Пафос вступления к поэме медный всадник. Анализ вступления к поэме «Медный всадник

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина «В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!» Валерий БрюсовА волнуют ли эти вопросы современное общество? Актуальна ли эта поэма сейчас? Истории создания поэмы «Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября - 31 октябр 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории. Вступление 1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом. 2. На какие композиционные части его можно разделить? 3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1-43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее? 4. Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт? 5. Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра - это не только место действия поэмы, но и ее главный герой. Подберите строки из вступления к поэме в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа «На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася...» «Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво;Где прежде финский рыболов,Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхий невод, ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; корабли….» «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла….» «В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» В.Г. БелинскийПрав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы? Докажите. Часть первая 1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом? 2. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен? 3. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его? 4. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Подберите строки из 1 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа «Ужасный день!Нева всю ночьРвалася к морю против бури,Не одолев их буйной дури...И спорить стало ей невмочь...Поутру над ее брегамиТеснился кучами народ,Любуясь брызгами, горамиИ пеной разъяренных вод» «И всплыл Петрополь как Тритон,По пояс в воду погружен.Осада! Приступ! Злые волны,Как воры, лезут в окна. ЧелныС разбега стекла бьют кормой.Лотки под мокрой пеленой,Обломки хижин, бревна, кровли,Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты,Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбищаПлывут по улицам!» «Тогда, на площади Петровой,Где дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС поднятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестомСидел недвижный, страшно бледныйЕвгений….» Часть вторая 1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников? 2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? 3. Для города Петра наводнение - это не исключение, а правило, а для Евгения - крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения. 5. Что стало причиной бунта Евгения - психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения. 6.Каковы причины превращения Евгения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию? Подберите строки из 2 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа «И долго с бурными волнамиБоролся опытный гребец,И скрыться вглубь меж их рядамиВсечасно с дерзкими пловцамиГотов был челн...» « Что ж это?...Он остановился.Пошел назад и воротился.Глядит... идет... еще глядит.Вот место, где их дом стоит;Вот ива. Были здесь вороты -Снесло их, видно. Где же дом?И, полон сумрачной заботы,Все ходит, ходит он кругом...» «……..Он скоро светуСтал чужд. Весь день бродил пешком,А спал на пристани; питалсяВ окошке поданным куском.Одежда ветхая на немРвалась и тлела. Злые детиБросали камни вслед ему» «Он очутился под столбамиБольшого дома. На крыльцеС подъятой лапой, как живые,Стояли львы сторожевые,И прямо в темной вышинеНад огражденною скалоюКумир с простертою рукоюСидел на бронзовом коне» «И он по площади пустойБежит и слышит за собой -Как будто грома грохотанье -Тяжело-звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой...И, озарен луною бледной,Простерши руку в вышине,За ним несется Всадник МедныйНа звонко-скачущем коне...» «И во всю ночь безумец бедныйКуда стопы ни обращал,За ним повсюду Всадник МедныйС тяжелым топотом скакал» ОБРАЗ ПЕТРА I в поэме Каким мы видим Петра во вступлении? Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего? В чем суть конфликта Петра и Евгения? Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов. Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор? Что олицетворяет собой образ Медного всадника? Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр - Медный всадник, кумир на бронзовом коне. Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя - на власть. Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников. Две Невы... Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй».Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое мнение. ПОДВЕДЕМ ИТОГ В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра?

Поэма «Медный всадник» - грандиозное философское раздумье Пушкина о поступательном ходе истории. Поэма начинается с торжественного вступления, в котором прославляется преобразовательная деятельность Петра I.

Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развертывается сюжет «петербургской повести». Возвышенный пафос сменяется печальным рассказом. К чему же привели петровские преобразования? Лучше ли стало обыкновенному, бедному человеку? Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюбленного в Парашу.

Мечты Евгения о семейном счастье и личной независимости вполне законны, в них много для Пушкина личного, автобиографического. Но они не сбываются. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несет гибель Параше и бедному люду.

Пушкин переносит столкновение между стихией и разумной деятельностью Петра в план социально-философский. Свое личное горе Евгений пытается объяснить социальными причинами. Но ему противостоит уже не Петр-преобразователь, а самодержавный порядок, который олицетворен в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»),

Евгений чувствует на себе жестокость деспотизма Петра, представшего ему в образе Медного Всадника, «горделивого истукана». И он отважно бросает ему вызов. Стихийный бунт отчаявшегося одиночки лишен смысла. Поэтому Евгений бесславно гибнет, уничтоженный, раздавленный нравственно, с помутившимся разумом. Пушкин выразительно изображает торжество самодержавной власти:

    И он по площади пустой
    Бежит и слышит за собой -
    Как будто грома грохотанье -
    Тяжело-звонкое скаканье
    По потрясенной мостовой.
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко-скачущем коне;
    И во всю ночь безумец бедный
    Куда стопы ни обращал,
    За ним повсюду Всадник Медный
    С тяжелым топотом скакал.

Величие Петра - зодчего нового государства - остается для Пушкина непоколебимым. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного человека, имеющего право на счастье. И в этом одно из противоречий истории: необходимая и благая преобразовательная деятельность осуществляется безжалостно и жестоко, и это становится страшным упреком всему делу преобразования.

К середине 1830-х годов поэт полон надежд, чувствует непрерывное обновление жизни. «...Жизнь все еще богата...» - заявляет он в одном из писем. Не в последнюю очередь это связано с его размышлениями об истории и современности. Так как человек - звено в цепи исторических событий, то, чтобы передать связь поколений, нужно и самому быть яркой личностью, жить полной духовной жизнью. Обезличенность ведет к исчезновению из истории, цветение души - к ощущению причастности к истории, к культуре. При этом Пушкин возлагал особые надежды на дворянство родовитое, знатное, независимое, а не на новую знать, представляющую собой «преданных наемников» власти, служащих из корысти за чины, награды, титулы и поместья. Обеспокоенный тем, что старое дворянство беднеет и теряет свои социальные привилегии, Пушкин полагал, что родовитый дворянин - союзник народа. Не случайно Дубровский становится предводителем бунтующих крестьян, тогда как новые дворяне - защитниками деспотизма. По мысли поэта, задача старого дворянства - обуздание деспотизма. Впоследствии он решительно изменит свой взгляд.

Раздумья над историей и современностью рождают не только повесть «Дубровский», философскую поэму «Медный всадник», но и философскую повесть «Пиковая дама».

Была ужасная пора.

Об ней свежо воспоминанье.

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ…

Этими словами заканчивается знаменитое вступление к «Медному всаднику». К сюжету «петербургской повестью», как обозначил жанр произведения сам Пушкин, вступление невозможно отнести. Это не экспозиция, а мощная прелюдия, резко контрастирующая системой образов, интонацией, настроением с повествованием об «ужасной поре». Однако вступление чрезвычайно важно для понимания композиции и всего смысла поэмы Пушкина.

Что же касается сюжета, то он вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний же быт Евгения скромен и непритязателен: он «живет в Коломне, где-то служит», любит Парашу и мечтает о женитьбе на любимой девушке. Он остро чувствует и переживает свою бедность, «дичится знатных» и мучительно размышляет о своей не слишком счастливой судьбе.

О чем же думал он?

О том, Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь,

Что мог бы Бог ему прибавить

Ума и денег, что ведь есть

Такие праздные счастливцы,

Ума недальнего ленинцы,

Которым жизнь куда легка!

Он также думал, что река

Все прибывала, что едва ли

С Невы мостов еще не сняли

И что с Парашей будет он

Дня на два, на три разлучен.

А между тем река не просто прибывала: «Нева металась, как больной в своей постели беспокойной и Евгений вместе со всем городом ждал нового дня. И вот она, завязка печального сюжета: «Ужасный день!» Сокрушительной силы наводнение затопило город, вода заливала подвалы и нижние этажи домов, подступила к Зимнему дворцу. Стремительное, драматическое действие первой части поэмы это нарастание ужаса человека перед разбушевавшейся стихией. Люди спасаются, кто как может, и бедный Евгений оказывается сидящим верхом на льве у здания Сената, прямо за спиной памятника Петру. Прикованный к мрамору, околдованный подступающей водой, он не может сдвинуться с места.

И обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Так в самой первой части впервые сведены вместе эти герои: бронзовый Петр (пока еще не Медный всадник) и бедный Евгений.

Действие второй части происходит сразу после окончания наводнения. Евгений нанимает лодочника и спешит к Параше, но находит только следы разрушения на месте домика своей невесты. Не выдержав потрясений, Евгений сходит с ума, не возвращается в свой бедный угол, бесцельно бродит по городу спит где-то на пристани: «И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек, ни то ни её, ни житель света, ни призрак мертвый...»

Кульминацией поэмы становится вторая встреча Евгения с памятником. Он вдруг узнает то место, где спасался во время наводнения, «и львов, и площадь, и того, кто неподвижно возвышался во мраке медною главой, того, чьей волей роковой под морем город основался». Слова, обращенные Евгением к кумиру, едва слышны. «добро, строитель чудотворный! - шепнул он, злобно задрожав. - Ужо тебе!» И дальше, как страшное продолжение безумного бреда героя, начинается фантастическая погоня: «И во всю ночь безумец бедный, куда стоны ни обращал, за ним повсюду всадник медный с тяжелым топотом скакал». Но минуты безумия (а может быть, просветления?) проходят, Евгений больше не смеет даже глаз поднять, проходя мимо памятника, и тихо умирает. Печальная и вполне традиционная развязка.

Кто же оказывается главными фигурами в сюжете поэмы? Не Евгений и Параша, как мог предположить читатель в самом начале повести, а Евгений и Медный всадник, фантастический персонаж, который становится частью горячечного бреда героя, а одновременно - символом жестокой мощи государства, безжалостного к человеку. Но сюжет - это система событий в про изведении, а в «Медном всаднике» над сюжетом, над событиями, над стихией властвует великая философская мысль Пушкина, которая может быть хоть в малой степени понята лишь при анализе уникальной композиции поэмы. Тут-то самое время вернуться к знаменитому вступлению в поэму, которое, не являясь элементом сюжета, является незаменимой частью совершенно го архитектурного строения, каким, бесспорно, стал «Медный всадник». Прежде всего, важно обратить внимание на обширность вступления сравнительно с остальным объемом произведения. Пушкин, превыше всего ставивший «чувство соразмерности и сообразности», конечно, понимал, что объем вступления несоразмерно велик, но, с другой стороны, он хотел ясно донести до читателя, что вступление выполняет не служебную функцию, а несет огромную содержательную нагрузку.

