Тарифные методы регулирования международной торговли. Тарифные методы

Таможенный тариф – основной и самый давний инструмент внешнеторговой политики. Это систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары и другие предметы, ввезенные на таможенную территорию страны или вывозятся за пределы данной территории.

Пошлина, взимаемая таможней, представляет собой налог на товары и другие предметы, которые перемещаются через таможенную границу государства.

Пошлины выполняют следующие функции:

· фискальную , когда используются для формирования, мобилизации, аккумулирования финансовых ресурсов государства. Эта функция относится, как к импортным, так и к экспортным пошлинам;

· протекционистскую , когда вводятся для сокращения или устранения импорта, тем самым ограждая отечественных производителей от иностранной конкуренции;

· балансировочную, когда вводятся для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых.

Обычно различают такие виды пошлин :

1. По способу взимания:

- адвалорная (стоимостная) (Т AV), начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров, которые облагаются пошлиной (например, 30% от таможенной стоимости).

где P d – цена товара на внутреннем рынке;

P im – цена товара, по которой он импортируется.

- специфическая (Т S), начисляемая в установленном денежном размере на единицу товаров, которые облагаются пошлиной (например, 15 долл. за 1 т):

где - средняя внутренняя цена товара, требующего таможенной защиты;

- комбинированная , совмещающая два вышеназванных вида таможенного обложения (например, 30% от таможенной стоимости, но не более чем 15 долл. за 1 т).

2. По объекту обложения:



-ввозная (импортная) пошлина, начисляемая на товары при их ввозе на таможенную территорию государства;

- вывозная (экспортная) пошлина, начисляемая на товары при их вывозе за пределы таможенной территории страны. Ставка экспортной пошлины (Т е) равняется процентному превышению экспортной (мировой) цены товара Р С над ценой, по которой он продается на внутреннем рынке:

. (4.3)

3. По характеру :

- сезонная (ввозная и вывозная) пошлина, начисляемая на товары сезонного характера для оперативного регулирования международной торговли. Срок ее действия не превышает нескольких месяцев в год;

- специальная пошлина, применяемая государством в следующих случаях:

а) как защитная, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

б) как предупредительная мера по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности, нарушающим государственные интересы в данной отрасли, а также как мера для прекращения недобросовестной конкуренции;

в) как мера в ответ на дискриминационные и (или) недружественные действия со стороны иностранных государств, а также в ответ на действия отдельных стран, ограничивающих осуществление законных прав субъектов внешнеэкономической деятельности государства.

- антидемпинговая пошлина, применяемая при ввозе на таможенную территорию страны товаров по цене, существенно более низкой, чем в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров.

- компенсационная пошлина, применяемая при ввозе на таможенную территорию страны товаров, при производстве или экспорте которых прямо или косвенно использовалась субсидия, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб национальным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров.

4. По происхождению:

- автономные – пошлины, которые вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти страны;

-договорные – пошлины, устанавливаемые на основе двусторонних или многосторонних соглашений;

- преференциальные – пошлины с более низкими ставками по сравнению с действующим тарифом. Они начисляются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран или стран, создающих совместно с данной страной таможенный союз или зону свободной торговли, или обращающиеся в приграничной торговле.

5. По типу ставок:

-постоянные – ставки таможенного тарифа, установленные органами государственной власти, которые не могут изменяться в зависимости от тех или иных обстоятельств;

-переменные – ставки таможенного тарифа, которые могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

6. По способу вычисления:

- номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе;

- эффективные (действительные) реальный уровень таможенных ставок на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. То есть это размер ставки, который реально и эффективно защищает внутренний рынок или регулирует экспорт и транзит.

Страна иногда импортирует сырье беспошлинно, или вводит более низкие тарифные ставки на импорт производственного ресурса, чем на импорт конечного продукта, в производстве которого был применен данный ресурс. Это делается для поощрения национальных товаропроизводителей обрабатывающей промышленности и повышения уровня занятости. В этом случае эффективная тарифная ставка, которую рассчитывают на основе внутренней добавленной стоимости или стоимости переработки внутри страны, будет превышать номинальную тарифную ставку, которую рассчитывают на основе стоимости конечного продукта. Внутренняя добавленная стоимость равняется цене конечного продукта за минусом расходов на импорт производственных ресурсов, которые используются для производства товара.

Номинальная тарифная ставка показывает, насколько выросла цена конечного продукта в результате тарифа и поэтому она важна для потребителей.

Эффективная тарифная ставка показывает, насколько обеспечивается защита внутренних отраслей, производящих товар, который конкурирует с импортом, и поэтому она важна для производителей.

Вычисление эффективной тарифной ставки (Т е f) осуществляется по формуле:

, (4.4)

где, Т n – номинальная тарифная ставка на конечную продукцию;

Т im – номинальная тарифная ставка на импортированные компоненты;

К – часть стоимости импортных компонентов в стоимости конечного продукта.

