Биография. Чины и звания

Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) с октября 2008 года. Ранее - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) (2007-2008), заместитель начальника Военно-воздушной академии имени Гагарина (2002-2007), заместитель командующего армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны в Приволжско-Уральском военном округе (2001-2002). Заслуженный военный летчик Российской Федерации.


Геннадий Кузьмич Курзенков родился 1 октября 1955 года в поселке В-Кутум Лукояновского района Горьковской области.

В 1978 году Курзенков окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Чкалова. В том же году он начал свою службу (1978-1986) в Белорусском военном округе - был летчиком, старшим летчиком, командиром звена авиационного полка, командиром эскадрильи отдельного штурмового авиационного полка.

В 1989 году Курзенков окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина и начал прохождение службы в Дальневосточном военном округе. Он занимал должности заместителя командира полка по летной подготовке (1989-1990), заместителя командира полка (1990-1991), командира полка (1991-1994), заместителя командира дивизии (1994-1996) и командира дивизии (1996-1999).

В 2001 году Курзенков окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ после чего был назначен заместителем командующего армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны в Приволжско-Уральском военном округе.

В 2002-2007 годах Курзенков занимал должность заместителя начальника Военно-воздушной академии имени Гагарина.

В январе 2007 года Курзенков был назначен заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора). Уже в марте того же года, выступая на расширенном заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Курзенков не исключал, что может возрасти число аэропортов РФ, в которых будут запрещены полеты из-за их несоответствия федеральным авиационным правилам. Он указал на низкий уровень оснащения аэропортов техническими средствами досмотра и охраны, сообщив, что сотрудникам Ространснадзора удалось незамеченными пройти в контролируемую зону аэропорта "Шереметьево" и условно заминировать пять воздушных судов, несмотря на усиление мер безопасности после осущественного террористами взрыва двух пассажирских самолетов Ту-134 и Ту-154 в 2004 году. О массовых закрытиях российских аэропортов не сообщалось.

В том же месяце Курзенков проанализировал произошедшие незадолго до этого аварии на авиатранспорте и, не дожидаясь окончания официальных расследований, о своих выводах сообщил в телеграмме, адресованной авиакомпаниям. По мнению Курзенкова, причинами аварий стали неисправности самолетов, зная о которых, летчики, тем не менее, принимали решение "вылетать и ремонтироваться позже". Информации о реакции российских авиакомпаний на письмо главы Ространснадзора не публиковалось.

16 октября 2008 года пресс-служба премьер-министра России Владимира Путина сообщила о том, что глава правительства назначил Курзенкова руководителем Росавиации. Эта должность освободилась после перехода на другую работу прежнего главы ведомства Евгения Бачурина, которого Генпрокуратура после массовых задержек рейсов и фактического развала альянса AiRUnion назвала главным ответственным за кризис в отрасли и на отставке которого настаивал глава Минтранса Игорь Левитин. По сведениям источника "Коммерсанта" в Росавиации, Левитин же настоял на назначении Курзенкова на этот пост, который в условиях кризиса на авиарынке его участники определили как "расстрельный" (отмечалось, что от предложения занять его последовательно отказались директор департамента по госполитике в области воздушного транспорта Минтранса Владимир Тасун, гендиректор ГТК "Россия" Сергей Михальченко и гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов). Тогда же появилась информация о том, что в России может быть восстановлен Госавианадзор - авиационное ведомство, которое объединило бы Минтранс, Росавиацию, Ространснадзор, Росаэронавигацию и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Предполагалось, что такое решение повысит ответственность чиновников за происходящее в сфере гражданской авиации.

Курзенков - заслуженный военный летчик Российской Федерации. Он награжден орденом "За военные заслуги" (1996 год) и медалями.

Геннадий Кузьмич Курзенков родился 1 октября 1955 года в поселке В-Кутум Лукояновского района Горьковской области.

В 1978 году Курзенков окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Чкалова. В том же году он начал свою службу (1978-1986) в Белорусском военном округе - был летчиком, старшим летчиком, командиром звена авиационного полка, командиром эскадрильи отдельного штурмового авиационного полка.

В 1989 году Курзенков окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина и начал прохождение службы в Дальневосточном военном округе. Он занимал должности заместителя командира полка по летной подготовке (1989-1990), заместителя командира полка (1990-1991), командира полка (1991-1994), заместителя командира дивизии (1994-1996) и командира дивизии (1996-1999).

