Влияние физической культуры на здоровье ребенка. Влияние физических упражнений на организм ребёнка

Когда дети играют в пятнашки (салки) или занимаются другими физическими активностями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.

Положительное влияние физических упражнений на мозг вашего ребенка.

Вот лишь малый список преимуществ, которые получает ваш ребенок при физических занятиях:

  • Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.
  • Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.
  • Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.
  • Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга, отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.
  • Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.
  • Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.
  • Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.
  • Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.
  • Стресс разрушает мозг ребенка (). Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.
  • Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.
  • Шведские ученые доказали, что кардио тренировки (бег, прыжки и т.д.) неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.
  • Физические упражнения повышают силу, гибкость и выносливость вашего ребенка. Это дает ребенку преимущество во время преодоления физических трудностей, с которыми он сталкивается по мере взросления, например, бежать за уезжающим школьным автобусом, нести тяжелые книги и завязать шнурки на ботинках.

Ниже представлены подсказки, которые помогут вам сделать ребенка более активным:

1. Будьте примером для вашего ребенка. Для начала вы сами должны много гулять, бегать, кататься на велосипеде или играть в различные виды спорта. Исследования доказали, что ребенок дошкольного возраста, чьи родители ведут активный образ жизни, также стемятся быть активными. Родители могут влиять на ребенка тремя путями: быть образцом для подражания, помочь ему быть активным и быть активным вместе с ним.

2. Сделайте фитнес приоритетным занятием в вашем доме. Введите ограничения на , видео игры и интернет.

3. Сделайте фитнес веселым занятием. Поддерживайте ребенка в его стремлении заниматься спортом. Не ограничивайте его в этом направлении.

4. Подталкивайте вашего ребенка к прогулке. Не используйте автомобиль, если вы идете вместе с ребенком в место, которое находиться в пешей доступности. Ищите возможность для прогулки (ходите в магазин или на рынок, больше поднимайтесь и спускайтесь по лестнице). Постепенно увеличивайте расстояния, которые вы преодолеваете с ребенком, таким образом вы будете укреплять необходимые группы мышц. Заставьте ребенка полюбить пешие прогулки. Это будет огромным преимуществом для него в будущем.

5. Прививайте ребенку любовь к пробежкам. Бегайте вместе с ребенком или сделайте это общей деятельностью с друзьями и родственниками.

6. Пусть ребенок катается на велосипеде, самокате, роликовых коньках, скейтборде (убедитесь, что он имеет все необходимые средства защиты: шлем, налокотники, удобную одежду). На следующее день рождения подарите ему один из таких подарков вместо очередной видео игры.

7. Танцуйте с вашим ребенком. Танцы доставляют больше удовольствия, чем классические физические упражнения.

8. Устройте соревнования. Это может быть бег наперегонки (дайте фору детям помладше), прыжки на скакалке, гонки на велосипеде и т.д.

9. Ходите на пикники. И не забудьте взять мяч или фризби.

10. Не будьте слишком строги к активной жизни ребенка. Регулярные физические упражнения и активности – вот, что прекрасно. Перфекционизм – это не ваша конечная цель. Если у вашего ребенка был очень тяжелый день, старайтесь не откладывать прогулку или бег. Но если у него совершенно нет сил и времени, то конечно стоит отложить это на следующий раз.

Влияние на здоровье физических упражнений

В современном мире с появлением современной бытовой техники, которая значительно облегчила трудовую деятельность человека, но при этом сократилась его двигательная активность. Это снизило функциональные возможности человека и способствовало появлению различных заболеваний.

Но также вредны и чрезмерные физические нагрузки. Разумным выходом, в этом случае, будут занятия оздоровительной физической культурой, которая способствует укреплению организма. Физическая культура способствует профилактике и оздоровлению организма, что является очень важным, для людей имеющих различные заболевания.

Физические упражнения - это естественные или специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Роль физических упражнений

СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Занимаясь физической культурой, мы приобретаем необходимые в повседневной жизни и в труде двигательные навыки. Развивается ловкость, быстрота и сила движений нашего тела. Совершенствуется управление движениями, которое осуществляется центральной нервной системой.

В результате тренировки улучшается работа и строение всех органов нашего тела и прежде всего высших отделов центральной нервной системы. Увеличивается подвижность нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга и в других отделах нервной системы, т. е. процесс возбуждения легче переходит в процесс торможения и наоборот. Организм поэтому быстрее реагирует на всевозможные внешние и внутренние раздражения, в том числе и на раздражения, идущие к мозгу из сокращающихся мышц, в результате чего движения тела становятся более быстрыми и ловкими.

У тренированных людей нервная система легче приспосабливается к новым движениям и новым условиям работы двигательного аппарата.

УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ОБЪЕМ И СИЛА МУСКУЛОВ

При физических упражнениях повышается сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, в результате чего возрастает напряжение мышц при их сокращениях. В связи с этим изменяется строение мышечных волокон - они становятся толще, объем мышц увеличивается. Систематически занимаясь так называемыми силовыми упражнениями, например с гирями, можно за 6-8 месяцев резко увеличить объем и силу мышц.

СОХРАНЯЕТСЯ СТРОЙНАЯ ОСАНКА

Тренировка благоприятно отражается не только на мышцах. Укрепляется и весь опорно-двигательный аппарат, прочнее становятся кости, связки, сухожилия. Систематические занятия физическими упражнениями заметно влияют на внешние формы тела, способствуют его пропорциональному развитию в детском и юношеском возрасте, а в зрелом и пожилом возрасте позволяют надолго сохранить красоту и стройность.

Наоборот, малоподвижный, сидячий образ жизни преждевременно старит человека. Он становится обрюзгшим, живот отвисает, резко ухудшается осанка. Обычно человек, не занимающийся физическим трудом и спортом, сутулится, его голова наклонена вперед, спина горбится, поясница чрезмерно прогнута, грудь впалая, а живот из-за слабости мышц брюшного пресса выпячен вперед, даже если нет.

Физическими упражнениями, укрепляющими мускулатуру (особенно мышцы туловища), можно исправить осанку. С этой целью полезно делать гимнастику и плавать - лучше всего стилем брасс; правильной осанке способствует горизонтальное положение тела и равномерное упражнение многочисленных мышечных групп.

Специально подобранными физическими упражнениями можно устранить боковые искривления позвоночника в начальной стадии развития, укрепить ослабленную бездействием или длительной болезнью мускулатуру живота, укрепить и восстановить своды стопы при плоскостопии. Энергичными физическими упражнениями и диетой можно добиться успеха в борьбе с уродующим человека ожирением.

Применять физические упражнения, исправляющие дефекты телосложения, нужно по указаниям и под наблюдением врача-специалиста.

УЛУЧШАЕТСЯ РАБОТА СЕРДЦА

Тренированный человек становится более выносливым, он может производить более интенсивные движения и совершать тяжелую мышечную работу в течение длительного времени. Это в значительной степени зависит от того, что его органы кровообращения, дыхания и выделения лучше работают. Значительно увеличивается их способность резко усиливать свою работу и приспосабливать ее к тем условиям, которые создаются в организме при повышенной физической нагрузке.

Усиленно работающие мышцы нуждаются в большем количестве кислорода и питательных веществ, а также в более быстром удалении продуктов обмена веществ. И то, и другое достигается благодаря тому, что в мышцы притекает больше крови и скорость тока крови в кровеносных сосудах увеличивается. Кроме того, кровь в легких больше насыщается кислородом. Все это возможно только потому, что значительно усиливается работа сердца и легких.

У тренированных людей сердце легче приспосабливается к новым условиям работы, а после окончания физических упражнений быстрее возвращается к нормальной деятельности.

При более редких сокращениях сердца создаются более благоприятные условия для отдыха сердечной мышцы. Работа сердца и кровеносных сосудов в результате тренировки становится экономичнее и лучше регулируется нервной системой.

ГЛУБЖЕ СТАНОВИТСЯ ДЫХАНИЕ

В покое человек производит около 16 дыхательных движений в минуту. При физической нагрузке в связи с увеличением потребления кислорода мышцами дыхание становится более частым и более глубоким. Объем легочной вентиляции, т, е. количество воздуха, проходящего через легкие за одну минуту, резко увеличивается. А чем больше воздуха проходит через легкие, тем больше кислорода получает организм.

УЛУЧШАЕТСЯ СОСТАВ КРОВИ И УВЕЛИЧИВАЮТСЯ ЗАЩИТНЫЕ СИЛЫ ОРГАНИЗМА

У тренированных людей количество эритроцитов (красные кровяные тельца) увеличивается. Эритроциты - переносчики кислорода, поэтому при увеличении их количества кровь может получить больше кислорода в легких и большее количество его доставить тканям, главным образом мышцам.

У тренированных людей увеличивается и количество лимфоцитов - белых кровяных телец. Лимфоциты вырабатывают вещества, которые нейтрализуют различные яды, поступающие в организм или образующиеся в организме. Увеличение количества лимфоцитов - одно из доказательств того, что в результате физических упражнений увеличиваются защитные силы организма, повышается устойчивость организма против инфекции. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями и спортом, реже заболевают, а если заболевают, то в большинстве случаев легче переносят инфекционные болезни. У тренированных людей становится более устойчивым содержание сахара в крови. Известно, что при длительной и тяжелой работе мышц количество сахара в крови уменьшается. У тренированных людей это уменьшение не бывает таким резким, как у нетренированных.

У людей, которые не привыкли к физическому труду, при усиленной мышечной работе иногда нарушается выделение мочи. У тренированных работа почек лучше приспосабливается к изменившимся условиям, и образующиеся при усиленной физической нагрузке в большем количестве продукты обмена веществ своевременно удаляются из организма.

Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на другие органы, улучшая и совершенствуя их работу.

Чтобы быть здоровым, крепким, выносливым и разносторонне развитым человеком, нужно постоянно и систематически заниматься различными видами физических упражнений и спорта.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение.

Физические упражнения будут эффективны тогда, когда их выполняют не от случая к случаю, а регулярно и правильно. В этом случае физические упражнения смогут снизить возможность появления, а если болезнь уже есть, то обострения хронического заболевания. Таким образом, физические упражнения – это мощная и эффективная профилактика заболеваний.

К.м.н. Руев Д.В., д.м.н. Юдин Б.Д.

Московский педагогический государственный университет, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта

Проблема физического воспитания учащихся имеет общегосударственное значение и носит социальный, экономический и политический характер. Однако, в настоящее время показатели физического развития учащихся оставляет желать лучшего. Большое количество справок по освобождению от занятий физической культуры, ограничение физических нагрузок, низкая физическая активность во внеурочное время, широкое распространение факторов аутоагрессии (курение, алкоголь, наркотические вещества, сеть залов игровых автоматов и т.д.) все это является благоприятной почвой к развитию гиподинамии и хронических заболеваний, особенно опорно-двигательного аппарата. Большое значение в решении вопросов физического воспитания учащихся имеет правильная методология преподавания занятий физической культуры в общеобразовательных учебных заведениях.

В этом случае, на наш взгляд, совершается очень серьезная методологическая ошибка. Ошибка заключается в том, что физические нагрузки даются практически без учета индивидуальных особенностей организма учащегося и, прежде всего его функционального состояния и адаптационной устойчивости. Без учета этих показателей увеличение физической нагрузки (увеличение силовых упражнений, количества занятий или удлинение времени их проведения и т.д.) может привести к адаптационным срывам, которые неминуемо повлекут за собой развитие выраженных функциональных нарушений, а в последствии к патологии.

Каждый преподаватель физической культуры должен иметь возможность объективно оценить адекватность физических нагрузок на детский организм, определить уровень допустимых физических нагрузок, иметь представление о проблемных зонах в организме, а также знать скорость и полноту восстановления физического состояния ребенка после урока.

Решить поставленные задачи возможно путем внедрения в процесс образования нового подхода оценки состояния здоровья учащихся.

Прежде всего, необходимо использовать новые медицинские технологии, направленные на оценку функционального состояния организма, систем и органов. Сегодня проблема оценки состояния здоровья учащихся под действием физических нагрузок с успехом решается в Центре образования №1828 «Сабурово» ( видео про "Центр образования № 1828 "Сабурово"). В основу работы положен принцип быстрой оценки функционального состояния учащихся. С этой целью применяется мобильный диагностический аппаратно-программный комплекс «АМСАТ-КОВЕРТ».

Для оценки влияния физических нагрузок на состояние организма была разработана схема обследования каждого школьника в течение урока. Обследование проводили в специализированном классе с повышенной физической нагрузкой (в течение недели два спаренных урока физической культуры по специальной программе и одно занятие в секции самбо) с интервалом в 6 недель.

В течение урока каждому школьнику проводилось четыре обследования. Для объективной оценки изменений функционального состояния под действием физической нагрузки были разработаны коэффициенты, имеющие количественное отображение и характеризующие эффективность работы на уроке.

Первое обследование - перед уроком. Полученные при этом данные указывали на уровень здоровья (коэффициент здоровья). Оценка проводилась по следующей шкале (таблица 1).

Таблица 1. Коэффициент здоровья обследуемых.

Второе обследование - после разминки. Эффективность оценивалась по коэффициенту разминки. Оценка проводилась по следующей шкале (таблица 2).

Третье обследование - после максимальной нагрузки (в конце урока). Эффективность оценивалась по коэффициенту тренировки. Оценка проводилась по следующей шкале (таблица 2).

Таблица 2. Коэффициент разминки и максимальной нагрузки обследуемых.

Четвертое обследование - через 20 минут после урока. Эффективность оценивалась по коэффициенту раннего восстановления. Оценка проводилась по следующей шкале (таблица 3).

Таблица 3. Коэффициент раннего восстановления обследуемых.

Получая количественные объективные данные об изменении состояния организма под действием физических нагрузок, преподаватель физической культуры имеет возможность оценить состояние организма каждого учащегося и своевременно внести необходимые коррективы в интенсивность, продолжительность и вид физических упражнений в зависимости от выявленных нарушений.

В качестве иллюстрации можно привести график изменения показателей функционального состояния сердца под действием физических нагрузок на уроке физкультуры (график 1.).

График 1. Динамика показателей функционального состояния сердца под действием физических нагрузок на уроке физической культуры.

Пояснения к графику 1. По оси Y показатели функционального состояния сердца в условных единицах. По оси Х - цифровое обозначение учащихся. 10.01.05/1 - базовое (перед уроком) - для определения уровня здоровья, 10.01.05/2 - после разминки, 10.01.05/3 - после максимальной нагрузки и 10.01.05/4 - после восстановления (отдыха).

В плане контроля за состоянием здоровья учащихся и изучением влияния на организм физических нагрузок приоритетное значение имеет оценка коэффициента восстановления (4-ое обследование). Как видно из графика у многих учащихся эффективность восстановления функционального состояния сердца невысокая, что может быть объяснено или чрезмерной физической нагрузкой для данного ребенка, или какими-либо изменениями в организме. Первая ситуация требует коррекции физических нагрузок на организм, вторая - более тщательного медицинского анализа состояния организма. Аналогичные данные могут быть получены для организма в целом, отдельных физиологических систем и органов.

Кроме того, результаты обследования могут дать преподавателю информацию о степени активности учащихся на уроке физкультуры при выполнении различных упражнений. В данной ситуации могут наблюдаться случаи, когда при низкой активности занятий у школьника выявляются изменения в том или ином органе. В этом случае низкая активность имеет под собой объективную причину, требующую медицинского вмешательства.

В тех же случаях, когда низкая активность занятий отмечается на фоне нормального состояния организма и отдельных органов, то причину надо искать на уровне сознания учащегося. Ниже приведен график 2 динамики эффективности занятий на уроке физической культуры в течение 3 месяцев.

График 2. Динамика коэффициентов эффективности занятий на уроке физической культуры.

Из приведенного графика видно, что за три месяца наблюдения при неизмененном уровне здоровья коэффициенты разминки и от части нагрузки имеют тенденцию к увеличению. На этом фоне коэффициент восстановления за период с декабря по февраль заметно снизился, что требует тщательного анализа для объяснения установленного факта.

Таким образом, приведенные данные наглядно показали, что, используя последние достижения в медицине, можно с успехом контролировать влияние физических нагрузок на здоровье учащихся и своевременно вносить необходимые коррективы. При этом огромное значение имеет индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом функциональных и адаптационных возможностей его организма. Кроме того, изучая влияние физической нагрузки на организм, мы занимаемся вопросами охраны здоровья учащихся и решаем их с точки зрения профилактической медицины.

Список литературы:

1. Алексанянц Г.Д., Абушкевич В.В., Тлехас Д.Б., Филенко А.М., Ананьев И.Н., Гричанова Т.Г. Спортивная морфология. Москва: Советский спорт, 2005.

2. Гончаров Г.А., Крылов Н.Д., Бережков Л.Ф. Методические рекомендации по количественной оценке уровня здоровья школьников - экспресс диагностика. М. Научный центр охраны здоровья детей и подростков РАМН, 1997.

3. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. М.: ТЕРРА СПОРТ, 2003.

4. Руев В.В., Руев Д.В., Туков А.А. Практическое применение АПК «АМСАТ», М.: МТЦ «КОВЕРТ», 2005.

Физические тренировки дают стимул важным для организма процессам роста, активизируют работоспособность внутренних органов. Благоприятное влияние спорта на человека не имеет границ. Поэтому даже небольшая активность лучше, чем малоподвижный образ жизни. Влияние физической культуры на — неоспоримый факт.

Физкультура и здоровье в жизни человека

Физическая культура имеет предназначением развитие и укрепление организма, его защитных функций. Занимаясь спортом, человек способен противостоять многим негативным факторам. Упражнения и тренировки неразрывно связаны с организацией . В результате иммунитет укрепляется, как и сопротивляемость организма.

Значение физической активности в жизни человека

Появление технических устройств: смартфонов, компьютеров значительно повлияло на нашу современность. Стало проще организовывать свой труд. Хотя многие обратили внимание на то, что физическая активность при этом снижается. Если допустить подобную ситуацию, ослабнут функции организма, мышцы и скелет. По-другому будут работать органы. Далеко не всегда подобные изменения улучшают самочувствие и состояние, делают то, в чем обычно проявляется .

Минимум движений снижают выносливость мышц, сердца, сосудов, провоцирует перебои в функционировании системы дыхания. В дальнейшем такое положение вещей становится благоприятной почвой для развития болезней. Значение физических человека — в устранении неблагоприятных аспектов образа жизни с малой подвижностью. Спорт — это компенсация недостатка активности.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа жизни

Физическая активность и здоровье — весьма связанные одно с другим понятия. Спорт распространяется в массы, много делается для его популярности. Чтобы у общественности сложилось к нему позитивное отношение, учебные заведения бесплатно выдают абонементы в бассейны и тренировочные залы, подчеркивая важное влияние физических упражнений на здоровье человека. Факторы физического здоровья подробно описаны в .

Число людей, пренебрегающих спортивными занятиями все еще велико, невзирая на подобные меры популяризации. Физическая активность и здоровье — важные сферы жизни, каждая из которых зачастую невозможна без другой. Главное при занятиях спортом — соблюдение чувства меры, чтобы не быть подверженным перегрузкам. Нужно иметь в виду фактор травматизма, который может при этом иметь место. Важно ни в коем случае не пренебрегать безопасностью при тренировках.

Как не допустить осложнений при нагрузке?

Влияние физической активности на здоровье человека может нести и отрицательный результат при неграмотном подходе. Избежать проблем, которые вызывают опасение при повышении нагрузок, можно, если заниматься при врачебном контроле. Начинать рекомендуется с посещения специалиста. На консультации выясняется, нет ли противопоказаний. Польза физических упражнений для здоровья будет получена, если предварительно изучить анамнез, жалобы пациента. Подбор вида спорта или комплекса упражнений возможен после обследования, анализов, получения результатов кардиограммы. А также это флюорография УЗИ, рекомендации узких специалистов.

Допустимый уровень нагрузки

По вопросам: в чем именно себя реализовывать и какую выбрать интенсивность, чтобы принести пользу здоровью. Последний параметр должен исходить из расчета ритма сокращений сердца. Будет выбран оптимальный параметр. Так максимальная частота пульса берется по формуле: 220 — возраст человека. К примеру, если имеется умеренная гипертония, то нагрузку увеличивают с 55% до 70. И лишь через год повышают до 85% от максимально допустимой нормы.

Как физическая культура и занятие спортом влияет на здоровье человека? Его наличие — потребность людей, предопределяющая способность к деятельности и . Оно тесно связано с двигательной активностью, как биологической функцией.

Физические упражнения , подвижные игры , а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков. Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях.

Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений . Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.

Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания.

Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.

Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.

Литература

  1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
  4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
  5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
  6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
  7. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.