Маяк морской. Жизнь на маяках


2. Те, кто меня читает давно, знает, что Херсонесский маяк является одним из моих любимых мест в Крыму.
Уж столько раз, сколько он у меня появлялся в постах, появлялось не так много мест. Разве что Фиолент или Ай-Петри...
Около маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось...

3. Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес, который расположен непосредственно в городе Севастополь).
Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли.
Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

4. Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи - Финского залива.

5. Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

6. Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь.
В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком

7. В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.
Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.
В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.
После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.
Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас.
Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

8. Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка.

9. Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное

10. Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950-1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

11. Как устроена маячная башня?
Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы.
В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

12. Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор

13. И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка

14. Сегодня используется система с кварцево-галогенной лампой мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году.
Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» - Севастополь.
Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.

15. Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно

16. Вид на маячный городок с башни маяка.
Городок тоже появился не сразу. Первое время обслуживающий персонал ютился в крохотных плохо отапливаемых домах - 20 человек в 4 комнатах.
В начале 1870-х годов построили первое двухэтажное здание для размещения нижних чинов. Правда, это здание было сильно повреждено штормом 1876 года.
После шторма вокруг маяка возвели брекватер, защищающий башню и маячный городок с моря.
Сегодня здесь несколько двухэтажных зданий, в которых живут люди, так или иначе обеспечивающие или обеспечивавшие функционирование маяка и его оборудования.

17. Ночью с маяка открывается прекрасный вид на открытое море.
Кстати, огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30 километров)

18. Башня маяка ночью

19. Так выглядит 36-метровая башня с моря

20. Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком

21. Вечерний Херсонесский маяк

Теперь в моем блоге можно быстро забронировать номер в отеле или купить авиабилет

Уже тогда строили его с определенной целью: он помогал мореплавателям благополучно пройти рифы, которые в большом числе встречались по пути к александрийской бухте. Днем кораблям в этом помогал столб дыма, а ночью - отраженные костры. Как выбирали место для строительства этого маяка? Когда эти сооружения получили широкое распространение? Где находятся самые мистические маяки мира? И что же значит слово "маяк"? Ответы на эти и многие другие вопросы ищите ниже!

Маяк: значение в этимологическом словаре

Языковеды утверждают: корни этого слова в праславянском. "Ma"акъ" стал основой для древнерусского слова "маякъ", которое в переводе на современный русский означает "веха" или "знак". Кроме того, ma"акъ - основа польского majak, означающего "мираж, окольный путь". "Маяк" созвучен и с древнеиндийским, новоперсидским и осетинским словами, имеющими перевод "свая".

Маяк: значение слова сегодня

На сегодняшний день маяки представляют собой средства навигационного оборудования башенного типа. Эти капитальные сооружения располагаются на побережьях крупных водоемов и имеют точные географические координаты.

В толковом словаре также есть "маяк". Значение слова - "башня, оснащенная сигнальными огнями, расположенная на

По своему назначению маяки делятся на несколько типов:

Портовые. Такие сооружения располагаются на входе в порт.

Предостерегательные. Эти маяки позволяют кораблям увидеть опасные места фарватера.

Указательные. Главная их цель - позволить мореплавателям проверить правильность курса, по которому идет судно. Такие маяки обычно помещаются прямо в открытом море - на отмелях или скалах. Зачастую в качестве основы для башен создают искусственные возвышения.

Маяк снаружи и внутри

Типичная окраска маяков белая. Встречаются сооружения с поперечными полосами черного или красного цвета. Строят маяки в виде башен. Главная особенность этих башен заключается в том, что внушительных размеров тесаные камни, из которых их возводят, представляют собой практически монолитную массу. Достигается такой результат благодаря качественной притеске.

Для того чтобы маяк был хорошо виден даже в шторм, его оснащают мощным источником света. Помещение для смотрителя обычно возводят рядом с основной башней, если она расположена на берегу. А вот если маяк находится посреди моря, жилое помещение для маячника организуют прямо в башне. Тут же располагаются склады, цистерны для воды.

