Когда жил дмитрий пожарский в каком веке. Князь дмитрий пожарский - суздаль - история - каталог статей - любовь безусловная

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского. Его предков в середине XVI века не миновали репрессии: опале со стороны Ивана Грозного подвергся его дед князь Федор Иванович Немой Пожарский, лишенный вотчин и сосланный в Свияжск. Вернулся в родные места он уже в годы Ливонской войны, в которой и принял участие даже не в воеводском чине, а в качестве головы - сотенного командира. Родовой терем Пожарских находился в 12 верстах от села Коврово (современный город Ковров), в деревне Сергово. Именно здесь 1 ноября 1578 года в семье Михаила Федоровича Глухого Пожарского и Марии (Евфросиньи) Федоровны Беклемишевой и появился на свет младенец Дмитрий. Однако детские и юношеские годы его прошли в Москве, в расположенной на Сретенке городской усадьбе Пожарских.

Лишившись в десятилетнем возрасте отца, Дмитрий Пожарский оказался поверстанным частью его поместья, но служить начал лишь по достижении 15 лет. С 1593 года Дмитрий регулярно принимал участие в дворянских смотрах и после одного из них его пожаловали низшим придворным чином - стряпчего с платьем. Стряпчий Пожарский был участником Земского собора 1598 года, состоявшегося после смерти царя Федора Ивановича, и именно в этом качестве подписал соборное определение об избрании новым царем Бориса Годунова. Вскоре после этого Пожарский был сослан на южное порубежье, постоянно разоряемое крымскими татарами, и пробыл там пять лет. Все эти годы князь командовал отрядом стрельцов, который нес дозорную службу в самых опасных местах. Его ревностное отношение к службе не осталось незамеченным, Пожарский становится царским стольником, получив в поместье небольшое село под Москвой.

Он участвовал в нескольких сражениях с войсками Лжедмитрия I, в том числе в знаменитой битве у села Добрыничи, где самозванец потерпел тяжелое поражение. Однако после смерти Бориса Годунова «названному Димитрию» в 1605 году удалось овладеть Москвой. Щедрыми дарами и пожалованиями он попытался привлечь на свою сторону московских бояр и дворян, в первую очередь тех, кого он мог опасаться. Пожарский был пожалован скромным, но заметным чином дворецкого.

Осенью 1608 года он был направлен с отрядом воинов на помощь коломенскому воеводе Ивану Пушкину, с трудом отбивавшему нападения сторонников Лжедмитрия II. У села Высоцкого в 30 верстах от Коломны князь встретил «тушинцев» и разбил их. Через год Пожарский одержал еще одну победу, разгромив разбойничий отряд казачьего атамана Салькова. «Крепость» службы его не осталась незамеченной - он был назначен воеводой в очень важный в стратегическом отношении город Зарайск. Выбор оказался верным, Пожарский не «пошатнулся», даже узнав о свержении в Москве царя Василия Шуйского, не признал Семибоярщину и отразил ряд попыток мятежников захватить город. Однако отсиживаться за крепкими каменными стенами зарайской крепости Дмитрий Михайлович не собирался. Его отряды выбили «тушинцев» из Коломны. Командуя отрядами московских служилых людей, он и впоследствии «ходил в разные места против воровских людей». В 1611 году Пожарский участвовал в создании Первого земского ополчения. Именно его отряд пришел на помощь Прокопию Ляпунову, когда тот был осажден в Пронске ратью служившего полякам Григория Сумбулова. Небольшой отряд Ляпунова (всего 200 человек) был бы неминуемо уничтожен, но известие о подходе войска Пожарского вынудило Сумбулова снять осаду и уйти из-под Пронска к оставленному почти без охраны Зарайску. Но Дмитрий Михайлович успел вернуться в свою крепость и в жестокой битве у стен Зарайского кремля разбил Сумбулова. После этого Пожарский собрал всех находившихся под его рукой коломенских и зарайских служилых людей в ополчение и повел его в Рязань к Ляпунову.

В начале весны 1611 года заслуживший доверие Ляпунова князь был направлен в Москву, чтобы возглавить готовившееся там восстание. Однако бунт против поляков начался ранее намеченного срока 19 марта 1611 года. Единственным участвовавшим в нем отрядом земской рати были люди Пожарского. Интервенты оказались не в силах подавить восстание силой оружия и подожгли город. Отступая перед стеной огня, русские воины стали покидать Москву. Прикрывая их отход, в столице остались воины Пожарского, принявшие бой в районе Сретенки. Несколько раз князю удавалось обратить в бегство пехоту противника. 20 марта он еще держался в острожке, построенном у Введенской церкви на Лубянке. Тогда полковник Госевский бросил против последнего оплота восставших все наличные силы. В последней схватке с врагом Дмитрий Михайлович был трижды ранен. Упав на землю, он еще успел сказать: «Лучше мне было бы умереть, чем видеть все это». Ратники не бросили своего воеводу на погибель и, прикрывая своими телами, вывезли его из боя. Как и других раненых, воеводу доставили в Троице-Сергиев монастырь. Немного подлечившись, он уехал в свою суздальскую вотчину, село Мугреево. Там, все еще страдая от плохо заживавших ран, Пожарский узнал о гибели Ляпунова, там осенью 1611 года и нашли его нижегородские послы. По совету своего земского старосты Кузьмы Минина они прибыли просить князя возглавить ополчение, собиравшееся тогда в Нижнем Новгороде.

Избранный военным вождем ополчения князь Пожарский возглавил и «Совет всей земли Русской» - временный орган верховной власти на всей освобожденной от интервентов территории. Земский воевода Пожарский сыграл исключительно важную роль в освобождении Москвы, восстановлении разрушенной государственной организации.

После освобождения Москвы князь приобрел огромный авторитет, поэтому на Земском соборе 1613 года, избравшем на престол нового царя, он вел заседания, спрашивая мнения участников. Новый царь Михаил Федорович высоко оценил заслуги Пожарского и 11 июля 1613 года, после венчания на царство в Успенском соборе Кремля, пожаловал Дмитрия Михайловича боярским чином.

До своей смерти князь Пожарский служил верой и правдой своему Отечеству: он командовал войсками, дравшимися против разорявших русские земли отрядов полковника Лисовского, в 1615 году разбил его под Орлом и прогнал к Карачеву. Доблестный воин искал новых встреч с врагом, но тяжелая болезнь надолго приковала его к постели. Вновь воевода оказался в строю в грозном 1617 году, когда на Москву с целью силой завладеть московским престолом двинулось польское войско под командованием королевича Владислава и гетмана Ходкевича. Пожарский руководил укреплением Можайска и Калуги, которыми враг не смог овладеть и вынужден был зимовать в Вязьме. За верную службу князь получил в награду серебряный позолоченный кубок весом в три гривенки, 36 золотых, шубу - атлас турецкий на соболях, пуговицы серебряно-золоченые.

