Драгон корабль. SpaceX и Crew Dragon: начало новой эры… или сколько стоит независимость от «Союза

Самая горячая планета Солнечной системы

Наверняка многим еще со школы известно, что около небесного светила вращается восемь планет, одна из которых – самая горячая планета Солнечной системы. И таковой является вовсе не Меркурий, расположенный поблизости от Солнца. Самой горячей считается планета Венера, которая расположена второй от нашего небесного светила.

Какова температура на Венере?

Самой горячей планетой солнечной системы Венера считается за температуру на поверхности, которая может составлять от 460-ти до 480-ти градусов. В среднем получается, что температура на этой планете равна 475-ти градусам (хватит, чтобы с легкостью плавить свинец либо олово). Причем на более близко расположенном к небесному светилу Меркурии средняя температура равняется лишь 426-ти градусам. Поскольку на поверхности данной планеты нет атмосферы, то температурный режим там способен отклоняться на сотни градусов.

Поддерживать более-менее среднюю температуру на поверхности Венеры позволяет углекислый газ. Плотная атмосфера планеты позволяет температуре поверхности быть на пятьсот градусов больше, чем, если бы такая атмосфера отсутствовала.

Как была открыта Венера?

В давние времена люди думали, что эта планета – это две звезды, которые появлялись утром и вечером. Однако потом стало ясно, что она является одной планетой, вращающейся вокруг нашего небесного светила. Когда Солнце еще не было столь ярким, Венера тоже не была слишком горячей. На ней даже присутствовали океаны жидкости. Однако живительная влага испарялась, способствуя возникновению парникового эффекта. Таковому сейчас способствует солнечное излучение и углекислый газ. В настоящее время Венера очень сильно перегрета из-за такого эффекта, и процесс нагревания продолжается. Сегодня всем известно, что жизни на планете нет, ведь при отсутствии кислорода невозможно жить.

Что означает название планеты?

Эта планета была названа в честь древнеримской богини любви. Довольно любопытен тот факт. что это единственная планета, которую назвали женским именем. Возможно, Венеру назвали так за то, что она светила гораздо ярче всех планет, известных на тот момент астрономам. В переводе с латинского название «Венера» означает «Вечерняя звезда» или «Люцифер» (сатана в христианстве).

Каковы особенности планеты?

Вторая по расположению к Солнцу планета Венера совсем немного поменьше нашей планеты Земля. Из-за почти одинаковых размеров, плотности, массы и составу эти планеты даже именуются близнецами. Однако на данных параметрах их сходство заканчивается.

Самая горячая планета Солнечной системы расположилась в ста восьми миллионах километров от Солнца. Вокруг нее нет никаких спутников. День здесь длится примерно 243 земных суток. За 225 таких же суток планета делает оборот около небесного светила. Поверхность Венеры отличается твердостью, большим числом кратеров и вулканическими пейзажами. Вращается она в обратном направлении, из чего следует, что восход Солнца происходит на западе, а заход – на востоке.

Атмосфера Венеры очень тяжелая и даже «адская». Давление на ней превышает в девяносто раз давления, присутствующего на Земле. Поверхность Венеры не имеет никакой жидкости, а объясняется все высочайшей температурой, которая вызывает процесс выкипания и испарения. Также планета имеет горные хребты и долины, которые, по мнению ученых, образовались при поднятии на поверхность горячих материалов, что и привело к деформации поверхности.

Исследования планеты

Поскольку Венера – горячая планета, то может сложиться мнение, что исследовать ее практически невозможно. Однако ученым удалось получить сведения о планете – исследовали Венеру свыше сорока космических аппаратов. Интересные снимки удалось «добыть» советскому космическому аппарату, который имел одноименное с планетой название. Аппарат «Венера13» смог пробыть на планете в течение 127-ми минут (было это в 1981г.). С его помощью были сделаны цветные изображения поверхности Венеры.

Все аппараты, которые отправлялись для изучения Венеры, могли находиться на поверхности не более двух часов. По истечении этого времени зонды уничтожались высочайшей температурой. Представление о 98-ми процентах поверхности Венеры было получено в девяностых годах. Но и сегодня планета создает немалый интерес для ученых, которые продолжают исследовать крупные объекты Солнечной системы.

На высоте 400 километров над землей была проведена уникальная по сложности такелажная операция. Гигантская рука манипулятора "Канадарм" Международной космической станции нежно подхватила шеститонный корабль "Дракон" и аккуратно приложила его к люку модуля "Гармония". Касание. Захват…

И пусть из-за сбоя датчика произошло это несколько позже, чем запланировано. Но произошло!

И теперь именно с этого момента начинается новая история не только уже бывалой МКС, но и всей американской космонавтики.

