Инновационный проект представляет собой. Краткая характеристика предприятия

В современной экономике управление хозяйственной деятельностью фирмы во многих случаях осуществляется через реализацию проектов. Таким образом, проект рассматривается как форма целевого управления деятельностью фирмы в рамках бюджета и временных ограничений. Для достижения поставленных целей проект содержит систему решений и мероприятий, которые взаимоувязаны по срокам, ресурсам, исполнителям.

При осуществлении инновационной деятельности каждой фазе инновационного процесса соответствует определенный проект либо раздел интегрированного проекта, носящего название “инновационный проект”. Условно назовем проект, относящийся к той или иной фазе инновационного процесса – фазным проектом.

Инновационный проект является разновидностью , бизнес-проекта и представляет собой систему, содержащую множество проектных решений по областям:

Научная;

Техническая;

Производственная;

Экономическая (финансовая);

Управленческая;

Маркетинговая.

Эта система решений отражается в проектной документации (на Западе для отражения этого аспекта проекта используется термин «design»). Как разновидность бизнес-проекта инновационный проект содержит стандартные разделы:

Описание предприятия.

Описание продукта.

Проект маркетинговых исследований.

Производственный проект.

Проект сбыта.

Финансовый проект.

Специфическим для инновационного проекта являются разделы, посвященные фазам «Прикладная наука» и «Разработка». Фазе «Прикладная наука» соответствует научно-исследовательский проект, фазе «Разработка» – технический проект (другие названия – проект новой техники, проект нового изделия).

Научно-исследовательский проект

Научно-исследовательский проект направлен на решение актуальных практических и теоретических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. Характерными особенностями научно-исследовательского проекта являются новизна и актуальность поставленной цели, сложность решаемых задач.

Научно-исследовательский проект состоит из нескольких частей, которые соответствуют этапам работы исследователей. На первом этапе необходимо сформулировать и обосновать научную тему, провести предварительные теоретические исследования, оценить затраты на исследовательские работы и оценить предполагаемую эффективность.

1. Описание фундаментальной научной области, ее достижений и открытий, используемых для решений прикладных задач.

2. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка научных целей. Описание конкретных прикладных задач, которые должны быть решены. Определение ожидаемых научных результатов и области их использования.

3. Обзор достигнутых к настоящему времени результатов (научного задела), имеющихся в данной области. Сравнение ожидаемых результатов с достигнутым мировым уровнем.

4. Выбор методики проведения исследований. Составление планов исследований.

5. Выбор необходимого оборудования, инструментов и материалов. Определение целесообразности приобретения патентов и лицензий. Составление сметы затрат.

6. Оценка предполагаемого экономического эффекта.

7. Приложения. Например, списки научных публикаций по данной теме, научно-технических отчетов, аннотации литературных источников. Эта часть проекта является технико-экономическим обоснованием (ТЭО), которое должно быть утверждено руководством организации и вышестоящими органами.

После утверждения ТЭО и выделения ресурсов на проведение научных исследований приступают ко второму этапу подготовительных работ. При этом разрабатываются методические указания на проведение исследований, в которых конкретизируются цели и задачи исследования, уточняются и детализируются его методы и планы, решаются вопросы материально-технического обеспечения, стандартизации и метрологии.

На третьем этапе выполняются запланированные исследования, после чего проводится анализ полученных результатов. В результате анализа подтверждаются или опровергаются гипотезы, уточняются теоретические модели. В итоге формулируются научно – технические и производственные выводы и составляется заключительная часть проекта – научно-технический отчет. Полученные результаты исследований используются на фазе «Разработка» для создания технического проекта инновации.

Технический проект

Логическая схема технического проекта, так же как и научно-исследовательского, соответствует этапам разработки нового изделия. На первом этапе осуществляются, исходя из инновационной идеи, постановка цели проектирования, определение назначения и основных эксплутационных, конструкционных, экономических показателей нового изделия, показателей технического уровня и уровня качества. В экономические показатели обязательно включается лимитная цена. Этому этапу соответствует техническое задание (ТЗ). В разработке ТЗ принимают участие менеджер по инновациям, маркетолог, конструктор, дизайнер.

На втором этапе осуществляется поиск вариантов функциональной и структурной схемы нового изделия, экономическое обоснование целесообразности его разработки, выбор окончательного варианта технического решения, проверка его патентной частоты. На данном этапе производится оценка возможности воплотить инновационную идею в конструкцию. Продумываются возможные модификации изделия, предназначенные для различных секторов рынка. Здесь обязательно участие инженера-технолога для оценки вариантов изделия на технологичность.

На выходе этого этапа формируется техническое предложение (ТП), которое включает: записку, содержащую все необходимые технико-экономические расчеты, карту технического уровня и качества изделия, структурные и функциональные схемы, патентный формуляр, ведомости. ТЗ и ТП – начальные этапы проектирования. Они базируются на анализе потребностей рынка и самой фирмы в объекте проектирования, которые были выделены с помощью маркетинговых исследований.

