Способы кракелюра. Кракелюрный лак

Кракле – техника искусственного состаривания, основанная на создании трещин в красочном слое. Ее широко применяют как самостоятельно, так и в сочетании с декупажем или другими техниками

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр считается более простым в исполнении. Двухшаговый кракелюр более привередлив, но и более красив, к тому же не перекрывает первичное изображение или фон, что позволяет использовать его как на золоте, так и на нанесенном изображении.


Кракелюрный лак производства компании «ТАИР» основан на качественном импортом гуммиарабике (обладает очень высоким поверхностным натяжением). Вы можете использовать его как одношаговый, так и как двухшаговый в паре с шеллачным спиртовым лаком.

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Например, стекло, или металл.


Ход работы:

1. На поверхность наносим слой краски, который будет виден через будущие трещины. Это может быть любой цвет, например, очень красиво смотрятся металлические оттенки, золото, серебро, бронза и другие металлики. Если вашей задумкой является показать цвет основы, то ее можно оставить без покрытия. Как, например, при работе со стеклом.




2. После того, как первый слой краски высох, на него довольно густым слоем наносится кракелюрный лак. Оставить минут на сорок, до почти полного высыхания. Можно немного ускорить его высыхание феном. Лак должен выглядеть сухим, но на отлип рукой быть чуть влажным.



3. Для второго слоя подходят акриловые краски, такие серии как «Акрил-Арт» , «Акрил-Хобби» , «Акрил-Хобби Де Люкс» или краску для росписи . Перед нанесением краску следует разводить водой. Чем жиже краска, тем больше будут трещины. Если трещины нужны небольшие, то краску рекомендуется разводить разбавителем акриловых красок или акриловым лаком. Густую краску будет очень сложно нанести за один раз. Готовую краску лучше всего наносить широкой синтетической кистью. Направление трещин будет совпадать с направлением движения кисти.

Самое важное: по одном месту можно проводить кистью только один раз. Иначе лак может начать «скатываться».


4. Высыхание второго слоя можно немного ускорить феном. Верхний слой краски довольно быстро начинает растрескиваться. После высыхания, через сутки, красочный слой необходимо закрепить. Закрепить можно шеллачным, акриловым, или акрил-фисташковым лаком.

одношагового :


Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин, растрескавшийся лак, на поверхности любого изображения (например поверх декупажа или росписи) или однотонного покрытия любого оттенка.



Ход работы:

1. Для создания двухшагового кракелюра первый слой наноситсяшеллачным лаком (классический принцип создания двухшагового кракелюра: шеллак + состав на основе гуммиарабика, кракелюрный лак). Можно использовать как осветленный, так и не осветленный. Не осветленный лак придаст изделию легкий оттенок патинирования.

Шеллачный лак наносится в 2-3 слоя с полной просушкой каждого слоя. Спиртовой лак быстро сохнет, о т 15 до 30 минут. Зависит от влажности воздуха.


2. После полного высыхания на шеллачного лака на него наносится слой кракелюрного лака. Основным критерием, который влияет на скорость создания трещин, будет влажность воздуха, а не температура. В теплом сухом помещении процесс будет проходить интенсивнее. При двушаговом кракелюре процесс лучше не ускорять с помощью фена, а положить изделие рядом с радиатором, на солнце, или в теплом и сухом месте.


3. После того, как на поверхности появились заметные трещины, они затираются. Для этого используется художественная масляная краска, тертая пастель, тени для век или битумный лак. Этот процесс лучше всего производить губкой или натуральной тканью.


4. После высыхания следует закрепить шеллачным лаком. Таким образом, получается, что расход кракелюрного лака по отношению к шеллачному будет 1:3.



Такой техникой легко придать налет благородной старины практически любой и стилистически разнообразить свои работы.

Схема применения кракелюрного лака в качестве двухшагового :


Видео-урок, описывающий создание одношагового и двухшагового кракелюра:

Еще одним видом декоративного приема состаривания поверхностей при помощи природных материалов - яичная скорлупа. Ее можно использовать для декорирования предметов с эффектом кракелюра.

Для этого нужно собрать и подготовить яичную скорлупу для работы. Скорлупу от куриного яйца промыть щеткой с моющим средством в теплой воде. Затем очистить скорлупу от внутренней пленки и высушить.


После того, как яичная скорлупа высохла, наклеивать ее следует на предварительно загрунтованную поверхность изделия. Для этого обильно промазываю место нанесения клеем ПВА или акриловым лаком. А после части скорлупы выкладываются на небольшом расстоянии друг от друга.
Крупный кусок скорлупы, можно придавить пальцем и он раскололся на несколько мелких кусочков, которые затем удобно раздвинуть зубочисткой или бамбуковой шпажкой.

После того, как вся поверхность заполнена кусочками скорлупы, оставляем на просушку. Далее следует покраска задекорированной поверхности изделия акриловой краской. При желании можно затереть промежутки между наклеенными кусочками яичной скорлупы масляной краской или пастелью, как в технике двухфазного кракелюра.

Декоративное средство для создания трещинок, придающих изделию «старинный» вид. Фацетный лак хорошо держится на всех впитывающих поверхностях, таких как дерево, керамика, картон. Стеклянные и пластиковые поверхности должны быть предварительно обработаны грунтом или глянцевым лаком.


Фацетный лак достаточно густой (как паста) наносится на поверхности с помощью шпателя, моделирующего ножа, мастихина, жесткой кисти или спонжа. Слой лака должен быть, как минимум 2 мм. Распределяем по поверхности равномерно. От толщины нанесенного слоя зависит размер трещин. Время высыхания зависти от поверхности и толщины слоя, период составляет около 24 часов.


4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Двухкомпонентная система кракелюрных лаков для создания на поверхности микротрещин. В результате получается эффект тонкой паутинки.

Шаг 1: нанести на подготовленную или задекорированную поверхность специальный прозрачный грунт, дождаться его полного высыхания.

Шаг 2: нанести кракелюрный состав. Глубина, толщина и направление трещин зависят от направления движений кистью и толщины наносимого слоя лака. После высыхания трещины можно подчеркнуть античной пастой, пигментом, жидкой патиной, масляными красками. Образованные трещины в размере от 1 мм. Лаки для микрокракелюра не имеют цвета. Оттенок декорируемой поверхности не меняется, а лишь приобретает эффект состарившейся и потрескавшейся поверхности.


Также подходит для заранее задекорированных предметов и поверхностей с любым рисунком и нанесением, для стекла. После высыхания становится водостойким. Работу рекомендуем покрыть финишным отделочным лаком.

5. Краска-кракелюр

Простая в применении одношаговая краска создает эффект кракелюра при высыхании. Заколерована. Наносится кистью на поверхность изделия и через некоторое время краска растрескивается, образуя красивую сетку из трещин.

Каждая мастерица, освоив азы декупажа стремится к более сложному, мечтает о спецэффектах...Первым на пути каждой из нас встречается коварный мачо по имени "Кракелюр"- парень капризный и избирательный - то ему влажность воздуха не та, то поверхность подкачала, то лак, то краска.... Я буду писать только о собственном печальном и счастливом опыте, только о тех, кто лично встретился на моем пути.

Итак, серия 1: СЭР ОДНОШАГОВЫЙ.

Сначала общие принципы работы: наносится между двух слоев контрастных красок, рисунок зависит от того, чем нанесли - губкой или кистью (см. фото).

Обязательно надо учитывать, что:

  • - при наложении верхней краски нельзя дважды проходить по одному месту (трещинки появляются очень быстро и краска может их "забить" ;
  • - Верхний слой краски должен быть ТОЛЬКО матовый (не глянцевый и не блестящий /металлик) - тогда трещинок не будет.

От толщины слоя кракелюра зависит величина трещин: чем толще слой- тем крупнее трещины. Последовательность работы: краска - кракелюр - краска. При обратном декупаже: кракелюр - краска - краска.

1. Krakelee Medium от Marabu. Достаточно неприхотлив, трещинки появляются всегда.

Слой краски, сушим, кракелюр сушим до "отлипа" - не растекается и отлипает от пальца, но тыкать часто для проверки не нужно - останутся следы, контрастный слой краски. Сверху после полного высыхания можно покрывать любым лаком.

2. Кракелюрный лак № 742 (артикул № 5920742) Medium, выпускается в серии материалов IDEA. На водной основе.

Чем хорош: без какой-либо грунтовки наносится на любую поверхность (холст, бумага, картон, дерево, штукатурка, гипс, камень, ткань, пластик, керамика,металл/исключая оцинкованное железо

Лак наносится непосредственно на декорируемую поверхность (без первого слоя краски), т.е. цвет образовавщихся трещин - это цвет декорируемой поверхности.

Наносить не слишком толстым слоем и тоже сушить до "отлипа"

3. В этой же серии лак № 743 - баночка такая же, но с другим номером. Красим, сушим, наносим плоской кистью равномерным слоем лак, через 30 минут наносим слой контрастной краски.

4. Crackle Medium от фирмы Folk Art Plaid 695. Капризный. Очень внимательно нужно следить за сушкой. Второй слой краски наносится когда будут отсутствовать лужицы (мокрые следы). Трещины идут сразу же.

Главное не пересушить. Но поймать этот момент достаточно трудно: Пересохнет - трещин нет, не досох - кисть тянет за собой лак.

5. Лак Creal Crackle Голландия. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ: можно получать трещинки образца "одношаговые" и "двухшаговые" в зависимости от применения. Состоит из двух компонентов (1 и 2).

Для одношагового: краска, шаг 1 наносим тонким слоем, ждем когда высохнет (мин. 30-40), наносим контрастный слой краски, снова дать изделию подсохнуть: здесь ГЛАВНОЕ НЕ ПЕРЕСУШИТЬ!. Далее перпендикулярно первому шагу наносим шаг 2.

Можно ускорить высыхание лака феном. Пользоваться этим лаком НЕ СЛОЖНО, трещинки получаются четкие, подходит для новичков.

6. Лак кракелюрный "Cracking Varnish" фирмы DECOLA. производство С.-Петербург. Очень хороший. На водной основе, используется на различных поверхностях (холст, картон, стекло, дерево, кожа). Изделие выдерживается до полного высыхания первого слоя краски - не менее 1 часа. Лак наносить в одном направлении кистью или спонжем

Контрастный слой краски наносить через 2 часа. Этот лак боится, когда его покрывают сверху лаком на водной основе (как и Обнинский) - дает желтизну и комочки. С алкидными лаками проблем не возникает.

7. Лак кракелюрный "Cracking Varnish" фирмы Таир. Все характеристики, такие же, как и у предыдущего лака. 2-ой слой краски тоже наносят через 2 часа, для ускорения процесса второй слой краски можно просушить феном

8. Кракелюрный лак фирмы "ANTIK -technic" По своим характеристикам и поведению похож на 1. Движение кисти определяет направление трещин. Сушим до "без мокрых пятен".

Теперь из народного творчества "кракелюр подручными средствами".

9. Про ПВА писала и замечательно показывала Любовь Самошенкова , но я хочу показать способ второй.

Краска - сушим. Для второго слоя краски смешиваем в одинаковых пропорциях клей ПВА и акриловую краску (50х50).

Наносим кистью на предмет, чуть-чуть подсушиваем естественным способом (мин 10-15), затем досушиваем феном.

10. Яичный белок. Также многое знают. Наносим первый слой, хорошо просушиваем, если поверхность пористая (дерево, например), наносим лак, чтобы белок не впитывался, сушим. Далее густым слоем в хаотичном порядке наносим яичный белок и сушим естественным способом до полного высыхания.

Фен не применять! Далее - контрастный слой краски, кисть держать "лежа", наносить очень аккуратно, чтобы один мазок не заходил на другой. Сохнет естественным способом. У меня этот способ получается всегда, но целесообразности его использования я не вижу.

11. Гель для стирки. Вычитала в интернете и не поленилась применить. Результат ниже. Гель чем концентрированнее, тем лучше, наносим плоской кистью довольно густо. Поверх - СИЛЬНО разведенную краску (на не высушенный гель) кисточкой "лежа", сушим.

Сохнет ОЧЕНЬ долго, фен улучшения не дает. У меня ЭТО сохло сутки.

12. А это - столовый 9% уксус. Результат, как пересушенный кракелюрный лак, нанесенный губкой. Но раз в интернете писали... На хорошо просушенный первый слой краски нанести второй и подсушить (но не до конца). В уксусе пропитать губку и аккуратно прикладывая прочмокать. Краска, расползается. Но, на мой взгляд, кракелюром ЭТО можно назвать с большой натяжкой - эффект свернувшегося молока - сеточка тончайшая - практически отпечаток рисунка губки.

Конец первой серии. Продолжение следует. В следующих сериях смотрите: двушаговый коварный и прекрасный, способы затирки и др.

Всем, кто досмотрел до конца - привет. Очень надеюсь, кому-то будет полезным!

На картинах очень часто можно увидеть сеточку мелких трещин. Это называется кракелюр.

Но откуда он берётся?

Многие думают, что кракелюр это неотъемлемый атрибут живописи, особенно старинной. На самом деле это не так. Растрескивание красочного слоя может произойти по разным причинам, но в целом они объясняются неправильной технологией: непросохшие слои краски, недопустимые смешения пигментов, несоответствующее связующее и мн. др. Кракелюр даже имеет определённые разновидности: трещины могу быть глубокими или поверхностными, широкими или тончайшими как волос, распространяться по всей плоскости картины или локально. При строжайшем соблюдении технологических условий кракелюра можно избежать.


Соответственно, растрескиванию подвержена живопись любого возраста, и современная даже в большей степени, поскольку утрачены традиции трепетного отношения художника к технологическому процессу.


Иногда кракелюр делают намеренно, что придает живописи своеобразный эффект "старины". Но искусственный кракелюр отличается от натурального. Так в некоторых случаях специалисты отличают подделку.


Кракелюр (фр. craquelure) - трещинка красочного слоя или лака в произведении живописи.

Кракелюрные поверхности бывают двух видов:

1. Нитяные (лаковые, спайдер-кракелюры) — тончайшие трещинки, которые встречаются на старинных лаковых шкатулках и миниатюрах, живописных полотнах.

2. Заборные (жесткие, крэки) — трещины с острыми бортами, по своему характеру напоминающие разбитое стекло.

Эффекты сознательного состаривания вещей необыкновенно красивы. Можно состарить мебель, украсить стеклянную вазу кракелюром и декупажем, и она приобретет эксклюзивный и старинный вид.

Как делается эффект кракелюра?

Первый способ:

Можно создать эффект старинных трещинок путем наложения друг на друга двух лаков с различными свойствами. Например, лак для старения + лак для кракелюра + лак для старения.


1. Нанести лак для старения (он может называться "лак для придания картинам старого вида", "лак для патинирования", "патина для декупажа" и др.). Его можно найти в любом художественном магазине.

2. Как только первый слой лака подсохнет и дойдет до состояния "липкости, но не пачкости" (не ранее 30-40 минут), необходимо нанести второй слой лака, который носит название кракелюрного. Чем толще будет второй слой, тем сильнее будут выражены трещинки. Здесь также нужно следить за равномерностью покрытия.

3. После нанесения второго слоя лака поверхность можно подсушить феном. В этот момент начнут появляться характерные трещинки.

4. После полного высыхания поверхности кракелюры затирают различными затирками. Например, битумом из серии средств для патинирования, темной масляной краской, золотым порошком или порошком сухой пастели любого цвета. Это делается для создания контраста с основанием работы.

5. Излишки затирки можно удалить другим тампоном или губкой, пропитанной льняным или подсолнечным маслом, а затем насухо вытереть тряпкой.

6. Трещинки, полученные данным способом, достаточно хрупкие, поэтому получившуюся красоту необходимо зафиксировать лаком (третий слой). Для этого можно использовать патинирующий лак, с помощью которого наносился первый слой, тогда работа приобретет еще более золотисто-коричневый вид состаренного предмета. А можно ограничиться обычным прозрачным акриловым покрывным лаком.

Освоив навыки декупажа мы, как правило, не останавливаемся на достигнутом, и сегодня я расскажу, что такое декупаж с кракелюром, и что вообще такое кракелюр. Ведь со временем, просто наклеить салфетку становится уже скучно, хочется усложнить работу. А самым популярным способом является на несение кракелюра на декупаж.

С помощью кракелюрного лака или пасты можно придать некий старинный шарм, загадочность и антикварность изделию.

Существует два вида кракелюрного лака – однофазовый (одношаговый или однокомпонентный) и двухфазовый (двухшаговый или двухкомпонентный). Из названия понятно, что в первом случае используется один лак, во втором – сочетание двух различных видов.

Однокомпонентный кракелюр

Однокомпонентный кракелюр наносится между двумя контрастными слоями краски, где первый слой – это цвет образовавшихся трещин (при высыхании лак разрывает второй слой краски, создавая различные по форме трещины).

Однокомпонентные лаки все на водной основе, не имеют неприятного запаха, можно даже аллергикам безопасно их использовать.

Особенности работы с однокомпонентным кракелюром

На подготовленную поверхность наносим акриловую краску (цвет желаемых трещин), ждем полного высыхания. После покрываем однокомпонентным кракелюрным лаком, сушим. Обязательно читаем инструкцию, так как у каждого производителя заявлено разное время высыхания.

Потом уже красим вторым контрастным слоем краски. Тут важно нанести краску равномерным плотным слоем с одинаковым нажимом на кисть или губку, так, чтоб нижний слой не просвечивал. Покрывать вторым слоем краски надо очень аккуратно, чтоб они не находили друг на друга, иначе в этих местах будет слишком толстый слой и не растрескается.

Так как лак на водной основе, то готовое изделие не должно контактировать с водой или надо будет дополнительно покрыть сверху водостойким лаком.

Причины различного размера и характера трещин в однокомпонентном кракелюре

Размер и характер трещин в кракле зависит от многих факторов. Если его наносить с помощью губки, то получится хаотичная сеточка, если кисточкой – то трещинки будут как бы «идти» по направлению мазка кисти.

Размер трещин в кракелюре зависит от толщины слоя лака и от времени, через которое на него будет нанесена краска (чем сырее кракелюр и толще нанесенный слой — тем больше, грубее и глубже трещинка, соответственно, чем тоньше слой и больше подсушен – тем меньше и нежнее получается сеточка трещинок ).

Желательно пользоваться только акриловыми матовыми красками . Например, глянцевые и краски цвета металлик очень тяжелые и лак просто под их тяжестью может не проявить трещины.

По окончании работы кисточки и губки следует промыть водой.

Этапы нанесения кракелюрного лака в зависимости от вида декупажа

Техника нанесения однокомпонентного кракелюра различается в зависимости от выбранного вида декупажа. При прямом декупаже наносится краска, затем кракелюрный лак, потом снова краска контрастного цвета, затем на поверхность наклеивается салфетка.

При обратном декупаже – приклеивается рисунок, затем кракелюрный лак, потом краска (фон), затем другой слой краски (цвет трещин.)

Структурная или кракелюрная паста

Помимо классических кракелюрных лаков в магазинах можно найти много средств для создания трещин под названием структурная паста (кракелюрная паста или паста для создания фресок). Это что-то вроде художественной шпатлевки.

Кракелюрную пасту удобнее наносить с помощью мастихина или шпателя. В результате получаются красивые трещины, которые имитируют старинную поверхность. Чтобы создать такие трещины рекомендуется использовать горячий фен сразу после нанесения. Он способствует быстрому высыханию.

После, изделие может быть окрашено акриловыми красками на водной основе, трещины могут остаться в цвет общего тона или можно затереть контрастными пигментами. Время высыхания и размер трещин зависит от толщины слоя – чем толще, тем дольше и крупнее трещины.

Двухкомпонентный кракелюр

Главное отличие двухкомпонентного кракле от однокомпонентного в том, что трещинки создаются в самом слое лака, а не на краске. Преимущество в том, что можно создавать растрескавшийся эффект поверх декупажа.

Нюансы работы с двухкомпонентным кракелюром при декупаже

Двухкомпонентный кракелюр в декупаже делается, как правило, на завершающем этапе декорирования поверхности. На подготовленное изделие с наклеенным рисунком наносим первый шаг лака, ждем его высыхания (обычно это от 30 минут до 2-х часов, в зависимости от производителя), потом наносим второй шаг и так же ждем полного высыхания.

Не забываем внимательно читать описание техники работы с выбранным кракле. Производителем может быть заявлено высыхание от 2-х часов до суток. Проявившиеся трещинки затираем или масляной краской или сухим неводным пигментом или битумом. Лишнее убираем влажной тканью или губкой.

Характер трещин на декупаже с кракелюром зависит от способа нанесения кракелюрного лака. Если первый шаг нанести очень тонким слоем, то трещинки будет мелкие и нежные. При толстом нанесении – будут более крупные и характерные трещины. Это все надо учитывать при создании кракле.

Двухкомпанентные пасты для кракелюра

Так же, как в однокомпонентном кракелюре, в линейке двухкомпонентных кракелюров присутствует паста для создания трещин. Такие пасты работают в паре с основой для создания такого кракелюра. Визуально результат будет напоминать однокомпонентный кракле, только получившиеся трещинки будут более округлые, равномерные и одинаковые.

Этапы нанесения двухкомпонентной кракелюрной пасты

Первым делом наносим на поверхность тонкий и равномерный слой основы для кракелюрной пасты, ждем высыхания (можно воспользоваться феном), затем наносим кракелюрную пасту, используя кисть, спонж или шпатель.

Размер трещин будет зависеть от толщины слоя кракелюрной пасты. Тонкий слой создаст эффект потрескавшейся краски; толстый – эффект объемной пасты.

Для создания дополнительного цветного оттенка при декупаже, можно смешать пасту с акриловой краской перед нанесением. После высыхания пасту можно покрыть акриловыми красками или задекорировать материалами для состаривания.

Как сделать однокомпонентный кракелюр своими руками и подручными материалами

Иногда очень сложно выбрать необходимый кракелюр среди многообразия представленных средств в магазинах, особенно новичку. Иногда проще попробовать сделать его из подручных средств, чтоб понять, что же такое кракелюр и как он выглядит.

Кракелюр с использованием клея ПВА

Самый популярный способ создания однокомпонентного кракелюра для декупажа своими руками – это использовать для этого клей ПВА .

Но, не каждый клей для этого подойдет, лучше брать строительный. Он, в отличие от канцелярского, не разбавленный. Его густота прекрасно подойдет для создания слоя «кракелюрного лака». Есть 2 способа получения кракелюра с помощью ПВА.

Первый способ – клей ПВА выступает в роли заменителя кракелюрного лака.

Наносим слой краски (цвет трещин), сушим. Потом наносим клей ПВА, помня, что чем толще слой, тем грубее и крупнее будут трещины и потребуется больше времени для просушки.

Можно подсушить феном, чтоб поверхность стала матовая, а под пленочкой еще был «мокрый» клей. Быстро и аккуратно наносим краску (можно кистью или губкой, в зависимости от желаемого результата) и сушим. Здесь хорошо также использовать фен, от тепла быстро начинают проявляться трещинки.

Затем оставляем окончательно высохнуть (лучше часов на 5-6 или больше, в зависимости от толщины нанесенного клея), покрываем лаком и готово.

Второй способ – клей ПВА смешиваем с акриловой краской 1 к 1 и этот состав наносим на первый слой краски, сушим минут 20, потом уже можно помочь феном и получаем так же интересный рисунок.

Кракелюр для декупажа с помощью яичного белка

Кракелюр с помощью яичного белка достаточно интересный способ. Принцип нанесения идентичен стандартному способу создания однокомпонентного кракелюра, хотя и имеет свои особенности.

На прогрунтованную поверхность наносим краску, даем ей высохнуть. Покрываем лаком в 1 -2 слоя. Это нужно для того, чтоб белок не впитался.

После высыхания произвольно наносим белок толстыми слоем, хорошими мазками. Сушим только естественным способом, это может занять много времени (лучше оставить на ночь). Высохший белок аккуратно покрываем слоем контрастной краски, следим чтоб мазки не находили друг на друга. Сушим.

Кракелюр с помощью мебельного лака для дерева ПФ 283

Прекрасные трещины на декупаже получаются с использованием мебельного лака ПФ 283. Единственное, этот лак алкидный и поэтому с ним надо работать в хорошо проветриваемом помещение в маске и перчатках.

Первый слой краски покрываем лаком, ждем его высыхания 3-4 часа до «отлипа» (то есть лак липнет, но не остается на руках). Наносим второй контрастный слой акриловой краски и сразу же сушим феном до появления трещинок. Полного высыхания лак достигает за 36 часов, после чего можно уже работать дальше с изделием.

Кракелюр с использованием желатина

Кракелюр с использованием желатина довольно популярный способ, но редко получается с первого раза. Для желатинового кракелюра берем столовую ложку желатина и разводим в стакане холодной воды. Оставляем набухать, после нагреваем до полного растворения.

Остывшую желатиновую массу наносим в произвольном порядке на предмет декора и даем ему подсохнуть минут 10-15, можно помочь феном, но не перегрейте. Следом покрываем краской аккуратно, следим, чтоб желатин не потянулся за кисточкой, особенно в местах, где очень толстый слой. Сушим и покрываем акриловым лаком.

Уксусный кракелюр

С помощью уксуса, лучше 9%, так же можно получить сеточку трещинок. На акриловую краску (не до конца подсушенную) наносим уксус губкой, сушим естественным путем. В результате будут достаточно тонкие трещины.

Двухкомпонентный кракелюр своими руками

Своими руками и в домашних условиях реально сделать и двухкомпонентный кракелюр для декупажа, хоть это и будет немного сложнее.

Двухкомпонентный кракелюр с использованием яичной скорлупы.

Двухкомпонентный кракелюр с использованием яичной скорлупы основан на принципе мозаики. Высушенную скорлупу без пленки ломаем на кусочки различной величины. Из получившихся фрагментов складываем рисунок, оставляя между частичками зазор. Клеим на клей ПВА. Высохшую мозаику красим аккуратно, так чтоб не залить трещинки.

Покрываем лаком, чтоб можно было потом затереть трещинки масляной краской или битумом. А можно, покрасив все одним цветом, потом аккуратно провести по поверхности другой краской так, чтоб не попасть в растрескавшийся слой.

В результате получается осень красивая поверхность, рисунок которой Вы сами можете изначально создать, а не ждать что же будет в результате.

Кракелюр яичной скорлупой представлен на фотографии в начале статьи. Там использована скорлупа 3-х разных оттенков – белая, коричневая и светло-коричневая. Она затерта масляными красками цвета охры и золота и затем покрыта лаком. Эта цветовая гамма отлично подошла к общему фону рисунка.

Как сделать двухкомпонентный кракелюр из однокомпонентного кракелюрного лака

Бывает так, что есть только однокомпонентный кракелюрный лак, но хочется использовать двухкомпонентный в творчестве и декупажировании. Основная идея заключается в том, что если однокомпонентный лак может растрескаться акриловую краску, то он может и создать трещины в акриловом лаке.

Этапы работы следующие :

1 наклеиваем салфетку, высушиваем;

2 покрываем акриловым лаком в 8 – 10 слоев. Наносим их очень тонко, не создавая подтеков, каждый слой делаем перпендикулярно предыдущему. Чем больше слоем, тем крупнее и грубее трещины.

3 подсушенный акриловый лак покрываем однокомпонентным кракелюрным лаком очень аккуратно ровным слоем.

4 примерно через час уже будут видны трещины. Затираем контрастными пигментами или масляной краской. Покрываем финишным лаком.

В данной теме мы рассмотрели все основные способы создания кракелюра при декупаже различных изделий, теперь мы имеем представление, чем отличаются однокомпонентный кракелюр от двухкомпонентного. Составы для кракле можно приобрести в магазинах для творчества или сделать самим не выходя из дома. Прекрасный рисунок из трещин можно создать из клея ПВА, яичной скорлупы, желтка, из желатина.

А в следующей статье я представлю Вашему вниманию , ну и конечно, читайте на нашем портале обучения и саморазвития другие статьи о декупаже с моими мастер классами и теоретическим обучением этому замечательному виду творчества и хенд мейда, например, и вообще, .

В дополнение к декупажу - ещё одно не очень понятное слово. Рассказ о том, что это такое - в этой статье.

Кракелюр (от фран. craquelure) - трещина красочного слоя в произведениях живописи. В естественных условиях такие трещины появляются с течением времени и являются признаком старины. Современные средства для декора различных поверхностей позволяют искусственно "состарить" и новые предметы. В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придает произведению дух «старины» и определённый шарм.

Кракелюры бывают сквозными, т.е. проходящими через все слои живописного слоя, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.

Трещины, т.е. нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок, и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процессов: выбор и подготовка основы, приготовление грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоёв.

Кроме того, причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально выполненная реставрация произведения.

Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным.

Кракелюрный лак - это обыкновенный разведенный в воде декстрин, или (в просторечии) типографский клей. Представляет из себя обработанный спецспособом кукурузный крахмал. Примерный рецепт таков: сухого крахмала 125-150 г, воды 875-850 мл.

Сухой крахмал размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду, затем в течение часа разваривают при помешивании на водяной кипящей бане до получения прозрачной массы. Готовую загустку процеживают через частое сито. Хранится недолго. Получается однокомпонентный лак кракле - вопрос только в том есть ли у вас доступ к типографскому клею но говорят декстрин продается в магазинах стройматериалов и химреактивов.

Техника кракелюра с помощью белого пшеничного декстрина. Формула: 40 грамм декстрина плюс 18cc кипящей воды. (Столовая ложка равна 17cc). В порошок с декстрином добавить кипящую воду и растворить до консистенции жидкого йогурта. Держать на водяной бане, а не на огне в то время пока вы будете выполнять работу. На хорошо просушенную, выполненную работу, т.е. окрашенную поверхность плюс декупаж, наносим доволно толстый слой блестящего лака на водной основе. Дать высохнуть. Нанести подготовленный декстрин кисточкой, толстым слоем, не заботясь о том, что один мазок будет заходить на другой. Дать подсохнуть втечение часа естественным способом, т.е. ни в коем случае не употреблять фен. Потом нанести патину и затем излишек ее убрать.

Техника "Кракле" подразделяется на два основных вида:

1. С оздание трещинок путем наложения друг на друга двух лаков для кракелюра с различными свойствами. Это, так называемые, двухкомпонентные лаки от одного производителя.

Это могут быть, например: лак для старения (первый и третий слои) и лак кракелюрный (второй слой). В данном случае финишное лаковое покрытие придаст поверхности золотисто-коричневый оттенок.

Это специальная бумага кракелюр для декупажа.

Лак для первого слоя в технике "Кракле" без труда можно найти в художественных магазинах, его название может оказаться одним из следующих: "лак для придания картинам старого вида", "лак для патинирования", "патина для декупажа" и др. Лак следует накладывать ровным слоем плоской широкой кистью, например, синтетической или кистью, выполненной из щетины. Идеально, если это будет мягкая густая синтетическая кисть.

Как только первый слой лака подсохнет и дойдет до состояния "липкости, но не пачкости" (не ранее 30-40 минут), необходимо нанести другой кистью с теми же характеристиками второй слой лака, который носит название кракелюрного. Чем толще будет второй слой, тем сильнее будут выражены трещинки. Здесь также нужно следить за равномерностью покрытия.

После нанесения второго слоя лака поверхность можно подсушить феном. В этот момент начнут появляться характерные трещинки. После полного высыхания поверхности кракелюры затирают различными затирками: специальным составом, так называемым, битумом из серии средств для патинирования; темной масляной краской; золотым порошком или порошком сухой пастели любого цвета для создания контраста с основанием работы. Затирка наносится тряпичным тампоном или обычной губкой для мытья посуды.

Излишки затирки можно удалить другим тампоном или губкой, пропитанными льняным или подсолнечным маслом, а затем насухо вытереть тряпкой. Трещинки, полученные данным способом, достаточно хрупкие, поэтому получившуюся красоту необходимо зафиксировать лаком (третий слой). Для этого можно использовать патинирующий лак, с помощью которого наносился первый слой, тогда работа приобретет еще более золотисто-коричневый вид состаренного предмета. А можно ограничиться обычным прозрачным акриловым покрывным лаком.

Но что же делать, если вам совершенно не нужно наделять ваш предмет мебели темным налетом патины, а получить заветные трещинки все же хочется? Если вы ожидаете получить трещинки, например, на белой декорируемой поверхности с сохранением этого самого белого цвета, вы можете воспользоваться прозрачным бесцветным лаком для создания эффекта кракле. На современном рынке в отделах товаров для хобби представлены специальные двухкомпонентные бесцветные лаки для создания кракелюров в технике декупаж.

2. И спользование одного специального лака или воска для эффекта кракле, при нанесении которого предварительно окрашенная поверхность покрывается цветными фактурными трещинами.

Тот же эффект может происходить и в случае, если на слой кракелюрного лака после просушки наносится новый слой акриловой краски. Трещинки станут образовываться примерно через 10 мин. В аннотации к данным видам средств содержатся разъяснения относительно техники создания кракелюров.

Чтобы получить наиболее сильный цветовой эффект, для предварительной окраски выбирают контрастные друг с другом цвета.