Виды неценовых факторов. Ценовые и неценовые факторы спроса

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы (детерминанты спроса), приводящие к изменению спроса при данных ценах.

Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый эффект присоединения к большинству.

Уровень дохода . Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

Цены других товаров . Если товары взаимозаменяемые , то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняющие , то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

Количество и состав покупателей на рынке . Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к изменению величины спроса и движению вдоль (по) кривой спроса, а неценовые факторы приводят к изменению спроса и к смещению кривой спроса (рис. 8.2.)

Рис. 8.2. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов:

а) увеличение спроса; б) сокращение спроса

Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D 1). Спрос при постоянной цене (Р 1) возрастает от Q 1 до Q 2 .

Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D 2). Спрос при постоянной цене (Р 1) сокращается от Q 1 до Q 2 .

Спрос – это обобщающий термин, который описывает поведение потенциальных и фактических покупателей товара. Спрос - это форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная соответствующими денежными средствами.

Закон спроса – выражает обратную зависимость между ценой и количеством купленного товара: чем выше уровень цены, тем меньше количество товара потребитель согласен купить.

Q– количество

D– demand –спрос

Любая точка на кривой показывает количество товара, которое потребители согласны купить по данной цене.

Аргументы в пользу действия закона.

1. Здравый смысл потребителя.

2. Действие эффекта дохода (при снижении цены мы становимся реально богаче)

3. Эффект замещения (замещая более дорогой товар дешевым потребитель также становится реально богаче).

4. Действие принципа убывающей предельной полезности (предельная величина – это не максимальная величина. Принцип убывания предельной полезности состоит в том, что чем больше количество потребленных благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая потребителем от каждой последующей единицы блага).

Экономисты различают действие ценовых факторов, под влиянием которых происходит движение от одной точки кривой к другой. Это называют изменением величины спроса .

П

Например, доходы потребителей выросли, кривая сдвинулась в право

од влиянием неценовых факторов происходят изменения вспросе . Кривая сдвигается влево или вправо по диагонали.

Неценовые факторы спроса

1. Уровень доходов потребителей.

2. Число покупателей на рынке.

3. Субъективные вкусы и предпочтения.

4. Цены на взаимозаменяемые товары (субституты), а также

комплементарные товары (дополняют друг друга в потреблении).

5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

3. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

Предложение – это то количество товара, которое имеется в продаже при данной цене в течение определенного промежутка времени.

Закон предложения выражает прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара, он выражает на рынке интересы только производителя.

S – supply – предложение

Любая точка на кривой показывает, какое количество товара согласен поставить на рынок производитель по данной цене.

Аргументы в пользу закона.

1. Реакция производителя на стимулы, посылаемые рынком (с ростом цены растет выручка).

2. Растут затраты на производство на каждую дополнительную единицу продукта, следовательно, растут цены.

Различают действия ценовых факторов, под влиянием которых происходит движение вдоль кривой (изменение величины предложения). Если действуют неценовые факторы, кривая сдвигается влево или вправо по диагонали. Экономисты называют это изменением в предложении.

Неценовые факторы предложения.

1. Цены на ресурсы, например, ресурсы стали дороже. (рис.).

2. Изменение технологий: новые технологии ведут к снижению издержек, что позволяет увеличивать предложение.

3. Число продавцов на рынке.

4. Цены на другие товары, производимые из тех же самых ресурсов.

5. Налоги (их рост уменьшает предложение) и дотации.

6. Ожидания субъектов рынка в отношении будущих цен и дефицитов.

    Взаимодействие спроса и предложения, цена равновесия

Цена равновесия – цена при которой, возникает соответствие спроса и предложения. Её называют также точкой согласия, потому что интересы производителей и потребителей на рынке разные, но так как они не могут существовать друг без друга в какой-то точке они должны пересекаться Существование цены равновесия можно доказать методом от противного:

1. Цена (Р1) выше точки равновесия. Р1 = 10-4=6ед.

При цене Р1 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Образуется очередь продавцов. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены.

2. Цена ниже равновесия. Р2 = 12-2=10ед. В этом случае спрос превышает предложение (отрезок СF). Излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх.

Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Функции цены равновесия

    Является фактором установления рыночного равновесия

    Позволяет ограничить потребление редких, ограниченных ресурсов: чем более редким является ресурс, тем он стоит дороже, тем меньшее количество потребителей согласятся его купить по этой цене.

    Является мотивацией для производства, так как с ростом цены растёт выручка.

Вы еще не пользуетесь рекомендациями ФИПИ для экспертов ЕГЭ, проверяющих часть С ЕГЭ по обществознанию? Чтобы получить высокий балл в ЕГЭ по обществознанию 2014, мы рекомендуем внимательно ознакомиться с данным документом. Сделаем это вместе.

О структуре части С ЕГЭ по обществознанию 2014 мы уже . На фото — работа Часть С проверяется что называется «вручную». Без компьютеризированной проверки, как части А и В. Что это означает? Изрядную долю субъективизма, конечно, в первую очередь. Каждый эксперт видит работу выпускника по своему. И это нормально. Конечно, пока не превращается в повод для придирки и необъективность.

Капитализм, т.е. рыночная экономика, – это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т.е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли его в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли…
Действительными хозяевами рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых – бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них – собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу; в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.
Когда мы говорим, что производство определённого товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдёт на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли – тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.
Таким образом, капиталистическая система производства – это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры – уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки – вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.
(Л. Мизес)

И вопросы:

С1. Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором.
С2. Используя текст, приведите три объяснения идеи автора о том, что хозяин рынка – потребитель.
С3. Какой неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два неценовых фактора и один из них проиллюстрируйте конкретным примером.
С4. Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. В каких ситуациях, по Вашему мнению, это может быть целесообразно? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите две ситуации и кратко поясните своё мнение.

Текст весьма значительный по объему. Вспоминаем . Для начала бегло читаем весь текст, выделяем, о чем он, его основную проблему. Да, это законы . Теперь читаем ВСЕ вопросы, так как одна из типичных ошибок в работе с текстом — это путаница при подборе ответов. Ответ на одно задание дается к другому.

Начинаем по порядку решать задания, помним при этом, что мы:

С1. Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором.

Ответы выпускника:

1-я характерная черта: материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев.
2-я характерная черта: свободное предпринимательство.
3-я характерная черта: покупатели определяют, что следует производить и какого качества.

Читаем С2. Используя текст, приведите три объяснения идеи автора о том, что хозяин рынка – потребитель.

Очевидно, что во втором абзаце текста речь идет о роли потребителя (покупателя). Поэтому 3я характеристика выглядит явно ошибочной. Это ответ к С2. Тем не менее, нужные «две характерные черты рыночной экономики» в тексте найдены, 2 балла.

Напомним, что при контекстном поиске в тексте в качестве черновика уместно применять сам КИМ с текстом:

Ответы выпускника:

С2. хозяин рынка потребитель, потому что:
1) покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями.
2) они определяют, что следует производить и какого качества
3) они делают бедных богатыми, а богатых бедными.

Видим еще одну типичную ошибку в этом задании. Это подмена смысловой оценки автора, которую требуется найти, эмоциональной .

Зеленое — эмоциональные высказывания, а не логические суждения. Они не показывают связи потребителя с рынком, влияние его экономического выбора на производителя. Требуемых трех объяснений мы не видим, поэтому лишь 1 балл из двух возможных.

Ответ выпускника:

С3. неценовой фактор: доходы потребителя
другой неценовой фактор: мода
ещё другой неценовой фактор: сезонность (пример: зимой люди не будут покупать летние босоножки, следовательно, спрос падает)
ещё неценовой фактор: инфляционные ожидания

Что мы видим? Вопрос трехсоставный. Нам нужно 1 найти неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте. 2 указать укажите любые другие два неценовых фактора и 3 один из них проиллюстрируйте конкретным примером. Выпускник явно видит это, но отдельно не выделяет, что может быть поводом для снижения балла. Если вы часто теряете элементы ответа в части С, то выделяйте для себя их прямо в тексте:

Фактически из ответа выпускника непонятно, какой фактор спроса привел автор, а какие два приводит он сам дополнительно. Здесь следует писать так: Автор (в тексте) приводит такой неценовой фактор спроса, как доходы потребителя. Хотя, это и неверный ответ:

О доходах потребителя, которые влияют на спрос, и безусловно, являются его неценовым фактором, как мы видим, речь не идет. мы видим дешевле , но это о цене. Какие мы знаем еще неценовые факторы спроса?