В 2001 году Курзенков окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ после чего был назначен заместителем командующего армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны в Приволжско-Уральском военном округе.

В 2002-2007 годах Курзенков занимал должность заместителя начальника Военно-воздушной академии имени Гагарина.

В январе 2007 года Курзенков был назначен заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора). Уже в марте того же года, выступая на расширенном заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Курзенков не исключал, что может возрасти число аэропортов РФ, в которых будут запрещены полеты из-за их несоответствия федеральным авиационным правилам. Он указал на низкий уровень оснащения аэропортов техническими средствами досмотра и охраны, сообщив, что сотрудникам Ространснадзора удалось незамеченными пройти в контролируемую зону аэропорта "Шереметьево" и условно заминировать пять воздушных судов, несмотря на усиление мер безопасности после осущественного террористами взрыва двух пассажирских самолетов Ту-134 и Ту-154 в 2004 году. О массовых закрытиях российских аэропортов не сообщалось.

В том же месяце Курзенков проанализировал произошедшие незадолго до этого аварии на авиатранспорте и, не дожидаясь окончания официальных расследований, о своих выводах сообщил в телеграмме, адресованной авиакомпаниям. По мнению Курзенкова, причинами аварий стали неисправности самолетов, зная о которых, летчики, тем не менее, принимали решение "вылетать и ремонтироваться позже". Информации о реакции российских авиакомпаний на письмо главы Ространснадзора не публиковалось.

16 октября 2008 года пресс-служба премьер-министра России Владимира Путина сообщила о том, что глава правительства назначил Курзенкова руководителем Росавиации. Эта должность освободилась после перехода на другую работу прежнего главы ведомства Евгения Бачурина, которого Генпрокуратура после массовых задержек рейсов и фактического развала альянса AiRUnion назвала главным ответственным за кризис в отрасли и на отставке которого настаивал глава Минтранса Игорь Левитин. По сведениям источника "Коммерсанта" в Росавиации, Левитин же настоял на назначении Курзенкова на этот пост, который в условиях кризиса на авиарынке его участники определили как "расстрельный" (отмечалось, что от предложения занять его последовательно отказались директор департамента по госполитике в области воздушного транспорта Минтранса Владимир Тасун, гендиректор ГТК "Россия" Сергей Михальченко и гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов). Тогда же появилась информация о том, что в России может быть восстановлен Госавианадзор - авиационное ведомство, которое объединило бы Минтранс, Росавиацию, Ространснадзор, Росаэронавигацию и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Предполагалось, что такое решение повысит ответственность чиновников за происходящее в сфере гражданской авиации.

Лучшие дня

Скромная жизнь после крупного выигрыша
Руководитель Ространснадзора Геннадий Курзенков был замечен блоггерами как нарушитель Правил дорожного движения. По их словам, г-н Курзенков периодически выезжает на встречную полосу, что зафиксировали недовольные владельцы машин. […]

На странице сообщества «Общество синих ведерок» в ЖЖ опубликовано несколько фотографий, где автомобиль Audi г-на Курзенкова зафиксирован едущим по встречной полосе. […]

Нарушения зафиксированы в будние дни на дороге Москва - Балашиха, по которой Геннадий Курзенков едет на работу.

Ауди с номером А332МР97 "ездит только по встречке"

Оригинал этого материала
© avmalgin , 28.10.2010, Следствие ведут знатоки, Фото: avto-nomer.ru , www-fototysa-ru

Во френд-ленте встретил несколько постов об автомобиле с номером а332мр97.

Мне тоже с полгодика назад доводилось его упоминать.

Эта машинка ездит только по встречке, ее никто никогда не встречал на своей полосе движения.

Во всяком случае, ее не удалось сфотографировать на своей полосе.

Ездит она так:


И даже так:



[…]

"Вы как с мигалками боретесь? - Не борюсь"

Оригинал этого материала
© avmalgin , 28.10.2010, К предыдущей записи

Итак, настало время познакомиться с нашим героем. Геннадий Кузьмич Курзенков. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, кавалер ордена "За военные заслуги", генерал-майор авиации. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Наш герой - главный в стране по транспортной безопасности. […]

На вопрос "Коммерсанта": "Вы как с мигалками боретесь?" наш герой, не моргнув глазом, ответил:

[...] Не борюсь, просто стараюсь ею не злоупотреблять. У нас на все ведомство одна мигалка, она не закреплена за мной, по необходимости ею могут пользоваться и мои заместители. Но делаем мы это крайне редко, только когда опаздываем на правительственные заседания или другие важные встречи, и строго при наличии разделительной полосы. Если бы нас вдруг лишили этого спецсигнала, я бы не расстроился. Но проблему пробок в Москве не разрешить, даже если отобрать мигалки у всех чиновников. […] Оригинал этого материала
© Slon.ru , 29.10.2010

"Она, может, просто стояла там"

Светлана Романова

[…] Slon.ru выяснил у Геннадия Курзенкова, принципиальная ли это позиция - ездить по «встречке».

- Ездите ли вы на автомобиле с номером А332МР?

Да, это моя машина. У нас вообще одна машина обычная и четыре машины для исполнения важных функций - с мигалками. Они используются только тогда, когда что-то важное произошло.

- Например?

В основном, это происшествия федерального значения: катастрофы, аварии и т.п.

- А в городе?

В городе используется для выполнения служебных обязанностей.

Да, трасса [Горьковское шоссе] перегружена, и в связи с этим я пользуюсь мигалкой и несистемно выезжаю на полосу. Но мой водитель обучен, специально подготовлен к этому.

- Как часто вы делаете это?

В исключительных случаях. Не создавая помех другим водителям, когда опаздываю на важные совещания. Но все зависит от обстановки, часто стараемся и пораньше выезжать. Я смотрю по времени: если опаздываю, то, конечно, включаем.

На фотографиях, которые сделали блоггеры, ваша машина едет не просто по «встречке» с плотным потоком, а еще и за отбойником.

Она, может, просто стояла там... Вы же нормальный человек и можете понять, что никто не может ехать вот так навстречу потоку машин.

Ваше ведомство осуществляет «транспортную безопасность и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации». Вам не кажется, что руководителю такой структуры надо быть щепетильным в этических вопросах?

Я же говорю, что дело в том, что наши сотрудники должны вовремя куда-то успеть и используют спецсигналы. А то, что там эта фотография... Я откуда знаю!? Спросите у тех, кто ее сделал! [...] Оригинал этого материала
© petunder , 29.10.2010

"Она там стояла" (с, Курзенков)

Курзенков дал еще более феерическое , чем даже его заезд по встречной полосе за отбойником.

Но Курзенков не знал, что существуют две последовательные фотографии его заезда по встречке, которые однозначно показывают, что он двигался по встречной, а не стоял там.


Это очень просто. Надо определить положение А332МР97 относительно неподвижного объекта, чтобы быть независимым от ракурса съемки. Это отбойник. Чтобы привязаться к точке на отбойнике, мы находим неровность и смотрим на тень от неровности барьера. Также замечаем, что автомобиль тоже отбрасывает тень. На равном растоянии стоят столбики отбойника, он на них держится. Они тоже отбрасывают тень.

Теперь определим расстояние в столбиках относительно края тени А332МР97. На верхней фотографии от тени А332МР97 до начала тени неровности 3 столбика. На нижней фотографии от тени А332МР97 до начала тени неровности 12 столбиков. Следовательно за время между фотографиями Курзенков проехал 9 столбиков.

Все выглядит так, как будто фотограф сначала сделал общий план, а потом приблизил автомобиль Курзенкова, чтобы четче запечатлеть детали.

Геннадий Кузьмич Курзенков (род. 1 октября 1955 года в поселке В-Кутум Лукояновского района Горьковской области) - бывший руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (2009-2011).

Биография

  • 1973-1974 - срочная служба в Вооружённых Силах
  • 1974-1978 - курсант Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков
  • 1978-1986 - лётчик, старший лётчик, командир звена авиационного полка, командир эскадрильи отдельного штурмового авиационного полка Белорусского военного округа
  • 1986-1989 - слушатель командного факультета Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина
  • 1989-1990 - заместитель командира полка по лётной подготовке в Дальневосточном военном округе
  • 1990-1991 - заместитель командира полка (Дальневосточный военный округ)
  • 1991-1994 - командир полка (Дальневосточный военный округ)
  • 1994-1996 - заместитель командира дивизии (Дальневосточный военный округ)
  • 1996-1999 - командир дивизии (Дальневосточный военный округ)
  • 1999-2001 - слушатель Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
  • 2001-2002 - заместитель командующего армией Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны (Приволжско-Уральский военный округ)
  • 2002-2007 - заместитель начальника Военной - воздушной академии имени Ю. А. Гагарина
  • С января 2007 года - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора)
  • март 2007-2008 - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
  • 2008-2009 - руководитель Федерального агентства воздушного транспорта

С декабря 2009 г. по февраль 2011 г. - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Уволен по собственной просьбе, но после того, как глава Министерства Транспорта РФ Игорь Левитин предложил уволить Курзенкова после террористического акта в аэропорту в Домодедово.

