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи.


Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая половина XVII века.


Переселение семьи преподобного из Ростова.


Преподобный Сергий кормит пришедшего к нему медведя.


Видение преподобному множества птиц в знак того, что в его обители спасутся множество монахов.


Видение Божественного огня во время Литургии.


Преподобный Сергий Радонежский с житием. XVIII век. Собрание музея-заповедника «Ипатьевский монастырь».


Преп. Сергий Радонежский. Палех. XIX век.


Преп. Сергий перед гробами родителей - прп. Кирилла и Марии Радонежских. Вторая половина XIX века. Собрание музея им. Андрея Рублева.


Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским со Спасской (Фроловской) башни Московского Кремля. Иконография восходит к первой трети XVI века, когда подобная икона была размещена на Фроловской (ныне - Спасской) башне Московского Кремля в 1524 году в честь взятия Василием III Смоленска в 1514 году. Подбор же святых в том случае был достаточно очевиден, поскольку преп. Варлаам был наиболее почитаемым святым Новгорода и Северо-Запада Руси, а преп. Сергий - наиболее почитаемым святым Руси Московской.

Художник Нестеров Михаил Васильевич всегда относился с особенной любовью к святому Сергию Радонежскому. Картина «Видение отроку Варфоломею» является первой из целого цикла его работ, посвященных преподобному игумену. Это объясняется тем, что Нестеров - художник, творчество которого сформировалось на почве высокой духовно-христианской традиции. Он нежно любил свою Родину, ее природу и людей, живших рядом с ним.

О художнике

Родился Нестеров Михаил Васильевич 31 мая, а по старому стилю 19 мая, 1862 года в Уфе. Согласно семейным преданиям, род будущего художника происходил из новгородских крестьян, которые когда-то переселились на Урал. Его дед Иван Андреевич был крепостным, а позже стал, как тогда называли, вольноотпущенным. Он сумел на "отлично" закончить семинарию и, приложив немало усилий, выбился в купеческое сословие.

В семье Нестеровых очень любили литературу и даже ставили небольшие спектакли. А однажды сыграли даже комедию Гоголя «Ревизор», чем наделали переполоху в провинциальной маленькой Уфе. Надо сказать, что в те времена книги были еще редкостью, но в этом доме они водились. По рекомендации своего отца Михаил еще в детстве с удовольствием прочитал «Войну и мир» Льва Толстого. И был очень поражен этим произведением.

Отец Михаила Васильевича был незаурядной личностью. Обнаружив талант сына к рисованию, он не стал препятствовать его развитию, а, наоборот, всячески поддерживал его. И это несмотря на то, что в купеческих семьях дело передавалось от отца к сыну.

Церковная живопись

Религиозная тематика вошла в Нестерова прочно и надолго. Но мастер писал не только полотна. Одно время он занимался росписями церквей. Например, в 1893-1894 годах во Владимирском соборе города Киева он написал запрестольный образ под названием «Рождество Христово», а через 2 года в одном из храмов Петербурга была закончена работа над мозаикой. В 1899 году Нестеров приступил к росписи кавказской церкви Александра Невского. Через 5 лет она была завершена. Также кисти мастера принадлежат фрески, находящиеся в московской Марфо-Мариинской обители. Работа над ними велась с 1907 по 1911 год. К этому времени как раз и относятся лучшие картины Нестерова Михаила Васильевича, написанные им на религиозные темы.

Семейная легенда

Чем же можно объяснить такую большую тягу художника к святым образам? Существовала некая семейная легенда, согласно которой маленький Михаил чуть не умер, но, благодаря вмешательству святого, который чудесным образом исцелил его, мальчик все-таки выжил.

Надо сказать, что лечили тогда детей достаточно суровыми народными методами. Например, держали их прямо на снегу или на морозе или, наоборот, укладывали в горячую печь. По словам самого художника, его матери показалось, что он умер. Тогда ребенка, как полагается, обрядили и положили под иконами, на грудь поместили образок святого Тихона Задонского, а сами уехали на кладбище - заказывать похороны. Через какое-то время мать заметила, что ее ребенок очнулся. Она была уверена, что это чудо случилось благодаря заступничеству святого. С тех пор особенно почитаемым и любимым в их роду стал, помимо Сергия Радонежского, и Тихон Задонский.

