Еврейский национальный костюм мужской. Еврейские женщины (115 фото)

Теперь об одежде.
Обязательным элементом является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая (малый талит) или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. В его четыре угла вдеты нити цицис - кисти заведанные Торой.

Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Но есть чисто белые.

Бывает, что среди восьми нитей кисти присутствует одна или две синего цвета. Это скорей всего радзинский или ижбицкий хасид. История такая: секрет изготовления тхэйлет - синей краски, которую получают из моллюска хилозон утрачен около 2000 лет назад и был открыт заново рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов и вошел в употребление только в нескольких общинах.

У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Таким образом белое покрывало, типа пончо называется .
Причем заметьте, это я вам рассказываю не о народных костюмах, канувших в Лету, они все это реально носят!

Я лично не отличаю хасидов от литваков и сефардов. Кстати последние еще и одеждой очень похожи. Единственное что, литваки носят галстуки . Но ведь есть еще ружинские хасиды, которых тоже можно увидеть в галстуках. Правда хасиды все с бородами , которые никогда не бреют и даже не стригут. А вот литваки ухаживают за своей растительностью на лице, подстригают, подравнивают. Встречаются литваки и без бород.

Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук . Литваки в будни могут носить пиджаки . Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например лацканы могут быть заостренные или закругленные. Или вместо обычных трех пуговиц - шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов.

Вообще верхняя одежда несколько более разнообразна, кроме капотов есть еще халаты , бекечи (бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. И все это обязательно черного цвета.

Халаты - одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки - для занятий в ешиве или койлеле.

В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ - бекече .

И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту - открытый гартл , или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку - закрытый гартл . Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые - венгерские и румынские.
По ширине гартла можно распознать социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Но это правило не относится к белзским, гэрским и некоторым другим хасидам.

Теперь брюки . Тут все проще. Они могут быть или обычные, или до колена - еалб-гойэн . Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы - зокн . Иногда по праздникам в некоторых общинах принято менять черные гольфы на белые. Гэрскиие хасиды вообще заправляют обычные брюки в гольфы! Это называется "казацкие" гольфы (козак-зокн ).

Все это необычно (мягко говоря) и очень привлекает внимание на улицах. Каждый раз я хваталась за фотоаппарат и тут же запихивала его обратно в сумку, кто знает, насколько они мирные. Да и вообще неприлично фотографировать мирных жителей, я бы лично не обрадовалась на их месте.

Информацию почерпнула на сайте toldot.ru , а картинки на просторах интернета

А теперь предлагаю угадать, кто на картинках и что за одежда на них одета:)

UPD: а этот парнишка как бы говорит ФИГ ОТГАДАЕТЕ:)

Уважаемая N.!

Замечательно, что Вы интересуетесь правилами скромности, - ведь это очень важная, можно сказать, основополагающая часть жизни еврейской женщины и, в конечном счете, всего еврейского народа в целом. Поэтому каждой женщине необходимо знать, какая одежда подходит, какая - не очень, а какая - совершенно неприемлема.

Сначала остановимся на требованиях еврейского закона - рассмотрим основные положения так, как они приводятся в книге «Оз вэ-адар левуша» («Облачается в силу и достоинство», название - цитата из Мишлей 31:25), которую можно назвать своеобразной энциклопедией цниюта - еврейской скромности.

Прежде всего, отметим: все правила, кроме тех, что относятся к головному покрытию, одинаковы для одежды замужних и незамужних женщин. Маленьких девочек приучают к скромности в разных общинах с разного возраста: с трех или с шести-семи лет. В двенадцать девочка считается совершеннолетней и должна досконально знать и соблюдать эти правила.

Длина

Одежда должна полностью закрывать ключицы, плечи и, разумеется, спину. Рукава должны быть достаточно длинными, чтобы локти в любом положении были прикрыты. Юбка - минимум на 10 см. ниже колена. Брюки, даже «женские» , носить не положено. Следует уделить особое внимание тому, чтобы между верхней частью одежды и юбкой не было видно тело или нижнее белье, даже когда наклоняемся.

Прозрачность

Все, что должно быть закрыто, не должно также просвечивать сквозь одежду ни при каком освещении. Особенно это касается белых или черных вещей - надо проверять их перед покупкой, поместив напротив сильного источника света. Если прозрачная юбка или блузка все-таки куплена, можно надеть под нее нижнюю юбку или блузу-трико. Нижнее белье, просвечивающее сквозь одежду, также выглядит нескромно.