С первых же строк вступления в поэму входит образ Петра Великого, реформатора России, полного «великих дум», которые гением Пушкина отчеканены в литые формулы истории:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в тости будут к нам,

И запируем на просторе!

«Прошло сто лет», и прекрасная мечта Петра осуществилась: город, поистине европейский, вырос «на берегу пустынных волн», стал столицей Российской империи. Поэтическая кар тина «юного града», вознесшегося «пышно, горделиво», - это лучший гимн Петербургу во всей русской литературе. Мелодия вступления к «Медному всаднику» плавно охватывает и дивные городские пейзажи («Невы державное теченье, береговой ее гранит... оград узор чугунный», прозрачность белых ночей), и радость населяющих город людей («девичьи лица ярче роз, и блеск, и шум, и говор балов, а в час пирушки холостой шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой»), и военную мощь молодой столицы перед которой «померкла старая Москва». «Люблю тебя, Петра творенье!» восклицает Пушкин, чтобы в конце вступления резко переломить эту ликующую интонацию словами: «Была ужасная пора...»

Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы. Зачем же нужен этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно ответил Д. Гранин в очерке «Два лика». Через всю поэм через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» - и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, - и безумец, поднявший руку на «строи теля чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» - и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» - и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образ новостроя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина - мысль о человеке, его само ценности, будь то Петр 1 или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, «Пушкин с Петром против Медного всадника и с Ев гением против Медного всадника». Для усиления этой мысли поэту необходимо было гениальное вступление в поэму.

Проблематика

Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих поли,

И вдаль глядел.

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен...».

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:

Юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво...

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». Однако отношение поэта к Петру было противоречивым. Если в «Стансах» Пушкин видит в деятельности царя образец государственного служения Отечеству, то позднее, в «Заметках по русской истории XVIII века», он указывает на жестокость этого монарха и па самодержавный характер власти в его царствование.

Это противоречие будет тревожить Пушкина во время его работы пал поэмой «Медный всадник». Петр-самодержец представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто славит дело Петра уже слышна интонация тревоги:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы? Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все а своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный»: он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,

Рука с рукой дойдем мы оба...

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества». В мире бушующих стихий идиллия невозможна. Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»? «Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, достигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана». Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности. «Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть»).

Поэты пушкинской поры,

поэты пушкинской плеяды, поэты пушкинского круга, Золотой век русской поэзии - обобщающее именование поэтов-современников А. С. Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия . Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810-1830-х годов.

К поэтам пушкинского круга разумно отнести поэтов, близких Пушкину лично, разделявших с ним гражданские, социальные, философские, этические и эстетические убеждения, принимавших участие в полемике с одними и теми же литературными противниками.

Известно, что Пушкин ценил поэзию Давыдова и, по собственному признанию, учился у него лихо «закручивать» стих.

Поэт-гусар Денис Давыдов обладал неповторимым поэтическим голосом, а его поэзия – свое, легко узнаваемое лицо, точнее – литературную маску. В поэзии Давыдов примерил к себе и стал носить понравившуюся ему поэтическую маску бесшабашно-смелого, бесстрашного, отважного воина и одновременно лихого, веселого и остроумного поэта-рубаки, поэта-гуляки, не стеснявшегося нарушить светский этикет, светские приличия, решительно предпочитавшего прямое и простое слово манерному и жеманному.

Между боями, на «биваке», он предается «вольному разгулу» среди доблестных друзей, готовых на любой подвиг. Давыдов не терпит «служак», карьеристов, муштру, всякую казенщину. Вот как он обращается к своему другу гусару Бурцову, приглашая отведать знаменитый арак (крепкий напиток).

На коротком отдыхе он никогда не забывает о родине и о «службе царской», то есть о воинском труде. Давыдов гордился тем, что его поэзия непохожа ни на какую другую, что она родилась в походах, боях, в досугах между битвами. Создав себе маску лихого гусара-поэта, Давыдов стал носить ее в жизни и как бы сросся с ней, подражая в бытовом поведении своему лирическому герою и отождествляя себя с ним.

Из старших друзей и сверстников Пушкина наиболее талантливыми были князь П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг и Н.М. Языков. Все они обладали собственными поэтическими «голосами», но при этом испытали влияние Пушкина и входили в пушкинский круг поэтов.

Важнейшее качество Вяземского-поэта – острое и точное чувство современности. Он чутко улавливал жанровые, стилистические, содержательные изменения, которые намечались или происходили в литературе. Другое его свойство – энциклопедизм. Поэт был необычайно образованным человеком. Третья особенность Вяземского – рассудочность, склонность к теоретизированию. Он был крупным теоретиком русского романтизма. Но рассудительность в поэзии придавала его сочинениям некоторую сухость и приглушала эмоциональные романтические порывы.