Работа над картиной

Нестеров «Видение отроку Варфоломею» писал, будучи в Комякине. Недалеко от этого места находилась Троице-Сергиева лавра. Также рядом расположена и усадьба Абрамцево, владельцем которой являлся знаменитый в то время меценат Савва Мамонтов. Как известно, он очень любил приглашать к себе в гости уже состоявшихся, знаменитых художников: Серова, Васнецова, Билибина, Врубеля. Бывал там и Нестеров. «Видение отроку Варфоломею» - картина, в которой использованы именно абрамцевские пейзажи. Сам художник писал о том, что этюд для этой работы он набросал, будучи прямо там. Тогда его до глубины души поразила незамысловатая подлинность российской природы. Сохранилось несколько подготовительных рисунков и этюдов к этому самому знаменитому его полотну.

Тематика холста

Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» посвятил Сергию Радонежскому, жившему в XIV веке. Он был основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря. В миру носил имя Варфоломей. Он до сих пор является одним из самых почитаемых святых в России.

Именно с благословения Сергия, Дмитрий Донской отправился на битву, произошедшую на в 1380 году. Бой против полчищ монголо-татар под руководством хана Мамая закончился победой русского войска. С нее началось освобождение земель от монгольского ига.

Для художника образ юного Сергия стал своего рода символом, который давал надежду на то, что русская духовность все же возродится.

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображает один из эпизодов жития Сергия Радонежского. В отличие от своих братьев, в детстве мальчику очень трудно было изучать грамоту. Однажды, ища пропавшую лошадь, он забрел в лес, где ему встретился монах, молящийся у дуба. Варфоломей пожаловался иноку, что грамота дается ему с большим трудом. Старец с помощью таинства причастия помог отроку обрести знания.

Цвета на полотне

Делая описание картины «Видение отроку Варфоломею», нельзя не заметить тепла, исходящего от нее. Почти все цвета, используемые художником для ее написания, - солнечные и радостные: желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, охра.

На переднем плане картины видим две центральные фигуры - инока и отрока, окруженных осенним, чисто русским пейзажем. На втором - холм, заросший высокой травой. Она уже почти вся пожелтела и местами высохла, но все же на ее фоне хорошо видны небольшие нежно-голубые цветы. Глубину картине придают холмы, расположенные по бокам: слева - желто-зеленый, поросший высокими елями, а справа - красно-желтый.

На заднем плане виднеется засеянное золотой пшеницей поле, а на его краю - две ветхие, чуть покосившиеся, темные избушки. За ними изображена деревянная, уже не новая церковь с ярко-голубыми куполами в окружении стройных берез и елей. Напротив нее, через дорогу, вьется, поблескивая, небольшая речушка. Вода в ней чистая и прозрачная.

Центральная фигура

Надо сказать, что описание картины «Видение отроку Варфоломею» будет неполным, если отдельно не упомянуть о том, как был найден образ для одного из главных героев. Говорят, что Нестеров долго искал натуру, чтобы написать с нее мальчика. Но однажды ему случайно встретилась девочка, которая страдала чахоткой. Он был поражен ее видом: на болезненном детском личике, казалось, жили лишь яркие глаза, смотревшие на него каким-то неземным взором. Именно тогда художник и понял, что наконец-то нашел образ отрока.

На картине маленький Варфоломей изображен в простой белой крестьянской рубахе, на поясе у него виден кнут, а с руки свисает уздечка. Как было сказано выше, согласно Житию, отец мальчика послал его разыскивать потерявшуюся лошадь. Глядя в глаза отроку, можно увидеть всю чистоту его души. Они смотрят на старца очень серьезно, по-взрослому, как будто видят свое будущее предназначение.

Образ инока

Некоторую таинственность картине придает то, что лицо святого скрыто надвинутым куколем. Видно, что старец бережно держит в своих руках ларец. В этом усматривается любовь и нежность, которые направлены в сторону отрока. Варфоломей же, стоя перед иноком, сложил молитвенно руки, а его ноги, чуть согнутые в коленях, красноречиво свидетельствуют о явном преклонении перед святостью старца.

Делая описание картины «Видение отроку Варфоломею», следует отдельно упомянуть и о золотом нимбе, окружающем голову инока. После того как в 1890 году полотно было впервые продемонстрировано на выставке передвижников, именно эта небольшая деталь вызвала нешуточные споры среди художников. Они сразу же заметили одно характерное несоответствие: лицо старца написано в профиль, а сам нимб почему-то в фас. Следуя художественной правдоподобности, святость должна была быть изображена лишь тонкой золотой линией, а не кругом, как на картине. Но, скорее всего, нарисовав эту деталь таким образом, художник Михаил Нестеров хотел привлечь внимание зрителей не к лику святого, т. е. к его внешним чертам, а именно к его праведности.