Размер блузки и юбки

Еще один пункт, на который необходимо обратить внимание, - не является ли одежда слишком прилегающей или обтягивающей. Здесь есть градации. Блузки и кофты не должны быть обтягивающими, но и не обязаны полностью скрывать очертания фигуры. Рукава могут прилегать, но не обтягивать. Нижняя часть ноги должна быть закрыта чулками или колготками достаточной плотности (плотность зависит от того, что принято в данной общине), и они, разумеется, плотно обтягивают ногу.

Максимум требований предъявляется к юбке/нижней части платья - от пояса и до 10 см. ниже колена. Эти части одежды должны быть достаточно плотными и свободными, чтобы полностью скрывать форму бедра и нижней части туловища. Примеряя юбку, следует оттянуть ее в ширину, чтобы убедиться, что с обеих сторон есть запас в несколько сантиметров и она не будет обтягивать бедра при ходьбе. Также необходимо учесть, что любой разрез спереди или сзади, даже небольшой, заканчивающийся ниже колена, категорически запрещен, что автоматически делает непригодной узкую юбку-карандаш, в которой невозможно передвигаться без разреза. В юбках прямого покроя, чтобы расширить их, не делая разреза, в нижнюю часть иногда вшивают специальные вставки из ткани. Самый лучший фасон (он же и классический) - юбка, равномерно расширяющаяся от талии. Некоторые ткани при ходьбе электризуются и «прилипают» к телу. В таком случае поможет нижняя юбка.

Цвет

Цвет одежды и обуви тоже очень важен. Он не должен быть ярким и кричащим. Особенно это относится к красному цвету - нельзя, чтобы он был преобладающим в основных частях одежды. Умеренные варианты - бордовый и т. п. - более приемлемы, но надо уметь различать допустимые или недопустимые оттенки и на всякий случай лучше не приближаться к границе дозволенного. Нескромными являются также слишком крупные, броские, аляповатые и экстравагантные аксессуары, крупные надписи или рисунки, чрезмерное обилие «золота» в украшениях и блесток на одежде, явное несоответствие деталей костюма друг другу.

Головной убор

Замужняя еврейка (а также женщина, которая была замужем в прошлом) должна покрывать голову так, чтобы не были видны ее собственные волосы. Точные границы покрытия требуют отдельного изучения, а разновидность головного убора (парик, косынка, шляпка, берет и т. п.) выбирается в зависимости от того, что принято в общине, где живет женщина. Что касается незамужних девушек, они не обязаны покрывать голову, но их прически должны быть скромными, цвет волос - естественным, волосы длиной ниже плеч должны быть собраны в хвост или косу.

Можно ли незамужней женщине покрывать голову? Насколько мне известно, это не принято. Разумеется, можно надеть головной убор для защиты от солнца или холода. Есть также общины, где девушки покрывают голову, произнося благословения или зажигая субботние свечи, но в большинстве общин это не принято.

Одним словом, в еврейской жизни приветствуется умеренность в одежде и общая гармония во внешности и во всем поведении. Еврейская женщина не должна привлекать к себе внимания ни громким разговором/смехом, ни слишком броским нарядом, ни резкой «непохожестью» на окружающих женщин. (Разумеется, если все вокруг одеваются нескромно, им нельзя подражать, следует одеваться соответственно еврейскому закону, даже если одно это делает женщину «резко непохожей» на других). Одежда и прическа должны быть опрятными и гармоничными, чтобы весь облик воспринимался как единое целое - внутреннее содержание в достойном обрамлении.

Законы скромности - многочисленны и подробны, и каждая женщина обязана их знать и исполнять. За это Творец обещает величайшую награду в этом мире и в будущем. Дай Б-г, чтобы мы все удостоились этой награды!

" заявила, что в Израиле 10.000 таких женщин, как она. Это, конечно, преувеличение. Еврейских женщин, закрывающих лица в общественных местах или носящих хиджабы и их подобия, не так много. Но зато развелось немало теток, полностью скрывающих очертания своей прелестной (пли не очень) фигурочки под лошадиными попонами, которые у этих теток зовутся "шаль" или "шайле". Ношение "шали" мотивируется просто: "так одевались наши святые матери". Кого они имеют в виду? Мамаша-талибанка отвечает, что Сару, Ривку, Рахель и Лею. Мол, когда вернемся к их одежде, придет Машиах.

