Методика интеллекта амтхауэра. Тест структуры интеллекта амтхауэра

Тест Амтхауэра предназначен для оценки не только общего уровня развития интеллекта, но и степени выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических способностей, внимания, памяти, объема знаний. Несомненным преимуществом теста Амтхауэра является возможность не только индивидуального, но и группового тестирования. Время работы с клиентом (или группой) - 90 минут.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра (TSI) cостоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Время прохождения каждого субтеста ограничено: первый субтест - 6 мин.; второй субтест - 6 мин.; третий субтест - 7 мин.; четвертый субтест - 8 мин.; пятый субтест - 10 мин.; шестой субтест - 10 мин.; седьмой субтест - 7 мин.; восьмой субтест - 9 мин.; девятый субтест - 3 мин. на запоминание и 6 мин. на воспроизведение.

Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл.

Кролик больше всего похож на.

а) кошку; б) белку; в) зайца; г) лису; д) ежа. Ответ «в», что означает «Кролик больше всего похож на зайца».

В этом разделе предлагаются ряды, содержащие по пяти слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов. Пятое, лишнее по смыслу слово и должно ответом.

а) стол; б) стул; в) голубь; г) диван; д) шкаф.

Ответ « в», т. к «голубь» не относится к предметам мебели, а смысл объединения слов именно таков. Слово «голубь» является лишним по смыслу в ряду названных слов.

В третьем разделе даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов - полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже.

Лес - дерево; луг -?

а) куст; б) пастбище; в) трава; г) сено; д) тропинка. Ответ «в», т. к. взаимное отношение леса и деревьев имеет такой же смысл, как взаимное отношение луга и травы.

В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае - двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание.

Пшеница, овес -?

Ответ «зерновые», т. к. это слово точно передает общий смысл обоих слов, объединяя их этим общим смыслом.

В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими. Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволяет проверить правильность решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений.

Книга стоит 25 монет. Сколько стоят 3 книги?

Ответ: 75, т. к. здесь действительно необходимо умножить: 25 х 3.

В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел.

1. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14...

Ответ: 16, т. к. в этом ряду чисел особенность их связи между собою - постоянное возрастание каждого следующего числа на две единицы.

В каждом задании предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Нужно соединить мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), б), в), г), д).

Рисунок 4. Образец задания 7

Соединив части фигур 01, получим фигуру «а». При соединении частей 02 возникает фигура «д». Соответственно, из 03 получаем «б», из 04 - «г».

Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д»). Кубы расположены так, что из шести граней можно видеть только три. В каждом из последующих рядов предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Задача - определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

Рисунок 5. Образец задания 8

Куб (01) представляет измененное положение куба «а». Второй куб (02) соответствует кубу «д», третий (03) - кубу «б», (04) - «в», (05) - «г».

Сначала предлагается запомнить следующую таблицу (таблица 6):

Таблица 6. Задание к разделу 9

В каждом задании будет указана первая буква одного из выученных слов. Нужно вспомнить, что означало слово, начинающееся с этой буквы: цветок, инструмент, птицу, произведение искусства или животное. Все заученные слова начинаются с разных букв, т. е. ни одна начальная буква не повторяется.

Первая буква - «ф».

Из группы слов, означающих: 1) цветок, 2) инструмент, 3) птицу, 4) произведение искусства, 5) животное, на букву «ф» начинается лишь фиалка, то есть цветок.

Интерпретация результатов отдельных субтестов TSI:

Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, прибавляется повышенная реактивность, которая у взрослых скорее относится к вербальному плану.

Субтест 3: «ан» (аналогии); способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.

Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

Субтест 5: «Пм» (память, мнестические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.

Субтест 6: «A3» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.

Субтест 7 «ЧР» (числовые ряды), теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.

Субтест 8 «ПВ» (пространственное воображение) умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление

Субтест 9 «ПО» (пространственное обобщение) умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответы а, б, в, г, д в каждом вопросе любого субтеста, кроме субтестов 5 и 6, в которых балл начисляется только в случае правильного ответа. Количество баллов по каждому субтесту суммируется, переводится на шкалу 20-80, и экспериментатор получает профориентационную TSI личности по 9 различным функциям интеллекта.

В интерпретации результатов TSI полезно объединение субтестов в комплексы, т.е. считать сумму не только по отдельным субтестам, но и по комплексам:

Комплекс вербальных субтестов, предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами, субтесты 1-4. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

Комплекс математических субтестов, предполагающий способности в области практической математики и программирования, субтесты 5,6. Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности» Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана Одинаково высокие результаты по субтестам 7 и 8 являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

Комплексы теоретического и практического планов способностей - это, соответственно, 2 и 4, 1 и 3 полезно сравнить результативность по этим тестам попарно, чтобы более определенно высказать резюме о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Комплекс невербальных субтестов 5-8. Такой интеллект проявляется в выполнении задач, требующих минимального использования вербального материала.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-1.jpg" alt="> Тест Структуры Интеллекта Р. Амтхауэра Обзор теста ">