Навигационные свойства

Для того чтобы судовая команда могла определить, с какой стороны корабль подходит к маяку, некоторые фонари имеют цветовую окраску, состоящую из нескольких полос определенного цвета. Эти полосы именуют "дневной меткой". В темное время суток эту функцию выполняют секторные огни. Белый цвет секторного огня, которым обозначен маяк, означает безопасный сектр. Левую от безопасного сектора область принято обозначать огнем красного цвета, а правую - зеленым.

Самый древний маяк - это маяк, расположенный в Испании. Его построил римский во втором веке! А Статуя Свободы на протяжении шестнадцати лет использовалась в качестве средства навигации. Первый каменный маяк, который расположен в Англии, был возведен в 1756 году. Он указывал морякам путь с помощью 24 свечей. Мощность сегодняшних навигационных башен - более двадцати миллионов свечей!

Кстати, существует даже действующая церковь-маяк. Это Вознесенская церковь. Построили ее в 1862 году на Большом А самый высокий маяк в мире - стальная башня, расположенная в Йокогаме. Высота его превышает 100 метров. Несмотря на то что маяки известны с древних времен, французы до семнадцатого века не обозначали свои береговые линии с помощью огней. Отсутствие маяков должно было предотвратить нападение пиратов.

Мистические маяки

Во всем мире существует немало заброшенных маячных башен, ранее служивших путеводителями для моряков. С ними связано множество мистических и загадочных историй.

Наверное, самый загадочный маяк - это Эйлин Мор. В середине декабря 1900 года здесь при загадочных обстоятельствах пропало сразу три смотрителя! Приплывшие на маяк моряки нашли только пустые коробки, в которых ранее были продукты. Ворота, ведущие в башню, были надежно закрыты. Попав внутрь, моряки были крайне удивлены: кровати смотрителей были расправлены, стол - перевернут. Дождевики маячников лежали здесь же. Однако больше всего мореплавателей поразил следующий факт: замершие стрелки всех часов, находящихся в башне, показывали одно время. Эта тайна остается неразгаданной и по сей день.

Есть в мире маяк, приносящий людям физические недомогания. Он расположен в Британии. Маяк Талакре забросили еще в конце девятнадцатого века, однако его посетители и сегодня жалуются на симптомы различных заболеваний, которые проявляются после посещения здания. История этого маяка гласит: один из его смотрителей скончался прямо на рабочем месте. Причиной была лихорадка. Некоторые посетители утверждают: маячник в старинной форме присматривает за башней и сегодня. Люди нередко видят его призрак, который то стоит наверху, то прогуливается неподалеку.

Самый дорогой в истории Соединенных Штатов Америки маяк - это маяк, построенный на рифе Святого Джорджа. На его возведение ушло более десяти лет. Однако желающих работать здесь практически не было - остров, где он располагается, находится на значительном удалении от цивилизации, на этом месте постоянно бушуют волны. Здесь всегда трудились пять смотрителей, это позволяло людям не сойти с ума. Однако в 1923 году пятерых маячников смыла огромная волна. С тех пор свет на маяке никогда не загорался.

Для чего нужен маяк? Каково его предназначение?

    По маяку суда в открытом море ориентируются в тмное время суток или же в ненастную погоду. Без маяков суда бы просто напросто теряли направления и не могли найти в таких экстренных условия береговую территорию. Маяк - это своего рода путеводитель и ориентир.

    Маяк - это капитальное сооружение, которое служит для визуальной навигации кораблей, для определения местоположения на воде. Незаменимы в плохою погоду. Маяки бывают опознавательные и створные. Маяки строили с древности. Александрийский маяк, построен в 3 веке до н.э.

    Статуя Свободы когда-то использовалась, как маяк.

    В древности маяк был незаменимым атрибутом плавания на кораблях, ведь маяк можно было увидеть за сто километров от земли. Ведь тогда не было еще современых навигационных приборов.

    Обычно маяк это очень высокая башня, на самом верху башни горит свет (обычно красный), указывающий кораблям верное направление. Конечно, сейчас маяк не так актуален как в древности. Сейчас есть спутниковые системы навигации, на кораблях.

    Удивительный, красивый, полезный вопрос.

    Да будет свет!

    Маяки строили для разных целей, предостережение, наблюдение, указания пути, привлечения внимания.

    Но основная задача маяка - светить!

    Маяк всегда возводят на скалах, и те кто строят и эксплуатируют маяк очень много знают о море и о опасностях подводных разных. И указывают кораблям обходные пути.

    А смотритель маяка - герой невидимка. Он в прямом смысле спасает суда а капитаны и моряки, за частую его даже и не знают. Но смотритель не отвечает за крушение, но он всегда спокойно, честно и в одиночестве помогает.

    Маяки есть везде и даже в Антарктиде.

    В Украине, в Крыму есть удивительная церковь. Церковь святого Николая церковь- маяк, возле Алушты.

    А самый большой и удивительный (не считая Японский) маяк сегодня, стоит возле пролива ЛА-Манш на Французкой стороне на малюсеньком островке и его луч виден на Английских берегах через почти 170 км.

    Но световые маяки уже отживают свое, им на смену приходят спутниковые системы навигации.

    Без маяка суднам было бы трудно определять, где находится берег в темноте и в мрачную погоду. Маяк - это как путеводная звезда, которая помогает сориентироваться затерявшимся кораблям и рыбакам. Это как компас.

    Маяк нужен для ориентации кораблей. Предназначение - ориентир.

    Маяк - это навигационный знак, который могут установить на берегу или на воде, для таких маяков часто используют старые суда. Световой сигнал каждого маяка имеет признаки, по которым моряки могут точно знать название и расположение маяка. В настоящее время моряки и летчики используют радиомаяки. Кстати, в качестве радиомаяков используются и известные радиовещательные станции. Маяки будут нужны всегда, потому что они достаточно надежны и позволяют с высокой точностью определять место корабля или самолета.

Введение

маяк морской порт навигационный

В данном реферате мы рассмотрим, что из себя представляют маяки, их классификацию, навигационные свойства и систему сигналов, что такое фарватер. Рассмотрим некоторые виды гидротехнических сооружений и их функциональное применение. Также дадим определение морскому порту.

Маяки

Маяк--навигационный ориентир, представляющий сооружение в виде башни, ажурной вышки или пирамиды, снабженной оптическим аппаратом и источником света, хорошо видимый с моря. Маячная башня имеет прочную конструкцию отличительной формы и окраски.

Рис. 1

Рис. 2 Маяк плавучий

Классификация маяков

По месту установки:

Береговые -- маяки, устанавливаемые на берегу либо в непосредственной близости от него, например, на прибрежных островах. (Рис. 1)

Морские или плавучие -- маяки, устанавливаемые на кораблях, используются вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции. (Рис. 2)

По выполняемой функции:

Опознавательные (одиночные), служащие для обозначения определённой точки на земной или водной поверхности, которые, в частности, служат знаками при входе в порт или в том месте, где суда меняют курс, а также для обозначения опасных участков.

Створные (работающие обязательно в паре) -- служат для обозначения определённой линии на карте и используются для указания места изменения курса судна, например для входа в гавань или порт.

В этом случае используются два маяка разной высоты. Дальний маяк всегда выше ближнего -- таким образом, если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. Благодаря разнице высот створных знаков можно точно определить, в какую сторону производить корректировку курса.

Несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остаётся важнейшим средством ориентации на море, и потому маячным сооружениям придают характерную форму и окраску, визуально выделяющую их на фоне окружающей обстановки.

