К какой религии относятся евреи. Какая вера у евреев в Израиле

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Человеческий ум всегда стремился постичь суть яв-ления. Знакомясь со всякой крупной духовной системой, человек старался отделить существенное от не-существенного, главное от второстепенного. Восточ-ная мысль особенно часто обращалась к лаконичному афоризму для выражения основ того или иного религи-озного явления. И евреи, истинные сыны Востока, с очень давних времен поступали таким образом; мудре-цы нашего народа, как бы соревнуясь друг с другом, выражали суть иудейской религии одной мыслью, иног-да, даже одной фразой. Многим известен ответ р. Гиллеля Старшего одному язычнику, просившему объяснить все еврейское учение за то время, пока он будет сто-ять на одной ноге. «Не делай другому того, чего се-бе не желаешь», - гласит ответ знаменитого мудреца, - в этом - суть Торы. Все остальное - лишь коммен-тарии к ней. Иди и учись. Р. Акива видел суть То-ры, Еврейского Учения, в словах «люби ближнего сво-его, как самого себя», которые комментировал часто и неожиданно, с блеском показывая их глубину и фун-даментальность.

Традиция эта была продолжена мудрецами средних веков. Многие из них делали попытки в сжатой форме выразить сущность еврейской веры, но все эти опыты, как ранние, так и поздние, затмил краткий компенди-ум иудаизма, составленный великим еврейским мудре-цом XII века Рабби Моше бен Маймоном, известным евреям как Рамбам (аббревиатура слов Рабби-Моше-бен-Маймон), а европейцам - как Маймонид. 13 принципов веры , сформулированные Рамбамом, оказали глубокое влияние на многие поколения евреев. В течение при-мерно 700 лет повсюду - от Испании до Персии - в старых и новых центрах еврейства - они отождествля-лись с иудаизмом вообще, вошли во все еврейские мо-литвенники и повторялись евреями каждое утро.

Вполне естественно, поэтому, построить лекцию об основах нашей веры в виде изложения 13 принципов Рамбама с краткими пояснениями, которые помогут со-временному интеллигенту лучше понять то, что было совершенно ясно любому еврею 700 лет назад.

1. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается .

Кто Тот, Кто стоит у истоков иудаизма, отношения с Кем составляют всю историю нашего народа, ее са-мые возвышенные и самые черные страницы? Кто Он, к Кому каждый день и каждый час обращается все сущес-тво еврея. Кому он посвящает свои самые торжествен-ные гимны и самые нежные змирот - субботние песни? Кто Он, грозный Б-г евреев, заставляющий трепетать врагов Израиля и возбуждающий ликование в стане дру-зей, Отец наш небесный. Царь Царей, Пресвятой, Бла-гословен будь Он?

Не случайно первым именем, которым называет его Рамбам, является имя Творец. Г-сподь впервые явля-ется миру в качестве Творца всего сущего и продол-жает являть нам Свою Творческую сущность каждый день. Не веселый сонм сластолюбивых греческих богов со-творил мир, в котором мы живем, не появился он и в результате жестокой борьбы добра и зла, как это се-бе представляют последователи Зороастры. Нет. Все-вышний Сам, один сотворил небо и землю, и небеса, и все воинство их; Он создал все, что населяет землю: животный и растительный мир и человека, призванного стать Его младшим партнером.

Именно потому, что Он является единоличным и уни-кальным Творцом всего нашего мира. Он является так-же его полноправным Хозяином и Властелином, управ-ляющим всеми творениями. Царем Царей называют Его евреи. Все подвластно Ему, и ничто не изменяется без Его на то воли. От движения звезд и галактик до дви-жения, возникновния и гибели мельчайшего вируса - все находится под Его контролем и управлением. Его скрытое Присутствие ощущается в каждом происходящем событии. Без малого 4000 лет назад это понял и уви-дел наш праотец Авраам. «Вообразите себе человека, - говорил он, - который шел по лесу и увидел дворец, объятый пламенем. Возможно ли, - подумал бы такой человек, - что у этого дворца нет хозяина? Возможно ли, чтобы его судьба никого не волновала? Таков и наш мир!»

«Дворец, объятый пламенем», - таким явился наш мир взору великого патриарха, и таким остается он поны-не. Авраам не только думал о том, что Хозяин сущес-твует, он стал искать Его. И Хозяин открылся ему, ибо «Близок Г-сподь ко всем, зовущим его». И с тех пор мы, потомки Авраама, являемся вечным свидетель-ством Присутствия Всевышнего в этом мире, иногда единственным свидетельством…

В утренней молитве мы находим такие слова: «… обновляющий каждый день. всегда дело Начального Творе-ния». Дело Творения не ограничивается семью первыми днями существования мира.

Если бы Творец не возобновлял постоянно, изо дня в день, величественный процесс творения, наш мир вернулся бы к своему исходному состоянию: все обра-тилось бы в Ничто. И то, что мы видим каждый день: и восход солнца, и снег, и дождь, и наша работа, оставленная с вечера, трава, деревья и дома такие же, какими мы их видели вчера - все это результат «маленького» чуда, которое творится Создателем - постоянного обновления Творения.

Один язычник просил р. Акиву доказать ему сущест-вование Б-га. Р. Акива ответил на это вопросом: - Скажи, а кто сшил тебе твое платье? - Акива, как?! Ты, - мудрец. Разве ты не знаешь, что одежду шьют портные?

Вот видишь, - отвечал ему р. Акива, - даже прос-той костюм не может возникнуть сам по себе. И у не-го есть творец. Вы же утверждаете, что целый мир может возникнуть из хаоса и сам по себе, и не заме-чаете того, что великолепие этого мира каждое мгно-вение прославляет своего Творца и свидетельствует о Его Бытии.

2. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, един и нет единства, подобного Его единству. И Он один Б-г наш был, есть и будет .

Всякое мыслимое нами единство - есть единство составное. Само это понятие подразумевает наличие частей, соединенных вместе. Таково единство человека и машины, таково единство множества материальных чи-сел, точек, образующих рисунок, букв, составляющих слова. Все элементы Творения объединяются в нашем сознании в единую гармонию.

Не таков сам Творец. Создавая все силы и объекты мира, Он остается полностью отделенным, вознесенным над каждым из них и над любой их совокупностью. Он - Творец сил, но Он не есть сумма этих сил. Они не входят в Него в качестве составных частей. Б-г тво-рит каждый элемент мира из Абсолютного Ничто. Этот элемент возникает исключительно благодаря Его Воле и поэтому ничего не добавляет к сущности Создателя, не вносит в нее никакого дополнения. В этом смысл слов Рамбама «простое Единство», Единство, которое нам невозможно определить или прочувствовать. «Прос-тое», а не составное. Единство, лежащее за предела-ми любых мыслимых сочетаний и соединений. На него-то и указывает главная еврейская молитва, читаемая дважды в день «Слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Един». Она провозглашает важнейший принцип еврейской веры: мир не есть часть Б-га, мир творит-ся Им, но ничего не добавляет к Его совершенству. Многообразие Творения не нарушает простого Единства Создателя!

3 . Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не предста-вить ни в каком облике и что у Него вообще нет ни-какого подобия .

Мы отличаем один объект Творения от другого по границе, которая их разделяет. При этом не имеет значения, говорим ли мы об объекте физическом или концептуальном. Сам процесс Творения состоял в со-здании границ между явлениями. Соответственно и по-нятия «тело», «образ», «подобие» являются элемента-ми Творения, поскольку никоим образом не могут быть оторваны от понятия «границы».

Когда мы говорим о Б-ге, что Он бесконечен, мы не имеем в виду только физическую или математическую бесконечность. Бесконечность Творца означает отсут-ствие у Него ограничений во всех возможных смыслах. Он творит границы, но сам ничем не ограничен. А раз так, к Нему не могут относиться такие понятия как «тело», «облик», «форма», «подобие», «движение».

Об этом говорит Тора: «Ибо вы не видели никакого образа» (Дворам , 4:15).

Как же нам тогда понять многочисленные антропо-морфизмы, часто встречающиеся в Писании и обычно вызывающие много вопросов: Б-г услышал, увидел… И сказал Г-сподь… Рука Г-спода была на нем … и т.п.?

Общее объяснение их таково. Тора дана нам для того, чтобы мы действовали в соответствии с Волей Творца, в ней изложенной. Поэтому «Тора говорит языком лю-дей», описывая действия Творца в Творении , то есть Его проявления в Им же созданных границах . В этом случае уподобление Б-жественных действий человечес-ким становится правомерным, давая нам возможность следовать Б-жественной Воле в Б-жественном Творе-нии. Как сказали наши мудрецы: «Как Он милосерден, так и ты будь милосердным, как Он долготерпелив, так и ты будь долготерпеливым».

Однажды император Адриан вступил в спор с р. Иеошуа о том, действительно ли Б-г, сотворивший и небо, и землю, и все воинство их, невидим человеческому гла-зу и непостижим другими чувствами. «Не поверю твоим словам, - сказал император, пока ты не покажешь мне Его».

Когда наступил полдень р. Иеошуа вывел Адриана на солнце и сказал ему: «Вглядись хорошенько и увидишь Его». - «Но кто же может смотреть на солнце?» - уди-вился Адриан. «Ты сказал, - ответил р. Иеошуа. - Ес-ли на солнце, которое является одним из многих слу-жителей Г-спода, невозможно глядеть, то мыслимо ли видеть самого Г-спода, Слава которого наполняет Все-ленную?»

4 . Я верю полной верой, что Творец, да благосло-венно будет Имя Его, Он - первый и Он - последний .

На первый взгляд это положение кажется лишним: раз Г-сподь Един и, к тому же, является Творцом всего сущего, ясно, что Он предшествовал всем творениям, а также будет существовать даже в том случае, если весь остальной мир исчезнет. Однако существует еще одна возможность, изложенная, в частности, в гречес-ком мифологии, где появлению Олимпа богов во главе с владыкой Зевсом предшествовала длительная борьба поличных сверхестественных начал, стихий, заканчи-вающаяся, наконец, творением земли, людей, космоса. Аналогичные представления существовали и у древних египтян, вавилонян, персов. И доныне человеческому уму трудно «примириться» с идеей Творения из ниче-го, да еще и совершенного в ограниченный шестиднев-ный срок. Значительно милей его душе и разуму «пер-возданный хаос», «океан первозданной материи», бит-вы богов и титанов и Кронос, пожирающий своих детей. Все это понятней и гораздо полнее удовлетворяет эс-тетическое чувство, нежели незримый Творец, создаю-щий такой большой мир из такого маленького «ничего».

4-ый принцип провозглашает, что никакая сущность не предшествовала Творцу, что для Его существования не требуется никакая причина. Но это еще не все.

Помимо указания на то, что только Один Всевышний предшествовал Творению, в этих словах сокрыт и дру-гой смысл (да один ли?): «Б-г не только является ис-током всего, каждой ситуации, коллизии, факта, но также и тем, к чему стремится весь мир, как в це-лом, так и каждая его отдельная часть. Он является Последним в том смысле, что все ситуации и отноше-ния целенаправлены и находят в Нем свое последнее разрешение».

5 . Я верю полной верой, что Творцу, да будет Имя Его благословенно. Ему одному следует молиться и никому другому молиться не следует .

Религию евреев очень часто называют строгим или чистым монотеизмом. В своей строгости, в своем рве-нии уберечь чистоту единобожия от соблазна плюрализ-ма, они, но мнению современного человека, значитель-но чаще, чем ему хотелось бы, переступают границу, отделяющую твердые жизненные принципы от фанатизма и мракобесия. Такой гуманист не видит ничего зазор-ного в том, чтобы время от времени присутствовать, например, при православной службе, и то, что эта служба справляется по какому-нибудь святому, убиен-ному жидами, нисколько не охлаждает его экуменичес-кого рвения. Неужели он, рассматривающий религию, как отмирающий элемент народного бытия, традиции, или, в крайнем случае, как прибежище слабых духом, не может с высоты своего гуманистического мировоз-зрения сделать широкий жест? Конечно, может и де-лает и, как правило, в конце пути убеждается (если не пасует чесность), что и от самых твердых принци-пов почти совсем ничего не осталось. Иное дело иудеи.

Мы - народ, чью историю составляют встречи с Б-гом. Начиная с древних явлений праотцам, с грандиозного Синайского Откровения - эти встречи - суть сущест-вования евреев как народа. Отношения Б-га и Его на-рода складывались по-разному, но всегда и народ в целом, и отдельные его представители черпали жизнен-ную силу, твердость духа в служении своему Создате-лю. Евреи - люди, которые сохраняют память об Откро-вении и которые с тех пор способны открывать Б-жес-твенное Присутствие в мире. Понятно, поэтому, их стремление сохранить чистоту своего служения: если вы берете воду из источника, в ваших же интересах поддерживать чистоту этого источника. Строгая на-правленность служения одному только Б-гу не есть вопрос широты души или гибкости ума - это условие, от соблюдения которого зависит вся жизнь еврейского народа.

Это служение требует большого напряжения религи-озного чувства, и оно оказалось не по силам и хрис-тианству, и даже религии, которую часто называют монотеистической - исламу. По мере распространения христианства языческие боги вплавлялись в его изыс-канную амальгаму в виде святых покровителей городов, примечательных мест, сословий. Широкое развитие по-лучило поклонение святым мощам, святым предметам: кусочкам креста, плащанице, святому гробу. Служение деве Марии подчас вытесняет, особенно среди католи-ков, служение самому Всевышнему. Не секрет, что имен-но ей возносят самые страстные, самые искренние мо-литвы.

Даже в исламе, адепты которого, особенно на первых порах, очень строго следили за чистотой своей веры, получили широкое распространение культы мучеников, святых, культ скрытого имама.

И только евреи возносят свои молитвы одному лишь Отцу своему небесному. Пророки? Что же, они были необыкновенными людьми, а самый великий из них, Мо-ше Рабейну, был исполином, сделавшим больше, чем по силам человеку. Однако составители пасхальной Агады специально не упомянули его имени, чтобы не вызвать даже тени желания молиться ему. Царь Давид, чья ду-ша была звонкой лирой в руках Творца, был совершен-ным праведником, однако еврей, поклоняющийся гроб-нице Давида, выглядел бы, по меньшей мере, странно.

Никому не приходило в голову канонизировать муд-рецов, праведников, мучеников, которых было более, чем достаточно. Еврей никогда и ни перед кем не склоняет головы: на Востоке это известно было каж-дому - от последнего нищего мальчика до римского императора, чья персона считалась священной. Когда император во время большой аудиенции среди десятков павших ниц обнаруживал скромно, но прямо стоящих лю-дей, он знал, что это - евреи, и еще он знал, что никакой силой он не заставит их согнуться. Любая попытка воздвигнуть статую императора в Храме при-водила к открытому мятежу, и гордые римские легио-ны, снимали свои значки, входя в Святой Город. «Нелепое упорство», сохранившее нас как народ.

6 . Я верю полной верой, что слова пророков исти-нны .

В эпоху Первого Храма (X - VI в.в. до н.э.) души людей были много чище, чем в наше время. Наиболее праведные из них достигали особого состояния, когда Б-жественная мудрость непосредственно открывалась их душам. То были пророки.

Пророчество - сообщение Творца, полученное таким прямым способом, могло касаться самых различных предметов: от простых будничных до самых грандиоз-ных событий, решавших судьбы народов и государств. В ту славную пору тысячи пророков бродили по доро-гам и городам Земли Израиля, пророчествовали на ба-зарах и площадях. Но лишь 55 упомянуты в Танахе . Истинность именно их пророчеств имеет в виду Рамбам.

Чем же отличены они среди прочих тысяч? Тем, что даже если сообщение, которое они призваны передать, касается совершенно определенных людей, мест, наро-дов - все равно содержание пророчества неизмеримо глубже его поверхностной оболочки. Оно - вне време-ни, оно обращено ко всем евреям вместе и к каждому в отдельности, где бы он ни находился и в какую эпо-ху ни жил.

Далеко не все понятно современникам пророка в тех словах, которые слетают с его уст, и почти всегда они им неприятны. Миссия пророка невероятно тяжела. она навлекает на него многочисленные беды, зачастую подвергает опасности его жизнь; но, «чувствуя на се-бе руку Г-спода», пророк все-таки выходит к людям с пророчеством; даже если душа его стонет под гнетом самых мрачных предчувствий.

Восемь книг пророков составляют часть Письменной Торы. Понять истинное содержание сообщения, которое Всевышний посылает нам, мы можем, только лишь соединив вместе Письменную и Устную Тору. Обе эти части Цельной Торы былиполучены Моше Рабейну на Синае (Подробнее об этом сказано ниже в объяснении 8-го принципа веры.)

Этот факт заслуживает многократного повторения, потому что слишком часто Писание вообще, и книги Пророков в частности, понимают искаженно, руковод-ствуясь либо «здравым смыслом», либо контекстом «об-щечеловеческой культуры». Но истина в этом мире ни-когда не лежит на поверхности. Истина - это Тора, Тора Цельная. Проникновение внутрь требует серьез-ной работы, переосмысления «незыблемых» концепций. Но эта работа благодарна, а результат ее - прекра-сен!

7 . Я верю полной верой, что пророчество Моше, Учителя нашего, мир праху его, было истинным, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и пришедших после него .

