Бичура семейская.

Снимок Бичуры со спутника.

Моё родное село—Бичура. Здесь я родился и вырос. Здесь жили мои далёкие предки. Здесь живут мои родители и дедушка с бабушкой. Моему селу уже 300 лет.
Село Бичура является районным центром Бичурского района Республики Бурятия. Первое упоминание в архивах о селе появилось в 1723 году. Название это происходит, по утверждению лингвистов, от монгольского слова «писура», означающее низкое место, заросли, кусты. Первые казачьи посты появились в Бичуре, Топке, Елани, Сухом Ручье, Буе в 1689 году. Старинные села Буй, Елань, Малый Куналей были вотчинами Троицкого и Посольского монастырей. Окино-Ключи, Билютай, Новосретенка, Мотня, Покровка основаны старообрядцами - семейскими, переселенными по указу Екатерины II от 14 декабря 1762 года из Польши. В 1768 году в Бичуру прибыло 26 семей старообрядцев - 72 человека.

Бичурский район, как административная единица, был образован в феврале 1935 года, объединив села, улусы, деревни, ранее находившиеся в составе трех районов. Села Узкий Луг, Буй, Поселье, Малый Куналей, Бичура входили ранее в состав Малетинского района Читинской области. Все села и улусы, начиная с Топки, Билютая, вплоть до Бичуры относились к Кяхтинскому району, а северные и северо-восточные села - к Мухоршибирскому. На территории района 36 населенных пунктов, в которых проживают русские и буряты, представленные разными этническими общностями. Это потомки хори-бурят, ашбагатов и цонголов, а также русские старообрядцы (семейские) и так называемые сибиряки. В связи с этим исповедуются православная, древлеправославная и буддийская религии. Как и повсюду, в районе проживают отдельные представители и других национальностей. Есть приезжие из стран ближнего зарубежья, из западных и восточных областей России. Согласно Уставу, район имеет наименование Муниципальное образование «Бичурский район». Во главе администрации - Виталий Георгиевич Калашников. На территории района в первые годы Советской власти не было ни одного промышленного и торгового предприятия. Работали всего две маломощные паровые мельницы, да несколько купеческих магазинов. Действовали восемь церквей и два дацана. Первые избы-читальни появились в 20-х годах, а первая стационарная киноустановка - в 1940 году.
В 1935 году в районе насчитывалось 49 коллективных хозяйств в 43-х населенных пунктах. Только в одной Бичуре их было девять. В 1934 году район получил первые 18 тракторов, в 1935 году - 65. Действовало 46 водяных мельниц, две паровые и одна конная. Сегодня экономику района представляют 13 коллективных хозяйств, 13 промышленных и восемь обслуживающих предприятий, 315 фермерских хозяйств. На территории района пять больниц (в том числе четыре участковых), 33 школы, из них 18 средних, 15 детских дошкольных учреждений, Дом детского творчества, Школа искусств, Дом детства в Малом Куналее, 34 клуба, 7 Домов культуры, 30 библиотек, Дом мастера в Хаяне, Районный историко - краеведческий музей им. Широких - Полянского в Бичуре.
В районе с самого его основания издается своя газета, которая сначала имела название «Ленинский путь», а с 1965 года и по сей день называется «Бичурский хлебороб». Периодически я размещаю электронный вариант этой газеты на сайте bichura.ru

Сайт Бичура, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Бичура

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Бичура. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Бичура. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Бичура представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Бичура вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Бичура. Быстрая доставка.

Бичура — в переводе с бурятского Бэшүүрэ село на юге Республики Бурятии. И вот это величайшее село Бичура, своими просторами и мощью радует глаз жителей и гостей.

Село Бичура было основано в 1767 году, в результате крестьянской колонизации Забайкалья и переселения из Польши особой этнографической группы русских - семейских.

Село Бичура- одно из крупнейших сел не только в Бурятии, но и в России. Площадь 53250 кв. км, население 13071 человек. Длина села 18 км. Живут в селе большей частью семейские. Эти люди издавна связаны с землёй. Бичура основана старообрядцами- семейские, переселёнными по указу Екатерины II от 14 декабря 1762 г. из Польши. В 1768 г. их численность достигла 70 мужчин и 66 женщин.

Первоначальное заселение семейских началось в Грязнухе, в этом невзрачном по названию месте, а затем появились дома по Большой улице. Сегодня - это улица Коммунистическая.

Далее селение располагалось вдоль горной речки Бичурки. Оно и сейчас состоит из нескольких протяжённых улиц, одна из которых самая большая улица Коммунистическая. Эта улица занесена в книгу Рекордов Гиннеса. Фото улицы Коммунистическая.

Фото 2 Улица Коммунистическая.

Правобережье Новой Бичуры разрасталось вширь, с годами появились жители и на противоположной стороне р. Бичурки, наметились и другие улицы. Сегодня каждая улица имеет своё название. Фото 1. Улица Советская. бичура.

Фото 2. Улица Свердлова.

Фото 3. Улица Петрова.

Фото 4. Улица Братьев Федотовых.

Фото 5. Улица имени героя Советского Союза Соломенникова.

Фото 6. Улица Тюрюханова.

Фото 7. Улица Ленина.

Фото 8. Въезд на улицу Коммунистическая. Это самая длинная улица Бичуры, занесённая в книгу Рекордев Гиннеса.

Фото 9. Улица Калинина. Бичура.

Фото 10. Центр Бичуры. Район автовокзала.

Несмотря на трудности в жизни семейских, село росло, развивалось земледелие, осваивалось скотоводство, устанавливались связи с аборигенами края. Жизнь требовала тесных контактов с бурятами, живущими поблизости и с пришлым населением. Очень много ценного для себя из скотоводческой практики бурят взяли русские. Не случайно у семейских многие названия домашних животных бурятского происхождения, например: бычок-бурун, от бурятского буру, кладеный баран - ергень.

Бурятские названия укрепились и за многими предметами быта: кожаный мешок - тулун, ватрушка - тарка. Переняли семейские у бурят и кое-что из одежды и обуви: зимнюю шапку, унты.

Занимались Бичурцы в основном хлебопашеством. Вспашку пашни производили деревянным плугом, бороновали деревянной бороной. Посев производился вручную. Убирали хлеба косами, где колосья помягче, жали серпами. После жатвы наступала пора вывозки снопов домой, где снопы укладывались в клади. Молотьба хлеба производилась в зимний период. Сначала сеяли яровую рожь, позднее стали сеять пшеницу, овёс, гречиху, просо. Эти культуры до сих пор сеют в колхозах.

Основным видом транспорта была телега-одноколка. Телеги делались на деревянном ходу, а позднее- на железном. Зимой ездили на санях.

Кроме хлебопашества население Бичуры занималось и животноводством. Как правило, в каждом хозяйстве имелось примерно по пять овец, 2-3 головы крупного рогатого скота, 2-5 свиней. Это и во многих семьях сохранилось и до сих пор. На овощеводстве особое внимание обращалось выращиванию лука. Наличие черноземных почв, правильная система полива огородов благоприятствовала бичурянам в получении высоких урожаев лука. Старая такая закалка осталась у жителей по улицам Коммунистическая и Кирова. Жители этих улиц выращивают целые плантации лука. Его продажу производили на рынках города Верхнеудинска, сейчас это город Улан-Удэ.

Таким образом, зарабатывали деньги. Кроме лука, на бичурских огородах хорошо произрастают огурцы, капуста, морковь, чеснок, мак, подсолнух, картофель, редиска, брюква, бобы, горох, помидоры.

Крестьянство Бичуры принимало самое активное участие во всех мероприятиях Советской власти, направленных на улучшение хозяйства быта, на уравнение в правах мужчин и женщин, наделение землёю семей по числу едоков и тд. Все эти справедливые мероприятия внесли большое оживление в хозяйственную и бытовую жизнь семейского крестьянства.

Семейские- прирождённые овощеводы. Каждая женщина знает тонкости выращивания той или иной огородной культуры. Умеет подготовить семена, обработать землю для посадки овощей, для выращивания рассады, готовят парники. Гряды в огородах располагаются так, что вода из каналов разливается между ними.

На протяжении нескольких лет Бичура развивалась, заработал завод по переработке сахарной свеклы. Его идея строительства возникла в 1941 году. В 1942 году началось его строительство. Мощность завода тоже изменялась, с 500-600 ц. планируемых ранее на 1500-2000 ц. свеклы в сутки. Однако со временем этот сахарный завод был ликвидирован по причине нерентабельности.

Наш район обладает богатыми лесными угодьями. Для рационального их использования в районе действуют 3 лесхоза, 2 их которых находятся в селе, это Бичурский лесхоз и Межколхозный лесхоз- сегодня называется Буйский лесхоз.

Для обеспечения бесперебойной работы автотранспортных средств в селе Бичура действуют 2 АЗС, последняя из которых начала работать в 1995 г.

Финансовые операции осуществляются через банки, которые находятся в Бичуре: это расчетно-кассовый центр, Россельхозбанк, Сберегательный банк.

В Бичуре работает ЖКХ, которое поддерживает жизнедеятельность многих жилых и промышленных точек райцентра. На его базе в центре села в 1971 году была открыта гостиница «Нива» на 24 места.

Село развивается, растёт, увеличивается и численность его населения. Более 75% населения села заняты в сельском хозяйстве.

В селе Бичура работает и существует Районная центральная больница. Осуществляет контроль и руководство в РТМО Маслёнкина О. Б. - заслуженный врач РБ. Сегодня медицинское учреждение продолжает развиваться: строится лечебная амбулатория, расширяется терапевтическое отделение, оборудовано и реконструировано детское здание, усовершенствован роддом, гинекологическое отделение, инфекционное, хирургическое, санэпидемстанция, то есть каждое отделение переоборудовано и усовершенствовано, согласно нацпроекту. Фото 11. Районная больница.

Кроме РТМО на территории Бичуры функционируют 5 фельдшерских пунктов по улицам Кирова, Калинина, Ленина, Коммунистической, посёлке Швейная фабрика, сегодня это Сахарный завод. При каждом фельдшерском пункте есть аптечный киоск.

Кроме этого, построено здание пенсионного фонда, новые магазины, торговые центры и тд.

Фото 12. Новый пенсионный фонд.

Фото 13. Торговый центр "КАМЕЛИЯ".

Его строительство и расширение.

Продолжают строиться новые здания в Бичуре. Фото 15. Новый магазин, ещё не открыт, идёт подготовка.

Сегодня село Бичура развивается, растёт, модернизируется и расширяется. Радует душу населения за строительство новых домов. Люди хотят жить, стремятся к лучшему, а значит, и идут в ногу со временем.

Фото 16. Строительство и расширение села Бичуры.

Каждого приезжего в наше село очарует его бесценная красота природы, закат солнца среди улиц, перекрёстков, вечернее спокойное время.

Фото 18. Красота самых интересных моментов в жизни села, вечерний закат, природа, приближение к ночи.

Новый Бичурский лес.

Перекрёсток улиц Советская и Петрова. Красота среди жителей Бичуры.

Улица Калинина. Поздним вечером.

На этом наша экскурсия по селу Бичура закончилась. Спасибо за внимание.

