Как в короткие сроки научиться грамотно писать, и почему важно писать без ошибок.

Умение красиво и грамотно не только писать, но и говорить, поможет любому человеку правильно изложить свои мысли на понятном для всех языке. Будь то русский или любой иностранный. Даже если вы совершаете ошибки при написании – не беда! Есть несколько правил и приёмов, помогающих решить эту проблему.

Настройте себя на правильный лад. Поставьте перед собой цель – писать без ошибок. Начните с простого. Читайте. Много, при любом подходящем случае просматривайте ваши любимые книги. Разбавляйте современные романы классическими произведениями. В процессе чтения человек на подсознательном уровне воспринимает правописание слов, расстановку точек, запятых и двоеточий. Литературный язык – основополагающий в правильном написании. Тренируйте слуховую память. Читайте вслух сказки детям, детей просите делать это для вас. Произносите по слогам, как написано в книге. Делайте паузы при знаках препинания. Самое простое упражнение – это переписывание текстов. Можно знать все правила грамматики, но не уметь применить их на практике. Переписывайте для начала небольшие объемы: от 3-5 листов в день до 10 и более. Большего эффекта вы достигните, когда будете работать с диктантами. Развивайте мелкую моторику руки. Читаете книги? Запоминайте их! Прочли стих – выучите его, напишите. Проверьте себя в правописании. Еще в школе нас заставляли учить стихотворения и сочинять рассказы, это делалось не зря. Сделайте для себя 1-2 часа, пару дней в неделе, учебными, повышайте своё правописание. Старый школьный учебник поможет в этом. Повторите для себя основные правила. Вспомните, что такое прямая и косвенная речь, какие знаки препинания используются, когда двоеточие, а когда тире. Критикуйте себя и давайте критиковать другим. Занимайтесь в паре. Эффект от изучения грамматики будет выше, если вы привлечете к обучению еще одного человека. Взаимный контроль и обсуждение ошибок помогут глубже изучить причины ошибок. Не стесняйтесь прибегнуть к помощи словаря. Орфографический словарь создан не для красоты, а для пользы. Вот и пользуйтесь на здоровье! Не уверены в написании слова или вообще в существование такового – он вам в помощь.


Меняйте ваше окружение. Вы поставили перед собой цель научиться писать без ошибок. Посмотрите на своё окружение, на общение внутри. Плохое влияние, низкий уровень грамотности, преобладание сленговых и жаргонных выражений. Смените круг общения. Знакомьтесь с новыми, образованными людьми с прогрессивными взглядами. Людьми, стремящимся к самосовершенствованию, совершенствуйтесь вместе с ними. Заведите дневник! Если вы учитесь, значит, нужно получать оценки. После каждого упражнения ставьте себе оценку. На полях дневника записывайте сложные слова, там, где больше всего ошибок. Анализируйте их и делайте упор на изучение нужных правил.

Давно доказано, что регулярные занятия спортом, правописанием, музыкой вырабатывают у человека на подсознательном уровне точность выполнения, правильное написание слов, упражнения, игры на инструменте. Чтобы научиться писать без ошибок, нужно постоянно тренировать зрительную, слуховую, мышечную память.

За годы учёбы в школе вы благополучно пропустили мимо ушей все правила русского языка, но изложения и диктанты писали лучше всех в классе? Вам повезло! Большинству людей грамотность даётся не так легко. А многие даже не пытаются писать правильно, считая, что оппоненту и так всё понятно.

Что ж, понять, о чём идёт речь, и вправду нетрудно. Но приятно ли читать текст, который изобилует ошибками, – вопрос спорный. Это говорит о неуважении к адресату и, как ни странно, к самому себе.

Грамотная, красиво построенная речь производит глубокое впечатление на любую аудиторию. В ещё большей степени это касается речи письменной. Если в беседе вы подчёркиваете значимость слов интонацией, красноречивыми паузами, то на письме средствами передачи эмоций служат знаки препинания. Одна и та же фраза, написанная грамотным, прочувствованным языком или набором подвернувшихся под руку символов, производит разное впечатление. Сравните: «Я обожаю тебя! Ты – самое лучшее, что есть в моей жизни!» и «я абажаю тибя ты самое лутшее что есть в маей жызни». Как говорится, почувствуйте разницу!