Эти несколько строк содержат, на самом деле, ут-верждение необыкновенной емкости и значимости. Что такое пророчество Моше Рабейну (Учителя нашего)? Это, фактически, вся Тора - Письменная и Устная: все, что изложено в Пятикнижии, названном по имени Моше, и все, что было устно передано им Иеошуа бин Нуну. Таким образом, пророчество Моше содержит мас-су сведений о Сотворении Всевышним Мира и о Его воцарении в мире, о жизни патриархов и о данных им обетованиях, о жизни сынов Израиля в Египте, рабст-ве и небывалом Исходе из этого рабства, совершенных ими под рукой Всевышнего, о заповедях, указывающих еврейскому народу путь реализации его миссии: слу-жение незримому Творцу, так явно проявившему и про-являющему Себя в мире. Итак, будет совершенно спра-ведливо сказать, что Б-жественные откровения, кото-рые сделаны еврейскому народу через Моше Рабейну, являются той основой, тем безусловным фундаментом еврейской веры и образа жизни, к которым и пророчества таких великанов, как Ишайя и Иеремия, и такие книги, как Коэлет (Экклезиаст) и Иов, полные глубочайшей и сокровенной мудрости, являются нс бо-лее, чем дополнениями, пояснениями, подстрочными примечаниями.

Беспрецедентная важность, полнота и святость то-го, что было передано евреям, всему миру через Мо-ше, делает его главой всех бывших и будущих проро-ков, «отцом пророков», по выражению Рамбама. Сама Тора говорит, что «не было в Израиле больше проро-ка, подобного Моше, который знал Б-га лицом к лицу». И сам способ, которым Всевышний открывался Моше, соответствовал значимости этого Откровения: Моше был единственным пророком, которому Б-г явился не во сне, не в туманных образах и смутных намеках, но наяву - открываясь в ярких огненных явлениях, не оставлявших никакого сомнения в их природе, харак-тере и содержании.

8 . Я верю полной верой, что вся Тора, находящая-ся сейчас в наших руках, была дана Моше - Учите-лю нашему, мир праху его .

Рамбам делает здесь ударение на слове «вся». При чем в двух разных смыслах.

Во-первых, имеется в виду, что вся Тора, все Уче-ние целиком, т.е. и письменная, и устная его части были даны евреям через Моше. На Синае ему была от-крыта вся Тора, и ему было заповедано часть Торы записать, а часть передавать в устной традиции от одного человека к другому. Это повеление Моше вы-полнил. Письменная Тора, или иначе Хумаш , составила сердцевину Танаха - Еврейскою Священного Канона. Устная Тора передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение до тех нор, пока в одну из тяжелых минут еврейской истории, кода самому су-ществованию нашего народа грозила опасность, часть ее была записана сперва в виде Мшпны (II век), а затем в виде Талмуда (V век н.э.).

Письменная Тора, называемая иногда просто Торой, состоит из пяти книг и содержит помимо многих основ-ных законов еврейской жизни ясные указания на су-ществование устного дополнения к ней. В этом допол-нении заключены как добавочные заповеди, так и спо-собы толкования Письменной Торы, позволяющие рас-крывать ее бесконечное содержание.

Письменное и Устное Учения составляют нераздели-мое единство, и, хотя еврейская история знает не-сколько попыток разорвать это единство и умалить значение Устного Закона, все они потерпели очевид-ную неудачу.

По словам мудрецов Мишны , Израилю оказана особая любовь тем, что ему передана драгоценность, с помо-щью которой сотворен Мир - Тора. Тора существовала до Творения. Она являлась тем самым планом, в соот-ветствии с которым мир был сотворен. Ясно, что Тал-муд имеет в виду не пергамент, чернила и буквы, так как они не существовали до Творения, но духовную сущность Мира, земным воплощением которого является Тора, переданная еврейскому народу. И вот, второй смысл подчеркивания Рамбамом слова «вся» и заключа ется в утверждении того факта, что нам была переда на вся Тора без остатка, а не какая-нибудь ее часть. Человек должен стать младшим партнером Творца. Без его усилий мир не достигнет желанного совершенства, поэтому Всевышний передал людям всю Тору - весь план Творения, чтобы людская деятельность на Земле обрела цель и смысл.

9. Я верю полной верой, что эта Тора не будет изменена, и что не будет другой Торы от Творца, да будет Имя Его благословенно .

Как уже упоминалось выше. Тора является отражени-ем сущности Творения. Она - план, она - замысел и путь. План Сотворения мира, цель и смысл его существования и путь, по которому должен идти человек, чтобы выполнить дело, для которого он создан: слу-жить Творцу. Замысел Б-га величественен и сложен, и задача, возложенная на человека, исключительно не-проста. Евреи, чье существование во все времена бы-ло крепко-накрепко связано с Торой, жили с сознани-ем того, что от каждого их поступка зависит будущее Мира. Мистическое ощущение сопричастности к Делу Творения придавало их помыслам красоту и величие, которые совершенно ускользали от заземленного ума. Тора - вечна .

Данная нам три с половиной тысячи лет тому назад, она до сих пор остается источником духовных сил ев-реев, радостью их сердец, бережно лелеемым сокрови-щем. В самом слове ТОРА слышится ор - свет. Светом Израиля, освещающим все вокруг, назвал ее царь-муд-рец Шломо. Знаменитый рабби Акива в рассказанной им притче назвал Тору средой обитания евреев, в кото-рой они только и могут жить, как рыбы в воде. Но для того, чтобы удерживаться на той высоте, которую требует Тора от человека, он должен прилагать посто-янные усилия. Склонный к компромиссу, всегда гото-вый подчиниться «ходу событий», ум человека спешит объявить высокие стандарты Создателя «устаревшими, ненужными, мелочными предписаниями», а всю Тору - «собранием установлений, которые были нужны в пер-вобытные времена, чтобы обуздать дикие инстинкты наших предков». Такой современный человек не есть исключительно продукт наших дней: о нем говорил восемь веков назад великий еврейский мыслитель. В нашем народе во все времена находились люди, стре-мившиеся сбросить с себя тяжелое бремя избранности, отказаться от того, что сделало нас уникальным на-родом, что выражено в вечной Торе - отказаться от Завета с Б-гом. Но, поистине, нет ничего нового под Солнцем. И сегодня перед нами стоят те же задачи, что стояли перед поколением пустыни, поколением Да-вида, сотнями поколений наших предков - идя по пути Торы, восстановить Храм, освободить Машиаха , утвер-дить Закон и освятить Имя Всевышнего среди народов. И сегодня на постоянный немой вопрос отвечает Г-с-подь народу Израиля устами пророка Михи: «О, чело-век! Сказано тебе, что добро, и чего требует от те-бя Г-сподь: действовать справедливо, любить дела ми-лосердия и смиренномудро ходить перед Б-гом твоим».

Если бы все евреи только два Шабата провели так, как просит их Всевышний - весь мир был бы избавлен от зла и несправедливости!

Он сделал и делает все, от Него зависящее: он вы-вел нас из Египта, питал в пустыне, привел к Синаю, дал Тору, привел к границам Земли Обетованной и, не-смотря на все грехи, не отвращает от нас Лица Своего.

Ему нечего менять в вечной и совершенной Торе. И незачем давать другую Тору. Очередь за нами!

10 . Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их, как сказано: «Создающий все сердца их и проникающий все дела их!»

II . Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди, и карает тех, кто преступает Его заповеди .

Я позволил себе объединить десятый и одиннадцатый принципы Рамбама, так как они тесно связаны между собой.

Среди множества имен и эпитетов, которыми евреи наделили Творца, есть одно необычное, непохожее на то, как себе представляют Б-га иные религии или те-ологические системы. Это имя - Хай - «Живой». Б-г в еврейском понимании - Живая Вечная Сущность. Он ак-тивно вовлечен во все, что делается на земле. Хотя Он и Творец Мира, и, следовательно, больше, чем Мир, в то же время Он присутствует в самом Мире: в каждой ситуации, в каждом процессе, в каждом моменте этого сложного движения.

Существует теология деизма, последователи которой (а их немало) считают, что Б-г, сотворив Мир, оста-вил его на произвол судьбы, совершенно не вмешива-ясь в то, что происходит по «естественным» законам. Б-г деистов - Б-г философов, Б-г, в некотором смыс-ле, «вычисленный», привлеченный в качестве средства разрешения логических противоречий, возникающих в философских (теологических) мировоззренческих сис-темах.

Противоположностью деизма является пантеизм, так-же имеющий немало сторонников. Пантеисты обожеств-ляют природу, они отождествляют Природу и Б-га и поклоняются природе, то есть они мыслят Б-га полнос-тью погруженным в мир.

Иначе представляют себе Б-га евреи: Тора начина-ется с описания Сотворения Вселенной вечным невиди-мым, не имеющим вообще никакого физического пред-ставления Б-гом. Однако мир с самого начала не был предоставлен только своим внутренним мирским делам. Тора описывает постоянную вовлеченность Творца в происходящие события. Все, что происходит, является результатом взаимного действия человека и Творца. постоянно пытающегося поднять Своего младшего пар-тнера до уровня, которого тот потенциально способен достичь. В Торе говорится о потопе и о праведнике Ноахе (Ное), об истреблении грешников Содома и Аморы (Гоморры), об усилиях праотца Авраама постичь пу-ти, которыми должен следовать человек. Человек мо-жет установить контакт с Б-гом, может обратиться к Нему, просить, умолять, настаивать. Во время Исхода из Египта весь еврейский народ увидел вмешательство в их судьбу Того, кто Сотворил Мир, дал Обетование патриархам; евреи ясно увидели также, что история. творящаяся на их глазах, является результатом и усилий и Воли Создателя. Поэтому-то Исход является тем событием, к которому вновь и вновь возвращает-ся память и мысль еврея, которое ежедневно питает и укрепляет его веру, его представление о Том, кто управляет всеми событиями, кто придает всем дейст-виям направление и смысл.

Ничто не ускользает от «взора» Всевышнего, все происходит под Его контролем и с Его участием. Он видит и оценивает все дела людей. Он проникает даже в помыслы, и только нечестивый или заблудший може1 верить, что существует нечто, скрытое от Его взора.

Однако, видя и ощущая все, будучи Хозяином, Влас-телином любой ситуации, Б-г самоограничивает себя. давая человеку свободу в выборе путей. Именно эта свобода, данная человеку, его способность выполнять то, для чего он создан или же отворачиваться от сво-ей миссии, своего Создателя и Друга - дает возмож-ность Творцу вознаградить праведников и карать тех, кто сознательно отрицает свое предназначение, ос-мысленность Бытия и власть Всевышнего.

Царь Царей правит миром Справедливостью и Мило-сердием. Он тщательно следит за тем, чтобы ни одно из этих качеств не получило перевеса: иначе мир ли-бо будет разрушен, либо потонет в грехе. Человек обычно склонен больше уповать на Б-жественное Мило-сердие, чем помнить о Его Справедливости и своем долге. Поэтому «честно» заработанное наказание час-то представляется ему незаслуженным, а бесчисленные милости, которыми, словно Любящий Отец, осыпает че-ловека Всевышний, - «естественными» и не стоящими ни упоминания, ни благодарности.

Согласно иудаизму, душа человека продолжает свое существование и после смерти его тела. Представле-ния о загробной жизни существуют у очень многих на-родов, не только евреи говорят «в ином мире». Но все противопоставляют друг другу мир земной и мир потусторонний, как правило, считая мир земной лишь недостойным временным прибежищем бессмертной души, чем-то таким, что должно быть преодолено .

Евреи же считают эти два мира составляющими Мира Единого, которые и сейчас разделены только тонкой перегородкой, а в Конце Дней явно предстанут в сво-ем несомненном для всех Единстве.

Следовательно, и награда, и кара могут воздаться душе в любой момент ее существования.

Часто задают такой вопрос. «Если Всевышний знает прошлое и будущее, то Ему известно также, как посту-пит человек в той или иной ситуации. Не ограничива-ет ли это знание свободу выбора человека и, таким образом, не ставит ли под сомнение справедливость Б-жественного наказания и награды?»

Однажды этот вопрос прусский царь задал раву Ионатану Эйбешютцу. Тот ответил: «Я покажу тебе нагляд-но на примере, что знание будущего никак не ограни-чивает свободу человека. Ты планируешь посетить один из принадлежащих тебе городов. В городской стене есть двое ворот. Мне доподлинно известно каким об-разом ты въедешь в город. Вот я записываю это на листе бумаги, и ты запечатываешь конверт своей коро-левской печатью. Когда ты въедешь в город, ты вскро-ешь конверт и убедишься в том, что это мое знание никак не ограничивало тебя в момент принятия реше-ния».

Царь отправился в путь. Подъехав к городской сте-не, он увидел двое ворот: одни большие, парадные, а другие - маленькие. Царь направил коня к парадному въезду, но внезапно остановился и стал размышлять. «Это уж слишком просто. Еврей знает, что есть толь-ко два въезда в город, и, конечно, он думает, что я воспользуюсь парадным. Нельзя же дать ему так прос-то одержать победу». И царь направился к маленьким воротцам, но, доехав до них, остановился. «Э, нет. Еврей умен и, к тому же, хорошо меня знает. Он, без-условно, предвидел ход моих мыслей и указал в своеН записке малые ворота». Подумав так, царь снова подъ-ехал к парадному входу. И снова им овладело сомне ние. «Все-таки это слишком просто. Еврей угадает, и все будут смеяться над моей простотой. Надо вернуть-ся к малому входу». Так, сомневаясь, царь и его сви-та метались от одних ворот к другим и никак не ре-шались въехать в город. И вдруг царя осенило. «Ага, вот оно! Еврей никак не мог этого предвидеть!» И он приказал своим солдатам разломать часть городской стены и в этот пролом въехал со своей свитой. Тут слуга поднес ему письмо рава Ионатана. Торжествую-щий царь сломал печать и прочитал написанное в нем: «Царь пробивает ограду!»

12 . Я верю полной верой в приход Машиаха. И. несмотря на то, что он медлит, я буду ждать его прихода каждый день .

Приход Машиаха - одна из тех основ еврейской ве-ры, которую трудно описать рационально. Будучи вы-рванным из контекста повседневной жизни и истории народа или отделенным от мистического чувства стра-даний Шохины - Б-жественного Присутствия, лежащей в пыли, оно кажется наивной мечтой, утешением для веч-но гонимых или, в лучшем случае, эпическим «выраже-нием национальных идеалов». Но это только маленькая часть правды. Ожидание Машиаха - это ежедневное ут-верждение смысла Бытия, выражение глубокой веры в то, что Творение имело конкретную цель, достижение которой в первую очередь зависит от евреев. Важным аспектом цели является всеобщая справедливость.

Машиах - Помазанник - это человек из рода царя Давида, с приходом которого установится Царство Б-жие на Земле, Царство Справедливости, не будет угнетенных и несправедливо обиженных. Не будет не-правды и беззакония. Тора воссияет во всем ее великолепии, и ее мудрость станет явной, открытой для всех народов. Весь мир не только признает существо-вание Творца и Его власть, но и назовет Его одним Именем. Как сказано в книге пророка Захарии: «В день тот Г-сподь будет Един и Имя Его будет Едино». Тогда будут искуплены все грехи Израиля и Г-сподь возвратит всех рассеянных в Землю, которую Он много тысяч лет назад дал в наследие нашим предкам, и из которой наш народ был Им изгнан за тяжкие прегрешения.

С приходом Машиаха мир станет совершенным. Но на ступление дня, когда прозвучит рог, и Элияу-анави - Илья-пророк - пройдет по всей Земле, призывая нас выйти и приветствовать столь желанное появление По мазанника Б-жьего, зависит от людских деяний, от того, насколько чисты наши помыслы и обращены ли к Б-гу наши души. Как говорят еврейские мудрецы: «Клю-чи от темницы, в которой томится Машиах, в наших ру-ках. Каждое доброе деяние разбивает одну цепь, каж-дый грех накладывает на него новые путы».

Есть древняя еврейская притча, которую рассказы-вают старики подрастающим мальчикам: «У ворот Рима сидит в грязи нищий. Это - Машиах . Он сидит и ждет» «Кого?» - спрашивает мальчик. И получает ответ: «Те-бя».

13 . Я верю полной верой, что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Твор-ца, да будет Имя Его благословенно, и память о Нем пребудет во веки веков .

Душа человека предшествует его рождению и со смер-тью человека не исчезает. Она сотворена Всевышним чтобы оживлять материальное тело, чтобы, спустив-шись из высших духовных миров в наш нижний мир, - тот, который мы с вами можем ощущать нашими органа-ми чувств, - исполнять трудное служение - заповеди Торы, несмотря на полное сокрытие в этом нижнем мире Б-жественного Присутствия. Душа и есть наша лич-ность. Ее пребывание в теле - важный, но короткий эпизод. После смерти человека деятельность души по исполнению порученной ей миссии оценивается Высшим Судом, и она начинает свой путь возвращения к Твор-цу. Может так случиться, что ее служба в человечес-ком теле будет оценена столь низко, что она, не дай Б-г, потеряет возможность вернуться. Об этом гово-рит Тора, что такая душа «истребится из народа сво-его».

Нам известно также, что Творение имеет цель, ко-торая носит название Мира Грядущего, и этой цели мы достигаем с помощью изучения Торы и исполнения ее заповедей в мире этом. Говоря обще, Грядущий Мир - это состояние особенной гармонии, справедливости и чистоты, в котором проявится скрытое ранее, и каж-дая душа получит основную часть своего вознагражде-ния за труды.

И вот Рамбам сообщает нам здесь одну необыкновен-ную вещь: Мир Грядущий не есть царство теней, чис-тых душ, «покинувших земную обитель свою». Наступ-лению Мира Грядущего предшествует воскресение мерт-вых, когда души всех когда-либо живших людей, вер-нутся в свои возрожденные тела, чтобы вместе с ними и находясь в них пережить необыкновенное раскрытие Б-жественной Истины.

Воскресение мертвых и наступление Грядущего Мира, - большая и сложная тема. Охватить ее в рамках по-пулярного изложения нельзя. Углубление требует изу-чения. Изучение же - это серьезная работа. Однако сейчас будет своевременным сказать вот о чем.

Воскресение из мертвых - одна из основ еврейской веры . Да, да, именно веры . Не науки - царства раци-онального постижения, не искусства - области чувств и эмоций, - веры! Очень часто ее неверно понимают как подпорку человеческому разуму, как нечто временное, служащее нам, покуда разум не постиг неко-торые явления полностью. Такое понимание веры чрез-вычайно удалено от истины. Вера - есть способность человеческой души открывать и признавать истину, не-смотря на отсутствие свидетельств и доказательств. Вера - это могучая сила, превосходящая разум! Каж-дый способен ощутить ее действие, нужно только вслу-шаться в то, что происходит в собственной душе.

Несколько слов в заключение. Сегодняшняя короткая лекция, если и показала вам широту еврейского уче-ния, его горизонт, то, уж конечно, не показала его глубины. И дело здесь не только в том, что простой разговор только об основах могучего древнего учения неизбежно будет плоским, слабо отражающим его пол-ноту и духовную мощь, но в том, что мы говорим се-годня о вере в узком смысле слова, т.е. о том, во что верит еврей всей душой и всем сердцем своим, как он представляет себе Творца, мир, историю. И ни-чего не говорили об еврейском образе жизни.

Если бы вы прослушали хорошую лекцию об основах христианской веры или веры мусульман, то было бы справедливым сказать, что вы узнали о сущности этих религий очень много. Конечно, и их характеризует об-раз жизни людей, то, что называют иногда сухими сло-вами «ритуал и обряды»; однако, в этих религиях меж-ду образом мысли и образом жизни существует тонкая, но ощутимая перегородка. В иудаизме же ее нет. В нем вера и действие сплавлены в Неразделимое, понять од-но без другого невозможно. Быть евреем значит по-ступать так, как заповедал нам Творец.

Посмотреть статьи

Обязательное условие для того, чтобы стать иудеем для мужчин – сделать обрезание

Иудаизм – это национальная монотеистическая религия иудеев. Она признается одной из самых древних. Иудаизм также как христианство и ислам признает существование только одного бога. Верующие служат исключительно ему, не допуская наличия других полубогов и богов. Его название происходит от слова «иудаисмос», которое обозначало религию еврейского народа. А в его основу легло слово «иехуда», которое переводится как «призванный для восхваления бога».

Кто такие иудеи и сколько их в мире?

Иудаизм оказал сильное влияние на формирование 2-х мировых религий – ислама и христианства. Существенным отличием от них является то, чему и кому поклоняются иудеи.

Иудаизм – это не только религия, но и этическое и национальное мировоззрение всего еврейского народа. Зачастую понятия «иудей» и «еврей» не разделяют. В большинстве языков эти 2 слова имеют одинаковое значение. Это делается только в том случае, когда хотят разделить принадлежность человека к еврейскому народу и того, кто принял иудаизм в качестве религии.

К 2010 году количество иудеев в мире составляло более 13 миллионов человек. При этом 42 % живут в Израиле и столько же – в США и Канаде. Остальные в основном населяют Европу. На самом деле трудно сказать точно, сколько в мире иудеев на данный момент – это объясняется тем, что есть много религий, тесно с ним связанных. В иудаизме нынешнего времени существует несколько направлений, но самым многочисленным по количеству последователей является ортодоксальный, включающий в себя различные течения.

В данной религии на современном этапе ее развития нет общепринятого лица или института, который бы имел авторитет источника власти, права или учительства.

В кого верят иудеи?

По некоторым данным иудаизм возник примерно в 1 тысячелетии до н. э. на территории древней Палестины. Есть версии, что данная религия существовала уже во времена Авраама. Специалисты затрудняются назвать точную дату появления иудаизма. Это объясняется тем, что многие смешивают понятия иудаизма и иудейства, которые в европейских языках обозначаются одинаково.

  • В развитии данной религии различают 3 периода:
  • Храмовый – время существования Иерусалимского храма.
  • Раввинистический или талмудический начался в 6 в. до н. э. и продолжается до сих пор.

Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев, которое возникло в период Маккавейских войн.

Видео о том, в кого верят иудеи

Нужно понимать, что данная религия ориентирована на исторические традиции еврейского народа. Иудейская обрядовость и догматика неразрывно связаны с определенными событиями, произошедшими в древности с предками современных евреев.

До того, как определиться, в кого верят иудеи необходимо отметить, что для них бог является Творцом вселенной и всего в ней. Иудеи также верят в избранность своего народа, бессмертность души и в пришествие мессии (мошиаха), однако, никому точно неизвестно, когда это произойдет. В иудаизме произношение имени бога запрещено. В молитвах принято обращение Адонай (Господь, Владыка). Тайное (истинное) произношение божественного имени знал один первосвященник Иерусалимского храма. Однако в 70 г. н. э. он был полностью разрушен римлянами. Но в современной религии это связано с табуированием ложной клятвы именем бога, а не на произношении имени вслух. Бог иудеев – Яхве (Иегова) считается единым, вездесущим и вечным.

Символы иудеев

  • Звезда Давида (шестиконечная). Она выглядит как 2 перекрывающих друг друга треугольника, развернутых на 180° относительно друг друга. Они представляют собой огонь и воду. Считается, что под этим символов во времена Давида произошло объединение других народностей Израиля с евреями. Шестиконечная звезда встречается довольно часто и неизменно ассоциируется с иудаизмом.
  • Кипа – еврейский мужской головной убор. Его надевают исключительно для посещения синагоги, во время праздников и в своем кругу.
  • Менора – подсвечник с 7-ю ответвлениями.
  • Священная книга иудеев – Тора.

Как стать иудеем?

Для того чтобы стать иудеем, необходимо, прежде всего, пройти обряд гиюра. Кандидат обязан знать все тонкости иудаизма. Он должен перед судом 3-х судей признать выполнение всех 613 заповедей Торы. После этого мужчинам проводят обряд обрезания , а после того, как выздоровеет, он окунается в микве, специальном резервуаре с водой для очищения от духовной нечистоты. Если обряд был проведен ранее, то каплю крови извлекают с помощью укалывания. Для женщин проводится только омовение в микве. Люди, которые приняли иудаизм и приняли образ жизни евреев, называются герами.

Обрезание у иудеев – обязательный обряд. Оно играет не только религиозную, но и психологическую и социальную роль. После этой операции мальчик становится настоящим мужчиной и членом общества. Обрезание ребенка мужского пола совершается на 8-й день после его рождения. Однако его можно проводить в любом возрасте для тех, кто решил принять иудаизм. Процедура проводится только в дневное время специально обученным для этой цели человеком, он называется мохел. Обычно эта операция проводилась отцом мальчика, но если он по каким-то причинам не мог ее провести, ему должны были помочь ближайшие родственники.

Некоторые интересуются как стать иудеем без прохождения обряда обрезания. Ответ на этот вопрос – никак. Этот обряд обязателен для тех, кто решил принять иудаизм как свою веру, потому что его проведение знаменует присоединение кандидата к древнему завету между еврейским народом и Господом. Необходимо учесть, что во время операции не применяют лекарственные препараты и обезболивающие, а также не накладывают швов.

Видео о религии иудеев

Праздники иудеев

Праздников у иудеев довольно много. Следует в первую очередь отметить, что важным днем недели для них считается суббота. Причин этому может быть две. Во-первых, субботу связывают с процессом сотворения мира, когда в 7-й день Бог отдыхал после проделанной работы. Во-вторых, этот день напоминает о выходе евреев из Египта, когда они из рабов превратились в свободных людей. Праздник входит в иудейский дом, когда зажигаются субботние свечи. Это происходит до захода солнца в вечер пятницы. Перед зажжением свечей хозяйка должна произнести благословение на это.

Иудейские праздники можно разделить на несколько определенных категорий:

  • Йом кипур и Шабат. В эти праздники строго запрещается какая бы то ни было работа (кроме приготовления пищи), включая всевозможные денежные расчеты.
  • Праздничные дни Торы. Это Песах, Рош а-Шана, Суккот, Симхат Тора и другие. Минимум в 3 из них еврей должен был совершить паломничество в Иерусалим.
  • Полупраздничные дни согласно Торе. В это время разрешалось выполнять исключительно ту работу, которая не могла быть перенесена.
  • Есть несколько праздников, которые были установлены мудрецами и пророками и их соблюдение является одной из заповедей. В такие дни работать не рекомендуется.
  • Также есть общепризнанные и распространенные праздники, которые не являются заповедями, хотя и были установлены пророками. В эти дни работать не запрещено.

В память о скорбных событиях, произошедших на протяжении истории евреев, установлены специальные посты. Эти даты связаны с разрушением Иерусалима, страны, Храма и изгнанием и рассеиванием народа. Посты установлены в знак скорби, но главной их целью является пробуждение сердец и прокладывание для себя пути к раскаянию путем воспоминаний о печальных событиях и дурных проступках.

Иудейские праздники имеют некоторые отличительные черты:

  • Необходимо прекратить и не делать работу любого рода. Допускается только приготовление пищи.
  • В праздничные дни траур не соблюдается. Всем предписывают веселиться. Начало траура по умершему переносится на следующий день после праздника.
  • Проводится обряд разделения будней и праздника - авдал.
  • Начало еврейского праздника происходит вечером, когда, по мнению иудеев, зарождается новый день.
  • Обязательно проведение священного собрания, когда все члены общины собираются для проведения праздничного богослужения и различных церемоний.
  • Необходимой и неотъемлемой составляющей является праздничная трапеза, в начале которой над вином произносится благословение. Затем собравшиеся совершают ритуальное омовение рук. После этого проводится благословение на хлеб и непосредственно трапеза.

Главную роль в иудаизме играет не то, в какого бога верят иудеи, а их поклонение Священному писанию и соблюдение традиций и праздников, многие из которых родились в процессе развития истории еврейского народа.

Как Вы относитесь к иудеям? Расскажите об этом в .

Яна Олеговна

Хорошие вопросы, неправда ли?
Осталось расставить все точки над «i».

Кто такие иудеи?
Известно кто. Это евреи, которые называют себя «богоизбранным народом» и следуют заповедям своей религиозной книги - Торы.

Разве плохо быть верующим? - возможно, кто-то спросит меня сейчас.
Наверное, это хорошо. Только есть несколько больших НО в вере евреев!

Хорошо верить в Бога! Но плохо думать, что Бог возлюбил лишь один народ на земле, а остальные народы Он проклял. В этом, на мой взгляд, и состоит весь корень зла.

Евреи считают себя «богоизбранным народом», а остальные народы для них являются чем-то вроде животных, с которыми позволительно делать всё, что «богоизбранным» заблагорассудится. Они думают так на том основании, что это написано в их «священной книге» - Торе.

Следовать заповедям «священной книги» - наверное, правильно и хорошо, коль такая книга есть. Плохо, если эта книга учит евреев жить так, словно только они одни - люди, а остальные - не люди, а значит их можно обманывать, обкрадывать, убивать - в буквальном смысле стирать с лица земли, чтобы всё в этом мире досталось только одному народу - евреям.


Приведу лишь одну заповедь из «священной книги» иудеев, которая имеется и в «священной книге» христиан - Библии. «И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу. Не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери. Но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведёт их в великое смятение, так что они погибнут. И предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их. Кумиры богов их сожгите огнём...» (Библия. Пятая книга Моисеева. Второзаконие 7: 22-25).

Замечу, в Библии - таких данных евреям заповедей имеется с десяток, а в Торе - их сотни.

Получается, что иудейская вера и иудейское священное писание буквально диктуют евреям убивать все другие народы планеты мало-помалу, пока все неевреи в конце-концов не исчезнут с лица земли.

Это по-божески? Это нормально?
Лично я считаю, что это ненормально. И миллионы других людей, которых евреи считают чем-то вроде животных, тоже наверняка скажут, что это не по-божески.

Так может весь корень зла состоит в том, что, произнося слово «Бог», иудеи подразумевают под этим словом нечто совсем иное, чем подразумевают остальные люди?!

Если окунуться с головой в историю зарождения религий, то мы обнаружим, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности.
На самом деле своим богом евреи называют диавола, некого демона тьмы, которого ещё по-другому зовут люцифером или сатаной.

Самое главное доказательство этому - слова основоположника христианства Иисуса Христа. Когда Спаситель пришёл на так называемую «святую землю» с единственной целью спасти евреев, он перво-наперво сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32). «Я - свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12).

От кого Христос хотел спасти евреев? - вопрос всем на засыпку.
Кто мог навязать евреям веру в такого кровожадного Бога, который уполномочил их в буквальном смысле стирать все другие народы с лица земли?

Очевидно, это преступление перед человечеством на совести религиозных и политических лидеров еврейского народа.

Если внимательно прочесть христианские евангелия, то можно найти в них упоминание о неких книжниках и фарисеях, в адрес которых Иисус сказал такие слова: «Ваш отец диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8: 44).
Те люди, которые насаждали среди евреев заповеди, постановления и законы, прописанные в Торе, и были так называемыми книжниками. А фарисеи (что значит «отделившиеся»), были во времена Христа самой многочисленной и могущественной политической партией среди евреев, которая занималась расширенным толкованием законов и заповедей Торы. Все вместе - и книжники, и фарисеи - были, говоря сегодняшним языком, религиозно-политическим руководством евреев.

Что изменилось с той поры?
Судя по всему, ничего!
Человеконенавистнические законы Торы никто не отменял, а евреи по-прежнему являются в массе своей иудеями.

В этой связи любопытен такой исторический факт.
В 1896 году иудей по имени Теодор Герцль опубликовал книгу «Еврейское государство», в которой он изложил своё видение будущего еврейского народа и рассказал, как это будущее евреям нужно построить. Очевидно, религиозно-политическому руководству евреев книга Герцля понравилась, и он был провозглашён основателем нового политического движения - СИОНИЗМА, которое ставило своей конечной целью создание на земле еврейского государства - Израиля.
Официально считается, что сионизм (данное слово происходит от названия горы Сион в Иерусалиме) — политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.

Предложенная Теодором Герцлем идеологическая концепция, разумеется, не отменяла идеологическую концепцию священной Торы, она лишь развивала её.

Как вскоре стало понятно многим политическим лидерам разных государств мира, методы и средства достижения поставленной сионистами цели являются античеловечными (расистскими) по отношению к другим народам планеты. Первым объявил СИОНИЗМ расизмом и формой расовой дискриминации руководитель Советского Союза Иосиф Сталин. Он объявил СИОНИЗМ явлением, опасным во всех отношениях как для самих евреев, так и для всех остальных людей планеты. В силу чрезвычайной опасности сионизма Сталин предложил коммунистической партии СССР и всем коммунистическим партиям других государств активно бороться с этим явлением, заявив буквально следующее: «Борьба против сионизма не имеет ничего общего с антисемитизмом. Сионизм - враг трудящихся всего мира, евреев не менее, чем неевреев».

Таким образом Сталин ввёл различение: среди евреев есть просто евреи и есть сионисты . Это как в годы Второй мировой войны были немцы и были фашисты. И те и другие - были немцами, только мозги последних были изуродованы привитым им человеконенавистническим учением о превосходстве их расы над всеми остальными.
Сионисты - те же фашисты, только еврейские, и всем следовало это понимать.

Через 22 года после смерти Сталина, 10 ноября 1975 года, ХХХ сессия Генеральной Ассамблеи ООН усилиями СССР (при поддержке арабских и «неприсоединившихся» стран) приняла (72 голосами при 35 против и 32 воздержавшихся) Резолюцию 3379, которая квалифицировала идеологическую концепцию и практику сионизма как «форму расизма и расовой дискриминации».
Это было большой политической победой коммунистической идеологии.

В силу того, что коммунисты объявили сионизм враждебной идеологией, сионисты в свою очередь объявили идеологию коммунизма своим врагом номер один. Они поставили перед собой цель уничтожить коммунизм во всех уголках планеты, но в первую очередь - уничтожить СССР, как оплот коммунизма.

Несколько десятилетий потребовалось сионистам-иудеям, чтобы развалить СССР изнутри и полностью дискредитировать коммунистическую идеологию в глазах той же мировой общественности с помощью целой армии "агентов влияния".

Если Христос проповедовал жизнь по совести и по правде, а высший смысл гражданского подвига - отдать свою жизнь за друзей своих и за свой народ, (это же было вписано золотыми буквами в идеологию коммунизма ), то в иудаизме изначально всё обстояло строго наоборот.

Высший смысл подвига в иудаизме - втереться к кому-нибудь в доверие и потом совершить предательство будь-то отдельного человека, будь-то целого народа. Неспроста, в христианстве антигерой - это Иуда, предавший Христа.
Стоит ли удивляться тому факту, что имя Иуда совпадает с названием иудейской религии - иудаизмом.

Благодаря какому иуде был уничтожен СССР в 1991 году, сегодня знают, пожалуй, все. Этот иуда недавно сам во всём признался. Жаль, что он ещё не повесился как его прототип. Я говорю о последнем Президенте СССР Михаиле Горбачёве (который известен в Израиле как Мойша Гарбер). Вот что он сам рассказал миру.
«Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал своё положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена всё время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал всё более и более высокое положение в стране…» (Газета «USVIT» («ЗАРЯ») №24, 1999, Словакия).

Уничтожение СССР началось с того момента, как Горбачёв объявил миллионам трудящихся граждан, что необходима перестройка страны. Мол, качество жизни в СССР плохое и надо её изменить к лучшему.
С назначения на должность главы Госкомимущества Анатолия Чубайса в 1991 году началась отрытая стадия разрушения и разграбления СССР. Вот признание этого рыжего сиониста, сделанное на камеру.
"Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма. Это разные задачи и с разной ценой. Мало кто это понимает на Западе, - открыто говорит сегодня Анатолий Чубайс, который с 2008 года является главой государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», а с 2011 года - председателем правления ОАО «РОСНАНО».
Что такое приватизация для нормального западного профессора, для какого-нибудь Джефри Сакса, который пять раз менял свою позицию по этому поводу и докатился в итоге до того, что следует отменить приватизацию и начать всё заново. Для него в соответствии с западными учебниками - это классический экономический процесс, в ходе которого оптимизируются затраты на то, чтобы в максимальной степени эффективно разместить активы, переданные государством в частные руки. А мы знали, что каждый проданный завод - это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого, дёшево, бесплатно, с приплатой - двадцатый вопрос! Двадцатый! А первый вопрос один: каждый появившийся частный собственник в России - это необратимость. Это необратимость! Точно также, как 1 сентября 1992 года первым выданным ваучером мы выхватили буквально из рук «красных» решение об остановке приватизации в России, точно также как каждым следующим своим шагом мы двигались в том же самом направлении.
Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Мы решали совершенно другого масштаба задачи, что мало кто понимал тогда, а уж тем более на Западе. Она (приватизация) решала тогда главную задачу - остановить коммунизм! Эту задачу мы решили. Мы решили её полностью. Мы решили её с того момента, когда в 1996 году на выборах Г. Зюгангов отказался от лозунга «национализация частной собственности». Отказался не потому, что он любил частную собственность, а потому, что он понимал, что, если хочешь власть в этой стране получить, безумие пытаться отнимать назад. У тебя у самого отнимут так, что тебе мало не покажется! Этим самым мы заставили его, независимо от его желания, играть по нашим правилам - ровно то, чего и надо было добиться!"

После того как стараниями сионистов был уничтожен СССР, по требованию США и Израиля (поставившего отмену резолюции 33/79 условием участия страны в Мадридской конференции), 16 декабря 1991 года эта резолюция была отменена резолюцией 46/86 Генеральной Ассамблеи ООН. За принятие резолюции проголосовало 111 государств, против — 25, воздержалось — 13.

Таким образом, можно говорить о том, что в противостоянии двух идеологий коммунизма и сионизма с явным преимуществом победу одержали сионисты.

Возникает резонный вопрос: как такое возможно, чтобы меньшинство победило большинство?
Каким чудом может спокойно существовать на планете человеконенавистническая религия, на сатанинские корни которой указывали и Христос и Мухаммед???

Как лично я понимаю, это стало возможно исключительно за счёт обмана миллиардов верующих людей целой армией лже-священников - предателей веры, живущих среди всех наций. Эти иуды оседлали чувство веры людей и заставили их уверовать в ложь, что в вере иудеев, в вере христиан и в вере мусульман - Бог один!

В этом - главный корень зла.
Это навязанное миру утверждение, конечно же, противоречит тому, что написано в Евангелиях и Коране, однако, кто из верующих вникает в суть написанного в этих книгах?!

Вот и получается, что вся проблема существования мирового зла - в слепоте миллиардов людей планеты.
Соответственно, решение этой проблемы - в пробуждении всех людей, обманутых религиозными проповедниками.

Сколько тех иудеев на планете и сколько всех других людей?
Я полагаю соотношение сил в этом противостоянии: 1% против 99%.

Сила иудеев в их наглости, сплочённости, коварстве и подлости. Других козырей у них нет.
Когда человечество очухается от религиозного опиума, навязанного ему оборотнями в рясах, для всех этих «волков в овечьих шкурах» и для всех иудеев наступит в буквальном смысле Конец Света.

Как только люди всего мира прозреют, никто этих иудеев более терпеть не будет, и они сполна заплатят за всю кровь праведную пролитую на земле. И тогда случится, что предсказал давным-давно Христос: «...Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как Солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 37-43).

20 ноября 2012 г. Мурманск. Антон Благин

2 дня спустя я перечитал эту публикацию и вдруг понял, что это, пожалуй, лучшее предисловие к моей книге "Апокалипсис наступит завтра":

Евреи - это народ, который чтит свою религию несмотря ни на что. Испокон веков этот народ преследовался и был гоним со стороны других представителей земной цивилизации. На их долю выпадали самые тяжелые испытания: уничтожение, изгнание и геноцид. Но благодаря тому, что они сумели сохранить в Единого Бога, евреи продолжают занимать одну из центральных ниш в истории мира. Так какая вера у евреев? И почему, вопреки всему, она продолжает занимать души людей?

Яхве - творец и создатель всего живого

Иудаизм - религия, которой придерживаются все евреи и в которую обращаются последователи учения о едином Боге. Яхве переводится как «Тот, кто был, есть и будет».

Эта религия не является мировой, так как её исповедует лишь один народ. Но вера в Творца настолько сильна, что можно с уверенностью сказать: ничто не в силах искоренить ее.

Суть этого вероучения в следующем: существует лишь один Бог, все остальные боги – выдуманные. Когда случилось первое грехопадение, люди забыли об истинном Творце и стали поклоняться идолам. Чтобы напомнить о себе, Яхве предстал перед Авраамом, праотцем всего человечества. Пророк понял, что человечество сделало большую ошибку, отказавшись от Господа, он отрекся от язычества и отправился странствовать.

Он уверовал настолько, что даже был готов убить родного сына, как приказал ему Бог. Видя, насколько покорен Авраам, Всевышний убрал руку с ножом и спас ребенка от гибели. С той поры Творец понял, что пророк Авраам действительно верит в него и любит. Иногда современные иудеи говорят о своей религии «Вера Авраама».

Именно через сына Исаака пошел многочисленный народ Израиля.

Понятие «иудаизм» появилось где-то в 1–2 тыс. лет до нашей эры от самой многочисленной ветви израильского народа племени Иуды. Например, самым известным из этого племени считается царь Давид, при котором государство Израиль достигло наивысшего расцвета.

Сейчас иудаизм – это целый набор правовых, этических и религиозных правил, которые создают основной уклад жизни евреев.

Историю появления этого течения можно проследить изначально на страницах Библии, в Ветхом Завете.

Изначально евреи, так же как и другие народы, почитали множество Богов, но по воле Господа были захвачены в рабство египтянами. Здесь их ждала жизнь, полная тягот, пыток и казней.

Для избавления от этого ига Творец подозвал к себе Моисея, который должен был стать тем, кто спасет еврейский народ от бед. Чтобы евреи поверили в него, произошло несколько чудес, например Египетские казни. После этого люди поверили Моисею и последовали за ним в неизвестность. Пространствовав 40 лет, уставший народ нашел Обетованную землю. За время странствования на горе Синай Моисей получил 10 заповедей и заключил с Господом Завет. С той поры появилась Тора, священное наставление Творца с основными правилами поведения, законами и требованиями.

Рассматривая эту религию, можно сказать, что это собрание культовых традиций, которые обязаны исполнять все приверженцы этой веры. Перечислим некоторые из них:

  1. Обрезание. В знак того, что человек поклоняется Богу Яхве, делается обрезание. Без этого обряда еврей не считается верующим.
  2. Соблюдение субботы. В этот день надлежит лишь молиться, отдыхать и пребывать в гармонии с природой. Любая работа, даже самая простая, считается грехом, поэтому, чтобы чтить субботу, даже еду следует приготовить заранее.
  3. Создание семьи. Одинокий человек, который не смог найти себе пару, совершает один из тяжких грехов. Если в течение 10 лет жена не смогла родить малыша, муж вправе развестись с ней для того, чтобы продолжить род с другой женщиной.
  4. Запрет на мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Нельзя есть одновременно молочные и мясные блюда, употреблять любые морепродукты.

Верующим человек становится, как только рождается, эта вера передается ему с молоком матери. В дальнейшем в детском саду и школе изучаются целые курсы по иудаизму. Поэтому этот народ выстоял в тяжкие времена гонений и до сих пор процветает, живет и трудится на своей собственной земле.

Иудаизм и другие религии

Непростые отношения во все времена складывались у евреев с христианами. За всю историю именно христиане выступали гонителями их веры, поэтому напряженность в отношениях сохраняется и по сей день. В свою очередь православные считают именно Иуду виновным в распятии Христа и ставят это в вину всему народу Израиля.

С мусульманами же иудеи находят много общего. И те и другие считают себя детьми Авраама, только от разных ветвей. Они поклоняются одному и тому же Богу, у них много одинаковых . Тем не менее отношения между представителями этих религиозных течений складываются по-разному.

Чтобы узнать подробно, какая вера у евреев, ее основные заповеди, суть и историю, следует прочитать священную книгу Тору. Тогда можно понять, почему этот народ считается таким духовно сильным и несгибающимся.

МАРК РАИК "ИУДАИЗМ - ВЕРА ЕВРЕЕВ"

Сейчас принято различать понятия «иудей» и «еврей», но раньше эти понятия были тождественны: все евреи были иудеями (хотя не все иудеи были из евреев), и в Священном Писании они, эти понятия, не разделяются. Кроме того, в библейские времена, практически до прихода Мессии, едины были или во всяком случае очень тесно переплетались и понятия «вера» и «религия». После прихода Спасителя и отвержения Его теми, к кому Он пришел прежде всего, и разрушения храма эти понятия стали различаться уже в достаточной мере наглядно. После этих событий вера иудеев переродилась в религию, ставшею окаменевшим, сухим руслом прежде живой веры в живого Бога. От веры остались лишь мертвые догмы.
Религия евреев, как и их история, - одна из древнейших в мире и восходит к праотцам Израиля Аврааму, Исааку и Иакову. Авраам, первый еврей, с которым Творец заключил завет, жил более 2000 лет до Р. Х. (т. е. ок. 4000 лет назад). Несколькими столетиями позже жил Моисей - величайший пророк, через которого Бог дал евреям Закон, Тору.
Религия евреев - это связь человека со своим Творцом, их взаимоотношения и взаимоотношения между людьми; это система взглядов на природу Бога и на Его отношение к людям.
Так во что же верили евреи? В чем суть библейского иудаизма, который исповедовал и Иешуа? Иудаизм выражается (в этом мы с ним солидарны) в вере в единого живого Бога, Который на Синае дал Моисею Тору - Закон. Это важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, и не только в нашем мире. Бог один для всех, в том числе, конечно, и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа. Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он - первый и последний, альфа и омега. Он, и только Он, - Творец, явивший Себя народу через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее. Бог - есть Дух, Мысль и Слово.
К догматам иудаизма относится и учение о богодухновенности Ветхого Завета, первые пять книг которого составляют Тору. Тора - это не только Закон, это наука. Тора - верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак - знание, а знать - значит делать. Тора - это не только Закон, это откровение Бога о Себе. Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом. Но не только. Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного поведения. Закон показывает, чего ожидает от людей Бог.
Существенным элементом иудаизма является понимание миссии Израиля как раба Господа. Бог избрал Израиля, избрал не за его достоинства, которые порой весьма сомнительны (жестоковыйность и пр.), но вопреки им. Избранный - это больше, чем первенец. (Иаков не был первенцем, но был избран.) Избран Израиль, чтобы через него общаться и с остальным человечеством. Через него Слово, из него Помазанник (Машиах) - Спаситель.
Составной частью иудаизма является догмат о приходе Мессии-Спасителя. Спаситель-Машиах, т. е. Помазанник. Раньше помазывали царей на царство, и Спаситель должен был быть из царского рода, из рода Давидова. Мессия придет свершить праведный суд, воздать людям по делам их, обновить мир.
Центральным в иудаизме является доктрина об искуплении и спасении, а также понятие греха. Грех - это то, что отвращает человека от Бога: ослушание, отход от Его путей. По иудаизму, грех вне человека.
Искупление - это покрытие грехов. Без искупления не может быть спасения. В библейские времена грехи людей перекладывались на невинных животных. Смерть животного заменяла смерть согрешившего человека. За человека платился выкуп (киппур). Без крови нет спасения. Спасения от чего? В иудаизме спасение не от вечной погибели, вечной смерти (отделение от Бога), а от трудностей жизни, от каждодневной суеты, забот, невзгод. То есть речь идет не о спасении души. Соблюдение Закона не являлось условием спасения, условием освобождения, так как Закон был дан после выхода из египетского рабства. Не ставя своей целью проследить развитие иудаизма в историческом плане детально, отметим, что после вавилонского плена появились неканонические книги (апокрифы) и устный Закон, выделились среди иудеев (евреев) группы ессеев и фарисеев как оппозиция саддукейскому священству - ведущей в те времена партии иудаизма, а с приходом Иешуа Мессии произросла из иудаизма и новая мировая религия (резюме иудаизма) - христианство, сначала как «назорейская ересь».
Отход от библейского иудаизма начался задолго до прихода Иешуа и происходил постепенно, превратившись в иудаизм талмудический, в котором от веры, исповедовавшейся Моисеем, осталось очень мало. Суть Торы - Десять заповедей - сохранилась, но к ней прибавилось много наслоений. Традиция понимания Торы и раньше не была всеобщей, а практика исполнения Закона вне Израиля отличалась от принятой в Израиле. Фарисеи (II в. до Р. Х.) взяли на себя роль хранителей Торы, роль духовных вождей. Они приспосабливали Тору к изменявшимся условиям, делали ее удобной для исполнения Закона. Фарисеи приравняли авторитет устной Торы, которая никакого отношения к Моисею не имела, к письменной, данной Моисею Самим Творцом. В начале III в. по Р. Х. устная Тора была записана, появилась Мишна, которая затем стала основой Талмуда. Тора была заменена Талмудом, этой идеологической основой дальнейшего развития иудаизма. Таким образом не стало учения о жертве в храме, о крови примирения, об искуплении грехов и примирении с Богом. Была забыта жертва Авраама на горе Мориа как прообраз жертвы Иешуа на Голгофе, а именно на Него указывала жертва в храме.
После разрушения храма, после пришествия Иешуа и Его отвержения большей частью Израиля иудаизм превратился в религию правил - окостенелую, догматически узкую, формальную, что закрепилось в Талмуде. Но не следует представлять Талмуд как нечто неразумное, несуразное, не заслуживающее серьезного внимания. Талмуд - это кладезь мудрости, исторический опыт Израиля, но это уже толкование, т. е. дело рук (голов) человеков, хотя и мудрецов, но все же человеков. А Господь говорит нам только посредством Своего Слова, поэтому каждый должен сам читать Священное Писание, стремиться вникнуть в смысл каждого слова и всякий раз спрашивать себя: «Что Господь хотел этим сказать мне?»
После разрушения Второго храма не стало места для принесения жертвы. Храм заменила синагога, став центром иудейской жизни. Жертву заменила молитва. Отказ от жертвы - это закрепление отхода от Творца, начавшееся с отвержения Его Сына. Письменным закреплением отхода от библейского иудаизма явилось обобщение в ХII веке учения раннего средневекового иудаизма Маймонидом, суть которого - 13 догматов иудаизма.
Все эти догматы, за исключением одного, вполне согласуются с принципами веры мессианских евреев, которые верят в то, что Мессия уже пришел, и это не кто другой, как Иешуа из Назарета. Однако этот один догмат столь существен, что полностью заменяет веру в истинного Бога религией. Вера в Иешуа Мессию решает все вопросы и ставит все на свои места: грех, покаяние, спасение, жертву, кровь искупления.
Все дальнейшие попытки оживить мертвое учение, начиная с замены жертвы молитвой, носят наивный характер.
Модернизация иудаизма относится ко второй половине ХIХ века и наиболее широкое распространение получила в США. Она шла в двух направлениях: «консервативном» и «реформистском». Модернизация, т. е. приспособление к новым условиям, в обоих случаях носила довольно поверхностный характер. Изменения касались в основном порядка богослужения, осовременена одежда раввинов, ликвидированы перегородки, разделявшие во время богослужений мужчин и женщин. Частично, далеко не во всех общинах, заменен язык богослужения (древнееврейский на английский), хотя реформаторы, являясь уж очень свободными либералами, отвергают такие существенные догматы иудаизма, как воскресение мертвых и пришествие Мессии. В реформатских общинах можно встретить и раввина-женщину.
Сторонники ортодоксального иудаизма, называющие себя реконструктивистами, среди которых своей непримиримостью особенно выделяются любавические хасиды, пытаются сохранить и восстановить иудаизм в его средневековом понимании.
Все три течения современного иудаизма стремятся вернуть атеистически воспитанных евреев в лоно религии.
Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения, сковывающие живую веру.
Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний. Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных, стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.
Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает.