Основные этапы становления и развития российской государственности. История развития российского государства

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.

Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.

Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

Еще по теме 2. Этапы развития российской государственности. Характеристика подходов.:

  1. ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГОФЕДЕРАЛИЗМА
  2. 1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. 4.3. История развития отечественного конституционализма и этапы конституционной реформы в Российской Федерации

Предмет и задачи курса ОИ.

Древнерусское государство Российская империя (1918–1991 гг.

Факторы и специфика исторического развития России.

Факторы – те условия, которые определяют особенность развития общества и государства в нашей стране. Обширная протяженность территории страны (1). В моменты ее могущества мы занимали шестую часть суши и была самая могущественная держава (2). Неблагоприятные природно – климатические условия, зоны рискового земледелия (леса и болота) (3). До 18 века у России не было прямого выхода к морям (4). Русь выступает заслоном для Европы от нашествия степных агрессивных кочевых народов (печенеги, половцы, монголотатары)(4). Разнообразие этнокультурного состава (5). Россия была местом встречи трех религиозных миров (буддийский, христианский, исламский) (5) Специфика:(1, 2) Определение необходимости коллективных усилий людей для освоения этой зоны, преобладание коллективных форм труда рождало коллективный тип сознания, способствовало невыработанности представлений о личных правах людей и значимости частной собственности, т.е. определило неразвитость правосознания людей. (3, 4) Способствовало развитию изоляционных настроений в русском обществе, развитию идеи об особом не похожем на западный путь нашего исторического развития, лишь Петр 1 первым в нашей истории начал преодолевать эту историческую замкнутость. Эти факторы обеспечивали особую значимость верховной сильной власти единого государя. (5) Пестрота этнокультурного состава рождала особый культурный мир, носителями которого выступали русские люди с их главной уникальной способностью усваивать черты всех культурных типов народов, которых русские покоряли мирно и не мирно.

Восточные славяне в догосударственный период.

Общественно-политический строй: 1. VI–VIII вв. – разложение родоплеменного строя: переход от родовой к территориальной (или соседской) общине. 2. VIII–IX вв. – складывание догосударственных этнополитических общностей: словене, кривичи, уличи, вятичи, северяне, древляне, поляне, волыняне, белые хорваты, тиверцы, радимичи, дреговичи. 3. Во главе догосударственных этнополитических общностей стояли князья , выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину. Большую роль в управлении играло вече – народное собрание. Занятия восточных славян: 1. Земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере в лесной зоне оно было подсечно-огневое . На юге в степной полосе развивалось пашенное переложное земледелие. В лесостепной зоне сочетались обе формы земледелия. 2. Скотоводство. Разводили волов, лошадей, коров, мелкий рогатый скот. Переход к пашенному земледелию обусловил рост значения лошади как тяглового животного.3. Охота.4. Рыболовство.5. Бортничество – сбор меда.6. Собирательство.7. Ремесло – ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др. Религиозные верования восточных славян: В системе верований восточных славян выделяют язычество и политеизм. I. Язычество основывается на одухотворении окружающей человека природы. Языческие религии восточных славян: 1. Тотемизм – культ животных и растений (медведь, олень, лось, бык, кабан, береза, дуб). 2. Фетишизм – культ неодушевленных предметов (фетишей), наделенных сверхъестественными свойствами. 3. Анимизм – вера в существование душ и духов, управляющих материальным миром. 4. Культ природы – почитание таких природных стихий, как солнце, вода, огонь и земля. II. Политеизм («многобожие») основывается на вере в существование обширного сонма богов (например, Сварог (бог неба), Даждьбог (бог солнца), Перун (бог грозы); Стрибог (бог ветра)).

Образование и политическое развитие Киевской Руси в IX – начале XIIв.