Противопоставление

Интересная деталь, которую необходимо включить в описание картины «Видение отроку Варфоломею»: у ног мальчика растет очень слабенькая и тоненькая елочка, похожая на него, а сзади старца - дуб, старый и морщинистый, как и сам инок. Это дерево всегда олицетворяло мудрость и величие.

Продолжая сравнивать образ старца и отрока, невозможно не отметить, что простая белая рубашка на мальчике - это самая яркая деталь, находящаяся в центре картины. Она символизирует чистоту и юность, тогда как темные, почти черные одежды инока - мудрость, приходящую с годами, и старость.

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» написана очень гармонично. Соломенные волосы мальчика напоминают осенние поля и пожелтевшие листья на березах, а его сапожки и штанишки выполнены теми же красками, что и куколь старца.

Цикл картин о преподобном Сергие Радонежском

Нестеров - художник, которого не покидал образ этого святого на протяжении почти всей жизни. После первой картины, посвященной Сергию Радонежскому («Видение отроку Варфоломею»), он приступает к следующей большому полотну - «Юность преподобного Сергия». Работая над ним, он как бы создавал легенду о Святой Руси. В этой мифической стране природа и человек сливались воедино, объединенные возвышенной одухотворенностью и молитвенным созерцанием.

Картины художника Нестерова отличаются своими необычными пейзажами. Чаще всего на них присутствует неброская природа либо средней полосы России, либо северных ее районов. Такой тип пейзажа так и называется - нестеровским. Для него присущи тонкие березы, пушистые сосны, рябины с ягодами и резными листьями, а также раскидистые вербы. Каждое дерево на картинах как бы наделено своей собственной душой.

Послереволюционная деятельность

После 1917 года Нестеров занимался в основном написанием портретов, так как церкви были у большевиков не в чести. В своих картинах художник всегда тяготел к лирической линии своего искусства. Именно поэтому он продолжил ее в женских портретах. Это особенно заметно, когда он писал свою дочь Веру в 1928 году. Она изображена в белом бальном платье с нежно-розовыми цветами на груди, сидящей на старинном диване.

Свою другую дочь, Наташу, Нестеров изобразил в образе девушки, жившей во времена французской революции. Эта картина получила название «Девушка у пруда», а написана она в 1923 году.

Интересен тот факт, что чем больше лет становилось Нестерову, тем энергичнее и мастеровитее казалось его искусство. Как ни странно, лучшие из портретов были написаны им уже после 70-летнего возраста. Художник рисовал не только других людей, но и себя. Есть несколько его автопортретов. На одном из них фоном он сделал высокий обрыв над рекой Белой. Последней его работой стал пейзаж под названием «Осень в деревне». Художник очень любил свою родную землю и немного суровую, но такую милую сердцу

Какую же картину считал лучшей и наиболее удавшейся М. Нестеров? «Видение отроку Варфоломею», конечно же. По словам художника, он очень хотел, чтобы не только современники, но и потомки оценили по достоинству это произведение искусства. Его мечта сбылась. Сейчас эта картина выставлена в Государственной Третьяковской галерее, в зале № 39.

Имя: Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович)

Возраст: 78 лет

Деятельность: иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей

Семейное положение: не был женат

Сергий Радонежский: биография

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.


Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством . Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

МБОУ «Степуринская СОШ»

Исследовательская работа

Выполнила учащаяся 10 класса

МБОУ «Степуринская СОШ»

Лыса Виктория

Руководитель: Инжеватова С.Б

2014 год

Содержание

    Введение……………………………………………………………………3

    Основная часть……………………………………………………………5

    Жизнь Сергия Радонежского отраженная в живописи…………………5

    Детство и юность Варфоломея на полотнах художников……………..5

    Труды Сергия Радонежского. Начало монашеской жизни…………….9

    Отражение в картинах темы «Образование Троице-Сергиевого монастыря»………………………………………………………………...15

    Чудеса Сергия Радонежского глазами живописцев…………………..16

    Миротворческая деятельность Сергия Радонежского………………..18

    Образ святого Сергия – спасителя, заступника России……………….22

    Преподобный Сергий глазами современных художников………….25

    Заключение………………………………………………………………27

    Список используемой литературы и источников……………………29

    ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы
Преподобный Сергий Радонежский почитается величайшим подвижником земли русской. Он – идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики в одно из тяжелейших времен нашего государства. В 2014 году отмечается 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, чье имя знакомо большинству россиян. Это исключительно яркая историческая личность, и неудивительно, что многие художники обращались и обращаются к его образу.

Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чудного старца, святого Сергия”». Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но всей России.
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского.
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным, быстро распространилась, и к нему приводили больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Но слава не прельщала подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Его образ стал идеалом, воплотившем в себе лучшие качества русского человека и вдохновившей многих людей на творчество. Здесь я попробую рассказать о наиболее известных произведениях искусства раскрывающих непростую жизнь этого великого человека.

Цель

Увидеть и изучить, как раскрывается образ Сергия Радонежского, через произведения искусства и творчество художников, узнать о том, чем этот человек вдохновил на творчество.

Задачи

Найти репродукции картин, посвященных Сергию Радонежскому или связанных с его жизнью. Изучить образ Сергия Радонежского через произведения искусства. Увидеть наиболее значимые моменты его личности, запечатлевшие творческими людьми, соотнести их с жизнью преподобного .

Познакомиться с произведениями писателей о Сергии Радонежском. Составить литературный обзор. Познакомиться с произведениями изобразительного искусства, отображающими жизнь С. Радонежского; систематизировать произведения живописи, посвященные образу Сергия Радонежского в соответствии с хронологией его жизни. Создать выставку репродукций картин на тему «Сергий Радонежский. Жизнь в искусстве живописи».

Объект исследования

Произведения искусства, отражающие жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

Предмет исследования

Образ жизнь и поступки Сергия Радонежского, вызывающие уважение и являющиеся примером для последующих поколений, такой силы, что нашли отражение в произведениях великих мастеров разных эпох.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Жизнь Сергия Радонежского отраженная в живописи

Все мы привыкли к иконописным изображениям Радонежского игумена, но образ его подвижнической жизни дошел до нас не только в виде иконы. Житием Преподобного вдохновлялись и художники, через свои произведения желавшие выразить внутренний духовный мир великого святого.

Многие художники восхищенные жизнью Сергия Радонежского посвятили ему свои полотна. Михаил Нестеров называемый живописцем православной души выбрал излюбленным героем своих картин Сергия Радонежского. Николай Васильевич Рерих считал Сергия своим учителем и посвятил ему свои творения. В рядах этих художников и братья Васнецовы, и Немировский, и Сергей Ефошкин и многие другие. Перечислять всех не буду, но хочу познакомить с несколькими картинами, в которых отражен образ Сергия Радонежского.

  1. Детство и юность Варфоломея на полотнах художников.

В первую очередь хочется отметить такого известного художника, как Нестеров Михаил Васильевич . За более чем 50 лет творческой работы. Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою. Сам художник говорил так: "Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью".


Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею Михаил Нестеров. Отрок Варфоломей .

М. В. Нестеров на этом полотне иллюстрирует один из ключевых эпизодов жития Преподобного Сергия - момент его встречи с черноризцем, предсказавшим великую будущность святого. На этой картине, быть может, лучшей из всех вещей Нестерова, художник в полной мере отразил собственное христианское чувство, свою живую веру. Однако не все знают, что эта живописная работа Нестерова - безусловно, ярчайшая, но не единственная в своем роде.

"Однажды в поле, куда Варфоломей (мирское имя Сергия Радонежского) пошёл по приказанию отца отыскивать коней, он увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера. Старец молился, отрок подошёл к нему и поведал скорбь своей души (ему никак не давалась грамота хоть он и очень старался учиться). Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания»." С этого момента Варфоломей читал уже любую книгу без запинки и даже обогнал товарищей в учении.

На протяжении многих лет Михаил Васильевич упорно стремился в полной мере воссоздать облик Сергия, постичь все грани его святости, самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь, - и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами. В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу. "Видение отроку Варфоломею" стало первой из них.

Каждый раз, обращаясь к житиям святых, Нестеров заново решал непростую творческую задачу: как показать невидимую, но прочную мистическую связь между героем жития и Богом. Облик святого, будто магнит, притягивал к себе мысли художника. Нестеров снова и снова обращался к личности великого старца. Медленно, осторожно, любовно рассматривал его со всех сторон - как драгоценный живой бриллиант. Не зря, видимо, на Нестеровских полотнах Радонежский чудотворец предстает во всех возрастах: и ребенком, и юношей, и зрелым мужчиной, и пожилым человеком.


