Церковный этикет. Исповедь: как проходит, как подготовиться, что говорить батюшке

Очень часто человек, который только начал ходить в церковь, боится обратиться к священнику по той простой причине, что не знает, как правильно подойти и что сказать.

Действительно, не принято приветствовать духовных лиц возгласом: «Здравствуйте, батюшка!». Следует говорить: «Благословите!». Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой, ладонями вверх) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя.

Нельзя просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это совершать не вправе. Благословение преподают священники и епископы - в облачение священников входит большой крест на груди, а в облачение епископов - панагия - икона.

Кроме слов, при личной встрече с высшим православным духовенством возможны, даже обязательны, и жесты. Эта система восходит к Средним векам, но это не повод её игнорировать - во всяком случае, для верующих людей. В России и эти нормы соблюдаются жёстче, чем в других странах. Если подчинённый патриарху священник, вызванный к нему в кабинет, совершит земной поклон, это будет вполне нормально. Но, конечно, возраст священника тоже имеет значение!

Вполне нормально заменить земной поклон поясным, символически обозначив прикосновение к земле опусканием вниз правой руки так, чтобы она коснулась пола или, во всяком случае, чтобы было видно, что Вы хотели бы коснуться пола, и сказать: «Благословите, преосвященнейший владыко», «владыко, благословите», «благословите, владыко».

При обращении к священнику кланяться не принято, а просто складывают ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой, ладонями вверх) и говорят: «Благословите!», «Благословите, отче!», «Батюшка, благословите!». Священник совершает крестное знамение над Вами, и нужно поцеловать благословляющую руку священнослужителя.

Бывает, целование руки приводит в смущение новых в Церкви людей. Смущаться не следует - так как мы целуем руку не священнику, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей.

Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника, поцеловать его щеку, а затем опять руку.

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы.

Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением - то есть «креститься на священника».

А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: «Благословите!». В присутствии правящего архиерея епархии - епископа, архиепископа или митрополита - рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время Литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут, в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием «Благословите!», ответить поклоном.

Как обращаться к батюшке - на «вы» или на «ты»? Конечно, к Господу мы обращаемся на «ты» как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на «ты» и по именам, но при посторонних непременно скажут «отец Петр» или «отец Георгий». Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на «вы».

Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на «ты», вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на «вы».

При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека).

В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже светского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей.

Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд - кроткий, смиренный, потупленный - сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае - церковном.

Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь.

Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане:

  • к митрополиту - «Ваше Высокопреосвященство», «Владыка»
  • к архиепископу, епископу - «Ваше Преосвященство», «Владыка»
  • к архимандриту, протоиерею - «Ваше Высокопреподобие»

Александр Медельцов

Желание исповедаться появляется не только у людей, преклоняющихся перед законом Божьим. Даже грешник не потерян для Господа.

Ему предоставляется возможность измениться через пересмотр собственных взглядов и признание совершённых грехов, правильного раскаяния в них. Очистившись от грехов и встав на путь исправления, человек не сможет вновь пасть.

Потребность исповедоваться возникает у того, кто:

  • совершил тяжелейший грех;
  • неизлечимо болен;
  • желает изменить греховное прошлое;
  • решил повенчаться;
  • готовится к причастию.

Причащаться впервые без исповеди могут малыши до семилетнего возраста, и, окрестившиеся в этот день прихожане.

Обратите внимание! Прийти на исповедь разрешается при достижении семи лет.

Часто бывает, что необходимость исповедаться возникла у человека зрелого возраста в первый раз. В таком случае, необходимо вспомнить о своих прегрешениях, совершенных с семилетнего возраста.

Не нужно торопиться, вспоминаем всё, записываем список грехов на листочек. Священник является свидетелем Таинства, стесняться и стыдиться его не стоит, как и самого всепрощающего Бога.

Бог в лице святых отцов прощает и тяжкие грехи. Но чтобы получить божье прощение, необходимо серьезно поработать над собой.

Для искупления грехов кающийся человек выполняет наложенную на него священником епитимию. И только после её выполнения покаявшийся прихожанин прощен при помощи «разрешительной молитвы» священнослужителя.

Важно! Готовя себя к исповеди, простите тех, кто вас обидел и попросите прощения у того, кого обидели вы.

На исповедь можно идти, если только Вы в состоянии отогнать от себя непотребные мысли. Никаких развлечений и легкомысленной литературы, лучше вспомните о Священном Писании.