Поэтическая культура, взрастившая Вяземского, была одной природы с поэтической культурой Пушкина. Вяземский ощущал себя наследником XVIII в., блестящего века Просвещения, поклонником Вольтера и других французских философов. Он с детства впитал любовь к просвещению, к разуму, для него характерны либеральные взгляды, стремление к полезной государственной и гражданской деятельности, а в творчестве – тяготение к традиционным поэтическим формам – свободолюбивой оде, меланхолической элегии, дружескому посланию, притчам, басням, эпиграмматическому стилю, сатире и дидактике. Во множестве стихотворений он развивал мысль о естественном равенстве, о превосходстве духовной близости над чопорной родовитостью, утверждал идеал личной независимости, союза ума и веселья. Предпочтение личных чувств официальным стало темой многих его стихотворений. В этом не было равнодушия к гражданскому поприщу, не было стремления к замкнутости или к уходу от жизни. Противопоставляя домашний халат ливрее, блеск и шум света «тихому миру», полному богатых дум, Вяземский хотел сделать свою жизнь насыщенной и содержательной. Его частный мир был гораздо нравственнее пустого топтанья в светских гостиных. Внутренне свободным он чувствовал себя дома. Вяземский понимал, что уединение – вынужденная, но отнюдь не самая удобная и достойная образованного вольнолюбивого поэта позиция. По натуре Вяземский – боец, но обществу чуждо его свободолюбие.

Став карамзинистом, сторонником карамзинской реформы русского литературного языка, увлекшись затем идеями романтизма, он вскоре выступил как поэт-романтик. В его понимании романтизм – это освобождение личности от «цепей», низложение «правил» в искусстве и творчество нескованных форм. Проникнутый этими настроениями, Вяземский пишет гражданское стихотворение «Негодование», в котором обличает общественные условия, отторгнувшие поэта от общественной деятельности, элегию «Уныние», в которой славит «уныние», потому что оно врачует его душу, сближает с полезным размышлением, дает насладиться плодами поэзии. В романтизме Вяземский увидел опору и своим поискам национального своеобразия, стремлениям постичь дух народа.

Главное различие между словоупотреблением Пушкина и Вяземского состоит в том, что поэтическое слово Пушкина приближено к предмету, а поэтическое слово Вяземского удалено от него. Вяземский, как будто стыдясь называть вещи своими именами, прибегает к помощи метафор, устойчивых поэтических символов и выражений. Ему кажется, что сам по себе тот или иной предмет недостаточно поэтичен, что само в себе слово не содержит поэтичности и, следовательно, ее надо в него привнести, надо, например, так описать коня, чтобы он выглядел и поэтичным, и красивым.

В отличие от Вяземского, лицейский и послелицейский товарищ Пушкина поэт А.А. Дельвиг облек свой романтизм в классицистические жанры. Он стилизовал античные, древнегреческие и древнеримские стихотворные размеры и воссоздавал в своей лирике условный мир древности, где царствуют гармония и красота. Для своих античных зарисовок Дельвиг избрал жанр идиллий.

Действие идиллий Дельвига развертывается обычно под сенью деревьев, в прохладной тишине, у сверкающего источника. Поэт придает картинам природы яркие краски, пластичность и живописность форм. Состояние природы всегда умиротворенное, и это подчеркивает гармонию вне и внутри человека.

Герои идиллий Дельвига – цельные существа, никогда не изменяющие своим чувствам. В одном из лучших стихотворений поэта – «Идиллии» («Некогда Титир и Зоя под тенью двух юных платанов…») – восхищенно рассказывается о прекрасной любви юноши и девушки, сохраненной ими навеки. В наивной и чистой пластической зарисовке поэт сумел передать благородство и возвышенность нежного и глубокого чувства. И природа, и боги сочувствуют влюбленным, оберегая и после их смерти неугасимое пламя любви. Герои Дельвига не рассуждают о своем чувстве – они отдаются его власти, и это приносит им радость.

В другой идиллии – «Друзья» – весь народ, от мала до велика, живет в согласии. Ничто не нарушает его безмятежного покоя. После трудового дня, когда «вечер осенний сходил на Аркадию», «вокруг двух старцев, друзей знаменитых» – Палемона и Дамета – собрался народ, чтобы еще раз полюбоваться их искусством определять вкус вин и насладиться зрелищем верной дружбы. Привязанность друзей родилась в труде. Отношения любви и дружбы выступают в поэзии Дельвига мерилом ценности человека и всего общества. Не богатство, не знатность, не связи определяют достоинство человека, а простые личные чувства, их цельность и чистота.

Читая идиллии Дельвига, можно подумать, что он явился запоздалым классицистом в романтическое время: темы, стиль, жанры, размеры – все это взято у классицистов. И все-таки причислять к ним Дельвига было бы неверно. Дельвиг – романтик, который тоскует по утраченной античности, по условному миру классической стройности и гармонии. Он разочарован в современном ему обществе, где нет ни настоящей дружбы, ни подлинной любви, где человек чувствует разлад и с людьми, и с самим собой. За гармоничным, прекрасным и цельным миром античности, о которой сожалеет Дельвиг, стоит лишенный цельности человек и поэт. Он озабочен разобщенностью, разорванностью, разрозненностью людей, страшится будущего и романтически переживает все это в своей поэзии. Дельвиг внес в антологический жанр идиллии несвойственное ему содержание – скорбь о конце «золотого века». Подтекст его восхитительных идиллий, наивных и трогательных в своей жизнерадостности, коренится в чувстве тоски по утраченной гармонии между людьми и между человеком и природой. В мире под покровом гармонии таится хаос, и потому прекрасное – хрупко и ненадежно. Но потому и особенно дорого. Так в идиллию проникают элегические мотивы и настроения. Ее содержание становится драматичным и печальным.

