Растение и человек. Человек использовал растения уже в эпоху палеолита

Тихомирова Анастасия Павловна

Человек издавна пользовался значительным числом дикорастущих растений. Они доставляли ему дрова для костров; служили материалом для постройки жилищ и загонов для животных; из растений человек изготовлял рыболовную снасть и орудия для охоты; строил лодки и плоты, плел циновки и корзины, готовил различные бытовые и ритуальные украшения; кормил растениями животных и птиц, выкапывал корни и собирал плоды для получения пищи и лекарств. Человек укрывался в лесах от непогоды, прятался от врагов и хищных животных. Словом, вся жизнь первобытного человека была связана с растениями. И чем разнообразнее был мир растений, окружавших человека, тем шире он использовал растительные богатства для своих нужд.

Впоследствии, когда человек стал выращивать около своих жилищ некоторые из полезных ему растений, т. е. начал заниматься земледелием, он заложил основы растениеводства, хотя продолжал пользоваться дарами дикой природы.

В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для своих нужд. При этом природный растительный покров постепенно изменяется. Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле. Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно прогрессирует, тем не менее все еще остаются многие виды растений, продолжающие сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растения в истории человечества В 1157 г.н.э. китайский император Джен ЦУ заказал новый труд по формакопее. При его жизни было описано более 1000 видов растений

1492 год Колумб покидает Испанию в поисках западного пути в Индию. Из нового Света он привозит в Европу новую зерновую культуру –кукурузу и другие растения. Во время второй своей экспедиции в 1493 г. Колумб привез сахарный тростник в Санто-Доминго. Поселенец Агвилон сообщает, что он собирал на своём участке богатые урожаи сахарного тростника, получая из него сладкий сок. В 1516 году первый сахар, полученный из тростника, был отправлен в Испанию. Вскоре после этого Португалия стала импортировать сахар из Бразилии. Сахарный тростник мог стать движущей силой работоторговли.

Колумб доставил в Испанию также ананас и стручковый перец, более острый, чем на Кавказе. Этот перец интродуцирован в Испании в 1493г, известен в Англии с 1548 г. И выращивается в Центральной Европе с 1585 года. Также в Америку Колумб завез огурцы и другие овощи.

1497-98 гг. Васко да Гамма открыл для Португалии торговый путь в Индию через мыс Доброй Надежды, минуя Переднюю Азию. Это лишило Венецию монополии на торговлю сахаром и пряностями.

1500 г. Фасоль, родиной которой является Америка, стала известна в Европе. Тогда же в Испанию был завезен из Южной Америки батат (сладкий картофель), позже попавший в Китай, Индию, Малайзию, где получил широкое распространение.

1505 г. В Америку завезены первые черные рабы. Торговля рабами стала активно развиваться из-за того, что на плантациях сахарного тростника и хлопка в Новом Свете требовались рабочие руки.

7 000 лет назад возделывали рис в Китае. Значительное место в рационе древних Китайцев занимала и кочанная капуста, рацион которой составлял не менее ¼.

9000 лет в Сирии и Турции известен лен. По всей видимости именно он являлся здесь основным материалом для производства тканей.

На ближнем Востоке, 10 000 лет назад, люди возделывали пшеницу и ячмень. В то время ячмень был ежедневной пищей человека. Археологи обнаружили первые мукомольные камни.

Раскопки в шанидарской пещере(Северный Ирак) свидетельствуют, что в то время, около 50000 лет назад, местные жители употребляли в пищу семена каштана и плоды грецкого ореха.

5 000 лет назад в Северной Африке уже выращивали сорго.

4 000 лет назад (2000 лет до н.э) в Северной Африке уже выращивали просо.

1519 г. В своё кругосветное плавание, для разведки новых торговых маршрутов, отправился Магеллан. Через три года из этой экспедиции вернулись только 18 человек из 250 и один корабль из пяти. Но они привезли с собой 26 т. гвоздики, мешки мускатных орехов и цитрусовых, а также древесину сандалового дерева. Вырученные с лихвой покрыли все расходы на экспедицию.

Пигафетт, плавающий с Магелланом, писал: «На Молуккских островах мы нашли гвоздику, имбирь, саговую пальму, древесину, которая подобна хлебу» Он так же пишет: « Бетель – плод, который они, туземцы, жуют вместе с цветками жасмина и апельсина» Каннибалы на острове не употребляли никаких частей человеческого тела, кроме сердца, которое они замачивали в лимонном или апельсиновом соке.

1516 г. В Новый Свет из Африки завезены бананы.

1514 г. Альянс стал первым европейцем, добравшимся до Китая морским путём. В Китае португальцы обнаружили апельсины, плоды из Индии и Цейлона.

1521 г. Кортес высаживается в Мексике. Его солдаты знакомятся с пряностями и ванилью ацтеков.

1532 г. Франческо Пизарро высадился в Перу, когда через четыре года испанская Конкиста в Перу закончилась. Картофель стал обычной и дешевой пищей солдат и моряков.

Существует пять основных сфер, где прямо или косвенно используются растения:

В качестве продуктов питания для человека и корма для животных,

Как источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности,

Как лекарственные средства и сырье для получения медицинских препаратов,

В декоративном озеленении и

В охране и улучшении окружающей среды.

Пищевое значение растений общеизвестно. В качестве продуктов питания человека и корма для животных, как правило, используются части, содержащие запасные питательные вещества или сами вещества, извлеченные тем или иным способом. Потребность в углеводах в основном удовлетворяется за счет крахмало- и сахаро-содержащих растений. Роль источников растительного белка в рационе человека и животных выполняют в основном некоторые растения из семейства бобовых. Плоды и семена многих видов используют для получения растительных масел. Большинство витаминов и микроэлементов также поступает вместе со свежей растительной пищей. Существенную роль в питании людей играют пряности и растения, содержащие кофеин, - чай и кофе.

Техническое использование растений и продуктов из них осуществляется по нескольким основным направлениям. Наиболее широко применяются древесина и волокнистые части растений. Древесина используется при изготовлении строительных и иных конструкций, мебели, а также в производстве бумаги. Сухая перегонка древесины позволяет получить значительное количество важных органических веществ, широко употребляемых в промышленности и в быту. Во многих странах древесина - один из основных видов топлива.

Несмотря на широкое распространение синтетических волокон, растительные волокна, получаемые из хлопчатника (морфологически это трихомы), льна, конопли и джута, сохранили большое значение при производстве многих тканей.

Для лечебных целей растения применяют очень давно. В народной медицине они составляют основную массу лекарственных средств. В научной медицине стран бывшего СССР примерно треть препаратов, применяемых для лечения, получают из растений. Считается, что с лечебными целями народы мира используют не менее 21000 видов растений (включая грибы).

Не менее 1000 видов растений разводят с декоративными целями: либо из-за красивых цветков, либо из-за эффектной зелени.

Существование и нормальное функционирование всех экологических систем биосферы, частью которой является и человек, целиком определяется растениями.

Растения, уже используемые человеком или которые могут быть использованы им в будущем, составляют растительные ресурсы. Растительные ресурсы относятся к категории восполняемых (при правильной эксплуатации) в противоположность, например, невосполняемым минеральным ресурсам. Чаще всего растительные ресурсы делят на ресурсы природной флоры (сюда относятся все дикорастущие виды) и ресурсы культивируемых растений. По объему и значимости в жизни человечества они существенно различаются.

Природные ресурсы флоры ограничены и, по подсчетам специалистов, в их первоначальном объеме могли бы обеспечить питанием лишь около 10 млн. человек. Оптимизация (оптимизация - это повышение продуктивности естественных популяций с помощью биотехнических мероприятий (внесение удобрений, расчистка, осветление и т. д.). этой части растительных ресурсов возможна в сравнительно ограниченных пределах. Наиболее широко дикорастущие растения используются в качестве источников технического сырья, в хозяйственной деятельности человека, а также как лекарственные средства.

