Разновидности фрез для маникюра и их назначение. Фриз в архитектуре – это отличная возможность разнообразить внешний вид здания Для чего нужны фрезы

Изначально фриз - это архитектурный термин, обозначающий сплошную полосу, расположенную между главной балкой и карнизом здания. Часто фриз украшен рельефом, орнаментом или росписью. Его функция - декоративная. Позднее фризом стали называть аналогичную полосу под потолком внутри здания.

Фактически фриз в интерьере - это широкий бордюр, пущенный по верху стены. Кроме того, фризом называют и декоративную панель, которой оформлен дверной или оконный проём. Мы рассмотрим фриз как элемент оформления стен.

Фриз в интерьере может быть накладным или плоским (сымитированным). В первом случае используется бордюр из дерева, гипса, полиуретана. Он бывает гладким или рельефным.

Имитируют фриз с помощью краски или обоев. Нижнюю границу фриза оформляют узким молдингом (планкой).

Имитация фриза получила широкое распространение в викторианскую эпоху. Тогда в моду вошло оформление стен картинами. Чтобы не портить стены отверстиями, на небольшом расстоянии от потолка располагали деревянную планку, огибающую, как правило, весь периметр помещения. В нее вбивали крючки, на которые подвешивали художественные произведения. Эту планку так и называли - picture rail, то есть рейка для картин.

Расстояние от планки до потолочного карниза иногда окрашивали в контрастный стенам цвет или расписывали. Этот бордюр стали называть фризом.

Сегодня рейка для картин не является необходимостью, но её применение до сих пор распространено в Европе, особенно в Британии. Фризы красят, оклеивают обоями, оформляют линкрустой, расписывают вручную.

Еще одна разновидность фриза в интерьере - плиточная. Ряд контрастной плитки или мозаики под потолком - это декоративный бордюр, который тоже можно назвать фризом.

Иногда фриз в ванной, наоборот, формируется за счет отсутствия плитки. Верхний ряд кафеля располагается не прямо под потолком, а на некотором расстоянии от него. Промежуток окрашивается влагостойкой краской или оклеивается обоями. Такой вариант отделки стен в санузлах довольно актуален сегодня.

Дизайн: Варвара Шабельникова

Дизайн: бюро Special Style

Дизайн: студия «Abwarten!»

Высота фриза составляет обычно около 30 см. Но при желании можно сделать его намного уже или шире.

Фриз в интерьере: с какой целью?

1. Ввести традиционную классическую составляющую.

Если это дорогой интерьер в классическом стиле - монтируют деревянные или лепные фризы. Если же речь идет о лаконичной , уместен будет сымитированный фриз.

2. Зрительно уменьшить высоту комнаты.

Если потолок слишком высокий, комната может выглядеть неуютной. В первую очередь это касается небольших по площади помещений. Высокие потолки делают их похожими на колодец. Фриз помогает визуально уменьшить высоту стен и тем самым избежать эффекта трубы.

Дизайн: студия «Abwarten!»

Неважно, сливается ли фриз с потолком или контрастирует с ним - желаемый эффект в любом случае проявляет себя.

3. Визуально выровнять верх комнаты.

Наличие нескольких дверных и оконных проёмов, расположенных на разной высоте, может создать ощущение хаоса и дисгармонии. Полоса под потолком зрительно выравнивает верхний ряд. Горизонталь перетягивает на себя внимание, делая неравномерности менее заметными.

  • Фриз (фр. frise ) в архитектуре - декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения
  • Фриз в декоративном искусстве - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, окаймляющая верхнюю часть стены, паркетные или плиточные полы, ковры, кромку мебели. Представляет собой орнамент или узорчатое изображение
  • Фриз - выступ по верхней или нижней части столярного изделия
  • Фриз - украшение на артиллерийском орудии
  • Фриз - сорт грубой толстой ворсистой шерстяной ткани. Похожа на байку. Использовалась для изготовления верхней одежды (например, фризовых шинелей)
  • Фриз (англ. freeze ) в кёрлинге - постановочный бросок, при котором свой камень ставится вплотную к камню соперника и как бы примораживается
  • Фриз (англ. freeze ) в компьютерном сленге - зависание , замирание изображения на экране, связанное с нехваткой системных ресурсов компьютера (прежде всего, оперативной памяти или видеопамяти)
  • Фриз - порода упряжной лошади
  • Фриз - также в молодёжном сленге название бляхи , крепящейся на ремень
  • Фриз (брейк-данс) (англ. freeze ) в брейк-дансе - зависание, чаще - в виде стойки на руках, голове, плече и др.
  • Фриз в «Танках Онлайн » - оружие второго поколения, продолжение огнемёта , способное замораживать вражеские танки , значительно снижая их скорость.

Фамилии

  • Фриз (нем. Fries ) - немецкая фамилия
    • Фриз, Чарлз Карпентер (1887-1967) - американский лингвист
    • Фриз, Якоб Фридрих (1773-1843) - немецкий философ
    • Фриз, Яков Яковлевич (? -1801) - русский писатель, штаб-лекарь, член-корреспондент Императорской Академии Наук
    • Фрис, Элиас Магнус (1794-1878) - шведский ботаник
  • Де Фриз (Фриз , нидерл. De Vries ) - нидерландская фамилия
    • Де Фриз, Мартин Геритсон (Фриз, Мартин Геритсон де ) - нидерландский мореплаватель XVII века
    • Де Фриз, Виллем Хенрик (нидерл. Willem Hendrik de Vriese , 1806-1862) - нидерландский ботаник и врач
    • Де Фриз, Хуго (Де Фрис, Хуго ; 1848-1935) - нидерландский ботаник

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Бэмби 2

Смотреть что такое "Фриз" в других словарях:

    ФРИЗ - (Fries) Якоб Фридрих (23.8.1773, Барби, Саксония, 10.8.1843, Йена), нем. философидеалист. В 1818 24 лишён профессуры за участие в студенч. движении. Истолковывал учение Канта в духе психологизма, считая, что априорные элементы познания… … Философская энциклопедия

    ФРИЗ - (фр. frise, от лат. frisium вышивка). 1) в архитектуре: часть антаблемента между архитравом и карнизом. 2) сорт шерстяной материи с завитым ворсом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФРИЗ 1) в… … Словарь иностранных слов русского языка

    фриз - 1. ФРИЗ, а; м. [франц. frise] 1. Архит. Верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком. Дорический ф. Орнаментальный ф. Пустить барельеф по всему фризу. Здание опоясано широким фризом. //… … Энциклопедический словарь

    Фриз - (франц. frise), 1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом, в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой… … Художественная энциклопедия

    фриз - 1 іменник чоловічого роду, істота представник народності фриз 2 іменник чоловічого роду, істота в архітектурі фриз 3 іменник чоловічого роду тканина рідко … Орфографічний словник української мови

    Фриз - (показан стрелкой). ФРИЗ (французское frise), 1) в архитектурных ордерах средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере разделяется на триглифы и метопы, в ионическом ордере и в коринфском ордере заполняется сплошной … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ФРИЗ М. Г. - ФРИЗ М. Г. см. Де Фриз М. Г … Большой Энциклопедический словарь

    ФРИЗ - Хуго де, см. ДЕ ФРИЗ … Научно-технический энциклопедический словарь

    ФРИЗ - 1. ФРИЗ1, фриза, муж. (франц. frise). 1. Средняя часть антаблемента, часть стены в виде узкой полосы, расположенная между архитравом и карнизом, обычно украшенная рисунком (архит.). Ионийский фриз. 2. Бордюр паркета, стены, ковра (спец.). 3.… … Толковый словарь Ушакова

Эта статья уделит внимание разбору ответа на вопрос: «Что такое фреза?» Здесь мы изучим определение этого предмета, его предназначение и видовое разнообразие. Кратко ознакомимся с технологией изготовления и создания покрытия поверхности рабочей части инструмента.

Введение

В бытовой и промышленной деятельности можно нередко встретить вопрос: «Что такое фреза?» Отвечая на него, можно сказать, что это - специализированный инструмент, обладающий одним или некоторым числом режущих лезвий (еще их называют зубья) для осуществления фрезеровки.

По принадлежности к геометрическому исполнению выделяют концевую, червячную, торцевую, цилиндрическую и др. типы форм.

В зависимости от обрабатываемого материала различают фрезу для древесины, обычной и нержавеющей стали, сплавов меди, алюминия и т. д.

Фрезы для фрезера могут также классифицироваться по материалу, что послужил основой для режущей части. Например, может для этого использоваться быстрорежущая сталь, твердые сплавы, минералокерамика, металлокерамика, алмазы и массивы кардной проволоки.

Тип устройства конструкции и зубьев на фрезе вызывает разделение данных инструментов на несколько видов:

  • цельный (образован одним материалом);
  • напайный (наделен режущими напайными компонентами);
  • сварной (хвостовая и режущая части создаются из различных материалов и соединяются посредством сварки);
  • сборный (детали соединены крепежными элементами).

Отдельно выделяется фрезерная головка - инструмент, обладающий сменным рядом пластин из определенного крепкого сплава, обычно из быстрорежущей стали. Такая фреза называется механической, а головка без ножевой части - это корпус.

Понятие фрезы

Отвечая на вопрос о том, что такое фреза, важно будет упомянуть о понятии фрезы концевого типа. Это режущий инструмент, эксплуатируемый в фрезерных станках на промышленных предприятиях. Концевая фреза (КФ) имеет ряд характерных отличий от сверла, который можно отслеживать в применении, геометрии и процессе производства. Одним из ярких отличий служит способность КФ работать, двигаясь в любом направлении, в то время как сверло предназначено лишь для осевого движения. Этот ряд инструментов, например, еще может отличаться формой крепления в механизме шпинделя станка: крепление фрез производят, как правило, посредством использования хвоста цилиндрической или конической геометрической формы.

КФ разделяются на такие виды:

  • стандартная, с зубчатым шагом неравномерного и окружного характера, а также с хвостиком, обладающим формой цилиндра или конуса;
  • предназначенная для механизма с Т-образным пазом;
  • используемая для сегментного ряда шпонок;
  • оснащенная набором коронок и винтовых пластинок из твердых сплавов;
  • шпоночная из твердого сплава ;
  • шпоночная с хвостовиком цилиндрической или конической формы.

Наличие плоского торца

Фрезы для ручного фрезера могут иметь плоскую форму, которую используют для раскройки, выборки и обработки чернового типа. Концевая часть фрезы наделена п-образной формой, а диаметр хвостовика и рабочей частей чаще всего не меньше 0.2 мм. Часто им могут придавать угловую и округленную форму с величиной радиуса до половины миллиметра. Количество зубьев чаще всего не выходит за предел шести. Фреза имеет витки, направляющие отвод стружки. В зависимости от их направления инструменты могут быть право- или левонаправленными, отводящими стружку соответственно вверх и вниз. А также прямыми (стружка снимается в соответствии с вектором движения) или гибридными.

Одним из пунктов ответа на вопрос о том, что такое фреза, является определение сферы ее применения:

  • Фреза с торцевой частью плоского типа и с одним зубцом эксплуатируется для раскройки и черновых работ при обработке материала.
  • Фреза с торцевой частью плоского типа и с двумя зубчиками используется для черновых работ, получистовой обработки и раскройки.
  • Фреза с торцевой частью плоского типа и с количеством зубьев от трех и выше используется чаще всего для проведения выборки, обработки чистовой и получистовой при работе с металлами мягкого типа, а также для двух видов стали: легированной и углеродистой.

Фрезы углового типа

На производстве одной из отдельных ветвей изготовления фрез выделяют угловые. Чаще всего их применяют для проведения фрезеровочных работ с канавками. Они различаются по наличию одной или двух головок.

Инструмент с одним углом находит свое применение в вырезании канавок прямого типа на фрезе или ином инструменте. Двухугловые с отсутствующей симметрией фрезы эксплуатируются для проведения фрезерования не только прямых но и винтовых прорезей. Обладающие симметрией применяют для механической обработки фасонного ряда канавок.

Понятие о дисковых фрезах

Ручная фреза по дереву, как и механическая, использует чаще угловые или плоские насадки. Работа, связанная с резкой, разрезом и другими операциями, связанными с грубой обработкой металлов и некоторых неметаллов, возможна с применением дисковых фрез.

Среди подобных инструментов выделяют три типа: двусторонний и трехсторонний, а также шпоночный (или шлицевой).

Фрезы шлицевого и дискового типа изготавливаются с зубьями, расположенными лишь на цилиндрической плоскости. С целью уменьшения трения по торцу толщину инструмента увеличивают в области периферии, а вот центральная часть делается уже и тоньше. Одной из важных характеристик в механизме пазовой фрезы дисковой формы является создание ширины с четко определенным и очень точным исполнением. Одной из главных областей, где дисковые фрезы находят свое применение, является проведение распилочных работ по дереву и металлам.

Дисковые фрезы двустороннего типа, помимо зубчиков, что расположены на поверхности цилиндрической формы, имеют зубцы и на торцевой части.

Трехсторонние изготавливаются так, чтобы зубья расположены были на поверхности с цилиндрической геометрией и при этом на обоих торцевых элементах. Недостатком такой конструкции является уменьшение благоприятного масштаба деятельности торцевых зубцов, чем у зубчиков, что располагают на цилиндрической поверхности. Это связанно с увеличением требований к точности проведения работы. Также это носит и функциональный характер, например, маленькая глубина канавы у торца не даст возможности добиться нужной формы у задних и передних углов. Это справедливо как для ручной фрезы, так и для механической.

Применение дисковых фрез

Данные инструменты, сделанные из твердосплавных пластин, могут подвергаться регулированию. Другими словами, в зависимости от позиции картриджа, к которому прикрепляют пластинки, фреза может придавать пазу различную ширину.

Фрезы разделяют по типу крепления пластин на два типа: напайные и сменные. Чаще всего оба вида находят свое применение в проведении профилирования деталей из дерева, для создания евроокон и штапиков для фасада мебели из древесины. Также можно изготавливать филенчатые двери, двери под стекло, дверные короба и филенки, плинтусы (обычные, евро, реечные). Список запчастей или деталей, которые можно изготовить посредством использования дисковой фрезы, является довольно большим, и его можно еще долго продолжать.

Наличие сферического торца

В механизме металлообработки посредством фрезы, имеющей торец сферической формы, изготавливают множество деталей крайне сложной геометрической формы. Примером таких запчастей может служить штамп, пресс-форма, лопатка для турбины и т. д. В преобладающем количестве случаев фрезы с головкой сферической формы изготавливаются цельнотвердосплавными. Другими словами, они монолитные. Также иногда можно встретить варианты с пластинками, которые можно сменить.

Фреза по дереву с торцом сферического типа чаще всего применяется для изготовления 3D-деталей, различной мебели, составных частей декора и т. п.

Изготовление

Инструмент, который мы рассматриваем в статье, чаще всего изготавливается из металлов и их сплавов, обладающих большой прочностью. Заготовка делается из прутка, сделанного изначально с определенным диаметром. Далее начинается процесс механической обработки на двух станках - фрезерном и токарном. Полученную заготовку подвергают термообработке. Этот процесс протекает в солевой бане с температурным показателем от 650 до 1200 градусов по Цельсию. Финальную форму фреза приобретает посредством чистовой обработки на шлифовальной машине.

Покрытие

После того как фрезы были изобретены, спустя какое-то время люди задумались о том, как уменьшить износ и трение данного инструмента. Еще позже нас заинтересовало упрочение другими способами и применение покрытия, обладающего стойкостью к износу. Сегодня такими покрытиями являются:

  • Покрытие из нитрида алюминия-титана.
  • Напыление из нитридов титана золотисто-желтого цвета.
  • Напыление с использованием цианида титана. Оно имеет темно-фиолетовый цвет.
  • Напыление вакуумного типа.
  • Напыление соединения нитрид алюминия-титан-хрома. Его также называют PVD-покрытием.

Краткий анализ одного из методов

Рассмотрим для примера краткую характеристику вакуумно-дугового нанесения покрытия. Оно является физическим методом нанесения тонкой пленки в пространстве вакуума посредством использования конденсации на подложке материала, образованного плазменным потоком. Течение генерируется на мишени-катоде в пятне катода дуги вакуума, обладающего сильноточным и низковольтным разрядом. Эта форма покрытия развивается только в паре материала, из которого сделан электрод. Величина фрезы в мм может сильно варьироваться в зависимости от области ее применения и материала, с которым будет проводиться работа. Сам по себе процесс является довольно сложным в исполнении и проводится на специализированных аппаратах работниками с высокой квалификацией.

Массив кардной проволоки. В зависимости от конструкции и типа зубьев фрезы бывают цельные (полностью из одного материала), сварные (хвостовик и режущая часть состоит из различного материала, соединённые сваркой), напайные (с напаянными режущими элементами), сборные (из различного материала, но соединённые стандартными крепёжными элементами - винтами, болтами, гайками, клиньями). Отдельно выделяют фрезерные головки - фрезы со сменными пластинами из твердого сплава и быстрорежущей стали . Также такие фрезы часто называют механическими, а головку без ножей - корпусом. На рисунке представлена торцовая фреза с механическим креплением твёрдосплавных пластин.

Концевые фрезы

Концевая фреза (end mill) - это режущий инструмент, используемый в промышленных фрезерных станках. Она отличается от сверла применением, геометрией и производством. В то время как сверло может работать только в осевом направлении, концевые фрезы в общем случае могут работать во всех направлениях, хотя некоторые из них не могут работать в осевом направлении. Концевые фрезы отличаются креплением в шпинделе фрезерного станка. Крепление фрез в шпинделе станка производят при помощи цилиндрического или конического хвоста.

Концевые фрезы подразделяют на:

  • концевые обыкновенные с неравномерным окружным шагом зубьев, с цилиндрическим и коническим хвостовиками;
  • концевые, оснащённые коронками и винтовыми пластинками из твёрдого сплава;
  • концевые шпоночные с цилиндрическим и коническим хвостовиками;
  • шпоночные, оснащённые твёрдым сплавом;
  • концевые для Т-образных пазов;
  • концевые для сегментных шпонок.

Фрезы с плоским торцом

Фрезы с плоским торцом используются для раскроя, выборки, черновой обработки. Кончик фрезы имеет «П» образную форму. Диаметр хвостовика от 0.2 мм. Диаметр рабочей части от 0.2 мм. В ряде случаев имеет угловые скругления с радиусом до 0.5 мм. Количество зубьев варьируется от 1 до 6. Направление витков для отвода стружки может иметь разные направления: правое (стружка вверх), левое (стружка вниз), прямое (стружка по вектору движения), гибридное (правое с одним витком влево).

Сфера применения зависит от количества зубьев:

  • фреза с плоским торцом одним зубом используется для чёрной обработки, раскроя;
  • фреза с плоским торцом двумя зубьями используется для черновой, получистовой обработки и раскроя;
  • фреза с плоским торцом с количеством зубьев более трех используется для выборки, получистовой и чистовой обработки мягким металлов, стали, углеродистой и легированной стали.

Угловые фрезы

Угловые фрезы находят применение преимущественно для фрезерования канавок. Они бывают:

  • одноугловые;
  • двухугловые.

Одноугловые фрезы применяют для фрезерования прямых канавок на фрезах и другом инструменте.

Двухугловые несимметричные фрезы применяют для фрезерования прямых и винтовых канавок, а симметричные для фрезерования канавок фасонных фрез.

Дисковые фрезы

Дисковые фрезы необходимы для резки, разрезов или других операций, связанных с грубой обработкой металла или неметалла.

Дисковые фрезы бывают трёх типов:

  • шлицевые или шпоночные ;
  • двусторонние;
  • трёхсторонние.

Шлицевые дисковые фрезы имеют зубья только на цилиндрической поверхности. Для уменьшения трения по торцам толщина фрезы делается на периферии больше, чем в центральной части у ступицы. Важным элементом дисковой пазовой фрезы является ширина, так как фреза предназначена в том числе и для обработки пазов. Важной областью применения дисковой пазовой фрезы является распиловка заготовок из дерева и металла.

Двусторонние дисковые фрезы, кроме зубьев, расположенных на цилиндрической поверхности, имеют зубья на торце.

У трёхсторонних дисковых фрез зубья расположены на цилиндрической поверхности и на обоих торцах. Условия резания у торцовых зубьев менее благоприятны, чем у зубьев, расположенных на цилиндрической поверхности. Небольшая глубина канавки у торца не даёт возможности получить необходимые задние и передние углы.

Дисковые фрезы со сменными твердосплавными пластинами могут быть регулируемыми, то есть в зависимости от положения картриджей, к которым крепятся пластины, фреза может делать пазы различной ширины.

Фрезы бывают с напайными пластинами и со сменными.

Зачастую фрезы применяют для профилирования деревянных деталей для изготовления деревянных евроокон, дверного штапика, для мебельных фасадов, изготовления окон, филенчатых дверей, дверей под стекло, филенки и дверной коробки, плинтуса, реечного плинтуса, европлинтуса, изготовления галтелей, полугантелей, штапов, полуштапов, стенового бруса, для обработки пазов, обработки четвертей, изготовления доски пола паркета, для изготовления фасонных многопрофильных изделий, обшивочной доски вагонки, наличника, поручня, стенового бруса, обработки кромок бруса, для изготовления радиусной обшивочной доски для стенового бруса типа BLOCK-HOUSE.

Фрезы со сферическим торцом

В металлообработке фрезы со сферическим торцом используются для изготовления и др. деталей сложной формы. Таких, как штампы , пресс-формы , лопатки турбин и т. д. Хотя чаще фрезы со сферической головкой изготавливаются цельнотвердосплавными (монолитными), но встречаются и варианты со сменными пластинами.

В деревообработке фрезы со сферическим торцем используются при изготовлении 3D изделий (высокохудожественная фрезеровка) при производстве мебели, икон, элементов декора и тп. В последнее время часто используют конические фрезы со сферическим торцем для 3D фрезерования.

См. также

Производство

Фрезы изготавливают из прочных сплавов. Заготовки режутся из прутка необходимого диаметра и проходят механическую обработку на токарном и фрезерном станках. После чего заготовки подвергают термообработке в солевых банях при температуре от 650° до 1200°С. Конечный вид фрезе придаёт чистовая обработка на шлифовальном станке.

Покрытия

В начале 1990-х годов для уменьшения износа и трения, кроме иных методов упрочнения, начинается применение износостойких покрытий. В основном, это покрытия из:

  • AlTiN (нитрид алюминия-титана)
  • Напыление нитрида титана (TiN) (золотисто-жёлтое покрытие)
  • Напыление цианида титана (TiCN - голубовато-серое покрытие)
  • Вакуумное напыление TiAlN (темно-фиолетовое покрытие)
  • Напыление нитрида алюминия-титана-хрома (TiAlCrN - PVD покрытие).

Напишите отзыв о статье "Фреза"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Металлорежущие инструменты. Учебник (гриф УМО). Томск: Изд-во Томского ун-та. 2003. 392 с. (250 экз.).
  • Кожевников Д. В., Кирсанов С. В. Резание материалов. Учебник (гриф УМО). М.:Машиностроение. 2007. 304 с. (2000 экз.).

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фреза

Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
– Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.
«Нет, это так, от неожиданности», – подумал Пьер. Но только что он хотел продолжать начатый разговор с княжной Марьей, он опять взглянул на Наташу, и еще сильнейшая краска покрыла его лицо, и еще сильнейшее волнение радости и страха охватило его душу. Он запутался в словах и остановился на середине речи.
Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально вопросительные.
Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо.

– Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья. – Граф и графиня будут на днях. Графиня в ужасном положении. Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной.
– Да, есть ли семья без своего горя? – сказал Пьер, обращаясь к Наташе. – Вы знаете, что это было в тот самый день, как нас освободили. Я видел его. Какой был прелестный мальчик.
Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.
Княжна Марья неохотно, как это всегда бывает, начала рассказывать про то положение, в котором она застала князя Андрея. Но вопросы Пьера, его оживленно беспокойный взгляд, его дрожащее от волнения лицо понемногу заставили ее вдаться в подробности, которые она боялась для самой себя возобновлять в воображенье.
– Да, да, так, так… – говорил Пьер, нагнувшись вперед всем телом над княжной Марьей и жадно вслушиваясь в ее рассказ. – Да, да; так он успокоился? смягчился? Он так всеми силами души всегда искал одного; быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти. Недостатки, которые были в нем, – если они были, – происходили не от него. Так он смягчился? – говорил Пьер. – Какое счастье, что он свиделся с вами, – сказал он Наташе, вдруг обращаясь к ней и глядя на нее полными слез глазами.
Лицо Наташи вздрогнуло. Она нахмурилась и на мгновенье опустила глаза. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?
– Да, это было счастье, – сказала она тихим грудным голосом, – для меня наверное это было счастье. – Она помолчала. – И он… он… он говорил, что он желал этого, в ту минуту, как я пришла к нему… – Голос Наташи оборвался. Она покраснела, сжала руки на коленах и вдруг, видимо сделав усилие над собой, подняла голову и быстро начала говорить:
– Мы ничего не знали, когда ехали из Москвы. Я не смела спросить про него. И вдруг Соня сказала мне, что он с нами. Я ничего не думала, не могла представить себе, в каком он положении; мне только надо было видеть его, быть с ним, – говорила она, дрожа и задыхаясь. И, не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала: все то, что она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославль.
Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая.
Княжна, сморщившись от желания удержать слезы, сидела подле Наташи и слушала в первый раз историю этих последних дней любви своего брата с Наташей.
Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи.
Она говорила, перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами, и, казалось, никогда не могла кончить. Несколько раз она повторяла то же самое.
За дверью послышался голос Десаля, спрашивавшего, можно ли Николушке войти проститься.
– Да вот и все, все… – сказала Наташа. Она быстро встала, в то время как входил Николушка, и почти побежала к двери, стукнулась головой о дверь, прикрытую портьерой, и с стоном не то боли, не то печали вырвалась из комнаты.
Пьер смотрел на дверь, в которую она вышла, и не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире.
Княжна Марья вызвала его из рассеянности, обратив его внимание на племянника, который вошел в комнату.
Лицо Николушки, похожее на отца, в минуту душевного размягчения, в котором Пьер теперь находился, так на него подействовало, что он, поцеловав Николушку, поспешно встал и, достав платок, отошел к окну. Он хотел проститься с княжной Марьей, но она удержала его.