Михаил Нестеров. Михаил Нестеров. Христос, благословляющий отрока

Видение отроку Варфоломею. Вариант Варфоломея

Святой был особо почитаем в семье Нестеровых. Самая известная картина Нестерова с образом преподобного – “Видение отроку Варфоломею” - была написана в 1890 году. М.Нестеров предвидел, что этому полотну уготована долгая жизнь. “Жить буду не я, - говорил живописец. – Жить будет отрок Варфоломей”. Во время работы над будущей картиной М.Нестеров живет в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, посещает места, связанные с жизнью Сергия. Впервые картина была выставлена на передвижной выставке и, по словам очевидцев, “действовала ошеломляюще”. Это был настоящий триумф.

В этой картине есть очень интересный факт. Найти мальчика, с которого бы можно было написать голову отрока, художнику никак не удавалось. Он смотрел и смотрел на детей, но не было среди них ребенка с таким лицом, которое, как представлялось Нестерову, должно быть у его героя. И вот, наконец, удача. Как-то, гуляя по деревне, он увидел коротко остриженную девочку болезненного вида с огромными голубыми глазами.

На картине "Видение отроку Варфоломею", отражено собственное христианское чувство художника, его живая вера.

Михаил Нестеров. Юность Сергия.

Картина "Юность преподобного Сергия Радонежского". Это вторая работа Нестерова из цикла, посвященному преподобному. Здесь изображен одинокий монах Сергий среди леса и зверей. Ведь в юности он оставался совсем один, так как старший брат Стефан не выдержал таких условий и ушел в монастырь в Москву. Молодой инок Сергий уже тогда отличался терпением и смелостью.

Юность преподобного Сергия затрагивала кисть и других талантливых художников. Таких как Александр Простоев, Сергей Ефошкин.


Александр Простев. Отрок Варфоломей, С. Ефошкин Преподобный Сергий в семье

читающий псалмы.

С. Ефошкин Благословение отрока Варфоломея

  1. Труды Сергия Радонежского . Начало монашеской жизни

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго. Убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Ма́ковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Весна Михаил Нестеров. Юность преподобного Сергия

На картине среднерусский пейзаж с величественным лесом и тихой речкой полон спокойствия и умиротворения. Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни. Светлая радость и наивная чистота образа преподобного созвучна весеннему состоянию родной природы. В 1897 году Нестеров принес картину в дар Третьяковской галерее.

Особого внимания заслуживает триптих «Труды Сергия Радонежского» написанный в 1897 году. Здесь также главенствующую роль играет пейзаж, причём разных времён года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой первый показывал пример смиренного трудолюбия.

Михаил Нестеров. Труды Преподобного Сергия Радонежского

Житие Сергия Радонежского - особенно любимая тема для Николая Константиновича Рериха. Отлично зная историю России, Рерих переосмыслил традиционную трактовку образа Сергия. В его картине отсутствует та отрешённость и святость, которая имеется в изображениях Нестерова. У Рериха Сергий трудится физически над строительством обители, он трудится духовно над построением Руси после 300-летнего разрушительного татарского ига.

На картинах Николая Рериха в лице Сергия-игумена мы имеем образ истинного Вождя, Он мог быть снисходительным, но нигде не видно попустительства. Есть свидетельство, что при всей своей мягкости он бывал суров. Именно, присущая ему великая справедливость покоряла ему все сердца.

«Душа народов», «Отче Сергий, Дивный», «Сергий - Благодатный Воспитатель и Заступник Земли Русской», «Учитель Учителей» - так называл его художник. Он считал Сергия своим Учителем и Заступником. Он написал о Святом Сергии ряд очерков, стихотворений и картин.

"Сергий увидел раз у келии огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным."


В 1925 году Рерих создал работу "Сергий-строитель". Существует две картины с таким названием. На обеих картинах с таким названием изображён Сергий в трудах и с ним медведь. "Пусть моя картина "Сергий Строитель" напоминает о нерушимом строительстве. Сергий - труженик, один из зачинателей русского культурного строительства."

У Рериха в образе Сергия отсутствует эта отрешенность и святость. Далеко по округе слышны удары топора, чувствуются усилия, прилагаемые Сергием в работе. Преподобный трудится физически над строительством обители, трудится духовно над построением Руси.

Сергей Ефошкин – художник-живописец, который работает в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа, книжного оформления и иллюстрации. Сергей Ефошкин является автором живописных исторических циклов: «Житие преподобного Сергея Радонежского, ХIV век.»