Учимся писать грамотно

Научиться писать без ошибок или, по крайней мере, значительно уменьшить их количество, можно не только ребёнку, но и взрослому. У зрелого человека есть даже больше преимуществ:

  • он учится грамоте осознанно, по собственному желанию;
  • у него гораздо больший словарный запас, чем у ребёнка;
  • взрослый человек обладает гораздо большим терпением и усидчивостью, чем самый примерный первоклассник, способен не просто схватывать правила, но может их обдумать и проанализировать.

Чтобы научиться грамотно писать, совсем не обязательно заканчивать специализированный вуз. Достаточно следовать нескольким простым правилам.

Правило 1: полюбите чтение

Речь идёт не о дамских романах или периодике, которая давно перестала быть эталоном грамотной речи. Читайте классиков! Причём, по возможности, не современные издания, а те, что вышли в свет в середине прошлого века. Это же касается и переводной литературы.

Выбирайте то, что вам особенно близко: исторические романы, детективы, фантастику… Главное – процесс должен приносить вам удовольствие.

Для чего нужно много читать? Дело в том, что в процессе чтения происходит тренировка зрительной памяти. Первое время, когда вы будете стараться запомнить правописание тех или иных слов, количество допускаемых вами ошибок может увеличиться. Но не впадайте в отчаяние! Перестаньте заучивать трудные слова и просто наслаждайтесь увлекательной книгой. Как только процесс запоминания перейдёт на подсознательный уровень, писать грамотно вам станет куда легче.

Правило 2: потрудитесь переписать!

Вспомните свои студенческие годы. В ночь перед экзаменами вы не зубрили учебники, стараясь за два часа запомнить то, на что не было времени целый год. Вы писали шпаргалки! И, как ни странно, преподаватели иногда даже не препятствовали этому полезному занятию. Почему? Да потому, что в процессе переписывания (да ещё в состоянии вполне объяснимого стресса!) запоминание идёт автоматически. Наверняка же вы не воспользовались ни одной заготовленной «бомбой», потому что и так всё прекрасно запомнили?

Возьмите за правило переписывать каждый день от руки одну-две страницы литературного или научно-популярного текста. Вы станете не только более эрудированным, но и грамотным человеком.

Правило 3: пишите под диктовку

Проверить свои достижения можно самым простым способом: написав диктант. Попросите жену или сына-школьника побыть в роли учителя. Кстати, с ребёнком среднего или старшего школьного возраста неплохо было бы писать диктанты по очереди. Это пойдёт на пользу вам обоим: ребёнок, внимательно, с соблюдением всех знаков препинания зачитывая текст, запомнит, как правильно писать сложные слова и обороты, да и вы будете стараться не ударить в грязь лицом перед более грамотным отпрыском.

Правило 4: держите под рукой словарь

Хотите писать грамотно? Тогда пусть на вашем столе всегда лежат два словаря: толковый и орфографический.
Профессиональный корректор, много лет проработавший в крупном издательстве, – и тот, встретив слово, в правильном написании которого он не уверен, не стыдится заглянуть в словарь!

Правило 5: учебник вам в помощь!

Речь идёт не о школьных учебниках, которые рассчитаны на ребёнка определённого возраста. Существует множество справочников по русскому языку для поступающих в вузы. Обязательно проверяйте себя, выполняя упражнения или устраивая короткий словарный диктант.

Правило 6: заучивайте наизусть стихи и прозу

Вовремя и к месту употреблённая цитата – верный способ произвести приятное впечатление не только на любимую женщину, но и на сурового начальника.

Встретив в книге интересную фразу, перепишите её в блокнот и заучите наизусть. Со временем у вас образуется пухлый цитатник, который не грех передать подрастающим внукам.

Правило 7: ведите дневник

Записывайте значимые события из вашей жизни в особую тетрадь. Это могут быть откровения в стиле Жан-Жака Руссо или забавные проделки любимой кошки. Главное – приучить себя грамотно и литературно излагать свои мысли.

Не любите писать от руки? Заведите блог. Делитесь с читателями историями о себе или о своих близких, любимыми рецептами, просто зарисовками с натуры. Вам самому через несколько лет будет интересно вспомнить, что было в далёком «две тысячи мохнатом». А уж о том, чтобы в ваши записи не вкралась ни одна лишняя запятая, позаботятся читатели.

Правило 8: «словарь кошмаров»

Нет, это не книга ужасов, как может предположить человек с богатой фантазией. Встретив на странице романа XIX века «коллежского асессора» или услышав об извержений вулкана с длинным, совершенно непроизнозимым названием Эйяфьядлайёкюдль, вы охнете: «Кошмар какой!» Вдоволь поужасавшись, запишите новое для себя слово. Старательно, по буквам, выводя его в блокноте, вы накрепко запомните, как оно пишется.