В следующем, 1618 году поляки получили подкрепления и продолжили поход к Москве. Пожарский, по словам современника, «на боях и на приступах бился, не щадя головы своей». Во время решительного штурма 1 октября 1618 года князь взял на себя руководство боем в самом опасном месте, у Арбатских ворот Белого города, и отразил ночное нападение неприятеля, взорвавшего ворота Земляного города. Однако воины Пожарского действовали настолько удачно, что вынудили атаковавшего Москву в этом месте гетмана Сагайдачного вывести остатки своих запорожцев с заваленных их телами московских улиц.

В последующие годы князь также был на виду - руководил Ямским, Разбойным, Поместным и Судным приказами, был воеводой в Новгороде Великом. Во время неудачной Смоленской войны 1632-1634 годов Пожарский вместе с князем Д. Черкасским формировал армию прикрытия, собиравшуюся в Можайске, но это войско было распущено, так и не приняв участия в военных действиях.

В годы Азовского «осадного сидения» донских казаков 1637-1638 годов он укреплял на случай возможной войны с Турцией Москву, надзирая над работами по постройке земляного вала, возводившегося вокруг столицы.

В 1637 году на собственные средства Дмитрий Михайлович построил Казанский собор близ торговых рядов на Красной площади и перенес туда из своей домашней церкви чудотворную икону Богородицы, присланную ему из Казани и сопровождавшую его при освобождении Москвы.

Благодаря щедрости царя Михаила Федоровича он стал одним из наиболее богатых в России землевладельцев. Последней службой Пожарского стало его участие весной 1640 года в переговорах с прибывшими в Москву польскими послами. 20 апреля 1642 года Дмитрий Михайлович Пожарский скончался, перед смертью приняв схиму и взяв себе имя Козьма. По преданию, Михаил Федорович, чтя его заслуги, «провожал гроб сего незабвенного боярина и почтил оный слезами своими». Останки Пожарского были захоронены в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

Дмитрий Пожарский родился в ноябре 1578 г. в семье князя Михаила Федоровича Пожарского.

С 1593 г. князь Дмитрий начал службу при дворе царя Федора Ивановича. В начале царствования Бориса Годунова князя Пожарского перевели в стольники. Он получил поместье под Москвой, а затем был отправлен из столицы в армию на литовский рубеж.После смерти Годунова Пожарский присягнул царевичу Дмитрию. При Василии Шуйском Пожарского назначили воеводой. За исправную службу царь пожаловал ему в Суздальском уезде село Нижний Ландех с двадцатью деревнями. В 1610 г. царь назначил Пожарского воеводой в Зарайск. Там он узнал о низложении Шуйского заговорщиками во главе с Захарием Ляпуновым и поневоле присягнул польскому королевичу Владиславу.

Вскоре прошел слух, что король Сигизмунд сына своего в Россию не отсылает, а хочет сам царствовать над Русью и осадил Смоленск. Тогда по всем русским городам стало подниматься волнение и возмущение. Общие настроения выразил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, который в своих воззваниях призывал к восстанию против поляков. Пожарский отправился в захваченную поляками Москву, где начал готовить народное восстание. Оно началось стихийно 19 марта 1611 г. Чтобы остановить мятеж, поляки подожгли несколько улиц. Пламя к вечеру охватило весь город. Пожарскому пришлось сражаться с поляками, имея под началом всего лишь кучку верных ему людей. На второй день поляки подавили восстание во всем городе. К полудню держалась только Сретенка. Не сумев взять острожец Пожарского штурмом, поляки подпалили окрестные дома. В завязавшемся бою Пожарский был тяжело ранен. Его вывезли из Москвы в Троице-Сергиеву обитель.

Дмитрий Пожарский — воевода ополчения

Нижегородцы избрали героя московского восстания князя Пожарского воеводой ополчения, которое организовал в Новгороде земской староста. Кузьма Минин. Большую помощь оказали ему богатые купцы и предприниматели. На собранные деньги нижегородцы стали нанимать служилых людей. У ополчения стало два вождя. Имена Минина и Пожарского слились в одно нерасторжимое целое. Нижний стал центром патриотических сил всей России. На его призывы откликнулось не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье и Сибирь. Пожарский и Минин добивались, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско. В феврале 1612 г. был образован «Совет всея земли».

На исходе зимы ополчение перебралось из Нижнего в Ярославль. Сюда со всех концов государства устремились защитники Отечества. Подмосковный лагерь казаков слабел, а войско Пожарского усиливалось. Летом 1612 г. засевший в Кремле польский гарнизон нуждался в съестных припасах. На помощь ему из Польши шел большой обоз и подкрепление под командованием гетмана Ходкевича. В войске гетмана насчитывалось двенадцать тысяч человек. Если бы им удалось соединиться с осажденными, победить поляков было бы очень трудно. Пожарский решил выступить навстречу Ходкевичу и дать ему бой на московских улицах. Пожарский расположился у Арбатских ворот. Линия фронта ополчения протянулась по черте Белого города от северных Петровских до Никитских ворот. От Никитских ворот через Арбатские до Чертольских, откуда ожидался лобовой удар гетманского войска, сосредоточились главные силы земской рати. На рассвете 22 августа поляки стали переправляться через Москву-реку к Новодевичьему монастырю и скапливаться возле него. Как только гетманское войско двинулось на ополченцев, со стен Кремля грянули пушки, давая знак Ходкевичу, что гарнизон готов к вылазке. Русская конница при поддержке казаков устремилась навстречу врагу. Чтобы добиться перевеса, Ходкевич должен был бросить в бой пехоту. Русская конница отступила к своим укреплениям, откуда стрельцы повели огонь по наступающему врагу. Осажденный гарнизон предпринял вылазку и обрушился с тыла на стрельцов, которые прикрывали ополчение у Алексеевской башни и Чертольских ворот Однако стрельцы не дрогнули. Осажденные вынуждены были вернуться под защиту укреплений. Ходкевич также не добился успеха. Вечером он отступил к Поклонной горе.