Потребности будут определять состав функциональных, потребительских, стоимостных свойств объекта. Классификация потребителей и их потребностей позволит определить состав модификации продукта (ассортимент). Анализируя и сопоставляя потребности с возможностями, которые предоставляет современная наука и техника, с возможностями самой фирмы разработчики определяют цели проектирования и создают мысленную модель, познавательный образ нового объекта, наделенного определенными свойствами. Эти свойства частично выражаются качественно, то есть естественным языком, а частично количественно – через систему показателей. Эту модель, образ объекта проектирования можно также назвать концепцией проектирования.

Этапы ТЗ и ТП характеризуются большой неопределенностью, и будущая эффективность проекта во многом определяется, насколько удачно были выбраны направления проектирования, насколько богат выбор альтернативных вариантов на старте, насколько нестандартны принятые проектные решения. Большое значение на начальных стадиях проектирования имеет умение разработчиков и менеджеров использовать методы научного мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, композиция, декомпозиция, абстрагирование, аналогия), методы активизации творчества (синектика, мозговой штурм, морфологический анализ, ТРИЗ и т.д.), а также такие методы, как предугадывание и прогнозирование.

На третьем этапе решаются вопросы выбора принципиальных конструкционных решений изделия – компоновки, состава сборочных единиц, уточняются параметры изделия, разрабатываются кинематические, электрические, гидравлические и другие необходимые схемы. Здесь производятся дальнейшие экономические расчеты. Большое значение на этом этапе придается композиции и дизайну. При этом часто используется моделирование в компьютерном варианте или в виде реального макета. Творческие решения дизайнера могут привести к необычным компоновкам, что, в свою очередь, может «натолкнуть» конструктора на новые технические решения. На выходе третьего этапа формируется эскизный проект (ЭП), в число документов которого входят: пояснительная записка, габаритный чертеж, чертеж общего вида, схемы, патентный формуляр, ведомости.

Этапы ТЗ, ТП, ЭП относятся к поисковой части проектирования нового изделия (рис.4.2). Здесь большое значение имеет параметрическая оптимизация нового изделия, то есть определение его количественных характеристик. Различают эксплуатационные (производительность, мощность, надежность и т.д.) и конструкционные параметры (предельная масса, габариты т.д.). Среди эксплуатационных в зависимости от назначения изделия выделяют главный и основные параметры. Главный параметр наиболее полным образом отражает потребительские свойства изделия. Основные параметры дополняют главный и взаимосвязаны с ним. Если инновация относится по типу к модификационной или улучшающей, то параметры нового изделия устанавливаются исходя из параметров изделия-аналога. Трудность при определении параметров возникает при создании принципиально нового изделия. В этом случае обычно применяются методы математического моделирования.

На поисковом этапе проектирования много внимания уделяется отработке технических решений на патентную чистоту, если разработчиком найдено принципиально новое решение, не имеющее аналогов, то он оформляет заявку на получение авторского свидетельства или патента.

На четвертом этапе производится собственно конструирование нового изделия, которое делится на конструирование объекта в целом и конструирование его сборочных единиц и деталей. Конструирование объекта в целом завершается разработкой технического проекта (ТП), содержащего окончательные технические решения со всеми необходимыми расчетами. В ТП входят следующие документы: пояснительная записка, чертеж общего вида, габаритный и монтажный чертежи, функциональные и структурные схемы, ведомости, технические условия, программа и методика испытания изделия, патентный формуляр, карта технического уровня и качества продукции.

На основании технического проекта конструируются сборочные единицы и детали изделия, таким образом разрабатывается рабочая документация на изделие (РД).

РД разрабатывается последовательно для опытных образцов, установочной (первой промышленной) серии, серийного (массового) производства.

При проектировании нового изделия на каждом этапе производятся технико-экономическая оценка проекта при этом:

Производится сравнение проектируемого изделия с современными действующими изделиями-аналогами;

Отбирается лучший конструкционный вариант из предлагаемых. Обычно такая оценка производится по ряду показателей. Показатели, характеризующие изделие как объект производства, следующие:

Расходные – материалоемкость и трудоемкость;

Унификационные – характеризуют уровень унификации изделия, который влияет на его трудоемкость и себестоимость;

Временные – определяющие сроки подготовки производства.

Среди показателей, характеризующих изделие как объект эксплуатации, следует выделить:

Главный показатель – производительность, мощность, скорость и т.д.

Показатели качества – надежность, долговечность, ремонтопригодность и т.д.

Расходные – затраты на эксплуатацию изделия в единицу времени, на единицу продукции или работы, а также требующиеся затраты, связанные с его приобретением и эксплуатацией.

