Инновационные разработки примеры. Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других -- реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций,.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики -- проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.

Понятие "инновационный проект" может рассматриваться нескольких аспектах:

как совокупность мероприятий для достижения инновационным целей,

как процесс осуществления инновационной деятельности, как пакет документов, обосновывающих и описывающих это мероприятия.

Эти три аспекта подчеркивают значение инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью. Инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям.

Рыночные механизмы координации деятельности фирм и различных институтов в области разработки, внедрения и коммерциализации новшеств весьма несовершенны. Это объясняется и состоянием российской экономики, и неблагополучным инвестиционным климатом и инерционностью крупных промышленных фирм, и нехваткой ресурсов у малого бизнеса. Одной из наиболее благоприятных возможностей создания и внедрения новшеств является особая система организации и финансирования инновационных проектов.

Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем обеспечивает комплексный, системный подход. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие десятки организаций проектного и промышленного профиля, различные финансовые институты, научные, общественные и государственные учреждения, коммерческие структуры. Основные элементы и участники инновационного проекта представлены на рис. 11.1.

Таким образом, реализация замысла инновационного проекта обеспечивается десятками участников и организаций. Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов.

Рис. 11.1. Структура инновационного проекта

По предметно-содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на исследовательские, научно-технические, связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата, а также на проекты системного обновления предприятия. Кроме того, инновационные проекты подразделяются по уровню решения, по характеру целей, по виду инноваций, по периоду реализации.

Виды инновационных проектов даны на рис. 11.2 .

Разработка инновационного проекта - длительный и очень дорогостоящий процесс. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (рис. 11.3).

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.


Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной ресурсной или технико-технологической перспективе должны быть закрыты.

Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач и любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Не менее специфично для инновационного проекта по сравнению с инвестиционным наличие вариантов на всех стадиях жизненного цикла новшества. Если после отбора инвестиционного проекта осуществляется лишь одно-единственное решение, которое и следует реализовать, то инновационный проект требует новой переоценки и пересмотра на следующих этапах и в многочисленных контрольных точках. Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Это связано с оценкой будущей конкурентоспособности и рыночной адаптацией.

Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон - государства и частного сектора. Для выработки и осуществления таких экономически обоснованных, скоординированных действий инновационной стратегии России целесообразна разработка государственной информационной системы "Инновационная политика реального сектора экономики". Ее: использование поможет предприятиям и организациям в корректировке стратегии и тактики их инновационной и предпринимательской деятельности.

Важным условием осуществимости инновационного проекта ~, является выбор надежной базы прогнозирования и анализа новшества и привлечение к участию в проекте команды специалистов-: профессионалов высокого класса, высококвалифицированных исполнителей, ответственных учредителей и кредиторов, заинтересованных в успехе реализации всех этапов нововведения. Зачастую

в инновационных проектах большие сложности вызывает нахождение базовой модели.

Еще одной особенностью инновационного проекта является: проблема выделения индивидуального нововведения как единицы наблюдения и анализа. Если в инвестиционном проекте это рутинная процедура, то вычленение одного новшества из взаимосвязанных множественных элементов инновационной деятельности оказывается самостоятельным сложным процессом. Интенсивные исследования в отдельном виде инновации вызывают сложную гамму сопутствующих "инкрементных", частичных, менее радикальных новшеств.

По мере накопления опыта число модификаций постепенно уменьшается и появляется базовая модель. Становится очевидным что в то время, как первоначальное единичное новшество находит- ся в расцвете своего жизненного цикла и приносит финансовый успех, возможно его моральное устаревание вследствие изменения самой базовой модели. Снижение технической неопределенности инновационного проекта не означает снижения финансового и коммерческого риска. Более того, при разработке ряда проектов принципиальных нововведений устранение технических рисков приводит к выявлению недостатков выбранной технологии и оборудования, что само по себе уже может вызвать прекращение финансирования. Технические и коммерческие риски в инновационных проектах не находятся в какой-либо корреляционной зависимости, и для устранения или предупреждения рисков следует идти эмпирическим путем.

Большое значение в выборе метода прогнозирования и анализа новшества имеет продолжительность планируемого жизненного цикла инновации. У нововведений, имеющих короткий жизненный цикл, сохраняется высокая степень зависимости от длительности стадии НИОКР, от появления конкурирующих новинок и разработки нововведения, опирающегося на данный технический принцип. При прогнозировании такого типа инноваций, всегда следует предусмотреть возможное время устаревания данного принципа в рамках новшества.

Следует иметь в виду, что финансовый успех может зависеть от удлинения цикла жизни новшества, за счет как увеличения сроков его полезного функционирования, так и более раннего выхода на рынок. При сопоставлении финансовой эффективности альтернативных новшеств успех будет во многих случаях на стороне наукоемкой, коротко живущей новинки, а не на стороне освоенного продукта.

Инновационный проект, следовательно, должен развиваться в рамках необходимых и достаточных условий и рациональных ограничений. Каждый проект начинается с четкой постановки его цели, критериев успешного осуществления и предварительных набросков главных этапов его реализации. Граничными условиями могут выступать неопределенность и непредсказуемость фундаментальных исследований и несоответствие проекта целям организации, все возможные ресурсные и технологические ограничения. На стадии первичной разработки следует уделить внимание именно критериям успешности, а не деталям осуществления проекта.