24 августа Ходкевич решил пробиваться к Кремлю через Замоскворечье и передвинул свои полки к Донскому монастырю. На этот раз атака поляков была такой мощной, что русские ратники дрогнули. Около полудня они были оттеснены к Крымскому броду и в беспорядке переправлялись на другой берег. Поляки могли без труда пробиться к Кремлю, и Ходкевич велел двинуть на Большую Ордынку четыреста тяжело груженных подвод. Положение стало критическим. Не имея собственных сил для того, чтобы остановить продвижение врага, Пожарский отправил к казакам Трубецкого троицкого келаря Авраамия Палицына с тем, чтобы призвать их к совместным действиям. Посольство это увенчалось успехом. Казаки вместе с людьми Пожарского напали на обоз. Поляки с трудом отбили его и отступили. Это сражение окончательно лишило сил обе армии. Но Минин с небольшим отрядом скрытно переправился через Москву-реку напротив Крымского двора и ударил во фланг полякам. Поляки в панике отступили за Серпуховские ворота. Неудача Ходкевича была полной. Собрав свое войско у Донского монастыря, он отступил от Москвы 25 августа. После победы силы двух ополчений объединились. 22 октября осаждавшие захватили Китай-город, а через три дня истощенный голодом гарнизон Кремля сдался. В первые же дни после очищения Москвы земский совет, в котором соединились участники Первого и Второго ополчений, повел речь о созыве Земского собора и избрании на нем царя. Этот исторический собор собрался в начале 1613 г. И 21 февраля избрал на царствие шестнадцатилетнего Михаила Романова.

Дмитрий Пожарский — жизнь после ополчения

Пожарский получил от царя чин боярина, а Минин стал думным дворянином. В 1615 г. по поручению Михаила Минин ездил для следствия в Казань. Возвращаясь в 1616 г. назад, он заболел и умер по дороге. Князь Пожарский находился на службе почти до самого конца Михаилова царствования. В 1615 г. Пожарский нанес под Орлом поражение польскому авантюристу Лисовскому, в 1616 г. ведал в Москве «казенными деньгами», в 1617 г. оборонял от литовских налетчиков Калугу, в 1618 г. ходил к Можайску на выручку русской армии, осажденной королевичем Владиславом, а потом был среди воевод, оборонявших Москву от армии гетмана Ходкевича. По окончании Смуты Пожарский некоторое время ведал Ямским приказом, был воеводой в Новгороде, потом был переведен в Москву в Поместный приказ, руководил строительством укреплений вокруг Москвы, а потом возглавлял Судный приказ.

Умер Пожарский в апреле 1642 г.

Годы жизни: 1579-1642

Дмитрий Михайлович Пожарский, государственный и военный деятель России, прославившийся как организатор Второго народного ополчения в 1612 году.

Основные направления деятельности Пожарского Д.М. .и их результаты

Одним из направлений деятельности было освобождение страны от иноземных захватчиков.

Интервенция, власть Лжедмитрия I и стремление захватить правление Лжедмитрием II вызывали в нём чувство ненависти к врагам, стремление освободить страну от захватчиков.

В период Первого народного ополчения в 1611 году он был его активным участником, сражался в боях против польско-литовских отрядов в Москве, был ранен.

Д.Пожарский стал, совместно с К.Мининым, инициатором и руководителем Второго народного ополчения в 1612 году, осуществляя военное руководство, где пригодился его опыт военачальника.

В 1612 году было создано временное правительство « Совет всея земли», во главе которого стоял Д.Пожарский и Д.Трубецкой. Талантливый военачальник, он сумел встать во главе ополчения, повести народ на Москву, освободив её от поляков

Результатом данной деятельности стало освобождение Москвы от интервентов, победа второго народного ополчения, начало изгнания врагов с территории России.

Другим направлением была государственная служба. С 1598 года, он занимается государственной деятельностью: сначала – стряпчий (это чиновник при хлебном, конюшенном и других дворах царя), член Земского собора, а с 1602 года – стольник (обслуживал трапезы царя)

Начало его деятельности пришлось на сложный период Смутного правления, когда у власти стоял избранный Земским собором Борис Годунов. Как военный деятель Пожарский принимал участие в подавлении восстания Болотникова.

Когда к власти пришёл В.Шуйский, Пожарский поддерживал его, так как это был законно избранный правитель. При нём он был воеводой в Зарайске в 1610-1611 годах, вёл борьбу с поляками и литовцами.

Принимал активное участие в освобождении страны от интервентов, имел большой авторитет в народе. Интересен тот факт, что он даже рассматривался как один из претендентов на русский престол.

После избрания Михаил Романова на престол, Пожарский продолжил активную военную и государственную деятельность. Та к в 1615 году он стоял во главе русских войск на юго-западе страны, освобождая страну от поляков. Против войска Владислава он выступил в 1618 году, проявив личную отвагу и мужество.

После обретения Россией независимости Пожарский стоял во главе нескольких приказов: Разбойного, Ямского, Приказных, Судного, проявил прекрасные дипломатические качества, ведя переговоры с Англией в 1617 году, с Польшей в 1635 году, Крымом (1630-1640 г).

Результат данной деятельности – активная, плодотворная работа на благо России, высокий авторитет в стране, уважение со стороны царей, которые доверяли ему руководство важнейшими сферами жизни страны.

Таким образом, Д.М.Пожарский- один из ярких государственных и военных деятелей России, патриот своей Родины, многое сделавший для её процветания и развития. Это народный герой, который навсегда остался в памяти народа как руководитель Второго народного ополчения, спасшего страну от порабощения.

В народе чтут память об этом человеке: на постаменте памятника « 1000-летие России» Микешина М. в Новгороде есть его изображение, в Москве на Красной площади ему и К.Минину установлен памятник.

Пояснение

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) при описании эпохи Смутного времени и правления Михаила Романова.

Эпоха Смутного времени (1598-1613)

Эпоха правления Михаила Фёдоровича Романова (1613-16450

События, явления. Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Восстановление страны после разрухи, периода Смутного времени.

Активная внешняя политика по борьбе с Польшей, установлению дипломатических отношений со странами запад.

Михаил Романов опирался в своей деятельности на ярких личностей, которые особо проявили себя в период борьбы с интервентами. Одним из них был Пожарский Д. Ему было доверено руководство несколькими приказам. Как военный деятель он был направлен на борьбу с Польшей, вёл дипломатические переговоры.

Деятельность Пожарского Д.М.- яркий вклад в развитие страны, её укрепление. усиление международного влияния.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Памятник Минину К. и Пожарскому Д.

Москва. Красная площадь. Памятник перед Собором Василия Блаженного.1818 г. Автор проекта Мартос И.П.