Итак, в тексте речь, конечно, идет о моде на товар (У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу… Запросы потребителей ).

Таким образом, 1й элемент ответа не засчитывается, а вот два остальных верны (есть еще 2 верных дополнительных фактора, есть правильно приведенный пример). Обратите внимание, что выпускник абсолютно верно подстраховался, привел на 1 фактор больше, чем его просили, таким образом спас 1 балл. Дело в том, что моду в свой пример явно бы не зачли, раз этот фактор есть в тексте. Итого в лучшем случае (даже если придираться, а будут!!!) к неверному выделению элементов ответа, 2 балла.

И С4. Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. В каких ситуациях, по Вашему мнению, это может быть целесообразно? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите две ситуации и кратко поясните своё мнение.

Как видим, вопрос уже не связан с текстом, и требуется привести свое видение поднимаемой отвлеченной напрямую от текста проблемы. Вот ответ выпускника:

С4. По моему мнению, государство поддерживает некоторые убыточные предприятия из-за того, что они производят продукцию, лежащую в его интересах.
1-я ситуация: государство поддерживает предприятия по пошиву национальной одежды с целью сохранения культуры народа, а также самоидентификации.
2-я ситуация: учёные изобрели новую технику, инновацию, и занялись её массовым производством. Но в силу маленького спроса на неё по причине недоверия населения к новому, их бизнес был убыточным. Государство, поддержав различными способами это предприятие, развивает не только внутренний рынок, но и занимает хорошие позиции на мировом.

Мы видим верное объяснение проблемы и два не совсем корректных примера (в легкой промышленности обычно царит настолько серьезная конкуренция, что государство и население в любом случае получит искомую продукцию; убыточные инновации в современной рыночной экономике не поддерживаются, вспомним пример разорившегося недавно ё-мобиля). Здесь корректнее приводить в пример разработки, предприятия оборонной отрасли, так как государство всегда будет нуждаться в военной мощи, терпеть любые убытки ради сильной армии.

То есть здесь в теории ответ вроде верный, но примеры именно житейские (не совсем корректные, не иллюстрирующие теоретические тенденции в полной мере, в некоторых моментах противоречащие ей). 2 балла. Итого за С1-С4 7 баллов из 10 возможных.

Задание С5. Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки учащихся: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.);
3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

ФИПИ приводит следующий пример задания с максимально оцененным 3 баллами ответом выпускника:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.

В проверяемом нами выполненном варианте в формате этого задания конкретизации нет (она, напомним, появилось лишь в этом году), и выглядело оно так:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Составьте два предложения, содержащие информацию о социальном конфликте.

С5. Социальный конфликт – столкновение интересов социальных групп или индивидов за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
В социальных конфликтах стороны могут преследовать не только одинаковые, но и противоположные цели.
Социальные конфликты имеют негативные и позитивные функции.

Все верно, без конкретизации данное задание, согласитесь, выглядит достаточно приемлемым. Максимальные 3 балла.

С6. Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте каждую названную особенность.

Что отмечается ФИПИ как особенности этого задания?

  • С6 — задание высокого уровня сложности.
  • В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни.
  • Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите … и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие …», «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример».
  • Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований.
  • В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления.
  • другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

То есть задние может строится по разному, но всегда ответ на него требует определенной степени конкретизации, а в основном формирования полноценных суждений-аргументов. Также при его выполнении требуется соблюдать ту последовательность и форму, которую требует формулировка задания. Посмотрим, как с этим заданием справился наш выпускник:

С6. 1-я особенность: государство объединяет в себе три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную, поэтому является центральным институтом политической системы.
2-я особенность: монополия на издание законов. Только государство может разрабатывать и принимать законы а также применять в соответствии с ними санкции в отношении их нарушителей,
3-я особенность: монополия на легальное применение силы. Только государство может использовать силовые методы для обеспечения правопорядка.

