Икт на уроках технологии для учителя. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках технологии

МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема: «Современные ИКТ на уроках технологии».

Дорогу учителя люди выбирают сами. Выбирают, твердо зная, что без детей их жизнь будет легче, но не счастливей. С педагогическим талантом рождаются не все. Ни одна работа в мире не требует такой самоотдачи, как учительская. И нас это не пугает. Сказано: «Иди без устали вперед, ибо это путь к совершенству». Поэтому я убеждена, что для достижения хороших результатов в педагогической деятельности необходимо иметь глубокие и разносторонние знания по своему предмету, превышающие требования школьной программы.

Моя методическая тема - «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии».

Развитие творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом, у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появились как бы сами собой. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Сегодня обществу нужен человек, умеющий мыслить творчески и действовать самостоятельно, гибко реагировать на быстро меняющиеся условия профессиональной деятельности, рынка труда в целом. Техническая революция привела к тому, что к специалисту стали предъявлять новые функциональные требования: от него теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умение проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти качества должны формироваться с детства и постоянно развиваться все время, как обучение, так и трудовая деятельность.

Поэтому задача развития творческих способностей – это одна из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человеком – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В соответствии с государственной программой информатизации образования, школы России были оснащены компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением с подключением к сети Интернет. Для учителей общеобразовательных предметов в рамках повышения квалификации на районном, городском и областном уровнях были организованы курсы по обучению работе на компьютере. Это необходимо, т.к. в настоящее время появились электронные учебники по общеобразовательным предметам, электронные энциклопедии, виртуальные лаборатории, тренажеры, тестовые оболочки и т.д.

Наличие вышеперечисленных условий позволяет перевести учебный процесс на качecтвенно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения дидактической системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, сдача задолженностей и т.д.).

Все это позволяет эффективно решить проблему мотивации учащихся, так как уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.

Трудно представить современный урок без современных методов обучения. В свете развития этой задачи я постепенно внедряю в учебный процесс информационные технологии в обучение. Как в самом начале освоения этого процесса, так и сейчас я стараюсь оптимально и ограниченно вводить новые технологические средства в традиционный урок, придавая ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

Я, как учитель, ввожу учащихся в круг изучаемых проблем, направляю их деятельность, делаю обобщающие выводы, оказываю индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.

Современный ученик не может обучаться несовременными средствами, и если учитель не хочет отстать в своем развитии от него, надо постараться и освоить информационно-коммуникационные технологии. Предмет технология очень интересный и полезный предмет школьной программы, один из немногих, отвечающих требованиям стандартов второго поколения. «Психологической основой стандарта выступает его преемственная укорененность в деятельностной парадигме образования…», деятельностным подходом к обучению. Однако, интерес к технологии, как к предмету и со стороны администрации, и со стороны детей, да и учителей, к сожалению, падает. В свете последних требований того же стандарта, часы технологии сокращаются и поэтому необходимо всеми возможными способами восстанавливать утраченные позиции.

Исходя из этого, считаю необходимым использовать ИКТ не во вред практическому труду, а во благо. Для этого использую в своей работе, уже не первый год, презентации, они не должны заменять практическую работу с инструментами на уроке, но могут использоваться, как дидактический материал, в том числе и как проверочный, контрольный или, даже, как домашнее задание.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

В нашей школе многие ученики умеют сами создавать мультимедиа презентации. К защите своего проекта многие девочки вместе с печатной дизайн-папкой готовят презентацию. Поэтому итоговые уроки по технологии превращаются в фестиваль проектов.

Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам. При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете технологии, время создания печатной папки и презентации к проектной работе значительно сокращается. Появляется возможность ребенку потренироваться в защите проекта - выступить перед разной аудиторией. При этом учащиеся-слушатели так же приобретают опыт:видят пример, образец к которому надо стремиться.

В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Они позволяют использовать широкий спектр дидактических подходов:

Обучение в паре и группе;

Проблемное и частично-поисковое обучение;

Творческие мастерские.

В некоторых классах была достигнута высокая творческая активность выполнения проектов, проявляющаяся в стремлении познавать своими руками что-нибудь необычное, оригинальное, используя при этом новые для себя технологии. Девочки стали более инициативными. Все это сказалось на их результатах: девочки стремятся вносить что-то свое, используя не только имеющиеся знания и умения, но и приобретая новые в процессе работы.