Памятник Пожарскому Д. в г.Зарайске.2004 г. Скульптор Иванов Ю.Ф., архитектор Киреев С.В.

Дмитрий Пожарский на памятнике «1000-летие России». Новгород, 1862, скульптор Микешин М.

на южской земле

Южский край - заповедный лесной уголок на юго-востоке современной Ивановской области. С XIV века он входил в состав Стародубского княжества, центром которого был город Стародуб-на-Клязьме (ныне с. Клязьминский Городок, находящееся в 40 км на восток от Суздаля). Стародубский удел был выделен Всеволодом Большое Гнездо (1197-ок.1247) для младшего сына Ивана. В роду князей Стародубских есть прославленный как местночтимый святой Владимирского края благоверный князь Феодор (ум.1330). Его сын Андрей вместе с другими русскими князьями был участником Куликовской битвы, где командовал правым крылом русских войск.

Князья Пожарские - прямые потомки Стародубских князей, происходя от Василия Андреевича (ум. в к. XIV в.), которому на Стародубских землях в удел был выделен Пожар, расположенный на юг и юго-запад от Стародуба-Ряполовского, близ с. Осипово. По названию удела князья и получили свою фамилию. Где-то между 1437 и 1445 гг. князь Данило Васильевич Пожарский променял родовое гнездо у родственника князя Дмитрия Ивановича Ряполовского на с. Мугреево с деревнями. Во время опричнины князья Пожарские лишились части своих суздальских вотчин, но Фёдор Иванович, дед князя Дмитрия, некоторые из них сумел вернуть во своё владение, передав сыну Михаилу, по прозвищу «Глухой». Об отце князя Д.Пожарского Михаиле практически ничего не известно, кроме того, что он скончался в 1588 г., когда будущему национальному герою было 10 лет.

В 1590-х годах его мать, Евфросинья Фёдоровна (урожд. Беклемишева, ум.1632), служила при дворе царицы Марии Григорьевны Годуновой и царевны Ксении Фёдоровны верховой боярыней, взяв придворное имя «Мария».

Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года, в день памяти св. бессребреников Косьмы и Дамиана, и был крещён в честь одного из этих святых Косьмой. В данной грамоте от 1588 года мы встречаем его первый автограф уже с именем Дмитрий, придворным именем князя. Согласно ей мальчик вкладывает на помин отца, по его завещанию, деревню Три Дворища (близ современного с. Мугреево-Дмитриевское) в Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь.

Подпись князя Дмитрия стоит под Соборным определением об избрании на царство царя Бориса Годунова. Пожарский нёс службу при его дворе в 1598-1605 гг. сначала как «стряпчий с платьем», а с 1604 - стольником. В том же чине он продолжал службу при Лжедмитрии I (1605-1606) и Василии Шуйском (1606-1610). Присягнув в 1607 г. царю Василию Шуйскому, он остается верным присяге до конца своих дней. В 1608 г. Пожарский впервые проявил свой полководческий талант: охраняя коломенский хлебный тракт, со своим отрядом разгромил воровских казаков у с. Высоцкого близ Коломны. Когда столицу в 1609 г. осадили войска Лжедмитрия II, Дмитрий Михайлович был призван к защите Москвы и участвовал в обороне города.

За «Московское осадное сидение» князь Дмитрий был пожалован вотчинами в Суздальском уезде: селом Нижний Ландех с прилегающими деревнями и починками и частью слободы Холуй. Из жалованной грамоты царя Василия узнаем, что Дмитрий Михайлович «против врагов стоял крепко и мужественно», царю и Московскому государству «многую службу и дородство показал... На воровскую смуту и прелесть не покусился», стоял «в твёрдости разума крепко и непоколебимо».

В 1610 г. князь Дмитрий был назначен воеводой в Зарайск, один из ключевых пунктов обороны южных рубежей Московского государства на рязанщине. Своих взбунтовавшихся горожан он усмирил, не позволив присягнуть Лжедмитрию II, и вернул к повиновению царю восставшую Коломну. Молитвенным предстательством св. Николая (в Зарайске был особенно почитаемый его образ) князь одержал в это время много блестящих побед. Когда весной 1610 г., после кончины М.В.Скопина-Шуйского, П.П.Ляпунов предложил ему пойти на союз с Тушинским вором, Пожарский с негодованием отклонил предложение и доложил царю о намерениях рязанского дворянина.

После сведения с трона царя Василия для Москвы наступили тяжкие времена, предательством Семибоярщины столица была отдана во власть польского гарнизона. В марте 1611 г., когда началось стихийное восстание московского люда, князь Пожарский оказался в гуще событий. Наёмные солдаты гарнизона выжигали город, наступая на защитников Руси вслед за линией огня, и единственным очагом сопротивления скоро оказалась Сретенка с деревянным острожком, который по команде Пожарского был возведён у церкви Введения на Лубянке. Князь получил тяжелейшее ранение и был увезён сначала в Троице-Сергиев монастырь, а затем в его вотчину Мугреево. Крестьянский историк О.П.Голиков (потомок священника Саввы, лично знавшего Пожарского), писал в истории с. Нижний Ландех, что Пожарский лечился от ран «не инде где, а в Святоезерском монастыре». Сюда, в с. Мугреево, и пришли в октябре 1611 г. посланцы Нижнего Новгорода, приглашая князя возглавить ополчение, собранное его тёзкой Кузьмой Мининым.

В феврале 1612 года, воодушевлённые воззванием только что погибшего патриарха Гермогена, ополчение под командованием князя Дмитрия Михайловича, вооружённое на народные средства, с Казанской иконой Пресвятой Богородицы, вышло из Нижнего Новгорода, направляясь через волжские города Кинешму, Кострому и Ярославль к Москве. В Ярославле была сделана долгая остановка, за время которой Пожарский и Минин создали Совет всея земли, от его имени рассылали грамоты и собирали новые силы. Надо отметить, что монеты, чеканенные ими, выпускались с портретом последнего государя из династии Рюриковичей Фёдора Иоанновича (1584-1598). В июле 1612 г. уже с отрядом прекрасно снаряжённого войска, в числе около 7 тыс. человек, Пожарский вышел в судьбоносный поход на Москву, по пути зайдя в Троице-Сергиев монастырь. Оттуда войско, благословляемое иноками, подошло к столице почти одновременно с превосходящим войском коронного гетмана Ходкевича (10 тыс. отборных воинов) и вступило с ним 23-24 августа в бой. Чашу весов перевесил подвиг К. Минина, ночью с отрядом храбрецов напавшего, с согласия своего военачальника, на отдыхавшего противника. Ходкевич был отброшен, и голодающий польский гарнизов в Кремле был обречён.