Введение растений в культуру и формирование таким образом дополнительных растительных ресурсов связано со становлением древнейших человеческих цивилизаций. Существование этих цивилизаций могло обеспечиваться только определенным "ассортиментом" окультуренных растений, дающих необходимое количество растительных белков, жиров и углеводов. Жизнь современного человека и современная цивилизация невозможны без широчайшего использования культивируемых растений. Почти все культурные растения, число которых достигает сейчас примерно 1500 видов, относятся к покрытосеменным . К середине XX в. культивируемые растения занимали 1,5 млрд. га, т. е. около 10% всей поверхности суши земного шара.

Наращивание ресурсов культурных растений возможно в весьма широких пределах как за счет увеличения площадей их возделывания, так и за счет улучшения агротехники и выведения высокопродуктивных сортов. Считается, что полная мобилизация восполняемых ресурсов, включая растительные, может обеспечить существование на Земле не менее 6 млрд. человек.

Жизнь, зародившаяся на нашей планете около 4 млрд. лет назад и представляющая уникальное природное явление, прошла длительный путь развития, в результате которого возникли поразительно сложные живые системы - организмы. За этот период неоднократно менялся облик Земли, изменялся состав атмосферы, возникали и исчезали океаны и целые континенты. Многочисленные и некогда процветавшие группы растений и животных приходили на смену друг другу, давая дорогу все более и более сложным и совершенным живым организмам в условиях усиливающейся конкуренции и постоянно меняющегося климата. Закономерным этапом этого грандиозного процесса явилось появление мыслящих существ, разум которых позволил им не только осознать явление жизни во всех ее проявлениях, но также воссоздать в общих чертах историю ее развития и классифицировать формы живого во всем их удивительном разнообразии. Можно лишь предполагать, какими путями будет развиваться и совершенствоваться жизнь в будущем, однако уже сейчас ясно, что деятельность человека в очень большой мере негативно влияет на ее развитие. Одна из главнейших задач биологии, и в частности ботаники, заключается в том, чтобы показать не только материальную, но и духовную зависимость человечества от биосферы, являющейся, образно говоря, колыбелью нашей цивилизации. Сложность и бесконечное разнообразие окружающего нас живого мира, непревзойденная красота мироздания формируют жизненно важную духовную сторону нашего сознания.

С самых древних времен человек освоил земледелие и скотоводство как основные виды хозяйственной деятельности. Все продукты, которые он получал в результате своего труда, использовались для пошива одежды, изготовления предметов быта и приготовления пищи.

Природа с самих истоков заботится о нас и дает все необходимое. Человек же со временем научился так широко использовать ее дары, что сегодня нет, наверное, ни одного представителя флоры, который бы не был задействован в какой-либо области хозяйственной деятельности людей.

Какие же растения в жизни человека играют самую большую и значимую роль? Попробуем разобраться в этом вопросе, охарактеризовав самые распространенные области применения растительных продуктов.

Области использования растений человеком

Из известных на сегодняшний день 340 тысяч видов человеком окультурено около 200 представителей флоры. Значительная часть собирается в диких местах обитания. Это, например, лекарственные травы.

Всего можно выделить несколько основных областей, в которых находят применение полезные растения для человека:

  • медицина (как традиционная, так и альтернативная);
  • пищевая промышленность (в том числе и кондитерская);
  • текстильное производство;
  • пошив одежды;
  • химическое производство (получение красителей, различных сырьевых компонентов);
  • декоративные цели (комнатные растения, обустройство и дизайн помещений, улиц города);
  • ландшафтный дизайн;
  • использование в качестве источника кислорода (в условиях космоса, к примеру);
  • насаждения в полосах города для улучшения экологического состояния окружающей среды.

Таким образом, получается, что наиболее значимые для нормального качества жизни и сохранения здоровья человека области деятельности обеспечиваются сырьевым компонентом на основе растений. Это дает возможность утверждать, что переоценить роль флоры для людей сложно.

Полезные растения для человека

Таких очень много. Для каждой области использования свои. Например, в химической промышленности применяются растения, из которых получают природные красители. В этой же области использования находится гевея - дерево, млечный сок которого представляет собой натуральных каучук. Полезные свойства растений знакомы человеку издревле и широко им применяются.

Пищевая промышленность вообще не знает границ в использовании растительных продуктов: начиная от разных сортов пшеницы, ячменя, ржи и других зерновых и заканчивая культурными плодами и корнеплодами. Ведь все, что растет на наших огородах, используется в пищу. Ценные белки, жиры, углеводы, витамины, микро- и макроэлементы человек получает именно из растений: риса, гречихи, томатов, огурцов, капусты, картофеля, моркови, океанских водорослей и т. д. и т. п.

Растения в жизни человека играют и немаловажную эстетическую роль. Комнатные виды широко распространены и многочисленны. Помимо красоты, они несут в себе способности очищать и обновлять воздух помещения, впитывать и уничтожать вредные лучевые и электромагнитные воздействия, устранять отрицательную энергетику и чистить воздух от болезнетворных микробов. К таким растениям относятся:

  • кактусы;
  • сенполии;
  • пеларгонии;
  • бегонии;
  • разные виды папоротников;
  • молочаи и другие суккуленты и так далее.

Очень значимой является роль некоторых представителей флоры в текстильной промышленности. Вы знаете, которые "одевают" человека и дают ему полотенца, постельное белье, платки и другие продукты данной отрасли? К основным из них, выращиваемым масштабно, относятся хлопок и лен. Рассмотрим эти и некоторые другие виды подробнее.

Из каких растений делают ткани?

Существует несколько представителей флоры, в стеблях и листьях которых содержатся специальные Именно они идут на изготовление тканей. Что это за растения, которые "одевают" человека? К ним можно отнести:

  • Разные виды льна.
  • Коноплю.
  • Кенаф.
  • Абаку.
  • Юкку.
  • Агаву.
  • Канатник.
  • Джут.
  • Сиду.
  • Сесбанию.
  • Рами.
  • Кендырь.

Основная часть из них принадлежит к тропическим видам. Лен, сида, конопля и канатник произрастают в умеренных широтах.

Также важным представителем флоры для получения ткани является хлопчатник. В его семенах формируются тонкие белые волоски, которые образуют целые пуховые шарики. Вот из них-то и изготавливают самое распространенное, ценное и отличное по качеству волокно будущей ткани.

Хлопчатник в природе

В естественных условиях эта культура распространена очень широко в разных формах. Окультурил человек хлопчатник еще более 5 тысяч лет тому назад. И это неудивительно. Ведь 40% получаемых в мире тканей приходится как раз на хлопок.

Растение представляет собой достаточно высокие (до 200 см) стебельки кустарниковой некрупные, с рассеченной красивой листовой пластинкой. Цветок небольшой, неброской окраски (желтый, белый или кремовый). После отцветания изменяет свои цвета на красный, оранжевый или лиловый. На его месте формируется плод - коробочка, в которой созревают семена.

Один плод способен давать около 50 семян. При этом каждое семя формирует на себе до 15 тысяч тоненьких волосков, которые и используются для получения ткани. Вид созревшего плода очень интересен: коробочка раскрывается, и белые ватные пуховые шарики показываются наружу. В это время и происходит сбор урожая технической культуры на переработку в ткань.

Формы жизни

Хлопок - растение теплолюбивое, влаголюбивое и нежное. Недаром иногда его называют "дитя солнца". Выделяют следующие жизненные формы для него:

  • древесные;
  • кустарниковые;
  • травянистые.

Каждая из них может быть однолетней, двухлетней или многолетней. Для получения тканей выращивают кустарниковую однолетнюю разновидность. В систематике относится к семейству Мальвовые.

Применение

Производство хлопка в мире составляет свыше 25 млн тонн ежегодно. Осуществляется оно в 80 странах. Основная область применения его, конечно же, - в качестве источника высококачественной, прекрасной по техническим характеристикам ткани.

Растения, которые "одевают" человека, безусловно, включают в свой перечень хлопок. Всем известно прекрасное качество хлопковой одежды, особенно если материал скомбинирован с другими добавками, улучшающими носкость и предотвращающими сильное смятие.

Как хлопок возделывается очень давно. Раньше носить одежду из этого материала могли себе позволить только очень богатые люди. Сегодня это совсем не а вещи первой необходимости. Ткани из хлопчатника прочные, красивые, легко окрашивающиеся, мягкие и приятные к телу, износостойкие.

В технических целях

Также хлопок используют как основу для получения:

  • искусственных волокон;
  • пироксилина;
  • целлулоида;
  • лаков;
  • динамита;
  • бездымного пороха и так далее.

Лен в природе

Лучшие растения, которые "одевают" человека, включают в свой список еще и лен. В естественных условиях насчитывают примерно 330 видов этого представителя флоры. Самый распространенный - лен обыкновенный. Именно он используется для получения волокон.

Культура представляет собой травянистую форму до 1 метра в высоту. Стебли крепкие, но тонкие, листья ланцетные, цветок не крупный, а средних размеров, окраска венчика нежно-голубая, почти сиреневая. В диких условиях встречаются виды с ярко-желтыми, белыми цветками. Лен - растение (фото можно увидеть ниже), в природе достаточно часто встречающееся в умеренных широтах.

Основная ценность льна представлена в его стебле. Именно в нем созревают лубяные волокна, выделяемые человеком на собственные нужды. Сбор этих стеблей производится только после их полного созревания, то есть пожелтения.

Само растение весьма неприхотливо. Спокойно переносит низкие температуры и нехватку влаги, не атакуется вредителями из-за достаточно ядовитого вещества, содержащегося в составе стебля и листьев. Это делает выращивание льна очень удобным для людей.

Применение

Человеком используется не только стебель данного вида, но и другие части.

  • Из льна получают льняное масло (медицина, косметология, технические цели).
  • Вытяжки из растения применяются в медицине.
  • Из льна изготавливают специализированные медицинские нити, (вату, бинты).
  • Ткани из этого растения могут быть тонкими и кружевными, а могут отличаться чрезвычайной прочностью и грубостью (мешковина, парусина кораблей).

К тому же лен - растение (фото это наглядно демонстрирует) очень нежное, поэтому с эстетической точки зрения оно тоже очень даже пригодно для выращивания.


Тема: Использование растений человеком.

Цель: установить взаимосвязь между растениями и человеком.

Задачи: выделить основные понятия, определяющие значение растений для человека,

Определить способы положительного влияния человека, направленные на сохранение растений,

Способствовать формированию исследовательских умений

Уметь доказывать, анализировать, рассуждать, обобщать

Развивать речь, мышление, внимание, память, познавательные способности,

Содействовать воспитанию чувства ответственности, бережливости к природе.

Оборудование: таблички, предметные картинки, набор аромомасел, предметы из древесины, флипчарт.

Орг. момент

Урок сегодня необычный,

Но для вас вполне привычный,

Придётся думать головой,

Вопрос услышать непростой.
Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут волшебные слова:

«Хочу всё знать!»

Прогноз погоды

Какой месяц наступил?

Что знаете о феврале?

В древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень », как бы отсекающий год. Называли его еще « межень » – календарная межа зимы и весны, « снежень » и « лютый » – от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору. И все-таки, пожалуй, самое меткое прозвище февраля – « бокогрей », на солнечной стороне пригревать начинает.

Какие изменения произошли в природе?

Что вас удивило?

4 февраля - Тимофей Полузимник . Ползимы прошло. Тимофеевские морозы. Сшибает рог зиме. Пора не дремать - сохи ладить, телеги поправлять. В этот день пасечники осматривают пчел в омшаниках. Прислушиваются: жужжат пчелы еле слышно - переносят зиму легко; беспокойное гудение говорит о неблагополучии пчелиной семьи.

Какие приметы февраля знаете?

Приметы дня


  • Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная.

  • Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления.

  • Вверх поднимаются по стеклу "снежные растения" - морозу продолжаться, наклонились их побеги - к оттепели.
Актуализация знаний.

Какие группы растений вы знаете? (деревья, травы, кустарники)

Приведите примеры. (Ребусы) Слайды

Какие условия необходимы для жизни растений? (воздух, вода, свет, тепло, питательные вещества)

Растения растут в разнообразной среде. В зависимости от условий произрастания они делятся на водные, влаголюбивые, засухоустойчивые, холодостойкие и теплолюбивые, светолюбивые и теневыносливые.

Проверим, насколько хорошо вы знаете эти растения.


  1. Эти растения имеют широкие сочные листья, хорошо приспособленные для испарения влаги. Корни у них недлинные, разветвлённые в виде пучка тонких корешков.
А) засухоустойчивые

Б) влаголюбивые

В) теневыносливые

2. Для жизни этих растений необходимо тепло. Они совершенно не переносят заморозков.

А) засухоустойчивые

Б) холодостойкие

В) влаголюбивые

Г) теневыносливые

Д) теплолюбивые

Е) светолюбивые

3. Оказавшись на открытых площадках в результате вырубки деревьев, эти растения погибают под прямыми солнечными лучами.

4. Семена этих растений высевают ранней весной, а некоторые сорта – под зиму.

5. Эти растения имеют длинные корни, листья толстые мясистые или в виде мелких чешуек.

6. Эти растения предпочитают расти в хорошо освещённых местах.

7. Соотнесите ярусы леса

1) мхи и травы

2) низкие деревья

3) кустарники

4) высокие деревья

(взаимопроверка)

Работа в парах

Соотнесите растения по группам (Работа в «Дневнике наблюдений») стр.44

Проверка

Целевая установка.

Задумывались ли вы над тем, каким богатством одарила нас природа?

Каждый из нас пользуется этим богатством и порой не задумывается над тем, как он это делает.

Проблемный вопрос: Посмотрите, пожалуйста, на вещи, которые я принесла. Подумайте, что их объединяет?

Сегодня мы поговорим о роли и значении растений в жизни человека.

Знать: где и как человек использует растения

Уметь: устанавливать взаимосвязь растений и человека.

Растения являются первоисточником существования, процветания и продвижения жизни на Земле.

Подумайте, может ли человек обойтись без растений?

Давайте попробуем доказать, что человек не может существовать без растений, они связаны друг с другом и зависят друг от друга.

Что выделяют растения? (кислород)

Какое значение имеет кислород для всех живых организмов? Не зря растения называют «фабрикой кислорода».

КИСЛОРОД

Почему никто из живых организмов, в том числе и человек, не сможет жить без растений?

Растения дают нам пищу. Но ведь мы питаемся и животной пищей, при чём- же тут растения?

Цепь питания: растения – животные человек

Сделайте вывод о том, как человек использует растения.

У меня в руках книга "Лекарственные растения". Как вы думаете, о чем в ней можно прочитать?

Почему многие люди все чаще обращаются к этой книге, а не к таблеткам?

Сделайте вывод, на основе нашего обсуждения, в качестве чего и почему человек использует растения?

ЛЕКАРСТВО

Почему многие населенные пункты получили названия деревня?

Кто из вас видел деревянный дом?

Для чего человек использует лес?

ЖИЛИЩЕ МЕБЕЛЬ ПОСУДА

Какие предметы посуды изготовлены из древесины?

Какие музыкальные инструменты изготавливают из разных пород деревьев? (балалайка, гитара, дудочке, маракасы)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

(красители, топливо, изготовление тканей, косметология, …)

Групповая работа

Вы будете научными сотрудниками лаборатории, которая изучает, как человек использует растения.

1 группа – Растения - источник питания

2 группа - Растения - источник сырья для промышленности

3 группа – Растения – источник сырья для получения лекарственных препаратов. Лекарственные растения.

4 группа – Психологическое и эстетическое воздействие растений на человека.

5 группа - Растения - индикаторы

Цель : Изучить теоретический материал. Выбрать главное. Составить схему. Привести примеры растений, входящих в вашу группу.

Афиширование.

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим,
Думаем и не спешим.

Во время выступления товарищей делаем пометки в таблице.

Растения – являются источником питания для человека. В них содержатся: белки, жиры, углеводы, крахмалы, витамины. Среди растений много пряностей, которые мы используем при приготовлении пищи.

Защита проекта (группа Никиты

Текстильная промышленность

Получение каучука

Парфюмерия и ароматерапия (определить по запаху растение)

Медицина (Сказка про лекарственные растения)

Какие лекарственные растения встретились в сказке? Используют ли эти растения люди?(ромашка, зверобой, медвежье ушко, капуста, львиный зев, подорожник, морошка, черника, земляника, брусника, малина)

Какая ядовитая ягода встретилась? (Волчья ягода)

Все растенья надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Биотопливо

Определение способов положительного влияния человека на состояние растений

Растения очень много дают человеку. А что может человек дать растениям?

Работа по учебнику стр.132

Какие действия должен совершать человек, чтобы наша планета была богата кислородом?

Как человек может оберегать лекарственные растения?

Какие действия должен совершать человек, чтобы сохранить наше богатство - лес?

Как должен человек относиться к растениям - источнику жизни на земле?

Творческая работа в группах

Создания знака «Береги растения!»

1)Нельзя топтать растения.

2) Не рвите цветы.
3)Сажайте деревья, кустарники, травы.
-4)Нельзя рубить деревья.

5)Не ломайте ветки деревьев, не срывайте кору.

Афиширование

- На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
- ) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».
- Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!

Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки
Чтобы кислорода на нашей планете было достаточно, человек должен.......

Обобщение

Постарайтесь доказать, что растения и человек связаны друг с другом и зависят друг от друга.

Растения дают человеку...... Чтобы источник...... не иссяк, человеку необходимо.......

Итог урока

Миллионы лет дикие растения кормили человека, давали дрова для костров, служили материалом при постройке жилищ и изготовлении орудий труда, охоты. Без растений и растительного сырья человек не сможет прожить и в век современной атомной энергетики и электричества. Вся история была и еще долго будет связана с растениями. И чем разнообразнее растительный мир, тем шире и полнее он может служить человеку.

Выводы: 1. Значение растений определяется их ролью в жизни других организмов и в природе в целом. 2. Земля, лишенная растений, превратится в бесплодную, безжизненную пустыню.

Д/з. По группам приготовить газеты о Значении растений для человека

Кроссворд о Лекарственных растениях, по учебнику стр.132-133, пересказ

Оценочный лист


№/п

Использование человеком

Примеры растений

Употребление в пищу

Белки

Углеводы

Витамины

Тонизирующие вещества


Бобовые растения

Рапс, мак, подсолнечник

Сахарная свёкла, сахарный тростник

Пшеница, рис, кукуруза, овёс

Овощи и фрукты

Чайное древо, какао-бобы




Защищают от …

Украшают …

№/п

Использование человеком

Примеры растений

Употребление в пищу

В качестве сырья для промышленности

В качестве лекарственных препаратов

Защищают от …

Украшают …

Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист