Гора в израильской долине 5 букв. Горы израиля

В самом деле, если обратиться к статистике репрессий, то выясняется, что за неполных 15 лет с 1939 года до дня ареста Берии в СССР было осуждено к высшей мере 54253 человека (из них 42149 - в 1941-1945 гг.), в то время как в 1937-1938 гг. было вынесено 681692 смертных приговора .

Кроме того, как справедливо сказано выше, Берия занимал должность наркома внутренних дел СССР лишь до 29 декабря 1945 года .

Одним из обвинений в адрес Лаврентия Павловича является то, что он якобы уничтожил кадры "честных чекистов", воспитанные Дзержинским: "Именно Берия был организатором чисток НКВД, репрессий среди дипкорпуса" .

Сторонники подобной точки зрения не гнушаются и прямых подлогов. Вот, к примеру, еженедельник "Новости разведки и контрразведки" рассказывает о судьбе советского разведчика Федора Карповича Парпарова:

"27 мая 1938 г. Парпаров был арестован по указанию Берии и находился под следствием до июня 1939 г. Освобожден из-за отсутствия состава преступления (шпионаж)" .

Между тем, Берия был назначен 1-м зам. наркома внутренних дел лишь 22 августа, а наркомом - 25 ноября 1938 года . До этого момента он в течение 7 лет возглавлял Компартию Грузии, не имея никакого отношения к НКВД, и, разумеется, не мог отдавать указания об аресте сотрудников госбезопасности. А вот к освобождению Ф.К.Парпарова Берия имел самое непосредственное отношение, тем более, что через 4 месяца тот был вновь зачислен в штат внешней разведки. Разумеется, обывателю простительно не знать, что 27 мая 1938 года Берия еще находился на партработе в Тбилиси, однако автору статьи полковнику СВР Владимиру Карпову это должно быть известно по долгу службы.

Еще больше таких, с позволения сказать, "анахронизмов" в изданном в 1995 году СВР биографическом справочнике "Ветераны внешней разведки России".

"По указанию Берии к середине 1938 года почти все резиденты внешней разведки были отозваны в Москву, многим из них выражено недоверие, и назад они не вернулись" .

Как мы только что выяснили, в середине 1938 года Берия все еще находился в Тбилиси и никаких указаний резидентам отдавать не мог.

Своеобразный "перл" содержится в биографии разведчика Григория Сергеевича Сыроежкина:

"В 1938 году [Сыроежкин] в частной беседе высказал мнение о невиновности Тухачевского и других военачальников, дела которых были состряпаны Берией и его подручными" .

Не будем здесь обсуждать, "состряпано" ли дело Тухачевского, или же военный заговор действительно имел место, однако в любом случае Тухачевский с компанией были осуждены и расстреляны еще в июне 1937 года, т.е. опять-таки без участия Берии.

Менее очевиден подлог в биографии Павла Михайловича Фитина, возглавлявшего внешнюю разведку накануне Великой Отечественной войны:

"После войны Берия рассчитался со строптивым начальником разведки, который оказался прав в отношении сроков нападения Германии на СССР. В конце июня 1946 года по его распоряжению генерал-лейтенант Фитин был освобожден от занимаемой должности, на которой блестяще зарекомендовал себя в годы войны. До конца того же года он находился в распоряжении Управления кадров МГБ СССР.

В декабре 1946 года П.М.Фитина направляют заместителем уполномоченного МГБ в Германию, где он находился до 1947 года.

В 1947 году его вновь понижают в должности: П.М.Фитин назначается на пост заместителя начальника Управления госбезопасности по Свердловской области. Затем Берия перебрасывает его в Алма-Ату.

Однако Берия не решился на прямую физическую расправу с П.М.Фитиным, очевидно помня, что Сталину известен его вклад в информационное обеспечение победы над врагом. В 1951 году Берия распорядился уволить его из органов госбезопасности "по неполному служебному соответствию" без военной пенсии, так как опальный генерал-лейтенант не имел соответствующей выслуги лет.

Лишь после ареста и суда над Берией и его подручными в 1953 году П.М.Фитину удалось устроиться директором фотокомбината Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, где он работал до конца жизни" 10 .

Опять-таки, не будем здесь выяснять, насколько "блестяще" зарекомендовали себя Фитин и его подчиненные. Лучше посмотрим, как выглядит его послевоенная биография согласно архивным документам:

с 12 мая 1943 г. - начальник 1-го управления НКГБ (позднее - МГБ) СССР;
с 15 июня 1946 г. - в распоряжении управления кадров МГБ;
с сентября 1946 г. - зам. уполномоченного МГБ в Германии;
с 1 апреля 1947 г. - зам. начальника УМГБ Свердловской области;
с 27 сентября 1951 г. - министр госбезопасности Казахстана;
с 16 марта по 16 июля 1953 г. - начальник УМВД Свердловской области;
29 ноября 1953 г. - уволен из МВД по служебному несоответствию .

Итак, во-первых, к 15 июня 1946 г. Лаврентий Павлович уже не руководил органами госбезопасности и, следовательно, не имел отношения ни к снятию Фитина с поста руководителя разведки, ни к его последующим перемещениям. Во-вторых, именно после ареста Берии "опальный генерал-лейтенант" был сперва снят с должности, а затем и уволен по служебному несоответствию. Впрочем, Фитину, можно сказать, повезло - похоже, Берия действительно его недолюбливал и поэтому, став в марте 1953 года министром МВД, к себе не приблизил. А то быть бы Павлу Михайловичу расстрелянным по приказу Хрущева.

Почему же именно Берия, а не Ежов или, скажем, Ягода выбран демократами на роль кровожадного монстра?