Формула 4.4 свидетельствует о том, что:

· ставка эффективного тарифа на конечный продукт равняется номинальной тарифной ставке (Т е f =Т n), если номинальный уровень тарифа на импортные компоненты равняется номинальному уровню тарифа на конечную продукцию или если в производстве конечной продукции не используются импортные компоненты (К = 0);

· эффективная тарифная ставка на конечный товар будет больше номинальной (Т е f >Т n), когда номинальная тарифная ставка больше ставки тарифа на импортные компоненты (Т n >Т im) и наоборот;

· с ростом ставки тарифа на импортные компоненты эффективная тарифная ставка снижается и наоборот;

· с увеличением коэффициента К эффективная тарифная ставка будет возрастать.

Номинальная тарифная ставка может быть только положительной, а эффективная – как положительной, так и отрицательной, если тариф на импортные компоненты значительно выше тарифа на конечную продукцию .

Страны иногда используют тарифную квоту , представляющую собой разновидность переменных таможенных налогов, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пределах определенного количества товар облагается по базовой внутриквотовой ставке тарифа, а при превышении определенного объема импорта – по высшей сверхквотовой ставке тарифа. Использование этого инструмента торговой политики позволяет в определенной степени преодолеть противоречие, возникающее между интересами национальных производителей и введением импортной квоты, потому что, с одной стороны, товаропроизводители заинтересованы в тарифе, защищающем их от иностранной конкуренции, а с другой стороны – они как потребители не заинтересованы в нем, поскольку тариф лишает их возможности получать более дешевые импортные товары.

Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов может использоваться тарифная эскалация .

Тарифная эскалация – это повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. С повышением процентного роста ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, повышается и степень защиты национальных товаропроизводителей готовой продукции от иностранной конкуренции.

Начисление, уплата и взимание пошлины на товары производится на основании их таможенной стоимости. Таможенная стоимость – это цена товара, которая фактически оплачена или подлежит уплате за него в момент пересечения таможенной границы страны и по которой он может быть продан в стране назначения.

Таможенная стоимость определяется как для товаров, которые импортируются, так и товаров, которые экспортируются.

Для определения таможенной стоимости импортируемых товаров используют шесть методов:

1) по цене сделки с товарами, которые импортируются;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с подобными (аналогичными) товарами;

4) на основе вычитания стоимости;

5) на основе сложения стоимости;

6) резервного.

Основным методом определения таможенной стоимости товаров является 1 метод.

Если основной метод не может быть использован, то применяют последовательно каждый из вышеперечисленных методов.

Таможенная стоимость товаров, которые экспортируются, определяется в зависимости от вида договора.

При договоре купли-продажи или мены таможенная стоимость товаров определяется на основе цены, которая была фактически оплачена или которая подлежит уплате за эти товары на момент пересечения таможенной границы данной страны.

При другом виде договора таможенная стоимость товаров определяется на основе цены, подтвержденной коммерческими, транспортными, банковскими, бухгалтерскими и другими документами, содержащими сведения о стоимости оцениваемых товаров с учетом расходов на их транспортировку и страхование до пункта пересечения таможенной границы страны.

При таможенном обложении товаров важным моментом является определение страны происхождения товара.

Под страной происхождение товара считается страна, в которой товар был полностью изготовлен или подвержен достаточной переработке или обработке.

Причины применения правил определения страны происхождения товара:

1) при импорте по преференциальными соглашениями страны-импортеры должны быть уверены в том, что преференциальные ставки касаются продукции из стран, на которые распространяются преференции. То есть им необходимо подтверждение того, что импортируемые товары были, если не полностью, то по крайней мере в значительной мере трансформированы в стране, которая пользуется преференциями;

2) при импорте по тарифным ставками РНБ определение страны происхождения не имеет большого значения, поскольку такая пошлина применяется на недискриминационной основе к импорту из всех источников. Однако, там, где меры на таможенной границе принимают во внимание страну происхождения, ее определение становится необходимым. К этим мерам относятся:

Сбор антидемпинговой и компенсационной пошлины;

Применение количественных ограничений к отдельным странам;

Применение тарифных квот;

Применение марок или этикеток, указывающих на страну происхождения;

3) сбор статистических данных о внешней торговле.

Таким образом, страна происхождения товара определяется с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию страны, вывоза товара с этой территории, а также обеспечения учета товаров в статистике внешней торговли.

Современные национальные системы определения происхождения товара разнообразны, но в целом они основываются на двух главных принципах:

1) принцип добавленной стоимости в производстве или последующей обработке. Продукция считается произведенной в той стране, в которой был добавлен определенный процент (40%, 50%, 60%) ее стоимости;

2) происхождение определяется на основе изменений в тарифной классификации, например, в Гармонизованной системе описания и кодирования товаров, которую используют страны-члены ВТО.

Экономические последствия введения пошлины разнообразны: они влияют на производство, потребление, товарооборот и благосостояние страны, которая ввела импортный тариф, и ее партнеров по торговле .

Введение импортного тарифа для защиты национальных производителей, которые несут убытки из-за наплыв более дешевого товара, влияет на экономику как малой, так и большой страны. Страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен, и если изменение спроса на импортные товары вызывает изменение мировых цен.