С именем Преподобного Сергия Радонежского связаны поворотные события отечественной истории, знаменовавшие духовный подъем русского народа. Высотой своего духа Преподобный Сергий сумел воплотить в жизни все нравственные законы христианства. Он не произносил длинных проповедей, но учил, прежде всего, своим примером. Труд был возведён им в священное понятие, неотделимое от духовного самоусовершенствия. «Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа». Возникавшие вокруг таких монастырей поселения имели перед собой пример высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему.


Сергей Ефошкин.Преподобный Сергий. Строительство обители Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий.

Труды в пекарне

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. За хворостом Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. По воду

На этих картинах показаны труды преподобного Сергея Радонежского: строительство обители, хождение за водой и хворостом в лес, труды в пекарне.

Об отношении Сергия к выпрашиванию милости говорит и следующий факт. Однажды, когда Сергий не ел уже три дня, он на четвёртый день взял в руки топор и пришёл к одному из старцев, живших в монастыре, и сказал: «Слышал я, что хочешь ты сени соорудить перед кельей своей. И я для этого пришёл, чтобы руки мои не были праздными, - построю сени тебе». Старец согласился и вынес ему, как плату, заплесневелый и ломаный хлеб. Но Сергий только тогда к нему прикоснулся, когда закончил постройку сеней. Так он показал, что не только подаяние, даже плату вперёд брать не хочет…

Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Это был его христианский подвиг. Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах своих дрова из леса, «и, разбив и наколов, на поленья, разрубив, разносил по кельям (своей братии), толок зерно и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Составитель Жития подчёркивает, что трудился Сергий для братии – не для себя. Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Это особенно видно по эпизоду, когда Сергий работал на огороде и не был узнан приехавшим ему поклониться крестьянином. Сергий был очень обрадован тем, что поклонник его не мог признать в нём прославленного игумена. Он первым подошёл к крестьянину, поклонился ему, поцеловал с большой любовью и похвалил его за то, что гнушался им и был принят крестьянином за нищего, «сироту».

Главная добродетель Сергия – то, что он труженик. «Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуменов и главой», - пишет автор его Жития. Сама служба в церкви была связана с его собственноручным трудом: «просфоры же он сам пёк: сначала пшеницу толок и молол. Муку просеивал, тесто месил и квасил. Так, испекши просфоры, служил он Богу от своих праведных трудов, а другому не разрешал никому, хотя очень хотели многие из братьев печь просфоры. Но преподобный старался быть учителем и исполнителем («делателем»): и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».

    Отражение в картинах темы «Образование Троице-Сергиевого монастыря»

В житии мы находим рассказ о видении, предсказавшем Сергию будущий рост и процветание его Обители. По-видимому, это видение относится ко времени, когда Преподобный был обеспокоен мыслями о переустройстве монастырского быта, к введению общежития.

При этом Преподобный увидел множество птиц, «зело прекрасных», прилетевших не только в монастырь, но и вокруг монастыря, и таинственный голос продолжал: «Смотри и виждь множество иноков, сшедшихся в паству, тобою направляемую. Так умножится стадо учеников твоих и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати».

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Чудо о птицах

Святой не имел намерения создавать монастырь, хотя и не считал себя вправе запрещать кому-либо селиться тут ради уединенной молитвы. Но взгляд его на монашеское поселение изменился после получения откровения в видении – к келье его слетелось множество прекрасных птиц. Святому было открыто, что его маленькая келья и храмик должны стать монастырем со множеством подвижников. Первоначально число живших на Маковце монахов не превышало двенадцати, за чем братия строго следила.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

  1. Чудеса Сергия Радонежского глазами живописцев

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его.

В 1895 году Васнецов пишет картину, посвященную Сергию Радонежскому. Здесь изображено чудо с источником. Однажды в монастыре кончилась вода. Тогда Сергий нашел место, окрестил его крестом и стал молиться Господу, чтобы появилась вода. И чудо свершилось - в этом месте забил родник.

Из жития святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода. Именно тогда Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо - на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым. И родник этот источал чудеса - тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот исцелялся.

Картина Натальи Климовой рассказывает о чуде воскрешения отрока. Отец нес тяжело больного сына святому Сергию, чтобы он исцелил ребенка. Но по дороге мальчик умер. Тогда, оставив тело в келье святого, отец в слезах ушел за гробом. Сергий же стал молиться Богу за отрока, и тут мальчик открыл глаза и зашевелился. Художница изобразила момент возвращения отца, еще не знающего, что сын его жив.