Выше мы уже ссылались на книгу Н.Петрова и К.Скоркина "Кто руководил НКВД, 1934-1941". Среди прочей интересной информации, в этом фундаментальном справочнике имеется и анализ национального состава руководства НКВД соответствующего периода . Этот анализ примечателен тем, что во-первых, выполнен сотрудниками "Мемориала", которых трудно обвинить в антисемитизме, а во-вторых, отвечает критериям научности - составлен на основе архивных данных, авторы четко определяют рассматриваемый контингент:

"В исследовании нами учитывались наркомы внутренних дел СССР и их заместители, начальники управлений и отделов центрального аппарата НКВД, наркомы внутренних дел всех союзных и автономных республик (исключение составила Нахичеванская АССР), начальники УНКВД краев и областей, входивших в состав РСФСР, УССР, Белорусской ССР и Казахской ССР. Не учитывались руководители НКВД тех автономных областей РСФСР, которые не изменяли в рассматриваемый период административный статус, а также руководители НКВД областей в составе Киргизской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР. В то же время начальники УНКВД тех автономных областей РСФСР, чей статус повысился до автономных республик, нами учтены" 13 .

Для удобства представим данные в виде графиков:

Получается весьма любопытная картина. На момент создания НКВД 10 июля 1934 г. из 96 руководящих работников 30 были русскими, а 37 - евреями. Кроме того, имелось 4 поляка, 7 латышей и 2 немца. На момент снятия Ягоды (26 сентября 1936 г.) ситуация усугубляется: из 110 руководителей 43 - евреи, 33 - русские, 5 - поляки, 9 - латыши, 2 - немцы. Таким образом, сложилось явно ненормальное положение, когда среди высшего слоя руководителей органов госбезопасности 14,5% составляли выходцы из стран - вероятных противников СССР, а доля евреев достигла почти 40%, превысив долю русских, украинцев и белорусов вместе взятых.

После прихода Ежова из руководства НКВД целенаправленно вычищаются поляки, латыши и немцы. Процент евреев тоже падает. 1 сентября 1938 года, к концу "ежовщины", из 150 руководителей НКВД русских уже 85, евреев - 32. Однако доля последних (21%) все еще непропорционально высока. Кроме того, увеличение процента русских идет в основном за счет заполнения новых вакансий.

Но вот к руководству "органами" приходит Берия и ситуация радикальным образом меняется. На 1 июля 1939 года среди 153 руководящих работников НКВД имелось 102 русских, 19 украинцев и 6 евреев (3,92%). Аналогичная картина наблюдалась и на более низком уровне: к началу 1940 года национальный состав Центрального аппарата НКВД выглядел так: русских - 3073 (84%), украинцев - 221 (6%), евреев - 189 (5%), белорусов - 46 (1,25%), армян - 41 (1,1%), грузин - 24 (0,7%), татар - 20 (0,5%), и т.д. 14

Сразу оговоримся: ни Берия, ни Сталин не были антисемитами. К примеру, тот же освобожденный и восстановленный в "органах" Ф.К.Парпаров был евреем. Они всего лишь исправили ситуацию, когда процент евреев в системе НКВД во много раз превышал их долю в населении страны.

Наконец, рассмотрим такой вопрос, как масштабы репрессий внутри НКВД. Широкое распространение получила цифра в 20 тысяч репрессированных чекистов, запущенная в свое время в оборот председателем КГБ СССР В.М.Чебриковым:

"В результате ложных обвинений жертвами репрессий стали более 20 тысяч чекистов, высокопрофессиональных работников, преданных партии коммунистов" 15 .

На первый взгляд, это утверждение соответствует действительности. Так, согласно справке о численности репрессированных сотрудников ОГПУ-НКВД за 1933-1939 гг. 16 :

год арестовано
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939
738
2860
6249
1945
3837
5625
1364
итого 22618

Но это только на первый взгляд. Дело в том, что, вопреки расхожим представлениям, органы госбезопасности были лишь частью НКВД, причем отнюдь не самой многочисленной. В подчинении наркомата находились также пограничные и внутренние войска, милиция, пожарная охрана, ЗАГСы и даже такие структуры, как Главное управление государственной съемки и картографии и Главное управление мер и весов . Кроме того, приведенная статистика включает арестованных не только за "контрреволюционные", но и за уголовные преступления.

Какова же доля чекистов среди арестованных? При Ежове с 1 октября 1936 г. по 15 августа 1938 г. было арестовано 2273 сотрудника госбезопасности, из них за "контрреволюционные преступления" - 1862. После прихода Берии за 1939 год к ним прибавилось еще 937 человек . Кроме того, часть арестованных сотрудников была впоследствии освобождена и восстановлена в "органах".

Таким образом, названная Чебриковым цифра завышена в несколько раз и включает в себя не столько "преданных партии чекистов", сколько проворовавшихся пожарников и другую подобную публику.

Думаю, после всего сказанного читатель сам сможет сделать вывод, в чьих глазах Берия выглядит "зловещей фигурой".

Долина расположена в Нижней Галилее, Израиль.

В Библии называлась «долина Мегиддо», в Маккавейских Книгах и у Иосифа Флавия - «великая равнина».

Названа долина по древнему израильскому городу Изреэль («посеет/засевает Бог»), находившемуся в центре долины.

Изреельская долина протянулась от горной гряды Кармель на западе до Иордана на востоке. Длина - примерно 40 км, максимальная ширина - между горой Кдумим и долиной Дотан - свыше 20 км, вторая по размерам (367 км²) после Иорданской внутренняя долина Израиля. Отделяя горы Галилеи от гор Самарии, образует своего рода распадок между Иорданом и низменностью Хайфского залива. В Изреельской долине протекает река Харод, впадающая в Иордан, и река Кишон, впадающая в Хайфский залив Средиземного моря.

Относительное обилие влаги (среднее количество осадков собственно в Изреельской долине около 480 мм в год; зимние разливы реки Кишон и потока Харод) и плодородная почва способствуют тому, что значительную часть Изреельской долины занимают плодородные сельхозугодья, принадлежащие многочисленным кибуцам, мошавам и нескольким арабским деревням.

В полевых культурах зимой преобладают пшеница, летом - хлопок (поливное хлопководство). Побочно развиваются овощеводство, выращивание фруктов, молочное скотоводство и пр. Искусственное озеро близ поселения Кфар-Барух, созданное с помощью плотины на реке Кишон, водопроект Харод и местные резервуары обуславливают водоснабжение долины.

Крупнейший населённый пункт долины является город Афула.

История

После завоевания Ханаана армией Иисуса Навина, при разделе Эрец-Исраэль Изреельская долина частично вошла в удел колена Иссахара, западная часть - в удел колена Звулуна, а города Та‘анах и Мегиддо на юге отошли колену Менашше, не сумевшему изгнать из них ханаанеев.

После победы Деборы над военачальником ханаанеев Сисрой израильтяне упрочили свои позиции в Изреельской долине.

Судья Израилев Гедеон разгромил вторгшихся в Изреельскую долину мидианитов, обезопасил её восточную часть от набегов.

Филистимляне вторглись в Изреельскую долину, чтобы расчленить царство Саула. Но и после его поражения долина осталась во власти евреев.

Анклавы ханаанеев в долине были, вероятно, ликвидированы или ассимилированы при Давиде, ведь при Соломоне города Та‘анах и Мегиддо были включены в пятую область, а «земля Иссахара» образовала десятую область его Израильского царства.

Находившийся в долине город Изреэль являлся зимней столицей династии Омри.

В 732 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III, захватив Галилею и Изреельскую долину, превратил их в провинцию Ассирии с центром в Мегиддо.

Затем, после ослабления Ассирии Изреельской долиной завладело Иудейское царство.

В 609 г. до н. э. иудейский царь Иошияху погиб в Изреельской долине, пытаясь задержать войска египетского фараона Нехо II, двигавшиеся по «морскому пути» в Месопотамию.

Во времена Хасмонеа, а также при Ироде Великом и его преемниках Изреельская долина вместе с Галилеей входила в территорию их царств и многие земли долины стали царской собственностью.

В эпоху владычества Римской империи - конец 1 в. - 4 в. - в городе Бет-Ше‘арим временно размещался Синедрион. Недалеко от Мегиддо (а также в Бет-Шеане) были выстроены лагеря легионеров.

После завоевания в 7 веке Эрец-Исраэль арабами начинается запустение Изреельской долины, ускорившееся вторжением крестоносцев и особенно тем, что после их изгнания долину заняли бедуины.

Путешественник Биньямин из Туделы в 1170 году нашёл в городе Изреэле одну еврейскую семью. Опустевшая долина стала местом кочевья бедуинов, покрылась болотами, что спровоцировало рост малярии, и вынудила евреев переселиться на ближние холмы.

В начале 20 веке на землях долины, приобретённых Иехошуа Ханкиным для Еврейского национального фонда были основаны в 1911 году поселения Мерхавия (с 1929 года - киббуц) и в 1913 году - Тель-‘Адашим (с 1923 года - мошав). Широкое освоение Изреельской долины началось в период Британского мандата. В 1920-х годах значительные части долины - около 7 тысяч га - были куплены Еврейским национальным фондом.

В 1921 году на осушенных и дренированных участках возникли мошавы Кфар-Иехезкель, Нахалал, киббуцы Эйн-Харод, Гева, Тель-Иосеф, в 1922 году - мошав Бальфурия, киббуцы Бет-Альфа, Хефци-Ва, в 1923 года - мошав Кфар-Гид‘он, киббуц Мизра, а в 1926 году - киббуц Мишмар-ха-‘Эмек, в 1926 году - мошав Кфар-Барух, в 1927 году - мошав Кфар-Иехошуа и другие поселения.

В 1925 году было основано поселение Афула.

Во время Войны Израиля за независимость в долине проходили бои.

В 2003 году в районе Эмек-Изре‘эль было 68 поселений (в том числе 4 арабских) с 70 тысяч жителей.

Енном, Енномова долина, Долина сынов Енномовых
(Нав.15:8 , 4Цар.23:10 , Иер.2:23 и др.) — было глубоким и узким оврагом с крутыми берегами на ю. и з. стороне Иерусалима; название получила долина, как полагают (Стэнли) от древнего героя, сына Енномова, имевшего здесь свои владения. На дне долины протекает небольшой ручей, впадающий в поток Кедронский. Здесь, еще во времена Соломона воздвигнуты были высоты и построены капища Астарте, Хамосу и Молоху (3Цар.11:7 , 4Цар.23:13). Ахаз и Манассия совершали здесь курение идолам, и первый проводил своих сыновей через огонь (4Цар.16:3 , 2Пар.28:3). Гнусный обычай приносить в жертву детей Молоху в Тофете на ю.-в. означенной долины сохранялся продолжительное время. Впоследствии времени царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место (4Цар.23:10 ,12,14), заставив бросать в него человеческие кости; и с этого времени долина Енном сделалась, по-видимому, местом свалки всяких нечистот, вывозимых из города, трупов казненных преступников, павших животных и т.п., а для уничтожения оных и происходившего, вследствие гниения их, зловония, на дне долины горел постоянный огонь. Посему-то со временем она сделалась страшною и отвратительною для Израиля, и ее стали называть геенною, геенною огненною, употребляя это слово для изображения вечных мучений грешников по смерти (Мат.5:22). По мнению некоторых раввинов, долина Енномова должна служить вратами ада. Ныне у Арабов она называется: Вади-Джегеннам или Вади-Эр-Рубеб. На дне долины Енном растут оливковые и другие плодовые деревья, а бока ее содержат множество погребальных пещер. У восточной оконечности долины по преданию находилась Акелдама (см.). Во время Крестовых походов здесь указывали еще дерево, на котором повесился Иуда. Нигде в окрестностях Иерусалима погребальные пещеры не сохранились так хорошо, как в долине Енном; большая часть их очень древни и представляют собою небольшие мрачные пещеры с узкими, высеченными в утесе входами. «За то вот приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом, или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения, пророчествовал некогда Иеремия (Иер.19:6). И действительно, говорит один из новейших путешественников, куда ни обратишь в этом месте свой взор, он всюду останавливается на гробницах и погребальных пещерах; многие из них полуразрушены, другие совсем разрушены и сокрушены, как и самый народ некогда осквернивший это место… Здесь вечное, так сказать, memento mori… (Пиеротти).

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.

У самой границы с Сирией есть древний вулкан, который давно потух, но оставил гору Бенталь. Она находится в северо-западной части знаменитых «Голанских высот».