Награды

  • Орден «За военные заслуги» (1996)
  • Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2002)
  • Медали

Чины и звания

  • генерал-майор
  • Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса (19 февраля 2008 года)

Звание перед увольнением с военной службы - генерал-лейтенант.

Скандальные фотографии

28 октября 2010 года стал известен как активный нарушитель правил дорожного движения с использованием машины с номером А332МР, оборудованной спецсигналами (вопреки ранее высказанному в интервью заявлению о незлоупотреблении «мигалкой»). На следующий же день в интервью признал за собой такое нарушение, как езду по встречной полосе в случае, если трасса слишком загружена, но, объявил, что делал это «в исключительных случаях, не создавая помех другим водителям». По отношению к фотографии, свидетельствующей о езде по отгороженной отбойником встречной полосе с оживленным движением, высказал предположение, что машина не нарушала правил ездой по данному участку дороги, а была там припаркована. Однако в этот же день была опубликована ещё одна фотография, доказывающая, что машина двигалась.

2008 год - 14 декабря 2008 года Глава правительства: Владимир Владимирович Путин Президент: Дмитрий Анатольевич Медведев Предшественник: Евгений Викторович Бачурин Преемник: Александр Васильевич Нерадько 14 декабря 2009 год - февраль Глава правительства: Владимир Владимирович Путин Президент: Дмитрий Анатольевич Медведев Предшественник: Александр Иванович Касьянов , и.о. Рождение: 1 октября (1955-10-01 ) (63 года)
пос. В-Кутум Лукояновского района Горьковской области , СССР Образование: 1. Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков
2. Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина
3. Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Профессия: 1. лётчик -инженер , офицер с высшим военно-специальным образованием
2. специалист военного и государственного управления Военная служба Годы службы: 1973 год - 2007 год Принадлежность: СССР СССР , Россия Россия Род войск: ВВС Звание: генерал-майор Награды:

Геннадий Кузьмич Курзенков (род. 1 октября 1955 года в поселке В-Кутум Лукояновского района Горьковской области) - бывший руководитель (2009-2011).

Биография

  • - - срочная служба в Вооружённых Силах
  • 1974- - курсант Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков
  • 1978- - лётчик, старший лётчик, командир звена авиационного полка, командир эскадрильи отдельного штурмового авиационного полка Белорусского военного округа
  • 1986- - слушатель командного факультета Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина
  • 1989- - заместитель командира полка по лётной подготовке в Дальневосточном военном округе
  • 1990- - заместитель командира полка (Дальневосточный военный округ)
  • 1991- - командир полка (Дальневосточный военный округ)
  • 1994- - заместитель командира дивизии (Дальневосточный военный округ)
  • 1996- - командир дивизии (Дальневосточный военный округ)
  • 1999- - слушатель Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
  • 2001- - заместитель командующего армией Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны (Приволжско-Уральский военный округ)
  • 2002-2007 - заместитель начальника Военной - воздушной академии имени Ю. А. Гагарина
  • С января 2007 года - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора)
  • март 2007-2008 - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
  • 2008- - руководитель Федерального агентства воздушного транспорта

С декабря 2009 г. по февраль 2011 г. - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта . Уволен по собственной просьбе, но после того, как глава Министерства Транспорта РФ Игорь Левитин предложил уволить Курзенкова после взрыва в Домодедово .

Награды

  • Орден «За военные заслуги» ()
  • Заслуженный военный лётчик Российской Федерации ()
  • Медали

Чины и звания

Звание перед увольнением с военной службы - генерал-лейтенант.

Скандальные фотографии

28 октября 2010 года стал известен как активный нарушитель правил дорожного движения с использованием машины с номером А332МР , оборудованной спецсигналами (вопреки ранее высказанному в интервью заявлению о незлоупотреблении «мигалкой» ). На следующий же день в интервью признал за собой такое нарушение, как езду по встречной полосе в случае, если трасса слишком загружена, но, объявил, что делал это «в исключительных случаях, не создавая помех другим водителям». По отношению к фотографии, свидетельствующей о езде по отгороженной отбойником встречной полосе с оживленным движением, высказал предположение, что машина не нарушала правил ездой по данному участку дороги, а была там припаркована . Однако в этот же день была опубликована ещё одна фотография, доказывающая, что машина двигалась .

Напишите отзыв о статье "Курзенков, Геннадий Кузьмич"

Примечания

Ссылки

  • - статья в Лентапедии . 2012 год.

Отрывок, характеризующий Курзенков, Геннадий Кузьмич

– Их сиятельство с ними в том же доме стоят.
«Стало быть, он жив», – подумала княжна и тихо спросила: что он?
– Люди сказывали, все в том же положении.
Что значило «все в том же положении», княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку, сидевшего перед нею и радовавшегося на город, опустила голову и не поднимала ее до тех пор, пока тяжелая карета, гремя, трясясь и колыхаясь, не остановилась где то. Загремели откидываемые подножки.
Отворились дверцы. Слева была вода – река большая, справа было крыльцо; на крыльце были люди, прислуга и какая то румяная, с большой черной косой, девушка, которая неприятно притворно улыбалась, как показалось княжне Марье (это была Соня). Княжна взбежала по лестнице, притворно улыбавшаяся девушка сказала: – Сюда, сюда! – и княжна очутилась в передней перед старой женщиной с восточным типом лица, которая с растроганным выражением быстро шла ей навстречу. Это была графиня. Она обняла княжну Марью и стала целовать ее.
– Mon enfant! – проговорила она, – je vous aime et vous connais depuis longtemps. [Дитя мое! я вас люблю и знаю давно.]
Несмотря на все свое волнение, княжна Марья поняла, что это была графиня и что надо было ей сказать что нибудь. Она, сама не зная как, проговорила какие то учтивые французские слова, в том же тоне, в котором были те, которые ей говорили, и спросила: что он?
– Доктор говорит, что нет опасности, – сказала графиня, но в то время, как она говорила это, она со вздохом подняла глаза кверху, и в этом жесте было выражение, противоречащее ее словам.
– Где он? Можно его видеть, можно? – спросила княжна.
– Сейчас, княжна, сейчас, мой дружок. Это его сын? – сказала она, обращаясь к Николушке, который входил с Десалем. – Мы все поместимся, дом большой. О, какой прелестный мальчик!
Графиня ввела княжну в гостиную. Соня разговаривала с m lle Bourienne. Графиня ласкала мальчика. Старый граф вошел в комнату, приветствуя княжну. Старый граф чрезвычайно переменился с тех пор, как его последний раз видела княжна. Тогда он был бойкий, веселый, самоуверенный старичок, теперь он казался жалким, затерянным человеком. Он, говоря с княжной, беспрестанно оглядывался, как бы спрашивая у всех, то ли он делает, что надобно. После разорения Москвы и его имения, выбитый из привычной колеи, он, видимо, потерял сознание своего значения и чувствовал, что ему уже нет места в жизни.
Несмотря на то волнение, в котором она находилась, несмотря на одно желание поскорее увидать брата и на досаду за то, что в эту минуту, когда ей одного хочется – увидать его, – ее занимают и притворно хвалят ее племянника, княжна замечала все, что делалось вокруг нее, и чувствовала необходимость на время подчиниться этому новому порядку, в который она вступала. Она знала, что все это необходимо, и ей было это трудно, но она не досадовала на них.
– Это моя племянница, – сказал граф, представляя Соню, – вы не знаете ее, княжна?
Княжна повернулась к ней и, стараясь затушить поднявшееся в ее душе враждебное чувство к этой девушке, поцеловала ее. Но ей становилось тяжело оттого, что настроение всех окружающих было так далеко от того, что было в ее душе.
– Где он? – спросила она еще раз, обращаясь ко всем.
– Он внизу, Наташа с ним, – отвечала Соня, краснея. – Пошли узнать. Вы, я думаю, устали, княжна?
У княжны выступили на глаза слезы досады. Она отвернулась и хотела опять спросить у графини, где пройти к нему, как в дверях послышались легкие, стремительные, как будто веселые шаги. Княжна оглянулась и увидела почти вбегающую Наташу, ту Наташу, которая в то давнишнее свидание в Москве так не понравилась ей.
Но не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг. Она бросилась ей навстречу и, обняв ее, заплакала на ее плече.
Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней.
На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.