Совсем иной по содержанию и по тону была поэзия Н.М. Языкова. Пафос лирики Языкова, ее эмоционально-смысловое наполнение, – пафос романтической свободы личности – личности, которая верила в достижение свободы, а потому радостно и даже порой бездумно, всем существом принимала жизнь. Языков радовался жизни, ее кипению, ее безграничным и многообразным проявлениям. И такое отношение к жизни зависело не от его политических или философских взглядов – оно было безоглядным. Поэт не анализировал, не пытался понять и выразить в стихах причины своего жизнелюбивого миросозерцания. В его лирике заговорила природа человека как свободного и суверенного существа. И это чувство свободы касалось в первую очередь его, Языкова, личности и ближайшего к нему окружения – родных, друзей, женщин. И хотя в стихотворениях Языкова нет-нет да и появятся ноты печали и сомнений, они все-таки единичны. Они огорчают, но не пугают, не обессиливают и легко преодолеваются.

Приподнятое настроение, жизнелюбие, восторженное состояние души выразилось в поэтической речи Языкова торжественно и вместе с тем естественно. Это происходит потому, что восторг вызывают у Языкова любые предметы – «высокие» и «низкие» с точки зрения классицизма. Поэтический восторг Языкова «заземлен», лишен величавости, одического «парения» и выступает естественным чувством свободной личности. Отсюда понятно, что центральные жанры языковской лирики – гимн и дифирамб. При этом любой жанр – песня и элегия, романс и послание – могут стать у Языкова гимном и дифирамбом, потому что в них преобладает состояние восторга. Таким путем Языков достигает свободы от «правил» классицизма. Всем этим поэт обязан эпохе романтизма.

Для того чтобы выразить романтическую свободу как восторг души, Языкову необходимо было виртуозно овладеть стихом и стилем. И тут учителем Языкова был Пушкин. Языков довел поэтическую стилистику, выработанную Пушкиным, и ямбический размер до предельного совершенства. Стихи Языкова льются безостановочно, им нет преград, они не встречают препятствий. Стихотворения формально настолько совершенны, что слова льнут друг к другу. Стих полностью подвластен поэту, который овладел стихотворным периодом и, казалось, может длить его без конца. Например, в послании «Д.В. Давыдову» каждая строфа состоит либо из одних восклицательных и вопросительных предложений, либо из одного предложения. Главные достижения Языкова связаны с жанрами элегий и посланий. В них поэт создает образ мыслящего студента, который предпочитает свободу чувств и вольное поведение принятым в казенном обществе нормам поведения, религиозным запретам и официальной морали. Разгульное молодечество, кипение юных сил, «студентский» задор, смелая шутка, избыток и буйство чувств – все это было, конечно, открытым вызовом обществу, которое крепко опутало личность целой системой условных правил поведения. Языков не находил, как и другие передовые дворяне, душевного простора. Ему было душно в атмосфере российской действительности, и этот естественный протест юной души вылился в своеобразной форме студенческих пирушек, в независимости мыслей и чувств, в ликующем гимне свободной жизни, в прославлении ее чувственных радостей, живом и непосредственном приятии бытия. В этом «студентском» упоении жизнью, в громкой похвальбе, в богатырском размахе чувств слышалось не бездумное веселье, а искреннее наслаждение молодостью, здоровьем, свободой. Здесь человек был сам собой, каков он есть по своей природе, без чинов и званий, отличий и титулов. Он представал целостным и гармоничным, в единстве чувств и мыслей. Ему были доступны и переживания любви, природы, искусства, и высокие гражданские чувства.


Если допустим термин «шедевры пушкинского творчества», то поэма «Медный всадник», бесспорно, относится к их числу. Исторические, философские, лирические мотивы слились в единый художественный сплав. И «петербургская повесть», как по жанру определил ее Пушкин, приобрела те черты масштабности, которые позволяют отнести «Медного всадника» к «вечным», бесценным памятникам поэзии, не разгаданным до конца.

В центре поэмы - личность Петра I, великого преобразователя, деятельность которого постоянно интересовала поэта, потому

Что петровская эпоха - один из крупных поворотов в истории России.

Поэма «Медный всадник» - грандиозное философское раздумье Пушкина о поступательном ходе истории. Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развертывается сюжет «петербургской повести». В нем дан величественный образ Петра - преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения, - укрепление русского государства на берегах Балтийского моря:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

Петр выступает здесь и как покоритель самой природы, ее стихий, и как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него веками царили «на берегу пустынных волн».

Пушкин сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способного на такое чудо, как возведение из «тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.

Это пример человека, который, мог, казалось, предугадать поворот в течении истории и повернуть Россию в ее новое русло, мог, выходит, стать «властелином судьбы» не только своей собственной, но и всей России:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, в узде железной …

Россию поднял на дыбы?