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-2.jpg" alt="> АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ ТЕСТ Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, (IST) Тест интеллекта. Предназначен для"> АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ ТЕСТ Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, (IST) Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35 -40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-3.jpg" alt=">IST – описание теста IST разрабатывался в первую очередь как тест диагностики "> IST – описание теста IST разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности. Всего в IST обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта. IST имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST 70 - четыре формы.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-4.jpg" alt=">Критерии качества теста Коэффициент ретестовой надежности IST (интервал повторного исследования - 1"> Критерии качества теста Коэффициент ретестовой надежности IST (интервал повторного исследования - 1 год) - 0, 83 -0, 91. Коэффициенты надежности параллельных форм - 0, 95, надежности частей теста (метод расщепления) - 0, 97. Критериальная валидность по корреляции с успеваемостью - 0, 46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития - 0, 62 (выборка валидизации - 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели прогностической валидности.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-5.jpg" alt="> Содержание теста IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых"> Содержание теста IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Опыт работы с IST свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми в ретестовых испытаниях и существенными для общей оценки развития личности на основе построения модели конструктивной активности личности.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-6.jpg" alt=">1. Субтест «Логический отбор» (LS) Направлен на исследование индуктивного мышления, чутья языка."> 1. Субтест «Логический отбор» (LS) Направлен на исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого - закончить предложение. В результате выполнения заданий оцениваются возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-7.jpg" alt=">Инструкция. Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам"> Инструкция. Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа. Образец 1. 1. Кролик больше всего похож на. . . а) кошку; б) белку; в) зайца; г) лису; д) ежа. Если вы нашли правильный ответ, то в листе ответов ставится следующее: 1 в, означающее, что «Кролик больше всего похож на зайца» . Образец 2. 2. Противоположностью надежды является. . . а) грусть; б) злость; в) нежность; г) уныние; д) отчаяние. В листе ответов ставится: 2 д, означающее, что «Противоположностью надежды является отчаяние» . Естественно, записывать в лист ответов получившееся по смыслу предложение не нужно: у вас очень ограничено время. Лучше еще раз проверить ваши ответы, и если вдруг найдется другое решение, то зачеркнуть прежнюю букву и поставить рядом другую.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-8.jpg" alt=">Примеры заданий. Субтест 1 1. У дерева всегда есть. . . а) листья; б)"> Примеры заданий. Субтест 1 1. У дерева всегда есть. . . а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень. 2. Комментарий - это. . . а) закон; б) лекция; в) объяснение; г) следствие; д) намек. 3. Противоположностью предательства является. . . а) любовь; б) тунеядство; в) хитрость; г) трусость; д) преданность. 4. Женщины. . . бывают выше мужчин. а) всегда; б) обычно; в) часто; г) никогда не; д) иногда. 5. Обед не может состояться без. . . а) стола; б) сервиза; в) пищи; г) воды; д) голода. 6. Занятием, противоположным отдыху, является. . . а) труд; б) забота; в) усталость; г) прогулка; д) тренировка.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-9.jpg" alt="> Субтест 2 Определение общих черт (GE)"> Субтест 2 Определение общих черт (GE) исследует способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий - 20, время их выполнения - 6 мин. Кроме того в результате можно определить чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-10.jpg" alt=">Инструкция. В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти"> Инструкция. В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов. Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так: «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных» . Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания. Образец 1. 1. а) стол; 6) стул; в) голубь; г) диван; д) шкаф. Ответ 1 в, т. к. «голубь» не относится к предметам мебели, а смысл объединения слов именно таков. Слово «голубь» является лишним по смыслу в ряду названных слов. Образец 2. 2. а) идти; б) мчаться; в) ползти; г) бежать; д) лежать. Ответ 2 д, т. к. «лежать» не относится к обозначению способов передвижения. Слово «лежать» является лишним по смыслу в ряду названных слов.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-11.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 2. Задания 21 -40. 21. а) писать; б) рубить; в) шить;"> Стимульный материал. Раздел 2. Задания 21 -40. 21. а) писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать. 22. а) узкий; б) угловатый; в) короткий; г) высокий; д) широкий. 23. а) велосипед; б) мотоцикл; в) поезд; т) трамвай; д) автобус. 24. а) запад; б) курс; в) направление; г) путешествие; д) север. 25. а) видеть; б) говорить; в) осязать; г) нюхать; д) слышать. 26. а) прилечь; б) приподняться; в) присесть; г) прислониться; д) привстать.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-12.jpg" alt=">Субтест 3 Аналогии (AN) Позволяет проанализировать комбинаторные способности, подвижность мышления, понимание "> Субтест 3 Аналогии (AN) Позволяет проанализировать комбинаторные способности, подвижность мышления, понимание отношений, обстоятельств мышления, удовлетворенность приблизительными решениями. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий -- 20, время выполнения - 7 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-13.jpg" alt=">Инструкция. В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во"> Инструкция. В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов - полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже. Образец 1. 1. Лес - дерево; луг-? а) куст; б) пастбище; в) трава; г) сено; д) тропинка. Ответ 1 в, т. к. взаимное отношение леса и деревьев имеет такой же смысл, как взаимное отношение луга и травы. Образец 2. 2. Темный - светлый; мокрый - ? а) дождливый; б) сырой; в) пасмурный; г) влажный; д) сухой. Ответ 2 д, т. к. взаимное отношение темного и светлого имеет такой же противоречивый смысл, как взаимное отношение мокрого и сухого.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-14.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 3. Задания 41 -60. 41. Школа - директор; кружок - ?"> Стимульный материал. Раздел 3. Задания 41 -60. 41. Школа - директор; кружок - ? а) председатель; 6) член; в) руководитель; г) заведующий; д) посетитель. 42. Часы - время; термометр - ? а) прибор; б) измерение; в) ртуть; г) тепло; д) температура. 43. Искать - находить; размышлять - ? а) запоминать; б) приходить к выводу; в) расследовать; г) петь; д) вспоминать. 44. Круг - шар; квадрат - ? а) призма; б) прямоугольник; в) тело; г) геометрия; д) куб. 45. Действие - успех; обработка - ? а) товар; б) труд; в) отделка; г) достижение; д) цена. 46. Животное - коза; пища - ? а) продукт; 6) еда; в) обед; г) хлеб; д) кухня.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-15.jpg" alt=">Субтест 4 Классификация (KL) Проводится оценка способности выносить суждение, способность к абстракции,"> Субтест 4 Классификация (KL) Проводится оценка способности выносить суждение, способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий - 16, время выполнения - 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-16.jpg" alt=">Инструкция. В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом."> Инструкция. В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае - двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания. Образец 1. 1. Пшеница, овес - ? Ответ: 1. зерновые, т. к. это слово точно передает общий смысл обоих слов, объединяя их этим общим смыслом. Образец 2. 2. Хлеб, масло - ? Ответ: 2. пища, т. к. это слово правильно выражает общий смысл обоих названных слов.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-17.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 4. Задания 61 -76. 61. Яблоко, земляника - ? "> Стимульный материал. Раздел 4. Задания 61 -76. 61. Яблоко, земляника - ? 62. Сигарета, кофе - ? 63. Часы, термометр - ? 64. Hoc, глаза-? 65. Эхо, зеркало - ? 66. Картина, басня - ?

