Как снять болт если он не выкручивается. Как выкрутить и вытащить сорванный болт: пошаговая инструкция

Многие мужчины, ремонтируя машину, или просто в быту, сталкивались с «прикипевшими» болтами и гайками. Бороться с ржавым крепежом порой приходится часами, при этом мастер нередко рискует все поломать, а еще и набить кучу синяков. Как этого избежать и научиться легко и просто откручивать старые болты, смотрите в нашем обзоре.

1. Терпение


Первое, и самое главное, что нужно иметь в такой ситуации – это выдержка и терпение. Если прикипевший болт не поддается, не стоит прилагать сверхусилий, чтобы сразу же его сдвинуть. Так можно оборвать головку и затянуть ремонт, что называется, своими руками. Есть немало действенных средств, которые помогут открутить проблемный крепеж. Подробнее о них – в следующих пунктах нашего обзора.

2. Удалить ржавчину


Чтобы болт или гайку было легче открутить, нужно убрать всю грязь, ржавчину и краску. Лучше всего для этого годится жесткая металлическая щетка. Особенно тщательно нужно удалять ржавчину с витков резьбы.

3. Выбор инструмента


Чтобы открутить прикипевший болт или гайку, нужен накидной ключ или головка, желательно с 6 гранями. Обычный рожковый ключ, скорее всего, соскользнет, слижет грани и может привести к травмам. 12-ти и 18-гранный инструмент использовать нежелательно, так как велика вероятность проскальзывания.

Если же крепеж и так слизан, стоит обзавестись специальной головкой, которая так и называется «для сорванных граней» или экстрактор.


4. Направление вращения


Большинство людей привыкло к тому, что все винты закручиваются по часовой стрелке, а отвинчиваются – против. Но в автомобилях нередко применяется крепеж с обратным направлением резьбы, например, шпильки крепления левых колес. Те, кто этого не знает, наверняка, будут долго «играться».

5. Смазать ржавую резьбу


На гайках и болтах, которые не хотят легко страгиваться, можно применить одно из многочисленных смазывающих средств. У автолюбителей очень популярно проникающее масло типа WD-40. Кстати, это очень полезный препарат в решении .


Проникающее масло обильно наносим на сопряженные поверхности деталей, и оставляем на какое-то время. Если болт или гайка очень ржавые, можно оставить «химию» работать на всю ночь.

Также можно смочить приржавевшие детали керосином, растворителем, простой водой или кока-колой. Эти средства также немного помогают.

6. Ищем рычаг подлиннее


Чем больше ручка у инструмента, которым срывают прикипевший болт, тем больше вероятность, что тот поддастся. Правда, если детали держатся намертво, то переходим к следующему шагу.

7. Прогреваем деталь


Если не удается открутить крепеж даже головкой с длинным рычагом, то соединение стоит прогреть. Профессионалы для этого используют ацетиленовый резак. Но если его нет под рукой, годится и мини-газовая горелка, которую можно купить на рынке.


Выворачивая шпильку из алюминиевого блока цилиндров, прогреваем сам блок вокруг резьбы. При этом периодически обстукиваем шпильку по кругу. А если нужно открутить гайку, то греем ее с одной стороны, и также обстукиваем молотком со всех сторон.

8. Средства последней надежды


Если даже нагрев не помог, то проржавевший крепеж с большой долей вероятности уже не спасти. Пневматический или электрический ударный инструмент очень эффективен, но гайковерты часто обрывают головки «сложных» болтов.

Откручивание проблемных гаек также нередко заканчивается их механическим удалением. Для этого гайку разрезают на части пилой или болгаркой, также можно засверлиться дрелью в нескольких местах. Порой достаточно двух надпилов на противоположных гранях, и гайка начинает вращаться. А самый простой способ, как быстро расколоть старую гайку – использовать специальное устройство, известное как гайкорез или гайкокол.




При снятии прикипевшей гайки перечисленными выше способами иногда повреждается резьба. Чтобы ее «выровнять», достаточно прогнать испорченные шпильки плашкой.

А еще всем мужчинам нужно знать,

Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать.

Выкручиваем сорванные болты и гайки

«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.

Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить

Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:


Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.

Заржавевшая гайка

Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:


Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.

Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)

Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:


Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.

Повреждение крепежных материалов можно назвать одной из наиболее распространенных проблем во время ремонтных работ. Такие ситуации происходят как при ремонте транспортных средств, так и во время починки каких-либо предметов в домашнем быту. Как выкрутить болт с поврежденной головкой, рассмотрим далее.

Основным критерием правильного обращения с техникой является аккуратный демонтаж крепежных материалов. Лучше предотвратить поломку, чем устранять последствия. Когда для откручивания болта было приложено значительное усилие, а крепеж остался в неподвижном состоянии – не рекомендуется продолжать демонтаж. Результатом чрезмерных усилий будут повреждения метизов. Если сломался болт – ремонт займет намного больше времени.

Подготовительные мероприятия включают несколько пунктов:

  1. Снять ржавчину и слой загрязнения. Если резьба выступает над деталью, следует очистить шаг при помощи металлической щетки.
  2. Обстучать головку болта молотком. Ударять по крепежу нужно сильно. Удары направлены на разрушение окислов, которые образуются с течением времени. Максимальный эффект от ударов будет только на этапе, когда головка болта еще находится в прижатом к основанию положении. После срыва крепежа с места стучать не нужно, чтобы не повредить резьбу. Главное, не допустить искривления болта.
  3. Действенным способом выкручивания болта можно назвать нагрев места фиксации. Задача состоит в том, чтобы нагреть крепежный элемент и дать ему остыть. На данном этапе ржавчина начинает разрушаться, выгорают некоторые вещества. Болт после этого значительно проще выкрутить. Желательно сильно нагревать крепеж. Для этого понадобится паяльная лампа, ацетиленовый резак или газовая горелка. В каждом из случаев необходимо придерживаться техники безопасности, поскольку речь идет об открытом огне.
  4. Смазать болт легкотекучим типом жидкости. Наиболее распространенным средством является аэрозольный состав WD. Преимущество такого средства заключается в том, что он быстро попадает во все щели и распространяется по резьбе. Довольно действенным составом принято считать тормозную жидкость и керосин. Чтобы добиться нужного эффекта, после нанесения средства на место крепления его нужно оставить на некоторое время в покое. Достаточно будет одного часа, однако, иногда приходится оставлять детали и на 12 часов.

Пошаговая инструкция по выкручиванию болта

Представленные ниже методики помогут решить проблему выкручивания крепежей при различном характере повреждений.

С испорченными гранями

Опыт специалистов подскажет, как откручивать болты с сорванными гранями. Для этого используют сразу несколько эффективных методов. На скорость работы влияет месторасположение крепежа, наличие необходимых инструментов и доступность метиза. Рекомендуется применять каждый из следующих методов по очереди до полного демонтажа поврежденного метиза:

  • Задействование острого зубила. Такой способ применим только в том случае, когда сломался большой болт. Весомым аргументом будет доступ к крепежу. Чтобы удалить деталь со сломанной гранью, понадобится зубило и молоток. К головке болта по касательной нужно приложить зубило и наносить по нему удары молотком. Этот подход можно назвать наиболее простым. Но такие действия подойдут далеко не во всех случаях.
  • Более эффективным является способ применения переставного ключа. Если к метизу есть свободный доступ, универсальный ключ с большой вероятностью сможет сорвать элемент с места. Принцип действия заключается в использовании специальных насечек, которые располагаются на рабочей поверхности. Ключ надежно зажимает головку и позволяет откручивать болтики наименьшего размера. Обязательное условие – переставной ключ должен быть новым.
  • Накидной ключ также может оказаться необходимым приспособлением. Головки для откручивания болтов с сорванными гранями довольно часто справляются с самыми сложными случаями. Профиль ключа должен состоять из 12 граней, а внутри – гнездо звездочка. Головка должна быть на один размер меньше болта. Деталь аккуратно надевают на крепеж при помощи молотка и начинают выкручивание метиза.
  • Ножовка по металлу. Приспособление позволяет пропилить углубление для дальнейшего откручивания метиза плоской отверткой. При этом глубина должна быть на 25% меньше высоты головки метиза.
  • С помощью болгарки или напильника можно сделать новые грани под меньший размер ключа. Располагая рожковым ключом, можно сделать всего 2 грани параллельные друг другу.
  • Запасной вариант – воспользоваться сварочным аппаратом. В этом случае к болту нужно приварить дополнительную гайку.

Повреждение резьбы

Распространенной проблемой является повреждение резьбы. В результате болт прокручивается в посадочном месте и не извлекается наружу. Существует проверенный способ, как можно выкрутить болт с сорванной резьбой. С помощью плоской отвертки необходимо поднять крепеж. Для этого отвертку помещают между головкой метиза и основанием, после чего крепежный элемент с усилием поднимают вверх. Затем нужно начать откручивание до момента полного извлечения из посадочного места.

Под звездочку и шестигранник

Большое распространение получили крепежные материалы с головками под звездочку, а также шестигранник. Такие метизы надежны и удобны в эксплуатации. Однако подобные детали также могут выходить из строя.

При повреждении граней нужно действовать таким же образом, как и в случае с простыми болтами. Разница заключается только в том, что демонтаж выполняется при помощи специальных ключей с гранями характерной формы – шестигранника или звездочки.

Под отвертку

При ограниченном доступе можно сделать насечку на болте. На помощь придет зубило или болгарка. Сделав пропил, пробуют выкрутить метиз отверткой. Если такой способ не приносит желаемого результата, отвертку ставят под углом и наносят по ручке удары молотком. Перед тем как откручивать сорванные болты, рекомендуется нанести смазывающую жидкость. Прикладываемое усилие должно иметь направление против часовой стрелки.

Подробное видео о способах откручивания поврежденных болтов:

Порядок действий при выкручивании болта с отломанной головкой

Резьбовые соединения становятся настоящим испытанием, когда в результате прикладывания силы отламывается головка болта. Если детали разъединить получилось, то демонтаж метиза не составит труда. Значительно больше времени и усилий потребуется, когда головка отломается, а крепеж так и не выступит из основания.

Порядок действий включает следующие пункты:

  • Использование экстрактора соответствующего размера. Данные инструменты изготавливают из цилиндрического прута. Одна сторона металлической заготовки содержит конусную резьбу противоположного типа нарезки. Вторая сторона оснащена хвостовиком с квадратным сечением. Использование элемента возможно при условии предварительного засверливания болта. При этом диаметр должен быть на 3 мм меньше резьбы. Затем необходимо подобрать экстрактор и забить приспособление в готовое отверстие. Выкручивание болта с сорванной головкой производится аккуратным вращением хвостовика экстрактора.
  • Отличным решением проблемы будет использование метчика с левой резьбой. Следует соблюдать точность диаметра, который должен соответствовать значению резьбы. Способ заключается в предварительном просверливании нового отверстия и нарезании новой резьбы. Подход будет сложным для тех, кто не знает, как откручивать слизанные болты. В результате все части сломанного болта будут удалены наружу.

Критически важным является процесс просверливания болта. Недопустимо задевать резьбу посадочного места.

Как открутить прикипевший болт

Ремонт различных элементов кузова и основных узлов авто не обходится без решения проблемы коррозии, окисления болтов. Как правило, на заводах мастера тщательно обрабатывают все крепежные элементы. Качественная смазка присутствует на резьбе всех посадочных мест. При дальнейшем ремонте такие составы не наносятся. После попадания воды на поверхность резьбы соединения прикипают, и закисшие болты становится слишком сложно демонтировать.

Мастера используют три эффективных метода решения данной проблемы. Выбирать подходящий вариант следует исходя из возможностей владельца авто.

Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием

Постукивание способствует постепенному разрушению накипи и ржавчины. Чтобы правильно демонтировать крепежные материалы, нужно взять небольшой молоток и наносить удары, стараясь провернуть метиз. Такой способ помогает быстро открутить соединение.

Усилие для выкручивания должно быть умеренным, чтобы не пришлось высверливать дополнительные отверстия. Если процесс выполнен правильно, необходимо тщательно зачистить болты от ржавчины и обработать графитной смазкой.

С помощью растворителей

Высококачественные составы против ржавчины и накипи стоят дорого и являются наиболее эффективными средствами. Однако на рынке можно найти немало бюджетных вариантов отечественного производства.

Самым популярным считается аэрозольный состав WD 40. Вещество быстро проникает в микрозазоры и постепенно растворяет коррозию. Помимо этого, каленые болты откручивают при помощи тормозной жидкости, керосина и уайт-спирита. Чтобы добиться максимального эффекта, следует намочить любую ткань веществом и обернуть ей метиз на некоторое время.

Термический способ

Если вышеперечисленные способы не дают нужного результата, остается один выход – огонь. Нагревание элементов и моментальное охлаждение позволяет быстро освободить резьбовое соединение от накипи. После нагрева газовой горелкой или другим приспособлением, метиз нужно остудить машинным маслом.

Практически в любой ситуации болты можно откручивать подручными средствами. Все, что понадобится – это плоская или крестовая отвертка, рожковые ключи, головки, смазывающий состав и немного усилий.

Столкнулись с упрямым болтом? Вот что нужно сделать, чтоб открутить его…

У многих начинающих авторемонтников в начале их карьеры, да и у простых автолюбителей и обычных людей, увлекающихся техникой, рано или поздно возникал вопрос, продиктованный жестокой реальностью. Что делать? Прикипел - и ни с места!

У профессионалов такой закономерный вопрос решается быстро: более опытные работники помогут им открутить упрямый болт, обламывающий весь процесс ремонта, благо в рукаве у видавших виды ремонтников припасен не один вариант страгивания проблемного крепежного элемента. Но что делать в таком случае обычным людям? В Интернете очень много достаточно противоречивой и нередко недейственной информации. Похоже, мы нашли неплохое руководство, которое не только рассказывает, но и наглядно показывает, как побороть упрямый обломок с резьбой.

Ничего сверхсложного в операции по вызволению застрявшего болта нет (хотя мы категорически НЕ советуем использовать нижеописанные способы самостоятельно, если у вас нет нужных навыков), несмотря на то что с первого взгляда все выглядит очень непросто и пугающе. Тем не менее специфический инструмент для спасательной операции все же пригодится. Но обо всем по порядку. В видео представлены две ситуации:

1. Окончание болта возвышается над поверхностью детали на недостаточное расстояние, чтобы к первому можно было подцепиться плоскогубцами.


В этом случае мастер использует резак для автогенной резки. Понимаем, что если вы не занимаетесь ремонтом автомобилей или не работаете в автосервисе, такой инструмент вряд ли лежит у вас где-нибудь на балконе, но поскольку рассматриваемая ситуация патовая (либо выкидывать запчасть, либо обращаться к специалистам), изыскать средства производства ремонта или знающих людей, которые вам все сделают, вам все же придется. Мы данным материалом лишь демонстрируем, что это вполне рабочая операция и с ее помощью можно открутить даже самый запущенный крепежный элемент.

Что понадобится для работы? , щетка с жесткой щетиной из проволоки, автогенная горелка и средства безопасности: очки и перчатки, не пропускающие жар.


Диспозиция. В крышке распределительного механизма застрял обломок болта. Крышка сделана из алюминия, болт - стальной. Чтобы высвободить прикипевшую резьбу, необходимо нагреванием расширить внешний материал - алюминий. Поскольку алюминий при одном и том же объеме нагревается быстрее стали, с этим не возникнет никаких сложностей.

Потребуется зачистить болт от грязи и масла. Надеть защиту: перчатки и очки, включить горелку (если не умеете, то настоятельно НЕ рекомендуем использовать ее самостоятельно, обратитесь к профессионалам) и направить жар горелки на алюминий. Примерно через полминуты (мы насчитали, что автор видео обрабатывал автогеном корпус в течение 29 секунд) можно сделать первую попытку стронуть болт, покачивая его из стороны в сторону. Как только поддастся, считайте, дело в шляпе. Крутите, пока алюминий горячий и позволяет беспроблемно вынуть элемент.

Внимание, опасность! Мастер предупреждает, что крышка распределительного механизма - алюминиевая, поэтому греть ее нужно не очень сильно и недолго. Поскольку алюминий, в отличие от стали, при нагревании не изменяет цвета, вы можете не заметить, что он перегрет. Как только это произойдет, в металле могут появиться пузырьки газа, которые, лопаясь, способны нанести травму работнику разлетающимися во все стороны частичками раскаленного металла.

Плюс к этому слишком сильно нагретый металл перестанет держать форму и деталь будет безвозвратно испорчена.

Операция заканчивается на 2.55 минуте видео. откручен.

2. Следующий вариант также подразумевает наличие специфических инструментов и навыков работы с ними. На этот раз это сварка. Поэтому вновь настоятельно рекомендуем обратиться к профессионалам, если вы не умеете работать со сваркой. И тем более маловероятно, что сварочный аппарат есть у вас дома, а покупать устройство за 15-30 тыс. рублей и обучаться работе на нем, чтоб открутить один болтик, довольно странно.


Если болт обломился вровень с поверхностью, как это обычно бывает, и подхватить его плоскогубцами невозможно, на помощь придет сварка и гайка. Суть процесса показана с 3.30 минуты видео.

Вкратце теория звучит так: гайка приваривается к части болта, во время сварки стальной болт и алюминий нагреваются. нагреется несколько больше, расширится также сильнее, чем сталь, высвобождая резьбу.

Как только гайка приварена к части болта, нужно действовать. Накидываем ключ и, раскачивая из стороны в сторону, высвобождаем проблемный крепеж.

Итог: резьба цела, деталь не повреждена, от сломанного болта избавились.

Видео:

P. S. Мы привели в пример два ознакомительных способа откручивания проблемных болтов. Чтобы открутить болты в домашних условиях, ознакомьтесь со следующим нашим материалом:

Повсеместное подтягивание поясков по неволи заставляет вспоминать или осваивать методы самостоятельного ремонта автомобиля. Как справиться и открутить прикипевшие болты и гайки в домашних условиях узнаем из данной статьи.

Для того чтобы вывернуть обломанную шпильку либо отвернуть заржавевшую гайку или болт иногда приходится попотеть. Разберём основные методы борьбы с неподдающимися крепёжными деталями. Прикипевшую гайку полезно обстучать молотком, подкладывая под противоположную удару сторону, увесистую металлическую опору. Таким образом, зачастую удаётся расшевелить влево вправо и стронуть с места прикипевшую гайку.

Хороший результат даёт отмачивание ржавой резьбы при помощи легко проникающей смазки. Это может быть унисма, вд40, керосин и в некоторых случаях даже уксус. Надо только набраться терпения и подождать пока жидкость проникнет внутрь соединения. Если есть возможность, оставьте капризный крепёж на ночь.

Для удаления ржавчины и грязи не лишним будет очистить крепеж при помощи металлической щётки.

Если грани болта сорвались и скруглились можно попробовать сдвинуть с места деталь крепежа ударами молотка по зубилу. Зубило устанавливаем по касательной, и аккуратно бьем по нему, откручивая, таким образом, болт или гайку. Острым зубилом гайку можно и разрубить это тоже как вариант. Однако для таких целей существует более удобное приспособление. Используя кольцеобразные зажимы с заточенным клином, легкодоступные гайки попросту разрезают.

Эффективным способом отворачивания крепежа является его предварительный нагрев до красна. Это проще всего сделать при помощи баллончика с газом, дополненного специальной насадкой. Такой миниатюрный аналог всегда может пригодиться в хозяйстве. Им, например не сложно просушить залитые свечи автомобиля.

Если у вас обломилась шпилька или болт и снаружи торчит, хотя бы не большой кусочек можно попробовать приварить к нему гайку соответствующего размера. Теперь вам будет за что ухватиться. Кроме того в процессе сварки произойдет дополнительный нагрев что в свою очередь ослабит хватку прикипевшего соединения. Ну а если обломок оказался внутри, то его придётся высверливать. В этом деле важно точно накернить по центру место установки первого сверла с небольшим диаметром. Затем нужно последовательно проходить обломок увеличенными свёрлами до тех пор, пока от него не останется тонкая стенка. Остаток крепежа обычно легко выворачивается при помощи так называемого зкстрактера либо забитым внутрь гранёным инструментом, например той же отвёрткой. Конечно, высверливание является хлопотным делом, но здесь важен результат. В конце концов, не будете же вы менять из-за одной обломанной шпильки корпус дорогого агрегата.

Ну, вот мы и узнали, как открутить заржавевший крепеж. Наверняка каждый сталкивался с данной проблемой.

Статьи 1445

Все, кто самостоятельно ремонтируют свой автомобиль, часто сталкиваются с проблемой: как раскрутить ржавый болт или гайку . Окись металла увеличивает гайку в размерах, и выкрутить ее становится практически невозможно. А выкручивать нужно аккуратно, чтобы не повредить резьбу, деталь или механизм.

Окислившиеся и заржавевшие соединения - постоянная головная боль автолюбителей, особенно если срок эксплуатации машины достаточно длительный.
Какие есть варианты решения?
На форумах можно встретить различные советы:

Что в итоге?
Потраченные нервы, силы, время и большой риск повредить резьбовое соединение и деталь.
Цивилизованный способ решения - проникающая смазка.

Рассмотрим на конкретном примере, как открутить ржавый болт в домашних условиях на заднем рычаге подвески.

Прежде чем прислушиваться к советам на форумах и применять силу — воспользуйтесь проникающей смазкой Жидкий ключ “PITON” .

Это специальное средство для ржавых болтов в аэрозольной упаковке. Мощная струя проникает в самые труднодоступные места, растворяет ржавчину и накипь, вытесняет влагу. Смазка «Жидкий ключ» образует защитную пленку, которая предотвращает образование ржавчины в будущем.

Как и чем смазать ржавый болт, чтобы выкрутить?

1. Размешиваем содержимое баллона около 2 минут. С расстояния 20 см наносим аэрозоль Жидкий ключ на область вокруг соединения.

Специальная насадка позволяет проникать в труднодоступные места. Ждем в течение 3 минут, чтобы средство проникло вглубь соединения.

2. Раскручиваем гайку. Если с первой попытке раскрутить не удается, наносим смазку «PITON» повторно.

3. Легко раскручиваем соединение, даже не прилагая усилий.

Смазка PITON Жидкий ключ не подвела!

Проникающая смазка с преобразователем ржавчины «PITON» — цивилизованный способ решения проблем при ремонте машины и в быту.

Выбор за Вами: прислушаться к сложным советам или купить смазку «Жидкий ключ» , чтобы справляться с ржавыми узлами просто и без повреждений.

Каждый из нас, по крайней мере из тех кто занимался ремонтом автомобиля, различных металлических конструкций на болтах и т.д.

Как открутить ржавый болт или гайку

сталкивался с проблемой заржавевших болтов. Для автомобилистов данная проблема знакома больше, так как в автомобиле очень много резьбовых соединений эксплуатируемых в жестких условиях воздействия внешней среды, когда на болт и гайку постоянно воздействует влага.

Влага попадая на поверхность болтов и гаек под воздействием кислородной среды окисляет железо и материал гайки в месте резьбы начинает сращиваться с материалом болта. В процессе окисления металла объем окислов значительно возрастает по сравнению с объемом первоначального металла. В результате соединение болта с гайкой заклинивается.

Чем больше времени проходит, тем сильнее ржавеет соединение и прочнее сцепление болта и гайки. С учетом различных конструкций болтовых соединений очень часто возникает необходимость именно раскрутить заржавевший болт а не срезать его например болгаркой.

И о том как открутить заржавевший болт мы и хотим поговорить в этой статье. В нашей статье мы постарались описать все основные способы откручивания болтов подвергшихся коррозии.

Способы откручивания заржавевших болтов

Итак, попробовав открутить гайку вы поняли, что она не откручивается даже с приложением излишне большой силой. Во первых не стоит паниковать и пытаться с помощью силы открутить гайку. Это чревато тем, что вы просто сорвете головку болта или гайки. Как вариант вы можете испортить гаечный ключ, особенно если пытаетесь раскрутить ржавое резьбовое соединения с помощью классического рожкового ключа.

Если вы используете рожковый ключ — замените его на торцевой или торцевую головку. Второй тип ключа в отличие от рожкового более плотно прилегает к головке болта, и главное по большей площади соприкасается с гранями гайки.

После того как ключ выбран, необходимо очистить место соединения от ржавчины. Для этого можно использовать как механические инструменты (гвоздь, шило) так и жидкости (керосин, тормозную жидкость, бензин, специальные жидкости для снятия ржавчины, водопроводную воду и т.д.).

Очень хорошим средством является такой популярный напиток как Кока-кола. Именно ее используют автомобилисты в Америке. За счет своего химического состава она очень хорошо отслаивает ржавчину. Жидкость предпочтительнее, так как она проникает вглубь резьбового соединения и разделяет массив ржавчины на слои, что снижает прочность соединения болта с гайкой. После того, как вы нанесли необходимую жидкость на резьбовое соединение нужно подождать минут 10-15.

Далее с помощью торцевого ключа постарайтесь аккуратно с приложением большой силы (можно попробовать удлинить рычаг с помощью обрезка трубы). Главное не переборщить и не сорвать головку болта. Откручивать нужно следующим образом: прикладывать силу небольшими рывками с постепенным увеличение силы. Как правило болт постепенно поддается.

Если коррозия очень сильная перечисленные выше средства могут не привести к положительному результату. В этом случае можно воспользоваться молотком и зубилом. Зубило ставится на грань головки болта под углом по направлению резьбы и резкими несильными ударами пытаемся сбить болт, чтобы он прокрутился. Аналогично можно попробовать стучать по ключу одетому на головку или гайку, главное рассчитать силу удара чтобы не сломать болт или ключ или не «слизать» головку.

Еще одним хорошим способом открутить заржавевший болт является способ нагрева. Как вам известно из уроков физики в школе металл под воздействием тепла расширяется. Если очень хорошо нагреть болт, резьбовое соединение немного разойдется и пока он не остыл нужно его выкручивать.

Нагревать болтовое соединения можно с помощью газовой горелки или паяльной лампы. Однако в процессе нагрева будьте осторожны, чтобы не устроить пожар.

После нагрева необходимо несколько раз ударить по разогретым элементам молотком и попытаться раскрутить соединение.

Откручивание ржавого болта или гайки может изрядно потрепать нервы

Человеку, никогда не сталкивавшемуся с проблемой, как открутить ржавый закисший болт или намертво залипшую гайку, даже не передать, сколько времени, сил и нервов может отнять это порой кажущееся бесперспективным занятие. Иногда просто опускаются руки, и единственным выходом видится только «болгарка», позволяющая пусть радикально, но быстро решить вопрос. Но часто даже она не способна помочь и грозит лишь усугубить ситуацию, создав проблемы иного рода.

Так можно ли открутить проблемный болт или ржавую гайку , не прибегая к экстренным мерам? Этим вопросом лучше всех владеют автолюбители. Именно они чаще всего сталкиваются с подобными ситуациями и могут дать дельный совет, поделившись успешным опытом и рецептами из собственного арсенала средств. Рассмотрим имеющиеся варианты.

Рычаг

Это первое, что можно предпринять при необходимости открутить ржавую гайку или капризный болт.

В качестве рычажного приспособления используется стальная труба, надеваемая на ключ. По крепежу и вокруг него предварительно следует хорошенько пройтись щеткой с металлическим ворсом. Использовать лучше накидной ключ, но в крайнем случае подойдет и рожковый. Делать нужно все аккуратно. Главное – не перестараться. Чрезмерное усилие недопустимо, так как результатом может стать сорванная шляпка болта, слизанные ребра гайки или сломанный ключ.

Зубило

Здесь речь не идет о том, чтобы просто срубить ржавую гайку или шляпку тугого болта. Зубилом и одним резким ударом молотка можно вырвать неподатливый крепеж из цепких объятий ржавчины. Для этого нужно наставить зубило ближе к грани болта или гайки под углом в сторону противоположную ходу резьбы, а затем резко и сильно нанести удар молотком. Используя подобную технологию, опытные мастера одним ударом виртуозно срывают любую, подчас самую безнадежную гайку или болт. До такого профессионализма, конечно, еще нужно дорасти, но метод работает.

Обстукивание

Эта не требующая специальных навыков и глубоких знаний в теоретической механике операция может стать либо решением вопроса, либо подготовительным этапом к развязке проблемы откручивания ржавого болта или гайки. В любом случае два-три резких удара молотком по крепежу через наставку из цветного металла не повредят. Подобное действие поможет разрушить оксидные наслоения и существенно облегчит задачу.

Расшатывание

Возможно, в процессе раскручивания ржавый болт или непослушная гайка на какую-то пару микрон уже сдвинулись по резьбе, но этот момент, естественно, заметить нельзя. Поэтому нужно попробовать еще сильнее затянуть крепеж и снова пытаться ослабить. Такой прием позволяет разрушить оксидные образования и, постепенно расшатывая, раскрутить резьбовое соединение.

Разогрев

Добиться желаемого результата стоит попробовать путем разогрева капризного крепежа. Здесь подойдет все – газовая горелка, паяльник, карманная зажигалка. Можно даже использовать пропитанную бензином или другой горючей жидкостью ветошь, но делать это следует аккуратно, соблюдая правила безопасности. Не дожидаясь, когда старая гайка или ржавая шляпка болта остынут, нужно пытаться их открутить. Лучше всего для этих целей подойдет не рожковый, а накидной или торцовый ключ. Если с первого раза не получится, можно пробовать комбинировать приемы – хорошо обстучать, расшатать, использовать рычаг.

WD-40

«Побрызгай вэдэшкой» – так ответят в любом гараже на жалобу о проблемном болте или капризной гайке. И будут абсолютно правы. Лучшего средства пока еще не придумали. Точный ее рецепт остается тайной, но доподлинно известно, что жидкость на 50 % состоит из уайт-спирита. Чтобы открутить закисший крепеж, предварительно нужно открыть доступ к резьбе, обработав место вокруг болта или гайки металлической щеткой, а после – обильно залить крепеж «волшебной» жидкостью, распылив ее из баллончика. Через 15-20 минут можно уже пробовать откручивать. Это средство действительно эффективно и почти всегда помогает.

Бензин, керосин, скипидар и другие

К сожалению, WD-40 не всякий раз есть под рукой, а покупка баллончика из-за одной ржавой гайки или болта – не лучшее решение с точки зрения экономии. Поэтому стоит попробовать что-то из продуктов нефтепереработки – от уайт-спирита до скипидара. Все они обладают высокой проникающей способностью и являются растворителями. Это их свойство поможет в случае забивания резьбового соединения грязью различной природы. Процедура стандартная – место вокруг крепежа очищается и заливается керосином, соляркой, бензином. Через 10-15 минут, когда жидкость проникнет глубоко в резьбу, болт или гайку можно пробовать крутить.

Уксус

Заржавевшие, никак не желающие откручиваться болт или гайку поможет «вернуть к послушанию» столовый уксус. Для этого область резьбового соединения нужно намочить уксусом и выждать от 15 до 30 минут. Если время не лимитировано, то можно просто накрыть крепеж смоченной в уксусе тряпкой. За пару часов уксус основательно подорвет ржавчину и ослабит в крепеже сцепление сопрягающихся поверхностей. После такого «компресса» ржавый болт или гайка сначала нехотя, а затем все легче и легче поддадутся раскручиванию.

Coca-Cola

Это не шутка для людей, далеких от техники, и не новость для специалистов. В кока-коле содержится ортофосфорная кислота, эффективно применяемая на производстве для обезжиривания, пайки, очистки металлических поверхностей от ржавчины. Порядок действий все тот же. Крепеж зачищается и поливается модной «шипучкой». А пока проблемные болт или гайка отмокают, есть время задуматься, какую гадость некоторые из нас с удовольствием пьют, считая чуть ли не эликсиром здоровья.

Преобразователь ржавчины

Подобные средства изготавливаются на основе кислот, разрушающих оксид железа. Для их эффективного применения лучше смочить в преобразователе кусочек ветоши, накрыть ею откручиваемый болт или гайку и оставить на несколько часов. Крепеж перед этим желательно хорошо обезжирить бензином, керосином или еще каким-нибудь растворителем. Преобразователь хорошо «разбивает» ржавчину и резьбовое соединение раскручивается.

Тормозная жидкость

Свежая или уже использованная – неважно, «тормозуха» хорошо помогает. Она обладает высокой проникающей и смазывающей способностью, а потому при необходимости открутить ржавую гайку или тугой непослушный болт ее можно смело использовать.

Лучше, конечно, смочить тормозной жидкостью кусочек ветоши, накрыть закисший крепеж и час-два подождать. За это время жидкость просочится в резьбу и соединение легче будет раскрутить.

Спиртовой раствор йода

Речь идее об обычном аптечном спиртовом растворе йода. В этом тандеме спирт, он же этилен, и йод, как элемент таблицы Менделеева, поровну распределяют между собой функции по освобождению закисшего в ржавчине крепежа. Спирт обладает высокой проникающей способностью, а йод взаимодействует с оксидами железа и другими его соединениями, образующимися при контакте с внешней средой. Таким образом эти два вещества ослабляют ржавчину, облегчая процесс освобождения заржавевшего болта или гайки. Чтобы не испачкать руки и с целью удобства, наносить йод на соединение лучше с помощью шприца.