Самохин А.В. — Острова Сенкаку – возможен ли военный конфликт между КНР и Японией? Японские китайские острова

Китай и Япония оспаривают принадлежность островов Дяоюйдао (Сенкаку)

Япония, стремительно вытесняемая из Азиатско-Тихоокеанского региона динамично растущим Китаем и Россией (традиционным военно-морским лидером региона), как никто другой заинтересована переиграть складывающийся расклад. Токио уже актуализировал все свои давние территориальные споры с соседями - и с Россией, и с Китаем, и с обеими Кореями. Так что не удивительно, что вслед за ростом антироссийских настроений японцев вокруг «курильского вопроса» возникли новые трещины в отношениях между Пекином и Токио. А ведь совсем недавно были неплохие надежды на мирное урегулирование споров.

То есть почти пять лет назад, с приходом к власти японских демократов. И была надежда на вовлечение Японии во все восточноазиатские интеграционные инициативы.

Пекин и Токио могли объединиться . Еще недавно Китай и Япония демонстрировали намерения создать региональный союз. Во-первых, отвязаться от доллара и учредить собственную региональную валюту Акю. Во-вторых, вынести «за скобки» Азиатско-Тихоокеанского региона Америку, у которой здесь находятся мощные военные группировки. Следует отметить, что такое китайско-японское сближение стало возможно только после смены власти в Токио, когда впервые за полвека политической монополии либерал-демократов к власти пришли японские демократы.

В сентябре 2009 года премьер Японии Юко Хатояма предложил создать Восточно-Азиатское Сообщество (ВАС) в составе Китая, Японии и Южной Кореи. Китайцы сразу же приветствовали данную инициативу, Вашингтон - наоборот, оказался обделенным. Но больше всего американцам оказалась «не по душе» вторая инициатива Хатоямы - закрыть все военные базы США на Окинаве. Американцы долго пытались изображать уважение к данному «суверенному выбору» японского народа, обещали самостоятельно вывести все войска, но в решающий момент заявили прямым текстом - с Окинавы никуда не уйдут. Вопреки настойчивым призывам японской законной власти и многочисленным протестам местного населения. Как следствие, уйти пришлось самому Юко Хатояме. В июне 2010 года он досрочно сложил с себя премьерские полномочия.

Следующая попытка к сближению Пекина и Токио была предпринята недавно. В начале мая текущего года КНР, Япония и Южная Корея договорились о намерении создать совместную зону свободной торговли. Срок - до конца 2012 года. Для этого в рамках двусторонних консультаций Китай предварительно договорился с Сеулом, у которого к тому времени уже сохранялись тесные отношения с Японией. Правда, ЗСТ, в итоге, все равно подвисла из-за ряда существенных нестыковок. Первая нестыковка - КНДР, с которой прочные экономические связи имеет только Китай. В то время как Япония с Пхеньяном не имеет даже дипломатических отношений, а Сеул формально продолжает находиться в состоянии войны. Вторая нестыковка - переговоры между Токио и Пекином. Например, за свободную торговлю с Китаем выступает только сельскохозяйственное лобби Японии. В то время, как японские крупные промышленники, транснациональные компании (ТНК) традиционно ориентируются на США и западное сообщество в целом. А Вашингтон, как известно, занят сколачиванием нового Транстихоокеанского союза, где ключевая региональная роль принадлежит именно Японии.

Премьер Японии Юко Хатояма первым возобновил сближение с Китаем

Таким образом, складываются все предпосылки к тому, что «азиатская ЗСТ» так и не будет сформирована до конца года. Тем более что уже в октябре в Токио возможны серьезные политические изменения: японским демократам вряд ли удастся сохранить власть, а либерал-демократы займут прагматичную политику и по отношению к Китаю.

«Киевский телеграф» уже писал о том, что японская экспортоориентированная экономика очень . Американцы уже неоднократно решали свои проблемы за счет японцев. И, по сути, Токио - это надежный рычаг влияния Вашингтона в регионе. Сейчас наступают времена снова задействовать этот рычаг.

Ранее мы уже отмечали тенденции к обострению в отношениях между Японией и Россией. Схожие предпосылки просматриваются также в отношениях Пекина и Токио. В основе - территориальный спор. Так, Москва и Токио спорят по поводу принадлежности Курильских островов. В то время как Пекин и Токио ведут споры о принадлежности островов Дяоюйдао (Сенкаку).

Японцы всегда бурно реагируют на любые претензии к своей стране

Немного истории. Архипелаг Дяоюйдао был открыт экспедицией китайского адмирала Пин Шимина в 1371 году. И вплоть до конца XIX века китайская принадлежность островов вообще никем не оспаривалась. Тем более что Япония вообще-то на протяжении многих столетий развивалась в фарватере Китая, заимствуя у него лучшие конфуцианские традиции. Но по мере роста европейского влияния в Токио постепенно окрепла отчужденность в отношениях с Пекином, которая привела к войне между обоими «азиатскими тиграми».

В конце XIX века вспыхнула китайско-японская война. По ее результатам, Дяоюйдао (Сенкаку) и Тайвань (Формоза) были присоединены к Японии. В 1945 году на основании Каирской декларации 1943 года Япония официально отказалась от всех завоеваний. В результате Тайвань и Дяоюйдао были официально возвращены китайцам. На тот момент законной властью в Пекине выступала Китайская Республика Чан Кайши. В то время как нынешняя КНР была учреждена только в 1949 году. Вернув Дяоюйдао, Чан Кайши дал согласие на размещение на архипелаге военной базы США.

В 1949 году, после бегства Чан Кайши на Тайвань, американцы официально заявили, что по-прежнему считают Дяоюйдао частью китайской территории, но передадут острова только «Китайской Республике».

Тот самый архипелаг Дяоюйдао, переименованный в Сенкаку

В начале 1970-х США вернули Японии и Окинаву, и архипелаг Дяоюйдао, который сразу же был переименован в Сенкаку. На данный момент под юрисдикцией Токио находится только один из пяти островов. Остальные острова - в собственности частных японских владельцев. С недавних пор Токио выступил с инициативой выкупа (национализации) этих частных островов.Что сразу же вызвало резкие протесты со стороны Пекина.

К настоящему времени последнее обострение китайско-японского спора имело место быть в сентябре 2010 года. Суть инцидента - японские пограничники арестовали китайских рыбаков возле одного из островов Дяоюйдао. Капитан траулера была арестован и должен был предстать перед судом.

Месяц назад в эпицентре «островного скандала» вдруг оказался… детеныш панды, родившийся в токийском зоопарке. Негодование Китая, который «одолжил» японцам мать малыша, вызвало предложение губернатора Токио Синтаро Исихары назвать новорожденного в честь спорных островов - Сен Сен или Каку Каку.

Тот самый спорный детеныш панды...

Дяоюйдао не продаются. Если сравнивать китайско-японский спор с «курильским спором», обращает на себя внимание одно принципиальное отличие. По поводу Курил среди японцев нет никакого спора: они уже считают все острова своими. Соответственно, от России требует только одно: Курилы отдать в обмен на подписание «мирного договора».

Что касается Сенкаку (Дяоюйдао), японцы их требуют продать. Кстати, теоретически могли бы продать и Китаю. Но Пекин категорически не приемлет подобную постановку вопроса: Дяоюйдао не продаются, это исконно китайская территория.

Изначально инициативу о выкупе Сенкаку выдвинул мэр Токио Синтаро Исихара, во время своего апрельского визита в Вашингтон. Мэр столицы также подчеркнул, что переговоры о покупке находятся в завершающей стадии и до конца года этот вопрос будет рассмотрен парламентом Токио. Исихара добавил, что такое решение вызвано нерешительной позицией, которую в территориальном споре с Китаем занимает японское правительство.

Мэр Токио Синтаро Исихара первым предложил выкупить острова

6 мая 2012 года информация о готовящемся выкупе впервые вышла на общегосударственный уровень. Генсек правительства Японии Осаму Фудзимура официально признал, что часть островов Дяоюйдао(Сэнкаку), принадлежащих частному лицу, может быть выкуплена государством. «Сейчас государство арендует острова. Но если возникнет необходимость, государство может выкупить их у владельца и сделать своей собственностью», - пояснил господин Фудзимура в интервью телекомпании NHK.

Цена вопроса - три крупных острова из пяти, которыми государство распоряжается на правах аренды, выплачивая в общей сложности 24 миллиона иен (около 296 тыс. долл .).

31 мая Китай выступил с резким протестом. «Действия некоторых японских политиков не могут изменить тот факт, что Дяоюйдао и прилегающие к нему острова принадлежат Китаю», - подчеркнул официальный представитель МИД КНР Лю Вэйминь .

Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Китае Уитиро Нива вернулсяв Пекин

7 июля правительство Японии отчиталось о ходе сбора средств для покупки Дяоюйдао и заявило о планах осуществить сделку уже в ближайшее время.На тот момент жители Токио уже пожертвовали свыше 1 млрд. иен (12,8 млн. долл.).

10 июля в китайско-японский территориальный спор влезли США. «Острова Сенкаку - это объект применения 5-й статьи договора безопасности, которая возлагает на США безусловные обязательства по обороне Японии», - заявил в интервью информагентству Киото представитель Госдепа США. Правда, он уклонился от того, чтобы принять одну из сторон в споре о принадлежности Сенкаку. «США не занимают определенной позиции относительно того, кто имеет окончательный суверенитет на этих островах», - уклончиво заметили в Госдепе США.

Реакция Китая была мгновенной. Официальный представитель МИД КНР Лю Вэйминь на очередной пресс-конференции заявил, что приватное распределение китайской территории - островов Дяоюйдао между США и Японией после Второй мировой войны является незаконным и недействительным. Он отметил, что Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией является продуктом эпохи холодной войны, к которому имеют отношение лишь Япония и США. Он не должен наносить ущерб интересам третьих сторон, включая интересы Китая, который надеется, что заинтересованные страны будут больше содействовать миру и стабильности в регионе. Следует отметить, что данное заявление китайского дипломата было сразу же подкреплено конкретными действиями военных.

Три китайских военных судна«Юйчжэн-202», «Юйчжэн-204» и «Юйчжэн-35001» взяли архипелаг под защиту

11 июля три китайских военных судна«Юйчжэн-202», «Юйчжэн-204» и «Юйчжэн-35001» прибыли в район архипелага Дяоюйдао для обычного патрулирования. Формальное основание - контроль за исполнением запрета на рыбный промысел в Восточно-Китайском море. Этот запрет был введен КНР с 1 июня текущего года. «Три китайских корабля, осуществляющие наблюдение за использованием морского пространства в целях рыболовства, зашли в акваторию вблизи островов Сенкаку (Дяоюйдао)», - парировал патрулирование секретарь японского КабминаОсама Фудзимура.

