Арабский халифат территория современных государств. Всемирная история

Арабский халифат в эпоху праведных халифов, Омейядов и Аббасидов (VII—X вв.)

Арабский Халифат в конце VIII - начале IX вв.


Арабский халифат - мусульманское теократическое государство, сложившееся в результате арабских завоеваний VII-X вв. и включавшее территории Малой Азии, Северной Африки, значительной части Пиренейского полуострова, Средней Азии и других земель. Главой государства являлся халиф, совмещавший функции духовного и светского главы.

Первоначально ядром Халифата стала мусульманская община, созданная в VII в. в Западной Аравии Мухаммадом, основателем религии ислам. После смерти пророка в 632 г. преемниками власти в Халифате стали праведные халифы, избираемые из числа наиболее авторитетных сподвижников Мухаммада, связанных с ним узами кровного родства или брака.

В эпоху Омейядов и Аббасидов Арабский халифат значительно расширил свои границы и превратился в крупнейшее государство региона. Политическая мощь способствовала развитию культуры и науки. В VII–X вв. сложилась яркая оригинальная арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя наследие и традиции арабов, а также народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании.

Начиная с IX в. неоднородный уровень экономического развития различных регионов и политическая нестабильность обусловили постепенный распад арабо-мусульманского государства и возникновение фактически самостоятельных феодальных государств, в которых правили местные династии.


Литература:

. Большаков О. Г. История Халифата. В 4 томах.
Т. 1. Ислам в Аравии (570?–633). М., изд. фирма «Восточная литература», 2002. 312 с.;
Т. 2. Эпоха великих завоеваний (633–656). М., изд. фирма «Восточная литература», 2002. 294 с.;
Т. 3. Между двух гражданских войн (656–696). М., изд. фирма «Восточная литература», 1998. 382 с.;
Мец А. Мусульманский ренессанс. М., «ВиМ», 1996. 544 с.;
Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750–1517 гг.). М., «Муравей», 2001. 352 с.;
Фильштинский И. М. Халифат под властью династии Омейядов (661–750 гг.). М., «Северо-принт», 2005. 232 с.

История Арабского халифата в кратком изложении.

Арабы с незапамятных времён заселяли огромный Аравийский полуостров. Его территория расположена в пустынной и полупустынной засушливой зоне со знойным климатом. В период истории Древнего мира она не завоёвывалась ближневосточными империями, не видевшими в этих неплодородных землях особой ценности. Арабские племена вели кочевой образ жизни, перемещаясь в поисках пастбищ для скота. На западе полуострова у восточного побережья Красного моря пролёг стратегический путь для торговых караванов. По его маршруту в оазисах образовались торговые центры, важнейшим из которых к середине I тыс. н. э. стал г. Мекка.

Возникновение ислама и основание халифата

В VII в. в Мекке родился Мухаммед. По профессии он был караванным торговцем. До конца своих дней он был неграмотным, но в ходе своих торговых экспедиций познакомился с обычаями и верованиями многих народов. Он начал проповедовать новую религию – ислам. С его слов записана священная книга мусульман Коран. При жизни Мухаммеда вера в ислам объединила всех арабов. После его смерти в 632 г. править арабами стали ближайшие единомышленники и помощники пророка Мухаммеда, не оставившего сыновей. Глава образовавшегося арабского государства получил титул халифа. Это слово означает наместник, заместитель. Считалось, что халиф замещает на земле умершего пророка и совмещает в своих руках и светскую и духовную власть. Первых четырёх правителей халифата Абу-Бакра, Омара, Османа и Али исламская традиция именует «праведными халифами». С 661 г. к власти пришёл халиф, основавший династию Омейядов, правившую до 750 г.