Экскурсовод в Израиле расскажет, что в 1973 г. здесь проходили военные действия, гора Бенталь (1170 м высота) была главной стратегической точкой. В сирийско-израильской войне Йом-Копур были тяжелые бои на территории между горам Хермон и Бенталь.

Между Адом и Раем в Иерусалиме.

Поэтому участок земли называют «Долиной слез».

Со стороны Сирии было 1 500 танков, а артиллерийский орудий – 1 000 единиц. Израиль мог противопоставить лишь 160 танков и 60 орудий. Израильтяне героически выстояли, и даже захватили большинство орудий противника.

Экскурсия с частным гидом по современной долине

Сейчас долину посещают тысячи туристов, вы можете заказать экскурсию с частным гидом по Израилю, который ответит на все интересующие вас вопросы. Здесь сверху также хорошо просматривается граница с Сирией. Участки, принадлежащие Израилю, покрыты садами и полями. Дорога-серпантин ведет на гору, здесь история и красивые виды.

С горы при хорошей погоде отлично виден 1-й кибуц «Мером «Голан», который создали уже после войны в 1967 г. На гору Хермон отличный вид (3 000 м на морем), на востоке виден Дамаск (60 км), с другой стороны – друзские деревни.

В экскурсии по Израилю часто входит посещение горы Бенталь. Здесь открыт музей военных лет, сохранился сирийский блиндаж из камней. Можно увидеть на вершине горы наиболее укрепленный участок «Голанских высот».

Рядом установили указатель, где можно видеть расстояние до соседних городов, так Дамаск (столица Сирии) в 60 км от долины.

Скульптор Йоп Де Йонг создал на горе аллею фигур из кусков боевой техники тех лет. Это небольшие памятники из металла и дерева в форме чудовищ.

Экскурсия заканчивается спуском с горы, к устью Иордана.

Отдых у горы Бенталь

Отдохнуть у горы Бенталь можно в кафе «Анан», где отличная кухня, а также прекрасный панорамный вид на Сирию и высоты. В зимнее время здесь часто снег, практически постоянно висят тучи («аниам» на иврите). Тучи останавливают вершины горы.

Рядом поселение «Маром Голан» , где славится ресторан «Ха-Бокрим». Для желающих провести здесь несколько дней, в аренду сдаются отличные «гостевые домики» («цимеры»). Многие из них изготовлены из дерева, красивые снаружи, а внутри – большие удобные кровати и джакузи.

Экскурсионные туры по Израилю ориентированы чаще всего на другие места и достопримечательности. О горе Бенталь знают немногие, но никто не пожалел, что решил сюда заехать.

Гид по Израилю – Екатерина Хмелева

Енном, Енномова долина, долина сынов Енномовых (Нав. XV, 8, IV Цар. XXIII, 10, Иер. II, 23 и др.) – было глубоким и узким оврагом с крутыми берегами на ю. и з. стороне Иерусалима; название получила долина, как полагают (Стэнли) от древнего героя, сына Енномова , имевшего здесь свои владения. На дне долины протекает небольшой ручей, впадающий в поток Кедронский. Здесь еще во времена Соломона воздвигнуты были высоты и построены капища Астарте, Хамосу и Молоху (III Цар. XI, 7, IV Цар. XXIII, 13). Ахаз и Манассия совершали здесь курение идолам, и первый проводил своих сыновей через огонь (IV Цар. XVI, 3, II Пар. XXVIII, 3). Гнусный обычай приносить в жертву детей Молоху в Тофете на ю.-в.

Долина Еннома

означенной долины сохранялся продолжительное время. Впоследствии ц. Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место (IV Цар. XXIII, 10, 12, 14), заставив бросать в него человеческие кости; и с этого времени долина Енном сделалась, по-видимому, местом свалки всяких нечистот, вывозимых из города, трупов казненных преступников, павших животных и т. п., а для уничтожения оных и происходившего, вследствие гниения их, зловония на дне долины горел постоянный огонь. Посему-то со временем она сделалась страшной и отвратительной для Израиля, и ее стали называть геенной, геенной огненной, употребляя это слово для изображения вечных мучений грешников по смерти (Мф. V, 22). По мнению некоторых раввинов, долина Енномова должна служить вратами ада. Ныне у арабов она называется: Вади-Джегеннам или Вади-Эр-Рубеб . На дне долины Енном растут оливковые и другие плодовые деревья, а бока ее содержат множество погребальных пещер. У восточной оконечности долины, по преданию, находилась Акелдама (см. Акелдама). Во время крестовых походов здесь указывали еще дерево, на котором повесился Иуда. Нигде в окрестностях Иерусалима погребальные пещеры не сохранились так хорошо, как в долине Енном; большая часть их очень древни и представляют собою небольшие мрачные пещеры с узкими, высеченными в утесе входами. За то вот приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом, или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения, пророчествовал некогда Иеремия (XIX, 6). И действительно, говорит один из новейших путешественников, куда ни обратишь в этом месте свой взор, он всюду останавливается на гробницах и погребальных пещерах; многие из них полуразрушены, другие совсем разрушены и сокрушены, как и самый народ, некогда осквернивший это место… 3десь вечное, так сказать, memento mori… (Пиеротти).

◄ ЕннатанЕнном, Енномова долина, долина сынов ЕнномовыхЕнон

Израиль

в фотографиях

Иерусалим древний священный город, столица Израиля. Расположен на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями.

Храмовая гора — площадь, обнесённая высокими стенами, возвышающая над Старым городом Иерусалима. Высота стены в самом высоком месте достигает 45 метров. Сейчас продолжаются раскопки внутри храмовой горы. Именно здесь был основан орден Тамплиеров.

На Храмовой горе Иерусалима расположена мечеть Аль-Акса (Масджид Аль-Акса), которая является третьей святыней ислама.

Купол Скалы находится на Храмовой горе в Иерусалиме. Исламское святилище над камнем основания (считается камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира).

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня возвышается на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.

Храм Гроба Господня

Западная Стена, Стена Плача или А-Котель расположена вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима. Является символом веры и надежды. На фотографии панорама Западной Стены с Куполом Скалы (слева) и мечетью Аль-Акса (справа).