Исповедь проходит в следующем порядке:

  • дождитесь своей очереди на исповедь;
  • повернитесь к присутствующим со словами: «Простите меня, грешную», услышав в ответ, что Бог простит, и мы прощаем, и только тогда подходите к священнику;
  • перед высокой подставой – аналоем склоните голову, перекрестившись и поклонившись, начинайте правильно исповедоваться;
  • после перечисления грехов, выслушайте священнослужителя;
  • затем, перекрестившись и поклонившись дважды, целуем Крест и святую книгу Евангелие.

Заранее продумайте, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке. Пример, определение грехов, можно взять из библейских Заповедей. Начинаем каждую фразу со слов, что согрешила и в чем точно.

Говорим без подробностей, формулируем только само прегрешение, если только батюшка сам не спросит о подробностях. Если Вы нуждаетесь в божьем прощении, то должны искренне раскаяться в своих поступках.

Скрывать что-либо от священника глупо, он помощник всевидящего Бога.

Цель духовного лекаря — помочь Вам покаяться в совершенных прегрешениях. И если у вас появились слезы, священник достиг своей цели.

Что считать грехом?

Определить, какие грехи называть батюшке во время исповедания, помогут известные всем библейские заповеди:

Виды грехов Греховные действия Сущность греха
Отношение к Всевышнему Не носит крестик.

Уверенность, что Бог находится в душе и не нужно ходить в храм.

Празднование языческих традиций, среди которых и «Хеллоуин».

Посещение сектантских собраний, преклонение неправильной духовности.

Обращение к экстрасенсам, гадалкам, гороскопам и приметам.

Уделяет мало внимания чтению Святого Писания, не учит молитвы, пренебрегает соблюдением Постов и посещением церковных служб.

Неверие, отступление от веры.

Чувство гордыни.

Издевательство над православной верой.

Неверие в единство Бога.

Общение с нечистой силой.

Нарушение заповеди о проведении выходного дня.

Отношение к близким Неуважение родителей.

Бесцеремонность и вмешательство в личную и интимную жизнь взрослых детей.

Лишение жизни живых существ и человека, издевательские и насильственные действия.

Занятия вымогательством, противозаконными действиями.

Нарушение заповеди о почитании родителей.

Нарушение заповеди об уважении близких.

Нарушение заповеди «Не убий».

Грех, связанный с развращением подростков и детей.

Нарушение библейских заповедей, связанных с кражами, завистью и ложью.

Отношение к себе Сожительство без венчания, занятия половыми извращениями, интерес к эротическим фильмам.

Использование в речи ненормативных слов и пошлых анекдотов.

Злоупотребление курением, алкогольными напитками, наркотиками.

Страсть к чревоугодию и обжорству.

Желание льстить, болтать, хвастаться добрыми поступками, любоваться собой.

Плотский грех – прелюбодеяние, блуд.

Грех сквернословия.

Пренебрежение к тому, что даровал господь – к здоровью.

Грех высокомерия.

Важно! К первостепенным грехам, на основе которых появляются и другие, можно отнести заносчивость, гордыню и спесивость в общении.

Пример исповеди в церкви: какие грехи говорить?

Рассмотрим, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, пример исповеди.

Исповедью, записанной на бумаге, можно воспользоваться, если прихожанин очень стесняется. Даже батюшки разрешают это, но образец священнику отдавать не нужно, перечисляем своими словами.

В православии приветствуется пример исповеди:

  1. подходя к батюшке не думайте о земных делах, постарайтесь прислушаться к своей душе;
  2. обратившись к Господу, нужно сказать, что согрешила перед Тобой;
  3. перечисляйте грехи, сказав: «Согрешила…(прелюбодеянием или ложью или еще чем-то)»;
  4. грехи рассказываем без подробностей, но не очень кратко;
  5. закончив перечисление грехов, каемся и просим спасения и милостыни у Господа.
    Похожие записи

Обсуждение: 3 комментария

    А если грехов пока мало, но как бы на совести не очень чисто и я обещала своему МЧ обязательно воцерковляться. Первое его требование, это сходить на исповедь и покаяться во всех тяжких. Которых к счастью у меня не много. И у меня это сейчас реальная проблема. А что если исповедоваться в интернете? Кто что думает на эту тему? Ну как я понимаю ты выкладываешь свой сайт и там батюшка за тебя молится и отпускает грех. Не?

    Ответить

    1. Вы простите, по моему ходить в храм по требованию МЧ не надо. К чему это? Это делают для БОГА, для очищения души, а не потому, что кто то «требует». Насколько я понимаю, у вас этой потребности нет. Бога обмануть не получится — ни через интернет, ни в храме.

      Ответить

    Отвечаю Кристине. Кристина, нет через интернет исповедоваться нельзя. Я понимаю вы испытываете страх перед священником, но вдумайтесь, саященник только свидетель вашего покаяния (он после вашей смерти перед Богом будет ходатайствовать о вас и говорить что вы покаялись если это было, в свою очередь демоны будут говорить о том чего в чем вы не покаялись) не усложняйте ни батюшке ни себе будущее. Не надо прятать грехи, не надо утаивать иначе таким образом вы их в количестве себе увеличите. Надо честно сказать всю правду о своих злых поступках, не оправдывая себя, но осуждая себя за них. Покаяние это исправление мыслей и жизни. После исповеди вы целуете крест и Евангелие в обещание Богу бороться с грехами которые исповедали. Ищите Бога! Ангела Хранителя!

    Ответить

У каждого человека наступают тяжёлые моменты в жизни, когда на душе лежит камень невысказанных обид, лжи, отягощения переживаний за определённые поступки, за которые порой становится стыдно и больно. Для того чтобы облегчить душу, и покаяться во всех грехах существует таинство исповеди. Как подготовится к исповеди, какие правила нужно соблюдать и что говорить батюшке, вам подробно расскажет эта статья.

Исповедаться - означает искренне каяться в своих грехах и стараться больше не нарушать законов Божьих. Перед исповедью необходимо полностью осознать всю тяжесть совершённый грехов, и с верой в душе осознанно прийти к желанию исповедаться. Важно вспомнить все свои грехи, не стыдясь, и не утаивая от священника ничего, в противном случае все невысказанное вами так и останется тяжёлым грузом на душе, с которым придётся дальше жить.

Перед исповедью нужно попросить прощения у всех, кого бы вы могли обидеть в течение жизни и простить всех обидчиков, встречающихся вам. Не следует распускать сплетни или обсуждать кого-либо, необходимо воздержаться от прочтения легкомысленной литературы (романов, детективов и пр.), и просмотра телевизора.

Самым лучшим времяпрепровождением будет прочтение библии и другой литературы на духовные темы.

При подготовке к исповеди и во время нее рекомендуется соблюдать ряд важных условий. Обратите внимание на этот список:

О чем следует подумать

При подготовке к исповеди следует использовать специальную литературу, где можно найти подробное разъяснение сути каждого греха. Мы предлагаем вам изучить список грехов на исповеди, образец:

  1. Грехи, совершённые против Господа Бога: отсутствие веры в Бога; признание другой веры; участие в иных религиозных собраниях; обращение к ворожеям, гадалкам, шаманам; создание себе «кумиров». Под «кумирами» могут пониматься любые люди, вещи и все, что человек может ставить превыше Бога.
  2. Грехи против ближних: обсуждение и осуждение людей, клевета и ложь, пренебрежение, прелюбодеяние (измена супругу), беспорядочные половые связи. И также к этой категории относится «гражданский брак», очень распространённый в современном обществе. Даже если супруги расписаны в загсе, но не венчаны, то это считается грехом. Кражи, грабежи, обман людей, с целью получения прибыли тоже считаются большими прегрешениями. Аборт, даже если он сделан по состоянию здоровья, является очень серьёзным грехом.

Чтобы понять, какие грехи вы совершили, следует обратиться к заповедям, причем понимать их следует не только буквально. Например, «не убий» подразумевает не только физическое убийство, но и убийство словом и даже в мыслях.

Поведение на исповеди

Перед тем как исповедаться, необходимо узнать время проведения исповеди в храме. Во многих храмах исповедь проходит по праздникам и воскресеньям, но в больших храмах может быть и в субботу, и в будний день. Чаще всего, большое количество желающих исповедаться приходит во время Великого поста. Но если человек исповедается впервые или после длительного перерыва, лучше всего поговорить со священником и подобрать удобное время для спокойного и открытого покаяния.

Перед исповедью необходимо выдержать трехдневный пост духовный и телесный: отказаться от половой жизни, не есть продукты животного происхождения, желательно отказаться от развлечений, просмотра телевизора и «сидения» в гаджетах. В это время необходимо читать духовную литературу и молиться. Существуют специальные молитвы перед исповеданием, которые можно найти в Молитвослове или на специализированных сайтах. Можно почитать другую литературу на духовные темы, которую может порекомендовать священник.

Стоит помнить, что исповедь - это прежде всего покаяние, а не просто душевная беседа со священником. Если у вас есть вопросы, то следует подойти к священнику по окончании Службы и попросить уделить вам время.

Священник вправе наложить на прихожанина епитимью, если посчитает грехи тяжкими. Это своего рода наказание для искоренения греха и получения скорейшего прощения. Как правило, епитимья - это чтение молитв, пост и служение ближним. Следует воспринимать епитимью не как наказание, а как духовное лекарство.

Приходить на исповедь нужно в скромной одежде. Мужчины должны одеться в брюки или штаны, и рубашку с длинными рукавами, желательно без изображений на ней. Шапку в церкви следует снимать. Женщины должны одеваться максимально скромно, не допустимы брюки, платья с декольте, обнаженными плечами. Длина юбки - ниже колена. На голове обязательно должен быть платок. Любой макияж, особенно накрашенные губы недопустимы, потому что нужно будет целовать Евангелие и крест.

Порядок исповеди:

  1. Необходимо дождаться своей очереди на исповедь.
  2. Повернувшись ко всем присутствующим, нужно произнести следующие слова: «Простите меня, грешника». В ответ люди должны сказать: «Бог простит, и мы прощаем».
  3. Склонив голову перед аналоем (высокая подставкой, на которую кладут иконы и книги) нужно перекреститься и поклониться, и после этого можно исповедаться.
  4. Выслушав исповедь, священник читает молитву, отпускающую грехи. После молитвы священник крестит исповедуемого и снимает епитрахиль.
  5. После исповеди необходимо выслушать священника, и перекрестившись три раза и поклонившись, поцеловать крест и книгу Евангелие.

Таинство причастия

После исповеди верующий допускается до причастия. как правило, эти два обряда проводятся в разные дни.

Перед тем как причащаться, следует строго поститься три дня. За неделю до таинства также следует читать акафисты Святым и Богородице. В третий день поста вычитываются Канон Покаянный, Канон Молебны Богородице и Канон Ангелу-хранителю. Необходимо посетить вечернюю службу перед Причастием.

После полуночи следует воздержаться от еды и воды. По пробуждению читаются утренние молитвы. И также стоит помнить, что подготавливаясь к Причастию, следует не употреблять алкоголь, не курить, не сквернословить и отказаться от выполнения супружеского долга.

Таинство исповеди, как и таинство причастия являются очень важными событиями в жизни каждого человека. Очищаясь от грехов, исповедующийся становится ближе к Богу. Человек, начинающий становится на путь истинный уже делает большой шаг к очищению души и улучшению жизни. Стоит помнить, что к этим важным событиям следует подходить очень серьёзно и подготовлено. А уже покаявшись и получив прощение, сохранять душу, тело и мысли в чистоте и гармонии.

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте".

Сам же священник, представляясь, должен сказать: "Иерей (или священник) Василий Иванов", "Протоиерей Геннадий Петров", "Игумен Леонид"; но будет нарушением церковного этикета сказать: "Я - отец Михаил Сидоров".

В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: "Отец настоятель благословил", "Отец Михаил считает...". Но режет слух: "Иерей Федор посоветовал". Хотя на многоклирном приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для различения их говорят: "Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает". Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: "Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки".

Сочетание "отец" и фамилия священника ("отец Кравченко") употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности. Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни.

Рассмотрим некоторые ситуации. Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословение в первую очередь у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев (Вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением - обязательно протоиерей, позолоченный - или протоиерей, или иерей, серебряный - иерей). Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: "Благословите, честные отцы" и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами: "святой отец", говорят: "честный отче" (например: "Помолитесь за меня, честный отче") .

Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) - по старшинству, затем - женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: "Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее".

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной мэра, магазине и т.п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: "Простите, батюшка, и благословите".

Нормы поведения при разговоре со священником

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд - кроткий, смиренный, потупленный - сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае - церковном.

Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так* внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Надо ли говорить, что и миряне в общении между собой руководствуются теми же; нормами поведения.

Как правильно общаться между собой мирянам?

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга "брат" или "сестра". Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: "Братья и сестры". Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: "Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие". В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина - тоже братья.

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: "Прости, брат (сестра)". - "Бог простит, ты меня прости". Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): "Всего доброго!", но: "Храни, Господи", "Прошу молитв", "С Богом", "Помощи Божией", "Ангела хранителя" и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, - то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: "Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех" или "Простите, но на это нет благословения моего духовника". И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как приглашают священника для исполнения треб?

Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.

Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: "Здравствуйте", но строят начало разговора так: "Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка" - и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: "Благословите". Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.

По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая - это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие-то вопросы.

Иеромонах Аристарх (Лоханов)
Трифоно-Печенгский монастырь

Как можно выбрать себе духовного отца?

Надежда

Уважаемая Надежда! Попробуйте, определив для себя конкретный срок, походить по разным московским храмам, помолиться там на богослужениях, послушать проповеди священников, исповедоваться, - и оставайтесь там, где почувствуете себя дома, где менее всего внешнее будет Вас отвлекать и Вам препятствовать в достижении главной цели нашей земной церковной жизни - обретению пути к жизни во Христе. Впрочем, еще раз вспомню слова прп. Иоанна Лествичника: «не ищи ласкателя в духовнике», то есть того, кто будет говорить тебе по-человечески утешительное и приятное. Ищи того, кто, пусть и не без строгости, будет помогать тебе возрастать духовно.

Я хочу, чтобы у меня был духовный отец. Как мне нужно действовать? Я могу подойти на исповеди к батюшке и попросить быть моим духовным отцом? Или так нельзя? То есть, обязательно ли, чтобы батюшка знал меня, говорил со мной раньше? Я думаю, что это очень серьезно для батюшки, ведь это ответственность за своих духовных детей.

Но с другой стороны, сам батюшка же не может мне предложить стать его духовной дочерью, я сама должна об этом просить.

Светлана

Уважаемая Светлана, все начинается, как правило, с того, что ты понимаешь: тебе легко ходить в этот храм, к этому священнику, с которым не возникает никаких препятствий ни при исповедании собственных грехов, ни при личном общении, и в каких-то особых ситуациях душа и сердце ему открываются. И, соответственно, может быть, - даже еще и не отдавая себе какого-то рационального отчета в этом, - ты начинаешь ходить в определенный приход и искать исповеди у определенного священника. В свою очередь, он тоже узнает о тебе все больше и больше и с какого-то момента, уже имея представление о твоем духовном мире, по мере того, как ты желаешь его советов и наставлений, может лучше подсказать, как тебе поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Со временем человек приобретает навык и естественное стремление, по крайней мере, в тех случаях, когда не знает, как быть, подойдя к какому-то ответственному жизненному порогу, прежде всего, учитывать мнение своего исповедника, к кому с регулярностью ходит на исповедь. Ну а параллельно с этим начинает приходить осознание того, что готов часть своей воли, своей свободы, своего самостояния вручить в руки того священника, духовному опыту которого доверяешь. И тогда, когда в первый раз отказываешься от чего-то, что хотелось бы сделать иначе, но делаешь так, как сказал духовник, хотя его совет не совпал с собственным стремлением, именно в этот момент первого самостеснения ради послушания духовному отцу и начинается духовное становление. Ведь и в семье отношения строятся на любви и послушании детей родителям. Если то же самое начинает возникать между священником и христианином, это уже и есть зачаток духовной семьи.

Как правильно мне попросить стать моим духовным отцом священника, к которому я чаще всего хожу на исповедь? Что делать если он мне откажет?

Вера

Уважаемая Вера, наверное, проще всего подойти к тому священнику, к которому Вы ходите на исповедь, и сказать о Вашем намерении регулярно у него духовно окормляться, и выслушать то, что он Вам скажет. Разные батюшки по-разному относятся к тому, что называется духовничеством. Как правило, опытный священник со стажем служения не будет спешить объявлять себя духовным отцом, посоветует продолжать ходить к нему, по возможности, с регулярностью на исповеди или в духовной беседе обсуждать вопросы, связанные со становлением внутреннего мира человека. Дальше эти отношения сами по себе, а не формальным красивым актом - встать на колени, получить благословение, - могут перерасти в то, что можно будет назвать духовной семьей: отношения духовника и его духовного чада.

Очень хотелось бы найти духовника, но там где я живу нет храма, священники часто меняются, приезжают раз в месяц, иногда и раз в 2-3 месяца, возможно ли найти духовника через интернет, если это, возможно, то по каким адресам?

Ирина

Уважаемая Ирина, конечно же, советы, которые может дать Вам священник через интернет, не могут заменить исповеди в собственном смысле слова. Исповедь как Таинство совершается только в храме Божием. Другое дело, что исторический опыт Церкви знает многочисленные примеры духовного руководства, осуществлявшегося преимущественно через переписку, в особенности в XIX столетии – вспомним хотя бы святителя Феофана Затворника, Оптинских старцев, отчасти отца Иоанна Кронштадтского. Поэтому само по себе стремление при отсутствии иных возможностей спрашивать регулярно советы у того или иного священника через интернет мне видится вполне приемлемым. Адреса же Вам следует поискать именно на тех сайтах, где священники регулярно дают ответы на вопросы обращающихся к ним людей.