"Алгоритм написания эссе по обществознанию (с примерами)". Как написать эссе по обществознанию и получить максимум баллов за егэ

Сдача Единого Государственного Экзамена – испытание, через которое проходят все выпускники. Различные экзамены предполагают выполнение разных заданий. Говоря об экзамене по обществознанию, важно отметить, что одной из самых сложных задач для сдающего – это написание эссе.

Эссе – это один из видов сочинения. Однако для эссе характерны несколько иные признаки:

  • Конкретная тема или вопрос.
  • Личностный характер.
  • Необходимость осмысления данной темы.
  • Небольшой объем.
  • Свободна композиция.
  • Непринужденность повествования.
  • Парадоксальность.
  • Внутреннее смысловое единство.
  • Открытость.

Говоря об оценивании данной части экзамена по обществознанию, нужно сказать, что многие школьники не берутся за написание эссе. Написание этой части необязательно, но именно за счет сочинения можно получить высокий балл. Но нельзя с первого раза написать хорошее эссе, которое будет высоко оценено в комиссии. Каждому ученику необходима подготовка, хорошие знания и много практики по составлению структуры.

Но, несмотря на все сложности, каждому сдающему предлагается самостоятельно выбрать одну из тем своего эссе. Обычно ученикам дается несколько высказываний известных личностей. Каждая цитата относится к определенной отрасли обществознания: психология, социология, экономика, правоведение, философия и т.д.

Для того, чтобы правильно выбрать тему, которую ученик сможет полностью раскрыть, необходимо учесть несколько важных моментов:

  1. Полное понимание главной темы высказывания.
  2. Учет всех тех знаний, которые имеет сдающий в данной науке.
  3. Умение выражения своего мнения.
  4. Владение обществоведческими терминами, которые будут необходимы для правильного раскрытия проблемы.
  5. Умение привести примеры, как и из науки, так и из личного опыта.

Как писать эссе по обществознанию?

В принципе, если понять весь процесс написания, то особенных сложностей написание сочинения не вызывает, ведь все сочинение пишется по определенному шаблону. Структура эссе по обществознанию состоит всего из трех частей, каждая из которых, в свою очередь, делится еще на несколько подпунктов.

Первая часть :

  • Описание проблемы, раскрытие главной темы.
  • Высказывание своего мнения и его обоснование.
  • Аргументация своего мнения.

Вторая часть :

  • Формулировка главной проблемы.
  • Актуальной данной темы на сегодняшний день.
  • Перефразирование выбранной цитаты.
  • Личное мнение о данном вопросе, обоснование своего мнения.

Третья часть :

  • 2-3 аргумента из теории.
  • 1 аргумент из личного опыта.
  • Общий вывод по всему эссе.

Есть множество фраз-клише, которые можно использовать для того, чтобы эссе выглядело грамотным.

  1. Например, для первой части отлично подойдут такие выражения, как «В данной цитате автор поднимает проблему…», «Автор утверждает, что…», «Автор придерживается мнения, что…» и т.д.
  2. Для описания проблемы подойдут такие клише, как «Данная проблема актуальна в условиях…», «Данная проблема неактуальна в наше время, поскольку…».
  3. Дальше необходимо описать свое мнение о том, согласен ли сдающий с автором или нет «Я поддерживаю мнение автора, потому как…», «Я абсолютно не согласен с автором, ведь…» и т.д.

Для успешного написания эссе необходимо дальше теоретически обосновать свою точку зрения. Очень приветствуется цитирование и других известных исторических личностей. Уже здесь можно привести несколько примеров из общественной жизни, чтобы поддержать свое мнение в сочинении.

Следующим этапом будет приведение конкретных аргументов, которые будут полностью поддерживать точку зрения сдающих. Аргументов должно быть не меньше двух из теоретической части и одного из личного опыта. Говоря об аргументах из теории, нужно сказать, что можно приводить примеры из разных наук. Ученики часто используют аргументы из истории, литературы, обществознания. Часто используются и элементы биографии какой-либо известной и значимой личности. Фразы-клише, которые можно использовать, должны придавать уверенность читающему в то, что автор эссе твердо придерживается своего мнения: «В качестве аргумента посмотрим на…», «Из личного опыта можно отметить…» и т.д.