Не правда ли, ничего сложного? Поставьте себе цель и методично, шаг за шагом, приближайтесь к её осуществлению. Вот увидите, скоро вашей грамотности можно будет только позавидовать!

Если коротко, то никак. Даже если вы кладете под подушку орфографический словарь, в котором вместо закладки используете диплом филолога, в ваших текстах все равно будут проскакивать ошибки и опечатки. Поэтому статью правильно было бы назвать «Как уменьшить число ошибок в текстах». Интересует ответ на этот вопрос? Тогда читайте дальше.

Зачем думать об ошибках

Интернет-пользователи ищут в Сети экспертную информацию. Они прощают сайту и автору ошибки и опечатки , если находят в статье что-то новое, полезное и интересное. Это справедливо, если ошибок в материале не слишком много. Только не пытайтесь определить конкретное допустимое количество неточностей, это субъективный показатель. Один и тот же текст может быть образцом безграмотности и эталоном безошибочного письма для разных читателей.

Точно можно утверждать одно: чем больше ошибок в тексте, тем выше вероятность того, что посетитель перестанет воспринимать информацию и начнет корректировать материал. Конечно, терпимость к ошибкам зависит от ожиданий аудитории. Например, если вы читаете тему «Как быстро прочистить трубы» на форуме для слесарей-сантехников, то не станете обращать внимания на «ться» и «тся». А если вы читаете «Ленту.ру», то станете ругать ресурс за единственную замеченную ошибку.

Вот информация к размышлению:

  • Российские социальные психологи в ходе исследования выяснили, что ошибки уменьшают доверие посетителя к сайту .
  • Представители американского сервиса Grammarly установили, что ошибки в профиле LinkedIn коррелируют с карьерными успехами человека .
  • Редактор Wall Street Journall Сью Шелленбаргер исследований не проводила, поэтому руководствуется собственными наблюдениями. По ее мнению, ошибки крайне негативно влияют на эффективность маркетинговых сообщений .

Чем больше ошибок видят пользователи в текстах, тем меньше они вам доверяют. Поэтому стоит думать, как уменьшить количество неточностей на сайте.


Как быстро повысить грамотность

Ничего не хотите слышать про учебники русского языка? Это естественная для взрослого человека реакция. Для инфантильного взрослого человека. Ну, вы поняли: бегом в книжный магазин или на файлообменник. Например, найдите пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы (автор Д.Э. Розенталь). Выполняйте по одному или два упражнения в день. Это значительно уменьшит количество ошибок в ваших текстах.

  • Вычитывайте тексты несколько раз. Если есть возможность, читайте вслух.
  • Сотрудничайте с профессиональным корректором и редактором. Это значительно повысит качество ваших публикаций.
  • Читайте художественную и качественную деловую литературу .
  • Уделяйте внимание часто встречающимся ошибкам . Для этого вам придется выписывать все ошибки, которые вы находите при вычитке. Также вы можете попросить редактора возвращать вам тексты с выделенными ошибками. Проанализируйте данные о неточностях, повторите соответствующие правила, выполните упражнения.
  • Практикуйте фрирайтинг . Эта техника помогает преодолевать писательский ступор. Кроме этого, она закрепляет знания, которые вы получили из учебников по русскому языку.

Автоматические инструменты проверки текстов

Вы можете быстро найти и исправить большую часть орфографических ошибок и опечаток с помощью автоматических инструментов и сервисов. Ниже описаны некоторые из них:

  • Проверка орфографии в текстовом редакторе. В Word эта функция вызывается нажатием клавиши F7.
  • Инструмент проверки орфографии биржи «Адвего». Вставьте в соответствующее поле текст и нажмите кнопку «Проверить».


  • Орфограммка . Этот сервис хорошо справляется с орфографическими ошибками. Более того, разработчики утверждают, что с помощью «Орфограммки» можно исправлять пунктуационные и даже стилистические ошибки. Среди недостатков сервиса нужно отметить необходимость авторизации.


  • Яндекс.Спеллер . Сервис видит часть орфографических ошибок.


  • Сервис Istio.com видит часть ошибок.


  • Сервис «ЗнакоСчиталка » удаляет двойные пробелы, а также решает ряд задач, не связанных с поиском ошибок.
  • Сервис «Главред» позиционируется в качестве средства удаления из текста словесного мусора. Стоит отметить, алгоритмические средства не совсем подходят для определения целесообразности использования тех или иных слов в тексте. Лучше отправьте статью на вычитку профессиональному редактору.


Как видите, не стоит полностью доверять проверку текста автоматическим сервисам. Однако вы можете использовать их, чтобы быстро найти часть опечаток и неточностей.

Ловушка для граммар-наци

Вы уже поняли, что на сайте в любом случае будут проскакивать опечатки и ошибки. Это значит, что в комментариях к вашим публикациям будут появляться замечания читателей. Хорошо, когда доброжелательный пользователь спокойно указывает на неточность. Его можно поблагодарить, а ошибку исправить.

Хуже, если опечатки на сайте находит какой-нибудь сверхграмотный тролль. Готовьтесь прочитать в комментариях, что вам надо бы подметать улицы, а не писать тексты. Вас такие рекомендации наверняка не расстраивают. А вот некоторые посетители, которые еще не знакомы с вашим бизнесом, могут составить о нем неверное впечатление.

Чтобы уменьшить вероятность подколок со стороны внештатных корректоров-троллей, установите на сайте систему онлайн-оповещения об ошибках Orphus . Обнаружив на сайте неточность, любой пользователь сможет сообщить о ней вам. Сообщение об ошибке увидите только вы.


Чтобы установить систему Orphus на сайт, следуйте инструкции, опубликованной на главной странице сервиса:

  • Укажите электронный адрес, на который вы будете получать уведомления об ошибках.
  • Выберите язык интерфейса.
  • Скачайте и установите на свой сайт системный файл.
  • Выберите внешний вид кнопки сервиса.
  • Скопируйте и вставьте на сайт HTML-код.


Полностью от ошибок вы не избавитесь

Однако у вас есть возможность резко уменьшить их количество на сайте. Для этого вам нужно совершенствоваться: изучать и повторять правила русского языка, вычитывать тексты, читать хорошие книги. Это не избавляет вас от необходимости сотрудничать с профессиональным корректором и редактором. Используйте автоматические сервисы проверки текстов для самоконтроля, а систему Orphus для борьбы с негативной реакцией пользователей на ошибки.

kak-pisat-bez-oshibok

Рукописные тексты становятся пережитком прошлого. Даже большинство школьных заданий на дом выполняются на компьютере, сбрасываются на «флэшку» и сдаются в цифровом виде. И именно поэтому вопрос о том, как научиться писать красивым почерком становится все более актуальным — отсутствует опыт, тренировка создания рукописных текстов. Накладывает свой отпечаток на качество почерка и бешеный ритм жизни, природная лень. На самом деле, решение проблемы есть и оно очень простое. Следуйте инструкции, занимайтесь регулярно, и ваш почерк станет понятным, четким и красивым.

Инструкция

Для занятий необходимо приготовить инструменты: две тетради в косую линию, как у первоклашек, две обычных тетради для письма, авторучку, которая удобно «ляжет» в руку и не будет причинять дискомфорта при занятиях. Паста (чернила) должны выходить из-под шарика стержня легко, но не «мазать» бумагу. Психологический комфорт на таких занятиях — один из главных залогов успеха. Специалисты рекомендуют во время уроков включать любимую медленную музыку, распылять в комнате приятные, не резкие ароматические средства. Важно понимать, что уроки должны доставлять удовольствие, а не вызывать раздражение. Только такой подход обеспечит отличный результат в короткие сроки.

На втором этапе необходимо проанализировать, какие именно проблемы есть с почерком. Перепишите небольшой текст, примерно в половину тетрадной страницы. Просмотрите внимательно каждую букву и сочетания букв, выделите те, что выглядят особенно коряво и неряшливо, понять которые другому человеку будет сложно. Проблемные «моменты» нужно выписать в другую тетрадь — каждый на отдельную страницу. Переносить их нужно не так, как вы обычно пишете, а так, как они должны быть написаны, в соответствии с правилами каллиграфии. В любой библиотеке вы можете найти учебники по каллиграфии, ну, а если лень посещать их, то можно найти руководства в сети и скачать их. Большинство из онлайн книг такого типа предоставляются пользователям бесплатно.