За период работы по внедрению метода проектов в предметную область «Технология», учащимися было создано большое количество проектов, которые успешно были представлены на уроках, конкурсах, конференциях в рамках школы, района, республики. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов, склонностей, возможностей.

Так, одна из моих учениц, Сагирова Лейсан, на хорошем уровне выполняла работы по ковротакчеству. Выполняемые ею изделия имеют не только практическую, но и эстетическую значимость. Благодаря такому подходу, Лейсан заняла 2-е место на республиканско олимпиаде по технологии в 2007 году, представив свою проектную работу «Башня Сююмбике. Фадеева Лилия в 2008 году представила презентацию своего творческого проекта «Ангел-Хранитель» в электронном варианте на республиканской олимпиаде. Закирова Алсу в ноябре 2009 года приняла участие в республиканском конкурсе по технологии «Созидательный труд школьников», который состоялся в Елабужском Государственном Педагогическом Университете. Подготовленная ею презентация была отмечена поощрительным призом и свидетельством.

Время не стоит на месте, рождаются новые идеи. Но, внедряя новые компьютерные технологии в учебный процесс, учитель технологии не должен забывать, что главный результат его работы – практические умения учащихся по темам программы.

Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день можно отнести информационные технологии.

Компьютерные технологии, используемые на занятиях, позволяют мне разнообразить материал на всех этапах урока, повысить мотивацию учащихся, их заинтересованность, способствовать более прочному усвоению знаний, формировать личностные свойства и качества, определяющие художественное развитие учащихся, вооружить их знаниями, связанными с пониманием искусства, и умением выражать свои взгляды, а так же решать проблему индивидуализации обучения.

Дидактические возможности ИКТ в преподавании предмета «Т ехнология».

Проблема:

Анализ результатов образовательной деятельности по учебному предмету «Технология» выявил противоречие между высокой информационной плотностью содержания и недостаточной эффективностью традиционных технологий обучения. Это противоречие было мною обозначено, как приоритетная проблема , требующая своего решения.

Обоснование ее актуальности:

Как стремительно меняется современный мир! Лет 25 тому назад наш предмет назывался «Труд» и имел несколько другое значение. Учителя технологии испытывали информационный голод, пытаясь своими силами изготовить выкройки в разделе «Швейное дело», схемы приготовления блюд в разделе «Кулинария» и т.д. Никто из нас даже не подозревал, что может быть все совсем иначе. И вот на дворе XXI век. Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, производство, управление, в том числе и в образование. Предмет «Труд» приобрел новое значение и стал называться «Технология». В новых федеральных государственных образовательных стандартах по предмету «Технология» определены новые цели и задачи.

Главной целью предмета «Технология» является:

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе;

Приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию;

Развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности;

Создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга;

Способствовать становлению у учащихся активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитание трудолюбия и культуры труда.

Задачи:

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Новые цели, задачи, содержание предмета «Технология» потребовали новых подходов к преподаванию образовательных технологий, использование дидактических возможностей интерактивных технологий для достижения цели и реализации задач определенных во ФГОС. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенно новой системы образования. Я считаю, что мы учителя должны владеть ИКТ, чтобы решать свои профессиональные задачи, успешно работать с детьми. Ведущая педагогическая идея опыта: использование ИКТ в процессе преподавания предмета «Технология» как ресурса повышения эффективности обучения.

Цель работы:

раскрыть и эффективно обосновать дидактические возможности интерактивных технологий в процессе преподавания предмета.

Применение ИКТ в образовательном процессе на уроках технологии позволит мне решить многие задачи:

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных, организаторских способностей;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Поставленные задачи я решаю в ходе всего учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса на основе использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

Информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

Коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

Социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

Предметную (способность применять полученные знания на практике)

Учитель 21 века должен соответствовать своему времени. Очень часто, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель - человек, который организует процесс образования в реальной школе, в классе с конкретными учениками. И от того как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован зависит и образовательный результат.