Да, Петр поднял Россию на дыбы, но и на дыбу одновременно. Самодержец и самодур. Человек власти, этой властью развращенный, употребляющий ее на великое и низкое. Великий человек, унижающий достоинство других людей. Герцен писал: «Петр I - самый полный тип эпохи или призванный к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек ничего, он начал нашу каторжную работу истории, продолжающуюся полтора века и достигнувшую колоссальных результатов». Слова эти можно поставить эпиграфом к «Медному всаднику».

…Проходит сто лет, осуществлен гениальный замысел Петра. Облик Петербурга - «Петра творенья» - Пушкин рисует с чувством гордости и восхищения. Лирическая часть вступления завершается гимном Петру и его делу, незыблемость которого - залог достоинства и величия обновленной им России:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Но возвышенный пафос вступления сменяется печальным рассказом последующих глав. К чему привели петровские преобразования? Лучше ли стало обыкновенному, бедному человеку? Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюбленного в Парашу.

Мечты Евгения о семейном счастье и личной независимости вполне законны, но им, увы, не суждено сбыться. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несет гибель и Параше, и всему бедному люду.

Пушкин переносит столкновение между стихией и разумной деятельностью Петра в план социально-философский. Евгению противостоит уже не Петр-преобразователь, а тот самодержавный порядок, который олицетворен в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»). Евгений чувствует на себе мощь деспотизма Петра, представшего ему в образе Медного всадника, «горделивого истукана». И он отважно бросает ему вызов: «Ужо тебе! …». Но бунт отчаявшегося одиночки лишен смысла. Едва бросив вызов кумиру, Евгений, в ужасе от собственной дерзости, бежит прочь. Сломленный, раздавленный, он жалко кончает свои дни.

А что же горделивый всадник, «державец полумира»? Все напряжение, вся кульминация поэмы в жуткой, мистической картине, которая последовала за вызовом Евгения.

Бежит и слышит за собой

Как будто грома грохотанье

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясенной мостовой.

И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне.

Оказывается, жалкого выкрика бедного безумца оказалось достаточно, чтобы горделивый истукан потерял покой и с сатанинским рвением стал преследовать свою жертву.

По-разному можно оценивать поэму. В ней многие видели воспевание сильной государственной власти, имеющей право пренебречь судьбами отдельной личности ради общего блага. Но есть в поэме Пушкина и другое - гимн гуманизму, сочувствие «маленькому человеку», восставшему против «воли роковой».

Воля Петра, противоречивость его деяний, и есть точка символического сопряжения всех сюжетных компонентов повествования о бедном петербургском чиновнике - натуральных, фантастических, исторических, загадочно связанных с судьбами послепетровской России.

Величие Петра, прогрессивность его деяний оборачиваются гибелью бедного человека, имеющего право на счастье. Конфликт между государством и личностью неизбежен. Личность всегда терпит поражение, когда ее интересы приходят в столкновение с самовластительным порядком. Гармония между личностью и государством не может быть достигнута на почве несправедливого общественного порядка. Эту мысль Пушкина подтверждает вся трагическая история нашей страны.

Аннотация.

В данном материале предлагается путь анализа вступления к поэме Пушкина «Медный всадник», рассчитанный на учащихся 7 класса. К анализу привлекаются исторические факты, черновики поэта, репродукции картин русских художников. Анализ имеет целью развитие навыков вдумчивого чтения, воспитание патриотических чувств учащихся.

Ключевые слова: поэма, Россия, Петербург, Пётр Первый, любовь к Петербургу, столица, пейзаж, планы Петра, контекстные синонимы.

Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году в селе Болдине Нижегородской губернии в знаменитую Болдинскую осень. Именно в эту вдохновенную осень Пушкин создал многие свои шедевры, в числе которых и эта поэма.

В ней тоже главный герой — царь Пётр Первый, но здесь он уже предстаёт перед нами не полководцем, главнокомандующим, как в поэме «Полтава», а прежде всего царём, государственником, великим реформатором, строящим могучее государство и основывающим новую столицу — Петербург, с одной стороны, а с другой — безжалостным императором, который ради государственных замыслов может пожертвовать жизнями простых людей, если они мешают их осуществлению.

В конце поэмы он является читателям уже не живым, мыслящим, мечтающим, а конной статуей, преследующей того, кто пытался ему возразить, при грозить, выразить своё мнение — Медным всадником.

Кстати, такое название памятник Петру получил благодаря поэме Пушкина. На самом деле памятник отлит из бронзы, возведён он в Петербурге в 1782 году по инициативе императрицы Екатерины Второй. (Демонстрируются фотографии памятника.) Надпись на
памятнике гласит: «Петру Первому Екатерина Вторая». Она сделана на русском и латинском языках. Латынь символизировала прорыв России в европейское пространство.

Мы познакомимся пока только со вступлением к поэме, которое обращено к Петербургу и его основателю Петру Первому.

Города, как и люди, имеют свои даты рождения. Только след одних теряется в глубине веков, а другие известны точно. Известен и день рождения Петербурга: это 16 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, которая и положила начало будущему городу. А 23 июня того же года началась закладка первого храма Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла.

Закладка храма происходила при пушечном салюте с кораблей Балтийского флота. По преданию, Пётр сам определил место будущего храма, положил в центре крепости куски сложенного дёрна и сказал: «Здесь быть городу». В основание города был положен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного …

Чем же было продиктовано решение Петpa об основании Петербурга?
В ходе Северной войны со шведами русская армия отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.