После осады 22 октября ополчение Пожарского и Минина взяло приступом Китай-город, и польский гарнизон капитулировал с условием сохранить жизни сдавшихся. Казаки Д.Т.Трубецкого, при выходе сдавшихся из Кремля, перебили почти всех; князь же Пожарский сдержал свое слово, и все, доверившиеся в его руки, остались живы. С тех пор день 22 октября (4 ноября н. ст.) стал церковным праздником Казанской иконы, а теперь - государственным праздником.

По инициативе князя был созван Земский собор с уникальнейшим представительсвом по 10 человек от всех городов и всех сословий, включая крестьян. Из 4-х кандидатов, выдвинутых на царство, собор избрал Михаила Фёдоровича Романова, ставшего родоначальником новой династии русских царей. 1 июля 1613 г. состоялось венчание на царство Михаила Романова, Московская Русь вновь обретала единство и преемство. В ночь перед церемонией князь Пожарский находился при «бережении» регалий: шапки Мономаха и барм. При церемонии шествия в Успенский собор Дмитрий Михайлович нёс царский скипетр, а во время торжественной литургии держал «яблоко» (так в старину называли царскую державу).

Символика оказалась пророческой: ведь во все время последующей службы именно князь Пожарский был посылаем юным царём во все «горячие точки», охраняя власть и державу нового самодержца. В первые годы после Смуты (до 1628 г.) в наводнённой вооружёнными отрядами стране князь возглавил ключевые ведомства: Ямской и Разбойный приказы. За это время он сумел построить множество новых путей, обеспечить их безопасность, даже ввёл новые законы: ответственность за неумышленное убийство и за куплю-продажу краденого имущества.

Получивши высший чин думного боярина и множество новых вотчин, стареющий князь осенью 1641 г. составил духовную грамоту, в которой среди прочих заветов разделил детям семейные святыни. Известно, что от брака с Прасковьей Варфоломеевной (ум.1635) он имел 6 детей: Ксению (в замужестве Куракину, ум.1625), Петра (ум.1649), Фёдора (ум.1633), Анастасию (Пронскую), Ивана (ум.15.02.1668), Елену (Лыкову). Второй женой Д.М.Пожарского была Федора Андреевна Голицына, детей у них не было.

Cпаситель Отечества отошёл ко Господу на Фоминой седмице 20 апреля 1642 г. и был погребён в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре, куда передал при жизни и по завещанию множество средств и семейных реликвий.

Князь Иван Дмитриевич, благословленный родовой иконой святителя Николая, после смерти брата Петра в 1649 г. основал Николо-Борковскую пустынь близ с. Холуй, доныне сохранившуюся на южской земле. До нашего времени сохранился синодик Святоезерского монастыря, в который Иван сделал множество вкладов. Первым среди рода Пожарских поминается «князь Козьма». Образ благоверного воина, освободителя Отечества князя Пожарского является примером воплощения завета Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Подвигом и делами «болярина князя Козьмы» мы стоим и сегодня.

Сегодня Сам Бог обращает наше внимание на дело Пожарского: совсем недавно, 19 ноября 1996 года, на южской земле произошло явление Матери Божией и была явлена икона Неопалимая Купина . Словно призыв вызволять любимое Отечество из пламени огня.

Дмитрий Пожарский

Дмитрий Пожарский

Родился Д.М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского . Его мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. Обвенчалась она с Михаилом Федоровичем в 1571 г. В то время на Руси правил царь Иван IV (Грозный). По-видимому, Михаил Федорович на государственной службе не служил, так как в разрядных книгах того времени, по отзывам историков, он нигде не просматривается. Прожил он вместе с Евфросиньей Федоровной сравнительно недолго, так как в августе 1587 г. Михаил Федорович умер.
У Евфросиньи Федоровны и Михаила Федоровича было трое детей – дочь Дарья и два сына – Дмитрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, а Дмитрию – девять. Можно предположить, что незадолго до своей смерти Михаил Федорович со своей семьей жил в одном из своих имений, скорее всего в Суздальском уезде, так как и похоронен он был в родовой усыпальнице князей Пожарских – в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. Интересен тот факт, что на помин своей души князь завещал Спасо-Евфимьеву монастырю одну из своих деревень и купчую на эту деревню, переданную монастырю после смерти князя, подписал лично его сын Дмитрий, хотя ему было всего лишь девять лет. Это говорит о том, что в семье Пожарских уделяли большое внимание образованию детей, в частности, обучению их с малых лет грамоте. И в девять лет Дмитрий умел уже и читать и писать.

После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 г. пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 г., в ранге "стряпчего с платьем". В этом же году он в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 г. получает чин стольника. Приближает царь и мать Д.М. Пожарского – Евфросинью Федоровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем, верховной боярыней у самой царицы, Марии Григорьевны Годуновой. После смерти царя Б.Ф. Годунова в апреле 1605 г., к власти пришел Самозванец, Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III.

С приходом к власти Лжедмитрия I, которому присягнула и Москва, и боярская Дума, Пожарский продолжает находиться при дворе. В мае 1606 г. Самозванца убивают и царем выкликают князя Василия Ивановича Шуйского, которому присягнул и Д.М. Пожарский. Однако с появлением на Руси второго Самозванца – Лжедмитрия II, на русские земли вторгаются отряды литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, начинают грабить и разорять русские города, села, деревни, церкви и монастыри. Царь Шуйский пытается организовать борьбу против нового Самозванца и непрошенных гостей, литовцев и поляков, мобилизуя все имеющиеся у него средства. И в числе других приближенных он отряжает на борьбу с литовцами и поляками и князя Д.М. Пожарского – сначала в качестве полкового воеводы в 1608 г., а затем назначает его воеводой в город Зарайск Рязанского уезда в феврале 1610 г.

За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 г. в вотчину из своего старого поместья в Суздальском уезде село Нижний Ландех и посадец Холуй с деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всемъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости". И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

И лукавят некоторые из историков, говоря о том, что были и другие исторические личности в то время, способные возглавить второе народное ополчение. Но в том-то все и дело, что при формировании второго народного ополчения другого такого человека просто не было. Об этом очень убедительно написал известный российский историк И.Е. Забелин в своем историческом исследовании "Минин и Пожарский: Прямые и кривые в Смутное время", М., 1883, аппелируя в своей полемике о чертах характера Д.М. Пожарского к такому же известному российскому историку Костомарову Н.И. К большому сожалению точку зрения Костомарова Н.И. поддержало в то время издательское общество Брокгауза-Ефрона, опубликовав в выпущенном ими в 1890-1907 гг. универсальном энциклопедическом словаре статью о Д.М. Пожарском, выставляющей нашего великого соотечественника каким-то никчемным, случайным человеком, хотя и наградив его эпитетом: "знаменитый деятель Смутного времени". И некоторые современные издания, например "Нижегородский край в Словаре Брокгауза и Ефрона", издательство "Нижегородская ярмарка", Н.Новгород, 2000, составитель и научный редактор В.В. Ниякий, перепечатывают эту статью, невольно вводя своих читателей в заблуждение. И уже появляется подобная информация в Интернете и других средствах массовой информации со ссылками на эти издания, вводя в заблуждение еще больший круг пользователей этой информации. Не избежал этого и А.П. Шикман, составитель биографического словаря-справочника "Деятели отечественной истории", М., 1997 г., представив Д.М. Пожарского как обычного заурядного воеводу. При этом ни слова не сказав о формировании в Нижнем Новгороде второго народного ополчения.

Правда, был еще один государственный деятель, который мог бы составить альтернативу Д.М. Пожарскому – это князь, боярин Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, племянник царя Василия Ивановича Шуйского, выдающийся полководец Смутного времени. Но он был убит завистниками в апреле 1610 г. В той же работе И.Е. Забелина приводятся слова одного из летописцев, где он, после освобождения Москвы от литовско-польских захватчиков, славит всех героев Смутного времени, выделяя особо, в то же время, троих из них: " Бысть же во всей России радость и веселие, яко очисти Господь Богъ Московское царство от Безбожныя Литвы, початкомъ боярина Мих. Вас. Шуйского-Скопина, а совершениемъ и конечнымъ радениемъ и прилежаниемъ боярина князь Дим. Мих. Пожарскаго и нижегородца Кузьмы Минина и иныхъ бояръ и воеводъ, стольниковъ и дворянъ и всяких людей. И за то имъ зде слава. А от Бога мзда и вечная память, а душамъ ихъ во ономъ веце неизреченная светлость, яко пострадали за православную христианскую веру и кровь свою проливали мученически. И на память нынешнимъ родомъ во веки аминь".

Сам князь Пожарский был чрезвычайно скромным человеком, и он сам о себе как-то с иронией сказал: "Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын – все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля". Но князь В.В. Голицын в это время возглавлял посольство от московских бояр и находился в Польше в Варшаве у короля Сигизмунда III, чтобы просить его сына, королевича Владислава, быть царем на Руси, чему противилось все патриотически настроенное население Руси всех сословий. То есть, по сути, В.В. Голицын встал на путь измены православию, поддержав решение "Семибоярощины" (верховная власть в Москве в период междуцарствования в 1610-1612 гг.) призвать на русский престол королевича-католика. Вот в этих условиях князь Д.М. Пожарский оказался единственным человеком, способным по своим воинским, деловым и человеческим качествам возглавить второе народное ополчение, формировавшееся в Нижнем Новгороде.

Следует отметить, что и все царствующие при жизни Д.М. Пожарского государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 г. он писал в своей жалованной грамоте: "… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ".

Нижегородцы не признали решения бояр призвать на российский трон сына польского короля Сигизмунда III, королевича Владислава. В январе 1611 г., утвердившись крестным целованием (клятвой) с ближайшими соседями балахонцами (жителями города Балахны), они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за… веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских городов, в том числе Казань и Ярославль.

Одновременно с нижегородцами подобное ополчение собиралось и в Рязани под руководством талантливого военачальника Прокопия Ляпунова. К отряду Ляпунова примкнул со своими ратными людьми и князь Д.М. Пожарский, который служил воеводою в городе Зарайске, назначенный туда царём Шуйским в феврале 1610 г.

В феврале 1611 г. нижегородское ополчение численностью около 1200 человек под руководством воеводы князя Репина выступило на Москву кратчайшим путём через Владимир. К нижегородцам примкнули отряды ратников из Казани, Свияжска и Чебоксар. Под Москву нижегородцы и казанцы пришли в середине марта. Несколько ранее к Москве подошли отряды ополченцев из Рязани и Владимира. Жители Москвы, узнав о пришедшем под Москву народном ополчении, стали готовиться к истреблению ненавистных им поляков. Но те решили упредить нападение ополченцев на Москву и восстание москвичей, и 19 марта на Страстной неделе устроили в городе резню. Улицы и площади Москвы покрылись трупами и умирающими москвичами. Большая часть домов была предана огню. Многие церкви и монастыри были разграблены и разрушены. Патриарх Гермоген был заключен в Чудов монастырь. На помощь москвичам поспешили ополченцы. Д.М. Пожарский со своим отрядом встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего острог на Лубянке около церкви Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, где впоследствии у него стало подворье. Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен, вынужден был отступить и укрылся в Троице-Сергиевой Лавре, откуда позднее перебрался в родовую отчину в Мугреево, а затем в Юрино, где и лечился до возглавления им в октябре 1611 г. второго нижегородского ополчения. Другие отряды ополченцев боролись с поляками до начала апреля, но в итоге были разбиты и разбежались по московским предместьям. Предводитель же рязанского ополчения Прокопий Ляпунов в конце марта 1611 г. пал от руки наёмного убийцы. Вернулись в Нижний Новгород и остатки нижегородского ополчения.

К лету 1611 г. политическая ситуация в России стала критической. Вся юго-западная часть России была во власти поляков. Астрахань вообще была готова отделиться от России. Около Пскова злодействовали шайки поляка Лисовского. Здесь следует отметить, что наиболее стойко и последовательно в это Смутное для России время держались лишь Троице-Сергиева Лавра под руководством архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, да Нижний Новгород под руководством воевод Репнина и Алябьева. И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключенный поляками в темницу Чудова монастыря, где он и умер впоследствии 17 февраля 1612 г. Летом 1611 г. подготовка к новому отпору полякам вновь активизировалась. С июля 1611 г. и Авраамий начали рассылать грамоты в разные города, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан России к иноземным захватчикам. 25 августа 1611 г. в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, где святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело. Алябьев переслал копию грамоты в Казань, казанцы переслали в Пермь. Слова святителя подняли в народе дух сопротивления иноземцам и не случайно, что первыми во весь голос об этом заговорили в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин стал поднимать народ на борьбу с чужеземными захватчиками, призывая каждого отдать часть своего имущества для снаряжения ратников. Народ внял его словам и пожертвования потекли рекой. Предстояло выбрать военачальника будущего ополчения и нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д.М. Пожарского, который в то время ещё залечивал раны, полученные им в марте 1611 г. в боях на улицах Москвы. Нижегородцы посылали к Пожарскому несколько делегаций, и лишь посещение его наместником нижегородского Печёрского Вознесенского монастыря архимандритом Феодосием убедило Дмитрия Пожарского возглавить нижегородское ополчение. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1612 г. На совещании с руководителями ополчения он предложил идти в Москву не кратчайшим путём через Муром и Владимир, а через Кострому и Ярославль, собирая по пути людское пополнение и провиант. Ополчение выступило из Нижнего в конце февраля – начале марта 1612 г. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому и Ярославль, куда ополчение пришло в конце марта 1612 г. В Ярославле ополчение вынуждено было задержаться до конца июля 1612 г., так как Пожарский получил известие, что князь Трубецкой и атаман Заруцкий присягнули новому самозванцу, беглому дьякону Исидору. В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных атаманом Заруцким.


Пушки XVII века из Спасо-Евфимиева монастыря. Летом 1612 года Д. Пожарским из Ярославля в Суздаль для укрепления города было отправлено 12 пищалей.


Русское оружие XVI-XVII вв.


Минин и Пожарский в Москве. Скотти Михаил (1814-1861)

28 июля 1612 г. ополчение выступило из Ярославля на Москву и 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевой Лавры, а 20 августа подошло к Москве. 24 августа состоялось ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего по приказу польского короля Сигизмунда III на помощь польским завоевателям. Поляки и войска Ходкевича были на голову разбиты. Два месяца продолжалась ещё борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец, 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города, а 25 октября поляки окончательно сдались, сдав Кремль и выпустив из Кремля всех захваченных ими российских сановников. В их числе находился и будущий царь Михаил Федорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Ивановной. Отец же будущего царя, митрополит Ростовский и Ярославский Филарет, находился в это время в плену в Варшаве и освобождён был из польского плена лишь в 1619 г. 27 октября 1612 г. на Красной площади у Лобного места был отслужен благодарственный молебен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Дионисием и российское ополчение во главе с князем Пожарским и Козьмой Мининым с крестами и хоругвями вступило в Кремль. Так закончился восьмилетний период Смутного времени (1605 - 1612 гг.).


«ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ С ПОБЕДОЙ». 2016 г. Благовещенский Владимир Кузьмич

Клятва князя Пожарского

Благодарные россияне никогда не забывали этой знаменательной даты – 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. и весьма широко праздновали день освобождения Москвы и России от литовско- польского владычества. Особенно большое значение эта дата получила в год её 200-летия – в 1812 году, когда русские войска победили французов и изгнали Наполеона из Москвы и России. Еще до войны с французами в России был объявлен сбор средств на возведение памятника в честь совершенного всенародного подвига в 1612 г. и 20 февраля 1818 г. в Москве на Красной площади в торжественной обстановке был открыт памятник героям Смутного времени – Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.


Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве на Красной площади


Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на площади Народного единства в Нижнем Новгороде


«Духовная грамота князя Дмитрия Пожарского»

А тело мое мерзкое положить у Всемилостиваго Спаса в Суздале, в головах у света моево у князя Федора Дмитриевича… А на отпеванье и на столы пятьдесят рублев. В Покровской монастырь вкладу двадцать рублев, архиепископу тридцать рублев, в Собор пять рублев, к Евфросинье благоверной три рубли, к Троице два рубли, в Олександровской два рубли, в Коровнике к Козме-Домяну рубль. Всемилостивому Спасу вклад: шуба государева жалованная на соболях золотная, да ферезея моя темно-синяя с образцами, да кубков третих на поставце стоит, да чарка моя путная новая, да лошадей: жеребец гнед, что куплен у Матвея сверчкова, да конь рыж белогородцкой, да иноходец бур, что куплен в Переславле, да сто рублев денег, да двадцать кобылиц, ис пурецких десять, из лучинских десять же…
А как Бог по мою душу сошлет, отпети надо мною патриарху и митрополиту, а в Суздале погрести архиепископу, а деньги на отпеванье и на вынос сто рублев, а во всю четыредесятницу давати по мне нищим тремстам человеком на всякой день по деньге человеку.
По детем моим давать на всякой год по пятьдесят рублев денег да по пятьдесят чети муки, по тритцать чети овса, по дватцать чети солоду, по пять чети муки крупичатой по пять чети подрукавной, по шти чети муки водотолченой белой, по четыре чети круп грешневых, по семи мехов соли, по десети осетров и колужек…
Да сыну моему князю Ивану сабля с каменьем же, да сабля оправная по белому хозу, да ево ж сабелька, а моя езжалая. Да зятю моему князю Ивану Пронскому да сыну моему князю Ивану – булава серебряная да чекан серебряной, да брус, да что ни есть служилой рухледи, да бахтерец, то всем им з братом пополам разделить.
А что полатка над выходом стоит – княини покойной рухлядь, и ту она рухлядь всю отказала после своево живота сыну князю Ивану, и до той рухляди нет дела никому, а вся та ево рухлядь в коробье новгородцкой и за моею печатью. Да те суды серебряные, что у мамы ево у Марфы, ему ж, князю Ивану, а что бархат турецкий куплен нынешней зимой, и тот бархат куплен на княж Ивановы ж деньги сыновни, и до того бархату никому дела нет. Да ему ж, князю Ивану, золотной… моей по червчатой земле да шуба рудожолтая на черевах лисьих, а достальные разделити пополам. А что будет им не годитца, и то им роздать по душе моей. 1642 г.

Умер Пожарский (20 апреля) 3 мая 1642 г.
Его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском .


Памятник Дмитрию Пожарскому в Зарайске

Памятник Дмитрию Пожарскому в городе Пурех Нижегородской области

Памятник Дмитрию Пожарскому в посёлке Борисоглебский Ярославскои области

Памятник Дмитрию Пожарскому перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля



Мавзолей Дмитрия Пожарского

Национальный герой России был похоронен в 1642 г. в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля.
В 1839 году в Спасо-Евфимиевом монастыре было найдено .
В 1852 г. в Спасо-Евфимиевом монастыре была найдена гробница, в которой покоился прах князя Дмитрия Пожарского (до этого место захоронения было утрачено). Епископ Иустин совершил там заупокойную литургию и панихиду по кн. Дмитрию и его родственникам, погребённым в том же фамильном склепе у алтаря Преображенского храма.


Памятник-часовня

Работы по строительству мавзолея были начаты по решению императора Александра II в 1858 г. на добровольные пожертвования, собранные по всей стране.
состоялась 2 июня 1885 г. Памятник-часовня был сооружён по проекту архитектора А.М. Горностаева.


Барельеф «Битва на Сретенке» с бронзовой двери мавзолея 1885 г. Скульптор М.И. Микешин.

В 1933 г. памятник был разрушен – в монастыре обосновалась тюрьма для политзаключённых.


Единственный сохранившийся фрагмент восточного фасада мавзолея Д.М. Пожарского, разрушенного в 1933 году. Обнаружен при земляных работах в 1969 году.

В 1967 г. монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь начались масштабные работы по реставрации и музеефикации.
В Благовещенской надвратной церкви открылась экспозиция «Д.М. Пожарский – национальный герой русского народа», а в 1974 г. над захоронением полководца появился монумент (скульптор Н.А. Щербаков, архитектор И.А. Гунст).


Монумент над захоронением Пожарского

В 2007 г. во время встречи генерального директора музея-заповедника А.И. Аксёновой с полномочным представителем Президента России в ЦФО Г.С. Полтавченко родилась идея восстановить разрушенный мавзолей. Это начинание поддержал первый вице-премьер Правительства России Д.А. Медведев в ходе своего визита в Суздаль. Был сформирован Попечительский совет по восстановлению памятника. Сбор народных пожертвований на это благое дело возглавило «Русское афонское общество». Заказчиком работ выступил Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Строительные и проектные работы проведены ООО «Творческие мастерские "Китеж”». Художественное литьё дверей памятника выполнила Российская академия художеств.


Литые двери мавзолея

Чтобы точно воссоздать монумент, требовалось изучить сохранившиеся документы. Они были обнаружены в архиве РГАДА (Российский Государственный архив документальных актов), архивах Академии художеств, Музея архитектуры имени Щусева, в РГИА (Российский Государственный исторический архив), в отделе рукописей Государственного Исторического музея и т.д. Было найдено 1800 листов: архитектурных, проектных и обмерных чертежей, контрактов и смет. Сохранились фотографии усыпальницы, а также обширная документация о том, как она строилась.
Через два года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита.


«Место родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованский, где в апреле 1642 года был похоронен национальный герой России Д.М. Пожарский»

Рядом с местом погребения – памятник-часовня. На открытие памятника прибыл Президент России Д.А. Медведев. Чин освящения часовни провёл архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Президент возложил цветы к мемориальному кресту на могиле Д.М. Пожарского. Генеральный директор музея-заповедника А.И. Аксёнова познакомила Д.А. Медведева с выставкой, посвящённой истории памятника. Она открылась в Спасо-Преображенском соборе.
Гостей торжественной церемонии ждал подарок. Губернаторский симфонический оркестр под управлением А. Маркина исполнил ораторию С.А. Дегтярёва «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы». Раритетное издание этого произведения было передано Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику коллегами из Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (г. Москва). На торжества в Суздаль приехали те, кто был причастен к воссозданию «беломраморного чуда» – Г.С. Полтавченко, полномочный представитель Президента РФ В ЦФО, председатель Попечительского совета по воссозданию памятника-часовни; А.А. Авдеев, министр культуры России; З.К. Церетели, президент Российской академии художеств; А.С. Горячев (руководитель проекта, ООО «Китеж»).


Памятник-часовня







Богоматерь Казанская. XVII – XIX вв.

Мозаичная икона "Спас на троне" с мавзолея Дмитрия Пожарского

Икона была выполнена М.П. Хмелевским, мастером "Императорского мозаичного отделения", по рисунку академика Гейдемана. Для неё скульптором Л.О. Ботта из итальянского мрамора был исполнен резной киот, который находился на фронтоне мавзолея Пожарского, возведённого по проекту профессора Академии художеств А.М. Горностаева.


Мозаичная икона "Спас на троне" в Спасо-Преображенском соборе

В 1933 г. беломраморный мавзолей был разобран. Кроме иконы "Спас на троне" сохранились два фрагмента от врат мавзолея - бронзовые барельефы с фигурами Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Князь Василий Андреевич Пожарский
Родители:
- Андрей Фёдорович Стародубский.
Дети: Даниил Васильевич Пожарский.
От него пошли Пожарские Князья.

Князь Даниил Васильевич Пожарский
Родители:
- Василий Андреевич Пожарский.
Дети: Анна Даниловна Пожарская, Фёдор Данилович Пожарский.
Умер в XV веке при Василии Тёмном.

Князь Фёдор Данилович Пожарский
Родители:
- Даниил Васильевич Пожарский.
Дети: Василий Фёдорович Пожарский, Семён Фёдорович Пожарский (ум. до 1527 г.), Фёдор Фёдорович Пожарский, Иван Фёдорович.
Сослан в Казань при Иване Грозном.

Князь Иван (Третьяк) Фёдорович Пожарский
Родители:
- Фёдор Данилович Пожарский.
Дети: Василий Иванович Пожарский, Фёдор Иванович Пожарский (ум. 1581 г.).
В браке с Феодосией.

Князь Фёдор Иванович Пожарский
Родители:
- Иван Фёдорович Пожарский;
- Феодосия.
Ребёнок: Михаил Фёдорович Глухой Пожарский.
В браке с Маврой (ум. 1615 г.).
Умер Князь Фёдор в 1581 г.

Князь Михаил Фёдорович Глухой Пожарский
Родители:
- Фёдор Иванович Пожарский (ум. 1581 г.);
- Мавра (ум. 1615 г.).
1571 г. брак с Марией (Евфросинья) Фёдоровной Беклемишевой (ум. 1607 г.).
1573 г. рождение Дарьи Михайловны Пожарской (Хованская).
30 октябрь 1577 г. рождение Дмитрия Михайловича Пожарского.
Умер Князь Михаил 23 август 1587 г.

Лжедмитрий I. 1 (11) июня 1605 г.- 17 (27) мая 1606 г. - Царь и Великий Князь всея Руси, Самодержец.
19 мая 1606 г.- 19 июля 1610 г. - Государь, Царь и Великий Князь всея Руси.



1610 - 1612 гг.

Владислав Жигимонтович.
Дмитрий Пожарский.
21 февраля (3 марта) 1613 г.- 13 июля 1645 г. - Царь и Великий Князь всея Руси.

Copyright © 2015 Любовь безусловная