Храм книги — музей в Иерусалиме, в котором хранятся редкие рукописи, в частности манускрипты Библии. Выбор цвета и формы здания не случаен — символизирует пожизненную борьбу света и тьмы, добра и зла, Правды и Лжи.

Закат над долиной (пустыней) Арава (Араба), расположенной на территории Израиля и Иордании к югу от Мёртвого моря. Вид из Израиля в сторону Иордании.

Прибой на Мёртвом море и солёвые отложения на скалах. Одно из самых солёных водоёмов на Земле, бессточное.

Израильское побережье залива Акаба на севере Красного моря.

Небольшая часть побережья в северной оконечности залива Акаба принадлежит Израилю. Туристов привлекает прозрачная вода и богатый подводный мир. Поэтому здесь популярен дайвинг.

В северной части залива Акаба расположен израильский порт Эйлат. Поэтому в Израиле ещё распространено название Эйлатский залив. На берегу залива располагается древний город Эйлат, существовавший ещё во времена царя Соломона.

Экскурсии по Израилю: Гора Бенталь

На фотографии северный пляж города.

Памятник поднятию чернильного флага — символа победы Армии обороны Израиля в Эйлате во время арабо-израильской войны (1941-1949 гг.).

Кратер Рамон — эрозийный кратер в пустыне Негев, Израиль.

Утёс кратера Рамон.

Иудейская пустыня располагается на территории Израиля, на западном побережье Мёртвого моря.

Согласно религиозным источникам, на северно-западной границе иудейской пустыни, в устье реки Иордан, крестил людей Иоанн Предтеча.

Иордан упоминается в Ветхом Завете как место совершения различных событий, в том числе чудесных. Река берёт начало у подножия горы Ермон и впадает в Мёртвое море.

Иудейские горы расположены на востоке Израиля вокруг Иерусалима до Иудейской пустыни, которая спускается к мёртвому морю. В Иудейских горах расположено много церквей и монастырей.

Под Иерусалимом в Эйн-Кареме находится Горний монастырь или Горний. В дали храм Всех Святых в земле Российской просиявших, в близи — католическая церковь Посещения.

Пустынные холмы южной Иудеи (обширная историческая область Земли Израиля к югу от Самарии) неподалёку от Арада.

Озеро Хула расположено на севере Израиля в 20 км от Тивериадского озера. Образовалось озеро около 25 тысяч лет назад в результате извержений вулкана. Эти места являются одним из пунктов остановки и отдыха перелётных птиц. Часть птиц (например, журавли) остаются зимовать в долине.

Тивериадское озеро или Галилейское море — пресноводное озеро на северо-востоке Израиля. В древнем и современном Израиле принято название озера "Кинерет" и объясняется внешней формой озера, напоминающей арфу. В Ветхом Завете озеро упоминается как "море Киннереф" или "море Хиннерефское".

Вид на город Тверия (Тивериада), расположен на западном берегу Тивериадского озера на северо-востоке Израиля. Тверия входит в число четырёх святых для евреев городов. Сегодня город — одино из туристических мест.

Вид на Тверию, Израиль.

Гавань Тверии. Израиль.

Ярденит — комплекс зданий и сооружений на реке Иордан, расположен на севере Израиля, в нескольких километрах к югу от города Тверия, где река Иордан вытекает из Кинерета, и построен в 1981 году. Здесь происходит символический обряд крещения верующих греческой Православной Церкви и католиков.

К северу от Тверии, на северо-западном берегу Тивериадского озера находится древний город Капернаум, в котором жил и проповедовал Иисус Христос. На фотографии руины Капернаума, на заднем плане современная католическая церковь, построенная над тем местом, где стоял дом апостола Петра.

Самое известное историческое место в Хевроне — Пещера Махпела (Пещера Патриархов) — склеп патриархов, расположенный в древней части Хеврона. Согласно Библии здесь похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Согласно еврейской традиции, здесь покоятся также тела Адама и Евы.

В 3 км от пещеры Махпела находится православный русский мужской Монастырь Святой Троицы или Подворье в честь Святых Праотцев. Хеврон, Израиль.

На территории Монастыря Святой Троицы находится Мамврийский дуб, под которым по преданию Авраам принимал явившихся к нему трёх ангелов. Этому вечнозелёному Палестинскому дубу, как полагают, около 5000 лет.

Изреельская долина и гора Фавор. Большую часть долины занимают очень плодородные сельхозугодья. В восточной части Изреельской долины отдельно возвышается гора Фавор. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня. Но существует версия, что Иисус Христос преобразился севернее на горе Хермон. На вершине горы Фавор расположены два действующих монастыря (православный и католический).

Самария — историческая область Израиля, название которого происходит от названия города Самария, на севере Самария граничит с Изреельской долиной, на юге — с Иудейскими горами.

Елеонская, или Масличная гора — возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима. Была засажена маслинами, отсюда и пошло название. Масличная гора имеет три вершины.

Кедронская долина ограничивает Старый город Иерусалима с востока и отделяет Храмовую гору от Елеонской.

Вид на развалины древней Кесарии. Кесария — древний город, расположенный на средиземноморском побережье современного Израиля.

Цфат — один из четырёх священных городов на севере Израиля. Находится на вершине одной из гор Верхней Галилеи, с высоты которой открывается удивительно красивый вид: на юго-востоке Тивериадское озеро, на западе — Средиземное море и на севере — покрытая снегами вершина Хермон.

Город Тель-Авив-Яффа (Тель-Авив) второй в Израиле по численности населения, расположен на восточном побережье Средиземного моря. Город был образован в 1950 году слиянием относительно молодого города Тель-Авив с древним городом Яффа.

Тель-Авивский пляж.

Тель-Авивский пляж.

Луна-парк в Тель-Авиве — одна из достопримечательностей города.

Яффа или Яффо (Яфо, Иоппия) — один из главных портов древнего Израиля, город объединен с Тель-Авивом в единый город. Тем не менее, Яффа сохранила своё своеобразие. Население здесь необычное — художники, музыканты, скульпторы и другие люди творческих специальностей. На фотографии квартал художников в Яффе.