Тем временем, в камбоджийском Пномпене в рамках министерского заседания АСЕАН возникший китайско-японский инцидент обсудили главы МИДов обеих стран Коиитиро Гэмба и Ян Цзечи . «Спор вокруг принадлежности островов Сенкаку в Восточно-Китайском море не должен влиять на общее состояние японско-китайских отношений. Необходимо развивать связи между нашими странами с прицелом на будущее», - заявил японский министр Коитиро Гэмба. Его китайский коллега, в свою очередь, сообщил, что Пекин настроен на развитие отношений с Токио, однако позиция Пекина по поводу принадлежности островов остается прежней.

Однако главный месседж Китай адресовал все же США. «Политика Китая и США по отношению к АТР и осуществляющееся ими взаимодействие в этом регионе имеют важное значение для развития и стабильности самого региона. Путь построения Китаем и США отношений нового типа между державами должен начинаться с АТР, результат этих усилий также, возможно, будет зависеть от этого региона. Китай и США должны вместе прилагать усилия к поиску нового пути взаимодействия, основанного на принципах мирного сосуществования, полезной конкуренции, сотрудничества и общего выигрыша», - заявил замминистра иностранных дел КНР Цуй Тянькай. Китай для урегулирования территориальных споров в Азиатско-Тихоокеанском регионе выдвинул алгоритм, состоящий из четырех тезисов. Во-первых, Китай и США должны культивировать доверие друг к другу.

Главы МИД Японии и Китая Коитиро Гэмба и Ян Цзечи демонстрировали взаимопонимание

Во-вторых, Китаю и США следует наращивать динамику откровенных контактов.

В-третьих, Китай и США должны принимать меры для расширения сфер сотрудничества.

В-четвертых, две страны должны максимально минимизировать и взять под контроль имеющиеся расхождения.

P.S. 15-16 июля Токио отозвал своего посла в КНР Уитиро Ниву. Причина - чтобы обсудить с японским руководством ситуацию вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао). Во внешнеполитическом ведомстве Японии подчеркнули, что отзыв посла из Пекина не является протестом против участившегося появления китайских судов у архипелага Сенкаку.

P.P.S. Обращает на себя внимание китайская солидарность с Россией, проявленная по отношению к «курильскому вопросу».

10 июля в газете «Жэньминь Жибао» вышла статья «Россиянам нужны Южно-Курильские острова». Автор публикации Вэнь И , научный сотрудник Института мировой истории Академии общественных наук Китая подчеркнул: «Дальневосточный регион богат природными ресурсами и имеет мощный экономический потенциал. Этот регион сдерживает Тихий океан, контролирует каналы между Северо-восточной Азией и Тихим океаном, поэтому имеет огромное военное значение. Важную роль играют фарватеры вблизи от четырех островов Южно-Курильской гряды». Вэнь И напомнил, что во время Второй мировой войны, когда японцы готовились к обстрелу базы Перл-Харбор, они тайно собирались на курильских островах, и отправлялись на юг.

Китай и Россия в азиатско-тихоокеанском противостоянии выступают в одной связке. «Киевский телеграф» об этом .


Территориальный спор между Японией и КНР

Предмет спора. Острова Сенкаку сёто (в китайской картографии - Дяоюйтай цюньдао) включают пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 кв. км, расположенных в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от о.Исигаки (архипелаг Рюкю, Япония). Они находятся в районе с координатами 25°46 северной широты и 123°31 восточной долготы, т.е. в 190 км к северо-востоку от о.Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая. В настоящий момент острова Сенкаку/Дяоюйдао находятся под юрисдикцией Японии, но свои права на них предъявляет и КНР.

История вопроса. Как и в случае с Токто/Такэсима, история принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйдао настолько запутана, что с правовой точки зрения о ней можно спорить бесконечно . Проблема принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйтай приобрела актуальность после вступления в силу в 1994 г. Конвенции о морском праве. Ее острота значительно усилилась после того, как в 1999 г. в шельфе спорных островов были обнаружены богатые запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд. кубометров. В мае 1999 г. в японской прессе появились сообщения, что китайские суда ведут геологическую разведку на шельфе островов Сенкаку в эксклюзивной экономической зоне Японии. Токио предложил Пекину провести совместные консультации по проблеме морского права в его приложении к богатствам спорных островов, но Пекин ответил отказом, заявив к тому же о непризнании района островов экономической зоной Японии. В 2003 г. китайцы установили морскую платформу у морской границы с японскими водами и начали бурение. В Японии заподозрили китайскую сторону в стремлении добывать газ из залежей, простирающихся под японской территорией. В октябре 2004 г. стороны провели первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. При этом, однако, Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку. В апреле 2005 г. правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага, что вызвало возражения со стороны МИД КНР, охарактеризовавшего это решение односторонним и провокационным, и стало одной из причин массовых антияпонских демонстраций и погромов в Китае. В июне 2005 г. начался второй раунд китайско-японских консультаций, однако они не принесли результатов, поскольку Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией». Действительно, проводя работы, связанные с разведкой газа, Китай ни разу не пересек разделительную линию, установленную Японией, исходя из фактической и юридической принадлежности ей островов Сенкаку/Дяоюйдао. Позднее Пекин выступил со своими предложениями о совместной разработке месторождения, и в Токио согласились их рассмотреть. Начались трудные переговоры о деталях проекта. Однако в сентябре 2010 г. они были прерваны китайской стороной после того, как японская береговая охрана 7 сентября задержала китайский траулер, протаранивший у берегов Сенкаку японский сторожевой корабль. Не желая показать слабость, Япония, отпустив 13 сентября 2010 г. экипаж траулера, продлила задержание его капитана. Китай потребовал немедленно освободить капитана и выплатить компенсацию за его задержание, а затем ужесточил таможенные процедуры для торгующих с ним японских компаний и ввел эмбарго на экспорт в Японию редкоземельных металлов, без которых не может работать японская электронная и автомобилестроительная промышленности. 22 сентября 2010 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предостерег Японию от дальнейшей эскалации конфликта вокруг инцидента с задержанием капитана китайского судна у спорных островов, предупредив: «Если Япония продолжит совершать ошибки, КНР предпримет дальнейшие меры, и вся ответственность (за последствия) будет лежать на японской стороне» . Япония предпочла не нагнетать конфликт и 24 сентября освободила капитана китайского судна, что было воспринято как серьезная победа КНР и внутри самой Японии вызвало критику правительства со стороны националистов.

13 ноября 2010 г. на полях саммита АТЭС в Иокогаме состоялась встреча председателя КНР Ху Цзиньтао и премьер-министра Японии Наото Кана. Хотя оба они, по признанию членов японской делегации, и «высказались за продвижение стратегически взаимовыгодных отношений, а также за развитие обменов на частном и правительственном уровнях», одновременно они подтвердили неизменность позиций КНР и Японии по спорным островам, которые каждая из сторон считает своими. Примечательно, что перед встречей с Ху Цзиньтао, Наото Кан провел переговоры с президентом США Бараком Обамой, на которых был затронут и вопрос о взаимоотношениях обеих стран с Китаем. Б.Обама заявил по их завершении о том, что «обязательства США по обороне Японии неизменны», а Н.Кан поблагодарил американского президента «за последовательную поддержку позиции Японии в период ухудшения её отношений с Китаем и Россией» .

Таким образом, личная встреча лидеров КНР и Японии не слишком способствовала снижению уровня противостояния сторон по вопросу о спорных островах, что стало еще яснее из последующих событий. 21 ноября 2010 г. в СМИ появились сообщения о том, что Япония намерена послать на соседние с архипелагом Сенкаку острова войска для наблюдения за активностью китайцев в этой районе . 19 декабря о намерении послать к Сенкаку/Дяоюйдао свои боевые корабли для наблюдения за ситуацией объявила китайская сторона .

В марте 2011 г. китайская нефтегазовая компания CNOOC начала разработку газового месторождения Сиракаба (Чуньсяо), которое находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран. Однако в Токио считают, что таким образом CNOOC получает доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря .

Перспективы решения спора. Из процитированных выше заявлений японской стороны следует, что уступать Китаю в споре за Сенкаку Япония не намерена. Угроза лишиться редкоземельных металлов побудила Японию заняться поисками новых источников этого ценного сырья. Вскоре после инцидента с задержанием китайских рыбаков появились сообщения, что японские компании налаживают добычу редкоземельных металлов в Казахстане, Монголии, Вьетнаме и Индии . А в 2011 г. японские геологи обнаружили крупнейшие месторождения редкоземельных металлов в Тихом океане. Правда, промышленная добыча потребует крупных капиталовложений, совершенствования технологий и заключения международных соглашений, поскольку районы океана, где обнаружены месторождения, находятся в международных водах . Таким образом, в обозримой перспективе Китай останется монопольным поставщиком редкоземельных материалов в Японию. Кстати, не желая портить взаимовыгодные экономические отношения, в 2011 г., после японских уступок, Пекин снял негласный запрет на поставку редкоземельных материалов в Японию.

В то же время позиция Пекина по Дяоюйдао/Сенкаку не изменилась: «Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами. Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными» .

Не меняется и позиция Японии. 10 августа 2011 г. генеральный секретарь кабинета министров Ю.Эдано в ходе обсуждения вопроса о Сенкаку в одном из парламентских комитетов подчеркнул, что Япония готова защищать острова Сенкаку военной силой. Он заявил: «Если другие страны вторгнутся на эти острова, мы применим право самообороны и любой ценой выбьем их оттуда», добавив, что Япония «контролирует данные острова на законном основании» .

В конце лета 2011 г. в Японии произошла смена руководства правящей Демократической партии Японии и, соответственно, главы кабинета министров страны. Китайское государственное агентство «Синьхуа» 30 августа 2011 г. отреагировало на это событие материалом под заголовком «Новому премьер-министру Японии надо уважать ключевые интересы Китая и потребности развития». В нем японскому руководству рекомендуется ради улучшения отношений с КНР, помимо отказа от посещений храма Ясукуни, «показать достаточное уважение национального суверенитета и территориальной целостности Китая, особенно когда речь заходит о вопросах, касающихся островов Дяоюй, которые являются неотъемлемой частью территории Китая...». И далее: «Пекин также хотел бы отложить эти разногласия и совместно с Японией разрабатывать ресурсы в водах, омывающих острова Дяоюй, при условии, что Токио признает полный суверенитет Китая над этим архипелагом. Кроме того, Японии следует признать законную потребность Китая в военной модернизации для защиты своих растущих национальных интересов» .

Этот пассаж позволяет сделать, как минимум, три вывода относительно позиции КНР по поводу спорных территорий Дяоюйдао/Сенкаку на ближайшее будущее:

1) В угоду настроениям общественности страны китайское руководство продолжит делать заявления о принадлежности островов Дяоюйдао Китаю, но при этом, не желая осложнения отношений, не будет настаивать на проведении конкретных переговоров о судьбе островов - спор, в соответствии с призывом Дэн Сяопина, будет отложен на неопределенное время.

2) Китай, заинтересованный в экономическом освоении территорий в районе Дяоюйдао/Сенкаку, будет настойчиво предлагать Японии делать это совместно. Шансы получить согласие Японии на это предложение ничтожны.

3) Китай намерен и дальше наращивать свой военный, в первую очередь военно-морской, потенциал, чтобы получить в будущем более весомые козыри на переговорах по территориальным проблемам, и не только с Японией. Впрочем, в Китае вряд ли всерьез собираются применить военную силу или хотя бы угрозу ее применения в споре за территории, поскольку понимают, что в этом случае на стороне Японии будут США.

В целом, по оценкам японских журналистов и экспертов, в Сеуле и Пекине приход к власти в Токио Ё.Ноды был воспринят настороженно. Причина этого заключается не только в сделанном им 15 августа 2011 г. и не оставшемся незамеченным в Азии заявлении о том, что военные преступники класса «А», прах которых покоится в Храме Ясукуни, который так любят посещать некоторые японские политики, «не являются военными преступниками» . Дело в том, что Ё.Нода имеет репутацию политика, готового жестко отстаивать национальные интересы Японии. Вот что написала по этому поводу «Асахи симбун» 1 сентября 2011 г.: «Если и есть один вопрос, который может вызвать всплеск эмоций у обычно спокойного премьер-министра Ё.Ноды, так это территориальные споры Японии. Новый лидер Японии говорит, что его позиция по вопросу о национальной безопасности и суверенитету сформирована тем, что он воспитывался отцом, который служил в элитном десантном полку сил самообороны и видел тренировки японских десантников. «Я близко видел бойцов элитных частей, которые проходили тяжелые тренировки, - написал Ё.Нода в своей книге. - Этот опыт способствовал формированию моего взгляда на безопасность» . О позиции Ё.Ноды по территориальному спору с Китаем в заметке говорится, что они были ясно изложены во время поездки будущего премьера в Пекин в составе делегации японских парламентариев в декабре 2004 г. В тот момент отношения между Японией и КНР были обострены из-за инцидента с заходом китайской атомной подводной лодки в японские территориальные воды у острова Исигакидзима в префектуре Окинава. На ужине в пекинском доме приемов Дяоюйтай Ё.Нода поднял вопрос об островах Сенкаку/Дяоюйтай, призвав обе стороны воздержаться от действий, разжигающих национализм. На это глава госсовета КНР Тан Цзясюань ответил, что разграничительная линия между двумя странами «была проведена Японией по ее усмотрению», и Китай «никогда не признавал эту линию». На это Ё.Нода ответил, что «с исторической точки зрения острова Сенкаку являются японской территорией» .

Нет оснований считать, что эта позиция Ноды с тех пор претерпела какие-то изменения. Жестких позиций по территориальным вопросам придерживался и министр иностранных дел в кабинетах Ю.Хатоямы и Н.Кана С.Маэхара. И хотя он вынужден был уйти в отставку из-за скандала с незаконными политическими пожертвованиями, сразу после своего прихода к власти Ё.Нода назначил С.Маэхару главой Комитета политических исследований ДПЯ. Это означает, что националист С.Маэхара получает возможность играть важную роль в формировании японской политики, в т.ч. и внешней . Таким образом, можно считать, что смена руководства правящей Демократической партии Японии и, соответственно, кабинета министров Японии в конце лета 2010 г. не создала никаких предпосылок для облегчения решения территориальных споров, имеющихся у Японии с ее соседями.

Окончание следует

William B. Hefin, Diayou/Senkaku islands dispute: Japan and China, Oceans apart. http://www.hawaii.edu/aplpj/articles/APLPJ_01.2_heflin.pdf

Премьер КНР предостерегает Японию от эскалации конфликта вокруг спорных островов. http://www.ng.ru/world/2010- 10-18/6_japan.html

Денисов И. «Япония найдет управу на Китай на дне океана», сайт «Голос России», 5.07.2011, 16:42, http://rus.ruvnm/2011/07/05/52815657.html

Очередная пресс-конференция 5 июля 2022 г. у официального представителя МИД КНР Хун Лэя. http://ua.china-embassy.org/rus/fyrth/t837653.htm

Япония готова защищать острова Сенкаку в случае необходимости. http://news.mail.ru/politics/6544033/

Japan"s new PM needs to respect China"s core interests, development demands, Xinhua, August 30, 2011.http://english.peopledaily.com.cn/90883/7583349.html

A familiar reaction: China, S. Korea wary ofnew PM, Asahi, 2011.08.31.

Китай и Япония многие десятилетия никак не поделят спорные острова Дяоюйдао (Сенкаку). Оба государства считают их своими, ссылаясь на исторические справки. Было проведено множество переговоров и встреч на высшем уровне, но вопрос так и остался нерешенным. Месяц назад территориальный спор разгорелся с новой силой. К чему же он может привести?

Китай считает, что Япония украла острова

Глава МИД КНР Ян Цзечи, выступая на сессии Генассамблеи ООН, обвинил Японию в краже у Китая острова Дяоюйдао (по-японски Сенкаку). "Действия Японии абсолютно нелегальны и недопустимы. Власти Японии не могут подменять историю, из которой следует, что Япония украла Дяоюйдао, а затем присоединила к себе принадлежащие Китаю острова", — заявил Ян Цзечи в минувшую пятницу."Китай решительно призывает власти Японии немедленно прекратить любую деятельность, нарушающую суверенитет Китая, и предпринять конкретные меры для исправления своих ошибок и возвращения на переговорный путь решения данной проблемы", — добавил он. Пекин выразил разочарование поведением японского премьер-министра Йосихико Ноды, который дал понять, что не планирует менять позицию по островам Сенкаку. "Китай жестко протестует против упрямства японского лидера, который занимает неправильную позицию", — уточнил Цинь Ган. Представитель МИД Китая также обвинил Японию в том, что она игнорирует исторические факты и положения международного права. Напомним, что отношения между Японией и Китаем резко обострились после покупки японским правительством (у частного владельца) трех из пяти островов данного архипелага.

Япония ответила на обвинения

Японское правительство осудило заявления китайских дипломатов, обвинивших Токио в краже территорий КНР. Власти Японии отметили, что Сенкаку — это исконные японские земли как с исторической точки зрения, так и с точки зрения международного права. "Высказывание представителей Китая предельно игнорируют историю. Мы не можем с ними согласиться. Острова Сенкаку — это наши земли, которыми мы все время владели. Поэтому нынешняя позиция Китая относительно этих островов является односторонней", — сказал генсек японского кабинета министров Есихидэ Суга.

Суть территориального спора

Острова Дяоюйдао были открыты китайцами, но в конце XIX столетия они по итогам Первой китайско-японской войны отошли Японии. Однако спустя некоторое время, после проигрыша Германии и Японии во Второй мировой войне, Япония потеряла право на завоеванные территории. Данные острова перешли под юрисдикцию Соединенных Штатов. В 70-х годах прошлого столетия Вашингтон вернул Японии Окинаву с архипелагом Сенкаку. Некоторые аналитики считают, что морской шельф в районе этих островов содержит значительные запасы газа и нефти. Территориальный конфликт между Китаем и Японией обострился в сентябре 2012 года. Тогда Токио объявил о процедуре национализации островов через их приобретение у частных владельцев. Этот факт вызвал резкий протест Китая, по всей стране прошла волна антияпонских демонстраций. С тех пор Китай регулярно отправляет к спорным территориям собственные патрульные корабли, вызывая тем самым негодование Японии.

В начале 2013 года Токио объявил о намерении создать специальное подразделение с целью охраны данных островов. В его состав должны войти несколько сотен офицеров, а также более десяти патрульных катеров. Кроме этого, японское правительство в этом году впервые за последние 11 лет увеличило на 1,5 млрд. долларов расходы на армию. Токио не скрывал, что это было сделано в противовес Пекину, наращивающему свою военную мощь.

На днях Пекин высказал новые притязания на японские земли. Речь идет об архипелаге Рюкю. По словам китайского генерала Лю Юаня, архипелаг с 1372 года платил Китаю дань, т. е. за 500 лет до того, как он стал японским. "Острова Рюкю определенно были вассальным государством, — заявил генерал, — Я не говорю, что все бывшие вассальные государства являются китайскими, но можно с уверенностью сказать, что Рюкю точно не принадлежит Японии". По мнению многих аналитиков, разговоры о принадлежности Рюкю — это новый ход Пекина в борьбе за остров Сенкаку.

США подливают масла в огонь

Соединенные Штаты являются ярыми противниками развивающегося доминирования Китая. Они стремятся всеми силами снизить мощь КНР, и территориальный конфликт — хороший для этого повод. Если раньше отношения между Японией и Китаем в основном ограничивались только взаимными обвинениями, то с появлением американцев началось бряцанье оружием. Япония и США разрабатывают план совместных действий по отражению потенциального нападения Китая на спорные территории в Восточно-Китайском море.

20 марта представитель Минобороны Соединенных Штатов сообщил, что генерал Сигэру Ивасаки, глава комитета начальников штабов Японии, встретился с Сэмюэлем Локлиром, командующим американскими вооруженными силами в районе Тихого океана, для обсуждения плана отражения возможной атаки со стороны Китая. В свою очередь, китайский генерал Лю Юань заявил, что "нет необходимости прибегать к военным мерам для разрешения спора, и власти будут делать все возможное, чтобы избежать насилия". Но когда в дело вступают США, которые очень уж любят где-нибудь повоевать, сохранить мир будет довольно сложно.

Территориальный спор Японии и Китая угрожает азиатским экономикам

Обострившийся спор Японии и Китая из-за группы необитаемых островов уже негативно сказывается на работе компаний разных секторов экономики — от туризма до автомобилестроения. Эксперты предполагают, что последствия данного конфликта могут вызвать миллионные убытки у компаний, а также усугубить положение ведущих экономик Азии. Так, на прошлой неделе автокорпорация Mitsubishi Motors сократила на 50 процентов свой экспорт в Китай. По словам президента японской компании, это решение было принято по причине нарастающего островного спора между Японией и КНР и бойкота в Китае японских товаров. Крупнейшие японские автопроизводители заявляют о резком падении продаж в Китае: так, продажи Mitsubishi сократились на 63 процента, Тойота — на 49 процентов, Сузуки — 43 процента, Хонда — 41 процент, Нисан и Мазда — 35 процентов.

(Я) Координаты : 25°46′31″ с. ш. 123°31′39″ в. д.  /  25.77528° с. ш. 123.52750° в. д.  / 25.77528; 123.52750 (G) (Я)

Акватория Восточно-Китайское море Количество островов 8 Крупнейший остров Уоцурисима Общая площадь 7 км² Наивысшая точка 383 м Страна Япония Япония , принадлежность оспаривается Китайской Республикой и Китайской Народной Республикой

Население (2012 год) 0 чел.

История

По утверждениям официального Токио , еще с 1885 года правительство Японии неоднократно проводило изучение островов Сенкаку и получило точное подтверждение, что острова не только были необитаемы, но и не было никаких следов того, что они находились под контролем Китая. На основании этого 14 января 1895 года правительство страны официально включило острова Сенкаку в состав территории Японии в соответствии с международным правом terra nullius - «ничьей землёй» .

Острова Сенкаку не были ни частью острова Тайвань, ни частью Пескадорских островов , которые были уступлены Японии Цинским Китаем в соответствии с Симоносекским договором , который был заключён в апреле 1895 года по итогам первой китайско-японской войны . В период 1900-1940 гг. на островах Кубадзима и Уоцурисима существовало 2 поселения японских рыбаков, насчитывавшие в общей сложности 248 жителей. На острове Уоцуридзима также действовал завод по переработке бониты . В связи с кризисом в рыбной промышленности Японии завод закрылся и поселения были покинуты к началу 1941 г.
В 1945 году Япония проиграла войну и потеряла все территории, приобретенные ею с конца XIX века . Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США . Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку .

2012

В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .

11 июля у побережья острова Сенкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .

19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводом к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.

5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сенкаку об их покупке за 2,05 млрд иен, превысив предложение префектуры Токио.

11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сенкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .

16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонские демонстрации с участием нескольких тысяч человек прошли в Шанхае, Гуанчжоу , Циндао и Чэнду .

Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.

Антияпонская демонстрация в Шэньчжэне (16 сентября 2012 года)



География


№ на карте Острова
(япон)
Острова
(кит)
Координаты Площадь,
км²
Наивысшая точка,
м
1 Уоцурисима (魚釣島) Дяоюй-дао (釣魚島) 25°46′ с. ш. 123°31′ в. д.  /  25.767° с. ш. 123.517° в. д.  / 25.767; 123.517 (G) (Я) 4,32 383
2 Тайсёто (大正島) Чивэй-юй (赤尾嶼) 25°55′ с. ш. 124°34′ в. д.  /  25.917° с. ш. 124.567° в. д.  / 25.917; 124.567 (G) (Я) 0,0609 75
3 Кубасима (久場島) Хуанвэй-юй (黃尾嶼) 25°56′ с. ш. 123°41′ в. д.  /  25.933° с. ш. 123.683° в. д.  / 25.933; 123.683 (G) (Я) 1,08 117
4 Китакодзима (北小島) Бэй Сяо-дао(北小島) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д.  /  25.750° с. ш. 123.600° в. д.  / 25.750; 123.600 (G) (Я) 0,3267 135
5 Минамикодзима (南小島) Нань Сяо-дао(南小島) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д.  /  25.750° с. ш. 123.600° в. д.  / 25.750; 123.600 (G) (Я) 0,4592 149
6 Оки-но-Китаива (沖ノ北岩) Да Бэй Сяо-дао (大北小島 /北岩) 25°49′ с. ш. 123°36′ в. д.  /  25.817° с. ш. 123.600° в. д.  / 25.817; 123.600 (G)

Территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао)

Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) расположены в Восточно-Китайском море в 420 км к западу от японской Окинавы, 420 км от китайского порта Фучжоу и в 190 км к северо-востоку от тайваньского порта Цзилун. Острова необитаемы, среди них три относительно крупных, общей площадью 6,3 кв. км. Самый большой - Уодзуридзима, два почти равных по площади - Китакодзима и Минамикодзима Справочник «Япония 2000»: ИДВ. 2000. - С. 71..

История принадлежности островов весьма запутана. Впервые они упоминаются в китайских хрониках XIV в. как принадлежавшие Китаю в составе королевства Рюкю (ныне префектура Окинава). В начале XVII в. Рюкю было захвачено японскими самураями с острова Кюсю. Но в период правления в Китае династии Цинь (1644 - 1911) Сенкаку были включены в китайскую провинцию Тайвань. По условиям Симоносекского договора 1895 г., после войны с Китаем Япония получила Тайвань вместе с Пэнхуледао и Дяоюйдао (Сенкаку). Последние административно вошли в префектуру Окинава. Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 г., Япония отказалась от территорий, захваченных в результате агрессии, в том числе от Тайваня, но не от Сенкаку. На последние, в составе японской Окинавы, до 1972 г. распространялись права опеки США. Некоторое время американцы использовали острова в качестве артиллерийского полигона. В 1968 г. появились первые сообщения об обнаружении на шельфе Сенкаку запасов нефти История Китая с древнейших времен и до наших дней. - М., 1985. - С. 128 - 130..

В июне 1971 г. было подписано японо-американское соглашение о передаче Японии прав на острова Рюкю (Окинава). Острова Сенкаку были включены в перечень переданных Японии территорий, которая с того времени осуществляет над ними контроль. Согласно другому соглашению, подписанному в тот период, Япония взяла на себя ответственность за оборону островных территорий. К концу 1972 г. на Окинаве был размещён контингент японских сил самообороны, а акватория, прилегающая к Сенкаку, стала патрулироваться кораблями и самолетами береговой охраны Японии.

Первый территориальный спор вокруг Сенкаку возник в 1971 г. Примечательно, что инициатива принадлежала Тайбэю, сделавшему в июне 1971 г. официальное заявление о своих правах на острова. В декабре того же года с аналогичным заявлением выступил Пекин. В ответ на эти шаги в марте 1972 г. свою позицию обозначил Токио. Мотивировка суверенных прав на острова у Тайваня и КНР была одинаковой: исторически и географически Сенкаку всегда считались частью провинции Тайвань. При этом делались ссылки на китайские "Хроники XIV века". Япония сочла обращение к истории неубедительным и выдвинула свои аргументы: после включения Сенкаку в состав Рюкю (Окинава) возражений ни от одной страны не возникало; острова не включались в перечень территорий, от которых Япония отказывалась по Сан-Францисскому мирному договору. Характерно, что в этом споре с самого начала Вашингтон занял "нейтральную" позицию, отнеся разрешение проблемы целиком к заинтересованным странам. Позднее эта позиция была официально подтверждена государственным департаментом США Тайвань: Проблемы развития: Материалы научно-практической конференции. - М., 1990. - С. 62 - 63..

При подписании японо-китайского Совместного коммюнике о восстановлении двусторонних отношений в 1972 г. КНР не заявляла о правах на Сенкаку. Но подписание в 1978 г. японо-китайского Договора о мире и дружбе было отмечено инцидентом: китайцы организовали в районе островов своеобразную демонстрацию, задействовав в ней до 140 судов, включая джонки. Таким образом, претензии были обозначены, после чего Дэн Сяопин во время пребывания в Токио заявил, что спор о принадлежности островов замораживается. Он подчеркнул: "Пусть всегда будет так, как сейчас. Япония может владеть островами 20 - 30 лет" Дэн Сяопин. О строительстве специфически китайского социализма. - Пекин, 1985. - С. 172.. Другими словами, часовой механизм этой "мины замедленного действия" с 1978 г., возможно, уже включен, о чем японцы не забывают. Тем более, что об этом напоминают и периодически возникающие инциденты.

В середине 90-х гг. территориальный спор вокруг Сенкаку стал подогреваться интересами сторон в отношении якобы имеющихся в районе запасов нефти. Китай с 1993 г. стал импортером нефти, его зависимость от ее ввоза с каждым годом возрастала. Остроту ситуация обрела с решением Токио в 1996 г. ввести режим 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии. Этим дополнительно подтверждались японские права на Сенкаку. В отличие от относительной сдержанности официальных властей КНР на начальном этапе спора, на этот раз реакция китайской стороны была и шумной, и масштабной, в нее включились этнические китайцы в странах Юго-Восточной Азии. Осенью 1996 г. антияпонские демонстрации прошли на Тайване, в Гонконге, Макао. Создавались организации "защитников Дяоюйдао". Участники акций обратились к руководству КНР с призывом продемонстрировать Японии военную мощь. В Пекине было объявлено о создании "оперативной группировки сил, специально предназначенной для направления в случае необходимости в район Дяоюйдао". В Токио ряд наблюдателей в тот период высказывал мнение, что шумиха вокруг Сенкаку, объединившая на этнической основе различные политические силы, возможно, поддерживается теми, кто стремится заложить основы будущей "сферы Большого Китая" Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 37 - 46..

Обострение конфликта вокруг Сенкаку дало повод для различных оценок, в том числе крайнего порядка. К примеру, шеф токийского бюро (а ранее пекинского) "Нью-Йорк таймс" Н. Кристофер высказывал мнение, что Китай в будущем может пойти на овладение островами силой. Свою точку зрения он мотивировал так. В китайском руководстве сильны позиции сторонников военного решения проблемы Тайваня, но это нереально из-за угрозы вмешательства США Position Paper on the Amendments to the “Act Governing Relations Between Peoples of the Taiwan Area and the Mainland Area”. - Режим доступа: http://www.mac.gov.tw, свободный.. С Сенкаку иначе: Япония вряд ли станет воевать из-за них, США - тем более, они не занимают определенной позиции по вопросу принадлежности островов, и поэтому из-за них американские вооруженные силы применяться не будут.

Инцидент в конечном итоге был исчерпан сам по себе, не получив развития. Стало очевидным, что Пекин не собирается идти на резкое ухудшение отношений, но проблема не снята и может использоваться и в дальнейшем в качестве "дипломатической карты", в целях оказания давления на Токио, получения от него уступок на тех направлениях взаимодействия, которые будут представлять наибольшую актуальность.

То, что проблема сохраняется, подтвердили некоторые последующие события. Так, в мае 1999 г. японская пресса обеспокоено сообщала о том, что китайские суда ведут геологоразведку, предположительно на нефть, на шельфе островов Сенкаку, в исключительной экономической зоне Японии. В связи с этими действиями Токио предложил правительству КНР провести японо-китайские консультации по проблеме морского права. Но Пекин отказался, заявив о непризнании действия экономической зоны Японии. В Токио позиция Китая была расценена как стремление к утверждению суверенитета над Сенкаку де-факто. Высказывались мнения, что в связи с этим может возникнуть острая политическая проблема.

Весной 2000 г. имел место очередной инцидент. Китайская сторона выдвинула официально требование снести на Сенкаку храмовое сооружение, возведенное "японскими националистами" в память о погибших на островах во вторую мировую войну японцах, и принять меры к исключению в дальнейшем подобных действий. Токио уклонился от ответа Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 37 - 46..