Все хорошо и верно. Теоретическим положениям не противоречит, оснований для снятия баллов за теоретические огрехи здесь нет. Да и задание само сформулировано без требования обычных примеров, что с одной стороны упрощает задачу, с другой — напротив. Не все выпускники в ладах с теорией. Максимальные 3 балла.

Пойдем дальше, задание С7. Оно представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.

Вот критерии оценки данного задания:

Вот такое задание решал наш выпускник С7. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)

Правоведческая задача перед нами. Наиболее популярный тип задач в С7. Ответ:

С7. 1 нарушение: трудовой договор может заключаться только с детьми, достигшими 16-летнего возраста.
2 нарушение: продолжительность рабочего времени в неделю превышена, она не должна составлять больше 12 часов.
3 нарушение: продолжительность рабочего времени в сутки не должна составлять более 2, 5 часов.

1. Неверно, так как трудовой договор можно заключить и с лицами не достигшими 16-летнего возраста:

  • для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью, можно принять 15-летнего работника, если он получил общее образование либо продолжает обучение по основной программе общего образования по вечерней или заочной форме.
  • допускается наем 15-летнего и в случае, когда он оставил учебу.
  • ребенок принудительно исключается из учебного заведения — при совершении им противоправных действий. В этой ситуации его также разрешается принять на работу.
  • с учащимся, достигшим 14 лет при согласии одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства можно заключить трудовой договор для выполнения работы в свободное от учебы время.

2. Неверно, так как хоть продолжительность рабочего времени действительно превышена (44 часа), она не должна составлять более 24 часов в неделю. Фактическая ошибка.

3. Верно. Действительно, смена сокращается, когда работа совмещается с учебой в общеобразовательном учреждении, учреждении начального и среднего профессионального образования: 2,5 часа для лиц в возрасте от 14 до 16 лет.

Итого 1 балл за ответ.

Ответ в идеале: 1. Превышена норма продолжительности рабочего времени в сутки, она не должна составлять более 2, 5 часов в данном случае. 2. Продолжительность рабочего времени в неделю превышена, она не должна составлять больше 24 часов. 3. Подростки не имеют право работать в ночное время, а завершать работу они будут уже поздно вечером. 4. Несовершеннолетние не допускаются до работ, которые связаны с переноской тяжестей вручную.

И задание С8. Сложный план, который звучал так: «Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности» . Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах».

Ваши ответы мы разберем в комментариях, а также в обсуждениях в группе

Спрос зависит не только от цены товара. Есть ряд Других, неценовых, факторов, формирующих спрос потребителей и изменения в которых вызывают изменения в спросе на товар при неизменной цене на него.

График 2-3. Изменение в спросе на продукт X (действие неценовых факторов) (

К неценовых факторов, определяющих спрос потребителя, относятся: вкусы и преимущества потребителей; количество потребителей на рынке; денежные доходы потребителей; цены на другие товары (взаимозаменяемые и взаимосвязаны) ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

В результате действия неценовых факторов спроса происходят изменения в спросе, что означает, что потребители готовы

покупать больше или меньше данного товара по каждой из возможных предыдущих ценах. Действие этих неценовых факторов, изменение в спросе отражается на графике смещением кривой спроса вправо или влево. При действии неценовых факторов, которые увеличивают спрос при каждой из возможных начальной цене, кривая спроса П перемещается вправо, занимая положение кривой П (график 2-3). И наоборот, при воздействии неценовых факторов в сторону уменьшения спроса кривая спроса П перемещается влево и занимает положение кривой Пи.

Рассмотрим влияние названных выше неценовых факторов на изменение в спросе

Изменение вкуса и предпочтений потребителей. Благоприятные изменения во вкусах, вызванные, например, рекламой, модой, будут способствовать увеличению спроса на данный товар. И наоборот, негативная информация может уменьшить спрос на товар.

ИЗМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПОКУПАТЕЛЕЙ. При увеличении количества потребителей данного продукта растет и спрос на него. Например, при росте рождаемости увеличивается спрос на пеленки, "памперсы", детское питание и тому подобное. И наоборот, уменьшение количества потребителей, данного продукта вызывает сокращение спроса. Например, к концу отпускного сезона уменьшается спрос на услуги туристических фирм.

ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Определенные особенности в изменении спроса на товары происходят вследствие изменения в доходах потребителей. Эта специфика связана с разделением товаров на товары высшей категории ("нормальные продукты") и товары низшей категории. В "нормальных товаров" относят такие, спрос на которые растет с увеличением доходов потребителей или снижается с уменьшением доходов (например, товары длительного пользования, недвижимость и т.д.). К товарам низшей категории относят товары, спрос на которые уменьшается с ростом дохода или увеличивается с уменьшением дохода (например, картофель, дешевая одежда и обувь).

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ (взаимозаменяемые и взаимосвязаны) ТОВАРЫ. При увеличении цены на взаимозаменяемый товар В спрос на товар X растет. И наоборот, при снижении цены на взаимозаменяемый товар В спрос на товар А "уменьшается. Так, при росте цены на отечественное масло увеличится спрос на масло (маргарин) иностранного производства. Что касается изменения цены на один из взаимосвязанных товаров, то изменение цены на него и спроса на данный товар происходит в разных направлениях. Например, при росте цены на фотоаппараты наблюдается уменьшение спроса на фотопленку. Изменение цены на независимое товар не вызывает никаких изменений в спросе на данный товар. Так, изменение цены на масло не повлечет за собой никаких изменений в спросе на фотопленку.

Изменение ожиданий. Ожидания потребителей относительно роста цен вызывает увеличение текущего спроса на товары и наоборот. Понятно становится, почему высокие темпы инфляции и пустые полки в магазинах всегда "идут в ногу". Что касается ожидания роста будущих доходов, то оно проявляется в расширении спроса, а ожидание уменьшения доходов ставит потребителя в рамки жесткой экономии уже сегодня.

Следовательно, увеличение спроса на продукт X может быть вызвано следующими причинами: благоприятными изменениями во вкусах потребителей; увеличением количества потребителей на рынке; ростом дохода, если продукт X является нормальным товаром; уменьшением дохода, если продукт X является товаром низшей категории; ростом цены на взаимозаменяемый товар; уменьшением цены на взаимосвязанный товар; ожиданиям повышения цены на товар Х ожиданиям повышения доходов. Причинами же уменьшение спроса на товар X могут быть: неблагоприятные изменения во вкусах покупателей; уменьшение количества потребителей данного товара; снижение дохода, если продукт X является нормальным товаром; рост дохода, если продукт X является низшей категории; снижение цены на взаимозаменяемый продукт; повышение цены на взаимосвязанный товар; ожидание уменьшения цены на продукт Х ожидания снижения дохода потребителя.

Введение

Цели работы

  • Знакомство с применением экономической модели «Спрос. Факторы спроса».
  • Исследование изменения спроса от изменения влияющих факторов.
  • Экспериментальное определение зависимости величины изменения спроса от величины изменения влияющих факторов.

План выполнения работы


Краткая теория

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара. Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует. Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса .
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах . Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный. Закон спроса имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика спроса .
ГРАФИК СПРОСА – график, показывающий зависимость величины спроса от цены. Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса. Эту зависимость можно выразить графически, в виде кривой спроса (линии спроса) на графике спроса. Обратите внимание на то, что хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой переменной, на графике спроса, наоборот, по оси абсцисс принято откладывать цену (P ), а по оси ординат – количество (Q ).
КРИВАЯ СПРОСА – непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений. Кривая спроса может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов спроса .
ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса . Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса .
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса . При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят:

  • Доходы потребителей . При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.
  • Вкусы, мода . Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.
  • Количество потребителей . Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).
  • Цены заменителей . Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.
К другим неценовым факторам спроса относят:
  • Ожидания потребителя . Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
  • Цены дополняющих товаров . Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.
Обратите внимание на то, что уровень влияния различных неценовых факторов на спрос сильно зависит от типа товара.