Критерии успешности инновационного проекта также требуют внимательного и строгого рассмотрения.

Если для инвестиционного проекта единственным и главным критерием выступает финансовая успешность, то для инновационных проектов не менее важны прин- ципиальная новизна, патентная чистота, лицензионная защита, приоритетность направления инноваций, конкурентоспособность внедряемого новшества. К тому же в критериях успешности сохраняют силу производственные и ресурсные возможности, техническая осуществимость, финансовая эффективность, а также социальная целесообразность решения.

Инновационный проект – комплекс целенаправленных, взаимообусловленных мероприятий, в существенной мере уникальный и автономный, спланированный и документально зафиксированный, направленный на разработку и / или внедрение новшества товарного или технологического характера, ограниченный по срокам и ресурсам.

Ин. проект может формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных подразделений, и самостоятельно, решая конкретную проблему по приоритетному направлению.

Понятие ин. проекта можно рассматривать с 2-х позиций:

1. деят-ть, мероприятие, предполагающее осуществление каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

2. система организационно-правовых и расчетно-финаносовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий (пакет документов).

Т.о. ин. проект рассматривается как форма целевого управления ин. деят-тью, процесс осуществления инноваций, комплекс документов.

Назначение (основная цель) инновационных проектов заключается в достижении конкретизированных стратегических целей предприятия путем осуществления отдельных инноваций в рамках существующих ограничений. К последним относятся прежде всего финансовые ресурсы, кадры и время осуществления.

Элементы ин. проекта:

1. цели и задачи, отражающ., отражающие осн. назначение проекта; 2. Комплекс проектных мероприятий по решению ин. проблемы; 3 организация выполнения проектных мероприятий (увязка по ресурсам, исполнителям и срокам); 4. осн. показатели проекта, в том числе, отражающие его эффективность

Реализация замысла ин. проекта обеспечивается его участниками. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от 1 до нескольких десятков различных организаций.

Участники ин. проекта:

1. заказчик – будущий владелец и пользователь результатов ин. проекта; 2. инвестор – физ. Или юр. лицо, вкладывающее средсва в ин. проект, может быть и заказчиком; 3. проектировщик – специализированная проектная организация, разрабатывающая проект6но-сметную документацию. 4. поставщик – организация, осуществляющая материально-техническое обеспечение проекта; 5. исполнитель – юр. лицо, несущее ответственность за выполнение определенного комплекса работ по контракту; 6. научно-технический совет – коллектив ведущих специалистов по тематическим направлениям проекта, несущих ответственность за выбор научно-техническ. решений и уровень их специализации; 7. руководитель проекта – лицо, кот. заказчик делегирует полномочия по руководству работами над ин. проектом; 8. команда проекта – специально организованная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей; 9. поддерживающие структуры – организации различных форм собственности, содействующие осн. участникам ин. проекта (ни. центры, консалтинговые фирмы, патентно-лицензион. фирмы).

Многообразие возможных целей и задач НТР предопределяет множество видов инновационных проектов . Общепринятой их классификации не существует. Целесообразно классифицировать проекты по следующим признакам. Виды ин. проектов:

1. период реализации: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;

2. уровень решения: федеральные, президентские, региональные, отраслевые, отдельного предприятия;

3. тип инновации: новый продукт, новый метод произ-ва, новый рынок, новый источник сырья, новая структура управления;

4. вид потребности: новые потребности, существующие потребности.

5. Характер целей проекта.(конечные и промежуточные).

Наиболее эффективным подходом к организации инноваций является целевая программа - плановый комплекс, научно-технический, производственных, экономич-х, оргониза-х мероприятий, объединенных общей целью охватывающих ряд стадий процесса исследования-производства, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителем осуществляемых под единым менеджментом.

Элементы целевой программы: 1.Цели и задачи.2.Функционально исполнительная структура.3.Технико экономическое и ресурсное обоснование.4.Организационо экономическая структура.

К органам системы целевой программы относятся :1)Высший уровень: Технический директор и технический совет.2)Средний уровень: Менеджер целевой программы подчиненные техническому директору.3)Нижний уровень: Ответственные исполнители отдельных этапов программы или специалисты целевых коллективов.

Для ин. проекта характерны след.особенности: однократность использования,определенность начала и окончания, ограниченность во времени и средствах, сложность, необходимость привлечения специалистов разных профилей, высокий приоритет.

Функции и основные элементы инновационного проекта:

1. Цели ИП: - коммерциализуемое удовлетворение конкретной обществен. потребности;- получение принципиально нового научно-технического результата;

2. Анализ: - потребители целевого продукта;- экономическая целесообразность произ-ва нового продукта;

Ресурсы внешние; - сфера использования конечного продукта проекта; - экономич. и соц. последствия реализации проекта;

3. Планирование:

1. по целям: стратегический план, оперативный план;

3. по уровню: план проекта в целом, план организации участников, план отдельных видов работ;

4. Организация и координация - организация программно-целевого менеджмента;

5.Руководство и сотрудничество, как внутри организации так и вне ее(коммуникаций).

6. Мониторинг и оценка результатов : менеджмент программы, контроль за параметрами осн. частей инновации, функции разрабатывающ. подразделений, планирование и оценки.