Управление инновационным проектом

В мировой практике управление инновационными проектами является особой сферой профессиональной деятельности, право на ведение которой закрепляется сертификатом. Существует международная ассоциация управления инновационными проектами, которая выдает подобные сертификаты, имеющие международный статус.

К менеджеру по инновациям предъявляются особые требования. Он должен хорошо ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, соответствующей различным фазам инновационного процесса – маркетинг, проектирование, производство, инвестирование и т.д. Он должен хорошо понимать специфический «язык» каждой профессии – чертежи, технологические процессы, алгоритмы, бюджеты и т.д. Он должен быть высококвалифицированным и опытным руководителем, в совершенстве владеющим функциями менеджмента:

Планирование;

Организация;

Координация;

Мотивация;

Контроль;

Представительство;

Отбор и прием кадров;

Информационное обеспечение;

Обеспечение ресурсами.

При управлении инновационным проектом важнейшей задачей менеджера по инновациям является координация и контроль фазных проектов:

2. По потокам данных (информации). Каждый проект имеет определенный набор данных на входе в него, которые необходимы для разработки проектных решений. На выходе из проекта формируются данные, которые являются входными для последующих проектов.

Задачами менеджера являются:

Согласование потоков данных;

Обеспечение релевантной информации;

Установка единой нормативной и документационной базы.

3. По времени. Согласуя проектные работы по времени, насколько возможно менеджер должен предусмотреть параллельное выполнение разных проектных работ с целью сокращения сроков и исключения «временных провалов» в работе.

4. По ресурсам и приоритетам. В условиях ограниченности ресурсов, менеджер определяет приоритетность тех или иных проектных работ. Например, приоритетом может быть обеспечение высокого качества изделия или низкой цены при стандартном качестве, или продвижение товара, организация сбыта.

5. По участникам инновационного процесса. Основными участниками являются:

Заказчик – юридическое или физическое лицо, выступающее как потребитель результатов проекта;

Инвестор – юридическое или физическое лицо, вкладывающее средства в проект. Инвестор может быть одновременно и заказчиком;

Проектировщик (разработчик) – специализированные организации, выполняющие работы по научным исследованиям и разработке, необходимые для достижения поставленных в проекте целей. Проектировщик также проводит технико-экономическое обоснование проекта и оформляет проектно-сметную документацию;

Исполнитель (изготовитель) – организации (обычно это производственные фирмы), осуществляющие изготовление (материализацию) инновационного изделия, согласно проектной документации. Проектировщик и исполнитель могут быть одним лицом.

Важнейшей задачей менеджера по инновациям является стимулирование инновационного процесса, с тем чтобы он не превратился в «вялотекущий процесс» и не прекратился окончательно. В связи с этим менеджер должен иметь альтернативные решения, предусматривать всевозможные резервы по финансам, персоналу, материалам и прогнозировать возможные трудности и риски. При этом менеджер должен предусматривать оптимистичный, пессимистичный и реалистичный варианты развития инновационной деятельности.

Каскадная и спиральная модели управления проектами

К настоящему времени наибольшее распространение получили две модели управления инновационными проектами:

Каскадная модель (1970 – 1980 гг.);

Спиральная модель (1986-1990 гг.).

Основной и наиболее часто применяемой является каскадная модель, для которой характерно выполнение последующей фазы работы после полного выполнения предыдущей. Положительные стороны применения каскадного подхода заключаются в следующем:

На каждой фазе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;

Выполняемые в логической последовательности фазы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Существенным недостатком такой модели управления проектными работами является необходимость остановки работ и возврата к предыдущим фазам из-за ранее совершенных проектных ошибок или необходимости тех или иных уточнений. В результате этого реальный процесс, выполняемый по каскадной схеме, имеет вид последовательных приближений к желаемому результату (итерации). Отсюда следуют срыв сроков, увеличение издержек, ухудшение качества.

Для преодоления вышеперечисленных недостатков была предложена “спиральная” модель. При этом на этапах “Прикладная наука” “Разработка”, предшествующих этапу “Производство”, создаются прототипы – образцы будущей инновации в компьютерном или реальном виде. На этих прототипах уточняются параметры нового изделия, его внешний вид, характеристики качества, потребительские свойства и т.д. Исходя из полученных результатов, планируются последующие проектные работы.

Источник - Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.

В течение последних лет была сформирована новая научная дисциплина – управление инновационными проектами. Она представляет собой подраздел теории управления социально-экономическими системами, который изучает способы, формы и средства эффективного управления инновациями и инновационными проектами. Инновационный проект, как и любой проект, является сложной формой организации инновационной деятельности и управления инновациями.

