Методы коммунизма. Болгария

Коммунизм (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме, организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

Различные определения коммунизма

Фридрих Энгельс в проекте программы Союза коммунистов «Принципы коммунизма» (конец октября 1847 года): «Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. <…> Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.»

Карл Маркс (1844) : «<…> коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.» «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он - решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение».

Словарь Вл. Даля (1881, орфография оригинала): «Комунизмъ, политическое ученіе о равенствѣ состояній, общности владѣній, и о правахъ каждаго на чужое имущество».

Философский словарь (1911): «Коммунизм - учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага.
Всё зло в общественных и государственных отношениях проистекает из неравномерного распределения блага.
Чтобы устранить это зло, коммунизм советует сохранить права собственности лишь за государством, а не за частными лицами. Первым, рекомендовавшим коммунистический идеал, был Платон (ср. его „Политию“)».

Настольная книга для священно-церковно-служителей (1913): «Коммунизм проповедует принудительное общение имуществ, отрицая все виды частной собственности. Распространяя принцип коллективизма, то есть общности, не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведёнными продуктами, или на их потребление, и подчиняя всё это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни. <…> Проповедуемое коммунизмом общение имуществ ведёт к ниспровержению всякого правосудия и к совершенному разрушению благосостояния и порядка семейного и общественного.»

Эррико Малатеста в книге «Краткая система анархизма в 10 беседах» (1917): «Коммунизм есть форма общественной организации, при которой <…> люди соединятся и вступят во взаимное соглашение, имея целью - обеспечить за каждым возможно большее благосостояние. Исходя из принципа, что земля, рудники и все природные силы так же, как накопленные богатства и все, созданное трудом прошедших поколений, принадлежит всем, люди при коммунистическом строе условятся работать сообща с целью производить все необходимое для всех».

В. И. Ленин (декабрь 1919): «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу».

Философский словарь. под ред. И. Т. Фролова (1987): коммунизм есть «общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам; высшая фаза коммунистической формации (полный коммунизм), конечная цель коммунистического движения».

Словарь иностранных слов (1988): «1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности, на средства производства; 2) вторая, высшая фаза коммунистической общественной формации, первой фазой которой является социализм.»

Англоязычный словарь Merriam-Webster (одно из нескольких значений): «тоталитарная система правления, в которой единственная авторитарная партия контролирует находящиеся в государственной собственности средства производства». С 1990-х годов в таком значении термин также используется в русскоязычной литературе России и других стран бывшего СССР.

Социологический словарь Н. Аберкромби, С. Хилла и Б. С. Тернера (2004): «Под коммунизмом понимают скорее не реальную практику, а определенную доктрину. Этим понятием обозначаются общества, в которых отсутствует частная собственность, социальные классы и разделение труда.»

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun - «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

История коммунистических идей

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные.

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII-XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV в. (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI в. (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной - все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах. Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм - основная составляющая «буржуазных революций» XVII-XVIII века, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию гуманизма XVI-XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности, что делало её нацеленной на противодействие прогрессу в области материального производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма - от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В первой половине XIX в. появились труды А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и ряда других социалистов-утопистов. В соответствии с их представлениями, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. Роберт Оуэн не только занимался разработкой теоретической модели социалистического общества, но и на практике осуществил ряд социальных экспериментов по внедрению таких идей в жизнь. В начале 1800-х годов фабричном посёлке Нью-Ленарке (Шотландия), обслуживающем бумагопрядильную фабрику, на которой Оуэн являлся директором, он провёл ряд успешных мероприятий по технической реорганизации производства и обеспечению социальных гарантий рабочим. В 1825 в штате Индиана (США) Оуэн основал трудовую коммуну «Новая гармония», деятельность которой закончилась неудачей.

Ранние социалисты-утописты видели необходимость введения в коммунистическое общество развитого аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том или ином смысле проявляет желание подняться над общим уровнем или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок, и потому коммунистическое государство по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том числе автократии (Т.Кампанелла).

Эти и другие социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. При этом в утопическом обществе допускалось сохранение частной собственности, имущественного неравенства. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х - начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г. В нем они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:
Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:
Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Так возник марксизм. Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Многие из анархистов, современников Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность (Петр Кропоткин называл свою систему «анархо-коммунизмом»), но они отрицали централизацию, которая пропагандируется в марксизме, из-за ограничений свободы личности. В свою очередь, анархо-коммунизм склоняется к индивидуализму в вопросах свободы.

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично ее лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике ее развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нем государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа».
«Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование в результате репрессий, но идеология ее лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом.

Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм».

Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н.С.Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е-1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

«Научный коммунизм»

Понятие, введённое в СССР в 1960-е, которым обозначалась «одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин „научный коммунизм“ („научный социализм“) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.»

Также название учебного предмета в вузах СССР с 1963 года. Был обязательным для студентов всех вузов наряду с «историей КПСС» и «марксистско-ленинской философией» до июня 1990 года.

В рамках научного коммунизма доказывалась необходимость диктатуры пролетариата для достижения коммунизма, хотя идея коммунизма, как общества, основанного на общей собственности, не указывает на политическое устройство такого общества.

Термин «Научный коммунизм» появился в конце XIX века для выделения марксистских коммунистических идей от других. Добавление «научный» возникло потому, что К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали необходимость изменений в общественном устройстве изменениями в способах производства. Они подчёркивали объективный характер исторического движения к коммунизму. Г. В. Плеханов писал, что научный коммунизм не выдумывает новое общество; он изучает тенденции настоящего, чтобы понять их развитие в будущем.

Фридрих Энгельс предсказывал ряд основных черт коммунистического общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает разделение труда, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность - самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами, коренным образом изменится семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят всё сделанное до сих пор».
Понятия, формируемые с использованием термина «коммунизм»

Примитивный коммунизм

Согласно Энгельсу, наиболее древние человеческие сообщества охотников-собирателей, существовавшие до возникновения классов, можно назвать «примитивным коммунизмом». Примитивный, или первобытный, коммунизм характерен для всех народов, находящихся на ранних ступенях развития (т. н. первобытнообщинный строй, по археологической периодизации совпадающий в основном с каменным веком). Для примитивного коммунизма характерно одинаковое отношение всех членов общества к средствам производства, и соответственно единый для всех способ получения доли общественного продукта. Отсутствуют частная собственность, классы и государство.
В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Вещи, производимые каждым человеком для себя самостоятельно, находились в общем доступе - общественной собственности. На ранних этапах не существовало индивидуального брака: групповой брак был не просто главной, а единственной формой регулирования отношений между полами. Развитие орудий труда привело к разделению труда, что стало причиной появления индивидуальной собственности, возникновения некоторого имущественного неравенства между людьми.

Утопический коммунизм

Классическим выражением этого вида коммунизма может служить работа Томаса Мора «Утопия» (1516), в котором рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму. К XVII веку формируются новые, более развитые версии утопического коммунизма, выраженные во взглядах Мелье, Морелли, Бабёфа, Уинстенли. Своего апогея утопический коммунизм достиг в XIX веке в концепциях Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Чернышевского.

Военный коммунизм

Официальное название экономической практики в России во время Гражданской войны на территории Советской России в 1918-1921 гг. Элементы военного коммунизма были введены большинством стран-участниц 1 и 2 мировых войн. Основной целью являлось обеспечение населения промышленных городов и Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все существовавшие прежде экономические механизмы и отношения были разрушены войной. Основными мерами военного коммунизма были: национализация банков и промышленности, введение трудовой повинности, продовольственная диктатура на основе продразвёрстки и введении пайковой системы, монополия на внешнюю торговлю. Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года, когда на X съезде РКП(б) был введен НЭП.

Еврокоммунизм

Еврокоммунизм - условное название политики некоторых коммунистических партий Западной Европы (таких, как французская, итальянская, испанская), критиковавших недостаток политических свобод и отчуждённость партии и властей, по их мнению, существовавших в принявших советскую модель социализма странах. Переход к социализму, по мнению сторонников еврокоммунизма, должен осуществляться «демократическим, многопартийным, парламентским» путём. В своём отказе от диктатуры пролетариата еврокоммунизм был близок социал-демократии (хотя еврокоммунисты и не отождествляли себя с ними). Российских последователей еврокоммунизма, или неавторитарного коммунизма, часто ошибочно называют троцкистами, несмотря на авторитаризм самого Троцкого и отсутствие в идеологии неавторитарных левых каких-либо следов предпочтения именно троцкистской ветви марксизма.

Анархо-коммунизм

Социально-экономическое и политическое учение об установлении безгосударственного общества, основанного на принципах децентрализации, свободы, равенстве и взаимопомощи. Идейные основы анархо-коммунизма были заложены известным учёным и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали повстанческое движение Нестора Махно в ходе Гражданской войны в России, а также действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день анархо-синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922-1923 годов.

Прогнозные даты перехода к коммунистической форме общества

Первомайская демонстрация 2009 года в Северодвинске

В. И. Ленин в 1920 году относил построение коммунизма к 30-м - 40-м годам XX столетия:
Первый Секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв объявил в октябре 1961 года на XXII съезд КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма - «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Полный коммунизм как высшая фаза коммунистической формации

Согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей - которая в марксизме называется социализмом и высшей - так называемого «полного коммунизма». При социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем при других формациях, элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации. Также при социализме существуют личная собственность, существует мелкое частное производство (приусадебные участки) и мелкая частная торговля (рынки). Однако, крупная частная собственность при социализме тоже отсутствует. Поскольку средства производства становятся общей собственностью, слово «коммунизм» применимо уже и к этой фазе.

По Марксу,

На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому - по потребностям» .

Анархо-коммунисты с концепцией двух фаз не согласны и считают, что для наступления полного коммунизма и ликвидации государства не нужна предварительная стадия усиления государства.

Многие авторы не раз отмечали, что потребности человека безграничны, поэтому при любой, даже самой высокой производительности труда требуются механизмы распределения и ограничения, например, деньги. На это марксисты отвечали следующее:
Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. «Узкий горизонт буржуазного права», заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока, не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, - этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности».

С точки зрения буржуазной легко объявить подобное общественное устройство «чистой утопией» и зубоскалить по поводу того, что социалисты обещают каждому право получать от общества, без всякого контроля за трудом отдельного гражданина, любое количество трюфелей, автомобилей, пианино и т.п…
…«обещать», что высшая фаза развития коммунизма наступит, ни одному социалисту в голову не приходило, а предвидение великих социалистов, что она наступит, предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя, способного «зря» - вроде как бурсаки у Помяловского - портить склады общественного богатства и требовать невозможного.

В фантастике

Путь к звёздам прокладывают коммунисты. Почтовый блок СССР 1964

В Советском Союзе коммунистические мотивы в научной фантастике имели первостепенное значение с самого зарождения жанра в стране.

Наше дело - превратить советскую научную фантастику в оружие борьбы за коммунизм и за распространение коммунистических идей во всём мире путём повышения художественности и идейности произведений.

Однако в 1930-1950-е годы это была в основном «фантастика ближнего прицела», описывающая переход к коммунистическому обществу, но не само это общество.

И. А. Ефремов ярко и позитивно описал гуманное коммунистическое общество будущего в своём знаменитом романе «Туманность Андромеды», по которому был снят одноимённый фильм. Развитие представлений этого автора о людях коммунистического будущего дано в повести Сердце Змеи и романе Час Быка.

Своё видение коммунистического будущего давали А. Богданов («Красная звезда»), братья Стругацкие («Мир Полудня»), Г. Мартынов («Гианэя», «Гость из бездны»), Г. Альтов («Опаляющий разум»), В. Савченко («За перевалом»), В. Назаров («Зелёные двери Земли») В.Войнович («Москва 2042 год»).

Описание коммунистического общества в фантастике Запада представлено в сериале «Звёздный путь». Помимо этого, коммунистическое общество будущего описывали Г. Уэллс («Люди как боги», «Машина времени», У. Ле Гуин «Обделённые», Т. Старджон («Искусники планеты Ксанаду»).

доктрина, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, основанного на уничтожении частной собственности и насаждении государственной собственности, ликвидации старой государственной машины, создании новых принципов управления, распределения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОММУНИЗМ

от лат. commи-nis - общий) - 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации.

Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.

Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись как в мифах о «золотом веке» человечества, об утраченном и взыскуемом рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе - как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII - нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856).

Позднее научно обосновать принципы устройства коммунистического общества попытались основатели марксизма. По мнению К. Маркса коммунизм - это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, - писал К. Маркс, - после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).

Система взглядов на общество, получившая название «научный коммунизм», основана на представлении об универсальном характере метода диалектического и исторического материализма, подходящего для объяснения всех феноменов социальной жизни. «Научный коммунизм», одна из «трех составных частей марксизма» (наряду с материалистической философией и политэкономией), с точки зрения его последователей теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.

После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации - социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов.

К. Маркс, Ф. Энгельс и позднее В. Ленин (1870–1924), развивший идеи предшественников о двух фазах коммунистической формации, были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества - по потребностям, а классы исчезнут. Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само.

Еще при жизни создателей «научного коммунизма» их идеи подвергались серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уж об их откровенных противниках. Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие общественной жизни к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность «надстроечных» отношений - не только политическую и социальноклассовую сферы, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.

Критикуя Ф. Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить как с «религиозным дурманом». Эту линию последовательно продолжили русские большевики, когда пришли к власти в 1917 г.

Среди марксистов было немало тех, кто, в отличие от основателя учения, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских государств, Америке, России, заметное улучшение материального положения рабочих, возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными методами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну - все это повсеместно сделало неактуальным лозунг пролетарской революции уже к концу XIX в.

Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине. XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного «врастания» буржуазного государства в социализм и коммунизм.

Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового коммунистического движения, для пролетариата доказывал Э. Бернштейн (1850–1932), позднее - К. Каутский (1854–1938).

В России ярым противником немедленного революционного захвата власти выступал Г. Плеханов (1856–1918). По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат, и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические предпосылки для социализма.

Его оппонентом был В. Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха - наличие сильной организации революционеров, партии «нового типа». От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе «демократического централизма» (на практике - абсолютного подчинения рядовых членов решениям руководства).

С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и форсированное строительство коммунистического общества.

Октябрьская революция 1917 г. в России впервые в мировой истории привела к власти политическую силу, которая на практике стала претворять в жизнь теоретические установки марксизма и строить коммунистическое общество.

Сам Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Но этот коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции.

Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории научного коммунизма.

На протяжении многих десятилетий она оставалась официальной идеологией в этих государствах. Реально же правящие коммунистические партии по примеру большевиков «творчески развили» коммунистическую идеологию применительно к местным условиям, приспособив марксистские лозунги и схемы к потребностям правящих элит. Уже ленинизм радикально отличался от классического марксизма: большевики огромное значение придавали роли субъективного фактора в истории, фактически утверждая примат идеологии над экономикой. И. Сталин отказался от базового для научного коммунизма положения о необходимости победы революции во всемирном масштабе (на чем настаивал Л. Троцкий) и взял курс на фактическое построение государственного капитализма.

Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ - одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.

Со сходных позиций к коммунистическому строительству подходили и в Китае. Кроме того Мао Цзэдун (1893–1976) привнес в теорию коммунистического движения еще более волюнтаристский оттенок. Он придавал огромное значение проведению масштабных пропагандистских кампаний («народные коммуны», «большой скачок», «культурная революция») для мобилизации народа на решение экономических задач. То, что в стране на тот момент не было реальных возможностей для экономического рывка, в расчет не принималось.

В еще большей степени отход от марксизма проявился в КНДР, где теоретическим обоснованием особого пути страны к коммунизму были объявлены идеи корейского диктатора Ким Ир Сена (1912–94) - «чучхе», в основе которых лежит принцип «опоры на собственные силы».

Идеологический волюнтаризм, игнорирование экономических законов в той или иной мере проявлялись во всех странах социалистического лагеря. Характерно, что в большинстве из них (за исключением Чехословакии и Венгрии) капитализм был развит слабо или вовсе отсутствовал. Тогда была сформулирована теория о переходе отсталых стран к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию (например, в отношении Монголии). Единственным условием для возможности такого рывка объявлялась всемерная поддержка со стороны социалистического лагеря и мирового коммунистического движения.

Доктрина «некапиталистического пути развития», поддержка в отсталых государствах «социалистической ориентации» правящих режимов, использующих коммунистическую фразеологию, полностью противоречили марксизму. Не удивительно, что с октября 1917 г. и до начала 1990-х гг., когда рухнул социалистический лагерь, западная социалистическая мысль, включая марксистскую, категорически выступала против теории и практики коммунистического строительства в СССР и в других государствах народной демократии. Советских коммунистов критиковали за то, что вместо постепенного проведения экономических и политических реформ, которые должны привести к демократизации, в СССР был создан тоталитарный строй с подавлением инакомыслия.

В современной России действует несколько коммунистических партий и движений (прежде всего КПРФ). Однако серьезного влияния на политический процесс они уже не оказывают.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вторая мировая война

Операция «Марита» развернулась также на территории Югославии и Греции. После того как немецкая армия завоевала эти страны в апреле 1941, Болгарии в соответствии с предшествующими соглашениями было разрешено ввести свои войска и администрацию в греческую Западную Фракию и югославскую Вардарскую Македонию. Болгарская пропаганда представляла Бориса царем-объединителем, но территориальные приобретения имели тяжелые последствия. После быстрого вывода оттуда значительного контингента немецких войск для военных операций против СССР в Югославии и Греции развернулось мощное движение Сопротивления, и болгарской армии пришлось вести борьбу с партизанами.

После нападения на СССР в июне 1941 Гитлер неоднократно требовал от царя Бориса отправки болгарских войск на Восточный фронт. Однако, опасаясь роста прорусских настроений, царь уклонялся от выполнения этого требования и Болгария фактически не участвовала в войне Германии против СССР. Когда в декабре 1941 Япония развязала войну с США, царь Борис из чувства солидарности уступил германским требованиям, и 13 декабря 1941 Болгария объявила войну США и Великобритании. Царь Борис предоставил в распоряжение немцев экономические ресурсы страны и ввел дискриминационные меры по отношению к немногочисленному еврейскому населению Болгарии, включая выселение евреев из больших городов. Однако он посчитался с общественным мнением, настроенным против выдачи евреев немцам, и ни один болгарский еврей не был депортирован.

Когда Германия стала терпеть военные поражения, царь Борис попытался прервать союз с Германией, но 28 августа 1943 после посещения штаб-квартиры Гитлера, скоропостижно скончался. Регентский совет, состоявший из брата Бориса принца Кирилла, премьер-министра Филова и генерала Николы Михова, с одобрения немцев взял на себя контроль в стране, правя от имени сына Бориса – Симеона, которому тогда исполнилось 6 лет. Филов и новый премьер-министр Добри Божилов стали четко следовать прогерманскому курсу, проводя любой ценой политику «лояльности» по отношению к Германии.

Советские призывы о помощи заставили болгарских коммунистов начать саботаж и партизанскую борьбу в немецком тылу, и постепенно в Болгарии нарастало движение Сопротивления. Оно возглавлялось коммунистами, но включало также представителей других партий – левого крыла аграриев, социалистов, «Звена», Союза офицеров и других противников союза с Германией. В 1942 эти политические группировки по инициативе болгарского коммунистического лидера Георгия Димитрова образовали коалицию Отечественный фронт. Победа Красной Армии под Сталинградом и ее наступление на запад в значительной степени способствовали развитию движения Сопротивления в Болгарии. В 1943 Болгарская рабочая партия (БРП) создала объединенную Народно-освободительную повстанческую армию. В сентябре 1944, когда Красная Армия вышла к границам Болгарии, в движении Сопротивления участвовало ок. 30 тыс. партизан.

Ухудшившееся военное положение и бомбежки Софии союзниками вынудили Божилова уйти в отставку, и 1 июня 1944 был сформирован кабинет во главе с представителем правого крыла аграриев Иваном Багряновым. Новое правительство попыталось умиротворить СССР и внутреннюю оппозицию, а также достичь перемирия с США и Великобританией. 26 августа оно объявило о полном нейтралитете Болгарии и потребовало вывода германских войск из страны. Встретив недоброжелательное отношение со стороны СССР и не добившись положительных результатов на переговорах о перемирии, правительство Багрянова ушло в отставку. Новое правительство, состоявшее из аграриев, демократов и представителей других партий и возглавлявшееся аграрием Константином Муравиевым, пришло к власти 2 сентября. Стремясь получить полный контроль над Болгарией, советское правительство 5 сентября объявило ей войну. Красная армия оккупировала страну, 8–9 сентября коммунисты и сочувствовавшие им совершили государственный переворот и сформировали правительство Отечественного фронта во главе с Кимоном Георгиевым, а 28 октября 1944 в Москве было подписано перемирие.

Коммунистическое движение в Болгарии возникло в 1880-х годах. Первым руководителем этого движения был Димитр Благоев (1856–1924), который заинтересовался марксизмом, будучи студентом Петербургского университета. В 1883 он организовал первый в России марксистский кружок, а в 1885 был выслан из России и вернулся в Болгарию. В 1891 Благоев и другие социалисты создали Болгарскую социал-демократическую партию. Расхождения между революционерами и реформистами в конце концов привели к расколу этой партии. В 1903 Благоев со своими сторонниками сформировал Болгарскую рабочую социал-демократическую партию, известную под названием «Партия тесняков» (т.е. «узких социалистов»), которая стала самой влиятельной марксистской революционной партией на Балканах и верным союзником русских большевиков. Будучи всегда надежной опорой левого крыла Второго Интернационала, она в 1919 стала членом-основателем Третьего (Коммунистического) Интернационала и получила название Болгарская коммунистическая партия (БКП).

После Первой мировой войны эту партию возглавляли Васил Коларов (1877–1950) и Георгий Димитров (1882–1949). В 1922–1924 Коларов был генеральным секретарем Коминтерна, а после неудачного мятежа болгарских коммунистов в сентябре 1923 он, Димитров и другие коммунистические лидеры уехали в СССР, где учредили заграничное бюро БКП. Поредевшая в результате мятежа и объявленная в 1924 вне закона, БКП пережила период борьбы между заграничным бюро и т.н. «левыми сектантами» в самой Болгарии; число ее членов сократилось с 38 тыс. (1922) до 3 тыс. После того как Димитров в 1935 был избран генеральным секретарем Коминтерна, заграничное бюро БКП одержало победу в этой борьбе, и триумвират, возглавляемый Трайчо Костовым (1897–1949), вернулся в Болгарию, чтобы очистить ряды БКП от левых сектантов и создать партию «большевистского типа». Таким образом, когда в 1944 коммунисты пришли к власти, их общепризнанными лидерами стали Димитров и Коларов в Москве и Костов в Болгарии. В сентябре 1944 партия была переименована в Болгарскую рабочую партию (коммунистов) – БРП(к).

Коммунисты заняли ключевые посты министров внутренних дел и юстиции в правительстве Отечественного фронта и вытеснили оттуда всех своих противников. Была организована «народная милиция» под руководством министра внутренних дел, а партизанский лидер Тодор Живков организовал массовые облавы, которые закончились судебными процессами; они проводились специальными «народными трибуналами» над высшими должностными лицами страны военного времени (регентами; членами кабинетов, существовавших до 9 сентября 1944; депутатами Народного собрания военного времени, избранными в 1940) и многими другими. По официальным данным, в 1945 было казнено более 2800 человек и 7000 человек заключено в тюрьмы. Хотя болгарская армия оставалась сначала под руководством военного министра Дамиана Велчева, БРП(к) внедрила в армейские подразделения в качестве политкомиссаров коммунистов – бывших командиров партизанских отрядов. Ключевые посты в армии получили лица, служившие в Красной армии или воевавшие в интернациональных бригадах в Испании в 1936–1939 (в этих бригадах сражалось ок. 400 болгарских коммунистов и сочувствовавших им бойцов). Болгарская армия, подчинявшаяся советскому командованию, участвовала в операциях против отступавших германских войск в Югославии, Венгрии и Австрии.

Жесткий курс БРП(к) в борьбе за власть разрушил коалицию Отечественного фронта. Первым признаком конфликта стала отставка лидера БЗНС Г.М.Димитрова, который эмигрировал в США. В 1945–1946 раскол внутри Отечественного фронта углубился, и лидер БЗНС Никола Петков возглавил «терпимую» оппозицию, включавшую социалистов и представителей других партий. Как правительство, так и оппозиция намеревались ликвидировать монархию и создать республику. После референдума 15 сентября 1946 Болгария была провозглашена «Народной республикой». На выборах 27 октября в Великое народное собрание, которое должно было разработать новую конституцию, оппозиция набрала ок. 30% голосов и получила 99 из 465 мест. БРП(к) получила 277 мест. Правительство, полностью находившееся под ее контролем, было сформировано Георгием Димитровым, который в ноябре 1945 вернулся из СССР.

Коммунисты балканских стран приняли решение о создании Балканской федерации коммунистических стран, чтобы разрешить все балканские проблемы, включая македонскую, а Болгария и Югославия изучали пути создания болгаро-югославского ядра, к которому должны были присоединиться другие балканские страны. Однако настоятельное требование Болгарии о паритете с Югославией, а также югославское предложение о присоединении Болгарии к Югославской федерации в качестве седьмого члена привели в 1944–1945 к срыву переговорного процесса. Переговоры возобновились в августе 1947. Было заключено соглашение о начале процесса объединения – создании таможенного союза, снятии пограничных ограничений и поощрении культурных связей болгарской Македонии и Македонской республики в составе Югославии.

Мирный договор, который вступил в действие 2 октября 1947, признавал границы по состоянию на 1 января 1941, т.е. закрепил присоединение Южной Добруджи к Болгарии, но отвергал ее притязания на греческие и югославские территории, равно как и притязания Греции на болгарские земли. Согласно договору, Болгария должна была выплатить репарации в размере 45 млн. долл. в пользу Греции и 25 млн. долл. – в пользу Югославии.

После выборов и подписания мирного договора Димитров счел возможным приступить к ликвидации оппозиции. Лидер оппозиции Никола Петков был арестован и 23 сентября 1947, несмотря на протесты стран Запада, казнен. Другие руководители оппозиции были брошены в тюрьмы, а все партии, за исключением части БЗНС, пожелавшей сотрудничать с коммунистами, распущены или включены в состав БРП(к). После ликвидации оппозиции Великое народное собрание 4 декабря 1947 приняло т.н. Димитровскую конституцию, и Болгария была реорганизована по советскому образцу.

Вражда, возникшая в 1948 между И.В.Сталиным и И.Б.Тито, имела далеко идущие последствия. Димитров встал на сторону Сталина, что привело к ухудшению болгаро-югославских отношений. Курс на объединение Македонии был приостановлен, а Болгария стала одним из наиболее энергичных участников антититовской кампании, проводившейся Сталиным. В самой Болгарии ужесточились репрессии против македонцев и сторонников союза с Югославией, протестантских и католических общин и школ, а также всех, кто имел контакты со странами Запада. Были организованы процессы над протестантскими священниками, которые признавались виновными в шпионаже в пользу США и заключались в тюрьмы; отношения с Ватиканом были разорваны, а болгарскую православную церковь вынудили снять со своего поста патриаршего экзарха Стефана.

Смерть Димитрова в 1949, в самый разгар конфликта между Сталиным и Тито, спровоцировала кризис в руководстве Болгарской коммунистической партии (БКП – так стала называться БРП(к) с декабря 1948). Вспыхнул давно назревавший конфликт между коммунистами-репатриантами, вернувшимися после 1944 из СССР, и «местными» коммунистами. Главным кандидатом в преемники Димитрова был Трайчо Костов, но он выступал против советской политики экономической эксплуатации страны и Сталин заподозрил в этом действительный или потенциальный «националистический уклон». Сталин поддержал кандидатуру зятя Димитрова – Вылко Червенкова, который большую часть жизни провел в СССР. В 1949 Червенков организовал судебный процесс над Костовым и его сторонниками, обвинив их в сговоре с Тито и американскими дипломатами с целью совершения государственного переворота. Костов был казнен, Червенков возглавил БКП, а в феврале 1950, сразу после смерти Коларова, занял также пост премьер-министра.

Червенков приобрел репутацию болгарского «маленького Сталина». Массовые репрессии против сторонников Костова и Тито привели к исключению из партии 92,5 тыс. членов. Развернулась яростная пропагандистская кампания за изоляцию Болгарии от «тлетворного западного влияния» и борьбу с «вражеским окружением». США и Великобритания изображались как империалистические агрессоры, натравливавшие Югославию, Грецию и Турцию на Болгарию; Югославию называли ренегатом социализма; границы с этими тремя соседними странами были закрыты. В 1950 было объявлено о необходимости депортации из Болгарии 250 тыс. турок, и в 1951–1952 ок. 160 тыс. из них было переселено в Турцию. Чтобы усилить элементы болгарского национализма в этой кампании и заручиться поддержкой Болгарской православной церкви, в 1953 ей был придан статус патриархата, которого она лишилась в 14 в. при захвате страны турками-османами.

После смерти Сталина в 1953 позиции Червенкова в Болгарии стали ослабевать. Предвестником изменений явилась его отставка с поста руководителя БКП в марте 1954. Первым секретарем ЦК БКП стал Тодор Живков. Червенков обнаружил полную неспособность адаптироваться к политике десталинизации, проводившейся в СССР Н.С.Хрущевым, и в апреле 1956 был смещен с поста председателя совета министров НРБ. Новый режим пытался приспособиться к изменившейся ситуации в Москве и применить идеи и политику Хрущева к болгарским реалиям. Вслед за аналогичными процессами в СССР начался процесс либерализации. Так, в 1956 был посмертно реабилитирован Костов.

После периода фракционной борьбы и чисток Живков при поддержке Хрущева одержал победу и в ноябре 1962 стал председателем совета министров и первым секретарем ЦК БКП. После падения Хрущева в 1964 внутрипартийная политика Живкова сводилась к лавированию между «ревизионистами», т.е. проюгославскими элементами, и «догматиками», т.е. сталинистами и прокитайскими элементами. Он пытался создать широкую базу для своей поддержки среди партийных кадров и народа, призывая к умеренности. Однако политика Живкова не была безупречной. Во внешней политике Болгария копировала СССР. Болгария выступила против демократических реформ в Чехословакии и в августе 1968 вместе с СССР, Венгрией, Польшей и ГДР участвовала во вводе ее территорию войск Варшавского Договора.

В 1971 на референдуме получила одобрение новая конституция. Она узаконила экономическое, политическое и идеологическое полновластие коммунистов. В начале 1970-х годов развернулась кампания против прав некоторых национальных меньшинств, в частности болгароязычных мусульман (помаков), цыган и турок. Эта кампания получила идеологическую поддержку на десятом съезде БКП (1971) в виде тезиса о растущей социальной однородности на стадии «развитого социалистического общества». В 1973–1974 помаков вынуждали менять мусульманские фамилии на болгарские. Наступление на права этнических турок привело к постепенному закрытию турецких школ и мечетей; число изданий на турецком языке систематически сокращалось, а атеистическая пропаганда была направлена в первую очередь против ислама. Призыв к болгарскому национализму, который подпитывался также демографическими доводами (болгарские семьи имели одного или двух детей, в то время как турецкие и цыганские – как минимум троих или четверых), проявил себя в 1981, после празднования 1300-летия основания Болгарского государства. Эта кампания достигла апогея в 1984–1985, когда всех турок заставили принять славянско-болгарские имена и фамилии.

После этой кампании, сопровождавшейся репрессиями, коммунистический режим попал в полосу углубляющегося экономического, политического и нравственного кризиса. Ситуация осложнялась международной изоляцией страны, а также внешним долгом, который в 1990 достиг 10 млрд. долл. Реформы, начатые советским лидером М.С.Горбачевым, не были поддержаны Т.Живковым.

Высшие государственные чиновники опасались возможного краха коммунистического режима. Верхушка КПСС раскололась. А. Громыко и М. Горбачев ратовали за обновление социализма, В. Гришин и Г. Романов опасались любых перемен. Победила первая группировка. В результате на апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарём был избран молодой и энергичный Михаил Сергеевич Горбачёв. При К. Черненко Горбачев стал вторым секретарем, вел заседания Политбюро. Горбачёв был непривычно молод для хозяина Кремля, всего 54 года. Выходец со Ставрополья, окончил юридический факультет МГУ и местный сельскохозяйственный институт. Как секретарь ЦК КПСС, М. Горбачев курировал сельское хозяйство, продвигал Продовольственную программу, сулившую изобилие продуктов питания 262 . Приход к власти молодого, энергичного лидера воодушевил не только коммунистов, но и большинство граждан России. Общество охватила надежда на перемены к лучшему.

Участники апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС говорили о необходимости глубоких перемен во всех сферах жизни. Большие надежды возлагались на ускорение социально-экономического развития страны. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик. В сентябре 1985 г. Председателем Совмина был назначен Н. Рыжков. Министром иностранных дел стал Э. Шеварнадзе. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций. В феврале 1986 г. был смещён со своего поста первый секретарь Московского горкома КПСС В. Гришин. На его место назначили секретаря Свердловского горкома КПСС Б. Ельцина. В состав Политбюро вошли соратники Генерального секретаря ЦК: Е. Лигачёв 263 , М. Чебриков 264 , Э. Шеварнадзе 265 . Секретарями ЦК КПСС стали Б. Ельцин и А. Яковлев. Перестановки высших государственных руководителей не сопровождались стабилизацией экономики. Дефицит государственного бюджета в 1985 г. составил 18 млрд. рублей, а за 1986 г. он вырос втрое.

Став Генеральным секретарем ЦК, М. Горбачев разрешил критиковать предыдущих правителей. Четкой программы у него не было, либо генеральный секретарь опасался ее сразу выдвигать 266 . Первые лозунги реформатора выглядели весьма расплывчато: «Перестройка», «Ускорение», «Гласность». «Перестройка» чего, на каких началах? «Ускорение» вызывало ассоциации с большим скачком. Старшее поколение помнило сталинские пятилетки, хрущевскую семилетку. Новый лидер выдвигал грандиозные задачи: до 2000 г. в 2 раза увеличить национальный доход и производительность труда. Каждому гражданину СССР к 2000 г. обещали отдельную квартиру или дом.

Перестройка не изменила экономический курс страны. М. Горбачёв увлёкся созданием районных агропромышленных объединений, развитием коллективного подряда в сельском хозяйстве, попытками контроля качества продукции. В 1986 г. арендные коллективы произвели на одного работающего в два раза больше продукции, но заработок имели такой же, что и остальные предприятия. В мае 1985 г. М. Горбачев и Е. Лигачев инициировали «сухой закон», игнорировав отечественный и зарубежный опыт. Спекуляция спиртным стала массовой. Государство утратило монопольный контроль над производством и реализацией вино водочной продукции. Процветало самогоноварение. Бюджет лишился солидных сумм. В сентябре 1988 г. последовала частичная отмена «сухого закона».

Гораздо больше успехов имела политика М. Горбачева в сфере гласности. Средства массовой информации сыграли решающую роль в её реализации. Зеркалом общественно-политической жизни тех лет стали журналы «Огонёк» возглавляемый В. Коротичем, «Новый мир» С. Залыгина, «Знамя» Г. Бакланова. Существенно увеличили тираж газеты «Аргументы и факты», «Московские новости». Несколько позже в этот процесс включились телевидение и радио. Острые программы, такие как «Взгляд», «До и после полуночи», «Прожектор перестройки» и ряд других, находились в эпицентре общественно-политических настроений, задевали людей за живое. В средства массовой информации тех лет хлынул поток писем. Многие журналисты стали позже известными политиками. Так, отдел «Морали и писем» журнала «Огонёк» в те годы возглавлял В. Юмашев, будущий зять Б. Ельцина и глава его администрации. М. Горбачёв разрешил публикацию ранее запрещенных романов. Книги Рыбакова, Дудинцева, Гроссмана изменили менталитет читающей публики, показали, что коммунизм и гуманизм принципиально несовместимы. С марта 1987 по октябрь 1988 гг. было возвращено в общие фонды библиотек 7930 изданий. Иными словами, сочинения Бухарина, Троцкого и иных оппозиционеров стали доступны рядовым читателям. Раньше для чтения этих книг требовалось специальное разрешение КГБ. Однако в 1988 г. в специальных хранилищах по-прежнему оставались недоступными читателям 462 издания антисоветского характера. В 1989 г. журнал «Новый мир» печатает «Жатву скорби» Р. Конквеста. Оценки коллективизации, данные о жертвах голода 1932/1933 годов воздействуют на общество шокирующие. В том же октябрьском номере «Нового мира» публикуются два знаковых для развенчания социализма произведения – «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицина и «1984» Дж. Оруэлла 267 .

Во времена перестройки критика коммунизма пошла дальше, чем при Н. Хрущёве. В 1989 г. появились первые статьи отечественных публицистов (В. Солоухина, Г. Нилова) в которых была предпринята попытка развенчать В. Ленина. Основатель Советского государства предстал перед участниками перестройки уже не «самым человечным человеком», а кровавым тираном, принципиальным противником гуманизма не обременённым уважением к русскому народу и его культуре.

Гласность М. Горбачёва не была подкреплена рациональной экономической политикой. Углубление критики коммунистического режима протекало на фоне пустых полок продовольственных магазинов. В этих условиях политика перестройки начала восприниматься как лживая. Возникли довольно сильные ностальгические настроения по прошлой, стабильной жизни. Многие люди вновь прониклись уважением к коммунистам, стали горячо защищать Ленина.

М. Горбачев пытался обновить КПСС, возродить массовую партию. На 27 съезде КПСС (1986 г.) делегаты дружно осуждали «застой», прежнее руководство. Слегка поправили программу и устав КПСС, оставив в неприкосновенности основные марксистско-ленинские догматы. М. Горбачев извлек из прошлого «три урока»: 1) урок правды, 2) решительности, 3) поддержки масс. Схоластика высшего должностного лица свидетельствовала об отсутствии реальной программы выхода из кризиса, о боязни серьезных реформ.

Каждый год перестройки добавлял разочарования людям. В 1987 г. исполнилось 70 лет Октябрьской революции (коммунистическому перевороту). Гласность помогла распространению антикоммунистических идей. Многим стало ясно, что 70 лет двигались в «тупик». Открыто объявить эту оппозицию либеральной и антикоммунистической государственные средства массовой информации не решились. Пресса стала называть оппозиционеров «межрегиональной депутатской группой». Тем самым отрицалась её идеологическая направленность, и делался акцент на объединении депутатов различных регионов. Оппозиция предлагала равенство всех форм собственности, рыночную экономику, деполитизацию армии и государства, сокращение военных расходов, выделение земли фермерам. Либеральную оппозицию возглавили талантливые учёные и публицисты А. Сахаров 268 , Г. Попов, Ю. Афанасьев и другие. Произошло возрождение российского либерализма, уничтоженного В. Лениным. Глава Московской партийной организации Б. Ельцин примкнул к либералам. Е. Лигачев и М. Горбачев выступили с критикой Б. Ельцина. Критика Бориса Николаевича только прибавила ему популярности. Рейтинг Б. Ельцина как человека опального, гонимого, многократно возрос, особенно после публикации книги «Исповедь на заданную тему». Неудивительно, книга разоблачала привилегии ненавистной народу номенклатуры. В результате бывший секретарь ЦК КПСС, кандидат в члены Политбюро Б. Ельцин стал восприниматься общественным сознанием как последовательный демократ и либерал.

19 партийная конференция (июнь 1988 г.) продемонстрировала стремление команды М. С. Горбачёва много и громко говорить о прошлых недостатках, о необходимости нового мышления и радикальных реформ. Показательно, что Генеральный секретарь ЦК КПСС избегал термина «кризис», а пользовался другим, более мягки понятием – «механизм торможения» 269 . М. Горбачёв так и не пояснил делегатам, почему началось это пресловутое торможение. Он лишь указал, что «торможение» проявилось уже в тридцатые годы.

Просчётами М. Горбачёва умело воспользовался Б. Ельцин. Будучи самым молодым в Политбюро, он обвинил всё старое руководство в «застое». В итоге Б. Ельцин предлагал вывести виновных стариков из Политбюро и тем самым открыть ему дорогу к верховной власти.

Воспользовавшись гласностью, демократическая интеллигенция углубила критику советской системы, выступила за более радикальные преобразования 270 . Например, известный социолог Т. Заславская отмечала, что перестройка идёт с трудом. Министерства стремились удержать в своих руках всю полноту власти над предприятиями. Верховный Совет расценивался населением не как реальный институт власти, а декоративный. Важнейшие решения принимало Политбюро ЦК КПСС. Академик А. Сахаров резко выступил против бюрократии: «Бюрократия далеко не бескорыстна. Прикрываясь демагогической фразеологией, она попирает социальную справедливость во всех сферах материальной жизни – таких как проблема жилья, качество здравоохранения (большая часть населения, в частности, лишена возможности приобретения современных лекарств) качественного образования. Зарплата значительной части трудящихся искусственно занижена... Одновременно существуют элитные группы населения, обладающие огромными социально несправедливыми привилегиями» 271 .

По оценке А. Сахарова, сельское хозяйство страны находилось в состоянии перманентного кризиса, в результате – низкое качество питания населения, скудность ассортимента продовольственных магазинов, необходимость закупок зерна и других продуктов сельского хозяйства за границей. По мнению публициста Л. Баткина, из-за низкой продолжительности жизни, из-за высокой детской смертности, из-за аварий, травматизма, неочищенных стоков, производства никому не нужных товаров, варварского расхода электроэнергии, металла, древесины, из-за того, что мы не умеем работать, учить, хранить, – «может быть тихо и почти незаметно каждый месяц у нас взрывается по Чернобылю? Или каждую неделю?» 272

Ропот населения вынуждал Горбачева что-то делать. Команда Генерального секретаря ЦК КПСС решила возродить ленинскую идею Советов. На 19 партийной конференции, вопреки историческим фактам, главный коммунист страны восхвалял социалистическую демократию. В 1988 г. вернулись к лозунгу 1917 г. «Вся власть Советам!». Эйфория избирательной кампании подпитывалась иллюзией огромных, якобы, не реализованных возможностей советской системы. В сознании многих людей, воспитанных коммунистической пропагандой, сохранялось убеждение, что партийные бюрократы не позволяли советам грамотно руководить страной. Избрали съезд народных депутатов в составе 2250 человек. Треть депутатов вообще не избиралась, а назначалась от общественных организаций. Например, 100 человек от партии коммунистов были назначены ЦК КПСС. Все средства массовой информации работали на коммунистов.

В мае-июне 1989 г. открылся первый Съезд народных депутатов СССР. Большинство депутатов были коммунистами. Для повседневного руководства государственными делами съезд избрал Верховный Совет, который оказался также весьма консервативным. Съезд избрал М. Горбачева Председателем Верховного Совета СССР. На IСъезде народных депутатов первый секретарь Черкасского горкома комсомола Украины, депутат от ВЛКСМ Сергей Червонопиский подверг резкой критике А. Сахарова якобы за оскорбление армии. Выдающийся учёный пытался оправдываться перед человеком, потерявшим обе ноги в Афганистане. А. Сахаров напомнил делегатам съезда, что он выступал против ввода войск в Афганистан. Тем не менее, делегаты оскорбительными выкриками и свистом согнали А. Сахарова с трибуны. Учительница Казакова из Ташкентской области говорила: «Товарищ академик! Вы своим одним поступком перечеркнули всю свою деятельность. Вы принесли оскорбление всей нашей армии, всему народу, всем павшим, которые отдали свою жизнь. И я высказываю всеобщее презрение вам» 273 .

Опыт работы IСъезда народных депутатов убедил А. Сахарова в необходимости изменения основного закона страны. Академик разработал новый проект конституции. М. Горбачёв и Б. Ельцин не поддержали проект А. Сахарова и не вынесли его на обсуждение очередного съезда Советов. В конце 1989 г. была существенно повышена зарплата работникам партийного аппарата. Партийные функционеры стали создавать банки, фирмы, прибирать к своим рукам партийные и государственные деньги. В мае 1990 г. на Съезде народных депутатов РСФСР Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Ельцин.

Нехватка продовольствия и товаров широкого потребления убедили государственных руководителей в необходимости развития рыночных отношений. IСъезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. Планировалось сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. 28 съезд КПСС (июнь 1990 г.) поддержал курс на развитие рыночной экономики. Съезд принял программное заявление «к гуманному демократическому социализму». Ещё в 1968 г. документ с аналогичным названием приняли коммунисты Чехословакии. После этого последовало вооружённое вмешательство СССР в дела чехов. Двадцать лет спустя, лидеры КПСС, подстраиваясь под настроения рядовых коммунистов, сами заговорили о гуманном социализме. Однако их понимание проблемы было намного уже, чем у чехов. Заявление 28 съезда КПСС содержало самые общие фразы об обновлении ленинской партии, которые существенно уступали даже предложениям Н. Хрущёва 1956-1961 гг. Коммунистические лидеры не желали делиться властью с кем-либо. В решении высшего форума КПСС записано: «Съезд не считает правильным лишать коммунистов в армии, КГБ, МВД прав на членство в партии…» 274 . На 28 съезде Б. Ельцин заявил о выходе из КПСС. Он предлагал преобразовать КПСС в партию демократического социализма и национализировать её имущество.

15 марта 1990 г. третий съезд народных депутатов избрал М. Горбачева президентом СССР. Президент страны оставался Генеральным секретарём Коммунистической партии. Верховный Совет проводил решения, одобренные ЦК КПСС. Вскоре стала оформляться структура президентской власти. Одним из её звеньев стал Президентский совет, преобразованный затем в Совет Федерации, а потом в Государственный совет. Переход к президентской системе власти в СССР означал свёртывание и ликвидацию советской власти.

Распад КПСС стал первым шагом на пути создания многопартийной системы. Начиная с 1990 г. переход к многопартийности стал вопросом, требовавшим незамедлительного решения. IIIСъезд народных депутатов СССР изменил редакцию статьи 6 Конституции СССР 1977 г., изъяв из неё положение о КПСС как руководящей и направляющей силе советского общества и ядре политической системы. Тем не менее, коммунистическая диктатура продолжала править от имени Советов. Народные депутаты превратились в помощников чиновников. Новая диктатура блокировала действия антикоммунистической оппозиции в Москве и Петербурге. Например, М. Горбачев дозволял мэру Москвы Г. Попову продавать частникам мелкие ларьки, но запрещал выставлять на торги крупные универмаги.

Вне зависимости от политических реформ, экономическое положение россиян ухудшалось. Задержки заработной платы, высокий уровень инфляции, дороговизна, – всё это подрывало доверие людей к реформам. Сокращение сельскохозяйственного производства негативно сказалось на продовольственном снабжении городов. Показатели прироста промышленного производства продолжали снижаться и достигли нулевого уровня в 1989 г. В декабре 1990 г. глава правительства Н. Рыжков констатировал обвал экономики и подал в отставку. Очередной глава правительства В. Павлов решился в 1991 г. на обмен денег и повышение цен. Уровень инфляции резко подскочил вверх. Если в начале 1991 г. за один американский доллар давали 10 рублей, то в конце – 110 рублей. В 1990 г. в Москве открылся первый ресторан «Макдональс». Закон от 6 марта 1990 г. разрешил россиянам владеть несколькими квартирами.

В конце 1991 г. в связи с распадом КПСС и СССР М. Горбачёв утратил власть и окончательно покинул Кремль. Политика перестройки завершилась. Провалилась очередная попытка обновить КПСС и социализм. В благих начинаниях М. Горбачёва разочаровалось большинство социальных групп. Высшее руководство взяло курс на приватизацию государственной собственности и установление авторитарной власти, апеллирующей к национальному патриотизму. Их активно поддержали военные. Тысячи рабочих и служащих превратились в «челноков». Многие пенсионеры и так называемые «бюджетники» сплотились под знамёна нового коммунистического вождя Г. Зюганова и стали называть перестройку «предательством». Молодёжь получила долгожданную свободу от всякого воспитания и несколько развлекательных каналов на телевидении. Интеллигенция разуверилась в возможности улучшить своё материальное положение. В начале 1990-х годов большинство населения России связывало свои надежды уже не с попытками совершенствования социализма, а с рыночной экономикой. Россияне развернулись на 180 градусов и устремились за новой путеводной звездой.

14Окт

Что такое Коммунизм

Коммунизм – это утопическая философская идея об идеальном экономическом и общественном обустройстве государства, где процветает равенство и справедливость. На практике, данная идея оказалась нежизнеспособной и нереализуемой в силу множества причин.

Что такое Коммунизм простыми словами – кратко.

Простыми словами, коммунизм – это идея создания общества, в котором люди будут обеспечены всем необходимым, независимо от их возможностей. В идеале при коммунистическом строе, не должно было быть бедного и богатого класса, а все ресурсы страны должны равномерно распределятся между всеми гражданами поровну. В данной схеме, отсутствует частная собственность как таковая, а все люди трудятся для создания общего блага. Естественно, что данная идеология относится к разряду утопических в силу природы самого человека.

Суть коммунизма.

Прежде чем начать разбираться в сути коммунизма, следует понять тот факт, что изначальная идея и ее практическая реализация, это совершенно разные вещи. Если саму идею в принципе можно назвать вполне и идеалистической, то способ ее воплощения, таким явно не назовешь. Таким образом, данный дорогостоящий и масштабный социальный эксперимент по постройке идеального общества заключался в полной реформации власти и укрепления роли государства. В реализацию плана включались такие пункты как:

  • Отмена частной собственности;
  • Отмена прав наследования;
  • Конфискация собственности;
  • Тяжелый прогрессивный подоходный налог;
  • Создание единственного государственного банка;
  • Правительственная собственность на связь и транспорт;
  • Правительственная собственность на заводы и сельское хозяйство;
  • Государственный контроль труда;
  • Корпоративные фермы (колхозы) и региональное планирование;
  • Государственный контроль образования.

Как видно из данного далеко не полного списка реформ, гражданское общество было ограничено во многих правах, а государство взяло под контроль практически все аспекты человеческой жизни. Из этого можно сделать вывод, что несмотря на заявленные высокие идеалы, суть коммунизма заключалась в превращении граждан в безвольное население под контролем у государства.

Кто придумал коммунизм. Зарождение теории коммунизма и основных принципов.

Карл Маркс, прусский социолог, философ, экономист и журналист, считается отцом коммунизма. В сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом, Маркс опубликовал несколько работ, в том числе и самую известную под названием — «Коммунистический » (1848 год). Согласно Марксу, утопическое общество будет достигнуто только тогда, когда, будет существовать единое «без-гражданское» и бесклассовое общество. Он даже описал три этапа действий для достижения такого состояния.

  • Во-первых, необходима революция для свержения существующего режима и полного искоренения старой системы.
  • Во-вторых, диктатор должен прийти к власти и действовать как единый орган по всем вопросам, включая личные дела общественности. Тогда диктатор будет отвечать за то, чтобы заставить всех следовать идеалам коммунизма, а также гарантировать, что собственность или имущество не находятся в частной собственности.
  • Последним этапом было бы достижение утопического государства (хотя этот этап так и не был достигнут). В результате чего, было бы достигнуто высшее равенство, и все охотно делились бы своим богатством и благами с другими в обществе.

По мнению Маркса, в идеальном коммунистическом обществе банковская система будет централизована, правительство будет контролировать образование и труд. Все инфраструктурные объекты, сельскохозяйственные средства и отрасли будут находиться в государственной собственности. Права частной собственности и права наследования будут отменены, и на всех будут взиматься большие налоги на прибыль.

Роль Ленина в построении коммунизма и Военный коммунизм.

В то время, когда многие страны мира смещались к демократии, Россия все еще была монархией, где царь владел всей полнотой власти. Кроме того, Первая мировая война привела к большим экономическим потерям для страны и народа. Таким образом, царь, который продолжал жить в роскоши, стал крайне непопулярным персонажем среди простых людей.

Вся эта напряженность и хаос привели к Февральской революции 19 февраля, когда рабочие закрытой фабрики и солдаты в мятеже вместе подняли лозунги против несправедливого режима. Революция распространилась как лесной пожар и заставила царя отречься от престола. Быстро сформированное Временное правительство России теперь заменило монарха.

Воспользовавшись хаосом, сложившимся в России, Владимир Ленин с помощью Льва Троцкого сформировал большевицкую прокоммунистическую «партию». Поскольку Временное правительство России продолжало поддерживать военные усилия во время Первой мировой войны, оно также стало непопулярным среди масс. Это вызвало большевистскую революцию, которая помогла Ленину свергнуть правительство и захватить Зимний дворец. Между 1917-м и 1920-м годами Ленин инициировал «военный коммунизм» для обеспечения своих политических целей.

Экстремальные меры были использованы для установления коммунизма в России, что положило начало гражданской войне (1918-1922). После чего был создан СССР, в который вошли Россия и 15 соседних стран.

Коммунистические лидеры и их политика.

Чтобы установить коммунизм в СССР лидеры не гнушались абсолютно никаких методов. Инструменты, используемые Лениным для достижения своих целей, включали в себя рукотворный голод, рабские трудовые лагеря и казнь хулителей власти во время Красного террора. Голодоморы были спровоцированы путем принуждения крестьян продавать свои урожаи без прибыли, что в свою очередь сказалось на сельском хозяйстве. Рабские трудовые лагеря были местами для наказания тех, кто не соглашался с властью Ленина. Миллионы людей погибли в таких лагерях. Во время Красного террора голоса ни в чем не повинных гражданских лиц, военнопленных Белой армии и сторонников царизма были заглушены массовыми убийствами. По сути это был собственного народа.

После смерти Ленина в 1924 году его преемник Иосиф Сталин, следовал политике установленной Лениным, но также сделал шаг вперед, обеспечив казнь товарищей-коммунистов, которые не поддержали его на 100%. росла. После окончания Второй мировой войны, начался период холодной войны, когда демократическое общество всеми силами противостояло распространению коммунизма в мире. Гонка вооружений и цены на энергоносители сильно пошатнули несовершенную плановую экономику СССР что сильно отразилось на жизни населения.

Таким образом, когда в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев, он принял новые принципы, чтобы омолодить советскую экономику и снизить напряженность в отношениях с США. Холодная война закончилась, и коммунистические правительства в приграничных странах России начали терпеть неудачу из-за более мягкой политики Горбачева. Наконец, в 1991 году, во время президентства Бориса Ельцина, Советский Союз формально распался на Россию и несколько независимых стран. Именно так и закончилась самая значительная эпоха коммунизма в мире, не учитывая несколько современных стран живущих в подобном строе.

Результаты коммунизма.

О результатах коммунизма довольно сложно рассуждать если подходить с точки зрения восприятия его гражданами «совка». Для кого-то, это были времена ада на земле, а кто-то вспоминает совок как что-то хорошее и теплое. Скорее всего, расхождения во мнениях в большинстве своем вызваны разными факторами: класс, политические предпочтения, экономическое положение, воспоминания о молодости и здоровье и тому подобные вещи. Тем не менее, в сухом остатке мы можем положиться только на язык цифр. Коммунистический режим был несостоятельным в экономическом плане. Помимо этого, он принес миллионы убитых и репрессированных. В некотором роде, построение коммунизма можно назвать самым дорогостоящим и кровавым социальным экспериментом на земле, который больше не должен повторятся.

Категории: , / / от