Высота эйфелевой башни. Эйфелева башня

Какая она – Франция? И много ли значит для французов Эйфелева башня? Франция – ничто без Парижа, а Париж – ничто без Эйфелевой башни! Как Париж – сердце Франции, так и Эйфелева башня – сердце самого Парижа! Сейчас это странно представить, но были времена, когда этот город хотели лишить его сердца.

История создания Эйфелевой башни

В 1886-ом году во Франции во всю шла подготовка ко Всемирной выставке, где планировалось показать всему миру технические достижения французской республики за последние 100 лет после взятия Бастилии (1789 г.) и 10 лет со дня провозглашения Третьей республики под руководством президента, избранного Национальным собранием. Срочно требовалось сооружение, которое могло бы служить входной аркой на выставку и при этом поражать своей неординарностью. Эта арка должна была оставаться в памяти любого, как нечто, олицетворяющее один из символов Великой Французской Революции – недаром стоять ей предстояло на площади ненавистной Бастилии! Пустяки, что входную арку предполагалось снести лет через 20-30, главное – оставить ее в памяти!

Было рассмотрено около 700 проектов: свои услуги предлагали лучшие архитекторы, среди которых были не только французы, но комиссия отдала предпочтение проекту инженера-мостостроителя Александра Гюстава Эйфеля. Ходили слухи, что он попросту «слямзил» этот проект у какого-то древнего арабского архитектора, но подтвердить этого никто не сумел. Правда открылась лишь через полвека после того, как ажурная 300-метровая Эйфелева башня, так напоминающая знаменитое французское кружево шантильи, уже прочно вошла в сознание людей, как символ Парижа и самой Франции, увековечив имя своего создателя.

Когда правда об истинных создателях проекта Эйфелевой башни открылась, она оказалась вовсе не так страшна. Никакого араба-архитектора не существовало, а были два инженера Морис Кехлен и Эмиль Нугье – сотрудники Эйфеля, которые и разработали этот проект на основании нового тогда еще научно-технологического архитектурного направления – биомиметика или бионика. Суть этого (Biomimetics – англ.) направления состоит в заимствовании у природы ее ценных идей и перенесение этих идей в архитектуру в виде дизайно-конструкторских решений и использование этих информационных технологий в строительстве зданий и мостов.

Природа часто использует дырчатые конструкции для построения легких и прочных скелетов своих «подопечных». Например, для глубоководных рыб или морских губок, радиолярий (простейший организм) и морских звезд. Поражает не только разнообразие скелетно-конструкторских решений, но и «экономия материала» при их построении, а также максимальная прочность конструкций, выдерживающих гигантское гидростатическое давление огромной массы воды.


Вот этот принцип рациональности и использовали молодые французские инженеры-конструкторы при создании проекта новой башни-арки для входа на Всемирную выставку Франции. Основой послужил скелет морской звезды. И это великолепное сооружение является примером использования принципов новой науки биомиметики (бионики) в архитектуре.

Инженеры, работающие в сотрудничестве с Густавом Эйфелем, не подали сами свой проект по двум простым причинам:

  1. Новые схемы строительства на тот момент скорее бы отпугнули членов комиссии, чем привлекли своей необычностью.
  2. Имя мостостроителя Александра Густова было известно Франции и пользовалось заслуженным уважением, а имена Нугье и Кехлена не «весили» ничего. И имя Эйфеля могло послужить единственным ключом для осуществления своих смелых замыслов.

Так что, информация о том, что Александр Густов Эйфель использовал проект мнимого араба или проект своих единомышленников «в темную», оказалась излишне преувеличена.

Добавим, что Эйфель не просто воспользовался проектом своих инженеров, он лично внес кое-какие поправки в чертежи, используя свой богатый опыт в мостостроении и разработанные им самим особые методы, что позволило укрепить конструкцию башни и придать ей особую воздушность.

Эти особые методы базировались на научном открытии швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера, который за 40 лет до начала строительства Эйфелевой башни, задокументировал интересное открытие: головка бедренной кости человека покрыта мелкой сетью крохотных мини-косточек, которые удивительным образом распределяют нагрузку на кость. Благодаря такому перераспределению бедренная кость человека не ломается под тяжестью тела и выдерживает колоссальные нагрузки, хотя и входит в сустав под углом. И сеть эта имеет строго геометрическую структуру.

В 1866 г. инженер-архитектор из Швейцарии Карл Кульман подвел под открытие профессора анатомии научную техническую базу, которую и использовал Густав Эйфель при строительстве мостов – распределение нагрузки с помощью кривых суппортов. Этот же метод он применил впоследствии для строительства столь сложного сооружения, как трехсотметровая башня.

Так что, эта башня – действительно чудо мысли и техники ХIХ столетия во всех отношениях!

Кто построил Эйфелеву башню

Итак, в самом начале 1886 г. муниципалитет г. Парижа Третьей Французской Республики и Александр Густав Эйфель подписали договор, в котором были означены пункты:

  1. В течение 2-х лет и 6-ти месяцев Эйфель был обязан поставить башню-арку напротив Йенского моста р. Сены на Марсовом поле согласно предложенным им самим чертежам.
  2. Эйфелю предоставить башню в личную эксплуатацию по окончанию строительства сроком на 25 лет.
  3. Выделить Эйфелю денежную субсидию на строительство башни из городского бюджета в размере 1,5 млн. франков золотом, что составит 25% от итогового бюджета строительства в 7,8 млн. франков.

В течение 2-ух лет, 2-ух месяцев и 5-ти дней 300 рабочих, что называется, «без прогулов и выходных», ударно трудились, чтобы 31 марта 1889 г. (меньше, чем через 26 месяцев после начала строительства) могло состояться торжественное открытие величайшего сооружения, ставшее впоследствии символом новой Франции.

Столь передовому строительству способствовали не только чрезвычайно четкие и ясные чертежи, но и использование уральского железа. В XVIII и XIX веке вся Европа знала слово «Екатеринбург» благодаря этому металлу. В конструкции башни использовалась не сталь (содержание углерода не более 2%), а именно особый сплав железа, специально выплавленный в уральских печах для «Железной дамы». «Железная дама» – еще одно название входной арки, когда ее еще не называли Эйфелевой башней.

Однако сплавы железа легко подвергаются коррозии, поэтому башня была окрашена в бронзовый цвет краской со специально разработанным составом, которой потребовалось 60 тонн. С тех пор каждые 7 лет Эйфелеву башню обрабатывают-красят тем же «бронзовым» составом и каждые 7 лет тратят на это 60 тонн краски. Сам каркас башни весит около 7,3 тонн, общий же вес, включая бетонное основание, – 10 100 тонн! Подсчитано и количество ступеней – 1 тыс. 710 шт.

Дизайн арки и парка-сада

Нижняя наземная часть выполнена в виде усеченной пирамиды с длиной стороны в 129,2 м, с углами-колоннами, уходящими вверх и образующими, как и задумывалось, высокую (57,63 м) арку. На этом сводчатом «потолке» укреплена первая квадратная платформа, где длина каждой стороны почти 46 м. На этой платформе, как на воздушной доске, были отстроены несколько залов огромного ресторана с огромными окнами-витринами, откуда открывался великолепный вид на все 4 стороны Парижа. Уже тогда вид с башни на набережную Сены с мостом Пон Де-Йена вызывал полнейшее восхищение. А вот густого зеленого массива – парка на Марсовом поле, площадью более 21 гектара, тогда еще не было.