Влияние тарифа на экономику небольшой страны показано на рис. 4.1.



Потребители у отечественных производителей по мировой цене Р с могут приобрести только Q 1 данного товара. Неудовлетворенный спрос равняется Q 1 Q 2 и может быть покрыт импортом. Страна вводит пошлину на импорт единицы товара в размере t, что приводит к увеличению цены импортируемого товара с Р с до Р с +t. Таким образом, внутренняя цена увеличивается, а мировая цена сохраняется на предыдущем уровне. Вследствие этого в стране:

· сокращается общий объем спроса (с Q 2 до Q 4), что происходит за счет потребителей, которые по высокой цене не смогут покупать данный товар;

· уменьшается объем импорта, что происходит в результате увеличения внутреннего производства и сокращения спроса;

· увеличивается внутреннее производство товара, поскольку по возросшей цене национальные производители товара, конкурирующего с импортным, смогут поставить на рынок большее количество товаров (не Q 1 , а Q 3 товара);

· возрастают ее экономические потери, возникающие из-за необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Чем больше растет защита внутреннего рынка с помощью импортных пошлин, тем большее количество ресурсов, не предназначенных специально для выпуска данного товара, придется использовать для его производства. Страна могла бы не нести убытки, если бы покупала товары по более низкой цене у иностранного продавца. На внутреннем рынке происходит замена эффективных, с точки зрения издержек, иностранных товаров, менее эффективными в производстве отечественными товарами. Убыток для страны в целом равняется сумме, которая соответствует площадям треугольников CJM и NHB (рис. 4.1).

Таким образом, при введении импортного тарифа возникают следующие экономические эффекты:

Эффект государственного дохода, то есть государство получает дополнительный доход, который равен произведению ставки тарифа на объем импорта (MJHN);

Торговый эффект, то есть снижение импорта (BN+CM);

Потребительский эффект, то есть сокращение внутреннего потребления (BN). Благосостояние потребителей снижается, поскольку потребление товара связано с ростом его цены на внутреннем рынке;

Производственный эффект, то есть расширение внутреннего производства (СМ).

Итак, при введении импортного тарифа малой страной мировые цены не изменяются, и ее условия торговли не настолько улучшаются, чтобы компенсировать негативное влияние тарифа на экономику.

Последствия введения импортного тарифа большой страной, почти такие же, как и в малой стране. Однако он вызывает снижение уровня мировых цен и удешевление импорта.

Импортный тариф, введенный большой страной, не только защищает рынок от иностранной конкуренции, но и является средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке. Поэтому, если она ограничивает свой импорт ввозными тарифами, то это существенно снижает совокупный спрос на данный товар. Вследствие этого продавцы товара вынуждены снижать цены. При неизменном уровне цен на экспортные товары и снижении цен на импортные товары условия торговли страны улучшаются. Введение импортного тарифа приведет к положительным результатам только в том случае, если они не будут перекрыты негативными экономическими потерями для страны из-за его начисления. Другими словами, положительный эффект тарифа достигается в случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

При введении тарифа большой страной, объем ее торговли снижается, но условия торговли улучшаются. Однако, с одной стороны, уменьшение объема торговли приводит к снижению благосостояния страны, а, с другой – улучшение условий торговли вызывает повышение благосостояния страны. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Оптимальным тарифом является такая тарифная ставка, которая обеспечивает максимальную выгоду от улучшения условий торговли за минусом негативного эффекта в результате сокращения объемов торговли (рис. 4.2) .



Таможенный тариф можно установить в широком диапазоне от 0
(в условиях свободной торговли) до запретительного уровня (ввоз товара в страну прекращается). При Т=0 благосостояние страны отвечает уровню Е 1 . По мере перехода страны от условий свободной торговли к повышению тарифной ставки ее благосостояние растет до максимального уровня Е 2 (оптимальный тариф), а затем снижается, как только тарифная ставка превысит оптимальный уровень. Экономические потери начинают все более перекрывать полученный выигрыш. Это продолжается до тех пор, пока уровень тарифа не станет запретительным и страна не окажется в условиях автаркии. Из-за отсутствия дешевого импорта экономическое благосостояние страны упадет до уровня Е 3 .

Оптимальный тариф рассчитывается по формуле:

, (4.5)

где – оптимальная тарифная ставка в j-й отрасли;

– номинальная тарифная ставка в j-й отрасли;

– номинальная тарифная ставка в і-й отрасли;

a ij – часть продукции і-той отрасли в объеме производства j-той отрасли по ценам свободной торговли;

Оптимальная тарифная ставка всегда сравнительно небольшая, положительная (Т 0 >0) и меньше запретительной тарифной ставки (Т 0 <Т 3). Страна, устанавливая оптимальный тариф, улучшает свои условия торговли, но они ухудшаются у ее торгового партнера. Благосостояние страны – торгового партнера снижается, когда одновременно сокращается объем торговли и ухудшаются условия торговли, и тогда эта страна может ввести свой собственный оптимальный тариф. Таким образом, выигрыш большой страны возникает за счет ее торговых партнеров, в результате перераспределения доходов. Одновременно это приводит к потерям мирового хозяйства, где нерационально используются факторы производства.

Тарифные методы защиты внешней торговли всегда связаны с дополнительными расходами потребителей. Так, экономисты подсчитали, что средний японский потребитель ежегодно тратит на 890 долл. больше из-за торговых ограничений на пищевые продукты, косметику и продукцию химической промышленности; в США тарифы в 21 отрасли производства являются причиной ежегодных расходов в 10,2 млрд долл., или 40,8 долл. на одного потребителя. Потенциальный доход потребителей от отмены всех тарифов и количественных ограничений составил бы около 70 млрд долл., или 1,3% ВВП. [ 31, с. 185].

Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле - GATT , General Agreement оп Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX столетия. Этим Соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference оп Trade and Development , UNCTAD - ЮНКТАД), Международного банка реконструкции и развития, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследующих данные проблемы.

В настоящее время, помимо тарифных методов государственного регулирования, ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) следующим образом:

  • 1) паратарифные методы;
  • 2) меры контроля за ценами;
  • 3) финансовые меры;
  • 4) меры количественного контроля;
  • 5) меры автоматического лицензирования;
  • 6) монополистические меры;
  • 7) технические меры.

Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД выделяет восемь основных мер (методов) тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли.

Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара.

Главными составляющими ИТТ являются:

  • систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;
  • методы определения таможенной стоимости (цены) ввозимых

товаров и взимания пошлин;

  • механизм введения, изменения или отмены пошлин;
  • правила определения страны происхождения товара;
  • пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.

ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные , экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто - экспортные и транзитные.

В соответствии со способом установления пошлин различаются:

  • адвалорные пошлины;
  • специфические пошлины;
  • комбинированные пошлины.

Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

Существенное значение в системе импортного таможенного тарифа имеют правила определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования (PHБ), в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной PH Б не применяется) должна автоматически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся к настоящему времени практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется РНБ, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), другие налоги). Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

НДС (value added tax - VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

Меры контроля за ценами. Это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность {компенсационныемеры).

Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепризнанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосылки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать произвольные и часто необоснованные решения в отношении экспортеров ввозимой в страну продукции.

Принятый в рамах ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Соглашение о применении статьи VI ГАТТ-1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юридические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой {dumping margin ), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую операцию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера - она вводится только после проведения расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей данный товар страны.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что международная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге затем в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко осложняют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых результатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специальным решением вводит антидемпинговые пошлины.

Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскированный) инструмент протекционистской политики (или как один из инструментов так называемого нового протекционизма).

Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экспорта, так и внутреннего производства (например, в форме дотаций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отражение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и компенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и скользящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня).

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Меры количественного контроля (квотирования) связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Эти меры применяются практически всеми странами. Положения ГАТТ-1994, связанные с применением количественных ограничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени фактически не создают четкой и стройной международной правовой основы для регулирования порядка применения мер количественного контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ-1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО, должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соответствии с которыми страны - его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равновесия платежного баланса страны). В ГАТТ-1994 есть так называемые исключения из правила недискри-минации, которые позволяют странам использовать количественные ограничения избирательно против некоторых стран. В этом Соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением ЛИцензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (которое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензированию).

Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусматривается возможность создания системы автоматического лицензирования (при которой выдача соответствующей лицензии происходит автоматически).

Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарствами (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Централизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обязательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ-1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (state trading enterprises ), которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле. Эта статья не запрещает деятельность таких предприятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе общих принципов недискриминапии и руководствовались коммерческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемерно развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий.

Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

В рамках Всемирной торговой организации действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (.Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT - ТБТ). Данное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.

При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т.е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предполагается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения данного Соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торговли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким способом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изменяет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества изделия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуация входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что производящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения положений Соглашения ТБТ.

В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действующих международных стандартах, страны - члены ВТО должны заранее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики , регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот Кодекс содержит указанные выше положения.

Наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные тарифы, которые применяются в целях получения дополнительных финансовых средств, регулирования внешнеторговых потоков и защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Таможенные тарифы характеризуются совокупностью ставок таможенных пош-лин. Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу.

Классификация таможенных пошлин осуществляется по многим критериям, в зависимости от которых различают следующие виды таможенных пошлин.

1) По способу взимания различают:

а) специфические таможенные пошлины , которые начисляются в виде фиксированной суммы на единицу обложения (вес, объем, площадь) на недорогие стандартизированные, главным образом сырьевые, товары. До 40-х гг. ХХ века, когда основная часть импорта приходилась на сырье, 60 — 70 % всех пошлин были специфическими;

б) адвалорные таможенные пошлины , которые начисляются в процентах от стоимости товара и применяются для товаров одной товарной группы, но с разными качественными характеристиками. По мере изменения структуры международной торговли в сторону увеличения доли технологически сложной продукции, страны постепенно перешли на адвалорные пошлины и сейчас на их долю приходится 70 — 80 % таможенных пошлин. Кроме того, такая пошлина динамично реагирует на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным;

в) комбинированные таможенные пошлины , предполагающие сочетание методов обложения.

2) Торгующие страны могут находиться в различных договорных отношениях о предоставлении режима благоприятствования, в зависимости от которого и устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара.

По происхождению различают:

а) преференциальные (льготные ) таможенные пошлины, ставки по которым ниже минимальных и зачастую равны нулю, то есть товар ввозится беспошлинно. Их, как правило, предоставляют друг другу страны, входящие в какие-либо интеграционные объединения;

б) договорные , или конверсионные (минимальные ), пошлины , которые используются для товаров тех стран, с которыми действуют соответствующие договора, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования;

в) генеральные , или автономные (максимальные ), пошлины , применяемые по отношению к товарам тех стран, которые не пользуются никакими преимуществами в силу отсутствия с ними специальных соглашений.

3) По характеру самих пошлин в практике внешней торговли выделяют:

а) антидемпинговые таможенные пошлины , используемые применительно к товарам, ввозимым по демпинговым ценам, и назначаемые в дополнение к обычным экспортным пошлинам. Использование антидемпинговых мер регулируется Соглашением по антидемпинговым мерам (САМ), согласно которому демпинг имеет место тогда, когда товары одной страны поступают на рынок другой по цене ниже их нормальной стоимости. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам, иногда за несколько лет и могут достигнуть значительной суммы. Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах ЕЭС, Канаде, Австралии;

б) компенсационные таможенные пошлины , также применяемые в дополнение к обычным пошлинам и призванные компенсировать ущерб, наносимый иностранными экспортными субсидиями, предоставляемыми экспортирующими странами своим производителям. Формы субсидий весьма разнообразны: прямые выплаты государства или финансирование им льготных ставок по кредитам, налоговые скидки, возврат налогов, понижение транспортных тарифов, льготный порядок продажи валютной выручки, государственные закупки по завышенным ценам.


Однако не всякий переход средств от государства к предприятиям считается субсидией. К последней относится только та часть государственного финансового содействия, которая превышает обычную коммерческую практику. Вопросы субсидирования регулируются в ВТО Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (СКМ). В практике международной торговли демпинговая политика и политика экспортных субсидий относится к разряду «недобросовестной конкуренции». В рамках ГАТТ/ВТО разработано специальное антидемпинговое законодательство, позволяющие импортирующим странам принимать ответные меры в виде антидемпинговых пошлин;

в) сезонные таможенные пошлины , налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства.

4) По объекту обложения таможенные пошлины делятся на следующие виды:

а) импортные пошлины – это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы на импорт защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, конкурирующих с ними, но отечественные потребители проигрывают, поскольку им приходится оплачивать тариф на импорт.

В то же время в условиях протекционизма у отечественных производителей есть возможность расширять производство, поскольку они не платят тариф. Однако в целом положительный эффект от введения тарифа на импорт, наблюдаемый у отечественных производителей, не перекрывает отрицательного эффекта потерь для них же;

б) экспортные пошлины , которые приводят к тому, что цена страны-экспортера оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается, в результате чего величина экспорта падает. Отрицательный эффект для отечественных производителей настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его. Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными соглашениями, например, общий внешний таможенный тариф, принятый в странах ЕС;

в) транзитные пошлины , взимаемые с товаров, перевозимых транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются как средство торговой войны. Так, в середине 90-х гг. возникла «рыбная» война между Испанией и Канадой в связи с ловлей трески в Атлантике, в районе Ньюфаундленда.

5) По типам ставок выделяют следующие таможенные пошлины:

а) постоянные таможенные пошлины – это единовременно установленные ставки, которые не могут изменяться властями в зависимости от ситуации;

б) переменные таможенные пошлины , ставка по которым может изменяться в установленных государством случаях.

6) По способу вычисления таможенные пошлины бывают:

а) номинальные тарифные ставки , которые указываются в таможенном тарифе;

б) эффективные тарифные ставки, которые представляют собой реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Следовательно, эффективная таможенная ставка возрастает по мере увеличения доли импортных компонентов в конечной продукции. Таким образом, страна затрудняет импорт продукции высокой степени переработки с высокой добавленной стоимостью, и наоборот, способствует импорту продукции с низкой долей добавленной стоимости. Импорт сырьевых товаров характеризуется равенством номинальной и эффективной таможенных ставок, если данные товары не включают в себя составные элементы, нуждающиеся в дополнительном импорте.

Таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объектом налогообложения, характером, происхождением, типами ставок и способа вычисления. Пошлина накладывается на таможенную стоимость

товара - нормальную цену товара, составляется на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, при которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе только примерно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Настоящая ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, исчисленный с учетом пошлин, наложенных на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки [б].

На практике таможенный тариф может быть в двух формах - в виде специфического и адвалорной пошлины.

Специфический тариф - это фиксированный таможенный тариф, величина которого устанавливается в определенной сумме, взимаемой с определенного количества товара (партии в штуках, весовые единицы) Это означает, что за каждую единицу товара импортер должен заплатить определенное пошлина, например, 80 долл. США за телефон или тона ржи .

Такие тарифы позволяют сравнительно легко собирать таможенный налог, поскольку для этого необходимо лишь информация о количестве товаров. Но эта пошлина имеет свои недостатки. Если стоимость товара составляет 800 долл. США, а размер специфического тарифа - 80 долл. США, значит тариф составляет 10% от стоимости товара. Но если уровень инфляции в стране внезапно меняется, что приведет к увеличению цены товара скажем до 1000 долл. США, то тогда фактическая ставка пошлины будет равен лишь 8 % его цены. Таким образом, защитное действие этого тарифа уменьшается .

Адвалерный тариф - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной, размер которого определяется как фиксированная часть стоимости импортируемого товара, например 20%. . То есть, если товар стоит 300 долл. США, то импортер должен заплатить пошлину в размере 60 долл. США.

Очевидно, адвалорные лишено недостатков специфического тарифа: его величина находится в прямой зависимости от стоимости товара. Вместе с тем и его взимания связано с рядом проблем. С целью уменьшения пошлины импортер может сознательно занизить стоимость товара. С другой стороны, таможенные органы иногда пытаются завысить стоимость импорта, поскольку в этом случае увеличиваются доходы государства.

Таможенные тарифы также применяются в следующих формах:

Преференциальные тарифы - это импортная пошлина льготного характера, оно предоставляется исключительно в отношении отдельных категорий товаров на основании международных договоров. Этот тариф может применяться в течение определенного времени или постоянно .

В индустриально развитых странах существует также система преференций, которая предусматривает беспошлинный ввоз определенного перечня товаров из отдельных развивающихся стран. Но это касается только узкого круга стран указанных определенными договорами.

Есть также так называемый режим нации наибольшего благоприятствования, то есть такой торговый режим, который предусматривает предоставление данной конкретной стране таких же льгот в торговле, что и другим партнерам. Он также основывается на международных договорах, таких как договоры ВТО [б].

В некоторых странах также применяется транзитную пошлину. Однако его роль в современных условиях снижается. Оно устанавливается, как правило, лишь для покрытия расходов, связанных с контролем транзита иностранных грузов.

Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иносгранной конкуренции.

Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенная пошлина - особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товаров в страну или вывозе их. из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным /слоцнем осуществления ввоза или вывоза товаров. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителями товаров, поскольку включается в продажную цену.

Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостной барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний. Если иностранные поставщики не пожелают снизить цены, по которым они ввозят товары, ради сохранения своего экспортного рынка, то спрос на импортные товары сократится и уменьшится объем их поставок. Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортом продукцию, безусловно, выигрывают от введения таможенной пошлины. Следующее за этим повышение цен на внутреннем рынке стимулирует рост производства отечественных товаров. Следовательно, путем целенаправленного применения пошлин государство стимулирует развитие определенных отраслей экономики. Между тем от роста цен в проигрыше оказываются потребители, вынужденные сокращать потребление вследствие увеличения расходов на приобретение товаров. Таможенные пошлины наряду с протекционистской и регулирующей функциями выполняют также и фискальную функцию. Они являются одним из наиболее естественных средств пополнения государственного бюджета.

Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа. Таможенный тариф - это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов - ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности. Ставка таможенной пошлины - это размер, величина таможенной пошлины. Товарная номенклатура представляет собой классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают два типа таможенных тарифов - простой и сложный. Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется независимо от страны происхождения товара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики. Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его происхождения.

Эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени обработки, что стимулирует развитие отечественной обрабатывающей промышленности. В данном случае исходят из того, что степень защиты предприятий отдельной отрасли зависит не только от уровня ставок таможенных пошлин на импорт конкурирующей продукции, но и от уровня ставок пошлин на импортируемые этими предприятиями сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д., представляющие собой элементы затрат для данной отрасли. Повышение (снижение) степени тарифной защиты отрасли может быть достигнуто не только путем повышения (снижения) ставок пошлин на импорт кошдфирующей продукции, но и за счет снижения (повышения) пошлин на импортные элементы затрат.

Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости от: направления движения (перемещения) товара, способа (порядка) установления (взимания) пошлин, страны происхождения товара, характера действия и целей применения пошлин.

В зависимости от направления движения (перемещения) товара различают экспортные, импортные и транзитные таможенные пошлины.

Импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну. Это наиболее распространенный вид пошлин, они играют решающую роль в системе тарифного регулирования. В большинстве случаев импортируемые товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ставки импортных пошлин на такие товары определяются с учетом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками и ценами. В Российской Федерации импортные пошлины, устанавливаемые на ввозимые товары, призваны не только защищать национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелатель- ной иностранной конкуренции, но также создать условия для эффективной интеграции страны в мировую экономику, содействовать прогрессивным изменениям в структуре национального производства и потребления товаров, обеспечить пополнение доходной части федерального бюджета.

