Подводные пирамиды йонагуни в японии. Подводный мегалитический комплекс Йонагуни (Япония) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Загадочные подводные пирамиды у побережья острова Йонагуни до сих пор вызывают горячие споры учёных - природный это феномен, или создание человека? Перед вами компьютерная модель загадочной находки.

История этих подводных пирамид начинается в 1986 году, когда дайверы на глубине 30 метров обнаружили необычную формацию скал. Формы ровных ступенчатых террас, пирамид и платформ крайне быстро заинтересовали общественность. Одна из самых высоких пирамид составляла 182 метра в ширину и 27 метров в высоту.

На каменных блоках остались следы обработки и высечки, что подтверждает теорию учёных о том, что монумент Йонагуни не естественное образование, а творение рук человека. Масаки Кимура - морской геолог из Университета Японии изучает подводные пирамиды уже более 15 лет. Ученый считает, что этому месту более 5 000 лет, но затоплено оно было 2 000 лет назад во время землетрясения.

Бытует также мнение, что структура таинственной находки гораздо старше, и эту версию разделяет Теруаки Иши, профессор геологии Университета Токио. По его подсчётам погружение террас под воду произошло в конце последнего ледникового периода - около 10 тысяч лет назад. В таком случае возраст строений Йонагуни в 2 раза превосходит возраст Египетских пирамид.

Недалеко от пирамид была обнаружена высеченная из камня голова человека, на которой было выбито множество неизвестных иероглифов. Этот факт лишь подтверждает, что подводные пирамиды не являются обычным природным образованием.

При всем сходстве скал Йонагуни, между ними есть очень сильные отличия. На ограниченном участке Монумента совсем рядом друг с другом оказываются элементы совершенно разного типа: грань с острыми кромками, круглые отверстия, ступенчатый спуск, идеально прямая узкая траншея.

Если бы причина была только в природной эрозии, то логично было ожидать одинаковых форм во всем куске скалы. То, что бок о бок находятся столь разные элементы, является веским аргументом в пользу их искусственного происхождения.

Более того, в нескольких десятках метров на той же самой скале из той же самой породы, — кардинально иной ландшафт. То, что он создан природой, бессомненно. Но даже невооруженным глазом видно его резкое отличие от обработанной части скалы.

Следующий аргумент: блоки, отделенные от скалы, вовсе не лежат там, куда им следовало бы упасть под действием земного притяжения. Вместо этого они либо собраны в одном месте, либо вообще отсутствуют. Если бы объект был создан эрозией, то на дне рядом с ним было бы много обломков, как на современных берегах острова. А здесь этого не наблюдается.

Встреча двух профессиональных геологов имела для монумента Йонагуни буквально эпохальное значение. Если ранее Шоч придерживался версии естественной природы объекта, то Кимура настаивал на полностью искусственном его происхождении. В результате учета всех имевшихся фактов оба специалиста сошлись на своеобразном "компромиссе", вдвоем отказавшись от крайних точек зрения.

Они пришли к выводу, что Монумент относится к так называемым "терра-формированиям", то есть — первоначальная естественная "заготовка" в дальнейшем была изменена и доработана руками человека. Такие образования не являются чем-то необычным, они были весьма распространены в древнем мире…

Древние четырёхугольные пирамиды разных размеров находятся не только в Египте или Южной Америке, известны они и в Бирме, Китае и Корее. Но наиболее, наверное, интересным открытием такого рода следует считать пирамиду и удивительный храмовый комплекс, обнаруженный на морском дне у небольшого острова Йонагуни в самой западной части японского архипелага.

Комплекс случайно обнаружил, весной 1985 года, местный инструктор по дайвингу Кихачиро Аратаке. Недалеко от берега буквально под поверхностью волн он увидел громадный каменный монумент, простиравшийся до пределов видимости. Широкие ровные платформы, покрытые орнаментом из прямоугольников и ромбов, переходили в замысловатые террасы, сбегающие вниз большими ступенями. Край объекта обрывается вертикально вниз стеной до самого дна на глубину 27 метров, образуя одну из стен траншеи, проходящей вдоль всего монумента.


Элементы конструкции, казалось, имели совершенно определенную архитектурную схему, напоминающую чем-то ступенчатые пирамиды Древнего Шумера.

Даже если бы это оказалось только игрой природы, Аратаке уже бы повезло - он нашел объект, достойный удивления даже самого придирчивого туриста. Но обилие правильных геометрических форм заставляло задуматься о возможности их рукотворной природы, и Аратаке решил сообщить о своей находке специалистам. Японские газеты запестрели сенсационными заголовками.


Артефакты Йонагуни

Увы... Научное сообщество почти полностью проигнорировало эти сообщения. Основная тому причина достаточно проста: по самым грубым подсчётам этот комплекс мог возвышаться над поверхностью воды не менее 10 тысяч лет назад, когда уровень воды в Мировом океане был метров на 40 ниже нынешнего. Приблизительно о той же древности свидетельствуют и датировки найденных неподалёку остатков растительности, свойственной сухой почве, а не морскому дну. У историков нет никакой информации о культуре, способной создать здесь такую конструкцию. Поэтому они предпочли объявить гипотезу искусственного происхождения подводного монумента Йонагуни простой спекуляцией и списать все на причудливую игру природы. И довольно быстро обсуждение находки стало достоянием лишь эзотерических изданий, игнорируемых официальной наукой.


Серьезно к открытию отнесся лишь Масааки Кимура - профессор Университета Рюкю. И в этом Монументу сильно повезло, поскольку Кимура - признанный специалист в области морской геологии и сейсмологии. Он изучает подводные окрестности Йонагуни уже более 10 лет, совершив за это время более сотни погружений и став основным экспертом по объекту. В результате своих исследований профессор Кимура решил пойти против подавляющего большинства историков и рискнуть своей репутацией, отстаивая искусственное происхождение Монумента.

Но, как часто бывает в таких случаях, его мнение долгое время оставалось гласом вопиющего в пустыне...

Неизвестно, сколько бы продолжался "заговор молчания" вокруг находки Аратаке, если бы о ней не узнал Грэм Хэнкок, убежденный сторонник гипотезы о существовании в глубокой древности высокоразвитой цивилизации и автор целого ряда книг по этой теме.


В сентябре 1997 года он прибыл на Йонагуни со съемочной группой. Ему удалось заинтересовать и привлечь в поездку Роберта Шоча - профессора Бостонского Университета, геолога, известного прежде всего своим выводом о том, что реальный возраст знаменитого египетского Сфинкса намного больше, чем считает официальная египтология. И Хэнкок рассчитывал, что Шоч своим авторитетом подтвердит искусственную природу находки Аратаке. Но не тут-то было...

При первой поездке в 1997 году Шоч не нашел однозначных свидетельств рукотворной природы объекта. Скорее наоборот...

Дело в том, что Монумент состоит из песчаника и осадочных пород, обнажения которых и ныне видны на побережье острова. Под воздействием морских волн, дождей и ветров они разрушаются таким образом, что возникают формы, подобные ступеням и террасам. Природа способна и не на такие "причуды", а здесь вдобавок сама структура отложений приводит к появлению почти идеально прямых трещин. Да еще и под углами 90 и 60 градусов друг к другу, что способствует образованию строгих геометрических фигур: прямоугольных ступенек, треугольников и ромбов..


Природа Йонагуни - остров, Природа Йонагуни - монумент

Все вроде бы говорит за то, что Монумент имеет естественное происхождение.

Таким и был первый вывод Шоча, хотя он и учитывал, что за несколько погружений нельзя обозреть абсолютно все и вполне можно упустить какие-то важные детали. Поэтому Шоч решил встретиться с Кимурой.

Аргументы Кимуры, более знакомого с деталями объекта, сильно пошатнули мнение Шоча. Тем более, что аргументы подкреплялись фотоснимками деталей, которые Шоч при своих погружениях просто не видел.

При всем сходстве скал на острове с Монументом между ними есть очень сильные отличия. На ограниченном участке Монумента совсем рядом друг с другом оказываются элементы совершенно разного типа. Например: грань с острыми кромками, круглые отверстия, ступенчатый спуск, идеально прямая узкая траншея. Если бы причина была только в природной эрозии, то логично было ожидать одинаковых форм во всем куске скалы. Факт же, что бок о бок находятся столь разные элементы, является веским аргументом в пользу их искусственного происхождения.


Йонагуни - может ли так природа

Более того, совсем рядом, буквально в нескольких десятках метров на той же самой скале из той же самой породы, - совершенно иной ландшафт. То, что он создан природой, сомнений не вызывает. Но даже невооруженным глазом видно его резкое отличие от обработанной части скалы.

Следующий аргумент: блоки, отделенные от скалы, вовсе не лежат там, куда им следовало бы упасть под действием земного притяжения. Вместо этого они либо оказываются собранными в одном месте, либо вообще отсутствуют. Как на "окружной дороге", где обломки удалены от подножия Монумента на 6 метров и более. Если бы объект был создан эрозией, то на дне рядом с ним было бы много обломков, как на современных берегах острова. А здесь этого нет...

Окружная дорога Йонагуни

И наконец, на Монументе есть достаточно глубокие симметричные траншеи и другие элементы, образование которых вообще невозможно объяснить известными природными процессами.

"После встречи с профессором Кимурой, - писал позднее Шоч, - я не могу полностью исключить возможность того, что монумент Йонагуни, по крайней мере, частично обработан и изменен человеческими руками. Профессор Кимура указал на ряд важных элементов, которые я не видел во время моего первого, краткого визита...".

Верхняя терасса монумента Йонагуни

Встреча двух профессиональных геологов имела для монумента Йонагуни буквально эпохальное значение. Если ранее Шоч придерживался версии естественной природы объекта, то Кимура настаивал на полностью искусственном его происхождении. В результате учета всех имевшихся фактов оба специалиста сошлись на своеобразном "компромиссе", вдвоем отказавшись от крайних точек зрения. Они пришли к выводу, что Монумент относится к так называемым "терра-формированиям", то есть - первоначальная естественная "заготовка" в дальнейшем была изменена и доработана руками человека. Такие "терра-формирования" не являются чем-то совершенно необычным, а были весьма распространены в древнем мире...

Материалы экспедиции 1997 года вошли в документальный фильм "Поиски Потерянной Цивилизации", показанный Британским телевидением и сопровождавший выпуск очередной книги Хэнкока "Зеркало небес". Фильм и книга получили широкий резонанс. Информационная блокада вокруг мегалита Йонагуни была прорвана, и научное сообщество вынуждено было реагировать.

Через 13 лет после открытия Монумента, в июле 1998 года наконец было принято решение о его межотраслевом научном исследовании. Под руководством водолаза и дипломированного археолога Михаэла Арбутнота группа специалистов попыталась раскрыть тайну объекта. В группу вошли геологи, подводные археологи, опытные дайверы, и даже антропологи с лингвистами. В состав экспедиции был приглашен и Шоч, получивший возможность удовлетворить свое желание повторного осмотра Монумента и убедиться в плодотворности своего с Кимурой "компромиссного" подхода.

Участники группы провели 3 недели в погружениях и исследованиях. И, пожалуй, о результатах экспедиции весьма красноречиво говорит мнение ее руководителя.


Сначала Арбутнот скептически относился к теории Кимуры об искусственности Монумента, но в ходе исследований вынужден был отказаться от своего скептицизма.

"Я убедился в обработке руками человека объекта Йонагуни, - заключил он. - Мы исследовали естественную геологию около находки, но там нет таких равномерных внешних форм, и поэтому вероятность обработки монумента человеком очень высока. Там также много таких деталей, которые исключают версию образования объекта естественным образом".

Своеобразным промежуточным итогом продолжившихся и после экспедиции исследований стал доклад Кимуры на конференции в Японии в 2001 году. Общий вывод о том, что мегалит Йонагуни - след древней цивилизации, получил поддержку большинства японских ученых.

Казалось бы, вопрос о природе Монумента закрыт. Однако научное сообщество очень инертно, а в вопросах древней истории даже консервативно. И несмотря на выводы конференции, несмотря на многочисленность свидетельств очевидцев, среди которых геологи, писатели, журналисты и просто дайверы-любители, до сих пор в мировой научной литературе факт искусственности Монумента Йонагуни либо просто игнорируют, либо пытаются опровергать. И как это часто бывает, наиболее активные "опровергатели" сами никогда не видели его собственными глазами...

На западной части Японии расположен остров Йонагуни. Его площать составляет 28,88 квадратных километров. Население около 2 000 человек. Йонагуни стал знаменит в 80-е годы, когда водолазы обнаружили под водой загадочные скальные террасы и выступы, напоминающие пирамиды.

Комплекс случайно обнаружил весной 1985 года, местный инструктор по дайвингу К. Аратаке. Недалеко от берега буквально под поверхностью воды он увидел громадный каменный монумент. Широкие ровные платформы переходили в интересные террасы, сбегающие вниз большими ступенями. Край объекта обрывался вертикально вниз стеной до самого дна на глубину 27 метров, образуя одну из стен траншеи, проходящей вдоль всего монумента.

Элементы конструкции, казалось, имели совершенно определенную архитектурную схему, напоминающую чем-то ступенчатые пирамиды Древнего Шумера.

Даже если бы это оказалось только игрой природы, Аратаке уже повезло — он нашел объект, достойный удивления даже самого придирчивого туриста. Но обилие правильных геометрических форм заставляло задуматься о возможности и рукотворной природы, и Аратаке решил сообщить о своей находке специалистам.

«Существует земля Богов, под названием Нирай-Канай, там живут древние Боги — это неизвестное далекое место является источником счастья для всего мира».

Увы… Научное сообщество почти полностью проигнорировало эти сообщения. Основная тому причина достаточно проста: по самым грубым подсчетам этот комплекс мог возвышаться над поверхностью воды менее 10000 лет назад, когда уровень воды в Мировом океане был метров на 40 ниже нынешнего. Приблизительно о той же древности свидетельствуют и датировки найденных неподалеку остатков растительности, свойственной сухой почве, а не морскому дну. У историков нет никакой информации о культуре, способной создать здесь такую конструкцию. Поэтому гипотезу искусственного происхождения подводного монумента Йонагуни объявили простой спекуляцией и списали все на причудливую игру природы. Довольно быстро обсуждение находки стало достоянием лишь эзотерических изданий, игнорируемых официальной наукой.

Серьезно к открытию отнесся лишь Масааки Кимура — профессор университета Рюкю. И в этом Монументу сильно повезло, поскольку Кимура — признанный специалист в области морской геологии и сейсмологии. Он изучает подводные окрестности Йонагуни уже более 10 лет, совершив за это время более сотни погружений и став основным экспертом по объекту. В результате своих исследований профессор Кимура решил пойти на против подавляющего большинства историков и рискнуть своей репутацией, отстаивая искусственное происхождение монумента.

Со временем о находке узнал Грэм Хэнкок, убежденный сторонник гипотезы о cуществовании в глубокой древности высокоразвитой цивилизации и автор
целого ряда книг по этой теме.

В сентябре 1997 года он прибыл на Йонагуни со съемочной группой. Ему удалось заинтересовать и привлечь в поездку Роберта Шоча – профессора Бостонского Университета, геолога, известного, прежде всего, своим выводом о том

Что реальный возраст знаменитого египетского Сфинкса намного больше, чем считает официальная египтология. И Хэнкок рассчитывал, что Шоч своим авторитетом подтвердит искусственную природу находки Аратаке. Но не тут-то было…

При первой поездке в 1997 году Шоч не нашел однозначных свидетельств рукотворной природы объекта. Скорее наоборот…
Дело в том, что Монумент состоит из песчаника и осадочных пород, обнажения которых и ныне видны на побережье острова. Под воздействием морских волн, дождей и ветров они разрушаются таким образом, что возникают формы, подобные ступеням и террасам. Природа способна и не на такие «причуды», а здесь вдобавок сама структура отложений приводит к появлению почти идеально прямых трещин. Да еще и под углами 90 и 60 градусов друг к другу, что способствует образованию строгих геометрических фигур: прямоугольных ступенек, треугольников и ромбов. Все вроде бы говорит за то, что Монумент имеет естественное происхождение.

Таким и был первый вывод Шоча. хотя он и учитывал, что за несколько погружений нельзя обозреть абсолютно все и вполне можно упустить какие-то важные детали. Поэтому Шоч решил встретиться с Киму рой. Аргументы Кимуры, более знакомого с деталями объекта, сильно пошатнули мнение Шоча. Тем более что аргументы подкреплялись фотоснимками деталей, которые Шоч при своих погружениях просто невидел. При всем сходстве скал на острове с Монументом между ними есть очень сильные отличия. На ограниченном участке Монумента совсем рядом друг с другом оказываются элементы совершенно разного типа. Например: грань с острыми кромками, круглые отверстия, ступенчатый спуск, идеально прямая узкая траншея. Если бы причина была только в природной эрозии, то логично было ожидать одинаковых форм во всем куске скалы. Факт же, что бок о бок находятся столь разные элементы, является веским аргументом в пользу их искусственного происхождения. Более того, совсем рядом, буквально в нескольких десятках метров на той же самой скале из той же самой породы, — совершенно иной ландшафт. То, что он создан природой, сомнений не вызывает. Но даже невооруженным глазом видно его резкое отличие от обработанной части скалы.

Следующий аргумент: блоки, отделенные от скалы, вовсе не лежат там, куда им следовало бы упасть под действием земного притяжения. Вместо этого они либо оказываются собранными в одном месте, либо вообще отсутствуют. Ка

к на «окружной дороге», где обломки удалены от подножия Монумента на 6 метров и более. Если бы объект был создан эрозией, то на дне рядом с ним было бы много обломков, как на современных берегах острова. А здесь этого нет…
И наконец, на Монументе есть достаточно глубокие симметричные траншеи и другие элементы, образование которых очень трудно объяснить известными природными процессами.

«После встречи с профессором Кимурой, — писал позднее Шоч, — я не могу полностью исключить возможность того, что монумент Йонагуни, по крайней мере, частично обработан и изменен человеческими руками. Профессор Кимура указал на ряд важных элементов, которые я не видел во время моего первого, краткого визита…».

Встреча двух профессиональных геологов имела для монумента Йон

агуни буквально эпохальное значение. Если ранее Шоч придерживался версии естественной природы объекта, то Кимура настаивал на полностью искусственном его происхождении. В результате учета всех имевшихся фактов оба специалиста сошлись на своеобразном «компромиссе», вдвоем отказавшись от крайних точек зрения. Они пришли к выводу, что Монумент относится к так называемым «терраформированиям», то есть — первоначальная естественная «заготовка» в дальнейшем была изменена и доработана руками человека. Такие «терраформирования» не являются чем-то совершенно необычным, а были весьма распространены в древнем мире…

Материалы экспедиции 1997 года вошли в документальный фильм «Поиски Потерянной Цивилизации», показанный Британским телевидением и сопровождавший выпуск очередной книги Хэнкока «Зеркало небес». Фильм и книга получили широкий резонанс. Информационная блокада вокруг мегалита Йонагуни была прорвана, и научное сообщество вынуждено было реагировать. Через 13 лет после открытия Монумента, в июле 1998 года, наконец, было принято решение о его межотраслевом научном исследовании. Под руководством водолаза и дипломированного археолога Михаэла Арбутнота группа специалистов попыталась раскрыть тайну объекта. В группу вошли геологи, подводные археологи, опытные дайверы, и даже антропологи с лингвистами. В состав экспедиции был приглашен и Шоч, получивший возможность удовлетворить свое желание повторного осмотра Монумента и убедиться в плодотворности своего с Кимурой «компромиссного» подхода. Участники группы провели 3 недели в погружениях и исследованиях. И, пожалуй, о результатах экспедиции весьма красноречиво говорит мнение ее руководителя. Сначала Арбутнот скептически относился к теории Кимуры об искусственности Монумента, но в ходе исследований вынужден был о

тказаться от своего скептицизма.

«Я убедился в обработке руками человека объекта Йонагуни, — заключил он. — Мы исследовали естественную геологию около находки, но там нет таких равномерных внешних форм, и поэтому вероятность обработки монумента человеком очень высока. Там также много таких деталей, которые исключают версию образования объекта естественным образом». Своеобразным промежуточным итогом продолжившихся и после экспедиции исследований стал доклад Кимуры на конференции в Японии в 2001 году.

Теруаки Иши, профессор геологии Университета Токио, определил, что погружение террас под воду произошло в конце последнего ледникового периода — около 10 тысяч лет назад. В таком случае возраст «пирамид» Йонагуни вдвое больше, чем Египетских пирамид. Что интересно, количество найденных артефактов было примерно одинаковым на суше, и под водой.

Пока шли споры сторонников и противников искусственного происхождения Монумента, поиски в прибрежных водах Йонагуни продолжались. Вскоре выяснилось, что это далеко не единственный претендент на звание руин древней цивилизации.

В 200 метрах к юго-востоку от Монумента находится объект, который получил название «Стадион». Он действительно имеет вид своеобразного стадиона, представляя собой чистую площадку размером около 80 метров в окружении ступенчатых структур, напоминающих зрительские трибуны.
Хотя сами «трибуны» и очень похожи на сугубо естественные образования, в

них также встречаются прорезанные желоба и «тропинки».

В конце концов, был найден и объект, издали чем-то напоминающий рубку большой подводной лодки. Но по мере приближения к этой «рубке», она превращается в…

7-метровую человеческую голову!!! Ее иногда называют «моаи-подобной фигурой» с намеком на статуи далекого острова Пасхи. И при желании определенное сходство можно найти, хотя и очень отдаленное.

В принципе, сама «голова» вполне может быть сугубо естественным образованием. Но похоже, что углубления, образующие рот и глаза, имеют признаки если и не искусственного происхождения, то явной доработки. Вдобавок, сбоку на голове просматриваются остатки барельефа, в котором некоторые улавливают отделенное сходство с индейским головным убором из перьев. Честно говоря, «сходство» так себе… Разве что включить ничем не ограниченную фантазию…

Весной 2004 года на Йонагуни побывала съемочная группа программы «Подводный мир Андрея Макаревича», которая смогла встретиться непосредственно с Массаки Кимурой, а также с Кихачиро Аратаке — первооткрывателем этих подводных мегалитов, который выступил также в роли гида-дайвера, показав практически все, что ему удалось обнаружить в водах близ побережья. Таким образом, информация была получена из самых что ни на есть первых рук.
По итогам поездки был создан двухсерийный фильм «Тайны Йонагуни». Съемочная группа Андрея Макаревича пришла к выводу, что местный Монумент имеет явные признаки рукотворного воздействия. И утверждать, что мегалит имеет сугубо естественное происхождение, может лишь тот, кто не видел ничего собственными глазами…

Существует несколько разных версий назначения подводного Монумента. Но наиболее близкой к наблюдаемым особенностям этого древнего памятника оказывается версия Шоча, согласно которой Монумент служил всего лишь своеобразным карьером — скалой, от которой отрезали кусок за куском. Тут остался, например, искусственный желоб, прорезанный в скальном массиве. По концам желоба отчетлива видна даже разметка, предназначенная, видимо, для его продолжения. Подобные желоба встречаются не только на самом Монументе, но и на «Стадионе» и рядом с подводной «каменной головой».
Куда вывозили каменные блоки громадного размера и что из них строили — неизвестно.

Может быть, на строительство загадочной пирамиды, которую Аратаке видел у восточного мыса острова?.. Из-за сильного течения и большой глубины он не успел ее даже сфотографировать. Так что не ясно, есть ли эта пирамида вообще…

На «Стадионе» Кимура, сопровождавший съемочную группу «Подводного мира», торжествующе продемонстрировал идеально прямоугольное отверстие в каменном монолите, уходящее куда-то вглубь на непонятное расстояние. Отверстие размером с обычный кирпич, если смотреть на этот кирпич с торца. Как будто кто-то прокладывал здесь какой-то кабель. И это — на глубине порядка 40 метров!.. Кстати, неподалеку на одной из террас «Стадиона» был участок, который производил впечатление сложенного из кирпичей размером аккурат с отверстие, упомянутое выше.