Современный уровень развития образовательной системы ставит передо мной вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика, как создать возможность для его дальнейшего развития, как повысить мотивацию к обучению. Многие современные технические средства дают мне возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов. Поэтому я считаю важным и актуальным вопрос изучения и применения ИКТ в образовательном процессе.

Внедрение ИКТ на моих уроках осуществляется по направлениям:

    Создание презентаций к урокам

    Работа с ресурсами Интернет

    Использование готовых обучающих программ.

Все уроки технологии требуют от детей творческой деятельности. Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие формы работы.

Одним из путей повышения качества образования является применение инновационных технологий. Каждый школьник должен иметь представление о современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания различных графических изображений, чертежей, иметь общее представление о проектной деятельности. А я, как педагог должна быть готова использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, чтобы учебный процесс был более эффективным и привлекательным.

Кабинет технологии в нашей школе оборудован экраном, проектором, компьютером. В кабинете имеется интернет. Благодаря новшествам, я могу использовать на уроках технологии различные программы, в результате чего учащиеся гораздо быстрее усваивают учебный материал. Качество уроков заметно улучшается. Хочу остановиться на программе Sweet Home 3 D (свет хом 3д). Ее я использую на уроках в разделах «Оформление интерьера», «Интерьер жилого дома». Интересна эта программа тем, что она имеет весь набор мебели, который мы можем использовать при разработке планировки кухни, при разработке планировки комнаты для подростка. На экране можно переставлять мебель как нам будет удобно с учетом расположения комнат, коммуникаций и т.д. Благодаря этой программе дети быстрее усваивают виды планировки, учатся рассуждать, делать выводы.

Большую работу провожу на уроках в программе Power Point . Практически ни одна новая тема не обходится без использования этой программы. Учащиеся уже с 5-го класса владеют этой программой. Например, в разделе «Кулинария» выполняя практическое домашнее задание, они создают проект по технологии приготовления блюда, составляют презентацию и готовят защиту проекта на основе презентации. В разделе «Текстильные материалы» учащиеся учатся моделировать и создавать дизайн - проекты. Программа Power Point активно используется мной и учащимися в разделе «Творческая проектная деятельность». Предлагая учащимся выполнение проекта с использованием ИКТ, я предоставляют детям возможность стать исследователем, открывателем, делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.

Программа Microsoft Word помогает мне в разделе «Лоскутное шитье». Выбрав различные фигуры для салфетки из лоскутного шитья, сделав нужной расцветки заливку, можно пробовать соединять фигуры и подбирать цветовые гаммы. Это помогает расположить геометрические фигуры (т.е. кусочки ткани) в нужной нам пропорции, а так же увидеть расположение цветовых гамм в тканях. В программе Microsoft Word учащиеся легко могут составить различного рода таблицы, оформить документацию для проекта. Работая в этой программе, у учащихся развиваются способности к творческой и самостоятельной работе, прививается эстетический вкус.

Хочу остановить ваше внимание на интерактивной доске. Это такой визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Интерактивная доска - мультимедийное средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. Используя электронный маркер в качестве мыши, прямо с доски я управляю любым приложением на компьютере - открываю слайды, редактирую и сохраняю файлы. Интерактивная доска не только отображает то, что происходит на компьютере, но и дает мне возможность управлять процессом демонстрации.

Используя на уроке интерактивную доску, я имею возможность:

Работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп;

Сравнивать результаты учащихся;

Проверять, редактировать ответы учащихся;

Использовать одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы, тем самым воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую);

Рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

Знания, которые ребята получают на уроках, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют. Наличие интерактивных тестов и творческих заданий позволяет мне проводить опросы в режиме реального времени, и сразу демонстрировать ученикам результаты тестирования.

Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися, работать с ней гораздо интереснее, чем просто рисовать мелом на доске или работать с печатным материалом.

Использование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения детей по предмету «Технология» и приводит к целому ряду положительных следствий:

Обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

Психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

Возбуждает живой интерес к предмету познания;

Расширяет общий кругозор детей;

Возрастает уровень использования наглядности на уроке;

Повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

В связи с тем, что я стараюсь в совершенстве овладевать разнообразными техническими средствами обучения, меняется и качество преподавания на уроках. Уроки технологии с использованием ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:

Являются источником информации;

Рационализируют формы преподнесения учебной информации;

Конкретизируют понятия, явления, события;

Организуют и направляют восприятие;

Наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

Делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств недоступен;

Активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

Являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

Иллюстрируют связь теории с практикой;

Экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ИКТ, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Принятая в апреле 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования назвала сохранение и укрепление здоровья школьников. Высокий уровень оснащенности учебного процесса новейшей компьютерной техникой в кабинете технологии, возможность широкого доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, наличие учебно-методических комплексов для реализации дистанционного обучения требуют от учащихся значительных психофизических усилий и нагрузок, которые могут отразиться не только на его текущем состоянии организма, но и на его последующем здоровье. Исходя из этого, для решения этой кардинальной проблемы я применяю на уроке методы чередования теоретической и практической деятельности, физминутки для глаз, рук, головы, плеч.

В своей практике я пытаюсь придерживаться своей системы обучения, направляя все свои силы на раскрытие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь применение ИКТ на уроках Технологии дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка, сочетает развитие логического и образного мышления.

Результативность использования ИКТ на уроках Технологии:

Положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

Повышение уровня использования наглядности на уроке;

Повышение производительности урока;

Применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

Литература:

1. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск, 2006.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.

Интернет-ресурсы:

⋅ http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.

⋅ http://smallbay.ru/autograf.html - просветительский и образовательный ресурс.

⋅ http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

⋅ http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

⋅ http://historic.ru/ - электронная библиотека.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

Применение ИКТ на уроках технологии

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образователь­ной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формиро­вание и совершенствование практических умений, навыков учащихся в эко­номном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, ухо­де за жилищем, в способах художественной обработки материалов, модели­рования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, краси­вая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее опти­мально решать поставленные на уроке задачи. Беседа активизиру­ет учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащих­ся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностиче­ским средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных эксперимен­тов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого уча­щийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала оста­ется в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот матери­ал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех уча­щихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первона­чальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий ин­терес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учи­тель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, спо­собствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, Заниматель­ность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажны.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенно­стям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников эле­ментом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового мате­риала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, ска­заний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятель­ность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ра­нее изученную тему или блок тем на уроке.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоин­формацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намно­го сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изу­чаемой науке.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использо­вание презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстра­ций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышле­ние учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстра­ции особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредствен­ному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещен­ная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти че­рез все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций вы­свобождает большое количество времени, которое можно употребить для до­полнительного объяснения материала. 6. Заключение

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образо­ванию», - сказал один из специалистов в области информатизации образова­ния.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сде­лать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализиро­вать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стиму­лированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объек­тивного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся ме­тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение технологии в школе – первый шаг в подготовке рабочих и инженерно-технических кадров. Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, в способах обработки материалов, моделирования и проектирования. Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения. анализировать получаемую информацию. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию.

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как ученики получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивной доски во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

МБОУ «Гимназия № 65 имени Н. Сафронова»

Липанова Ольга Владимировна

Учитель технологии

Использование ИКТ на уроках технологии.

Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют ученику успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает возможность получать необходимые знания. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования. Компьютерные или новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации учащимся. Информационная технология обучения позволяет усовершенствовать процесс передачи знаний. Учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно и вследствие этого она становится более доступной, чем при традиционных средствах обучения.

Проектная работа учащихся на уроках является приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.

Виды самостоятельной работы учащихся при подготовке проекта: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; практические работы; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.

Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности играет проблемная ситуация, т. е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является проектная деятельность. Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли, обогащают свои знания через дополнительный материал при подготовке проекта.

Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников. Использование информационных технологий в процессе подготовки проекта позволяет:

    индивидуализировать процесс обучения;

    повысить мотивацию обучения;

    развивать логику и образное мышление;

    повысить самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке;

    повысить практическую направленность обучения.

Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя сам учебный процесс.

При организации проектной деятельности основную информацию учащиеся получают из компьютера. Оформляют работы в текстовом редакторе, осуществляют защиту результатов в буклетах и презентациях. Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Изучение проектной части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной информации.

Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель лишь направляет деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии. В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-8 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет).

II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются презентации как один из видов защиты своего проекта

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.