Экспортные, или вывозные, пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики (для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности), сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработку, пополнения доходной части бюджета страны. Кроме того, вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в экспорте которых страна обладает монополией. Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, поскольку сдерживают вывоз из страны товаров, пользующихся спросом на мировом рынке. В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, чем импортные.

В Российской Федерации экспортные пошлины были отменены со второй половины 1996 г., однако затем, после кризиса в августе 1998 г., были введены вновь. Пошлинами облагается экспорт из России нефти и нефтепродуктов, газа, черных и цветных металлов, древесины и лесоматериалов и других товаров. Причина восстановления вывозных пошлин объясняется ощутимой разницей между внутренними, российскими, и мировыми ценами на перечисленные товары, сложившейся после резкого падения курса рубля, и стремлением избежать возможного дефицита этих товаров на внутреннем рынке вследствие возросшей привлекательности зарубежного рынка. Безусловно, введение экспортных пошлин связано и с фискальными целями, поскольку российский бюджет уже давно зависим от доходов, получаемых от экспорта нефти и газа. Если в 1994 г. топливно-энергетический комплекс страны обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, то в 1995 г. его доля составила 12%, в 1996 г.- 17, в 1997 г. - 22, в 1998 г. - свыше 25, в 1999-2000 гт. - более 30%".

Транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях. В России они отсутствуют. По способу (порядку) установления (взимания) таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические, смешанные, альтернативные.

Адвалорные (от лат. ad valorem - от стоимости) пошлины устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара.

Специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.). Величина специфическчй пошлины зависит не от стоимости, а от количества ввозимого или вывозимого товара. В российской практике специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в евро.

Смешанные, или комбинированные, пошлины - это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

При введении альтернативных пошлин устанавливаются и адвалорная, и специфическая ставки пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.

В Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе* от 21 мая 1993 г. применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин. При этом комбинированная ставка таможенной пошлины трактуется российским законодательством как комбинация адвалорной и специфической ставок, т. е. объединяет в себе как собственно комбинированную, смешанную, ставку (адвалорная ставка и специфическая ставка), так и альтернативную ставку (адвалорная ставка или специфическая ставка).

Адвалорные пошлины наиболее распространены и отвечают современным взглядам на обеспечение справедливой конкуренции. Адвалорные пошлины в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар на мировом рынке. Изменяются лишь доходы бюджета. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), что не всегда удается сделать.

Специфические пошлины более соответствуют массовым однородным товарам.

Раньше они широко применялись в отношении сырьевых товаров. В настоящее время с ростом удельного веса готовых изделий в мировой торговле их значение несколько уменьшилось. В то же время преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Поэтому их часто стараются применять в тех случаях, когда установить цену товара сложно либо когда существуют серьезные подозрения в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости для снижения таможенных платежей. Так, импортный таможенный тариф Российской Федерации, введенный в 1993 г., состоял исключительно из адвалорных ставок таможенных пошлин. Однако принявшее массовый характер занижение цен (таможенной стоимости) импортируемых товаров обусловило замену по ряду товарных позиций адвалорных пошлин на специфические. В целом специфические пошлины представляют собой более жесткий барьер на пути движения товаров, чем адвалорные пошлины. При этом специфические пошлины действуют неравномерно на всем диапазоне цен того или иного товара. Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара и менее благоприятны для более душевых свртов и разновидностей его. Иногда это свойство специально используют" для противодействия ввозу дешевых и низкокачественных сортов и разновидностей товара.

Адвалорная и специфическая пошлины по-разному ведут себя при изменениях цен, что соответственно и предопределяет выбор каждой из них. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционизма остается неизменным. В этих условиях, если речь идет о товарах, цены на которые имеют тенденцию к росту, адвалорные ставки оказываются более эффективными, чем специфические. И, наоборот, если речь идет об обложении пошлинами товаров, цены на которые имеют устойчивую тенденцию к падению, специфические ставки оказываются более стабильными, чем адвалорные. В условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенных тарифах адвалорных пошлин. Это характерно для таможенной политики большинства развитых стран. Более того, переход на адвалорные пошлины упрощает систему тарифной классификации товаров, делает ее менее громоздкой и дробной.

В условиях ухудшающейся конъюнктуры на внешних рынках, сопровождающейся падением цен, государству более выгодно, чем импортерам, установление специфических пошлин. Однако независимость специфической пошлины от цены товара лишает ее определенной эластичности и снижает эффективность ее использования в торгово-политических целях. Кроме того, в условиях развернувшихся в мире интеграционных процессов стало необходимым сравнение уровней таможенного обложения, что весьма затруднено при наличии специфических ставок, так как их величина выражается в единицах национальной валюты. Эти и ряд других факторов привели к тому, что в последние годы использование специфических пошлин становится все более редким. Основную массу в современной таможенно-тарифной политике составляют адвалорные пошлины.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие группы: минимальные (базовые, или предельные), максимальные (генеральные, или общие), преференциальные.

Минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)- распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, предоставленных любой третьей стране. Принцип РНБ делает невозможным предоставление одной, отдельно взятой стране (группе стран) более благоприятного торгового режима, чем остальным торговым партнерам. Россия имеет двусторонние соглашения

о предоставлении РНБ почти со 130 странами мира.

Максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации, либо если страна происхождения товара неизвестна.

Преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.

В российском законодательстве наряду с минимальной (базовой) ставкой установлены следующие виды ставок таможенных пошлин: максимальная ставка таможенной пошлины - равна удвоенной минимальной (базовой); преференциальная ставка таможенной пошлины - составляет 75% минимальной (базовой); нулевая ставка таможенной пошлины - применяется к товарам из наименее развитых стран, а также из стран СНГ.

С учетом дифференциации ставок таможенных пошлин на один и тот же товар, ввозимый из разных стран, важное значение для целей таможенного обложения приобретает вопрос определения страны происхождения товара. Правила определения страны происхождения получили большое практическое значение в связи с широким развитием интеграционных процессов, созданием обширных зон беспошлинной торговли, распространением преференциальных соглашений и режимов ассоциаций. Вопрос об определении страны происхождения приобрел также большое значение для развивающихся стран в связи с применением развитыми странами системы преференций на ввоз товаров из развивающихся государств.

Согласно определению страна происхождения товара - это страна, в которой товары были произведены или обработаны (существенно переработаны). Существует большой список товаров, страна происхождения которых не подвергается сомнению. К ним относятся полезные ископаемые, растительная продукция, животные, продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла. В то же время в производстве товара (конечной продукции) могут участвовать две страны и более: сырье, полученное в одной стране, перерабатывается в готовую продукцию в других странах. В этом случае применяют особые критерии достаточной (существенной) переработки товаров, позволяющие достоверно установить страну происхождения ввезенного в страну товара (готовой продукции или продукции промежуточной переработки).

В зависимости от характера действия и целей применения, помимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, выделяют особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Введение особых видов пошлин не связано с действующим в стране импортным тарифом: процедура их применения осуществляется по отличному от таможенного тарифа регламенту,. В этом случае механизм, аналогичный механизму действия таможенной пошлины, применяется как способ реализации других инструментов торговой политики, которые не связаны с применением таможенных тарифов. Особые виды пошлин являются элементом нетарифных методов регулирования внешней торговли. Они применяются независимо от рассмотренных ранее видов пошлин, т. е. устанавливаются дополнительно, сверх ставок таможенных пошлин, приведенных в таможенных тарифах. Величины вводимых ставок таможенных пошлин сугубо индивидуальны, поскольку зависят главным образом от нанесенного стране-импортеру ущерба. Они могут в несколько раз превышать уровень максимальных ставок.

В дополнение к приведенной классификации таможенных пошлин следует отметить, что исходя из интересов насыщения внутреннего рынка страны товарами на определенный, как правило, ограниченный, период могут вводиться сезоюше пошлины. Они действуют в определенное время гола либо в разное время года имеют разную величину. Их применяют в рамках таможенного тарифа. Обычно они разрешают ввоз из-за рубежа сельскохозяйственных товаров до момента созревания на данной территории урожая. В Российской Федерации сезонные пошлины могут устанавливаться в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров сроком не более 6 месяцев. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.

Анализ тарифной системы многих стран свидетельствует о том, что разные товары облагаются таможенными пошлинами различной величины. Одни товары (товарные рынки) серьезно защищены, т. е. пользуются серьезной протекцией, другие - незначительной, а третьи товары не имеют никакой защиты (при условии беспошлинного ввоза). Задача состоит в том, Чтобы определить сводный уровень тарифа (ставок таможенных пошлин). С этой целью рассчитывается показатель среднего уровня ставок таможенных пошлин, или среднего тарифа. Наиболее универсальным показателем для этих целей является средневзвешенная ставка таможенного тарифа. Она учитывает где ^2 п~ ставки таможенных пошлин по отдельным позициям товарной номенклатуры; | 2. п - веса, соответствующие отдельным позициям товарной номенклатуры (доля 1-й позиции товарной номенклатуры в импорте); п - число позиций товарной номенклатуры.

реальную товарную структуру торговли и влияние отдельных ставок на величину общего показателя пропорционально роли того или иного товара.

Формула средневзвешенной ставки таможенного тарифа имеет вид:

Учитывая то обстоятельство, что одной из тенденций мировой торговли является ее либерализация, т. е. снижение ставок таможенных пошлин по отдельным товарам, можно заключить, что ставка средневзвешенного тарифа в целом в мире также имеет тенденцию к понижению. Если в конце 40-х годов она составляла более 30%, то в 90-е годы - менее 5%. Средневзвешенный таможенный тариф Российской Федерации до 2001 г. равнялся 13,6%. В результате реформы импортного таможенного тарифа Российской Федерации, включавшей отмену высоких ставок таможенных пошлин, он снизился примерно до 11%. Сохранение относительно высокого уровня средневзвешенного тарифа объясняется необходимостью проведения на этапе экономических реформ в России активного протекционизма в целях возрождения жизненно важных и конкурентных отраслей национальной экономики.

Глава 1. Понятие, значение и виды таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
  • Понятие, значение и виды таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД)