Афины: географическое положение, особенности развития, история. Древние цивилизации

История Древней Греции разделяется на несколько основных периодов по главному центру развития культуры. Афины связаны прежде всего с классической культурной эпохой. Однако упоминание об этом городе встречаются и в связи с цивилизацией, развивавшейся гораздо раньше на острове Крит. Это знаменитый миф о Минотавре, в котором противостоящими сторонами были царь острова Крит Минос и сын царя Афин Эгея Тесей. Имеется связь с Афинами и в легенде о Дедале и Икаре. Потому интересно будет проследить историю развития Афинской культуры как с точки зрения мифологии, так и с точки зрения исторических фактов.

Кому владеть?

И начнем мы, а точнее уже начали, именно с мифологии, как наиболее важного в духовной жизни греков аспекта.

В преданиях точно не сказано, когда именно возникли Афины. Однако о первом властителе города в мифах есть яркое повествование. И это поверье о споре Афины и Посейдона. Кратко о том, в чем было дело и чем все закончилось. Спорили, разумеется, за власть над богатым портовым городом. Выиграть должен был тот, кто сделает дороже подарок его жителям. Посейдон стукнул своим трезубцем о землю, и оттуда забил ключ. Обрадовались горожане: с пресной водой здесь было очень непросто - не было ее почти, рядом только соленое море. Бросились к источнику и, о, ужас! Разочарование! Вода из него била тоже соленая...

Тогда Афина приступила к творению и вырастила оливковое дерево. А нет пресной воды, нет и растений. Но олива была весьма живуча и пригодна для местных природных условий. Ликовали горожане: и еда, и масло для различных нужд. Ну и зелень тоже. А в награду за столь бесценный подарок признали жители города Афину его властительницей. И имя дали в ее честь. Вот так и стал называться город - город богини Афины, или просто Афины.

Афиняне и критяне

Возвращаясь к истории с Лабиринтом Минотавра, мы приходим к самому древнему периоду греческой цивилизации, который также часто называют критским. Это время противостояния Крита и Афин в лице их властителей Миноса и Эгея. История возведения лабиринта на острове Крит для страшного чудища - получеловека, полубыка - сына Миноса, требующего себе на съедение человеческих жертв. Эти тела в качестве дани Миносу должен был выплачивать афинский царь Эгей. Для самого Эгея история с освобождением от страшной и позорной дани закончилась трагически. Напомню, он сбросился со скалы в море, узнав, что парус на возвращавшемся корабле остался черным. Это означало, что чудом обретенный сын его Тесей погиб в Лабиринте. В честь Эгея море стали называть Эгейским.

Трагичной была и судьба создателя Лабиринта Дедала - уроженца Афин, покинувшего родину из-за преследований по поводу случайной гибели его талантливого племянника, в убийстве которого Дедала обвинили. Во время бегства с Крита его взял под свою опеку Минос. В период пребывания у царя, Дедал построил знаменитый замок - Лабиринт. Поскольку Минос не хотел отпускать искусного мастера, тот решил бежать. Летевшие по небу на изготовленных из птичьих перьев и воска крыльях, Дедал и Икар так и не добрались до нового пристанища: Икар, поднявшись высоко к солнцу, упал и разбился о воду, а безутешный Дедал опустился на ближайшем острове, где и провел в горе остаток своих дней. Но память о нем осталась жить в созданных им творениях в родных Афинах.

Афины и Троя

Следующий период греческой культуры, после гибели Критской цивилизации от наводнения, произошедшего из-за землетрясения на соседнем острове Фера, мифы древних греков связываю с периодом Троянской войны, в которой против малоазиатского города, входившего тогда в территории греческих земель, участвовало множество полисов Древней Греции, в том числе и Афины. В истории этот период называют Микенским - по главному культурному центру цивилизации Микенам.

Но вернемся к мифам. Младший сын царя Трои Приама Парис, тогда еще простой пастух, был избран Зевсом в качестве судьи в споре трех богинь за звание прекраснейшей. Знаменитое яблоко раздора он вручил Афродите, разгневав тем самым могущественнейших Афину и Геру. И они не забыли оскорбления, встав несколько позже на сторону ахейского войска.

Парис же, умыкнув из Спарты у царя Менелая его жену - прекрасную Елену, любовь которой даровала ему в награду Афродита, - увез ее в родную Трою. Менелай призвал к отмщению, и на призыв откликнулись все величайшие мужи Эллады, в том числе и его друг, царь Афин Агамемнон.

Войско данайцев, возглавляемое Ахиллесом и Агамемноном, осадило Трою, и осада продлилась целых десять лет. За это время многие расстались с жизнью: друг Ахиллеса Патрокл, брат Париса Гектор, сам Ахиллес, Лаокоон и его сыновья, и многие жители позже разграбленной и сожженной Трои. Через некоторое время смерть настигла и сестру Париса вещую Кассандру, взятую в рабство Агамемноном. По дороге домой Кассандра родила афинскому царю сыновей, но по прибытии на родину в Афины все они, вместе с Анамемноном, были умерщвлены его женой.

Эпоха классической Греции: начало

Теперь поговорим о времени, когда начало зарождаться афинское государство. Эта эпоха возникла через несколько веков после загадочной гибели Микенской цивилизации. В этот период в центральной области Древней Греции Аттике, стали образовываться города-государства, с прилегающими к ним пахотными землями, называемыми полисами. В разное время происходило возвышение то одних территорий, то других. Все полисы Древней Греции боролись за ведущее положение. Особенно Спарта и Афины.

Поскольку афинские земли были небогаты водой и плодородными почвами, здесь по большей части развивались не земледелие и скотоводство, а ремесла. Уже в VIII-VII вв. до н. э. в Афинах было открыто большое количество мастерских горшечников, кузнецов, сапожников, которые торговали своим товаром в лавках. В предместьях Афин развивались виноградарство и выращивание оливок, а также изготовление оливкового масла.

Управление Афинами в додемократический период

До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.

Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.

Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.

Афинская демократия: основы

Начнем с того, что определим суть самого понятия: в дословном переводе слово "демократия" означает "власть народа" (демос - народ).

Зарождение в Афинах новой формы управления произошло в VI в. до н. э. и связано с управлением архонта Солона.

После восстания демоса между ним и знатью было заключено перемирие и проведены совместные выборы Ареопага. Главным архонтом в нем сообща и был избран Солон - уроженец Афин, занимавшийся почетным делом - морской торговлей, происходивший из знатного рода, но не имевший особых богатств, рано познавший труд, честный, справедливый и мудрый. Он устанавливает в Афинах новые законы и прежде всего отменяет долговое рабство. Это было важным событием в истории Древних Афин. По законам Солона в архонты теперь могли избираться даже незнатные граждане, но обязательно богатые. Кроме того, для решения самых важных дел стали созывать Народное собрание, в состав которого входили все свободные мужчины Афин.

Был также учрежден выборный суд и отменены многие законы Драконта. Судьи выбирались среди всех граждан Афин вне сословия и достатка не моложе 30 лет. Главным условием было отсутствие дурных поступков. На суде, кроме обвиняемого и обвинителя стали выслушивать и свидетелей. Решение о виновности или невиновности принимали путем тайного голосования белыми и черными камешками.

Все долговые рабы были отпущены на волю и отвечали перед теми, кому задолжали, только своим имуществом.

Итоги деятельности Солона

В целом попытки Солона установить в Афинском государстве демократию были решены лишь частично. Главным недостатком его деятельности следует считать нерешенный земельный вопрос: плодородные земли, в избытке находящиеся в руках богачей и знати, так и не были отобраны и распределены равномерно между всеми гражданами. Это вызывало недовольство демоса. А знать возмущалась против того, что ее лишили дешевых рабов и права получить с должников прежние налоги, которые им были прощены.

Расцвет демократии в Древних Афинах

Начало этого периода связывают с победой греков над персами и правлением Перикла. Государственное устройство Древних Афин при Перикле характеризовалось обновленной системой управления. Это был V век до нашей эры. В управлении участвовал весь демос Афин без разницы, отличался он знатностью по происхождению, считался богатым или бедным.

Главным органом управления выступало Народное собрание, в которое могли входить все афинские граждане мужского пола по достижении ими 20 лет. Собираясь 3-4 раза в месяц, собрание не только распоряжалось казной, решало вопросы войны и мира, управления государством, но и выбирало десять стратегов на один год правления, главным из которых был первый. Перикл долгое время удерживал эту должность в своих руках за счет всеобщего уважения.