Он самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место — оно должно было находиться рядом с морем и быть при годным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре здесь и выросли первые укрепления. Санкт-Петербург задумывался как портовый город, что также повлияло на выбор места его расположения.

На какие части можно разделить это вступление к поэме? О чём рассказывается в каждой из них?

Вступление отчётливо делится на три части. В первой рассказывается о планах и мечтах Петра, во второй — о рождении Петербурга, в третьей поэт объясняется в любви городу.

Озаглавим каждую часть цитатой из поэмы. Так у нас получится цитатный план.
Вот он:
1. «Здесь будет город заложён … »
2. «Юный град … вознёсся пышно, горделиво … »
3. «Люблю тебя, Петра творенье! .. »

Какая из этих частей отражает взгляд Петра на Петербург, а какая — взгляд Пушкина? Обоснуйте своё мнение.

Первая и вторая части вступления отражают взгляд Петра: в первой мы видим ещё только замысел государя и цели, которые он ставит («Здесь будет город заложён», «Отсель грозить мы будем шведу», «Все флаги в гости будут к нам …»): во второй эти планы становятся реальностью (город появился, «корабли / Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся … ») — это именно то, о чём мечтал русский царь. В третьей части звучит личное отношение поэта к городу, который он описывает; он говорит о том, что любит и ценит в нём: его «строгий стройный вид», задумчивые ночи, морозные зимы, «девичьи лица ярче роз, / И блеск, и шум, и говор балов», «воинственную живость / Потешных Марсовых полей» и т. д.

Каким предстаёт Петербург в этом вступлении? Какое чувство вызывает у читателя?
Найдите все контекстные синонимы, которыми Пушкин называет Петербург. Петербург предстаёт перед нами величественным, прекрасным городом и вызывает у читателя чувство восхищения: оно передаётся нам от автора. Во вступлении много контекстных синонимов, связанных с Петербургом: сначала это «приют убогого чухонца», затем «юный град», «полнощных стран краса и диво», «младшая столица», «новая царица», «Петра творенье», «град Петров».

Как по этим синонимам можно определить исторический путь Петербурга? Что было сначала на его месте? Какое впечатление производит невский пейзаж, глядя на который Пётр строит свои планы? Какие части речи преобладают в его описании?
Контекстные синонимы воссоздают перед нами исторический путь города, сначала скрытого во «тьме лесов и топи блат» и затем стремительно вознёсшегося «пышно, горделиво» на свет, превратившегося в новую столицу России.

Первоначальный пейзаж, вглядываясь в который государь обдумывает рождение нового города, кажется унылым и даже угрюмым:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
В пейзаже почти нет красок, потому что нет солнца (оно спрятано в тумане). Всё убого и безрадостно: быстрая река, «бедный чёлн», который «одиноко» борется с течением, чёрные избы — «приют убогого чухонца».

В описании преобладают прилагательные и причастия: волны пустынные, берега мшистые, топкие, чёлн бедный, чухонец убогий, солнце спрятанное, лес, неведомый лучам … Всё будто дремлющее, не знающее ещё своей силы …

Обратим внимание на то, что в первых строках Пётр даже не назван по имени — только он курсивом. Почему?

Всем понятно, кто он, и в то же время это придаёт образу Петра особое величие, будто наделяет его какими-то особыми полномочиями и возможностями. Пушкин очень долго и кропотливо работал над началом поэмы. Посмотрите, сколько вариантов он сочинил и сколько отбросил.

На берегах варяжских волн
Стоял глубокой думы полн
Великий Пётр. Пред ним катилась
Уединённая (река?)

Однажды близ пустынных волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий муж. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

Однажды близ балтийских волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий царь. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

А что вышло в итоге? Сравните с окончательным вариантом. Что убрал, изменил Пушкин? Почему? Какое звучание это придало стиху?
Пушкин убрал все собственные имена (имя царя и географические названия). Отбросил эпитет великий по отношению к Петру, великими названы его думы. Заменил словосочетанием дум великих полн деепричастный оборот задумавшись глубоко, что сделало возвышенным рассказ о Петре-преобразователе и усилило масштаб планов Петра (думы свидетельствуют о более долгом процессе вынашивания желанного замысла, нежели деепричастный оборот задумавшись глубоко).

Пейзаж стал более конкретным, зримым. Река не просто катится в своих берегах, а несётся, «бедный чёлн» стремится по её волнам. Вспоминается выражение «река жизни», где утлый челнок с плывущим на нём человеком становится символом его беззащитности перед судьбой и её непредсказуемостью. Именно на эту реку и чёлн устремлён взгляд царя, пытающегося пронзить время и увидеть будущее. Перечитаем ещё раз стихи о его планах и вдумаемся в них:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Пушкин назвал эти планы великими. Почему? Объясните, что значит «в Европу прорубить окно, / Ногою твёрдой стать при море». Пётр мечтает о выходе в море, о собственном флоте, о торговых и политических связях с Европой. Именно поэтому Пушкин называет его планы великими.

Какая часть речи, на ваш взгляд, является главной в описании этих планов? (Глагол главенствует в этом отрывке: грозить, прорубить, стать, запируем. Причём все глаголы использованы в будущем времени.)

Вчитайтесь внимательно в глаголы. Каким образом можно получить выход в море?
-Прорубить окно» — значит освоить природу, вырубить леса, осушить болота, получить цивилизованный выход к морю, в Европу, основав портовый город.

Зачем нужно это сделать?
Чтобы выставить заслон западным захватчикам и предупредить их, что дорога врагу закрыта: «Отсель грозить мы будем шведу … ». Город будет заложён «назло надменному соседу». И в то же время «все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе». Как это понять? Сочетается ли это — грозное предупреждение и приглашение в гости? Да, такова матушка Россия: неприступная для врагов и хлебосольная для добрых соседей, званых гостей …

Сопоставим планы Петра с тем пейзажем, на фоне которого они рождаются. Пейзаж убогий, дикий, а планы грандиозные: природе и стихиям противопоставляется будущая цивилизация. Пётр ощущает себя творцом, который может облагородить землю, и Пушкин восхищается его волей и умением реализовывать масштабные замыслы. И это восхищение чувствуется в выделенном поэтом местоимении он, которое вместило в себя и его имя, и титул, и талант политика. Однако воплощение в жизнь великих замыслов государя было бы невозможно без Божьей помощи и без великого народа, жертвенного и терпеливого, способного на неустанный труд.

В первой части вступления к поэме пейзажам и планам Петра отводится равное место — по 11 строк, то есть они пока находятся в равновесии.

Вторая часть тоже состоит из 22 строк, и в ней тоже есть описание прежнего пейзажа. Найдите его.

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод …

Этот пейзаж занимает всего 5 строк. О чём это говорит? Что произошло? Что изменилось?
Прежний дикий, угрюмый пейзаж заменил пейзаж городской. Родился Петербург … Мечта Петра воплотилась в жизнь.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво …

На что похоже рождение этого города? Почему в поэме ничего не говорится о его строительстве? Какой мотив это вносит в поэму?
Рождение Петербурга похоже на чудо, потому что нет ни слова о том, как он строился. Дети сравнивают его появление с проросшим зерном, которое никто не видел, пока оно таилось в земле. И вдруг проросло сначала смелым стебельком, а потом превратилось в могучее дерево. Отсутствие рассказа о строительстве города и привносит в поэму мотив чуда. Город будто родился из небытия и удивил всех. Тот, кто бросил это зерно в землю, отодвигается на второй план, ибо город оказывается даже великолепнее замысла. Он — «полнощных стран краса и диво».

Прекрасный город стал замечательным памятником его основателю.

Кого нет в описании этого города?
Человека! Его не видно за этими дворцами и башнями, мостами и садами. Конечно, он есть, и в каждом архитектурном памятнике Петербурга, в его величественных зданиях, набережных и мостах, садах и парках — след человека-труженика.

Убогий чухонец в роли «пасынка природы» (то есть нелюбимого дитяти) жил на берегах «пустынных волн», забрасывая в воды «свой ветхий невод». Во второй части он уже стал только воспоминанием: не видно ни его, ни жителей Петербурга … Есть только «громады … дворцов и башен», «богатые пристани», «тёмно-зелёные сады», гранитные берега, мосты «над водами».

А где впервые чувствуется появление человека?
Человек появляется в третьей части вступления, и этим человеком является Александр
Сергеевич Пушкин. Перечитаем эту часть. Литературоведы называют её гимном Петербургу. Попробуем доказать, что это справедливо. Найдите строки, где звучит открытое любование городом, восхищение его красотой. Прочтите их так, чтобы мы услышали это восхищение.

Какое слово постоянно повторяется в этом гимне?
Люблю: «Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид … », «Люблю зимы твоей жестокой / Недвижный воздух и мороз … », «Люблю воинственную живость / Потешных Марсовых полей … », «Люблю, военная столица, / Твоей твердыни дым и гром … ».

Что же любит поэт в Петербурге? Докажите, что город в его восприятии живой, одухотворённый.
Пушкин любит петербургский пейзаж, в котором всё живёт и дышит. Ему нравятся «Невы державное теченье» (даже течение реки, закованной в гранитные берега, исполнено государственной воли!), задумчивые ночи, спящие громады домов, зори, торопящиеся «сменить» одна другую.

Воинское Марсово поле (место, где проходили военные парады) в поэме словно живое. Нева «ликует», «взломав свой синий лёд». И везде чувствуется присутствие человека — автора, который читает «без лампады» и вглядывается в блеск Адмиралтейской иглы, любит морозную зиму, «бег санок вдоль Невы широкой, / Девичьи лица ярче роз», «шипенье пенистых бокалов» на дружеской пирушке, военные парады на Марсовом поле, гром пушек, «когда полнощная царица / Дарует сына в царский дом» …

Созданный державной волей Петра по образцу европейских столиц, Петербург стал прекраснейшим городом земли, символом государственной мощи России, но поднят он «из тьмы лесов, из топи блат» человеком и облагорожен его трудом и душой. Поэтому читатель, заворожённый пушкинским стихом, восхищённо восклицает вместе с поэтом: «Люблю тебя, Петра творенье» и
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой

Анализ вступления к поэме «Медный всадник»

4 (80%) 2 vote[s]