Наталья Климова. "Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика

  1. Миротворческая деятельность Сергия Радонежского

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в , нижегородского - в , рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени почти все русские князья признали главенство


Павел Рыженко. Благословение Сергия

С. Н. Ефошкин. "Преподобный Сергий Радонежский. В. Соковнин. Благославление преподобным

Благословение князя московского Димитрия Иоанновича Сергием Радонежским Великого князя Дмитрия со дружиною на битву. Донского на брань

На картинах «Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву» изображен один из важнейших моментов в истории Российского государства. Куликовскую битву историки считают началом освобождения России от татаро-монгольского ига и объединение русских княжеств в единое большое государство. Сергий Радонежский был уверен в победе в этой битве. Он способствовал собиранию сил для Куликовской битвы, благословил великого князя и его войско на это сражение и дал в помощь князю двух монахов, прославленных прежде в боях богатырей - Пересвета и Ослябю. Не кольчуги и щиты украшают иноков - монашеские ризы и твердая вера в Бога.

«Иди, не бойся. Бог тебе поможет», - слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом - воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный - Крест Христов - в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде… Тот же сюжет у современного нам автора - священника Сергия Симакова.

Множество картин посвящено этому примечательному событию - благословению Сергием Радонежским московского князя Дмитрия на ратный подвиг во славу Руси.

Об этом говорят такие полотна, как:

Кившенко Алексей Данилович. Намеровский Александр Геннадьевич


Преподобный Сергей Радонежский Сергей Радонежский благословляет благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем Дмитрия Донского на ратный подвиг

Юрий Ракша

Необыкновенная композиция Юрия Ракши. В центре композиции Сергий Радонежский - духовный наставник князя, главный радетель за Русь и ее государственность, ее объединение. Последнее благословение, последний поклон. Рядом с Сергием в белой рубашке мальчик - это Андрей Рублев, будущая гордость русской живописной школы; рыжеволосый воин-инок - Александр Пересвет («первоначальник победы», который падет скоро «за други своя» в поединке с Челубеем); его брат Осляба-старший, дружинники, странницы и девочка, которая, словно через века, смотрит на нас, призывая душой разделить тревоги и чаяния того незабываемого времени.

Юрий Ракша. Благословение Дмитрия Сергием Радонежским

Не менее интересна картина Игоря Михайловича Сушенок «НЕ УСТУПИМ ЗЕМЛИ РУССКОЙ (Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского)»

Игорь Машков. Паломничество св. князя Дмитрия Донского в Свято-Троицкую обитель к прп. Сергию после Куликовской битвы

    Образ святого Сергия – спасителя, заступника России

Сергий Радонежский дожил до глубокой старости – до 78 лет. Поставил игуменом в монастыре своего ученика Никона. А сам начал безмолвствовать. В самый час исхода причастился Святых Тайн и скончался 25 сентября 1392 года. Было же лицо его светлым, не как у мертвеца, а как у спящего человека. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Художники всех этих картин изображали Сергея Радонежского с грамотой в левой руке и со скрещенными пальцами на правой руке, на груди у него изображен православный крест.

Сергей Кириллов

«ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (Благословение)»

Сергей Кириллов – один из ведущих исторических живописцев современной России. Широкую известность автору принесла работа «Преподобный Сергий Радонежский»

Еще одним из значимых образов Сергия Радонежского в работах художников того времени стала икона «Преподобный Сергий Радонежский», написанная Виктором Васнецовым в 1895 году для спроектированной им церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево(1881 - 1882 гг.).

Виктор Васнецов. Картина «Сергий Радонежский»

Н.К.Рерих обращался в своем творчестве к образу святого Сергия, которому отводил особую роль спасителя, заступника России. Во всех трагических поворотах ее истории. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, - есть картина с образом Сергия Радонежского. Опираясь на традиции древнерусской иконы, вдали от Родины, Рерих пишет картину “Святой Сергий”. По словам, Е.И.Рерих, жены художника, святой явился Николаю Рериху в видении незадолго до кончины.

о том периоде, когда Сергий жил еще один отшельником, строил келью, церковь и даже приручил медведя.

Н.К. Рерих. Святой Сергий

Подпись внизу картины гласит: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую, первый раз при князе Дмитрии, второй раз при Минине, третий …» - следует многоточие. За ним скрывается самая кровопролитная война – Великая Отечественная 1941-1945 г.г.

Эта запись свидетельствует о том, что Рерих не только предвидел грозные испытания, ожидавшие его страну, но и знал о победе русского народа и духовной роли Святого Сергия в этой победе.

