Компоненты системы протекает педагогический процесс. учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный аграрный университет"

Кафедра "Педагогика и МПО"

РЕФЕРАТ

по дисциплине: "Педагогика и психология"

на тему: "Педагогический процесс"

Выполнила:

студентка 1 курса, гр. З-12

Румянцева Виктория Александровна

г. Волгоград, 2015г

Введение

Понятие педагогического процесса

Понятие педагогической ситуации

Структура педагогического процесса

Движущие силы педагогического процесса

Заключение

Введение

Развитие человеческого общества предполагает преемственность социального опыта от поколения к поколению. Передача социального опыта может происходить разными способами. Однако практика показывает, что наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Наиболее существенными из них являются задачи умственного, эмоционального, нравственного, физического развития, а также задачи индивидуально-личностного развития и культурологического воспитания (усвоение воспитанниками высших ценностей мировой художественной культуры). Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности - генеральную цель целостного педагогического процесса.

Настоящим теоретическим исследованием попробуем конкретизировать сущность педагогического процесса и дать его характеристику.

Понятие педагогического процесса

Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

П. Ф. Каптерев, А. И. Пинкевич, Ю. К. Бабанский и другие педагоги показали, что это понятие не отражает всей сложности процесса и прежде всего его главных отличительных черт - целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Воспитание не есть приспособление воспитанников к наличным формам социального бытия, не подгонка под некий стандарт. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии превращается в действительность. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Воспитывать - значит, направлять развитие субъективного мира человека», действуя в соответствии с тем нравственным идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, и, вместе с тем, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей ребенка.

Как указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником». Такой подход к построению процесса воспитания согласуется с методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности .

Достижения современной науки, в том числе отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в этом процессе формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Понятие педагогической ситуации

Педагогическая ситуация - это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в данный момент и в данных условиях.

Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и продолжающих друг друга ситуаций.

Итак, педситуация - это своего рода акт в пьесе, который отличается от других участниками, местом и временем совершения, заложенными идеями и другими факторами. Эта клеточка педагогического процесса концентрирует в себе все его достоинства и недостатки.

Педагогические ситуации могут быть стихийными и предварительно спроектированными учителем. По месту возникновения и протекания различают ситуации на уроке, дома, на улице, после уроков и др. По степени оригинальности: стандартные, нестандартные. По заложенным противоречиям: конфликтные и бесконфликтные.

В учебно-воспитательном процессе используются проблемные и производственные ситуации, ситуации успеха и др.

Нередко ситуации инициируют творчество как со стороны ученика, так и со стороны учителя. К таковым, например, относятся ситуации морального творчества, способствующие поиску новых нравственных способов разрешения конфликта.

Структура педагогического процесса

Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.

Педагогический процесс - это сложная система включает множество подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей. Она не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Таким образом, педагогический (учебно-воспитательный) процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования, формирования и развития.

Педагогический процесс как сложная многоуровневая система имеет собственную структуру. Рассмотрим ее.

Под структурой (от лат. structura - строение) понимается расположение элементов в системе. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в. других динамических системах. Целесообразная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект - он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей.

При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.

Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:

Во-первых, воспитание является целенаправленным процессом. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, воспитание является многофакторным процессом. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса - это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают:

Методы обучения;

Материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.);

Организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся.

Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:

Анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;

Планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели - предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;

Исполнение обучающих и учебных операций, организация совместной работы учителя и учеников;

Организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;

Анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;

Подготовка и работа учащихся вне школы.

В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении применяют преимущественно уроки, семинары, практические, лабораторные работы, трудовые учебные задания и т. д., то воспитательному процессу свойственны воспитательные мероприятия коллективного характера, выполнение поручений, различные виды общественно полезного труда, индивидуальные воспитательные влияния.

В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив, привлекая его к взаимодействию, необходимому для развития интереса к учению, ответственности, дисциплинированности. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которым помогают учителя и воспитатели.