В процессе образования государственности у восточных славян можно выделить два этапа: 1. Объединение славянских догосударственных общностей в протогосударства (или государственные образования): Куяба с центром в Киеве Славия с центром в Новгороде Артания с центром в Рязани или Тмутаракани (Таманский п-ов) 2. Слияние двух главных политических центров восточных славян в 882 г. – южного с Киевом и северного с Новгородом, возникновение единой «публичной власти» во главе с великим князем киевским. 882 г. – год образования Древнерусского государства – Киевской Руси: Представляла собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода; Была государством с монархической формой правления; В исторической литературе существует несколькотеорий образования Древнерусского государства: Норманнская (30–60-е гг. XVIII в., немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер) – Древнерусское государство было основано варягами (скандинавами) в 862 г. (Рюрик, Синеус, Трувор). Славянская (антинорманнская) (М.В. Ломоносов) – государственность у восточных славян возникла как закономерный результат внутреннего развития. Центристская (большинство современных историков) – Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития, но и при участии варягов. Процесс формирования Древнерусского государства растянулся примерно на полтора столетия. Важными вехами в этом процессе были: 945 г. – складывание налоговой системы: «уроки» – размеры дани; «погосты» – места сбора дани. 988 г. – принятие христианства в византийском варианте, которое создало единое нормативно-ценностное пространство на территории Русской земли. I четверть XI в. – формирование правовой системы («Русская Правда» Ярослава Мудрого). Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа: IX – конец Х в. – складывание территориально-политической структуры Киевского государства в период правления первых князей (Рюрика (862–879), Олега (879–912), Игоря (912–945), Ольги (945–969), Святослава (964–972)); Конец Х – первая половина XI в. – время наивысшего расцвета государства при Владимире I (980–1015) и Ярославе Мудром (1019–1054); Вторая половина XI – начало XII вв. – складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности в период правления Ярославичей и Владимира Мономаха (1113–1125).

Образование и развитие Московского княжества в XIV – XVвв.

Иван III – главный князь, образования единого государства: Оформились границы и в состав вошли: Ярославское, Рязанское, Новгородская, Псковская, Пермская, Вятская, Черниговская, Новгородская, Тверская. Освободилась Русь от уплаты дани, 1480 г. было ликвидировано иго. Полная независимость Руси. Были сформированы органы верховной и центральной власти, принадлежащие великому князю московскому. Он назвал себя царем Руси и сел на царский престол в полном царском облачении. Герб – двуглавый орел. На ряду с московским князем он советовался с «Боярской думой» (высший совет до конца 17 века). Сложилось два центральных органа: Большой совет и казна. Все старые границы княжеств ликвидированы, а Россия была поделена на волости, а волости на уезды. В 1497 году Иван III издал первый судебник, т.е. законы, и в общегосударственном масштабе начинается процесс закрепощения крестьян, вводится Юрьев день 26 ноября , в этот день крестьяне получали право перехода от феодала к феодалу. Господствующий слой состоял из бояр и дворян, при этом бояре были опорой трона и ведущей феодальное сословие.

Реформы Александра II.

Реформы Александра 1-го: Освободил крестьян от крепостной зависимости. Крестьяне становились полноправными свободными гражданами, получали земли в личную собственность. 1862 г. – печати и образования (свобода слова). Выбирается, а не назначается лектор в институте. 864 г – Судебная и Земская. Самая прогрессивная – вводила общий гражданский суд. Он состоял из судьи, адвоката, прокурора. Вводилось понятие презумпции невиновности (невиновен до приговора). Вводился суд присяжных (приговор выносили выборные, независимые люди). Земская – в уездах создавались земства – органы самоуправления, которые ведали: местным бюджетом, здравоохранением, народным образованием. 1870 г – сходная: в городах создавались городские думы 1871г. – Военная реформа. Весь комплекс военных реформ включал следующее: сокращение численности армии; учреждение системы военных округов; отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности. Реформа системы народного образования (1864 г.). Ликвидирована государственно-церковная монополия в сфере начального образования. Начальные школы могли открывать частные лица и земства. Развитие системы среднего образования (классические и реальные гимназии). Становление женского образования (1862 г. – открытие женских гимназий).

Отечество в эпоху НЭПа.

НЭП – комплекс антикризисных экономических, социальных, идеологических мероприятий, предпринятых большевиками в 1921–1928 гг., направленных на создание многоукладной социалистической экономики с элементами рыночного хозяйства и частной собственности при сохранении «командных высот» в руках советского государства. Цели НЭПа: Политическая – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая – предотвратить дальнейшее углубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство Социальная – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Внешнеполитическая – восстановить нормальные внешнеполитические и внешнеэкономические связи; преодолеть международную изоляцию. НЭП в своей зрелой форме нес в себе два глубоких и серьезных противоречия . Первое: между рыночным методом строительства социализма и его целью – созданием безрыночной социалистической экономики. Второе: между монополией большевиков на политическую власть и многообразием политических и экономических интересов различных социальных групп (рабочего класса, крестьянства, нэпманской буржуазии, бюрократии, интеллигенции). Решение этих противоречий открывало перед страной два пути дальнейшего исторического развития. Первый: большевики развивают НЭП, проводя более радикальную экономическую реформу и открывая больший простор для рыночных отношений и частнопредпринимательской деятельности (включая отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю), рискуя потерять власть. Второй: большевики ликвидируют НЭП и переходят к безрыночной экономике (без частной собственности, свободы торговли и предпринимательства), укрепляя свою монополию на власть По какому пути пойдет страна, зависело от многих экономических, социальных, политических и идеологических факторов.

Россия в 90-е гг. XX в.

К началу 1990-х гг. в российской экономике накопилось множество структурных перекосов: доминировали добывающие отрасли и ВПК, процветала гигантомания, потребительский рынок не был насыщен, в то же время многие устаревшие производства выпускали никому не нужную продукцию. Ситуация усугублялась распадом союзного государства и дезинтеграцией единого народнохозяйственного комплекса. По мнению историка Жукова, приватизация преследовала не столько экономические, сколько политические цели: добиться смены общественного строя путем замены государственного типа собственности на частный; создать экономическую и финансовую элиту, призванную стать социальной опорой радикального обновления страны; добиться социально спокойной реакции на фактическую утрату своей доли собственности. Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности. В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями остро встала задача поиска цивилизационной системы ее государственного устройства.

Россия в начале XXI в.

31декабря 1999 г. Б.Н.Ельцин неожиданно для всех добровольно ушел в отставку с поста Президента Российской Федерации и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю Правительства РФ В.В.Путину. таким образом завершилась «эпоха Ельцина». 26 марта 2000 г. состоялись президентские выборы, на которых в первом туре, получив 52,94% голосов избирателей, победил В.В.Путин, ставший вторым в истории постсоветской России всенародно избранным Президентом. Основные направления политики Президента РФ В.В.Путина в 2000–2008 гг. I. Политико-государственная сфера – укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе: создание семи федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ; изменение принципа формирования палаты Федерального Собрания – Совета Федерации – и превращение его в постоянно действующий законодательный орган; создание Государственного Совета РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ. II. Социально-экономическая сфера – продолжение курса на либерализацию экономики: ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью; принятие мер, направленных на поддержку малого бизнеса; сокращение налогообложения и введение 13%-го подоходного налога; монетизация социальных льгот; начало реализации национальных проектов. III. Международные отношения и внешняя политика: принятие новой концепции внешней политики России исходя из многополярной системы международных отношений; развитее партнерских отношений со всеми странами мира; нормализация отношений Россия – НАТО; поддержка западных стран в борьбе с международным терроризмом.

Предмет и задачи курса ОИ.

История – слово греческого происхождения, возникло это понятие около 5 в. д. н.э. и обозначало рассказ о происшедшем, об узнанном. Отцом истории считают грека Геродота. Отцом русской истории называют Нестора Летописца (11 в. н.э. Киев). Главный метод изучения истории – Историзм этот подход требует анализа фактов, событий и процессов прошлого в их развитии, взаимосвязи и в связи с порождающими их обстоятельствами, т.е. конкретно их историческим. История наука конкретная изучает не только закономерности, но и сами события, людей, исторические факты. Задачи истории: 1) Обобщить и проанализировать человеческий опыт; 2) Выявить закономерности в развитии всего человечества, отдельных народов и государств; 3) Сформировать историческое сознание; 4) Дать объективную оценку исторического процесса. Для того чтобы решить эти задачи, историческая наука опирается на методологию и исторические источники. Методология – это общие принципы, позволяющие упорядочить накопленный исторический материал и создать эффективные объясняющие модели исторического развития. Виды методологии: 1) Субъективистская (Объяснён исторический процесс действиями великих людей); 2) Объективно-идеалистическая (Решающую роль в историческом процессе отводила Богу, Мировой душе и т.д.); 3) Формационный подход (19в. Карл Маркс, предполагает что человечество в своем развитии происходит ч/з 5 общественно - экономических формаций: Первобытное общинное, Рабовладельческое, Феодальное, Капиталистическое, Коммунистическое); 4) Цивилизационный подход (Рассматривает цивилизацию, в качестве основной структурной единицы исторического процесса). Исторические источники: Письменный (летописи, книги), Вещественные (все что можно потрогать), Устные (былины, легенды), Этнографические (традиции, обычаи, нравы), Лингвистические (данные языка), аудиовизуально (кино- аудио- фото- документы).

Основные этапы развития Российского государства.

Древнерусское государство (Вторая половина IX – первая треть XII вв. Период возникновения, складывания и развития единого государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии). Русские земли в период политической раздробленности и татаро-монгольского нашествия (Вторая половина XII в. – середина XIII в. Период существования самостоятельных уделов на Руси с разнообразными формами политического устройства от феодальной монархии до феодальной республики. Установление ига Золотой Орды над северо-восточными и северо-западными русскими землями; вхождение юго-западных земель в состав Великого княжества Литовского и Русского). Образование и развитие Московского государства (XIV – XVII вв.Период образования Московского централизованного государства и сословно-представительной монархии). Российская империя (XVIII – начало ХХ вв. Период существования абсолютной монархии). Российская империя периода перехода к ограниченной монархии (Февраль–октябрь 1917 г. Свержение самодержавия, установление республиканской формы правления). Формирование и существование советского государства (1918–1991 гг. 1) 1918 – до конца 20-х гг. 1) создание новой государственной системы (государственной диктатуры пролетариата). Оформление федеративного союзного государства. 2) 1930 – сер. 50-х гг. 2) установление тоталитарного государства, сращивание государственного и партийного аппаратов. 3) сер. 50-х – сер. 80-х гг. 3) ослабление контроля над обществом. Сохранение главенствующей роли КПСС в государстве. 4) 1985–1991 гг. 4) попытка реформирования советской системы в рамках социалистического строя. Формирование многопартийного парламента). Формирование Российской Федерации (1991–2009 гг. Оформление президентской республики, основанной на принципе разделения властей).

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.
1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.
Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.
С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель».
2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия.
На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.
3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.
Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны.
Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.
4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.
Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.
5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность.

Изменения структуры органов исполнительной власти Российской Федерации произведены в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.
Важную роль в развитии российской государственности играет Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, которые работают на постоянной основе. По сложившейся традиции Совет Федерации называется верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней, хотя по своему положению они равны, и каждая выполняет свои функции, определенные Конституцией РФ. Обе палаты вырабатывают законы для всего общества, народного хозяйства России, для всех без исключения экономических укладов, основных сфер и отраслей, для всех социальных групп и каждого гражданина. Главная цель обеих палат, парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания народов России, целостности и независимости государства, защита прав и свобод человека.

Сущность и формы государства в России изменялись по тем же законам, что и в большинстве западноевропейских стран. Миновав стадию рабовладельческого государства. Россия сразу от родоплеменного строя перешла к феодальному. Феодальное государство основано на отношениях зависимости вассалов от сеньоров. В IX-XI вв. Киевская Русь представляла собой "раннефеодальную монархию, в которой власть князя была ограничена советом бояр, народным собранием (вече) и иными институтами общинного самоуправления.

В XII-XV вв. в России устанавливается сеньориальная монархия. для которой характерна номинальная власть киевского князя и политическая автономия удельных князей (вассалов).

Объединение земель вокруг Москвы и формирование сословий приводят к установлению в XVI-XVII вв. сословно-представительной монархии, в которой глава государства - царь - передавал свой титул по наследству. Он правил страной, опираясь па совещательный орган - Боярскую думу. Наряду с этим созывались земские соборы, куда входили духовенство и выборные представители от дворян и посадов.

В конце XVII в. в России складывается абсолютная монархия. Теперь монарх не делил власть ни с кем, а сосредоточил в своих руках и светскую, и церковную власть. Все сословно-представительные учреждения были ликвидированы. В своем правлении самодержец опирайся на родственный бюрократический аппарат и карательные органы. Вот что гласила ст. I Свода основных государственных законов:

Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Ею власти, не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает.

Уже с начала XVIII в. российское государство приобретает черты полицейского государства, поскольку оно жестко регламентирует все стороны жизни человека, активно вмешивается во все, используя при этом специально созданную профессиональную полицию.

В конце XVIII в. полицейско-карательные функции осуществляли Разбойный и Земский приказы, а политическими делами занимался Преображенский приказ. Следственно-разыскные мероприятия проводила Канцелярия тайных розыскных дел, куда входило печально известное Третье отделение. Оно опираюсь на созданный в 1827 г. жандармский корпус. Первоначально полицейские органы были созданы в Москве и Петербурге. В Петербурге была введена должность генерал-полицмейстера, а в Москве - обер-полицмейстера. Полиция имела вооруженные формирования.

Она обеспечивала правопорядок, боролась с преступностью, отвечала за городское благоустройство, противопожарную безопасность, выполняла функции дознания.

Абсолютизм в своем правлении не только опирался па насилие, но и искал поддержку у населения. Опорой монарха было дворянство - правящее сословие. Дворяне получили ряд привилегий от монарха: в 1730 г. срок дворянской службы определяется в 25 лет, а манифестом Петра III "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" (1762) дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Дворяне получили ряд экономических льгот: на шесть лет были отменены пошлины на вывоз хлеба из их хозяйств, затем разрешена свободная торговля хлебом, установлена дворянская монополия на винокурение. Окончательно статус привилегированного положения дворянского сословия закреплен в Жалованной грамоте дворянству (1785).