В управлении афинским государством участвовал и совещательный орган - Совет пятисот. Но даже если он был против внесенного предложения, его все равно ставили на голосование в Народном собрании.

Благодаря деятельности Перикла в Афинах были введены оплачиваемые чиновничьи должности. Это было необходимо для того, чтобы не только богачи принимали участие в управлении государством, но и бедные земледельцы.

Кроме того, за период правления Перикла город активно развивался и расцветал, а культура Древних Афин достигла невероятно высокого уровня. Его власть длилась пятнадцать лет.

Афины при Перикле

Описание Древних Афин следует начать с самого сердца города - Акрополя - холма, на котором благодаря Периклу и Фидию были возведены величайшие архитектурные и скульптурные памятники греческой культуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи, театр Диониса, пинакотека, установлена уникальная статуя богини Афины.


Центром города служила главная площадь Древних Афин - Агора. Здесь располагался главный городской рынок, храмы богам, портики для бесед и встреч, здание для заседаний Совета пятисот и Круглое здание, в котором его представители несли круглосуточный дозор во время опасности.


Интересным местечком "бедных" Афин был район гончаров-ремесленников Керамик, где родилось удивительное древнегреческое искусство - вазопись.

В предместьях Афин, на берегу Средиземного моря расположился главный афинский порт Пирей, состоящий из одной торговой и двух военных гаваней, верфи и рынка. Защиту дороги от Пирея к Афинам осуществляли Длинные стены.


При Перикле Древние Афины превратились в крупнейший ремесленный, культурный и торговый центр.

  • Ок. 508 г. до н. э. — в Афинах побеждает демократия.
  • 461-429 гг. до н. э. — эпоха Перикла в Афинах.
  • 447-438 гг. до н. э. — строительство Парфенона.
  • 431-404 гг. до н. э. — Пелопоннесская война.

Древние Афины первыми из многочисленных городов-государств призвали к объединению сил для совместной защиты от новых вторжений Персии после греко-персидских войн. Для этого здесь был построен мощный флот.

В Афинах все мужчины-граждане могли высказаться о том, как следует управлять городом. Каждые десять дней они встречались, чтобы обсудить новые законы и голосованием принять решения. Этот тип правления называется демократией , что означает «власть народа». Женщины, иностранцы и рабы к голосованию не допускались.

Афинские храмы

Греки возводили величественные храмы из ослепительно белого мрамора. У большинства храмов крыши были треугольной формы и покоились на рядах колонн. Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский.

Афинская агора

Афинская агора — центральная площадь и рынок в центре Афин. Она находится у подножья холма, который носит название Акрополь. Дорога, ведущая на Акрополь, называется «священный путь». На вершине холма находился храм Афины, богини мудрости и войны, который назывался Парфенон. Через главные ворота храма проходили религиозные шествия.

Мужчины ходили на агору, чтобы встречаться с друзьями. Мужчины же обычно и делали покупки на рынке. Люди со всей Греции приезжали в Афины, чтобы приобрести в агоре керамическую посуду. Жители из других городов могли поменять свои деньги у трапезита. Жонглеры на рынке развлекали толпу.

На рынке в афинской агоре продавался широкий спектр товаров. На прилавках продавали шерсть и льняную ткань, глиняные светильники, цветы, оливковое масло для светильников и даже рабы. В здании, носящем название «стоя», находились лавки. В них продавали золото, пряности и шелк. Продавалась в агоре и пища: горячая еда , мясо, фрукты и овощи, мёд для приготовления сладких блюд, яйца , сыр. Мясо во время продажи выкладывали на мраморную плиту, поддерживающую его охлажденным. Материал с сайта

Греческие мыслители задавались вопросом о смысле человеческого бытия. Два наиболее знаменитых философа, Сократ и Платон, жили в Афинах. Ученые пытались объяснить устройство мира. Они изучали растения , животных , человеческое тело, Солнце и звезды . Такие ученые, как Пифагор, открыли законы, которые по сей день применяют в математике. Грек по имени Геродот написал первую достоверную книгу по истории . Она была посвящена греко-персидским войнам.

Картинки (фото, рисунки)

  • Перикл
  • Греческие воины. Роспись на вазе
  • Рынок (агора) в центре Афин
  • Парфенон в Афинах - типичный греческий храм
  • Политик, произносящий речь перед афинскими гражданами
  • Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский
  • Платон
  • Сократ
  • Рукопись, содержащая известную теорему Пифагора
  • Геродот расспрашивает ветеранов греко­-персидских войн

На весь мир прославлен этот поистине легендарный греческий город. Столица древней и современной Греции за свою историю пережила величайшие взлеты и не менее эпичные падения. Словно птица Феникс Афины возрождались после разрушительных войн, захватов и природных катастроф. При этом грекам удалось сохранить часть исторического наследия города: сегодня руины Акрополя и останки античных скульптур соседствуют с фешенебельными отелями и современными торговыми центрами. Об особенностях самого важного греческого полиса и пойдет речь в сегодняшнем материале.

История этих славных мест насчитывает почти десять тысячелетий. Точная дата основания города Афины неизвестна, но по распространенной версии поселения здесь появились в 7 тыс. до н.э.. Расположились они в южной части Аттики, где находятся невысокие горы, прикрывающие долину с поселениями с трех сторон.

Основателем Афин считают первого правителя в афинском царстве – царя Кекропа, который был наполовину человек, наполовину змей. По легенде, выбирая покровителя города, он задал богам простую задачу: сделать полезный подарок. Посейдон подарил фонтан, но вода в нем оказалось соленой и непригодной для питья. А богиня Афина одарила новый полис деревцем с необычными плодами – оливами. Кекроп выбрал подарок богини, в честь которой и назвали город Афины (Athens).

Апогея славы Афины достигли в 5 веке до нашей эры. Собственно с 500 до 300 г. до н.э. золотого века развития достигла вся Древняя Греция, а ее столица и вовсе стала колыбелью культуры, экономики и политики. Впрочем, политический строй греческой страны был таков, что Афины были не столько столицей Греции, сколько выступали в роли независимого государства. Полис оставался важнейшим центром античных времен вплоть до расцвета Римской Империи.

В третьем веке нашей эры Афины утрачивают былое величие и становятся провинциальным городком. Затем идут долгие столетия постоянных войн и захватов иноземными войсками, приводящие к разграблениям, разрушениям и даже сожжению Афин. Новый виток истории города начинается только в 19 веке, когда грекам удалось освободиться от диктата Османской Империи.

С 1833 года Афины официальная столица Греции. Добившись независимости, греческое королевство начинает быстро развиваться. Король Оттон Баварский намеревался вернуть стране былое величие и восстановить престиж столицы. Для этого в Афины вызвали архитекторов, спроектировавших в неоклассическом стиле несколько городских улиц и общественных зданий (в т.ч. Афинский университет, Национальный парк, площадь Синтагма и др). Постепенно город приобретал былой облик и в 1896 году на новом стадионе здесь провели первые современные Олимпийские игры.

20 век знаменателен началом археологических раскопок, которые помогают восстанавливать наследие античной Греции. В 1920 годах греки подписывают договор с турками об обмене населением, в результате чего на Афины накатывает волна переселенцев. К этому прибавляются удачные для греков договоры по Балканским войнам, после заключения которых территория и население страны, в т.ч. Афин, увеличивается вдвое.

Во времена Второй мировой город попадает под немецкую оккупацию, но после войны вновь продолжает стремительное развитие. Строительный и промышленный бум середины XX века, в начале XXI века приводит к транспортным и экологическим проблемам. На сегодняшний день часть их успешно удалось решить, чему во многом поспособствовала афинская Олимпиада 2004 года.

Современные Афины – это динамичный город, сочетающий античное наследие с яркой и бурной жизнью Европы XXI века. Здесь есть множество ночных клубов, брендовых магазинов, развлекательных центров и туристических отелей. Но над всем этим по-прежнему возвышаются древний Акрополь, Храм Зевса Олимпийского, Парфенон и останки древних театров.

Географическое расположение

Находятся Афины в материковой Греции, на юге Балканского полуострова. Полис расположился на центральной равнине Аттики, окруженной горами и заливом Сароникс. За годы активной застройки и заселения город вплотную приблизился к этим естественным границам. Так что дальнейшее расширение городской территории практически невозможно.

Греция это юго-восточная Европа, а Афины один из самых южных европейских городов. Но карта стран Европы вам вряд ли понадобится, а вот план города Афины пригодится любому путешественнику. Город очень большой, поэтому передвигаться без схемы улиц довольно затруднительно.

Население

Все знают, какая славная столица у Греции и, как называются основные достопримечательности Афин . Но, мало кому известно, что население города Афины составляет 1/3 всего населения страны! Только вдумайтесь, в одном городе проживает треть жителей государства.

Численность постоянного населения в Афинах на 2017 г. составляет более 3,5 млн. человек, в то время как общее количество жителей Греции на тот же год 10, 9 млн человек. При этом в столичном городе также проживают мигранты и часть местного населения, прописанного в других регионах. Приблизительно их число можно оценить еще в 500 тыс. человек. Вот какая вместительная столица у греков.

Климат

Как и вся страна, Афины находятся под влиянием средиземноморского климата. Он обеспечивает стабильно солнечное жаркое лето и продолжительную осень, по факту плавно переходящую в весну. Зимние заморозки в регионе встречаются редко.

Местность, где расположены Афины, отличается пониженной влажностью, поэтому летний зной переносится комфортно. Летние температуры достигают значения в +30°С и выше. Дождливых дней больше всего осенью, летом же выпадение осадков очень редкий случай.

Как добраться до Афин

До греческой столицы можно добраться самолетом, паромом и наземным транспортом.

Воздушная гавань города носит название Элефтериос Венизелос. Прилетев в аэропорт Афин , очень легко отправиться сразу в центр города. От терминала проложена ветка метро , а также из аэропорта в город отправляются многочисленные автобусы и пригородные поезда.

Порт Пирей – морские ворота в столичные Афины. Сюда причаливают иностранные суда, а также бесконечный поток местных паромов самой разнообразной вместимости. Учтите, что в зимний период, расписание кораблей часто нарушают капризы погоды.

Заехать в Афины на авто или автобусе можно по многочисленным магистралям и трассам. Расстояние, время в пути и комфорт маршрута, естественно, зависит от исходного пункта отправления.

Лучшее время года для посещения Афин определить трудно. Весной и летом самые жаркие температуры и пик сезона, но и стоимость отдыха дороже. Осенью и зимой спрос на отдых ниже, но погодные условия хуже. Впрочем, если хорошо поискать, то можно найти горячее предложение и отправиться на отдых в Греции и Афинах по скидке. Для этого просматривайте календарь низких цен на авиабилеты и онлайн-сервисы по подбору путевок и жилья.

Афины путеводитель

Здесь наш материал про отдых в Афинах подходит к экватору, и от сухих фактов и теории мы начинаем переходить к туристической практике, т.е. прогулкам по городу. Далее мы расскажем про самые интересные места Афин и уникальные достопримечательности Греции, которые сохранились в столичном городе. А также затронем нюансы и тонкости афинского туризма и, конечно же, поговорим про отели в Афинах.

Море и пляжи в Афинах

В пригороде столицы расположено много прибрежных поселков с ухоженными и обустроенными побережьями. Наиболее популярны у туристов следующие местные пляжи:

  • Вула;
  • Астерос;
  • Фалирон;
  • Алимас;
  • Акти Вульягмени.

Лучшее время для пляжного отдыха в греческой столице июль-август. Добраться до побережья можно на общественном транспорте. В большинстве случаев удобнее сесть на трамвай №3, т.к. линии идут вдоль прибрежной зоны. До Вульягмени курсирует автобус №122.

Районы Афин

Столичный греческий полис поделен на семь округов, но туристам рекомендуется селиться только в центре Афин. Это продиктовано как развитой инфраструктурой и близостью достопримечательностей, так и вопросами безопасности.

Плака

Самый исторически значимый район города, расположившийся у подножия Акрополя. Особо атмосферно в Анафиотике, западной части Плаки. Здесь узкие мощеные улочки и традиционные для греческой архитектуры невысокие белые домики создают впечатление действительно Древней Эллады.

В районе очень развита туристическая инфраструктура: много кафе, таверн, магазинов, отелей и развлечений. Богато и историческое наследие местности. Здесь можно познакомиться с античными памятниками, а также достопримечательностями времен византийского и турецкого господства.

Монастираки

Еще один старейший район города, вплотную соседствующий с Акрополем.

Монастираки фактически крупный торгово-исторический центр города. Здесь расположены знаменитые достопримечательности: Башня ветров , мечеть Фетия, библиотека Адриана. А какая прекрасная панорама открывается на Акрополь с местного Керамикса (античное кладбище). Другого такого вида на Древнюю Элладу не найти во всем городе.

Отдельно стоит упомянуть местный рынок и несметное множество магазинов на улице Эрму. Любителям шопинга и распродаж, несомненно, стоит селиться именно здесь.


Тисио

Спокойный и умиротворенный район, фактически парковая зона. Здесь можно отдохнуть от шумной городской суеты и насладиться прохладой местных парков. В то же время, географическое положение района позволяет легко добраться до центра Афин, расположенного на несколько сотен метров к востоку.

В Тисио также есть множество мест для культурного отдыха. В этом районе можно:

  • посмотреть на руины комплекса Агоры;
  • прогуляться по пешеходной улице имени Апостола Павла;
  • отправиться на холм Пникс;
  • посетить Афинскую консерваторию, обсерваторию и театр Дора Страту.

И не забывайте про местные магазинчики, лавки, кафе и таверны.

Синтагма

Название району дала историческая площадь, которую называют не иначе как сердце Афин . Именно отсюда берут свое начало экскурсии в исторические Плаку и Монастираки, а также просто прогулки по городу.

Возле Синтагмы находится Национальный исторический музей, который является бывшим зданием парламента. А на самой площади расположился уже современный парламент, являющийся своеобразной достопримечательностью этих мест. Туристы могут осмотреть фасад и некоторые помещения здания, а также проследить за торжественным ритуалом смены караула.

Еще Синтагма славится Национальным парком, где можно насладиться тишиной и видами природы.

Безопасность в Афинах

Мы уже ответили на вопросы когда лучше поехать в Афины и где лучше жить в столице. Теперь поговорим о том, как себя вести в этом огромном греческом полисе.

Общие правила

Столица Греции многолюдна, и это обстоятельство порой играет на руку мошенникам и грабителям. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, старайтесь всегда следить за своими вещами и выполнять эти небольшие советы:

  1. Держите сумки спереди, а не сзади или сбоку;
  2. Не кладите ценные предметы в задние карманы;
  3. Не гуляйте по городу с рюкзаками (со спины легче совершить кражу);
  4. Не вклинивайтесь в толпы митингующих и демонстрантов, чтобы вас не задержала полиция.
  5. В общественном транспорте будьте собраны и держите сумку у себя на виду.

В какие районы лучше не ходить

Как и любой крупный мегаполис, Афины таят в себе опасные кварталы и их неблагонадежных обитателей. На дальних улочках города много попрошаек, бездомных и воришек. В частности, дурно славит Афины район площади Омония, особенно улица Софеклос. В ночное время для туристов опасны портовые улочки Пирея, окрестности ж/д вокзала Ларисса и площадь Карассаки.

Окрестности Афин

Помимо осмотра самой столицы также можно отправиться в путешествие по пригороду. Столичные окрестности отличаются как природными жемчужинами, так и собственными историческими достопримечательностями. Так, здесь можно увидеть плавучий музей Авероф, покорить гору Парнита, посетить зоологический парк или совершить морской круиз на остров Эгина или Гидра.

А если вас не пугает расстояние в 70 км, то стоит отправиться на мыс Сунион и осмотреть храм Посейдона . Даже руины строения производят сильное впечатление, а то, что здесь было в античности сравнимо разве что с Парфеноном.

Как передвигаться по городу

Нужно сказать, что система транспорта Афин отлично развита, но не всегда спасает от изнурительных пробок.

На автобус, троллейбус, трамвай, метро и поезд в пределах городской черты действует единый билет. За 1,4 евро вы можете совершить 90-минутную поездку с пересадками на любые виды транспорта. Также в продаже имеются суточные билеты за 4, 5€, а сразу на 5 суток билет стоит 9€.

Трамваи

Общая протяженность трамвайных линий Афин составляет 27 км. Длинная линия пролегает вдоль побережья, а по центру ее идет ответвление к району Синтагма. В городе курсируют 3 маршрута:

  • №3 Нео-Фалира – Вула;
  • №4 Синтагма – Нео-Фалира;
  • №5 Синтагма – Вула.

Рельсы проложены по обособленным улицам, так что афинским трамваям не страшны общегородские пробки.

Автобусы

На автобусах можно путешествовать не только по греческой столице, но и по ее пригородам. Автобусный парк насчитывает 1800 машин, а число маршрутов достигает цифры 300.

Из важных замечаний отметим, что в Греции все остановки производят только по требованию. Надо внимательно следить за дорогой, чтобы успеть нажать кнопку «стоп» и выйти на своей остановке. Если же вы ждете автобус на улице, то чтобы водитель остановился, следует махнуть рукой.

Метро

Еще один вид транспорта, с которым вы не рискуете попасть в пробки. Метро объединяет все основные транспортные узлы: порт, ж/д вокзал и аэропорт. Всего в городе работают 3 ветки:

  • №1 Пирей – Кифиссия (зеленая);
  • №2 Антуполи – Эллинико (красная);
  • №3 Агиа Марина – Аэропорт (голубая).

Отметим, что в греческом метро нет турникетов. Но билет обязательно надо прокомпостировать и сохранять всю поездку, т.к. на маршрутах работают контролеры.

Такси

Официальное такси – это желтые машины с шашечками и знаком Ταξί. Автомобили могут быть разных марок, но все они оборудованы счетчиками, по которым и происходит оплата за поездку. Основные тарифы таковы:

  • По городу 0,7€ за км;
  • Пригород 1, 2€ за км;
  • Посадка + 1,2 € к сумме поездки;
  • Вызов по телефону + 2 € к сумме поездки.

В ночное время расценки повышаются вдвое. При поездках будьте внимательные, т.к. нередко встречаются водители, желающие «подзаработать» на туристах, увеличив счет за дорогу.

Аренда авто

В городе множество прокатных бюро, но арендовать автомобиль мы бы рекомендовали только для загородных поездок. В Афинах интенсивное движение, частые пробки и проблема с парковками, так что арендованная машина может стать только лишней обузой. За городом же личный автомобиль, наоборот, имеет преимущество перед сбивчивым расписанием общественного транспорта.

Достопримечательности Афин

Греческая столица невероятно богата уникальными памятниками и объектами культурного отдыха.

Музеи

Выставок с различными экспонатами в городе можно насчитать более 250. Но наиболее интересные музеи это:

  • Акрополь;
  • Агора;
  • Археологический музей;
  • Корабль «Авероф»;
  • Музей Кикладского искусства.

В разгар сезона музейные экспозиции открыты для посещения ежедневно.

Туристические улицы

Церкви и храмы

Религиозных сооружений в городе тоже не счесть. До наших дней сохранилась античная культура: Акрополь и его многочисленные храмы. Также в Афинах много православных храмов: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, Монастырь Дафни, Храм Св. Георгия. Встречаются в городе и мусульманские памятники. Яркий пример – мечеть Цисдараки.

Экскурсии

Из Афин можно отправиться с экскурсией в любой уголок Греции. Если вы не хотите покидать столицу надолго, то отличным вариантом станет морская прогулка до соседних островов.

Отдых и развлечения

В Афинах есть чем заняться и помимо культурного отдыха.

Шопинг, магазины, сувениры

На улице Эрму расположено несколько десятков магазинов, в т.ч. брендовые бутики H&M, Zara, Benetton и многое другое. Здесь можно приобрести качественные вещи от европейских производителей.

Сувениры и подарки лучше закупать в небольших лавочках и на местных рынках. Оригинальным презентом станут изделия ручной работы из керамики или текстиля. Цены в Афинах высокие, но не забывайте, что греки всегда не прочь поторговаться.

Кухня и рестораны

Столичные рестораны предлагают туристам блюда местной кухни и популярные кушанья других стран мира. Кафе и таверн в городе чрезвычайно много, но если вам нужна только лучшая кухня с изысканными блюдами, то рекомендуем посетить Petrino, Lalloudes, Garbi и To Kofenio.

Клубы и ночная жизнь

В ночное время в столице жизнь не перестает бить ключом. Для завсегдатаев танцполов и зажигательных вечеринок работают лучшие ночные клубы города:

  • Villa Mercedes;
  • Baraonda;
  • Venue;

Большинство заведений поддерживает дресс-код (вечерние наряды). Вход на вечеринки платный, и в среднем составляет порядка 10 евро на человека.

Юным туристам в Афинах будет не менее интересно, чем взрослым. Тем более, если семья поселится в отеле с игровой комнатой, аниматорами и детским меню.

В городе детишек развлечет посещение аквапарка, планетария, зоопарка и различных аттракционов. Также ребятне нравится исследовать развалины древних сооружений. Но тут за чадом надо внимательно следить, чтобы ребенок не навредил ни руинам, ни себе.

Популярные отели Афин

В греческой столице более 2 000 отелей, гостиниц и апартаментов различного класса. Выделить из этого списка лучшее жилье вряд ли возможно. Можем только отметить те отели, которым туристы высказывают больше доверия и теплого отношения. Это такие заведения, как:

Отдых в Афинах разнообразен и увлекателен, здесь не придется скучать ни одному туристу. Нельзя умолчать и недостатки мегаполиса: многолюдность, экологические проблемы, дорожные заторы и уличное хулиганство. Но если учесть перечисленные в материале рекомендации и тщательно спланировать отдых, путешествие оставит в памяти только приятные впечатления. Удачных поездок и незабываемых приключений!

Вконтакте

Одноклассники

«Афины – один величайших греческих городов. В сознании людей он ассоциируется со всей Древней Грецией. Отчасти, это заслуженно, потому что многие достижения эллинской цивилизации появились в Афинах. Город подарил Греции десятки философов, поэтов, драматургов, ораторов, историков, политиков. Афины властно тянули к себе лучших людей Греции. Дань уважения городу отдавали даже завоеватели-римляне, которые щадили мятежные Афины ради славы их предков.»

Микенская и Гомеровская Греция

Территория Афин была заселена с неолитической эпохи. К XV веку до н. э. относят появление на этом месте ахейского города. На Акрополе стояли цитадель и дворец. Но Афины Бронзового века никогда не были крупным политическим центром, как Микены, Тиринф или Пилос.

Неясно, пострадал ли город от дорийцев. Сами афиняне всегда гордились тем, что были автохтонным населением этой земли, а не переселенцами как другие эллины. Тем не менее, начало Гомеровской Греции было периодом спада экономического развития Афин. В XI веке до н. э. началась ионийская миграция, многие афиняне отправились за море и основали новые города на побережье Малой Азии.

Примерно с 900 года до нашей эры Афины стали крупным центром торговли. В период «темных веков» и эпохи Архаики Афины развивались, как и другие греческие государства. Согласно традиции, государством долго правили цари. Отмену царской власти историческая традиция относит к 752 году до н. э., когда наследственного басилея сменили три должностных лица – басилей, полемарх и архонт. Первый отвечал за религиозную сферу, второй был командующим армией, а третий занимался внутренними делами государства.

Аристотель писал, что сначала ввели должности трех архонтов, а позже их число было доведено до девяти. Бывшие архонты пополняли совет Ареопаг, который пользовался влиянием в Архаических Афинах. Членство в этом совете было пожизненным. Монархию в полисе сменили аристократическая республика. В IX-VIII веках население Аттики росло. Погребения того времени становятся богаче, в них находят предметы роскоши. Но в конце VIII века что-то случилось, и полис стал приходить в упадок. Высказывались теории об эпидемии или засухе в это время. К тем же годам относят рост числа находок в культовых местах. Стихийные бедствия могли быть причиной рост религиозности жителей Аттики. Торговля пришла в упадок, и афиняне стали больше заниматься сельским хозяйством.

Синойкизм и присоединение Элевсина

Важным процессом, который позволил Афинам стать могущественным полисом был синойкизм. Этим словом называли объединение нескольких общин в одну. Афиняне сумели создать единое государство, территория которого была сопоставима с территорией соседней Беотии, где было несколько отдельных городов-государств. Древние приписывали синойкизм легендарному царю Тесею. Согласно им, герой объединил Аттику, которая состояла из двенадцати независимых государств. Синойкизм не предполагал переселения жителей Аттики в город у подножия Акрополя. Он заключался в ликвидации всех локальных органов власти, место которых теперь занимал один общий совет в Афинах.

На западе Аттики располагался полис Элевсин . Он существовал с Микенским времен. В VIII-VII веках до н. э. Афины воевали с Элевсином, и борьба закончилась включением этого полиса в состав Афинского государства. Близкие по времени к событиям источники очень скупо сообщают о войне. Предания греков рассказывали о войне, где афинянами командовал легендарный царь Эрехтей, а элевсинцами царь Эвмолп. По другой версии Элевсин подчинил внук Эрехтея Ион. Во время раскопок в Аттике нашли остатки старой пограничной стены между территориями двух полисов. Вероятно, конфликт не решился одной битвой, а тянулся на протяжении многих лет. В VII веке до н. э. город стал частью Афинского полиса. После подчинения Элевсин сохранил свои органы управления, которые занимались внутренними делами. Знать города, которая была связана с культом мистерий, сохранила высокое положение в афинском государстве. В Афинах был построен храм Элевсиний, и празднество мистерий отныне начиналось там. Но сами мистериальные таинства остались под контролем элевсинских родов.

VII-VI века до н. э.: законодатели и тираны

К концу VII века до н. э. Афины были аристократической республикой. Жители подразделялись на четыре филы: Гелеонты, Эгикореи, Аргады и Гоплеты. Их эпонимами были сыновья легендарного Иона. Каждая фила состояла из трех триттий. Во главе фил стояли филобасилеи, которых избирали из знатнейших граждан. Сословно население делилось на три категории – знатные эвпатриды, земледельцы геоморы и ремесленники демиурги.

В эпоху Архаики во многих греческих полисах честолюбивые люди захватывали власть и становились тиранами. В Афинах попытался стать тираном аристократ Килон . Он был юношей из знатного рода, зятем тирана Мегар Феагена. В 640 году до н. э. Килон одержал победу на Олимпийских играх. В ту эпоху победа в Олимпии давала ее обладателю статус, близкий к сакральному. Дельфийский оракул дал юноше прорицание, чтобы он захватил Акрополь в день величайшего праздника в честь Зевса. Килон посчитал, что Олимпийские игры и есть этот праздник, и с группой сторонников захватил Акрополь. Афиняне не приняли тирана и под предводительством архонтов осадили Килона и его соратников. После долгой осады несостоявшийся тиран и его брат бежали, а их соратники сдались.

В 621 году до н. э. в Афинах были приняты знаменитые законы Драконта. Об этом человеке почти ничего не известно. Он не занимал должность архонта, когда были записаны его законы. От свода Драконта сохранился только раздел об убийстве. Законодатель делал различия между преднамеренным и непреднамеренным убийством. Свод законов давал возможность помириться убийце и родственникам убитого.

Об остальной части законов Драконта есть только упоминания, которые говорят о необычайной суровости законов. Законы Драконта об убийстве действовали еще в IV веке до н. э., но предполагают, что остальную часть свода отменили. Законодательство Драконта было не реформой, а записью обычного права афинян, которое действовало и до него.

Законодательство Драконта не решило противоречий в полисе, и в первом десятилетии VI века до н. э. на сцену вышел новый законодатель – Солон. Этот человек происходил, как и все лидеры того времени, из знатного рода. В древности он имел репутацию мудреца. Сохранились стихи Солона, где он говорит о своей деятельности. Среди его законодательных мер было разделение афинян на четыре группы на основе имущественных ценза. Выходцы из разных имущественных групп имели неодинаковые политические права. На должность архонта избирали представителей первых двух групп. Беднейшие граждане, феты, вообще имели право только на доступ в народное собрание и суды. Также законодатель предпринял меры для освобождения афинян, попавших в долговую кабалу.

После реформ Солона жизнь полиса шла своим чередом – за власть соперничали политики, происходившие из знатных семей. Одному из них суждено было стать правителем Афин.

Писистрат родился около 600 года до н. э. в знатной семье, которая возводила свое происхождение к царю Пилоса Нестору. В 560-е годы до н. э. будущий тиран прославился как полководец: во время войны с Мегарами он захватил их укрепление Нисею. После своей победы Писистрат стал одним из трех самых влиятельных политиков Афин. В 560 году до н. э. он получил от народа отряд телохранителей и с их помощью захватил власть. Вскоре он был отстранен от власти. Затем Писистрат, заключив союз с Мегаклом из рода Алкмеонидов, вернулся. Вскоре он вновь вынужден был покинуть Афины.

Через десять лет Писистрат решился силой вернуть власть. В 546 году до н. э. он высадился около Марафона с войском наемников и добровольцев из нескольких городов Греции – Фив, Эретрии, Аргоса, Наксоса. Жители той части Аттики, где он высадился, поддержали тирана и усилили его войско. После этого в одной битве Писистрат легко разбил афинское ополчение. Его воины напали на афинян внезапно и обратили их в бегство. При этом сторонники Писистрата старались не проливать кровь сограждан.

Тиран занял Афины. Алкмеониды вынуждены были покинуть город. Писистрат спокойно правил полисом почти двадцать лет. Античные писатели говорили о нем, как о гуманном и справедливом правителе, который заботился и о знати, и о простом народе.

Писистрат расширил афинские владения во Фракии, отвоевал у Митилены Сигей, захватил Делос. В Афинах начали широко праздноваться Великие Дионисии. В конце своей жизни тиран решил воздвигнуть в городе величественный храм, посвященный верховному богу. На окраине Афин начались работы по строительству храма Зевса Олимпийского. Но создание этого храма завершилось не при Писистрате или его сыновьях, а только через семь веков, когда Греция уже был римской провинцией. По приказу афинского тирана была создана комиссия, которая записала тексты поэм Гомера.

В 527 году до н. э. тиран умер от старости, и власть в Афинах получили его сыновья. Гиппий и Гиппарх правили в Аттике, другой сын Гегесистрат при жизни отца правил Сигеем, зависимым от Афин. Первое время Писистратиды правили в духе своего отца. Аристократам-изгнанникам позволили вернуться в полис. Клисфен из рода Алкмеонидов даже занимал должность архонта. При дворе Писистрата и его сыновей жили видные поэты Греции – Анакреонт и Симонид Кеосский, поэт-орфик Ономакрит. В 514 году до н. э. Гиппарх погиб от рук заговорщиков Гармодия и Аристогитона. Убийцы действовали из личных мотивов, но идеология демократических Афин сделала их борцами с тиранией. Позже бронзовые статуи Гармодия и Аристогитона стояли в городе на почетном месте.

Сторонников заговорщиков казнили, и Гиппий стал править жестче. Аристократы вновь вынуждены были покинуть Афины. Вскоре после этого Алкмеониды попытались свергнуть тиранию. Они заняли крепость Липсидрий в Аттике. Но войскам Гиппия удалось выбить оттуда Алкмеонидов и их сторонников. Аристотель цитирует застольные стихи афинских аристократов, в которых прославляется храбрость эвпатридов, погибших при защите крепости.

В годы изгнания Алкмеониды жили в Дельфах. На свои средства они перестроили храм Аполлона. Жречество этого города убеждало спартанцев помочь изгнанникам. Наконец, войско Лакедемона под командованием царя Клеомена вступило в Аттику и разбило сторонников Гиппия. Тиран сдался, получив возможность безопасно покинуть Афины.

После падения тирании в городе боролись за власть политики-аристократы Исагор и Клисфен. Последний сумел привлечь на свою сторону народ Афин, обещав реформы. Победив в политической борьбе, Клисфен провел серию преобразований.

Целью реформ Клисфена была борьба с прежними родовыми порядками. Он создал десять фил вместо прежних четырех. Пятьдесят представителей каждой филы создавали совет пятисот. Сто демов Аттики реформатор разделил на триттии. Кажая триттия включала по дему города, прибрежной и центральной части. Три триттии включались в филу. Главной территориальной единицей стал дем. Клисфен создал коллегию десяти стратегов, в руках которых было военное руководство полиса. В V-IV веках до н. э. должность стратега стала самой важной в Афинах.

V век до н. э.: взлет и падение

В 507 году до н. э. афинское посольство побывало в Персии. У греков и раньше были контакты с правителями малоазийских монархий, поэтому в нем не было ничего необычного. Но, не зная персидских обычаев, афиняне предоставили персам «землю и воду», что означало формальное подчинение империи. Во время Ионийского восстания 500-494 годов до н. э. афиняне послали небольшой отряд кораблей на помощь сородичам. Афинские корабли не поучаствовали в сражениях и вскоре вернулись обратно. Но оба этих события давали персам повод к войне.

В 490 году до н. э. персидская армия высадилась в Аттике. Афинянам удалось победить благодаря военному гению их полководца Мильтиада. Сразу после победы при Марафоне полководец предложил покарать греков-островитян, поддержавших персов. Мильтиад возглавил экспедицию против Пароса, но потерпел поражение. В 480-е годы до н. э. ведущая роль в Афинах принадлежала человеку по имени Фемистокл. Он был выходцем из аристократического рода Ликомидов, который уступал в знатности и богатстве семьям, представители которых задавали тон в политике того времени – Алкмеонидам, Филаидам, Керикам.

Впервые Фемистокл был архонтом в 493 году до н. э.. На этой должности он начал работы по созданию гавани Афин в деме Пирей. Вернувшийся в город Мильтиад оттеснил Фемистокла на второй план, но в 480-е годы до н. э. он вернул себе прежнее влияние. По предложению Фемистокла серебро от открытой в 487 году до н. э. жилы было направлено не на раздачи народу, как обычно, а на строительство флота. Афинянам удалось снарядить двести боевых триер, и это был самый многочисленный флот в Греции. Во время персидского нашествия 480-478 годов до н. э. Фемистокл стоял во главе афинского контингента в составе общегреческого флота. Он был вторым человеком во флоте. Но именно благодаря решениям Фемистокла была выиграна битва при Саламине.

В ходе войны афиняне эвакуировали население своего города. Часть мирных жителей они направили в Трезен на Пелопоннесе, часть – на остров Саламин. Пустые Афины были заняты персидской армией и разрушены. После возвращения в город по инициативе Фемистокла афиняне возвели вокруг города и Пирея Длинные стены, которые сделали Афины неприступными.

После побед при Саламине и Платеях афиняне продолжили борьбу против Персии. Война велась за пределами Греции: во Фракии, Малой Азии, на Кипре, в Египте. Окончательно мир между Афинами и империей Ахеменидов был заключен в 449 году до н. э..

В ходе греко-персидских войн Афины основали Делосскую симмахию. Позднее она была преобразована в Афинский морской союз . Он объединял более 200 греческих полисов Балкан, островов, Малой Азии. Союзники должны были платить Афинам налог, именуемый форос.

Во главе Афин после изгнания Фемистокла около 476 года до н. э. стояла несколько выдающихся политиков. Большую роль в организации союза сыграл Аристид, соперник Фемистокла. Морскими походами против персов вплоть до своей смерти в 450 году до н. э. руководил Кимон сын Мильтиада.

Два десятилетия после 449 года до н. э. были временем, когда во главе Афин стоял политик Перикл . При нем были проведены работы по перестройке Акрополя: холм над городом украсили величественные храмы Парфенон и Эрехтейон. К этому времени в городе сложилась демократическая форма правления, но Перикл мудро умел направлять волю народу в нужное ему русло.

В 457-446 году до н. э. Афины и Спарта воевали. Тогда удалось заключить мир на приемлемых условиях. Но в 431 году до н. э. война вспыхнула снова. Новый конфликт, вошедший в историю как Пелопоннесская война , продолжался до 404 года до н. э.. Он закончился полным поражением Афин и роспуском Афинского морского союза. Во время совещания спартанцев и их союзников представители Фив открыто требовали разрушения города и продажи его жителей в рабство.

Школа Эллады: особенности культурной жизни Афин

В Классическую эпоху были созданы важнейшие достижения художественной культуры Афин. На Великих Дионисиях, Ленеях и Анфестериях ставились трагедии и комедии.

Философ Платон ставил театр в один ряд с судами и народным собранием среди институтов, обеспечивающих демократическую форму правления. В городе существовал особый фонд «Теорикон», из которого беднейшим афинянам выдавали деньги для покупки билетов. Оратор Демад назвал эти деньги цементом демократии.

Предполагают, что начало раздаче «театральных денег» положил Перикл. Достоверно известно, что они существовали во времена Демосфена . Упоминаний о теориконе после подчинения Афин Македонии в 322 году до н. э. нет. Скорее всего, он был упразднен.

Для управления теориконом избирали должностное лицо. В 350-е годы до н. э. политик Эвбул, занимавший этот пост, провел закон, по которому все денежные излишки пополняли теорикон. Этот закон устанавливал смертную казнь за предложение употребить деньги зрелищного фонда для других целей. После долгой борьбы незадолго до битвы при Херонее Демосфен смог добиться отмены этого закона.

В 380-е годы до н. э. бывший ученик Сократа Платон создал собственную философскую школу. Местом для нее стала роща недалеко от Афин, посвященная герою Академу. В честь него школа Платона получила свое название – Академия. Занятие в ней включали лекции наставников и беседы. Неизвестно, сколько времени занимало обучение в Академии – предположительно один-два года. Но Аристотель был слушателем Платона около двадцати лет.

Ученики стекались к Платону со всего греческого мира. Около 370 года до н. э. туда из захолустной Стагиры приехал Аристотель. После двадцати лет жизни в Афинах он какое-то время путешествовал, а в 335 году до н. э. основал собственную школу. Она называлась Ликей по тому месту, где была основана.

Летом в городе праздновались Панафинеи. Первоначально их отмечали один день, потом торжества продлили до трех. Самые ранние упоминания о Панафинеях относятся к VII веку до н. э.. Афиняне называли основателями праздника легендарного царя Кекропа или героя Тесея. Допускали также, что Тесей сделал Панафинеи праздником, общим для всей Аттики .

Первоначально торжество состояло из поднесения богине нового пеплоса. В 566 году до н. э. Панафинеи начали сопровождаться спортивными состязаниями. С этого времени ежегодно стали праздноваться Панафинеи, а раз в четыре года – Великие Панафинеи, сопровождавшиеся поднесением пеплоса и состязаниями. Для организации праздника в Народном собрании избирали десять афлофетов, по одному от каждой филы. Они занимали эту должность четыре года. При Писистрате Великие Панафинеи стали включать состязания рапсодов в исполнении поэм Гомера. Позже к ним добавились состязания музыкантов.

Спортивные состязания включали бег, пятиборье, кулачный бой, панкратион. Было три возрастных категории участников – мальчики, юноши, взрослые мужчины. Победителям вручали амфоры с оливковым маслом. Музыкантов награждали золотым венком и денежной суммой.

За городом проходили состязания колесниц. Командным состязанием было исполнение танца в полном вооружении. Во время Великих Панафиней проходила гонка триер. Каждая фила выставляла по одному кораблю с командой, и они состязались в скорости между гаванями Пирей и Мунихий.

Поднесение пеплоса было торжественной процессией, которая выходила с рассветом из района Керамик и шла к Акрополю. Одеяние для Афины везли на повозке. Сам пеплос за девять месяцев до Панафинеи ткали девушки из знатных семей полиса. Для руководства работой архонт-басилей выбирал двух девочек 7-11 лет из знатных семей. На одеянии вышивали узор, изображавший подвиги богини в сражении с гигантами.

Во главе процессии на Панафинеях шли девушки, ткавшие пеплос. За ними – девушки с сосудами и курильницами для ритуалов и воины афинского ополчения. В процессии шло много афинян, метеков и граждан союзных полисов. Отдельной категорией были девушки-канефоры («корзиноносицы»), несшие в корзинах инвентарь для жертвоприношения. Чтобы стать канефорой девушка должна была происходить из хорошей семьи, быть красивой и иметь незапятнанную репутацию. Отцы канефор получали от государства почести и вознаграждение. Девушек, которые неоднократно исполняли эту обязанность (не только на Панафинеях) удостаивали почетных декретов и даже статуй.

Трудности IV столетия

Год после Пелопоннесской войны стал для Афин временем новой тирании. После заключения мира во главе города стала комиссия из 30 афинских граждан. Декларировалось, что они должны составить новые законы для Афин. Современники называли их Тридцать, но позже греки и римляне дали этому правительству более броское название – «тридцать тиранов».

Во главе Тридцати встал афинянин Критий сын Каллесхра. Он происходил из знатного рода Кодридов. Его отец был одним участников переворота Четырехсот, которые пытались свергнуть демократию. Сам Критий в молодости был учеником Сократа, дружил с Алкивиадом, сохранилась даже его эпиграмма, в которой он утверждает, что выступил с предложением вернуть опального полководца из изгнания. Позже он сам был изгнан, жил в Фессалии , где участвовал в каких-то смутах.

Критий не скрывал своего презрения к основной массе народа и метекам. Правительство Тридцати при нем установило в полисе режим настоящего террора: метеков арестовывали и казнили без суда, а их имущество присваивали. Полноправными гражданами считались только три тысячи афинян. Критий слыл поклонником спартанских порядков, и в его действиях видят попытку перестроить Афины в подобие Спарты. Три тысячи – аналог спартанских гомеев, остальное население Афин – неполноправные периэки.

Ферамен, другой незаурядный член правительства, выступил с критикой действий главы Тридцати. Но Критий во время заседания собрания трех тысяч принудил своего коллегу к самоубийству. Ферамен мужественно взял кубок с ядом, плеснул часть его содержимого на землю, как при игре в коттаб, и остатки выпил.

Фрасибул, еще один друг Алкивиада, нашел убежище в Фивах. Оттуда он вышел с 70 соратниками и занял крепость Филу. Она стала центром, куда стали стекаться афиняне, готовые сражаться с тиранами. Защитники Филы отбили нападение воинов Тридцати, а затем дали им бой, в котором Критий погиб. Три тысячи прогнали уцелевших членов правительство и организовали новое, желая продолжать борьбу с Фрасибулом. После переговоров обе стороны сумели помириться. В 403 году до н. э. в Афинах восстановили демократическое правление. Народное собрание постановило, что никто не имеет права спрашивать с другого за его действия во время правления Тридцати и гражданской войны. Исключение делалось для уцелевших членов правительства, но даже они могли оправдаться, дав отчет о своих действиях. Отдельные судебные процессы проходили, и жертвой стал философ Сократ.

В 395 году до н. э. Афины, Фивы, Аргос и Коринф начали войну против Спарты. Когда в 399 году до н. э. началась война Спарты с Персией, афинский стратег Конон, живший при дворе правителя Кипра Евагора, предложил персам свои услуги. В 394 году до н. э. Конон и сатрап Фарнабаз разбили спартанцев на море около острова Книд. После этого афинянин вернулся на родину с персидским золотом, на которое они восстановили флот и Длинные стены Пирея.

В конце войны Персия стала поддерживать Спарту, и в 386 году до н. э. при ее участии в Сузах греки заключили мирный договор. Он запрещал межполисные объединения, но передавал под власть Афин острова Лемнос, Имброс и Скирос.

Следующие тридцать лет были для Афин временем лавирования между Персией, Спартой и Фивами. В 378 году до н. э. Афины и Фивы начали войну со Спартой. В этом году был создан Второй Афинский морской союз . В декрете о его создании декларировалось невмешательство афинян во внутренние дела членов союза. В 377-376 году до н. э. афинские наемники под командованием прославленного стратега Хабрия обороняли от спартанцев Беотию. В 371 году до н. э. фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, и эта победа сделала Беотийский союз сильнейшим государством в Греции.

Одновременно Афины взялись за старое в отношении союзников. Появились случаи вмешательства во внутренние дела городов. В 357 году до н. э. началась Союзническая война. Против города Паллады выступили бывшие члены союза – Византий, Родос, Хиос, которых поддерживал карийский правитель Мавсол. Эту войну Афины проиграли, но Второй Афинский морской союз просуществовал в усеченном виде еще два десятилетия.

Союзническая война совпала с первым конфликтом между Афинами и царем Македонии Филиппом II. Борьба велась за контроль над городами полуострова Халкидика. Противостояние между Афинами и Македонией закончилось битвой при Херонее в 338 году до н. э..

Афиняне проиграли битву, но сохранили независимость. В годы правления Александра Великого во главе Афин стоял политик Ликург. Благодаря его финансовому гению полис, не получая доходов от фороса, смог в несколько раз увеличить свои доходы. Афиняне копили силы – строились новые корабли (афинский флот никогда не был таким большим, как в эти годы).

После смерти Александра Афины и некоторые другие полисы решили дать бой Македонии. Так началась Ламийская война 323-322 годов до н. э.. Под командованием талантливых стратегов Леосфена и Антифила афиняне добились определенных успехов, но в итоге потерпели поражение в битве при Кранноне. Одновременно македоняне трижды разбили афинский флот, который больше не возродился как серьезная военная сила.

Городу была навязано олигархическое правление, которое вскоре было свергнуто. В 317 году до н. э. один из полководцев Александра Кассандр навязал Афинам своего ставленника – Деметрия Фалерского, который правил городом десять лет.

В 307 году до н. э. Афины были освобождены царевичем Деметрием, сыном Антигона, а Деметрий Фалерский бежал. Афиняне восстановили демократическую конституцию, уничтожили статую свергнутого правителя и отменили часть его законов.

Впервые в истории полиса они удостоили царей божественных почестей, и это положило начало традиции в истории эллинистических Афин. В городе учредили культ богов-спасителей Антигона и Деметрия, в честь них проводили игры. За культ новых богов отвечал жрец. К десяти филам добавили еще две – Антигониду и Деметриаду, которые получили первое место в списке фил. Подиум, где стояли статуи героев-эпонимов фил, расширили и поставили на нем статуи царей. Другие их статуи воздвигли рядом с памятником Гармодию и Аристогитону.

Последующие годы афиняне отступали от Полиоркета и вновь присягали ему на верность. В 287 году до н. э. Афины восстали и выбили гарнизон царя из города. Но Пирей и некоторые крепости Аттики остались под контролем Македонии. Следующие 25 лет полис был независимым. В 267 году до н. э. Афины рискнули в союзе со Спартой и Египтом бросить вызов Македонии. Война оказалась неудачной, и Афины вновь стали зависимыми от Македонии. Но в 229 году до н. э. афинянам удалось мирно при помощи денежной суммы заставить иноземные гарнизоны оставить Афины, Пирей и другие крепости в Аттике.

После восстановления независимости афиняне установили государственный культ Демоса. Его наследственными жрецами были потомки Микиона и Эвриклида, чьими усилиями в 229 году до н. э. была достигнута свобода. В сооруженный Демосу храм стали посвящать статуи граждан, отличившихся перед Афинами.

В 224 году до н. э. божественных почестей удостоили царя Египта Птолемея III. Ему был учрежден государственный культ и введена должность жреца. Была учреждена тринадцатая фила Птолемаида. Число членов буле увеличилось до 650. К филе приписали по одному дему от других фил, а также учредили дем Береникида в честь жены Птолемея. Статуя царя заняла место среди статуй героев-эпонимов афинских фил. Был учрежден государственный праздник Птолемеи.

Накануне войны с Македонией в 200 году до н. э. в Афины прибыл царь Пергама Аттал. Жители города приняли его с почетом. Афиняне учредили в честь царя новую филу Атталиду, а в ее составе дем Аполлонию по имени жены Аттала.

В конце III века до н. э. на Балканах появилась новая сила – Рим. В течение II столетия до н. э. Афины были союзником Римской республики, которая увеличивало свое влияние на полуострове. В 88 году до н. э. Афины рискнули поддержать царя Понта Митридата VI в его войне с Римом. Сначала во главе анти-римского движения в городе стал философ-перипатетик Афинион. Позже его сменил другой уроженец Афин – Аристион, последователь философии Эпикура. Он был прислан в город Митридатом.

Понтийский полководец Архелай сделал Пирей своей штаб-квартирой. В 87 году до н. э. Аттика стала полем боя. Римский полководец Сулла осадил Афины и Пирей. Архелай был способным полководцем, и осада порта шла тяжело. По приказу римлянина рощи Академии и Ликея вырубили и из деревьев сделали осадные машины. В марте 86 года до н. э. ночной атакой легионеры захватили город. В Афинах началась резня, но Сулла по просьбам изгнанников и сенаторов из своего штаба остановил ее, заявив, что щадит живых ради усопших. Аристион с верными людьми какое-то время оборонял Акрополь, но голод вынудил его сдаться. Философа, воинов его охраны, магистратов Афин того года казнили. Архелай со своей армией по морю ускользнул из Пирея.

Закончив войну, Сулла вернулся в Афины. Там его ждали почести афинян: его славили как освободителя от тирании Аристиона, провели в честь него праздник Силлеи, установили статую полководца.

Во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем полем боя стала Греция, а ее полисы поддерживали Помпея . Несколько афинских кораблей усилили его флот, а афинские гоплиты вошли в его армию и сражались при Фарсале. После победы Цезаря афинское посольство прибыло просить его о пощаде. Юлий Цезарь простил город ради славы предков афинян. Афиняне привычно воздвигли римлянину статую, на постаменте которой прославляли его как спасителя и благодетеля. Через несколько лет афинян снова втянули в гражданские войны римлян. После убийства Цезаря Афины поддержали его убийц. В октябре 44 года до н. э. Брут и Кассий приплыли в Грецию. В ее городах в честь убийц Цезаря принимали почетные декреты, а афиняне установили их бронзовые статуи рядом со статуями Гармодия и Аристогитона.

Брут некоторое время жил в Афинах . Он ходил на лекции философов Академии и Ликея. Одновременно он вел работу по сбору сил, привлекал на свою сторону влиятельных римлян, занимавших посты на Балканах.

После поражения Брута и Кассия в Афинах какое-то время жил Марк Антоний. Он старался расположить к себе жителей древнего города и получал удовольствие, когда его называли «друг афинян». В 39-37 году до н. э. Марк Антоний жил в Афинах со своей женой Октавией, которую очень любили горожане.

В 32 году до н. э., когда началась война с Октавианом, Антоний с царицей Клеопатрой посетил Афины. Помня о популярности Октавии, правительница Египта пыталась подарками расположить граждан полиса. После битвы при Акции в 31 году до н. э. Август без боя занял город. На этом закончился период самостоятельности Афин, которым предстояло стать частью провинции Римской империи Ахайя .

В Европе нет города, который был бы похож на Афины. Это касается и древних памятников, и сложнейшего исторического пути, по которому прошла греческая столица. Возродившись, Афины превратились в современный культурный центр Греции и крупный европейский город, полный контрастов. Античные руины здесь соседствуют с роскошными отелями, а от шумного центра рукой подать до идиллических пляжей.

География Афин: что представляет собой столица Греции

Афины расположены в Центральной Греции (Аттика), в окружении гор Парнита, Имиттос, Пендели и Эгалео. Город и агломерация занимают площадь 410 кв.км., а население с пригородами насчитывает больше 3 млн. жителей. Хотя эта цифра условна, ведь в греческую столицу съезжаются многочисленные студенты, репатрианты и мигранты.

Город делят на 7 округов. Однако неофициально принято делить Афины на исторические районы, самые известные из которых - Колонаки, Плака, Монастираки и Экзархия.

История города Афины

История Афин настолько древняя, что точный возраст города установить нельзя. Известно только, что это старейший из ныне населённых городов Европы. Происхождение Афин связано с мифологией. Согласно преданию, они появились в результате спора Посейдона и Афины за право сделать лучший подарок первому царю города - Кекропу. Победу одержала богиня мудрости, она и стала покровительницей города.

В античности Афины наравне со Спартой играли ведущую роль в жизни Греции. Здесь формировалась демократия, становилось искусство театра. В городе-государстве жили выдающиеся творцы, художники, ораторы и политики. Процветание продолжалось до Пелопонесских войн, результатом которых стало поражение Афин. Они навсегда утратили ведущее положение, хотя окончательно превратились в рядовой провинциальный город с расцветом Римской империи и приходом христианства.

В Средневековье на право владеть Афинами претендовали французские, итальянские и византийские рыцари. В XV веке город отошёл Османской империи. Впоследствии войны между турками и венецианцами ещё больше ослабили город - население сократилось, многие исторические памятники разрушились.

Только в 1833 году городу удалось стать греческой столицей и началась новая эра. Появились Афинский университет, площадь Синтагма и Национальный парк, были проведены первые Олимпийские игры современности.

Сегодня Афины - мегаполис и крупный транспортный узел Греции с яркой ночной жизнью, античными памятниками, массой культурных мероприятий. В городе существуют развитые троллейбусная и автобусная сети, метро и международный аэропорт, ежегодно принимающий 16 млн. пассажиров.

Лучший сезон для посещения Афин

Подходящее время для визита в Афины полностью зависит от цели туриста. Одно можно сказать точно: греческая столица - круглогодичное направление, привлекательное в любой сезон.

Если хочется осмотреть город без очередей и жары, а также иметь большой выбор отелей, лучше приезжать в январе-апреле или октябре-ноябре. Однако стоит учитывать, что в низкий сезон некоторые рестораны закрыты, а достопримечательности меняют расписание. Июнь-сентябрь считаются самыми загруженными месяцами. В суету Афин вливаются многочисленные толпы туристов. Хотя лучшего времени для совмещения экскурсионного туризма и отдыха на побережье не найти.

Афины - достопримечательности

Цель любого туриста в Афинах - Акрополь со множеством исторических памятников. К числу основных можно отнести театр Диониса, в котором проводились состязания авторов трагедий и другие культурные мероприятия Афин. Выдающийся памятник Акрополя Эрехтейон даст полное представление об архитектуре Ионического ордера. А масштабы Парфенона позволят оценить труды лучших архитекторов и строителей античности. Все оригиналы находок Акрополя можно увидеть в его Новом музее, который владеет огромной коллекцией статуй, барельефов и культовых предметов.

Впрочем, красивые античные сооружения сохранились не только на Акрополе. На Агоре, которая в древности считалась центром городской жизни, расположен храм Гефеста. Он уцелел во многом благодаря тому, что в византийские времена здесь была организована церковь. В южной части Агоры находится Одеон, напоминающий римский амфитеатр. Ежегодно здесь устраивают Афинский фестиваль.

Туристы с удовольствием проводят время в Плаке. Это древнейший афинский район с колоритной архитектурой, множеством старинных зданий, узкими улочками и магазинами. Непринуждённая атмосфера делает Плаку одним из самых очаровательных мест города.

В 65 км от города расположился мыс Сунион, приехать на который стоит по двум причинам. Во-первых, здесь сохранился храм Посейдона и фрагменты храма Афины. Во-вторых, на Сунионе можно наблюдать закаты удивительной красоты. Кроме того, мыс окутан легендами. Именно в этом месте, согласно мифам, Эгей бросился в море.

Афины: море и пляжи

Возле мегаполиса есть ряд хороших пляжей, на которые афиняне съезжаются после рабочего дня или в выходные. Пригород Глифада - самое популярное направление. Песчаное побережье этого курорта идеально подойдёт для семейного отдыха. Некоторые пляжи бесплатны, остальные отлично оборудованы и взимают плату за посещение.

В пригороде Афин расположился пляж Мати и примыкающий к нему Айос-Андреас. Побережье усыпано галькой, оборудовано шезлонгами. Здесь работают таверны и водные аттракционы.

Пляжи Вульягмени располагают к расслаблению после долгого дня. Они удалены от города на 23 км. На побережье есть рестораны и теннисные корты, оборудованы детские площадки. Любителям диких пляжей на Вульягмени понравится местечко Лиманаки с экзотической природой и чистейшим морем.

Как добраться до Афин

Главные транспортные ворота греческой столицы - аэропорт «Элефтериос Венизелос» и порт Пирей. Удобнее всего добираться до Афин по воздуху. Аэропорт принимает регулярные рейсы и чартеры из многих стран. Прямо от терминала до нескольких точек Афин можно добраться на любом из шести курсирующих автобусов.

Такси в аэропорте «Элефтериос Венизелос».

Порт Пирей.

Пирей связывает Афины со всеми популярными направлениями внутри Греции и за её пределами. От порта до центра можно добраться на автобусах № 49, 40 (до Синтагмы и Омонии) или предпочесть метро (Зелёная ветка).