Арабские завоевания

При преемниках Мухаммеда арабы начали завоевания за пределами Аравийского полуострова, вмешавшись в давнюю борьбу между Византийской империей и Сасанидской Персией, существенно ослабившую обе эти державы. Арабы успешно распространяли ислам среди иных народов. Византия была сотрясаема религиозными распрями между последователями различных течений в христианстве, обвинявшими друг друга в ереси. Эта религиозная междоусобица шла не на жизнь, а на смерть. Ислам же требовал полного истребления лишь тех, кто исповедовал языческие верования. В отношении христиан и иудеев в халифате вводились лишь некоторые ограничения, и для приверженцев этих религий, которых мусульмане именовали «людьми Книги», вводилось повышенное налогообложение. В таких условиях многим христианам было спокойнее жить по законам халифата, нежели под властью византийского императора, если он был приверженцем иного течения в христианстве. Арабская конница в сражениях продемонстрировала свою эффективность и мобильность. Эти факторы предопределили значительный успех арабских завоеваний. В 637 г. после долгой осады арабы овладели Иерусалимом. Этот важнейший для иудеев и христиан город считается священным и у мусульман наряду с Меккой и Мединой. За несколько лет власть халифата распространилась в Сирии, Палестине, Месопотамии и в Персии, откуда арабы вскоре проникли в Северную Индию и в Среднюю Азию. Дальнейшее проникновение мусульман на Восток было остановлено китайскими войсками. В 751 г. они сумели разбить арабов в генеральном сражении.
Не меньших успехов войска халифата достигли и в западном направлении, овладев Египтом и странами Магриба. Мусульманский полководец Тарик ибн Зарид высадился в Гибралтаре с войском, состоявшим из арабов и берберов, и разгромил армию вестготов, овладев к 714 г. всем Пиренейским полуостровом, кроме отдельных горных районов в северной его части, населённых народом басков. Арабы, получившие в средневековых европейских хрониках прозвище «сарацины» (саранча), продолжили своё продвижение и за Пиренеи, овладев многими городами в южной Франции. Но в 732 г. войско франков во главе с Карлом Мартеллом сумело разбить их под Пуатье и остановить дальнейшее продвижение арабов на европейском континенте. Продолжались столкновения между христианами и мусульманами на Средиземном море. Некоторое время арабы удерживали под контролем южную Италию и Сицилию и безуспешно пытались осаждать Константинополь.
На Пиренейском полуострове христианские монархи более 700 лет вели войны за изгнание арабов. Они получили название Реконкиста (отвоевание). В ходе этих войн и сложилась современное государство Испания.
К середине VIII в. власть халифата распространялась на гигантскую территорию от Атлантики до р. Инд. И от Балканского полуострова до Нильских порогов. Позже ислам проник в страны Индокитая и тропической Африки.

Халифат под властью династии Абассидов

При Омейядах резиденция халифов разместилась в сирийскиом Дамаске. В 750 г. они были свергнуты династией Абассидов, которые перенесли столицу в Багдад. Одним из наиболее прославленных правителей этой династии был Гарун аль Рашид (786-809). О нём сложено множество легенд и преданий. Он якобы любил бродить по улицам города инкогнито. При нём шло грандиозное строительство дворцов, мечетей и караван-сараев (постоялых дворов), превративших Багдад в архитектурную жемчужину Ближнего Востока, поражавшую своим великолепием иноземных купцов.
Этот период раннего Средневековья в Европе после краха Римской империи сопровождался заметным упадком культуры, образования и науки. На этом фоне в Арабском халифате происходил заметный расцвет в этих областях. Особо ярких достижений арабские учёные достигли в области математики, астрономии и медицины.

Распад Арабского халифата

На рубеже VIII-IX вв. единство халифата начинает стремительно ослабевать. По разным регионам прокатилась волна мятежей и народных восстаний. Реальная власть во многих областях стала переходить в руки местных правителей, основывавших собственные династии. Чаще всего они носили титулы эмиров, не претендуя на верховенство над всеми мусульманами. Одним из первых отделился Пиренейский полуостров, правители которого носили титул халифа. Там с 756 г. правила испанская ветвь Омейядов, считавшая Абассидов нелегитимными узурпаторами. Династии независимых правителей образовались в Марокко, в Алжире, в Тунисе, в Ливии, в Египте, в Иране, в странах Средней Азии, на побережье Персидского залива.
К X в. халифат фактически перестал существовать как единое государство, разделившись на множество совершенно независимых владений, нередко враждовавших между собой. В 945 г. Багдад завоевали правители из иранского рода Бюидов. Они оставили за Багдадскими халифами исключительно религиозную власть, сведя к минимуму их политическое влияние. В 1258 г. в ходе монгольских завоеваний Багдад оказался под властью монголов. Это событие принято считать датой окончательного краха Багдадского халифата. Однако потомки последнего халифа бежали в Египет, и там, продолжали передавать этот номинальный титул по наследству вплоть до 1517 г., когда Каир был завоёван султаном турок-османов Селимом I. Он провозгласил себя халифом правоверных, и в дальнейшем этот титул сохранялся за правителями Османской империи до конца её существования.
Современные страны арабского мира являются историческими преемниками Арабского халифата. Их по прежнему объединяют общий язык, богатая культура и религия, имеющая большое количество ревностных приверженцев.

§ 16. Арабский халифат

Вы узнаете

· О природе и населении Аравийского полуострова.

· Как возник ислам и какую роль он сыграл в жизни арабов?

· Почему арабам удалось покорить большие территории в Азии, Африке и Европе.

· Какой вклад арабской культуры в сокровищницу мировой.

1. Аравийский полуостров и его населения

Большая часть огромного Аравийского полуострова, площадь которого равна четверти Европы, - это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природными условиями областей. На юго-западе полуострова протянулся Йемен с плодородными землями, богатой тропической растительностью, высокой плотностью населения, которое издавна жило с полеводства и садоводства. Середина полуострова - Неджд ("Плоскогорье") - огромное, засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодца. Длинная полоса вдоль Красного моря - Хиджаз ("Граница") - пригодна разве для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.

Природные условия Аравийского полуострова привели к тому, что большинство арабов были кочевниками - бедуинами ("Жителями пустыни"), которые разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда, это животное - неразлучный спутник и средство существование кочевых арабов.

Верблюд идеально приспособлен к жизни в пустыне, может несколько дней обходиться без воды. Бедуин питается его молоком и мясом, носит одежду из верблюжьей шерсти. В пустыне нет дерева или любого другого топлива, вместо него бедуины используют верблюжьи помет. Кочевники жили в палатках с верблюжьей войлока; сбрую, седла, обувь изготавливали из шкуры верблюда. Во время странствий верблюды, которых бедуины называли "кораблями пустыни", перевозивших грузы и семейное сокровище. Верблюд правил за деньги, как единица расчетов. Арабы верили и знали: если кончилась вода или караван заблудился в пустыне, надо пустить вперед верблюда, - он найдет воду и путь.

Бедуины жили племенами , Которые делились на роды и семьи. У них существовала знать - шейхи и Саид , Которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялась различным племенным богам: единой религии в них не существовало. Из почитаемых были бог войны и плодородия Астар , Богиня луны Син , Богиня-мать Лат. Олицетворениями своих богов арабы считали рукотворных каменных идолов и природные каменные столбы. Случались и немногочисленные сторонники иудаизма и христианства.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, превратились в города - Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имела Мекка, что возникла в главном месте остановки караванов. Ее обитатели жили в больших каменных домах. Ежегодно в Аравии, весной, на четыре месяца прекращались войны, разбойничьи нападения и устанавливался всеобщий мир. В настоящее время все арабы могли посетить главное святилище Мекки - Каабу (В переводе с арабского "Куб"), в стену которого было вмурован черный метеорит. Одновременно в городе устраивались различные соревнования и большая ярмарка.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Населения полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути проходили по побережью Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединение, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.

2. Возникновение ислама и объединение арабов

Объединению арабов способствовало появление новой религии - ислама . Основателем ислама стал Мухаммед (570 - 632 гг.) Это имя означает "вдохновенный", "пророк". В Европе его называли Магометом.

Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова. После смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу - Коран (В переводе с арабского - "чтение").

Житель Мекки Мухаммед принадлежал к бедной семьи. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджа и начал странствовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на своей хозяйкой и разбогател. Спустя несколько времени Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммед утверждал, что он - орудие божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Примерно 630 г. он начал проповедовать ислам (в переводе с арабского - "Покорность"). Не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммеда отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов. Он был вынужден перебраться в Ятриб - Соперника Мекки. Ятриб , жители которого 622 г. приняли Мухаммеда , Начали называть Мединой - городом пророка. С тех пор, из года Хиджры , как называют его мусульмане (Те, которые исповедуют ислам), ведется отсчет времени в мусульманских странах. Учение Мухаммеда быстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба , Является наибольшей святыней мусульман. По религиозной легенде, после смерти пророка со своим конем знисся на небо.

Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам было отказаться от поклонения различным племенным богам и признать существование единого бога - Аллаха. "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его "- главная религиозная формула ислама . Влияние на ислам иудейской и христианской религий выражается в признании Моисея и Иисуса пророками и предшественниками Мухаммеда . Священный город иудеев и христиан - Иерусалим - признавалось и мусульманами. Для того, чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений :

1)верить в существование единого бога - Аллаха;

2)пять раз в день выполнять обязательную молитву;

3)раз в год придерживаться обязательного поста - Рамазана - от рассвета до заката;

4)чтобы освободиться от грехов, тратить пятый часть прибыли на милостыню;

5)один раз за свою жизнь совершить паломничество (Посещение святых мест) в Мекку и Медину.

Храм Кааба. Мекка, современный вид

Мухаммед изложил и "завещание священной войны". Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих писанием (Священным Писанием), с которыми надо вести благородные споры, а вот язычников призвал уничтожать.

В начале своего проповедничества Мухаммед осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлено Богом, и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче.

Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда

1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.

2. Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.

3. Рай - под стопами матерей.

4. Стыд - от веры.

5. Сухость глаз - признак жестокого сердца.

6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.

8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Приветливость к людям - половина ума.

11. Хорошо спросить - половина знания.

12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик - друзья в добром деле.

14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

15. Имущество мусульманина - кровь мусульманина.

16. Бедность - порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.

1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммеда его сторонникам?

После изгнания из Мекки Мухаммед начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживали пророка, поэтому знать вынуждена была подчиниться Мухаммеду и впустить его в город. В 630 г., после возвращение пророка в Мекку, большинство арабских племен признала власть Мухаммеда и приняла ислам.

Вступив в Мекки, Мухаммед направился к главному святилищу - Каабы . Объехав ее на коне семь раз, коснулся посохом в черный камень и сказал: "Истина пришла, пусть исчезнет неправда!" Далее приказал уничтожить почти 300 различных племенных идолов, окружавших Каабу . Мухаммед объявил Каабу главным святилищем всех мусульман. Запретил посещать ее неверующим арабам, евреям и христианам. Каждый мусульманин, как говорил Мухаммед , Должен хотя бы раз в жизни побывать в Каабе . Главным святилищем она была признана том, что по арабским переводам Каабу построил "праотец евреев "Авраам для своего сына Исмаила, которого арабы считали своим родоначальником. Авраам, как и мусульмане, верил в единого бога, которому и посвятил этот храм, а язычники, по мнению Мухаммеда , Впоследствии осквернили святыню.

Теперь Кааба находится в центре мечети аль-Харам ("Священной"). Это - кубическая каменное здание высотой в пятиэтажный дом. В ней хранится "черный камень", подаренный Богом Адаму - первому человеку на земле.

Так во знаменем ислама Мухаммед объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммеда под его властью находилась большая часть племен, населявших Аравию.

3. Завоевания арабов во времена первых халифов

После смерти пророка между его старыми сторонниками и мединской знатью начались споры о преемственности. Ведь дело было не только в том, кто будет религиозным вождем, но и в том, кто возглавит государство, созданное им. Наконец было решено, что государством будут управлять халифы - "Заместители пророка ". В дальнейшем каждый правитель арабов называл себя именно так. Первые четыре халифы, правившие в 632 - 661 гг, были близкими друзьями и родственниками Мухаммеда .

Халифы призвали народ отправляться в поход за распространения ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. Значительные захват был осуществлен за правления второго халифа - Омара (634 - 644 гг.) Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана - значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья. Сохранилось предание, что после завоевания Египта халиф Омар приказал уничтожить знаменитую Александрийскую библиотеку, сказав: "Все, что соответствует Коране в древних книгах, есть в нем, а то, что не отвечает, не требуется мусульманам ".

Военным успехам арабов способствовали превосходства в военной тактике. Онисоздалипервоклассную легкую конницу , Что стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелых конников врага. Ее появление стала возможной благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на них, арабские всадники разрубали саблями врагов почти пополам. Значительную роль играло и то, что завоевания арабов имели форму "священной войне во имя Аллаха ". Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, оказывался в раю и получал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы захватывали прежде имущество богачей, поэтому большинство порабощенных видела в них освободителей . Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но одновременно различными льготами поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру. Результате завоеваний возникла огромная государство - Арабский халифат .

Уже при первых халифов развернулась борьба за власть в Арабском халифате. Особенно усилилась она за старого и безвольного третьего халифа - Османа (644 - 656 гг) и четвертого халифа - Али (656 - 661 гг.) Их обоих убили заговорщики. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя . Он стал основателем новой династии Омейядов . Так начался новый период в истории Арабского халифата.


Арабские завоевание VII - IX ст. Образование халифата

4. Омейяды и Аббасиды

Муавия отказался жить в Мекке или Медине и остался в Дамаске, превратившийся в столицу халифата. Дамасский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661 - 750 гг.) За это время арабы значительно увеличили свои владения. К концу VII в. арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г. они захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабский название Магриб - "Запад".

В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик с 7 тыс. конников переправился через пролив Геркулесовы столбы, названную позже его именем (Гибралтар). Он разгромил вестготов и очень быстро покорил почти всю Испанию.

Арабы попытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение от франкского майордома Карла Мартелла . Продвижение ислама в Западную Европы было остановлено. На востоке арабские полководцы продвинулись в глубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии в г. Инд. Три раза совершали арабы походы на Константинополь, в 717 - 718 гг продержали его год в осаде, однако покорить так и не смогли. Византийский император Лев III Исавр цене чрезвычайного напряжения сил империи сумел остановить захватчиков. Вследствие завоеваний границы халифата Омейядов протянулись от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превышал такие государства древности, как Римская империя во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.

В 750 г. Омейядов сбросила иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских властьимущих. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все Омейядов . Он основал новую династию Аббасидов , что правила в750 - 1055 гг . Столицу халифата была перенесена в Багдад в Ирак. Багдадский период истории халифата называли "золотым веком Аббасидов " , Порой неслыханной роскоши халифов.

Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. В сумерках парков журчали фонтаны, пели диковинные птицы.

На огромных рынках Багдад можно было встретить купцов из самых отдаленных стран мира - византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Здесь продавали шелковые ткани с Китай, экзотические ароматы из Индии, меха из далеких славянских стран. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далекие земли. Неудивительно, что и те времена, и сам багдадский халиф Гарун аль-Рашид стали прототипами героев сказок "Тысячи и одной ночи".

5. Общественный халифата

По первых четырех халифов государством управляла высшее религиозное лицо, которое выбирали из друзей и родственников Мухаммеда . После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическое монархию, приобрела черты восточной деспотии - формы государственного устройства, при которой монарх имеет неограниченную законодательную и судебную власть, не отвечает ни перед кем за свои поступки, утверждается способом насилия и террора.

Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию - до 160 000 воинов, а для собственной защиты - дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам. После смерти вельможи все его имущество переходило в казну халифа, и исключительно от желания и привязанности халифа зависело, получит потомок умершего некоторое наследство.

Огромное количество чиновников следила за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов:

1)харадж - Земельный налог;

2)джизия - Подушные, которые платили немусульмане ;

3)зякят - Десятина, которая поступала в распоряжение халифа.

Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны - Книги дополнений к Корану. Не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значение Корана. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов , Которые признавали Сунну и поддерживали халифа, и шиитов , Которые не признавали Сунны и не поддерживали Омейядов .

Как и все предыдущие империи, созданные результате завоеваний, Арабский халифат обветшал и развалился. Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых , Халифат силой объединил народы, которые имели разную историю и культуру. С тех пор как они оказались под властью арабов, не прекращалась их борьба за независимость. Во-вторых , Власть халифов, что погружались в неслыханную роскошь, а управление государством передавали своим приближенным, чем дальше, тем больше ослабевала. Эмиры (Наместники халифов), которые управляли на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, добиться независимости от халифа.

Все это привело к того, что от конца VIII в. к началу XI в. халифы потеряли большинство своих владений. В 1055 Багдад завоевали турки-сельджуки,халифат прекратил существование.


Распад Арабского халифата

6. Культура халифата

Сутки Арабского халифата обогатила мир выдающимися культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: в ней состояли документы, велись переговоры и молились. Кроме того она стала языком науки и культуры всего мусульманского Востока.


Образец арабской каллиграфии

Самый весомый вклад внесли арабы в развитие естественных, точных наук, философии и медицине. Они изучали и переводили арабском труда Аристотеля , Гиппократа , Евклида, Птолемея . Европейцы познакомились с трудами Аристотеля за переводами латыни с арабского. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.

Страница арабской рукописной книги

Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известные нам как арабские.

Арабы первыми стали делать вивисекцию - вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился Ибн Сина (980-1037 гг.) известный в Европе под им. именем Авиценна . В главной своей работе - "Канон медицинской науки "- он свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей. Этот труд на много веков стала настольной книгой врачей Востока и Мероприятия.

Арабские путешественники (Ибн Фадлан , Аль-Масуди , Ибн Русте и др.) посетили первыми странами, которые не были даже известны в Европе. Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX - Х вв. Арабским путешественникам был известен значительно больший мир, чем европейцам. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль - дау , Точные карты и навигационные приборы.

Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается "Тысяча и одна ночь", вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос "Шахнаме " ("Книга царей"), в котором описываются деяния персидских шахов.

Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворце халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

Мавзолей Саманидов. Бухара, Х в.

Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками - переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.

Арабы умели красиво организовать свой быт и досуг. Соединив традиции античности, Византии, Персии арабы создали изящную восточную роскошь. Созданные арабскими мастерами предметы роскоши (тончайшие ткани, керамика, стекло, украшения, оружие) были желанными на просторах от Китая до Европы. Большого успеха арабская культура получила в украшении дворцов и разведенные садов. Умели арабы и организовать и досуг: охота и застолье, шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабам принадлежит изобретение такого популярного теперь музыкального инструмента, как гитара. Большой популярностью у арабов пользовались бани, которые были не только местом где мылись, но и своеобразными клубами, где встречались друзья. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, пользование зубочистками.

Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Захвачена арабами Испания стала источником, откуда распространялись в европейские страны научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордовы , Которую они называли "светлым красотой мира, юным странным городом, сияющим в блеске своих богатств ". Отсюда они привозили в Европу переведены на арабский язык труды ученых древности. В европейских монастырях существовали центры перевода с арабского языка латинским. Так, благодаря арабам, средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов. Кроме того европейцы многое позаимствовали у арабов в быту и повседневной жизни.

Проверьте, как запомнили

  1. Где находится родина арабов?
  2. Охарактеризуйте природные условия и население Аравийского полуострова.
  3. Какими были верования арабов до возникновения ислама?
  4. Кто считается основателем ислама и почему?
  5. Где находит главная святыня арабов? Как она называется?
  6. В каком году произошло объединение арабов под главенством Мухаммеда ?
  7. Как называется священная книга мусульман?
  8. Куда были направлены военные походы арабов? Какие территории им удалось завоевать.
  9. За которого халифа были осуществлены крупнейшие завоевания арабов?
  10. Какие битвы положили конец продвижению арабов в Европу?
  11. Какое название имело государство арабов?
  12. Назовите династии правителей арабского государства?
  13. Когда прекратил свое существование арабский халифат?
  14. Какими культурными достижениями обогатили мир арабы?

Подумайте и ответьте

  1. Определите причины появления ислама. Чему учит мусульманская религия? Которые основные положения ислама?
  2. Почему ислам довольно быстро распространился среди арабских племен?
  3. Объясните, почему арабские завоевания были осуществлены относительно быстро и с небольшими силами.
  4. Чем общественный халифата отличается от строя Франкского королевства во времена Хлодвига ?
  5. Что обусловило распад и упадок арабского халифата?
  6. Благодаря чему арабская культура достигла значительных достижений? Каковы ее истоки?

Выполните задание

  1. Сравните ислам и христианство. Определите общие и отличительные черты.
  2. Составьте сравнительную таблицу: "развитие Арабского халифата во времена правления династий Омейядов и Аббасидов " .
  3. Раскройте содержание понятий и терминов: бедуин, эмир, халифат.
  4. Подготовьте рассказ о завоевании арабов при первых халифов.
  5. Определите ключевые моменты истории Арабского халифата.

Для любознательных

Почему именно Аравия стала колыбелью новой мировой религии?

Арабский халифат являлся теократическим мусульманским государством, которое возникло в результате завоеваний мусульман во главе с халифом в VII-IX веках. Первоначальное его ядро было создано в форме общины пророком Мухаммедом в Западной Аравии в Хиджазе в VII веке. Результатом многочисленных мусульманских завоеваний стало создание огромного государства, которое включало в себя Иран, Ирак. В его составе была большая часть Закавказья и Средней Азии. Оно включало в себя также земли Египта, Северной Африки, Сирии и Палестины, охватывало значительную часть Пиренейского полуострова и одну из четырех провинций Пакистана - земли синдхов. Таким обширным было государство Арабский халифат. История его создания связана напрямую с влиянием халифов (наследников или наместников).

Во времена Арабского халифата происходил самый расцвет и науки, он являлся Золотым веком ислама. Датой его основания считают 632 год. Рассмотрим эпоху первых 4-х халифов, которые шли «правым путем». Арабский халифат включал следующих правителей: Абу Бакра (его правление продлилось с 632 по 634 г.), Умара (634-644 г.), Усмана, который правил последующие 12 лет (по 656 г.), Али (656 по 661) и дальнейшее господство династии Омейядов, просуществовавшее с 661 по 750 год.

Образованная менее чем за 100 лет, по своим размерам превышала Римскую. После кончины Мухаммеда были предпосылки к ее распаду и краху тех успехов ислама, которые были получены благодаря нему. После его смерти практически вся Аравия отошла от этого верования, исключение составила Мекка, Медина и Таиф.

Пророк не оставил после себя наследника и разразился спор о преемнике между мединцами и мекканцами. Халиф после дискуссий выдвинул Абу Бакра, которому удалось вернуть в Арабский халифат и ислам, и разъединенную Аравию. После усмирения восстания арабов, Бакра продолжил политику Мухаммеда и повел войну против иранских и византийских владений. Под конец жизни он повелевал Аравией, Вавилонией, Сирией, Месопотамией, западным Ираном, Барком, Египтом и Триполи.

Усман завоевал Кипр, Восточный Иран, Карфагенскую область, расширив Арабский халифат. Из-за междоусобиц арабов, возникших в связи с убийством Усмана, были устранены некоторые пограничные области.

Али убили во время «дворцового переворота», и к власти пришли Омейяды. При них в государстве, имеющем выборное правление, закрепилась наследственная монархия.

Завоевания первых халифов были успешными из-за слабости противников, поскольку никто не противодействовал арабам. Местное население из-за ненависти к грекам часто само призывало и помогало арабам. Греки ни разу не позволили им завоевать а под Константинополем арабы претерпевали поражения.

В покоренных землях, где распространился Арабский халифат, история характеризует стиль правления при Умаре как воинствующую церковь. При Усмане было разрешено арабам владеть завоеванными землями, что влекло к помещичьей деятельности. Религиозный характер изменился с приходом Омейядов. Из церковно-религиозной общины, руководимой духовным главой, произошла трансформация в светско-политическую державу.

Следующая династия Аббасидов отмечается как деспотичная, кровавая и сопровождающаяся бессердечной жестокостью. Народ стал свидетелем лицемерия, а коварство проявлялось исподтишка, в виде расправы над неугомонными гражданами. Эта династия характеризовалась безумием, при ней была введена система пыток. Несмотря на это, правящие круги считались гениальными политиками, при которых блестяще велись финансы.

Культура арабского халифата и ее развитие в этот период всячески поощрялись, развивалась наука и медицина. Этому способствовала талантливая семья визирей, которая правила до 803 г., и которую сверг Харун. Члены семьи в течение 50 лет поддерживали равновесие между арабами и персами, создали политическую крепость и восстановили сасанидскую жизнь.

При Аббасидах культура арабского халифата была развита благодаря мирным отношениям с соседями, меновой торговле. Производились предметы роскоши, шелковые ткани, оружие, ювелирные на коже и холсте, ковры, резные работы на костях. Получила распространение в те годы мозаика, чеканка, гравировка, фаянсовые и стекольные изделия. Персия повлияла на возникновение правильной историографии и научную арабскую филологию. В те годы была создана арабская грамматика, происходило собирание словесности.

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мохаммедом (Мухаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорении и присоединений. Так возникла империя Моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-восточной Африкой. Во времена пророка Мохаммеда, родившегося около 570 г., он был слабозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обеспечивали с помощью верблюдов и других вьючных животных торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем североафриканскими и европейскими странами. На арабских племенах лежала также забота об обеспечении безопасности торговых маршрутов с восточными пряностями и ремесленными изделиями, и это обстоятельство послужило благоприятным фактором становления арабского государства.

1. Государство и право в ранний период Арабского Халифата

Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н.э. возникли ранние государства, сходные с древневосточными монархиями: Сабейское царство (VII–II вв. до н.э.), Набатия (VI–I вв.). В крупных торговых городах формировалось городское самоуправление по типу малоазиатского полиса. Одно из последних ранних южно-арабских государств – Химьяритское царство – пало под ударами Эфиопии, а затем иранских правителей в начале VI в.

К VI–VII вв. основная масса арабских племен находилась на стадии надобщинной администрации. Кочевники, торговцы, земледельцы оазисов (главным образом вокруг святилищ) объединялись посемейно в большие кланы, кланы – в племена Главой такого племени считался старейшина – сеид (шейх). Он был и верховным судьей, и военным вождем, и общим руководителем собрания кланов. Существовало и собрание старейшин – меджлис. Арабские племена расселялись и за пределами Аравии – в Сирии, Месопотамии, на границах Византии, образуя временные племенные союзы.

Развитие земледелия и животноводства ведет к имущественной дифференциации общества, к использованию рабской работы. Вожди родов и племен (шейхи, сеиды) базируют свою власть не только на обычаях, авторитете и уважении, но и на экономическом могуществе. В среде бедуинов (жителей степей и полупустынь) встречаются салухи, что не имеют средств существования (животных) и даже тариди (разбойники), которых выгоняли из племени.

Религиозные представления арабов не были объединены в какую-то идеологическую систему. Объединялись фетишизм, тотемизм и анимизм. Распространенные были христианство и иудаизм.

В VI ст. на Аравийском полуострове существовало несколько независимых одна от одной дофеодальных государств. У старейшин родов и племенной знати сосредоточивалось много животных, в особенности верблюдов. В областях, где было развитое земледелие, происходил процесс феодализации. Этот процесс охватил города-государства, в частности Мекку. На этой почве возникло религиозно-политическое движение – халифат. Это движение было направлено против племенных культов за создание общей религии с одним божеством.

Халифское движение было направлено против родоплеменной знати, в руках которой была власть в арабских дофеодальных государствах. Он возник в тех центрах Аравии, где феодальный строй приобрел большего развития и значения – в Йємене и городе Ятрибе, охватил также и Мекку, где одним из его представителей был Мухамед.

Знать Мекки выступила против Мухамеда, и в 622 г. он вынужден был бежать в Медины, где нашел поддержку со стороны местной знати, которая была недовольная конкуренцией со стороны знати Мекки.

Через несколько лет арабское население Медины вошло в состав мусульманской общины, которой руководил Мухамед. Он выполнял не только функции правителя Медины, но и был военным руководителем.

Суть новой религии состояла в признании Аллаха единым божеством, а Мухамеда – его пророком. Рекомендуется каждый день молиться, отсчитывать сороковую часть доходов в пользу бедных, постится. Мусульмане должны принимать участие в священной войне против неверных. Подрывалось предшествующее деление населения на роды и племена, из чего начиналось почти каждое государственное образование.

Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк-посланник бога на земле. Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.

Мохаммед довольно быстро собрал значительное число приверженцев и уже в 630 г. сумел поселиться в Мекке, жители которой к тому времени прониклись его верой и учением. Новая религия получила названиеислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему полуострову и за его пределами. В общении с представителями других религий – христианами, иудеями и зороастрийцами – последователи Мохаммеда сохраняли веротерпимость. В первые века распространения ислама на омейядских и аббасидских монетах чеканилось изречение из Корана (Сура 9,33 и Сура 61,9) о пророке Мохаммеде, имя которого означает «дар Божий»: «Мохаммед – посланник Божий, которого Бог послал с наставлением на правый путь и с истинной верой, чтобы возвысить ее над всеми верами, хотя бы этим были недовольны многобожники».

Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20–30 гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.

Объединив вначале племена двух соперничавших городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под своей властью, Мухаммад повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). В начале 630-х гг. значительная часть Аравийского полуострова признала власть и авторитет Мухаммада. Под его началом сложилось своеобразное протогосударство с духовной и политической одновременно властью пророка, опиравшегося на военные и административные полномочия новых сторонников – мухаджиров.

К моменту смерти пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники – абу Бакр, Омар, Осман, Али, прозванные праведными халифами (от «халиф» – преемник, заместитель), – пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634 – 644) к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а затем и Египет. На востоке Арабское государство расширилось за счет территории Месопотамии и Персии. В течение следующего столетия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дважды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732 г.), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, – на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну – сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов – абу Бакра и Омара).

С расширением границ государства исламские богословские и законоведческие построения подверглись влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покорение Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу Х в. Арабское государство, сплотившее до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата – Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной, – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»).

После смерти Мухаммада объединение арабских племен продолжилось. Власть в союзе племен была передана духовному наследнику пророка – халифу. Внутренние противоборства были подавлены. В правление первых четырех халифов («праведных») арабское протогосударство, опираясь на всеобщее вооружение кочевников, стало быстро расширяться за счет соседних государств.