В начале XIX в. система власти в России характеризуется ее дальнейшей централизацией и ростом бюрократического аппарата. На вершине пирамиды власти стоял император. Он опирался на разветвленный чиновничий аппарат. Высшим законосовещательным органом, разрабатывающим законопроекты, был Государственный совет, возглавляемый самим императором - председателем Совета. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономии и дел Царства Польского. Высшим судебным органом стал Сенат.

Революция 1905 г. привела к переходу абсолютной монархии в конституционную. При обсуждении проекта Основных законов Российской империи в апреле 1906 г., в которых определялся характер царской власти, император Николай II согласился на исключение из них определения "неограниченная". Манифестом 17 октября 1905 г. были введены гражданские свободы и образован законодательный орган - Государственная дума, которая ограничила власть монарха.

Основные законы от 23 апреля 1906 г. определили двухпалатную парламентарную систему (Государственный совет и Государственная дума), которая должна была быть установлена в России, правда, с сохранением широких полномочий императора. Так, ни один закон не приобретал силы без императорского утверждения; сам император также осуществлял законодательные функции вместе с Думой и Государственным советом.

Постепенное формирование институтов конституционной монархии было прервано февральской революцией 1917 г. 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола, после чего произошло формирование Временного правительства, к которому перешла власть. Однако оно было не в состоянии справиться с глубоким кризисом, в котором находилось общество. Результатом кризиса стала Октябрьская революция (25 октября ст.ст. 1917 г.), положившая начало новому типу государства - советскому.

Объединение русских земель в единое централизованное многонациональное государство и его характеристика

Процесс формирования российской государственности сложен и многообразен.

Начало этому процессу было положено в V - VIII веках, когда на европейской части России стали появляться и утверждаться союзы племен древних славян.

На основе союза славянских княжеств к началу IX века в Среднем Приднепровье сложилось государственное образование, носившее название Русь. По имени столицы - Киева - она стала называться Киевская Русь.

Возникновение государства протекало в непростых условиях. Постоянно приходилось бороться с проникавшими на Русь отрядами иноземных завоевателей. Воспрепятствовать им могло лишь объединение восточных славян.

Основателем Киевской Державы стал князь Владимир Святославович, прозванный в русских былинах Красным Солнышком. Для объединения древнерусских земель и укрепления княжеской власти он в 988 году устанавливает христианство на Руси.

В первой половине XI века одновременно с укреплением государственности происходит формирование древнерусского права. Наиболее выдающимся памятником из дошедших до наших времен документов является "Правда Русская".

Со второй половины XI века на степных границах Руси появился опасный враг - воинственные орды половцев. Это послужило толчком к укреплению единства раздираемых внутренними междоусобицами княжеств. Половецкий натиск был отбит объединенными дружинами русичей под предводительством князя Владимира Мономаха. Он укрепил внутренне положение страны и преодолел межкняжеские распри.

В XII веке Киевская Русь начинает распадаться на отдельные "великие княжества" - "земли", дробившиеся в свою очередь на более мелкие - "волости".

На юго-западе Руси постепенно возвысилось Галицко-Волынское княжество, на северо-востоке - Владимиро-Суздальская земля, на северо-западе - Новгородская ("Господин Великий Новгород")

Наиболее активно обустраивали свои земли владимиро-суздальские князья. Сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий заложил и построил в 1147 году Москву. В 1155 году он владел Киевом и повел борьбу за общерусский великокняжеский стол. Его сын Андрей Боголюбский продолжил политику отца.

В первой половине XIII века наметившийся объединительный процесс на северо-востоке Руси был прерван нашествием монголо-татар. Русские земли надолго попали под ордынскую зависимость.

В ожесточенной борьбе по свержению ордынского ига (Куликовская битва 1380 год) роль национального политического центра объединения русских земель сыграла Москва. В конце XIV века с падением ордынского владычества была восстановлена российская государственность.

Со времени правления великого князя Московского Василия I Дмитриевича (1389 - 1425) изображение всадника - святого Георгия Победоносца на великокняжеских печатях приобретает наследный характер и становится московским гербом.

Исторический этап XV - XVIII вв. - это время создания и упрочения Российского централизованного единого многонационального государства.

Каковы причины его образования?

Это восстановление разрушенного междоусобными войнами и монголо-татарским нашествием хозяйства. Увеличивается количество земледельческих районов на северо-западе, у Новгорода, в центральной России, преимущественно вокруг Москвы. Хотя сельское хозяйство оставалось натуральным, экономические связи между городами и княжествами росли. Укреплялись торговые отношения.

Центром объединения русских земель стала Москва. Она отстояла это право в борьбе с великим княжеством Литовским, Тверью, Новгородом и Рязанью. Москва занимала исключительно важное геополитическое положение.

В середине XV века великий князь московский является самым могущественным правителем на Руси. Иван III, присоединивший к Москве Ярославское и Ростовское княжества, стал титуловать себя "великим князем и государем всея Руси".

При Иване III значительно возросла власть московского князя и роль центрального аппарата управления страной. Всей державой и ее войском руководил великий князь.

Ивану III удалось фактически решить задачу освобождения русских земель от ордынского ига.

Вместе с созданием единого государства стали вводиться и единые законы для всей страны. В 1497 году при Иване III был составлен сборник законов - судебник.

Российское государство сформировалось как многонациональное. Основную массу населения составляли русские, но в состав России вошли многие народы севера и Поволжья (мордва, чуваши и т.д.). Во главе государства находился великий князь.

Иван III создал систему административного и политического управления страной. Главной политической силой управления была Боярская Дума. Русская православная церковь тоже сделала шаг к самостоятельности: с 1448 г. митрополит, которого прежде назначали из Византии, стал избираться "собором" (собранием) русских епископов.

Исключительно важные решения по укреплению централизованного государства были реализованы при Иване VI, прозванном Грозным, в XVIвеке. Это было трудное, сложное время для страны и для русского народа, но, вместе с тем развивается земледелие, растет количество городов (их стало 160). Россия развивает международные торговые связи.

Для укрепления государства Иван VI предпринял ряд шагов, которые по мере реализации переросли в комплекс реформ. 16 января 1547 г. он был венчан на царство, то есть стал первым официальным царем в России. Для укрепления царской власти расширилась ее социальная база - военно-служивое сословие - дворянство; собирались представители высших сословий (первый земский собор 1549г.

Территориальные приобретения Ивана Грозного соответствовали государственным интересам быстро развивающейся России. Торговый путь по реке Волге открыл широкие возможности для распространения военно-политического влияния на Среднюю Азию, Кавказ, Сибирь. Строились города Тюмень, Тобольск, русские землепроходцы шли к границам Китая и к берегам Тихого океана.

Начало XVII века для Московского государства было сопряжено с тяжелейшими испытаниями. Период правления "боярских" царей Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского получил название Смутного времени, в течение которого страна была значительно разорена.

По сути, в стране развернулась крупномасштабная гражданская война.

Народное ополчение, сформированное в Нижнем Новгороде в 1611 году посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, поставило задачу очистить Москву от польских интервентов и создать новое правительство. Весной 1612 года ополчение двинулось к Москве, которая была полностью освобождена в октябре.

Главное внимание властей было направлено на Восток. Потери на Западе следовало компенсировать. В состав государства были включены новые земли Сибири, Южного Приуралья. Способствовало укреплению государства и воссоединение с Украиной.

В период царствования Алексея Михайловича (1645 - 1676) состоялся Земский собор, который выработал и принял Соборное уложение - кодекс общероссийских законов. Они сохраняли свое практическое значение более двухсот лет.

К исходу XVII века Россия достигла заметного прогресса в экономическом, политическом и культурном развитии. Однако отставание от стран победившей буржуазии (Англии, Голландии) было очевидным.

Императорская Россия в XVIII - XX вв

Следующий период развития российской государственности, имперский , охватывает два столетия отечественной истории. Создание в XVIII веке Российской империи связано с именем крупнейшего преобразователя Петра Великого, а эпоха правления Екатерины II стала временем ее наивысшего расцвета.

Реформы Петра I (1682 - 1725) охватили буквально все сферы государственной, политической, общественно-экономической и общественной жизни, определив на длительную перспективу развитие страны по пути великодержавия.

Процесс начался в экономике. Центром новой промышленности - Урал. За первые 20 лет XVIII века здесь было построено 10 металлургических заводов, которые давали ежегодно свыше 570 тысяч пудов чугуна. В это же время осваиваются Восточная Сибирь, Карелия. Постепенно Россия становится экспортером стратегических, по меркам тех времен, материалов.

Экономические преобразования в этот период неразрывно связаны с политической жизнью страны, с изменениями в системе управления государством.

Символом "нового времени" стал перенос столицы Российской державы из Москвы, основанный в 1703 году в устье реки Невы Санкт-Петербург.

Вместо Боярской Думы в 1711 году был создан Правительственный сенат - высший административный орган. В 1718 году в сфере центрального управления учреждаются коллегии, каждая из которых ведала определенной государственной финансово-экономической отраслью. Важнейшими являлись коллегии иностранных дел, воинская, адмиралтейская.

Прежде всего, была серьезно усилена социальная база абсолютизма - дворянство.

Начало XVIII века отмечается также активным ростом нового класса - буржуазии.

Петр I осуществил ряд крупных военно-административных реформ:

  • - Реформа исполнительной власти предусматривала прежде всего сокращение управленческого аппарата и его модернизацию.
  • - Был реформирован местный аппарат управления. В 1719 году территория страны была поделена на 10 губерний, ответственность за положение дел в которых персонально несли генерал-губернаторы.
  • - Коренным образом реформировалась армия. Она становится регулярной и модернизируется от организации и вооружения до быта и одежды.

В государстве сложилась дворянско-чиновничья монархия.

Политический строй России окончательно принимает абсолютистский характер. Выражением его утверждения явился акт присвоения в 1721 году Петру I титула "Императора великого и Отца Отечества". Так, Россия стала империей, обрела статус великой державы, а ее международный авторитет неизменно вырос.

После смерти Петра I на протяжении века государство сотрясали многочисленные дворцовые перевороты, частая смена на престоле царей и цариц. В целом, вторая четверть XVIII столетия для России характерна отходом от реформаторской деятельности.

С приходом к власти Екатерины II (1762 - 1796) стремительно упрочивается власть самодержца. В осуществлении реформ внутренней и внешней политики Екатерина Великая опиралась на широкий круг способных государственных деятелей, дипломатов и военачальников.

Проводится реформа сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством.

В 1785 году Екатерина II подписала жалованные грамоты дворянству и городам, значительно укрепившие и расширившие их права и привилегии.

К концу столетия к Российской империи были присоединены Северное Причерноморье, Приазовье и Крым.

В период правления Павла I (1796 - 1801) "золотой век" дворянства закончился. Оно было поставлено под жесткий контроль администрации. В то же время было несколько ограничена и власть помещиков над крепостными крестьянами.

XIX век занимает важнейшее положение в содержании имперского этапа развития российской государственности.

Начало реформ М.М. Сперанского относится к 1801 году и связано прежде всего с радикальной перестройкой системы управления. Прежние коллегии заменяются министерствами. Исключительно важным является шаг по созданию конституции страны. Работа над ней началась после победы в Отечественной войне 1812 года. В 1818 году ее положения начали внедряться в Польше (часть Российской Империи). Однако декабрьское восстание 1825 года перечеркнуло процесс начавшейся демократизации и резко изменило характер развития государственности.

Самым же положительным событием на этом историческом отрезке стала работа над "Сводом законов Российской империи". Он был введен в действие и регламентировал жизнедеятельность российского общества и государства вплоть до 1917 года.

Значительные реформы, проводились в 60 - 70 гг. XIXвека.

Активизация капитализма, появление новых мощных социальных сил потребовали от императора Александра II коренным образом перестраивать как внутриполитические, так и систему общественных отношений.

Прежде всего, это касалось отмены крепостного права в 1861 году. Крестьяне наделялись землей и получали личную свободу.

Принимались меры по улучшению положения рабочих. За период с 1850 по 1870 год были созданы государственные комитеты по изучению жизни и труда рабочих. Закон 1866 года обязал владельцев крупных предприятий организовать им бесплатную медицинскую помощь, с 1882 года был запрещен труд детей.

Серьезным шагом на пути либерализации государственности стала земская реформа. Земство становится всесословным органом местного самоуправления.

Одним из наиболее значимых для российской государственности стала судебная реформа (самая демократичная в мировой исторической практике второй половины XIX века). С 1864 года стали создаваться суды присяжных.

После поражения в Крымской войне (1853 - 1856 гг.) встал вопрос о необходимости реформирования вооруженных сил. Сложная, взрывоопасная международная обстановка требовала мощных, боеспособных армии и флота. С января 1874 года вводится всеобщая воинскаяповинность (рекрутская система была отменена).

Активно развивалось народное образование. Начальное образование давали государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы. Среднее образование - классические гимназии и реальные училища.

К концу XIX века Россия завершила многовековой труд государственного и территориального обустройства.

Российская государственность в XX веке

Наступил XX век, а вместе с ним череда потрясений - революций и войн. Попытки царского режима воспрепятствовать нарастающему всестороннему кризису в обществе не принесли успеха. В то же время появившиеся идеи революционного преобразования находят понимание у части населения страны, что и предопределило крах системы старого порядка.

С отречением 3 марта 1917 года императора Николая II от престола прекратило свое существование российское самодержавие.

Февральская революция 1917 года открыла историческую перспективу свободного демократического развития. Однако ситуация развивалась так, что в стране сложился режим двоевластия: через учредительное собрание, которое готовило Временное правительство или через Советы.

25 октября (7 ноября) 1917 года после вооруженного захвата резиденции Временного правительства - Зимнего дворца - и ареста министров этого правительства, власть окончательно переходит в руки Советов рабочих и солдатских депутатов.

Основные контуры советской государственности были закреплены в первой конституции Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР), принятой летом 1918 года.

Несмотря на некоторые временные ограничения демократических прав и свобод для отдельных слоев населения, нельзя не признать, что первые годы Советской Власти ознаменовали собой такой громадный скачек в развитии демократии для народа, какого не знала история за все времена существования российской государственности.

В годы гражданской войны (1918 - 1922 гг.) государственное строительство характеризуется резким ограничением демократических начал, распространением принуждения и революционного насилия.

Дорога к единому союзному государству оказалась сложной и противоречивой. Большевикам, нужно отдать им должное, пришлось немало потрудиться в интересах сплочения народов бывшей российской империи, чтобы создать новое государство на постимперском пространстве.

Особенно активно этот процесс развивался в конце 1921 года и в течение 1922 года. В самой правящей партии. И.В. Сталин, считавшийся тогда одним из заметных специалистов в национальном вопросе, выдвинул идею "автономизации", т.е. создание единого федерального государства с явными тенденциями к унитаризму. Суть проекта сводилась к тому, чтобы обеспечить добровольное объединение в рамках РСФСР на правах автономии всех советских республик.

Однако эта идея встретила серьезные возражения со стороны республик Закавказья, особенно Грузии, а также Украины и др. Развернулась острая борьба по вопросу о будущем советском государстве. В этих условиях была найдена новая формула - все республики входили в состав союза на равных условиях.

Важным этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства стало принятие в 1936 году Конституции СССР, которая закрепила федеральную систему, состоящую из разных субъектов.

Событием мировой исторической значимости стала победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. После войны существенно изменилось и международное положение страны, социализм превратился в мировую систему. Неизмеримо выросли международный авторитет и влияние СССР. В этих условиях на повестку дня встал вопрос разработки новой конституции СССР. Разработка проекта началась в 1947 году, однако осуществить задуманное тогда не удалось. Разработка новой конституции началась лишь спустя 30 лет.

После смерти Сталина в 1953 году, который руководил страной без малого 30 лет, его наследник Н.С. Хрущев пытался реформировать государственное устройство СССР. Но его противоречивые и двойственные реформы (1956 - 1964 гг.) носили порой разрушительный характер и таили в себе опасность для самой системы управления страной. В результате он был отстранен от управления страной своими же соратниками.

На смену ему пришел Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

С середины 60-х до середины 80-х годов никаких принципиальных изменений государственное устройство и система государственного управления в СССР не претерпела.

К маю 1977 года был подготовлен проект новой Конституции СССР.

Советская государственность получила дальнейшее развитие. Провозглашено, что вся власть в СССР принадлежит народу.

Прошло не более 10 лет после принятия Конституции и на повестку дня были поставлены вопросы реформирования, а затем и капитальной перестройки политической системы общества.

Высшим органом государственной власти становится съезд народных депутатов с широкими полномочиями. Съезд народных депутатов формировал Верховный Совет. Исполнительные органы власти формировались под контролем съезда и Верховного совета.

Выборы проводились на альтернативной основе.

Созданная система оказалась плохо управляемой. На повестку дня встал вопрос о ее дальнейшем реформировании. Был введен институт президента. Первым Президентом Советского Союза стал М.С. Горбачев.

Начало реформирования политической системы привело к ослаблению руководящей роли КПСС и ослаблению государства как такового. Быстро стали набирать силу центробежные силы.

1989 - 1991 гг. стали годами трагедии для многих народов страны.

Предпринимавшиеся попытки спасти союзное государство путем "Огаревских встреч" к политическим результатам не привели. Новоогаревские собеседники были больше озабочены собственным имиджем, чем интересами Великой страны.

В середине 1991 года всеобщий кризис охватил Советский Союз.

8 декабря 1991 г. главы Республики Беларусь, РСФСР и Украины заявили о создании содружества Независимых Государств.

История перестройки, которая так славно началась в 1983 году, так громко объявившая о себе в 1985-м и так стыдливо скончавшаяся в декабре 1991-го вошла в историю и в сознание людей.

Начало нового этапа развития российской государственности связано с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации. Россия получила возможность встать на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной.