Происхождение общества. Развитие общества

1. Возникновение человеческого общества


Человечество существует на Земле около одного миллиона лет. Однако только четыре-пять тысячелетий тому назад в некоторых местах земного шара люди вступили в эпоху цивилизации, образовались классовое общество и государство. Все время, предшествовавшее возникновению государства, составляет период первобытнообщинного строя.

История человеческого общества начинается с возникновения человека, с появления первых людей на Земле. Английский биолог Ч. Дарвин обосновал мысль, что человек есть результат длительного развития животных в силу таких биологических законов, как борьба за существование, естественный отбор, приспособление к среде. Ближайшими предками человека по этой линии развития являлись вымершие человекообразные обезьяны.

Дарвин не смог разрешить вопрос об очеловечении обезьяны, так как подошел к человеку только как к зоологическому виду. Проблему происхождения человека и общества разрешила марксистско-ленинская наука, показавшая роль труда в процессе становления человека. На протяжении сотен тысяч лет жили стада человекообразных обезьян. Они постепенно стали пользоваться палками и камнями для самозащиты, для выкапывания съедобных корней и т. п. Со временем эти приемы и навыки становились постоянными и систематическими, что нашло выражение в создании древнейшими людьми примитивных орудий труда. Умение человека создавать орудия и подчинять с их помощью окружающий мир представляет собой ту грань, которая отделяет людей от самых высших животных.

Поскольку труд носит общественный характер, то изолированно от общества человек существовать не может. Благодаря труду стадо обезьян превратилось в человеческое первобытное стадо, которое представляет собой начальный этап первобытнообщинного строя. Без общественного труда у человека не могли бы появиться мышление и звуковая членораздельная речь, являющиеся двумя сторонами одного и того же процесса в становлении человека, процесса овладения им силами природы. Мышление и речь возникли в одно и то же время. Наряду с появлением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи звуковых сигналов. В процессе труда у формировавшихся людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Звуковая членораздельная речь наряду с изготовлением орудий труда способствовала выделению человека из животного мира.

История знает пять общественно-экономических формаций, пять основных этапов в развитии человечества: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. В основе эволюции общества лежит характер и уровень развития производительных сил, которые включают в свой состав орудия труда и людей, использующих их на основе опыта и знаний.

Первобытное общество в своем развитии прошло через две основные стадии: первобытное стадо и родовой строй. В период первобытного стада люди объединялись в небольшие группы, которые бродили с места на место в поисках пищи. Постепенно появились орудия труда: ручное рубило, остроконечник и скребло. Они сделали возможным естественное разделение труда, сначала по полу, а затем - по возрасту. В первобытном стаде допускались половые отношения между родителями и детьми, между братьями и сестрами.

При родовом строе основной социальной группой был род. В классической форме он выступал у ирокезов - группы индейских племен в Северной Америке. Верховная власть находилась в руках совета, включавшего в свой состав всех взрослых членов рода. Запрещалось вступать в брак внутри рода. Имущество умерших должно было оставаться в роде. Каждый род имел общее место погребения. Несколько родов образовывали так называемую фратрию, а несколько фратрий - племя.

В развитии родового строя можно отметить два периода: матриархат и патриархат. Матриархатом называется тот период, когда род был материнским, т. е. родство считалось по женской линии. В это время женщины пользовались большим авторитетом и уважением среди членов рода. Расцвет матриархата был обусловлен руководящей ролью женщины в домашнем хозяйстве на определенной стадии родового общества. Пережитки матриархата сохранились в религии, фольклоре, обычаях не только отсталых, но и многих цивилизованных народов. При патриархате основной хозяйственной и социальной ячейкой общества являлся отцовский род. Он включал в свой состав ближайших родственников только по отцовской линии. Господствующую роль в нем играли мужчины. Патриархат характеризуется резким ухудшением положения женщины по сравнению с матриархатом.

Буржуазными учеными была создана так называемая "патриархальная теория". Согласно ей, семья в своем первоначальном виде состояла из родителей с их потомством. Она находилась под неограниченной властью главы семьи - патриарха.

Эта семья имела в своей основе частную собственность на землю, скот и орудия труда. На протяжении всей истории человечества семья сохранилась в таком виде, являясь главным устоем общественного строя. Эти утверждения буржуазных ученых не соответствуют историческим фактам. В действительности патриархальная семья появилась сравнительно поздно, в период разложения первобытного общества.

При первобытнообщинном строе процесс совершенствования орудий труда происходил непрерывно. В исторической науке принято говорить о существовании в далеком прошлом трех веков - каменного, бронзового и железного. Эта периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Каменный век делится на древний каменный, или палеолит, и новый каменный, или неолит. Между палеолитом и неолитом выделяют переходную эпоху - мезолит, который датируется приблизительно 12 - 6 тысячелетиями до н. э. В позднем палеолите наметилась неравномерность развития культуры на разных территориях. Эта неравномерность еще более усилилась в неолите.

Разные племена переживали эпоху неолита в разное время. Большинство неолитических памятников Европы и Азии датируется 8-5 тысячелетиями до н. э. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом. Хронологические рамки бронзового века определяют приблизительно с конца третьего до начала первого тысячелетия до н. э. В начале первого тысячелетия до н. э. наступил железный век. Внутренняя периодизация бронзового и железного веков очень различается применительно к разным материкам и регионам.

В жизни первобытного человека огромную роль сыграл огонь. Его использование расширяло во много раз человеческие возможности в овладении силами природы. Огонь давал тепло, использовался для приготовления пищи, широко применялся для отпугивания хищников и т. п. Первобытный человек не сразу научился добывать огонь. Сначала его подбирали на лесных пожарищах, приносили в пещеру, где постоянно поддерживали. Во время перекочевок переносили с места на место тлеющие головни. Искусственное добывание огня возникло в связи с простейшими операциями по выделке орудий. При оббивании одного камня другим летели искры, которые могли воспламенить траву или листья.

Отличительным признаком палеолита является изготовление каменных орудий с помощью оббивки; лишь конец неолита характеризуется более высокой техникой изготовления каменных орудий: применяются шлифовка, пиление, сверление и другие приемы обработки камня. Это позволило человеку неолитического времени более успешно, чем прежде, придавать камню желаемую форму. Орудия делались из разнообразных пород камня. Для получения высококачественных пород люди прибегали к подземной добыче камня. Особенно характерны для неолита топоры. Они облегчали вырубку лесных участков при подсечном земледелии, выдалбливание лодок и другие работы. Из камня изготовлялись зернотерки, мотыги, серпы. Значительно были усовершенствованы лук и стрелы. Одним из наиболее важных нововведений эпохи неолита было изобретение керамики. Изобретение формовки и обжига глиняной посуды дало возможность человеку улучшить способы приготовления пищи. Крупным достижением позднего неолита явилось изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения нитей вначале вырабатывалось из дикорастущих растений, но со временем стали прясть нити из шерсти овцы. Прядение нитей облегчило изготовление сетей, что имело большое значение для рыболовческого хозяйства.

Все это значительно облегчило жизнь неолитических людей по сравнению с жизнью их предков. Но еще важнее были перемены в хозяйстве - распространение земледелия и скотоводства. Первое возникло из собирательства, в процессе которого человек научился заботиться о диких растениях. Начатки скотоводства появились в позднем палеолите. Применительно к этому времени можно определенно говорить только об одомашнении собаки. Приручению других видов животных препятствовали передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлой жизни отпало и это препятствие. К началу раннего неолита относится одомашнение свиньи, овцы, козы, а предположительно, и крупного рогатого скота. Скотоводство являлось преимущественно мужской отраслью хозяйства. С возникновением земледелия и скотоводства совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к производству необходимых человеку предметов потребления.

Процесс производства даже в своих примитивных формах предполагал в той или иной мере правильное отражение в сознании первобытного человека закономерностей природы. На протяжении сотен тысяч лет накапливались знания и обобщался опыт людей. Первобытные люди могли вести борьбу за существование только сообща. Коллективный труд вел к общей собственности на средства производства. В первобытном обществе не было угнетения и эксплуатации человека человеком. Все споры и недоразумения разрешались на основе обычаев.

Рост производительных сил способствовал индивидуализации производства и появлению прибавочного продукта. Это в свою очередь делало возможным присвоение одним человеком излишков, произведенных другим человеком. Появилась заинтересованность в привлечении новой рабочей силы. Военнопленных стали обращать в рабов. Накопленные богатства все больше сосредоточивались в руках отдельных лиц, что содействовало возникновению и развитию частной собственности. Ее становление проходило в острой борьбе с коллективизмом первобытнообщинного строя. Поэтому в эпоху разложения первобытного общества имели место массовые раздачи и даже уничтожение накопленного имущества.

Развитию частной собственности препятствовало сохранение общинной собственности на землю. Индивидуализация труда неизбежно должна была привести к появлению частной собственности на землю. Она зарождалась в еще более острой борьбе, чем частная собственность на движимое имущество. Следствием появления прибавочного продукта и частной собственности было разделение общества на бедных и богатых, на господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. С возникновением классового общества появилось и государство, основное назначение которого заключалось в защите интересов господствующего класса.

Экономические и социальные процессы, имевшие место в эпоху распада первобытнообщинного строя, способствовали дальнейшему росту положительных знаний. Развитие земледелия, особенно ирригационого, привело к упорядочению календаря. Первые календари обычно были основаны на наблюдениях за изменением фаз Луны. Необходимость согласования лунного и солнечного года стимулировала развитие математических знаний. Создание укреплений и постройка транспортных средств способствовали развитию механики. Сухопутные и морские походы, вызванные грабительскими войнами, послужили накоплению наблюдений в области географии и картографии. Ко времени перехода от нижнего палеолита к верхнему относится возникновение искусства, которое является одной из форм общественного сознания. Первобытное искусство возникло из потребностей общественной практики, оно являлось одним из средств познания окружающего мира. Только в процессе трудовой деятельности человек стал создавать художественные образы. Искусство первобытных людей при всей своей примитивности было реалистическим по своему содержанию. Это объясняется тем, что оно было тесно связано с их повседневной жизнью.

Проповедники всех религий и подавляющее большинство буржуазных ученых утверждают, что люди всегда верили в бога, так как религиозное чувство якобы свойственно "природе" человека подобно любви, страху, радости и т. д. В представлении богословов человеческое общество не может существовать без религии, потому что она якобы является основой морали и всей духовной жизни людей. Без религии, согласно их утверждениям, люди давно истребили бы друг друга в междоусобных войнах. Марксистско-ленинская наука об обществе неопровержимо доказала, что никаких врожденных, "изначально" присущих людям идей не существует. Религия не является чем-то вечным, всегда существовавшим. Она возникла на определенной ступени развития общества и, как всякое историческое явление, неизбежно отомрет при определенных условиях, когда исчезнут питающие ее источники.

Религия является одной из форм общественного сознания. Основной признак ее - вера в несуществующий загробный мир, поклонение богам и другим сверхъестественным существам, которые якобы его населяют. Согласно учению Маркса и Энгельса, корни религии надо искать в материальной жизни. Тому или иному общественному строю соответствует та или иная форма религиозного сознания. Всякая религия есть фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни. Земные силы приобретают форму неземных. Так, изобретение каменного ножа - первого орудия - чествовалось много времени спустя после введения в употребление бронзы и железа. С помощью каменных ножей совершались все религиозные жертвоприношения. Глубокое влияние на человечество оказало получение огня с помощью трения. Это отразилось в народных суевериях. Несмотря на то, что со временем люди научились добывать огонь и другими способами, "священный огонь" у большинства народов получали путем трения.

Ленин, вслед за Марксом и Энгельсом, критиковал мнение буржуазных материалистов, что религия является результатом лишь невежества человека, следствием сознательного введения людей в заблуждение со стороны духовенства и церкви. Ленин придавал большое значение выяснению социальных корней религии. Он установил, что религия есть один из видов духовного гнета, лежащего на народных массах, задавленных нуждой и вечной работой на других. Бессилие угнетенных масс в борьбе с эксплуататорами так же порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие первобытного человека в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей и т. п. Ленин отмечал, что религия стремится привить человеку презрение к радостям жизни, она призывает трудящихся к смирению и покорности перед угнетателями, перед судьбой и божьей волей, за что обещает верующим вознаграждение в небесном раю. Лживыми сказками о несуществующей загробной жизни, о небесном рае и адских наказаниях религия пытается отвлечь угнетенные массы от борьбы за лучшие общественные порядки.

Религиозные представления возникли при первобытнообщинном строе на определенной стадии его развития. В остатках эпохи первобытного стада не обнаружено никаких признаков религиозных верований. Сотни тысяч лет прошло со времени очеловечения обезьяны до появления зачаточных религиозных представлений. Древнейшие предки человека, едва вышедшие из звероподобного состояния, не верили ни в духов, ни в богов. Для возникновения религиозных верований необходимо было, чтобы человеческое мышление обладало способностью к образованию более или менее сложных понятий. Между тем, в эпоху первобытного стада мышление людей было лишено способности к отвлечению и обобщению. Такие отвлеченные понятия, как дух, душа, бог, могли появиться лишь в условиях более развитого хозяйства, более сложных общественных отношений. Лишь в период перехода от первобытного стада к родовому строю возникли зародышевые религиозные представления и верования. И они носили реакционный характер, препятствовали пробуждению и развитию научного мышления, накоплению положительных знаний.

С возникновением классового общества изменялись и усложнялись религиозные взгляды людей. Если раньше в фантастических образах отражались только силы природы, то теперь в них олицетворялись и силы общественные. В классовом обществе религиозные предрассудки закреплялись не только невежеством масс, но, главным образом, гнетом общественных отношений. Эволюция религиозных представлений и верований определялась изменением условий материальной жизни общества. Следует, однако, помнить о недопустимости установления механической связи между отдельными религиозными представлениями и условиями хозяйственной деятельности человека. Не всегда представляется возможным ту или иную разновидность религиозных верований механически вывести из экономических потребностей общества.

Одной из древнейших форм религиозных верований людей был фетишизм, под которым разумеют поклонение неодушевленным предметам. Яркие следы фетишизма сохранились в религии древних народов Месопотамии и Египта. У них особенно большое значение имел культ воды. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание разрушительную силу воды во время разливов рек и, наоборот, ее благотворную роль в обеспечении хорошего урожая. Различные места Библии свидетельствуют о почитании древними евреями отдельных предметов, камней и т. д. В древней Греции чудодейственная сила приписывалась камням, горным высотам, рекам и другим предметам и явлениям природы. Камни, деревянные чурбаны и другие предметы почитались также у римлян, германцев, славян, финнов и т. д.

В связи с переходом человека от простого собирания пищи к охоте, а от охоты к скотоводству возникает новая разновидность религиозных верований, которую принято называть словом "тотемизм". Основную черту тотемизма составляет представление о сверхъестественной связи между родовой группой и каким-либо животным (чаще всего), растением. Многие первобытные народности были убеждены в том, что их предками были те или иные животные (тотемы). Охотники и скотоводы почитали животных, видели в них сверхъестественные существа. Родовые группы не убивали своих тотемов и не употребляли их в пищу. Этот запрет строго соблюдался первобытными людьми в начальной стадии развития тотемизма. Впоследствии запрет оставался в силе лишь в отношении отдельных частей тела животного. Тотемизм получил отражение в народных сказках, фольклоре, верованиях многих народов, как современных, так и уже не существующих.

Первоначально в сознании первобытных людей предметы и явления природы представлялись как особые сверхъестественные существа, обладающие волей, сознанием и другими человеческими свойствами. По мере роста производительных сил, накопления опыта и знаний первобытные люди выделяли себя из предметов внешнего мира. Соответственно этому изменялись представления людей о сверхъестественных существах и прекращалось почитание тех предметов природы, которыми они овладели в процессе своей производственной деятельности. В сознании людей сверхъестественные существа стали представляться как особые нематериальные силы, обособленные от реальных предметов и явлений природы. Все человеческие свойства, которыми раньше наделялись предметы и явления природы, стали теперь приписываться обособленным от них самостоятельным духовным существам.

Противопоставление духовных существ материальным приводило к раздвоению мира на два начала: материальное и духовное. Возникло представление о существовании душ и духов. Существа, связанные с определенными вещами, считались душами, а существа, оторванные от предметов и существующие самостоятельно, назывались духами. Первоначальное представление о душе было очень примитивным: она считалась копией, двойником тела. Отсюда делали вывод, что душа умершего человека нуждается в пище, одежде, жилище и т. п. Первобытный человек не мог объяснить, что делается с душою после смерти тела. Это обстоятельство толкало его на мысль о бессмертии души.

Представления о существовании души отдельно от тела были связаны с верованиями в загробную жизнь. Первобытные люди были уверены в том, что душа человека продолжает жить и после смерти. Души покойников продолжают оставаться среди людей, где протекала их земная жизнь, но они могут и отправиться для постоянного пребывания в особую "страну мертвых". Покойники способны оказывать живым большую невидимую помощь, они могут также причинить им громадный вред. Отсюда вытекали разнообразные формы забот о мертвых, чтобы добиться благожелательного отношения их к живым. Заботы о мертвых переросли в культ предков. Поклонение предкам занимало значительное место в религиозных верованиях первобытных людей. Предки рассматривались как хранители накопленного производственного опыта, передававшие свои знания и улучшенные орудия труда новому поколению. Потомки наделяли предка сверхъестественной силой и поклонялись ему как божеству. Культ предков занимал большое место в религиозных верованиях всех народов. Пережитки его сохранились в христианстве, исламе, иудаизме и других современных религиях.

В религии первобытного человека большое место занимала магия, иначе - колдовство. Объясняя все явления природы действиями сверхъестественных сил, человек рассчитывал посредством особых магических заклинаний воздействовать на эти силы в желательном для него направлении. Охотники, прежде чем отправиться за добычей, рисовали на земле изображения животных и поражали их копьями. Они были уверены в том, что, поразив животное на изображении, им нетрудно будет убить его и на охоте. Колдовские действия совершались также во время ловли рыбы. Не менее широкое распространение магия получила в земледелии и скотоводстве. Земледельцы и скотоводы посредством обрядов стремились повысить урожайность земли и размножение животных. При помощи колдовства первобытные люди боролись с болезнями и различными стихийными бедствиями.

Колдовские действия являлись зачатками религиозного культа, к которому относятся различные обряды, молитвы и заклинания, жертвоприношения, богослужения, праздники, посты и т. д. Культ занимает большое место во всякой религии, а магические действия являются составной частью всякого культа. Первоначально культ носил коллективный характер, обряды выполнялись целыми общинами. В классовом обществе духовные лица захватили в свои руки руководство культом и создали сложную систему многочисленных обрядов. Ко времени первобытнообщинного строя относится зарождение религиозных праздников. Дни, когда общины особенно широко прибегали к магическим приемам, стали постепенно превращаться в религиозные праздники. Религиозный культ постепенно усложнялся, что привело к появлению колдунов и знахарей, которые произносили соответствующие заклинания и совершали все важнейшие магические обряды.

Пережитком магии является вера в талисманы и амулеты. Талисман - предмет, обладающий, по понятиям суеверных людей, чудодейственным свойством приносить его носителю всякие блага, удачу и счастье. Подобные свойства приписываются и амулету, функции которого несколько ограничены по сравнению с талисманом и сводятся преимущественно к защите от несчастья, болезней, колдовства и т. п. Оба эти понятия настолько близки друг к другу, что иногда употребляются как синонимы. В качестве талисманов и амулетов используются части человеческого тела (кости, зубы, волосы), изображения животных и насекомых, куски пергамента с написанными на них колдовскими формулами и т. п. Нательный крест у верующих христиан - это тоже по существу талисман. Вера в талисманы и амулеты, возникшая в первобытном обществе, получила впоследствии широкое распространение во всех странах мира и особенно на Востоке.

С образованием классов и появлением государственной власти изменялись представления людей о сверхъестественном мире. Духи стали делиться на высших и низших, а затем превратились в богов. Религия постепенно приобретала политеистический характер, т. е. возникла вера в существование многих богов. Только с образованием крупных государственных объединений и возникновением монархической формы правления были созданы условия для появления и развития монотеизма - веры в единого всемогущего бога.

При первобытнообщинном строе община полностью поглощала отдельную личность, вследствие чего отсутствовало понятие об индивидуальной ответственности людей перед божествами за свое поведение в земной жизни. Такое понятие могло выработаться только в результате индивидуализации производства и разложения родового строя, когда отдельные лица стали отвечать за свои поступки и действия. Поведение же их не всегда одинаково: в одном случае они заслуживают награды, в других - наказания. Соответственно этому неодинаковым представляется индивидуальное воздаяние в загробной жизни, с чем связано возникновение веры в рай и ад.

В классовом обществе религия становится важным средством оправдания эксплуатации и укрепления власти правящей верхушки. По образу и подобию земных правителей боги всесильны и недосягаемы, так как обитают где-то на небесах. В качестве богов начинают выступать носители государственной власти - цари, фараоны и прочие деспоты. В честь обоготворенных царей совершались всевозможные обряды и устраивались торжественные церемонии. Вера в недосягаемого, всеведущего бога отражала ту глубокую пропасть, которая отделяла рабовладельцев, царей и их ставленников от простого народа.

При обсуждении проблемы происхождения человеческого общества исследователи вынуждены в значительной степени опираться на умозрительные гипотезы и предположения. Эти гипотезы, однако, не всегда беспочвенны, порой они основаны на вполне реальных данных.

Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет собой самую сложную проблему первобытной истории. За отсутствием каких-либо прямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных. Это, с одной стороны, сведения о стадных взаимоотношениях у обезьян, с другой- некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнографии, которые в большей или меньшей степени могут рассматриваться как пережитки древнейшего, дородового состояния человечества. Сопоставление и анализ этих данных позволяют составить общее, хотя во многом и гипотетическое, представление об общественной жизни того времени, но, конечно, и оставляют место многочисленным неясностям, чисто логическим догадкам, спорным предположениям.

Начальную форму организации общества называют первобытным человеческим стадом. Термин " первобытное человеческое стадо " хорошо передаёт своеобразие организации древнейших и древних людей, её переходное состояние от предшествовавшего человеческого стада животных к сформировавшемуся обществу.

Эпоха первобытного человеческого стада, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. С возникновением трудовой деятельности было связано не только изменения отношений человека к природе, но и изменения отношений между членами первоначального человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи первобытного человеческого стада совпадает с появлением искусственных орудий труда. Конец эпохи первобытного человеческого стада совпадает с окончанием мустьерской эпохи, с переходом от раннего к позднему палеолиту.

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что родовой строй не мог возникнуть сразу в готовом виде,- всё это показывает, что первобытное человеческое стадо не было застывшей во времени, единообразной формой. Поэтому различают раннее стадо людей и более развитое стадо неандертальцев.

Первобытное человеческое стадо представляло собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннего палеолитического человека и и трудности добывания пищи. Таким образом, сложно представить, что первобытное человеческое стадо состояло больше чем из нескольких десятков, скорее всего, 20-30 взрослых членов.

Жизнь первобытного человеческого стада, видимо, не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Об относительной оседлости говорит и большое количество пещерных стойбищ раннепалеолитического времени, раскопанных в разных частях Евразии. Эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других- на протяжении жизни многих поколений. В установлении оседлого образа жизни важную роль сыграло развитие охоты.

Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древнейших людей- собирательство или охота- была основой их жизни. Вероятно, соотношение их было неодинаково в разные исторические эпохи, в разные сезоны, в разных географических условиях. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.

Объектами охоты в зависимости от фауны той или иной области были различные животные. Иногда среди костей животных, обнаруженных на шельских и ашельских стоянках, попадаются кости даже таких крупных животных, как слоны. Охоту на крупных животных, особенно на тех из них которые держатся стадами, трудно представить без загонного способа. Вооружение ашельского охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Вероятно их пугали шумом, огнем, камнями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и разбивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему охота, и прежде всего охота на крупных животных, была той формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность первобытного человеческого стада, заставляла его членов все теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма.

Предки человека были стадными животными, их поведение определялось не только стадными, но, так же как и поведение всех животных, чисто эгоистическими рефлексами. Это положение не могло не сохраниться и в раннем человеческом стаде. Более того, существует мнение, что после того, как человек научился изготавливать орудия, столкновения в стаде участились и стали более ожесточенными. Это мнение может быть справедливым только от части, так как его сторонники оставляют без внимания факт устойчивости первобытных коллективов. Если бы столкновения были массовыми, то оно не смогло бы существовать и развиваться до более высоких форм социальной организации. Но так или иначе, несомненно, в первобытном человеческом стаде шла острая борьба между эгоистическими и стадно-коллективистскими формами поведения. И столь же несомненно, что первые постепенно вытеснялись вторыми, так как в противном случае стадная организация никогда не переросла бы в родовую.

Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильно были выражены социальная связь и взаимопомощь, которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитное объединение. Совместная защита от хищных животных, поддержание огня- всё это способствовало консолидации первобытного человеческого стада, развитию сначала инстинктивных, а затем осознанных форм взаимопомощи. Но особенно большой прогресс в изживании животного эгоизма приходится на заключительный этап существования первобытного человеческого стада - мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые косвенные свидетельства заботы о членах коллектива- неандертальские погребения.

Одной из основных линий борьбы биологических и социальных начал в первобытном человеческом стаде были половые отношения. Здесь животные инстинкты должны были сказаться с особенной силой, а следовательно, и претерпеть сильнейшее давление со стороны развивающегося общества.

Потребности развития человеческого стада чем дальше, тем больше требовали обуздания животного эгоизма в половой сфере, однако вопрос о том, в каких формах протекал этот процесс, составляет загадку древнейшей истории человечества. Поэтому многие ученые считают, что первобытное человеческое стадо как начальная форма общественной организации могло возникнуть лишь в результате растворения в нем зоологических семей и взаимной терпимости взрослых самцов, т.е. установление не регламентированных половых отношений, или промискуритета (promiscuus- общедоступный).

Несомненно одно, что родовой строй с присущей ему формой брачной организации не возник сразу, что ему предшествовал длительный период, на протяжении которого человеческое стадо еще только подходило к выработке брачных институтов последующего времени.

Происхождение мышления и речи представляет собой сложную проблему истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса. Прежде всего, это сравнительная психология, сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология.

Мышление и речь возникли одновременно. Появление простейших сознательно изготовленных орудий труда, защиты или нападения уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они, в свою очередь, должны были передаваться либо от одного члена к другому, либо как сумма приобретённого опыта должны были передаваться следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации_ звуковые символы для их обозначения и передачи.

Дальнейшее развития мышления и речи шло по восходящей кривой вместе с развитием орудийного парка.

Однако есть веские основания полагать, что полное развитие членораздельной речи связано только появлением человека современного вида. При изучении древних гоминид было показано, что по величине мозга некоторые группы палеоантропов не только не уступали современному человеку, но и превосходили его. Но структура мозга была гораздо более примитивной, в частности, лобные доли отличались заметной уплощённостью. А именно в них и расположены центры высших функций мышления- ассоциации, образование абстрактных понятий. Поэтому можно достаточно определённо утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего к позднему палеолиту, а вмести с ним прогрессивное преобразование претерпела и звуковая речь.

Не менее сложную проблему составляет реконструкция идеологических представлений членов первобытного человеческого стада. Большую роль в её решении могут сыграть неандертальские захоронения. Почти все они были обнаружены на периферии пещерных жилищ, в неглубоких ямах, вырытых в культурном слое или выдолбленных в каменном полу пещеры и засыпанных землёй.

Возникновение социальных связей и норм_достаточное, но не единственное возможное объяснения мотивов неандертальских погребений. Уже давно обратил на себя внимания тот факт, что костяки захороненных, как правило, ориентированы по линии восток-запад, т.е. их положение как-то увязано с движением солнца. Многие ученые считают возможным, что в поздних неандертальских погребениях отразилось зарождение примитивных религиозных представлений, в частности погребального культа.

Однако знания о мозге неандертальца свидетельствуют, что у него не могло быть сколько-нибудь оформившихся отвлеченных представлений и что даже простейшие из этих представлений могли зародиться в лучшем случае в позднемустьерское время.

Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает паука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы, Азии и Африки, отличавшихся тёплым и влажным климатом, обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длительного развития, охватывающего ряд переходных ступеней, от этих отдалённых предков произошёл человек.

Появление человека было одним из величайших поворотов в развитии природы. Этот поворот совершился тогда, когда предки человека стали выделывать орудия труда. Коренное отличие человека от животного начинается только с изготовления орудий, хотя бы самых простых. Некоторые животные, как,например,обезьяны, нередко пользуются палкой или камнем, чтобы сбить плоды с дерева, защититься от нападения. Но ни одно животное никогда не сделало даже самого грубого орудия. Условия повседневной жизни толкали предков человека к изготовлению орудий. Опыт подсказывал им, что заострённые камни можно использовать для защиты от нападения или для охоты на животных. Предки человека стали выделывать каменные орудия, ударяя одним камнем по другому. Этим было положено начало изготовлению орудий. С изготовления орудий начинается труд.

Благодаря труду передние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. Об этом свидетельствуют найденные археологами останки обезьяно-человека - переходной ступени от обезьяны к человеку. Мозг обезьяно-человека был гораздо меньше человеческого, а его рука уже сравнительно мало отличалась от человеческой. Таким образом, рука - не только орган труда, но и его продукт.

По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека всё более усваивали прямую походку.

Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что сыграло очень важную роль в формировании человека.

Предки человека жили ордами, стадами; стадами жили и первые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть в животном мире: связь по труду. Люди сообща выделывали орудия и сообща их применяли. Следовательно, возникновение человека было вместе с тем возникновением человеческого общества, переходом из зоологического состояния в общественное.

Совместный труд людей привёл к возникновению и развитию членораздельной речи. Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мнениями и добиваются взаимного понимания.

Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможны совместные действия людей в борьбессилаги природы, невозможно само существование общественного производства.

Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на усовершенствование организма человека, на развитие его головного мозга. Развитие языка тесно связано с развитием мышления. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, совершенствовались органы чувств. Трудовые действия человека в отличие от инстинктивных действий животных стали носить сознательный характер.

Таким образом, труд - «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека»1. Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.

Еще по теме Возникновение человеческого общества.:

  1. Возникновение новой парадигмы отношений власти, общества и политического публициста. Концепция плюрализма
  2. Вопрос 7. Социальные регуляторы первобытного общества, возникновение права. Понятие и признаки права
  3. РАЗДЕЛ I. Регулирование слияния путем поглощения одного или более обществ другим обществом и слияния путем обраіования нового общества

Главная / Основные методологические проблемы теории медицины / Теория состояний: уровневая концепция объекта медицины / Возникновение человека и формирование человеческого общества

Возникновение человека и формирование человеческого общества есть гигантский качественный скачок в развитии природы. При всей непосредственности связей человека с природой, обусловленных его анатомо-физиологической организацией, человек выделяется из природы благодаря труду.

Производительная деятельность человека означает, что он активно воздействует как на окружающую, так и на свою собственную природу. И по мере развития человека и человеческого общества это воздействие становится все более глубоким.

Ф. Энгельс говорил: «...животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней» 1 .

Возникновение человека и человеческого общества означало появление новой, высшей формы движения материи - социальной, законы которой играют определяющую роль в развитии человека.

3. П. Соловьев справедливо отмечал, что так как человеческий организм становится участником социальных процессов, то он в своем развитии и в своих действиях не ограничен уже рамками только того органического тела, которое является объектом изучения в биологической лаборатории, и всякая попытка рассматривать человеческий организм вне общества, в отрыве от общества является только произвольной и совершенно искусственной абстракцией.

Если для животного средой его обитания, средой, в которой оно постоянно находится и с которой осуществляются все его жизненные связи и взаимодействия, является природа, то для человека, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, природа и история - это два основных элемента среды, в которой мы «живем, движемся и проявляем себя».

Оценка воздействия «истории», т. е. условий социальной жизни, на человека занимает важное место в медицинской науке и имеет большое значение для правильного понимания физиологии и патологии человека.

Ф. Энгельс пишет: «Нормальное существование животных дано в тех одновременных с ними условиях, в которых они живут и к которым они приспособляются; условия же существования человека, лишь только он обособился от животного в узком смысле слова, еще никогда не имелись налицо в готовом виде; они должны быть выработаны впервые только последующим историческим развитием. Человек - единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния; его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим» 2 .

Среда, окружающая человека, представляет собой в значительной мере результат человеческой деятельности, результат общественного производства. По мере развития производства человек приобретает все больше возможностей для изменения природы применительно к своим интересам.

Иначе говоря, условия жизни человека, среда его обитания есть прежде всего среда социальная, созданная трудом человека, представляющая собой результат развития общества.

Но было бы ошибочно сводить окружающую человека среду только к социальным условиям его жизни, ибо далеко не все, что окружает человека, является производным человеческой деятельности (климатические условия, рельеф, гидрографические условия, почва, флора и фауна).

Однако влияние этих природных условий на человека не является непосредственным: во-первых, современный человек оказывает воздействие на климат, рельеф и гидрографические условия; во-вторых, взаимодействие человека и природы всегда опосредовано продуктами человеческого труда: либо орудиями производства, применяемыми человеком в целях воздействия на природу, либо другими продуктами труда, которые человек ставит между собой и природой, защищая себя (жилище, одежда) от ее вредных воздействий, исключая непосредственное воздействие природы на человека.

29) В зависимости от того, какие качества те или иные философы рассматривали как существенные в человеке, определяющие его качественное отличие от других объектов, выделяются основные философские традиции (модели, концепции) исследования человека.

Рационалистическая (лат. ratio – разум) традиция изначально формируется в античной философии в философских концепциях Платона и Аристотеля, утверждавших, что тело человека преходяще, а душа (у Аристотеля - разумная душа) существует вечно. В рамках рационалистической традиции человек рассматривается как «разумное животное» (animal rationale). Сущностью человека, системообразующим центром всех проявлений его бытия, является сознание, душа (духовность), наличие которой отличает человека от животных, возвышает человека над природой. В рамках рационалистической традиции можно выделить два своеобразных аспекта понимания духовности как сущности, определяющей специфичность человека. Эти аспекты являются основой формирования соответственно двух ответвлений рационалистической традиции – собственно рационалистической и рефлексивной.

В рационалистической модели человека его духовная сущность отождествляется с разумом, мышлением. Сущность человека, утверждают сторонники этого подхода, проявляется в том, что он мыслит, имеет сознание (Р. Декарт, Б. Паскаль, Г. Гегель и др.).

Картезианский принцип «Я мыслю, следовательно, я существую» соединяет воедино бытие человека и его духовно-мыслительную сущность. В мышлении человек осознает собственную самотождественность и отвечает на вопрос «Я знаю, что Я есть Я». Приобретая разумную душу, человек выходит за рамки природного существования, становится, по выражению Г. Гегеля, «свободным от природы». Следовательно, знание, духовность есть то, что возвышает человека над природой, отличает от природы. Природные характеристики человека в этой модели второстепенны и не имеют принципиального значения для его понимания.

30) Личность

(философ.) - внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (в возможности) формы бесконечного содержания (ибо мы можем все полнее и полнее понимать истину и стремиться к осуществлению все более и более совершенного блага), то Л. человеческая имеет, в принципе, безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в Л., действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная, или восполненная, Л., так же как Л. есть сосредоточенное, или сжатое, общество. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее; так, с установлением государственного порядка вместо родового быта кровная родственная связь лиц не теряет своего значения, а только перестает быть принципом самостоятельных и обособленных групп (родов), ограничиваясь лишь частным или домашним союзом семейным, не имеющим уже ни внутренней юрисдикции, ни права кровавой мести. Началом прогресса от низших форм общественности к высшим является Л. в силу присущего ей неограниченного стремления к большему и лучшему. Л. в истории есть начало движения (динамический элемент), тогда как данная общественная среда представляет консервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда Л. чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнее ограничение своих положительных стремлений, тогда она становится носительницею высшего общественного сознания, которое рано или поздно упраздняет данные ограничения и воплощается в новых формах жизни, более ему соответствующих. Разумеется, не всякое столкновение Л. с обществом имеет такое значение; есть существенное различие между преступником, восстающим против общественного порядка в силу своих злых страстей, и историческим героем, как Петр Великий, сознающим и создающим взамен старого новый порядок жизни, хотя между такими крайними проявлениями личной силы есть точки соприкосновения и промежуточные звенья, вследствие чего коренное различие не всегда ясно представляется обеим сторонам и возникают трагические положения в истории.

В родовом быту за Л. признается действительное достоинство и права лишь в силу принадлежности ее к данному роду. Те лица, которые впервые замечают несоответствие этого положения внутреннему значению Л., становятся носителями сверхродового сознания, которое сейчас же стремится к воплощению в новых общественных формах: эти лица собирают вольные дружины, основывают города и целые государства. В пределах государственного порядка, при котором человеческая жизнь разделяется на частную, или домашнюю, и всенародную, или публичную, Л. имеет более свободы в первой и более широкое поприще во второй (сравнительно с родовым бытом, где эти две сферы находятся в слитном состоянии). Тем не менее и государство, как союз национально-политический, не может представлять собою окончательное осуществление и удовлетворение Л. в ее безусловном значении. Совершенным восполнением Л. может быть только общество неограниченное, или универсальное. Впервые носительницею универсального сознания Л. человеческая выступает в буддизме - первой религии, возвысившейся над национально-политическими разделениями и обращавшейся ко всем людям; вместо национальных богов абсолютное значение приписывается святому мудрецу, собственным личным подвигом освободившемуся от всех условий действительного бытия и проповедующему такое освобождение всем тварям. Здесь, таким образом, безусловное значение Л. понимается отрицательно, как полное упразднение всякой объективной среды (Нирвана). Развитие гуманитарной культуры в классическом мире (особенно греческая философия) создает для Л. новую, чисто-идеальную среду; высший представитель человечества - философ - сознает свое безусловное значение, поскольку он живет в истинносущем умопостигаемом мире идей (платонизм) или всеобъемлющей разумности (стоицизм), презирая кажущийся мир преходящих явлений. Но это ограничение истинной жизни одною идеальною сферой требует практически такого же самоотрицания действительного живого человека, какое проповедуется буддизмом. Положительное утверждение своего безусловного значения Л. находит в христианстве как откровении совершенного Лица - богочеловека Христа - и обетовании совершенного общества - Царства Божия. Задачу христианской истории составляло и составляет воспитание человечества для перерождения его в совершенное общество, в котором каждая Л. находит свое положительное восполнение или действительное осуществление своего безусловного значения, а не внешнюю границу для своих стремлений. Изначала с возникновением универсального сознания Л. мы находим в истории стремление к созданию сверхнародных организаций, ей соответствующих (всемирные монархии древности - см. Всемирная монархия, - затем средневековая католическая теократия, наконец, различные международные братства и союзы в новые времена). Но это лишь попытки, более или менее далекие от идеала истинного лично-общественного универсализма, т. е. безусловной внутренней и внешней солидарности каждого со всеми и всех с каждым; осуществление этого идеала, очевидно, может совпасть только с концом истории, которая есть не что иное, как взаимное трение между Л. и обществом.

31) Анализ процесса формирования и развития личности достаточно широко представлен в отечественной и зарубежной социологической, психологической и педагогической литературе. Достаточно лишь перечислить наиболее значимых исследователей: Д.Бромлей, Э.Дюркгейм, М.Мид, Ж.Пиаже, Б.Спок, З.Фрейд, Э.Эриксон, К.Юнг Б.Ананьев, В.Бехтерев, Н.Блонский, Л.Божович, Л.Выготский С.Иконникова, И.Кон, А.Леонтьев, В.Лисовский, А.Личко, А.Макаренко, В.Сухомлинский, Л.Уманский К.Ушинский, В.Шубкин, П.Якобсон.

Основываясь на этих и других работах, авторы, синтезируя разработки в рамках трех предельно укрупненных подходов - биогенетического, психогенетического и социогенетического с упором на последний, обращают особое внимание на социальную сторону процесса формирования и развития личности от рождения до окончания молодости. Обязательно связывая этот процесс с социальной политикой в отношении детей и молодежи на социетальном и институциональном уровнях как сложной совокупности прямых и косвенных воздействий, формулирует основные законы развития, обосновывает логику государственной социальной (в том числе и молодежной) политики, а также ее структуру, исходя из тенденций развития человеческого общества на рубеже веков.

В результате формулируется еще один подход к процессу развития на основе его максимального укрупнения, выделения социального смысла основных этапов и обозначения ключевых функций каждого из них, причем как в отдельности, так и во взаимосвязи друг с другом, а заодно, и обозначения генеральных тенденций. Таких этапов (периодов) можно выделить пять: период внутриутробного раз­вития (от зачатия до рождения), раннее детство (от рождения до приблизительно 2 лет), детство (от 2 до 7 лет), переходный к отрочеству собственно отрочество (от 8 до 13 лет), юность (от 14-15 до 17-18 лет). Кратко, в рамках раздела, характеризуя основные этапы, выделяются их социальная специфика и основные функции.

Так, задача первого этапа заключается в закладке фундамента социального доверия к внешнему миру. В этот период из оплодотворенной клетки формируется человек с весьма богатым набором признаков, с быстро проявляющимися чертами характера и эскизно - с комплексом других характеристик. В общих чертах проявляется генетическая программа. Поступающая к нему в этот период информация способна оказывать воздействие на формирование характера. Но становится ясно, что движение информационных потоков, до известной степени, можно регулировать. Можно довольно точно просчитать последствия, а значит, выйти на уровень формирования систем, способных, с одной стороны, оказывать воздействие на развитие процесса в позитивном ключе, а с другой, блокировать развитие негативных характеристик. Возможности открываются огромные. Но не следует и преувеличивать их. Ибо личность все же не tabula rasa.

Уже только это задает целый комплекс сложнейших задач, связанных с обеспечением достойных условий (и материальных, и духовных) для молодой семьи, своевременного и качественного воспитания. Это, прежде всего, ориентация на взвешенный подход к социальной политике, определению потолков возможностей работы с детьми, молодыми людьми, взрослыми, с использованием всех возможных способов и каналов, с вычислением возможностей каждого из них и в совокупности.

Развитие во втором периоде (от рождения до, приблизительно, 2-х лет) личность обретает чувство автономии и личной ценности, но в то же время и стыда, сомнения; что очень важно, чувство любви, а по своим итогам определяет то, что ранее было названо "доверием к миру". Важность социальных условий здесь трудно переоценить. Их эффект в данном возрастном периоде становится основой успеха или неуспеха дальнейшего развития личности, освоения ею многообраз­ных социальных ролей. Возможна альтернатива: либо при благопо­лучном, доброжелательном отношении родителей у ребенка создается открытое отношение к информации, ее накоплению и осмыслению, что, в свою очередь, задает нарастающий темп развития (разви­тие с ускорением). Либо в неблагоприятной или агрессивной среде, Где любая информация может нести угрозу, боль, страх, в ребенке восстанавливаются закодированные в генетических структурах защитные реакции (память предков). Но в данном случае нарушается один из важнейших императивов: "ребенок в детстве не должен знать зла", ибо оно формирует в русле иного, не соответствующего действительному, статуса личности, совсем другие реакции, совокупность которых условно квалифицируется как ""комплекс зверя" (А.А.Козлов). Данный комплекс аналогичен тому, что проявляется с рождения у каждого животного. Однако именно он, не соответствуя человеческой природе, начинает тормозить развитие маленького человека, в конечном счете, резко снижает потолки его возможностей Либо, в редких случаях, фокусируется в патологических знаменитостях.

Это начало периода осознания ребенком своего отличия от других, своей особости (наиболее ярко он проявляется от 2 до 7 лет, а оформляется окончательно в юности), за которыми стоит проблема прав личности.

Известно, что сегодня в России около трети семей не справляется или с трудом справляется с воспитанием своих детей. Это отправная точка расчета масштабов социального брака. От нее можно вести расчет количества недовоспитанных, недоученных, просто брошенных и т.д. детей. А следовательно, как вносить поправки в осознание возможностей самого общества, на плечах которого лежит данный груз, так и проектировать реальные цели в работе с семьями, детьми и молодежью.

Третий период - от 2-х до 7 лет, в котором формируется чувство инициативы, желание сделать что-то. Этому периоду свойствен­ны две основные функции.

Во-первых, освоение основных понятий мира и постижение их смысла: добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия, своих прав и обязанностей, свободы и необходимости, Родины и т.д. А вместе с ними и усвоение основных общецивилизационных понятий, норм, правил, по которым живут люди. Здесь формируется тот важнейший механизм личности, который можно назвать "внутренним нравственным сторожем", функция которого удерживать личность в рамках нормы и предупреждать отклонения. Причем, данный процесс идет на базе уже выработанных свойств и отношений, что либо укрепляет личностные структуры и создает мощные предпосылки для ее дальнейшего развития, либо же, напротив, задержи­вает этот процесс, способствует искаженному или частичному усвоению основных понятий и норм. Недостаток или незначительный вес одного или нескольких из них способны деформировать всю ценностную структуру ребенка, молодого человека.

Во-вторых, данному периоду присуща функция обучения базо­вым основам: чтению, письму, счету. Говоря об этой функции, следует особо подчеркнуть, что речь идет вовсе не о занимательном педагогическом эксперименте, а о задаче, имеющей общенациональную значимость, решение которой способствует превращению России во вновь высокообразованную нацию, а значит, и выводит ее в разряд лидеров развития. Многовековой опыт и масштабные педагогические эксперименты в различных странах (в частности, в Японии) показывают, что процесс направленного обучения, начатый с 2-3 летнего возраста и построенный по особым индивидуальным и отчасти групповым методикам, естественно вписанным в структуру детских игр, дает результаты намного превосходящие процесс обучения, построенный по ""классическим" схемам. Вспомним А.Эйнштейна, сказавшего, что самая сложная физическая теория - это детская игра по сравнению с детской игрой. Раннее обучение существенно расширяет кругозор ребенка, стимулирует развитие его интеллекта, дает навык естественной грамотности и способствует очень быстрому и качественному усвоению знания. Доказано, что тренированный и ориенти­рованный на развитие интеллект не только гарантия усвоения и переработки больших объемов информации. Это реальная возможность уложиться в постоянно растущую норму информации, воспринять ее во всем многообразии связей и отношений и позитивных смыслов. В ином случае мы встречаемся с массовым явлением недоученности. Не получив закалки ранним обучением, ребенок усваивает знания частично. И в результате, вместо более или менее стройной системы знания, становится носителем бесформенного конгломерата, быстро распадающегося и стареющего в своей информационной основе. Недоученность в раннем возрасте - еще один барьер, мешающий впоследствии молодому человеку максимально полно самореализоваться, провоцирующий неравенство возможностей, разного рода девиации.

Однако у проблемы раннего обучения довольно много ограни­чений социального порядка. Во-первых, это расположенность и готовность родителей, понимание ими серьезности работы по обучению ребенка. Особенно сегодня, когда система образования пребывает в крайне печальном состоянии, а платное обучение доступно лишь меньшинству населения. Значительные массивы молодежи вследствие действия закона РФ «Об образовании» оказываются отрезанными от возможностей развития, будучи отсеянными на уровне 9-го класса. в целом же, своей образовательной политикой государство поставило себя и общество перед рядом трудноразрешимых и вовсе неразрешимых проблем (миллионы малограмотных и неграмотных, наркоманов, молодых преступников и т.д.).

Понимание необходимости раннего обучения своих детей присутствует в ярко выраженной форме только у интеллигенции, большинство которой влачит в новой России жалкое существование, решая проблему раннего обучения своих детей самостоятельно, либо у части ""новых русских", понимающих важность данной задачи и способных нанять гувернеров и домашних учителей. Но здесь сразу проявляется один из социальных (а в ряде случаев и генетических) первоисточников неравенства возможностей, ибо у отставшего ребенка мало шансов догнать ушедшего вперед. Во-вторых, требуется не только понимание, но и знание соответствующих методик и умение творчески ими пользоваться, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В-третьих, существенную роль в любой социальной группе играет чувство любви к своему ребенку и основанная на чувстве ответственности за его будущее готовность жертвовать своими благами, в том числе и материальными, временем, физическими силами. Понятно, что в неблагополучных и малообеспеченных семьях проблема раннего обучения вовсе не ставится.

Четвертый этап - отрочество - связан с накоплением массы информации, закреплением полученных навыков и норм и, в сущности, количественно и качественно подводит итоги формирования и развития личности в детском возрасте. Здесь возможен достаточно точный прогноз дальнейшего развития молодого человека. Однако по своим возможностям данный этап не является сколько-нибудь определяющим для основной массы подростков.

Пятый этап - юность (от 14 до 18 лет). По данному периоду существует весьма обширная литература. А потому следует остановиться на самом в социологическом плане существенном. Во-первых, в этом периоде кардинально изменяется способ мировосприятия. Из плоскостного, двумерного, в основном, укладывающегося в рамки простых ограничителей типа: да- нет", "можно- нельзя", "хорошо- плохо", оно становится многомерным и диалектическим. Перед молодым человеком встают совершенно иные, нежели в детстве, требования, определяемые непосредственной близостью взрослой жизни, и от нее идущие.

Во-вторых, совершенно иной становится роль практической (прежде всего, трудовой) деятельности. Мотивы игры естественно отходят на второй план, усиливается прагматический компонент деятельности.

В-третьих, молодой человек становится все более реальным субъектом взрослой ролевой композиции.

В-четвертых, резко возрастает роль самоотдачи и отдачи результатов своей деятельности другим, обществу. По М.Лермонтову, {личность начинается не с самоутверждения, а с самоотдачи". И если в детском периоде ребенок только берет, и его развитие во многом зависит от того, насколько родителями, обществом целесообразно было организовано потребление, то в фазе юности дальнейший успех определяется уже соотношением потребления и отдачи. Причем отдача в различных ее формах (трудовая деятельность, творчество, самодеятельность и т.д.) должна идти по нарастающей и обретать адекватный социально-нравственный и гражданский смысл.

На основе анализа процесса формирования и развития личности в детском и юношеском возрасте возможно сформулировать основные законы развития.

Первый закон - "закон обратной перспективы ". Наблюдателю кажется, что значение перечисленных этапов идет по нарастающей - от предыдущего к последующему. Однако в действительности дело обстоит наоборот: важность каждого последующего этапа снижается в отношении предыдущих, ибо каждый последующий этап - их следствие.

Второй закон - "взаимозависимости и взаимообусловлен­ности этапов". Суть его в том, что данные этапы обязательно присутствуют в процессе развития личности. А некачественное (по различным причинам объективного и субъективного порядка) прохождение первого этапа серьезно осложняет прохождение второго, а суммарно первого и второго - определяет неуспех в третьем этапе и т.д. Однако, если в первых трех этапах не реализованы их основные функции, то освоение последующих становится весьма проблематичным и требует специальных и дорогостоящих усилий по коррекции развития. Сам же процесс и вся логика развития в данном случаеподвержены серьезным деформациям с негативным социальным эффектом. Здесь-то и заложены почти все социальные беды, которые общество обречено переживать в дальнейшем. Если не вечно. Ибо такого рода системный брак имеет свойство к воспроизводству.

Третий закон- "социальных пределов". Хотя лучше было бы назвать его законом «социальной обреченности». Как уже говорилось, при квалифицированном воздействии даже очень заброшенный, но без психической патологии ребенок или подросток имеет возможность исправиться. Хотя, как показывает опыт, не во всех случаях. Но все дело в том, что в большинстве случаев никаких позитивных изменений в его окружении, в условиях его жизни не происходит. А в периоды кризисов, в посткризисные времена, при слабости целенаправленной социальной и молодежной политики, при ограниченности средств и т.д., такая ситуация в массе своей имеет тенденцию только к ухудшению. Самостоятельно же выбраться из чащи проблем молодой человек, как правило, оказывается неспособным. В итоге оказывается, что родившийся и выросший в "трудной" среде подросток, почти стопроцентно обречен быть "трудным" и аутсайдером со всеми вытекающими последствиями.

Четвертый закон - "соответствия алгоритмов личности и системы". Суть его в том, что имеющие свои специфические природу и свои интересы социальные системы (в том числе, и государство) в значительной степени обеспечивают собственную устойчивость и долговечность если соотносят свои интересы и выстаивают свою логику в соответствии с интересами и логикой развития личности, учитывая при этом специфику этапов и законов развития и прилагая максимально возможные усилия по их реализации. Кстати, здесь заложена самая сильная характеристика современных демократий. Подчеркнем, именно демократий, а не так называемых социальных государств. Но такая деятельность возможна лишь в том случае, если личность является целью, а не средством.

Пятый закон- "закон следствия" Ни одно общество, государство, находящееся в кризисе и не определившее идеологии и перспектив развития, лишенное духовных основ и, главное, не нашедшее приложения своим молодым гражданам, не может рассчитывать в перспективе и на улучшение качественных характеристик развития молодежи и на улучшение собственного положения.

Переход, с одной стороны, к совершенным технологиям и рост общественного богатства, а с другой - трансформация обществ, составляющих человечество в демократии, привели к существенному изменению положения и роли человека. Он в реальности становится своего рода системообразующей основой. Его алгоритмы начинают доминировать, задавая соответствующий настрой алгоритмам государства, уже как институту, обслуживающему потребности человека и общества. Таким образом меняется последовательность звеньев социальной цепи. Вместо "государство - общество - человек" возникает последовательность типа "человек - государство - общество", высвобождая постепенно место для следующей закономерной связи "человек - общество - государство", в рамках которой только и возможно соответствие алгоритмов, но не их однобокое подчинение. В противном случае, возникает опасность разрушительного резонанса и, как следствие, - распада всей цепи. Вопрос лишь в том, является пи третий вид соотношения последним и не влечет ли разрушительного резонанса закономерно? Ответ на этот вопрос пока остаётся открытым.

В любом случае следует помнить, что сформулированные закон суть необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами. Они объективны. Их нельзя ни отменить, ни изменить. Образно говоря, это они выбирают нас, а мы можем им соответствовать.

32) Це́нность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

§ Собственнопредметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

§ Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

§ Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

§ Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это - научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.

§ Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени - искусство.

§ Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура - идеи, замыслы художника - может воплощаться в материальных вещах - книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом - от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

  • II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.
  • II. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ТУРАГЕНТЕ, РЕЖИМЕ ЕГО РАБОТЫ И РЕАЛИЗУЕМЫХ ИМ УСЛУГАХ
  • II. Когда те три вида любви должным образом подчинены друг другу, они совершенствуют человека; когда же нет - портят его и переворачивают его вверх ногами.
  • II. Новое рождение может осуществить лишь Господь с помощью двух средств - милосердия и веры, и при содействии самого человека.

  • ПЕРВОБЫТНО–ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

    ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА

    ГЛАВА I

    Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает наука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы, Азии и Африки, отличавшихся тёплым и влажным климатом, обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длительного развития, охватывающего ряд переходных ступеней, от этих отдалённых предков произошёл человек.

    Появление человека было одним из величайших поворотов в развитии природы. Этот поворот совершился тогда, когда предки человека стали выделывать орудия труда. Коренное отличие человека от животного начинается только с изготовления орудий, хотя бы самых простых. Некоторые животные, как, например, обезьяны, нередко пользуются палкой или камнем, чтобы сбить плоды с дерева, защититься от нападения. Но ни одно животное никогда не сделало даже самого грубого орудия. Условия повседневной жизни толкали предков человека к изготовлению орудий. Опыт подсказывал им, что заострённые камни можно использовать для защиты от нападения или для охоты на животных. Предки человека стали выделывать каменные орудия, ударяя одним камнем по другому. Этим было положено начало изготовлению орудий. С изготовления орудий начинается труд.

    Благодаря труду передние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. Об этом свидетельствуют найденные археологами останки обезьяно–человека – переходной ступени от обезьяны к человеку. Мозг обезьяно–человека был гораздо меньше человеческого, а его рука уже сравнительно мало отличалась от человеческой. Таким образом, рука – не только орган труда, но и его продукт.

    По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека всё более усваивали прямую походку. Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что сыграло очень важную роль в формировании человека.

    Предки человека жили ордами, стадами; стадами жили и первые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть в животном мире: связь по труду. Люди сообща выделывали орудия и сообща их применяли. Следовательно, возникновение человека было вместе с тем возникновением человеческого общества, переходом из зоологического состояния в общественное.

    Совместный труд людей привёл к возникновению и развитию членораздельной речи. Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мнениями и добиваются взаимного понимания.

    Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможны совместные действия людей в борьбе с силами природы, невозможно само существование общественного производства.



    Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на усовершенствование организма человека, на развитие его головного мозга. Развитие языка тесно связано с развитием – мышления. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, совершенствовались органы чувств. Трудовые действия человека в отличие от инстинктивных действий животных стали носить сознательный характер.

    Таким образом, труд – «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.