Япония нашла "свою землю" и в китае. Японские китайские острова

Сенкаку - архипелаг, раскинувшийся в Восточно-Китайском море в пару сотен километрах от Тайваня. Вплоть до наших дней между Японией, КНР и Тайванем не прекращаются ожесточенные споры по поводу территориальной принадлежности группы островов.

Китайские власти стали проявлять интерес к архипелагу в 70-х годах, когда ученые открыли в этой части Восточно-Китайского моря крупные залежи нефти. Что примечательно, до 20 столетия крохотными островами Поднебесной никто не интересовался. Только лишь Япония с конца 19 века проводила исследование этих необитаемых земель. И уже в 1895 году японское правительство беспрепятственно включило Сенкаку в состав Королевства.

История Сенкаку

Япония включила группу островов в состав своих территорий на основании международного права. Результаты Второй Мировой войны привели к тому, что Япония утеряла значительные территории, в том числе Сенкаку, помещенные под протекторат США как часть архипелага Нансэй. В 1972 году между странами был подписан документ, согласно которому Окинава и ряд островов были возвращены Королевству Япония. Архипелаг Нансэй по соглашению отошел Японии.

Китай утверждает, что на островах Дяоюйдао (под таким названием китайские школьники знают Сенкаку) ранее были найдены следы Цинской империи. Однако японские ученые в 1885 году озвучили безосновательность таких высказываний. После этого туда отправились простые крестьяне, рыбаки и предприниматели, торговавшие сушеным бонито.

Сенкаку - прекрасный остров преткновения

Не будем вникать в политические игры Дальнего Востока, опишем лишь достопримечательности прекрасного архипелага. А посмотреть здесь есть на что. Это и дивная природа с характерными для морских тропиков пейзажами, и зеленые холмы с мистическими сооружениями, и аутентичные рыбацкие деревушки, в которых можно провести незабываемый вечер, и самобытная культура островитян. Здесь можно покататься на квадроцикле, вкусить японских деликатесов из морепродуктов вдали от цивилизации, понежиться на солнышке и навсегда оставить в памяти эту часть Японии, такую ортодоксальную и уникальную.

Главной достопримечательностью является залив Сенкаку, который лежит на острове Садо. Он включен в состав национального парка Квази и представляет собой живописное место нерукотворного происхождения. Вам обязательно предложат увлекательный круиз по заливу на лодках с прозрачным дном.

Добраться до залива можно автобусом из порта Рёцу.


Территориальный спор между Японией и КНР

Предмет спора. Острова Сенкаку сёто (в китайской картографии - Дяоюйтай цюньдао) включают пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 кв. км, расположенных в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от о.Исигаки (архипелаг Рюкю, Япония). Они находятся в районе с координатами 25°46 северной широты и 123°31 восточной долготы, т.е. в 190 км к северо-востоку от о.Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая. В настоящий момент острова Сенкаку/Дяоюйдао находятся под юрисдикцией Японии, но свои права на них предъявляет и КНР.

История вопроса. Как и в случае с Токто/Такэсима, история принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйдао настолько запутана, что с правовой точки зрения о ней можно спорить бесконечно . Проблема принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйтай приобрела актуальность после вступления в силу в 1994 г. Конвенции о морском праве. Ее острота значительно усилилась после того, как в 1999 г. в шельфе спорных островов были обнаружены богатые запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд. кубометров. В мае 1999 г. в японской прессе появились сообщения, что китайские суда ведут геологическую разведку на шельфе островов Сенкаку в эксклюзивной экономической зоне Японии. Токио предложил Пекину провести совместные консультации по проблеме морского права в его приложении к богатствам спорных островов, но Пекин ответил отказом, заявив к тому же о непризнании района островов экономической зоной Японии. В 2003 г. китайцы установили морскую платформу у морской границы с японскими водами и начали бурение. В Японии заподозрили китайскую сторону в стремлении добывать газ из залежей, простирающихся под японской территорией. В октябре 2004 г. стороны провели первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. При этом, однако, Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку. В апреле 2005 г. правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага, что вызвало возражения со стороны МИД КНР, охарактеризовавшего это решение односторонним и провокационным, и стало одной из причин массовых антияпонских демонстраций и погромов в Китае. В июне 2005 г. начался второй раунд китайско-японских консультаций, однако они не принесли результатов, поскольку Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией». Действительно, проводя работы, связанные с разведкой газа, Китай ни разу не пересек разделительную линию, установленную Японией, исходя из фактической и юридической принадлежности ей островов Сенкаку/Дяоюйдао. Позднее Пекин выступил со своими предложениями о совместной разработке месторождения, и в Токио согласились их рассмотреть. Начались трудные переговоры о деталях проекта. Однако в сентябре 2010 г. они были прерваны китайской стороной после того, как японская береговая охрана 7 сентября задержала китайский траулер, протаранивший у берегов Сенкаку японский сторожевой корабль. Не желая показать слабость, Япония, отпустив 13 сентября 2010 г. экипаж траулера, продлила задержание его капитана. Китай потребовал немедленно освободить капитана и выплатить компенсацию за его задержание, а затем ужесточил таможенные процедуры для торгующих с ним японских компаний и ввел эмбарго на экспорт в Японию редкоземельных металлов, без которых не может работать японская электронная и автомобилестроительная промышленности. 22 сентября 2010 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предостерег Японию от дальнейшей эскалации конфликта вокруг инцидента с задержанием капитана китайского судна у спорных островов, предупредив: «Если Япония продолжит совершать ошибки, КНР предпримет дальнейшие меры, и вся ответственность (за последствия) будет лежать на японской стороне» . Япония предпочла не нагнетать конфликт и 24 сентября освободила капитана китайского судна, что было воспринято как серьезная победа КНР и внутри самой Японии вызвало критику правительства со стороны националистов.

13 ноября 2010 г. на полях саммита АТЭС в Иокогаме состоялась встреча председателя КНР Ху Цзиньтао и премьер-министра Японии Наото Кана. Хотя оба они, по признанию членов японской делегации, и «высказались за продвижение стратегически взаимовыгодных отношений, а также за развитие обменов на частном и правительственном уровнях», одновременно они подтвердили неизменность позиций КНР и Японии по спорным островам, которые каждая из сторон считает своими. Примечательно, что перед встречей с Ху Цзиньтао, Наото Кан провел переговоры с президентом США Бараком Обамой, на которых был затронут и вопрос о взаимоотношениях обеих стран с Китаем. Б.Обама заявил по их завершении о том, что «обязательства США по обороне Японии неизменны», а Н.Кан поблагодарил американского президента «за последовательную поддержку позиции Японии в период ухудшения её отношений с Китаем и Россией» .

Таким образом, личная встреча лидеров КНР и Японии не слишком способствовала снижению уровня противостояния сторон по вопросу о спорных островах, что стало еще яснее из последующих событий. 21 ноября 2010 г. в СМИ появились сообщения о том, что Япония намерена послать на соседние с архипелагом Сенкаку острова войска для наблюдения за активностью китайцев в этой районе . 19 декабря о намерении послать к Сенкаку/Дяоюйдао свои боевые корабли для наблюдения за ситуацией объявила китайская сторона .

В марте 2011 г. китайская нефтегазовая компания CNOOC начала разработку газового месторождения Сиракаба (Чуньсяо), которое находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран. Однако в Токио считают, что таким образом CNOOC получает доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря .

Перспективы решения спора. Из процитированных выше заявлений японской стороны следует, что уступать Китаю в споре за Сенкаку Япония не намерена. Угроза лишиться редкоземельных металлов побудила Японию заняться поисками новых источников этого ценного сырья. Вскоре после инцидента с задержанием китайских рыбаков появились сообщения, что японские компании налаживают добычу редкоземельных металлов в Казахстане, Монголии, Вьетнаме и Индии . А в 2011 г. японские геологи обнаружили крупнейшие месторождения редкоземельных металлов в Тихом океане. Правда, промышленная добыча потребует крупных капиталовложений, совершенствования технологий и заключения международных соглашений, поскольку районы океана, где обнаружены месторождения, находятся в международных водах . Таким образом, в обозримой перспективе Китай останется монопольным поставщиком редкоземельных материалов в Японию. Кстати, не желая портить взаимовыгодные экономические отношения, в 2011 г., после японских уступок, Пекин снял негласный запрет на поставку редкоземельных материалов в Японию.

В то же время позиция Пекина по Дяоюйдао/Сенкаку не изменилась: «Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами. Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными» .

Не меняется и позиция Японии. 10 августа 2011 г. генеральный секретарь кабинета министров Ю.Эдано в ходе обсуждения вопроса о Сенкаку в одном из парламентских комитетов подчеркнул, что Япония готова защищать острова Сенкаку военной силой. Он заявил: «Если другие страны вторгнутся на эти острова, мы применим право самообороны и любой ценой выбьем их оттуда», добавив, что Япония «контролирует данные острова на законном основании» .

В конце лета 2011 г. в Японии произошла смена руководства правящей Демократической партии Японии и, соответственно, главы кабинета министров страны. Китайское государственное агентство «Синьхуа» 30 августа 2011 г. отреагировало на это событие материалом под заголовком «Новому премьер-министру Японии надо уважать ключевые интересы Китая и потребности развития». В нем японскому руководству рекомендуется ради улучшения отношений с КНР, помимо отказа от посещений храма Ясукуни, «показать достаточное уважение национального суверенитета и территориальной целостности Китая, особенно когда речь заходит о вопросах, касающихся островов Дяоюй, которые являются неотъемлемой частью территории Китая...». И далее: «Пекин также хотел бы отложить эти разногласия и совместно с Японией разрабатывать ресурсы в водах, омывающих острова Дяоюй, при условии, что Токио признает полный суверенитет Китая над этим архипелагом. Кроме того, Японии следует признать законную потребность Китая в военной модернизации для защиты своих растущих национальных интересов» .

