Социальная система. Социальные системы, их признаки и виды

Вопрос 14. Понятие социальной системы.

Социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Каковы же в таком случае характерные черты социальной системы?

Во-первых , из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем , ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны,класс, нация, семья и т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер : в нем можно выделить различные уровни, - в виде подсистем, подподсистем и т. д., - которые связаны между собой соподчинительными линиями, не говоря уже о подчинении каждого из них импульсам и командам, исходящим от системы в целом. В то же время надо учитывать, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна. Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно и не иерархичен, т. е. обладает известной степенью автономии, что отнюдь не ослабляет систему в целом, но, напротив, усиливает ее: позволяет более гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы, не перегружать верхние уровни системы такими функциями и реакциями, с которыми вполне могут справиться низлежащие уровни целостности.

Во-вторых поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах - это их интегративное качество , не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом.Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное,обособленное существование и функционирование системы. Между целостностью системы и ее интегративным, сплачивающим всю систему качеством, прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы целостностью и в то же время выступает гарантом данной целостности, в том числе за счет преобразования компонентов системы соответственно природе системы в целом. Такая интеграция становится возможной благодаря наличию в системе системообразующего компонента , «притягивающего» к себе все другие компоненты и создающего то самое единое поле тяготения, которое и позволяет множеству стать целостностью.

В-третьих ,из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем , он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей. Появившись на свет, человек сразу же оказывается включенным в сложившуюся в данном обществе систему отношений, и прежде, чем он станет их носителем и даже сумеет оказать на нее преобразующее воздействие, сам должен; вписаться в нее. Социализация индивида по сути дела есть его адаптация к существующей системе, она предшествует его попыткам адаптировать саму систему к своим потребностям и интересам.

В-четвертых ,из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых . Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные),так и искусственные (автоматизированные машины). Сама же способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна - именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие. А если мы вспомним, что индивид, социальная группа, общество в целом всегда действуют целенаправленно, то значимость подсистемы управления станет еще зримей. Мы часто слышим выражение: «Система работает в разнос», т. е. саморазрушается.Когда такое становится возможным? Очевидно, тогда, когда начинает давать сбои,а то и вовсе выходит из строя, подсистема управления, вследствие чего наступает рассогласование в действиях компонентов системы. В частности, грандиозные издержки, которые терпит общество в период своего революционного преобразования, во многом связаны с тем, что образуется временной разрыв между сломом старой системы управления и созданием новой.

Социальная система

Социальная систе́ма - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов.
Структура – обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.
Окружающая среда – устанавливает внешние границы системы.

Социальная система - целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение .

История

Структура социальной системы

Структура социальной системы - это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные группы и социальные организации . Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:

  • должна быть приспособлена к среде (адаптации);
  • у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);
  • все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);
  • ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Т.Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами.
К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

См. также

Литература

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная система" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - (SOCIAL SYSTEM) Понятие «система» не является исключительно социологическим, это концептуальный инструмент, широко применяемый в естественных и социальных науках. Система это любая совокупность (collection) взаимосвязанных частей, объектов,… … Социологический словарь

    социальная система - socialinė sistema statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tam tikras vientisas darinys, kurio pagrindiniai dėmenys yra žmonės ir jų santykiai. atitikmenys: angl. social system vok. Sozialsystem, n rus. социальная система … Sporto terminų žodynas

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - (social system) 1. Любое, особенно относительно постоянное, моделирование социальных отношений в пространстве и времени, понимаемое как воспроизведение практики (Гидденс, 1984). Таким образом, в этом общем смысле, общество или любая организация … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - общество в целом или любая его часть, функционирование которой регулируется определенными целями, ценностями и правилами. Закономерности функционирования социальных систем любого вида являются предметом изучения такой науки, как социология. (См.… … Философия науки: Словарь основных терминов

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей,… … Социология: Энциклопедия

    Социальная система - относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества; совокупность социальных институтовСоциология: словарь

    Понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является структурированной, организованной системой, элементы к рой не изолированы друг от друга, а связаны опр. отношениями,… … Энциклопедия культурологии

    Понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Новейший философский словарь

    Социальная форма временная либо постоянная форма существования социальных видов. Содержание 1 Социальные формы 1.1 Колониальный организм … Википедия

    Социàльная структура совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура… … Википедия

Социальная система – это упорядоченность взаимодействующих индивидов, вещей и процессов, образующих интегративные качества, не свойственные данным компонентам, рассматриваемым автономно.

Уровни социальных систем.