Идея перепланировать бывший плац Королевской Военной школы в общественный парк пришла в голову архитектору и садоводу Жану Камилю Формиже только в 1908 г. Понадобилось целых 20 лет, чтобы воплотить все эти планы в жизнь! В отличии от жестких рамок чертежей, по которым возводили Эйфелеву башню, план парка менялся несчетное количество раз.

Парк, изначально запланированный в строгом английском стиле, за время своего строительства несколько разросся (24 гектара), и, впитав в себя дух свободной Франции, демократично «поселил» между геометрически стройными рядами высоких строгих деревьев и четко выверенных аллей, множество цветущих кустарников и «деревенских» водоемов, помимо классических английских фонтанов.

Основной этап строительства заключался не в самом монтаже «кружева из металла», для которого было использовано около 3 млн. стальных заклепок-стяжек, а в гарантированной устойчивости основания и соблюдении абсолютно идеального горизонтального уровня постройки на квадрате площадью в 1.6 гектара. На скрепление ажурных стволов башни и придания ей округлой формы понадобилось всего 8 месяцев «с хвостиком», а на закладку надежного фундамента – полтора года.

Судя по описанию проекта, фундамент покоится на заглублении более 5-ти метров ниже уровня русла Сены, в котлован уложено 100 каменных блоков толщиною 10 м., и уже в эти блоки вмонтированы 16 могучих опор, которые составляют костяк 4-х башенных «ног», на которых стоит Эйфелева башня. Дополнительно в каждую «ногу» «дамы» вмонтировано гидравлическое устройство, позволяющее сохранять «мадам» равновесие и горизонтальность. Грузоподъемность каждого устройства – 800 тон.


При монтаже нижнего яруса в проект было введено дополнение – 4 лифта, которые поднимаются до второй платформы. Позднее еще один – пятый лифт – начал функционировать от второй до третьей платформы. Пятый лифт появился после того, как в начале XX века башню электрифицировали. До этого момента все 4 лифта работали на гидравлической тяге.

Занимательная информация о лифтах

Когда войска фашисткой Германии оккупировали Францию, немцы не смогли повесить на верхнюю точку башни свой паучий флаг – по непонятным причинам все лифты оказались внезапно в нерабочем состоянии. И находились в таком состоянии все последующие 4 года. Свастику удалось закрепить лишь на уровне второго этажа, куда доходили ступени. Французское Сопротивление горько констатировало: «Гитлер сумел покорить страну Францию, но так и не сумел поразить ее в самое сердце!»

Что еще стоит знать о башне?

Надо честно признать, что Эйфелева башня далеко не сразу стала «сердцем Парижа». Вначале строительства, и даже после того, как во время открытия (31 марта 1889 г.) башня, подсвеченная огнями (10 000 газовых фонарей с цветами французского флага), и парой мощных зеркальных прожекторов, что делало ее благородно-монументальной, находилось немало людей, отвергающих непривычную красоту Эйфелевой башни.

В частности, такие знаменитости, как Виктор Гюго и Поль Мари Верлен, Артюр Рембо и Ги де Мопассан даже обращались в мэрию Парижа с гневным требованием стереть с лица парижской земли «отвратительную тень ненавистной постройки из железа и винтов, которая будет простираться над городом, как чернильная клякса, уродуя светлые улицы Парижа своей отвратительной структурой!»

Интересный факт: собственная подпись под этим обращением, однако, отнюдь не мешала Мопассану быть частым гостем ресторана стеклянной галереи на втором этаже башни. Сам Мопассан ворчал, что это – единственное место в городе, откуда не видно «чудовища в гайках» и «скелета из винтов». Но лукавил, ох, лукавил великий романист!

На самом деле, будучи известным гурманом, Мопассан не мог отказать себе в удовольствии попробовать запеченные и охлажденные на льду устрицы, нежный ароматный мягкий сыр с тмином, придержанную на пару молодую спаржу с тонким ломтиком провяленной телятины и не запить все это «излишество» бокалом светлого виноградного вина.

Кухня ресторана Эйфелевой башни и по сей день остается непревзойденно богатой настоящими французскими блюдами, а то, что там обедал знаменитый литературный мэтр – визитная карточка ресторана.

На том же втором этаже помещаются резервуары с машинным маслом для гидравлических машин. На третьем этаже на квадратной платформе хватило места для астрономической и метеорологической обсерваторий. И последняя крохотная площадка всего в 1,4 м в поперечнике служит опорой для маяка, который светит с высоты 300 м.

Полная высота в метрах Эйфелевой башни того времени составляла около 312 м, а свет маяка был виден на расстоянии 10 км. После замены газовых ламп электрическими, маяк начал «бить» на целых 70 км!

Нравилась или не нравилась эта «дама» ценителям тонкого французского искусства, но для Густава Эйфеля ее неожиданная и дерзкая форма полностью окупила все труды и затраты архитектора меньше, чем за год. Только за 6 месяцев Всемирной выставки необычное детище мостостроителя посетило 2 млн. любопытствующих, поток которых не иссяк и после закрытия выставочных комплексов.

Позже выяснилось, что все просчеты Густава и его инженеров более чем оправдались: башня весом в 8 600 тонн, изготовленная из 12 000 разрозненных металлических деталей не только не шелохнулась, когда ее пилоны погрузились под воду почти на 1 м во время наводнения 1910 г. Но и в этом же году было выяснено практическим путем, что не шелохнется она и при одновременном нахождении на ее 3-х этажах 12 000 людей.

  • В 1910 г., после этого наводнения, разрушать Эйфелеву башню, приютившую такое количество обездоленных людей, было бы истинное кощунство. Срок был продлен сначала на 70 лет, а потом, после полного обследования состояния здоровья Эйфелевой башни, до 100.
  • В 1921 г. башня стала служить источником радиовещания, а с 1935 – еще и телевещания.
  • В 1957 г. и без того высокую башню увеличили телемачтой на 12 м и ее общий «рост» составил 323 м 30 см.
  • Долгое время, до 1931 года, «железное кружево» Франции было высочайшим сооружением в мире, и только строительство Крайслер Билдинга в Нью-Йорке побило этот рекорд.
  • В 1986 г. внешнее освещение этого архитектурного чуда было заменено системой, освещающей башню изнутри, что сделало Эйфелеву башню не просто ослепительной, а поистине волшебной, особенно в праздники и ночью.


Ежегодно символ Франции, сердце Парижа принимает 6 млн. гостей. Фотографии, сделанные на ее 3-х смотровых площадках – добрая память для любого туриста. Даже фото рядом с ней – уже гордость, недаром во многих странах мира есть ее уменьшенные копии.

Самая интересная мини-башня Густава Эйфеля, пожалуй, находится в Белоруссии, в деревне Париж Витебской обл. Эта башня высотой всего в 30 м, но уникальна она тем, что полностью сделана из деревянных плашек.

Есть своя Эйфелева башня и в России. Их целых три:

  1. Иркутск. Высота – 13 м.
  2. Красноярск. Высота – 16 м.
  3. Село Париж Челябинской обл. Высота – 50 м. Принадлежит оператору сотовой связи и является реальной рабочей сотовой вышкой региона.

Но лучше всего все-таки взять туристическую визу, увидеть Париж и… Нет, не умереть! А обмереть от восторга и сфотографировать виды Парижа с самой Эйфелевой башни, благо, в ясный день город виден на 140 км. От до сердца Парижа – рукой подать – 25 мин. пешего ходу.

Информация для туристов

Адрес – Марсово поле, территория бывшей Бастилии.

Часы работы «Железной дамы» всегда одинаковы: ежедневно, с середины июня по конец августа открытие в 9:00, закрытие в 00:00. В зимнее время открытие в 9:30, закрытие в 23:00.

Принять очередных гостей «Железной даме» может помешать только забастовка 350-ти человек обслуживающего персонала, но пока такого еще ни разу не случалось!

Наиболее посещаемой и фотографируемой достопримечательностью в мире является Эйфелева башня, расположенная в Париже. У миллионов людей по всему свету наиболее узнаваемым является этот образ. Справедливо стремление увидеть ее своими глазами, ведь Эйфелева башня - символ Парижа.

Эйфелева башня: краткое описание с фото

Узнайте немного новых фактов об этой 300 метровой красавице , познакомьтесь с её историей, а также лайфхаками для туристов из нашего обзора.

Найти самую главную достопримечательность Франции в Париже можно очень просто, ведь она видна с любой точки города. Даже если Вы заблудитесь, спросите любого горожанина об Эйфелевой башне на английском или французском, и Вам обязательно подскажут и укажут куда идти.

Где находится Эйфелева башня

Неважно, решите ли Вы добираться на метро или на лодке, на машине или на велосипеде - все способы добраться к Эйфелевой башне хороши и удобны! Вы можете также совместить посещение этой достопримечательности с прогулкой по улицам Парижа или по реке Сене. Ведь Эйфелева башня находится в самом центре Парижа, в двух километрах от Елисейских полей на Марсовом поле.

6 способов, как добраться до Эйфелевой башни:

  1. На метро. Станция метро, ближайшая к башне - это «Bir-Hakeim», 6 линия. Также можно доехать по 9 линии до станции «Trocadero» и пройти пешком до этой достопримечательности. На выходе из метро посмотрите, как Эйфелева башня расположена на карте Парижа и идите пешком около 500 м в выбранном направлении.
  2. На региональном поезде RER. По линии C, ближайшая станция к башне - «Champ de Mars» или «Tour Eiffel». Для того, чтобы дойти до самой знаменитой достопримечательности Франции со станции RER нужно всего несколько минут ходьбы.
  3. На автобусе. В направлении Эйфелевой башни по Парижу курсирует четыре автобуса. Их номера: 82, 42, 87 и 69. Ориентируетесь на остановку «Champ de Mars».
  4. На велосипеде. Это приятный способ прогуляться по Парижским улицам и посетить Эйфелеву башню. Вам даже не нужно знать ее адрес, чтобы без проблем доехать на велосипеде до самой достопримечательности.
  5. На лодке. Не все знают об этом оригинальном и интересном способе добраться до Эйфелевой башни. Река Сена протекает через сердце Парижа и предоставляет возможность туристам насладится лодочными прогулками, в том числе рядом с башней.
  6. На автомобиле. Если вы хотите добраться к Эйфелевой башне на машине, рекомендуем припарковаться в любой из ближайших подземных парковок рядом с расположением Эйфелевой башни. Хорошим выбором является парковка на набережной Бранли, которая расположена на карте Парижа менее чем в 300 метрах от знаменитой достопримечательности!

История

Возможно, Вам известно, что судьба довольно интересна и запутана. С самой своей постройки она не должна была стать символом Парижа. Она получила большое количество критики как от рядовых Парижан, так и от знаменитых. Например, Ги де Мопассан даже обедал в ресторане башни, чтобы ее не видеть.


фото: чертежи Эйфелевой башни

Однако затея Густава Эйфеля возвести входную арку на крупную Мировую выставку в 1889 году реализовалась и собственно, с данного момента отсчитывается история Эйфелевой башни. Хотя изначально она должна была довольно быстро закончиться. Через 20 лет башню собирались разобрать, но этого не произошло благодаря развитию радио, телевидению и сотовой связи во Франции.

Кто построил?

Смельчаком и талантливым архитектором, который построил Эйфелеву башню считается Гюстав Эйфель , но это не совсем так.

План построить башню высотой в 300 метров был задуман как часть подготовки к Всемирной выставке 1889 года.

Эмиль Нугье и Морис Кёхлин — два главных инженера в компании Эйфеля, которым пришла в голову идея очень высокой башни в июне 1884 г. Компанией к этому времени был прекрасно освоен принцип построения опор мостов, что легло в основу конструкции башни. Проект компании Эйфеля был смелым продолжением этого принципа, но высотой в 300 метров. 18 сентября 1884 г. был зарегистрирован патент «Для новой конфигурации, позволяющей строить металлические опоры и пилоны, превышающие высоту 300 метров».

Гюстав Эйфель действительно построил Эйфелеву башню, а архитектор Стефан Совестр составил этот грандиозный проект. Совестром было предложено большое количество усовершенствований изначального проекта, среди которых — большие арки у основания башни. Эти арки придают ей очень характерный внешний вид.

Строительство

После того, как был разработан проект, началось непосредственно строительство Эйфелевой башни. Это произошло 1 июля 1887 года и продолжалось 22 месяца. Все элементы башни были изготовлены на фабрике Эйфеля в пригороде Парижа.

Каждая из 18000 частей, используемая при строительстве башни, была специально разработана и рассчитана. Совестр начертил их с точностью до десятых долей миллиметра, а затем соединил вместе, образуя новые части, размером около пяти метров каждая.

Вся металлическая конструкция Эйфелевой башни держится с помощью заклепок . При ее строительстве сначала части конструкции были собраны на заводе с помощью болтов, а затем заменены одна за другой термически обработанными заклепками, которые сжимались при охлаждении и таким образом обеспечивали очень плотное прилегание.

Для установки каждой заклепки была необходима команда из четырех человек: один, чтобы её нагреть, другой, чтобы удерживать её на месте, третий, чтобы сформировать головку и четвертый, чтобы бить кувалдой. Лишь треть из 2500000 заклепок, используемых в конструкции Эйфелевой башни, были установлены непосредственно на месте.

Сборка башни была чудом точности для того периода. Строительные работы начались в январе 1887 года, и башня была построена в 1889 (г) по проекту Гюстава Эйфеля.

График строительства:

  • На строительные работы ушло 2 года, 2 месяца и 5 дней.
  • Первый этаж был закончен к 1 апреля 1888 года.
  • Второй этаж был закончен к 14 августа 1888 года.
  • Сборка была закончена раз и навсегда к 31 марта 1889 года.

Несколько цифр:

  • Эйфелева башня имеет 18038 металлических частей.
  • 50 инженеров и дизайнеров работало над проектом.
  • 150 рабочих трудилось над башней на заводе Левалуа-Пере.
  • Около 150 — 300 рабочих было на строительной площадке.
  • 2500000 заклепок установлено.
  • Конструкция Эйфелевой башни имеет массу/вес — 7300 тонн.
  • Использовано 60 тонн краски.
  • Установлено 5 лифтов.

Архитектурный стиль

Помимо того, что 300 метровая знаменитая постройка считается самым высоким и значительным сооружением тех времён, архитектура Эйфелевой башни стала провозвестником нового стиля - конструктивизма. Если быть точным, архитектурный стиль башни сочетает в себе элементы как конструктивизма, так и модернизма конца девятнадцатого начала двадцатого века.

Конструктивизм как стиль особенно прижился в архитектуре строений Советского союза. Отличительной особенностью этого стиля является создание выразительных и функциональных зданий за счёт форм, материалов и ровных цветов. Также строения в конструктивном стиле отличаются масштабностью, и 300 метров Эйфелевой башни тому пример.

С момента своей постройки Эйфелева башня окружена множеством событий. Перечислим только самое интересное об Эйфелевой башне, что не встретишь в путеводителях.

  • На башне Гюставом Эйфелем выгравировано 72 имени выдающихся математиков и инженеров, принимавших участие в создании башни. Их закрашивали в начале 20-го века, но восстановили в 1986-87 годах.

  • Эйфелева башня славится количеством людей, которые спрыгивали с ее этажей. Так, в 1912 году изобретатель и портной Франц Райхельт решил испытать свой плащ — парашют и спрыгнул с первого уровня башни. Полет оказался неудачным, парашют не раскрылся.
  • Одна из неудавшихся самоубийц, спрыгнув с Эйфелевой башни, упала на крышу автомобиля. Позже она и владелец машины поженились.
  • С башней связано одно из громких мошенничеств в истории. Виктор Люстиг в 1925 году умудрился дважды продать Эйфелеву башню на металлолом и исчез с деньгами.
  • Во многих уголках нашего земного шара: в Торре дель Реформадор в Гватемале, в Дуранго в Мехико, в Филиатре в Греции, в Копенгагене в Дании, также как в США и Катие, и многих других установлены копии Эйфелевой башни.

Во времена войны

Во время второй мировой войны Эйфелева башня осталась единственным местом во Франции, не покоренным Гитлером. В архивах есть фотография, где присутствуют Адольф Гитлер и Эйфелева башня на фоне, но подняться на ее вершину завоевателю было не суждено.

Это произошло благодаря директору башни, который перед самым приездом Гитлера в Париж перерезал кабели и надёжно спрятал моторы, тем самым сломав лифт Эйфелевой башни. Так как мир был охвачен войной, починить лифт до самого освобождения Парижа так и не удалось. Зато, как только Адольф Гитлер оставил Францию, лифт на Эйфелевой башне магическим образом вновь заработал.

Этажи

Изначально Гюстав Эйфель построил башню высотой 300,65 метра, но со временем на нее была установлена новая антенна и сейчас высота Эйфелевой башни равна 324 метра.

Конструктивно это знаменитое сооружение разделено на три уровня, каждый из которых представляет собой пирамиду. Поэтому не совсем корректно говорить о том, сколько этажей у Эйфелевой башни. Ведь каждый из уровней имеет свой размер и форму.

Так, первый этаж Эйфелевой башни представляет собой пирамиду с четырьмя колоннами, над которыми расположена платформа. Высота колонн — около 58 м., а платформа имеет ширину 65 м.

От этой платформы ввысь уходят еще четыре колонны, заканчивающиеся платформой. Эта конструкция формирует второй этаж Эйфелевой башни. Высота колонн второго этажа равна уже 115,73 м., а платформы — 30 м. Здесь расположен ресторан и канистры с машинным маслом для подъёмника.

Также, как и предыдущие этажи, третий этаж Эйфелевой башни образован четырьмя колоннами и платформой, но на высоте 276,13 м. На этом уровне, на платформе шириной 16,5 м., находятся обсерватория, исследовательские лаборатории и маяк.

Внутри

Самый простой и популярный способ попасть на вершину Эйфелевой башни — это подняться на лифте. Однако, если Вы хотите сэкономить время и деньги, то можно воспользоваться ступеньками, находящимися внутри одной из ног башни. Рассчитывайте свои силы перед этим путешествием, ведь 1792 ступеньки ведут к вершине Эйфелевой башни. Воспользовавшись ступенями, у Вас есть все шансы побывать внутри башни в полном одиночестве. Так как большинство туристов предпочитают стандартную схему посещения внутренней части Эйфелевой башни - подъём на лифте.

Изнутри первого уровня Эйфелевой башни находится крупный ресторан. На втором уровне -главная смотровая платформа.На третий ярус главной достопримечательности Парижа возможно подняться только лишь в лифте. С этого лифта туристы попадают в закрытую двухуровневую капсулу -смотровую площадку. Она защищает туристов как от ветра, так и от падений. Также там есть небольшой музей — реконструкция о строительстве башни.

Как попасть без очереди?

Слава самого красивого и популярного сооружения делает Эйфелеву башню и самой разочаровывающей достопримечательностью мира. А всё из-за огромных очередей туристов, желающих оказаться на ее вершине. Однако, есть пара способов, как попасть на Эйфелеву башню без очереди.

  1. Подняться пешком по ступеням в дальней правой ноге Эйфелевой башни. Заплатив в 2 раза меньше, чем за подъём на лифте, Вы не только поднимитесь на эту знаменитую достопримечательность без очереди, но и сожжёте калории.
  2. Воспользоваться официальным сайтом и купить билет на подъем на парижскую знаменитость онлайн.
  3. Прийти во то время, когда очередь на лифт на Эйфелеву башню минимальна. Относительно времени года — это ноябрь и февраль. Также очередь значительно меньше после 8 часов вечера.

Вид на Париж

Самый фотографируемый, но от этого не менее прекрасный вид с Эйфелевой башни на Париж открывается с площадки второго уровня.

На первом уровне башни находятся рестораны, позволяющие наслаждаться одновременно изысканной едой и красивой панорамой Парижа. А перед Рождеством на этом уровне открывается бесплатный каток площадью 200 кв. м. Посетители могут получать удовольствие от панорамы Парижа во время катания на высоте 60 метров.

Если же высота в 280 метров Вам не страшна, то лучше подняться на третий уровень Эйфелевой башни, с которого можно увидеть и сфотографировать потрясающий вид на Париж. Ведь взгляд с высоты позволяет лучше понять город.

История Эйфелевой башни, расположенной в центре Парижа на Марсовом поле, хорошо известна не только парижанам. Важная архитектурная достопримечательность и символ города названа в честь своего главного конструктора Александра Гюстава Эйфеля, который за четыре года до строительства башни, в 1885 году, придумал и разработал внутреннюю структуру не менее известной Статуи Свободы, подаренной Нью-Йорку городом Парижем. Строительство Эйфелевой башни было закончено в 1889 году, к открытию парижской Всемирной выставки, приуроченной к столетию Французской революции.

Первоначально башня задумывалась как временное сооружение, рассчитанное на двадцатилетнюю эксплуатацию, и служила всего лишь входной аркой, ведущей на выставку. Еще при начале строительства башни, парижане «во имя защиты французского стиля» жестоко раскритиковали проект. Триста писателей и художников, среди которых были Виктор Гюго, Александр Дюма, Ги де Мопассан, Шарль Гуно, Поль Верлен, негодуя писали об изящной конструкции, как «бесполезной и чудовищной, смехотворной, доминирующей над Парижем, словно гигантская фабричная дымовая труба». Они не подозревали, что Эйфелева башня из стекла и металла, триумф инженерной мысли и есть символ «французского стиля», «нового французского стиля».
Это легкое ажурное сооружение высотой в 320 метров состоит из сваренных деталей в количестве 18 038 штук, отлитых из пудлингового железа высшего качества, из которого сегодня льют исключительно фигурные решетки и ограды. Башня опирается на четыре огромных пилона с цементным основанием и разделена на три уровня: первый находится на высоте 57 м, второй - на высоте 115 метров и третий - на высоте 274 метра.
За 126 лет своей истории Эйфелева башня неоднократно ремонтировалась. Последнему обновлению подвергся первый уровень башни, пространство в 4,5 тыс. квадратных метров. Общая же площадь первого этажа Эйфелевой башни - 5,5 тыс. квадратных метров. Цифры говорят о том, что этаж изменился практически полностью.
Ноу-хау первого уровня - прозрачный пол с плитами из закаленного стекла, толщиной в 1,5 метра, через который посетители могут смотреть на город с 57- метровой высоты. В хорошую ясную погоду, уверяют парижане, отсюда можно видеть Париж в радиусе 70 километров. Лестница башни окружена также стеклянными защитными барьерами. Такое же стеклянное ограждение теперь опоясывает первый уровень Эйфелевой башни по всей длине окружности. Стеклянная цилиндрическая поверхность служит дополнительной системой безопасности. По статистике, на протяжении всей истории, Эйфелева башня была самой модной точкой города у самоубийц.
На нижнем уровне башни появились теперь такие же прозрачные, построенные вокруг пустого центра и вписанные в проемы опор башни, павильоны. Частично павильоны снабжаются энергией от четырех солнечных панелей и четырех ветрогенераторов, что очень эко важно! Если продолжать говорить об экологии, то в башне появились еще и резервуары для сбора и очищения дождевой воды, которая частично используется в ее санузлах.
Что еще очень важно, в башне после реконструкции теперь есть пандусы, облегчающие вход в нее людям с ограниченными возможностями, в частности, в ее старинные лифты времен Эйфеля. До реконструкции пандусов не было, и башня оставалась одним из немногих крупных туристических объектов Парижа, не перестроенных под нужды инвалидов. Полному апгрейду подверглись все интерьеры нижнего уровня Эйфелевой башни. Функциональные зоны умножились, увеличилась площадь ресторана и конференц-зала, модернизированы магазины и бутики.
Принципиально изменилась и палитра интерьеров.

Архитектор Алан Моатти (Alain Moatti, бюро Moatti-Rivière) , выпускник знаменитой школы дизайна и архитектуры интерьеров CamondoSchool, выбрал в качестве основного цвета «венецианский алый». Его архитектор использовал в оформлении практически всех интерьеров нижнего уровня башни, включая туалетные комнаты Павильона Эйфеля (EiffelPavilion), и Павильона Ферье (FerriéPavilion), оборудованные инновационной сантехникой Roca.

Кстати, сама конструкция Эйфелевой башни за 126 лет неоднократно меняла цвет. Башню всегда красили вручную, при помощи кистей, так делается даже в наши дни, для работы же требуется в общей сложности более 60-ти тонн краски! Нынче башня имеет «коричневый-эйфелевый», официально запатентованный цвет нескольких тонов. Цвет, имеющий благородный оттенком бронзы, самого темного тона - у основания башни, самого светлого - на ее вершине. Цвет башни также меняется в течении суток, благодаря подсветке светодиодными лампами.
Архитектор проекта Алан Моатти (бюро Moatti-Rivière), чье мировоззрение основано на переосмыслении исторического наследия, внедрении инновационных технологий и урбоэкологии, в основу архитектурного решения положил образ квартала, то есть пространства для зданий в пределах уличного рисунка города с круглой площадью посредине. Концепция очевидна. Очевидно и то, что самое узнаваемое сооружение в мире, посещаемое более чем 7 миллионами человек в год, стало символом триумфа зеленых технологий, с которыми человечество вступило в 21 век.

Наиболее грандиозное, знаменитое, эпатажное сооружение Парижа, конечно же – Эйфелева башня. С момента ее появления в 1889 году в качестве арки для Всемирной выставки, посвященной взятию Бастилии, и по сегодняшний день она находится в центре внимания. Ее также признали важным звеном французской экономики и ценным достоянием Европы.



История создания башни!

Хотя инженер Гюстав Эйфель предлагал разобрать башню по истечению двадцатилетнего срока ее возведения, как видим, она по сей день продолжает величественно возвышаться на Марсовом поле.

Забронируйте столик в ресторане на Эйфелевой башне

Самое интересное, что идея конструкции принадлежит не Эйфелю, а Морису Кёшлену – его коллеге по инженерному бюро. Именно в старых чертежах Мориса ведущий инженер отыскал заинтересовавший его эскиз вышки.

Вместе с другими сотрудниками Эйфель дорабатывает идею, оформляет совместный патент, отправляет чертежи на конкурс, и побеждает. Впоследствии он выкупает права обладания, и становится их единственным владельцем.

Удивительный факт в том, что во время работы над схемой сооружения за основу были взяты исследования Германа фон Майера – швейцарского профессора палеонтологии XIX столетия. Он изучал строение бедренной кости, а именно ее головки в месте изгиба и соединения с суставом под углом.

Он заключил, что благодаря множеству маленьких отростков строгой геометрической формы, которыми она покрыта, вес тела распределяется равномерно, предотвращая переломы.

Именно эти исследования Майера спустя 20 лет и вдохновили конструкторов знаменитой башни на придание ей столь устойчивой формы. Даже при мощном ветре верхушка отклоняется лишь на 12 см, а если она раскалена на солнце – на 18 см из-за расширения металла.

Работа над имиджем

Первоначальный вид стальной леди был исключительно образцом технического прогресса своего времени, и выглядел слишком консервативно. Чтобы выиграть конкурс, нужно было облагородить конструкцию декоративными элементами, сделать ее более изысканной.

Гюстав внес предложение задекорировать башенные опоры камнем, сделать арки связующим звеном между опорами и нижним этажом, а также превратить их в парадный вход на выставку. Уровни тоже должны были преобразиться и стать функциональными благодаря застекленным залам, а вершина – обрести округлую форму наряду с другими украшательствами.

Когда схема обрела все эти нововведения, жюри одобрило план Эйфеля, и он получил зеленый свет на строительство. Ощутив прилив энтузиазма после первой победы, он восклицал, что теперь Франция станет единственной в мире обладательницей 300-метрового флагштока.

Быть или не быть – мнение богемы

Восторг, однако, не разделила творческая элита, посчитав будущее сооружение оскорбляющим взгляд. В мэрию города неоднократно приходили письма с требованием не допустить возведения столь чудовищного строения, утверждая, что Эйфелева башня в Париже станет огромной ошибкой, отталкивающим пятном, нависающим над городом, и не сочетающейся с прочей архитектурой.

Около трехсот живописцев, архитекторов, музыкантов и литераторов составили протест, отправив его городским властям, где в красочных выражениях убеждали комиссию одуматься: «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса».


Свои подписи под петицией поставили Шарль Гуно, Дюма-сын, и известный новеллист Ги де Мопассан. Однако впоследствии Мопассан неоднократно посещал ресторан, который сейчас называется «Жюль Верн». Когда новеллиста спрашивали, почему он туда приходит, если так не любит Эйфелеву башню, тот говорил, что в Париже больше не осталось места, откуда не было бы видно этой чертовой штуковины.

Однако не все были столь ярыми ее противниками. На Томаса Эдисона она произвела совершенно другое впечатление, и в гостевой книге он написал приветственное слово ее создателю.

Частности строительства: цифры и факты

Началось все в 1887 году 28 января, а последним днем, завершившим стройку, стало 31 декабря 1889 года. Для столь колоссального проекта это был рекордно малый срок, если учесть, что высота Эйфелевой башни составила 300 метров.


Строительство башни!

Техники, способной поднять детали весом до 3-х тонн на эту высоту не существовало, а потому Эйфелю пришлось дополнительно изобретать специальные мобильные краны. Также, чтобы ускорить работу, большинство элементов было изготовлено заранее, а в них просверлены отверстия, в которые и установили соединительные заклепки.

Эйфель продемонстрировал уникальную точность при составлении чертежей. Их было 1700 общих и 3629 детальных, причем точность их составляла 0,1 мм (с такой четкостью сегодня печатают 3D принтеры). Это сравнимо с ювелирной работой или волшебством, достойными восхищения, особенно в наш век высоких технологий.

Внутренний мир

Оказавшись в Париже, сложно избежать искушения взглянуть на город любви с высоты самой знаменитой парижанки. На начальных двух платформах, которые расположены на вершинах 57,63 и 115,73 м; можно посетить рестораны, выпить бокал игристого вина или заказать обед.


На третьем уровне, расположенном на 276,13 м, посетителей ждет бар, астрономическая и метеорологическая обсерватории. Венчает же башню маяк с куполом, свет которого достигает 10 км.

Подьем на 3-й уровень

К вершине восходят 1792 ступени, но вряд ли вы захотите совершить столь серьезное восхождение, тем более, что еще в 1899 году для этого были построены два лифта фирмы «Fives-Lill», и пассажиры, поднявшись до отметки 175 м, переходили в другую кабину.


Лифт для подъема на 2-ой этаж

Первые машины работали на гидравлических насосах, но поскольку зимой их использование было невозможным, в 1983 году на смену пришли электродвигатели марки «Otis», а гидравлика демонстрируется в качестве экспоната туристам.

Апартаменты Гюстава Эйфеля

На самом верху есть еще одно помещение – квартира, которую построили специально для Эйфеля. Хотя площадь достаточно просторная, обставлена она просто, но со вкусом человека XIX столетия. В ней есть отдельные комнаты, мебель, ковры, и даже рояль – обязательный предмет элиты того времени.


Когда о квартире стало известно в городе, нашлись люди, захотевшие ее выкупить или хотя бы провести там ночь, предлагая солидные суммы, но Эйфель всегда отказывался от подобных предложений.

Пребывая в Париже, инженер часто устраивал в своем любимом убежище встречи с богатыми и знаменитыми людьми. Побывал в ней и Эдисон, и на протяжении десяти часов пара изобретателей под коньяк и сигары находили множество увлекательных тем для дискуссии, в том числе и о фонографе – свежем изобретении знаменитого американца.

В плену, но с гордо поднятой головой

Эйфелева башня, год 1940 – механизм подъемника неожиданно выходит из строя. Эта неприятность случилась как раз накануне приезда Адольфа Гитлера. Поскольку шла война, новые детали к нему достать было негде, и фюреру оставалось лишь потоптаться у ног строптивой парижанки. По этому поводу поэты не упустили возможности сказать: «Гитлер покорил Францию, но не смог покорить Эйфелеву башню».


Гитлер планировал передавать с маяка радиосигналы своим военным подразделениям и вещать в Париже агитацию, но особенно его будоражила мысль, что флаг, развевающийся на шпиле верхушки, будет отлично видно во всех уголках города.

В конце лета 1944 года Гитлер, досадуя, что не удалось подняться на вершину, отдает генерал-полковнику Дитриху фон Хольтицу приказ уничтожить не покорившуюся гордячку наряду с остальными достопримечательностями Парижа.

Однако приказ так и не был выполнен, а когда оккупанты покинули город, остановившиеся на несколько лет лифты через пару часов снова заработали, а весть об этом передали по радио с башни.

Высота Эйфелевой башни!

Целых 40 лет Эйфелева башня не имела конкурентов по высоте в целом мире, и лишь в 1930-м уступила пальму первенства Крайслер Билдингу в Нью-Йорке. Сегодня ее высота достигает 324 м из-за антенны, установленной в 2010 году.


Высота

В реальности и на фото, башня выглядит стройной, утонченной, обворожительной красавицей. Как истинная француженка, она любит время от времени радикально менять имидж, и уже успела перемерять несколько нарядов. Ее красили в разные цвета, которые варьировались от желтого до красновато-коричневого.

Сейчас специально для нее разработали и запатентовали уникальный тон «коричневый-эйфелевый», наиболее близкий к бронзовому оттенку. Каждые 7 лет ее окрашивают заново, чтобы защитить металл от коррозии, а также заменяют старые детали новыми из более легкого, но прочного сплава.

Ночная красавица


Блистать железная леди тоже любит, и в момент собственной премьеры в 1889 году засверкала десяткой тысяч газовых фонарей, парой прожекторов и маяком, лучи которого имели цвет трех оттенков национального флага. Спустя всего год на ней заискрились электрические фонари, а в 1925 году она стала самой грандиозной рекламной площадкой для Андре Ситроена.

Называлась реклама: «Башня в огне», и благодаря 125 новым электролампочкам на ней загорался сначала силуэт, затем его сменял звездный дождь, который плавно переходил в полет комет и символы зодиака, далее шли год рождения башни, год текущий, и в завершение появлялась фамилия Ситроен. Работала реклама до 1934 года.

Свое золотое платье парижская модница получила в последний день 1985 года, а в 2003 году к этому благородному блеску добавились серебристые огни. Для этого понадобилось 4,6 млн. €, 20 тыс. лампочек, 40 км проводов, 30 человек и несколько месяцев работы. Еще один запоминающий наряд башня носила с начала июля до конца декабря 2008 года, который выглядел как флаг Европы – круг из 12-и золотых звезд на синем фоне.

Детище Гюстава Эйфеля и сегодня остается прекрасным чудом света. Копия Эйфелевой башни стоит во многих мегаполисах: в Копенгагене, Лас-Вегасе, Варне, в китайском городе Гуанчьжоу, и Актау в Казахстане.


Точная копия в Лас-Вегасе

В первые 12 месяцев своего существования она полностью окупила затраты за время строительства благодаря посетителям, и остается наиболее популярной, посещаемой достопримечательностью. Ежегодно на свидание к ней приходят миллионы человек, и к 2002 году это число превысило 200 млн.

Обзорная площадка

Город мечты и пузырьки шампанского

Чтобы как можно дольше провести время в компании Эйфелевой башни, билеты на экскурсию и в ресторан можно забронировать заранее. Несколько буфетов, бар и пара уютных ресторанов позволит насладиться вкусными блюдами, напитками и видом на Париж.

На первом этаже вы можете посетить ресторан 58 Tour Eiffel, съесть сэндвич, картошку фри, круассан, выпить сок или кофе, заплатив за ленч всего 18 €. Вечером тут на выбор несколько основных блюд и десертов, но и цена возрастает до 82 € с человека.
На этом же уровне есть и обычные буфеты, в которых стаканчик сока и кусочек пиццы не превысит 7-8 €.


Ресторан «Жюль Верн» (Le Jules Verne)

Но, если оказавшись в самом романтическом месте на земле, вы не намерены экономить на удовольствиях, тогда посетите роскошный ресторан «Жюль Верн» (Le Jules Verne) на втором уровне. Обед тут обойдется минимум 85 € с человека, а ужин с лобстерами – не менее 200 €.

Вид с башни ночью


Ночной Париж с обзорной площадки

Эйфелева башня на карте

Однако получить удовольствие можно и без посещения столь дорогих заведений. Поднявшись на третий уровень, в Champagne Bar возьмите бокал шампанского, взгляните на Париж с высоты птичьего полета, и почувствуйте исключительность этого момента.

Видео

Точный Адрес: Champ de Mars, 5 Avenue Anatole France, 75007 Paris

Время работы: С 9:30 до 23:00, летом с 9:00 до 00:00

Билеты

Вход на подъемник (до 2го этажа): взрослые — 11€, 12-14 лет — 8,5€, дети и инвалиды — 4€.

До вершины: взрослые — 17€, 12-14 лет — 14,5€, дети и инвалиды — 8€.

По лестнице до 2 этажа: взрослые — 7€, 12-14 лет — 5€, дети и инвалиды — 3€.

Фото

Фотогалерея Эйфелева Башня!

1 of 21

Праздники в Ноябре

Эйфелева башня ночью фото

Эйфелева башня фото

Современный Париж трудно себе представить без Эйфелевой башни, один из самых известных символов Парижа и Франции. Спроектированная Гюставом Эйфелем, 300 метровая башня стала на тот момент самым высоким сооружением в мире (1889). С момента завершения строительства она привлекла уже больше 200 млн посетителей, и на сегодняшний день является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей в мире. Эйфелева башня продолжает оставаться самым узнаваемым сооружением в мире, наиболее часто фотографируемой достопримечательностью Франции.

Построенная для Всемирной выставки 1889 мира, башня олицетворяла собой революцию в мире архитектуры. Она стала не только самым высоким сооружением в мире – этот титул оставался за ней до момента завершения строительства Эмпайр Стейт Былдинг в Нью-Йорке в 1929 году - но и ознаменовала радикальный отход от стандартно низких, кирпичных зданий Парижа.

Как и колесо обозрения Лондонский глаз , Эйфелеву башню простроили на кратковременный период. Но неожиданная популярность среди парижан и гостей столицы внесла свои коррективы и сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей Франции, принимающая в год более 6 млн посетителей.

Технические предпосылки строительства Эйфелевой башни

Конец XIX века ознаменовался множеством изобретений, коренным образом изменивших человеческую жизнь: от телефона до гоночных автомобилей. "Грандиозная железная леди" Густава Эйфеля стала олицетворением творческого подъема того периода, иногда называемым "весной технологий", и символизировала начало крупномасштабных перемен в жизни человечества, продолжающихся и поныне.

В Великобритании конструкции из чугуна впервые начали применять в строительстве с 1779 года, во Франции с 1803 года. Примерно в 1845 году, прочный ковкий чугун ознаменовал собой будущие изменения в концепции строительства. Использование металла в архитектуре стало одним из самых оригинальных форм творческого выражения 19 века. Благодаря своей легкости и прочности, он позволял быстрое и экономичное строительство высоких сооружений.

История Эйфелевой башни

Талантливый инженер Густав Эйфель родился 15 декабря 1832 в Дижоне, Франция. Закончив престижный инженерный колледж Еколе Сентрале в Париже, он осуществил ряд строительных проектов, принесших ему славу талантливого инженера, в частности самый высокий в мире на тот момент железнодорожный мост Виадук Гарабит и внутренний каркас Статуи Свободы в Нью-Йорке. Строительство Эйфелевой башни в 1889 году стало венцом его карьеры.

2 мая 1886 французское правительство объявило конкурс на лучший проект строительства башни высотой 300 метров. Проекты участников конкурса должны соответствовать двум главным требованиям:

Самоокупаемость;

Возможность демонтажа по окончании работы Всемирной выставки.

Как ни странно, подобный проект строительства башни составили два главных инженера компании Эйфеля еще в июне 1884 года, задолго до объявления конкурса французским правительством. Она имела форму высокой пирамидальной колонны с четырьмя опорами в нижней части, по мере поднятия верх колонны соединялись вместе. Проект строительства башни стал смелым переносом основных принципов мостостроения на высоту 300 метров, эквивалентной символической цифре 1000 футов.

1 мая 1886 началось рассмотрение архитектурных и инженерных проектов, определяющих архитектурный облик будущей Всемирной выставки. В конкурсе принимают участие 107 претендентов. Предпочтение отдали проекту Густава Эйфеля.

Исполнительный комитет по проведению Выставки предоставил лишь около четверти необходимых средств для сооружения. Густав заключил сделку, сделавшей его очень богатым человеком: он согласился финансировать строительства башни из собственных средства, но настоял на единоличном контроле и получении прибыли на протяжении двадцати лет. Согласие была достигнуто. Неожиданностью для всех стало то, что все расходы на ее строительство окупились в течение первого года эксплуатации.

Строительство башни Эйфеля

Все компоненты башни изготавливались на заводе Эйфеля в Леваллуа-Перре вблизи Парижа. Каждую из 18 000 деталей рассчитали и расчертили с точностью до десятой доли миллиметра. От 150 до 300 рабочих под руководством команды конструкторов осуществляла монтаж этой гигантской конструкции.

Все металлические части башни скреплялись вместе заклепками, наиболее усовершенствованный метод строительства на тот момент. Сначала фрагменты конструкции собирали на заводе с помощью болтов, а затем на месте монтажа заменяли предварительно разогретыми заклепками. Группы из 4 человек монтировали конструкцию: один разогревал, другой удерживал на месте, третий формировал шляпку, четвертый забивал ее с помощью молота. Стянувшись при охлаждении, заклепки плотно прилегали к конструкции, обеспечивая ее прочность.

Монтажные работы продолжались два года и два месяца - с 28 января 1887 по 31 марта 1889. Рекордным срокам строительства способствовали чертежи высокого качества.

Протесты против строительства Эйфелевой башни

Как и в случае со многими крупными архитектурными проектами, составляющие сегодня часть культурного наследия Франции, башня встретила активное неприятие художественной и литературной элиты Парижа, полагавших, что она уродует ландшафт города, и требовали ее демонтажа. Многие из строившихся архитектурных символов Парижа сначала вызывали бурю протестов, критики, осуждения. Протесты предшествовали строительству таких выдающихся сооружений как Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду и Пирамида музея Лувр , но с течением времени парижане быстро привыкали и изменяли свое отношение.

Показательной стала опубликованная в газете Le Temps статья "Протест против строительства башни месье Эйфеля", адресованная назначенному директору по организации проведения Всемирной выставки месье Альфанду. Статью подписали ряд громких имен в мире литературы и искусства: Мопассан, Эмиль Золя, Шарль Гарнье, Александр Дюма младший. В письме, в частности, указывалось: "Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни".

Другие критики проекта пошли еще дальше, публикуя статьи с оскорбительными выражениями: "самый высокий фонарный столб в мире ", "железный монстр", "скелет колокольни", "металлическая опора гимнастического снаряда, незавершенная, путанная и деформированная", "высокая и худая пирамида железных лестниц, этот гигантский неуклюжий скелет на фундаменте, построенный, судя по всему, для того, чтобы выдержать огромный монумент Циклопа ","недостроенная фабричная труба, гриль в виде колокольни, решето в виде свечи ".

Но время все расставило на свои места, не стала исключением и Эйфелева башня. Уже на этапе завершения строительства критические аргументы исчезли сами по себе в присутствии уже построенного шедевра. Во время Всемирной выставки 1889 года башню посетили 2 млн человек.

Научное использование Эйфелевой башни

Карьера Эйфеля как предпринимателя завершилась с провалом проекта Панамского канала, где он работал инженером и поставлял машины, изготовленные на принадлежащем ему машиностроительном заводе Левалуа-Перре близ Парижа. Густава обвинили в махинациях, связанных со строительством Панамского канала, суд приговорил его к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа. Кассационный суд, правда, отменил приговор в связи с истечением срока давности.

С тех пор Эйфель посвятил все свое время работе башни и проведению различных научных экспериментов. После первых успешных передач радиосигналов в 1898 году, Эйфель сделал предложение военному руководству Франции использовать башню в качестве радиоантенны для передачи сигналов на большие расстояния. Действительно, именно благодаря этим экспериментам Эйфелева башня продолжила свое существование, поскольку рассчитана простоять всего 20 лет, до 1909 года, а затем ее собирались демонтировать! Еще до 1909 года ее пытались несколько раз демонтировать. Спас от демонтажа сам Эйфель, убедивший военное руководство в целесообразности использовать ее для передачи радиосигналов. Именно Эйфелю мир обязан сохранением одной из самых красивых башен и инженерных чудес в истории человечества. С признанием научной практичности, она завоевала право быть сохраненной в качестве памятника. Сегодня Эйфелева башня насчитывает несколько десятков антенн, в том числе телевизионную антенну высотой 324 метра.

Популярность Эйфелевой башни

Эйфель и представить не мог, что реализация его проекта станет всемирно известным символом Парижа, воспроизводимым в различных уголках планеты. Как одна из наиболее знаковых фигур в мире, Эйфелева башня стала источником вдохновения для создания многих подобных сооружений по всей планете. Копию башни построили в более 30 городах мира, в том числе Лас-Вегасе , Токио, Берлине. Она неразрывно связана с тем, что мы сегодня называем "Седьмым искусством": кино. Эйфель желал использовать образ башни в своих коммерческих интересах, но, столкнувшись с общим протестом, отказался от своих прав и позволил символу стать общественным достоянием.

В 2003 году «Железную леди» посетил 200 млн посетитель за 114 лет своего существования. Члены королевских семей, кинозвезды, туристы, мировые знаменитости, путешественники - эти "граждане Эйфелевой башни" все вместе стали частью истории одной из самых знаменитых достопримечательностей французской столицы. Наравне с египетскими пирамидами, Пизанской башней, Акрополем, Колизеем и Статуей Свободы , Эйфелева башня вызывает любопытство и восхищение миллионов. Начиная с 1998 года, более 6 млн человек посещают этот архитектурный памятник ежегодно! Это наиболее признанное архитектурное сооружение мира.

История башни неразрывно связанна с многим историческим событиям Франции. Так, в годы Второй мировой войны она была “союзником” французского сопротивления. После оккупации Парижа в 1940 году, французы вывели из строя все лифты, и в итоге Гитлер так и не смог подняться на башню во время своего “визита триумфатора” в Париж, ограничившись фотографированием на ее фоне. Вспоминая этот эпизод, во Франции говорят “Башня победила Гитлера”. Кстати, немцы так и не смогли толком закрепить свой флаг на ее вершине. Опять же из-за отсутствия возможности подняться на самую верхушку сооружения. Сломанные лифты, которые немецкие оккупанты не смогли несколько лет отремонтировать, странным образом заработали буквально на следующий день после освобождения Парижа.

Иллюминация Эйфелевой башни

Размеры и форму Эйфелевой башни использовали для создания сложных и оригинальных инноваций в освещении. Она выполняла функцию парижского маяка, на ней устанавливались рекламные знаки, осветительные приборы, ее превращали в новогоднюю елку и театр фейерверков. Ее искусственная иллюминация постоянно развивалась и улучшалась на протяжении многих лет, используя самые современные достижения в области освещения: с газа на электричество, из ламп накаливания до неоновых и натриевых ламп.

Впервые Эйфелеву башню осветили в день открытия в 1889 году. Тогда освещение состояло из 10 тысяч газовых фонарей, двух прожекторов и установленного на верхушке маяка, свет которого символизировал цвет национального флага Франции: синий, белый и красный. В 1900 году на конструкциях “Железной леди” появились электрические лампы. В 1925 году Андре Ситроен разместил на башне рекламу, названную им “Эйфелева башня в огне”. 125 тысяч электрических лампочек поочередно изображали силуэт башни, звездный дождь, полет комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилию Ситроен. Эта рекламная акция продолжалась до 1934 года, а башня стала самым высоким местом в мире для рекламы.

Новую систему освещения официально открыли 31 декабря 1985. Создана Пером Бидо, дизайнером освещения, она состояла из 336 прожекторов, оснащенных натриевыми лампами, освещавших башню желтоватым цветом. Направленные вверх лучи света освещали ее каркас изнутри. Эта система заменила собой предыдущую, установленную еще в 1958 году и встретила всеобщее признание в мире. Многие другие крупные города начали использовать подобную систему для освещения ночью своих памятников. Летом 2003 года башня “оделась” в новые осветительные одеяния. За несколько месяцев бригада верхолазов из тридцати человек опутала конструкции башни 40 километрами проводов и установила 20 тысяч лампочек, изготовленных по специальному заказу одной из французских компаний. Новая иллюминация, стоившая 4,6 млн. евро, напоминала освещение в Новогоднюю ночь 2000 года.

9 мая 2006 года, в честь 20-летия празднования Дня Европы, Эйфелеву башню впервые на короткий период подсветили синим цветом. А с 1 июля по 31 декабря 2008, во время председательства французского президента в Совете Европейского Союза, она на долгое время кардинально поменяла свою традиционную подсветку.

Практическая информация

Посетители могут пользоваться лестницей или лифтами для поднятия на Эйфелеву башню.

Лестницы являются открытыми для всех желающих и ведут только на площадку второго этажа (115 м).

На башне установлены три лифта, но все вместе они никогда не работают в связи с необходимостью ежедневного технического обслуживания и вопросами безопасности.

Чтобы добраться до вершины (276 м), посетители должны воспользоваться еще одним лифтом со второго этажа. С высоты открывается чудесная панорама Парижа. Во время наибольшего наплыва туристов (май-сентябрь), приходится долго ждать в очереди для подъема наверх.

Магазин “Эйфелевой башни” предлагает большой выбор сувениров, главной тематикой служит Париж, “Железная леди”, брелки, почтовые открытки, медали, канцелярские принадлежности, одежда, посуда. Большинство этих предметов можно приобрести только здесь.

Эйфелева башня имеет два ресторана на втором этаже с панорамным видом на город, и бар на самом верху.
Зимой, на втором этаже Эйфелевой башни открывают небольшой каток.

Башня открыта ежедневно круглый год без выходных:

На Пасху и во время весенних каникул башня остается открытой до полуночи.

Доступ к вершине башни может быть временно закрытым из-за неблагоприятных погодных условий или большого наплыва посетителей.