Разнообразие проявления застенчивости. Застенчивый ребенок

Психологи выделяют следующие типы застенчивых людей Симонов В. П., Ершов П. М. Темперамент Характер Личность. Издательство Наука. - М.: 1984. - 157 с.:

  • 1. Внутренне застенчивые. Они могут не выглядеть как застенчивые. Совершенно спокойно общаются с разными людьми. Часто достигают успеха. Производят благоприятное впечатление. Но внутри они испытывают выраженное напряжение. Слишком много усилий тратится на предчувствие события и на разные мелочи во время него. Никто не знает чего им стоит выдержать эту игру в уверенного в себе человека.
  • 2. Внешне застенчивые. Это люди, которые выглядят и ведут себя как застенчивые. Стараются ограничить контакты. Стараются ни о чем не спрашивать. Стараются затаиться. Быть незаметными. Часто скрытные. Редко добиваются успеха. Любая неудача вызывает потерю уверенности.

Застенчивость проявляется по-разному. Можно выделить три вида реакций, которые проявляются при застенчивости:

  • 1. Поведенческие знаки, свидетельствующие о застенчивости;
  • 2. Физиологические симптомы;
  • 3. Чувство смущения и неуверенности.

Рассмотрим их подробнее.

  • - Поведенческие признаки застенчивости:
  • · Молчаливость.
  • · Тяжело взглянуть собеседнику в глаза;
  • · Слишком тихий и мягкий голос (дурное влияние дефектологов, на которых в свою очередь, повлияли сами застенчивые люди);
  • · С трудом формулируют свои мысли. Редко облекают в словесную форму свой внутренний мир;
  • · Скованность в движениях
  • · Часть застенчивых попросту избегает людей и не может взять в свои руки инициативы даже тогда, когда требуется действие

Впрочем, молчать, склонны не только застенчивые. Но из-за того, что застенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее других способны создать свой собственный внутренний мир. Когда люди общаются между собой, они торгуются и заключают сделки -- относительно взаимных обязательств, услуг, времени, личной безопасности, любви и т. д. «Жизнь -- это как бы магазин подержанных товаров, где все можно приобрести по сходной цене», -- пишет известная кантри-певица Лоретта Линн. Без обмена идеями и чувствами между людьми эти важные сделки не заключаются.

Слово «замкнутость» лучше всего выражает нерасположенность застенчивого человека к общению с другими. Замкнутость -- это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно.

Этот «синдром замкнутости» последние десять лет исследовал профессор Джеральд Филлипс со своими коллегами. Филлипс уверен, что замкнутость не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема. Если замкнутых людей обучить специфическим приемам общения, некоторые из них все еще будут к нему неспособны. Точнее, Филлипс сообщает, что около трети таких людей из его группы стали испытывать даже большее беспокойство после того, как усвоили азы общения! Быть может, они знали, что больше не могут оправдать свое поведение, и оттого чувствовали себя не в своей тарелке, общаясь с другими? Ведь они уже знали, как общаться, но все еще нуждались в понимании того, что лежит в основе их затруднений.

Проблема застенчивости -- это не только недостаток навыков общения, речь идет о непонимании смысла человеческих отношений. Застенчивые считают, что им проще промолчать и остаться при своем, чем что-то сказать и возможно проиграть.

Физиологические симптомы застенчивости

Застенчивость «читается» по внешним признакам: покраснение лица, потливость, дрожь, учащенное сердцебиение, стесненное дыхание, сгорбленная поза, опущенные вниз глаза, тихий голос, скованность мышц и движений, увеличение потоотделения, мурашки.

Из внутренних ощущений застенчивого человека можно выделить смущение и неловкость. Часто люди краснеют от смущения - кратковременной острой потери уважения к себе, которую время от времени приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание к каким-либо случаям из частной жизни, когда кто-то сообщает о нас другим людям, неожиданная похвала, когда застают за занятием, не предназначенным для посторонних глаз. Состояние смущения вызывается сознанием собственной несостоятельности. Большинство застенчивых людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытывать смущение, и таким образом все больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках.

Есть люди, которые стесняются, даже оставаясь в одиночестве. Они краснеют и смущаются, заново переживая свои предыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут вести себя в будущем.

Самое примечательное свойство застенчивого человека - неловкость. Неловкость - это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием. Неловкость может проявляться как на публике, так и наедине с самим собой. Неловкость на публике отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлении. Его часто беспокоит: «Нравлюсь ли я им», «Что они думают обо мне» и т. д. Неловкость перед самим собой - это мозг, обращенный против себя. Это не просто сосредоточенность внимания на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм: «Я дурак», «Я ничтожество» и т. д. Каждая собственная мысль подвергается исследованиям под мощным аналитическим микроскопом.

Интересны рассказы людей, которые выполняли задания, для избавления от застенчивости. Одно из заданий -- объявлять остановки в полном автобусе. Кстати очень эффективно. Как только человек набирал в рот воздух, чтобы крикнуть остановку, он начинал ощущать, что проваливается, чуть ли не обморочное состояние.

Так что застенчивый человек может быть очень умным, но в ситуации, которая вызвала застенчивость, он становится дурным. Поэтому, я считаю, что от застенчивости нужно избавляться.

Одним из «любимых» занятий застенчивых людей, является самоанализ. Самоанализ с одной стороны признак психического здоровья, но когда это становится навязчивой идеей, это указывает на психическое расстройство.

Застенчивые люди обеспокоены исключительно собой. Самоанализ поведения на людях часто отражается в том, что человек озабочен впечатлением, которое он производит на других.

Навязчивый самоанализ застенчивого человека становится самоцелью и душит его способность к действию, направляя энергию, необходимую, чтобы действовать на мысль.

Одна из самых неприятных последствий застенчивости -- то, что она заставляет человека так сосредоточиться на себе, что он просто не замечает ничего, что происходит вокруг.

Застенчивые люди изолируют себя от тепла человеческих отношений. Многие живут по принципу «Ничего не давай другим, ничего не проси».

Решая, общаться ли с другим человеком, мы думаем о возможном выигрыше и сравниваем его с возможными потерями, если нас найдут скучными, недостойными или смешными. Хронически застенчивые люди четко осознают этот процесс принятия решения, потому что всегда озабочены, чтобы быть принятыми. Они все время взвешивают преимущества и недостатки общения с кем бы то ни было, даже если отношения уже сложились.

Застенчивые люди часто решают проблему новых отношений радикально -- они от них отказываются. Застенчивые люди не идут на риск быть отвергнутыми, а предпочитают изоляцию. Но человек должен идти на этот риск, чтобы завязать важные отношения в своей жизни.

На самом деле многим застенчивым хочется поболтать и посмеяться. Молчаливое раздражение -- их обычная реакция на пренебрежение общества, даже если они сами в этом виноваты.

Застенчивость имеет отрицательные последствия не только в социальном плане, но и негативно воздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает человека в такое состояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическими чертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Застенчивость сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко ощущением неудачи, поражения. После того, как включается самоконтроль и повышается тревожность, застенчивые все меньше внимания уделяют поступающей информации. Агония застенчивости убивает память, искажается восприятие. Таким образом, застенчивость лишает человека не только дара речи, но так же памяти и ясного восприятия.

Есть еще один вид застенчивости, когда она проявляется как непонятное чудачество, несвойственная данному человеку резкость, даже грубостью. Это так называемая гиперкомпенсация застенчивости. За сознательной беззастенчивостью, за подчеркнутой грубостью и чудачеством люди пытаются скрыть, спрятать свою застенчивость.

Сравнительно - возрастные исследования, как правило, констатируют прерывность, кризисность развития самосознания, причем «пик» трудностей приходится на подростковый возраст (12-14 лет) Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). - Учебное пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1979.-206 с.. В этом возрасте усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Застенчивость чаще проявляется в подростковом возрасте именно потому, что подросткам присущ определенный максимализм - это черное, а это белое, это хорошо, а это плохо. Взрослые же люди начинают понимать, что нет черного и белого, и все ситуации неоднозначны: что для одного хорошо, для другого может быть плохо. Поэтому не стоит так уж сильно зависеть от чужого мнения, легче быть самостоятельной независимой личностью. Но те, кто надолго в душе остается подростком (в плохом смысле этого слова), мучаются застенчивостью до пенсии. И если в подростковом возрасте их "контролерами" были мамы или более развязные друзья, то потом таким цензором становится муж или жена.

Подросткам значительно чаще, нежели детям младшего возраста, кажется, что родители учителя и сверстники о них дурного мнения. Они чаще испытывают депрессивные состояния, причем у девочек все это выражено значительно сильнее, чем у мальчиков. Между 8-11 летними мальчиками и девочками в этом отношении еще нет существенной разницы. Зато среди подростков высокую озабоченность собой обнаружили 41 % девочек и только 29 % мальчиков. Неустойчивый образ «Я» характерен для 43 % девочек и 30 % мальчиков, низким самоуважением страдают 32 % девочек 26 % мальчиков и т. д. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую (после 15 лет) вновь наблюдается рост самоуважения, ослабевает застенчивость, более устойчивыми становятся самооценки. Однако озабоченность собой у юношей продолжает оставаться выше, чем у детей.

Основной критической фазой развития самосознания является подростковый возраст - 12-14 лет. Тревожность, страх также негативно воздействуют и на мыслительные процессы (память, внимание).

Поэтому к застенчивости нельзя относиться просто как к небольшой неприятности, к этой проблеме нужно подходить более серьезно, так как она может преобразоваться в хронические формы расстройства психики.

Из вышеуказанного можно сделать следующий вывод, что проявление застенчивости очень разнообразно: от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов.

Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни - это социального и межличностного общения. А это ведет к замкнутости и одиночеству. Что в свою очередь повышает самоконтроль самоанализ. Правда в основном это не просто это не просто сосредоточенность на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм, т. е. снижение его самооценки. Как правило, это происходит из-за несовпадения внутренних образов «Я» и «Я - идеального».

В кинотеатре или в гостях боится сесть на свободное место, и поэтому остается у вас на руках или крепко держится за руку. Если незнакомый человек пытается с ним заговорить, а дитя пытается спрятаться сзади вас.

Будет оттягивать вас за руку, когда вы будете заходить в лифт с соседями, чтобы поехать потом одним. Когда незнакомые будут пытаться с ним заговорить, дитя будет закрывать лицо ручками. При повышенном внимании к нему на дне рождения или в компании, может расплакаться.

Как раскрепостить застенчивость?

Конечно, если вы сами застенчивы, или преодолели застенчивость во взрослой жизни, то можете думать, что сам справиться. Но для безопасности, лучше помочь ему. Почему? Если застенчивый ребенок потеряется, то будет бояться обратиться к людям за помощью. В школе ему могут занижать оценки, так как будет неуверенно отвечать из-за робости, а не из-за того, что плохо выучил. В дальнейшем будет смущаться принять участие в конкурсе, или упустит любую другую возможность из-за своей застенчивости.

Как избавиться от застенчивости?

Ролевая игра. Старайтесь разыгрывать ситуации из жизни, используя игрушки на разные темы «Давай подружимся», «Давай вместе играть», «В магазине», «В аптеке», «В песочнице», «На прогулке в парке», «В цирке», «В кинотеатре». Пусть застенчивый ребенок будет в роли покупателя, затем в роли продавца; поиграйте в «Детский сад», пусть изобразит, как кукла будет вести себя в саду и почему; то есть, играя, дитя может озвучивать свои проблемы или страхи. А вам нужно правильно среагировать, чтобы показать, а может, тут и нет никакой проблемы.

Проявите инициативу. Сами заводите разговор с другими детьми, задавая вопросы, которые застенчивый ребенок в следующий раз сам будет задавать. Но не показывайте демонстративно свое расстройство, не унижайте его словами «Что сам не можешь спросить?», «Сколько раз я тебе повторяла?», «Ну, сколько раз можно тебе объяснять?». Сколько нужно, столько и повторяйте, спокойным голосом, дитя может при вас стесняться, а сам для себя будет делать выводы, о чем можно спрашивать людей, как вести беседу, и без вас применит эту модель поведения. Будьте терпеливы.

Договоритесь с вашей подругой или соседями, чтобы пришли вместе с детьми к вам в гости, обсудите, какими игрушками будут дети играть. Можете показать детям игру, поиграть с ними, затем оставить их играть одних. Также практику поведения дети будут видеть, если вы их будете брать с собой в общественные места. Застенчивый ребенок будет видеть общение, разные ситуации, как вы себя ведете в них. Главным примером и поддержкой для него являетесь вы.

Постепенно снижайте свое участие. Придумывайте ему ситуации, для участия:

— спроси у продавца, сколько стоит торт с розами;

— подойди, пожалуйста, к телефону, у меня руки мокрые;

— купи нам билеты на карусель, а я в соседнем киоске куплю нам воды. И т.д.

Дети становятся смелее, когда делают что-то для других. Но давайте задания под силу.

Повышайте самооценку

Все дети разные. Другие дети могут ему указать на какой-либо «недостаток»: медлительность, носит очки, низкий, высокий по сравнению с ровесниками, боится ответить, дать сдачи. Застенчивый ребенок может зациклиться на недостатке и как результат – появится комплекс.

Поэтому работая с застенчивостью, вы работаете в первую очередь с самооценкой. Понаблюдайте за собой, не ведете ли вы себя зажато с окружающими, может быть, застенчивый ребенок просто копирует вас.

Вы родители, вы – первые люди в жизни дитя, которые с ним общаются, поэтому каким будет в общении, напрямую зависит от вас, вашего поведения. Как вы будете реагировать на его слова, застенчивый ребенок будет думать, что все так будут реагировать, и еще не понимает, что все люди разные.

Чего нельзя делать по отношению к застенчивому ребенку

— не вешайте ярлык, тем более в присутствии других: «Он (-а) не может рассказать стих, стесняется»;

— не смейтесь над недостатками детей, это унижает, порождает комплексы в них;

— не унижайте, говоря – у тебя средняя внешность, поэтому больше учись, или от твоего пиликанья на скрипке, болит голова;

— не говорите за дитя, когда сам может ответить, может, просто обдумывает ответ. Если вы его перебиваете, дитя будет уверен, что все равно его никто слушать не будет.

Что делать, чтобы избавить от застенчивости

— хвалите детей за успехи и неудачи, говоря: «В следующий раз получиться». Им нужна ваша поддержка, как воздух;

— поощряйте увлечения детей, помогите им определиться с хобби;

— если у дитя не хватает решительности, объясните окружающим, что вам нужно больше времени на подготовку или привыкание. Застенчивый ребенок и сам видит, когда у него что-то не получается, не акцентируйте его внимание на этом. Лучше поддержите его словами, покажите ему, что вы его понимаете;

— вспоминайте похожие ситуации из детских книжек.

А нужно ли исправлять застенчивость

Возможно, вы выслушиваете разные от других. Но не все советы подходят вам. Часто родители «опускают руки», думая, а может, против природы не пойдешь, пусть остается таким, какой есть. Конечно, важна «золотая середина», не нужно его приучать бежать дружить со всеми и болтать без умолка. Ведь сами понимаете количество друзей не так важно, как качество. Может быть, у него один друг, но верный, кому доверяет, с кем ему весело.

Не возлагайте свои надежды, застенчивый ребенок не должен отвечать за то, что у вас не получилось в жизни, и теперь вы стараетесь устранить эти ошибки у него. Да, вы ответственны за жизнь, но это его жизнь, он имеет право быть таким, какой есть. Дитя не обязательно должен стать старостой класса или становиться участником всех мероприятий. Не давите на его психику, для исправления себя нужно время, иногда много. Но это — его жизнь. Дети сами могут поменять свое поведение за один день. Будьте терпимее к своим детям.

При поступлении Али в старшую группу детского сада мать, не стесняясь присутствия дочери, охарактеризовала воспитательнице ее так:
- Она у нас нескладная: за что ни возьмется - ничего у нее не выходит!
Девочка густо покраснела и опустила глаза. В детском саду она нечаянно ломала игрушки, разбивала тарелки во время дежурства, робела и замыкалась все больше и больше. Особенно трудно было с Алей на занятиях физическими упражнениями.
Однажды играли в подвижную игру «Кто скорее возьмет флажок». Дети охотно выполняли задание. Только Аля во время игры не сдвинулась с места. Воспитательнице не удавалось убедить ее побежать за своим флажком. Между тем девочка умела и бегать и прыгать.
На следующем физкультурном занятии воспитательница поставила Алю рядом с новой девочкой Олей и шепнула ей, что Оля робеет и надо ей помочь, так как она плохо знает игру. Аля молча стала в пару с Олей. Сама старательно выполняла правила игры и показывала новенькой движения. Воспитательница похвалила Алю.
На другой день все пошло по-прежнему. Поливая комнатные растения, Аля уронила цветочный горшок и разбила его. Опять она была какая-то скованная, а глаза как будто говорили: «Я не виновата, видите, какая я неловкая!»
(М. М. Скудина. Записки воспитателя детского сада. М., «Просвещение», 1965, стр. 217-220.)

1. Почему у Али появилась застенчивость?
2. Какие недостатки могут появиться у ребенка, если вовремя не преодолеть эту черту характера?
3. Как помочь Але преодолеть застенчивость?

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Подавляющая часть людей уверена в том, что причиной застенчивости является черта характера человека и передается по наследству от родителей посредством ген. Также бытует мнение, что избавиться от него не представляется возможным. На самом деле все не так. Бывают случаи, когда у застенчивых родителей появляются общительные чада. Подобное явление легко объяснимо, но об этом речь пойдет чуть ниже.

Застенчивость может являться добровольным решением ребенка вести себя подобным образом. Обычно это связано с боязнью проявить себя. Такие решения составляют базу некоторых программ, например, автоматической бессознательной программы. Это происходит в одном из двух случаев:

  • Ребенок поверил человеку, который сказал ему, что вести себя надо именно так. У каждого ребенка есть свой авторитет. В этом качестве может выступать папа, мама, бабушка, дедушка, брат и т. д. Авторитетный человек повествует о своем опыте. Однажды я работал с человеком, страдающим страхом темноты. В процессе лечения выяснилось, что эта боязнь появилась у него в годовалом возрасте после того, как родители сказали, что в темноте ходить нельзя, так как там живет «бабайка», который хочет его съесть. Подобное высказывание напрямую угрожало жизни и поэтому отложилось в памяти.
  • Полученный опыт из ситуаций, в которых имела место угроза жизни. Один из моих клиентов лечился от заикания, которое у него развилась после того, как он увидел, что его отец имеет интимную близость с другой женщиной. Отец пациента был довольно строгим и ситуация, при которой мама узнала бы о похождения отца, напрямую привела бы к избиению клиента. Ребенком было принято решение держать увиденное в секрете, что и стало причиной заикания.

Также развиться застенчивость может вследствие запрета на самовыражение ребенка. Например, один из родителей не разрешал громко смеяться или плакать. Или постоянно говорили, что нельзя вести себя подобным образом, так как люди вокруг смотрят на тебя. Из-за подобного подхода к воспитанию высока вероятность развития у чада чувства, что мнение других людей является очень важным. Следовательно, уровень застенчивости ребенка напрямую зависит от строгости его родителей. Любое неверное действие неминуемо ведет к наказанию. Для того чтобы избежать подобных неприятностей ребенок будет вынужден вести себя «правильно». Со временем понимание о «правильном» поведении у человека меняется, что заставляет ребенка подстраиваться под подобные изменения. В результате наступает ступор.

Способы лечения застенчивости

Справиться с этой чертой можно несколькими способами. Прежде всего, это общение с психологом. Однако данное направление обладает низкой эффективностью. С помощью данного способа добиться полного выздоровления за 600 сессий смогли лишь 38% людей.

Еще один вариант – психотерапия. Этот способ намного эффективнее первого. За 22 сессии удалось вылечить 72% людей. Негативным моментом психотерапии является использование в процессе лечения лекарственных средств, оказывающих негативное воздействие на организм человека.

Третье направление – регрессивный анализ. За 6 сессий удалось полностью вылечить 93% людей. Половина моих клиентов избавляются от застенчивости за 1-5 сессий. Другим половине 10 сессий.

Причиной возникновения застенчивости является бессознательное восприятие некоторых жизненных ситуаций. Именно поэтому работу лучше проводить с ней на том же уровне. себя в том, что вы свободно можете общаться с окружающими людьми, ни к чему не приведут. Автоматические программы бессознательного обладают повышенным приоритетом, чем убеждения. Ни одними доводами не получиться добиться нужного эффекта. Это же можно сказать и о медикаментозных препаратах, которые лишь глушат реакцию, но проблема остается. Подобным эффектом обладает алкоголь. Он раскрепощает, но не избавляет от проблемы. Пока человек находится в состоянии алкогольного опьянения, он открыт и общителен.

Регрессивный анализ позволяет напрямую работать с . В процессе сеанса человек погружается в трансовое состояние, в котором мозг получает дополнительные возможности. Появляется возможность восстановить забытые моменты из жизни, отредактировать опыт. Благодаря этому повышается осознанность. Большинство людей считают, что при погружении в состояние транса сознание человека отключается. На самом деле оно переходит в режим повышенной мощности. Отключается лишь тело, что позволяет головному мозгу повысить эффективность своей работы. Таким образом, появляется возможность исправить ошибочные автоматические программы.

Вред застенчивости

Застенчивые люди в глубине души задают себе вопрос о том, почему они такие, и в тайне завидуют более раскрепощённым. Чрезмерная застенчивость не позволяет скромной девушке комфортно чувствовать себя в компании ровесников. Молодой человек с понравившейся ему девушкой. В дальнейшем проблем будет только больше: неудачи в личной жизни, непонимание родственников, отсутствие перспектив на работе.

Единого мнения среди психологов о том, является ли чрезмерная застенчивость врождённым или приобретённым качеством, не существует. Каждый может ответить на этот вопрос по-своему. Кто-то уверен, что стеснительность – неотъемлемая черта его характера. А кто-то считает, что стеснительным он стал в результате психологической травмы, пережитой в прошлом. Мой собственный ответ — застенчивость это детская психотравма. И этот поправимо!

  • вы родились застенчивым. Если вы полагаете, что причины застенчивости кроются в вашей генетике, попробуйте для начала поиграть роль раскрепощённого человека, притворитесь. предлагают такие упражнения, как проведения опросов на улице или пение в метро. Чувство неловкости, которое вы испытаете в ходе выполнения этого упражнения, вполне естественная реакция организма. Ваша задача состоит в том, чтобы выработать условный рефлекс. Ребёнок не умеет ходить, держать ложку и говорить с самого рождения. Его этому учат. Сначала непривычные действия получаются неловко и неумело. Ребёнок говорит с трудом, постоянно падает и роняет предметы. Однако со временем эти действия становятся привычными. Выполнение их происходит само собой. Занятие по коррекции застенчивости способствует выработке определённого рефлекса, позволяющего выработать привычку перестать быть застенчивым. Раскрепощённость становится естественной, как дыхание. Привычку не случайно называют вторым характером. Раскрепощённым не обязательно нужно родиться. Им легко можно стать;
  • вы стали застенчивым. Так считают люди, полагающие, что причины застенчивости восходят к комплексу неполноценности, который был навязан в детские или подростковые годы. Вероятно, вам удастся вспомнить событие или человека, которые повлияли на вашу последующую жизнь. Возможно, вы оказались в неловкой ситуации, после которой стали объектом всеобщих насмешек. В вашей жизни мог присутствовать постоянно унижающий вас человек, мнение которого вы имели неосторожность уважать. Подобные открытия значительно облегчают вам задачу. Вы не родились застенчивым, вас таким сделали. А если так, вам просто необходимо вернуться в своё естественное состояние. Занятие по коррекции застенчивости необходимо не для того, чтобы выработать рефлекс, как в первом случае, а для того, чтобы вспомнить себя настоящего. Если застенчивость, по вашему мнению, не является вашим врождённым качеством, значит, вы способны вести себя по-другому, быть открытым, интересным и раскрепощённым человеком.

Все упражнения, направленные на ликвидацию избыточной стеснительности, разработаны таким образом, чтобы застенчивый постоянно контактировал с другими людьми. При этом необходимо уметь общаться не только в обыкновенных бытовых, но в более экстраординарных ситуациях. Именно поэтому не стоит удивляться тому, что одним из заданий тренинга станет общение с незнакомцем с целью получить от него презерватив. Вам не всегда обязательно знать причины застенчивости. В обоих случаях упражнению будут одними и теми же.

Чем плохи социофобия и застенчивость?

Социофобию, чрезмерную робость и крайнюю застенчивость не принято считать проблемой, требующей вмешательства специалиста. Люди живут с ней годами, полагая, что это просто особенность характера, которую невозможно изменить. Излишняя застенчивость не только делает из вас социального изгоя, но и создаёт вам дурную репутацию. Окружающие люди могут считать вас:

  • недружелюбным. Далеко не все общительные отличаются филантропией. Тем не менее, мизантропами называют застенчивых и скромных, несмотря на то, что в большинстве случаев это не так. Человек отказывается контактировать с ближними не потому, что ненавидит их, а потому, что ему мешает излишняя застенчивость;
  • психически нездоровым. Скромность заставляет вас испытывать неловкость на публике. Вы с трудом можете отвечать на задаваемые вам вопросы и не стараетесь стать инициатором общения;
  • ни на что не способным. Чрезмерно общительный человек нередко слывёт умным и талантливым. Начальство от него в полном восторге и даже не замечает того, что всю работу за «болтуна» выполняют более скромные, не любящие привлекать к себе внимание люди. В итоге, ваш руководитель будет приписывать успехи работы предприятия не вам, а вашему коллеге. Застенчивость и низкая самооценка мешают вам предложить рационализаторскую идею, благодаря которой вы могли бы получить премию или подняться в глазах начальства. Более скромный сотрудник может высказать свою идею в узком кругу сослуживцев. Более нахальный непременно припишет её авторство себе;
  • человеком с низкой самооценкой. Застенчивость и самооценка, безусловно, связаны. Стеснительные люди иногда считают себя хуже других, что и заставляет их прятаться и стесняться. Однако и застенчивые могут вполне адекватно оценивать свои способности. Некоторые из них уверены в том, что смогли добиться в жизни больших успехов, если не были такими скромными;
  • человеком, которым можно пользоваться. Все методики борьбы с застенчивостью требуют того, чтобы стеснительный научился говорить «нет». Когда человек стесняется отказывать окружающим, боясь их обидеть, и действует себе в убыток, немедленно находятся те, кто этим воспользуется. Иногда скромные ошибочно полагают, что неумение отказывать привлечёт к ним людей, и они не будут одиноки. Если вы относитесь именно к таким, от одиночества вы действительно страдать не будете. Вас постоянно будут окружать любители «халявы». Но однажды, когда вы по какой-то причине перестанете быть поставщиком различных благ, о вас просто забудут. Вероятно, многие методики борьбы с застенчивостью заставят вас отказаться от подобного общения и стать свободным;
  • слабым человеком. Неумение открыто противостоять несправедливости приводит к тому, что вам начинают приписывать слабость. К сожалению, многие стеснительные, неуверенные в себе люди и сами со временем начинают считать себя таковыми. Вам необходимы методики борьбы с застенчивостью, укрепляющие вашу внутреннюю веру в свои силы.
  • застенчивость касается и денег, застенчивый человек не может быть богат (ведь деньги приходят от окружающих людей, а он их избегает).

У вас достаточно поводов для того, чтобы начать борьбу со своей скромностью? Работайте самостоятельно, но не забывайте и о помощи профессионального психолога. Вы привыкли видеть мир через призму скромности, а значит, вам нужен кто-то, кто посмотрел бы на мир совершенно другими глазами и убедил вас в том, что жизнь может быть совершенно другой. Не стесняйтесь посещать тренинги. Помните о том, что никто из нас не идеален. Некоторые известные психологи когда-то и сами были застенчивыми, стеснительными людьми. Сегодня они успешны, уверены в себе и способны предложить помощь другим людям.

Мешают ли жить робость и застенчивость?

Учёные и психологи спорят о том, являются ли робость и застенчивость врождёнными качествами или же это издержки воспитания. Очевидно, и те, и другие по-своему правы. Человек рождается с определёнными предрасположенностями, которые он унаследовал от родителей или дальних предков. Однако роль воспитания в процессе формирования личности тоже нельзя отрицать. Нормы поведения, принятые в том или ином обществе, не способны изменить человека, но могут надеть на личность социальную маску. Этикет нередко закладывает застенчивость . Воспитание становится не способом социализации человека, а его отдалением от общества. Негативные установки, полученные в ходе воспитательного процесса, вы можете ощутить в повседневной жизни. Многим знакомы следующие запреты:

  • нельзя выделяться из себе подобных. Это относится и к работе, и к личной жизни, и к внешнему виду. Воспитанный человек никогда не позволит себе быть в чём-то лучше окружающих, чтобы не смущать их своим совершенством. Нередко от природы талантливые люди стесняются проявить себя, дабы не показаться нескромными;
  • нельзя отстаивать свои права. Иногда мириться с несправедливостью по отношению к себе заставляют не робость и застенчивость, а правила приличия. Отстаивая свои права, можно прослыть скандалистом. А с такими людьми никто не захочет иметь дело. Чтобы не заработать дурную репутацию, человек вынужден закрывать глаза на все обиды;
  • нельзя никому мешать. «Веди себя тихо. Ты мешает взрослым!» – часто говорят ребёнку родители. Таким образом, человек вырастает с мыслями о том, что его действия могут кому-то мешать и ущемлять чьи-то права. В поведении появляется скованность, которая со временем начинает отражаться и на вашей речи;
  • нельзя никому отказывать. Сильная застенчивость заставляет человека соглашаться на всё, о чём бы его ни попросили. Ведь если он откажет, люди на него обидятся. Неумение отказывать, говорить «нет» способно привести к довольно неприятным последствиям. Боясь отказать в просьбе, человек может невольно совершить преступление;
  • нельзя никого ни о чём просить. Согласно полученным вами установкам, окружающим ни в коем случае нельзя отказывать, при этом просить о помощи самому категорически запрещено. Робость и застенчивость приводят к тому, что человек, который всем всегда помогает, остаётся один на один со своими проблемами.

Имеет ли подобное воспитание положительные стороны? В большинстве случаев нет. Человек, который живёт в соответствии с подобными принципами, не только не интегрируется в общество, но и становится изгоем и объектом для насмешек. Вам не удастся заслужить ожидаемого уважения и любви. Никто не станет уважать вашу «культуру». Сильная застенчивость делает из человека заложника условностей. У него никогда не будет настоящих друзей. Его не будут окружать любящие люди. Всё поведение застенчивого говорит о том, что он сам себя не уважает. Окружающие не считают своим долгом достойно относиться к человеку, который сам себя ни во что не ставит.

Результатом желания привить человеку культуру становится крайняя застенчивость. Воспитание приводит к прямо противоположным итогам. Приступая к работе над собой, не держите зла на своих родителей, неосознанно превративших вас в замкнутого, стеснительного человека. Они искреннее хотели, чтобы вы нашли своё место в обществе, чтобы другие люди любили и уважали вас. Родители учили своего ребёнка хорошо относиться к другим, но забыли научить его самому главному – хорошо относится к самому себе. Эту науку вам придётся постигать самостоятельно.

Будьте здоровы и счастливы!
Олег.

P.S. Для того, чтобы сделать конкретные практические шаги, я рекомендую обратить внимание на курс по . В который позволит за 5 недель привести ваше состояние к открытости, большей уверенности, а среди людей вы себя будете чувствовать комфортно и легко. И даже, начнете получать удовольствие от общения.
Курс основан на тысячах часах моей практики работы с клиентами, и имеет в своей основе реальные психические процессы человека. Рекомендую выделить на этот курс время!

P.P.S. Для тех кто это прочитал, и желает конкретных действий, вы можете использовать которые есть на моём сайте. Их нужно повторять по специальной методике: глядя себе в глаза, через зеркало, вслух. Обычно я даю эти аффирмации своим клиентам, для того чтобы после нашей терапии они быстрее выходили на позитивное самочувствие. Как поддерживающий инструмент.

P.P.P.S. Прочитайте книгу: . В ней есть все. От описания работы психики до как менять черты характера под себя.

Хочешь избавиться от замкнутости максимально быстро?
Жду на (работаем до победного)!
Олег.

Застенчивым детям сложно переступить тот порог, который отделяет их от сверстников. Как быть родителям, чьи малыши ведут себя настороженно? О детской застенчивости, ее природе и методах преодоления рассказывает психолог-консультант Арина Липкина.

Как появляется застенчивость

Почему ребенок становится застенчивым? Этот вопрос задают себе многие родители, чьим детям непросто найти себе друзей на дворовой площадке или в детском саду. Психологи определяют застенчивость как ощущение дискомфорта в социальных ситуациях, мешающих способности ребенка социально развиваться.

Узнать застенчивого малыша несложно. Он обычно сдержан, стремится прятать свои реакции, проявления, тихо говорит. Те, кто помладше, при этом могут еще и сосать большой палец. Застенчивость сопровождается различными эмоциональными состояниями: страхом, интересом, напряженностью и любопытством. Нередко у детей в это время может меняться сердечный ритм и артериальное давление.

Но не стоит путать застенчивость с осторожностью и социальной дезадаптацией. Маленькие дети могут вести себя настороженно по отношению к незнакомым людям или новым условиям. А в более старшем возрасте предпочитать игры в одиночестве. Низкая потребность в социальном взаимодействии еще не говорит о том, что ребенок застенчив. Развитие застенчивости – это результат формирования самооценки в возрасте 4-5 лет.

На первых этапах становления личности огромное значение имеет общение ребенка со взрослыми. Малыш первоначально на веру принимает их оценку и воспринимает себя через призму взрослых. Ребенок полностью ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Грубость, жесткость, авторитарность, нетерпимость, гиперопека или тревожность родителей формируют в маленьком человечке реакции на новые или на какие-то определенные социальные ситуации в виде застенчивости. Также ребенок усваивает модель взаимодействия или социальной пассивности, которую ему могут транслировать родители. Самое опасное, что при этом застенчивость закрепляется как черта личности ребенка.

Нередко, когда он приобретает положительный опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, застенчивость исчезает. Если нет других трудностей, застенчивые дети не более чем другие подвержены эмоциональным или поведенческим проблемам.

Но если ребенок застенчив вне зависимости от конкретных условий и ситуаций, можно говорить о том, что у него слабо развиты коммуникативные навыки и самосознание. Самый простой пример: ребенок не знает и не умеет, как вступать в игру со сверстниками. Это влечет проблемы в будущем. В школе застенчивый ребенок воспринимается другими детьми как менее дружелюбный и более пассивный. Это негативно влияет на его положение в группе, им будут пренебрегать. В результате ребенок начинает ощущать себя одиноким, у него меньше близких друзей, чем у его сверстников.

Как справиться с детской застенчивостью

Чтобы справиться с детской застенчивостью, родителям необходимо своевременно разглядеть эту проблему. Ребенку необходима помощь специалистов и групповые занятия, чтобы разрабатывать социальные навыки. Это могут быть игры в группе, где малыш, например, в роли упрямого, не должен соглашаться что-то делать так, как ему предлагают это другие, а вместо этого настаивать на своем и объяснять, почему его вариант лучше. Игра должны быть активной, с передвижениями, прыжками и криками.

Также нужны упражнения, где будут новые и неожиданные ситуации, но ребенка они должны захватывать и не должны пугать. Хороши игры на воображение, к примеру: ребенок оказывается в пустыне и надо доказать другим детям, что там не страшно и можно найти воду, еду, и что вместе будет легче отыскать помощь. Застенчивый ребенок играет роль лидера, который убеждает и привлекает к себе других.

Всегда удачны игры, помогающие преодолеть застенчивость, когда дети меняются с взрослыми местами и становятся ведущими, а учителя оказываются учениками. Подобный опыт помогает застенчивым малышам обретать себя в новом статусе, понимать, что быть активным – это интересно и безопасно.

В то же время надо понимать, что не всегда ребенок стремится быть в центре внимания. Возможно, ему нравится наблюдать. Активные игры могут привести к тому, что застенчивость не будет мешать развитию ребенка, но не обязательно к тому, что он станет лидером в группе.

Что не надо делать родителям, зная, что их ребенок застенчивый

Чем сильнее родители будут подталкивать ребенка к общению с другими детьми, тем больше он будет отступать. Понятно, что взрослые очень хотят помочь своим застенчивым детям, но нельзя насильно вытащить из ребенка застенчивость. Важно создать комфортные условия, которые будут позволять его социальной личности развиваться естественным образом.

Возьмите на вооружение простые, но действенные советы:

Никогда не говорите про ребенка и при нем: «он у меня застенчивый». Узнав об этом, малыш почувствует себя так, словно с ним что-то случилось, и это наоборот, усилит страхи и сомнения ребенка.

Забудьте слова: «Будешь стесняться, станешь похож на того буку. Тебя никто не будет любить и дети не будут с тобой играть». Это гарантированно сделает из ребенка закомплексованную личность.

Когда здороваетесь с другими людьми и маленькими детьми, улыбайтесь и приучайте своего ребенка делать так же.

Передавайте ребенку часть ответственности, например, чтобы он дома отвечал на телефонные звонки, находил в магазине на полках нужный продукт и сам его доставал, учил на площадке кого-то играть, предлагал новые развлечения.

Когда приходите в гости, где есть другие дети, оставляйте своего ребенка на несколько минут, наблюдайте, что он делает неверно. А если малышу нужна помощь, незаметно позовите и предложите варианты, как начать общаться и играть с детьми.

Как оградить застенчивых детей от негатива

Практически на каждой детской площадке есть негативные лидеры, которые дерутся, толкают, навязывают свое мнение. Застенчивый ребенок может стать их жертвой, если родители не предупредят ситуацию.

В случае если есть ребенок, который не только настроен агрессивно, но и поощряется (молчанием или активно) своим родителем, не стоит вступать на его территорию, поскольку он не контролирует свое поведение и опасен.

Если же перед застенчивым ребенком оказывается просто «маленький командир», желающий устанавливать свои правила на площадке или вытеснить всех, можно найти к нему подход, если предложить своему ребенку помочь «командиру» в его важных делах. Также имитация, повторение вашим застенчивым ребенком того, что делает «командир» (движения, звуки), будет привлекать его внимание и вызывать интерес. Стойте рядом, станьте режиссером этой игры. И даже если дети будут толкать или обижать друг друга, наберитесь терпения и не останавливайте движение к сотрудничеству. Разумеется, в рамках безопасности. Помните, что с негативом ребенку тоже надо сталкиваться, ведь это важный опыт его социального взаимодействия.

Застенчивость победить можно. Важно вовремя ее разглядеть и поставить перед собой правильную цель избавиться от нее.

Елена Нерсесян-Брыткова