Инновационный проект включает в себя:

  • – форму целевого управления инновационной деятельностью. Проект как форма целевого управления является сложной взаимосвязанной системой ресурсов, сроков исполнения и участников;
  • – процесс осуществления инноваций. В данном случае проект рассматривается как система последовательных технологических, научно-технических, организационно-экономических, финансовых и прочих мероприятий, направленных на создание инновационных продуктов;
  • – совокупность документов. Включает в себя комплекс различной документации (организационной, финансовой, технической и пр.), необходимой для реализации проекта.

В официальных документах, связанных с понятийным аппаратом инновационной деятельности, определяется содержание инновационного проекта следующим образом.

Инновационный проект – проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и (или) разработок, их практическое использование в производстве и реализации. К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т.д.) .

Инновационный проект всегда связан с инвестициями, и часто его называют инновационно-инвестиционным проектом. В предпринимательской среде инновационный проект определяют как бизнес-проект инновационной деятельности предприятия (фирмы) с целью ее модернизации и повышения конкурентоспособности на целевом рынке.

Инновационный проект можно рассматривать в качестве процесса целенаправленного изменения или создания нового продукта, новой технологической, производственной или социально-экономической системы.

В настоящее время в научной и учебной литературе существуют разные классификации видов инновационных проектов. Рассмотрим виды инновационных проектов, представленных автором при систематизации разных подходов к определению критериев классификации (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Виды инновационных проектов

Критерий классификаций

Виды инновационных проектов

По характеру инновационной деятельности

  • – Исследовательские;
  • – научно-технические;
  • – проекты, связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;
  • – проекты системного обновления предприятия

По уровню решения проблем

  • – Международные;
  • – республиканские;
  • – региональные;
  • – отраслевые;
  • – отдельного предприятия

По характеру целей проекта

  • – Конечные – отражают цели, решения проблемы в целом;
  • – промежуточные

По временному периоду реализации

  • – Долгосрочные (более 5 лет);
  • – среднесрочные (до 5 лет);
  • – краткосрочные (1–2 года)

По типу инноваций

Созданий нового:

  • – продукта;
  • – метода производства;
  • – рынка;
  • – источника сырья;
  • – структурного управления

По масштабности решаемых задач

  • – Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временны́х и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
  • – мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение многих инновационных целей (создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы и т.п.); требуются координационные подразделения;
  • – мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования

и руководства из координационного центра

По виду удовлетворяемых потребностей

Ориентированный:

  • – на удовлетворение существующих потребностей;
  • – создание новых потребностей

Все инновационные проекты часто разделяют на исследовательские и венчурные (рисковые). Венчурные инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости:

  • модернизационный – лежащие в основе технологии не меняются кардинально. К примеру, расширение ассортимента продукции, установка более мощного технического средства, повышение производительности оборудования или труда и т.п.;
  • новаторский (улучшающие инновации) – конструктивно новое изделие существенным образом отличается от прежнего по составу элементов, т.е. добавляются новые качества. Например, введение средств автоматизации производства, новых методов организации труда, делопроизводства и т.п.;
  • опережающий (базисные инновации) – основан на внедрении опережающих технических и технологических решений. Например: сетевые технологии, нанотехнологии;
  • пионерный (базисные инновации) – разрабатываются совершенно новые материалы, технологические решения и конструкции для выполнения аналогичных или абсолютно новых функций. Например: ЭВМ, Интернет, биотехнологии.

Следовательно, все виды инновационных проектов можно определить как систему связанных программ, которые обеспечивают эффективное достижение определенных инновационных целей, и согласованных по используемым ресурсам, срокам, участникам и документам. Исследованием и разработкой инновационных проектов занимаются в инновационном менеджменте в качестве важной составляющей реализации инновационной деятельности.

Создание любого инновационного проекта требует выделения определенного объема финансирования и, следовательно, проведения процедуры экспертизы. У анализа инновационных проектов есть свои особенности. Невозможно использовать только стандартные методики проектирования, необходимо сочетание качественных и количественных методов сравнительного анализа проектов, построения многофакторных моделей. Именно поэтому применяют различные методы и подходы: корреляционный, инвестиционный, финансовый анализ, методы моделирования и прогнозирования и т.д.

Это связано с тем, что проект должен отвечать правовым, институциональным, экологическим и социальным требованиям. Решение о целесообразности реализации инновационного проекта принимается на основе всестороннего анализа всех рисков. Один из вариантов обобщенной схемы анализа инновационного проекта по Л. Н. Оголевой представлен на рис. 3.8.

Рис. 3.8.

В данной схеме отсутствует лишь один важный элемент – эго анализ интеллектуальных ресурсов, которые могут существовать как в самой компании, так и привлекаться со стороны. Без этих ресурсов инновационный проект не может быть эффективно реализован.

Инновационные проекты характеризуются высокой степенью рисков на всех стадиях осуществления. Они не застрахованы от появления в любой момент конкурентной новации или конкурентного продукта. Кроме того они связаны с процессами инвестирования, которые тоже обладают определенными рисками и могут накладываться на инновационные риски, о которые будет сказано позже.

Разработка инновационного проекта – это занимающий время, требующий значительных вложений, рискованный процесс.

Любой проект от момента возникновения идеи до полного своего завершения проходит определенные этапы развития. Совокупность всех фаз и этапов развития принято называть жизненным циклом проекта. Жизненный цикл делят на фазы, фазы – на стадии, стадии – на этапы. Стадии жизненного цикла могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Принято выделять начальную стадию (прединвестиционную фазу), стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционную фазу). Определение жизненного цикла развития проекта является одним из важнейших факторов для организации и управления проектом, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства .

На прединвестиционной фазе осуществляются исследование условий и планирование проекта, разработка документации и подготовка к реализации. Эта фаза тесно связана со сферой бизнеса и факторами внешней среды, которые оказывают непосредственное влияние па определение параметров инновационного проекта. Поэтому предварительный анализ всех факторов внешней среды так важен для создания инновационного проекта.

На инвестиционной фазе осуществляются заключение контрактов, разработка планов работ, реализация проекта и его завершение. В заключительной фазе, когда уже получена продукция, проект связан с рынком сбыта.

Основными участниками инновационного проекта являются:

  • 1) заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
  • 2) инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
  • 3) проектировщик – разработчик проекта;
  • 4) поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
  • 5) руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;
  • 6) команда проекта, создастся на период работ .

Разработка инновационного проекта включает следующие этапы.

  • – формирование идеи;
  • – маркетинговые исследования и разработка параметров конечной цели проекта;
  • – определение "дерева целей" и "дерева работ";
  • – анализ неопределенности и рисков;
  • – выбор жизнеспособного варианта реализации проекта.

Древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ .

Системное структурирование позволяет решить следующие задачи:

  • 1) декомпозировать объект на отдельные блоки, в целях улучшения управляемости;
  • 2) распределить ответственность;
  • 3) оценить необходимость ресурсов (временны́х, материальных, прочих);
  • 4) создать единую базу, позволяющую спланировать, составить и контролировать выполнение смет;
  • 5) организовать бухгалтерский учет проектных работ;
  • 6) перейти от общих целей к конкретным задачам.

Схема последовательности действий по Η. М. Авсянникову при разработке инновационного проекта представлена на рис. 3.9.

Рис. 3.9.

В данной схеме автор придерживается системных позиций при разработке проекта. Целевой функцией проекта становится решение инновационной проблемы, которая заключается в поиске новой идеи и формулировании основной цели проекта, его назначения. На первом этапе проводятся маркетинговые исследования, анализ экономической целесообразности разработки инновации, ее рыночной ценности, изучаются потенциальный спрос, социально-экономические эффекты от выпуска продукта на рынок, формируются объем и алгоритм действий по проекту. Затем происходит разбивка цели на отдельные подцели и создается дерево целей, которое устанавливает необходимые средства достижения целей проекта.

Каждый целевой элемент получает ряд ограничивающих параметров. На следующем этапе аналогично структурируется система заданий и мероприятий, так называемое дерево работ, которое определяет способы получения этих средств. При построении "дерева работ" учитывают возможности организации производства, существующей техники и технологии; использования результатов уже выполненных НИОКР. Если это необходимо, то происходит планирование новых исследований или заключение новых лицензионных соглашений, покупка патентов у правообладателей.

Кроме того необходимо провести анализ инновационных и инвестиционных рисков, выработать варианты реализации проекта в условиях риска и неопределенности. По каждому варианту разрабатываются мероприятия, обеспечивающие достижение в установленные сроки поставленных целевых параметров. Определяются критерии эффективности по каждому варианту проекта.

После того как произошло сравнение расчетных показателей эффективности всей совокупности вариантов и учтена вероятность их реализации, происходит расчет самого оптимального варианта.

Плановые, расчетные показатели по проекту могут быть изменены на этапе реализации. Причиной этому могут стать как внешние, так и внутренние факторы (политические, экономические, организационные изменения).

Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

  • – возникновение и формирование инновационной идеи;
  • – анализ возможностей по созданию инновации;
  • – подготовка договорной документации; подготовка проектной документации;
  • – строительно-монтажные работы;
  • – эксплуатация объекта;
  • – расчет и контроль финансово-экономических показателей.

Целью разработки инновационного проекта является изменение состояния предприятия (фирмы) для повышения его конкурентоспособности. Поэтому в процессе подготовки и разработки инновационного проекта надо быть предельно предусмотрительными и использовать для проведения аналитических процедур весь объем информационных баз.

Документально оформленный каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы.

Раздел 1. Возможности фирмы (резюме).

Раздел 2. Определение инновационного проекта (цели и задачи).

Раздел 3. Характеристика товаров (услуг).

Раздел 4. Рынки сбыта товаров (услуг).

Раздел 5. Конкуренция на рынках сбыта.

Раздел 6. План маркетинга.

Раздел 7. План производства.

Раздел 8. Организационный план.

Раздел 9. Юридическое обеспечение проекта.

Раздел 10. Экономический риск и страхование.

Раздел 11. Стратегия финансирования.

Раздел 12. Финансовый план.

Управление инновационными проектами отличается от управления инвестиционными проектами тем, что требует более детальной оценки рисков и выбора путей их снижения, а также возможности использования средств венчурного финансирования.

С целью обоснованности спланированного объема финансирования необходимо разработать экономическое обоснование – бизнес-план.

В бизнес-плане описываются основные элементы инновационного процесса, сам продукт, этапы производства и реализации, оцениваются риски и состояние рынка, рассчитываются экономико-финансовые показатели проекта и т.д.

Бизнес-план включает в себя следующие разделы.

  • 1. Вводная часть. Кратко и сжато описываются все существенные аспекты проекта. В ее содержание включают: название предприятия, адрес его местонахождения, организационно-правовую форму, состав участников, даются основные характеристики проекта, его цели и задачи, стоимость и запрашиваемые объемы финансирования.
  • 2. Анализ положения дел в области работ, проводимых по проекту. Анализируется состояние потребительских рынков, на которые компания планирует выйти, сравнительно оцениваются конкурентные преимущества и недостатки предлагаемого к производству продукта, анализируются потенциальные группы спроса.
  • 3. Сущность предлагаемого проекта. Дается полное и детальное описание продукта или услуги, с указанием всех особенностей и уникальности.
  • 4. Анализ рынка. Определяются целевые рынки (рынок, сегмент рынка) и возможные потребители. Описывается маркетинговая стратегия выхода на рынок.
  • 5. Производственный план. Описываются производственные и технологические процессы, оборудование, характеристики специалистов и прочие связанные с производством и реализацией продукции вопросы.
  • 6. Организационный план. Описываются организационная структура организации, схемы организации продаж, структура и квалификация персонала.
  • 7. Оценка степени риска. Проводится идентификация рисков, определяются основные характеристики рисков, связанные с реализацией проекта, определяется наличие реальных и потенциальных угроз, представляющих опасность для предприятия, производится их оценка и определяются возможности преодоления рисковых ситуаций.
  • 8. Финансовый план. Описываются плановые расчетные показатели по выручке и расходам с учетом благоприятных и неблагоприятных исходов и инфляционных ожиданий, налоговые отчисления, формируется план доходов и расходов на 1–5 лет, рассчитываются финансовые показатели (NPV , IRR, индекс рентабельности и др.).
  • 9. Приложения.

Представленный материал по раскрытию особенностей содержания инновационного проекта позволяет сделать следующие выводы:

  • инновационный проект раскрывает содержание инновационной деятельности и определяет структуру инновационного процесса;
  • разработка инновационного проекта требует реализации большого объема аналитических процедур;
  • инновационный проект является комплексом различных документов (программ), которые имеют между собой системную связь по целям, средствам и результатам.

Выводы

  • 1. Инновационная деятельность основывается не только на профессиональных, но и на междисциплинарных знаниях, вовлекая систему научных, технических, организационных и финансовых мероприятий для создания инновационных товаров и услуг.
  • 2. В управлении инновационной деятельностью используются синергетические подходы.
  • 3. В организации инновационного процесса используются различные модели, позволяющие наглядно описать стадии, участников, элементы, транзакции. При этом вследствие очень сложно предсказуемого характера и времени достижения итогового результата инновационной деятельности все эти модели имеют свои ограничения.
  • 4. Существует большое количество разработанных стратегий инновационной деятельности. В условиях динамичного изменения рыночной ситуации разработка стратегии носит сугубо индивидуальный характер: каждая хозяйствующая организация должна находить свою уникальную позицию на рынке исходя из системного анализа своих конкурентных преимуществ.
  • URL: sci-innov.rU/law/base_terms/#02
  • Инновационный менеджмент: учеб. пособие/ под ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2001.
  • URL: technopark.by/business/207.html
  • URL: udik.com.ua/books/book-320/chapter-11606
  • Новиков В. С. Инновации в туризме. М.: Академия, 2007.
  • Авсянников Η. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: РУДН, 2011.
  • URL: dist-cons.ru/modules/innova/section2.html

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Примеры инновационных проектов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Основная особенность России заключается в том, что у нас всегда в избытке идеи и желание экспериментировать. Это особенность русского менталитета.

Все больше российских предпринимателей, увлеченных перспективами отечественных технологий, выбирают в качестве инструмента для инвестиций именно высокотехнологичный сектор. Они готовы рисковать и с энтузиазмом осваивают новый бизнес. В целом правильное направление выбрало и государство, поощряя программы по коммерциализации на базе ведущих исследовательских центров, университетов, НИИ. В университетах на технических специальностях вводятся экономические и маркетинговые дисциплины, направленные на формирование предпринимательских навыков у студентов.

В XXI веке перспективные разработки отдельных российских фирм, не связанных напрямую с наукоемкими отраслями, финансировались, в основном, за счет кредитов и собственных средств. Однако отдельные проекты были финансированы за счет частных инвесторов.

Рассмотрим успешные примеры инновационных проектов.

Анодированное нанесение микропленки

Московская строительная фирма "Рик-С" осуществила разработку и внедрение новой технологии – анодированного нанесения микропленки. Применяться эта технология должна была для золочения различных поверхностей. Разработка оказалось успешной, компания начала получать подряды от храмов, мечетей, стадионов и т.д. Так фирма принимала участие в обновлении храма Христа Спасителя, храма Александра Невского, Лужников и т.д.

Производство мини-двигателей

Еще один пример удачного инновационного проекта в России, профинансированного частным инвестором: в Ярославле было налажено производство мини-двигателей для авиамоделей. Сейчас компания, производящая эти двигатели, заняла прочное положение и в России, и на зарубежных рынках. Но это сравнительно небольшие проекты, реализованные на стадии расширения компаний.

Арамидно-композитные волокна

Более крупным проектом является история развития компании "Армоком". Центр высокопрочных материалов "Армированные композиты" (Армоком – www.armocom.ru) был создан в 1992 году при Центральном научно-исследовательском институте специального машиностроения в г. Хотьково Московской области. Идея основывалась на том, что из арамидных композитных материалов, которые используются в космических кораблях можно делать высокопрочные шнуры, которые должны быть востребованы везде, поскольку шнур, получаемый из арамидно-композитных волокон, прочнее и легче капронового. Первый вклад был осуществлен непосредственно создателями компании – работниками этого института, которые вместе приобрели 2 необходимых станка для производства шнуров. После этого пришел на помощь "бизнес-ангел", фактически профинансировав закупку материала для производства. Из первой партии в 2 тонны, было сделано несколько десятков километров шнура, который почти сразу стал пользоваться спросом: его приобретали для применения в качестве буксировочных тросов, а также на яхтах, в альпинизме и т.д. В результате, через год проект приносил ощутимую прибыль.

Следующим шагом стало производство бронжилетов из арамидно-композитных волокон. После изготовления первых образцов, появилась необходимость в создании производственной цепочки по производству. Заем получить не удалось, а собственных средств на это не хватало. Деньги были получены от частного инвестора под большой процент. Но идея стоила того. Создание бронежилета совпало с началом активного развития в России индустрии частных охранных структур, да и среди бизнесменов было много желающих носить скрытые бронежилеты. После этого "Армоком" получил госзаказы от службы охраны Президента, Государственного таможенного комитета, потом от МВД. После создания специального бронекомплекта для экипажа БТР, который по характеристикам оказался в полтора раза лучше, чем американский, Министерство обороны обратило внимание на "Армоком". Пошли заказы на шлемы, бронежилеты, защитные комплекты. В результате проект окупился с лихвой. Как для инвестора, так и для владельцев "Армоком". Дальнейшее развитие технологии было профинансировано за счет государственных средств. В настоящее время "Армоком" производит большую часть продукции по госзаказам.

Данный пример показывает, что успех инновационного проекта основан на следующем:

  1. Технология. Технология, использовавшаяся в космической технике, была удачно применена для производства "мирной" продукции, потеснив в этой нише уже работающие предприятия.
  2. Харизма руководителя, без которой компания не сумела бы привлечь инвесторов на раннем этапе развития.
  3. Постоянное движение вперед. Не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше и дальше, изобретая новые продукты на основе технологии. Если бы они остановились на шнурах, то, скорее всего, до сих пор бы остались малым предприятием.
  4. Переход из малого бизнеса в средний. На одном из этапов жизни фирмы, получение госзаказа стало основной целью, достижение которой и вывело предприятие на новый уровень и позволило закрепиться в серьезном бизнесе.

Интернет-магазин Озон

Еще одним удачным примером инновационного проекта является создание Интернет-магазина "Ozon". Магазин был создан в конце 1997 года ООО "Рексофт" и был заранее предназначен для продажи стратегическому инвестору, в качестве которого рассматривался какой-либо издательский дом. Однако этот проект не заинтересовал в то время ни один из издательских домов. В результате ООО "Рексофт" начал искать потенциальных инвесторов и венчурные фонды. Однако в результате кризиса 98 года развитие было остановлено, а ООО "Рексофт" пришлось еще раз профинансировать развитие своего проекта. В 1999 году был переработан бизнес-план проекта и предпринят новый этап поиска инвестора. В результате компания ООО "Рексофт" продала холдингу Ru-Net Holding Ltd. 50% плюс две акции "Озона" за 1,8 млн. долларов. Еще 1,2 млн. долларов Ru-Net Holding Ltd по условиям сделки обязан был вложить в проект "Ozon" до конца 2000 года.

Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что "Ozon" на стадиях бизнес-идеи и стартапа финансировался материнской компанией, а финансирование венчурным инвестором осуществлялось на стадии развития проекта, когда ему требовалось расширение.

Сколково

Сколково является примером комплексного инновационного проекта со сложной инфраструктурой. В рамках проекта изначально был создан ГК "Роснанотех" в партнерстве с Московской школой управления Сколково закрытый паевой инвестиционный фонд венчурных инвестиций "Сколково-Нанотех". Отраслевая стратегия фонда – инвестирование в перспективные быстрорастущие компании в области нанотехнологий.

Предназначение Сколково в том, чтобы создать инфраструктурный сегмент, отвечающий за работу с компаниями на ранней стадии. Уже реализована целая категория проектов, которые долгие годы находились на уровне инновационных идей. "Сколково" работает со сложными инновационными проектами, гармонизируя процесс на наиболее сложном, начальном этапе развития. Проект изначально был призван ликвидировать несбалансированность в развитии инновационного предпринимательства, которая выражалась в том, что, например, "Роснано" поддерживает проекты на стадии создания производства, а Российская венчурная компания (РВК) поддерживает венчурные проекты, а поддержка инновационных предприятий на более ранних этапах не осуществлялась, фактически, никем. Помимо этого существуют различного рода гранты и федеральные программы, которые способствуют развитию отдельных проектов. Однако они не в состоянии охватить все сферы, в которых зарождаются инновационные проекты.

В рамках "Сколково" создана инновационная система, которая гармонично сочетает все элементы инновационного процесса: венчурные и посевные фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки и технологический исследовательский университет. При этом самое узкое место в инновационном процессе, т.е. коммерциализация всех проектов, существенно облегчена за счет привлечения крупных компаний и фондов, которые заинтересованы в инновационных разработках или имеют ресурсы для способствования проведению таких разработок.

В рамках сотрудничества с Intel Московская школа управления Сколково подписали соглашение о партнёрстве в области дизайна инноваций. Основой выступало создание лаборатории разработки и внедрения процесса создания инноваций.

Кроме Intel в проекте Сколково проявили заинтересованность еще несколько мультинациональных компаний. Германская компания Siemens ориентирована на создании в Сколково центра по исследованиям в области биологии и энергоэффективности. Договор о сотрудничестве также заключен с корпорацией Microsoft, купившей финскую компанию Nokia. В связи с этим в Сколково планируется открыть научный центр в области разработки программного обеспечения. Отдельно следует выделить также развитие направления по сотрудничеству с зарубежными инновационными центрами. В частности в области развития системы коммерциализации инновационных технологий в Сколково совместно со швейцарским технопарком "TECHNOPARK Zurich".

С одной стороны, создание инновационной системы в Сколково необходимо для того, чтобы поддерживать исследовательскую деятельность, а с другой – для того, чтобы формировать и задавать определённый спрос на инновационную продукцию, которой сегодня либо нет, либо она есть, но её недостаточно. Фактически, Сколково представляет собой инновационный полигон для развития всех видов инновационного предпринимательства. В рамках проекта создана такая инновационная система, которая позволяет любому инновационному предприятию или частному новатору продвинуть свой проект со стадии идеи до коммерческой реализации. Иными словами создание подобной системы означает формирование мощного фактора развития инновационного предпринимательства в России.

Комбинация всех этих факторов и элементов является основным условием создания критической массы интеллектуального потенциала, появления инновационных идей и реализации их стоимости на рынке.

При создании Сколково закладывались сроки реализации такого инновационного проекта: в части строительства основных элементов наукограда – около 7 лет, на формирование инновационной инфраструктуры 10-15 лет.

Финансирование будущего инновационного центра производится из федерального бюджета в части содействия развитию инфраструктуры, в части разработки проектной документации по некоммерческим объектам, а также в части научной инфраструктуры. Остальные объекты, относящиеся к коммерческой инфраструктуре, включая и ряд социальных объектов, обеспечиваются в рамках софинансирования.

При создании Сколково ставились следующие планы:

  • создание самого крупного центра по разработке и коммерциализации инновационных технологий;
  • создание филиалов крупнейших инновационных компаний России и зарубежных стран, а также научные и проектные лаборатории российских университетов;
  • развитие инновационных проектов по пяти приоритетным направлениям. Сюда включены пять "прорывных" отраслей науки: нанотехнологии, энергетика, информационные технологии и телекоммуникации, биомедицинские и ядерные технологии.

На данный момент Сколково, как пример инновационного проекта, оценивается как успешный, при этом наукоград стал одним из отправных моментов "прорывного" развития экономики Российской Федерации.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других -- реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций,.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики -- проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.