Никто реально не представляет себе, как одевались четыре праматери. Довод, что, мол, Ицхак одевался, как Ишмаэль, потому что оба одевались, как Авраам, в данном случае не работает. Может быть, он сработал бы, если бы речь шла только о мужчинах. "Ерушалмим" действительно еще в очень средние века пошили себе халаты из полосатой арабской ткани, и ходят так до сих пор, плюс пейсы, плюс белая "буденовка" с шишечкой. И смотрятся таки да - аутентично и красиво.

Но с арабок мы примера брать ну никак не можем, потому что их исторический костюм изменился. Большинство мусульманок в нашей стране одеты куда более сексуально, чем религиозные еврейки. Ну, сверху, как положено, хиджаб, это да. Дальше - базовая кофточка с безрукавкой на ней, это тоже по-нашему. А вот еще ниже - обтягивающие брючки, открывающие фигуру от бедра и до пят Впрочем, нам, конечно, видна более современная часть арабского населения - именно она посылает девушек в университеты и позволяет в дальнейшем работать вне дома. Но и все равно - не наше это, не наше.

Обычай покрывать женщине лицо - тоже явно не наш. В Хумаше покрытие лица упомянуто дважды. Оба раза оно связано с обманом. Лаван покрыл лицо Леи, чтобы выдать ее за Рахель, а Тамар покрыла себе лицо, чтобы выдать себя за "кдешу", т.е., блудницу. Доводы талибанок, что так ходили их бабушки в Багдаде, тоже не выдерживает. Они ходили так за пределами еврейского квартала, среди мусульман-шиитов.

Выходит, уж если возвращать этническую ашкеназскую одежду, то ориентироваться надо на наряды 18 века - и до середины 19-го. Потому что в середине 19 века царь Николай Первый просто-напросто запретил евреям их традиционную одежду, привезенную из Польши. Мужики сопротивлялись, как могли, в результате чего возникла новая этническая мода - помесь того, что было в Польше с городским платьем либо русских, либо европейских мужчин. А женщины перешли на городскую моду, приспосабливая ее, если надо, к требованиям скромности. Эта тенденция видна и до сих пор.

Когда именно марокканские еврейки перешли на современную одежду, сказать не могу. Думаю, что окончательно - только в середине 20-го века, с переездом в Израиль. Отмечу только, что знаменитое марокканское "большое платье" по структуре напоминает то, что носили еврейки Белоруссии и некоторых областей Польши в 18 веке. Только ткани в Марокко были другие, техника вышивка другая, поэтому и вид, соответственно, не такой, как в идишланде.

Посмотрите на эту картинку из собрания Яд ва-Шема. Здесь изображена традиционная одежда земли Ашкеназ 18 века, отчасти перенесенная из Германии и в Польшу с Россией. Три фигурки слева - девицы и дамы. Девицы отличаются от дамы распущенными волосами. Не думаю, что это парики - их стали носить гораздо позже. Дама (вид сзади), носит что-то вроде короткого покрывала или платка. Фигуры всех трех действительно скрыты под короткими плащами, впрочем, не покрывающими всю верхнюю половину тела, как у "талибанок" города Беит-Шемеш начала 21-го века. Плащ оставляет открытыми грудь и талию, так что виден наряд, перехваченный в поясе, то есть, вполне женственный. Платок на даме номер три - не черного цвета, как у талибанок, а белого. Обращает на себя внимание важная деталь - фартук поверх юбки. . Этот фартук еврейки взяли с собой в Польшу и в Россию, и носили очень долго. Считалось, что он предохраняет женщину от налета демонов-губителей, могущих отнять ее детородную силу. Даже в 19 веке, когда фартук уже вышел из моды, некоторые женщины продолжали носить его.. под юбками! Так сильны были суеверия в среде "наших святых матерей". Из моды в этом "немецком" наряде вышел только многослойный гофрированный воротник, который позже заменили на простой кружевной воротничок, носимый в субботу поверх темного платья. Я вижу такие воротнички в витринах магазинов современного Бней-Брака. Это - вечное.

Посмотрите теперь на наряд польской еврейки 18 века, тоже из собрания Яд ва-Шем. На верхней гравюре - миснагедский еврей с женой. На нижней картинке - хасид, почему-то без супруги. (Она дома чолнт варит). Жена миснагеда носит многослойную юбку, причем верхняя юбка, обернутая вокруг талии, сходится не полностью и открывает нижнюю юбку. Поверх юбок - белый фартук. В Польше его обычно вышивали цветами. Сверху - блузка. Поверх блузки обычно носили корсаж - что-то вроде безрукавки на пуговицах или шнуровке. К безрукавке пришивали съемные рукава, часто цветастые, из кисеи. На шее у дамы вариант шейного платка - галебанд или брустух. В данном случае он короткий, не закрывает корсаж до талии, и больше походит на воротничок. На голове у дамы, судя по всему, "теркише" - "турецкий" тюрбан. Он стянут надо лбом и украшен брошью с камнями. Иногда поверх "теркише" носили также шаль, которая спускалась на плечи и доходила до пояса. Но все равно, судя по нескольким виденным мной гравюрам, силуэт был женственный, с подчеркнутой линией талии, и талия была на месте - не ниже и не выше природной. Ничего общего с измышлениями современных поборниц супер-скромности. Фигура не изуродована, и все многочисленные детали головных уборов и одежды не только закрывают женщину, но и украшают ее.

Сохранилось описание еврейской женской одежды Могилевской губернии конца 18 века. Нижний слой состоял из юбки и блузки. Поверх юбки, конечно, фартук, а поверх блузки - корсаж на шнуровке. Поверх корсажа - галебанд, а поверх галебанда - нити жемчуга и золотые цепочки. Головной убор состоял из трех, а то и четырех частей. Голову повязывали тонким платком - шлеером, отделанным кружевом. Концы шлеера свисали на спину. Поверх шлеера повязывали атласные ленты - бинды. (Именно эти бинды почему-то вызвали гнев Николая Первого, и он велел еврейским женщинам их категорически снять). Бинды закрывали волосы на лбу. На бинды с двух сторон крепили стеганые подушечки, вышитые жемчугом. Подушечки закрывали волосы на висках. Летом поверх этого всего повязывали большой треугольный платок - тихл. Зимой на шлеер надевали меховую шапку, а тихл повязывали поверх шапки. Я также видела гравюру, где вместо подушечек на бинды были пришиты искусственные цветы, также закрывавшие виски. В общем, волосы покрывались полностью, но при этом каждая часть головного убора служила украшением. Аксессуаром, как теперь говорят. А высокий головной убор хорошо уравновешивал длинный нос и неправильности черт лица, если таковые имелись. Кроме того, он делал женщину выше, что уравновешивало толстый тухес (тоже, кстати, нахес). Короче, все очень женственно, и никакого черного цвета. Цветы на рукавах, цветы на голове, цветы на фартуке. Шейне блиме, не женщина, а клумба.

Имелся и особо праздничный головной убор - штернтихл (звездный платок). Посмотрите на старинный штернтихл из собрания YIVO. Справа от него - шитые жемчугом височные подушечки. Штернтихл шили из двух плотных лент. В области лба они сшивались между собой так, чтобы одна оказалась над другой, и по обеим сторонам свисали свободные концы. Верхнюю ленту связывали сзади, чтобы получилась высокая диадема на голове. Нижнюю ленту повязывали на затылке. Нижнюю ленту вышивали жемчугом и драгоценными камнями - вот это и были "звезды". Разумеется, штернтихл не закрывал все волосы, поэтому поверх него повязывали тихл или набрасывали шаль.

Харкктерным головным убором был также чепчик - купке. Его тоже принесли с собой из Германии и носили с 13-го по 19 век. Поверх купке повязывали платок, а лоб закрывали или биндами, или - в некоторых областях - штукой под названием "харбинд" - волосяная лента. К такой ленте пришивались искусственные волосы, покрывавшие лоб. Ленту, конечно, тоже украшали вышивкой или кружевами.

На ногах носили чулки и башмаки. На многих гравюрах мы видим вполне современную обувь - что-то вроде балеток или лодочек, а иногда туфли без задника на каблуке.

В девятнадцатом веке многие еврейки сменили многослойный головной убор на парик, однако Николай Первый и его подверг гонениям, назвав "ужасным". Дело в том, что парики в то время делались изо льна и шелка. Льняные парики носили бедные женщины, шелковые - богачки. Нечего и говорить, что такие парики быстро превращались в спутанные мочалки. Со временем их сменили "шайтл" (парики) из натуральных волос, еще позже - из синтетических нитей.

Сравним теперь одеяние ашкеназки с традиционным платьем марокканской еврейки. Именно его обычно и изображают как иллюстрацию понятия "национальный костюм евреев". Наиболее известно так называемое "большое платье", каждая часть которого имеет свое название на языке эспаньоль. Скорее всего, платье это принадлежит "чистым сефардам" и было привезено в Марокко из Испании в конце 15-го века. Большое платье состоит из корсажа, юбки с запАхом, съемных рукавов, нагрудника, широкого пояса, заменявшего корсет, иногда - также и шали. Характерная черта - край и отворот запашной юбки отделывался богатой вышивкой, образующей треугольник. Нагрудник также вышивался. Как видим, у этой одежды те же составные части, что и у польско-еврейской, за исключением того, что у марокканок нет фартука, зато есть корсетный пояс, а марокканский "галебанд" (нагрудный галстук) был другой формы и украшался богатой вышивкой. Думаю, что родина обоих костюмов - Испания. На это указывают съемные рукава, которые можно было стирать отдельно от корсажа. Такие рукава описаны в одном из рассказов Габриэля Гарсия Маркеса. Помните, там бабушка постирала внучке рукава, а они не высохли, и теперь юная дева не может отправиться в церковь. (По ходу рассказа выясняется, что бабушка сделала это нарочно, чтобы внучка не увидела своего коварного возлюбленного).

Ну и что же во всем этого общего с нарядами "мамаш-талибанок"? Только шаль. Но шали в старые времена были цветастыми, закрывали не всю верхнюю часть туалета, а в случае Марокко - еще и полупрозрачные, если верить картинке. Опять же - ни на польских гравюрах, ни на марокканских музейных фотографиях я не видела черных шалей и темно-синих платков. Все цветастое и яркое - от Варшавы и до Танжера.

А кто же в современном Израиле на самом деле возвращает старинную этническую одежду еврейских женщин? Конечно, религиозные сионистки. Платки, украшенные лентами, на которые крепятся цветы, многослойные юбки, безрукавки, шапочки, шитые бисером, фальшивым жемчугом, кружевами - все это гораздо ближе к одежде как польских, так и марокканских прабабушек. Нате, любуйтесь.

На молодой женщине берет, но мог быть и платок, на который, при желании, можно повязать ленту и приколоть цветок из ткани и кружева. Юбка на ней многослойная, верхний слой с цветами, как фартук прабабушки. И силуэт с подчеркнутой талией. Поскольку верхня часть затянута в обтягивающую базовую кофточку, грудь очень грамотно закрыта шейным платком. И современно, и традиционно.

Ортодоксальный еврей должен ежедневно соблюдать минимум 613 правил «Пятикнижия». Согласно им, кошерной бывает не только еда, но и одежда. Блогер Сергей Анашкевич решил разобраться, как именно одеваются религиозные евреи, и почему у них такая одежда.

Если вы думает, что они все одинаково черно-белые, то очень ошибаетесь. Оказывается, только черных шляп существует 34 вида, каждый из которых несет информацию о своем хозяине. Знающие люди по цвету чулок, материалу лапсердака и форме головного убора могут точно указать: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.

— Ребе, разве Авраам ходил в черном сюртуке?
— Я не знаю, – ответил ребе, – ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, - и одевался иначе.

Уже в библейское время евреи одевались иначе, чем другие народы, и, по мнению еврейских мудрецов, народ Израиля удостоился выхода из Египта благодаря тому, что не изменил своей одежде. Еврейский народ с тех времен рассеялся по всему миру. Но только религиозные его представители, встретившись, смогут узнать в друг друге собрата по крови по характерному виду черной одежды.

По мнению самих ортодоксов: «Одежда не столько скрывает, сколько обнажает сущность человека. Написано: «Будь скромен перед Всевышним». Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны. Именно поэтому «в моде» ортодоксального еврейства - белые рубашки. Именно поэтому богобоязненные евреи никогда не позволят себе выйти на улицу в сандалиях на босу ногу».

Существует базовая одежда – галахическая, которую надевает любой еврей, соблюдающий заповеди. Эта одежда предусматривает покрытие головы и цицит с 4 краями. Обязательным элементом является четырехугольная накидка (пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн (или арбеканфес), может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Ее изготавливают из белой шерсти с черными полосами или без них. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис – кисти, заповеданные Торой.

Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет – синей краски, получаемой из моллюска хилозон, был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается справа налево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).

Халаты – как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки – для занятий в ешиве или койлеле. В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ – бекече. И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани.

Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например, лацканы – заостренные или закругленные, или вместо обычных трех пуговиц – шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов. Кроме капотов есть еще бекечи (бекеши), жугшцы (джубе). И все это строго черного цвета.

Брюки могут быть или обычные черные, или до колена – еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы – зокн. В некоторых общинах в праздники или Шаббат принято менять черные гольфы на белые. Гэрские хасиды заправляют обычные брюки в гольфы. Это называется “казацкие” гольфы (козак-зокн).

Одежду нечерного цвета носят, главным образом, хасиды Реб Ареле и некоторая часть бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней - вайсе ярмулке - белая вязаная кипа с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн, жилет и кафтан из особой ткани (кафтн).

Ткань кафтна - белая или серебряная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник - обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Вернемся к шляпам. Поверх кипы (ярмолки) еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. В редких случаях это может быть кепка старого европейского покроя, такую носят обычно старые хасиды из России и Польши – каскет (кашкет или дашек). Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков. В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По уверениям торговцев шляпами, их существует 34 основных типа, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми – плуш. Ее еще называют флиикер-теллер – по-простому летающая тарелка или супер. Она имеет широкие поля, но низкую тулью - всего 10 см.

Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов, ее обладатель наверняка венгерский хасид.

Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на дорогой гамбург (или мафтир-гитл) – без заломов и вмятин. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. Все они сделаны из твердого фетра.

Но самый «яркий» и выделяющийся из всех головной убор – штраймл. Это самая натуральная меховая шапка. Надевают ее только хасиды и только в Шаббат, йом тов, на свадьбе или для встречи с ребе. Причем их больше двух десятков типов.

Обычно, это черная бархатная кипа, отороченная лисьими или соболиными хвостами. Широкие и низкие, правильной цилиндрической формы собственно и есть «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые называются «чернобль», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка – «сподик».

Цена штреймла может достигать несколько тысяч долларов. История штраймла началась много лет тому назад, когда неевреи приказали евреям одной из общин носить на голове хвост животного. Предназначение этого приказа заключалось в унижении и предании позору еврея. У евреев не было выбора, и они брали хвосты животных и делали из них шляпы.

Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобль – украинские, а сподик – польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл - высокий штраймл из соболиного меха, колпик - нечто среднее между сподиком и штраймл.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар мицвы – в тринадцать лет.

В 2010 году Памела Андерсон, защитница животных и фотомодель, написал письмо депутатам Кнессета в надежде уговорить их ввести запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксов отказаться от ношения этих штраймлов.

Кроме характерных отличий в традициях и культурных особенностях каждый народ мира имеет собственный национальный костюм, подчёркивающий присущую ему самобытность и принадлежность к определённому религиозному направлению.

Национальная еврейская одежда колоритна и заметно выделяет представителей этой народности из толпы.

Национальная еврейская одежда отличается богатой историей. В процессе создания традиционного костюма представителям данной народности удалось добиться того, что получившийся наряд позволял им выглядеть естественно в любом месте, не обезличивая их при этом.

Важно! Изначально этот наряд создавался с целью облегчения представителям нации процесса ассимиляции в любом государстве.

В изначальном варианте подобного наряда чётко прослеживается влияние культуры Вавилона. Избавившись от рабства, представители этой народности продолжали впоследствии носить две рубашки с длинными либо короткими рукавами. Под низ надевалась полотняная, а сверху - шерстяная. Дополнялся подобный наряд широким поясом. Пояса зажиточных горожан были сделаны из льняной либо шерстяной ткани и щедро декорированы золотом и драгоценными камнями. Бедняки использовали для этой цели простые изделия из кожи либо войлока.

В период правления царя Соломона национальные костюмы евреев приобрели более роскошный вид. Их начали шить из воздушных, лёгких тканей, украшая драгоценными камнями, а также золотой и серебряной вышивкой. Девушки из зажиточных семей нередко вплетали в причёски нити жемчуга, кораллов и пластинки из золота , стремясь ещё более подчеркнуть тем самым своё социальное положение.

С наступлением ХХ века традиционная одежда этой нации постепенно утратила былой шик. Национальный наряд стал значительно более сдержанным и лаконичным. Для максимально гармоничного взаимодействия с европейским обществом евреи начали носить длинные сюртуки и шляпы чёрного цвета. Этот обычай они сохранили до сих пор, несмотря на то, что во всём мире подобная одежда давно уже вышла из моды.

Особенности еврейского костюма

Национальному еврейскому наряду удалось, пройдя сквозь века, сохранить свою самобытность и уникальность , даже несмотря на то, что многое в нём было позаимствовано из одежды других народов. Традиционная одежда представителей этой нации отличается скромностью и сдержанностью. Современные, далёкие от религии люди могут даже посчитать её старомодной.

Цветовые оттенки

Многообразием и насыщенностью цветовой палитры традиционная еврейская одежда не отличается. В период расселения по небольшим европейским городам в XXI евреи старались одеваться как можно проще и сдержанней, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Справка! Характерной особенностью еврейского национального костюма считается нейтральность. В жаркое время года представители этой нации предпочитали носить белую одежду, а в холодную погоду - наряды преимущественно синего и коричневого цветов.

Ткани и фасон

Еврейская культура всегда основывалась на городской жизни. По этой причине крестьянских моделей национального еврейского наряда не существует .

Еврейским девушкам никогда не доводилось прибегать к самостоятельному изготовлению ткани для пошива различных предметов гардероба. Необходимые для этого ткани в большинстве случаев покупали на рынках.

Разновидность приобретаемой для этих целей ткани зависела от достатка и особенностей местной моды.

Разновидности костюма

Мужская еврейская одежда

Мужской традиционный наряд отличается специфичной элегантностью. Он состоит из обычного сюртука чёрного цвета, светлой рубашки, брюк и накидки, которая называется «талит катан».

Основной особенностью этого элемента еврейской одежды считается то, что хоть и выглядит накидка как верхняя одежда, надевается она не только сверху, но и непосредственно на рубашку. Кисти при этом должны быть выправлены поверх брюк.

Справка! Такая накидка является обязательным атрибутом национального еврейского костюма. Она напоминает по форме прямоугольник из ткани белого цвета с вырезом для головы. По четырём углам накидки привязываются кисти, которые называют «цицит». Каждая такая кисть заканчивается восемью нитями.

Женская еврейская одежда

Женский традиционная еврейский наряд состоял из платья либо блузки с юбкой и передника. Основной характеристикой этой одежды была практичность. Наряды шили из тканей преимущественно тёмных оттенков (коричневого, серого и чёрного).

Бытовало мнение, что передник помимо своей главной функции также может защитить от сглаза и проклятий. Платья, как правило, декорировали кружевом и вышивкой белого цвета , символизировавшей чистоту.

Талию плотно обхватывал пояс из кожи.

Головные уборы

Неотъемлемой частью традиционного наряда еврейских мужчин являются головные уборы, к которым относятся:

  • ермолка - вязаная ибо сшитая из ткани маленькая круглая мягкая шапочка, прикрывающая макушку;
  • каскет (дашек) - кепка старого европейского покроя, обычно надеваемая поверх ермолки;
  • штраймель - меховая шапка с бархатным верхом, иногда переходившая по наследству от предков и надеваемая в особо торжественных случаях.

В будние дни традиционный костюм еврейских мужчин дополняется лаконичной шляпой чёрного цвета . Её размер и элементы зависят от социального статуса владельца.

Еврейские женщины также носили шляпки, надевая под них парики . Для украшения обычно использовались изящные бусы, надеваемые в два ряда.

Обувь и аксессуары

В качестве обуви использовались комфортные чёрные ботинки с высокими голенищами . Такая обувь надевалась летом на босые ноги плотно и шнуровалась до самого верха, а зимой - на связанные собственноручно чулки, при помощи подвязок крепившиеся на уровне колен либо немного выше. Современные женщины, как правило, носят туфли без каблуков.

В качестве аксессуаров в большинстве случаев применяются широкие пояса , в некоторых случаях используются также галстуки соответствующего оттенка. Использование галстука вызывает массу противоречий, поскольку при его завязывании формируется узел, напоминающий по своей форме крест.

Современные модели еврейского костюма

В современном мире традиционная одежда евреев продолжает оставаться достаточно популярной. Обязательными элементами религиозных представителей этой народности являются ермолка и накидка (фото).

Несмотря на то, что внешне подобные предметы гардероба немного упростились, полноценный национальный наряд часто надевают на собрания и разные торжественные мероприятия.