    Преподобный Сергий глазами современных художников.

Образ святого Сергия Радонежского близок и нам, живущим в начале третьего тысячелетия. Обращаются к образу Сергия Радонежского и наши современные художники.

Владимир Самсонов

«РОДНИК СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Владимир Самсонов – молодой художник, работающий в жанре исторической живописи. Сам о себе художник говорит: «В картине мое мировоззрение отражает мой взгляд на жизнь, на то, что я считаю важным в жизни и в искусстве. Художник должен стремиться познать жизнь и передать зрителю свое суждение через образы исторического прошлого и настоящего, в котором заключено Божественное мировоззрение и христианская проповедь».

Сергей Чикуньчиков Воскрешение отрока

преподобным Сергием Радонежским.

Подробнее хотелось бы остановиться на творчестве нашего современника Владимире Суворове.

В. Суворов. Дар очищения

Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собой сияющие Светочи.

Всю концепцию этих картин пронизывает мысль о неразрывном единстве прошлого, настоящего и будущего. За легендой, как бы нездешним миром, стоит реальность, непосредственно имеющая отношение к Космической эволюции, стоит вечный закон, что давая, мы получаем.

Владимир Суворов. Храм Духа Владимир Суворов. Духом Едины

Великие Вестники, великие Учителя. Они были здесь на Земле, они встречались с теми же препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму, помогали и помогают людям находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви соединить высшее знание с высшим устремлением.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Его жизненный путь - от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Авва Сергий обращается к нам через свое житие, через иконы и, как мы увидели, через картины. Если он - Игумен земли Русской, то все мы - его верные чада, внимающие его словам. Жизнь преподобного Сергия - это жизнь человека в Боге. И как это ни странно, ушедший в глухие леса подвижник оказался настолько близок и к тем, кто жил в одно с ним время, и к нам, живущим через семь веков после него. Почему? Ответ очень прост: чем ближе человек к Богу , тем ближе он и к другим - к тем, кто нуждается в его помощи и живом примере.

За время исследования я изучила больше 30 картин, некоторые я описала в своей работе. Я прочитала много разной литературы о его жизни. И меня очень удивил этот человек. Я поняла почему художники, скульпторы, архитекторы не остались равнодушны к этому человеку и его делу. Образ Сергия Радонежского, донесеный до нас художниками - это образ светлого, доброго, честного человека. Человека, который трудиться, который заботиться и оберегает. Он как о своем ребенке заботятся родители, заботился о народе и стране. Таким я его вижу на картинах художников.

И в заключении - о духовной литературе, изучение которой считаю не просто полезной, но и необходимой для любого культурного и образованного человека (вне зависимости от его личных убеждений), т.к.:
1. Лишних знаний не бывает.
2. Духовная литература - это памятник культуры, уникальный музейный экспонат, на который можно не только смотреть, но и владеть им.
3. Это ключ к пониманию шедевров мировой культуры и в изобразительном искусстве, и в архитектуре, и в литературе, ибо великие творцы в своих произведениях часто обращались к сюжетам литературы духовной (Библия, Житие Святых и пр.)

Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Его жизненный путь – образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога .

Художники, посвятившие свои творения преподобному Сергию Радонежскому, старались сохранить достоверные, черты жизни святого, так создавались эти произведения изобразительного искусства, в задачу которых входило сохранить, закрепить достоверные, портретные черты преподобного.

  1. Список использованной литературы и источников

1. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский – М.: Детская литература, 2004.

2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История/ Сост. Н.В. Чудакова, А.В.Громов. – М.: «Издательство АСТ», 2000.

3. Россия. Большой лингвострановедческий словарь/Под общ. ред. Ю.Е. Прохорова. – М.:АСТ-Пресс Книга, 2007.

4. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры и его реставрация. [Электронный ресурс] Режим доступа -

5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. [Электронный ресурс] Режим доступа -

6. Епифан Премудрый. Житие Преподобного Сергия [Электронный ресурс] Режим доступа -

7. Фоторепортаж: Памятники преподобному Сергию Радонежскому [Электронный ресурс] Режим доступа -

Список использованной литературы:
Марина Петрова. Наш современник №6 2005
А. БОДРОВА "Как зеницу ока берегите картину" Журнал Восход № 7 (135), Июль, 2005
Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха
Н. Д. Спирина. Отблески - 1998. Новосибирск, 1999
Н.К.Рерих. Листы дневника