Один из этих «кирпичей» с согласия Кимуры был доставлен в Москву, где был предъявлен геологу на опознание. Увы, «кладка» оказалась иллюзией, порожденной специфически прямыми трещинами местной породы. «Кирпич» однозначно имел совершенно природное происхождение. (Попутно «кирпич» опроверг и версию некоторых участников экспедиции, которые считали, что подводные объекты Йонагуни могли быть сделаны из бетона.) К сожалению, не удалось заснять подводные сталактиты, по которым проводилось датирование Монумента. Буквально несколько лет назад в пещере, где находятся эти сталактиты, заблудились и погибли три японских дайвера. А для японцев такое место становится священным. И чтобы оградить это священное место от посторонних, они заложили вход и поставили рядом памятный знак. Через какое-то время вход и вовсе обрушился, придавив упавший при этом знак и закрывшись уже наглухо. Природа сама закончила то, что начали люди, следовавшие местной традиции. Подводный сталактит стал недоступен, и остались лишь его фотографии…

Не обошлось без неприятных моментов. В ходе экспедиции выяснилось, что некоторые фотографии объектов Йонагуни, опубликованные в интернете, явно подретушированы с целью придать большую «достоверность» искусственности их происхождения: у желоба на верхней площадке Монумента излишне заострены края; барельеф на «подводной голове» подрисован для придания большего сходства с индейским головным убором из ярких перьев и тому подобное. Такие приемы не помогают сторонникам древней истории подводных объектов Йонагуни, а лишь дискредитируют их аргументы и вводят в заблуждение непосвященных. Пришлось отказаться и от версии искусственного происхождения «арочных ворот». В интернете чаще всего публикуются их фото лишь с одной стороны и с выгодного ракурса так, что создается впечатления их рукотворного создания кемто из огромных камней. Однако вид с другой стороны «ворот» заставляет в этом очень и очень усомниться: природа способна и не на такое…

На конференции 2001 года в Японии прозвучали сообщения о том, что аналогичная Монументу Йонагуни гигантская ступенчатая структура обнаружена у острова Чатан на Окинаве; у острова Керама расположились загадочные подводные «лабиринты»; а возле острова Агуни найдены цилиндрические углубления, аналогичные тем, что находятся в «треугольном бассейне» Монумента. В другую же сторону от Йонагуни, в проливе между Тайванем и Китаем, обнаружены подводные структуры, напоминающие стены и дороги…

На текущий момент этим перечисленным объектам, к сожалению, не хватает научных данных. Их исследование еще толком и не начиналось. Но можно надеяться, что оно все таки будет проходить без столь продолжительных перерывов, как это имело место с Монументом Йонагуни, остающимся до сих пор самой захватывающей находкой в регионе.

Взято из «Открытия и гипотезы»

Японский остров Йонагуни, несмотря на крохотные размеры и небольшое количество население (здесь проживает чуть больше полторы тысячи человек) был хорошо известен даже за пределами страны по нескольким причинам. Во-первых, здесь производят самый крепкий авамори. Во-вторых, это единственное место в мире, где обитает особая порода лошадей (их так и называют – йонагуни). И в-третьих, сюда, в крайнюю точку западного побережья Японии, съезжаются дайверы со всего мира понаблюдать за акулами-молотами.

Именно благодаря любопытству любителей дайвинга и произошло удивительное открытие подводного города.

История открытия

Весной 1986 года опытный драйвер Кихачиро Аратаке совершал погружения в поиске наиболее подходящих мест для своей команды. В одно из таких погружений он обнаружил странные конструкции, находящиеся на глубине 10-15 метров. Сперва аквалангист даже не сориентировался что к чему и, по его собственным признаниям, немного испугался.

Но уже на следующий день фото пирамид Йонагуни появились в японских газетах. Эта находка сразу же привлекла внимание ученых. Одна за другой посыпались разнообразные гипотезы относительно происхождения сооружений. Некоторые исследователи выдвигали предположения, что строения возводились еще в глубокой древности. Другие отстаивали «современную» версию, согласно которой подводный комплекс – это затонувший оборонительный объект времен Второй мировой войны. Также выдвигалась гипотеза, что, возможно, это мифическая Лемурия – континент, который якобы затонул в Индийском океане. Наконец, были и те, кто считал, что загадочные строения возникли в результате каких-то природных аномалий.

Пока ученые дискутировали по поводу происхождения странных подводных объектов, дайверы продолжали исследовать дно. И вскоре была обнаружена гигантская арка, возведенная из каменных блоков. Теперь ученые вынесли единодушный вердикт: монумент, несомненно, создан человеком, и сделано это было очень давно.

Исследования морского дна продолжились, и было обнаружено еще несколько площадок со строениями, расположенных возле трех островов (Йонагуни, Агуни, Керама). Это был целый подводный город со строениями, среди которых наиболее крупные – пирамиды у острова Йонагуни.

Что представляет собой подводный город Йонагуни?

«Город» — название весьма условное, поскольку хорошо сохранившихся сооружений до сих пор не обнаружили. Но подводные находки позволяют предполагать, что в этом месте много тысяч лет назад могло быть поселение. «Здания» — это объекты из каменных глыб, к которым, предположительно, ведут «улицы» Также здесь немало пещер, своеобразных колодцев и каналов.

Наиболее впечатляющий объект – мегалит огромных размеров (высота – около 20-25 м, ширина – 150 м, длина – 200 м). Архитектурой он напоминает пирамиды инков. Здесь располагаются широкие ровные платформы и террасы на разных уровнях. Город-монумент окружен «дорогой» и каменным забором. Но что самое удивительное, некоторые материалы (например, известняк в ограде) вообще не встречаются в этой местности.

В комплекс входят несколько храмовых зданий, десятки объектов, напоминающих дома, сооружение, по виду напоминающее амфитеатр или стадион. Они расположены на четко обозначенных дорогах. Также обнаружено было подобие статуй, некоторые археологи считают это природными образованиями из ракушек и других подводных материалов.

Подводный монумент вызвал огромный интерес у дайверов. Многие из них, несмотря на сильные течения в этой зоне, погружаются, чтобы воочию лицезреть это чудо. Один из дайверов даже написал книгу о подводном городе Йонагуни.

Версии и гипотезы

Несмотря на огромную заинтересованность со стороны научного общества, первая серьезная экспедиция состоялась только спустя 12 лет после обнаружения подводного монумента Йонагуни. Спонсором исследования выступил известный японский промышленник Ясуо Ватанабэ. Возглавил экспедицию знаменитый исследователь древностей и писатель Грэм Хэнкок, а съемки рабочего процесса доверили телеканалу Дискавери. После завершения экспедиции один из участников, профессор Бостонского университета, геолог Роберт Шоч заявил, что считает подводные пирамиды нерукотворным сооружением. Аргументировал он это свойствами песчаника, из которого состоят подводные объекты. По словам профессора, этот камень может растрескиваться под влиянием природных факторов, образуя при этом ровные углы.

Тем не менее, ученый не исключил возможности человеческого участия в создании подводного комплекса. Он предположил, что это могут быть древние каменоломни. О том, что к возведению объектов могут быть причастны люди, свидетельствовали и новые находки во время экспедиции. В частности, исследователи нашли барельеф животного, напоминающего быка, примитивные скребки, обработанные камни с отверстиями и нанесенными символами.

Впоследствии была организована еще одна научная экспедиция. На этот раз не столь помпезная, и с несколько большим количеством ученых, так как организатором выступил университет Рокю. Возглавил экспедицию морской геолог Масааки Кимура, который стал страстным защитником «рукотворной» версии. Он считает, что объекты построены около 5 тысяч лет назад, а затопление места произошло около двух тысяч лет назад в результате сильного землетрясения.

Некоторые другие ученые также считают, что подводный город мог быть в древности частью Тайваня, которую затопило вследствие какого-то катаклизма.

Но и фантастических теорий относительно подводного комплекса немало. Создание загадочных пирамид приписывали и богам, и инопланетянам, и неизвестной цивилизации, обитавшей в этих местах много тысячелетий назад.

Подводные пирамиды Йонагуни в Японии продолжают исследовать. И я уверен, что нас ждут еще многие удивительные открытия, связанные с этим загадочным уголком планеты.


История выдающихся археологических находок складывается по-разному. Порой специалисты десятилетиями ищут какой-нибудь клад или цивилизацию, исчезнувшую с лица земли несколько тысячелетий назад. А другой раз удачливому дайверу достаточно спуститься с аквалангом под воду и - нате вам, пожалуйста, - перед его взором предстают остатки древнего города. Именно так произошло весной 1985 года, когда инструктор по подводному плаванию Кихачиро Аратаке нырнул в прибрежных водах у небольшого японского острова Йонагуни.


Недалеко от берега на глубине 15 метров он заметил громадное каменное плато. Широкие ровные платформы, покрытые орнаментом из прямоугольников и ромбов, переходили в замысловатые террасы, сбегающие вниз большими ступенями. Край объекта обрывался вертикально вниз стеной до самого дна на глубину 27 метров.


Ныряльщик рассказал о своей находке профессору Масааки Кимура, специалисту по морской геологии и сейсмологии из университета Рюкю. Профессор заинтересовался находкой, а вот большинство его коллег отнеслись к ней скептически. Кимура надел гидрокостюм, погрузился в море и самолично исследовал объект. С тех пор он совершил более сотни погружений и стал основным экспертом по объекту.


Вскоре профессор собрал пресс-конференцию, на которой авторитетно заявил репортером: найден неизвестный науке древний город. Вниманию широкой публики Кимура представил фотографии находки, схемы, чертежи. Ученый понимал: он идет против подавляющего большинства историков и рискует собственной репутацией, отстаивая искусственное происхождение подводных сооружений.


По его словам, это огромный комплекс зданий, в который входят замки, памятники и даже стадион, соединенные сложной системой дорог и водных путей. Массивные каменные блоки, утверждал он, являются частью огромного рукотворного комплекса, вырубленного прямо в скальной породе. Кимура нашел также многочисленные туннели, колодцы, лестницы, террасы и даже один бассейн.


С тех пор вокруг подводного города у берегов Йонагуни не утихают научные страсти. С одной стороны, эти руины очень напоминают мегалитические сооружения в других уголках планеты, начиная от Стоунхенджа в Англии и циклопических строений, оставшихся в Греции после крушения минойской цивилизации, и заканчивая пирамидами Египта, Мексики и храмового комплекса Мачу-Пикчу в Перуанских Андах.


С последним его роднят и характерный террасный ландшафт, и загадочное изваяние, напоминающее человеческую голову в уборе из перьев, подобном тем, что носили обитатели доколумбовой Америки.


Даже технологические особенности сооружений подводного комплекса сходны с теми конструктивными решениями, которые древние инки исбользовали при постройке своих городов. Это вполне согласуется с сегодняшними представлениями о том, что древнейшее население Нового Света, давшее начало высокоразвитым культурам майя, инков и ацтеков, пришло из Азии.
Но почему ученые так яростно спорят о комплексе Йонагуни и дискуссиям этим не видно ни конца ни краю? Вся загвоздка - в предполагаемой дате постройки загадочного города.


Она никак не укладывается в современные исторические теории. Исследования показали, что скала, в которой он вырублен, ушла под воду не позднее 10 000 лет назад, то есть гораздо раньше возведения египетских пирамид и циклопических сооружений минойской эпохи, не говоря уже о памятниках древних индейцев. По современным представлениям, в ту далекую эпоху люди ютились в пещерах и умели разве что собирать съедобные коренья да охотиться на диких зверей.


А гипотетические творцы комплекса Йонагуни в это время уже могли обрабатывать камень, владели соответствующим набором инструментов, знали геометрию, а это идет вразрез с представлениями приверженцев традиционной исторической науки. Действительно, как-то не укладывается в голове, что на сопоставимый технологический уровень те же египтяне вышли только 5 000 лет спустя! Если принять за истину доводы сторонников версии профессора Кимура, то придется здорово переписывать историю.


Поэтому до сих пор большинство представителей академической науки предпочитают объяснять невероятный рельеф подводной скалы у берегов Йонагуни прихотью природных стихий. По мнению скептиков, причудливый каменный ландшафт возник из-за физических характеристик породы, из которой состоит скальное образование.


Это разновидность песчаника, имеющего свойство растрескиваться вдоль плоскостей, чем вполне можно объяснить террасное расположение комплекса и геометрические формы массивных каменных блоков. Но беда в том, что многочисленные правильные окружности, найденные там, а также симметричность, характерную для каменных блоков, этим свойством песчаника не объяснишь, как и странную привязку всех этих форм к одному месту.


Ответов на эти вопросы у скептиков нет, а потому загадочный подводный город у берегов японского острова Йонагуни давно стал камнем преткновения для историков и археологов. Единственное, в чем сходятся и сторонники, и противники искусственного происхождения скального комплекса: под водой он оказался в результате какого-то чудовищного стихийного бедствия, которых в истории Японских островов было немало.


Самое большое в мире цунами обрушилось на остров Йонагуни 24 апреля 1771 года. Волны достигали высоты более 40 метров. Тогда от катастрофы погибло 13 486 человек, было разрушено 3 237 домов.


Цунами считается одним из самых страшных природных бедствий, настигших Японию. Возможно, подобная катастрофа погубила древнюю цивилизацию, построившую город у острова Йонагуни. Профессор Кимура в 2007 году представил свою компьютерную модель подводных руин на научной конференции в Японии. По его предположениям, возле острова Йонагуни находятся десять подводных сооружений, а еще пять подобных построек находятся у главного острова Окинава.


Массивные руины занимают площадь более чем 45 000 квадратных метров. Кимура полагает, что возраст руин составляет как минимум 5 000 лет. Его расчеты основаны на возрасте сталактитов, обнаруженных в подводных пещерах, которые, как считает Кимура, затонули вместе с городом. Сталактиты и сталагмиты образуются только над водой путем чрезвычайно медленного процесса. Подводные пещеры со сталактитами, найденные вокруг Окинавы, указывают, что когда-то большая часть этой территории находилась на суше. «Самое большое сооружение выглядит как сложная ступенчатая монолитная пирамида, поднимающаяся с глубины 25 метров», - сказал Кимура в одном из интервью. На протяжении долгих лет он создавал детальную картину этих древних руин, пока не обнаружил сходство между подводными сооружениями и теми, что были найдены в археологических раскопках на суше.


Например, полукруглый вырез на скалистой платформе соответствует входу в замок, который находится на суше. Замок Накагусуку на Окинаве имеет идеальный полукруглый вход, типичный для замков династии Рюкю в XIII веке. Два подводных мегалита - огромные, шестиметровые, вертикально расположенные камни, находящиеся рядом, - также имеют сходство со сдвоенными мегалитами в других частях Японии, таких как гора Набеяма в префектуре Гифу. О чем это говорит? Похоже, подземный город у острова Йонагуни являлся продолжением целого комплекса наземных сооружений. Иными словами, в древности предки современных японцев застроили острова по своему усмотрению, но природная катастрофа, скорее всего гигантское цунами, уничтожила плоды их трудов.


Так или иначе, подводный город Йонагуни переворачивает наши представления об исторической науке. Большинство археологов считают, что человеческая цивилизация возникла около 5 000 лет назад, однако немногие из ученых считают, что «развитые» цивилизации, возможно, существовали еще 10 000 лет назад и были стерты с лица земли в результате какой-то катастрофы. И подводный город Йонагуни свидетельствует именно об этом.