Ознакомление с моделью

1. Перемещая при помощи мыши крупную точку по поверхности кривой, посмотрите, как изменяется величина спроса Q в зависимости от изменения цены P . Числовые значения P и Q вы можете увидеть на панели в верхнем правом углу модели.
2. Выполните те же действия при помощи кнопок счетчика, расположенного возле поля P на верхней правой панели. Пользуйтесь этими кнопками тогда, когда вам нужно выставить точное значение P . Вы также можете ввести значение непосредственно в поле P . Попробуйте это сделать: введите в поле P значение 6 и нажмите Enter .
3. В середине правой части модели расположена шкала факторов спроса, состоящая из четырех вертикальных линеек с указателями. Наведите поочередно указатель мыши на каждую из линеек, и прочтите во всплывающей подсказке названия факторов A , B , C , D . Попробуйте изменить значение факторов спроса, перемещая указатели вверх и вниз. Обратите внимание, что после этого изменяется положение кривой спроса и процентное значение соответствующего фактора, которое вы можете увидеть в полях на правой верхней панели. Вы также можете изменять значения факторов с помощью счетчиков на верхней правой панели. Попробуйте это сделать.
4. Нажмите кнопку Зафиксировать кривую . После этого измените значение одного или нескольких факторов. Теперь на графике две кривых – более прозрачной обозначена кривая в момент ее фиксации, зеленым – измененная кривая. Таким образом вы можете отследить, в какую сторону и насколько смещается кривая при изменении тех или иных факторов.
5. Нажмите кнопку Записать . Основные значения, характеризующие диаграмму, записываются в таблицу, расположенную внизу модели.
6. Нажмите кнопку Сброс . Она сбрасывает все результаты и возвращает модель к первоначальному состоянию.

Методика и порядок выполнения лабораторной работы

1. Экспериментальным путем найдите ответ на вопрос: «Каков характер зависимости спроса от неценовых факторов?». Для этого выполните следующие действия.
Нажмите кнопку Сброс . Зафиксируйте кривую. Поочередно изменяя каждый из факторов в сторону снижения и увеличения, определите характер зависимости спроса от данного фактора, заполнив следующую таблицу:
Название фактора При уменьшении значения фактора кривая спроса сдвигается (вправо или влево) Каким образом данный фактор влияет на спрос (прямым или обратным)
Доходы потребителей
Вкусы, мода
Количество потребителей
Цены на товары–заменители

Таблица 1.


2. Экспериментальным путем найдите ответ на вопрос: «Какова величина зависимости спроса от неценовых факторов?». Для этого выполните следующие действия.
Вновь нажмите кнопку Сброс . Зафиксируйте результат кнопкой Записать . Это первое измерение назовем контрольным. Поочередно изменяйте значения каждого из факторов до 30 %, при этом значения остальных факторов должны оставаться в положении 0 %. В каждом из случаев оставляйте значение цены в 5 тысяч рублей. Фиксируйте результаты.
Заполните таблицу № 2. Столбец «Значение Q » заполните по результатам измерений. Значения для столбца «Коэффициент изменения Q при изменении фактора с 0 % до 30 %» рассчитайте самостоятельно по формуле:
где Q n – значение величины спроса Q после изменения процентного значения изучаемого фактора n ; Q 0 – значение Q при контрольном измерении. Представьте результат в таблице в виде коэффициента с точностью 3 знака после запятой.
Значение факторов Значение Q
Доходы потребителей Вкусы, мода Количество потребителей Цены на товары–заменители
Контрольное измерение 0 % 0 % 0 % 0 % -
Изучаемый фактор Доходы потребителей 30 % 0 % 0 % 0 %
Вкусы, мода 0 % 30 % 0 % 0 %
Количество потребителей 0 % 0 % 30 % 0 %
Цены на товары–заменители 0 % 0 % 0 % 30 %

Таблица 2.


Повторите те же измерения, изменяя величину факторов с 0 % до –20 %, и заполните таблицу № 3.
Значение факторов Значение Q
Доходы потребителей Вкусы, мода Количество потребителей Цены на товары–заменители
Контрольное измерение 0 % 0 % 0 % 0 % -
Изучаемый фактор Доходы потребителей –20 % 0 % 0 % 0 %
Вкусы, мода 0 % –20 % 0 % 0 %
Количество потребителей 0 % 0 % –20 % 0 %
Цены на товары–заменители 0 % 0 % 0 % –20 %
(измерения для P = 5 тыс. руб.)

Таблица 3.


Повторите обе пары измерений для величины P в 8 тыс. рублей. Заполните таблицы №№ 4 и 5.
Значение факторов Значение Q Коэффициент изменения Q при изменении изучаемого фактора с 0 % до 30 %
Доходы потребителей Вкусы, мода Количество потребителей Цены на товары–заменители
Контрольное измерение 0 % 0 % 0 % 0 % -
Изучаемый фактор Доходы потребителей 30 % 0 % 0 % 0 %
Вкусы, мода 0 % 30 % 0 % 0 %
Количество потребителей 0 % 0 % 30 % 0 %
Цены на товары–заменители 0 % 0 % 0 % 30 %

Таблица 4.

Значение факторов Значение Q Коэффициент изменения Q при изменении изучаемого фактора с 0 % до –20 %
Доходы потребителей Вкусы, мода Количество потребителей Цены на товары–заменители
Контрольное измерение 0 % 0 % 0 % 0 % -
Изучаемый фактор Доходы потребителей –20 % 0 % 0 % 0 %
Вкусы, мода 0 % –20 % 0 % 0 %
Количество потребителей 0 % 0 % –20 % 0 %
Цены на товары–заменители 0 % 0 % 0 % –20 %
(измерения для P = 8 тыс. руб.)

Таблица 5.


На основе данных таблиц №№ 3–5 заполните сводную таблицу № 6, вычислив необходимые средние величины.
Факторы Средний коэффициент изменения Q при изменении факторов спроса
При увеличении значения фактора с 0 % до 30 % При уменьшении значения фактора с 0 % до –20 %
Доходы потребителей
Вкусы, мода
Количество потребителей
Цены на товары–заменители

Таблица 6.


Какой из факторов влияет на спрос наибольшим образом? Какой влияет меньше других? Подумайте, какой товар может обладать такой градацией влияющих факторов. Попробуйте найти ответ на этот вопрос и запишите его.
3. Экспериментальным путем найдите ответ на вопрос: «Является ли зависимость спроса от доходов пропорциональной?». При росте доходов, например, на 20 % потребители могут купить ровно на 20 % больше товаров. Значит ли это, что спрос вырастет на 20 %?
В этом задании мы будем изменять только значения фактора «Доходы потребителей».
Приведя все факторы к значению 0 %, установите цену товара равной 3. Увеличьте значение фактора «Доходы потребителей» до 20 %.Зафиксируйте величину спроса. Уменьшите значение фактора «Доходы потребителей» до –20 %. Вновь зафиксируйте величину спроса.
Рассчитайте, как относится увеличение спроса к изменению доходов потребителей по формуле:
где Q n – значение величины спроса Q после изменения процентного значения изучаемого фактора n ; Q 0 – значение Q при нулевом значении всех факторов, ΔA – значение фактора «Доходы потребителей» (в процентах к начальному значению). Заполните первый столбец таблицы 7.
Повторите те же измерения для цены, равной 5 и 8. Заполните остальные графы таблицы 7.

Таблица 7.


Обнаружили ли хотя бы в одном случае увеличение спроса в два раза? Если нет, то попробуйте объяснить, почему. Запишите полученные ответы.

Выводы из работы

Сделайте выводы по проделанной работе (исходите из проведенного анализа; выводы должны соответствовать поставленной цели работы).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение спроса. Что означают слова «платежеспособная потребность»?
2. Что такое индивидуальный спрос и общая величина спроса? Какой из этих видов спроса изучается экономической наукой?
3. Сформулируйте закон спроса.
4. Во всех ли случаях действует закон спроса?
5. Какие неценовые факторы спроса вам известны?
6. Каков характер зависимости (прямая, обратная) между неценовыми факторами и спросом на товар?
7. Для каких видов товаров увеличение доходов потребителя не приведет к увеличению спроса?
8. Что такое товар–заменитель?
9. В каких случаях цена на товары–заменители влияет на спрос наименьшим образом?
10. Что такое взаимодополняющие товары? Приведите примеры таких товаров.
11. Для каких товаров увеличение количества покупателей не приведет к существенному росту спроса на товар?
12. Изменяется ли спрос пропорционально изменению дохода потребителей? Почему?