Этапы разработки инновационного проекта:

1. формирование ин. идеи: -определение конечных целей проекта (количественная оценка по объемам, срокам, размерам прибыли; - определение путей достижения поставлен. целей; субъекты и объекты инноваций, их формы и источники; анализ практики торговли); - исследование товарной и фирменной структуры рынка; - анализ потребительских предпочтений; - сегментация потребителей; - изучение законодательной базы; - анализ практики торговли;

2. разработка проекта: - сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта;- создание команды проекта;- отбор исполнителей проекта;- оформление контрактной документации;- технологическая база;- финансы;- кадровый потенциал;

3. реализация проекта: - контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов;- корректировка и оперативное регулирование хода реализации проекта;

4. завершение проекта: - сдача проекта;- закрытие договора.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и источников финансирования. Она включает в себя:

- общественную (социально - экономическую) эффективность проекта, которая учитывает социально - экономические последствия осуществления инновационного проекта для общества в целом;

- коммерческую эффективность проекта, которая учитывает финансовые последствия его осуществления для участника инновационного проекта.

Эффективность инновационного проекта (ИЛ) оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения.

Расчетный период разбивается на шаги - отрезки, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей.

Оценка эффективности инновационных проектов: Использование комплексного и системного анализа позволяет выделить два взаимодополняющих подхода к оценке эффективности инновационных проектов: качественный и количественный. Качественный подход ориентирован на оценку эффективности проекта с точки зрения его максимального соответствия поставленным целям. Система внутрифирменного целе пологания строится на выделение и ранжировании сначала общих, а затем специфических целей компаний по их приоритетности. Из рассматриваемых альтернатив выбирается та, которая максимально приближает кампанию к достижению поставленной цели. Таким образом оценивается стратегическая эффективность нововведения в плане получения долгосрочных рыночных преимуществ. Количественные методы оценки эффективности инновационных проектов основаны на использование нескольких показателей; окупаемости, чистой текущей стоимости и нормы прибыли. Метод окупаемости проекта означает временной период, необходимый компании для возврата первоначальных капиталовложений. Метод чистой текущей стоимости также учитывает временной фактор и является наиболее распространенным вариантом методов дисконтирования денежных потоков. Метод простой нормы прибыли заключается в сопоставление средней за период жизни проекта чистой бухгалтерской прибыли со средними инвестициями в проект. Метод внутренней нормы прибыли. Более полно отражает реальную рентабельность проекта, которая определяются как соотношение чистой настоящей стоимости доходов от проекта и чистой настоящей стоимости затрат на проект.

Проект, как и любая финансовая операция, порождает денежные потоки (потоки реальных денег).

Денежный поток ИП - это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации порождающего проекта, определяемая для всего расчетного периода.

Различают денежный поток:

1. от инвестиционной деят-ти:

Приток - продажа активов в течение и по окончанию проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала;

Отток – капитальные вложения, ликвидационные затраты в конце проекта, затратына увеличение оборотного капитала;

2. от операционной деят-ти:

Приток – выручка от реализации, прочие и внереализационные доходы;

Отток – производственные издержки, налоги.

В этой статье вы узнаете

  • Новые инновационные проекты и их трудности
  • Необычные разработки и их реализация

«Нехватка идей и тех, кто их воплощает, - вот что ждет Запад в ближайшее десятилетие»,- заявил советник президента фонда «Сколково» по стартапам Пекка Вильякайнен. Что же мы наблюдаем? В то время как специалисты убеждены, что в России нет единой сбалансированной инновационной политики, небольшие компании разрабатывают все новые и новые инновационные проекты.

Новые инновационные проекты продолжают внедрять в бизнес

Дмитрий Паршков, управляющий партнер УК «Приоритет», автор идеи LifeTable

«В настоящее время наша разработка не имеет конкуренции и является российским инновационным проектом, не имеющим аналогов. Мы являемся связующим звеном между заведениями общественного питания и социальными сетями. Помимо нового формата развлечений и нового формата рекламного носителя, для нас важно повышение качества обслуживания гостей ресторанов и кафе».

О проекте. Идея автоматизировать процесс заказа и общения с клиентами ресторанов лежит на поверхности: некоторые элементы пытались воплотить в жизнь еще в 70-х годах прошлого века. Однако сделать это удалось только сейчас.

Мы начали заниматься проектом столов с сенсорными ударопрочными экранами в 2010 году. Практически всё делали самостоятельно, включая разработку аппаратной части и написание программного обеспечения. Основной целью было создание абсолютно плоской поверхности, без зазоров и перепадов между интерактивным экраном и столешницей. Проще говоря, кружка должна проезжать по всему столу без задержек. Поэтому тестировали продукцию в условиях ночной вечеринки рокеров с морем алкоголя и танцами на стойках. Столы выдержали нашествие и на следующий день работали без сбоев.

Наши изделия, установленные в ресторане, учитывают интересы не только посетителей, но и владельцев заведения и рекламодателей.

  • Развитие дистрибуции: как вести бизнес в современных условиях

Посетителям LifeTable позволяет просмотреть меню заведения, заказать и даже оплатить блюдо. Кроме того, в меню содержатся такие сервисы, как выход в интернет, чат для общения с сидящими за другими столиками, игры и музыка.

