Что таоке здоровье. Определение здоровья

Что же собой представляет понятие «здоровье»?

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Оценка состояния здоровья

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

Здоровье отдельного человека (индивидуума);

Здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

Здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели.

I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Известный хирург, пропагандист здорового образа жизни, академик Н.А. Амосов говорит: «Народ здоров, если здорово общество».

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов.

Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена жизнью: «...человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни».

Резюмируя данную лекцию, можно сказать, что основа здорового образа жизни, стиль жизни и жизненные мотивации каждого человека в конечном счете определяют его здоровье и социальное благополучие в течение всей жизни.

Здоровье – комплексное понятие, характеризующее состояние человека. Здоровье нужно рассматривать широко, масштабно и целостно. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия», а не только определяется отсутствием болезней и физических дефектов. Такое расширенное понимание здоровья очень важно и помогает увидеть причинно-следственные связи.

Здоровье - естественное состояние человека , норма жизни. И достигается это состояние просто - соблюдением законов природы. Ведь если мы соблюдаем регламент по эксплуатации технического прибора, то и срок службы у него будет максимальным. Грамотная эксплуатация своего организма поможет не отвлекаться на ремонтные работы. Главное понять возможности организма и определить посильную нагрузку.

«Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы »

/Гиппократ/

Каждый из нас закодирован матушкой-природой на безупречное здоровье , но нарушение естественных биоритмов и законов приводит к сбою адаптационных возможностей. Очень важно вовремя включить, поддерживать и тренировать механизмы адаптации и саморегуляции. Младенец появляется на свет с колоссальным резервом жизненной силы. Русский физиолог И.А. Аршавский писал: «Физиологически зрелые новорождённые не могут не только умереть, но и заболеть». Тогда почему по статистике мы имеем не более 5% здоровых детей? Ответ прост: потому что мы нарушаем законы физиологии ещё на этапе планирования ребёнка и его зачатия. Культура здорового образа жизни недостаточно распространена среди населения. Родителей в большей степени волнует успеваемость детей в школе нежели правильно организованный режим дня, питания, наличие времени на отдых. Из-за большого количества уроков, кружков, из-за дефицита времени, в погоне за оценками родители пренебрегают базовыми потребностями ребёнка. Дети пропускают прием пищи, употребляют фаст-фуд, поздно ужинают, поздно ложатся спать. В результате у детей появляются проблемы с желудочно-кишечным трактом, частые простуды, вегетососудистая дистония, невротические расстройства. Однако, данная ситуация не означает, что не надо учиться или посещать образовательные кружки. Родителям важно научиться не выбирать из двух зол меньшее, а создавать лучшее для своего ребёнка, качественно планировать и режим дня, и программу обучения, реализуя потребности детского организм и учитывая интерес юной личности. Почаще вспоминайте слова И.А. Аршавского: «Помните: ваш малыш может не болеть. А значит - не должен болеть. И зависит это прежде всего от вас» .

Возвращаясь к природному ритму, здоровому питанию, занимаясь физкультурой, контролируя свои мысли и эмоции, каждый может вновь обрести целостность и здоровые.

«Сама по себе болезнь – это факт удаления человека от природных механизмов, призванных следить за его здоровьем и жизнеобеспечением… Польза, которую может извлечь человек, установивший информационный контакт, сблизив себя с небольшим участком мира природы, значительно большая, чем борьба с заболеваниями»

/В.Н. Мегре «Анастасия»/

От чего зависит здоровье?

По статистике здоровье любого человека на 50-60% зависит от образа жизни и только на 10 % от медицины и 10-15 % от генома, т.е. наследственности. Получается, что наш образ жизни, наши повседневные привычки во многом определяют уровень здоровья. Так подумайте, в какой фонд необходимо вкладывать ресурсы и инвестиции: в медицинский проект, который даёт 10% дохода, или в проект ЗОЖ с доходом 60%?

Обратите внимание, с каждым годом улучшается качество медицинских услуг, появляются новые технологии, но при этом наблюдается интенсивный рост заболеваемости, болезни молодеют. Где же логика? Если уровень медицины растёт, то заболеваемость обязана снижаться. А если заболеваемость растёт? Очевидно, основная причина в современном образе жизни и отсутствии первичной профилактики в системе здравоохранения.



Основные причины роста заболеваемости при высоких технологиях в современной медицине:

  1. Нездоровый образ жизни, вредные привычки, неграмотность населения в области здоровья. Постепенное самоотравление организма за свой же счёт алкоголем, курением, рафинированной и консервированной пищей.
  2. Отсутствие первичной профилактики в медицинских учреждениях. Наблюдается подмена: вместо настоящей профилактики и пропаганды ЗОЖ, людям предлагают сдавать анализы на ВИЧ, гепатиты и др., чтобы выявить заболевание на ранних этапах. Задача правильная и нужная. Но ещё лучше не допустить появление и распространение этих заболеваний, а здесь только анализы не помогут. Нужна информационная работа, повышение культуры и нравственности общества, ответственности. Разумная пропаганда ЗОЖ должна быть в поликлиниках, в кино, телепередачах, журналах. Необходимо возобновить бесплатные секции физической культуры, распространение информации по закаливанию, гигиене. Главная задача – не дать сформироваться патологии, а не лечить уже возникшую болезнь.
  3. Симптоматическая направленность медицины. Причины многих болезней не известны, поэтому основная задача врача подавить симптомы заболевания, а не вылечить. Однако причины не известны, если смотреть на болезнь поверхностно, но если оценивать организм целостно, то многие процессы становятся понятными и закономерными.
  4. Не желание людей что-то менять в своей жизни, потрудиться во благо собственного здоровья. Вся надежда на «волшебную таблетку».
  5. Нарушение экологии окружающей среды, которая опять-таки зависит от образа жизни и нашей осознанности.

А как же наследственность?

Часто на наследственность мы списываем вредные привычки, передающиеся из поколения в поколение, например: способ готовить пищу, еда на ночь, преобладание в питании рафинированных продуктов, солёного, заранее приготовленные на неделю вперёд блюда, а также стереотипные эмоциональные реакции, негативное мышление. Всё перечисленное не относится к информации, передаваемой по генам, а касается вопросов воспитания и самовоспитания человека.

Согласно научным данным в области генетических исследований, установлено, что не каждый патологический ген будет немедленно запускать болезнь, в большинстве случаев необходима активация патологического гена неблагоприятными факторами окружающей и внутренней среды. Т.е. человек, носитель патологической генетической информации, должен сам постараться, чтобы запустить наследственную болезнь. Вредные привычки, рафинированная пища, избыток лекарств – вот триггерные факторы, которые спускают курок начала болезни.

Если мы обобщим причины всех заболеваний, то увидим, что любая болезнь, независимо от названия, является следствием засорения внутренней среды организма и негативного мышления. Не задумываясь, мы перегружаем организм неорганическими солями, нитритом натрия (добавляется в колбасы и сыры), глутаматом натрия, другими канцерогенными добавками, химическими препаратами, рафинированным сахаром, солью, крахмалами, клейковиной, животными продуктами, перееданием. Организм тратит огромные усилия на пищеварение, расщепление поступивших веществ, всасывание, складирование, упаковку, обезвреживание и выведение лишнего. До 70% энергии, полученной от съеденной пищи, тратится на обеспечение процесса пищеварения и выведение отходов. Как видно, коэффициент полезного действия очень низкий. Много сил расходуется напрасно, если рацион не сбалансирован и содержит много вредных балластных веществ. Со временем силы организма истощаются, мощности на детоксикацию и выделение не хватает, естественные фильтр системы перегружены и забиты. Тогда токсины и побочные продукты обмена складируются в тканях, снижая уровень обмена веществ, провоцируя хроническое воспаление, или просто до поры до времени лежат как бомба замедленного действия. В основном процесс загрязнения внутренней среды обеспечен поступлением некачественной, невидовой пищи, её неправильным сочетанием и перееданием.

«Мы есть то, что мы едим»

/Гиппократ/

Несмотря на важность внутренней чистоты организма, определяющим в формировании и удержании здоровья является внутреннее эмоционально-духовное состояние человека, чистота помыслов, умение жить в радости и любви, уровень гармонии в отношении с другими.

Заболевание всегда начинается на энергоинформационном уровне и изначально порождается негативными мыслями и эмоциями самого человека. Именно неуверенность в себе, не понимание смысла своей жизни, конфликты, обида и гнев заставляют людей вредить себе же, употребляя алкоголь, переедая и взращивая другие вредные привычки, приводящие к загрязнению организма не только ментально, но теперь и физически. Болью, мышечным спазмом проявляются глубоко запрятанные эмоции тоски, раздражения, обиды, страха. Боль сигнализирует о неправильно выбранном пути, о потери радости в жизни, блокировании любви. Так, аллергические проявления отображают внутренний протест против шаблонных установок, обязанностей, против жизни от ума, перекрывающей любовь и чувства. Контролируя свои мысли и эмоции, мы блокируем появление и развитие болезни. Поэтому так необходимо обрести внутреннее спокойствие, принятие, почувствовать свою душу, уметь радоваться каждому дню. Радость – это та витаминка, которая не даёт прорасти «псоре» (семени патологии).


Взаимосвязь эмоций и заболеваний была известна с глубокой древности. Однажды Гиппократа спросили, что такое здоровье, и великий врач ответил: «Глубочайшее расслабление». Удивительно! Ни питание, ни физкультура, ни моржевание, ни медосмотры…, а глубочайшее расслабление. Сыроедение, диеты, двигательные практики, голодание, травы – мощные инструменты, они помогают, но почему-то не всегда дают 100% результат и полное исцеление. Мешает неверие, старые обиды, претензии, гордыня, созданный и поддерживаемый образ «нездоровья». Глубочайшее расслабление успокаивает ум, усиливает ясность сознания, осознанность, устраняет спазмы и суету. В расслабленном состоянии нормализуется работа мозга, восстанавливается гармоничное взаимодействие органов, активизируются скрытые внутренние силы, запускаются процессы самовосстановления.

Здоровье – идеальный баланс внутренних процессов, результат глубочайшего расслабления, самоконтроля и позитивного мышления.

ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

1. Позитивное мышление и внутренняя работа над собой.

Психоэмоциональная гигиена, эмоциональный детокс (отслеживание своего эмоционального состояния и выбор позитивных мыслей), контроль и изучение работы своего сознания, ф ормирование духовно-нравственной внутренней опоры;

Практики расслабления, цигун;
- состояние ответственности за собственную жизнь и здоровье.

Обратите внимание на книги Анастасии Новых «Сенсей I, II, III, IV» и п редачи на Аллатра ТВ «Что такое сознание? ».

2. Поддержание гармоничного баланса функциональных систем организма.
Другими словами поддержание своего инструмента – тела в рабочем настроенном состоянии. Данный процесс можно сравнить с периодическим подстраиванием музыкального инструмента, например, скрипки или рояля, которые перестают держать строй из-за воздействия факторов окружающей среды. Если музыкант ограничится только протиранием (очищением) музыкального инструмента, то получит фальшивые звуки. А мы в свою очередь дискоординацию обменных процессов.
Изолированные чрезмерно интенсивные практики очищения могут не дать желаемого результата, если организм находится в выраженном дисбалансе. Ресурсов организма может не хватить, чтобы компенсировать перегрузки при уже имеющихся дисфункция, что приведёт к ухудшению состояния и ещё большему сбою. Поэтому никогда не нужно спешить и преувеличивать свои возможности. Дозированные же нагрузки повышают внутренние резервы и помогают организму восстановить баланс.
Равновесие функциональных систем организма сильно зависит от нашего психоэмоционального состояния, цели, мотивации. Как говорят, «все болезни от нервов», а нервы от неумения управлять собой.

Пример из жизни:

Девушка с детства имеет проблемы с пищеварением, дискинезию желчевыводящих путей, гастрит. Чтобы улучшить своё состояние здоровья, она решает провести очищение кишечника сульфатом магния три раза за неделю, а потом проводит три разгрузочных дня на яблочном соке. В результате такого очищения появляется тошнота, боли в животе, сыпь.

Что сделано не так?
Дело в том, что частый приём магнезии и кислого яблочного сока спровоцировало раздражение слизистой оболочки ЖКТ и нарушение работы поджелудочной железы. Данная нагрузка не приемлема для ослабленного ЖКТ.

Подробнее о том, что приводит к обострению со стороны органов ЖКТ мы поговорим в разделе о питании.

3. Поддержание чистоты внутренней среды и очищение организма.
Обеспечивается соблюдением «инструкции эксплуатации организма», что препятствует процессам аутоинтоксикации, и по необходимости периодическими курсами очищения в подобранном режиме. Заметьте, это не бесконечные «чистки», а более бережное и разумное поведение человека.

Подобранное индивидуальное питание, соответствующее ферментативным и функциональным возможностям организма;

Нормализация пищеварительных и ферментативных процессов в организме, что снижает вероятность хронической аутоинтоксикации, т. е. самоотравления тканевыми токсинами и другими продуктами обмена.

Очищающие практики в индивидуальном режиме (баня, массаж, физкультура, нормализация работы кишечника, тюбажи печени, пиявки, разгрузочные дни, фитосборы).

Прмните: больше не значит лучше! Всё хорошо в меру и эта мера у каждого своя!

4. Здоровое питание.

Поступление в организм оптимального количества нутриентов, белка, витаминов и минералов;

Соответствие поступающей пищи ферментативным и функциональным особенностям организма;

Режим питания.

5. Высокая функциональная активность капиллярного русла (микроциркуляции) и обменных процессов.

Физкультура, пешие прогулки в индивидуальном режиме;

Контрастные процедуры (баня, скипидарные ванны, закаливающие процедуры);

Фитосредства;

Гирудотерапия;

Обёртывания, массаж.

6. Соблюдение природных биоритмов. Со-настройка с ритмом природы.

Отход ко сну с 21.30-22ч;

Корректировка деятельности с учётом сезонных биоритмов, своевременное снижение нагрузки;

Отсутствие ночных перекусов.

7. Здоровая (чистая) окружающая среда. Помощь природе.

Образно состояние здоровья постоянно находится в подвижном балансе, подобно весам. На одной чаше весов мы складываем привычки, укрепляющие здоровье, на другой – привычки, ведущие к нездоровью. Неблагоприятные факторы накапливаются, и однажды система адаптации организма не справляется с нагрузкой, происходит сначала функциональный сбой в работе, а позже присоединяются и анатомические изменения. Какие факторы перевешивают, такие и последствия.


Укрепление здоровья

Разрушение здоровья

Позитивное мышление, контроль мыслей.
Состояние радости.
Глубочайшее расслабление.
Добрые дела.
Творчество.

Добрые и искренние отношения с близкими.

Здоровое питание.
Умеренность в еде, свежеприготовленные блюда, овощи, фрукты, зелень.
Приготовление пищи в благостном состоянии и с любовью.

Регулярные занятия физкультурой.

Закаливание (солнце, вода, земля, воздух).

Забота о природе, улучшение экологии.

Пребывание на природе.

Режим дня.

Напряженная психоэмоциональная атмосфера в семье, семейные конфликты, гордыня, обида, раздражение.

Нездоровое питание.
Дефицит витаминов и минералов в питании, переедание, длительное следование ограниченным диетам без учёта потребности организма, потребление рафинированной пищи, консервантов, избыток соли, еда на ночь.
Пища, приготовленная в гневе и раздражении.

Малоподвижный образ жизни
Недостаточное пребывание на свежем воздухе

Отсутствие стимуляции адаптивных процессов природными факторами, закаливания. Искусственная среда помещения выключает способность к терморегуляции.

Нарушение режима сна, поздний отход ко сну

Неблагоприятная экологическая обстановка.

Неблагоприятная экология жилища (искусственные материалы, пары формальдегида и др.)

« Глупо стремиться вылечить тело, не вылечив Душу »

/Платон/

Болезнь – следствие вредных привычек, страстей, непонимания своей сути. Болезнь – разговор человека с Богом, сигнал о необходимости внутренней работы над собой. Поэтому необдуманное исцеление, без покаяния и осознания первопричины, без участия самого человека, может нанести вред. Теперь уже телесно здоровый человек будет продолжать удаляться от своего предназначения и познания мира, погружаясь в желания материального и раздувая своё Эго, всё больше и больше опустошая свою Душу. Профессор В.А. Савинов пишет по этому поводу: «Допускается лечить тех, кто выстрадал свои болезни, очистился в процессе заболевания. И если кто-то из больных не смог самостоятельно этого сделать, врач обязан заняться его духовным очищением, переориентацией и в социуме…» Важно восстановить духовность, осознанность, доброе отношение к миру и людям, а уж потом приниматься за лечение.

Природные методы оздоровления обычно дают хорошие результаты, потому что в них участвует сам человек. На пути к здоровью приходится ограничивать себя, контролировать своё поведение и настроение, больше времени проводить на природе, что повышает уровень ответственности, осознанности и внутренней гармонии, укрепляет волю. Однако в своей практике часто наблюдаю зацикленность людей на ЗОЖ, суженное понимание здоровья и игнорирование духовных причин. Необходимость духовной работы отодвигается на второй план или создаётся видимость таковой. Мало кто хочет меняться, прощать, любить безусловно, доверять Миру и верить Богу.

Путь к здоровью очень прост, и именно из-за простоты люди проходят мимо. Просто любить, просто радоваться, просто соблюдать природный ритм, делать простые физические упражнения, просто обливаться холодной водой, просто быть счастливым здесь и сейчас – слишком просто для нашего ума. У человека больше впечатлений и надежд будет, если на консультации поставить его к стене и начать метать рядом кинжалы, совершить какой-то сложный ритуал, дать дорогую таблетку, нежели просто порекомендовать простую диету, контрастное обливание, формирование позитивного мышления. Это слишком просто для нашего ума. А к тому же делать-то самим придётся. Никому не хочется отмывать грязь, разгребать ментальный мусор и вычищать храм души – тело. Но пока вы этого не сделаете, здоровье будет призрачной тенью. Вы делаете шаг вперед, и здоровье также поспешно удаляется от вас.

Искоренить любую болезнь возможно! Эффект зависит прежде всего от вашей веры, искреннего желания и понимания, для чего вам нужно здоровье.

Здоровье ради здоровья не приносит счастья и удовлетворённости. Физически здоровый человек может постепенно самоуничтожать себя обидой и гордыней, привлекать в свою судьбу несчастные случаи. А главное на рубеже жизни, в тот последний миг не будет иметь ценность и значение ваше здоровье, ваш здоровый образ жизни, хорошенький дом и дорогая машина, успешный бизнес. Ничего материального с собой не взять. Истинной ценностью будут ваши добрые чувства в каждом прожитом дне, ваша любовь к ближнему, ваши добрые и искренние поступки. Думайте, решайте, делайте...

«Если в человеке нет злобы, то у него нет злых болезней. Если нет страха, то нет страшных болезней. Если нет чувства вины, то он находится в состоянии душевного покоя»

/Лууле Виилма/

Истории из жизни.

Инструменты здоровья

Природа щедра. В природе существует много факторов и инструментов, которые положительно влияют на здоровье. Важно лишь правильно пользоваться ими и соблюдать инструкцию, кстати, написанную тоже природой и проверенную народами в течение тысячелетий.

Оздоровительные практики старайтесь использовать комплексно, равномерно воздействуя на все системы организма. Не следует чрезмерно увлекаться каким-либо одним методом, игнорируя остальные. Например, человек может активно заниматься бегом, но при этом есть всё подряд, постоянно переживать, находиться в раздражённом состоянии. В таком случае бег будет помогать преодолевать хронический стресс и способствовать сжиганию вредных веществ пищи, однако при возрастании нагрузки резервы адаптации могут не сработать, и начнётся заболевание. Человек должен развиваться гармонично. Другой пример. Представьте автомобиль, которому нужен общий ремонт, но хозяин решил поменять только резину и выбрал самую дорогую и престижную. Толку в подобном решении мало. Так и с телом человека нужно заниматься комплексно.

Внимательно наблюдайте за собой. В организме человека любой местный симптом, подобно вершине айсберга, рассказывает об общеорганизменной проблеме. Важно воспринимать организм комплексно, не сужаясь до одного симптома.

Человек всегда заботится о своей машине, заправляет качественным бензином, но при этом безответственно относится к собственному телу. Однако, заботясь о теле, важно помнить, что тело – биомашина, данная нам во временное пользование, чтобы доехать до цели, стать Человеком.

Новое или хорошо забытое старое?

В книге я не изобретаю велосипед заново. Многие эффективные способы укрепления здоровья известны с древности. Знания сохранились в народной мудрости, в трудах Гиппократа и Авицена, в книгах прошлого столетия. Однако долго пришлось ходить вокруг да около, блуждая в догмах, набивая шишки, прежде чем началось знакомство с интересными работами прошлого и настоящего. И это путешествие, несмотря на наличие более короткого пути, было не напрасным, сформировался личный опыт и более объёмное восприятие. Так выявив закономерности в питании на своём опыте, собрав статистику опыта других, вдруг открыла книгу 1931 года издания «Сырая пища и рецепты её приготовления», а в этой книге профессором В.В. Марковым тезисно написаны основные положения по питания, которые искала более десяти лет и с которыми полностью согласна. Парадокс в том, что если бы книга попалась раньше, то не было бы доверия к её выводам, так сильны постулаты времени, трудно снять зелёные очки и посмотреть на мир настоящий.

Методология здоровья отработана и выверена веками, но ценные знания дошли до нашего времени в разделённом и нередко зашифрованном виде, перемешанные с ложными установками. Настало время для объединения специалистов разных направлений медицины, интеграции знаний и формирования целостного подхода к здоровью человека.

Медицинское представление о здоровье базируется на философских представлениях. Так, античные принципы здоровья нашли свое выражение в средневековой медицине, которая заимствовала принципы «гуморальной теории» Гиппократа о соотношении жидкостей в организме, а также концепцию внутренней уравновешенности Платона.

Особенно четко это прослеживается в арабской медицине. Так, Иб Синна (Авиценна) в своих трактатах указывал на то, что здоровье достигается благодаря гармоничному сочетанию элементов и процессов, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Эти составляющие находятся в гармонии и равновесии, образуя единство, постоянное поддержание которого может обеспечить человеку здоровье.

Медицина представляет собой отрасль биологии человеческого организма, которая имеет дело с биологическими целями, нормами, ценностями. Здоровье здесь определяется через симптомы, которые можно назвать биологическими фактами, отсылающими к функционированию организма. Основное ее предназначение заключается в поддержании жизни человека и облегчении его страданий. Для этого она ищет то, что вызывает страдания или угрожает жизни в природных объектах и пытается их устранить. Медицина рассматривает биологическую сторону адаптации, а именно проблему биологического выживания человека.

Центральная проблема современной медицины заключается в раскрытии содержания понятий «норма» и «здоровье», «патология» и «болезнь». Норма и патология в основном представляют собой характеристики организменного состояния человека, а здоровье и болезнь - личностного состояния человека.

Норма - это структурно-функциональный оптимум живой системы, а патология - это нарушение ее оптимального функционирования. Гораздо труднее определить переход от нормы здоровья к его патологии.

Многие авторы считают, что норму невозможно определить, так как каждый человек представляет собой «отклонение от нормы», а все люди являются инвалидами разного рода, и все их благополучие держится на огромной сети больниц и госпиталей.

Другие исследователи слишком широко определяют понятие «норма». Так, по мнению В. П. Петленко, «норма есть биологический оптимум живой системы, т.е. она представляет собой интервал оптимального функционирования живой системы. Этот интервал имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой, а также согласованность всех функций организма» .

В отечественных исследованиях (И. В. Журавлева, А. В. Сахно, Ю. П. Лисицын и др.) преобладают разнообразные определения здоровья, которые можно классифицировать следующим образом:

  • здоровье - это отсутствие болезни;
  • «здоровье» и «норма» - понятия тождественные;

Здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Общее для этих определений состоит в том, что здоровье понимается как нечто противоположное, отличное от болезни, как синоним нормы.

Т. Н. Гусейнова рассматривает категории здоровья и выделяет следующие составляющие здоровья в медицине:

  • биологическое состояние человеческого организма (норма и патология);
  • социальное состояние личности (здоровье и болезнь);
  • экзогенное состояние человека (природные и социальные факторы) .

По мнению Т. Н. Гусейновой, здоровье - это «естественный феномен, особое состояние, данное природой которое нужно сохранять, поддерживать и восстанавливать (вести здоровый образ жизни), где обязательно подразумеваются медицинские услуги и технологии (лечение, профилактика, оздоровление и пр.)» .

Автор рассуждает и о противоположной категории здоровья - болезни, предполагая, что любая хроническая болезнь, независимо от того, какова ее биологическая природа, какой орган или функциональные системы оказываются пораженными ею, ставит человека в особые психологические жизненные условия. Болезнь является событием в жизни, способным изменить ее течение, заставить человека по-новому взглянуть на собственную жизнь, ее смысл, самого себя. Она может вызвать чувство утраты, вины, а следовательно, особую остроту субъективного переживания ценности и прелести жизни. Т. Н. Гусейнова приходит к выводу, что здоровье есть отсутствие болезни.

Согласно В. П. Петленко и В. Ф. Сержантову, болезнь - это нарушение нормального (оптимального) психосоматического состояния и способности человека оптимально удовлетворять систему материальных и духовных потребностей .

Болезнь - это расстройство здоровья, значит, она препятствует естественному течению жизненных проявлений, ограничивает широту положительных возможностей развития человека.

Хотя болезнь представляет собой состояние, противоположное здоровью, между ними нет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. Здоровье не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезненного начала или субъективных колебаний в самочувствии человека. В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек». Оно означает, что наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии человека и не отражаются на его работоспособности.

Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения здоровья еще не указывает на отсутствие болезненного состояния, так как перенапряжение защитно-приспособительных механизмов само по себе, не нарушая здоровья, может привести к возникновению болезни при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей. Расстройства адаптации организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды являются переходными состояниями между здоровьем и болезнью.

Здоровье может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий. В самых общих чертах здоровье человека можно определить как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений .

Считается, что степень здоровья человека в медицинском аспекте определить достаточно легко, используя соответствующие методики осмотра. Большинство существующих методов основано на определении функциональных возможностей организма. Однако для всесторонней оценки важно знать не только объем работы, которую может выполнить человек (уровень дееспособности), но и насколько хорошо он себя чувствует (качество здоровья), а также. Сколько лет он может прожить (количество здоровья).

В медицине главное - рационально объяснить заболевание и выработать стратегию лечения. Медицина разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, диагностику и лечение болезней, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью человека, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению заболеваний и профилактике населения.

По мнению П. Л. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человека является проблема «качества» здоровья, под которым автор понимает комплекс медико-гигиенических и социально-психологических характеристик жизни человека (физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества и т.п.), входящих в орбиту категории здоровья.

Термин «количество здоровья» понимается как свойство организма, которое можно количественно оценить .

Существуют следующие классификации методов оценки здоровья:

  • простые и комплексные;
  • оценка и самооценка;
  • определение уровня здоровья по состоянию отдельных групп параметров (антропометрических, нервно-психических, сердечно-сосудистых, гормональных, моторных и др.);
  • определение показателей здоровья в покое и при функциональных нагрузках (по увеличению «физиологической цены» покоя или нагрузки можно делать вывод о снижении резервов здоровья).

Во многих случаях оценку здоровья производят путем тестирования состояния сердечно-сосудистой системы, что имеет большой биологический смысл, так как эта система по сравнению с другими имеет более лимитированные резервы.

К сравнительно простым методам оценки и самооценки здоровья можно отнести определение частоты сокращений сердца по пульсу в покое, после физической нагрузки и при ортостатической пробе, а также измерение жизненной емкости легких и длительности задержки дыхания.

К более сложным методам относятся расчет биологического возраста, оценка суточного ритма изменений концентрации натрия и калия в слюне и т.д.

Г. Глейтман определял степень здоровья человека по его реакции на стресс. Язвенная болезнь, например, возникает в результате сочетания действия стресса, наследственной предрасположенности и инфицирования. Автор наряду со стрессом выделяет еще три фактора, которые влияют и определяют здоровье человека: личностные черты (поведенческие копинг- стратегии), обусловливающие частое возникновение ишемической болезни сердца; дезадаптивное поведение, при котором у этих людей часто возникает ожирение, значит, страдает физическое здоровье; психические расстройства, приводящие к возникновению депрессии.

Г. Л. Апанасенко предложил шкалу определения соматического здоровья. Он выделяет пять уровней здоровья низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Их рассчитывают по показателям массы тела, динамометрии, артериального давления, частоте сердечных сокращений и т.д. затем дают общую оценку уровня здоровья в баллах .

Использование шкалы соматического здоровья показывает, что в безопасной зоне находятся всего лишь 5-8% жителей планеты.

Представляет интерес биопсихосоциальная модель здоровья Дж. Л. Ингела, по мнению которого, определенные эмоциональные нарушения (подавленное настроение, чувство беспомощности и безнадежности) могут вызвать соматическое заболевание, которое может помешать психологической адаптации человека, а значит, и повлиять на его здоровье.

Согласно концепции коморбидности, сформулированной

А. Г. Фейнштейном, люди, у которых встречается сочетание тревожности и депрессивности, чаще подвергаются заболеваниям . Автор придерживается еще одной концепции - сома- тизации. Соматизация предполагает изучение поведения пациента, связанного с болезнью (частое посещение врача, аптек, прием лекарств и т.д.), относящегося к социальным аспектам заболевания. Болезнь способствует повышению внимания специалистов к этим аспектам жизни.

По мнению Г. С. Абрамовой и Ю. А. Юдчиц, здоровье человека можно определить, учитывая его возраст . Связывая эти, казалось бы, разные категории в одну цепь, они пришли к выводу, что понятия «физическое здоровье» и «возраст человека» (биологический, психологический и социальный) помогают полностью определить уровень здоровья человека.

Таким образом, становится очевидным, что объектом внимания медицины являются не только больной, но и в полной мере здоровый человек, а также охрана и укрепление его здоровья.

Рассмотрев около 80 различных формулировок сущности здоровья, П. И. Калью выделил наиболее часто встречающиеся признаки в этих определениях:

  • нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение физических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству;
  • динамическое равновесие организма и его функций и факторов окружающей среды;
  • способность к полноценному выполнению основных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде;
  • способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность;
  • отсутствие болезни, болезненных состояний, либо болезненных изменений;
  • полное физическое и духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармонического взаимодействия всех органов.

В отличие от медицины, психиатрия - это социально-ориентированная область знаний. Существует устоявшееся мнение о том, что психиатрия изучает расстройства, влияющие на поведение человека. При этом причины расстройств могут быть физиологические (мозговые дисфункции, гормональные нарушения и т.п.), а сами расстройства относятся к сфере душевной жизни, поэтому должны оцениваться как психологические феномены. Критерии оценки различных проявлений душевной жизни задаются социокультурным контекстом.

В связи с этим душевные аномалии психиатрия рассматривает на основе социальных представлений, а пациент рассматривается с точки зрения его приспособленности к обществу, при этом уникальность, неповторимость личности игнорируется.

Если рассматривать медицину и психиатрию в совокупности, тогда можно проследить взаимосвязь биологического и социального в понимании здоровья, о чем говорили еще в античный период. Но в медицине и психиатрии наибольшее внимание уделяется рассмотрению различных нарушений и аномалий.

Подобный подход характерен и для психологической науки XX столетия, которая сосредоточилась на рассмотрении аномалий человеческой природы. Психическое здоровье личности в этот период редко становилось предметом детального, основательного исследования. При этом большинство авторов строили структуру, как больной, так и здоровой личности на основании представлений и категорий, заимствованных из психиатрии. Долгое время наука шла по пути определения здоровья через нездоровье, т.е. описание здоровья строилось на основе терминов и понятий психопатологии.

Как реакцию на такой подход можно рассматривать появление описательных критериев психического здоровья, в которые вместо психиатрической терминологии вошли общечеловеческие принципы и понятия. Большинство авторов, придерживающихся описательного подхода, отмечают, что для здоровой личности характерен интерес к внешнему миру; наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт; способность юмористически окрашивать действительность; способность к установлению душевных контактов с окружающими, целостность личности .

Предложенный подход находит в науке свое выражение. Так, Б. Д. Карвасарский утверждает, что психическое здоровье «определяется не негативным образом - лишь как отсутствие дезадаптации, - ас точки зрения позитивного аспекта как способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности. Умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы (коллектива)» .

Евгения Булычева
Рассуждения детей о том, что такое здоровье и кто такой здоровый человек

Накануне Всемирного дня здоровья мы решили узнать у детей, что такое здоровье, кто такой здоровый человек и что надо делать, чтобы быть здоровым.

Вот что об этом думают дети средней группы (4-5 лет).

Удовыдченко Ярослав

Здоровье - значит не болеть, не кашлять, не чихать, чтобы соплей не было. Чтобы быть здоровым, надо делать зарядку, умываться, гулять, чистить зубы, загорать, лечиться к доктору подходить, горлышко лечить.

Черных Саша

Быть здоровым – по лужам не бегать, закаляться, ходить босиком, загорать, купаться в ванне. Здоровый человек – не кашляет, нет соплей.

Сычугов Лев

Здоровый человек – это штангист. Мои друзья все знают, что я здоровый, поэтому и я знаю. Надо заниматься спортом, боксом, играть в футбол, кушать мясо и всё съедать.

Приставко Настя

Чтобы не болеть, надо таблетки принимать, мёд есть, лекарства пить, градусник совать подмышку, варенье есть, молоко пить горячее и шею мазать.

Злодеева Яна

Здоровые люди не болеют, питаются хорошей едой (полезно есть здоровую пищу, а не вредную еду, дышат носом, чтобы микробы не попали, занимаются зарядкой, гимнастиками, всякими упражнениями.

Оболдина Ангелина

Здоровье – это когда не болеют, ходят в школу и садик. Когда болеют, пьют лекарства, и дома надо сидеть, чтобы выздороветь.

Контарович Никита

Здоровый человек – хороший человек, самый красивый. Чтобы не болеть, надо лекарства пить, витаминки есть, капусту, морковку. Надо спать и вырастать.

Молодцова Настя

Здоровый человек – который не болеет. Чтобы не болеть, надо таблетки пить и лечиться, к доктору ходить, пить минералку и травку, кушать полезную пищу, бегать, кашку полезную лопать.

Тигиняну Вероника

Чтобы быть здоровым, надо лечиться, полоскать рот, брызгать горло, нос, пить таблетки, дышать воздухом. Сидя в квартире, можно просто задохнуться, надо гулять. Когда заболел, доктор слушает дела нормально или нет. Здоровый человек – хороший человек, не болеет.

Черепанов Артём

Здоровье – спорт, надо заниматься спортом. Всегда есть омлет, заниматься с мячом дома, играть в прятки.

Старшая группа (5-6 лет).

Фуфалдин Рома

Здоровье – это когда человек не болеет, не чихает, хорошо ест, специальные зарядки делает.

Волкова Маша

Здоровый человек не болеет, не кашляет, не чихает, температуры нет, у него всё здоровое.

Вениаминов Всеволод

Когда не болеешь, силы прибавляются, значит здоров. Надо тренироваться и больше быть на свежем воздухе.

Астафьева Лиза

Нужно полезные фрукты кушать и чеснок с салатом.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Чулков Аким

Здоровье - это когда человек не болеет. Здоровый человек – энергичный, смелый, спортивный, питается полезными продуктами, не ест сладкое, гуляет на улице, закаляется.

Мальнева Ирина

Здоровье - это когда человек радуется. Здоровый человек веселится, потому что не болеет. Чтобы быть здоровым, надо пить чай, закаляться, купаться в холодной воде, заниматься спортом, спать, кушать салаты и мясо – полезную пищу.

Горева Маша

Здоровье - это здоровый человек и не болеет. Здоровый таблетки не пьёт, весёлый, со всеми играет и дружит. Заниматься должен математикой, спортом, умывается, чистит зубы, а ещё надо спать, есть омлеты и полезные вещи.

Филипьев Руслан

Здоровье – это жизнь человека. Здоровый человек – это человек, который занимается спортом, пьёт таблетки и сироп.

Еланцева Аня

Здоровье – когда человек не болеет, он радостный, светлый, бодрый, весёлый. Надо делать зарядку, есть правильную пищу: овощи, фрукты, суп, часто гулять на улице и в лесу.

, «здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» . Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном - процесс снижения уровня смертности , заболеваемости и инвалидности .

П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие :

  1. Здоровье - нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству
  2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой
  3. Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций
  4. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений
  5. Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

  • Медицинская модель - для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов
  • Биомедицинская модель - отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений
  • Биосоциальная модель - включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам
  • Ценностно-социальная модель - здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.

Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях

Новозеландская марка, пропагандирующая здоровье

Показатели здоровья

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса , артериальное давление , температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов , лейкоцитов , гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей - качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
  • доступность первичной медико-санитарной помощи .
  • уровень иммунизации населения.
  • степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
  • состояние питания детей.
  • уровень детской смертности.
  • средняя продолжительность предстоящей жизни.
  • гигиеническая грамотность населения.

Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека

С точки зрения здоровья можно определить два уровня артериального давления:

  1. оптимальное: САД менее 120, ДАД менее 80 мм.рт.ст.
  2. нормальное: САД 120-129, ДАД 84 мм.рт.ст..

САД - систолическое артериальное давление. ДАД - диастолическое артериальное давление .

Критерии общественного здоровья

  • Медико-демографические - рождаемость , смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность , частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
  • Заболеваемость - общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
  • Первичная инвалидность.
  • Показатели физического развития.
  • Показатели психического здоровья.
  • Независимые: корелляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны
    • Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни
      • Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и B (противоположный стиль)
      • Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм)
      • Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия)
    • Когнитивные факторы - представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п.
    • Факторы социальной среды - социальная поддержка, семья, профессиональное окружение
    • Демографические факторы - фактор пола, индивидуальные копинг -стратегии, этнические группы, социальные классы
  • Передающие факторы
    • Совладание с разноуровневыми проблемами
    • Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства)
    • Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность)
    • Соблюдение правил здорового образа жизни
  • Мотиваторы
    • Стрессоры
    • Существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).

Факторы физического здоровья :

  • Уровень физического развития
  • Уровень физподготовки
  • Уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок
  • Уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания.

При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения - как правило, пищевые расстройства .

Разница в продолжательности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов .

Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам .

К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребенка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура .

Душевное здоровье

Душевное здоровье - способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения . Понятие душевного здоровья, euthumia («благое состояние духа») описывается Демокритом, образ человека, достигшего внутренней гармонии, описан в диалогах Платона, касающихся жизни и смерти Сократа . Источником душевных страданий в работах различных исследований часто называется культура (это характерно для Зигмунда Фрейда , Альфреда Адлера , Карен Хорни , Эриха Фромма) . Виктор Франкл называет важнейшим фактором душевного здоровья наличие у человека системы ценностей .

В связи с гендерным подходом к здравоохранению было разработано несколько моделей психического здоровья :

Здоровый образ жизни

Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума .

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций , для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности .

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья .

Здравоохранение

Здравоохранение - отрасль деятельности государства , целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья .

Здравоохранение может составлять значительную часть экономики страны. В 2008 году отрасль здравоохранения потребляла в среднем 9,0 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) в наиболее развитых странах ОЭСР .

Здравоохранение традиционно считается важным фактором в обеспечении общего здоровья и благополучия людей во всем мире. Примером тому является мировая ликвидация оспы в 1980 году, объявленная ​​ВОЗ первой болезнью в человеческой истории, полностью устранённой преднамеренным вмешательством здравоохранения .

Всемирная организация здравоохранения

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO ) - специальное учреждение Организации Объединённых Наций , состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии .

В специализированную группу ООН кроме ВОЗ входят ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (фонд помощи детям). В состав ВОЗ принимаются государства-члены ООН, хотя в соответствии с Уставом, возможен приём и не входящих в ООН стран.

Валеология

Валеология (от одного из значений лат. valeo - «быть здоровым») - «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных , общественных и гуманитарных наук - медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Некоторыми специалистами причисляется к альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям.

См. также

Примечания

  1. Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 28-30. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  2. Александра Бочавер, Радослав Ступак XXIV европейская конференция по психологии здоровья «Здоровье в контексте» (рус.) // Психологический журнал . - М .: Наука, 2011. - В. 2. - Т. 32. - С. 116-118. - ISSN 0205-9592 .
  3. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения
  4. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М ., 1988.
  5. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 42-43. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  6. What is Public Health? Retrieved 2010-06-24
  7. Association of Schools of Public Health. Impact of Public Health . Retrieved 2010-06-24.
  8. World Health Organization. Life expectancy at birth , accessed 20 April 2011.
  9. 1.ESH-ESC Guidelines Committee. 2007 guidelines for the management of arterial hypertension. J Hypertension 2007; 25: 1105-87
  10. Всероссийское научное общество кардиологов: национальные кардиологические рекомендации.
  11. Здесь и далее: Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 31-39. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  12. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 70. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  13. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 230-240. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  14. World Health Organization. The determinants of health. Geneva. Accessed 12 May 2011.
  15. Public Health Agency of Canada. What Determines Health? Ottawa. Accessed 12 May 2011.
  16. Lalonde, Marc. «A New Perspective on the Health of Canadians .» Ottawa: Minister of Supply and Services; 1974.
  17. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 176. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  18. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 181. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  19. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 203-204. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  20. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 211. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  21. Sandra Bem Gender Schema theory and Its Implication for Child Development: raising gender-aschematic Children in a gender-shemtic Society // Psychology of women: Ongoing debates . - Yale University Press, 1987.
  22. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду . - Диссертация, 1997.
  23. Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. - Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.
  24. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. - М.: Медицина, 1988.
  25. Шухатович В. Р.