«Дракон» - новый звездно-полосатый космический корабль. Пока он существует в беспилотном грузовом варианте (вот привез космонавтам 520 кг всякой всячины). Но следующая его модификация будет пилотируемой (экипаж до 7 человек). Главное - системы работают, тестовые полеты удались. Если так дело пойдет, то не к-ом 2016, как планировала НАСА, а на год раньше экипажи на станцию повезут «Драконы». Монополия России с ее модернизированными, но - если по-честному - идеологически устаревшими «Союзами» закончится.

Американцы, вынужденные поставить на приколы свои шаттлы (слишком уже старенькие и дорогие в эксплуатации) сильно переживали, что их пилотируемая программа зависит от России. А нет ничего лучшего для технического прогресса, чем уязвленное самолюбие нации.

И вот результат. Космический корабль и ракету к нему создали не подведомственные НАСА предприятия, а частная фирма Space X. Создали быстрее, чем это могли бы сделать на госпредприятии (беда любых бюджетников - что у нас, что у них - в неповоротливости). И дешевле.

Основатель Space X и ее главный инженер Элон Маск теперь гордится: «Полет астронавта на нашем корабле будет стоить не больше 20 миллионов долларов». Родной Роскосмос сейчас сдирает за доставку каждого астронавта на МКС и возвращение его на землю больше 60 миллионов.

Успех Space X говорит: на космосе можно и нужно зарабатывать. Но в условиях понятных правил американской экономики, когда люди с деньгами понимают: они вкладываются сейчас, а получат отдачу через 10, а то и 15 лет. И вкладываются не в продажу сырья, а в развитие самых сложных новых космических технологий.

Элон Маск разбогател на создании платежной системы PayPal. Свои миллионы он потратил для того, чтобы построить собственную ракету и космический корабль, а не на скупку яхт и дворцов. Сейчас он говорит:

Мне кажется, можно провести параллели с Интернетом в середине 1990-х. Интернет появился на свет в качестве правительственного проекта, но затем к этому подключились коммерческие компании, что значительно ускорило развитие этого феномена.

Теперь космическая стратегия США окончательно определилась: рутинные полеты на околоземную орбиту (пока беспилотные, но со временем и пилотируемые) отдаются частникам. Государственные конструкторские бюро и предприятия концентриуются на прорывных проектах - вроде полета к астероиду или на Красную планету.

КСТАТИ

Назван корабль в честь популярной песни «Запусти волшебного дракона» американской фолк-группы Peter, Paul and Mary. Когда 10 лет назад была основана SpaceX, многие не верили, что команда сомжет построить не много не мало пилотируемый космический корабль.

Сейчас SpaceX получилот НАСА контракт в $1,6 млрд на 12 беспилотных грузовых полетов к МКС.

Элон Маск считает, что именно его корабль в будущем станет основой корабля, который полетит к Марсу.

Сейчас в США четыре! компании разрабатывают грузовые и пилотируемые космические корабли. Еще две - только грузовики.

Dragon - частный транспортный космический корабль компании SpaceX, разработанный по заказу NASA в рамках программы Commercial Orbital Transportation Services, который должен прийти на замену космическим шаттлам и избавить США от зависимости от российских носителей, в частности, «Союза». На текущий момент Dragon является единственным в мире аппаратом, способным возвращаться из космоса на Землю. Пилотируемые полеты запланированы уже на 2018 год. Предполагается, что для корабля Dragon будет создана уникальная система аварийного спасения (САС), размещающаяся не на мачте над космическим кораблем, а в самом корабле. По заявлению главы и генерального конструктора SpaceX Илона Маска, двигатели САС, возможно, будут использованы при посадке космического корабля на сушу.

Первая пассажирская команда SpaceX собрана, дата полета - назначена, и теперь настало время подготовить ее к путешествию в космос. В понедельник президент SpaceX Гвинн Шотвелл показала первым четырем астронавтам NASA, которые поедут в космос на новеньком пассажирском космическом аппарате компании, сам , построенный для программы коммерческих пилотируемых полетов NASA. Также компания рассказала, какие инструменты будут использовать астронавты для подготовки к этим полетам.


На днях

Основатель компании SpaceX Илон Маск (Elon Musk) на специальной конференции 29 мая (30 мая в 6:00 мск) представил публике проект космического корабля «Дракон» (Dragon), предназначенного для запуска на орбиту американских астронавтов.

Презентация нового корабля происходит на фоне трех событий, заслуживающих внимания. Во-первых, заметное охлаждение отношений между Россией и США привело к кризису в совместных космических проектах, включая МКС. Как известно, на данный момент единственным кораблем, способным доставлять международные экипажи на МКС, является российский «Союз-ТМА». Публичная полемика дошла до того, что вице-премьер России Д. Рогозин 29 апреля написал в своем твиттере, что американским астронавтам придется добираться на орбиту при помощи батута. Основатель SpaceX Илон Маск уже через несколько часов, также через твиттер, анонсировал сегодняшнюю пресс-конференцию, и отметил, что батут астронавтам не понадобится. Второе событие, на которое я хочу обратить внимание, произошло всего несколько дней назад. НАСА официально объявило, что продлевает контракт с Роскосмосом на доставку астронавтов на МКС до конца 2017 года, включая возвращение экипажа на Землю в 2018-м. Этот, по всей видимости, последний контракт такого рода перенес ожидаемое начало эксплуатации американских пилотируемых кораблей примерно на полгода. Наконец, в-третьих, в начале этой недели в интернете появился отчет Федерального управления авиации США. Выяснилось, что компания SpaceX запросила лицензию управления на проведение испытаний двигательной посадочной системы корабля Dragon. Многие наблюдатели связали предстоящие испытания с работой по проектированию пилотируемой модификации корабля. Однако раскрыть все детали проекта смогла только сегодняшняя пресс-конференция.

В первую очередь наблюдателей интересовали технические особенности корабля, который Маск назвал Dragon v2. Увы, конференция оказалась не очень щедра на цифры, а представленный макет выглядел далеким от летного образца, несмотря на последующие заявления Маска о том, что большая часть представленного оборудования является уже готовой к испытаниям техникой. Как предсказывалось многими специалистами, новый корабль будет больше своего грузового предшественника. Максимальный диаметр Dragon v2 явно превысит 3,7 м грузового корабля, масса также увеличится. Неожиданностью стало и то, что в новый корабль смогут поместиться семь астронавтов. Многие аналитики предсказывали, что количество мест уменьшится до четырех – именно на такую вместительность рассчитывает НАСА. Однако Элон Маск сообщил, что корабль, как и планировалось раньше, будет рассчитан на перевозку семи астронавтов. Внешний вид пилотируемого корабля сильно отличается от грузового, что не было никем предсказано. Изменилась даже внешняя форма: усеченный корпус заменен на сложную трехчастную фигуру с продольными ребрами. Носовой колпак-обтекатель теперь не будет отстреливаться после выхода в космос, а станет неотъемлемой частью капсулы. При стыковке колпак предполагается сдвигать, подобно крышке. Посадочные опоры будут выдвигаться прямо из лобового теплозащитного экрана. А вот догадки о новом энерго-грузовом отсеке подтвердились. Его снабдят четырьмя продольными ребрами, раскладные солнечные батареи заменят на покрывающие весь корпус, как у японского HTV.

Ожидания аналитиков, основанные на старых концептах и макетах SpaceX, в основном не оправдались, не считая, впрочем, новой автоматической системы сближения и стыковки. Универсальная двигательная система корабля – ключевая часть его архитектуры. Планируется использовать ее для увода «Дракона» от ракеты-носителя в случае аварии на раннем этапе полета, для мягкой посадки корабля на сушу и в качестве маршевой установки при передвижении в космосе. Система будет состоять из четырех кластеров по два двигателя SuperDraco тягой 7,4 тонны каждый. Было принято решение отказаться от больших носообразных выступов по бокам корабля: в новом концепте двигатели находятся в углублениях внутри капсульного корпуса. Над ними лишь немного выступают широкие ребра. Точность посадки корабля, как заявляет SpaceX, не должна уступать точности вертолета. Отмечается, что SuperDraco будут первыми реактивными двигателями, полностью напечатанными на 3D-принтере. Схема посадки корабля Dragon v2 предполагает основную роль реактивной системы. Парашюты останутся только как запасной вариант торможения на случай проблем с двигателями. Реактивная посадочная система, согласно словам Маска, сможет пережить потерю двух двигателей.

Сильное впечатление на журналистов произвел интерьер нового корабля, хотя стоит отметить, что на представленном макете он не выглядит достаточно проработанным. Ложементы для астронавтов будут располагаться в двух плоскостях: три кресла снизу и четыре над ними. Системы управления расположены симметрично над верхним рядом кресел (как у ПТК НП). Это позволит сразу двум астронавтам пилотировать корабль.

После презентации было рассказано о будущих планах работы. Предполагаемый график SpaceX несколько оптимистичнее ожиданий НАСА (нельзя не отметить, что эта компания почти никогда не выдерживает заявленных сроков разработки и эксплуатации своей техники). По словам Илона Маска, первые испытательные полеты нового корабля в беспилотном режиме начнутся уже в 2015 году. В середине 2016-го предполагается запустить пилотируемый Dragon с профессиональной командой астронавтов SpaceX. Через год, когда надежность всех систем корабля получит подтверждение, начнется его эксплуатация в рамках программы коммерческих пилотируемых полетов НАСА. После презентации Илон Маск также упомянул собственный космический стартовый комплекс SpaceX, который компания планирует