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-18.jpg" alt=">Субтест 5 Задания на счет (RA) проводится оценка уровня развития практического математического"> Субтест 5 Задания на счет (RA) проводится оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения - 10 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-19.jpg" alt=">Инструкция. В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими,"> Инструкция. В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений. Образец 1. 1. Книга стоит 25 монет. Сколько стоят 3 книги? Ответ: 75 (монет), т. к. здесь действительно необходимо умножить: 25 х 3. Правильная запись ответа: 1. 75. Образец 2. 2. Лодка плывет по течению реки со скоростью 10 км/час, а скорость этого течения составляет 4 км/час. Какова скорость лодки относительно берега? Ответ: 14 км/час, т. к. в этой задаче необходимо сложить скорость лодки и течения воды: 10+4. Правильная запись ответа: 2. 14.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-20.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 5. Задания 77 -96. 77. У мальчика было 100 монет,"> Стимульный материал. Раздел 5. Задания 77 -96. 77. У мальчика было 100 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось? 78. Сколько километров проедет автомобиль за 9 часов, если его скорость составляет 70 км/час? 79. Фрукты в 15 ящиках весят 280 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес фруктов? 80. Траншею 6 человек выкопают за 72 часа. За сколько часов выкопают такую же траншею 18 человек? 81. Упаковка из трех шариковых ручек стоит 5 монет. Сколько шариковых ручек можно приобрести на 60 монет? 82. Человек пробегает 1, 5 м за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд? 83. Дерево находится в 20 м севернее дома, а дом расположен в 15 м севернее пруда. Каково расстояние от дерева до пруда? 84. Кусок материи длиной 3, 5 м стоит 70 монет. Сколько стоит 2, 5 м такой же материи? 85. Рабочие выполнят задание вчетвером за 90 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня? 86. Проволока длиной 48 см при нагревании увеличивается до 56 см. Какова будет длина 72 - сантиметровой проволоки при ее нагревании?

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-21.jpg" alt=">Субтест 6 Ряды чисел (ZR) Позволяет провести анализ индуктивного мышления, способности оперировать"> Субтест 6 Ряды чисел (ZR) Позволяет провести анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения - 10 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-22.jpg" alt=">Инструкция. В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между"> Инструкция. В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел. Образец 1. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. . . Ответ: 16, т. к. в этом ряду чисел особенность их связи между собою - постоянное возрастание каждого следующего числа на 2 единицы. Образец 2. 2, 9, 7, 10, 8, 11, 9, 12. . . Ответ: 10, т. к. в этом числовом ряду особенность связи чисел между собою состоит в том, что при переходе от первого числа ко второму нужно вычесть 2 единицы, а при переходе от второго числа к третьему нужно прибавить 3 единицы и т. д.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-23.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 6. Задания 97- 116. 97. 6, 9, 12, 15, 18,"> Стимульный материал. Раздел 6. Задания 97- 116. 97. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24. . . 98. 16, 17, 19, 20, 22, 23, 25. . . 99. 19, 16, 22, 19, 25, 22, 28. . . 100. 17, 13, 18, 14, 19, 15, 20. . . 101. 4, 6, 12, 14, 28, 30, 60. . . 102. 26, 28, 25, 29, 24, 30, 60. . . 103. 29, 26, 13, 39, 36, 18, 54. . . 104. 21, 7, 9, 12, 6, 2, 4. . . 105. 5, 6, 4, 6, 7, 5, 7. . .

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-24.jpg" alt=">Субтест 7 Выбор фигур (FS) - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей, а также"> Субтест 7 Выбор фигур (FS) - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей, а также умения решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивных практических способностей, наглядно-действенного мышления. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части Количество заданий - 20. Время выполнения - 7 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-25.jpg" alt=">Инструкция. В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части"> Инструкция. В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), 6), в), г), д). Образец. Решение. Соединив части фигур 01, получим фигуру «а» , поэтому в ваших листах ответов в разделе 7 в строке 01 зачеркнута «а» , то есть 1. а. При соединении частей 02 возникает фигура «д» . Соответственно, из 03 получаем «б» , из 04 - «г» . Правильная запись ответа: 1. а

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-26.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 7. Задания 117 -136 ">

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-27.jpg" alt=">Субтест 8 Задание с кубиками (W) Исследуются умение не только оперировать пространственными"> Субтест 8 Задание с кубиками (W) Исследуются умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивности теоретических и практических способностей. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения - 9 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-28.jpg" alt=">Инструкция. Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а» ,"> Инструкция. Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а» , «б» , «в» , «г» , «д»). Кубы расположены так, что из шести - граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача - определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки. Куб (01) представляет измененное положение куба «а» . Второй куб (02) соответствует кубу «д» , третий (03) - кубу «б» , (04) - «в» , (05) - «г» . Правильная запись ответа: 1. а.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-29.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 8. Задания 137 – 156. ">

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-30.jpg" alt="> Субтест 9 Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME)."> Субтест 9 Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). (память, мнестические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания. Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы - 3 мин.). Время выполнения 20 заданий - 6 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-31.jpg" alt=">Инструкция. Для выполнения заданий этого раздела вам потребуется сначала выучить группу слов."> Инструкция. Для выполнения заданий этого раздела вам потребуется сначала выучить группу слов. Затем вы получите задания, с помощью которых выяснится, насколько хорошо вы эти слова запомнили. После того как будет разрешено перевернуть эту страницу, постарайтесь как можно лучше запомнить ряды слов, помещенные в таблицу. В каждом задании вам будет указана первая буква одного из выученных слов. Вы должны вспомнить, что означало слово, начинающееся с этой буквы: цветок, инструмент, птицу, произведение искусства или животное. Помните, что все заученные слова начинаются с разных букв, т. е. ни одна начальная буква не повторяется.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-32.jpg" alt="> Образец 1. Первая буква - «ф» . Из группы слов, означающих: 1)"> Образец 1. Первая буква - «ф» . Из группы слов, означающих: 1) цветок, 2) инструмент, 3) птицу, 4) произведение искусства, 5) животное, на букву «ф» начинается лишь фиалка, то есть цветок. Следовательно, в листе ответов укажите цифру 1. Правильная запись ответа: 1. 1. Образец 2. Первая буква слова - «з» . Из группы слов, означающих: 1) цветок, 2) инструмент, 3) птицу, 4) произведение искусства, 5) животное, на букву «з» начинается слово «заяц» , то есть животное. Следовательно, в листе ответов будет: 2. 5. Правильная запись ответа: 2. 5.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-33.jpg" alt=">Слова для запоминания (3 мин) Цветы: фиалка тюльпан гвоздика лилия василек"> Слова для запоминания (3 мин) Цветы: фиалка тюльпан гвоздика лилия василек Инструмен молоток иголка щипцы нож шило ты: Птицы: журавль чибис утка аист павлин Произведе ния опера стихи басня роман картина искусства: Животные: заяц ёж дельфин хорек ягуар

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-34.jpg" alt="> интерпретация При интерпретации следует учитывать, что определенное превосходство по результатам"> интерпретация При интерпретации следует учитывать, что определенное превосходство по результатам IST могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-35.jpg" alt=">В интерпретации результатов TSI полезно объединение субтестов в следующие комплексы: 1. Комплекс"> В интерпретации результатов TSI полезно объединение субтестов в следующие комплексы: 1. Комплекс вербальных субтестов, предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами: субтесты 1 -5. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-36.jpg" alt=">2. Комплекс математических субтестов, предполагающий способности в области практической математики и программирования:"> 2. Комплекс математических субтестов, предполагающий способности в области практической математики и программирования: субтесты 6, 7. Одинаково высокие результаты по обоим субтеста. м свидетельствуют о «математической одаренности» . Если эта одаренность дополняется высокой результативностью но третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-37.jpg" alt=">3. Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана."> 3. Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана. Одинаково высокие результаты по субтестам 8 и 9 являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-38.jpg" alt=">4. 4. Комплексы теоретического и практического планов способностей - это, соответственно, 2"> 4. 4. Комплексы теоретического и практического планов способностей - это, соответственно, 2 -4 и 1 -3: полезно сравнить результативность по этим тестам попарно, чтобы более определенно высказать резюме о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-39.jpg" alt=">выводы Опыт работы с IST свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем"> выводы Опыт работы с IST свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми в ретестовых испытаниях и существенными для общей оценки развития личности на основе построения модели конструктивной активности личности.


Впервые тест структуры интеллекта был описан в 1953 г. Р. Амтхауэром. Групповой тест предназначался для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 лет до 61 года. Автор ставил задачу разработать метод, который мог использоваться на практике для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии. Амтхауэр включил в свой тест задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Средняя величина взаимных корреляций между этими факторами в тесте равна 0,36 (0,62 – 0,20). Тест был разработан в трех параллельных формах. Стандартизация проводилась на выборкеиз 4076

испытуемых, средний показатель по сырым баллам равнялся 82. После стандартизации новая средняя равнялась 100. Надежность теста как инструмента равна 0,97 (корреляция четных и нечетных заданий), при повторном тестировании через год коэффициенты надежности оказались равными 0,83 (по отдельным субтестам – 0,50). Валидность теста по критерию успешности обучения в школе равна 0,62.

Тест был адаптирован для выборки русских школьников К. Акимовой и др. (1984) и включал 9 субтестов. В данном случае методика состоит из 8 субтестов (исключен субтест на запоминание, так как все данные, полученные в экспериментальной апробации, основаны на использовании неполного варианта теста).

Методика включает в себя следующие субтесты: 1) на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний не только научных, но и житейских); 2) на классификацию понятий; 3) на установление аналогий; 4) на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение); 5) на умение решать простые арифметические задачи; 6) на умение находить числовые закономерности; 7) на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости; 8) на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур. Каждый субтест состоит из 20 заданий. Время выполнения каждого субтеста ограничено – 10 мин. Целиком выполнение всего теста занимает 80 мин (два урока без перерыва).

Для проведения группового тестирования подготовлены две формы теста – А и Б. Соседи по парте работают с разными формами теста. Исследование проводится двумя экспериментаторами: один зачитывает инструкции, разбирает примеры, следит за временными интервалами, другой контролирует правильность заполнения бланков ответов, правильность переворачивания страниц тестовой тетради и т.д. (ниже мы приводим вариант методики – форму А).

Таким образом, задания теста состоят из вербального и числового материалов, а также из изображений. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного шипения. Р. Амтхауэр предполагал, что по успешности выполнения отдельных субтестов этой методики можно судить о структуре интеллекта испытуемых. Для грубого анализа «умственного профиля» он предлагает следующее: если наивысшие результаты получены испытуемым по первым четырем субтестам, то у него больше развиты теоретические способности, если же они получены по субтестам, составляющим вторую половину методики, то у него больше развиты практические способности.

При интерпретации полученных данных М. К. Акимова иее соавторы предлагают использовать новый критерий. В традиционном тестировании при оценке результатов за точку отсчета принималась статистическая норма, получаемая на основе эмпирических исследований выборок испытуемых, отличающихся по социально-экономическим признакам. На противоречивость такого подхода не раз указывал в своих работах К. М. Гуревич, который отмечал, что критерий сравнения по нормам, полученным путем неправомерного объединения разных выборок, игнорирует влияние различных условий онтогенеза на умственное развитие людей. Эти условия многообразны и в первую очередь включают условия обучения [Гуревич, 1982].

В качестве критерия, ориентируясь на который можно сравнивать данные тестового обследования, Гуревич предлагает использовать так называемый социально-психологический норматин (СПН). СПН можно определить как систему требований, которую общность предъявляет каждому из своих членов. Такие требовании могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и др. Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении, ими руководствуются учителя и воспитатели.

Следовательно, оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных границах. Использование в качестве критерия развития СПН выдвигает на первый план качественный способ обработки данных, при котором необходимо учитывать;

а) какие термины и понятия по степени обобщенности усвоены лучше, а какие хуже; б) какие логические операции освоены более, а какие менее успешно; в) в каком круге понятий и терминов ученики ориентируются менее, а в каком более уверенно.

Процедура тестирования

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ 01

(вопросы 1–20)

Задания 1–20 состоят из предложений, в каждом из которых не хватает по одному слову. Вы должны их дополнить. Для этого необходимо выбрать одно из пяти предлагаемых Вам слов и вписать в бланк его букву.

Предлагаем Вам пример практического решения подобного задания.

Кролик, больше всего похож на... ?

а) кошку b) белку с) зайца d) лису е) ежа.

В этом задании заяц (с) является правильным решением. Следующий пример:

Противоположностъю надежды является... ?

а) печаль b) отчаяние с) нужда d) любовь е) ненависть.

В этом случае отчаяние b) является правильным решением.

Итак, начали!!!

1. Для езды на автомобиле необходима прежде всего...?

а) ловкость b) осторожность с) выдержка d) сила е) внимательность.

2. Важнейшей частью телевизора является... ?

а) транзистор b) переключатель с) антеннаd) кинескоп е) регулятор контрастности.

3. Тренер – тот, кто... ?

а) плавает b) обучает упражнениям с) прыгает d) побеждает е) занимается гимнастикой.

4. Славы при жизни чаще всего удостаивается... ?

а) художник b) скульптор с) поэт d) артист е) композитор.

5. Противоположностью возбужденности является... ?

а) разочарование b) отчаяние с) угнетенность d) удовлетворенность е) уныние.

6. В течение длительного времени труднее всего обойтисьбез...?

a) питья b) еды с) ходьбы d) разговора е) сна.

7. Ртуть является... ?

а) металлом b) минералом с) раствором d) химическим соединением е) сплавом.

8. Наибольшее число жителей насчитывает город...?

а) Чикаго b) Осака с) Лондон d) Париж е) Рим.

9. Яд всегда...?

а) смертоносен b) болезнетворен с) опасен d) коварен е) вреден:

10. Отцы... опытнее своих сыновей.

a) всегда b) обычно с) значительно d) редко е) как правило.

11. У осла есть всегда...?

а) хлев b) подковы с) сбруя d) копыта е) грива.

а) стихийно b) необдуманно с) путанно d) боязливо е) неуверенно.

13. Этикетка – это в большинстве случаев...?

а) отличительный знак b) указание с) надпись d) реклама, г) название.

14. Во время сдачи устного экзамена необходимо наличие...?

а) способностей b) программы с) знаний d) вопросника е) экзаменатора.

15. Доля территории нашей страны в общей поверхности земной суши составляла около... ?

а) 16,5% b) 0,6% с) 1,4% d) 2,8% е) 0,2%.

16. Зная процентное соотношение пустых билетов в лотерее к общему числу билетов, можно подсчитать...?

а) шансы на выигрыш b) число участников с) размер выигрышей и число выигрышных билетов е) лотерейный налог.

17. Наибольшую площадь имеет территория...?

а) Кубы b) Мадагаскара с) Ирландии d) Исландии е) Цейлона.

18. Тому, кто работает, необходим(о) ...?

а) честолюбие b) задание с) начальник d) инструмент е) интеллект.

19. В отношениях с людьми нужно быть... ?

а) осторожным b) изворотливым с) сдержанным d) общительным е) веселым.

20. Наибольшее число калорий при равном количестве содержит…?

а) рыба b) жир с) мясо d) сыр е) овощи.

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ 02

(вопросы 21–40)

Из пяти предлагаемых слов четыре имеют определенную смысловую общность. Найдите пятое, чем-то отличающееся от них.

Например:

а) стол b) стул с) птица d) шкаф е) кровать.

а, b, d, е – это мебель, с – нет. Поэтому правильный ответ (с)

Подождите сигнала!

21. а) ложное умозаключение b) обман с) мошенничество d) подлог е) подделка.

22. а) надменный b) испорченный с) злой d) подвижный е) бег-церемонный.

23. а) превращать b) измерять с) изгибать d) переделывать е) преобразовывать.

25. а) институт b) группа с) общество d) союз е) партия.

26. а) веревка b) канат с) нитки d) шнур е) волокно.

27. а) расстроенный b) обеспокоенный с) обозленный d) йену ганный е) приговоренный.

28. а) окончание b) решение с) приговор d) проект е) заключение.

29. а) степь b) саванна с) Сахара d) тундра е) поле.

30 а) развитие b) увеличение с) прогресс d) созревание е) рост.

31 а) примерный b) образцовый с) отличный d) возвышающийся е) отборный.

32 а) швырять b) отдавать с) ловить d) поливать е) бросать

33. а) компас b) часы с) дорожный указатель d) Полярная звезда с) курс.

34. а) обновлять b) конструировать с) контролировать d) исправлять е) ремонтировать.

35. а) очки b) лупа с) бинокль d) стекло е) микроскоп.

36. и) мост Ь) граница с) супружество d) дорожка е) содружество.

37.а) сверлить b) строгать с) шлифовать d) полироватье) зачищать.

38. а) солнечный b) облачный с) дождливый d) светлый е) ветреный.

39. а) дипломатично b) обдуманно с) тактично d) внимательно с) искусно.

40. а) подтверждение b) решение с) планирование d) оценка е) суждение.

ОВЪЯСНЕНИЕ И ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ 03

(вопросы 41-60)

Нам даны три слова. Между первым и вторым словом существует определенная взаимосвязь. Между третьим и одним из пяти приводимых для выбора слов существует аналогичная взаимосвязь. Это слово Вы и должны выбрать.

Например:

Лес: деревья = луг: ?

а) травы b) сено с) корм d) зелень е) пастбище.

Слово травы (а), несомненно, является правильным ответом.

Другой пример:

Темный: светлый = мокрый: ?

А) дождь b) день с) влажный d) ветер е) сухой.

Поскольку слово темный является антонимом слова светлый, необходимо найти антоним слова мокрый, поэтому слово сухой (е) – правильный ответ.

Подождите сигнала!

41. Маленький: большой = короткий: ?

а) длинный b) просторный с) широкий d) пространный е) узкий.

42. Осторожность: уверенность = риск: ? .

а) несчастный случай b) опасность с) скорость d) потеряе) аукцион.

43. Дышать: легкие = потеть: ?

а) солнце b) напряжение с) поры d) пот е) температура.

44. Вестибюль: сени = дом: ?

а) лифт b) двор с) крыша d) палатка е) стена.

45. Доверие: эксперт = неуверенность: ?

а) опыт b) ошибки с) новичок d) любитель е) бюрократ.

46. Грамм: вес = час: ?

а) минута b) перерыв с) часы d) дни е) время.

47. Молоко: объем = соль: ?

а) минерал b) пряность с) кухня d) кристалл е) масса.

48. Человек: мозг = город: ?

а) центр b) органы управления с) рынок d) здание горсовета е) мэр.

49. Вода: эрозия = возраст: ?

а) жизнь b) здоровье с) молодость d) морщины е) сила.

50. Альбом: фото = газета: ?

а) бумага b) новость с) статья d) заголовки е) объявления,

51. Мужественный: избалованный = великодушный: ?

а) щедрый b) расточительный с) жадный d) эгоистичный е) мелочный.

52 . Хронический: обостренный = постоянно: ?

а) всегда b) часто с) временно d) продолжительно е) дли тельно.

53. Атеист: религия = миротворец: ?

а) война b) гуманизм с) мир d) жизнь е) церковь.

54. Машина: растение = автомобиль: ?

а) дуб b) самолет с) птица d) машина е) ежик.

55 . Нерв: проводник = зрачок: ?

а) излучение b) глаз с) зрение d) свет е) светофильтр.

56. Дом: лестница = река: ?

а) берег b) мост с) шлюз d) вода е) паром.

57. Коллекция: скопление = книга: ?

58. Радость: успех = усталость: ?

а) сон b) отдых с) муза d) работа е) перерыв.

59. Лед: железо == вода: ?

а) дождь b) ртуть с) металл d) провод е) ржаветь,

60. Диета: вес = медикамент: ?

а) здоровье b) аптека с) боль d) лечение е) рецепт.

ОЪЯСНЕНИЕ И ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ 04

(вопросы 61–80)

Вам даны шесть слов. Из них Вы должны выбрать два, которые объединяются одним общим понятием высшей категории.

Например:

А) Нож b) масло с) газета d) хлеб е) сигара f) браслет.

Хлеб (d), масло (b) – это правильное решение, поскольку они объединяются общим понятием «продукты питания».

Следующий пример:

А) трава b) рожь с) пирог d) мука е) пшеница f) дерево.

В этом примере правильное решение – рожь (b), пшеница (е), поскоьку они объединяются общим понятием «хлеб».

Стремитесь отыскивать всегда наиболее существенные общие черты. Ответ записывайте через запятую.

Подождите сигнала!

61. а) квартира b) улица с) сад d) бюро е) жилище f) кафе.

62. а) корень b) дуб с) роза d) лес е) листва f) тюльпан.

63. а) дельфин b) корабль с) кит d) море е) водоросль f) медуза.

64. а) мастерская b) стадион с) магазин d) ресторан е) школа f) ателье.

65. а) автомобиль b) финиш с) асфальт d) старт е) шины f) шоссе.

66. а) губная помада b) золото с) часы d) сережки е) браслет е) маятник.

67. а) электрический b) жидкий с) горючий d) газообразный е) пенистый f) стабильный.

68. а) гребля b) футбол с) хоккей d) метание копьяе) борьба f) верховая езда.

69. а) аэропорт b) чемодан с) стюардесса d) самолет е) проездной билет f) железнодорожный вагон.

70. а) крышка b) пиво с) кружка d) закусочная е) похмелье f) молоко.

71. а) простой b) простодушный с) одинокий d) несложный c) приятный f) молчаливый.

72. а) платежная ведомость b) лотерейный билет с) вексель d) облигация е) квитанция f) сберегательная книжка.

73. а) свеча b) елка с) люстра d) гостиная е) выключатель f) шкаф.

74. а) дальность видимости b) снимок с) бумага d) полевой бинокль е) объектив е) фотоаппарат

75 а) чулок b) карманные часы с) шапка d) зима е) автомобиль f) лед.

76. а) банка b) петля для пуговицы с) узел d) пробка е) крышка f) колесо.

77. а) специалист b) фехтовальщик о) лейтенант d) практикант e) секретарша f) альпинист.

78. а) сожалеть b) щипать с) строитьd) мерзнуть е) сочинять музыку f) оставаться.

79. а) силосная башня b) дом с) зал d) мастерская е) корабль f) сейф.

80. а) диабет b) цинга с) полиомиелит d) рахит е) температуря f) рак.

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ 05

(вопросы 81-100)

Сейчас Вам предложат математические задачи, примерно, следующего типа:

Один карандаш стоит 25 коп. Сколько стоят три карандаша? Ответ – 75 коп.

Наименований (коп., км, мин и т.д.) не надо указывать.

Подождите сигнала!

81. У меня было 40 руб. Я истратил 15. Сколько денег осталось?

82. Сколько километров проедет велосипедист за 4 часа, еслионпроезжает в час 12 км?

83. В сосуде А – 25 литров, в сосуде В – 35 литров.Сколько литров нужно перелить из сосуда В в сосуд А, чтобыв обоих было равное количество жидкости?

84. Запаса продуктов хватит для 16 человек на 24дня. На сколькодней хватит этого запаса для 8 человек?

85. Для ремонта улицы 3 рабочим необходимо 6 дней. За сколько дней будет закончена работа, если будут заняты 9 рабочих?

86. Если 3,5 м материи стоят 70 руб., то сколько стоят 1,5 м?

87. Резинка длиной 20 см растягивается до 25 см. На какую длину растянется резинка в 60 см?

88. Бегун пробегает 1,4 м за 1/4. Сколько он может пробежать за 5с?

89. Для получения сплава взяли 2 части меди и одну часть цинк». Сколько граммов цинка нужно для получения 39 г этого сплава?

90. Для детской игры нужны красные и зеленые шарики: 1/3 из них зеленых и 12 – красных. Сколько всего шариков нужно для игры?

91. Двум сестрам вместе 39 лет. Одна из них на 7 лет младше другой. Сколько лет младшей сестре?

92. Два идущих навстречу поезда встретились в 8 ч. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться в 8 ч 20 мин, если один движется со скоростью 75 км/ч, а другой со скоростью 120 км/ч?

93. Нужно увеличить на 1/4 прямоугольник со сторонами 12 и 4 см.

Какова площадь (в см 2) увеличенного прямоугольника?

94 . Из 50 деталей 4% имеют размеры больше заданных, 12% –меньше заданных. Сколько деталей имеют заданный размер?

95 . 52 монеты следует разделить на две части так, чтобы одна часть была в 3 раза больше второй. Сколько монет будет в меньшей части?

96. Я располагаю суммой в 1 руб. 20 коп. из 17 монет с нарицательной стоимостью в 5 коп. и 10 коп. Сколько у меня 10-копеечных монет?

97. По старым расценкам за 5 гаек рабочий получал 12 руб., по новым он получает 12 руб. за 4 гайки. На сколько процентов повысили расценки?

98. Из молока получают 3% масла. Сколько литров молока понадобится для получения 1,5 кг масла?

99. Кубик, сторона которого равна 3 см, весит 54 г. Сколько граммов весит кубик из того же материала, если его сторона равна 2 см?

100. 10% мальчиков и 15% девочек одной школы получили хорошие отметки. Сколько процентов детей получили хорошие отметки, если в школе 60% девочек?

ОЪЯСНЕНИЕ И ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ 06

(вопросы 101–120)

Вам предлагаются ряды чисел, построенные с соблюдением опреленных закономерностей. Уяснив закономерность, необходимо продолжить каждый из рядов одним последующим числом.

Например:

2 4 6 8 10 12 14...

В этом ряду каждое последующее число больше предыдущего на 2, поэтому ответ – 16.

Следуюший пример:

9 7 10 8 11 9 12 ...

В этом ряду числа попеременно уменьшаются на 2, затем увеличиваются на 3.

Следующее число будет 10. Его и надо занести в банк ответов.

Этот же пример можно решить и по-другому: рассматривая этот чисел как две разные последовательности (9–10–11–12 и 9- ...), чередующиеся между собой. Все равно ответ – 10.

101 . 2 5 8 11 14 17 20...

102 . 1 3 6 8 16 18 36...

103. 55 57 60 20 10 12 15...

104. 18 16 19 15 20 14 21

105. 33 30 15 45 42 21 63...

106 . 25 27 30 15 57 10 ...

107 . 11 15 18913 168...

108 . 5 6 4 6 7 5 7 ...

109 . 8 11 7 14 17 13 26...

110 . 35 3942 21 25 28 14...

111 . 9 12 16 20 25 30 36 ...

112. 57 60 30 34 17 22 11 ...

113 . 2 3 6 11 18 27 38...

114. 7 5 10 7 21 17 68...

115 . 11 82 42 79 6 18...

116. 15192211 15 189...

117. 13 15 13 14 19 25 18...

118. 156 18 10 30 23 69...

119. 8 11 16 23 32 43 56 ...

120 . 96 18 21 7 4 12...

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ 07

(вопросы 121–140)

Суть каждого задания заключается в составлении геометрической фигуры, разрезанной на несколько частей. Вы должны узнать, какая из изображенных фигур (а, b, с, d, e) получится, если умозрительно сложить предложенные отдельные элементы (рис. 18). Необходимо следить за тем, чтобы все сложенные элементы совпадали с очертанием фигуры и стыковались между собой. Букву, соответствующую избранной Вами фигуре, необходимо вычеркнуть в соответствующей строке листа ответов.

Если сложить предложенные элементы в задании 07, то получится геометрическая фигура «а». Поэтому на листе ответов вы должны вычеркнуть в примере 07 букву а. Отдельные элементы следующего примера образуют фигуру «e»; в третьем примере – фигуру «b», в четвертом – фигуру «d» (рис.19).

Рис. 18. Пример выполнения задания 07. 198

Рис. 19. Бланк заданий группы 07 (вопросы 121-140).

Не забудьте, что нельзя чертить.

Подождите, пожалуйста, сигнала перевернуть страницу иприступайте к работе!