Персоналу же «умный стол» упрощает работу с клиентами, оптимизирует бизнес-процессы (оплата счета, вызов официанта и заказ блюда).

Вложения. Проект создан полностью на средства и ресурсы управляющей компании «Приоритет», объем вложений - около $ 660 тыс.

Доход. LifeTable выйдет на окупаемость в 2013 году. Сейчас установлена фиксированная стоимость контракта для ресторанов и рекламодателей - 2 тыс. евро за два года. Срок эксплуатации продукции компании - около двух лет, затем стараемся проводить апгрейд оборудования.

Трудности. Если не касаться технических деталей (производство, доработка аппаратной части, программные решения), одной из проблем стало разъяснение персоналу ресторанов, что LifeTable - не враг и не пытается отнять у официантов часть их доходов.

Сегодня основная задача отдела маркетинга - донести идею LifeTable до гостей: первые пользователи думали, что садятся за стол со встроенным телевизором. Пришлось сделать интерфейс проще и понятнее. Работа по его совершенствованию не прекращается и сейчас.

Геннадий Медецкий разработал новый инновационный проект в России по названием «i-огород»

Геннадий Медецкий, генеральный директор, «i-огород», исполнительный директор, «Синергия инновации»

«Когда предприниматель делает бизнес, он должен осознавать: важно, чтобы бизнес-идея была интересна не ему, а потребителю. Это касается и инновационных проектов в России».

О проекте. Идея «i-огорода» возникла в начале 2011 года. А уже осенью у нас появились первые клиенты и завели свои огороды.

Суть проекта заключается в том, что люди, которые хотят питаться вкусными, а главное, экологически чистыми овощами, но не имеют возможности выращивать их самостоятельно, могут сделать это через интернет. В «i-огороде» клиенты выбирают площадь земли (от 6 кв. м) в теплице в Раменском районе Московской области, и овощи, которые хотят выращивать. Далее они либо сами ухаживают за посадками (с помощью специального сервиса на сайте указывают, когда следует полить, подкопать или удобрить), либо же выбирают автоматический уход (специалисты все делают сами). Кроме того, всегда можно увидеть, что в тот или иной момент происходит на грядке, - в теплице установлены веб-камеры. Есть и возможность подсмотреть, что и как растет на участке у соседа.

Помимо всего прочего, мы сотрудничаем с несколькими интернет-магазинами натуральных и деревенских продуктов: поставляем зелень, салаты и травы, принимаем участие в различных ярмарках и фестивалях натуральных продуктов.

На данный момент прямых российских конкурентов у нас нет, есть лишь несколько иностранных ресурсов, которые дают возможность арендовать огороды для самостоятельного выращивания овощей.

Целевая аудитория проекта - сыроеды и веганы 1 .

Вложения. Деньги в проект инвестировал фонд «Синергия инновации» 2 . Однако сумму я не разглашаю. Могу лишь сказать, что на одни только камеры (100 шт.) было затрачено около $ 100 тыс.

Доход. «i-огород» еще не окупился. Это может произойти быстрее в том случае, если нам удастся увеличить площадь в 10 раз, что потребует вложения $ 5 млн. Пока таких вложений наш фонд не планирует.

Сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве с несколькими вегетарианскими ресторанами. Сетевые заведения нам не подходят - как правило, они пользуются продукцией в промышленных масштабах.

Трудности. Проект «i-огород» не приносит урожая в промышленных масштабах, поэтому нам трудно конкурировать с крупными предприятиями. Например, себестоимость помидоров в «i-огороде» превышает 800 рублей за 1 кг. Это дорого, зато клиент может быть уверен, что ест экологически чистый продукт. Еще одной неожиданностью стала большая урожайность: 12 кв. м приносят около 60 кг помидоров. Часто «огородник» не знает, что с урожаем делать, и порой даже не берет его, оставляя нам, а мы отвозим излишки в детский дом.

Не предусмотрели мы и очень долгий срок созревания: заявили, что клиенты получат первый урожай помидоров через 60 дней, оказалось - через 7 месяцев. Поэтому часть денег пришлось вернуть.

1 Строгие вегетарианцы, исключающие из рациона все продукты животного происхождения, включая мясо, рыбу, яйца, молоко, молочные продукты и иногда мед.
2 Российский венчурный фонд, входящий в холдинг университета «Синергия». Основан в 2010 году. Специализируется на инвестировании компаний и проектов, имеющих серьезный научный фундамент.

Новый инновационный проект по производству интерактивных воздушных дисплеев

Максим Каманин, генеральный директор, Displair

«В будущем получат развитие три сферы новых инновационных проектов: ИT на потребительском рынке, наращивание вычислительной мощи при миниатюризации физических размеров устройств и переход к дополненной реальности. Displair находится на стыке этих сфер».

О проекте. Основной продукт нашей компании - безэкранный воздушный дисплей Displair I, который позволяет демонстрировать изображение в воздухе.

Система Displair представляет собой проектор и экран, на который переносится изображение, сформированное при помощи специального распылителя из мельчайших частиц влаги.

Диагональ дисплея равна 30 дюймам (60 × 45 см), а качество изображения позволяет считывать с него тексты. Частицы воды настолько малы, что в силу сильного поверхностного натяжения становятся твердыми. Если пользователь прикоснется к экрану, частицы не оставят влажных следов и сгенерируют изображение в обход препятствия. Кроме того, они выдерживают температуру в диапазоне от –50 °C до +50 °С. Расход воды - литр в час, а встроенный резервуар рассчитан на 8 часов непрерывной работы.

Управление монитором осуществляется при помощи жестов, которые отслеживают инфракрасные датчики движения. В них использовано полторы тысячи точек - это позволяет компьютеру «видеть» даже мелкую моторику и «понимать», что именно показывает рукой пользователь. Оптическая система способна обрабатывать до 1,5 тыс. касаний одновременно, время задержки - менее 0,2 с.

Идея создания дисплея появилась еще в 2010 году, когда я оканчивал Астраханский государственный технический университет. К моменту получения диплома уже был готов проект, который я зарегистрировал на форуме «Селигер». Меня пригласили на мероприятие и попросили показать прототип дисплея, с которым ознакомился и Дмитрий Медведев. В том же 2010 году мы провели презентацию разработки в Кремниевой долине, по итогам которой Displair попал в десятку самых перспективных стартапов года по версии технологического центра Plug’n’Play. Сегодня наша компания является членом ИT-парка в Казани и первым резидентом инновационного центра «Сколково», а также возглавила рейтинг российских стартапов в сегменте hi-tech по версии центра новых технологий и технологического предпринимательства Digital October.

Еще на стадии прототипа интерес к безэкранному дисплею проявили крупные рекламные агентства, которые открыли в нем потенциал для использования нового поколения компьютеров в проведении различных мероприятий. На данный момент мы ведем проекты с BBDO Moscow, Instinct и Grape. В своих BTL-акциях экраны Displair уже успешно применили Intel Russia, Microsoft Russia, Google, «Мегафон».

Вложения. В мае 2012 года мы привлекли $ 1 млн в первом раунде инвестирования. Деньги были потрачены на аренду офиса и поиск персонала (сейчас в штате компании 50 человек), чуть позже была подготовлена производственная площадка.

Среди наших инвесторов - фонд Leta GIV в составе ГК Leta Group, бизнес-ангел Эстер Дайсон 3 , соучредитель, главный редактор East-West Digital News Адриен Энни, CEO Acrobator Бастиан Годска (руководил развитием и маркетингом компаний Ozon.ru, KupiVIP.ru, Lamoda.ru), соучредитель East-West Digital Александр Бадерко.

Доход. Выйти на самоокупаемость, по оптимистическим прогнозам, планируется в 2014 году, по пессимистическим - в 2015-м. Сегодня основной источник дохода - сдача в аренду на мероприятия прототипов дисплея Displair I. Сутки аренды стоят 30 тыс. рублей. В этом году планируем запустить в продажу первую модель дисплея. Сейчас работаем по модели b2b, но перейдем на b2c, когда добьемся цены, которая устроит обычных пользователей.

Трудности. Главные проблемы в развитии проекта связаны со спецификой отечественного рынка. Как и любое высокотехнологичное производство, Displair терпит неудобства из-за дефицита кадров: в России трудно найти специалистов необходимого профиля. Поэтому мы собираем лучших по всей стране и даже за рубежом: в штате кроме россиян есть сотрудники из Франции и Германии.

Вторая проблема - сложная логистическая цепочка. В России нужных комплектующих не производят, поэтому единственный выход - налаживать поставки из Китая.

3 Эстер Дайсон - член совета директоров «Яндекса», президент венчурного фонда EDventure Holdings (начальный инвестор Flickr), активно инвестирует в ИT-проекты.

Александр Валенсия-Кампо, Михаил Погребняк и Павел Черкашин реализовали инновационный проект, специализирующийся на визуальном поиске в интернете

Павел Черкашин, сооснователь, директор по продажам, Kuznech

«Российская венчурная среда рассчитана на копирование западных успешно реализованных инновационных проектов, но не на создание новых. Все спрашивают про западные аналоги и недовольно качают головой, если таковых не находят».

О проекте. Автором идеи является Александр Валенсия-Кампо, один из основателей компании. До этого он занимался разработкой компьютерных игр и постоянно сталкивался с задачей поиска похожих изображений для иллюстраций. В 2006 году, не найдя ни одного качественного предложения в этой сфере, он сформулировал основные алгоритмы работы будущего сервиса. Несколько лет Александр вынашивал планы реализации, привлек меня в качестве партнера и бизнес-ангела, но все попытки создать работающую систему не приводили к успеху. Для успешного выполнения задачи не хватало эксперта в области реализации сложных программных комплексов. Таким партнером стал Михаил Погребняк, генеральный директор ИT-компании Qbix.

Проект Kuznech предлагает технологии индексации и сравнения миллиардов изображений в интернете по их визуальному содержимому, а не по текстовым описаниям, как делает Google. Кстати, название Kuznech происходит от слова «кузнечик» и отчасти отражает деятельность компании. Дело в том, что некоторые виды этих насекомых обладают двумя анатомически и функционально различными средствами получения визуальной информации.

Технология Kuznech подходит интернет-компаниям, работающим с большими объемами изображений, когда общепринятый поиск по ключевым словам не дает адекватного результата. Система может быть использована в интернет-магазинах, социальных сетях, на фотосайтах - везде, где существенный объем информации представлен в визуальной форме, а не в виде текстов, а также в промышленных сферах - от медицины до защиты информации и промышленного дизайна.

Вложения. Начальные инвестиции в размере $ 500 тыс. были сделаны основателями и несколькими близкими друзьями, поверившими в идею. Впоследствии мы привлекли грант «Сколково» в размере $ 660 тыс., позволивший провести научные исследования и решить ряд сложных технических задач, а также существенно снизить технологические риски.

Доход. Выход на операционную окупаемость планируется в 2014 году. Уже в декабре 2012-го проект Kuznech начал приносить доход. Среди первых клиентов - новостные агентства, интернет-магазины, социальные сервисы.

Трудности. Основная сложность на данный момент заключается в том, чтобы найти наиболее коммерчески привлекательные сферы применения технологии. Потенциал огромен, но нужно начинать с небольших шагов. Наиболее перспективным рынком сбыта стали США, в которых сосредоточены основные массивы визуальной информации и бизнес вокруг них. Мы открыли там юридическое лицо, оформили американские патенты и завели юридический адрес в Калифорнии.

В течение последних лет была сформирована новая научная дисциплина – управление инновационными проектами. Она представляет собой подраздел теории управления социально-экономическими системами, который изучает способы, формы и средства эффективного управления инновациями и инновационными проектами. Инновационный проект, как и любой проект, является сложной формой организации инновационной деятельности и управления инновациями.

Инновационный проект включает в себя:

  • – форму целевого управления инновационной деятельностью. Проект как форма целевого управления является сложной взаимосвязанной системой ресурсов, сроков исполнения и участников;
  • – процесс осуществления инноваций. В данном случае проект рассматривается как система последовательных технологических, научно-технических, организационно-экономических, финансовых и прочих мероприятий, направленных на создание инновационных продуктов;
  • – совокупность документов. Включает в себя комплекс различной документации (организационной, финансовой, технической и пр.), необходимой для реализации проекта.

В официальных документах, связанных с понятийным аппаратом инновационной деятельности, определяется содержание инновационного проекта следующим образом.

Инновационный проект – проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и (или) разработок, их практическое использование в производстве и реализации. К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т.д.) .

Инновационный проект всегда связан с инвестициями, и часто его называют инновационно-инвестиционным проектом. В предпринимательской среде инновационный проект определяют как бизнес-проект инновационной деятельности предприятия (фирмы) с целью ее модернизации и повышения конкурентоспособности на целевом рынке.

Инновационный проект можно рассматривать в качестве процесса целенаправленного изменения или создания нового продукта, новой технологической, производственной или социально-экономической системы.

В настоящее время в научной и учебной литературе существуют разные классификации видов инновационных проектов. Рассмотрим виды инновационных проектов, представленных автором при систематизации разных подходов к определению критериев классификации (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Виды инновационных проектов

Критерий классификаций

Виды инновационных проектов

По характеру инновационной деятельности

  • – Исследовательские;
  • – научно-технические;
  • – проекты, связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;
  • – проекты системного обновления предприятия

По уровню решения проблем

  • – Международные;
  • – республиканские;
  • – региональные;
  • – отраслевые;
  • – отдельного предприятия

По характеру целей проекта

  • – Конечные – отражают цели, решения проблемы в целом;
  • – промежуточные

По временному периоду реализации

  • – Долгосрочные (более 5 лет);
  • – среднесрочные (до 5 лет);
  • – краткосрочные (1–2 года)

По типу инноваций

Созданий нового:

  • – продукта;
  • – метода производства;
  • – рынка;
  • – источника сырья;
  • – структурного управления

По масштабности решаемых задач

  • – Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временны́х и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
  • – мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение многих инновационных целей (создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы и т.п.); требуются координационные подразделения;
  • – мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования

и руководства из координационного центра

По виду удовлетворяемых потребностей

Ориентированный:

  • – на удовлетворение существующих потребностей;
  • – создание новых потребностей

Все инновационные проекты часто разделяют на исследовательские и венчурные (рисковые). Венчурные инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости:

  • модернизационный – лежащие в основе технологии не меняются кардинально. К примеру, расширение ассортимента продукции, установка более мощного технического средства, повышение производительности оборудования или труда и т.п.;
  • новаторский (улучшающие инновации) – конструктивно новое изделие существенным образом отличается от прежнего по составу элементов, т.е. добавляются новые качества. Например, введение средств автоматизации производства, новых методов организации труда, делопроизводства и т.п.;
  • опережающий (базисные инновации) – основан на внедрении опережающих технических и технологических решений. Например: сетевые технологии, нанотехнологии;
  • пионерный (базисные инновации) – разрабатываются совершенно новые материалы, технологические решения и конструкции для выполнения аналогичных или абсолютно новых функций. Например: ЭВМ, Интернет, биотехнологии.

Следовательно, все виды инновационных проектов можно определить как систему связанных программ, которые обеспечивают эффективное достижение определенных инновационных целей, и согласованных по используемым ресурсам, срокам, участникам и документам. Исследованием и разработкой инновационных проектов занимаются в инновационном менеджменте в качестве важной составляющей реализации инновационной деятельности.

Создание любого инновационного проекта требует выделения определенного объема финансирования и, следовательно, проведения процедуры экспертизы. У анализа инновационных проектов есть свои особенности. Невозможно использовать только стандартные методики проектирования, необходимо сочетание качественных и количественных методов сравнительного анализа проектов, построения многофакторных моделей. Именно поэтому применяют различные методы и подходы: корреляционный, инвестиционный, финансовый анализ, методы моделирования и прогнозирования и т.д.

Это связано с тем, что проект должен отвечать правовым, институциональным, экологическим и социальным требованиям. Решение о целесообразности реализации инновационного проекта принимается на основе всестороннего анализа всех рисков. Один из вариантов обобщенной схемы анализа инновационного проекта по Л. Н. Оголевой представлен на рис. 3.8.

Рис. 3.8.

В данной схеме отсутствует лишь один важный элемент – эго анализ интеллектуальных ресурсов, которые могут существовать как в самой компании, так и привлекаться со стороны. Без этих ресурсов инновационный проект не может быть эффективно реализован.

Инновационные проекты характеризуются высокой степенью рисков на всех стадиях осуществления. Они не застрахованы от появления в любой момент конкурентной новации или конкурентного продукта. Кроме того они связаны с процессами инвестирования, которые тоже обладают определенными рисками и могут накладываться на инновационные риски, о которые будет сказано позже.

Разработка инновационного проекта – это занимающий время, требующий значительных вложений, рискованный процесс.

Любой проект от момента возникновения идеи до полного своего завершения проходит определенные этапы развития. Совокупность всех фаз и этапов развития принято называть жизненным циклом проекта. Жизненный цикл делят на фазы, фазы – на стадии, стадии – на этапы. Стадии жизненного цикла могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Принято выделять начальную стадию (прединвестиционную фазу), стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционную фазу). Определение жизненного цикла развития проекта является одним из важнейших факторов для организации и управления проектом, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства .

На прединвестиционной фазе осуществляются исследование условий и планирование проекта, разработка документации и подготовка к реализации. Эта фаза тесно связана со сферой бизнеса и факторами внешней среды, которые оказывают непосредственное влияние па определение параметров инновационного проекта. Поэтому предварительный анализ всех факторов внешней среды так важен для создания инновационного проекта.

На инвестиционной фазе осуществляются заключение контрактов, разработка планов работ, реализация проекта и его завершение. В заключительной фазе, когда уже получена продукция, проект связан с рынком сбыта.

Основными участниками инновационного проекта являются:

  • 1) заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
  • 2) инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
  • 3) проектировщик – разработчик проекта;
  • 4) поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
  • 5) руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;
  • 6) команда проекта, создастся на период работ .

Разработка инновационного проекта включает следующие этапы.

  • – формирование идеи;
  • – маркетинговые исследования и разработка параметров конечной цели проекта;
  • – определение "дерева целей" и "дерева работ";
  • – анализ неопределенности и рисков;
  • – выбор жизнеспособного варианта реализации проекта.

Древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ .

Системное структурирование позволяет решить следующие задачи:

  • 1) декомпозировать объект на отдельные блоки, в целях улучшения управляемости;
  • 2) распределить ответственность;
  • 3) оценить необходимость ресурсов (временны́х, материальных, прочих);
  • 4) создать единую базу, позволяющую спланировать, составить и контролировать выполнение смет;
  • 5) организовать бухгалтерский учет проектных работ;
  • 6) перейти от общих целей к конкретным задачам.

Схема последовательности действий по Η. М. Авсянникову при разработке инновационного проекта представлена на рис. 3.9.

Рис. 3.9.

В данной схеме автор придерживается системных позиций при разработке проекта. Целевой функцией проекта становится решение инновационной проблемы, которая заключается в поиске новой идеи и формулировании основной цели проекта, его назначения. На первом этапе проводятся маркетинговые исследования, анализ экономической целесообразности разработки инновации, ее рыночной ценности, изучаются потенциальный спрос, социально-экономические эффекты от выпуска продукта на рынок, формируются объем и алгоритм действий по проекту. Затем происходит разбивка цели на отдельные подцели и создается дерево целей, которое устанавливает необходимые средства достижения целей проекта.

Каждый целевой элемент получает ряд ограничивающих параметров. На следующем этапе аналогично структурируется система заданий и мероприятий, так называемое дерево работ, которое определяет способы получения этих средств. При построении "дерева работ" учитывают возможности организации производства, существующей техники и технологии; использования результатов уже выполненных НИОКР. Если это необходимо, то происходит планирование новых исследований или заключение новых лицензионных соглашений, покупка патентов у правообладателей.

Кроме того необходимо провести анализ инновационных и инвестиционных рисков, выработать варианты реализации проекта в условиях риска и неопределенности. По каждому варианту разрабатываются мероприятия, обеспечивающие достижение в установленные сроки поставленных целевых параметров. Определяются критерии эффективности по каждому варианту проекта.

После того как произошло сравнение расчетных показателей эффективности всей совокупности вариантов и учтена вероятность их реализации, происходит расчет самого оптимального варианта.

Плановые, расчетные показатели по проекту могут быть изменены на этапе реализации. Причиной этому могут стать как внешние, так и внутренние факторы (политические, экономические, организационные изменения).

Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

  • – возникновение и формирование инновационной идеи;
  • – анализ возможностей по созданию инновации;
  • – подготовка договорной документации; подготовка проектной документации;
  • – строительно-монтажные работы;
  • – эксплуатация объекта;
  • – расчет и контроль финансово-экономических показателей.

Целью разработки инновационного проекта является изменение состояния предприятия (фирмы) для повышения его конкурентоспособности. Поэтому в процессе подготовки и разработки инновационного проекта надо быть предельно предусмотрительными и использовать для проведения аналитических процедур весь объем информационных баз.

Документально оформленный каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы.

Раздел 1. Возможности фирмы (резюме).

Раздел 2. Определение инновационного проекта (цели и задачи).

Раздел 3. Характеристика товаров (услуг).

Раздел 4. Рынки сбыта товаров (услуг).

Раздел 5. Конкуренция на рынках сбыта.

Раздел 6. План маркетинга.

Раздел 7. План производства.

Раздел 8. Организационный план.

Раздел 9. Юридическое обеспечение проекта.

Раздел 10. Экономический риск и страхование.

Раздел 11. Стратегия финансирования.

Раздел 12. Финансовый план.

Управление инновационными проектами отличается от управления инвестиционными проектами тем, что требует более детальной оценки рисков и выбора путей их снижения, а также возможности использования средств венчурного финансирования.

С целью обоснованности спланированного объема финансирования необходимо разработать экономическое обоснование – бизнес-план.

В бизнес-плане описываются основные элементы инновационного процесса, сам продукт, этапы производства и реализации, оцениваются риски и состояние рынка, рассчитываются экономико-финансовые показатели проекта и т.д.

Бизнес-план включает в себя следующие разделы.

  • 1. Вводная часть. Кратко и сжато описываются все существенные аспекты проекта. В ее содержание включают: название предприятия, адрес его местонахождения, организационно-правовую форму, состав участников, даются основные характеристики проекта, его цели и задачи, стоимость и запрашиваемые объемы финансирования.
  • 2. Анализ положения дел в области работ, проводимых по проекту. Анализируется состояние потребительских рынков, на которые компания планирует выйти, сравнительно оцениваются конкурентные преимущества и недостатки предлагаемого к производству продукта, анализируются потенциальные группы спроса.
  • 3. Сущность предлагаемого проекта. Дается полное и детальное описание продукта или услуги, с указанием всех особенностей и уникальности.
  • 4. Анализ рынка. Определяются целевые рынки (рынок, сегмент рынка) и возможные потребители. Описывается маркетинговая стратегия выхода на рынок.
  • 5. Производственный план. Описываются производственные и технологические процессы, оборудование, характеристики специалистов и прочие связанные с производством и реализацией продукции вопросы.
  • 6. Организационный план. Описываются организационная структура организации, схемы организации продаж, структура и квалификация персонала.
  • 7. Оценка степени риска. Проводится идентификация рисков, определяются основные характеристики рисков, связанные с реализацией проекта, определяется наличие реальных и потенциальных угроз, представляющих опасность для предприятия, производится их оценка и определяются возможности преодоления рисковых ситуаций.
  • 8. Финансовый план. Описываются плановые расчетные показатели по выручке и расходам с учетом благоприятных и неблагоприятных исходов и инфляционных ожиданий, налоговые отчисления, формируется план доходов и расходов на 1–5 лет, рассчитываются финансовые показатели (NPV , IRR, индекс рентабельности и др.).
  • 9. Приложения.

Представленный материал по раскрытию особенностей содержания инновационного проекта позволяет сделать следующие выводы:

  • инновационный проект раскрывает содержание инновационной деятельности и определяет структуру инновационного процесса;
  • разработка инновационного проекта требует реализации большого объема аналитических процедур;
  • инновационный проект является комплексом различных документов (программ), которые имеют между собой системную связь по целям, средствам и результатам.

Выводы

  • 1. Инновационная деятельность основывается не только на профессиональных, но и на междисциплинарных знаниях, вовлекая систему научных, технических, организационных и финансовых мероприятий для создания инновационных товаров и услуг.
  • 2. В управлении инновационной деятельностью используются синергетические подходы.
  • 3. В организации инновационного процесса используются различные модели, позволяющие наглядно описать стадии, участников, элементы, транзакции. При этом вследствие очень сложно предсказуемого характера и времени достижения итогового результата инновационной деятельности все эти модели имеют свои ограничения.
  • 4. Существует большое количество разработанных стратегий инновационной деятельности. В условиях динамичного изменения рыночной ситуации разработка стратегии носит сугубо индивидуальный характер: каждая хозяйствующая организация должна находить свою уникальную позицию на рынке исходя из системного анализа своих конкурентных преимуществ.
  • URL: sci-innov.rU/law/base_terms/#02
  • Инновационный менеджмент: учеб. пособие/ под ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2001.
  • URL: technopark.by/business/207.html
  • URL: udik.com.ua/books/book-320/chapter-11606
  • Новиков В. С. Инновации в туризме. М.: Академия, 2007.
  • Авсянников Η. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: РУДН, 2011.
  • URL: dist-cons.ru/modules/innova/section2.html