Первые занятия по каллиграфии не должны быть долгими. Достаточно писать в подготовленной тетради по несколько символов на каждой странице. Для некоторых проще осваивать сначала одну букву или сочетание букв, а потом уже приступать к следующей странице в подготовленной самостоятельно прописи. Начинать занятия нужно в тетради «в косую» линию. Такая разлиновка дисциплинирует, учит сохранять необходимый наклон букв и делать их одинаковыми по размеру. Переходить к следующему этапу можно только тогда, когда вы будете уверено вырисовывать четкие и понятные знаки, соответствующие правилам каллиграфии. В качестве эксперимента можно переписывать небольшие тексты или предложения в тетрадь с обычной разлиновкой или на лист без разметки. Но торопиться не стоит, лучше проявить терпение, тогда результат будет таким, как ожидалось и хотелось.

Очень важна в период занятий по корректировке почерка специальная гимнастика для рук и пальцев. Ее главная задача — сделать пальцы пластичными, чуткими и крепкими. Специалисты по каллиграфии рекомендуют следующие упражнения:
круговые вращения кистями,
сгибание сустава запястья,
ритмичное сжимание и разжимание кулака,
круговые движения пальцами,
«замочек»,
веерообразные движения.
Полезно рукоделие, собирание картинок из пазлов и конструкторов из мелких деталей. Лучше выбирать те модели пазлов и головоломок, которые состоят из большого количества деталей. Для занятий с ними можно отвести отдельный уголок в доме, и не забрасывать дело, пока оно не окончено. Это дисциплинирует и развивает усидчивость, помогает избавиться от стресса.

Научитесь оценивать свой труд, ставить себе «отметки», как в школе, но делайте это объективно, без жалости к себе и самолюбования. Будьте максимально строги — если хотя бы одна буква в работе получилась корявой или вышла «из строя», снижайте оценку на один бал. А если не получается, попросите кого-то из близких просмотреть написанный текст, указать на ошибки в плане каллиграфии. Будет просто отлично, если вам поможет человек, который и сам умеет писать красиво, но не будет бояться обидеть вас объективной оценкой. Ругать себя не нужно, важно найти стимул, научиться воспринимать критику как руководство к действию, трамплин для достижения новых вершин. Разбор ошибок должен фиксироваться — неудачные буквы нужно переносить на начало новой страницы в тетради.

После того, как у вас стали получаться красивые буквы и сочетания букв, можно переходить к более длинным предложения и текстам. На начальном этапе писать их нужно в тетради «в косую линию». Это позволит сохранить результаты при переходе на новую ступень занятий. Переписывать нужно небольшие тексты или отдельные предложения, фразы. Полезно начать учитывать время, затраченное на написание определенного количества строк или слов. Лучше учитывать строки, так как слова имеют разные объемы. Еще один вариант увеличить скорость письма — ставить таймер. В качестве счетчика времени можно использовать и любимую музыкальную композицию. Но спешка не должна сказываться на качестве, и если почерк искажается, значит спешить пока рано. Необходимо продолжать оценивать свой труд, делать это без поблажек и скидок на скорость и время.

Важно не только достичь хороших результатов, но и сохранить их. Даже если вы научились писать красиво, это не должно стать поводом для отказа от регулярных занятий каллиграфией и гимнастикой для рук. Не хватает времени? Выделяйте полчаса для этого во время работы, но не заимствуйте время, отведенное на отдых, обед — это будет раздражать. Если ваша профессия связана с письмом авторучкой, выполняйте задачи так, чтобы не нанести ущерб, не свести свои старания к нулю. Заполняйте рабочие бумаги медленно, уделяя внимание каждой букве и слову. Это станет еще одним стимулом к успеху, но самое главное — не срываться на свой обычный корявый почерк. Приступая к каллиграфии, настройте себя на позитив, осмыслите, что это не на один день, что впереди долгий путь, который обязательно даст хороший результат.

Красивый почерк ценился во все времена. Счастливые обладатели каллиграфического почерка могли получить работу, недоступную для тех, кто плохо пишет. И даже сейчас, когда обычную ручку постепенно вытесняет компьютерная клавиатура, красивый почерк не утратил своего значения. Близким людям приятно получить весточку, написанную именно вашей рукой. И разные документы все равно приходится заполнять вручную достаточно регулярно.

Вам понадобится

  • — прописи;
  • — перьевая ручка;
  • — шариковая ручка;
  • — бумага в линейку и в клетку.

Инструкция

Оцените свой почерк и определите его недостатки. Честно ответьте себе на вопрос, достаточно ли он разборчив, ровно ли вы пишете буквы и их элементы. Подумайте также о том, какой бы почерк вы хотели. Возможно, придется освоить новые элементы букв. Лучше это сделать сразу, переучиваться несколько раз совершенно незачем.

Обучение каллиграфии мало чем отличается от обучения письму первоклассника. Достаньте прописи. Их можно купить или скачать из интернета и распечатать. Попробуйте ту же последовательность, по которой раньше обучали детей. Позаботьтесь о правильной позе. Сядьте прямо, положите лист немного наклонно, возьмите правильно карандаш.

Напишите несколько строчек прописей остро отточенным простым карандашом. Представьте, что вы только учитесь писать. Старайтесь писать все элементы ровно, точно соблюдая пропорции и наклон. Если вы контролируете процесс, достаточно будет одного или двух занятий письма карандашом.

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").
  4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").
  5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").
  6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").

  8. И, наконец, "неаккуратность" в тетради:

  9. Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.
  10. "Съезжает" со строчек к концу предложения.
  11. Переносит слова неправильно.
  12. Часто не делает пробелов между словами.
  13. Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.

1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".

Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

Обсуждение

Способность писать грамотно даётся от природы, как способность к математике, физике. Конечно, развивать грамотность можно и нужно, но какой же это труд для ребёнка! Есть дети, которые при изучении темы говорят, что все легко и просто, единицы даже утверждают, что уже проходили этот материал в прошлом году, хотя это совсем не так:) И есть те, кто сидит с отсутствующим взглядом, хоть разбейся!, а на математике щелкает задачи, неграмотно записывая пояснения и ответ!

04.11.2017 12:44:38, Inna47

Может, это и хорошо, что всему мы находим объяснение. Но ведь раньше всех этих умных слов не было. А людей грамотных у нас хватало. Я до 10-го класса писала с ошибками. Хотя читать очень любила. И вдруг стала как бы чувствовать язык. Очень помогло то, что моя мама работала в ИТАР-ТАСС в начале корректором. Им давали огромные рулоны с текстами, которые потом редактировались редакторами. А задача самих корректоров была в том, чтобы проверять орфографические ошибки и ошибки в пунктуации. Так вот, мама просила меня читать, а сама на копии правила ошибки. Разумеется, находя ошибку, она меня останавливала, и мы ее исправляла. Там у них еще специальные были обозначения. Например, подчеркнуть снизу букву два раза - это поменять маленькую букву на заглавную. В итоге я совсем незаметно сама стала искать ошибки и очень радовалась, когда находила их.
Еще одно - все твердят - ребенка надо заинтересовать. Да, мне было интересно. Но это было УЖЕ 10 класс. На тот момент я даже не понимала, что мне интересно. Найти подход даже к своему ребенку очень сложно. И главное, что нам мешает - наше желание. Мы так хотим, чтобы наши дети читали и правильно писали, что не терпим их возражения. И, разумеется, встречаем отпор.

Статья хорошая.
Другой вопрос, как заставить ребенка заниматься по всем этим полезным пунктам??
Я долго искала какую-то игру, или книжку-развивалку, чтобы был интерес заниматься. Нашла "Письма из сказки. Обучение с увлечением". Наберите поиском, очень полезная штука!

19.10.2013 22:58:58, Швабрмания

Бороться с дисграфией сложно, но можно и нужно,
если бы еще учителя -как специалисты, хоть немножко помогали её вовремя обнаружить и знали ЧТО подсказать....
Из опыта борьбы с дисграфией, 1-4 части ДНЕВНИКА
[ссылка-1]

Наша страна, тихонько, приближается к воспитанию моно людей. Человек разбирающийся в одной области знаний, далёк от другой, даже похожей и близкой. Мой старший сын, обучаясь в одной из лучшей школе города и имея, как выяснилось в 4-м классе, дизграфию, занимался с учителями-репетиторами начаная с 1 класса, ни одна из 3 не понимала в чем проблема ребёнка... Второй ребёнок пошёл в 1 класс, уже занимаясь, с одним из ведущих специалистов логопедии (преподавателем пед.ВУЗа), было выявлено, дизграфии нет... ,сейчас он во втором классе, русский твёрдая 3...А причина 35 человек в классе, всем трудно и детям, и учителю. Предлагаю, прекратить гонку за образованием, ну хоть чуть-чуть, дать детям психологически облегчённое детство, ну и перестанем вытягивать из родителей деньги, ставя такому кол-ву семей этот диагнноз

17.12.2011 11:04:30, Добрый день!

Ну хоть какие-то советы, хорошая статья

Хорошая статья!

Боже мой! Можно не знать правила русского языка и писать грамотно, а можно знать и писать кое-как. Правила и грамотность - вещи разные. Вначале разработают интенсивную школьную программу, набитую правилами и исключениями, а потом удивляются, что грамотно не пишут. Так ведь не учили же этому!

Комментировать статью "Как научить ребёнка писать без ошибок?"

дисграфия. Писать диктанты ребенку с дисграфией, да еще даже не школьнику - это мучительство. Первые 2 класса были тяжелой работой, пришлось отказаться от части доп. занятий. Как научить ребёнка писать без ошибок? У меня у кровной дисграфия и дислексия.

Обсуждение

В Москве можно проверить на дислексию/дисграфию в институте коррекционной педагогики на Погодинской улице

в таких случаях я не понимаю только одно: а как вы дожили до 3 класса без каких-либо сомнений и мучений?
Дисграфия - это ж сразу и сильно! Понятно, что что-то не так.
А если проявления чуть-чуть то это вариант нормы, имхо, кто идеален и полностью здоров?:)

Если по делу, то, имхо, разбираться дисграфия ли (специалисты легко вычисляют "своих") и какой именно вид. При акустической, например, как раз легче письменный язык дается (даже если и с ошибками), чем устный

Как научить ребенка писать?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Пишет буквы, как сказала учитель, хуже всех в классе. Я уже набрала кучу прописей в магазине, пишем с ней. Теперь таким детям ставят диагноз " дисграфия ". Как научить ребенка красиво и грамотно писать?

Обсуждение

Всем большое спасибо, сегодня купили специальную ручку. Дочь сказала, что в классе многие дети именно такими пишут. Даже старшая такую же попросила. Посмотрим в выходные, как ей писать будет.

Это к вопросу о нужности/не нужности подготовок к школе, на самом деле...

Учительница против того, чтобы учил кто-то другой, скорее всего, из-за различий в "правильнописании". Встречалась с программой, где учат писать буквы совсем не так, как нас учили, не с той стороны палочки начинают писать, не так соединения букв образуются... Я бы попросила учительницу порекомендовать прописи, возможно, для "5-6 лет", соответствующие вашей программе.

Есть насадки на ручку, способствующие правильному захвату, посмотрите по ссылке, типа таких.

Еще вот тренажер для пальчиков есть, Яське нравилось:) http://www.planetasp.ru/images/zakup/229/190/1/r308413.jpg

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Раздел: Учителя (дисграфия индивидуальное обучение в школе). Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной...

Обсуждение

на общих оснваниях.Но у нас и школа обычная-ни о каких диктантах на 10 строчках речи нет(не говорю,что это хорошо),несмотря на 4й класс, и учительница лояльна-если бы мой сын учился у моей первой учит-цы,то с его поччерком и видом тетрадей он ни в жизнь бы ни одной 4 не получил.А вот по англ.- там да,все что устно- "5",все что письменно- "2":-((и ничего не сделать...

Мою дочь оценовают на общих основаниях, но она не возражает. Другое дело, что ее в школе не мурыжат и не заставляют по 3 часa переписывать. С ошибками учительница отправляет обратно, да, исправлять. Иногда подчеркивает места, где ошибки, чтобы дочь сама исправила их и получила бы шанс на более высокую отметку. Но я спокойно отношусь к оценкам за язык: лучше, чем было и ладно. Главное для меня - чтобы дочь старалась и постепенно прогрессировала.

Свою я бы категорически не разрешила держать после уроков по 3 часа тем более, что просто переписывание малоэффективно. Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной грамматической форме или переделать уже имеющееся предложение. Вот их моя выполняет хорошо, от ошибок копирования мы уже практически избавились. На их основе тоже можно аттестовывать, и в среднем получить неплохую оценку. Плевать, что за диктанты формально двойка.

Ребенку сказать не нервничать, сконцентрироваться на том, что получается лучше. Я бы договорилась с учительницей, чтобы она использовала и другие методы аттестации ТОЖЕ наравне с заслуженными двойками за диктант. Если у него хорошая память, он вполне сможет выучить правило и ответить на уроке - вот уже и не двоечник. У меня, кстати, дочь очень похожа на вашего по описанию, тоже дислексия, дисграфия, проблемы с пространственной ориентацией и амбидекстр, похоже. Ну, занимаемся и воспитываем философский подход к жизни. В вашей ситуации я бы еще подналегла на освоение компа, научите его быстро печатать, в будущем пригодится.

дисграфия и английский. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

Обсуждение

У меня трехязычный дисграфик. Я бы погодила впадать в шок. Вполне может быть, что все обойдется. Не думаю, что из-за англ. она будет хуже писать по-русски. Скорее всего будут те же типичные ошибки, а по мере компенсации дисграфии в русском, если вы специально занимаетесь, вы увидите аналогичный прогресс в иностранном. У моей дочери примерно так и было. Я боялась, что на каждом языке нам придется начинать все снова-здорово, однако она как-то переносит навыки из языка в язык без доп. занятий. Возможно, было вам бы безопасней начать второй язык попозже, чтобы дать ребенку побольше времени скомпенсироваться, но, может быть, они не будут так уж много писать на англ. прямо с первого года обучения. А в устном языке Ваша девочка вполне может быть успешна.

Моему дисграфику английский почему-то дается на порядок легче:) Так что может и ничего:)

Дисграфия у подростка. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. А писал... слова писал пропуская все гласные, одни сплошные мелкие крючки, незамкнутые все "круглые" буквы. И сейчас пишет не то, чтобы абсолютно грамотно, но уже читаемо.

Обсуждение

Я искала на сайте логопед.ру. Нашла буквально в соседнем доме женщину,она правда не учитель русского а в первой половине дня работает логопедом в школе.Стоит занятие 1000 руб за полтора часа,два раза в неделю.Она действительно с моей еще быстренько проходит ее школьную программу,помимо основных занятий.Посмотрите по своему району там.

09.11.2010 12:29:24, Линдaaa

Посмотрела, вы в СВАО живете, найдите ближайший к дому центр медико-педагогической помощи детям. Там очень хорошие специалисты. У меня ребенок занимается с логопедом тоже по поводу дисграфии в центре "Участие" на Ленской. Занятия как бы и логопедические и одновременно подтягивают ребенка по русскому языку, повторяют правила правописания и прочее. Меня логопед сразу же на первом занятии попросила принести учебник по русскому языку, чтобы ей ориентироваться в программе, которую проходит ребенок. Занятия бесплатные.

дисграфия. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Писать диктанты? Он пишет просто абру-кадабру, что сам прочитать потом не может. У меня сыну сейчас почти 18 в школе хлебнули по полной, тогда в началке еще и не смогла найти грамотного специальста:(У нас была...

Обсуждение

У меня сыну сейчас почти 18 в школе хлебнули по полной, тогда в началке еще и не смогла найти грамотного специальста:(У нас была дисграфия и дизлексия на фоне скрытой леворукости. Кстати проверьте, так как это не всегда видно сразу, а усложняет процесс. Сейчас оглядываясь назад могу посоветовать прекратить занятия через истерику, они не дадут ничего, только оттолкнете назад. Там ведь еще включается психология ты тратишь огромное количество сил, а результата может и не быть, он выстрелит потом, но ребенку хочется видеть сейчас плод своих и ваших трудов. Плюс систиматика, если оставили все на 2-3 месяца практически всегда откат назад почти в начало. Сейчас только читать много, но по очереди, вы страницу -он обзац, ему действительно тяжело читать. В дальнейшем надо учитывать, что при более медленной диктовке, чем это происходит общим потоком, он будет писать на 1 балл выше, чем со всеми. Это если сможете договориться с учителем, что бы тот потом продиктовывал отдельно после уроков. Опять же для того что бы не отбить охоту у ребенка.

Обсуждение

Вообще, для самостоятельных занятий хорошо использовать CD по русскому языку из серии "Семейный наставник". Как раз эта серия начинается со второго класса. Достоинством этой программы является то, что она ориентирована на индивидуальный подход - работаешь над тем, что у тебя не получается (есть диагностические, коррекционные задания, объясняющие материал, экзаменационные, звуковые диктанты с последующей проверкой). Серия сделана до 7 класса (на каждый класс свой CD).
Если в начальной школе это достаточно эффективное средство, то уже в шестом классе эффективность использования падает (объем большой, и отрабатывать отдельно каждое правило - тратить в пустую время).
Поэтому сейчас мы занимаемся по книге Н.Б. Самсонова "Как повысить грамотность: Система занятий по орфографии и пунктуации для учащихся 8-11 классов / Под ред. П.А. Леканта".- М.: ЦентрКом,2001. Покупала книгу в самом издательстве (т. 973-20-64). Достоинство книги - индивидуальный подход (возможность определить свой уровень грамотности и в зависимости от него определить порядок отработки ошибок, все орфограммы сведены в единую орфографическую таблицу, и что самое главное даны схемы рассуждений в сложных правилах).