Проект в дошкольном учреждении "мир одежды". Педагогический проект "одежда" проект на тему Проект в доу история возникновения одежды

У детей в младшем дошкольном возрасте происходит формирование основ личностной культуры, навыков самообслуживания. У малышей должны быть сформированы конкретные представления о предметах одежды. Знакомясь с предметами ближайшего окружения, с которыми они активно действуют в повседневной жизни, дети узнают не только название предметов одежды, но их назначение, их особенности, значение их частей, учатся составлять первые описательные рассказы, бережно относиться к одежде и использовать ее в соответствии с назначением.

Участники проекта: д ети младшей группы № 5, воспитатели.

Продолжительность: к раткосрочный - 1 неделя.

Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.

Цель.

Познакомить детей с видами одежды. Классифицировать одежду по сезону. Обогащать словарный запас детей.

Задачи.

Упражнять детей в умении определять, различать одежду

Выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, величина)

Воспитывать аккуратное отношение к одежде.

Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

Предполагаемый результат.

Дети могут:

Знать и называть предметы одежды;

Владеть обобщающим понятием;

Различать одежду для мальчиков и для девочек;

Знать из чего шьют одежду и кто;

Узнавать предметы одежды по описательным загадкам.

Формы работы .

Беседы : «Для чего нужна одежда

«Какую одежду носим , когда холодно?»

«Для чего нужна спортивная одежда

«Как заботиться о своей одежде

«Где покупаем одежду ?»

«Какая одежда бывает

Цель : Расширять знания детей об одежде

Просмотр презентации «Одежда», рассматривание картинок на тему

Цель: воспитывать культуру речи, строить фразовую речь, пополнять словарный запас о разновидностях одежды.

Дидактические игры : «Найди пару», «Что лишнее», «Веселые ботинки», «Чей, чья, чьи?», «Заплатка», «Бумажные куклы», «Чья это одежда ?», «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки».

Подвижные игры : « Кто во что одет», «Назови одежду», «Узнай кто?», «Одень куклу», «Собери картинку», «Хоровод».

Пальчиковая игра «Штанишки, колготки», «Рубашка».

Художественная литература : стихи, загадки, потешки об одежде,

К. Чуковский «Чудо- дерево», Л. Воронкова «Маша - растеряша», Л. Милева «Быстроножка и Серая одежка ».

Непосредственно образовательная деятельность:

Познавательно- исследовательская деятельность:

«Знакомим кукол Сашу и Машу с одеждой » .

Продуктивная деятельность:

лепка «Пуговицы для одежды »;

аппликация «Оденем кукол на прогулку»;

рисование «Украсим одежду мальчиков и девочек », «Платье белое в горошек».

Предметно-развивающая среда:

центр книги: книги с иллюстрациями (одежда);

картинки из серии «Одежда»;

уголок ряженья «Мы одеваемся»;

центр творчества: раскраски.

Сюжетно-ролевые игры : «Магазин одежды »; «Дочки- матери»; «Семья».

Игровая ситуация «Стираем одежду»

Работа с родителями: беседа «Опрятность в одежде детей »; домашнее задание «Шьём одежду для кукол »; консультация «Рассматриваем и изучаем одежду вместе с детьми »; экскурсия со своими детьми в магазин одежды.


  1. Вид проекта: краткосрочный.
  2. Возраст: с пяти лет.
  3. Актуальность темы: Дошкольный возраст - период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всём его многообразии. Прослеживая историю различных вещей, ребёнок видит преобразующую деятельность взрослых по их усовершенствованию, причины, которые побуждали к этому людей. Показывая детям, как человек делал предметы (в данном случае - одежду) более удобными, красивыми, полезными, мы открываем перед ними перспективу: как ещё можно изменить предмет, сделать его более красивым, функциональным? Мы побуждаем детей фантазировать, мечтать. Показывая детям эволюцию предмета, мы приобщаем их к истории культуры, к истории человечества.
  4. Методологическая база проекта:

Энциклопедии: «Моя первая книга о России», «Праздники народов России», «Русский костюм».

Консультационный материал из электронных СМИ.

  1. Цели проекта:

Знакомить детей с историей разных видов одежды

Прививать детям любовь к родной культуре

Воспитывать уважение к культуре других народов

Развивать перспективный взгляд на предметы окружающего мира

  1. Задачи проекта:

Расширять и обогащать знания детей по теме «Одежда»

Расширять знания детей о прошлом, настоящем и будущем

Научить детей прослеживать историю различных видов одежды

Ориентировать детей в эволюции различных видов одежды

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей

Совершенствовать связную речь детей

Развивать у детей любознательность, воображение, внимание, память,

мышление

  1. Этапы реализации:

Подготовительный этап:

  1. Изучить литературу, подобранную для реализации проекта.
  2. Составление плана реализации проекта.
  3. Разработка и изготовление дидактических игр и пособий.
  4. Обновление и обогащение сюжетно-ролевой игры «Ателье моды».
  5. Разработка и оформление консультационного материала для родителей.

Основной этап:

1 Совместная работа с детьми:

  • чтение художественной литературы, загадок, пословиц по теме проекта
  • проведение дидактических игр: «Первая красавица», «История», «Портфолио модницы», «Путешествие по эпохам моды», «Королева подиума»
  • проведение развивающих игр-лото: «Одежда», «Эволюция одежды»
  • проведение бесед с использованием наглядно-дидактического материала: «Вернисаж Пушкинской эпохи», «Как наши предки шили одежду», «Профессии. Портной», «Народы России. Народы мира.», «Народные костюмы», «Окружающий мир: одежда.»
  • проведение сюжетно-ролевых игр «Ателье мод», «Мой личный гардероб»
  • проведение конкурса рисунков: «Одежда будущего»
  • проведение интегрированного занятия по теме: «Эволюция одежды»

11 Работа с родителями:

  • изготовление и оформление консультационного и познавательного материала по темам: «Возникновение одежды», «Эволюция одежды», «Русский народный костюм», «Почему девочки носят юбки, а мальчики брюки», «Летопись русского костюма
  • силами родителей и детей оформлена энциклопедия «Эволюция одежды»: история платья, история жилета, история брюк, история сарафана, история варежек и др.
  • изготовлены красочные плакаты: «Дама в костюме 18 века», «Хоровод русских сарафанов»

111 Оснащение предметно-развивающей среды:

  • пополнение атрибутам сюжетно-ролевых игр «Ателье мод» и «Мой личный гардероб»
  • изготовление дидактических игр: «Первая красавица», «Путешествие по эпохам моды»
  • оформление альбомов: «Русский народный костюм», «Летопись русского костюма», энциклопедии «Эволюция одежды»
  • оформление альбома детских работ «Одежда будущего»

Обобщающий этап:

  • расширение знаний детей по теме «Эволюция одежды»
  • развитие навыков сюжетно-ролевых игр «Ателье мод» и «Мой личный гардероб»
  • проведение семейного досугового вечера: «От кутюрье.»
  • обобщение материалов проекта
  1. Ожидаемый результат:
  • формирование у детей представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с историей одежды
  • всестороннее развитие речи детей: расширение и обогащение словаря, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 160 «Крепыш»

ПРОЕКТ
«ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ»

Разработчики:

Куликова С.К.

г. Барнаул 2014 г.

  1. Вид проекта: краткосрочный.
  2. Возраст: с пяти лет.
  3. Актуальность темы: Дошкольный возраст - период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всём его многообразии. Прослеживая историю различных вещей, ребёнок видит преобразующую деятельность взрослых по их усовершенствованию, причины, которые побуждали к этому людей. Показывая детям, как человек делал предметы (в данном случае - одежду) более удобными, красивыми, полезными, мы открываем перед ними перспективу: как ещё можно изменить предмет, сделать его более красивым, функциональным? Мы побуждаем детей фантазировать, мечтать. Показывая детям эволюцию предмета, мы приобщаем их к истории культуры, к истории человечества.
  4. Методологическая база проекта:

Энциклопедии: «Моя первая книга о России», «Праздники народов России», «Русский костюм».

Консультационный материал из электронных СМИ.

  1. Цели проекта:

Знакомить детей с историей разных видов одежды

Прививать детям любовь к родной культуре

Воспитывать уважение к культуре других народов

Развивать перспективный взгляд на предметы окружающего мира

  1. Задачи проекта:

Расширять и обогащать знания детей по теме «Одежда»

Расширять знания детей о прошлом, настоящем и будущем

Научить детей прослеживать историю различных видов одежды

Ориентировать детей в эволюции различных видов одежды

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей

Совершенствовать связную речь детей

Развивать у детей любознательность, воображение, внимание, память,

Мышление

  1. Этапы реализации:

Подготовительный этап:

  • Изучить литературу, подобранную для реализации проекта.
  • Составление плана реализации проекта.
  • Разработка и изготовление дидактических игр и пособий.
  • Обновление и обогащение сюжетно-ролевой игры «Ателье моды».
  • Разработка и оформление консультационного материала для родителей.

Основной этап:

1 Совместная работа с детьми:

  • чтение художественной литературы, загадок, пословиц по теме проекта
  • проведение дидактических игр: «Первая красавица», «История», «Портфолио модницы», «Путешествие по эпохам моды», «Королева подиума»
  • проведение развивающих игр-лото: «Одежда», «Эволюция одежды»
  • проведение бесед с использованием наглядно-дидактического материала: «Вернисаж Пушкинской эпохи», «Как наши предки шили одежду», «Профессии. Портной», «Народы России. Народы мира.», «Народные костюмы», «Окружающий мир: одежда.»
  • проведение сюжетно-ролевых игр «Ателье мод», «Мой личный гардероб»
  • проведение конкурса рисунков: «Одежда будущего»
  • проведение интегрированного занятия

Актуальность: Несколько веков назад люди не знали, что такое ткань и поэтому ходили в шкурах. Такая одежда не была удобной и не сохраняла тепло, первобытные люди убивали животных, из нее шили одежду, ткань использовалась в разных видах промышленности. В современном мире существует множество тканей как искусственных, так и натуральных, разных. И нам стало интересно, какие существуют ткани, их свойства и назначение, какая ткань полезней для человека.

Гипотеза: Чтобы ткань приносила пользу, ее нужно использовать по назначению.

Цель: Формировать представление детей о происхождении одежды, ее назначении.

Задачи:

1. Знакомить детей с различными видами одежды, ее назначением, из каких материалов она сделана.

2. Формировать способность проектно – образного мышления.

3. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, доказывать, делать выводы.

4. Вырабатывать первые навыки грамотного, безопасного взаимодействия в быту.

Предполагаемый результат.

  • Интерес к экспериментам, развитие мышление, внимания;
  • Проявление самостоятельности у детей;
  • Умение самостоятельно идти к заданной цели, делать выводы из опыта;
  • Развитие творческих способностей.

Этапы работы:

Подготовительный этап:

  • Проведение бесед с детьми и родителями о данной теме.
  • Подготовка материала для реализации проекта.

Основной этап:

  • Занятие «Волшебный сундучок Бабушки»
  • Чтение художественной литературы «Как рубашка в поле выросла» К.Д. Ушинский.
  • Опыты и эксперименты (вид, свойства ткани)
  • Дидактические игры («Мамины помощники», «Магазин одежды»)
  • Сюжетно- ролевая игра «Закройщики»
  • Поделки «Волшебные ручки», аппликация «Подарок для мамы».

Заключительный этап:

  • Викторина «Мир ткани»
  • Танец «Платочек»

Описание проекта:

Основной этап

  • Занятие «Волшебный сундучок бабушки» (История возникновения одежды, ее предназначение)

Сюрпризный момент: в группу приходит почтальон приносит письмо и посылку от бабушки Капы. Педагог зачитывает письмо и предлагает отправится в путешествие «прошлое одежды», после предлагает сесть детям на полянку (на коврик) и послушать рассказ о возникновении ткани (с использование мультимедийной презентации, показ слайдов).

Когда же появилась первая одежда?

Ученые считают, что еще в каменном веке люди спасались от мороза и холода, мастерили себе одежду из шкур убитого животного. Первобытные люди сплетали волокна крапивы, льна, начали создавать ткань — тонкое полотно. Данная ткань была очень грубой, неудобной. Наша планета развивалась, и мастера по производству ткани в разные века применяли разные технологии, одежда становилась удобней и практичней. Около V века до нашей эры появляется первое ткацкое устройство, это была деревянная рама, на которой закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нити. Работа по созданию тканого полотна занимала большое количество времени была очень трудоемкой, но полотно получалось плотным и толстым. Такая ткань пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки усовершенствовались. На них изготавливали постельное белье, одежду, полотенца. Человек также стал украшать свое жилье, а именно мог сделать его красивым при помощи ткани. Стали производится шторы, обивка мебели, скатерти.

Физкультминутка «Одежда»

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти,

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Определим вид и назначение ткани.

Педагог раздает детям образцы хлопковой ткани. Для выращивание хлопковой ткани используют растение хлопок. Хлопок растет в жарких странах. Плод хлопка похож на коробочку, которая заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок и отправляют на очистительные фабрики, где его расчесывают специальными щетками. Вата — это и есть специально очищенный хлопок (дети рассматривают вату под лупой). Сейчас нити прядут специальные прядильные машин на прядильных фабриках. Трикотаж — это вязанное полотно, которое изготавливают из разных нитей: льна, шерсти, хлопка. Педагог просит детей рассмотреть одежду друг друга и определить, на ком трикотажная, а на ком хлопковая одежда.

Педагог раздает детям образцы шерстяной ткани.

Шерстяную ткань делают из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (овцы, верблюды, кролики, ламы, собаки). В определенное время их стригут. Подстриженных овечек отпускают гулять на луг, для отращивания шерсти. Состриженную шерсть расчесывают, прядут нити на специальных станках, окрашивают, вяжут вещи. Какая на ощупь шерстяная ткань? (пушистая, толстая, легкая, теплая)

Педагог раздает детям шелк.

Шелк производится в Китае, гусеница шелкопряда превращается в куколку, в специальном коконе. Она плетет этот кокон из шелковой нити, которую вырабатывают ее железы. Коконы собираю люди и обрабатывают паром потом вымачивают и разматывают на специальных станках. Так человек получает шелковую нить.

Все эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Также люди придумали искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Какие вещи сделаны из искусственной ткани? (куртки, джинсы, футболки)

Кто работает с тканью? (швея) Кто такая швея? (работница по шитью, изготовлению чего–либо из ткани). Существует множество названий в данном ремесле (сапожник, модельер, дизайнер)

Что делают из ткани? (одежду, обувь, шторы, кресла, головные уборы)

Педагог предлагает рассмотреть группу и найти разные виды ткани.

  • Чтение художественной литературы «Как рубашка в поле выросла» К.Д. Ушинский.

Видела Танечка, как ее отец разбрасывал по полю маленькие зерна, и спрашивает

Что ты тятя, делаешь?

Сею ленок, доченька; вырастет тебе рубашка. Задумалась Таня никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Через несколько недель покрылась полоска земли зеленой шелковистой травой. Мама и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашка будет?

Прошло еще несколько недель: травка поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У брата Васи такие глазки — подумала Таня, — но рубашек я таких ни на ком не видела. Когда цветочки опали, на их месте показались зеленые головки. Когда головки подсохли и забурели, мать и сестры повыдергивали весь лен с корнем, навязали снопов и поставили их на поле просохнуть. Когда лен просох, стали у него головки отрезать, а потом топить в речке и придавливать камнями чтобы не всплыл. Печально смотрела Таня, как ее рубашку топят. Сестры сказали снова Тане:

— Славная у тебя рубашка будет.

Недели через две вынули лен из реки, просушили и стали колотить доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. После стали лен чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет,- опять сказали Тане сестры.

Таня подумала: «Где же тут рубашка?»Это похоже на волосы Васи, а не на рубашку». Настали зимние вечера. Сестры Тани надели лен на гребни и стали из него нити прясть.

Прошла зима, весна и лето, настала осень. Отец установил кросна в избе, натянул на них основу и начал ткать. Забегал челнок между нитками, и тут Таня увидала, что из ниток выходит холст. Когда холст был готов, его стали на морозе морозить, по снегу расстилать, в весной расстилали по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как камень. Настала зима, накроила из холста мать рубашки, принялись сестры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые рубашки.

Беседа о рассказе:

Скажите, ребята, понравился вам рассказ?

Что сначала сделал отец? (посеял семена)

А когда цветочки опали, что сделали сестры и мать Тани?(вырвали лен и поставили в снопы сохнуть)

Когда лен просох, где его потопили? (в реке)

Он утонул? (нет, его потом достали и начали чистить и колотить)

Каким он стал после этого? (мягким)

Что сделали с ним зимой? (спряли нитки)

А из ниток что, сделали? (Холст)

Что такое холст? (это ткань, из которой шьют рубашки)

Вот так раньше очень долго и трудоемко шили одежду. Сейчас ткани делают на фабрике, и на автоматических станках, продают готовыми, и не только белыми как в рассказе, но и разных цветов и расцветок. Где мы сейчас покупаем ткань, одежду? (в магазине)

  • Опыты и эксперименты

Сегодня, ребята, мы проведет опыты и эксперименты с тканью. У нас есть материал (на столах у детей): хлопок, мех, джинсовая ткань, ситец, марля, тарелочки с водой, клей, тазик с мыльной водой для стирки, клей, увеличительное стекло. Как вы думаете, что можно сделать с кусочком ткани? (помять, разрезать, порвать)

Опыт №1

Дети склеивают два куска ткани, сшить, постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять.

Вывод: свойства ткани- она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.

Опыт №2

Дети капают на разные лоскутки водой.

Вывод: некоторые ткани впитывают вод, а другие не впитывают (хлопок, плащевка).

Опыт №3

Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.

Вывод: У ткани которая промокла нити переплетаются реже, а в сухом лоскутке чаще.

Опыт №4

Дети берут кусочек ткани и кусочек бумаги. Два ребенка держат ткань, а третий пытается порвать. Другой ребенок рвет бумагу.

Вывод: ткань прочнее бумаги, бумага порвалась, а ткань нет.

Опыт №5

Дети берут хлопок и мех и дуют на них.

Вывод: Мех тяжелее его труднее сдвинуть с места, чем хлопок.

Опыт №6

Дети берут ситец, хлопок, тюль, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.

Вывод: чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.

  • Дидактическая игра «Мамины помощники»

Дети делятся на две команды. У каждой команды на столе разные предметы, из них нужно выбрать те которые нужны для шитья (ткань, ножницы, нитки, иголка, наперсток). Побеждает та команда, которая быстрей справится с заданием.

  • Дидактическая игра «Магазин одежды»

Детям раздается разные виды тканей, одна команда отбирает летние наряды, другая зимние, третья команда осенние наряды. Чья команда быстрее и правильно отберет наряды, та и победила.

  • Сюжетно-ролевая игра «Закройщики»
  • Поделки «Волшебные ручки»
  • Объемная аппликация «Подарок для мамы»

Заключительный этап:

  • Викторина «Мир ткани»

Выбираются капитаны двух команд, на столе у каждой команды лежат лоскутки ткани, кто первый возьмет лоскуток, тот и отвечает на вопрос.

Задания к викторине:

Кто такой скорняк? (мастер, который шьет одежду из меха)

Что делает портниха? (шьет одежду)

Какие натуральные ткани вы знаете? (шерсть, хлопок, мех)

Как называются ткани, которые производятся из шерсти животных? (шерстяные)

Шерсть — это натуральный или искусственный материал? (натуральный)

Откуда берется шелк? (вырабатывает его шелкопряд)

Если ткань промокла, как переплетаются нити? (нити переплетаются реже)

Что тяжелее: мех или хлопок? (мех)

Какая ткань режется легче? (тюль, хлопок, ситец)

На чем производят полотно? (на станках)

Отгадай

Они обычно для шитья

И у ежа их видел я

Бываю на сосне, на елке

А называются? (иголки)

Где упрется хвостом

Станет дырка потом (шило)

Много делать мы умеем

Стричь, кроить, и вырезать

Не играете снами дети:

Можем больно наказать. (ножницы)

Конкурс «Определи вид ткани на ощупь с закрытыми глазами»

Дети делятся на две команды, по очереди с завязанными глазами подходят к столу, щупают ткань и называют вид ткани.

Конкурс «Найди то, что опишу»

Педагог описывает тот или иной вид ткани, дети должны найти на столе и назвать.

  • Танец «Платочки»
  • Презентация: Одежда и ее назначение.

Формировать представления детей об одежде, ее видах, частях одежды;

Формировать представления детей об истории происхождения одежды;

Развивать речь детей, расширять словарный запас;

Закреплять умение детей работать с шаблонами;

Учить детей обобщать, классифицировать, систематизировать;

Учить детей ухаживать за своей одеждой, воспитывать бережное отношение к одежде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Одежда» (для детей старшей группы)

Кирсанова Татьяна Лаврентьевна

Название проекта: «Одежда»

Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации: одна неделя.

Цель:

Формировать представления детей об одежде, ее видах, частях одежды;

Формировать представления детей об истории происхождения одежды;

Развивать речь детей, расширять словарный запас;

Закреплять умение детей работать с шаблонами;

Учить детей обобщать, классифицировать, систематизировать;

Учить детей ухаживать за своей одеждой, воспитывать бережное отношение к одежде.

Понедельник

Утро:

1. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Цель: Учить детей узнавать сверстников по описанию внешнего вида (одежда, цвет глаз, цвет волос).

2. Рассматривание лоскутов ткани.

Цель: Познакомить детей с видами и названиями тканей (ситец, капрон, мех, фланель, шелк).

3. Экспериментирование с тканью.

Цель: Формировать представления детей о том, какая ткань быстрее намокнет, какая ткань быстрее рвется, мнется.

1. Познание: Формирование целостной картины мира.

Тема: «Как появилась одежда»

Задачи: воспитывать уважение к людям профессий швейной промышленности; развивать речь; расширять и активизировать словарь детей: швея, портной, модельер, закройщик, ателье, наперсток, швейная фабрика, ткацкий станок; учить детей преобразовывать слова: швея – шьет – швейный; ткач - ткет – ткацкий – ткань и другие; формировать представления детей об истории возникновения одежды, о том, какая одежда была в древности, из чего ее шили; формировать представления о швейном производстве в современном мире, о профессиях швейной промышленности; учить детей выкладывать схему «Река времени», опираясь на полученные знания.

Методы и приемы:

1) Дидактическая игра «Назови одним словом».

2) Вопросы: Какую одежду вы знаете? Для чего нужна одежда?

3) Дидактическая игра «Магазин Одежды» - раскладывание предметных картинок по видам одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

4) Рассказ воспитателя «Как появилась одежда».

5) Чтение стихотворения «История одежды».

6) Дидактическая игра «Река времени» (выкладывание картинок от одежды прошлого до одежды настоящего).

7) Беседа на тему «Кто изготавливает одежду?»

Вопросы: - Как изготавливают одежду? (Ее шьют, вяжут).

Кто придумывает одежду? (Модельер).

Кто шьет одежду? (Портной, швея).

Кто кроит одежду? (Закройщик)

Из чего шьют одежду? (Из ткани).

На какой фабрике занимается пошивом одежды? (На швейной).

На какой фабрике изготавливают ткань для одежды? (На ткацкой).

8) Дидактическая игра «Кто что делает?»

9) Анализ занятия.

2. Музыка:

Слушание «Моя Россия». Музыка Струве.

Пение русской народной песни «Прялица» в обработке Т. Ломовой

Русский народный танец «Лен» в обработке Рухвергера.

Прогулка:

1. Экскурсия в магазин одежды.

Цель: Познакомить детей с разнообразием отделов в магазине одежды: отделом верхней, спортивной, праздничной, детской, мужской, женской одежды, нижнего белья.

Вопросы: - Как называется этот магазин?

Почему?

Кто здесь работает?

Какие отделы есть в магазине?

2. Подвижная игра «Цветные перебежки».

Цель игры: учить детей находить в своей одежде названный ведущий цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

Вечер:

1. Рассматривание иллюстраций о том, какую одежду носили наши предки.

Цель: продолжать расширять представления об истории одежды, ее разновидностях, социальном предназначении, старинном названии некоторых предметов одежды.

Вопросы: - Какая иллюстрация соответствует нашему времени? Почему?

Покажите картинки, где одежда только начала появляться?

Дидактическая игра «Разрезные картинки» (одежды).

Цель: Учить собирать целое из 6-9 частей.

Работа с родителями: Предложить приготовить вместе с детьми картонную куклу. (Девочкам – куклу девочку, мальчикам – куклу мальчика и 2 -3 предмета одежды).

Цель: Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ по теме «Одежда».

Вторник

Утро:

1. Чтение Н. Носов «Заплатка», беседа по прочитанному.

Задачи: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, бережное отношение к одежде; развивать внимание, память, речь; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению; учить детей выделять основную мысль произведения, давать характеристику поступкам главного героя.

Вопросы: - Как называется рассказ?

Кто главный герой?

Что случилось с Бобкой?

Чему учит нас этот рассказ?

2. Словесная игра «Кто что делает?»

Цель игры: учить детей подбирать слова - глаголы, обозначающие действие той или иной профессии (швея – шьет, закройщик –кроит, гладильщица - гладит и т. п.)

2. Настольно – печатная игра «Подбери заплатку».

Цель: учить соотносить цветовой рисунок и форму «заплатки» и «ткани».

Непосредственно – образовательная деятельность

Тема: Загадки, пословицы и поговорки об одежде.

Задачи: воспитывать любовь к русскому народному фольклору; развивать внимание, память речь; продолжать учить детей отгадывать загадки, понимать иносказательный смысл загадок; познакомить детей с пословицами и поговорками об одежде.

Методы и приемы:

1) Загадки об одежде.

2) Словесная игра «Продолжи пословицу».

3) Физкультминутка «Стирка».

4) Дидактическая игра «Узнай по описанию» (части одежды)

5) Словесная игра «Загадай одежду»

6) Анализ занятия.

2. Художественное творчество. Лепка.

Тема: Девочка в красивом платье.

Задачи: воспитывать аккуратность при работе с пластилином; закреплять навыки лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание, соединение деталей; учить детей лепить фигуру девочки в платье, опираясь на образец и схему последовательности лепки; учить детей наносить узор на платье по своему замыслу.

Методы и приемы:

1) Вопросы: - Какая одежда самая красивая? (Праздничная)

Когда одевают праздничную одежду?

2) Рассматривание куклы в красивом платье.

3) Рассматривание образца работы.

4) Объяснение, ориентируясь на схему этапов работы.

5) Имитация способов лепки (круговые и прямые движения руками в воздухе).

6) Работа детей.

7) Анализ занятия.

Прогулка:

1. Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок».

Цель: воспитывать чувство сплоченности, коллективизма; учить детей, присоединяясь друг другу, двигаться сквозь руки детей и не разъединяясь.

Вечер:

1. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Цель: учить детей узнавать нам картинке и называть предметы, которые нужны в швейной промышленности.

2). Творческая мастерская: «Швейная фабрика»

Цель: учить рисовать по трафаретам и вырезать бумажную одежду для плоскостных кукол.

3. Сюжетно-ролевая игра с плоскостными куклами «Собираемся на бал».

Цель: Учить детей развивать сюжет игры, строить диалог, развивать умение подбирать одежду для куклы. Развивать эстетический вкус.

Среда

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

1). Рассматривание моделей одежды в журналах мод.

Цель: формировать представление детей о разнообразии одежды.

2). Беседа на тему «Одежда будущего».

Задачи: воспитывать уважение к ответам товарищей; развивать фантазию, речь, логическое мышление; учить придумывать модели одежды будущего, опираясь на схему – модель описания одежды.

Вопросы: - Какую одежду вы знаете?

Какую одежду вам нравится носить?

Как вы думаете, какая одежда будет в будущем?

3). Словесная игра «Мой, мая, мое, мои…».

Цель: учить детей подбирать существительное – название предмета одежды - к местоимению, правильно согласовать их в роде и числе, отвечать на вопрос: «О каком предмете одежде можно сказать – мой (моя, мое, мои?

Непосредственно образовательная деятельность.

1. Познание: формирование элементарных математических представлений.

Тема: Платье для золушки.

Задачи: воспитывать отзывчивость, желание помочь нуждающимся в помощи; развивать внимание, память, логическое мышление, речь; развивать умение детей выполнять сложение чисел, решая простейшие математические задачи; развивать умение детей отгадывать загадки, ориентироваться в пространстве группы: находить необходимые предметы по словесной инструкции; учить детей писать графический диктант.

Методы и приемы:

1) Загадка о Золушке.

2) Создание проблемной ситуации: Золушке очень хотелось бы поехать на бал, но у нее очень много работы и нет бального платья. Как можно ей помочь?

3) Упражнение «Сосчитай овощи». (Решение математических задач – сложение чисел).

4) Игра на ориентировку в пространстве «Расставь предметы по местам в группе». (Воспитатель дает словесную инструкцию, а дети ставят игрушке в группе).

5) Воспитатель сообщает, что все дела сделаны, теперь можно заняться нарядом Золушки.

Загадка - «Угадай, какой будет узор на платье у Золушки»:

С детства я знакомый твой.

Каждый угол твой прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины (квадрат).

Вопрос: Как назвать узор на платье, если основными элементами будут квадраты? (в клеточку).

6) Графический диктант «Платье для Золушки».

7) Анализ занятия.

2. Художественное творчество. Декоративное рисование.

Тема: Расписные ткани.

Задачи: воспитывать аккуратность при работе с красками; развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус; учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространство листа бумаг; находить красивые сочетания красок; в зависимости от фона, использовать в своем рисунке элементы декоративно-прикладного искусства; совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в различных направлениях).

Методы и приемы:

1) Рассматривание одежды друг друга

2)Вопросы: - Как называется одежда?

Из какой ткани она сшита?

Как выглядит ткань? (одноцветная или узорчатая).

3) Рассматривание кусочков ткани (фактура, расцветка)

Вопросы: - Какую ткань можно сшить из такой ткани?

Какая ткань подходит для праздничной, повседневной

одежды?

4) Рассказ воспитателя о том, кто рисует узоры на ткани.

5) Показ способов рисования узора.

6) Работа детей.

7) Анализ занятия.

Прогулка:

1. Во время одевания на прогулку или раздевания игра «У кого больше?»

2. Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем…»

Цель: Учить детей выразительно изображать различные действия (стирка одежды, шитье, одевание и т. д.).

Вечер:

1. Чтение В. Лившиц «Валины перчатки».

Задачи: воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; развивать внимание, память, речь; учить понимать поучительный смысл стихотворения.

Вопросы: - Как называется стихотворение?

О чем рассказывается в стихотворении?

Кто искал Валины перчатки?

Какие вещи нашли родственники?

Где нашли перчатки?

Как можно назвать Валю?

Хорошо ли Валя поступает с одеждой?

2. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей видеть положительные и отрицательные стороны в той или иной ситуации.

Четверг

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

1. Словесная игра «Угадай - ка».

Цель: Учить детей отгадывать предметы одежды по назначению его частей.

2. Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

Цель: Учить детей определять на ощупь и называть знакомые виды тканей (мех, фланель, капрон, драп, вельвет и др.).

Непосредственно образовательная деятельность

1. Коммуникация. Развитие речи.

Тема: Составление описательного рассказа о кукле.

Задачи: воспитывать уважение к ответам сверстников; развивать внимание, память, логическое мышление; учить детей составлять небольшие описательные рассказы о кукле, опираясь на образец воспитателя и схему последовательности составления рассказа; учить детей использовать в речи сложные и распространенные предложения.

Методы и приемы:

1) Загадка о кукле.

2) Рассматривание новой куклы.

3) Вопросы:

Что это?

Какие у куклы волосы, глаза?

Во что одета кукла?

Что у куклы на ногах?

Как можно играть с куклой?

4) Физминутка «Заводные куклы».

5) Образец рассказа воспитателя, опираясь на схему последовательности рассказа.

6) Рассказывание о кукле «по цепочке», индивидуально.

7) Анализ занятия.

2. Музыка.

Слушание русской народной песни «Дуня – тонкопряха» в обработке Жарова.

Пение «Солнышко- платьице». Музыка и слова Е. Гомоновой.

Вечер:

1) игра «Загадки в мешочке».

Цель: учить детей отгадывать загадки об инструментах швейной промышленности, находить соответствующую отгадке картинку из мешочка.

2. Игра – соревнование «Самый быстрый и аккуратный»

Цель: Развивать умение детей быстро, аккуратно, правильно складывать вещи в шкафчике, оценивать результат своего труда.

Пятница

Образовательная деятельность в режимных моментах:

Утро:

1. Организация выставки плоскостных кукол в бумажных нарядах, созданных детьми и родителями.

Цель: отметить старания и отзывчивость всех участников выставки, наградить победителей.

2. Игра словесная «Узнай куклу по описанию».

Цель: учить детей загадывать определенную куклу; описывать ее внешний вид: одежду, цвет волос, глаз.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Художественное творчество. Аппликация.

Тема: Новое платье куклы.

Задачи: воспитывать осторожное обращение с ножницами, аккуратность при работе с клеем; развивать навыки симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного вдвое.

Развивать творчество, фантазию, украшать платье узором по своему замыслу.

Методы и приемы:

1) Рассматривание плоскостных бумажных кукол в одежде.

2) Создание проблемной ситуации: куклы собрались на бал, но у них нет платьев.

3) Вопросы: - В чем можно пойти на бал?

Как вы представляете себе бальное платье?

4) Рассматривание образцов бальных платьев.

5) Показ способов и последовательности аппликации, опираясь на схему способов вырезания.

6) Работа детей.

7) Итог. (Создание игровой ситуации «Куклы идут на балл).

Вечер:

1. Хозяйственно-бытовой труд: стирка кукольной одежды.

Задачи: воспитывать трудолюбие, аккуратность; учить тщательно простирывать одежду, полоскать и отжимать ее.

2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин одежды».

Цель: воспитывать доброжелательность, вежливость, дружеские взаимоотношения в игре; закреплять представления о видах одежды; продолжать учить детей строить диалог в игре.

3. Дидактическая игра «Какая».

Цель: учить детей образовывать прилагательные от существительных, отвечая на вопрос «Какая?» (Одежда из ситца какая? – ситцевая, воротник из меха какой – меховой).

4. Оформление альбома «Одежда, обувь, аксессуары».



Одинцова Юлия Александровна
Ситнова Ольга Евгеньевна


Воспитатель, МБДОУ детский сад №5 "Улыбка", г. Семёнов, Нижегородская область

Одинцова Ю.А., Ситнова О.Е. Ознакомление дошкольников с профессией дизайнера одежды (проект) // Совушка. 2018. N1(11)..03.2020).

Заказ № 58630

Аннотация. В проекте раскрывается опыт работы по формированию познавательной активности, ценностного художественно-эстетического восприятия окружающего мира дошкольников через ознакомление с профессией дизайнера одежды с использованием краеведческого принципа.

Ключевые слова : художественно-эстетическое восприятие; декоративно-прикладное искусство; интеграция; познавательная активность.

Тип проекта- познавательно-творческий

Возраст детей- 6-7лет

Участники проекта. Дети, воспитатели, родители.

Длительность проекта- краткосрочный (2 недели)

Актуальность.

Социальная среда на современном этапе развивается очень стремительно и поэтому, в системе дошкольного образования встала необходимость ознакомления детей не только с традиционными профессиями, но и современными, которые органично включаются в образовательный процесс. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребёнка. Ознакомление дошкольников с профессиями помогает формировать интерес к труду, проявлять ценностное отношение к результатам труда. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…» .

Как показывает практика, современные дошкольники имеют слабые знания о современных профессиях и низкий словарный запас по данной теме. Для ознакомления дошкольников с творческими профессиями мы решили использовать проектный метод, который обеспечит интегративный подход в работе с детьми. Работа над проектом поможет овладеть знаниями о профессии дизайнера одежды, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно находить информацию о предметах или явлениях. Мы воспитываем у дошкольников художественно-эстетическое восприятие через наблюдения за природой, ознакомление с произведениями искусства, а данный проект поможет увидеть детям красоту в одежде, раскрыть ее роль во внешнем виде человека и воспитать такие личностные качества как: аккуратность, бережливость.

В начале работы мы определили целеполагание и сформулировали задачи.

I ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Цель:

- формирование представлений детей о творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, интереса к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Развитие познавательной активности детей.

Развитие эстетического восприятия мира, художественного творчества взрослых и детей посредством ознакомления с творческим трудом взрослых;

Стимулировать детей к проявлению воображения, фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Расширение представлений детей о профессии модельера-дизайнера одежды;

Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности при ознакомлении с тканью и её свойствами;

Воспитывать у детей интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности;

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Планируемые результаты проекта:

Формирование умений и навыков работы с различным материалом (природным, бросовым)

Расширение и систематизация знаний детей о работе модельера - дизайнера одежды;

Развитие творческого воображения, чувство цвета и стиля.

2 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Работу мы начали с создания условий для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс для дошкольников стал увлекательной деятельностью. Создание условий обеспечивает обогащение детей знаниями об окружающем: о предметах, явлениях, событиях; о взаимоотношениях людей в процессе трудовой деятельности. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволила:

Активизировать познавательную активность воспитанников;

Выявить интересы и способности воспитанников;

Среда в группе была пополнена дидактическими играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, материалами для изобразительной и исследовательской деятельности. В ходе подготовительного этапа была проделана следующая работа:

  1. Подобрана методическая литература.
  2. Подобран иллюстративный и наглядно-дидактический материал.
  3. Разработаны конспекты мероприятий согласно плану проекта.
  4. Разработан перспективный план реализации проекта.

3 ЭТАП.ПРАКТИЧЕСКИЙ.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками мы старались использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. В работе над проектом использовали традиционные и нетрадиционные формы работы. Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические, сюжетно-ролевые игры. Самой интересной формой по ознакомлению с трудом взрослых являются экскурсии. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на их отношение к людям труд, позволяет более подробно узнать о той или иной профессии. Современные информационно -коммуникативные технологии позволяют дошкольникам совершать виртуальные экскурсии, полученные детьми знания они используют в организации сюжетно-ролевой игры.

Работа над проектом проходила через пять образовательных областей.

Речевое развитие.

Отгадывание загадок, чтение стихов про одежду и профессии.

Чтение художественной литературы:

В.Маяковского «Кем быть?»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Александрова «Сарафанчик». С. Михалков «А что у вас?». Братья Гримм «Храбрый портняжка»; С. Маршак «Вот какой рассеянный»; Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка». В.Д. Берестов «Картинки в лужах».

Познавательное развитие.

Беседы: «Почему осенью люди меняют одежду?»,

«Обувь и головные уборы»,

«Из чего делают одежду?»

ООД социальный мир «Модельер - дизайнер современной одежды»

ООД викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»

Просмотр видеофильма «Профессия модельера - дизайнера одежды»,

«Модные показы»

мультфильма «Кем быть?»

презентации «Из прошлого одежды»

Опыты с тканью: знакомим со свойствами ткани: не рвётся, намокает, мнётся.

«Определи на ощупь», «Свойства кожи и ткани».

Художественно-эстетическое развитие.

ООД по рисованию «Хохломские напевы»

ООД по рисованию «Кем ты хочешь быть?»

Коллективная аппликация «Мы дизайнеры»

Рассматривание журналов с модной одеждой,

Создание альбома «Одежда от прошлого до настоящего», «Национальные костюмы народов мира»,

Создание коллекции тканей.

Творческое задание «Нарисуй платье для куклы»; «Укрась одежду хохломским узором».

Дидактические игры «Профессии», «Женские и мужские профессии», «Что нужно для того чтобы…» игра-лото, «Подбери одежду по сезону»

Социально- коммуникативное развитие.

Экскурсия с детьми подготовительной группы:

На швейную фабрику,

В магазин одежды

Экскурсия в пределах детского сада «Работа кастелянши»

Проведение дня родительских профессий

Сюжетно-ролевая игра «Бутик модной одежды» «Ателье» Творческие игры «Собираемся на бал», «Модницы», «Модное агентство», «Фото сессия с лучшими моделями»

Настольные игры «Одень куклу по сезону», «Ателье», «Я дизайнер», «Профессии», «Одежда»

Физическое развитие.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Физкультминутки «Профессии»

Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики.

Родители воспитанников являются нашими активными союзниками и помощниками в реализации поставленных задач. Для родителей были проведены консультации «Как знакомить детей с трудом взрослых», «Пример взрослых в выборе профессии», «Знакомство детей с трудом взрослых в детском саду». Свою фантазию, творчество, проявили родители при оформлении выставки детско-родительских работ «Я- модельер дизайнер», «Кем быть?».

4 ЭТАП. В ходе презентации проекта, которая прошла в виде развлечения «Модное дефиле» дети отгадывали загадки о профессиях, играли в игры и демонстрировали разные виды одежды (спортивная, деловая, праздничная) в соответствии с созданным образом.

Диапазон деятельности.

1.Создана коллекция тканей.

2.Разработаны конспекты организованной образовательной деятельности с детьми.

3.Изготовлена дидактическая игра «Ателье».

4.Приобретены и изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Дом моды».

5.Создан лэпбук по теме «Дом моды».

Ознакомление дошкольников с профессией -дизайнера одежды помогло сформировать художественно- эстетическое восприятие окружающего мира, способствовало развитию творческой активности и интереса к изобразительной деятельности. При создании своих авторских моделей дети использовали часто нетрадиционные материалы, украшали свои изделия хохломскими узорами, тем самым проявляя свою индивидуальность.

Использованная литература:

  1. Алябьева Е. Поиграем в профессии. Кн. 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. М.: Сфера, 2014.
  2. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. М., 2004.
  3. Дорожин Ю. Искусство - детям: Первые уроки дизайна. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.