Порт города Яффа.

Панорамная фотография города Хайфа, третьего по величине города Израиля, лежит на склонах горы Кармель (горная гряда).

Храм Баба — главный храм религии бахаи, расположен в городе Хайфа. Вокруг храм окружают потрясающие сады, которые также относятся к объекту Всемирного наследия.

Символом района Кармель, названный в честь одноимённой горы, города Хайфы является торговый центр "Панорама". На нём возвышаются две башни: в левой башни расположена гостиница "Дан Панорама", в правой — жилой дом. Рядом со зданием расстилается парк "Ган а-Эм".

Порт в городе Ашдод — пятый город по численности населения в Израиле, расположен на побережье Средиземного моря, в 30 км от Тель-Авива.

Порт города Акко расположен в 23 км от Хайфа, на берегу Средиземного моря. На фотографии старый город, который внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Справа видна башня с часами постоялого двора Аль-Умдана, на горизонте — гора Кармель.

Назарет — священный христианский город на севере Израиля, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Согласно Евангелию именно здесь совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа.

В 6 км к северо-западу от Назарета расположен археологический памятник и национальный парк Сепфорис (Ципори). На территории парка находятся археологические достопримечательности, такие как: древний иудейский город Циппори, родительский дом Девы Марии, остатки крепости крестоносцев и многие другие. Также одной из достопримечательностей Циппори является сохранившаяся мозаика.

Вади в пустыне Негев, Израиль.

В Израильской долине

Чтобы иметь представление о том, что сделано сионистами в Палестине, надо посмотреть на Эмек. Эмек по-еврейски значит долина. Когда говорят „Эмек" без прилагательного, все понимают, что это - Эздрелонская долина , долина Израиля, краса и гордость сионистского опыта. Здесь путешественникам говорят:

Не смейте уезжать из Палестины, не посмотрев на Эмек.

Это самая обширная палестинская равнина с площадью в шестьсот тысяч дунамов. На западе она примыкает к Завулоновой долине, лежащей у самого хайфскаго залива, потом идет широкой полосой на востоке, ниже Назарета и на восточной стороне Палестины сливается со впадиной Иордана. Сверху долина ограничена Галилейскими горами, снизу горами Самарии. Защищенная со всех сторон, она цветет, как оранжерея среди пустынь; огромное еврейское хозяйство, место, на котором положено столько еврейских трудов и денег.

В одно прекрасное, солнечное утро (впрочем, другого утра в Палестине не можетъ быть) мы выехали с приятелем из Хайфы и направились в Эмек, мимо электрической станции и знаменитого цементного завода, знаменитого тем, что это самое большое фабричное пpeдпpиятиe в Палестине. Над заводом дымились трубы. Слева тянулись возвышенности Кармила горы пророка Илии и Ваала, обиталище газелей и языческих богов, горы, о которой поэт из „Песни песен" сказал: „Голова твоя, как Кармил; и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями"...

А впереди уже раскрываются врата Эздрелонской долины: между голубоватыми галилейскими холмами и лиловатыми горами Самарии. Древняя реченка Кишон протекает внизу под мостом, та самая река, на которой погибли во славу Израиля девятьсот железных колесниц Ханаана . Далеко на холмах стоят немецкие колонии, Вальдгейм и галилейский Вифлеем, и, вот мы в Эмеке, на десятки километров раскинувшим свои пашни, поля и сады.

Еще до войны Национальный фонд (Керен Кайемет) стал прибретать здесь у арабов земли и основал первую еврейскую колонию. После войны Керен Хайесод (Реконструкционный фонд) заботу о поселенцах на вновь прибретенных землях взял на себя, и теперь в долине свыше двадцати пяти колоний. Oни устроены на различных принципах, от частнаго хозяйства на наследственно арендуемых у Керен Кайемета участках, до коммунистических колоний, так называемых, „квуца", которые напоминают poccийскиe колхозы, но выгодно отличаются от последних тем, что созданы добровольно, без какого- то бы ни было принуждения, в силу идеалистических побуждений применить в Палестине новые формы труда. В поселениях же другого рода, в „рабочих поселках" как их здесь называют, каждая семья живет своим хозяйством, без наемного труда. Такие хозяйства объединены, конечно, в кооперативную форму и связаны взаимной поддержкой.

Мы провели целый день в одном из таких поселков. Нахалаль - одна из самых больших и благоустроенных колоний в Эмеке. Ее плодородные земли лежат на месте осушенных болот. Много труда потребовалось вложить в это дело. Лет 70 тому назад пытались сделать то же самое немцы и арабы, оставили на соседнем кладбище не один десяток людей, скошенных малярией, но не могли справиться с трудной задачей. Евреи были более удачливы. Огромных средств потребовало ocyшениe вонючих болот, которые наполнялись водой с соседних возвышенностей. В 1921 году евреи проложили 18 километров дренажных бетонных труб, от 20 до 50 сант. в диаметре, и справились с вонючей и малярийной природой болот. Воду отвели в р. Кишон. Теперь горные источники питают поселок здоровой питьевой водой и орошают поля и „пардесы". Необходимые средства дали сионистские организации.

Деревня Нахалалъ расположена элипсисом. В центре помещаются общественные строения, кооператив, сараи с машинами, почта, школа, молочная ферма и склады соломы. Элипсис образуют дома колонистов, от домов и хозяйственных построек расходятся секторами поля, огороды и сады. Всего в поселке сто хозяйств. У каждого 12 дунамов (дунам - десятая часть гектара) пахотной земли. Занимаются здесь, как и везде в Эмеке, земледелием, садоводством, куроводством и молочным хозяйством.

Интересно было присмотреться к новому типу еврея - к еврею-землеробу. Такие же загорелые лица, как у крестьян всего миpa, такие же мужицкие морщины, мозолистые руки, уменье обращаться с топором или лопатой. Целая пропасть лежит между этим мером пашен, пахучей соломы и тучной зелени садов и каким-нибудь польским или белорусским еврейским местечком. Здесь в полном смысле этого слова произошло возрождение расы. Но сюда пришли люди с убеждением построить свой собственный дом на земле, идеалисты, по большей части интеллигенты, убежденные сторонники сионистской идеи, поэтому в их работе и жизни еще витает то творческое волнение, которое одушевляет тяжелый крестьянами труд, когда он не из под палки, не ради одного хлеба насущного, а по голосу долга и призвания.

Целый день понадобился, чтобы осмотреть поселок. Хозяин одного из участков с видимым удовольствием и гордостью показывал свое хозяйство.

Дома поселенцев однотипные, без крыш, в несколько комнат, с террасами, с душем, который так необходим земледельцу в летнее время. Около дома сад, а в нем цветы и несколько плодовых деревьев, гранатовых или яблонь и груш. За домом хозяйственные постройки. В цементированном хлеве мы видели прекрасных коров, помесь сирийской и голландской пород, многомолочных, легко переносящих особенности местного климата. Мы видели сотни белоснежных американских легхорнов, где их воспитывают и кормят по всем правилам куриной науки. Для кур, например, необходимо глотать песок и камешки, чтобы перемалывать в желудке пищу. Так как в индустриальном хозяйстве oни не видят обыкновенной земли, в которой можно выискать круглым глазком все, что угодно - и зерно и песчинку, то у курятника стоят мешки с размельченными ракушками. Их примешивают в куриную пищу.

В особом помещении находятся инкубаторы, этакиe крепкие лакированные ящики, обитые медью, с грелками и всякими приспособлениями, а у стены стоит серый меланхоличный мул, помощник по хозяйству. Дальше расположены орошаемые огороды, „пардесы" и лозы. Домики ульев стоят рядами за теми деревьями, для которых еще нет в русском языке установившегося твердо названия, и которые по-английски называются "grape-fruits". А там уже поля сжатой пшеницы и широкий пейзаж Эмека с холмами на горизонте, с облаком дыма от сжигаемых трав, поднимающимся к небу столбом. Он напоминает этот мирный сельскохозяйственный дым, о библейских сражениях, что с филистимлянами и амаликитянами разыгрывались на здешних полях во дни царя Саула и Гедеона . В одном из таких сражений, когда дымились зажженные израильские селения, погиб Саул, бросившись на свой собственный меч, и с ним пали его сыновья, оруженосцы и люди.

В полдень вся семья собирается к столу. Приходит загоревшая на виноградниках дочь в широкополой соломенной шляпе, принимает душ, меняет удобные „шорты" на обыкновенное женское платье. Приходят с курятников ее муж и дети - приемыши из Германии, которых в деревне пятьдесятъ человек. На столе овощи, курица, яйца, а рядом с тарелкой последняя книга проф. Кляузнера: „Иисус из Назарета", на еврейском языке, которую надо читать справа налево, а перелистывать слева направо.

Общее впечатление: здоровая и разумная жизнь, а вокруг этой жизни - запах соломы, молока и навоза, петушиное пенье, крики ослов, вечерние разговоры после ужина на библейские темы, когда белая луна поднимается над галилейскими холмами, и еврейские девушки смеются в соседнем саду...

При поселке находится сельскохозяйственная школа. Сто девиц изучают здесь практически и теоретически сельское хозяйство, куроводство и молочное дело. Молодая еврейка, еще недавно писавшая в берлинских газетах, еще не успевшая загореть под солнцем Палестины, показывала нам образцовые курятники и скотные дворы. Бедные куры! Oни здесь всего только фабрики для получения определенного количества яиц в год. В каменном хлеву сорок черных коров, позвякивая цепями, жевали пищу и наполняли большое помещение теплом своего дыхания, шумом пережевываемого сена, запахом парного молока, а больше всего теплыми коровьими вздохами. Хотелось подойти поближе и посмотреть на этих красивых и мирных животных. Но из хлева выскочила молоденькая скотница в шортах, с ногами молодой Флоры, и заявила, что вход в хлев для посторонних запрещен. Здесь здоровье коров охраняют больше, чем здоровье людей. Посетитель может занести в хлев микробы какой нибудь болезни, а каждая такая корова - сокровище.

Потом нам показали большую кооперативную лавку, в которой можно купить все, что требуется в ежедневной жизни, от чайной посуды до почтовой бумаги. Ведь в колонии 600 человек народу, школа и детский сад, библиотека, где собрано все, что издано на еврейском языке. Жизнь кипит. Под навесом сарая стоит „комбайн" - страшное сооружение из колес и труб, которое косит пшеницу, молотит ее, вяжет солому и выбрасывает мешки уже с готовым зерном... В молочной, где молоко оценивается не только по количеству, но и по содержанию литров, тяжелые бидоны готовы, чтобы погрузиться на камень и направиться в склады „Тнува" - кооперативной сельскохозяйственной закупочной организации, которая снабжает молочными продуктами и яйцами всю Палестину.

Но сумерки на востоке наступают почти мгновенно. И тогда мне открылась другая сторона жизни еврейской колонии. Кое кто из колонистов, кому подошла очередь, накинули куртки - палестинские ночи бывают прохладными - и отправились спать в назначенное место. Это - самооборона. Правительство выдало колонистам некоторое количество оружия на случай нападения на еврейские поселки, и люди, после трудового дня, должны были охранять свое достояние, свои дома и пардесы. Ведь под боком Назарет, арабские деревни. Вокруг зажигались в темноте электрические огоньки в соседних колониях. На водонапорной башне посреди поселка начинала мигать световая сигнализация - колония переговаривалась по азбуке Морзе с соседями, чтобы спросить, как обстоят дела, чтобы оказать в случае надобности помощь, известить по телефону полицию. Потом зажигался прожектор и медленно водил снопом света по окрестным холмам и пашням. От этого света еще благоуханнее ночь, еще чернее деревья. Но как будто все спокойно. Нападений на колонии не было ни разу. Не этот ли довольно скромный прожектор охранял своим мистическим глазом колонию и наводил страх на арабов?