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ И ПРАВУ.

ЭССЕ – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза

является ключом к

пониманию…

Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…

Таким образом,

Выбор данной темы

продиктован следую-

щими соображениями…

Рассмотрим несколько

подходов…

Например,…

Подведем общий итог

рассуждения…

Поразительный простор

для мысли откравает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это

положение следующим

примером…

Итак,…

Никогда не думал, что

Меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:

С одной стороны,…

С другой стороны,…

Именно поэтому я не

могу согласиться с

ХОД РАБОТЫ.

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания) , предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т. д.)

3. определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите тоже самое, но своими словами).

4. Набросайте аргументы «за» и / или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы «за», и «против» афоризма , взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер).

5. Для каждого аргумента подберите примеры, факт ситуации из жизни, личного опыта и т. д.

6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т. д.

7. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т. д.)

8. Распределите подобранные аргументы и / или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план).

9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т. д.)

10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Кроме того, для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться

ПОПС – формулой:

П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;

О – Объяснение – Потому что…;

П – Пример, иллюстрация – Например,…;

С - Суждение (итоговое) – Таким образом,…

ТРЕБОВАНИЯ.

Ответ должен быть:

1. Развернутый, но достаточно компактный.

2. Составленный с опорой на понятия обществоведческого курса.

3. Опирающийся на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

4. Представляющий свою позицию по данному вопросу.

5. Аргументированный.

Каждый выпускник, которого интересует подготовка к ЕГЭ по обществознанию, столкнется с задачей написания эссе. Из нескольких предложенных цитат ученик должен выбрать один тезис и написать сочинение. В 2018 году этого финального задания коснутся некоторые изменения. Теперь можно получить максимум 6 первичных баллов за правильно выполненное эссе (до 2018 г. максимально можно было набрать 5 первичных баллов). Слово “проблема” (которая поднимается автором) заменена на слово “идея”. Но это совсем непринципиально. Главное – ценность сочинения повысилась, значит, нужно удвоить старания, чтобы получить максимальный балл.

Итак, ценность мини-сочинения повысилась, поэтому нужно серьезно подойти к наиболее весомому заданию экзамена. Для начала следует изучить критерии оценивания эссе по обществознанию в 2018 г.

  1. Главный критерий: раскрытие смысла высказывания. Нужно верно определить идею, заложенную автором, и (или) выдвинуть тезис по теме, который будет обоснован с помощью аргументов. Если по этому пункту 0 баллов, вся работа не засчитывается.
  2. Отсутствие теоретического обоснования своей точки зрения. Необходимо объяснить значение приведенных в цитате понятий, используя теорию (определения и положения из учебников), рассуждение (причинно-следственное обоснование того, что вы думаете по этому поводу) и выводы (ваше мнение, подкрепленное аргументами). Если теоретического содержания нет, получится 0.
  3. Новый критерий! Фактическая ошибка: если (с точки зрения науки «обществознание») вы привели ошибочное положение, сделали неверный вывод, нелогичное рассуждение, перепутали термин и т.д., то вам грозит 0.
  4. Тематическая не сочетаемость примера или факта с темой, выводом и рассуждением. Зачтутся только те аргументы, которые соответствуют заявленной теме. Некорректно отображенные и неполные утверждения также засчитываться не будут. За этот пункт можно получить целых 2 балла, если оба примера подойдут. Факты нужно формулировать развернуто и точно, ведь ошибка может стоить потери баллов. Примеры можно приводить из личного опыта, других предметов (художественной литературы, истории, географии), СМИ (из журналов, газет, теле и радиопередач).

План сочинения

Для того чтобы написать эссе на максимальный балл по вышеприведенным критериям, в первую очередь, нужно строго соблюсти формат или структуру эссе. Итак, план сочинения на ЕГЭ по обществознанию таков:

  • Обозначение проблемы и ее интерпретация.
  • Согласие или несогласие с позицией автора (объяснить, почему)
  • Аргументация собственной позиции.
  • Вывод

Подробно каждый из этих пунктов мы разберем в следующем параграфе.