В действующей программе по курсу педагогики выделяются три основные группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов). К ним относятся лекции, рассказы, доклады, беседы, диспуты, конференции и т. п.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся педагогические требования, поручения, создание воспитывающих ситуаций.

3. Методы стимулирования деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, соревнования, порицания.

Таким образом, в сравниваемых нами классификациях методов, как воспитания, так и обучения имеется много общего. И в одном, и в другом случае за основу берется организация деятельности и общения. Только в обучении акцент делается на учебно-познавательную деятельность при использовании всех других ее видов, а в процессе воспитания - на общественную деятельность в ее самых разнообразных видах. Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности и ведут ее к общему развитию. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы.

Движущие силы педагогического процесса

педагогический воспитание социальный личность

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия. Они делятся на:

Объективные:

Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания.

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи.

Между активно-деятельностной природой ребенка и социально - педагогическими условиями жизни.

Субъективные:

Противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.

Между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.

Заключение

Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие, воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. В педагогическом процессе, как системе, объединяющей отдельные процессы, воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их осуществления. Общая система несводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были.

Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще процессуальным, организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражают эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.

Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание и т. д. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Воспитание как общественное и педагогическое явление. Развитие личности, факторы, влияющие на него. Методология и методика педагогического исследования. Сущность целостного педагогического процесса. Учебный процесс как часть педагогического процесса.

    курс лекций , добавлен 24.09.2013

    Исследование сущности, структуры и форм организации педагогического процесса. Общая характеристика классно-урочной системы, педагогических функций хореографического коллектива. Изучение роли педагогического процесса в обучении и воспитании личности.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2012

    Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания. Понятие целостного педагогического процесса. Цели и задачи воспитательной деятельности. Движущие силы педагогического процесса. Социально–личностное развитие детей.

    реферат , добавлен 23.09.2014

    Целостность педагогического процесса, его функции и основные сложности. Структура педагогического процесса. Цель как компонент структуры педагогического процесса. Таксономия Блума. Классификация учебных целей и ее реализация в образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Сущность педагогического процесса. Взаимодействие всех участников педагогического процесса. Переход от решения одной педагогической задачи к другой. Неразрывность воспитания и обучения.

    презентация , добавлен 18.01.2017

    Авторская концепция организации педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход для развития всех сторон личности ребёнка. Образовательный, воспитательный и развивающий блоки педагогического процесса. Личности с умением учиться как результат.

    творческая работа , добавлен 06.08.2009

    Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания. Содержательно-целевой и организационно-деятельностный компонент педагогического процесса. Воспитательная и образовательная функция. Внешние и внутренние противоречия.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Сущность педагогического процесса, его целостность, законы, закономерности и принципы. Образование как "воспитывающие обучение" и "обучающее воспитание". Образовательные программы и стандарты. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.

    реферат , добавлен 21.06.2015

    Понятие и черты педагогического такта, его основная функция - регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций. Концепции педагогического такта в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Важные качества личности учителя.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2014

    Особенности педагогического процесса в образовательных учреждениях. Структура и содержание методического обеспечения по предмету. Педагогический и самоанализ занятий, формирование выводов и обоснование системы совершенствования образовательного процесса.

О том, что латинское слово «процессус» означает «движе­ние вперед», «изменение», мы уже знаем. Педагогическим про­цессом называется развивающееся взаимодействие воспитате­лей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состоя­ния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором со­циальный опыт переплавляется в качества личности. В педаго­гической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Капте-рева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов по­казали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличи­тельных черт - целостности и общности. Обеспечение един­ства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического про­цесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный про­цесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими поня­тия тождественны.

Рассмотрим педагогический процесс как систему (рис. 5). Первое, что бросается в глаза, - наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных меж­ду собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогичес­кий процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научив­шись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в прак­тике управления педагогическим процессом.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образо­вания, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в определенных внеш­них условиях: природно-географических, общественных, про­изводственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-ги­гиенические, морально-психологические, эстетические и дру­гие условия.

Структура (от лат. structura - строение) - это расположе­ние элементов в системе. Структуру системы составляют выде­ленные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Уже подчеркивалось, что понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучше­ния организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообраз­ная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект - он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.


Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может выступать любой достаточно веский показа­тель процесса, условий его протекания или величины достиг­нутых результатов. Важно, чтобы он отвечал целям изучения системы. Анализировать систему педагогического процесса по всем теоретически возможным критериям не только затрудни­тельно, но в этом нет никакой нужды. Исследователи выбира­ют только такие, изучение которых раскрывает наиболее важ­ные связи, обеспечивает проникновение вглубь и познание не­известных ранее закономерностей.

Какую цель преследует студент, впервые знакомящийся с педагогическим процессом? Конечно, прежде всего он намере­вается понять общее строение системы, взаимосвязи между ее главными компонентами. Поэтому системы и критерии их вы­деления должны соответствовать намеченной цели. Для выде­ления системы и ее структуры воспользуемся известным в на­уке критерием рядоположности, позволяющим выделить в ис­следуемой системе основные составные части. Не забудем и о системе протекания процесса, в качестве которой будет высту­пать «школа».

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержа­ние, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие сис­тему компоненты - целевой, содержательный, деятельност-ный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкла­дываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную зада­чу, а деятелъностный - взаимодействие педагогов и воспитуе­мых, их сотрудничество, организацию и управление процес­сом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью (рис. 6).

Немало систем педагогического процесса выделено для ана­лиза связей, проявляющихся между компонентами системы. Особое значение имеют информационные, организационно-де-ятельностные, коммуникативные связи, проявляющиеся в про­цессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуля­ции). Во многих случаях полезно учитывать причинно-след­ственные связи, выделяя среди них наиболее существенные. На­пример, анализ причин недостаточной эффективности педаго­гического процесса позволяет обоснованно проектировать буду­щие изменения, избегать повторения допущенных ошибок. Не­бесполезным оказывается учет генетических связей, т. е. выяв­ление исторических тенденций, традиций в обучении и воспи­тании, обеспечивающих должную преемственность при проек­тировании и осуществлении новых педагогических процессов.

Последние десятилетия развития педагогической теории ха­рактеризуются стремлением выделять функциональные связи между объектами педагогических систем, использовать для их анализа и описания формализованные средства. Ощутимые ре­зультаты это приносит пока лишь при изучении простейших актов обучения и воспитания, характеризующихся взаимодей­ствием минимального числа факторов. При попытках функ­ционального моделирования более сложных, приближающихся к реальным многофакторных педагогических процессов очевидна чрезмерная схематизация действительности, не принося­щая заметной пользы познанию. Этот недостаток упорно пре­одолевается: используют более тонкие и точные формализован­ные описания процесса внедрения в педагогические исследова­ния новых разделов современной математики, возможностей вычислительной техники.

Чтобы яснее представить себе педагогический процесс, протекающий в педагогической системе, необходимо выяс­нить слагаемые системы народного образования в целом. В этом отношении серьезного внимания заслуживает под­ход, изложенный американским педагогом Ф.Г. Кумбсом в книге «Кризис образования. Системный анализ». В ней ав­тор основными компонентами системы образования счита­ет: 1) цели и первоочередные задачи, определяющие дея­тельность систем; 2) учеников, обучение которых - основ­ная задача системы; 3) управление, осуществляющее коор­динацию, руководство и оценку деятельности системы; 4) структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; 5) содер­жание - основное, что школьники должны получить от об­разования; 6) преподавателей; 7) учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, лаборатории и т. д.; 8) по­мещения, необходимые для учебного процесса; 9) техно­логию - все приемы и методы, используемые в обучении; 10) контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экза­мены, качество подготовки; 11) исследовательскую рабо­ту для повышения знаний и усовершенствования системы; 12) затраты показателей эффективности системы 1 .

Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложив­шейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты:

1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы.

3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания.

4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснован­ное функционирование системы, непрерывное совершен­ствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований.

5. Ученики, обучение и воспитание которых - главная за­дача системы.

6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия

7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности.

8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиени­ческие, эстетические и социальные).

9. Организация и управление.

В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью в системе и характером взаимосвязей с другими.

Но мало увидеть систему вообще. Надо понять ее разви­тие - увидеть по составляющим ее элементам и уходящее прошлое, и настоящее, и наступающее будущее, увидеть систему в ее диалектическом развитии.

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достиже­ния общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участни­ков трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выде­ляются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельно­сти педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитан­ников. Объектам педагогического труда кроме сложности, сис­темности, саморегуляции присуще и такое качество, как само­развитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда - формирований человека, который в отличие от педагога находится на более ранней сту­пени своего развития и не обладает необходимыми для взрос­лого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Свое­образие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной за­висимости от педагогического воздействия на него, а по зако­нам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

Средства (орудия) труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воз­действия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемо-го, но и виды деятельности, на которые он должен уметь пере­ключить школьников, способы сотрудничества с ними, мето­дика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

О продуктах педагогического труда, на создание которых направлен педагогический процесс, уже говорилось в предыду­щих разделах. Если то, что «производится» в нем, представить глобально, то это воспитанный, подготовленный к жизни, об­щественный человек. В конкретных процессах, «частях» обще­го педагогического процесса, решаются частные задачи, фор­мируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономич­ности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно вы­ступает универсальным критерием, позволяющим надежно су­дить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

I I. Заполните пропуски

Образование – это педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие "образовательный процесс").

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Иными словами, под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания (в его узком специальном смысле).

По своей сути педагогический процесс – это процесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса – обеспечении всесторонней подготовки людей к успешному решению возложенных на них задач. В педагогическом процессе происходят передача и активное усвоение социального опыта, осуществляемые посредством целенаправленно организуемой деятельности (учебно-познавательной, игровой, производственной, художественно-творческой и др.), путем общения воспитателей и воспитуемых, систематического влияния на сознание, волю и эмоции последних.

Определяющими компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, обусловливающие внутренние процессы изменения образованности, воспитанности и развития личности. В свою очередь, процессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов: процесс обучения – из преподавания и учения, процесс воспитания – из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Основными функциями педагогического процесса являются:

  • а) информационная (просвещение воспитанников);
  • б) воспитательная (личностное изменение воспитанников);
  • в) развивающая (всестороннее развитие воспитанников);
  • г) аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);
  • д) социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

Структуру педагогического процесса рассматривают с двух позиций: субъектного состава (участники педагогического процесса) и процессуального состава.

Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели, состав которых отличается большим разнообразием: воспитанники – от дошкольников до пожилых и старых людей; воспитатели – от родителей, педагогов-профессионалов до средств массовой информации, обычаев, религии, языка, природы и т.д. Взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками накопленного человечеством многообразного опыта.

В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют компоненты:

  • целевой (определение целей обучения и воспитания). Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором педагогического процесса;
  • содержательный (разработка содержания образования). Содержание отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;
  • операционно-деятельностный (установление процедур по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, организация деятельности педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм, методов работы для достижения цели);
  • эмоционально-мотивационный (формирование и развитие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);
  • контрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);
  • результативный (эффективность протекания педагогического процесса, прогресс в достижении поставленной цели).

Педагогический процесс – это не просто совокупность субъектного и процессуального состава, а сложная динамично развивающаяся система, целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах. Целостному педагогическому процессу присущи как внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие, так и движение, преодоление противоречий, образование нового качества. Поступательное движение педагогического процесса осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных (являющихся следствием ошибочных педагогических решений) педагогических противоречии, которые являются движущей силой, источником функционирования и развития педагогического процесса.

Педагогический процесс имеет свои особые закономерности. Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Среди общих закономерностей педагогического процесса И. П. Подласый выделяет следующие:

  • 1) динамики педагогического процесса. В педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Чем выше предыдущие достижения, тем весомее конечный результат. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, "ступенчатый" характер. Эта закономерность есть проявление следствия закона: тот ученик имеет более высокие общие достижения, у которого более высокие промежуточные результаты;
  • 2) развития личности в педагогическом процессе. Педагогический процесс способствует развитию личности. Темпы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия;
  • 3) управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;
  • 4) стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов;
  • 5) единства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного;
  • 6) единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит как от качества педагогической деятельности, так и от качества собственной учебно-познавательной деятельности воспитуемых;
  • 7) обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей (материально-технических, экономических и др.) личности и общества, условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса – исходные, ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций. (Принципы обучения и воспитания будут рассмотрены в соответствующих разделах.)

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития. Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

  • подготовка педагогического процесса (подготовительный);
  • осуществление педагогического процесса (основной);
  • анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств испытуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования показали, что это понятие суженное и неполное, оно не отражает всей сложности процесса и прежде всего его основных отличительных черт – целостности и общности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.

Педагогический процесс как ведущая, объединяющая система включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую (рис. 3). В ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами и методами их протекания.


Рис. 3


Педагогический процесс как система не идентичен системе его протекания. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования в целом, школа, класс, учебное занятие и др. Каждая их них функционирует в определенных внешних условиях: при-родно-географических, общественных, производственных, культурных и т. п. Есть и специфические для каждой системы условия. Например, к внутришкольным условиям относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и др.

Структура (от лат. struktura – строение,) – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. В качестве компонентов системы, в которой протекает педагогический процесс, Б.Т. Лихачев выделяет следующие: а) целенаправленную педагогическую деятельность и ее носителя – педагога; б) воспитуемых; в) содержание педагогического процесса; г) организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты (ядром этого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения); д) педагогическую диагностику; е) критерии эффективности педагогического процесса; ж) организацию взаимодействия с природной и общественной средой.

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннего и гармоничного развития личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Деятельност-ный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспи-туемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называют также организационным, организа-ционно-деятельностным, организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

4.2. Целостность педагогического процесса

Педагогический процесс представляет собой внутренне связанную совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям.

Целостность, общность, единство – вот главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение единой цели всех составляющих его процессов. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфического.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: так, воспитание осуществляет не только воспитательную, но и образовательную и развивающую функции, обучение немыслимо без сопутствующих ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых также приходится выделять доминирующие характеристики.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы: общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы.

Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательны устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены.

Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Здесь информацию педагогам дают наблюдения за ходом деятельности и поведением учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.

4.3. Закономерности педагогического процесса

Среди общих закономерностей педагогического процесса (подробнее о них см. 1.3) можно выделить следующие.

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закономерности: более высокие общие достижения будет иметь тот ученик, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Его течение и результаты обусловлены потребностями общества и личности, возможностями (материально-техническими, экономическими и др.) общества, условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и др.).

4.4. Этапы педагогического процесса

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Поставить правильную цель, задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее сущность – получить ясное представление о состоянии личности (или группе) путем быстрой фиксации его определяющих (важнейших) параметров. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект педагогического процесса.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы: руководства педагогическим процессом в школе, воспитательной работы в классе, проведения уроков и др.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

Постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

Взаимодействие педагогов и учеников;

Использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

Создание благоприятных условий;

Осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников;

Обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом.

На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека.

В этой связи крайне важно понимать основные специфические характеристики педагогического процесса, знать, какие инструменты необходимы для максимально эффективного его протекания. Немаловажным является раскрытие основополагающего принципа педагогического процесса - принципа целостности.

Исследованию данного вопроса посвящены труды множества отечественных педагогов. Среди них следует выделить А.А. Реана, В.А. Сластенина, И.П. Подласого и Б.П. Бархаева. В работах данных авторов наиболее полно освящены различные аспекты педагогического процесса с точки зрения его целостности и системности.

Цель данной работы - определение основных характеристик педагогического процесса. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение педагогического процесса;

- охарактеризовать целостность педагогического процесса;

- выделить функции педагогического процесса;

- отметить закономерности педагогического процесса;

- проанализировать базовые принципы педагогического процесса.

Работа основана на анализе публикаций И.П. Подласого, Б.П. Бархаева, В.А. Сластенина, в которых достаточно подробно раскрываются основные характеристики целостного педагогического процесса.

1. Педагогический процесс, как целостная система

По мнению И.П. Подласого, педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» .

Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» .

Анализируя данные определения, а также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:

§ основными субъектами взаимодействия в педагогическом процессе являются и педагог, и ученик;

§ целью педагогического процесса являются формирование, развитие, обучение и воспитание личности учащегося: «Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса»;

§ цель достигается через применение специальных средств в ходе педагогического процесса;

§ цель педагогического процесса, также как и ее достижение обусловлены исторической, общественной и культурной ценностью педагогического процесса, образования как таковых;

§ цель педагогического процесса распределена в виде задач;

§ сущность педагогического процесса прослеживается через специальные организованные формы педагогического процесса.

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность, согласно В.А. Сластенину - «синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем» .

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

§ освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

§ делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

§ взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования (неформальное общение);

§ освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

2. Принцип целостности - основа педагогического процесса

Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А для реальной педагогической практики - единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же время формируются представления знания и умения.

Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

3. Функции целостного педагогического процесса

К функциям педагогического процесса принято относить :

- обучающую;

- воспитательную;

- развивающую.

Обучение - это «совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» .

При этом учитель:

1. преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2. руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1. учится - овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2. пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3. проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Преподавание - это деятельность учителя по:

§ передаче информации;

§ организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

§ оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

§ стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

§ оценке учебных достижений учащихся.

Развитие - это «процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека» .

Воспитание - это «целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе» .

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Конкретизируя для себя эти определения можно понять следующее. Педагогический процесс как сложное системное явления включает в себя все многообразие факторов, окружающих процесс взаимодействия ученика и учителя. Так процесс воспитания связан с нравственными и ценностными установками, обучение - с категориями знаний, умений и навыков. Формирование и развитие же здесь есть два ключевых и базовых способа включения этих факторов в систему взаимодействия ученика и учителя. Таким образом, это взаимодействие «наполняется» содержанием и смыслом.

4. Движущие силы педагогического процесса

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

Все противоречия делят на объективные и субъективные.

Объективные:

Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки.

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи.

Между активно-деятельностной природой ребенка и социально - педагогическими условиями жизни.

Субъективные:

Противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.

Между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.

Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов. К таким слагаемым относятся:

§ детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания;

§ обучение, как стержневой элемент целостности;

§ общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа воспитания;

§ внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность.

5. Закономерности педагогического процесса

педагогический ребенок знание навык

К закономерностям педагогического процесса И.П. Подласый относит :

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

§ наследственности;

§ воспитательной и учебной среды;

§ включения в учебно-воспитательную деятельность;

§ применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

§ интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;

§ величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

§ действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;

§ интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:

§ интенсивности и качества чувственного восприятия;

§ логического осмысления воспринятого;

§ практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от:

§ качества педагогической деятельности;

§ качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от:

§ потребностей общества и личности;

§ возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества;

§ условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).

6. Принципы педагогического процесса

Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном счете помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Обратимся к принципам педагогического процесса, выделяемым Никитиной Н.Н. :

Применительно к выбору целевых ориентиров образования действуют принципы:

1. гуманистической направленности педагогического процесса;

2. связи с жизнью и производственной практикой;

3. соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу.

Разработка средств представления содержания обучения и воспитания направляется принципами:

1. научности;

2. доступности и посильности обучения и воспитания школьников;

3. соединение наглядности и абстрактности в учебном процессе;

4. эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

При выборе форм организации педагогического взаимодействия целесообразно руководствоваться принципами:

1. обучения и воспитания детей в коллективе;

2. преемственности, последовательности, систематичности;

3. согласованности требований школы, семьи и общественности.

Деятельность педагога регулируется принципами:

1. сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

2. опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

3. уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Участие самих учеников в процессе образования направляется принципами сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе.

Выбор методов педагогического воздействия в процессе преподавания и воспитательной работы направляется принципами:

1. сочетания прямых и параллельных педагогических действий;

2. учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Эффективность результатов педагогического взаимодействия обеспечивается следованием принципам:

1. ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

2. прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Кроме того, в педагогической литературе считается целесообразным объединение этих принципов в две большие группы, охватывающих две стороны педагогического процесса - организационную и деятельностную. Первая группа принципов - это принципы организации педагогического процесса, регулирующие выбор целей, содержания и форм взаимодействия. Вторая группа - принципы руководства деятельностью воспитанников, - предлагает систему требований к осуществлению процесса педагогического взаимодействия, его методов и результатов.

Заключение

В данной работе удалось провести анализ основных научных педагогических исследований, в результате которого были выделены базовые характеристики педагогического процесса. В первую очередь это цели и задачи педагогического процесса, основные его компоненты, несомые им функции, значение для общества и культуры, его методы, формы и средства.

Анализ показал высокую значимость педагогического процесса в обществе и культуре в целом. В первую очередь это отражается в особом внимании со стороны общества и государства к образовательным стандартам, к требованиям к проектируемым педагогами идеальным образам человека.

Основные характеристики педагогического процесса - это целостность и системность. Они проявляются в понимании целей педагогического процесса, его содержания и функций. Так процессы воспитания, развития и обучения можно назвать единым свойством педагогического процесса, его составными компонентами, а базовыми функциями педагогического процесса - воспитывающую, обучающую и развивающую.

Список литературы

1. Бархаев, Б.П. Педагогика. - М., 2001. - 320 с.

2. Бордовская, Н.Н., Реан, А.А. Педагогика. - М., 2000. - 278 с.

3. Никитина, Н.Н., Кислинская, Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2008 - 224 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - 450 с.

5. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания. Понятие целостного педагогического процесса. Цели и задачи воспитательной деятельности. Движущие силы педагогического процесса. Социально–личностное развитие детей.

    реферат , добавлен 23.09.2014

    Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания. Содержательно-целевой и организационно-деятельностный компонент педагогического процесса. Воспитательная и образовательная функция. Внешние и внутренние противоречия.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Воспитание как общественное и педагогическое явление. Развитие личности, факторы, влияющие на него. Методология и методика педагогического исследования. Сущность целостного педагогического процесса. Учебный процесс как часть педагогического процесса.

    курс лекций , добавлен 24.09.2013

    Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Формы организации и структура педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность по Б.Т. Лихачеву, К.Д. Ушинскому.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    История возникновения и развития педагогических законов и закономерностей. Специфика проявления законов диалектики в педагогике, основной закон педагогического процесса. Закономерности целостного педагогического процесса, его основные компоненты.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2009

    Целостность педагогического процесса, его функции и основные сложности. Структура педагогического процесса. Цель как компонент структуры педагогического процесса. Таксономия Блума. Классификация учебных целей и ее реализация в образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Педагогический процесс как целостная система; функции, принципы, структура и закономерности; социальное пространство воспитательного процесса, нравственная культура личности. Образование в России и мировые тенденции; приоритетные направления развития.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие педагогического процесса, его структура, этапы, закономерности и общие свойства. Анализ позиции различных авторов при рассмотрении сущности целостного педагогического процесса. Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе.

    реферат , добавлен 25.12.2015

    Структура, принципы, движущие силы и функции педагогического процесса. Требования к педагогу. Образование как социокультурный феномен. Педагогический процесс как взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Сущность педагогического процесса. Взаимодействие всех участников педагогического процесса. Переход от решения одной педагогической задачи к другой. Неразрывность воспитания и обучения.