Рассказала историю села Бичуры, название улиц села, автор фото: Ольга Николаевна Ульянова, учитель начальных классов МОУ БСОШ № 5

ИЗВЕСТНАЯ на всю республику Бичура исстари делилась на старую православную и новую староо6рядческую. В книге Ф.Ф.Болонева говорится: «О новопоселенных в Бичке а документе сказано. «Бичюрской деревни поселенные крестьяне-старообрядцы обьявили следующее: Переселены мы в прошлом 1767 году из Польши, с лежащих во оной рек Сожи и Боха, городов Гоми и Хмельника, мужеска пола 186 и женска 185 душ». Старообрядцы были поселены в двух верстах от православных.
С тех пор пролетело 240 лет... – Что сохранилось с того времени в Бичуре и районе из материального и духовного наследия староверов?
Крепкие большие дома с воротами «под кабаном». Необъятные поля, расположенные самым причудливым образом и на равнине, и на косогорах. Прорытые по всему селу канавы и канавки для полива огородов и покосов. Сохранили еще свой внешний вид, крепкие статные фигуры, русые волосы и синие или серые глава потомки первопроходцев.
Практически не встречаются уже в повседневной жизни женщины в семейских сарафанах, а тем более в кичках. Редко услышишь и типичный говор семейских: смесь древнерусского с польским и бурятским языками... Совсем разучились семейские и молиться То, что не могли сделать с раскольниками царская власть и Православие, легко сделала Советская власть, уничтожив все религии, уничтожила и старую веру.
Справедливым будет отметить, что только благодаря научным изысканиям, благодаря культуре сохранился еще фольклор, предметы быта, бережно собранные доморощенными музеями, костюм. Сохранились даже книги, по которым крестили и отпевали, держали людей вместе с верой старообрядческие попы, уставщики, просто преданные вере люди.
Когда стала можно открыто говорить о семейских, их культуре и религии, стала несмело вначале, а потом все настойчивее высказываться мечта о возрождении старообрядческой церкви. И в 2000 году открылась в Бичуре Древлеправославная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Потянулись в нее люди. Несмело, смущаясь, пытаясь отыскать в глубине души отголоски веры предков. Получается не у всех, но без церкви теперь село немыслимо. Крестят младенцев все чаще, идет и отпевание упокоившихся душ...
Но ярче всего проявляется в людях семейское начало в ходе традиционного фольклорного праздника «Бичурские янтари». Звонко звучат песни, играет гармошка, немыслимо яркие праздничные сарафаны расцвечивают окрестности, звучит забытый говор. Со сцены звучит. Вспоминается забытое, учится молодежь, передает традиции старшее поколение.
Помимо Бичуры семейские поселились приблизительно годом раньше в Окино-Ключах, Билютае и Нижнем Мангиртуе. Сегодня лишь в Нижнем Мангиртуе практически не осталось потомков тех поселенцев. Окино-Ключи и Билютай продолжают сохранять старинные трааиции так же, как и Бичура.
Что стало с Бичурой за эти 240 лет? Разрослись семейские семьи крепким здоровым потомством. Понастроились дома. Разрослось село, удлинились улицы. И теперь многие уже не только в Бурятии, но и за ее пределами знают, что есть на свете Бичура - самое большое село в мире, где живут староверы и стараются не потерять своего лица.
Бичура разрасталась не только улицами.
Настало время, когда трудолюбивым семейским захотелось увеличить свои земельные владения. Началось великое переселение за Хилок: сначала в Новосретенку и Мотню. Затем в Алтачей и Покровку.

В 1871 г. - П.А. Ровинский, в 1919 г. - А.М. Селищев и многие другие. В наше время уникальный материал по Мухоршибирской, а затем Куналейской волостям, в состав которых входила Бичура, собран крупнейшим исследователем старообрядчества Ф.Ф. Болоневым . Им обнаружен архивный документ, в котором семейские указывают год поселения в Бичуре – 1768 г. 26 семей в числе 70 душ муж. и 66 жен. пола. Ценные сведения содержатся у П.А. Ровинского о том времени: «Семейские из первой партии прибывших были поселены наперво по речке Иро слободой под названием Покровского села. А потом снова переведены, а, по мнению самих бичурян, перешли сами на речку Бичуру в Бичурскую деревню. В то время как Урлук уже наслаждался плодами трудов своих, Джидинские семейские стали селиться на Бичуре.

В январе 1795 г. в Бичуре проживало уже 186 душ мужского пола и 185 женского, всего 371 человек в 31 доме. Не страшил их никакой труд и борьба с природой, не встретили они сопротивления в русских посельщиках, сначала жили в какой-то трущобе, в самом тесном месте Бичурской долины, среди болот, почему и названа эта часть Грязнухой. Из документов следует, что в 1798 г. еще не было семейских на средней Бичурке, а в 1801 г. видно, что они там уже были. Первоначально они занимали противоположную православным сторону реки. С ростом численности населения и урегулированием земельных споров был освоен и другой берег. Нелегко уступала им свои права природа, то побило молодые всходы, то напала саранча и у одних Бичурских съела 550 десятин разного хлеба, то погода помешала убрать хлеб, упал снег. К этому присоединилось междуусобие. А тут еще и горе умер священник, нового добывать нужно из России… придется жить без благодати. Несмотря на все трудности уже через тридцать-сорок лет деревни староверов преобразили окрестные пейзажи, всюду, даже на горных склонах, раскинулись пашни, и переселенцы смогли не только прокормить себя, но и сравнительно дешево продавали излишки муки. Занимались бичурцы в основном хлебопашеством, овощеводством, меньше животноводством. Сеяли яровую рожь,пшеницу, овес, гречиху, коноплю, с одной десятины получали до 70-80 пудов зерна, иногда и по 100 пудов. Вели добычу кедрового ореха, гнали смолу, деготь.В таежных урочищах печи курились весь теплый сезон. Продукцию вывозили в Верхнеудинск, Кяхту, Петровский Завод, сплавляли по Хилку. Быстро росло семейское население в Бичуре, в 1808 г. - 610 человек, в 1825 г. – 1069 в 150 домах;оно увеличивалось естественным путем. Ссыльные в крае, как правило, приписывались к православным. В 1860 г. в Бичуре было уже старообрядцев 2436 человек. Такого высокого прироста не было отмечено нигде во всей истории народов и селений Сибири.

В 1869 г. возник раздел земель у крестьян Бичуры ввиду отделения в особое общество 60 человек православных, с этого времени большая часть селения стала именоваться Новобичурским, а меньшая Старобичурским, каждое было под управлением своего сельского старшины. Ввиду смешанности, чересполосице земель православных и староверов, те и другие ходатайствовали об их переделе. Передел земель производился по распоряжению Главного заседателя III участка Верхнеудинского округа Маскова».

Любопытное описание Бичуры и ее населения в 1871 г. содержится в трудах П.А. Ровинского. «Откуда бы вы не ехали в Бичуру: из Верхнеудинска по Петрозаводскому тракту или от Кяхты, вам придется ехать сплошь между хребтами. На широкой и ровной плоскости длинной полосою протянулось русское селение по обе стороны р. Бичуры, то приближаясь к ней вплоть, то держась от нее в почтительном отдалении. По правому берегу прошла Московская улица на 9 верст почти непрерывно, только в одном месте каменная скала мысом притиснулась к самой почти речке и вынудила сделать промежуток сажен в 100, и тут же отделилась короткая поперечная улочка Тюрюхановская, тут же острог, волостное правление, общественные магазины. По другую сторону почти на таком же протяжении идет Колесовая улица с несколькими перерывами то в два ряда, то в один. Между этими улицами в три рукава несется речка с двумя мостами и несколькими переездами из плах и досок. На всем протяжении реки работают более 20 мельниц. Если смотреть на селение с близи стоящего утеса, то вы видите на обе стороны длинные-длинные улицы и между ними правильные и неправильные четырехугольники зеленого цвета разных оттенков: от сероватого цвета капусты и светло-зеленого огурцов и моркови до темного у картофеля и свеклы. Там-сям зелень пестреет желтыми гвоздиками, красным и белым маком и разноцветными астрами. Тут же телятники. Дома все однообразны, но смотрят свежо и бодро. Перед многими стоят сушила, где просушивают снопы и делают пробу умолота нового хлеба. Как все великорусские селенья, Бичура не красится ни рощами, ни садами, ни даже палисадничками. Ни одного деревца, ни на улице, ни во дворе. На первого Спаса был у них крестный ход на воду. Чуть ли не целую ночь шло у них моленье в доме; только что солнышко выкатилось из-за гор, все пошли на реку. Народу было не меньше тысячи, все от мала до велика. Пелось и читалось страх как много! Более 20 дьяков прислуживали священнику и составляли хор певчих. Когда погрузили крест в воду весь народ кинулся в реку. На приобретение священников бичурцы тратили значительные суммы и привозили их из Москвы. Священники скрывались от полиции, тайком объезжали свою паству и совершали требы, кроме того были под беспрестанным наблюдением своих старообрядцев».

Со второй половины XIX и на начало XX в. в связи с существенным увеличением старообрядческого населения в селе в архивных документах ГАИО и НАРБ содержится огромное количество межевых дел о разделе хлебопахотных и сенокосных угодий. Здесь же содержится ходатайство доверенного 19 домохозяев крестьян Бичурского селения Акиндина Павлова о разрешении образовать новое селение в местности по речке Хилку (НАРБ. Ф. 29. Оп. 1. д. 315). Селищев А.М., побывав в семейских селах района в 1919 г., отмечал: «Прежде всего в каждом селе от каждого собеседника я слышал неизбежную жалобу на недостаток земли. От старика до парнишки все в один голос вопили: земли мало, земли дайте. Сена не хватает, и эти вопли не жадность семейских. С землей обстоит у них неблагополучно. Посевная площадь недостаточна. На душу приходится от 2 - 2,3 до 5 десятин (редко). Есть и такие села, где душевой надел удобной пахотной земли меньше 2 десятин. Так, например, в Билютом (Окино-Ключеской волости), по данным 1914 г., пахотной земли 711 десятин, число мужских душ 452. В начале XX в. часть населения Бичуры из-за недостатка земель откочевала на Амур. Отпочковались новые села Мотня, Новосретенка, Петропавловка, Покровка. При том, население самой Бичуры продолжало интенсивно расти. На начало 1919 г. в селе проживало около 7000 человек в 1113 дворах. Начало XX в. исследователями отмечено как время проникновения новых веяний в жизнь семейских. В 1920 г. в селе проходил Бичурский съезд советов. Съезд постановил установить Советскую власть в Прибайкалье.

В условиях советской и постсоветской России в жизни семейских произошли весьма существенные изменения. Среди них раскрестьянивание, репрессии, лишившие деревни большинства духовных лидеров и традиций ведения хозяйства, создание агропромышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, промышленное строительство и т.д. Традиция уходила в прошлое с каждым новым поколением, нивелировка образа жизни, культуры в советский период привела к модернизации жизни старообрядцев Бичуры. В годы Советской власти в связи с созданием в селах промышленных предприятий, таких, как промкомбинаты, кондитерские фабрики, лесничества и т.д., хлынул в села приток специалистов, по происхождению не семейских. Вступая в брак с семейскими, они не только оказывали влияние на их семейный быт и культуру, но и обогащали свои представления и понятия.

В 1948 г. в Бичуре проживало 7009 чел., столько же сколько и в 1920 г. В послевоенный период население росло, но значительную роль на его рост оказывали миграции в городскую местность сельского населения. К 1970 г. – 10078 чел. В 1995 г. в Бичуре проживало 11783 человека. Это максимальный показатель количества населения села за весь период его существования. С 1996 г. наблюдается убыль населения. Сегодня село Бичура остается самым крупным семейским селом с самым длинным в мире сельским проспектом (ул. Московская, Большая, ныне ул.Коммунистическая), занесенным в Книгу рекордов Гиннеса. По-прежнему большинство населения здесь составляют семейские.