Структура и алгоритм написания

Обозначение проблемы

При обозначении проблемы выпускнику следует, в первую очередь, осмыслить предлагаемый автором тезис и выделить в нем какую-то проблему (идею). Чаще всего цитаты включают в себя множество проблем и их интерпретаций. Ученику лучше остановиться на какой-то одной и рассмотреть ее подробно, следуя далее пунктам структуры эссе. Можно выделить несколько проблем (идей), содержащихся в тезисе, и раскрывать их, но, на мой взгляд, временные рамки экзамена не позволят основательно раскрыть несколько идей сразу и привести к ним аргументы. Обозначить проблему можно с помощью фраз-клише, например, таких:

  • В своем высказывании автор хотел обратить внимание на проблему, связанную с…;
  • Основной идеей, сформулированной автором цитаты … , я вижу…;

Важно, чтобы в эссе прозвучали слова “проблема” и (или) “идея”, иначе за их отсутствие могут поставить 0 баллов. В процессе объяснения проблемы, поднимаемой автором, нужно использовать обществоведческие термины и давать им определения; включить материал, который входил в школьную программу курса.

Свое мнение

Во втором пункте следует писать о согласии или несогласии с автором по поводу проблемы. Одной фразы “согласен” или “не согласен” недостаточно. Здесь важно написать причину, на которую вы опираетесь. Эта причина может обобщать приводимые далее аргументы. Фразы-клише очевидны:

  • «Я полностью согласен/не согласен с мнением автора…»
  • «Трудно не согласиться с мнением автора…».

В этот пункт также можно включить теорию из курса обществознания. С ее помощью вы грамотно и аргументированно объясните, почему придерживаетесь озвученного мнения. Обратите внимание, что соглашаться легче, чем доказывать обратное, поэтому если вы в себе не уверены, не нарывайтесь на идеологическую полемику с невидимыми экзаменаторами, а делайте свое дело беспристрастно и отстраненно. Совсем не обязательно высказывать свои реальные воззрения на те или иные вопросы.

Аргументы

Следующий пункт — самая сложная и объёмная часть сочинения. Привести подходящие аргументы зачастую бывает непросто. Нужно привести как минимум 2 аргумента, ЯВНО иллюстрирующих данную проблему. Главное в этом пункте — конкретика. Примеры, содержащие «много воды», будут оцениваться 0 баллов. Вашими аргументами могут быть примеры из художественной и научной литературы (истории, химии, биологии и других дисциплин), биографии великих людей, ситуации из фильмов, сериалов, из жизни и личного опыта. Важно учитывать то, что эти высказывания должны быть из разных источников, например, из личного опыта и художественной литературы. За примеры, взятые из одной сферы, максимальный балл получить нельзя. Допустим, даже если оба аргумента, взятые из книг, будут идеально иллюстрировать проблему, Вы не сможете получить максимальный балл. Для каждого из аргументов следует выделять отдельный абзац. Фразы-клише:

  • «Для подтверждения моей точки зрения я приведу следующий аргумент…»
  • «Аргументом, способным подтвердить мою точку зрения является…»
  • Вывод

    Последний пункт-это вывод. В выводе осуществляется обобщение размышлений, приведённых выше. Эта часть ничем не отличается от той, что приходится писать в сочинениях по русскому языку, литературе. Фразы-клише:

    • «Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что…»,
    • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

    В выводе будет достаточно написать 2-3 предложения.

    Пример сочинения

    Специально для вас мы написали . Если Вас интересует конкретная тема, на которую вы затрудняетесь написать сочинение, пишите нам в

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Как писать эссе по обществознанию

Часть С9 – эссе по предложенному высказыванию

  1. Первый абзац . Следует показать, правильно ли понята проблема, о которой говорится в высказывании. В первом абзаце – 2 элемента. Первое – начало: «Данное высказывание говорит о том…» - указание на проблему, о которой говорит высказывание. Второй элемент – обоснование одним или двумя предложениями актуальность высказывания (его современность, то, что эта проблема – не устарела, почему она важна сегодня): 1) эта проблема была актуальна во все времена, так как…; 2) актуальность для современного общества; 3) актуальность для России (права человека, государство и гражданин); 4) актуальность для тебя лично («Мне близка эта проблема, так как…»).
  2. Второй абзац состоит из трёх элементов. Первый элемент – представление точки зрения автора на данную проблему – то есть дать пересказ высказывания своими словами: «Известный немецкий философ И. Кант полагает…». Здесь очень рекомендуется показать знание автора: кто он был, когда жил, в какой стране, чем знаменит. Полезно накапливать сведения об авторах афоризмов. Второй элемент – заявление о своей оценке высказывания: согласны, не согласны, частично согласны/не согласны. Третий элемент – формулировка собственной позиции автора эссе. В случае согласия – задача изложить то же самое, но своими словами. Мнение автора заявляется как личное мнение автора (ученика).
  3. Третий абзац состоит из двух элементов. Первый элемент – теоретическое обоснование заявленной точки зрения. Надо начинать с предложения: «Приведём теоретическое обоснование заявленной точки зрения…». Следует логически выдерживать связь понятий, логическую цепочку. Второй элемент – подобрать одно – два высказывания других авторов (писателей, философов) в поддержку теоретического обоснования заявленной точки зрения. Теоретическое аргументация – показать теоретическое владение курсом, предметом, подтвердить или опровергнуть подходы автора с точки зрения основ данной науки (социология, философия, политология и т.д.). Полезно сталкивать мнения разных авторов. Если не знаете, кто автор приводимого высказывания – лучше его не упоминать. Полезно пользоваться словарями афоризмов, крылатых слов, в подготовке к ЕГЭ по обществознанию, накапливать афоризмы.
  4. Четвёртый абзац состоит из двух – трёх элементов. Примеры на подтверждение заявленной точки зрения. Не теоретические примеры, но – из жизни общества, истории, литературы, собственного опыта. Первый элемент – начало: «Приведём примеры в обоснование нашей позиции…». По правам человека (пример) – государство, где соблюдаются права человека (и что из этого выходит) и государство, где не соблюдаются права человека (и что выходит из этого). Приводить конкретные примеры – 1) из истории – приводить осторожно – не уверен – не упоминай. Приводи пример из истории, если твёрдо знаешь, о чём говоришь; 2) из современной общественной жизни – политические проблемы лучше не иллюстрировать примерами из российской политической действительности – она слишком запутана и нестабильна; лучше приводить примеры из политической жизни стабильных демократических стран.
  5. Пятый абзац состоит из одного-двух элементов. Это – аргументация со ссылкой на личный социальный опыт. Начало: «Могу подтвердить на собственном опыте…». Здесь можно и пофантазировать – что могло бы быть в школе, в семье, в классе, выдав это за уже осуществлённое, реальное. Примеры из собственной социальной практики, из личных впечатлений – не вульгарные житейские случаи («Мой сосед дядя Вася не ходит на выборы, потому что…»), а доказательные примеры – например, из деятельности школьного самоуправления.
  6. Шестой абзац состоит из двух-трёх небольших предложений. Возвращение к заявленной проблеме (её повторение, повтор своей точки зрения) и – резюме, заключение: «Таким образом, рассмотрев заявленную проблему…, мы приходим к выводу…». Подтвердить или опровергнуть высказывание автора на достигнутом высоком уровне понимания.
  1. Как выбирать афоризм. Следует выбирать тему, наиболее вам известную. Если вы лучше всего ориентируетесь в экономике, выбирайте «экономический» афоризм, то же – с социологией, политологией, философией и т.д. Не обольщайтесь первым впечатлением лёгкости и краткости афоризма – внимательно прочтите все афоризмы. Что не нужно выбирать : 1) непонятные фразы (напр. «Мир – это иероглиф истины». С. Булгаков). 2) не брать очень длинные фразы, которые сами себя объясняют, то есть сами есть уже мини – эссе, они уже доказаны, и по ним нечего сказать (если более 3 строчек – максимум 4). 3) не брать темы, сформулированные публицистически – где ярко выражена пристрастная точка зрения автора (банальный случай: «Человек – это звучит гордо!». М. Горький. Ну да, ну и что из этого?). публицистическую тему очень трудно обосновать научно, а эссе по обществознанию – всё-таки небольшая научная работа. Можно брать: высказывания о правах человека, взаимоотношениях государства и человека, влиянии общества на человека, высказывания на моральную тематику, высказывания на социальную тематику. Есть о чём сказать по высказываниям И. Канта.
  2. Здесь эссе – не литературное эссе (сочинение на вольную тему). Эссе по обществознанию – небольшая научно-исследовательская работа (наподобие реферата, курсовой работы). Не нужно никакой «литературщины», литературных, поэтических «красивостей». Чёткий порядок – тезис, аргументация, вывод.
  3. Нет необходимости в излишних «умных» терминах. Писать только о том, что ты понимаешь, использовать слова и термины, которые ты твёрдо знаешь и можешь разъяснить.
  4. Не следует писать длинными предложениями. Писать кратко, просто, лаконично, ясно. Писать разборчиво, чётко – работы проверяют живые люди! (Эксперт, проверяющий работу, может просто не читать её, если почерк неразборчивый – соответственно, часть С вам не зачтут).Объём работы – одна страница А4 (без оборота).

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Подготовила: Бакина О.В.учитель истории и обществознания МКОУ Русановская СОШ


  • Жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

  • Высказывание
  • Вступление (2-3 предложения)
  • Основная часть (12-19 предложений)
  • Заключение (6-8 предложений)
  • Общее количество предложений 20-30

Высказывание:

«Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И. Пирогов)


  • Назовите науку, к которой относится избранное вами высказывание. Вспомните, что вы знаете об авторе избранного высказывания. Если об авторе высказывания вам ничего не известно, то дайте определение науки, к которой относится высказывание.

  • Выбранное мною для рассмотрения высказывание выдающегося русского хирурга и анатома, естествоиспытателя и педагога Н.И. Пирогова относится к философии. Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью на выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.

Обозначьте общую тему

  • Приведите определение (пояснение) термина, обозначающего общую тему, и кратко охарактеризуйте двух-трех мыслителей, рассматривавших затронутую тему, приведите коротко их взгляды.

(Общая тема, затронутая Н.И. Пироговым в его высказывании, - истина.)


  • Тема истины весьма многогранна. Постижение истины является целью познания. Человек познает истину в процессе теоретической и практической деятельности. Определенному типу общества присуща определенная система ценностей. Представления о том, что такое истина, являются частью мировоззрения человека. Взгляды человека на то, что является истиной, прошли определенную эволюцию.

  • Я считаю, что в своем высказывании Н.И. Пирогов говорит, о познании человеком истины в процессе теоретической и практической деятельности.

  • Человек познает истину в ходе теоретической и практической деятельности, в процессе обучения, воспитания, а также в рамках социальных отношений.

  • Н. И. Пирогов в своем высказывании, по моему мнению, говорит о постижении истины в процессе обучения

  • С точкой зрения Н.И. Пирогова нельзя не согласиться. Человек познает истину, только если учится. Учится человек непрерывно: и целенаправленно, получая образование в школе, вузе, и неосознанно, в ходе своей повседневной деятельности. При этом он постигает множество абсолютных и относительных истин, дающих ему знания о законах развития природы и общества. К сожалению, люди не всегда понимают истинный смысл теоретических знаний, которые с ними происходят в жизни.

Так, далеко не каждый человек, совершивший преступление и получивший наказание, понимает, что жизнь дает ему таким образом намек: живи по закону и это будет правильно. И не каждый человек поймет, что если обстоятельства сложились неудачно, то это тоже намек на что-то. Понять же все, в сущности просто: надо только быть внимательным, как советует Н.И. Пирогов.