Этот пассаж позволяет сделать, как минимум, три вывода относительно позиции КНР по поводу спорных территорий Дяоюйдао/Сенкаку на ближайшее будущее:

1) В угоду настроениям общественности страны китайское руководство продолжит делать заявления о принадлежности островов Дяоюйдао Китаю, но при этом, не желая осложнения отношений, не будет настаивать на проведении конкретных переговоров о судьбе островов - спор, в соответствии с призывом Дэн Сяопина, будет отложен на неопределенное время.

2) Китай, заинтересованный в экономическом освоении территорий в районе Дяоюйдао/Сенкаку, будет настойчиво предлагать Японии делать это совместно. Шансы получить согласие Японии на это предложение ничтожны.

3) Китай намерен и дальше наращивать свой военный, в первую очередь военно-морской, потенциал, чтобы получить в будущем более весомые козыри на переговорах по территориальным проблемам, и не только с Японией. Впрочем, в Китае вряд ли всерьез собираются применить военную силу или хотя бы угрозу ее применения в споре за территории, поскольку понимают, что в этом случае на стороне Японии будут США.

В целом, по оценкам японских журналистов и экспертов, в Сеуле и Пекине приход к власти в Токио Ё.Ноды был воспринят настороженно. Причина этого заключается не только в сделанном им 15 августа 2011 г. и не оставшемся незамеченным в Азии заявлении о том, что военные преступники класса «А», прах которых покоится в Храме Ясукуни, который так любят посещать некоторые японские политики, «не являются военными преступниками» . Дело в том, что Ё.Нода имеет репутацию политика, готового жестко отстаивать национальные интересы Японии. Вот что написала по этому поводу «Асахи симбун» 1 сентября 2011 г.: «Если и есть один вопрос, который может вызвать всплеск эмоций у обычно спокойного премьер-министра Ё.Ноды, так это территориальные споры Японии. Новый лидер Японии говорит, что его позиция по вопросу о национальной безопасности и суверенитету сформирована тем, что он воспитывался отцом, который служил в элитном десантном полку сил самообороны и видел тренировки японских десантников. «Я близко видел бойцов элитных частей, которые проходили тяжелые тренировки, - написал Ё.Нода в своей книге. - Этот опыт способствовал формированию моего взгляда на безопасность» . О позиции Ё.Ноды по территориальному спору с Китаем в заметке говорится, что они были ясно изложены во время поездки будущего премьера в Пекин в составе делегации японских парламентариев в декабре 2004 г. В тот момент отношения между Японией и КНР были обострены из-за инцидента с заходом китайской атомной подводной лодки в японские территориальные воды у острова Исигакидзима в префектуре Окинава. На ужине в пекинском доме приемов Дяоюйтай Ё.Нода поднял вопрос об островах Сенкаку/Дяоюйтай, призвав обе стороны воздержаться от действий, разжигающих национализм. На это глава госсовета КНР Тан Цзясюань ответил, что разграничительная линия между двумя странами «была проведена Японией по ее усмотрению», и Китай «никогда не признавал эту линию». На это Ё.Нода ответил, что «с исторической точки зрения острова Сенкаку являются японской территорией» .

Нет оснований считать, что эта позиция Ноды с тех пор претерпела какие-то изменения. Жестких позиций по территориальным вопросам придерживался и министр иностранных дел в кабинетах Ю.Хатоямы и Н.Кана С.Маэхара. И хотя он вынужден был уйти в отставку из-за скандала с незаконными политическими пожертвованиями, сразу после своего прихода к власти Ё.Нода назначил С.Маэхару главой Комитета политических исследований ДПЯ. Это означает, что националист С.Маэхара получает возможность играть важную роль в формировании японской политики, в т.ч. и внешней . Таким образом, можно считать, что смена руководства правящей Демократической партии Японии и, соответственно, кабинета министров Японии в конце лета 2010 г. не создала никаких предпосылок для облегчения решения территориальных споров, имеющихся у Японии с ее соседями.

Окончание следует

William B. Hefin, Diayou/Senkaku islands dispute: Japan and China, Oceans apart. http://www.hawaii.edu/aplpj/articles/APLPJ_01.2_heflin.pdf

Премьер КНР предостерегает Японию от эскалации конфликта вокруг спорных островов. http://www.ng.ru/world/2010- 10-18/6_japan.html

Денисов И. «Япония найдет управу на Китай на дне океана», сайт «Голос России», 5.07.2011, 16:42, http://rus.ruvnm/2011/07/05/52815657.html

Очередная пресс-конференция 5 июля 2022 г. у официального представителя МИД КНР Хун Лэя. http://ua.china-embassy.org/rus/fyrth/t837653.htm

Япония готова защищать острова Сенкаку в случае необходимости. http://news.mail.ru/politics/6544033/

Japan"s new PM needs to respect China"s core interests, development demands, Xinhua, August 30, 2011.http://english.peopledaily.com.cn/90883/7583349.html

A familiar reaction: China, S. Korea wary ofnew PM, Asahi, 2011.08.31.

Территориальный спор между Токио и Пекином вокруг островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), разгоревшийся после того как Япония их национализировала, до предела между странами.

Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) являются предметом .

Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970‑х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемымых.

Япония, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года, претендует на четыре острова Курильской гряды ‑ Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора. Позиция России состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно‑правовое оформление, сомнению не подлежит.

Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике, которые фактически являются заморской территорией Великобритании.

Архипелаг, в который входят два крупных острова ‑ Восточный и Западный Фолкленд, а также 200 небольших островов в юго‑западной части Атлантического океана, находится примерно в 500 километрах от побережья Аргентины и на расстоянии 12 тысяч километров от Великобритании.

Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.

Аргентина потерпела поражение, но продолжает оспаривать территориальную принадлежность островов.

Парасельские острова в Южно‑Китайском море являются предметом .

Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно‑воздушная база, построенная Китаем.

Имеются примеры мирного урегулирования территориальных межгосударственных споров.

Три острова Сан‑Андрес, Провиденсиа и Санта‑Каталина в Карибском море являлись предметом спора между Никарагуа и Колумбией. В декабре 2001 года Никарагуа представила заявление в Международный суд ООН о возбуждении разбирательства против Колумбии в связи со спором относительно прав на эту территорию. Никарагуа просила суд объявить, что она обладает суверенитетом над Провиденсией, Сан‑Андрес и Санта‑Каталиной.

13 декабря 2007 года Международный суд ООН . Суд ООН мотивировал свое решение тем, что эти острова определены как колумбийские в двустороннем договоре, заключенном в 1928 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Спустя полгода после выступления гоминдановской администрации Тайваня с протестом против возвращения Японии о-вов Рюкю и Сенкаку, 30 декабря 1971 г., опубликовал официальное заявление по этому поводу и Пекин. Формально это заявление было «привязано» к моменту одобрения японским парламентом японо-американского соглашения от 17 июня 1970 г.

В принципе позиция Пекина по этому вопросу полностью совпадает с позицией Тайбэя. Вопрос аргументирования своей позиции пекинская дипломатия решает значительно проще, чем это сделано в заявлении гоминдановской администрации Тайваня. В документе МИД КНР используется исключительно историческая аргументация - широко апробированный метод при территориальных спорах, навязываемых Китаем своим соседям по сухопутной границе. В заявлении, в частности, говорится:. «Остров Дяоюйдао и другие острова искони являются территорией Китая. Еще при Минской династии эти острова уже находились в зоне морской обороны Китая; они были островами, относящимися к китайскому острову Тайвань, а не принадлежали Рюкю, которые теперь называются Окинавой. Граница Китая с Рюкю в этом районе лежит между о-вами Чивэйюй и Куме; китайские рыбаки с Тайваня с давних времен занимаются хозяйственной деятельностью на о. Дяоюйдао и других островах».

Заметим, что «вопрос» о том, входят или не входят о-ва Сенкаку в состав архипелага Рюкю, на котором акцентирует внимание Пекин, является искусственно надуманным китайской стороной. Никто и никогда - и японская сторона согласна с этим - не включал о-ва Сенкаку в состав архипелага Рюкю.

В связи с официальным объявлением правительством КНР своей позиции относительно принадлежности о-вов Сенкаку следует, очевидно, отметить немаловажный момент в развитии обстановки в этом районе. В 1970 году начался предварительный зондаж и прощупывание позиций, активный неофициальный обмен мнениями между КНР и США по поводу улучшения и нормализации отношений между двумя странами. В июле 1971 года состоялся визит в Пекин тогдашнего помощника президента США по вопросам национальной безопасности Г. Киссинджера, который провел переговоры с Чжоу Эньлаем и через которого китайское правительство официально пригласило президента Соединенных Штатов Р. Никсона посетить Китай. В октябре 1971 года Г. Киссинджер вновь побывал в Пекине. Все это свидетельствовало о значительном смягчении китайско-американских отношений. После подписания 17 июня 1971 г. японо-американского соглашения о возвращении Японии всех прав на архипелаг Рюкю американский военный персонал начал понемногу эвакуироваться из этого района. В процессе эвакуации и наметившейся нормализации отношений с США, как бы в качестве проверки готовности американской администрации проводить и далее курс на смягчение отношений с Китаем, в Пекине и было опубликовано заявление МИД КНР от 30 декабря 1971 г., в котором содержались официальные притязания КНР на о-ва Сенкаку.

В этом эпизоде Соединенные Штаты продемонстрировали свою лояльность в отношении Китая, уклонившись от вовлечения в создавшуюся конфликтную ситуацию, несмотря на то что некоторые политические круги Японии настойчиво пытались заручиться их поддержкой в возникшем споре.

Выступление Пекина с официальным заявлением вызвало немедленную реакцию Токио: 6 января 1972 г. МИД Японии опубликовал краткое, но весьма энергичное заявление, в котором содержалось предупреждение о том, что после ухода США из этого района ответственность за оборону о-вов Сенкаку будут нести японские силы самообороны.

13 января 1972 г. агентство Синьхуа опубликовало в связи с этим демаршем японского правительства комментарий, в котором вновь подтвердило претензии Китая на суверенитет над о-вами Сенкаку и выразило протест по поводу «алчных устремлений реакционного правительства Сато к аннексии китайской территории».

Напряженность в Восточно-Китайском море продолжала нарастать. В феврале очередной шаг предприняла гоминдановская администрация Тайваня: в тайбэйской прессе было опубликовано сообщение о том, что принято решение включить о-ва Сенкаку в состав уезда Илань провинции Тайвань. В связи с этим решением власти уезда Илань залипли о своем намерении направить в марте на острова специальную группу, которая должна будет создать там административные учреждения.

По поводу этого сообщения, особенно той его части, где речь идет о создании на о-вах Сенкаку «административных учреждений», нелишне, видимо, напомнить еще раз, что речь идет об островах, на которых отсутствует какое-либо постоянное население.

Японское правительство заявило 17 февраля протест против решения тайваньских властей о включении островов в состав административной единицы провинции Тайвань. Сообщения об этом, появившиеся на страницах японских газет, дали толчок к усилению общественной кампании в защиту прав Японии на о-ва Сенкаку. Агентство Киодо Цусин сообщило 3 марта из Наха, административного центра Окинавы, что местное законодательное собрание одобрило резолюцию с призывом к японскому правительству попытаться убедить Китай отказаться от притязаний на острова.

В марте 1972 года вопрос об островах обсуждался на сессии японского парламента. С заявлением по этому вопросу выступил на заседании одной из комиссий парламента министр иностранных дел Японии Т. Фукуда. Как сообщил 8 марта корреспондент агентства Киодо Цусин, в своем заявлении Т. Фукуда дал исторический обзор событий, связанных с освоением Японией о-вов Сенкаку начиная с 1885 года. В заключение министр подчеркнул, что острова бесспорно принадлежат Японии и притязания на них других стран «несправедливы и достойны сожаления».

Ответом на это заявление Т. Фукуды явился новый комментарий агентства Синьхуа, опубликованный в китайской печати 31 марта. Синьхуа вновь категорически утверждало, что «китайский народ непременно возвратит Дяоюйдао и другие острова».

Нетрудно заметить, что до начала 1972 года шаги, предпринимаемые Пекином и Тайбэем, как бы дополняли друг друга. По сути дела, Пекин немедленно выступал в поддержку любой инициативы гоминдановской администрации Тайваня, направленной на утверждение прав Китая на о-ва Сенкаку. Однако включение островов в состав уезда Илань было одним из последних шагов гоминдановской администрации в этом плане. Ее международное положение резко ухудшилось после восстановления в конце 1971 года прав Китая в ООН, поэтому она заняла более осторожную позицию.

В то же время и в китайской пропаганде вокруг вопроса о принадлежности о-вов Сенкаку появились некоторые нюансы. К этому времени наметились серьезные перемены на внутриполитической сцене в Японии (уходил в отставку Э. Сато), и китайская сторона считала, очевидно, несвоевременным предпринимать какие-то шаги, которые могли бы заранее восстановить против нее будущее политическое руководство Японии. Это касается не только вопроса о территориальных претензиях Китая к Японии - китайская пропаганда резко приглушила все антияпонские выступления, исключая те, которые были направлены персонально против Э. Сато. Поэтому китайская печать никак не реагировала на вступление в силу японо-американского соглашения о возвращении Японии о-вов Рюкю, под действие которого подпадали и о-ва Сенкаку.

Вместе с тем в связи с вступлением в силу японо-американского соглашения китайская сторона предприняла определенные шаги по официальным каналам. Так, албанская газета «Зери и популлит» сообщала 24 мая 1972 г., что постоянный представитель КНР при ООН Хуан Хуа в письме на имя председателя Совета Безопасности заявил протест против включения в японо-американское соглашение о-вов Сенкаку. В письме вновь повторялось, что эти острова с давних пор являются якобы китайской территорией и что любая сделка США и Японии, касающаяся островов, является незаконной и, по мнению Пекина, не имеет никакой силы. Китайская печать, однако, умолчала об этом демарше представителя КНР в ООН.

7 июля 1972 г. к власти в Японии пришел кабинет, возглавляемый К. Танакой. Новое правительство поставило своей целью наряду с укреплением японских позиций в отношении с США нормализовать взаимоотношения с КНР, о чем премьер-министр и заявил в своем первом же выступлении.

В конце сентября 1972 года состоялся визит К. Танаки в Китай, завершившийся достижением договоренности об установлении дипломатических отношений между двумя странами на основе, в принципе соответствовавшей тем требованиям, которые выдвигались в этом вопросе китайской стороной. Однако в части урегулирования территориальных проблем этот визит ничего Японии не дал. Как сообщал 1 октября 1972 г. о пресс-конференции К. Танаки корреспондент агентства Киодо Цусин, когда японский премьер-министр во время японо-китайских переговоров попытался обсудить вопрос о принадлежности о-вов Сенкаку, Чжоу Эньлай ушел от этого обсуждения, заявив: «Но будем здесь об этом спорить. Ведь это всего лишь крохотные точки, которые даже трудно заметить на географических картах. Они стали проблемой только потому, что вокруг них была найдена нефть».

Действительно, о-ва Сенкаку трудно было найти на китайских картах, изданных до 1970 года: на них этих островов попросту нет.

И вообще анализ картографических материалов, изданных в Китае, дает весьма любопытные результаты в связи с проблемой Сенкаку. Хорошо известно, что как гоминдановская, так и маоистская дипломатия, предваряя официальное выдвижение своих территориальных претензий к соседним странам, широко использовали метод «картографической агрессии». Этот метод заключается в том, что определенные районы сопредельных стран, на которые впоследствии выдвигались притязания в официальном порядке, включались на китайских картах в состав его территории. Так, уже с первых лет существования в Китае народной республики на издаваемых в КНР картах принадлежащими ей изображались отдельные районы советского Дальнего Востока и весь Памир, обширные районы Монголии и Индии, весь «афганский коридор», север Качинской области и все левобережье Салуина в Шанской области Бирмы. Равным образом на картах изображались принадлежащими Китаю и все острова Южно-Китайского моря. Но ни на одной карте нет даже упоминания о существовании о-вов Сенкаку.

Конечно, острова малы. Но китайские карты скрупулезно изображали все рифы и атоллы, в том числе и покрываемые водой во время приливов отмели Макклесфилд-бэнк, где с точки зрения международного права островов, как таковых, вообще нет. Изображение же о-вов Сенкаку на китайских картах появилось лишь после возникновения вопроса об их принадлежности, причем они стали изображаться даже на картах с таким масштабом, как 1: 50 000 000!

Не менее любопытен и тот факт, что изданные до 1970-1971 годов китайские карты провинции Тайвань ограничивают ее, а следовательно, и «район Тайваня» о. Пэнцзя, лежащим приблизительно в 60 км к северо-востоку от Тайваня. На некоторых же картах в том месте, где расположены о-ва Сенкаку, помещена врезка с легендой.

И только после возникновения проблемы «район Тайваня» на картах был значительно расширен. Пример тому - карта провинции Тайвань из «Атласа Китая», изданного в 1973 году.

Интересно и то обстоятельство, что даже на новых картах о-ва Сенкаку изображаются не так, как все прочие острова. Если все другие острова, скажем, Южно-Китайского моря, даже самые мелкие, имеют рядом с их изображением и название, то о-ва Сенкаку лишь нанесены на карту. Два из них - Уоцури и Секиби - помечены цифрами, а их китайские названия - Дяоюйдао и Чивэйюй - даются, как правило, даже не в легенде, а за рамкой карты.

Картографические материалы, публикуемые на Тайване, изображали район, лежащий к северу-востоку от Тайваня, так же, как и аналогичные издания в КНР. Яркий пример тому - пятитомный «Национальный атлас Китая», подготовленный тайваньской военной академией и изданный в 1962 году. Том I этого издания целиком посвящен Тайваню. Общие карты провинции (например, карты В1, В6, В8) включают к северо-востоку от острова в состав провинции тагаке лишь о-ва Нэнцзя и Мяньхуа, отстоящие от Тайваня на расстоянии 50-60 км. Нет названия о-вов Сенкаку - ни японского, ни китайского, ни английского - и в приложением к тому сводном указателе географических названий провинции.

Как в пекинской, так и в тайбэйской печати район о-вов Сенкаку именовался районом активного промысла рыбаков с Тайваня. Но вот в томе V указанного издания есть карта А15 «Основные районы рыболовства». На этой карте о-ва Сенкаку в качестве одного из «основных районов промысла» рыбаков с Тайваня не фигурируют. В то же время хорошо известно, что японские рыбаки активно ведут промысел именно в этом районе.

Анализ документов, публикаций и картографических материалов китайской стороны позволяет сделать вывод о том, что вопрос о принадлежности о-вов Сенкаку, поставленный по инициативе гоминдановской администрации Тайваня, возник для Пекина неожиданно. Пекин не был готов к нему. Но он незамедлительно поддержал гоминдановскую инициативу, увидев в этом возможность не только попытаться завладеть всем континентальным шельфом Восточно-Китайского моря или большей его частью, но и получить в свои руки рычаг давления на японское правительство путем ужесточения или смягчения своей позиции в этом вопросе. Кроме того, пекинское руководство, конечно же, не могло допустить, чтобы гоминдановцы оказались в большей степени «патриотами», чем оно, ратуя за «восстановление прав» Китая на якобы «утраченные» в далеком прошлом острова.

Что касается Японии, то помимо престижных и других соображений есть, по крайней мере, один чрезвычайно важный фактор, воздействующий на ее позицию в отношении о-вов Сенкаку. Об этом еще 30 декабря 1970 г. писала газета «Вашингтон пост»: «Острова Сенкаку - единственные острова цепи Рюкю, находящиеся в районе континентального шельфа, а потому единственные острова, которые дадут Японии право претендовать на какую-то долю в разработке ресурсов континентального шельфа».

Если вас интересуют оригинальные товары торгового бренда Adidas для различных видов единоборств или же просто для занятий спортом, то я бы вам советовал посетить магазин Adidas в Киеве . В магазине вы найдете широкий ассортимент качественной спортивной обуви и великолепные спортивные костюмы, занятия в которых будут доставлять только удовольствие.

Территориальный спор из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао)

© 2013 И. Гордеева

В статье рассматривается территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), который привел к серьезному ухудшению отношений двух стран. Разбираются базисные позиции сторон по этому вопросу на основе официальных документов, а также позиция США. Ключевые слова: острова Сэнкаку (Дяоюйдао), Япония, Китай, Тайвань, США.

В последнее время вновь резко обострился территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), приобретающий все более опасный и непримиримый характер. Эти острова, расположенные в Восточно-Китайском море, включают в себя пять небольших островов и три скалы, размерами от 800 кв. м до 4,32 кв. км, всего - около 7 кв. км. Находятся они примерно в 170 км от побережья Тайваня, в 170 км от самого южного острова (Исигаки) японского архипелага Нансей (Рюкю) и в 330 км от побережья материкового Китая. В спор непосредственно вовлечены Тайвань, также претендующий на суверенитет над указанными островами, и Соединенные Штаты, занимающие внешне нейтральную, но в действительности откровенно прояпонскую позицию.

Нынешние базисные позиции сторон излагаются в опубликованной Китаем 25 сентября 2012 г. Белой книге «Дяоюйдао - неотъемлемая территория Китая»»1, переиздающейся из года в год, в широко растиражированной памятке МИД Японии «Основной подход к вопросу о суверенитете над островами Сэнкаку» (последняя публикация - октябрь 2012 г.)2, в многочисленных официальных заявлениях, статьях, подборках материалов. Вопрос о Сэнкаку (Дяоюйдао) неоднократно поднимался в ходе слушаний в Конгрессе США, детальная американская позиция содержится в докладе исследовательской службы Конгресса от 25 сентября 2012 г.3

Согласно данным китайской стороны (КНР и Тайваня) - с приведением многочисленных исторических источников, карт, включая японские, острова были открыты Китаем еще в Минскую эпоху (1368-1644 гг.). Тогда же они были включены в зону береговой охраны Китая. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) острова Дяоюйдао стали в административном плане частью китайской провинции Тайвань. До начала японо-китайской войны (1894-1895 гг.) права Китая на острова Дяоюйдао, каждому из которых были присвоены китайские наименования, никто, как указывается, не оспаривал.

Интерес Японии к островам стал проявляться с 1884 г. - после аннексии Японией в 1879 г. королевства Рюкю, ранее являвшегося вассалом Китая и переименованно-

Гордеева Ирина Викторовна, старший преподаватель японского языка Высшей школы экономики. E-mail: [email protected].

го после аннексии в «префектуру Окинава». По материалам Белой книги КНР, события разворачивались следующим образом. Начиная с 1884 г. Япония послала на острова несколько секретных отрядов для их обследования. Губернатор Окинавы несколько раз обращался в МИД Японии с предложением включить острова в состав префектуры Окинава. Однако японский МИД занял тогда осторожную позицию, указывая, что установка на островах знаков об их принадлежности Японии могла бы привлечь внимание и вызвать протесты со стороны цинского императорского двора. После того как в июле 1894 г. разразилась японо-китайская война и японские войска захватили в конце ноября порт Люйшунь (Порт-Артур), предрешив тем самым исход войны в свою пользу, японская сторона (этим тогда занимался министр иностранных дел М. Мунэмицу) решила, что пора действовать. 14 января 1895 г. кабинет министров Японии принял секретную резолюцию о включении упомянутых островов в состав префектуры Окинава. Островам были присвоены японские имена, однако название Сэнкаку было дано лишь в 1900 г. По условиям подписанного 17 апреля 1895 г. Симоносекского договора Китай уступил Японии Тайвань «вместе с прилегающими или принадлежащими ему островами». Конкретно назывались лишь Пескадорские острова (о-ва Пэнхуледао). Однако китайская сторона исходит из того, и постоянно подчеркивает это, что Тайвань был передан вместе с островами Дяоюйдао, входившими на тот момент в состав провинции Тайвань. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение для Китая, определяющее его дальнейшую позицию таким образом, что острова Дяоюйдао должны были быть переданы Китаю вместе с Тайванем после поражения Японии во Второй мировой войне в соответствии с ялтинскими, потсдамскими и другими решениями держав-победителей.