Для обеспечения своей оптической заметности в неблагоприятных условиях наблюдения маяки оснащаются сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими устройствами, служащими для концентрации света в заданных направлениях и увеличения силы света используемого источника излучения. Чрезвычайно часто используется модуляция по заданному временному закону силы света с тем, чтобы отличить световые сигналы маяка от света постоянных источников (как береговых, так и ходовых огней судов) и отличить от сигналов других маяков.

Навигационные свойства маяков

Для упрощения прохождения судами опасных мест и мелей башня маяка может иметь характерную цветную окраску из нескольких полос, так называемая «дневная метка» (англ. day mark), в ночное время применяются секторные огни (англ. sector lights), устроенные таким образом, что позволяют определить, с какой стороны судно подходит к маяку.

Цвета секторных огней:

Белый -- обозначает безопасный для прохода сектор.

Красный -- обозначает левую (англ. port) от безопасного сектора область для приближающихся судов.

Зеленый обозначает правую (англ. starboard) от безопасного сектора область для приближающихся судов.

Сигналы маяков

Сигналы, даваемые современными маяками могут быть:

Оптические -- маячные огни (лампы накаливания, светодиоды); огонь маяков бывает постоянным, проблесковым, группопроблесковым, постоянным с проблесками, постоянным с группой проблесков.

Акустические воздушные-- наутофон, диафон, сирена.

Акустические подводные -- подводный колокол , осциллятор.

Активные радиосигналаы, что превращает маяк в радиомаяк.

Отражённые радиосигналы

Сложно переоценить значимость навигационного оборудования для работы судоводителей. Хотя современные приборы, позволяющие определять координаты, имеют множество преимуществ в виде эргономики, точности и функциональности, их недостаточно для поддержки безопасного управления судами в прибрежной зоне. Поэтому на подходах к якорным стоянкам и портам, к примеру, в качестве навигатора используются маяки. Их сигналы позволяют определять точное местоположение судна и при необходимости корректировать маршрут.

Что такое маяк с точки зрения технического исполнения? Как правило, стационарные конструкции или сооружения, обеспеченные средствами визуального наблюдения. Но бывают и другие варианты, отличающиеся также по функциональным возможностям.

Общие сведения о маяках

В сущности, это сигнальные станции, выполняющие задачи навигационного ориентирования. Наиболее распространены береговые маяки, обозначающие надводные или подводные контуры сооружений и опасностей. В состав объекта могут входить капитальные постройки, инженерное оборудование, технологические устройства для сигнализации и коммуникации. Современная станция редко обходится без источников тепло- и энергоснабжения, причем в большинстве случаев их представляют автономные генераторы.

При этом важно различать средства берегового ограждения от конкретных опасностей и непосредственно маяки. Функции локальной ограды выполняют буи, вехи и бакены. Такие навигационные устройства могут быть независимыми от береговой инфраструктуры. А что такое маяк в плане функциональности? В любом исполнении это инструмент навигационной разметки, которая воспринимается штурманом посредством специальных сигналов. Однако цели у таких станций бывают разными.

Назначение маяков

Морские сигнальные станции можно рассматривать и как створное, и как опознавательное средство. В первом случае организуется система, состоящая как минимум из двух маяков, линия между которыми формирует маршрутный контур. Ориентируясь на такие линии, судоводитель меняет или прокладывает курс входа в порт или гавань. Одиночные же станции используются в опознавательных целях и обозначают собой определенную точку - как на земной прибрежной, так и на водной поверхности. Например, маяк на острове непосредственно указывает на часть земной площадки среди моря или океана. Таким же способом обозначаются опасные участки, портовые объекты и т. д. Оба типа маяков отличаются по высоте. Причем размерные параметры имеют и функциональное значение. Так, разница в высотах между створными конструкциями позволяет определять направление движения к тому или иному объекту, расположенному в этом районе.

Как работает маячный излучатель?

Типовая и наиболее распространенная сигнализация маяка представляет собой прожектор, выполненный в особой конфигурации. Для повышения силы излучения в устройстве прибора используется комплекс зеркал и линз, обеспечивающих концентрацию фотонного отражения. В некоторых системах применяется не отражающая, а просвечивающая оптика. Данный эффект достигается составными линзами в сборке, которые вращаются вокруг источника света. В конструкциях прежних поколений в качестве излучателя использовали керосиновые лампы. Они характеризовались независимостью и полной автономностью, но требовали кропотливого обслуживания.

Что такое маяк современного типа? Это сооружения или конструкции, обеспечиваемые источниками импульсного света. Те же прожекторы распространяют световые потоки на оптическую оснастку для более широкого распространения сигнала. Для питания электротехнической инфраструктуры используются дизель-генераторы, солнечные батареи или же местные энергетические подстанции.

Свойства цветовой навигации

Способ подачи света имеет свои особенности и в части цветового оформления, обусловленного стандартизированными требованиями. Спектр излучения делится на несколько сегментов, каждому из которых присваивается определенный оттенок.

В частности, белое свечение указывает на то, что в обслуживаемой зоне на данный момент проход безопасный. Красным обозначаются левые по отношению к безопасной зоне места для прохождения. Напротив, зеленый свет маяка характеризует правую область по отношению к сегменту, где приближается судно. Существуют и принципы «дневной метки», согласно которым сами станции имеют окраску из нескольких полос. Это позволяет визуально различать опасные объекты и башни маяков. В ночное же время применяется система секторных огней. Опять же, за счет управления цветами и подключения разных сегментов свечения штурманам даются сигналы о статусе тех или иных областей в зоне охвата.

Классификация по способу сигнализации

Оптические световые сигналы являются основным, но не единственным способом привлечения внимания штурманов. Кроме них используются акустические, туманные и радиосигнальные устройства. Применяются сирены, диафоны, осцилляторы и другие приборы, обеспечивающие распространение звуковых сигналов. В последнее время активно развиваются технологии радиосигнального оповещения. Что такое маяк с радиостанцией? Чаще всего это пеленговые базы, в рамках определенного частотного диапазона и радиуса определяющие приближение судов. Они могут не только фиксировать местоположение объектов, но и передавать информацию о направлении, производить вычисления по координатам и т. д.

Классификация по месту расположения

Принципиально отличаются два типа маяка - уже упомянутые береговые и плавучие. Первые могут устанавливаться на берегу, на острове или в удаленной от прибрежной линии зоне. Наиболее выигрышные места для таких объектов - возвышенности и открытые визуальному наблюдению участки, где навигационное оборудование сможет работать без помех.

Что касается плавучих станций, то они используются на кораблях и другой водной технике. То есть это не стационарное, а мобильное или даже портативное оборудование. Есть и группа плавучих маяков, которые размещаются в качестве опознавательных устройств на входах в каналы и проливы. Их корпуса оформляются специальным цветом для более выраженного визуального эффекта.

Эксплуатационные требования к маяку

Поскольку на работе сигнальной морской станции лежит высокая ответственность, еще перед разработкой ее проекта утверждаются следующие требования:

  • конструкция должна быть видна днем и ночью;
  • независимо от времени суток, свет маяка должен отличаться от случайных огней другого назначения;
  • в инфраструктуре башни должна предусматриваться туманная сигнализация;
  • визуально-опознавательную функцию должны обеспечивать и освещаемые, и неосвещаемые сигнальные метки.

Заключение

Регуляция мореходного движения выполняется комплексным набором средств, особое место среди которых занимает маяк. Подаваемые им знаки и огни минимизируют шансы на потерю курса у приближающихся судов и оптимизируют процессы помощи, если в ней есть необходимость. Существенное место в общей инфраструктуре маяка занимает навигационное оборудование в виде приборов и радиопеленгаторных станций. Нынешний уровень технологического развития позволяет использовать для определения местоположения эффективные устройства, связывающиеся со спутниковыми системами. Но и традиционная опознавательная функция в виде светового рассеивания через оптику сохраняет свою актуальность.