Логические формы мышления и их характеристика. Основные операции мышления, их характеристика

Понятие – это форма мышления, с помощью которой познается сущность предметов и явлений действительности в их важных связях в отношениях, обобщаются их важные признаки.

Важные признаки – это такие признаки, которые принадлежат объектам при любых условиях, выражают их природу, сущность, отличают эти объекты от других объектов, то есть это их важнейшие свойства, без которых они не могут существовать.

Понятие всегда существует и обнаруживается в слове, через слово оно сообщается другим людям. С помощью языка получаются системы понятий, которые составляют разные области наук.

Понятия делятся на общие и единичные. Те понятия, которые отображают важные признаки единичных объектов, называются единичными (“страна,””город”, “писатель”, “ученый”). Понятия, которые отображают признаки целых классов предметов, есть общими (“элемент”, “оружие” и т.п.).

Понятия разделяют на конкретные и абстрактные. В конкретных понятиях отображаются определенные предметы, явления. В абстрактных понятиях отображаются важные признаки и свойства отделенные от самых объектов.

Суждение – форма мысленного отображения объективной действительности, которая состоит в том, что мы утверждаем наличие или отсутствие признаков, свойств или отношений в определенных объектах.

Суждение – это акт мышления, которое отображает связи, отношение вещей, а предложение – это грамматическое соединение слов, которое проявляет и фиксирует это отображение.

Каждое суждение выражается в предложении, но не каждое предложение есть суждением. Субъектом есть предмет суждения, о котором идется и что отображается в нашем сознании. Предикат – это отображения тех отношений, признаков, свойств, которые мы утверждаем. Например: “Все металлы при нагревании расширяются”, где “все металлы” – это субъект, а “при нагревании расширяются” – предикат..

Суждение является истинным, если оно правильно отображает отношения, которые существуют в объективной реальности. Истинность суждения проверяется практикой.

Умозаключением называется такая форма мышления, в которой мы из одного или нескольких суждений выводим новое.

В умозаключении через уже имеющиеся у нас знания мы приобретаем новые. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные или по аналогии.

Индуктивное умозаключение – это суждения, в котором на основании конкретного, частичного делается обобщение (например: “Серебро, железо, медь – металлы; серебро, железо, медь при нагревании расширяются: итак, металлы при нагревании расширяются”).

Дедуктивное умозаключение – это суждения, в котором на основании общего приобретаются знание про частичное, конкретное (например: “Все металлы при нагревании расширяются; серебро – металл: итак, серебро при нагревании расширяется”).

Умозаключение по аналогии выводится на похожести отдельных важных признаков объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести этих объектов за другими признаками.

Исследование мышления

Важное значение при исследовании мышления имеют характеристики за темпом (скоростью) протекания умственных процессов. Различают ускоренный, замедленный исредний темп мышления. Для изучения процессов абстрагирования испытуемому предлагают объяснить содержание поговорок, пословиц, метафор, передать содержание прочитанного ранее текста.

Понятийное мышление исследуется с помощью наборов предметов или изображений, предложенных для их классификации, объяснение назначения (например, транспорт, мебель и др.). Проводится анализ соотношений понятий (прибавление 4,6), при котором оценивается умение устанавливать и обобщать соотношения между понятиями. При этом обнаруживается способность к суждениям и умозаключениям.

При исследовании интеллекта испытуемому задают вопросы, направленные на выяснение его знаний в области истории, географии, литературы, политической жизни и др. Для исследования мышления используются методики Бине-Симон, Векслера и др., по результатам которых определяется так называемый интеллектуальный коэффициент. Этот коэффициент указывает в цифрах уровень интеллектуального развития.

Мышление человека, качественно отличающееся от зачатков мышления животного, появилось вместе с речью. Слово дало возможность отделить признак от познаваемого предмета и оперировать отвлеченным понятием. Хотя существуют мыслительные акты вне речи (например, интуитивные звенья мышления) и речевые фрагменты, не сопровождающиеся мышлением (например, речевые штампы или бред больного человека), основополагающим является тезис о единстве мышления и речи. Не случайно JI. С. Выготский говорил о «единстве общения и обобщения».

Возникающие в жизни проблемы мы осознаем и формулируем, т. е. выражаем их в устной или письменной речи. В рассуждениях мы проверяем наши гипотезы. Наконец, в устной или письменной речи интерпретируются результаты проверки предположений и формулируются выводы. Там, где нужны точные формулировки, особенно важна письменная речь.

Интеллект - это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

    объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике,

    многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,

    сознание,

Воображение - это процесс создания человеком из материала предыдущего опыта образов объектов, которых он никогда не воспринимал.

К созданию новых образов человека понуждают разнообразные потребности, которые постоянно порождают деятельность, развитие знаний, усложнение условий жизни, необходимость прогнозировать будущее.

Создание образов воображения всегда связано с определенным отрывом от реальности, выходом за ее пределы. Это значительно расширяет познавательные возможности человека, обеспечивая способность предвидения и творения нового мира как среды своего бытия. Деятельность воображения тесно связана с мышлением.

Процесс создания образов воображения

Наиболее элементарной формой синтеза новых образов является агглютинация (от латинского aglutinare - “склеивание”). Это создание образа путем сочетания качеств, свойств или частей, взятых из разных предметов. Агглютинациями являются, например, сказочные образы русалки - наполовину женщины, наполовину рыбы, кентавра - наполовину мужчины, и наполовину коня, в техническом творчестве - троллейбуса - соединения черт трамвая и автомобиля, танка-амфибии, объединяющего качества танка и лодки, и т.п.

Приемом создания новых образов является аналогия . Суть этого приема состоит в том, что новый образ похож на реально существующий предмет, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта.

Новые образы могут создаваться при помощи акцентирования . Этот прием состоит в умышленном усилении в предмете определенных признаков, которые становятся доминирующими на фоне других. Рисуя дружеский шарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека что-то неповторимое, свойственное только ему и делает ударение на этом, используя средства художественного выражения.

Создание новых образов может быть достигнуто путем преувеличения (или уменьшения) характеристик предмета. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Супермен) и совершают подвиги.

Виды воображения

В зависимости от участия воли в деятельности, воображение делят на непроизвольное и произвольное. Непроизвольное - это такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель. Потребность в непроизвольном создании образов постоянно актуализируется разными видами деятельности, в которые включается человек.

Примером непроизвольного возникновения образов воображения являются сновидения. В состоянии сна, когда сознательный контроль психической деятельности отсутствует, следы от впечатлений, которые сохраняются, легко растормаживаются и могут создавать неестественные и неопределенные сочетания.

Процесс воображения может быть произвольным , когда он направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий. Включение произвольного воображения в процесс познания обусловлено потребностью сознательной регуляции построения образа в соответствии с заданием и характером выполняемой деятельности. Произвольное создание образов имеет место, главным образом, в творческой деятельности человека.

В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческое и репродуктивное.

Воображение, которое включается в творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим .

Воображение, которое включается в процесс освоения того, что уже создали и описали другие люди, называется воспроизводящим или репродуктивным .

В зависимости от содержания деятельности, воображение подразделяется на техническое, научное, художественное и другие его виды, связанные с характером работы человека.

Источники информации.

Основная литература:

    Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

    Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского А.В. – М., Изд. Центр “Академия”, 1996.

    Крутецкий А.В. Психология. – М., Просвещение, 1986.

    Максименко С.Д. Общая психология. – М.- К., 2004.

    Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002.

    Психические состояния / Сост. и ред. Л.В. Куликова. – СПб., 2001.

    Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2001.

    Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989.

Дополнительная литература:

    Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., МАУП, 1999.

    Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – К., 1989.

    Джини Г. Скотт. Конфликты. Пути их решения. – К., 1991.

    Климов Е. Общая психология. Общеобразовательный курс. – М.,1999.

    Климов Е. Основы психологии. Практикум. Уч. пособие. – М., 1999.

    Клиническая психология / Сост. и ред. Н.В. Тарабриной. – СПб, 2002.

    Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н.В.Казариновой. – СПб., 2001.

    Основы психологии: в помощь студентам-иностранцам: в 2-х ч., Ч.2. Практикум. /сост. Лазуренко Е.А. – К., 2005.

    Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А.И. – М., Просвещение, 1990.

    Практикум по общей и медицинской психологии / Под общ. ред. проф. В.П. Блохиной. – Киев, 1990 г.

    Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2003.

    Психология (словарь) /Под ред. Петровского, Ярошевского. – М., 1990.

    Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров./ Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997.

    Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

    Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.

    Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

Утверждено на заседании кафедры

«____»_____________ 201__г. Протокол № ________

Мышление – высший этап познания человека. В его основе лежат постоянные изменения представлений и понятий. Оно дает возможность получать такие знания, которые не являются непосредственной информацией, получаемой с помощью первой сигнальной системы. В клинической психологии мышление относится к высшим психическим функциям – самым сложноорганизованным психическим процессам.

Особенности мышления являются предметом разных научных разделов. Так, к примеру, психофизиологические механизмы составляют основу общей и возрастной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а формы мышления и законы, по которым протекает процесс, являются предметом изучения в логике (хотя затрагиваются и в разделах психологии).

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»). Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений.

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов . Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом .

Эта форма мышления также может быть:

  • утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
  • отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Умозаключение

Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.

Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.

Умозаключение может быть правильным или неправильным . Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.

Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:

  • дедуктивными, являющимися результатом процесса мыслерассуждения от общего к частному;
  • индуктивными – обобщение происходит от частного к общему;
  • построенными на аналогии, которая использует свойство явлений и объектов, имеющих схожие признаки.

Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.

Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.

Итак, основные формы мышления – три составляющие, без которых невозможен мыслительный процесс. Именно благодаря им мозг человека способен анализировать и синтезировать, выстраивать логические связи, что в результате приводит к интеллектуальному развитию. Изучение этих особенностей мышления относится к основным разделам логики, а также к некоторым отделам психологии.

Совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение - мыслительная операции, основанная на

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование - выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения илиотрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний , умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Формы мышления. В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:

суждения;

умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

общими и единичными;

конкретными и абстрактными;

эмпирическими и теоретическими. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;



опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

истинными;

частными;

единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок". (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

индуктивное;

дедуктивное;

по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Операции мышления. Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

сравнение;

абстрагирование;

обобщение;

классификация;

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так, в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа, синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

общие как сходные признаки;

общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Основными формами абстрактного (логического) мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Каждая из названных логических форм будет предметом нашего изучения в следующих разделах. Сейчас мы кратко рассмотрим их с целью освещения понятие логической формы.

Отдельные предметы или их совокупности отражаются нашим мышлением в понятиях, которые являются разными по своему содержанию. Например, "учебник" и "преступление" - понятия, отражающие совершенно разные предметы мысли. Учебник - это печатное источник знаний основ какой-либо науки и служит обучению будущих специалистов. Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние. Как видим, эти различные предметы отражаются в мышлении одинаковым способом - как определенная совокупность их общих, существенных свойств и признаков.

Выделяя характерные признаки одного предмета, или повторяющиеся и общие признаки некоторого множества предметов, мы создаем понятие предмета "А" как некоторую совокупность его существенных признаков "а", "b", "с".

Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия.

В форме суждения отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например, "обвиняемый имеет право на защиту" и "Волга не впадает в Черное море".

Приведенные суждения различны по своему содержанию, но способ связи составляющих их содержания одинаковый - эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект - от латинского - лежащий внизу, находящийся в основе понятие о предмете суждения) - так обозначается понятие о предмете суждения - и Р (предикат - от латинского - сказанное, признак предмета) - понятие о признаке предмета, получим схему, которая является общей для любого суждения данного типа: "S - Р", где S и Р-понятия, входящие в суждение, а знак " - " - означает связь между ними. Под S и Р можно понимать любые предметы и их свойства, под знаком " - " - связь (и утвердительный, и отрицательный).

Таким образом, суждение является определенным способом отражения отношений предметов действительности, который выражается в форме утверждения или в форме отрицания.

Рассматривая умозаключение, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод осуществляется одним и тем же способом.

Например:

Все филологи изучают логику

Мы - студенты-филологи

Мы изучаем логику.

Вывод ("Мы изучаем логику") с необходимостью выводится из предпосылок том, что они связаны общим понятием "филологи".

Таким же образом, то есть благодаря смысловой связи суждений-предположений, можно получить вывод из любых других по содержанию суждений.

Итак, мы выделяем нечто общее в разных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями.

Рассмотрев основные формы мышления - понятие, суждение и умозаключение, мы нашли в них нечто общее, что не зависит от предметного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не сам по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Логическая форма или форма мышления - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет такого смысла, который бы был лишен формы, как и нет такой формы, которая была бы бессмысленной. Но в целях специального анализа мы абстрагируемся от предметного содержания мыслей и сосредотачиваемся на изучении их формы. Исследование логических форм вне их конкретным содержанием и является важнейшей задачей науки логики.

таково общее понятие логической формы.