Что касается японской трактовки этого вопроса, то в упомянутой памятке МИД Японии она выглядит следующим образом: «Начиная с 1885 г. правительство Японии осуществляло глубокие исследования островов Сэнкаку с помощью властей префектуры Окинава и другими способами. На основании полученных данных было подтверждено, что острова Сэнкаку являются необитаемыми, нет никаких свидетельств, что они находятся под контролем Китая. Исходя из этого, правительство Японии приняло 14 января 1895 г. решение установить на островах знаки, тем самым официально включив их в состав японской территории. С тех пор острова Сэнкаку постоянно были неотъемлемой частью островов Нансей, являющихся территорией Японии. Эти острова не были ни частью Тайваня, ни частью Пескадорских островов, которые были переданы Японии Цин-ской династией Китая в соответствии со Статьей II Симоносекского договора, вступившего в силу в мае 1895 г. Соответственно, острова Сэнкаку не были включены в перечень территорий, от которых Япония отказалась по Статье II Сан-Францисского мирного договора. Острова Сэнкаку были переданы под управление администрации США как часть архипелага Нансей в соответствии со Статьей III упомянутого договора и включены в состав территории, административные права на которую были возвращены Японии в соответствии с Соглашением между Японией и Соединенными Штатами Америки относительно архипелага Рюкю и островов Дайто, подписанным 17 июня 1971 г. Изложенные факты ясно свидетельствуют о статусе островов Сэнкаку как части территории Японии. Тот факт, что Китай не представил возражений против статуса островов, как находящихся под управлением США согласно Статье III Сан-Францисского мирного договора, ясно указывает на то, что Китай не рассматривал острова Сэнкаку как часть Тайваня. Только во второй половине 1970-х гг., после того как возник вопрос об освоении нефтяных месторождений на континентальном шельфе в Восточно-Китайском море, правительство Китая и власти Тайваня начали поднимать вопросы относительно островов Сэнкаку. Более того, ни один из доводов, выдвинутых правительством Китая в качестве «исторических, географических или геологических» свидетельств, не дает законных оснований, с точки зрения международного права, для подтверждения аргументов Китая относительно островов Сэнкаку»4.

Позиция Японии вызывает резко негативную реакцию Пекина. Указывается, что японское правительство хорошо осознавало, что острова Дяоюйдао отнюдь не являлись "Terra nullius" (ничейной землей), и решилось на присоединение островов, лишь нанеся военное поражение Китаю (согласно китайской Белой книге, продвижение Японии в 1885-1895 гг. к захвату островов Сэнкаку - с постоянной оглядкой на реакцию цинского императорского двора - четко зафиксировано и в дипломатических документах Японии, составленных самим японским МИД). Подчеркивается, что в своей принципиальной основе Китай никогда не отказывался от суверенитета над указанными островами, исходил и продолжает исходить из того, что они должны были быть возвращены Китаю - вместе с Тайванем - по итогам Второй мировой войны. Говорится также, что КНР, как и власти Тайваня, не была приглашена на Сан-Францисскую конференцию. В этой связи тогдашний премьер и министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай заявил 18 сентября 1951 г. от имени правительства КНР, что Сан-Францисский мирный договор является «незаконным и недействительным», китайское правительство его не признает, поскольку Китай был отстранен от участия в подготовке, формулировании и подписании Договора5. Отмечается и то обстоятельство, что первоначально при передаче островов Рюкю под управление США острова Дяоюйдао не были включены в сферу администрации. Юрисдикция американской администрации была распространена на них лишь в декабре 1953 г., что, как говорится в китайской Белой книге, встретило «твердые возражения» со стороны Китая.

17 июня 1971 г. США и Япония подписали Соглашение о возвращении Японии островов Рюкю (вместе с островами Сэнкаку). В связи с этим МИД КНР выступил 30 декабря 1971 г. с заявлением, в котором подчеркивалось: «Включение правительствами США и Японии китайских островов Дяоюйдао в состав возвращаемых Японии территорий по Соглашению о возвращении Окинавы является полностью незаконным. Это никоим образом не может изменить территориальный суверенитет КНР над островами Дяоюйдао»6. С подобным же заявлением выступили и тайваньские власти.

В сентябре 1972 г. Япония и КНР установили между собой дипломатические отношения, а 12 августа 1978 г. заключили Договор о мире и дружбе. Находясь в тот период в сложных международных обстоятельствах, китайская сторона предпочла не обострять вопрос о Дяоюйдао, хотя он и затрагивался сторонами во время переговоров. По словам заместителя премьера Госсовета Дэн Сяопина в ходе встречи в верхах с премьер-министром Т. Фукудой в октябре 1978 г., на переговорах в 1972 г. и в 1978 г. стороны договорились «отложить в сторону» решение данного вопроса. «Люди нашего поколения, - сказал Дэн Сяопин в беседе с Т. Фукудой и на пресс-конференции 25 октября 1978 г. - не обладают достаточной мудростью для урегулирования данной дискуссии, возможно следующее поколение будет мудрее нас. Тогда и будет найдено решение, с которым все бы согласились»7. В то же время, как указывается японской стороной, каких либо фактов, подтверждающих согласие Японии с предложением китайской стороны «отложить» решение вопроса или «сохранить статус-кво» в ситуации с островами Сэн-каку, «не имеется»8. Отмечается, что Т. Фукуда на указанные слова Дэн Сяопина никак не прореагировал.

ГОРДЕЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА - 2014 г.

  • ЯПОНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НА ПОРОГЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ?

    ВОДА КРИСТИНА РУДОЛЬФОВНА - 2014 г.