А утром снова в путь, опять кружиться в автомобиле по проселочным ухабистым дорогам Эмека, мимо колонии, мимо молодого леса Бальфурии выбраться на шоссейную тивериадскую дорогу. Хорошо, что не видно ни железной дороги, ни этого пресловутого нефтепровода, который пересекает всю Эздрелонскую долину, а видны только холмы на горизонте, и над ними круглые облака, и по сторонам сельской дороги поля, жнивье, на котором пасутся овцы, опять холмы, опять круглые, белые облака над холмами и где-то под ними маленькая деревушка Сулим, древняя Шулем, где стоял среди виноградника дом Суламифи , выходившей рано утром посмотреть, не распустились ли цветы гранатовых деревьев.


Примечания

Изреэльская долина (долина Мегиддо) - долина в Нижней Галилее. Протянулась от горы Кармель на западе до Иордана на востоке, длина около 40 км, максимальная ширина - между горой Кдумим и долиной Дотан - свыше 20 км, вторая по размерам (367 км²) после Иорданской внутренняя долина Израиля. Отделяя горы Галилеи от гор Самарии, образует своего рода распадок между Иорданом и низменностью Хайфского залива. В долине протекает река Харод, впадающая в Иордан, и река Кишон, которая впадает в Хайфский залив Средиземного моря. Возле её устья находится порт Кишон. Названа по израильскому городу Изреэль (буквально «посеет /засевает/ Бог»), находившемуся в древности в центре долины. По материалам википедии.

Ханаа́н (ивр. כְּנַעַן‎ , араб. کنعان‎‎) - западная часть Плодородного полумесяца. Слово «Ханаан» (Кнаан) происходит от семитского корня, означающего «изгибаться вниз»; это имя в библейские времена носила страна, простирающаяся на запад от Иордана. В настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. По материалам википедии.

Дунам (от тур. dönüm) - единица измерения площади, служащая для измерения площади земельных участков в странах, находившихся в прошлом под властью Османской империи: Израиль, Турция, Ливан, Сирия, Иордания, Ирак, Северный Кипр, Ливия, а также в странах бывшей Югославии.

Метрический дунам, используемый сейчас в Израиле, Ливане, Иордании и Турции, равен:

1000 м²

0,001 квадратных километров

0,2471 акров

1196 квадратных ярдов

10760 квадратных футов

на Северном Кипре 1 донюм = 4 эвлек = 14400 квадратных футов = 1337,8 м²

По материалам википедии.

Филистимляне (ивр. פלישתים‎, плиштим - вторгающиеся) - древний народ, населявший приморскую часть Палестины (от современного Тель-Авива до Газы). Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт.10:13), а также в ассирийских и египетских. По материалам википедии.

Амаликитяне - кочевой народ на юге Ханаана, потомки внука Исава, Амалека, покорены Саулом и Давидом. Этот народ также называли Омая и Аму. Согласно Пятикнижию, амалекитяне являются врагами еврейского народа. Согласно представлению иудаизма, потомство Амалека существует пока существует потомство Израиля. Всевышний позволяет существовать потомству Амалека для того, чтобы Израиль не сошёл с верного пути. Как только Израиль меняет свой верный путь, то есть грешит, то сразу усиливается потомство Амалека, то есть потомки Амалека властвуют, терроризируя Израиль. Потомство Амалека ослабевает только тогда, когда Израиль возвращается на праведный путь. В древней Персии потомок Амалека Аман был визирем при царе Ахашвероше. Интриги Амана чуть не привели к истреблению всех евреев на территории персидской империи. В конце концов визирь Аман был казнён, а 10 его сыновей были повешены. В честь этих событий евреи празднуют Пурим. По материалам википедии.

Сау́л (ивр. שָׁאוּל‎, Шау́л; букв. `одолженный [у Бога]`) - первый царь объединённого Израильского царства (около 1029-1005 гг. до н. э.), сын Киса (Киша) из колена Вениаминова. Местожительство Саула было в Гив‘е, которую он сделал своей столицей. По материалам википедии.

Гедео́н - один из известнейших судей израильских, родом из Офры. Пользуясь нравственным упадком и политической раздробленностью евреев, мадианитяне и другие «сыны Востока» предпринимали против них нашествия из года в год, потравляя засеянные поля, угоняя скот и расхищая всякое достояние. «И весьма обнищал Израиль». Угнетение продолжалось семь лет, и только тогда, когда народ отчаялся в своём избавлении, явился Гедеон, «отважный воин», как показывает само его имя. Два старших брата его погибли в борьбе с врагами Израиля. Получив высшее призвание к избавлению народа, Гедеон с небольшим отрядом сделал удачное ночное нападение на мадианитян; в ужасе и ночной суматохе они рубили друг друга и в беспорядке бежали за Иордан, надолго оставив в покое Ханаан. Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарный народ предлагал ему наследственное царское достоинство; но он отказался от этой власти, в которой видел нарушение теократического принципа. Земля под его управлением благоденствовала сорок лет. Сам Гедеон дожил до глубокой старости, оставив от своих многих жён 70 сыновей. В народе Гедеон получил также прозвание Иероваал, то есть «противоборец Ваалу», за то, что разрушил жертвенник, установленный в честь этого языческого божества. История Гедеона излагается в Суд. 6-7. По материалам википедии.

Сулами́та, Сулами́фь (ивр. שולמית‎, Шулам(м)и́т) - библейский персонаж, героиня Песни песней, возлюбленная (невеста) царя Соломона. Имя Суламиты встречается в тексте Библии лишь в одном месте (Песн.7:1). Наиболее часто имя Суламиты считают производным топонима Сунем (Сунам), в частности, существуют гипотезы, отождествляющие Суламиту и Ависагу Сунамитянку. Смуглая кожа невесты (Песн.1:4) позволяет некоторым комментаторам предполагать тождественность Суламиты царице Савской или дочери фараона - одной из жён Соломона. Группа «фольклорных гипотез», считающих Песнь песней сборником свадебных гимнов, предполагает, что имя Суламиты представляет собой производное имени Соломона (ивр. שְׁלמה‎, Шломо) и на самом деле означает торжественное именование невесты в ходе свадебного обряда, как Соломон - всего лишь символическое именование жениха. По материалам википедии.