А) Все конкретно историческое общество, т.е. это совокупность членов данного общества, а так же весь комплекс общественных отношений: экономических, политических, социальных и духовных.

Б) сообщества и объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, этнические группы, поселения и т.д.)

В) организации, действующие в реальных секторах экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные и образовательные учреждения, фирмы, общественные объединения и т.д.)

Г) первичный 3уровень социальных систем(отделы, подразделения, участки работ, проектные группы в рамках фирм и предприятий)

Синергетический эффект формирования социальных систем.

Синергетический эффект формирования социальных систем позволяет решать следующие задачи:

1) обеспечение выживания

2) Увеличение народа, населения

3) Расширение и освоение территории

4) Объединение, сохранение и использование ресурсов

5) Разделение, специализация и распределение труда

6) Формирование необходимого разнообразия для существования

7) Осуществление гармоничного и комплексного развития.

Основные компоненты социальных систем.

1. Человек , т.е. существо общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми множеством отношений и форм взаимодействия. Наличие человеческого компонента – это сущностная и важнейшая черта социальной системы, которая отличает ее от других систем.

2. Процессы . Экономические, социальные, политические, духовные. Это смена состояний системы в целом или отдельных ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, но все они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.



3. Вещи . Предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни.

4. Компоненты духовной природы . Это общественные идеи, ценности, обряды, обычаи, ритуалы, традиции, которые обусловлены действием и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

2) Сущность и признаки организации.

Организация – это разновидность социальной системы. Это объединение 2 и более людей, совместно реализующих некоторую цель на основе определенных принципов и правил. Организация – это первичный элемент любой общественной системы. Это самая распространенная форма человеческой общности. В зависимости от поставленной цели организации могут быть коммерческими и некоммерческими(образовательные, политические, медицинские, правовые и т.д.).

Главные признаки организации:

- наличие цели . Она придает смысл всему существованию организации, а также дает конкретную направленность действиям участников организации и подразделений.

- наличие определенного числа участников . Эффективное достижение цели организации возможно при наличии некоторого критического числа участников соответствующей квалификации.

- разделение труда. Позволяет специализировать деятельность участников, а так же повысить производительность и качество их работы.

1) горизонтальное. По этапам производственного процесса

2) вертикальное. По уровням управления.

- Иерархическая структура организации . закрепляет разделение труда участников в структурных подразделениях и формируют связи между ними.

- Организация является самоуправляемой системой . Наличие внутреннего координирующего центра обеспечивает единство действия всех участников организации

- принцип саморегулирования или самоорганизации . координирующий центр самостоятельно принимает решение относительно внутренней жизни организации, ее сотрудников, а так же обеспечивает рациональное поведение организации во внешней среде.

- обособленность организации . Она выражается в замкнутости внутренних процессов, в наличии границы, отделяющей организацию от внешней среды.

- наличие индивидуальной организационной культуры. Это совокупность традиций, ценностей, верований и символов, разделяемых большинством членов организации и предопределяющих характер взаимоотношений в организации.

3) Основные виды организаций(классификация )

Организации, составляющие основу любой цивилизации можно представить в виде набора правовых форм и организационных структур. Их классификация важна по 3 причинам:

1. Группировка организации по организационным параметрам. Позволяет создать минимум методик для их анализа и совершенствования.

2. Использование унифицированной классификации. Способствует созданию необходимой инфраструктуры, которая включает в себя

а) систему подготовки кадров

б) планирование работы контрольных служб

в) подготовка системы законодательства

3. Принадлежность организации к той или иной группе. Позволяет определить ее отношение к налоговым и социальным льготам

Классификация организаций:

1) Коммерческие – главной их целью является извлечение прибыли

Некоммерческие – главной их целью является любая другая, кроме коммерческой.

2) Общественные – строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов.

Хозяйственные – их деятельность нацелена на удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

3) Правительственные – организации, имеющие соответствующий статус, например министерства и ведомство.

Неправительственные – организации, не имеющие данного статуса.

4) Формальные – официально зарегистрированные организации.

Неформальные – не включенные в реестры и не имеющие соответствующих документов.

4)факторы, определяющие характер организации.

Существует ряд динамично изменяющихся факторов прямо или косвенно влияющих на характер и состояние организации. К ним относят:

1. Внешняя среда(прямого и косвенного воздействия). Это совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны руководства организации.

А) прямого воздействия. Совокупность организаций и подсистем, с которыми возникают связи данной организации в процессе ее функционирования(потребители, поставщики, СМИ, кредитно-финансовые учреждения, конкуренты)

Б) косвенного воздействия. Это факторы, которые воздействуют на все организации без исключения и создают возможности или угрозы для функционирования организации(экономические, политические, технологические, природно-климатические, социально-демографические, культурные).

2. Цели и стратегии. Переменные, которые отчасти задаются самой организацией, а отчасти регулируются внешней средой.

А) цели. Отражение объективной сущности организации и ее функций в обществе. Это мотивы и стимулы для сотрудников организации. Это критерии оценки результатов деятельности организации и ее подразделений.

Б) стратегии. С одной стороны, это определение основных долгосрочных задач организации, с другой стороны – это курс действий(структуры, технологии), необходимых для достижения основных целей организации.

3. Технологии работ. Данный фактор предопределяет производственную структуру, а так же методы организации производства, а через них организационную структуру и связи управления. Достижение целей зависит от общего уровня развития производительных сил и НТП.

4. Персонал . Это кадровый состав организации. Это социально-культурные и профессионально-квалификационные характеристики работников, их индивидуальные цели и стратегии, а так же ценности и мотивация.

№ 5 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки УДК 37.01:316.37

ТРАКТОВКИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Г.Г. Куликова НФ РГТЭУ (г. Новосибирск)

Социальные ценности - важнейший компонент социальной системы, содержание которой обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, особенно, культуры. Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они - продукт социализации личности, ее предшествующего опыта. Они же - главные регуляторы социального поведения людей, а значит - общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

Ключевые слова: смысложизненная, универсальная, партикулярная ценности

До недавних пор духовность личности исследовалась отечественными педагогами и социологами в идеологическом и мировоззренческом аспектах, в контексте выяснения соответствия духовных качеств принципам марксистско-ленинской идеологии и научного атеизма. Сейчас наблюдается рост интереса к изучению духовности в ином ключе - ценностном (социо-аксиологическом).

Новый для нас подход стар и традиционен для западной социологии, как теоретической, так и эмпирической. Э. Дюркгейм, Г. Заммель, М. Вебер, В. Парето, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т.

Парсонс, Р. Мертон, Т. Лукман, П. Бурдье и многие их последователи при всем отличие от концепций решали, по сути дела, общую задачу - выявить роль социальных (в том числе духовных) ценностей в жизни индивидов, социальных групп и общества. Благодаря их трудам нам ныне известны следующие истины.

Социальные ценности - важнейший компонент социальной системы, содержание которой обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, особенно, культуры.

Социальной ценностью может стать любой материальный или идеальный объект (как реально существующий, так и воображаемый), если:

1. обладание им проблематично (ценность любого объекта возрастает по мере уменьшения возможностей его получения);

2. на этом объекте фокусируются желания многих людей и их групп;

3. этот объект оценивается в качестве необходимого условия жизнедеятельности жаждущих его.

Чем сложнее устроено общество, тем больше набор социальных ценностей. Но в любом обществе социальные ценности составляют систему, т.е. взаимодействуют между собой. Эти взаимодействия осуществляются по трем основным моделям:

Гармоничной (когда все ценности, или большая их часть, взаимоукрепляют друг друга);

Антагонистичной (когда одни ценности взаимоисключают другие);

Нейтральной (когда составляющие систему ценностей структуры индеферентны по отношению друг к другу).

В любой системе общественных ценностей выделяется три уровня. Первый - высшие ценности, близкие к социальному идеалу, а потому вызывающие наибольшее восхищение, но которое, как правило, не дополняется реальным служением им подавляющего большинства людей. Второй -ценности, признаваемые нормой для большинства людей и их групп. Третий - ценности меньшинства, осуждаемые большинством, имеющие, по мнению последнего, аморальный или правонарушительный оттенок.

Социальные ценности - сложный, многообразный феномен, нуждающийся в типологизации по многим основаниям. Различают ценности:

Духовные и материальные;

Экономические, политические, правовые, религиозные и идеологические, моральные, эстетические, экологические;

Ретроспективные, актуальные и перспективные;

Всего человечества, конкретного общества, народа, нации, класса, политической партии, массового движения, трудового коллектива, семьи, индивида.

В системе ценностей личности чаще всего выделяют подсистемы: смысложизненную, универсальную и партикулярную. Смысложизненными называют такие ценности личности, которые стали целями ее жизни, определили средства их достижения, а потому играют функцию главнейших регуляторов ее социального поведения. Они образуют высший уровень в иерархии ценностей личности, детерминируют ее восприятие и оценку собственной жизни, принятие жизненно важных решений в любых ситуациях. Их, как следует из диспозиционной теории саморегуляции поведения личности, разработанной В.А. Ядовым, нельзя путать с установками людей на конкретные социальные объекты и конкретные ситуации, определяющими их отдельные поступки . Смысложизненные ориентации связаны с целостностью образа жизни человека, означают его предрасположенность к определенному поведению в любых жизненных условиях

Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они - продукт социализации личности, ее предшествующего опыта. Они же - главные регуляторы социального поведения людей, а значит -общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

К универсальным принято относить:

1. витальные ценности людей, связанные с сохранением и продлением жизни, здоровьем, личной безопасностью, собственностью, благосостоянием, семьей, детьми, трудом, родом занятий, качеством продуктов и т.п.);

2. ценности личностного развития (образование, равенство стартовых возможностей, творчество, самореализация, утверждение собственного достоинства, сохранение и развитие индивидуальности);

3. коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, дружба, организованность, дисциплинированность, чувство защищенности);

4. ценности межличностного общения (любовь, верность, порядочность, толерантность, корректность, честность, доброжелательность, бескорыстие);

5. ценности общественного признания (социальный статус, почет, награды, льготы,

привилегии);

6. демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).

Под партикулярными подразумеваются ценности:

1. религиозные;

2. традиционные (любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу, уважение к обычаям, обрядам, а также лидерам, традиционно считающимся заслуживающими признательности);

3. ценности нового времени, которые по сложившейся в социологии традиции часто называют урбанистическими (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни).

Все эти подсистемы и структуры ценностей личности, дополняя друг друга и взаимодействуя между собой, либо стимулируют ее социально значимые поступки, либо тормозят их совершению. Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

Западная социология доказала, что система социальных ценностей должна выявляться эмпирическим путем. Она предложила разнообразные методики такого выявления (начиная от традиционного анкетирования и кончая методами групповых дискуссий), разработала специальную совокупность индикаторов и индексов, позволяющих устанавливать типы и разновидности социальных ценностей, а также типологических групп, схожих или отличных по существенным признакам ценностных ориентаций людей.

Несмотря на обилие эмпирических исследований ценностей людей, проведенных в США и странах Европы, невыясненным остался главный вопрос - что такое духовность личности? Какие феномены сознания объемлются этим понятием? Насколько полно и системно изучение духовности личности путем анализа ее смысложизненных ценностей? Являются ли духовными ценности личности, ориентирующие ее на повышение материального благосостояния в ущерб морально-нравственному и/или интеллектуальному развитию? Что является источником смысложизненных ценностей? Каков механизм их формирования?

На эти вопросы традиционная западная социология либо вообще не ответила, либо дала взаимоисключающие ответы. Позитивисты представляли духовность в роли служанки, обслуживающей утилитарные стремления людей к получению разнообразных благ. Справедливо критикуя их, М. Вебер говорил о религии как первооснове духовности личности, первоисточнике всех социальных ценностей, в том числе и, прежде всего, смысложизненных. По данным его исследований, только религиозная (faith) вера личности делает ее действия осмысленными и социальными. В. Парето, ставивших духовность личности выше всех прочих ее структур, усматривал ее первоисточник в belif-вере, идеологии, прежде всего. Т. Парсонс считал фундаментом духовности морально-нравственные принципы.

Интересные, но не полные ответы на вышеназванные вопросы дали взаимодополняющие друг друга социологические течения ХХ века - феноменологическая и экзистенциальная социология, символический интеранционизм, социология знания и этнометодология. Все они исходят из того, что мир, в котором живут люди, есть, по сути дела, мир, который живет внутри их. Воспринимаемая человеком окружающая его действительность (в том числе социальная) находится не вне его, а в его сознании. То, что человек не осознает, для него несущественно. Реально для него то, что он признает реальным. Такая постановка не есть отрицание объективного мира или уход в лабиринты солипсизма. Она означает стремление понять, чем для человека является окружающий его мир, при каких обстоятельствах и почему люди считают что-то реальным, какие смыслы личность придает миру, в котором она живет.

В рамках характеризуемых направлений социологии особое внимание уделяется тому факту, что обычный человек осознает социальную действительность не ради процесса познания, а ради понимания самого себя, своего места и роли в окружающем мире, возможностей и ограничений своей жизнедеятельности.

В итоге такого познания формируется самость (self) личности, система ее осознанных позиций, внутренняя самоиндефикация, глубинная самоопределенность, подлинное самосознание, квинтэссенция человеческой субъектности. Всеми этими (и другими) терминами разные представители характеризуемых подходов обозначают духовность личности.

Важно заметить, что духовность личности осмысливается при этом как:

Противоречивое единство объективного и субъективного, социального и индивидуального, рационально-осознанного и неосознанного;

<центр жизненного мира человека> (А. Щюц), определяющий выбор варианта решения им любого жизненно важного вопроса;

Самоосознание, находящееся в постоянном изменении под воздействием осознаваемой части социального мира;

Нерасчлененная целостность, сплав faith-веры и belif-веры, нравственности и идеологии личности, ее общих мировоззренческих позиций и оценок частных явлений окружающего мира.

Следует обратить внимание и на то, что трактовки духовности человека современной западной социологией кое в чем существенном стали сближаться с теми, которые давно высказаны русскими социологами - Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, А.И. Введенским, И.А. Ильиным, М.М. Кареевым, Н.О. Лосским, В.И. Несмеловым, В.В. Розановым, Е.Н. Трубецким, Н.Ф. Федоровым, П.А. Флоренским, С.Л. Франклом и другими. Под духовностью человека они понимали сугубо внутреннюю, опытно-мистическую жизнь верующего человека, регулирующую его совесть, нравственность, идеологию, мировоззрение, практическое поведение. Будучи православными христианами и объективными исследователями социальных отношений, они прекрасно видели то, что до сих пор не могут узреть вульгарные атеисты - социальную полезность и необходимость развития духовности россиян на принципах Православия. Это нужно не для создания рая на Земле, а для недопущения на ней ада.

Подлинно духовная жизнь, по мнению М.М. Кареева, состоит "в непрестанном богообщении".

Она предполагает смирение гордыни, "самоуничижение", "готовность претерпеть все состояния лежащего во зле мира", отказ от славы и материального благополучия, "коих нельзя достичь, не поступаясь собственной совестью", не нарушая правил честности. . Вторя ему, В.И. Несмелов писал, что образ Божий присутствует в сознании каждого индивида, но не каждый из них возвышается до понимания того, что "без реального существования Бога никакое сознание не было бы возможно" .

"Только в мистической и оккультной философии, которой философы официальные и общественные все еще не хотят знать, - писал И.А. Бердяев, - раскрылось истинное учение о человеке как микрокосме: Только мистики хорошо понимали, что все происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатлевается на космосе: Мистика всегда была противоположна тому психологизму, который видит в человеке замкнутое индивидуальное существо, дробную часть мира. Человек не дробная часть вселенной, не осколок ее, а целая малая вселенная, включающая в себя все качества вселенной большой" .

В современной отечественной педагогике и социологии присутствуют и развиваются идеи, порожденные как западной педагогикой и социологией (классической и новыми ее течениями), так и русской духовной традицией. При этом прозападные идеи встречаются гораздо чаще, особенно, в эмпирических исследованиях последнего десятилетия.

По методологическому основанию и теоретической новизне выводов проведенные российскими

социологами в 90-х годах эмпирические исследования духовности социальных групп можно разделить на три типа. Большая их часть базируется на традиционной для западной социологии методологии, описанной в начале данного параграфа.

Исследований, реализующих феноменологический, экзистенциальный и этнометодологический подходы к изучению духовности личности и социальных групп значительно меньше. Но еще меньше таких научных поисков, которые основаны на вышеохарактеризованных идеях русских философов и социологов, на учете специфики российских условий и ментальности россиян, потребности адаптации к этой специфике современных западных методологий и методик.

Традиционные парадигмы западной социологии позволяют фиксировать лишь некоторые грани духовности личности, не ориентируют на познание духовности как целостного качества личности. Нужна новая парадигма, "основанная на синтезе восточных и западных представлений, на единстве строгого рационального познания и полета свободной фантазии, интуиции. Для полного, исчерпывающего объяснения человека нам следует принять такой парадокс (который был принят в физике в отношении материи), а именно: ... человек одновременно и материальный объект (биомашина), и неограниченное поле сознания: Такой подход позволяет не только объяснить многие "таинственные" случаи, но и выявить новые, неизвестные ранее закономерности в развитии человека, в его взаимосвязи с Космосом. Однако, социология до сих пор остается вне новой научной картины мира..." .

Признав целесообразность изучения духовности личности и социальных групп путем анализа смыслов их жизни, проанализировав различные значения понятия "смысл жизни", имеющиеся в западных и отечественных науках об обществе и человеке, автор заключил, что "смысл жизни в общем виде можно определить как доминирующую направленность группового или индивидуального сознания, которая непосредственно проявляется в социальной деятельности личности или общественной группы и имеет социальную ценность.

В функциональном аспекте смысл жизни представляет собой высшую интегративную основу личности, ее системообразующий фактор, проявляющийся в различных элементах ее духовного мира и деятельности. В антологическом плане он существует в различных формах: как феномен объективной действительности, и в качестве средства межличностного взаимодействия, и в виде элементов субъективной реальности" .

"Как элемент субъективной реальности смысл жизни представляет собой сложное духовное образование, возникшее в процессе целеполагания: нижний "этаж" смысла жизни личности - ее цели, верхний - личностные смыслы этих целей. Соответственно этому выделяются социальный и индивидуальный компоненты смысла жизни личности. Первый - это значение жизни личности для прогрессивного развития общества. Второй характеризует значение жизни для самой личности .

Смысл жизни "выступает: интегральным показателем системы ценностных ориентаций личности, наиболее ярким выражением ее направленности. Социология изучает, с одной стороны то, как понимают свой смысл жизни представители различных классов и социальных групп общества, с другой - в чем заключается объективный смысл их жизнедеятельности, и с третьей - какие требования предъявляет общество к смыслу жизни его членов" .

<На наш взгляд, "в чистом виде" могут быть выделены, по крайней мере:

1. Социально-альтруистический смысл жизни - бескорыстная забота об общем благе и связанная с ней готовность поступиться во имя блага общества и других людей собственными интересами:

2. Социально-творческий человек видит смысл жизни в создании духовных и материальных ценностей и надеется жить в результатах этой деятельности.

3. Социально-демографический смысл жизни заключается в рождении и воспитании детей и внуков, и, соответственно, надежде "продолжить жизнь" в своих непосредственных потомках:

4. Группа концепций смысла жизни, способствующих прогрессивному развитию индивида (а тем самым и общества), включает различные варианты игровой деятельности (игрой авторы называют широкий круг деятельности, противопоставленной обычной утилитарной работе и приносящей удовольствие - В.С.).

5. Престижный - характеризует совокупность различных способов повышения своего статуса, своей значимости в глазах окружающих: от профессиональной карьеры до погони за богатством:

6. Лидерский - стремление к лидерству, власти над окружающими в любой форме и на любом уровне:

7. Гедонистический - присущ людям, стремящимся к разного рода наслаждениям, отношение которых к жизни можно выразить принципом "после нас хоть потоп":

8. Конформистский - стремление "жить как все", ничем не выделяясь:

9. Теологический или религиозный - служение Богу в той или иной форме:" .

Смысложизненные ориентации студентов связанны с их:

"представлениями о социальной справедливости", которые "составляют "нервную систему" социума, неосторожное прикосновение к которой может дать рецидив массовой конфликтности, вакханалию погромов, социальной нетерпимости";

Региональной дифференциацией ("Сибирякам присущи более чем другим, вера в Бога, ориентация на жизнь ради людей и духовное развитие, нравственное самосовершенствование";

Половой принадлежностью;

Приверженностью разным политическим идеалам социально-этическим системам религиозным конфессиям и мировоззренческим конструктам .

Подведем итог.

В социологической и педагогической литературе (как отечественной, так и зарубежной) нет однозначности трактовок духовности личности. Понятие "духовность" и производные от нее термины применяются, как минимум, в следующих значениях:

В качестве аналога философской категории "идеальное";

Для обозначения образованности, эстетической развитости, философской грамотности и других характеристик культуры человека;

При характеристике сущности и проявлений религиозно-мистической деятельности (отсюда происходят термины "духовник" и "духовенство");

Для фиксации содержания сознания личности и социумов, социально-значимых итогов мыслительной деятельности людей, их смыслополагания;

В роли обобщенного наименования всех феноменов индивидуального, группового и общественного сознания, в том числе и прежде всего - смысложизненных ценностей;

В случае необходимости различать структуры личности в том контексте, который был представлен в первом параграфе.

Названные значения при всем их отличии друг от друга роднятся тем, что духовность личности связывается с ее сознанием, выступает оценочной характеристикой сознания. В отличие от психологии, изучающей сознание как высший уровень психики, как механизм взаимодействия восприятия, памяти, рефлексии, интенциональности и других модусов мышления, педагогику и социологию сознание интересует как со-мыслия. Грамматическая приставка "со:" - не простое дополнение к "знанию". Она задает перспективу анализа со-знания как социального явления в контексте со-бытия людей, их со-мыслия (отсюда вытекает понятие "смысл"), со-творчества, сотрудничества, со-деятельности, со-единения их разнообразных сил.

Именно такое изучение со-знания, а, следовательно, и духовности личности, как свидетельствует история педагогики и социологии, становится все более перспективным. Оно в наибольшей мере

соответствует традициям русской социальной педагогики.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев // М., 1989. - 607 с.

2. Григорьев С.И. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века / С.И. Григорьев, В.Г. Немировский // Барнаул-Красноярск, 1995.

3. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности / В.А. Ядов // Социальная психология. - Л., 1979. - С. 46-52.

4. Ядов В.А. Идеология, как форма духовной деятельности общества / В.А. Ядов // Ленинград, 1961. - 123 с.

1.1. Социальная система: основные компоненты и уровни

Социальной называется система, в которую входит человек или которая предназначена для человека.

Общие системообразующие факторы социальных систем:

Общая цель всей совокупности компонентов;

Подчинение целей каждого компонента общей цели систе­мы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

Выполнение каждым элементом своих функций, обуслов­ленных поставленной задачей;

Отношения субординации и координации между компонен­тами системы;

Наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Основные компоненты социальных систем представлены на рис.:


Рис. Компоненты социальных систем

Первым, важнейшим компонентом социальных систем явля­ется человек - существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнооб­разных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди

объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и орга­низации. Наличие человеческого компонента - главное отличие социальной системы от других целостных систем.

Вторая группа компонентов социальной системы - процес­сы (экономические, социальные, политические, духовные), совокуп­ность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть про­грессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производствен­ные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, создан­ные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).

Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу - это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять-таки обусловлены действиями и поступками различ­ных общественных групп и отдельных индивидов.



В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить неко­торые основные уровни социальных систем (рис.).

Рис. Уровни социальных систем

Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.),

совокупность членов этого общества и весь комплекс обществен­ных отношений - экономических, политических, собственно соци­альных, духовных и экономических. В этом самом широком пони­мании социального конкретное общество выступает как динами­ческая социальная система.

Второй уровень социальных систем - сообщества, объедине­ния людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этни­ческие группы, элиты, поселения).

Третий уровень социальных систем - организации, действу­ющие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреж­дения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).

Четвертый (первичный) уровень социальных систем - цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, пред­приятия. Их отличительная особенность состоит в непосредствен­ных контактах каждого с каждым.

Обществу присущи и другие системные образования, напри­мер административно-территориальные, имеющие несколько уров­ней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объ­единения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уров­ней в свою очередь представляет собой сложную систему с множе­ством различных компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления.

Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Например, экономика - это промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство. Промышленность, сельское хозяйство в свою очередь разделяются на отрасли, подотрасли, а те - на корпорации, финансово-промышленные группы, фир­мы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, отделы, бригады.

Политическая сфера - это государство (законодательные, исполнительные и судебные органы), общественные объединения (политические партии, общественно-политические движения).

Духовная сфера - средства массовой информации, культур­ные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассо­циации и т.п.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по курсу теория организации. Организация как система

Составитель к т н доц каф управление строительством.. шевченко л в.. лекция..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепция организации и организаторского явления
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходилось бы иметь дело с организациями.

Системные основы организации
Основным инструментарием изучения организаций в рамках теории организации является теория систем. Причины этого очевидны - признаки и свойства любой организации и любой системы, по

Системы и подсистемы
Существуют некоторые общие принципы единой плат­формы для изучения технических, биологических и со­циальных систем. Рассмотрим подробнее некоторые общие свойства си

Социальная организация как социальная система
Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношени

Цели социальных организаций
Виды социальных организаций Цели 1. Социально-экономические Главная цель: получение максимальной прибыли в интерес

Влияние уровня связей на состояние организаций
Социальные связи Экономические связи Слабые Средние Сильные Слабые Неус

Государственные и муниципальные организации
В соответствии с Гражданским кодексом РФ наряду с други­ми видами организаций выделяются государственные и муници­пальные унитарные предприятия. Они являются юридическими лицами. Существую

Формальные и неформальные организации
Любая организация может быть описана с помощью ряда пара­метров: целевое назначение, правовая и нормативная основы, ресур­сы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя с

Эволюция социально-экономических систем
Адаптация социально-экономической системы - это не про­сто приспособление, а всегда развитие, идущее по пути системной дифференциации, направленное на достижение максимальной устойчивости системы.

Основные единичные организационные формы организаций
К единичным организационным формамотносятся организа­ции, представляющие одно юридическое лицо. Наименование орга­низационной формы определяется видом выпускаемой продукции: товара, услуг, информац

Основные групповые организационные формы организаций
К групповым организационным формам относятся компа­нии, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Они являются объединениями организаций посредством либо кооперации, либо концентрации про

Внутренняя и внешняя среда организации
Рассмотрим организацию как основную единицу ры­ночной экономики, где принимаются управленческие ре­шения. В любой организации реализуются три ключевых процесса:

Система управления
Система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функцио­нирование организации. Она

Самоуправление и самоорганизация
В широком смысле под самоорганизацией понимают необратимый процесс, приводящий в результате коопе­ративного взаимодействия подсистем к образованию бо­лее эффективных структур с пози

Коммуникации и ступени противоречий
Под коммуникацией в широком смысле понимают об­щение, передачу информации от человека к человеку. В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс

Формирование науки об организации
1.1. Возникновение теории организации Люди часто ищут сходство в процессах и явлениях окружа­ющего мира, проводят аналогии между поведением биологи­ческих сообществ и человеческих

Закон синергии
Энергетический потенциал деловой организации, определяющий ее возможности в достижении поставленной цели, зависит от множества факторов. Это как материальные характеристики (территория, служебные п

Закон информированности - упорядоченности
В современном обществе уровень развития государств оп­ределяется не только экономическими и природными ресур­сами, но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в

Объем отдельных секторов рынка электронной коммерции
Сектор рынка электронной коммерции 1996 год 2000 год Бизнес - бизнес $ 600 млн. $ 66 470 млн.

Закон развития
В результате организационных процессов в системах раз­личной природы происходят постоянные изменения; системы находятся в динамическом режиме - развитии. Вся природа участвует в этом процессе, изоб

Специфические законы социальной организации
Новые информационные технологии, сетевые коммуника­ции и автоматизация управленческого труда способствуют усилению позитивного действия объективных законов органи­зации и совершенствованию принципо

Закон равновесия
Структурную устойчивость систем подвижного равновесия выражает закон равновесия, сформулированный Ле Шателье для физических и химических систем (известный как при Ле Шателье), но в действительности

Закон относительных сопротивлений (закон наименьших). Принцип концентрического действия
Закон относительных сопротивлений гласит: общая устойчивость системы как целого определяется наименьшей относительной устойчивостью составляющих его компонентов отношению к данному внешнему возд

Статика и динамика организационных систем
Понятия статики и динамики, которые в настоящее время широко используются для характеристики социальных орга­низаций, заимствованы из механики и их смысл аналогичен соответствующим физически

Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организаций
Изученные в рамках данного курса законы организации определяют динамику ее развития. Динамично развивающаяся система должна быть в состоянии устойчивого равновесия. Это lie означает, что она находя

Принципы рационализации
Рационализация - это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управлен­ческого и исполнительского труда. Термин «рационализация» произошел

Направления рационализации организационной и трудовой деятельности
Направление рационализации Реализация Усовершенство­вание научной организации тру­да. Создание наиболее благоприятных усл

Повышение качества управленческого и исполнительского труда
Применение на практике рассмотренных выше принципов рационализации позволяет повысить прибыльность реализа­ционной, производственной или научной деятельности, а так­же обеспечивает положительную ди

Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности
В истории человечества новации в области технологий не раз оказывали революционное влияние на общественное и экономическое развитие. В последние десятилетия благодаря стремительному развитию информ

Рационализирующее воздействие среды электронной коммерции на показатели трансакционных издержек
Тип трансакции Критерии оценки Цена Время» Риск Удобства

Формирование организационных структур
Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не только описание организации на на

Проектирование и методы корректировки организационных систем
Процессы проектирования организационных систем нераз­рывно связаны с необходимостью корректировки («перепро­ектирования») структур уже действующих организаций. В ус­ловиях общей политической и экон

Практическая реализация метода оценки эффективности сформированной организационной системы
В соответствии с рассмотренным ранее алгоритмом проек­тирования организационных систем (рис. 7.5) формируется математическая модель функционирования будущего пред­приятия. На ее основе строится мод

Историческое развитие организационной науки
Выбор наилучшей формы организационной деятельности и связанные с этим организационные проблемы волновали лю­дей на протяжении всей истории существования человечества. Организационная наука

Развитие организационной мысли в России
В России значительную роль в развитии организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, который провел Петр 1 Великий (годы жизни 1672-1725 гг.). Реформы государств

Вклад информатизации в организационную науку
Современный мир вступил в эпоху формирования инфор­мационного пространства, которое базируется на развитии се­тевых систем телекоммуникации и использовании компью­терных технологий сбора, обработки

Организационная культура
Культура в общечеловеческом смысле - исторически оп­ределенный уровень развития общества и человека, выражен­ный в формах организации жизни, а также в создаваемых ма­териальных и духовных ценностях

Субъекты и объекты организаторской деятельности
Организационная деятельность - это создание или усо­вершенствование механизма управления организацией в соот­ветствии с целями и задачами организационных систем, пред­ставляющих со